Бронеавтомобиль козак – НЕВСКИЙ БАСТИОН, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПК, БАСТИОН ВТС, НЕВСКИЙ БАСТИОН, ЖУРНАЛ, СБОРНИК, ВПК, АРМИИ, ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, НОВОСТИ, ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ, ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, СОБЫТИЯ ФАКТЫ ВПК, НОВОСТИ ОПК, ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, МИНИСТРЕСТВО ОБОРОНЫ, СИЛОВЫХ СТРУКТУР, КРАСНАЯ АРМИЯ, СОВЕТСКАЯ АРМИЯ, РУССКАЯ АРМИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, ВиВТ, ПВН
Казак (бронетранспортёр) — Википедия
Казак | |
---|---|
Классификация | бронетранспортёр |
Боевая масса, т | 5,5 |
Экипаж, чел. | 5 |
Разработчик | НПО «Практика» |
Годы разработки | 2008-2009 |
Годы производства | с 2009 |
Количество выпущенных, шт. | 1 |
Основные операторы | |
Длина корпуса, мм | 5475[1] |
Ширина, мм | 1950[1] |
Высота, мм | 2300[1] |
Клиренс, мм | 365[1] |
Тип брони | стальная |
Борт корпуса, мм/град. | 5[1] |
Тип двигателя | |
Колёсная формула | 4 × 4 |
Преодолеваемый подъём, град. | 30 |
Преодолеваемый ров, м | 0,7[1] |
Преодолеваемый брод, м | 1,5[1] |
Медиафайлы на Викискладе |
«Казак» (укр. «Козак») — семейство украинских боевых бронированных машин.
СРМ-1 «Казак» был разработан научно-производственным объединением «Практика»[3] в инициативном порядке [4]. Главным конструктором проекта являлся Евгений Малашин[1].
Впервые был замечен 19 августа 2009 года на репетиции военного парада[5], впервые был показан широкой публике 24 августа 2009 года, на параде в честь Дня независимости Украины в Киеве[6].
Всего до 2013 года были изготовлены 1 машина СРМ-1 «Козак» и 2 полногабаритных небронированных макета из листового металла на базе грузовиков ГАЗ-66 и ГАЗ-53.[7]
По состоянию на июнь 2013 года машина СРМ-1 «Козак» на вооружение принята не была[8]. По состоянию на начало марта 2014 года, бронемашина находились на хранении в законсервированном состоянии вместе с макетами[9].
19 сентября 2014 года бронемашину осмотрел премьер-министр Украины А. П. Яценюк, после чего было решено, что на шасси IVECO «Козак» оказался слишком дорогим и производиться не будет[10].
22 сентября 2014 года бронеавтомобиль «Козак» был ещё раз показан на полигоне учебного центра Национальной гвардии под селом Новые Петровцы в Киевской области. Бронемашина по-прежнему не находилась на вооружении, и заказов на её производство не поступало ни от государства, ни от частных лиц
24-27 сентября 2014 этот же бронеавтомобиль «Козак»[12] был представлен в Международном выставочном центре в Киеве, где проходила ХІ Международная специализированная выставка «Оружие и безопасность-2014». Председатель Верховной Рады А. В. Турчинов, посетивший выставку 24 сентября 2014, сообщил, что ряд разработок военно-промышленного комплекса, представленных на выставке, будут прямо с экспозиции направлены в зону боевых действий[13][14].
30 ноября 2014 на полигоне в Новых Петровцах была представлена новая версия бронемашины — «Kozak-2014»[15].
Бронемашина имеет обычную компоновку с передним расположением двигателя, отделением управления в средней части машины, в кормовой части машины расположен грузовой отсек.
Корпус бронемашины сварной, изготовлен из стальных броневых листов, расположенных под углом. Бронирование обеспечивает защиту от огня из стрелкового оружия[1] в соответствии со стандартом STANAG 4569 Level 1[2]. Листы броневой стали — импортные, производства Швеции[10].
Грузовой отсек не бронирован[2].
Дно бронированной капсулы — двойное, её нижняя часть имеет V-образную форму для повышения противоминной стойкости. Дополнительную защиту от взрывной волны создают размещённые в двойном полу аккумуляторные батареи и топливный бак. Чтобы уменьшить риск травмирования при подрыве, все кресла имеют ремни безопасности и систему амортизации (они закреплены на особой раме, подвешенной к бортам)[1].
Стекла пуленепробиваемые, украинского производства[4].
Вооружение[править | править код]
На бронемашину может быть установлено стрелковое вооружение, крепление для которого предусмотрено в поворотном люке на крыше
- 7,62-мм пулемёт ПКМС с боекомплектом 2500 патронов[1];
- 12,7-мм крупнокалиберный пулемёт (НСВТ или КТ-12.7) с боекомплектом 450 или 500 патронов[1];
- 30-мм автоматический гранатомёт (АГС-17 или КБА-117[16]) с боекомплектом 100 выстрелов
- 40-мм автоматический гранатомёт УАГ-40 с боекомплектом 87 выстрелов
Позднее была предусмотрена возможность установки на крышу бронемашины боевого модуля с дистанционно управляемым вооружением, оператор которого находится в салоне[4].
Двигатель и трансмиссия[править | править код]
Силовая установка — четырёхцилиндровый дизельный двигатель мощностью 176 л. с. от 3-тонного грузовика Iveco Daily 55S18W. Коробка передач ZF6S — шестиступенчатая, механическая[2].
Ходовая часть[править | править код]
Шины пулестойкие, с пластмассовыми вставками Runflat. Первоначально на машине были установлены высокопрофильные диагональные шины от ГАЗ-66. В процессе испытаний, доработок и передачи заказчику были установлены более низкие радиальные шины «Michelin» размером 225/100 R16 [1].
Дополнительное оборудование[править | править код]
Машина оборудована радиостанцией (на первом образце 2009 года выпуска была установлена армейская радиостанция производства одесского завода «Телекарт-Прибор»[10]), навигатором (ГЛОНАСС + GPS), прибором радиационной разведки ДРГ-Т, видеорегистратором с экраном заднего обзора и блоком климат-контроля[1]. На первый образец был установлен парктроник[17]
Поскольку пуленепробиваемые стеклоблоки толщиной 56 мм не открываются и заглушают звуки снаружи, бронемашина оборудована интеркомом[1]
- на шасси гражданского грузовика IVECO Daily 55S18W 4×4 — многоцелевой бронеавтомобиль, который может использоваться в качестве полицейской патрульной машины, армейской разведывательной или командно-штабной машины, в том числе для миротворческих сил[1][18]. По состоянию на середину июля 2014 года, стоимость одной бронемашины составляла 2 млн гривен
[19]. - «Козак» на шасси армейского грузовика ГАЗ-66 — разработка началась в 2009 году, когда был создан макетный образец с трёхдверным кузовом[7]. Весной 2014 года стоимость производства одной бронемашины оценивали в размере 500-550 тыс. гривен[10], в середине июля 2014 года стоимость производства одной бронемашины составляла 1 млн гривен[4]. По состоянию на 19 сентября 2014 года, работы над предсерийным прототипом машины продолжались, но завершены не были[10].
- «Kozak-2» (он же «Kozak-2014») на шасси грузовика Iveco EuroCargo. Разработан при содействии IVECO, впервые представлен 30 ноября 2014[20][21]. Представляет собой 15-тонный бронетранспортёр с пятидверным кузовом, дизельным двигателем Iveco (279 л.с.), уровень защиты которого соответствует STANAG 2. Грузоподъёмность бронемашины составляет 4 тонны, десантное отделение рассчитано на 10 человек [22]. Предусмотрена возможность установки на бронемашину дополнительного оборудования (видеокамеры заднего обзора, тепловизора, кондиционера, прибора радиационной разведки)[23]. В декабре 2014 стоимость производства одного «Kozak-2014» составляла 250-280 тыс. долларов США[24].
- противотанковый комплекс «Скиф» на базе бронемашины «Козак» — представлен в апреле 2013 года[25]
- автомобиль «Козак» — небронированный гражданский вариант, предусматривалась возможность производства по заказу[1]
Кроме того, в 2009 году был построен макет варианта бронемашины «Козак» на шасси ГАЗ-53[4], но дальнейшего развития эта версия не получила. В сентябре 2014 года — начаты работы над проектом «Большой Козак» (создания бронемашины «Козак» на шасси Ford F550)[10].
- ↑ 1 2
Игорь Широкун. «Козак»: Ты бы пошел с ним в разведку? / «Автоцентр», № 43 от 22 октября 2009 - ↑ 1 2 3 4 Тест-драйв: Козак, Козак-2, Кугар, Спартан // «Військове телебачення України» от 19 февраля 2015
- ↑ «Многофункциональный бронированный автомобиль „Козак“» / описание на сайте производителя
- ↑ 1 2 3 4 5 Новые перспективы броневика «Козак» // «Auto-Consulting.UA» от 21 июля 2014
- ↑ Украинская армия продемонстрирует новую бронемашину «Казак» (недоступная ссылка) // «Оружие России» от 19 августа 2009
- ↑ Во время парада прошла премьера украинского ББМ «Козак» // «Autoconsulting.UA» от 25 августа 2009
- ↑ 1 2 Федор Лапшин.Киевский Козак // «Авторевю», № 18 (434), 2009
- ↑ 21.06.2013 Украинский бронеавтомобиль «Козак» гниет под Киевом
- ↑ «Всего два армейских „Козака“ ждут своего часа, в законсервированном состоянии.»
Какие армейские внедорожники есть в Украине? // «Автопортал» от 4 марта 2014 - ↑ 1 2 3 4 5 6
- ↑ Під Києвом випробували військовий автомобіль новітнього зразка // «5 канал» (Украина) от 22 сентября 2014
- ↑ У Києві розпочалася 11-та виставка «Зброя і безпека» // «5 канал» (Украина) от 24 сентября 2014
- ↑ Турчинов: технику с выставки «Оружие и безопасность-2014» направят в зону силовой операции // «Новости ВПК» от 26 сентября 2014
- ↑ Турчинов: на выставке оружия в Киеве подпишут договоры по оснащению силовиков. Украинский производитель — в приоритете Архивная копия от 26 сентября 2014 на Wayback Machine // NEWSRU.UA от 24 сентября 2014
- ↑ Новый украинский броневик KOZAK успешно прошел испытание на полигоне // «УНИАН» от 30 ноября 2014
- ↑ «Гранатомет КБА-117 это не пехотный вариант, он предназначен для установки на боевой модуль бронетранспортеров и бронекатеров. Например, …может быть установлен вместо АГС17 на машины „Дозор“ и „Козак“»
ГП КБ «АО» работает над созданием пехотного варианта КБА-117 // «Defense Express», 17 января 2014 - ↑ 24 августа военные обещают премьеру бронетранспортера «Козак» Архивная копия от 22 мая 2011 на Wayback Machine / сайт компании-производителя НПО «Практика»
- ↑ Федор Лапшин. Киевский Козак // «Авторевю», № 18 (434), 2009
- ↑ «Новый бронеавтомобиль „Казак“ производства НПО „Практика“ на шасси Iveco Daily обходится дешевле, но не кардинально. Так, при сроке производства от 4 месяцев одна единица стоит 2 млн грн. … автомобилей ГАЗ-66 только в Вооруженных силах — более 2 000 единиц. Специально под это шасси был разработан вариант „Казака“, срок производства которого составляет от 1 месяца и обходится в 1 млн грн за единицу»
Тымчук: Украинское предприятие за 100 млн грн/мес. сможет обеспечить бронезащиту для 4 тыс. солдат / информагентство «112.UA» от 14 июля 2014 - ↑ Аваков отчитался об успешном испытании украинско-итальянского броневика // «Взгляд.RU» от 30 ноября 2014
- ↑ Аваков показал новые броневики для армии, над которыми сейчас работает, — фото // iPress.UA от 30 ноября 2014
- ↑ Ukraine’s National Guard to acquire ten Kozak-2 armored vehicles // «Ukrainian Defense Review», № 2 (April — June 2015), page 3
- ↑ «Козак-2» підсилить підрозділи АТО // газета «Народна армія» від 22 квітня 2015
- ↑ Подробности о новом украинском броневике «Козак-2» // «AUTO-Consulting.UA» от 9 декабря 2014
- ↑ В Украине разработали новый противотанковый комплекс на базе бронеавтомобиля Козак // «Военно-политическое обозрение» от 5 апреля 2013
- ↑ Purchase of one armored «Cossack» truck // официальный сайт госдепартамента США от 7 января 2015
- ↑ Первый бронеавтомобиль «Козак» поступил на службу к пограничникам // «AUTO-Consulting.UA» от 20 января 2015
- ↑ Украинские пограничники получили первый бронеавтомобиль Kozak // «Аргументы и факты — Украина» от 21 января 2015
Казак-2 — Википедия
«Казак-2» (укр. «Козак-2») — семейство украинских боевых бронированных машин производства НПО «Практика».
Бронемашина была разработана на шасси грузовика Iveco Eurocargo 150 E28[6] при содействии компании IVECO. Первый демонстрационный образец бронемашины был впервые представлен 30 ноября 2014 на полигоне учебного центра Национальной гвардии под селом Новые Петровцы в Киевской области[7][8].
В декабре 2014 стоимость производства одного «Kozak-2014» составляла 250—280 тыс. долларов США[9] (в августе 2015 года — 300 тыс. долларов США)[2].
7 марта 2015 года стало известно, что начата подготовка к серийному производству бронемашин «Kozak-2»[10].
14 марта 2015[11] две бронемашины «Kozak-2» (вооружённых установленным на крыше 12,7-мм пулемётом НСВТ) вновь представили на полигоне учебного центра НГУ под селом Новые Петровцы. Сообщается, что противоминная защита днища машины усилена за счёт установки противоосколочного покрытия из прессованного кевлара[12][13].
11 мая 2015 на полигоне 169-го учебного центра «Десна» был представлен образец бронемашины «Kozak-2», вооружённый ПТРК[14].
В июне 2015 года один «Kozak-2» был дооборудован: он получил крепления для установки на борта решётчатых противокумулятивных экранов и был направлен на полигонные испытания[15].
6 ноября 2015 года министерство обороны Украины сообщило, что в ходе эксплуатации бронемашины «Казак-2» в войсках в их конструкцию вносят улучшения (укреплены запорные устройства на дверях и крышках люков, облегчён доступ к колёсным дискам и системе подкачки колёс, изменены крепления для размещения личного оружия и др.)[16].
17 февраля 2016 года одна бронемашина была направлена на практические испытания по противоминной стойкости, проведённые в соответствии с методикой Центрального НИИ МВД Украины на полигоне учебного центра Национальной гвардии Украины. В ходе испытаний под дном и под передним колесом машины были взорваны заряды массой 6 кг тротила, также был произведён обстрел бронемашины из 5,45-мм автомата Калашникова, 7,62-мм снайперской винтовки СВД и пулемёта ПКМ. Сообщается, что бронемашина получила повреждения, но успешно прошла испытания и подтвердила заявленные показатели противоминной стойкости[17][18].
3 ноября 2016 года приказом министерства обороны Украины № 588 бронемашины «Казак-2» были официально допущены к эксплуатации в вооружённых силах Украины[19].
Также, в 2016 году бронемашина была включена в каталог продукции государственного концерна «Укроборонпром» в качестве образца бронетехники, которая может быть изготовлена и поставлена на экспорт[20].
Бронемашина имеет обычную компоновку с передним расположением двигателя, отделением управления в средней части машины, в кормовой части машины расположено десантное отделение.
Корпус бронемашины сварной, изготовлен из стальных броневых листов, расположенных под углом (производства финской компании «Miilux»)[5]. Бронирование обеспечивает защиту от огня из стрелкового оружия в соответствии со стандартом STANAG 4569 Level 2[9].
Стекла пуленепробиваемые, с противоосколочным слоем. Лобовое стекло и передние боковые стёкла имеют электроподогрев[2].
Бронемашина оснащена фильтровентиляционной установкой турецкого производства и радиостанцией производства тернопольского радиозавода «Орион»[5].
По отдельному заказу бронемашина может быть оснащена прибором спутниковой навигации (в этом варианте исполнения стоимость бронемашины увеличивается на 10-11 тыс. долларов США)[5].
Грузоподъёмность невооружённой бронемашины составляет 4 тонны[9] (вооружённой — 2,4 тонны)[2]. Также «Kozak-2» способен буксировать прицеп массой 6 тонн[9].
Двигатель и трансмиссия[править | править код]
На первый демонстрационный образец бронемашины «Kozak-2» был установлен дизельный двигатель Iveco мощностью 250 л. с., однако на следующие машины устанавливается турбодизель Iveco объемом 5,9 л и мощностью 279 л. с.[2][9]. Трансмиссия механическая[5].
Вместимость топливного бака составляет 180 литров[2].
Вооружение[править | править код]
На бронемашину может быть установлено стрелковое вооружение, крепление для которого предусмотрено в поворотном люке на крыше:
- 7,62-мм пулемёт ПКМС с боекомплектом 2500 патронов;
- 12,7-мм крупнокалиберный пулемёт (НСВТ или КТ-12.7)[21] с боекомплектом 450 или 500 патронов;
- 30-мм автоматический гранатомёт (АГС-17 или КБА-117[22]) с боекомплектом 100 выстрелов
- 40-мм автоматический гранатомёт УАГ-40 с боекомплектом 87 выстрелов
Позднее была предусмотрена возможность установки на крышу бронемашины боевого модуля с дистанционно управляемым вооружением, оператор которого находится в салоне[5].
- ББМ «Козак 2» (2014) или «Козак-2014» — предсерийный прототип ББМ «Козак 2» представлен в 2014 году.
- ББМ «Козак 2» (2015) или «Козак-001» — серийная модель бронеавтомобиля «Козак-2» представлена в 2015 году.
- ББМ «Козак 2М.1» — тактический бронеавтомобиль, от «Козак-2» отличается экстерьером, и независимой передней подвеской, представлен в 2016 году.
- ББМ «Козак 2М.2» — модификация «Козак-2М.1», внешне отличается отсутствием второй пары дверей, представлена в 2016 году.
Предусмотрена возможность выпуска нескольких различных вариантов исполнения бронемашины:[3]
- бронетранспортёр — стандартный вариант исполнения с возможностью перевозки 10 десантников[9]
- бронированная транспортная машина — с возможностью перевозки до 15 десантников[9]
- бронированная медицинская машина[9]
- грузовик[9]
-
ББМ «Козак-2014»
-
ББМ «Козак 2М.1»
-
ББМ «Козак 2М.2»
- Вооружённые силы Украины — 14 марта 2015 года секретарь СНБО Украины А. В. Турчинов заявил, что бронемашины «Kozak-2» будут использоваться вооружёнными силами Украины[30]; в ноябре 2016 года они были допущены к эксплуатации и в 2017 году были выделены средства на закупку 10 бронемашин для сухопутных войск[31]
11 марта 2017 года в программе «Техника войны № 73» начальник отдела развития НПО «Практика» Сергей Вилков сообщил, что на данный момент было выпущено уже 64 единицы автомобиля «Казак-2»
- ↑ 1 2 3 Ukraine’s National Guard to acquire ten Kozak-2 armored vehicles // «Ukrainian Defense Review», № 2 (April — June 2015), page 3
- ↑ 1 2 3 4 5 6 Козацкий род «Практики». Лёгкий многофункциональный бронированный автомобиль «Козак-2» // «Defense Express», № 8-9, август — сентябрь 2015. стр.30-35
- ↑ 1 2 3 4 Национальная Гвардия получила 10 бронеавтомобилей Козак-II. Фото // «AUTO-Consulting.UA» от 6 июля 2015
- ↑ 1 2 Чергова колона броньованої техніки вибула для посилення підрозділів
- ↑ 1 2 3 4 5 6 Practika launches production of second-generation evolution of its original KOZAK light armored vehicle // «Ukrainian Defense Review», № 3 (July — September) 2015. pages 16-19
- ↑ National Guard of Ukraine will receive first batch of 22 Kozak-2 4×4 armoured personnel carrier Архивная копия от 12 июня 2015 на Wayback Machine // «Army Recognition» от 9 июня 2015
- ↑ Аваков отчитался об успешном испытании украинско-итальянского броневика // «Взгляд. RU» от 30 ноября 2014
- ↑ Аваков показал новые броневики для армии, над которыми сейчас работает, — фото // iPress.UA от 30 ноября 2014
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Подробности о новом украинском броневике «Козак-2» // «AUTO-Consulting.UA» от 9 декабря 2014
- ↑ А. Александров. Тропою войны. // «Красная звезда», № 39 (26739) от 7 марта 2015. стр.3
- ↑ Аваков и Турчинов испытали «Казаков» и кременчугские «Шреки» Архивная копия от 12 июля 2015 на Wayback Machine // «Кременчуг Today» от 15 марта 2015
- ↑ Турчинов и Аваков осматривают военную технику в Новых Петровцах // «112.UA» от 15 марта 2015
- ↑ «Казаки» и «Шреки»: Аваков и Турчинов испытали новинки украинской военной техники // ТСН.UA от 15 марта 2015
- ↑ Збройні Сили України мають чим зустріти ворога — Президент // официальный сайт министерства обороны Украины от 11 мая 2015
- ↑ «Кордон держави» от 21 июня 2015
- ↑ Українські броньовики вдосконалюються на передовій // официальный сайт министерства обороны Украины от 6 ноября 2015
- ↑ Бронеавтомобілі «Козак» проходять випробування вогнем (ФОТО, ВІДЕО) // официальный сайт Национальной гвардии Украины от 17 февраля 2016
- ↑ Украинский бронеавтомобиль «Казак-2» подорвали на мине. Что от него осталось? Фото // «AUTO-Consulting.UA» от 17 февраля 2016
- ↑ В. I. Кривий. Стан та перспективи виконання дослідно-конструкторських робіт з розроблення броньованих автомобілiв для потреб збройних сил України // Збірник тез доповідей науково-практичної конференції «Застосування сухопутних військ збройних сил України у конфліктах сучасності» 15 листопада 2018 р. Львів, НАСВ, 2018. стор.34-35
- ↑ Kozak II Light Armored Vehicle // Ukroboronprom catalogue 2016—2017 Архивная копия от 12 августа 2016 на Wayback Machine. page 32
- ↑ Сергій Воронков. «Козак-2» під час випробування «намотав на кардан» понад 10 000 кілометрів // газета «Народна армія» від 7 листопада 2016
- ↑ «Гранатомет КБА-117 это не пехотный вариант, он предназначен для установки на боевой модуль бронетранспортеров и бронекатеров. Например, …может быть установлен вместо АГС17 на машины „Дозор“ и „Козак“»
ГП КБ «АО» работает над созданием пехотного варианта КБА-117 // «Defense Express», 17 января 2014 - ↑ Президент Украины посетил пограничников в День профессионального праздника, вручил государственные награды и более 300 единиц техники Архивная копия от 26 июня 2015 на Wayback Machine // официальный сайт государственной пограничной службы Украины от 28 мая 2015
- ↑ Украинские пограничники получили новую технику. Фото // AUTO-Consulting.UA от 29 мая 2015
- ↑ Українські військові отримали першу бронемашину «Козак» — Espreso.tv, 14 березня 2015
- ↑ Нацгвардию вооружат «Козаками» и «Шреками» (фото) // «Подробности. UA» от 15 марта 2015
- ↑ Национальная Гвардия Украины приобретет 10 бронемашин «Козак-2» // «Украина промышленная» от 14 марта 2015
- ↑ Для военных купят 15 отечественных бронемашин «Козак» — Аваков (фото) — Сегодня, 15 марта 2015 года
- ↑ Национальная Гвардия закупит броневики «Козак-2» // «AUTO-Consulting.UA» от 9 июня 2015
- ↑ Турчинов: Национальный производитель — основной поставщик оружия — Украинская правда, 14 марта 2015
- ↑ Біла книга 2017: Збройні сили України. Київ, «Міністерство оборони України», 2018. стор.146
Козак-5 — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
«Козак-5» (укр. «Козак-5») — украинская бронемашина производства киевской компании НПО «Практика».
Бронеавтомобиль был разработан в 2016 году[1] и впервые представлен в августе 2016 года[2].
10 октября 2017 года на проходившей в Киеве оружейной выставке «-2017» был представлен демонстрационный образец бронемашины «Козак-5» с башней БПУ-1 от БРДМ-2[3].
До 29 августа 2019 года было изготовлено десять бронемашин этого типа[4].
«Козак-5» на выставке «Зброя та безпека-2017», вид сзади Козак-5ПМЛ Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям, 2018 г.Бронемашина построена на шасси американского внедорожника Ford F-550 с автоматической коробкой передач Ford TorqShift, усиленными передней осью, подвеской и тормозной системой, также установлены колёса увеличенного диаметра 335/80 R20[1].
Имеет обычную компоновку с передним расположением двигателя, отделением управления в средней части машины, в кормовой части машины расположено десантное отделение. Корпус бронемашины сварной, изготовлен из стальных броневых листов.
Лобовое стекло пуленепробиваемое, состоит из двух стеклоблоков. В бортах имеется четыре двери (для водителя, для командира машины и для пассажиров), в корме корпуса расположена ещё одна дверь для посадки и высадки десанта. В крыше десантного отсека имеется люк.
«Козак-5» может перевозить до 8 человек экипажа и десанта[1].
- «Козак-5ПМЛ» — специальный бронированный автомобиль для пиротехнических команд (трёхдверный, вместо десантного отделения — отсек для транспортировки взрывоопасных предметов)[5]
Бронированный автомобиль «Козак-2» принят на вооружение ВС Украины, «Дозор-Б» пока что нет
После успешного прохождения всех этапов государственных испытаний в армейский строй стал новый образец бронированной автомобильной техники. Министр обороны Украины Степан Полторак 21 марта 2017 г. подписал приказ №158 о принятии на вооружение ВС Украины бронированного автомобиля «Козак-2». Как отмечается в приказе, «в соответствии с Порядком разработки и выпуска новых видов продукции оборонного назначения, учитывая позитивные результаты государственных испытаний, и с целью обеспечения Вооруженных сил Украины бронированными автомобилями».
Фактически это первая машина такого класса, принятая на вооружение армии Украины за всю историю независимости государства. И что особенно показательно — новый бронеавтомобиль разработан и серийно производится на частном предприятии – на киевском НПО «Практика», которое входит в Лигу оборонных предприятий Украины.
Специализированный бронированный автомобиль «Козак-2» ПСЗА-5 (Панцеровий Захист Спеціалізованих Автомобілей 5 класу) предназначен для перевозки личного состава, образцов вооружения, военных грузов и имущества по всем типам дорого и местности; проведения тактических операций, таких как патрулирование, сопровождение транспортных средств в ходе выполнения специальных заданий; передачи распоряжений и обеспечения связи; огневой поддержки личного состава в бою, а также для защиты экипажа и перевозимого личного состава от огня стрелкового оружия калибром 7,62 мм, осколков боеприпасов и мин. Функции обеспечения армии бронеавтомобилем «Козак-2» ПСЗА-5 возложены на Центральное автомобильное управления ЗС Украины.
По сути, «Козак» второго поколения и мощнее, и лучше защищен, чем его предшественники. Улучшение и изменение конструкции проходило как на основе опыта эксплуатации, так и пожеланий военных — с учетом боевого опыта. Боевые действия подняли планку требований.
Юлия Высоцкая, директор по развитию НПО «Практика», отмечает: «Как следствие – в наших машинах, на том же «Козаке-2», появились системы, которых ранее не было. Например, система пожаротушения салона, подкачка шин, обогрев не только лобовых стекол, но и задних. Повысился уровень защиты. Все это – ответ на требования, которым нужно соответствовать».
«Козак-2» построен на рамной основе с дополнительным бронированием. В основе — шасси Iveco Eurocargo 4×4, которое рассчитано на 15 тонн полной массы. Для бронирования используется 12-мм бронесталь марки «Минилюкс Протекшн» (Финляндия), которая соответствует второму уровню STANAG. Также применяется разнесенное бронирование, между бронелистами устанавливается противоосколочный слой из специального материала, который также служит термоизоляцией.
Для увеличения выживаемости при подрыве на машине предусмотрен целый комплекс мер. Сама машина построена по модульному принципу. V-образное днище поглощает и рассеивает часть энергии взрыва. Оно работает в сочетании с многослойным полом, который также поглощает часть энергии и при этом задерживает вторичные осколки. Уровень противоминной защиты автомобиля, подтвержденный реальными подрывами — 6 кг тротилового эквивалента. И под колесом, и под днищем.
На бронемашине «Козак-2» также установлены противоминные сиденья, которые НПО «Практика» производит самостоятельно, изучив зарубежный опыт. Сиденья для десанта – подвесные, они крепятся к потолку. На бронемашине также установлена фильтровентиляционная установка. На крыше может устанавливаться как дистанционно управляемый боевой модуль, так и турель для стрелка. Если говорить о турели, то под нее можно поставить любое вооружение, которое выберет заказчик.
На базе «Козака» создается целое семейство машин, включая разведывательные, штабные, санитарные, минометные и прочие модификации. Поэтому в различных модификациях количество посадочных мест может изменяться в зависимости от назначения.
Бронемашины, серийно производимые на НПО «Практика», уже приняты на вооружение Национальной гвардии. Так, в прошлом году по итогам государственных испытаний приказом Министра внутренних дел Украины № 718 от 27.07 2016 г. на вооружение НГУ был принят специализированный бронированный автомобиль «Козак-001».
А уже в ближайшее время специалисты Государственного научно-испытательного центра ВС Украины начнут испытания наиболее продвинутой бронемашины от НПО «Практика». Это «Козак-5» — с несущим корпусом и независимой подвеской. Эта разработка уже пришлась по душе и представителям Сил специальных операций, и Высокомобильных десантных войск, которые с определенной надеждой ждут «козацкого» пополнения.
Единственно, что плохо в складывающейся ситуации – мизерный гособоронзаказ на машины такого класса как «Козак-001» и «Козак-2». Но не исключено, что все можно поправить уже в ближайшей перспективе, учитывая значительную потребность Национальной гвардии и ВС Украины в действительно работающих и надежных бронемашинах.
Также весьма показательно, что сегодня вокруг «Практики» при производстве новых бронемашин сформировался бронеавтомобильный кластер из десятков других украинских предприятий, которые поставляют те или иные агрегаты и комплектующие. Большая часть поставщиков, как и «Практика», входит в Лигу оборонных предприятий Украины, которая объединяет компании и фирмы частной формы собственности. «Частники» настроены на развитие внутренней кооперации при создании новых образцов техники и оружия.
Основные технические и эксплуатационные характеристики специализированного бронированного автомобиля «Козак-2» ПСЗА-5:
Тип изделия: колесное, двухосевое, полноприводное, закрытое.
Колесная формула: 4х4
Полная масса, т, не более: 15,0
Снаряженная масса, т, не более: 13,5
Экипаж, чел: 10 (водитель, командир, десант)
Длина, мм: 8000
Ширина, без зеркал, мм: 2600
Высота (по корпусу), мм: 3000
Дорожный просвет, мм: 300
Максимальная скорость по шоссе, км/ч: 95
Минимальный запас хода по шоссе, км: 1000
Двигатель: дизельный, 6-цилиндровый,279 л.с.
Коробка передач: 6-ступенчатая, механическая.
ББМ «Козак 2» — Вікіпедія
BBM Kozak-2 | |
ББМ «Козак 2» | |
---|---|
Загальні дані | |
класифікація | бронеавтомобіль |
Виробництво та застосування | |
країна-виробник | Україна |
компанія-виробник | НВО «Практика» |
роки виробництва | 2015— |
кількість виробів, од. | ~245 |
основні країни-оператори | Україна |
Основні параметри | |
екіпаж, осіб | 2 |
десант | 13 |
довжина, мм | 6 440 мм |
ширина, мм | 2 385 мм |
висота, мм | 2 700 мм |
кліренс, мм | 351 мм |
Броня | |
Силова установка, маневреність та мобільність | |
тип, марка двигуна | дизельний |
потужність двигуна, к.с. (кВт) | 279 к.с. |
колісна формула | 4х4 |
запас ходу по шосе, км | 1 000 км |
ББМ «Козак 2» (англ. BBM «Kozak 2») — сімейство українських бронеавтомобілів з V-подібним днищем і колісною формулою 4х4 виробництва НВО «Практика».
Машина призначена для сил спеціальних військових операцій Збройних сил України.
Козак-2014 — передсерійний прототип ББМ «Козак 2»Представлений в 2014 році дослідний ББМ «Козак-2014» створено на повнопривідному шасі Iveco Eurocargo. Дослідна модель вміщує 10 осіб, може бути транспортна модифікація, що вміщає 15 чоловік, варіант броньованої «швидкої допомоги» і броньований вантажівка. Але, військові експерти вважають, що 10 осіб — оптимальна кількість. Двигун в «Козак 2» — турбодизель Iveco об’ємом 5,9 л потужністю 279 к.с. (на першому дослідному «Козак 2» — 250 к.с.) і крутним моментом 950 Нм при 1250 об/хв. Автомобіль комплектується 6-ст. КПП ZF і 2-ст. роздавальною коробкою. У «Козак 2» бронею захищений і сам двигун, рівень захисту в «Козак 2» відповідає натовському STANAG 2.
Власна вага «Козак 2» — 11 тонн, вантажопідйомність — 4 тонни, повна маса — 15 тонн. Також він здатний тягнути причіп масою 6 тонн.
Сидіння у «Козак-2М.1» Водійське місце у «Козак-2М.1» з СН-4215В 2015 році громадськості представили абсолютно нову серійну модель бронеавтомобіля «Козак-2», яка також виготовляється на шасі Iveco Eurocargo 4×4 з турбодизельним двигуном, що був встановлений на Козак-2014, та повною масою 15 тонн. Автомобіль має довжину 6600-7050 мм, ширину — 2500 мм, висоту — 2650 мм, колісну базу — 3240-3690 мм і кліренс 392 мм.
В середині лютого 2016 відбулись випробування бронеавтомобіля «Козак-2» на протимінну стійкість. За словами Сергія Згурця, це стали перші подібні випробування в Україні наближені до вимог стандарту НАТО STANAG 4569 «методи оцінки рівнів захисту бойових броньованих машин легкої категорії»[1].
Офіційно це були одночасно державні випробування бронеавтомобіля «Козак» виробництва «НВО «Практика» — згідно з наказом МВС від 13.01.2016 № 12, та порівняльні відомчі випробування згідно з наказом МОУ від 13.01.2016 № 4[1].
Програма випробувань була розроблена Центральним науково-дослідним інститутом МВС України. Одна з цих методик безпосередньо стосується оцінки рівня протимінної стійкості зразка[1][2].
Козак-001[ред. | ред. код]
В липні 2016 року за підсумками державних випробувань на озброєння Національної гвардії України був прийнятий броньований автомобіль «Козак-001» (ББМ «Козак 2»). Держвипробування бронеавтомобля почалися ще в січні 2016 року.
Як значиться в наказі міністра МВС України № 718 від 27.07.2016 спеціалізований броньований автомобіль «Козак-001» (ББМ «Козак 2») призначений для транспортування особового складу підрозділів Національної Гвардії України та їх вогневої підтримки в бою, а також для виконання завдань, покладених на підрозділи в ході проведення антитерористичних операцій, протидії груповим порушенням громадського порядку, проведення спеціальних операцій для ліквідації масових заворушень, пошуку і затримання озброєних правопорушників.
«Козак-001» комплектується:
- камера відеоспостереження;
- зовнішня відеокамера з ІЧ-підсвічуванням;
- камера паркувальна заднього виду;
- система навігації;
- поворотний прожектор;
- система обігріву лобових і бічних вікон;
- тахограф; сигнальна гучномовний установка;
- лебідка з електропроводів;
- система фільтровентиляції;
- додаткова система підігріву салону;
- система пожежогасіння силової установки;
- система пожежогасіння відсіку десанту;
- система кондиціонування відсіку десанту.
Подальший розвиток[ред. | ред. код]
В липні 2018 року на Гончарівському військовому полігоні пройшла демонстрація нового бойового модуля, який був встановлений на бойовій колісній броньованій машині «Козак-2М». Це тристоронній проект, у якому беруть участь турецька компанія Aselsan, державне Київське конструкторське бюро «Луч», а також приватне підприємство НВО «Практика», яке є розробником та виробником бойової броньованої машини[3].
Компанія Aselsan, у свою чергу, є розробником дистанційно керованого бойового модуля, системи управління цим модулем, а також засобів спостереження за полем бою (насамперед йдеться про тепловізор)[3].
Представлений модуль може оснащуватись різними типами кулеметів, але головна його ударна сила — це вітчизняний протитанковий ракетний комплекс «Бар’єр» у виконанні з чотирма ракетами на пусковій[3].
Модуль оснащений одномоментними двигунами, які забезпечують швидкість перекидання вісі прицілювання, за твердженнями предстаників турецької компанії, до 30° на секунду. За пусками спостерігала закордонна військова делегація[3].
Козак-2М1[ред. | ред. код]
Розробка нової версії розпочалась на основі спільного рішення Міністерства оборони України «На відкриття дослідно-конструкторської роботи на розробку спеціалізованого броньованого автомобіля для потреб Збройних Сил України, шифр «Козак-2М». Станом на лютий 2019 року Державний інститут випробувань і сертифікації озброєння та військової техніки здійснював випробування броньованого автомобіля «Козак-2М1». Державні випробування включають в себе проходження бродів, їзда по бездоріжжі, зручність десантування та інше[4].
Козак-2М1 — тактичний бронеавтомобіль для невеликих бойових груп повною масою у 12 тонн[4].
- колісна формула: 4×4.
- бронекорпус: з рівнем балістичного захисту ПЗСА-5.
- екіпаж: до 9 осіб.
- двигун: 5,9-літровий турбодизель IVECO, потужністю 280 к.с. і максимальним обертовим моментом 950 Нм.
- коробка передач: механічна, 6-ступінчаста, марки ZF
- 7,62-мм кулемет ПКМС з боєкомплектом 2500 набоїв;
- 12,7-мм крупнокаліберний кулемет (НСВТ або КТ-12.7) з боєкомплектом 450 або 500 патронів;
- 30-мм автоматичний гранатомет (АГС-17 або КБА-117) з боєкомплектом 100 пострілів;
- 40-мм автоматичний гранатомет УАГ-40 з боєкомплектом 87 пострілів.
- ББМ «Козак 2» (2014) — передсерійний прототип ББМ «Козак 2» представлений в 2014 році.
- ББМ «Козак 2» (2015) або «Козак-001» — серійна модель бронеавтомобіля «Козак-2» представлена в 2015 році.
- ББМ «Козак 2М.1» — модель тактичного бронеавтомобіля, від «Козак-2» відрізняється виглядом, та незалежною передньою підвіскою, представлена в 2016 році.
- ББМ «Козак 2М.2» — варіант «Козак-2М.1», відрізняється відсутністю другої пари дверей, модель представлена в 2016 році.
-
ББМ «Козак 2М.1»
-
ББМ «Козак 2М.1»
-
ББМ «Козак 2М.2»
- Україна:
- Національна гвардія України — на початку червня 2015 року укладено контракт на поставку 22 автомобілів ББМ «Козак 2» в Національну гвардію.[5] 6 червня 2015 року в Нацгвардію поставили перші 10 автомобілів ББМ «Козак 2».[6]
- Державна прикордонна служба України — 11 лютого 2016 року поставлено 6 бронеавтомобілів ББМ «Козак 2» в Державну прикордонну службу.
- Збройні сили України — Міністр оборони України Степан Полторак 21 березня 2017 року підписав наказ № 158 про прийняття на озброєння ЗС України броньованого автомобіля «Козак 2»[7]. На початку листопада 2017 року була отримана перша партія з 10 машин[8].
- Можливі
Україна[ред. | ред. код]
Станом на кінець серпня 2019 року в силових структурах України знаходилось до 240 машин «Козак-2»[10].
В березні 2019 року 33 бронемашини «Козак-2» отримав 13-й окремий десантно-штурмовий батальйон 95 ОДШБр[11].
31 грудня 2019 року партію (із щонайменше п’ятьох) броньованих автомобілів «Козак-2» отримала 81 ОАеМБр[11].
Бронеавтомобиль «Козак-2» принят на вооружение ВСУ
Как сообщает блог bmpd, 21 марта 2017 года министр обороны Украины Степан Полторак подписал приказ №158 о принятии на вооружение ВС Украины бронированного автомобиля «Козак-2».За все годы независимости страны «Козак-2» является первой машиной данного класса, принятой на вооружение армии Украины. Бронеавтомобиль разработан и серийно производится на частном предприятии – киевском НПО «Практика», входящим в состав Лиги оборонных предприятий Украины.
Специализированный бронированный автомобиль «Козак-2» ПСЗА-5 (Панцеровий Захист Спеціалізованих Автомобілей 5 класу) предназначен для перевозки личного состава, образцов вооружения, военных грузов и имущества по всем типам дорог и местности; проведения тактических операций, таких как патрулирование, сопровождение транспортных средств в ходе выполнения специальных заданий; передачи распоряжений и обеспечения связи; огневой поддержки личного состава в бою, а также для защиты экипажа и перевозимого личного состава от огня стрелкового оружия калибром 7,62 мм, осколков боеприпасов и мин.
«Козак-2» от его предшественников отличает более мощная и лучшая защита, вызванная опытом ведения боевых действий на Донбассе. На его основе были сделаны иные доработки:
Как следствие – в наших машинах, на том же «Козаке-2», появились системы, которых ранее не было. Например, система пожаротушения салона, подкачка шин, обогрев не только лобовых стекол, но и задних. Повысился уровень защиты. Все это – ответ на требования, которым нужно соответствовать.
— заявила директор по развитию НПО «Практика» Юлия Высоцкая.
«Козак-2» построен по модульному принципу на рамной основе с дополнительным бронированием. Базируется на шасси Iveco Eurocargo 4×4, рассчитанном на 15 тонн полной массы. При бронировании автомобиля применяется 12-мм бронесталь финской марки, соответствующая второму уровню STANAG. Между бронелистами устанавливается противоосколочный слой из специального материала, который также служит термоизоляцией.
V-образное днище поглощает и рассеивает часть энергии взрыва. Оно работает в сочетании с многослойным полом, который также поглощает часть энергии и при этом задерживает вторичные осколки. Уровень противоминной защиты автомобиля, подтвержденный реальными подрывами — 6 кг тротилового эквивалента под колесом и под днищем. Противоминные сиденья НПО «Практика» выпускает самостоятельно на основе зарубежного опыта. Они являются подвесными, крепятся к потолку.
Монтируется фильтровентиляционная установка. Вооружение может быть представлено как дистанционно управляемым боевым модулем, так и турелью для стрелка. Турель подходит под любое вооружение по желанию заказчика.
На базе «Козака-2» предусматривается семейство машин, в частности разведывательные, штабные, санитарные, минометные модификации. В зависимости от варианта будет меняться число посадочных мест. Одна из моделей – «Козак-001» – приказом Министра внутренних дел Украины № 718 от 27.07 2016 г. была принята на вооружение Национальной гвардии. В ближайшее время ожидается начало испытаний наиболее продвинутой бронемашины «Козак-5», имеющей несущий корпус и независимую подвеску. Её достоинства оценили представители Сил специальных операций и Высокомобильных десантных войск.
Массовым поставкам мешает незначительный гособоронзаказ на машины такого класса. Но даже на этом фоне, как утверждается, удалось сформировать вокруг «Практики» бронеавтомобильный кластер из десятков украинских предприятий, которые поставляют те или иные агрегаты и комплектующие.
Основные технические и эксплуатационные характеристики специализированного бронированного автомобиля «Козак-2» ПСЗА-5:
Тип изделия: колесное, двухосевое, полноприводное, закрытое.
Колесная формула: 4х4
Полная масса, т, не более: 15,0
Снаряженная масса, т, не более: 13,5
Экипаж, чел: 10 (водитель, командир, десант)
Длина, мм: 8000
Ширина, без зеркал, мм: 2600
Высота (по корпусу), мм: 3000
Дорожный просвет, мм: 300
Максимальная скорость по шоссе, км/ч: 95
Минимальный запас хода по шоссе, км: 1000
Двигатель: дизельный, 6-цилиндровый,279 л.с.
Коробка передач: 6-ступенчатая, механическая.
ББМ «Козак» — Вікіпедія
ББМ «Козак» (англ. BBM «Kozak») — сімейство українських бронеавтомобілів з V-подібним днищем[джерело?] і колісною формулою 4х4 або 4х2.[1][2]
Машина призначена для сил спеціальних військових операцій Збройних сил України.
У 2015 році було представлено поліпшену модифікацію машини ББМ «Козак 2».
СРМ-1 «Козак» розроблений науково-виробничим об’єднанням «Практика», українським виробником бронетехніки і засобів технічної безпеки для банків і офісів. Головним конструктором проекту був Євген Малашин.
Вперше продемонстрований широкій публіці на параді на честь Дня незалежності України в Києві 24 серпня 2009 року.
У період до червня 2013 року виготовлено щонайменше дві машини, але на озброєння вони прийняті не були.
2 вересня 2014 року бронеавтомобіль «Козак» ще раз показали на полігоні навчального центру Національної гвардії поблизу селища Нові Петрівці на Київщині. Бронемашина, як і раніше, не перебувала на озброєнні, і замовлень на її виробництво не надходило ні від держави, ні від приватних осіб.
24-27 вересня 2014 року цей же бронеавтомобіль «Козак» представили в Міжнародному виставковому центрі в Києві, де проходила ХІ Міжнародна спеціалізована виставка «Зброя та безпека-2014». Голова Верховної Ради Олександр Турчинов, який відвідав виставку 24 вересня 2014, повідомив, що ряд розробок військово-промислового комплексу, представлених на виставці, прямо з експозиції відправлять в зону бойових дій.
20 січня 2015 року на київській базі Державної прикордонної служби України посольство США в Україні передало прикордонникам перший бронеавтомобіль «Козак» українського виробництва. Про це повідомляє прес-служба американського посольства в Україні.
22 липня 2015 року першу партію бронемашин передано до НГУ на полігоні у Нових Петрівцях. До кінця 2015 року, за словами секретаря РНБО Олександра Турчинова, до НГУ буде поставлено 100 бронемашин «Козак».[3]
Кузов[ред. | ред. код]
Бронемашина має звичайне компонування з переднім розташуванням двигуна, відділенням управління в середній частині та вантажним відсіком в кормовій частині машини.
Корпус бронемашини зварний, виготовлений із сталевих броньових листів, розташованих під кутом. Бронювання забезпечує захист від вогню зі стрілецької зброї.
Дно пасажирського модуля — подвійне, його нижня частина має V-подібну форму для підвищення протимінної стійкості. Додатковий захист від вибухової хвилі створюють розміщені в подвійній підлозі акумуляторні батареї і паливний бак. Щоб зменшити ризик травмування при підриві, всі крісла мають ремені безпеки і систему амортизації (вони закріплені на особливій рамі, підвішеній до бортів). Днище машини витримує вибух 3 кілограмової міни.
Захист[ред. | ред. код]
Автомобіль може бути броньовано до рівня 3 STANAG 4569 або 4 STANAG 4569.
Озброєння[ред. | ред. код]
На турельну установку на даху «Козака» може встановлюватись:
Для зручності стрільця на люку передбачено м’яку спинку.
Шасі і двигуни[ред. | ред. код]
ББМ «Козак» — новітня розробка українських науковців НВО «Практика». 5,5 тонний «Козак» створено на повноприводному шасі Iveco Daily 55S18W 4×4 з 3,0 л чотирициліндровим турбодизельним двигуном Iveco F1C (Євро-4) потужністю 176 кінних сил при 3200—3500 об/хв (400 Нм при 1250—3000 об/хв) та 6-ст. КПП ZF6S, може тягти за собою причіп вагою 4 тонни.[4] Може підійматися на пагорби під кутом 35 градусів.
Крім того передбачено виготовлення ББМ «Козак» на шасі ГАЗ-66 і ГАЗ-53 з заміною силового агрегату на дизельний двигун.[5]
Ходова частина[ред. | ред. код]
Шини кулестійкі, з кулетривкими вставками. На випущені зразки встановлені високопрофільні діагональні шини від ГАЗ-66. Як варіант передбачена установка нижчої радіальної гуми «Michelin» розміром 225/100 R16.
Додаткове обладнання[ред. | ред. код]
Машина обладнана радіостанцією, навігатором (ГЛОНАСС + GPS), приладом радіаційної розвідки ДРІТ та хімічної розвідки, відеореєстратором з камерою заднього огляду і блоком клімат-контролю, системою ABS та поліпшеною звуко- і термоізоляцією. На перший зразок був також встановлений парктронік.
Оскільки куленепробивні склоблоки товщиною 56 мм не відчиняються і глушать звуки ззовні, бронемашина обладнана інтеркомом.
Можливі варіанти і модифікації[ред. | ред. код]
- СРМ-1 «Козак» — багатоцільовий бронеавтомобіль, який може використовуватися як поліцейська патрульна машина, армійська розвідувальна або командно-штабна машина, в тому числі для миротворчих сил на шасі Iveco Daily 55S18W 4×4.
- СРМ-1 «Козак» — багатоцільовий бронеавтомобіль на шасі ГАЗ-66 з дизельним двигуном Iveco.
- Протитанковий комплекс «Скіф» на шасі бронемашини «Козак» — представлений в 2013 році.
- Автомобіль «Козак» — неброньований цивільний варіант, передбачалася можливість виробництва на замовлення.
- ББМ «Козак 2» (2014) — передсерійний прототип ББМ «Козак 2» представлений в 2014 році.
- ББМ «Козак 2» (2015) — серійна модель бронеавтомобіля «Козак-2» представлена в 2015 році.
- ББМ «Козак 2М.1» — модель тактичного бронеавтомобіля, від «Козак-2» відрізняється виглядом, та незалежною передньою підвіскою, представлена в 2016 році.
- ББМ «Козак 2М.2» — модель розвідувального бронеавтомобіля, від «Козак-2М.1» відрізняється відсутністю другої пари дверей, представлена в 2016 році.
- ББМ «Козак 4» — броньований варіант Land Rover Defender з двигуном дизельним Cummins 2,8 л потужністю 165 к.с., представлений в 2016 році.
- ББМ «Козак 5» — модель бронеавтомобіля, зовні подібний на «Козак-2М.1», але менший за габаритами, збудований на шасі Ford F-550 4×4 і комплектується дизельним двигуном Ford 5,9 л потужністю 390 к.с., представлений в 2016 році.
-
ББМ «Козак 2М.1»
-
ББМ «Козак 2М.2»
Вартість і строки виготовлення[ред. | ред. код]
Вартість виготовлення одного екземпляра ББМ «Козак» на шасі Iveco Daily складає 2 000 000,00 грн., час виготовлення — 4 місяці.
Вартість виготовлення одного екземпляра ББМ «Козак» на шасі ГАЗ-66 складає 1 000 000,00 грн., час виготовлення — 1 місяць.[6]
- Вперше «Козак» презентували на День Незалежності України в 2009 році. Офіційний проїзд на ньому здійснив Віктор Ющенко.
- Броня корпусу — 5 мм, скла — 56 мм, цього достатньо щоб витримати постріл з АК-74 на відстані 10 метрів.
- В майбутньому передбачається, що «Козак» будуть використовувати як інкасаторський автомобіль, або автомобіль для спеціальних підрозділів поліції.
Відео