Как заменить подшипник задней ступицы ваз 2109: Замена подшипника задней ступицы своими руками

Содержание

Замена подшипника задней ступицы ВАЗ 2109 сделать самому своими руками

В статье будет рассказано о том, как производится замена подшипника задней ступицы. ВАЗ 2109 — переднеприводный автомобиль, сзади у него установлены цилиндрические подшипники. Если они вышли из строя, то эта неполадка сразу же даст о себе знать. Возникает очень сильный вой, который давит на уши. Такое чувство, будто вы находитесь в самолете, который вот-вот начнет взлет. Даже при движении с включенной нейтральной передачей этот звук продолжает доноситься и не собирается исчезать. Конечно же, чем сильнее износ подшипника, тем громче этот вой. Вся работа выполняется только лишь при помощи специальных инструментов. В том случае, если у вас их нет, можно сделать ремонт и при помощи подручных средств, но это будет намного сложнее и дольше.

Как проверить подшипник ступицы

Но сначала нужно провести диагностику, она осуществляется до того, как делается замена подшипника ступицы заднего колеса. ВАЗ 2109 — несложный автомобиль, все проверки задней подвески довольно просты. Чтобы проверить целостность подшипника, вам необходимо сделать некоторые манипуляции. От руки раскручиваете колесо, в ступице которого присутствует неисправность подшипника, и слушаете, какие есть звуки. Если подшипник полностью исправен, то посторонних звуков наблюдаться не будет. А вот сломанное устройство выдаст себя сразу же, так как будет доноситься шум. Он очень похож на то, как будто бы шарики перекатываются в металлической обойме. Возникает даже чувство, что попросту смазки внутри нет. Если неисправность имеется только на одной стороне автомобиля, то у вас есть возможность провести сравнение звуков при вращении обоих колес.

Какие инструменты вам потребуются

Самое главное – это ключ на 30. Вороток у него должен быть как можно длиннее. Момент затяжки гайки на ступице очень большой. Впрочем, подойдет накидной ключ, если он имеет небольшие изгибы. При снятии и установке вам потребуется кернер или небольшое зубило. Желательно обзавестись универсальным съемником для подшипников, а также для ступицы колеса. Вам необходимо иметь в наличии хотя бы плоскогубцы, но лучше, конечно же, съемник для стопорных колец. Также необходимо иметь в своем арсенале ключ на 12 или 8, зависит от того, какой штифт в вашей ступице. С помощью этого ключа необходимо отворачивать направляющий штифт, которым закреплен барабан. А вот затяжная гайка ручника отворачивается при помощи ключа на 13. Иногда головка на 14 необходима. И самый главный инструмент в этой процедуре — хороший молоток. Без нового подшипника в комплекте со стопорными кольцами и гайки вам не обойтись. Впрочем, аналогично осуществляется и замена подшипника ступицы переднего колеса ВАЗ 2109.

Подготовка к ремонту

Намного удобнее весь ремонт проводить на смотровой яме. Конечно, в случае ее отсутствия можно установить всю заднюю часть автомобиля на опоры. Для этого необходимо надежно зафиксировать кузов автомобиля, установив его на ровной поверхности. Под передними колесами обязательно укладываются упоры, а также включается первая передача. Перед началом проведения работ необходимо отпустить гайку, которой проведена затяжка ручника.

Обратите внимание, что при проведении работ без смотровой ямы необходимо полностью вывесить ту сторону автомобиля, на которой производится обслуживание. Под нее установить надежную опору, после чего с горем пополам добираться до места установки затяжной гайки. Работы, производимые по замене ступичного подшипника, аналогичные на всех модификациях переднеприводных автомобилей. На ступице колеса имеется защитный колпачок, который вам придется снимать. После этого вооружаетесь зубилом и молотком, распрямляете загнутый край на гайке. Процедура довольно простая, поэтому особых пояснений она не требует. Таким же образом происходит замена передней ступицы ВАЗ 2109. Отличия незначительные.

Выкручивание гайки

Теперь необходимо ослабить затяжку гайки ступицы заднего колеса. Берете ключ на 30, при необходимости увеличиваете длину воротка. Чем длиннее рычаг, тем легче будет открутить эту гайку. И медленно ослабляется затяжка. Удлинить рукоять ключа можно при помощи металлической трубы. Чтобы не вращалось колесо, необходимо, чтобы помощник удерживал педаль тормоза в нажатом состоянии. Впрочем, если автомобиль установлен на все четыре колеса, необходимость в удерживании тормоза отсутствует. Упоры, положенные под передние колеса, способны удержать автомобиль. Эта процедура необходима, если осуществляется замена задней ступицы ВАЗ 2109.

Снятие колеса

Когда избавитесь от гайки, необходимо снять колесо. Для этого сначала ослабляются болты, которыми произведено крепление. Затем приподнимаете сторону автомобиля на домкрате и устанавливаете ее на опору. Только лишь после этого необходимо полностью выкрутить все болты и снять колесо. Затем при помощи ключа на 12, а на некоторых моделях автомобиля — на 8 или 10, необходимо отвернуть направляющие штифты, при помощи которых произведено крепление тормозного барабана. Желательно перед началом этого действия аккуратно обстучать их молотком. Обратите внимание, что лучше всего для выкручивания этих штифтов использовать накидные ключи. Точно так же проводится замена ступицы ВАЗ 2109. Своими руками все работы можно сделать очень быстро.

Снятие барабана

С тормозным барабаном проблем не должно возникнуть, так как затяжка на стояночном тормозе уже ослаблена. Немного дергаете на себя барабан и совершаете круговые движения в одну и в другую сторону. Не стоит пытаться сбить барабан при помощи обычного молотка, если вдруг он плохо снимается. Лучше всего обстукивать его по всему кругу при помощи резинового молотка. Только лишь после этого можно полностью выкрутить гайку, которой крепится ступица. Снимите ее, а также шайбу, которая находится под ней. После этого ступица заднего колеса может быть снята.

Снятие ступицы

В том случае, если у вас нет специального съемника, необходимо взять колесо, которое вы только что демонтировали, перевернуть его таким образом, чтобы задняя сторона смотрела на вас. Закрепите его на ступице при помощи хотя бы двух болтов. Не нужно их затягивать, достаточно завернуть на 5-7 витков. Теперь прикладывайте резкие усилия на себя. Только будьте аккуратнее, чтобы случайно не упасть на спину. За несколько подходов ступица должна сойти со своей оси. Затем необходимо демонтировать с внутренней части подшипника стопорное кольцо. Аналогично разбирается и ступица переднего колеса ВАЗ 2109. Замена ее необходима лишь в случае наличия механических повреждений.

Снятие подшипника

Делается это при помощи специальных щипцов, но можно использовать тонкие отвертки. Внутреннее кольцо на подшипнике необходимо снимать при помощи специального двухлапкового съемника. Но если такового нет, установите в задней части этого кольца зубило и аккуратно нанесите несколько ударов молотком. Когда это кольцо начнет двигаться, необходимо при помощи монтажной лопатки полностью демонтировать его. Обратите внимание, что при наличии мелких повреждений, которые обязательно появятся после работы с зубилом, необходимо зачистить их при помощи мерного напильника. Теперь можно извлечь сам подшипник.

Желательно всю работу делать с помощью съемника, займет это буквально несколько секунд. А вот если его нет, то придется воспользоваться отрезком трубы, диаметр которой такой же, как и у подшипников. Также потребуется молоток побольше, ведь простым сделать эту работу практически невозможно. Удары должны быть резкими и сильными. Сколько вы будете мучиться с этим подшипником – неизвестно. По такой схеме замена подшипника задней ступицы ВАЗ 2109 может растянуться на долгий срок. Вполне возможно, что вся работа по выпрессовке займет от 30 минут до часа. После демонтажа необходимо смазать и очистить всю внутреннюю поверхность ступицы.

Установка подшипника

С установкой нового подшипника дела обстоят намного проще – осуществить ее можно как съемником, так и тисками. Но самый простой способ — это забивание при помощи молотка. Главное в этом деле – устанавливать проставку из дерева. Когда новый подшипник практически сравняется со ступицей, возьмите обойму старого, чтобы ее применить как проставку. После установки нового подшипника вам потребуется поставить стопорное кольцо. Как и в случае с разборкой, необходимо применить либо съемник, либо тонкую отвертку. Но замена подшипника задней ступицы ВАЗ 2109 еще не завершена. Ролик необходимо поставить на место.

Установка ступицы

Теперь необходимо установить ступицу с новым подшипником на оси. Для этого потребуется приложить немалые усилия, надвигание ее нужно производить вручную. Если же он не сдвигается, то при помощи молотка с проставкой нанесите несколько резких ударов. Только наносите их по внешнему кольцу аккуратно. Затем надевайте шайбу и наживите гайку на ось ступицы колеса. Когда происходит затяжка гайки, ступица усаживается полностью на свою ось.

Установка барабана колеса производится в обратной последовательности. В самом конце необходимо окончательно затянуть гайку на ступице. Момент должен составлять как минимум 19 кгс/м. Но если у вас нет динамометрического ключа, то придется вспомнить, какое усилие прикладывали к гайке при выкручивании. Таким же точно и затягиваете ее. На этом завершена замена подшипника задней ступицы ВАЗ 2109, комфорт повысился, посторонние звуки исчезли.

Как делается замена подшипника задней ступицы ВАЗ 2109 своими руками с видео

Главная » Ремонт и обслуживание

Ремонт и обслуживание

Автор Алексей Степанов На чтение 5 мин. Просмотров 346 Опубликовано

Предполагается, что ступичные подшипники легкового автомобиля весьма надёжны, и для полного износа они должны пройти как минимум 100 тыс. км. Но с учётом того, что наши дороги не отличаются высоким качеством, менять эти подшипники приходится через каждые 50 тыс. км, а то и чаще. О том, как самостоятельно произвести замену подшипника задней ступицы на автомобиле ВАЗ 2109, мы и расскажем в этой статье.

Назначение и расположение

Подшипник ступицы заднего колеса

Ступичный подшипник — важнейший элемент ходовой части автомобиля, от которого зависит безопасность пассажиров и водителя. Если хотя бы один из ступичных подшипников выйдет из строя, автомобиль может стать неуправляемым, так как одно из колёс перестанет нормально вращаться. В автомобилях ВАЗ 2109 используются радиальные шариковые ступичные подшипники. Этот подшипник напрессовывается на заднюю полуось, добраться до него можно, только сняв колесо.

Ступичный подшипник обозначен цифрой 4

Причины поломки подшипника задней ступицы

  • Подшипник вышел из строя, полностью выработав свой ресурс (после чего возникла так называемая усталость металла).
  • Подшипник разрушился из-за попадания в него песка и грязи, которая начала действовать как абразивный материал, что и привело к частичному или полному истиранию деталей подшипника.
  • Одно из колец подшипника раскололось из-за сильного удара (который возникает, когда колесо на большой скорости попадает в глубокую выбоину на дороге).
  • Гайка на ступице затянута слабо. Это ведёт к возникновению люфта, который постепенно разрушает элементы подшипника.

Признаки неисправности ступичного подшипника

  • При движении одно из задних колёс издаёт характерный гул, который с увеличением скорости переходит в вой.
  • На заднем колесе появляется ощутимый люфт (который можно легко обнаружить, поддомкратив колесо и подвигав его руками от себя и к себе).
  • Поддомкраченное заднее колесо, раскрученное вручную, вращается с характерным гулом, который иногда может сопровождаться звяканьем шариков, перекатывающихся в разбитом подшипнике (а колесо с исправным подшипником вращается почти бесшумно).

Расходные материалы и инструменты для замены

  1. Новый подшипник задней ступицы ВАЗ 2109.
  2. Комплект рожковых ключей.
  3. Комплект торцовых головок с воротком.
  4. Жидкость для снятия ржавчины WD-40.
  5. Съёмник для ступичных подшипников.
  6. Круглогубцы для снятия стопорных колец.
  7. Противооткатные башмаки.
  8. Домкрат.

Последовательность действий

  1. Гайка ступицы ослабляется с помощью торцовой головки на 30 и воротка. После этого головкой на 22 слегка ослабляются крепёжные болты на колесе.
  2. Под передние колёса устанавливаются противооткатные башмаки, в автомобиле включается первая передача. После этого заднее колесо с неисправным подшипником поддомкрачивается и снимается.Видна крышка тормозного барабана
  3. С помощью рожкового ключа на 12 откручиваются 2 шпильки на тормозном барабане, после их извлечения с помощью ключа на 13 снимается и сам барабан.Снимается с помощью торцовой головки на 12
  4. После снятия барабана открывается доступ к ступичной гайке. Она выкручивается.
  5. Теперь с помощью съёмника снимается сама ступица.Снимается с помощью съёмника
  6. Внутри ступицы есть стопорное кольцо. Оно извлекается с помощью круглогубцев.
  7. После удаления колец открывается доступ к неисправному подшипнику. Он извлекается с помощью съёмника.Для этого используется съёмник или труба
  8. Тем же съёмником на его место запрессовывается новый ступичный подшипник, после чего производится обратная сборка ступицы и колесо устанавливается на место.Над оранжевым подшипником видно стопорное кольцо

Видео: Как снять и заменить на ВАЗ 2109

Важные моменты

  • Ступичная гайка на ВАЗ 2109 закручивается очень сильно, а кроме того, она часто бывает покрыта ржавчиной. Может потребоваться огромное усилие, чтобы стронуть её с места. В такой ситуации помочь может жидкость WD-40. Если этой жидкости под рукой нет, гайку можно обильно полить маслом и подождать 10 минут.
  • Далеко не у каждого автовладельца под рукой есть съёмник для ступичных подшипников. В этом случае для извлечения подшипника можно воспользоваться молотком и обрезком стальной трубы подходящего диаметра (около 4,5 см). Главное при этом — не повредить трубой внутреннюю поверхность ступицы. Если после выпрессовки там останутся царапины и выбоины, новый подшипник быстро выйдет из строя.
  • При обратной сборке ступицы особое внимание следует уделить затягиванию ступичной гайки. Если она будет затянута слабо, возникнет люфт, который вновь приведёт к износу подшипника. Поэтому с торцовой головкой на 30 следует использовать самый длинный вороток, чтобы усилие при затягивании ступичной гайки было максимальным.

Замена ступичных подшипников — процедура, с которой рано или поздно столкнётся каждый владелец «девятки». Вопрос только в том, будет ли он готов к этому. Если водитель предпочитает ремонтировать свою машину самостоятельно, то имеет смысл приобрести в магазине съёмник для ступиц и подшипников. Этот нехитрый инструмент значительно облегчит работу, а также сэкономит автовладельцу массу времени и нервов.

  • Автор: Алексей Степанов