Русский автопром 2019: Как за 20 лет Россия похоронила старый и построила новый автопром
Названы страны — лидеры по импорту российских автомобилей
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
20.04.2021 19:42
Поделиться
Михаил Загайнов
В 2020 году экспорт автомобилей упал более чем на треть — Россия поставила 81,3 тыс. автомобилей (минус 38% к 2019 году, когда за границу уехали более 131,4 тыс. авто). По данным Российского экспортного центра (РЭЦ), среди рынков сбыта с огромным преимуществом лидируют Беларусь и Казахстан, куда было поставлено 34,6 тыс. и 23,5 тыс. автомобилей соответственно.
Аркадий Колыбалов
Для сравнения: в Узбекистан, который занял третье место, российские автозаводы поставили чуть более 5 тыс. автомобилей. И это уже большой успех, считают эксперты.
«Рынок Узбекистана является квазимонополизированным за счет развитого собственного производства (государственный холдинг «Узавтосаноат»). Однако рынок Узбекистана показывает динамичный рост последние несколько лет, и российским производителям, в том числе локализованным в России глобальным брендам, удалась занять ниши и наращивать свои продажи», — пояснили «РГ» в РЭЦ. Отдельные российские компании прорабатывают возможность организации сборки в Узбекистане.
Топ-10 импортеров представлен преимущественно странами СНГ — Азербайджан, Армения, Украина, Туркмения и Киргизия. При этом седьмую строчку списка занимает Вьетнам (1135 автомобилей), а восьмую — Германия (955 авто). Всего же в 2020 году российские автомобили пополнили автопарки 93 стран. Наименьший спрос (по одной машине) зафиксирован в Кувейте, Эфиопии, Норвегии и Черногории. При этом еще в 2019 году продукция отечественного автопрома была востребована в 113 странах, а в 2018-м — в 126 государствах. Столь резкое падение в минпромторге объясняют пандемией. «Последние годы экспорт автомобилей, произведенных в России, рос год к году достаточно динамично, рост характеризовался двузначными цифрами — в 2017 году — 31,3%, в 2018-м — 11,3%, в 2019-м -12,5%. В 2020 году в связи с ограничениями и падением продаж на рынках сбыта российский экспорт значительно снизился, особенно пострадал экспорт в дальнее зарубежье», — отметили в ведомстве. Нарастить объемы экспорта смог лишь КАМАЗ.
Среди легковых автомобилей традиционно лидирует «АвтоВАЗ» — 41 тыс. автомобилей в 2020 году (11,9% от произведенных в 2020 году). К 2019 году падение составило 19%.
В 2020 году российские автомобили пополнили автопарки 93 стран — а годом ранее машины экспортировались в 113 государств
«АвтоВАЗ» чаще всего закупают в странах СНГ, Центральной Азии, Северной Африки и Латинской Америки. В последние три года завод начал поставки в Монголию, Таджикистан и Туркменистан. В марте 2021 года компания подписала договор с новым индустриальным партнером в Казахстане, сообщили в пресс-службе предприятия.
Самые популярные модели завода — Lada Vesta, Lada Granta и Lada Niva. В трех странах — Беларуси, Узбекистане и Азербайджане — Lada до сих пор остается самым популярным автомобилем.
Фото: Инфографика «РГ» / Леонид Кулешов / Михаил Загайнов
УАЗ продал за рубеж 3625 автомобилей (минус 36% к 2019 году). «Локомотивом» продаж ожидаемо стал «Старый грузовой ряд» — официальное название привычной всем «буханки». «За последние три года УАЗ начал поставки в Македонию, Польшу, Румынию, Сербию, Эстонию, Ирак, Мадагаскар, Либерию, Судан, Конго, Камбоджу и Мьянму. В планах на 2021-й — представить бренд во Вьетнаме и ряде африканских государств, рассказали в компании.
ГАЗ работает с 40 странами. За последние годы это число практически утроилось — еще в 2014 году продукция автозавода поставлялась лишь в 16 государств. «Три перспективных макрорегиона — Африка и Ближний Восток, Латинская Америка, Евразия. Определили свою стратегию на них и последовательно расширяем свое присутствие. Для этого ГАЗ создает экспортные модификации с учетом специфических требований различных стран — это техника с правым рулем, решения для жаркого климата, для высокогорья», — отметили в компании.
Топ-10 импортеров представлен в основном странами СНГ, при этом седьмую строчку списка занимает Вьетнам, а восьмую — Германия
В 2020 год автозавод решил сфокусироваться на тех странах, которые лучше всего справлялись с коронавирусом. Речь идет в первую очередь о Юго-Восточной Азии. «Вьетнам — один из наших ключевых рынков, и в прошлом году мы начали там продажи шести модификаций ГАЗели NEXT. В 2020 году мы также начали продажи фургонов ГАЗель NEXT в Марокко», — добавили в компании.
Препятствием для экспорта стали санкции (ГАЗ был включен в санкционный список США в апреле 2018 г.), которые, несмотря на действующие лицензии, делают невозможной реализацию многих проектов. Без санкций объемы экспорта могли бы быть в два раза больше.
Российская газета — Федеральный выпуск: №85(8436)
Поделиться
Почему закрывается так много автозаводов?
Производители используют момент коренных преобразований в отрасли, чтобы закрыть или объединить как убыточные автозаводы, так и прибыльные предприятия с небольшим коэффициентом доходности. Падение спроса на покупку личных автомобилей среди молодых потребителей и тенденция к поиску новых решений передвижения и постепенного отказа от использования только лишь индивидуальных средств ведут к тому, что по всему миру автомобильные компании пересматривают свои производственные модели.
Самый яркий пример – General Motors. Компания закрыла завод в Австралии, продала свои предприятия в Европе, России и Африке, а в этом году закроет ещё четыре завода в США и один в Канаде, что чревато потерей почти 6000 рабочих мест.
Honda объявила о намерении закрыть завод в Суиндоне, Великобритания, что повлечёт за собой сокращение 3500 рабочих мест, и собирается прекратить производство модели Civic в Гебзе, Турция, в этом случае без работы могут остаться 1000 человек.
Jaguar Land Rover сократит в разных странах мира 4500 рабочих мест, а компания Nissan отказалась от планов по выпуску нового автомобиля класса SUV в Великобритании. Ford проводит ревизию своих предприятий в Европе. Компания объявила о том, что собирается закрыть завод в Сан-Бернардо в Бразилии и сократить 3000 рабочих мест.
Что стоит за этим переполохом? Локальные причины, такие как Brexit в Великобритании, влияют на принятие решений, но речь идёт о серьёзной глобальной реструктуризации: отрасли нужны огромные инвестиции, чтобы перейти к следующему этапу. Мы должны участвовать в обсуждении вопроса управления этими изменениями.
Каковы основные движущие силы изменений?
Отсутствие роста спроса
Модель владения личным автомобилем и привычки потребителей меняются. Большинство аналитиков уверены, что спрос достиг своего пика. Всё меньше молодых людей считает, что нужно владеть личным автомобилем. Автомобили в первую очередь рассматриваются как средство передвижения, и многие люди находят, что совместное использование автомобилей или приложения для совместного использования поездок, такие как Uber, более удобны. Всё больше людей предпочитают передвигаться на велосипедах, электровелосипедах, скутерах и других видах личного транспорта.
Пик добычи нефти и изменение климата
Растет осознание необходимости перехода к низкоуглеродной экономике. Некоторые правительства уже объявили о запрете использования бензина и дизельного топлива, который начнет действовать в будущем. Но такие новшества, как электромобили и инфраструктура, необходимая для их обслуживания, еще не готовы к массовому внедрению.
Электрифицированные транспортные средства
Все понимают, что будущее за электрифицированными автомобилями, и большинство автопроизводителей разрабатывают такие модели. Однако они обходятся дорого и пока не приносят прибыли, поэтому разработка этих моделей носит ненадёжный характер. У электромобилей меньше подвижных механизмов, чем у транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания, и для их производства нужно меньше рабочих рук. Немецкий профсоюз IG Metall полагает, что в Германии из-за электрификации автомобилей будут сокращены 160000 рабочих мест.
Автономные автомобили-роботы
Ведется много споров о том, насколько широко в будущем будут использоваться автономные транспортные средства, но большинство производителей добавляют в свои автомобили автономные функции. Это требует большого количества дорогих технических разработок. В рамках проекта Waymo от Google вкладываются огромные средства в производство технологий для самоуправляемого такси.
Новые конкуренты
Автомобильные компании сталкиваются с конкуренцией не только со стороны новых производителей, таких как Tesla, но и со стороны Google, Uber и других технологических компаний, которые предлагают решения, альтернативные владению личным транспортом. Технологии все чаще удорожают автомобили, и опасность, с которой сталкиваются производители, заключается в том, что они станут просто поставщиками комплектующего оборудования. Чтобы смягчить последствия этого, им нужно потратить огромные средства на приобретение технологического опыта и программного обеспечения.
Индустрия 4.0 и будущее сферы труда
Производство автомобилей уже полностью автоматизировано, значительную часть работ выполняют роботы. Для производства электромобилей и автономных транспортных средств нового поколения потребуется разработка новых, полностью интегрированных систем, охватывающих все процессы в цепочке поставок. Для сборки и технического обслуживания машин все еще будут нужны высококвалифицированные рабочие, но многие вспомогательные рабочие места будут сокращены.
Какие есть решения?
Если не вмешаться, в будущем на автозаводах будет занято гораздо меньше рабочих по сравнению с сегодняшним днём. Хотя принципы управления процессом преобразований в промышленности известны, профсоюзы должны проделать большую целенаправленную работу по подготовке планов, заслуживающих доверия.
Работа с компаниями сегодня
У IndustriALL подписаны глобальные рамочные соглашения с рядом автомобильных компаний. Это облегчает процесс обсуждения на высшем уровне будущего отрасли и дает возможность договориться об условиях перехода к новым формам производства.
Лоббирование правительств и местных властей
Профсоюзы должны в сотрудничестве с правительствами разработать устойчивую промышленную политику и не ждать, пока компании создадут рабочие места. Решающую роль играет инфраструктура, транспортная политика и городское планирование. Большое значение для будущего транспорта имеет градостроительство.
Перепрофилирование заводов
Учитывая вызовы, указанные выше, профсоюзы должны подготовиться к новому миру труда. Необходимо сохранить и развивать знания и навыки высококвалифицированных работников автомобильной промышленности для удовлетворения потребностей будущей автомобильной промышленности, а в случае, если закрытие заводов неизбежно, для нужд новых отраслей, которые заполнят образовавшийся вакуум. Эти задачи необходимо выполнять в сотрудничестве с компаниями и местными и национальными органами власти.
В конечном итоге профсоюзам, компаниям, правительствам и городским планировщикам придется работать вместе над крупномасштабными проектами по реорганизации промышленного производства.
Разработка плана действий
В этом году IndustriALL проведет ряд встреч, во время которых членские организации, столкнувшиеся с подобными изменениями, поделятся своим передовым опытом.
Помимо серии заседаний в рамках сетей профсоюзов конкретных компаний, в этом году будет проведена встреча экспертов по преобразованиям в отрасли. В декабре состоится завершающая встреча по вопросам автомобильной промышленности, участники которой подведут итоги и обсудят рекомендации по работе с изменениями в отрасли.
Будущее российского автомобильного рынка в 2019 г. – Тенденции, перспективы и возможности роста – ResearchAndMarkets.com
8 февраля 2019 г. по Гринвичу Отчет «Автомобильный рынок России – тенденции, перспективы и возможности роста» добавлен в предложение ResearchAndMarkets.com.
Российский автомобильный отчет дает полное представление о тенденциях, формирующих автомобильный рынок России.
Российский автомобильный рынок постепенно переходит к сервис-ориентированной модели, при этом новые игроки уделяют большое внимание потребительскому опыту и потребительским данным. Изменения на автомобильных рынках открывают возможности для некоторых деталей, в то время как другие компоненты сталкиваются с резким падением по сравнению с прогнозами.
Компании по всей цепочке создания стоимости вынуждены приспосабливаться к рыночным изменениям, чтобы поддерживать доход и прибыль. Новые транспортные средства должны соответствовать текущему состоянию технологий и потребительским предпочтениям.
РЕКЛАМА
Модель географической диверсификации остается одной из основных стратегий ведущих производителей автомобилей для обеспечения прибыльности в сценарии с высокими инвестициями и затратами на НИОКР. И крупные игроки, и стартапы активно сосредотачиваются на подключенных и автономных транспортных средствах в стране.
Утечка интеллекта в США усложняет саммит с Южной Кореей
изгнан, чтобы восстановить: Пирсон, чтобы вернуться в Tennesse House
Torrential Batder South Florid собирается дать вторые показания по иску о мошенничестве в Нью-Йорке
Сильная ориентация правительства на развитие автомобильной промышленности в стране является важной движущей силой для России. Однако строгие экологические нормы в отношении загрязнения и выбросов углерода требуют крупных инвестиций.
Область применения:
- Основные выводы автомобильного рынка России и внедрение — 2018
- Основные тенденции рынка России по продажам, потреблению, производству, OEM-производителям, дистрибуции, правилам и компаниям
- Сравнение с аналогичными рынками в регионе
- SWOT-анализ автомобильного рынка России с указанием основных движущих сил и скрытых возможностей
Годовой прогноз спроса и предложения (продаж) с 2005 по 2025 год для:
- Легковых автомобилей
- Легкие коммерческие автомобили
- Тяжелые грузовики
- Автобусы
- Мотоциклы
- Прогнозы ВВП, населения, инфляции, располагаемого дохода
- Бизнес, SWOT и финансовые профили ведущих компаний
- Последние разработки в отрасли, 2018 г.
Отчет позволяет клиентам:
- Увеличить доходы от продажи и обслуживания новых и подержанных автомобилей
- Определение ключевых тенденций и скрытых возможностей
- Получите четкое представление о цепочке создания стоимости автомобильной промышленности в стране
- Разработка устойчивых и конкурентоспособных стратегий во времена быстрого развития
- Понять изменение парадигмы потребительских предпочтений
- Сравните рост автомобильного бизнеса в России с аналогичными рынками
- Получите представление о роли местных юридических и регулирующих органов в России
Темы
1. Автомобильная промышленность России
1.1 Объем рынка и определение
1.2. Допущения исследования
1.3 Методология исследования
2. Резюме исполнительной власти
2.1 Ключевые тенденции
Реклама
2,2 Российский автомобильный рынок перспективы, 2018-2025
2.3.
3. Обзор стратегического анализа
3.1 Анализ пяти сил Портера
3.2 Изменение поведения и предпочтений потребителей
3.3 SWOT-анализ
3.3.1 Основные сильные стороны
3.3.2 Ключевые недостатки
3.3.3 Потенциальные возможности
3.3.4 Потенциальные угрозы
4. Российский автомобильный рынок и возможности роста
4.1 Россия. Прогноз продаж легковых автомобилей в России, 2005-2018, 2019-2025
4.3 Прогноз продаж коммерческих автомобилей в России, 2005-2018, 2019-2025
4.4 Прогноз производства легковых автомобилей в России, 2005-2018, 2019-2025 Россия
3 90 Прогноз производства автомобилей, 2005-2018 гг.
5. Анализ торговли автомобилями в России
5.1 Легковые автомобили в России – импорт и экспорт, 2013–2018 гг.
5.2 Россия Грузовой транспорт Транспортные средства – импорт и экспорт, 2013–2018 гг.
4 5.3 Россия и экспорт2 Грузовые автомобили – импорт3 -2018
5.4 Импорт и экспорт мотоциклов в Россию, 2013-2018
6. Анализ автомобильных компаний России
6.1 Отечественные и международные компании
6.2 Основные продукты ведущих компаний
6.3 Отраслевые тенденции консолидации0003
7. SWOT и финансовые профили автомобильных компаний в России
7.1 Компания A
7.2 Компания B
7.3 Компания C
Цены) Прогноз, 2005-2018, 2019-2025
8.2 Прогноз располагаемых доходов населения России, 2005-2018, 2019-2025
-2025
8.4.1 Население по полу, 2007-2025
8.4.2 Население по регионам, 2007-2025
8.4.3 Последние тенденции и события в автомобильной промышленности
2025
9. 1 Прогноз производства автомобилей в Азиатско-Тихоокеанском регионе, 2018–2025
9.2 Прогноз производства автомобилей в Европе, 2018–2025
9.3 Прогноз производства автомобилей в Северной Америке, 2018–2025
9.4 Прогноз производства автомобилей на Ближнем Востоке8–20200003
9.5 Прогноз производства автомобилей в Африке, 2018–2025 гг.
9.6 Прогноз производства автомобилей в Южной и Центральной Америке, 2018–2025 гг.
9.7 Прогноз продаж автомобилей в Азиатско-Тихоокеанском регионе, 2018–2025 гг. 9.9 Прогноз продаж автомобилей в Северной Америке, 2018–2025 гг.
9.10 Прогноз продаж автомобилей на Ближнем Востоке, 2018–2025 гг.
9.11 Прогноз продаж автомобилей в Африке, 2018–2025 гг.0003
Для получения дополнительной информации об этом отчете посетите https://www.researchandmarkets.com/research/s5qztr/the_future_of_the?w=4
Исходную версию см. на сайте businesswire.com: https://www.businesswire.com/news/ home/201
005403/en/
КОНТАКТЫ: ResearchAndMarkets. com
Лора Вуд, старший пресс-менеджер
В рабочие часы E.S.T. Звоните по телефону 1-917-300-0470/CAN. Звоните по телефону 1-800-526-8630
. Часы работы GMT. Звоните по телефону +353-1-416-89.00
Похожие темы:Автомобили
КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО: ЕВРОПА РОССИЯ
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО: ПРОИЗВОДСТВО АВТОМОБИЛЕЙ ПРОИЗВОДСТВО АВТОМОБИЛЕЙ ОБЩАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ
ИСТОЧНИК: Исследования и рынки
Copyright Business Wire 2019.
PUB: 08.02.2019 13:14/DISC: 08.02.2019 13:14
http://www.businesswire.com/news/home/201
005403/enRenault, Hyundai и VW наиболее активно работает на российском автомобильном рынке
- Новые санкции США и вторжение Москвы в Украину могут оказать широкомасштабное влияние на глобальную цепочку поставок, но лишь несколько автопроизводителей имеют заметное присутствие в России.
- По данным IHS Markit, на группу Renault приходится 39,5% производства автомобилей в России, за ней следует южнокорейская группа Hyundai с долей 27,2%.
- Доля немецкого автопроизводителя Volkswagen составляет 12,2%, за ним следует Toyota Motor с долей 5,5%.
Машины стоят, пока люди пытаются покинуть город, 24 февраля 2022 года, Киев, Украина.
Крис Макграт | Getty Images
Новые санкции США и вторжение Москвы в Украину могут оказать широкомасштабное влияние на и без того ограниченную глобальную цепочку поставок автомобилей, но лишь несколько автопроизводителей имеют заметное присутствие в России.
Французская группа Renault, владеющая контрольным пакетом акций российского автопроизводителя АвтоВАЗ, производит 39,5% автомобилей в стране, за ней следует южнокорейская Hyundai Group с долей 27,2%.
По данным исследовательской компании IHS Markit, немецкому автопроизводителю Volkswagen принадлежит 12,2%, а Toyota Motor следует за ним с долей 5,5%. Другие следуют низкими однозначными числами.
«Крупнейшие мировые [автопроизводители] не зарабатывают кучу денег на России», — сказал Тим Уркхарт, главный европейский автомобильный аналитик IHS. «Но Renault, очевидно, самая большая компания с точки зрения воздействия».
Renault приостановит производство на своем сборочном заводе в Москве на следующей неделе из-за «вынужденного изменения существующих логистических маршрутов», которые вызывают нехватку компонентов, сообщило в пятницу агентство Reuters.
Среди автопроизводителей Детройтской тройки General Motors прекратила производство в России семь лет назад и закрыла совместное предприятие в 2019 году, но продолжает работать офис продаж импортных автомобилей. И Ford Motor, который в значительной степени покинул страну в 2019 году, и Stellantis, ранее Fiat Chrysler, управляют заводом через совместные предприятия. По данным IHS, на Stellantis приходится всего 1,6% производства автомобилей в стране.
Автомобильный рынок России
В 2000-х годах автопроизводители ожидали, что Россия станет крупным автомобильным рынком и центром для развития бизнеса на международных рынках, включая Европу. Но нестабильность в стране и стагнация экономики среди прочих факторов привели к тому, что рынок достиг максимума всего в 2,9. По данным IHS, в 2008 году было продано 6 миллионов единиц продукции.
«За последние несколько лет он сильно уменьшился. Я не думаю, что последние события это изменят», — сказал Уркхарт.
смотреть сейчас
Российский автомобильный рынок за последние три года составил от 1,6 млн до 1,75 млн автомобилей в год. Это составляет лишь десятую часть объема рынка США в прошлом году и составляет лишь около 2% мировых продаж автомобилей в 2021 году.
В Украине мало автомобильного производства, а продажи автомобилей в прошлом году составили всего около 100 000 единиц, согласно ИХС. Но вторжение России может иметь волновой эффект на глобальную цепочку поставок автомобилей, особенно на поставки газа неона и палладия для полупроводниковых микросхем и каталитических преобразователей.
«Потенциальное влияние на автомобильную промышленность, по-видимому, в основном сосредоточено на потенциальном нарушении поставок природных ресурсов», — сказала Стефани Бринли, главный автомобильный аналитик IHS в США. «Это включает неоновый газ из Украины и палладий из России. На данный момент мы не можем сказать, как это влияние или когда это влияние будет ощущаться».
Проблемы с запчастями
Поставки неона в США, который используется в процессах литографии для производства чипов, почти полностью поступает из Украины и России, по данным Techcet, калифорнийской исследовательской фирмы, которая специализируется на материалах и компонентах критически важных цепочек поставок.
Россия также является ключевым поставщиком палладия, наряду с Южной Африкой, и обеспечивает около 33% мирового спроса, по данным Techcet. Палладий используется для каталитических нейтрализаторов в автомобилестроении.
«Еще одна вещь, которая поднимет цены», — сказала генеральный директор Techcet Лита Шон-Рой. «Автомобильный рынок обязательно это почувствует».
Шон-Рой сказал, что повышение цен, скорее всего, не будет ощущаться в течение шести месяцев, если не года, потому что большинство производителей чипов имеют долгосрочные соглашения на такое сырье.