Обслуживание акб автомобиля: 403 — Доступ запрещён – Обслуживание аккумулятора автомобиля своими руками

Содержание

Как обслужить необслуживаемый аккумулятор автомобиля: особенности и основные рекомендации

За последние пару десятков лет технологии производства аккумуляторов были усовершенствованы. Современные источники питания не требуют периодической проверки уровня электролита и постоянного обслуживания. В большинстве случаев аккумулятор устанавливается в автомобиль, и про него забывают до возникновения серьезных проблем. Необслуживаемые варианты требуют некоторого ухода, иначе через год эксплуатации они выйдут из строя. Поэтому следует учитывать, как обслужить необслуживаемый аккумулятор и проверить его состояние.

Определение необслуживаемых аккумуляторов

С появлением аккумуляторов типа Са/Са стали применять понятие необслуживаемых источников питания. Подобный вариант исполнения характеризуется следующими особенностями:

  1. Как обслуживать необслуживаемый аккумуляторПоложительные и отрицательные решетки изготавливаются из сплава свинца и кальция. Обслуживаемые варианты исполнения изготавливали при использовании сплава свинца и сурьмы.
  2. Высокая концентрация сурьмы приводит к быстрому испарению воды. Вследствие этого уровень электролита существенно падал, и приходилось периодически добавлять воду.
  3. При изготовлении пластин учитывается, что концентрация сурьмы должна быть не более 6%. Современные технологии производства позволяют контролировать концентрацию этого химического элемента с высокой точностью.

Несмотря на то что необслуживаемые варианты исполнения изготавливаются при применении малого количества сурьмы, жидкость также со временем уходит. Это связано с особенностями химических и других процессов, которые проходят внутри конструкции на момент эксплуатации батареи и ее длительного хранения.

Обслуживание необслуживаемого аккумулятора автомобиля

Обслуживание необслуживаемого аккумулятора автомобиля нужно проводить по причине постепенного падения уровня электролита. К особенностям работы современных аккумуляторов относятся следующие моменты:

  1. Обслуживание необслуживаемых аккумуляторовПри разрядке автомобильного АКБ на аноде происходит восстановление диоксида свинца серной кислоты. При этом одновременно на катоде происходит окисление свинца.
  2. На момент зарядки АКБ процесс идет в противоположном направлении.
  3. Использовать пластины из чистого свинца не получается по причине их малой прочности. Именно поэтому стали добавлять сурьму, которая может существенно повысить прочность структуры.
  4. Сурьма становится катализатором гидролиза — процесса разложения воды на элементы водорода и кислорода. Внешне процесс выглядит как кипение, в ходе которого происходит уменьшение количества воды.

Для решения проблемы с быстрым испарением жидкости в состав решетки электродов добавляется кальций. Со временем оказалось, что это решение весьма удачное, так как пластины стали намного прочнее.

В последнее время в продажу стали поставлять большое количество АКБ без отверстий, которые обеспечивают доступ к внутренней части банок. Для проверки емкости на корпусе создается специальная шкала. Поэтому использовать обычный метод проверки емкости, который предусматривает применение стеклянного стержня, в этом случае не получится.

Серьезные недостатки

У аккумуляторов типа Са/Са есть несколько серьезных недостатков. Слишком низкий уровень заряда приводит к существенному ускорению процесса потери емкости. Несколько глубоких разрядов приводят к тому, что АКБ можно сдавать в утиль, так как восстановить ее эксплуатационные характеристики не представляется возможным.

К основным недостаткам также относят следующие моменты:

  1. Затрудняется контроль уровня электролита.
  2. Отсутствует возможность проверить плотность жидкости.
  3. Электрическая сеть транспортного средства должна работать без проблем, а генератор вырабатывать правильное напряжение.

Как обслуживать необслуживаемый аккумулятор автомобиля

В отдельную категорию можно отнести варианты исполнения источников электроэнергии, у которых электролит напоминает гель. У подобных АКБ жидкость находится в связанном состоянии, а при изготовлении основных конструктивных элементов применяется стекловолокно. В большинстве случаев варианты исполнения аккумуляторов с электролитом в виде геля имеют необслуживаемый корпус, в котором не предусмотрены специальные отверстия для доливки воды.

Рекомендации по обслуживанию и ремонту

Как сделать необслуживаемый аккумулятор обслуживаемым

В большинстве случаев можно сделать необслуживаемый аккумулятор обслуживаемым, тем самым продлив срок его службы. Если жидкость упала до уровня открытия и осушения пластин, то они начинают быстро разрушаться. При изготовлении крышки необслуживаемой батареи создается специальная конструкция, которая обеспечивает рециркуляцию электролита.

Некоторые модели Са/Са имеют небольшие заливочные отверстия, через которые можно добавлять дистиллированную воду. Добавляется она в зависимости от показателя индикатора или специального гидрометра. Не рекомендуется добавлять обычную воду, так как она может содержать различные примеси. Если у корпуса нет соответствующих отверстий, восполнить уровень электролита не получится. Стоит учитывать, что самостоятельно делать подобные отверстия нельзя, так как они снижают степень герметизации корпуса и могут привести к вытеканию электролита.

С ремонтом АКБ типа Са/Са все обстоит несколько сложнее. В 90% случаев восстановить поврежденную конструкцию не получится. Особенности проведения ремонтных работ:

  1. Как обслужить необслуживаемый аккумулятор автомобиляВ специализированных центрах проводится десульфатация пластин с применением специальных химикатов. За счет этого конструкция служит намного дольше.
  2. Проводится многократная зарядка и разрядка малыми токами, что повышает эксплуатационные характеристики АКБ. Подобное воздействие приводит к повышению плотности.
  3. При изготовлении корпуса применяется пластик, который подвержен механическому воздействию. Именно поэтому существенное воздействие приводит к появлению трещин. Повысить степень герметичности конструкции можно путем заварки трещин.
  4. Восстановление клемм. Энергия от источника к потребителю передается через клеммы. Слишком высокая температура может привести к расплавлению металла.

В большинстве случаев ремонт ограничен — по причине того, что лицевая крышка изготавливается из пропилена и крепится к основной части путем горячего прессования. Именно поэтому при снятии крышки корпус может деформироваться, и обратно собрать его не получится. Некоторые модели имеют корпус с защелками и резиновыми прокладками.

Особенности гидрометров

Плотность электролита считается одним из наиболее важных параметров, которые учитываются при зарядке аккумулятора. В том случае, если корпус аккумулятора неразборный, устанавливается гидрометр. Этот измерительный прибор выглядит как небольшой глазок, который часто устанавливается в одну из центральных банок. Действие гидрометра заключается в подъеме поплавка при повышении показателя плотности и его падении при снижении показателя. Упростить проверку многие производители аккумуляторов решили за счет расположения цветовой индикации.

При использовании гидрометров возникает много трудностей:

  1. Определение необслуживаемых аккумуляторовНесмотря на простоту конструкции измерительного прибора, она часто выходит из строя. При этом подобная проблема свойственна и дорогим моделям источников питания.
  2. При длительной эксплуатации гидрометр начинает показывать значение плотности, которое далеко от реальных.
  3. Использовать прибор можно только в случае заряженности АКБ на 65%. Если уровень зарядки достигает 100%, поплавок не позволяет определить емкость.
  4. Устанавливается поплавок только в одну банку из нескольких. Поэтому о высокой точности полученных измерений говорить не стоит.

Именно поэтому с обслуживанием такого типа АКБ возникает много трудностей, так как определить точность показателя плотности практически невозможно. Поэтому при добавлении воды нужно быть осторожным.

Процесс зарядки

АКБ следует периодически заряжать, применяя специальное зарядное устройства. Большинство автомобилей имеют напряжение в бортовой сети около 14,4 В. Это значение выбрано по причине того, что слишком высокое напряжение ускоряет процесс испарения воды. При зарядке от сетевого устройства нужно выдерживать показатель напряжения не выше 15,5 В. Особенности процесса зарядки:

  1. Рекомендации по обслуживанию и ремонтуПри выборе зарядного устройства следует отдавать предпочтение моделям, которые имеют автоматический блок управления. Процесс зарядки в этом случае исключает вероятность повреждения АКБ.
  2. Команды по изменению тока и напряжения дает электрический блок зарядного устройства.
  3. В процессе восполнения уровня заряда проходят химические реакции, приводящие к выделению вредных веществ. Именно поэтому процесс зарядки рекомендуется проводить в хорошо проветриваемом помещении. Слишком высокая концентрация выделяемых газов может быть вредной.

Такие зарядные устройства обходятся дорого. Именно поэтому в гараже часто встречаются зарядки с ручным блоком управления:

  1. Сразу после подключения ЗУ к аккумулятору выставляется ток в размере 0,1 от значения емкости.
  2. Рекомендуемое напряжение составляет 14,5 В.
  3. На момент зарядки контролируются все основные параметры. При увеличении напряжения до 14,4 В значение подаваемого тока снижается.

Больше всего трудностей возникает с зарядкой АКБ после полной ее разрядки. Это связано с тем, что несколько полных разрядок приводят к повреждению всех пластин.

В этом случае проводится установка силы тока от 1 до 2 ампера, а напряжение удерживается на уровне 12−13 Вольт.

Советы по эксплуатации

Существенно продлить срок эксплуатации АКБ можно при соблюдении нескольких рекомендаций и редком обслуживании:

  1. Советы по эксплуатацииНельзя использовать необслуживаемую батарею при напряжении бортовой сети более 14 В. Высокий показатель становится причиной быстрого испарения жидкости и износа пластин.
  2. Нужно периодически проверять режимы работы генератора.
  3. Нельзя допускать утечки тока. Для этого контролируется состояние всех элементов бортовой сети авто.
  4. Нужно периодически проверять зарядку аккумулятора обычной сети.
  5. Хранить батарею следует в прохладном месте. За счет снижения температуры окружающей среды снижается показатель саморазряда.

Ремонт необслуживаемых аккумуляторов возможен, но приносит очень много хлопот. Именно поэтому при сильном износе лучше всего приобрести новую батарею.

Как проводить обслуживание аккумулятора автомобиля своими руками?

Сегодня эксплуатация автомобиля без исправной аккумуляторной батареи просто невозможна. АКБ обеспечивает запуск двигателя, отвечает за функционирование всех электронных систем машины во время стоянки, а также поддерживает генератор при возникновении чрезмерных нагрузок на бортовую сеть авто. Современные батареи рассчитаны на относительно длительный эксплуатационный срок. Однако своевременное и правильное обслуживание аккумулятора позволяет существенно его увеличить.

Как выполнять обслуживание аккумулятора легкового автомобиля своими руками?

Делать это рекомендуется в несколько этапов, каждый из которых помогает определить тот или иной параметр батареи.

Визуальный осмотр

Внешний вид может рассказать о многих внутренних проблемах с АКБ, поэтому стоит тщательно осмотреть изделие, акцентируя внимание на самых важных частях и характеристиках. Диагностика аккумулятора автомобиля подразумевает выполнение следующих проверок:

  1. Корпус. На нём не допускаются трещины, сколы, т. к. подобные дефекты ведут к вытеканию электролита. А это не только грозит выходом из строя аккумулятора. Агрессивный химический раствор может попасть на детали двигателя и повредить их.
  2. Система фиксации АКБ. Многие автовладельцы зачастую с пренебрежением относятся к закреплению батареи, особенно если зимой приходится её относить домой или ставить в иное тёплое помещение. Между тем, незафиксированный аккумулятор испытывает вибрацию, что выводит из строя решётки электродов. Подобная ситуация в худшем случае чревата взрывом АКБ. Есть и ещё один минус, о котором стоит помнить, проводя обслуживание автомобильных аккумуляторов: при ДТП электролит может попасть на пострадавших.
  3. Выводы «плюс» и «минус». Их плохое состояние ведёт к ухудшению контакта с проводами, идущими от «массы» и стартера. Загрязнённые контакты становятся причиной нагрева силовых кабелей, что чревато невозможностью пуска двигателя, оплавлением изоляции и даже возгоранием. Рекомендуется, осуществляя обслуживание автомобильного аккумулятора, перед затяжкой контактов обработать выводы АКБ специальной пастой, реализуемой в автомагазинах.

Проверка напряжения и зарядки батареи

Чтобы оценить степень заряженности батареи, понадобится тестер. Соблюдая полярность, щупами прибора протестируйте напряжение на контактах батареи при заглушенном силовом агрегате: оно должно находиться в диапазоне 12,6–12,8 В. Если мультиметр показывает меньше, АКБ необходимо зарядить, чтобы избежать процесса сульфатации, ведущего к сокращению эксплуатационного ресурса изделия.

На втором проверочном этапе запустите мотор и ещё раз проверьте вольтаж, включив отопитель салона, дальний свет. Штатное напряжение – 13,8–14 В. Это означает, что генератор работает и подпитывает батарею. Меньшее напряжение говорит о неисправностях в бортовой сети машины. Возможно, виноват и сам генератор или регулятор напряжения (бывает отдельным или встраиваемым).

Проверка тока утечки

Обслуживание современного автомобильного аккумулятораОбслуживание современного автомобильного аккумулятора

Некоторые владельцы авто сталкивались с ситуацией, когда отлично работавший вчера аккумулятор на следующий день с утра переставал функционировать. Причём на улице – плюсовая температура. Возможная причина проблемы – утечка тока. На исправном автомобиле она должна быть, это естественно. Современная машина буквально напичкана электроникой, и многие её узлы работают даже при выключенном зажигании (например, противоугонная система). Всё дело в величине этого параметра. Нормальным считается ток утечки в 15–70 мА. Как обслужить аккумулятор автомобиля в этом случае? Для проверки понадобится тестер. Ваш алгоритм действий:

  1. Поставьте соответствующий предел измерений на приборе (например, 100 мА).
  2. Отключите в машине абсолютно все потребители энергии.
  3. При заглушенном двигателе и выключенном зажигании отсоедините плюсовый провод от клеммы аккумулятора.
  4. Подсоедините прибор в разрыв между плюсовой клеммой АКБ (красный щуп «плюс») и отсоединённым проводом (чёрный щуп «минус»).
  5. Убедитесь, что стрелка отклоняется на 15–70 мА. Если это не так, закончив обслуживание АКБ, следует искать причину в «нелегально» работающих потребителях или неисправной проводке.

Проверка уровня и корректировка плотности электролита

Это можно сделать, оставив аккумулятор на его штатном месте в автомобиле. Выкрутите пробки или снимите верхнюю крышку АКБ целиком. Понадобится стеклянная трубка или ареометр – изделие для проверки плотности электролита. В первом случае опустите трубку в раствор, пока она не упрётся в пластину. При этом верхнее отверстие нужно закрыть пальцем. Поднимите трубку и оцените уровень: он должен составлять 10–15 мм. Если есть ареометр, то для проверки воспользуйтесь имеющейся на нём резиновой грушей. Процедуру нужно проделать с каждой банкой батареи.

Далее проверьте плотность электролита. Здесь обслуживание АКБ автомобиля требует наличия ареометра. Рекомендуемое значение плотности – 1,28 (в регионах, где суровая зима, допускается 1,3). Если она недостаточна, долейте дистиллированную воду, продаваемую в автомагазинах или аптеках. Показания снимаются с каждой банки. Стоит заметить, что высокая плотность отрицательно сказывается на сроке службы изделия. В этой ситуации для корректировки с помощью груши удалите часть раствора и долейте дистиллированной воды. После окончания вышеописанных процедур зарядите батарею.

Тестирование осуществляется при температуре +20 С.

Профилактика сульфатации

Имеется в виду покрытие сульфатом свинца PbSO4 аккумуляторных пластин, сделанных из этого металла. Развитие процесса приводит к уменьшению ёмкости аккумулятора. По большому счёту, сульфатация – естественный и неминуемый ход событий. Однако правильный уход за автомобильным аккумулятором серьёзно замедлит процесс и увеличит эксплуатационный ресурс изделия. Точно определить степень сульфатации под силу только специальному оборудованию. Проводя обслуживание аккумуляторных батарей, можно увидеть испорченные пластины: они отличаются белым налётом. Данный процесс вызывается:

  1. Длительным неиспользованием аккумулятора (например, когда машина долго простаивает).
  2. Хранением разряженной АКБ.
  3. Короткими по времени и километражу поездками, связанными с частым пуском мотора (примером может служить постоянная эксплуатация авто в городе).
  4. Чрезмерно сильным разрядом батареи.

Если сульфатация всё же началась, есть несколько способов прервать процесс. Один из них заключается в изготовлении или приобретении электронного устройства, выдающего импульсные токи. Однако найти его в продаже достаточно проблематично, а самостоятельное изготовление по силам лишь человеку, подготовленному в плане электротехники. Поэтому стоит присмотреться к более простому способу восстановления работоспособности батареи. Как обслуживать аккумулятор в этом случае? Десульфатация заключается в многократной зарядке. Ход действий такой:

  1. Проверьте плотность электролита в каждой банке и запомните, чтобы потом произвести сравнение.
  2. На ЗУ установите зарядный ток в 0,04 от ёмкости АКБ. То есть, если ваш аккумулятор на 55 А/ч, будет 2,2 А при напряжении 14 В. Время процесса – 8 ч.
  3. Оставьте батарею в покое на 12–14 ч, чтобы компенсировать потенциал на свинцовых пластинах.
  4. Измерьте плотность: если она увеличилась, процесс пошёл и процедуру нужно повторить.

Периодичность обслуживания аккумуляторной батареи

Если автомобиль совершает регулярные выезды, обслуживание аккумулятора своими руками рекомендуется проводить не реже двух раз в месяц. При визуальном осмотре обязательно очистите корпус батареи от грязи и осевших паров электролита. Последние, когда преобразуются в подтёки, формируют пленку, проводящую ток. Это ведёт к пусть и слабому электрическому контакту плюсовой и минусовой клемм АКБ, что вызывает её саморазряд.

Как обслуживать необслуживаемые АКБ?

Здесь необходимость в постоянном контроле за уровнем электролита отсутствует. О работоспособности батареи можно судить по специальному глазку-индикатору, встроенному в корпус. Если он зелёный, напряжение соответствует норме. Однако даже в этом случае ёмкость может быть недостаточной, особенно в морозы. Некоторые аккумуляторы имеют прозрачный корпус с отметками min, max, по которым можно судить об уровне раствора в батарее. Как обслуживать аккумулятор автомобиля, если АКБ герметична? Весь уход сводится к нескольким несложным действиям:

  1. Внешний осмотр на предмет наличия трещин, подтёков.
  2. Очистка корпуса и дренажных отверстий (каналов).
  3. Проверка чистоты, подтягивание (при необходимости) контактов и покрытие их специальной пастой.

Как обслуживать аккумулятор автомобиля — маленькие советы автомобилисту

В современных автомобильных реалиях устоялось мнение, что автомобильный аккумулятор – это вещь которая не нуждается в периодическом обслуживании и профилактике. Это «расходник», непостоянная деталь, которую легче выкинуть и купить новую, чем привести в порядок небольшую неисправность. Но при должном отношении, срок эксплуатации автомобильных аккумуляторов может превышать средний на несколько раз. Для этого очень важно знать, как обслуживать аккумулятор автомобиля, а также возможные случаи, когда его можно успешно починить. В этом материале мы разберемся о деталях и нюансах ухода за этой важной составляющей стабильной езды.

Автомобильная аккумуляторная батарея

Что влияет на срок службы аккумулятора автомобиля

Такой сложный механизм и составляющая автомобиля по своему принципу имеет несколько важных факторов, от которых зависит общая работоспособность отдельно взятой батареи. Чтобы понять, как обслуживать аккумулятор, нужно разобрать каждый пункт по отдельности:

  • уровень заряда. Важный фактор, от которого напрямую зависит долгосрочность работы. Чтобы его повысить, старайтесь держать степень заряженности на высоком делении как можно больше. Следите за уровнем заряда. Не брезгуйте сетевой зарядкой.
  • температура работы. От её уровня напрямую зависит пусковая способность батареи. При воздействии холодных температур на разряженный аккумулятор, электролиты в нем могут просто замерзнуть. В летнее время, это чревато испарением жидкости из электролита. В будущих статьях мы расскажем о том, как долить электролит в аккумулятор.
  • электроника автомобиля. Это, наверное, наиболее важный пункт. Неисправный генератор подающий слишком высокое напряжение разрушит батарею, в результате «перекипания» последней. Излишняя зарядка также разрушает структуру электродов внутри аккумулятора.
  • коррозия и сульфатация. От подобных процессов не застрахован никто. Проявляется она в результате постоянной работы и является следствием эксплуатации. Уберечь себя от коррозийного проявления можно дополнительным уходом и использованием добавки дистиллированной воды при обслуживании батареи. Десульфатация аккумулятора может проводиться даже в домашних условиях, что безусловно увеличит сроки хранения и использования АКБ.
Устройство автомобильного аккумулятора

Маленькие советы автомобилисту по обслуживанию аккумулятора

Любой процесс по обслуживанию того или иного приспособления (в том числе автомобильного аккумулятора) начинается с диагностических манипуляций, и продолжается (в зависимости от получаемых результатов) соответствующими действиями. О подобных действиях, а также о способах выявления проблемы мы подробнее опишем по порядку.

Визуальный осмотр аккумуляторной батареи

АКБ, как и любую другую составляющую автомобиля, необходимо держать в чистоте. Поэтому при осмотре следует обращать внимания на наличие повреждений разного уровня и характера. В процессе осмотра приучите себя к профилактической очистке батареи. Помимо удаления грязи и пыли, рекомендуется протирать поверхность смесью пищевой соды и воды (в расчёте 1 ч. ложка на 200 мл). Такой содовый раствор идеально справляется с процессами нейтрализации кислоты на корпусе аккумулятора.

О целостных нарушениях поверхности корпуса будут сигнализировать подтёки электролита, в виде токопроводящей пленки на самой поверхности аккумулятора. Подобные излияния также могут являются причиной быстрой саморазрядки АКБ, такая батарея требует ремонта или замены.

Обслуживание аккумулятора автомобиля должно быть регулярным

Проверка уровня заряда автомобильного аккумулятора

Как правило с этим пунктом у водителей трудностей не возникает. Простая методика проверки заключается в проверке уровня заряда специальными приспособлениями: вольтметром и мультиметром. Для этого, клеммы автомобиля отсоединяются от батареи, а вместо них накидывают щупы от приспособлений.

Стандартом для значения напряжения принято считать 12.6 – 12.9 В. При более низких значениях необходимо установить такой аккумулятор на дозарядку от сети. При экспуатации подобной батареи есть высокий риск ускорить сульфатацию и снизить эксплуатационный срок.

Проверка уровня и плотности электролита в аккумуляторе

Удобность этой проверки заключается в её возможности, не снимая при этом батарею с машины. После снятия крышки аккумулятора, вооружившись корпусом от обычной шариковой ручки (прозрачной), окунаете корпус до соприкосновения с электролитом, таким образом, чтобы один конец был закрыт. В норме, высота следа от электролита должна быть более 10 мм. Некоторые аккумуляторы размещают на корпусах информационные панели, показывающие состояние плотности.

Проверка плотности электролита осуществляется с помощью приспособления под названием денсиметр. Температура при этом должна быть не ниже 25 градусов тепла за Цельсием. Ничего тяжелого в измерении нет. Необходимо просто окунуть корпус денсиметра (наконечником вниз) в заливное отверстие. Важно чтобы ареометр при замерах не касался стенок батареи. Далее производиться предварительные замеры. За норму, в зависимости от климатической зоны принято брать значение в 0,15-0,16 (при полном заряде батареи).

Проверка уровня электролита в аккумуляторной батарее

Проверка тока утечки аккумулятора автомобиля

Манипуляция схожа с проверкой уровня заряда, однако имеет различия. Повторить всю операцию нужно при установленной батареи на авто, и со включенным двигателем. Совет: используйте все те мультимедийные операции, к которым вы обычно прибегаете во время езды (радио, кондиционер, дворники). Значения уровня напряжения должно соответствовать 13 — 14.4 В.

Зарядка аккумулятора сетевым зарядным устройством(ЗУ)

Специалисты рекомендуют прибегать к зарядке от сетевого устройства хотя бы 1 раз в 3 месяца. Для сохранения целостности электролитов лучше подзаряжать батарею используя переходимый генератор. Проводить зарядку можно в авто режиме, лучше всего при бесперебойном напряжении.

Десульфатация аккумулятора

Существуют несколько действенных методов, среди которых основными являются: химический и электрический способ десульфатации. В первом случае применяют раствор Трилона Б. Его заливают в батарею и оставляют на некоторое время. В основе электрического метода используют активное возбуждение электродов внутри АКБ импульсным током с высокой амлитудой, или же с помощью многоразовой зарядки.

Как продлить срок службы аккумулятора

Учитывая особенности АКБ, которые были описаны чуть выше, вы можете активно применять накопленные знания в процессе профилактики и ухода за собственным автомобильным аккумулятором. Почти все описанные методы воздействия на АКБ (кроме стимуляции импульсным током) можно провести в домашних условиях. Осмотр и диагностика проводится даже в далеких от «родного» гаража местах (при необходимости). Такие нехитрые методы как десульфатация и проверка тока и уровня плотности, не требуют особых знаний или многолетнего опыта.

Держите уровень заряда как можно выше, не подвергайте АКБ (и авто в целом) воздействиям экстремальных температур, очищайте и ухаживайте за поверхностью и наполнением аккумулятора, а также следите за постоянным переменным напряжением, исходящим из автомобиля. Следование этим простым правилам способствует долголетию вашего АКБ и исправной службы.

Обслуживание автомобильного аккумулятора

Аккумуляторная батарея отвечает за выработку электрической энергии, необходимой для работы важных устройств машины. А поскольку, без аккумулятора невозможно представить эксплуатации автомобиля, очевидной становится значимость его исправной работы.

Эта статья – это краткая инструкция о том, что включает в себя правильное обслуживание автомобильного аккумулятора, поскольку грамотный и своевременный сервис АКБ дает возможность использовать ее весь срок службы без особых проблем.

Энергетический баланс

Показатели, имеющие отношение к энергетическому балансу – это емкость аккумулятора, необходимая мощность для питания потребителей тока, генератор, обороты холостого хода.При этом, сам аккумулятор отвечает за накопление. Он может аккумулировать и отдавать электрическую энергию.

Для достаточного уровня заряда АКБ необходим стабильный подзаряд от генератора автомобиля. Если количество энергии, отдаваемой аккумулятором, превышает количество, принимаемой АКБ, то батарея постепенно становится «пустой».

Правила энергетического баланса:

  1. Сбалансированные соотношения между получаемой энергией и отдаваемой при разрядке – это успешные факторы для поддержания здорового энергетического баланса.
  2. Установка дополнительных потребителей тока могут нарушить устойчивость энергетического баланса.
  3. Основными параметрами, определяющими энергетический баланс, являются общее количество тока, используемого потребителями и индивидуальные условия движения автомобиля.

Оптимальные условия нагрузки

Благоприятной нагрузкой для АКБ автомобиля является та, при которой происходит его зарядка. При этом, энергии, вырабатываемой генератором достаточно как для потребителей, так и для автомобильного АКБ.

Например, при движении машины в течение долгого времени, его генератор вырабатывает достаточное количество тока для освещения дороги, работы навигационной системы и т. д., а оставшаяся энергия потребляется для зарядки.

Неблагоприятные условия нагрузки

Работа двигателя на низких оборотах, например, при движении по городу в прохладную погоду при низкой температуре воздуха, с большим количеством включенных потребителей тока: подогрев сидений, противотуманные фары, обогрев зеркал и стекол, приводит к недостаточности вырабатываемого тока генератором.

С целью компенсации недостатка тока, энергия дополнительно расходуется из автомобильного аккумулятора. С течением времени, такая схема приводит к разряжению АКБ.

Критичным условием такой ситуации может служить снижение способности АКБ принимать зарядную энергию при очень низких температурных условиях.

Периодический разряд (например, включение функций Coming Home/Leaving Home, работа систем после отключения двигателя) при очень низких температурах не компенсируется.

Высокая температура

Высокий температурный режим служит фактором, оказывающим прямое воздействие на химические процессы, протекающие в АКБ, а именно, он является их ускорителем. Важно отметить, что увеличение температуры на 10 градусов влечет за собой удвоение скорости реакций.

Мощность аккумулятора имеет тенденцию к снижению и это происходит из-за уменьшения вязкости вещества электролита. При этом, показатель емкости увеличивается.

Повышение температуры оказывает отрицательное влияние на пластины электродов, в результате чего на решетках усиливается коррозия.

Воздействие высокого температурного режима отражается на аккумуляторе неблагоприятно и влечет, вызванный химическими процессами, саморазряд АКБ.

Низкая температура

Эффект от действия химических реакций в условиях низкой температуры такой – вязкость серной кислоты увеличивается. Химические процессы протекают не так активно. Происходит повышение внутреннего сопротивления аккумулятора. В дальнейшем, это отражается на эффективной емкости АКБ, и носит все более отрицательный характер при понижающейся температуре.

Иными словами, в морозы есть вероятность того, что стартер автомобиля не сможет вращаться с нужной частотой и двигатель не заведется, поэтому номинальная емкость аккумулятора не должна иметь слишком низкие показатели.

Холодный пуск двигателя

Холодный пуск представляет собой большую и неблагоприятно сказывающуюся на аккумуляторе, нагрузку. Сам факт увеличения силы нагрузки возникает в результате:

  1. Низкие температуры в холодное время года оказывают прямое влияние на вязкость масла в моторе автомобиля – она повышается, что в свою очередь увеличивает сопротивление прокручиванию двигателя.
  2. Показатель внутреннего сопротивления увеличивается при отрицательных температурах, в результате этого отдаваемая мощность батареи снижается.
  3. В холодное время года, аккумулятор заряжается не в полном объеме.

Для эксплуатации АКБ при холодном пуске двигателя на максимальной мощности, необходимо, чтобы он был в хорошем состоянии. Для этого перед началом зимнего сезона рекомендуется проверить его основные параметры.

Еще один значимый пункт — регулярный уход за АКБ, если речь идет об обслуживаемом, то нелишним будет проверка уровня электролита. Если на генератор идёт отдельный ремень, то иногда надо проверять его натяжение. При первых признаках разряда рекомендуется своевременная подзарядка батареи.

Берегите аккумулятор

При отрицательных температурах нагрузка на АКБ сказывается наибольшим образом, для запуска мотора требуется большая мощность. При этом стоит учесть факт: для восстановления заряда аккумуляторной батареи требуется некоторое время, так как замерзшее вещество электролита медленно циркулирует внутри пластин. Из-за такой особенности в случае первого неудачного запуска двигателя, повторный запуск рекомендуется через несколько минут. В случаях, когда водитель беспрерывно пытается запустить стартер в холодную погоду, АКБ тратит огромное количество энергии, в результате – полностью разряжается.

Визуальный осмотр

До замеров основных параметров, правильное обслуживание автомобильного аккумулятора стоит начать с осмотра внешнего состояния АКБ. Его можно оценить по следующим параметрам:

Состояние корпуса

Необходимо обратить внимание на наличие сколов и трещин на моноблоке, это может повлечь вытекание жидкого вещества АКБ – электролита. Так как содержимое батареи представляет собой агрессивное химическое соединение, попадание его на детали автомобиля может привести к их повреждению.

Устройство крепления АКБ

На срок работы аккумулятора большое влияние может оказать вибрация при движении автомобиля, которая возникает из-за недостаточно хорошего крепления АКБ. Такой фактор может послужить причиной выхода из рабочего состояния решеток электродов, и в итоге к опасности взрыва аккумулятора.

Недостаточно надежное крепление АКБ в автомобиле может привести к снижению безопасности при аварии. Так, если аккумулятор не закреплен при помощи прижимной планки, это может повлечь за собой повреждение его корпуса.

Необходимо обратить внимание на то, что на корпусе аккумулятора к крепежному выступу должна плотно прилегать прижимная планка и сидеть в специально предусмотренных выемках – фиксаторах. Здесь, как вариант дополнительной прочности, следует установить переходную планку.

На некоторых типах аккумуляторов фиксирующие элементы находятся ,с одной стороны, на других – с обоих. Специально установленные выступы на крепежной планке удерживают корпус аккумулятора от смещения.

Полюсные выводы

Нарушение состояния полюсных выводов может стать причиной плохого контакта между данными соединениями.

Неправильная посадка клемм и слабая затяжка на выводах может стать опасностью нагревания и возгорания кабелей, соединяющих эти элементы.

Отслеживание достаточности уровня электролита

Проверка уровня электролита и поддержание его на правильном уровне служит залогом долгосрочной эксплуатации АКБ. Недостаточный уровень электролита становится причиной снижения показателя емкости, потому что обсыхают верхние части электродов.

Такая ситуация усугубляет состояние электродов в том, что прогрессирует коррозия деталей аккумулятора, и в итоге может повлечь опасность взрыва.

Таким образом, как только снижается количество электролита в АКБ, необходимо это исправить, долив дистиллированную воду.

Избыток вещества электролита в корпусе АКБ может привести к его вытеканию из моноблока и попаданию на расположенные рядом детали автомобиля.

При визуальной проверке электролита через корпус АКБ необходимо контролировать одинаковый уровень во всех гальванических элементах, разница в 10 мм и больше свидетельствует о внутренней неисправности аккумулятора.

Необслуживаемые аккумуляторы

В аккумуляторных батареях такого типа следить за уровнем электролита нет необходимости, соответственно открывать корпус такой АКБ не допускается. Для контроля предназначен индикатор, который говорит о том, что срок службы АКБ истек.

В аккумуляторной батарее с прозрачным корпусом уровень вещества отслеживается с помощью отметок «максимум» и «минимум».

Устройство необслуживаемого аккумулятора

В АКБ со стекловолоконным наполнителем указатель уровня отсутствует, такие АКБ обычно имеют чёрный корпус, поэтому проверить уровень электролита невозможно.

Проверка работоспособности аккумулятора

Показатель работоспособности АКБ можно оценить по величине тока, который способен отдавать аккумулятор в полностью заряженном состоянии в течение определенного времени при установленном температурном режиме.

Нормативами установлено значение тока на полюсных выводах, соответственно, данный показатель не должен опускаться ниже нормы.

Оценить уровень напряжения можно при помощи тестера АКБ. При такой проверке нет необходимости отсоединения аккумулятора от автомобиля. Этот тест сможет показать насколько пригодна аккумуляторная батарея для автомобиля в течение своего гарантийного срока.

Такой тест можно проводить один раз, а повторять после 100% подзарядки АКБ.

Заряд аккумулятора

При каких условиях можно заряжать аккумулятор

Если показания работоспособности аккумулятора определились таким образом, что требуется его зарядка, нужно соблюдать следующие условия: хорошая проветриваемость помещения, температура аккумулятора соответствует 10 градусам Цельсия, при повышении температуры электролита до уровня 55 градусов процедуру нужно прекратить. Нарушение последнего может привести к перегреву или даже закипанию электролита, отчего могут покоробиться пластины, в итоге это приведёт к выходу из строя АКБ. Необходимо помнить, что попытки ускорения заряда аккумулятора могут привести к ее повреждению. Для необслуживаемых АКБ основным показателем во время зарядки считается напряжение.

Приборы для заряда аккумулятора:

  1. Зарядное устройство (ЗУ).
  2. Автоматическое зарядное устройство.
  3. Адаптер для заряда аккумулятора.

Как зарядить аккумулятор

ЗУ должно обеспечивать напряжение заряда 16–16,6 В. Батареи заряжают двумя способами: постоянным током или напряжением.

При зарядке постоянным током необходимо каждые 1–2 часа контролировать его величину. Такой заряд производят током равным 10% ёмкости аккумулятора в течении 20-ти часов. Для АКБ ёмкостью 45 А/ч ток заряда составляет 4,5 А, эту величину тока необходимо поддерживать на протяжении всего времени заряда.

В конце заряда АКБ может возникать повышенное выделение газа, для минимизации этого эффекта, а также для повышения степени заряженности АКБ необходимо ступенчатое уменьшение тока. При достижении напряжения 14,4 В ток уменьшают в два раза, на примере ёмкости в 45 А/ч, до 2,75 А, при напряжении 15 В его снова уменьшают в два раза, до 1,38 А.

АКБ считается заряженным если напряжение и ток не меняются в течении одного, двух часов, обычно это соответствует напряжению в 16,3-16,4 В.

При зарядке постоянным напряжением скорость заряда зависит от величины напряжения:

  • при 14,4 В потребуется до 32 часов заряда;
  • при 15 В потребуется до 28 часов;
  • при 16 В  потребуется до 25 часов;

На полную зарядку АКБ в течении суток необходимо напряжение в 16,4 В.

В момент включения ЗУ ток заряда может достигать 50 А и больше, для избегания такого большого зарядного тока ЗУ ограничивает его до 25 А.

По мере приближения полного заряда напряжение на выводах АКБ повышается до 14,4 В, а ток заряда уменьшается до нуля, что позволяет осуществлять заряд в полностью автоматическом режиме без участия человека.

Уделите внимание глубоко разряженному аккумулятору

Если АКБ установлена на автомобиле при его хранении, то следует ожидать так называемого саморазряда аккумуляторной батареи при наличии постоянного действующего потребителя электрического тока.

Показатель, при котором аккумулятор соответствует состоянию глубоко-разряженного, равно плотности электролита не выше 1,14 г/см3 что примерно соответствует напряжению в 11,9 В.

Такие батареи необходимо заряжать пониженным током 1–2 А или напряжением 12–13 В, так как при больших значениях батарея не сможет набрать свою полную ёмкость. При зарядке необходимо следить чтобы ток заряда не повысился до 5% от номинальной ёмкости батареи, например, для 45 А/ч ток должен составлять не более 2,25 А.

Особые указания:

  1. Аккумулятор подвержен замерзанию при отрицательной температуре вследствие увеличения количества воды в составе электролита. Которая возникает при его разрядке.
  2. Если аккумулятор «замерз», его ждет неминуемая замена, так как герметичность корпуса может быть нарушена из-за трещин. Если аккумулятор уцелел его можно зарядить, но только после того, как он отогреется в помещении не менее суток. После заряда такого АКБ теряется до 50% ёмкости и его можно эксплуатировать лишь короткий срок до покупки нового, так как его отказ неизбежен.
  3. Реакция сульфатации электродов, или иными словами образование твердого слоя, характерна для глубоко разряженных аккумуляторов, это влияет на мощность аккумулятора: она снижается. Такой реакции можно избежать, если глубоко разряженный аккумулятор подзарядить как можно быстрее.
  4. Заряду аккумулятора нужно уделить не менее суток или более.

При обслуживании автомобильного аккумулятора важно помнить, что он является источником повышенной опасности. Ввиду своей конструкции и принципа работы, составляющие батареи представляют собой агрессивные химические вещества, поэтому помните, что своевременный сервис и замена АКБ очень важный пункт в правильной эксплуатации вашего автомобиля.

Обслуживание аккумулятора автомобиля своими руками

От чего зависит срок эксплуатации аккумуляторной батареи

Существует несколько факторов, влияющих на работоспособность АКБ. Проводя самостоятельно регламентные работы, необходимо обращать внимание на каждый из них.

Уровень заряженности

Нормой для аккумулятора является заряженное состояние. Во время запуска двигателя расходуется часть электроэнергии, в дальнейшем восполняемая с помощью подзарядки от генератора. Городской режим с частыми пробками и остановками, использование большого количества приборов не обеспечивают полное восстановление зарядки. Частая и долговременная разрядка АКБ приводит к сокращению срока службы, поэтому следует периодически подзаряжать батарею с помощью зарядного устройства.

Справка! При длительном хранении автомобиля подключенная АКБ частично или полностью разряжается.

Температурный режим

При низких температурах плотность электролита понижается. В разряженном аккумуляторе это приводит к замерзанию жидкости и повреждению корпуса батареи. Высокие температуры увеличивают скорость испарения электролита. При пониженном уровне жидкости свинцовые пластины оголяются и подвергаются коррозии.
Допустимая степень разряженности аккумулятора зимой составляет 25%, летом — 50%. Несоблюдение этих норм приводит к быстрому выходу батареи из строя.

Справка! Идеальная температура эксплуатации аккумулятора — 15-20°C. Понижение на 1°C уменьшает емкость батареи на 1 А-ч.

Работоспособность бортовой системы

Исправность генератора и регулятора напряжения существенно влияют на степень зарядки и состояние батареи. Превышение нагрузки в бортовой сети приводит к перезарядке АКБ, закипанию и испарению электролита, износу электродов. При пониженном напряжении батарея всегда находится в разряженном состоянии.

Коррозийные процессы

Коррозия — постоянное явление в каждом аккумуляторе. Для ее понижения применяются легирующие добавки. Чтобы увеличить срок службы АКБ, рекомендуется доливать качественные жидкости.

Справка! Дистиллированную воду нужно приобретать в аптечных пунктах. Некоторые автомагазины торгуют обычной водопроводной водой.

Сульфатация

Как и коррозия, этот процесс неизбежен. Со временем на пластинах скапливается сульфат свинца, что влечет за собой увеличение плотности и температуры раствора серной кислоты. Своевременное обслуживание аккумулятора автомобиля своими руками существенно снижает интенсивность процесса.

Частота обслуживания

Частота обслуживания АКБ

Технический уход за аккумулятором делится на периодическое устранение мелких неполадок и диагностику. Можно проводить обслуживание необслуживаемого аккумулятора автомобиля своими руками или доверить специалистам СТО. Диагностировать батарею желательно самостоятельно. Таким образом можно контролировать ее состояние.

Диагностика

Эту процедуру рекомендуется проводить регулярно и совмещать с контролем уровня масла в двигателе, доливкой технических жидкостей, проверкой давления в шинах.
При диагностике проводят следующие работы:

  • внешний осмотр на наличие повреждений, грязи, окислов;
  • замер напряжения на выводах батареи, отключенной от бортовой сети;
  • замер напряжения на выводах подключенной к сети АКБ при работающем двигателе;
  • контроль уровня электролита.

Периодическое обслуживание

Проводится по мере необходимости и состоит из нескольких этапов:

  • проверка надежности крепления;
  • чистка проводов и клем от грязи и окислов;
  • замер и корректирование уровня и плотности электролита;
  • зарядка батарей при помощи зарядного устройства;
  • тестирование нагрузочной вилкой;
  • контроль утечки тока;
  • десульфация.

Правила обслуживания АКБ

Правила обслуживания АКБ

Работа автомобиля напрямую зависит от состояния АКБ. Для этого следует неукоснительно соблюдать все этапы обслуживания аккумуляторной батареи.

Визуальный осмотр

Осмотр проводят не реже 2 раз в месяц. Если при диагностике обнаружена соль на корпусе или потеки электролита, их удаляют, используя щелочные растворы. Допустимо также применять для чистки пищевую соду. Она нейтрализует кислоту, удаляет грязь и пыль с корпуса.
Множественные потеки электролита могут быть спровоцированы микроповреждениями корпуса батареи. При отсутствии регулярной очистки и ремонта это приведет к саморазрядке аккумулятора и его поломке.

Измерение уровня заряда

Проводится с помощью мультиметра или вольтметра. Для этого от выводов АКБ отсоединяют клеммы бортовой системы автомобиля, на их место подключают датчики прибора. Приемлемым уровнем напряжения принято считать 12,6-12,9 В. Если показания прибора ниже стандарта, аккумулятор нуждается в зарядке от сети. Для проверки напряжения в бортовой сети клеммы соединяют, запускают двигатель, включают несколько электроприборов. Показатель напряжения должен быть 13-14,4 В.

Важно! Европейские приборы для измерения напряжения отличаются от Российских расположением клемм.

Проверка уровня и плотности электролита

На многих современных моделях на корпусе размещены панели, на которых отображается информация о плотности и уровне электролита. Если подобная функция отсутствует, можно произвести замеры самостоятельно.
Для этого не требуется демонтаж батареи. Снимают крышки с отверстий расположенных на банках и погружают в них прозрачную трубку из стекла или пластика. Когда она коснется пластин, ее вынимают и оценивают высоту оставшегося следа. В идеале он должен быть не менее 10 мм.

Справка! Замеры проводятся при полностью заряженном аккумуляторе и температуре не ниже 25 градусов.

Для измерения плотности электролита используют ареометр или денсиметр. Кончик прибора погружают в жидкость, следя, чтобы он не касался стенок батареи, после чего считывают показания.
Нормой принято считать результаты 1, 27-1, 29 гр/куб.см. Если результат неудовлетворительный, его корректируют, заливая в АКБ дистиллированную воду или электролит.

Измерение тока утечки

Проводят так же, как и заряд аккумулятора. Различие операций в том, что мультиметр выставляют в режим замера тока.
Утечка тока будет способствовать быстрой разрядке батареи и не даст ей полностью восстановить заряд. При обнаружении проблемы, необходимо выяснить причины утечки и устранить их.

Зарядка АКБ

В условиях регулярной эксплуатации зарядка батареи происходит от генератора. При использовании сетевого зарядного устройства речь идет о подзарядке. Такая процедура должна проводиться не реже 1 раза в 3 месяца. Внеплановая зарядка осуществляется, если батарея полностью разряжена. Такую ситуацию могут спровоцировать: длительное нахождение авто в гараже без движения, включенный дальний свет и музыкальный проигрыватель.
Проводят зарядку в режиме бесперебойного напряжения.

Справка! В зимний период, когда аккумулятор находится под постоянным воздействием низких температур, понадобится более частая зарядка.

Проверка состояния АКБ нагрузочной вилкой

Этот прибор дает нагрузку на аккумулятор, имитирующую ту, которая возникает при запуске двигателя. В нормальном рабочем состоянии напряжение не должно падать более 5 секунд.

Периодическая тренировка аккумуляторной батареи

Периодическая тренировка аккумуляторной батареи

Существует несколько действенных методик для тренировки АКБ. Они же используются для восстановления батарей, неиспользуемых в течении длительного времени.
Длительный заряд малыми токами проводят для батарей с небольшой сульфатацией. Для этого подключают заряд током нормальной величины до появления газов. Далее прерывают процедуру на 30 минут. После этого подключают заряд, уменьшив значение тока на 1%. Снова перерыв на 30 минут. Повторяют весь цикл 3-4 раза.
Глубокий заряд малыми токами применяют для аккумуляторов с наличием застарелой сульфатации. Метод основан на чередовании коротких циклов заряда токами стандартной величины с длительным зарядом малыми токами.
Заряд циклическими токами используют для увеличения срока службы аккумулятора. При этом подключают заряд малыми токами, после чего начинают разряжать аккумулятор и снова подключают заряд.
Метод постоянного напряжения основан на снижении силы тока. Для этого изначально устанавливают максимально возможную силу заряда, постепенно снижая ее до минимума.

Особенности ухода за АКБ

Для регулярно эксплуатируемых аккумуляторов важно своевременное и грамотное техническое обслуживание. Оно состоит из нескольких процедур.

  • Проверяется надежность креплений. При необходимости подтягиваются ослабленные болты и гайки.
  • Клеммы регулярно очищаются от окиси и обрабатываются смазкой.
  • При наличии подтеков электролита выравнивают плотность и уровень кислоты.
  • Обязательно регулярное проведения тестирований.

Обслуживание необслуживаемого аккумулятора автомобиля проще, чем обслуживаемого, и не составит проблем при регламентных работах.

Меры безопасности

  1. Все манипуляции с электролитом проводят в защитных перчатках и очках. Раствор серной кислоты при попадании на кожу или слизистые оболочки оставляет тяжелые химические ожоги.
  2. Все работы с аккумулятором проводятся только в хорошо вентилируемом помещении.
  3. Недопустимо использовать открытый огонь вблизи батареи.

Работы по обслуживанию АКБ можно провести самостоятельно, но только при наличии специализированных знаний и должной подготовки. В противном случае можно повредить батарею неумелыми действиями и тем самым нанести урон работе автомобиля.

измерение уровня и плотности электролита

Основная масса транспортных средств не зависимо от модели, года выпуска и производителя комплектуется такой необходимой деталью как аккумуляторная батарея. Это одна из разновидностей обычного электрического аккумулятора. Главная функция этого устройства является обеспечение электрическим током всех систем и механизмов машины или мотоцикла при неработающем бортовом генераторе.

Аккумулятор используется в следующих случаях:

  • подача электропитания для системы зажигания при первом запуске двигателя;
  • снабжение электрическим током бортовых систем автомобиля или мотоцикла при неработающем силовом агрегате;
  • обеспечение дополнительного электропитания для автомобильных устройств при запущенном генераторе.

Содержание статьи

Принцип работы аккумулятора в автомобиле

Основным принципом работы аккумулятора, по законам физики, является процесс создания напряжения между контактными пластинами, помещенными в специальный раствор. Изначально контакты в аккумулятора изготавливались из меди и цинка, однако они были недолговечны и быстро разлагались в процессе работы.

Честь создания этой схемы, которая в несколько видоизмененном виде дошла и до наших дней, принадлежит французу по фамилии Плант Он впервые продемонстрировал работающий прототип еще в 1859 году.

Современная аккумуляторная батарея для питания электрической сети автомобиля состоит из множества различных элементов, помещенных в высокопрочный корпус, изготовляемый из полипропилена. Внутри корпус разделен на несколько ячеек, заполняемых электролитом.

В каждую из ячеек аккумулятора помещают пластины из свинца, имеющие различную полярность, которые покрываются специальным химическим реагентом, необходимым для возникновения электрического тока. С целью предотвращения короткого замыкания пластины должны быть изолированы друг от друга специальным материалом.

В целях удобства использования и обслуживания, в базовую конструкцию батареи могут вноситься отдельные незначительные изменения и усовершенствования.

Виды аккумуляторных батарей


Есть следующие типы автомобильных аккумуляторов:

  1. обслуживаемые;
  2. мало обслуживаемые;
  3. гибридные;
  4. не обслуживаемые.
  • Обслуживаемые. Данный тип аккумуляторной батареи для автомобиля практически вышел из эксплуатации и чрезвычайно редко встречается в розничной продаже. Обычно, это модели отечественных производителей. От других разновидностей аккумуляторов (особенно иностранного производства) их отличает большое количество недостатков, сказывающихся на удобстве эксплуатации.

К недостаткам обслуживаемых аккумуляторов можно отнести хрупкий незащищенный корпус (чаще всего производился из эбонита), который для изоляции покрывался специальным веществом, теряющим свои свойства при резких колебаниях температуры окружающего воздуха. Это причина резкого падения заряда батареи в зимний период. Это же являлось причиной падения уровня жидкости в емкостях, что требовало ее постоянного восполнения.

  • Малообслуживаемые. Наиболее часто встречается в современных автомобилях. Обычно такие аккумуляторы характеризуются весьма прочным корпусом из различных видов пластика. В процессе эксплуатации требуют контроля уровня электролитической жидкости и ее восполнения примерно один раз на 30 тыс. километров пробега. К плюсам можно отнести их довольно умеренную стоимость.
  • Гибридные. Гибридные автомобильные аккумуляторы являются одной из модификаций предыдущего вида батарей. Но имеют существенное отличие: контактные группы в ячейках состоят из разных металлов, что позволяет достичь определенных преимуществ, а именно:
    1. высокий уровень тока в процессе пуска двигателя;
    2. малый расход жидкости в батарее;
    3. долгий срок жизни и неприхотливость.

Гибридные автомобильные батареи являются редкостью и не пользуются большим спросом из-за высокой цены.

  • Необслуживаемые. Конструкция таких батарей не предусматривает контроля и восстановления уровня воды в ячейках, в связи с чем на корпусе отсутствуют необходимые отверстия. Однако для правильного использования необслуживаемых автомобильных аккумуляторов необходимо следить за иными узлами и механизмами автомобиля, которые являются частью электрической системы. Важно регулярно контролировать состояние ремней, следить за исправностью генератора и всей электропроводки машины. Сочетание удобства и дешевизны делает их идеальным выбором для автовладельца, если он уверен в техническом состоянии своего железного коня.

Обслуживание автомобильных аккумуляторов

Долгая и качественная работа автомобиля зависит от технической исправности всех его частей, узлов и механизмов. Это же относится и к аккумуляторной батарее. Аккумулятор требует внимательного к себе отношения и своевременного проведения обслуживающих мероприятий.

Измерение уровня электролита

Если в вашем автомобиле установлен аккумулятор требующий обслуживания,то для продления срока службы нужно регулярно замерять уровень электролитической жидкости в отсеках батареи.

Для этого достаточно сверится с отметками на корпусе, отмечающими максимальный и минимальный уровень жидкости.

В случае их отсутствия можно воспользоваться специальной стеклянной трубкой нужного размера. Для этого:

  • откройте пробку ячейки батареи;
  • погрузите трубку в соответствующее отверстие;
  • закройте верхний срез трубки пальцем и извлеките ее наружу;
  • установите уровень жидкости в трубке.

Уровень жидкости в трубке должен находится не ниже 12 мм и не превышать 15 мм. В случае необходимости можно восстановить необходимое количество путем добавления дистиллированной воды.

Измерение плотности электролита

Для правильного течения химических процессов по выработке электрического тока в батарее важно контролировать плотность электролита в аккумуляторе. Она должна соответствовать величине, указанной в технических характеристиках аккумулятора.

Для этой цели применяется специальный прибор — ареометр. Он представляет из себя стеклянную колбу с резиновой грушей на конце, внутрь которой помещен поплавок.

Для определения плотности раствора нужно провести следующую последовательность действий:

  1. открыть пробки аккумуляторной ячейки;
  2. выпустить воздух из колбы, сжав грушу на ее конце;
  3. погрузив кончик колбы в отверстие на аккумуляторе отпустить грушу, в результате чего ареометр заполнится электролитом;
  4. получить значение плотности жидкости в аккумуляторе, которое указано на делениях поплавка
  5. сверить получившуюся величину с указанной в документации батареи.

Плотность электролита в аккумуляторе зависит от модели и производителя, но обычно составляет 1,24 кг/л. При эксплуатации устройства в суровых климатических условиях плотность может быть несколько повышена.

Если цифры, полученные в результате ваших измерений ниже, чем необходимо, следует долить требуемое количество дистиллированной воды и поставить аккумулятор на зарядку.

Напряжение полностью заряженного автомобильного аккумулятора должно составлять 12,6 Вольт. Это свидетельствует о правильной работе аккумуляторной батареи и ее готовности выполнять предусмотренные функции по питанию бортовой системы автомобиля.

Меры безопасности при обслуживании

Работа с аккумуляторными батареями довольно опасная процедура и требует соблюдения определенных мер безопасности:

  1. использование защитных перчаток и очков;
  2. работа в хорошо вентилируемых комнатах;
  3. соблюдение строгой процедуры работы с кислотами и щелочами;
  4. соблюдение мер пожарной безопасности.

Долгая и качественная работа аккумулятора — гарантия исправной работы всех систем и механизмов автомобиля. Электроэнергия, вырабатываемая батареей, необходима для запуска двигателя, питания электронных компонентов и множества других целей.

Пользуясь советами, приведенным выше, любой автолюбитель сможет самостоятельно провести работы по обслуживанию аккумуляторной батареи, что гарантирует ее безотказную службу на протяжении длительного времени.

Делитесь своей информацией и советами в комментариях, а также можете поделиться этой интересной статьей со своими друзьями в социальных сетях!

Рекомендуемые статьи:

какой ремонт и сервис требуется автомобильной АКБ

Техническое обслуживание аккумуляторной батареи автомобиляБеспроблемность эксплуатации аккумулятора автомобиля во многом будет зависеть от правильности ухода за АКБ. Автовладельцу необходимо обеспечить своевременное и правильное обслуживание аккумуляторных батарей, поскольку это поможет ему исключить какие-либо проблемы с транспортом. Такая машина будет заводиться даже в самый сильный мороз, а сам аккумулятор прослужит максимально долго, не доставляя каких-либо хлопот автовладельцу.

Устройство аккумулятора

На современных автомобилях используются аккумуляторы различных типов. Они могут отличаться своей конструкцией, принципом работы, показателями емкости и напряжения. У распространённых свинцово-кислотных моделей имеются пластины из свинца, которые залиты электролитом. Корпус АКБ выполняется из прочного герметичного пластика, не подверженного воздействию кислот, и отличается максимальной долговечностью.

Конструкция аккумулятора у легковых автомобилей подразумевает наличие шести герметичных активных пластин с изоляцией из пластмассового сепаратора. Электроды выполнены из устойчивых к кислотам свинцовых сплавов, что и позволяет гарантировать низкий уровень саморазрядки. В продаже также можно найти комбинированные и гибридные батареи, которые отличаются простотой конструкции и имеют доступную стоимость.

Разновидности АКБ

На сегодняшний день в автомобилях используется несколько разновидностей аккумуляторов, которые обеспечивают беспроблемный пуск двигателя. Такие аккумуляторы могут отличаться конструкцией, показателем мощности и стоимостью:

  1. Обслуживание аккумуляторовСурьмянистые модели подразумевают частое вскипание электролита, что потребует от автовладельца постоянного пополнения жидкости, которую требуется дополнительно разводить дистиллированной водой. Несмотря на простую конструкцию и необходимость постоянного контроля уровня электролита, такие аккумуляторы пользуются популярностью на рынке, что объясняется их доступной стоимостью и отличными эксплуатационными характеристиками.
  2. Малосурмянистые разновидности — это модификация простейшей батареи, которая позволяет снизить расход электролита, что существенно упрощает уход за АКБ. Отсутствие сурьмянистой основы у такой модификации избавляет автовладельца от необходимости постоянного контроля и восполнения электролита. Однако при эксплуатации таких кальциевых батарей могут возникать определенные проблемы с зарядкой. Соответственно, потребуется на регулярной основе проверять заряд и выполнять подзарядку батареи.
  3. Гелевые аккумуляторы появились на рынке относительно недавно и быстро стали пользоваться популярностью у покупателей. Вместо жидкого электролита внутри корпуса таких батарей находится плотная гелевая масса. В качестве изоляторов применяется специальный пористый материал из активных элементов. Эксплуатация таких батарей не представляет сложности, а сам аккумулятор с легкостью выдерживает длительную работу. У него не наблюдается осыпание пластин и отсутствует потеря эксплуатационных характеристик при длительной вибрации.

Любой аккумулятор требует соответствующей подзарядки, правильной эксплуатации и обслуживания АКБ. Только так можно будет обеспечить беспроблемность эксплуатации техники, а автовладелец будет всегда уверен в своей машине, которая заведется даже в самый сильный мороз.

Правильный выбор

Как ухаживать за аккумуляторамиЗалогом беспроблемной эксплуатации аккумулятора станет правильный выбор батареи. Необходимо позаботиться о том, чтобы показатели емкости и номинального пускового тока полностью соответствовали характеристикам автомобиля. Корпус батареи не должен иметь механических повреждений, не допускается наличие на клеммах кальциевого налета.

Также не рекомендуется экономить и приобретать АКБ на рынке, поскольку там получить необходимую гарантию будет невозможно. Лучше всего покупать батареи в специализированных магазинах, где автовладелец будет полностью уверен в оригинальности той или иной модели аккумулятора и при этом получит на эксплуатацию необходимую гарантию качества.

Аккумуляторы сегодня продаются уже полностью заряженными, поэтому после покупки какой-либо дополнительной подзарядки АКБ не потребует. А вот если показатель напряжения у нового аккумулятора ниже 12 В, это может свидетельствовать о браке и наличии каких-либо проблем с батареей. От покупки АКБ с низким начальным зарядом следует отказаться.

Нелишним будет дополнительно приобрести пуско-зарядное устройство. Предпочтение следует отдавать импульсным моделям, которые позволяют не только быстро заряжать батарею, но и обеспечивают тонкую корректировку напряжения, позволяя безопасно подзаряжать АКБ. В будущем такое устройство станет гарантией беспроблемной эксплуатации аккумулятора и всего автомобиля.

Регулярность технического обслуживания

Автовладельцам рекомендуется производить осмотр и сервис аккумулятора раз в три-четыре месяца. Также необходимо проводить дополнительный осмотр и проверку батареи с наступлением холодов, когда на неё приходится повышенная нагрузка. Техническое обслуживание АКБ автомобиля подразумевает выполнение следующей работы:

  1. Проверка напряжения на клеммах.
  2. Осмотр корпуса на наличие механических повреждений.
  3. Проверка электролита через мерное окошко.
  4. Дополнительная подзарядка батареи.

Если автовладелец пренебрегает необходимостью регулярного технического обслуживания аккумулятора, в конечном счёте происходит разряжение батареи и появляется окисление на клеммах. Также может упасть уровень электролита, что приведет к выходу из строя свинцовых пластин. В итоге автомобиль откажется заводиться и придется менять аккумуляторную батарею.

Правила безопасности

Технические параметры аккумуляторов

При выполнении ремонта и обслуживания АКБ необходимо следовать соответствующим правилам и мерам безопасности. При осмотре аккумулятор не рекомендуется переворачивать и класть на бок. Работа выполняется в резиновых перчатках, дополнительно можно использовать защитные очки. Особенно аккуратно следует работать с электролитом и кислотой, которые, попав на кожу, могут вызвать раздражение и аллергию.

Правильная зарядка

Раз в год потребуется демонтировать аккумулятор и в условиях гаража или дома провести его подзарядку соответствующим пусковым устройством. Можно использовать как покупные пуско-зарядные устройства, так и изготовленные своими руками выпрямители. Современные зарядные устройства отличаются простотой в использовании, поэтому с самостоятельной зарядкой батареи справится каждый автовладелец.

Большинство модификаций зарядных устройств имеет полностью автоматический режим, что существенно упрощает подзарядку, а вся работа контролируется автоматикой. При использовании самостоятельно изготовленных выпрямителей необходимо по мере набора ёмкости уменьшать рабочий ток, что предупредит закипание электролита.

Контроль напряжения на клеммах

Автовладельцу необходимо с регулярностью раз в 2—3 месяца проверять напряжение на клеммах аккумуляторной батареи. Этот показатель должен находиться в пределах интервала 12,6—12,9 В. Если отмечается падение заряда ниже 12 В, необходима дополнительная подзарядка АКБ. Для проверки напряжения используют мультиметры или нагрузочные вилки.

Текущий ремонт

В процессе эксплуатации аккумулятора автовладелец может столкнуться с необходимостью ремонта АКБ. Признаками поломки батареи являются:

  • Как заряжать аккумуляторпроблемы с пуском двигателя;
  • существенное падение напряжения на клеммах;
  • появление выраженного кальциевого налета на клеммах;
  • падение уровня электролита;
  • повышенная сульфатизация.

При появлении проблем с контактными клеммами и наличии на них налета следует зачистить контакты мелкозернистой наждачкой и сильней затянуть фиксирующие зажимы на высоковольтных проводах.

Если отмечается снижение напряжения, следует подзарядить батарею, одновременно проверив уровень электролита. Если после такой зарядки АКБ также продолжает терять заряд, аккумулятор следует заменить.

При падении уровня электролита следует через соответствующие заливные отверстия долить в аккумулятор чистый дистиллят. Использовать для повышения уровня электролита обычную воду из-под крана запрещается. Чистый дистиллят можно купить в специализированных магазинах автозапчастей.

Корпус батареи необходимо осмотреть на наличие повреждений. Если пластик пробит и через него вытекает электролит, ремонт аккумулятора невозможен. В этом случае его необходимо заменить. Именно поэтому следует обращаться с батареей предельно аккуратно, не допуская ее механических повреждений.

Десульфатация батареи

Правила использования аккумуляторовПод сульфатацией аккумулятора принято понимать естественный процесс, при котором из-за химической реакции свинец в пластинах начинает выпадать в осадок, что приводит к проблемам с емкостью АКБ. Существуют эффективные методы десульфатации, которые подразумевают несколько циклов заряда и разряда батареи. Для такой десульфатации аккумулятор снимают с автомобиля и в домашних условиях проводят его полную подзарядку. После этого нагрузочной вилкой или другими аналогичными приспособлениями полностью разряжают батарею и снова выполняют ее подзарядку.

Проверка плотности электролита

Обслуживание автомобильных аккумуляторовПроблемы с аккумулятором могут возникать по причине недостаточного уровня электролита и потери жидкостью своей плотности. Для проверки показателей плотности электролита следует использовать ареометры, которые можно приобрести в магазинах автозапчастей. При наличии расхождений с оптимальными показателями плотности следует долить в АКБ дистиллят или кислоту, что позволит улучшить характеристики электролита.

Залогом беспроблемной эксплуатации автомобильного аккумулятора станет техническое обслуживание аккумуляторной батареи автомобиля. Автовладельцу необходимо на регулярной основе выполнять проверку напряжения на клеммах, контролировать уровень электролита и осматривать корпус на наличие механических повреждений. Такой уход не представляет какой-либо сложности, а автовладелец будет полностью уверен в своём автомобиле.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *