Физические величины используемые в устройстве и эксплуатации автомобиля – «Физические величины и явления, используемые в устройстве и эксплуатации автомобиля»
1. Эксплуатационные свойства автомобиля
Оглавление
Исходные данные для расчета | |
1 Масса автомобиля и её распределение по осям | |
2 Определение внешней скоростной характеристики двигателя | |
2.1 Расчет мощности двигателя | |
2.2 Определение максимальной мощности двигателя | |
2.3 Построение графика внешней скоростной характеристики двигателя | |
3 Определение передаточных чисел трансмиссии | |
3.1 Подбор шины | |
3.2 Определение передаточного числа главной передачи | |
3.3 Определение передаточного числа первой передачи коробки передач | |
4 Мощностной баланс автомобиля | |
4.1 Мощность, затрачиваемая на преодоление сопротивления воздуха | |
4.2 Мощность, затрачиваемая на преодоление сопротивления дороги | |
4.3 Полная тяговая мощность |
Эксплуатационными свойствами автомобиля называются свойства, характеризующие выполнение им транспортных и специальных работ: перевозки пассажиров, грузов и специального оборудования. Эти свойства определяют приспособленность автомобиля к условиям эксплуатации, а также эффективность и удобство его использования.
1.1. Общие сведения
Автомобиль обладает целым рядом эксплуатационных свойств (рис. 1.1), которые составляют две группы, связанные и не связанные с движением автомобиля.
Тягово-скоростные и тормозные свойства, топливная экономичность, управляемость, Поворачиваемость, маневренность, устойчивость, проходимость, плавность хода, Экологичность и безопасность обеспечивают движение автомобилей и определяют его закономерности.
Вместимость, прочность, долговечность, приспособленность к техническому обслуживанию и ремонту, погрузочно-разгрузочным работам, посадке и высадке пассажиров во многом определяют эффективность и удобство использования автомобиля.
Что же представляют собой эксплуатационные свойства автомобиля. Дадим определения этим свойствам.
тягово-скоростными называются свойства автомобиля, определяющие диапазоны изменения скоростей движения и максимальные ускорения разгона в различных дорожных условиях при работе в тяговом режиме.
Тяговым называется режим движения автомобиля, при котором от двигателя к ведущим колесам через трансмиссию подводятся мощность и крутящий момент, необходимые для движения.
Тормозными называются свойства автомобиля, определяющие максимальные замедления при торможении в различных дорожных условиях и обеспечивающие неподвижное удержание его относительно поверхности дороги.
Топливная экономичность — это свойство автомобиля, определяющее расходы топлива при выполнении транспортной работы.
Управляемостью называется свойство автомобиля изменять или сохранять параметры движения при воздействии водителя на рулевое управление.
Поворачиваемость представляет собой свойство автомобиля отклоняться вследствие увода колес от
15
Р ис. 1.1. Эксплуатационные свойства автомобиля направления движения, заданного рулевым управлением.Маневренностью называется свойство автомобиля поворачиваться на минимальной площади и вписываться в дорожные габариты.
Устойчивость — это свойство автомобиля сохранять направление движения и противостоять силам, стремящимся вызвать занос или опрокидывание автомобиля.
Проходимостью называется свойство автомобиля двигаться по плохим дорогам и вне дорог. Проходимость характеризует степень уменьшения средней скорости движения и производительности автомобиля в указанных условиях по сравнению с хорошими дорогами.
Плавность хода представляет собой свойство автомобиля обеспечивать защиту перевозимых пассажиров и грузов, а также систем и механизмов автомобиля от воздействия неровностей дороги.
Экологичность — это свойство автомобиля минимально загрязнять окружающую среду отработавшими газами и шумом.
Безопасностью движения называется свойство автомобиля двигаться с наименьшей вероятностью возникновения дорожно-транспортных происшествий. Это комплексное эксплуатационное свойство, связанное с управляемостью, поворачиваемостью, маневренностью, устойчивостью и тормозными свойствами. Безопасность движения — важнейшее эксплуатационное свойство, от которого зависят жизнь и здоровье людей, сохранность автомобиля, грузов и других материальных ценностей.
Вместимость представляет собой свойство автомобиля, определяющее количество грузов или пассажиров, которые могут быть перевезены одновременно.
Прочностью называется свойство автомобиля работать без поломок и неисправностей.
Долговечность — это свойство автомобиля работать без интенсивного изнашивания отдельных деталей, механизмов и систем, вызывающего прекращение эксплуатации автомобиля.
Приспособленностью к техническому обслуживанию и ремонту называется свойство автомобиля, определяющее простоту и трудоемкость этих работ, а также время простоя при их выполнении.
Приспособленность к погрузочно-разгрузочным работам представляет собой свойство автомобиля обеспечивать выполнение этих работ с наименьшими затратами времени и труда.
Приспособленностью к посадке и высадке пассажиров называется свойство автомобиля, характеризующее продолжительность остановки и удобство пассажиров при входе и выходе.
studfile.net
Определения эксплуатационных свойств автомобиля | Теория
Тяговые свойства автомобиля — совокупность свойств, определяющих возможные по характеристикам двигателя или сцепления ведущих колес с дорогой, диапазоны изменения скоростей движения и предельные интенсивности разгона автомобиля при его работе на тяговом режиме в различных дорожных условиях.
Тяговым режимом считается режим работы двигателя, при котором от двигателя к ведущим колесам подводится мощность, достаточная для преодоления сопротивления движению.
Чем тяжелее дорожные условия, тем меньше диапазон возможных скоростей и меньше возможность ускорения. В некоторых условиях, называемых предельными, диапазон скоростей снижается до одного значения. При более тяжелых условиях движение невозможно.
Динамичность — свойство автомобиля перевозить грузы и пассажиров с максимально возможной средней скоростью. Чем выше динамичность автомобиля, тем больше его производительность. Динамичность автомобиля во многом зависит от его тяговых и тормозных свойств.
Топливная экономичность — свойство автомобиля рационально использовать энергию топлива при выполнении единицы транспортной работы.
Снижение расходов топлива транспортными средствами является важнейшей задачей. От того, насколько экономичен автомобиль, зависит себестоимость автоперевозок.
Управляемость — способность автомобиля сохранять заданное направление движения или изменять его при воздействии водителя на рулевое управление автомобиля.
Управляемость заивисит от конструкции автомобиля, технического состояния рулевого управления, подвески и шин, а также условий окружающей среды.
Устойчивость — свойство автомобиля сохранять направление движения и противодействовать силам, стремящимся увести в сторону или опрокинуть автомобиль.
Управляемость и устойчивость тесно связаны друг с другом.
Устойчивость вместе с управляемостью и тормозной динамичностью автомобиля обусловливают безопасность движения.
Проходимость — свойство автомобиля свободно двигаться по плохим (разбитым, размокшим) дорогам и пересеченной местности, преодолевая естественные и искусственные препятствия (канавы, рвы, пороги) без вспомогательных устройств и посторонней помощи.
Проходимость является одним из основных эксплуатационных свойств, определяющих эффективность использования данного транспортного средства. Этим качеством должны обладать автомобили всех типов, но в зависимости от их назначения — в различной степени.
Автомобили обычной проходимости предназначены для движения по шоссейным и грунтовым дорогам. К ним относятся автомобили обшетранспортного назначения колесной формулой 4×2 или 6×4 с обычными тороидными или низкопрофильными шинами и не блокируемыми дифференциалами.
К автомобилям повышенной проходимости относятся автомобили колесной формулой 4×4, 6×4, 6×6 и т. д. с широкопрофильными шинами, шинами регулируемого давления воздуха, с частично или полностью блокируемыми дифференциалами.
К автомобилям высокой проходимости относятся полноприводные автомобили с шинами сверхнизкого давления, арочными шинами или пневмокатками Эти автомобили могут быть плавающими и работать в особо тяжелых климатических условиях, например на севере.
Плавность хода — свойство автомобиля двигаться по дорогам и местности с заданными скоростями без толчков и колебаний кузова, которые могут нарушить нормальную работу механизмов автомобиля, оказывать вредное влияние на водителя и пассажиров.
Выступы и впадины от 100 м до 10 см называют микропрофилем дороги, который является основной причиной колебаний автомобиля на подвеске.
Мелкие неровности дорожной поверхности менее 10 см называются шероховатостью. Они могут создать высокочастотные вибрации отдельных элементов шасси и кузова автомобиля и высокий уровень шума как внутри кузова, так и вокруг машины.
Надежность — свойство автомобиля безотказно перевозить грузы и пассажиров в течение определенного срока и без ухудшения основных эксплуатационных показателей автотранспортного средства.
Надежность — это совокупность свойств, которая может включать в себя безотказность, долговечность и ремонтопригодность объекта.
Безотказность — свойство автомобиля (двигателя) сохранять работоспособность в течение определенного интервала времени или пробега определенной величины.
Долговечность — свойство автомобиля сохранять работоспособность до определенного времени, когда установлено проведение технического обслуживания и ремонта автотранспортного средства.
Ремонтопригодность — приспособленность автомобиля к предупреждению, обнаружению и устранению неисправностей и отказов.
ustroistvo-avtomobilya.ru
Устройство автомобиля. Всё об автомобиле
В наше время автомобиль уже не является роскошью. Практически каждый человек может позволить себе приобрести его. Но зачастую очень мало людей знакомы с устройством автомобиля, хотя каждому водителю очень важно знать о том из каких основных частей, узлов и агрегатов состоит транспортное средство. В первую очередь это необходимо когда происходит какая-то поломка автомобиля, благодаря тому что владелец хотя бы в общих чертах знаком с конструкцией машины, он может определить где же именно случилась неисправность. Существует огромное количество самых различных марок и моделей машин, но в своём большинстве все легковые автомобили имеют одинаковую конструкцию. Разберём устройство легкового автомобиля.
Легковой автомобиль состоит из 5 основных частей:
Кузов
Кузов — та часть автомобиля на которую крепятся все остальные составляющие. Стоит отметить, что когда только появились автомобили, они не имели кузова. Все узлы крепились к раме, из-за чего автомобиль становился достаточно тяжёлым. Чтобы снизить вес производители отказались от рамы, и заменили её кузовом.
Кузов состоит из четырёх основных частей:
- передний лонжерон
- задний лонжерон
- моторный отсек
- крыша автомобиля
- навесные составляющие
Надо заметить, что такое разделение деталей достаточно условно, потому что все детали взаимосвязаны друг с другом и образуют одну конструкцию. Опорой для подвески являются лонжероны, которые привариваются к днищу. Двери, крышка багажника, капот и крылья относятся больше к навесным составляющим. Также надо отметить и задние крылья, которые присваиваются непосредственно к кузову, а вот передние бывают съёмными (всё зависит от производителя).
Ходовая часть
Ходовая часть состоит из огромного количества самых разнообразных узлов и агрегатов, благодаря которым автомобиль и имеет возможность передвигаться. Основными составляющими ходовой части являются:
- передняя подвеска
- задняя подвеска
- колёса
- ведущие мосты
Чаще всего на современные автомобили производители устанавливают переднюю независимую подвеску, т.к. она обеспечивает наилучшее управление, а также что не мало важно — комфорт. В независимой подвеске все колёса крепятся к кузову с помощью собственной крепёжной системы, за счёт чего обеспечивается прекрасное управление автомобилем.
Нельзя забывать и про уже устаревшую, но всё равно присутствующую во многих автомобилях зависимую подвеску. Задняя зависимая подвеска в основном представляет собой жёсткую балку или ведущий мост, если конечно рассматривать автомобиль с задним приводом.
Трансмиссия
Трансмиссия автомобиля — это совокупность механизмов и агрегатов для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам. Из составляющих трансмиссии можно выделить три основных узла:
- коробка переключения передач или просто КПП (механические, роботизированные, автоматические или вариаторные)
- ведущий мост или мосты (в зависимости от производителя)
- шарнир равных угловых скоростей или, если выразится проще, карданная передача
Для того чтобы обеспечить плавную передачу крутящего момента на автомобиле установлено сцепление, благодаря которому происходит соединение вала двигателя с валом коробки передач. Сама коробка переключения передача нужна для того чтобы изменять передаточное число, а также уменьшать нагрузку на сам двигатель. Карданная передача необходима чтобы соединять коробку переключения передач непосредственно с колёсами или с ведущим мостом. А сам ведущий мост монтируется в корпусе коробки передач, если у машины передний привод. Если у автомобиля задний привод то ведущий мост служит задней балкой.
Двигатель
Двигатель — это сердце машины, которое состоит из большого количества различных частей.
Основное назначение двигателя – это преобразование тепловой энергии сгорающего топлива в механическую энергию, которая с помощью трансмиссии передаётся на колёса.
Система управления двигателем и электрооборудование
К основным элементам электрооборудования автомобиля относятся:
Аккумуляторная батарея (АКБ) предназначена главным образом для запуска самого двигателя автомобиля. АКБ является постоянным возобновляемым источником энергии. Если двигатель не запущен, то именно благодаря АКБ осуществляется работа всех устройств, работающих за счёт электроэнергии.
Генератор нужен для того чтобы происходила постоянная подзарядка АКБ, а также для поддержания постоянного напряжения в борт–сети.
Система управления двигателем состоит из всевозможных датчиков и электронного блока управления, который сокращённо называется ЭБУ.
Потребителями электроэнергии о которых говорилось чуть выше являются:
Нельзя забыть и о электропроводке, которая состоит из большого количества проводов. Эти провода и составляют бортовую сеть всего автомобиля, которая соединяет воедино все источники, а также потребители электроэнергии.
ustroistvo-avtomobilya.ru
Физика Задания для внеклассной самостоятельной работы
Физика
Задания для внеклассной самостоятельной работы 1 курс.
Основы кинематики
С.р. №1 Сообщение на тему «Использование и учет скорости в деятельности человека»
С.р. №2 Сообщение на тему «Физические величины и явления, используемые в устройстве и эксплуатации автомобиля»
С.р. №3 Конспект на тему «Кинематика твердого тела»
Основы динамики и статики
С.р. №4 Решение задач по теме: «Динамика».
С.р. №5 Рефераты или сообщения по выбору: «Силы в природе» (упругость, трение, сила тяжести, невесомость)
С.р. №6 Реферат или сообщение на тему: «Деформации и их учет в технике»
Законы сохранения в механике
С.р. №7 Составление конспекта «Успехи в освоении космического пространства».
С.р. №8 Решение задач по теме «Законы сохранения в механике»
С.р. №9 Выводы к лабораторной работе «Изучение закона сохранения механической энергии»
2 семестр
Основы молекулярно-кинетической теории
С.р. №10 Презентация или сообщение по теме «Атомистическая теория и ее создатели».
С.р. №11 Реферат: «Менделеев Д.И.- на службе у Родины».
Агрегатные состояния вещества и фазовые переходы
С.р. №12 Презентация или сообщение по теме «Капиллярные явления».
С.р. №13 Чтение дополнительной литературы и составление конспекта или презентации по теме «Влажность воздуха».
Основы термодинамики
С.р. №14 Чтение дополнительной литературы и составление конспекта « Необратимость тепловых процессов».
С.р. №15 Сообщение или презентация «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды»
С.р. №16 Работа с конспектом лекции и устный ответ «Технический прогресс и охрана окружающей среды».
С.р. №17 Подготовка к диф.зачету: конспектирование, подбор материалов, анализ и реферирование дополнительной и учебной литературы , решение задач.
Задания для внеклассной самостоятельной работы 2 курс.
Электрическое поле
С.р. №1 Работа с дополнительными источниками и составление сообщения на тему «Применение электростатики»
С.р. №2 Чтение дополнительной литературы и составление конспекта «Электрическое поле»
С.р. №3 Работа с дополнительными источниками и составление презентации или сообщения на тему «Электроемкость. Конденсаторы»
Законы постоянного тока
С.р. №4 Работа с конспектом лекции и устный ответ «Закон Ома для участка цепи»
С.р. №5 Работа с конспектом лекции и устный ответ «Закон Ома для полной цепи»
С.р. №6 Презентация или сообщение на тему «Электрический ток в вакууме» или «Электрический ток в полупроводниках»
С.р. №7 Решение задач по теме «Электрическое поле. Законы постоянного тока»
Электромагнитное поле
С.р. №8 Презентация или сообщение по теме «Сила Ампера».
С.р. №9 Презентация или сообщение по теме «Сила Лоренца».
С.р. №10 Работа с конспектом лекции и устный ответ «Генератор».
С.р. №11 Работа с дополнительными источниками и составление презентации или сообщения на тему «Применение трансформаторов»
Колебания и волны
С.р. №12 Конспект по теме «Характеристики музыкальных звуков».
С.р. №13 Решение задач по теме: «Механические колебания и волны».
С.р. №14 Работа с дополнительными источниками и составление сообщения на тему «Осуществление передачи и приема телевизионных сигналов»
С.р. №15 Работа с дополнительными источниками и составление презентации или сообщения на тему «Польза и опасность электромагнитных волн»
С.р. №16 Презентация или сообщение «Проблемы энергетики».
Оптика
С.р. №17 Работа с дополнительными источниками и составление презентации или сообщения на тему «Применение оптических приборов».
С.р. №18 Работа с учебником и составление конспекта «Линза. Формула тонкой линзы».
С.р. №19 Работа с дополнительными источниками и составление презентации или сообщения на тему «Разрешающая способность оптических приборов».
С.р. №20 Работа с дополнительными источниками и составление презентации или сообщения на тему «Технические устройства, основанные на использовании фотоэффекта».
Строение атома и квантовая физика
С.р. №21 Сообщение, презентации по теме «Исторические сведения о формировании взглядов на модели атома»
Ядерная физика
Эволюция Вселенной (Астрономия)
С.р. №25 Сообщения, презентации по теме «Легенды и мифы о созвездиях», «Орбитальные станции», «Луноходы».
С.р. №26 Наблюдение видимого суточного вращения звездного неба
С.р. №27 Наблюдение годичного изменения вида звездного неба
infourok.ru
Тест на знание устройства автомобиля
Насколько хорошо вы разбираетесь в ⭐ устройстве автомобиля? Вопросы легкие, и на большинство из них способны ответить даже те, кто не обслуживает автомобиль самостоятельно. Для настоящего автомобильного фаната, который изучил свой автомобиль до последней гайки, тест вообще не должен представить никакой сложности.
Где находится коленвал?
Под днищем автомобиля
В двигателе
Между коленом и валом
В коробке передач
Продолжить >>
Что изображено на фотографии?
Поршневой двигатель с турбонагнетателем
Газодизельный двигатель
Бензиновый инжекторный двигатель
Роторно-поршневой двигатель
Продолжить >>
Сцепление относится к…
Двигателю
Трансмиссии
Электрооборудованию
Подвеске
Продолжить >>
Бесступенчатой трансмиссией является:
Роботизированная коробка передач
Автоматическая коробка передач
Механическая коробка передач
Вариатор
Продолжить >>
Для чего служат свечи зажигания?
Для воспламенения топливной смеси
Для распределения энергии
Для зарядки аккумуляторной батареи
Для освещения салона в темное время суток
Продолжить >>
Для чего в автомобиле тахометр?
Показывает пробег автомобиля
Показывает скорость автомобиля
Показывает частоту вращения коленвала
Показывает остаток топлива в баке
Продолжить >>
Антифриз является…
Смазывающей жидкостью
Охлаждающей жидкостью
Консервирующей жидкостью
Подогревающей жидкостью
Продолжить >>
Для чего служит глушитель?
Для снижения уровня шума отработавших газов
Для передачи вращающего момента от двигателя для передачи и изменения крутящего момента от двигателя к ведущим колесам автомобиля
Для образования горючей смеси
Для гашения колебаний кузова на неровной дороге
Продолжить >>
В каких единицах измеряется вязкость моторного масла?
Литрах
Молях
Сантистоксах
Ваттах
Продолжить >>
Какой прибор является источником тока при работающем двигателе?
Аккумуляторная батарея
Компрессор
Генератор
Стартер
Продолжить >>
Тест на знание устройства автомобиляЯ никогда не видел автомобиль 🙁
Share your Results :
Facebook Twitter Google+ VK Тест на знание устройства автомобиляЯ видел автомобиль только на картинке 🙁
Share your Results :
Facebook Twitter Google+ VK Тест на знание устройства автомобиляЯ знаю что такое автомобиль, но под капот заглядываю редко 🙂
Share your Results :
Facebook Twitter Google+ VK Тест на знание устройства автомобиляЯ отлично разбираюсь в устройстве автомобиля!
Share your Results :
Facebook Twitter Google+ VK Тест на знание устройства автомобиляЯ превосходный автомеханик!
Share your Results :
Facebook Twitter Google+ VKСЫГРАТЬ ЕЩЕ РАЗ !
ustroistvo-avtomobilya.ru
Силы действующие на автомобиль при движении
На движущийся автомобиль действует ряд сил, часть из которых направлена по оси движения автомобиля, а часть — под углом к этой оси. Условимся называть первые из этих сил продольными, а вторые боковыми.
Продольные силы могут быть направлены как по ходу, так и против хода движения автомобиля. Силы, направленные по ходу движения, являются движущимися и стремятся продолжить движение. Силы, направленные против хода движения, являются силами сопротивления и стремятся остановить автомобиль.
На автомобиль, движущийся по горизонтальному и прямому участку дороги, действуют следующие продольные силы:
При движении автомобиля в гору возникает сила сопротивления подъему, а при разгоне автомобиля—сила сопротивления разгону (сила инерции).
Тяговая сила
Развиваемый двигателем автомобиля крутящий момент передается на ведущие колеса. В передаче крутящего момента от двигателя к ведущим колесам участвуют механизмы трансмиссии. Крутящий момент на ведущих колесах зависит от крутящего момента двигателя и передаточных чисел коробки передач и главной передачи. В точке касания колес с поверхностью дороги крутящий момент вызывает окружную силу. Противодействие дороги этой окружной силе выражается реактивной силой, передаваемой от дороги на ведущее колесо. Эта сила направлена в сторону движения автомобиля и называется толкающей или тяговой силой. Тяговая сила от колес передается на ведущий мост и далее на раму, заставляя автомобиль двигаться. Величина тяговой силы тем больше, чем больше крутящий момент двигателя и передаточные числа коробки передач и главной передачи. Тяговая сила на ведущих колесах достигает наибольшей величины при движении автомобиля на низшей передаче, поэтому низшую передачу используют при трогании с места автомобиля с грузом, при движении автомобиля по бездорожью. Величина тяговой силы на ведущих колесах автомобиля ограничивается сцеплением шин с поверхностью дороги.
Сила сцепления колес с дорогой
Трение, возникающее между ведущими колесами автомобиля и дорогой, называется силой сцепления. Сила сцепления равна произведению коэффициента сцепления на сцепной вес, т. е. вес, приходящийся на ведущие колеса автомобиля. Величина коэффициента сцепления шин с дорогой зависит от качества и состояния дорожного покрытия, формы и состояния рисунка протектора шины, давления воздуха в шине.
У легковых автомобилей полный вес распределяется по осям примерно поровну. Поэтому сцепной вес его можно принять равным 50% полного веса. У грузовых автомобилей при полной их нагрузке сцепной вес (вес, приходящийся на заднюю ось) составляет примерно 60—70% полного веса.
Величина коэффициента сцепления имеет большое значение для эксплуатации автомобиля и безопасности движения, так как от него зависят проходимость автомобиля, тормозные качества, возможность, пробуксовки и заноса ведущих колес. При незначительном коэффициенте сцепления трогание автомобиля с места сопровождается пробуксовкой, а торможение — скольжением колес. В результате автомобиль иногда не удается тронуть с места, а при торможении происходит резкое увеличение тормозного пути и возникновение заноса.
На асфальтобетонных покрытиях в жаркую погоду на поверхность выступает битум, делая дорогу маслянистой и более скользкой, что снижает коэффициент сцепления. Особенно сильно снижается коэффициент сцепления при смачивании дороги первым дождем, когда образуется еще не смытая пленка жидкой грязи. Заснежённая или обледенелая дорога особенно опасна в теплую погоду, когда поверхность подтаивает.
При увеличении скорости движения коэффициент сцепления снижается, в особенности на мокрой дороге, так как выступы рисунка протектора шины не успевают продавливать пленку влаги.
Исправное состояние рисунка протектора шины имеет большое значение при движении по грунтовым дорогам, снегу, песку, а также по дорогам с твердым покрытием, по покрытым пленкой грязи или воды. Благодаря наличию выступов рисунка опорная площадь шины уменьшается и, следовательно, возрастает удельное давление на поверхность дороги. При этом легче продавливается грязевая пленка и восстанавливается контакт с дорожным покрытием, а на легком грунте происходит непосредственное зацепление выступов рисунка за грунт.
Повышенное давление воздуха в шине уменьшает ее опорную поверхность, вследствие чего удельное давление возрастает настолько, что при трогании с места и при торможении может произойти разрушение резины и сцепление колес с дорогой уменьшается.
Таким образом, величина коэффициента сцепления зависит от многих условий и может изменяться в довольно значительных пределах. Так как много дорожно-транспортных происшествий происходит из-за плохого сцепления, то водители должны уметь приблизительно оценивать величину коэффициента сцепления и выбирать скорость движения и приемы управления в соответствии с ним.
Сила сопротивления воздуха
При движении автомобиль преодолевает сопротивление воздуха, которое складывается из нескольких сопротивлений:
- лобового сопротивления (около 55—60% всего сопротивления воздуха)
- создаваемого выступающими частями—подножками автобуса или автомобиля, крыльями (12—18%)
- возникающего при прохождении воздуха через радиатор и подкапотное пространство (10—15%) и др.
Передней частью автомобиля воздух сжимается и раздвигается, в то время как в задней части автомобиля создается разрежение, которое вызывает образование завихрений.
Сила сопротивления воздуха зависит от величины лобовой, поверхности автомобиля, его формы, а также от скорости движения. Лобовую площадь грузового автомобиля определяют как произведение колеи (расстояние между шинами) на высоту автомобиля. Сила сопротивления воздуха возрастает пропорционально квадрату скорости движения автомобиля (если скорость возрастает в 2 раза, то сопротивление воздуха увеличивается в 4 раза).
Для улучшения обтекаемости и уменьшения сопротивления воздуха ветровое стекло автомобиля располагают наклонно, а выступающие детали (фары, крылья, ручки дверей) устанавливают заподлицо с внешними очертаниями кузова. У грузовых автомобилей можно уменьшить силу сопротивления воздуха, закрыв грузовую платформу брезентом, натянутым между крышей кабины и задним бортом.
Сила сопротивления качению
На каждое колесо автомобиля постоянно действует вертикальная нагрузка, которая вызывает вертикальную реакцию дороги. При движении автомобиля на него действует сила сопротивления качению, которая возникает вследствие деформации шин и дороги и трения шин о дорогу.
Сила сопротивления качению равна произведению полного веса автомобиля на коэффициент сопротивления качению шин, который зависит от давления воздуха в шинах и качества дорожного покрытия. Вот- некоторые значения коэффициента сопротивления качению шин:
- для асфальтобетонного покрытия— 0,014—0,020
- для гравийного покрытия—0,02—0,025
- для песка—0,1—0,3
Сила сопротивления подъему
Автомобильная дорога состоит из чередующихся между собой подъемов и спусков и редко имеет горизонтальные участки большой длины.
При движении на подъем автомобиль испытывает дополнительное сопротивление, которое зависит от угла наклона дороги к горизонту. Сопротивление подъему тем больше, чем больше вес автомобиля и угол наклона дороги. При подъезде к подъему необходимо правильно оценить возможности преодоления подъема. Если подъем непродолжительный, его преодолевают с разгоном автомобиля перед подъемом. Если подъем продолжительный, его преодолевают на пониженной передаче, переключившись на нее у начала подъема.
При движении автомобиля на спуске сила сопротивления подъему направлена в сторону движения и является движущей силой.
Сила сопротивления разгону
Часть тяговой силы при разгоне затрачивается на ускорение вращающихся масс, главным образом маховика коленчатого вала двигателя и колес автомобиля. Для того чтобы автомобиль начал двигаться с определенной скоростью, ему необходимо преодолеть силу сопротивления разгону, равную произведению массы автомобиля на ускорение. При разгоне автомобиля сила сопротивления разгону направлена в сторону, обратную движению. При торможении автомобиля и замедлении его движения эта сила направлена в сторону движения автомобиля. Бывают случаи, когда при резком разгоне груз или пассажиры падают из открытого кузова, с сидений мотоцикла, а при резком торможении пассажиры ударяются о лобовое стекло или о передний борт автомобиля. Для того чтобы таких случаев не было, необходимо, плавно увеличивая частоту вращения коленчатого вала двигателя, преодолевать силу сопротивления разгону и плавно осуществлять торможение автомобиля.
Центр тяжести
На автомобиль, как и на любое другое тело, действует сила тяжести, направленная вертикально вниз. Центром тяжести автомобиля называют такую точку автомобиля, от которой вес автомобиля распределяется равномерно во всех направлениях. У автомобиля центр тяжести располагается между передней и задней осью на высоте около 0,6 м для легковых и 0,7—1,0 м для грузовых. Чем ниже расположен центр тяжести, тем устойчивее автомобиль против опрокидывания. При загрузке автомобиля грузом центр тяжести поднимается у легковых автомобилей примерно на 0,3—0,4 м, а у грузовых на 0,5 м и более в зависимости от рода груза. При неравномерном укладывании груза центр тяжести может также сместиться вперед, назад или в сторону, при этом будут нарушаться устойчивость автомобиля и легкость управления.
ustroistvo-avtomobilya.ru
Диагностирование автомобиля: задачи, виды, методы
- в процессе технического обслуживания
- заявочное
- ресурсное
Диагностирование в процессе технического обслуживания увязано с системой технического обслуживания конкретной машины.
Заявочное проводится по заявке автомобилиста с целью выявления дефектов.
Ресурсное проводится с целью установления остаточного ресурса детали или соединения.
- предремонтное
- послеремонтное
Диагностирование перед ремонтом, в технической литературе называемое предремонтным, проводится непосредственно в хозяйствах, использующих технику, или на станциях технического обслуживания.
Диагностирование после ремонта, называемое послеремонтным, выполняется на ремонтных предприятиях с целью оценки качества ремонта и значения восстановленного pecуpca.
Методы диагностирования подразделяются на субъективные (органолептические) и объективные (инструментальные).
К субъективным методам диагностирования относятся:
- внешний осмотр
- прослушивание
- остукиванне
- проверка осязанием и обонянием
Внешним осмотром определяют состояние уплотнений, течь топлива, масла, электролита, повреждение наружных деталей; прослушиванием — стуки, шумы и другие звуки, отличающиеся от нормальных рабочих; остукиванием — резьбовые, заклепочные, шпоночные и сварочные соединения; осязанием — места нагрева деталей, вибрацию, биение, вязкость жидкости; обонянием — состояние муфты сцепления по характерному запаху, течь бензина и т.п.
Для установления количественных изменений параметров технического состояния машины проводят объективное диагностирование, т.е. с помощью специального оборудования и приборов. Технические средства могут быть встроены в машину или подсоединены к ней. К встроенным относятся датчики, сигнальные лампочки, счетчик наработки, сигнализатор засоренности фильтра и др. К подсоединяемым — стенды, приборы, приспособления и т.п.
- Прямые методы основаны на измерении структурных параметров технического состояния непосредственно прямым измерением (размер детали, зазор в подшипниках, прогиб ремня привода вентилятора и т.д.)
- Косвенные методы основаны на определении структурных параметров состояния составных частей по косвенным (диагностическим) параметрам при установке диагностического устройства без разборки машины. Этими методами определяются физические величины, характеризующие техническое состояние механизмов и систем машины: давление масла, расход газа (топлива, масла), параметры вибрации, ускорение при разгоне двигателя и др.
Техническое диагностирование при эксплуатации машин приурочивается к соответствующему виду технического обслуживания. Это позволяет снизить трудоемкость выполнения операций технического обслуживания, повысить их эффективность и обеспечить безотказность работы объекта до следующего контроля и обслуживания.
Результаты диагностирования заносят в специальную карту, в которой год и дату поступления техники считают от последнего капитального ремонта (или от начала эксплуатации для новых автомобилей). Наработку от начала эксплуатации ставят в том случае, если автомобиль не подвергался капитальному ремонту. В заключение указывают вид ремонта основных агрегатов, либо автомобиля в целом, или же остаточный ресурс и номер очередного технического обслуживания.
ustroistvo-avtomobilya.ru