Статьи по диагностики авто – Хочу всё знать: что такое компьютерная диагностика, и как её проводят

Содержание

Хочу всё знать: что такое компьютерная диагностика, и как её проводят

Что такое OBD?

Начнём с самого начала. Чтобы подключить к машине диагностическое оборудование, нужен специальный разъём, который сейчас есть у всех автомобилей, и который иногда называют просто OBD-II. На самом деле, OBD-II – это не разъём, а целая система бортовой диагностики. И несмотря на то, что прочно она вошла в нашу жизнь всего-то лет 20 назад, её история начинается ещё в 50-х годах прошлого века.

В середине ХХ века американское правительство внезапно пришло к мысли, что стремительно растущее количество автомобилей как-то не лучшим образом влияет на экологию. Правительство стало делать вид, что оно хочет на законодательном уровне эту ситуацию улучшить. Автопроизводители в свою очередь стали делать вид, что они выполняют придуманные законы.

Появлялись крайне разнообразные системы диагностики, задача которых была ограничена контролем за выбросами в атмосферу (а так как сложной техники не было, то максимум, за чем могли более менее адекватно наблюдать, это за расходом топлива). Никто (иногда даже сами производители) нормально пользоваться такими системами не мог. И когда к середине 70-х департамент по контролю за воздушной средой (Air Resources Board, ARB) и агентство по защите окружающей среды (Environment Protection Agency, EPA) стали понимать, что ничего хорошего добиться не получается, они стали усиленно рекомендовать внедрять новые системы.

Они не просто мигали бы лампочкой, «если что-то пошло не так», а позволяли бы быстро проверить автомобиль на выполнение им экологических норм. Первым откликнувшимся производителем стал General Motors, разработавший свой интерфейс ALDL. Разумеется, ни о каком мировом стандарте речь ещё не заходила, да и об американском тоже. В 1986 году ALDL был модернизирован, но до нужных масштабов дело никак не доходило. И только в 1991 году California Air Resources Board (калифорнийский департамент по контролю за воздушной средой) обязал всех американских автопроизводителей оборудовать свои автомобили диагностической системой OBD-I (On-Board Diagnostic), разработанной в 1989 году.

Что можно было проконтролировать с помощью OBD-I? Само собой, первоочередной задачей было следить за составом отработавших газов. Можно было проследить за работой электронной системы зажигания, кислородных датчиков и системы рециркуляции EGR. В случае появления неисправности загоралась лампа MIL (malfunction indicator lamp – лампа индикации неисправности). Никакой более точной информации получить было нельзя, хотя со временем лампочку научили мигать с определённой последовательностью, которая позволяла выявить хотя бы неисправную систему. Но и этого скоро стало мало.

В январе 1996 года наличие новой версии OBD-II стало обязательным для всех автомобилей, проданных в Америке. Основным отличием этой диагностической системы от OBD-I стала возможность контролировать систему питания, а также её можно было проверить на автомобиле с помощью подключаемого сканера. Этим занимались полицейские. Им было абсолютно плевать на всё, кроме токсичности – ведь вся эта система изначально и разрабатывалась для контроля за ОГ. Полагалось, что система диагностики на новом автомобиле должна была работать пять лет или сто тысяч километров пробега. Но на этом история OBD-II ещё не заканчивается.

В 2001 году все автомобили, проданные в Европе, должны были иметь систему EOBD (European Union On-Board Diagnostic), теперь уже – с CAN-шиной (о которой подробно как-нибудь в другой раз). В 2003 году японцы ввели обязательный JOBD (Japan On-Board Diagnostic), а в 2004 год наличие EOBD становится обязательным для всех дизельных автомобилей в Европе.

DSC_0883

Это – очень (даже слишком) краткая история OBD-II. Я её специально не стал усложнять, вам же вряд ли интересно читать про рецессивные и доминантные биты спецификации Controller Area Network? Вот и я думаю, что для начала хватит. Давайте лучше посмотрим на разъём OBD-II «живьем».

Место встречи изменить нельзя

Я уже говорил, что через диагностический разъём калифорнийские копы при желании должны были легко подключиться к самой системе. Чтобы упростить задачу, разъём было решено ставить не далее 60 см от рулевого колеса (хотя, скажем, китайцы это требование часто игнорируют, а иногда этим же балуются инженеры Рено). И если раньше разъём можно было встретить даже под капотом, то сейчас он всегда в зоне досягаемости водителя. Что из себя представляет разъем?

DSC_0886

Вообще, он называется DLC – Diagnostic Link Connector. Вполне очевидно, что сама колодка тоже стала соответствовать одному стандарту. Разъём имеет 16 контактов, по восемь в два ряда. Стандарт определяет и назначение выводов в колодке. Например, контакт №16 (самый правый в нижнем ряду) должен быть подключенным к «плюсу» АКБ, а четвёртый – быть заземлением. И всё же шесть контактов отданы в распоряжение производителю – там может располагаться что-то по его желанию.

Часто от диагностов можно услышать слово «протокол». В данном случае – это стандарт передачи данных между отдельными блоками системы диагностики. Тут мы уже опасно сближаемся с информатикой, но ничего не поделаешь: диагностика-то компьютерная. Придётся ещё немного потерпеть.

DSC_0894

Разработчиками OBD-II предусмотрены пять разных протоколов. Если говорить очень-очень упрощённо, то это пять различных способов передачи данных. Например, протокол SAE J 1850 используется преимущественно американцами, скорость передачи данных по нему – 41,6 Кб/с. А вот ISO 9141-2 в США не распространён, скорость передачи тут – 10,4 Кб/с. Впрочем, нам всё это знать не обязательно.

Пока просто запомним:

диагностическая колодка OBD-II везде одинаковая, распиновка – тоже, а какие разъёмы будут использоваться для подключения сканера, зависит от протокола, применяемого производителем.

Ну а теперь попробуем продиагностировать автомобиль – в этом нам помогут специалисты из компании «Лаборатория Скорости». Попутно посмотрим, что такое настоящая диагностика.

Что может диагностика?

Начнём с того, что подключить дешёвый мультимарочный сканер и считать одну-две ошибки – это даже близко не диагностика. И было бы большой ошибкой полагать, что диагностику делает сканер, а не человек. На самом деле они работают в паре, и если один из них значительно глупее другого, ничего хорошего из этого не выходит. Терпеть не могу пронумерованные списки, но использую один, чтобы более наглядно показать, что должна в себя включать правильная компьютерная диагностика:

  1. Сбор анамнеза.
  2. Чтение имеющихся и сохранённых ошибок.
  3. Просмотр потока данных (Live Data).
  4. Логирование данных «в движении».
  5. Опрос и сопоставление.
  6. Тесты исполнительных механизмов.
  7. Использование инструментальных методов диагностики.

Много непонятного? Спокойно дойдем до каждого из пунктов.

Есть еще постдиагностические работы: адаптация, активация дополнительных функций… Но про это в одной из следующих публикаций. Пока что сосредоточимся на диагностике неисправностей и рассмотрим все этапы.

Сбор анамнеза

Хороший диагност перед началом работы обязательно спросит у владельца, что с автомобилем не так, как неисправность проявляется, при каких условиях, с какой периодичностью, что предшествовало появлению неисправности… Одним словом, будет вести себя как опытный врач, причём не из бесплатной поликлиники, а из хорошего медицинского центра.

DSC_0898

Наш подопытный MINI абсолютно здоров, поэтому в данном случае спрашивать нечего. Впрочем, иногда диагностику есть смысл проводить в качестве превентивной меры, не дожидаясь, когда Check Engine начнёт светить постоянно или периодически подмигивать с панели приборов.

Чтение имеющихся и сохранённых ошибок

Итак, подключаем к нашему «Минику» сканер и ноутбук с программным обеспечением от BMW (о том, как связаны BMW и MINI, напоминать не будем, тут все грамотные). Разумеется, через диагностический разъём. Кстати, Мини не хочет нормально проходить диагностику на одном аккумуляторе, поэтому подключаем внешний источник питания. Но это – особенность автомобиля, исключение, а не правило. Теперь ждём установления связи с автомобилем. Смотрим на картинку на экране ноутбука.

DSC_0885

Первым делом мы можем увидеть общую информацию об автомобиле – от текущего пробега до номера двигателя и КПП. Кстати, если покупаете автомобиль с пробегом, то зачастую диагностика поможет определить его истинный пробег, который в том числе будет виден, например, в АКПП.

DSC_0910

Или ещё интереснее: если открыть ремонтную историю, там будет видно, при каком пробеге было осуществлено последнее вмешательство (может, кто-то скидывал ошибки, проводил адаптацию какого-то механизма или делал что-то ещё). И если там стоит пробег тысяч 100, а на одометре – всего 70, то кое-кто хочет вас обмануть. Далеко не всегда такая возможность есть на 100%, да и «скрутчики» пробегов часто бывают изобретательны и не ленивы – иногда подчищают пробеги везде, хотя это и редкость.

Но мы отвлеклись. Мы быстренько сканируем на предмет ошибок и в разделе «Накопитель ошибок» все-таки находим такие записи, говорящие об ошибках в электроусилителе рулевого управления!

DSC_0902

Еще раз подчеркну: если на машине не горит «чек» и не проявляется каких-либо явных неисправностей, это не значит, что их нет. Электроника может работать некорректно, не оповещая об этом без подключения сканера.

Поэтому компьютерную диагностику, особенно если у вас дорогая машина со сложной электроникой, нужно проводить регулярно, чтобы многие поломки устранить превентивно, пока они не вылились во что-то серьезное.

Но вернемся к нашему MINI. Открываем запись об ошибке ЭУР и смотрим так называемый Freeze Frame (замороженный кадр) – тут описано, при каких условиях эта ошибка проявилась. В нашем случае это произошло один раз при пробеге 120 тысяч километров, при скорости 117,5 км/ч, напряжение аккумулятора составляло 16,86 В.

Данные во Freeze Frame помогают понять, отчего произошла ошибка. Не всегда, конечно, но важной может оказаться любая сопутствующая информация о скорости, пробеге, напряжении и т.п. Это все при условии, что специалист умеет думать.

DSC_0904

Бывает ведь, что доморощенные «диагносты» просто видят, какая деталь в машине «глючит», и тут же предлагают ее поменять в сборе «методом тыка», потому что, дескать, причину ошибки знает только Святой Дух, разгадать ее невозможно. Это все от большой жадности и недостатка профессионализма. А мы движемся дальше…

Просмотр потока данных (Live Data)

Live Data – это те данные, которые можно получить в режиме реального времени. Есть простые данные – например, обороты двигателя или температура охлаждающей жидкости.

А есть такие, которые без сканера выяснить вообще невозможно. Например, напряжение датчиков положения педали (речь идёт об электронной педали газа). Их два, смотрим показания: 2,91 В на одном и 1,37 В на втором. Теперь нажимаем на педаль и смотрим на значения: 3,59 В и 1,58 В. Собственно, это и есть Live Data – то, что происходит с механизмом в реальном времени.

Поток данных можно смотреть в том числе и на ходу. Бывает очень полезно посмотреть, как реагирует бортовая электроника машины на различные манипуляции, и что при этом показывает Live Data.

Опрос и сопоставление

Это работа диагноста, а не оборудования. После того, как машина протестирована всеми доступными способами, снятые показания предстоит осмыслить и сопоставить. А было ли напряжение штатным? А сопротивление? А температура? Ну и так далее.

Тест исполнительных механизмов

Его проводят для проверки их работоспособности. Обычно – чтобы просто убедиться, что узел работает как положено. Заходим в раздел меню «Активация детали» (да, русификация тут несколько странная) и запускаем, например, электровентилятор системы охлаждения. Работает. Для чего это может быть полезно? А вот, скажем, перегрев мотора. Если бы вентилятор не включился принудительно, вскрылась бы причина перегрева.

DSC_0922

Использование дополнительных измерительных приборов

Бывает, что диагностика не может показать, какой именно из элементов системы вышел из строя. Возьмём, к примеру, ту же «электронную педаль газа». Допустим, напряжение окажется нештатным. Сканер это покажет, мы в этом уже убедились. Но в чём причина падения напряжения?

Тут уже поможет только измерение сопротивления реостата омметром и визуальный осмотр дорожек на предмет выявления повреждений или истертых контактов. Или еще пример. Диагностика показывает ошибки по датчикам положения коленвала и распредвалов. Скорее всего, это говорит о смещении фаз ГРМ, то есть – о растяжении цепи. А насколько смещены фазы? С этим поможет только осциллограф. Все-таки замена цепи ГРМ – работа крайне дорогостоящая, особенно на каком-нибудь V8. Тут лучше знать наверняка.

DSC_0920

Одним осциллографом тоже, бывает, не обойтись. Например, сюда же можно отнести и опрессовку впуска с дыммашиной, и тест производительности форсунок «с обраткой», и контроль тех же дизельных форсунок на специальном форсуночном стенде, и многое другое…

Ещё можно применить диагностические замеры на диностенде, хотя это мало кто применяет в виду отсутствия оборудования. Ведь замер на стенде позволяет не только видеть цифры мощности и момента, но и смотреть характер кривой того и другого и параллельно снимать данные по давлению наддува, AFR, температуре выхлопных газов, распределению момента по осям и колесам и многое другое. Но это в России – экзотика.

Поэтому этот пункт отмечаем отдельно: настоящий диагност не брезгует запачкать одежду, ибо на этапе инструментальной диагностики придется открыть капот, залезть в проводку, демонтировать проблемные датчики или узлы и проверить их состояние визуально и на предмет правильности функционирования, прозвонить проводку, подключить осциллограф, мультиметр и другие необходимые приборы. Компьютерная диагностика предполагает использование не только одного сканера (а в реальной жизни сканеров должно быть больше – об этом в отдельном материале), но и других средств диагностики.

Логирование

Оно применяется в случае, который меня бы точно поставил в тупик: если ошибка имеет плавающий характер. Как раз та ситуация, когда в сервисе обычно говорят: «ну, сейчас же всё работает, вот как только опять случится – приезжайте». Действительно, такую неисправность определить бывает сложно. Но выход есть.

К диагностическому разъёму подключают специальный сканер (как правило, мини-сканер, который просто вставляется в разъем OBDII и не висит, не болтается, работает автономно, не мешает водителю. В общем, не требует никакого участия обычного пользователя – клиента автосервиса) и отправляют клиента кататься по своим нуждам.

DSC_0893

Сканер тем временем усиленно работает, записывая лог, а в момент проявления проблемы дополнительно регистрирует саму ошибку и условия её проявления. Метод удобный, а главное – практически незаменимый при наличии сложных «плавающих» ошибок. И ещё одно его преимущество заключается в том, что специалисту не приходится в режиме реального времени сидеть и отслеживать всё, что творится в автомобиле. Иногда это просто невозможно, да если и возможно – то очень сложно. Гораздо удобнее потом просто забрать все записи и вдумчиво посидеть над логами.

А напоследок я скажу…

Всё вышесказанное – лишь вершина айсберга. Всю глыбу мы будем постепенно приподнимать, но не сразу.

Например, мы ничего не сказали о кодах, хотя тема эта очень интересная. Многие, наверное, слышали что-нибудь вроде такого: «У меня ошибка P0123. Это что значит?». Да, можно посмотреть. Это – высокий уровень выходного сигнала датчика положения дроссельной заслонки «А». Если коротко, то все ошибки делятся на группы. P – двигатель и трансмиссия, В – кузов, С – шасси.

Внутри тоже есть деления. Перечислять все долго и не нужно, но хотя бы для примера: P01ХХ – контроль системы смесеобразования, P03ХХ – система зажигания и система контроля пропусков воспламенения, а вот с P07ХХ до P09ХХ – трансмиссия. Вместо ХХ указываются подсистемы. Например, P0112 – низкий уровень датчика температуры всасываемого воздуха, а P0749 – ошибка электромагнитного клапана регулировки давления. Кодов – сотни, но несведущий человек ничего толкового из этой информации не вынесет.

DSC_0891

Вообще, конечно, вопрос важный: предположим, где-то сделал диагностику, а что делать дальше? В этом случае ещё раз можно проверить квалификацию специалистов. Разобраться в истоках появления той или иной ошибки почти всегда возможно. Так что если слышите совет менять детали одну за другой, пока машина не поедет нормально, уносите ноги из такого сервиса. Их-то понять можно: менять детали, проданные с наценкой – куда проще, чем учиться на диагноста и ковыряться в мелочах, которые не принесут больших денег.

Особенно циничны в этих вопросах официальные дилеры, которых хлебом не корми, дай поменять полмашины в сборе. И если работа выполняется по гарантии, то путь так и будет. Но если вам придётся менять заслонку за свой счёт, то это может быть ой, как дорого. Хотя у дилера всё же есть преимущество – доступ к базе знаний. Так называют накопленную статистику по поломкам конкретной модели определенного года (а может, и месяца, и даты выпуска), определённой комплектации и даже цвета (если речь идёт, например, о кузове) по всем дилерам, где эти машины реализуются. Иногда использование базы знаний может существенно помочь в выяснении неисправности.

В будущих публикациях мы подробно разберемся в кодах ошибок, проведем практические замеры и даже сравним дилерский сканер с мультимарочными нескольких ценовых категорий! Оставайтесь на связи.

За помощь в подготовке материала благодарим компанию «Лаборатория Скорости» (СПб, ул. Химиков, д. 2, (812) 385-50-70)

Опрос

Вы когда-нибудь делали компьютерную диагностику?

Всего голосов:

www.kolesa.ru

полезные авторские статьи по автодиагностике —

Авторские статьи Алексея Пахомова о диагностике двигателя

Диагностика двигателя. С чего начать?
Комплектуем рабочее место диагноста
Двигатель не заводится. Что делать?
Проверяем лямбда-зонд
Секреты высоковольтного пробоя
Диагностика свечей зажигания
Датчики систем управления двигателем
Газоанализ и диагностика
Анализ осциллограммы давления в цилиндре
Цена ошибки
Автомагнитола и «сочные палпинки»
Роботизированная КПП Peugeot 107: электроника плюс механика
Twin Port Opel и ошибка Р1113
Износ распредвала Lanos
Загадочный «Ланос»
Генератор дыма своими руками
Самодельное оборудование Владимира Горбенко
Как увидеть невидимое
Мотортестер, ваш помощник. Часть 1
Мотортестер, ваш помощник. Часть 2
Мотортестер, ваш помощник. Часть 3
Мотортестер, ваш помощник. Часть 4
Мотортестер, ваш помощник. Часть 5
Мотортестер, ваш помощник. Часть 6
Мотортестер, ваш помощник. Часть 7
Мотортестер, ваш помощник. Часть 8
Альтернативные методики диагностики Андрея Шульгина. Часть 1
Работаем мотортестером
Альтернативное руководство к MotoDoc III
Применение мотортестера «MotoDoc II»
CSS в MotoDoc II (III)
Интересные осциллограммы высокого напряжения
Продолжаем анализировать осциллограммы
Практика диагноста: вода в баке
Работаем мотортестером Autoscope IV
Необычный ремонт
Скрипт ElPower в помощь диагносту
Работаем мотортестером DiaMag 2
Diamag 2 — помощник диагноста
Анатолий Тесля: видео о ремонте панелей приборов
Анатолий Тесля: ремонт блока SRS
Троим, спасите!
Когда трое работают за четверых
О сломанном коромысле, дырявом усилителе и выборе мотортестера
Автоликбез: секреты выбора моторного масла
Автоликбез: пожар в автомобиле
Автоликбез: готовим автомобиль к зиме
Автоликбез: выбираем подержанный автомобиль
Прожигаем DPF
И вновь о цене ошибки
Дело было не в бобине
Когда диагност еще и автоэлектрик
Практика диагностики: успехи наших учеников
Владимир Пятибратов: особенности диагностики и ремонта Peugeot 308
Скупой платит дважды
Николай Боков: Ford Focus 2, мотортестер и ошибка Р1246
DAEWOO Matiz: 0,8 литра неприятностей. Часть 1
DAEWOO Matiz: 0,8 литра неприятностей. Часть 2
DAEWOO Matiz: включаем логику
Железные чудеса
Про Карла Маркса и убитый двигатель
Без единого прибора
Когда сканер не помощник
Немного о ДПКВ
Всегда ли прав клиент?
Моторист-стоматолог
О степени сжатия, компрессии и езде по лужам
Диагностика двигателя датчиком Dx
Про «Тойоту»
По вашим письмам
Капризный «Ягуар»
Ключ — на старт, газ — в пол
Двигатель не заводится. Что делать — 2
Промывка жидкостью: надо ли?
Турбонаддув: теория и практика
Диагностика пневматической плотности цилиндра
История одного Hover’a
CAN-шина и скрипт ElPower
И еще о CAN-шине

pakhomov-school.ru

Методика автомобильной диагностики

Что такое «методика» знают многие, это «… некий готовый «рецепт», алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий. Близко к понятию технология. Методика отличается от метода конкретизацией приёмов и задач. Например, математическая обработка данных эксперимента может объясняться как метод (математическая обработка), а конкретный выбор критериев, математических характеристик — как методика». https://goo.gl/kcJnxy
Когда я спросил Дмитрия Юрьевича:
— Какой методикой вы пользуетесь для проведения диагностики?
То по его взгляду понял, что вопрос немного некорректен, или даже «туповат». Он пожал плечами и коротко ответил:
— Смотрите сами.
Смотрю. Вот как видит процесс диагностики автомобиля «человек со стороны», клиент или кто-то ещё:
Ну и для чего эти люди собрались перед капотом? Или зачем их «главный» (Дмитрий Юрьевич), постоянно отвлекается на монитор?
А это уже и есть «методика».
Действительно, вот жалуется, например, клиент на нестабильность холостого хода. Что делать, куда смотреть, что смотреть?
Порядок осмотра в этом автосервисе http://mek1.ru/ давно отработан («порядок осмотра – это метод из нужной методики).
Дмитрий Юрьевич выбирает параметры для просмотра:
Выбирает те данные, которые, по его мнению, требуются для проверки при озвученных жалобах клиента. Запускается мотор и начинается их изучение:
Пока Дмитрий Юрьевич анализирует информацию, его команда » ворон не ловит», а действует по своему плану (могу даже сказать – «алгоритму», так как каждый знает что ему делать, в какой очерёдности).
Антон готовит мотор к проверке системы зажигания:
Как давно понял, в автосервисе Дмитрия Юрьевича используется только качественное оборудование. Пусть дорого, да, зато результаты работы оправдывают подобные покупки и приобретения: для проверки системы зажигания используется линейка производства фирмы SUN (США). Это не реклама, нет. Это обыкновенная «констатация факта» — хорошее оборудование для автомобильной диагностики стоит дорого, но оно того стоит: это и скорость работы, и точность; всё это выливается в тот результат, за которым клиент приехал: «Гарантированная правильность выводов проведённой диагностики автомобиля».
Дмитрий (слева), отщёлкивает крепежи для снятия и проверки воздушного фильтра:
Чуть выше я говорил насчёт «гарантированной правильности выводов диагностики». Хочу дополнить: диагностическое оборудование таких выводов не делает. Дорогое оно, или нет, но оборудование только помогает делать вывод и только предоставляет информацию для тех выводов, которые должен сделать автомобильный диагност. Что и видно на следущем фото:
Раньше я говорил, что в этом автосервисе получаемые от сканера или мотортестера данные выводятся сразу на несколько мониторов. Здесь Дмитрий Юрьевич как раз смотрит на такой дополнительный монитор и нажимает педаль газа. Удобно. В ином случае пришлось бы отвлекать человека из команды – а у него на данный момент своя работа.
Раньше, при просмотре данных было определено, что мотор под капотом – GDI-5 второго поколения. И давление для него явно недостаточно. При перегазовке определяется отработка насосом (ТНВД) требуемого давления при повышенных оборотах и на холостом ходу.
На графике и по другим данным:
Определяется, что на высоких оборотах ТНВД своё давление отрабатывает, а вот на ХХ – нет. Вот здесь (на фото ниже), всё становится понятным:
При данных условиях давление не должно быть 4.5 MРa, оно должно быть 7.0 MРa. Это означает, что ТНВД нуждается в осмотре и, наверное, в ремонте.
Но это не «вся диагностика», как можно подумать. Хотя в некоторых автосервисах на этом дело и заканчивается: «Мы компьютером посмотрели и вывод такой …». Нет, «посмотреть сканером и сделать вывод» — это начальный класс автодиагностики.
Дальше при помощи оптического зонда:
Осматривается горловина бензобака.
При помощи джойстика зонд можно поворачивать и осматривать всё, что поможет сделать точный и окончательный вывод о состоянии горловины бензобака:
Владельцы автомобилей, автодиагносты уже знают, что из-за коррозии горловины топливного бака часто «умирает топливный насос». Но нет, здесь всё в порядке. Однако проверить надо было обязательно. Это тоже «методика».
Но и это ещё не всё. Пока осматривался бензобак, мотор был подготовлен к «визуально-техническому» осмотру:
И казалось бы: «Что здесь смотреть?». Или: «И что на него смотреть? Мотор как мотор … «.
Проверяется течь масла масляного насоса. Проверяется ремень ГРМ. Здесь он относительно свежий, 2012 года, но сальники уже начали подтекать …
Нижняя защитная крышка.
Зачем на неё смотреть? Есть ли смысл? Или создаётся «видимость работы»?
А затем, что на крышке расположены крепления датчика коленчатого вала. И здесь крепёж, фактически, болтается — нет одного болтика. Если бы сейчас сюда не заглянули и не ознакомили с результатами осмотра клиента, то вполне вероятно, что в какой-то момент мотор мог «непонятно и неожиданно заглохнуть» — разъём без предусмотренного крепления может «отойти» на первой или второй кочке. И контакта нет. И мотор заглох. И клиент наверняка бы подумал: «Ну вот … накрутили-наремонтировали в сервисе неизвестно что…». Так часто бывает.
Но и это не всё.
Проверяется внутреннее состояние мотора: камера сгорания, клапана, поршня, количество нагара:
А ниже очень интересное фото:
Вроде бы обычный снимок. Ну и что такого, что помощник, Антон, осматривает изнутри мотор в тех же местах, где до него только что смотрели. Проверяет? Дмитрий Юрьевич себе не доверяет?
А это, между прочим, относится не только к слову «методика», но и к слову «обучение». Когда Дмитрий Юрьевич передаёт зонд Антону, то это означает: «Посмотри. Поучись. Там есть нагар. Забирай в свою копилку».
А зонды хорошие. Качественные:
Ну и напоследок – осмотр свечей зажигания:
Теперь почти всё. Теперь Дмитрий Юрьевич записывает полученные результаты и пожелания клиенту:
И докладывает старшему по ремзоне результаты диагностики, а тот будет дальше общаться с клиентом:
Второй автомобиль, Mitsubishi Chariot, который прибыл на диагностику («троит»), проходил осмотр точно так же:
1. Определяется неисправный элемент, катушка и свеча извлекаются.
2. Для того, чтобы общая картина при проверке не смазывалась, устанавливается рабочие катушка, свеча (выше всех остальных):
Теперь ничего не мешает «увидеть картину целиком»: выбрать нужные параметры и приступить к их изучению:
И обратите внимание на Антона (справа):
Понаблюдав за ним, сделал вывод, что человек перспективный, ему не нужно напоминаний типа «посмотреть и поучиться», он всегда сторожит действия Дмитрия Юрьевича, сам везде наблюдает и учится.

Так как основное подозрение на систему зажигания, она проверяется так же тщательно:


И на холостом ходу, и при оборотах:
Методика, вроде бы, точно такая же, только в этом случае «построение методики отталкивается от подозреваемой неисправности» и некоторые шаги методики меняются. Но основные элементы проверок всё равно остаются:
Меняется всё, что вызывает подозрения и что скоро может выйти из строя:
Такой тщательный осмотр продиктован тем, что этот автомобиль здесь стоит на обслуживании, но на осмотре (ТО) не был уже давно.

Третий автомобиль Mitsubishi Pajero – и другая методика. Здесь мотор работает нестабильно, он «или троит, или умирает». Может заглохнуть.
На панели приборов горят подсказки для проверяющих:


Мотор как мотор. И где тут неисправность спряталась?
Обратите внимание, какие параметры для проверки выбраны:
Именно после просмотра показаний, Антон уменьшается в размерах и лезет куда-то под руль …
И для чего?..
А раскладка мыслей была такая:

— автомобиль обслуживался в другом автосервисе
— для устранения причин нестабильной работы двигателя, там решили принудительно повысить обороты ХХ путём вольного сдвигания APS в какую-то сторону.
— в результате: обороты ХХ они «как-то сделали»
— но не знали, что при такой «регулировке» вышли в динамический диапазон по APS «автомобиль в движении», то есть, в диапазон, который «подхватывается» только датчиком скорости (педаль нажата, причём в том положении, когда должен работать датчик скорости.
Знали ли в том автосервисе, что:
· Датчик регистрирует положение педали акселератора и передает
· сигнал в блок управления двигателем.
· Датчик положения педали акселератора имеет два
регистрирующих контура.
· Этот датчик представляет собой разновидность потенциометра, который преобразует информацию о положении педали акселератора в электрический сигнал напряжения, направляемый в блок управления двигателем.
· При помощи измерительных цепей датчика производится регистрация скоростей нажатия и отпускания педали акселератора, информация о которых передается в блок управления двигателем в виде сигналов напряжения.
· На основе этих сигналов блок управления двигателем регистрирует текущую величину угла поворота педали акселератора при её нажатии — и на основе этих сигналов управляет электродвигателем привода дроссельной заслонки.
· Отпущенное положение педали акселератора ( или «положение холостого хода»), определяется блоком управления двигателем на основе сигнала от её датчика.
· Блок управления двигателем использует этот сигнал при организации управления двигателем, например, управляя отключением топливоподачи на принудительном холостом ходу.
· И говорит ли что вот это: «1250 mv для обоих каналов на холостом ходу?»

Итого: при таком положении датчика педали газа, нормального (положенного) холостого хода не может быть по определению.

Вот по этой причине, для правильной регулировки APS, Антон забрался под руль.

В результате вот что получилось:


Для чего нужно было в первую очередь заниматься настройкой APS?
Только для того, чтобы «выровнять картину осмотра», убрать нестабильность ХХ и изучать работу двигателя без ненужных помех.
Дальше всё по отработанной методике. Осмотр мотора:
Осмотр поршней, клапанов, определение количества сажи, осмотр развала двигателя (сколько гаек туда набросали предыдущие специалисты) …
Подготовка и проверка давления в топливной системе:
Проверка состояния горловины топливного бака:
И вывод:
— горловина заменена. Не новая, но вполне хорошая
— топливоподача проблематичная: нужное давление насос качает, но за слишком большое время … хотя нижний предел в 3 Kpa преодолел
Этот ТНВД ремонтировался в автосервисе Дмитрия Юрьевича в 2008 году. Времени прошло много. И неизвестно какое топливо использовалось. Поэтому ТНВД надо проверить и попытаться «подделать». Или заменить.

Ну а я делаю другой вывод. Мы же говорили о «методике»? Так вот … вспоминания свои предыдущие посещения этого автосервиса, и нынешнее, внимательно наблюдая за действиями диагностов, могу сказать, что «методика – это как патронташ у стрелка.


Каждый патрон – это определённый набор действий для диагностической ситуации. И диагност должен знать, какой патрон выбрать, и сколько их требуется на данный момент. Это и есть «методика». И уточняю:
· Патрон – это метод
· Выбор количества патронов в определённой ситуации – это уже методика
И квалификация автомобильного диагноста заключается в том, сколько у него имеется вот таких «умственных патронов и патронташей». Всё остальное – трёп по ушам.
Обратил внимание вот на что:
· Кроме «желательно-обязательной» накидки на крылья автомобиля, используется и вот такая очень удобная ступенька:
Если не купить, то сделать такую просто. Удобнее будет осматривать мотор.

· Автосервис разделён на зоны. На фото ниже – рабочее место для очистки форсунок:


· В штате автосервиса есть «Старший по автосервису»
В его функции входит приёмка-отдача автомобилей клиенту, все переговоры с клиентами, запись на ремонт, решение вопросов и пожеланий клиента. Тем самым, основное звено – автодиагносты, освобождены от переговоров с клиентами (а согласитесь, такие переговоры могут быть самыми разными, от доброжелательных до дипломатических скандалов?).
И последнее: «Что меня совсем не удивило».
Знаю Дмитрия Юрьевича с 2004 года. И сколько мы с ним знакомы, сколько приезжаю к нему, а картина не меняется – у него всегда есть очередь автомобилей на ремонт. Даже сейчас, в кризис. И когда читаю или слышу, что «клиентов нет … да и праздники на носу … кризис в стране, слышал о таком?!», то хочется посоветовать изучить методику организации диагностики и ремонта этого автосервиса. А на странице: http://mek1.ru/karta-sajta1.html , по карте сайта, можно найти довольно интересные материалы как для автолюбителей, так и для автодиагностов – если кто-то ещё не ходил по этому адресу.

Кучер Владимир Петрович
Союз автомобильных диагностов
© Легион-Автодата


autodata.ru

когда нужна и как проводится

Компьютерная диагностика двигателя автомобиля: когда нужна и как проводится

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Что такое компьютерная диагностика мотора автомобиля
  • Как проводят компьютерную диагностику двигателя
  • Кто может сделать компьютерную диагностику ДВС
  • Что показывает компьютерная диагностика двигатель автомобиля

Появление на щитке проборов желтого значка с надписью «CHECK ENGINE» не может не беспокоить владельца авто, поскольку это часто сопровождается нарушениями в работе двигателя или проблемами с его запуском. Простыми методами и без специального оборудования выяснить, в чем причина неисправности, в таких случаях не получится. Чтобы получить ответ на вопрос, в каком именно узле автомобиля существует проблема, нужно разобраться, что показывает компьютерная диагностика двигателя автомобиля.

Что показывает диагностика двигателя автомобиля

Диагностика двигателя автомобиля

Электроника уже давно стала неотъемлемой составляющей современных автомобилей, в которых работой двигателя управляет единая электронная система ЭСУД. Контролирует рабочие параметры такой системы ЭБУ (электронный блок управления).

С применением электронного оборудования осуществляется контроль работы многих узлов и агрегатов, которые входят в конструкцию автомобилей (тормозная система, подушки безопасности, трансмиссия, узлы подвески и т.д.). Для этого системы современных моделей авто комплектуются различными датчиками, показывающими рабочие параметры узлов транспортного средства. Такие датчики взаимодействуют с электронными управляющими модулями, что позволяет своевременно получать сведения о появившихся неисправностях.

Наиболее сложная задача специалиста, выполняющего компьютерную диагностику двигателя автомобиля, заключается в точном выявлении поломки. В процессе обслуживания моделей машин, которые не оборудованы ЭСУД, диагносты вынуждены анализировать различные симптомы всевозможных неисправностей, проводить частичную разборку силового агрегата и навесного оборудования, а также выполнять ряд других трудоемких операций.

Рассмотрим подробнее, какие данные показывает компьютерная диагностика двигателя?

Компьютерная диагностика двигателя

С помощью специальных диагностических сканеров специалисты могут выполнить проверку различных систем автомобиля (при условии, что такие системы связаны с ЭСУД). Довольно часто поломки в одном узле приводят к неправильной работе сопряженных с ним механизмов. Компьютерная диагностика двигателя позволяет точно установить неисправность и причину ее появления.

С помощью диагностического оборудования специалисты могут получить объективную информацию по рабочим параметрам мотора, чтобы затем сравнить полученные данные с данными производителя.

При подключении профессионального сканера диагност может выполнить проверку ЭБУ, топливной и охлаждающей систем, газораспределительного механизма, зажигания, ЕГР и др.

Компьютерная диагностика двигателя автомобиля выполняется в несколько этапов, по завершению каждого из которых выводится отчет об ошибках. Обнаруженные ошибки расшифровываются, и на основе полученной информации мастер диагност составляет рекомендацию о необходимости замены или ремонта определенных узлов, датчиков или отдельных деталей.

Таким образом, наличие в конструкции авто электронного оборудования дает возможность оперативно контролировать работу двигателя и других систем автомобиля, а также записывать в память электронного блока управления данные о появляющихся ошибках.

Сведения о неисправностях сохраняются в памяти ЭБУ в форме специальных кодов. Для предупреждения водителя автомобиля о выявленной ошибке предусмотрен специальный индикатор на приборном щитке («чек»).

Таким образом, компьютерная диагностика двигателя автомобиля показывает наличие сбоя в работе автомобиля на начальной стадии, до того, как произойдет более сложная поломка. Это намного упрощает процесс диагностирования неисправностей и экономит время специалиста.

Не рекомендуется доверять компьютерную диагностику двигателя малоопытным специалистам, которые не имеют соответствующей квалификации и используют несертифицированные сканеры.

Рекомендуем
«Компьютерная диагностика двигателя автомобиля: машина о машине» Подробнее

Компьютерная диагностика двигателя автомобиля в сервисе и своими силами

Компьютерная диагностика двигателя автомобиля в сервисе

Определить, в каком состоянии, с технической точки зрения, находится двигатель автомобиля можно тремя способами. Каждый из этих способов отличается затрачиваемыми ресурсами и точностью диагностики.

  1. Самый простой способ состоит в проведении визуального осмотра двигателя на предмет выявления видимых неисправностей, протекания технических жидкостей, анализа устойчивости работы и т.д. Такой метод требуем минимум затрат, но результат бывает не точным.
  2. Второй способ диагностики подразумевает проверку работы мотора с помощью специальных устройств и приборов. Такие приспособления показывают рабочие параметры двигателя, которые необходимы для анализа его работы. Точность данных определяется квалификацией мастера диагноста. Себестоимость такой диагностики невысокая, но она требует больших временных затрат.
  3. Наиболее сложный вариант проверки двигателя – компьютерная диагностика. Для ее проведения применяются специальные сканеры, которые наиболее точно показывают наличие неисправностей.

Уже само название третьего способа диагностики указывает на то, что для проведения диагностики двигателя применяется новейшая вычислительная техника. Вместо габаритных компьютеров для решения диагностических задач в автосервисах используются ноутбуки, планшеты и многофункциональные смартфоны.

Суть компьютерной диагностики бензиновых и дизельных ДВС состоит в расшифровке специальных кодов, которые показывают состояние электронных систем. Такие коды выводятся на дисплей диагностического устройства в виде набора определенных символов.

Для чего проводится и что показывает компьютерная диагностика?

  • для оценки технического состояния автомобиля, которое важно знать покупателю авто с пробегом;
  • для того, чтобы установить причины, которые привели к загоранию символа «чек» на приборной доске авто;
  • для оценки масштабов и стоимости сервисных работ.

Для проведения компьютерной диагностики двигателя необходимы следующие знания и умения:

  • где находится диагностический разъем в конкретной модели авто;
  • опыт работы со сканером, который оснащен специальным ПО для диагностики двигателя автомобиля;
  • навыки работы с информационными базами данных в сети интернет;
  • умение расшифровывать коды ошибок и другую информацию, которую показывает диагностический сканер.

Специалист по компьютерной диагностике двигателя автомобиля после проведения диагностической процедуры формирует отчет с описанием неисправностей, требующих устранения. Основная задача компьютерной диагностики двигателя автомобиля состоит в поиске оптимальных решений для полного восстановления работоспособности мотора.

Основная задача компьютерной диагностики

Провести компьютерную диагностику мотора можно следующими способами:

  • воспользоваться услугами автоцентра, предоставляющего такие услуги, который имеет все необходимое диагностическое оборудование для конкретной модели автомобиля;
  • заказать выезд специалиста по компьютерной диагностике авто;
  • продиагностировать двигатель машины своими силами.

Первый способ предполагает поездку в автосервис и расходы на оплату услуги. Преимущество такого решения заключается в том, что на СТО работают профессиональные автослесари, которые имеют практический опыт по выявлению неисправностей и могут разу же провести ремонт авто. Недостатком в этом случае может считаться высокая стоимость компьютерной диагностики автомобиля.

Диагностика авто с выездом необходима в ситуациях, когда автомобиль своим ходом (по какой-либо причине) не может доехать в автосервис.

Выездная компьютерная диагностика, которую предлагают крупные автосервисы, проводится квалифицированными специалистами. Диагност приедет на место нахождения авто со сканером и необходимыми программами. Специалист определит имеющиеся неисправности, расшифрует и сбросит ошибки, которые показывает компьютерная диагностики. Этот способ будет самым дорогим, так как к обычной стоимости у слуги автосервиса добавится оплата за выезд. 

При заказе услуги выездной диагностики у мелкого предпринимателя возможен риск, что она не будет полноценной, из-за «слабого» оборудования или неопытности мастера. В этом случае диагностирование не будет углубленным, а такой же результат можно получить при гораздо меньших затратах, если выполнить эту операцию своими силами.

Услуга выездной диагностики

Для решения этой задачи понадобится специальный диагностический адаптер, смартфон или планшет с операционной системой Андроид /IOS либо Windows. Стоит отметить, что стоимость адаптера сравнима с расценками за один заказа выездной компьютерной диагностики автомобиля двигателя. Как показывает опыт, есть смысл купить диагностический разъем OBD2, и интегрировать специальное ПО на смартфон/планшет, чтобы своими силами выполнять проверку автомобиля.

Наличие собственного диагностического оборудования предоставляет владельцу авто ряд преимуществ. Разобраться, что показывает диагностика двигателя можно в любой момент и в любом месте. Таким образом, можно прочитать плавающую ошибку, которая возникает периодически. Недостаток самостоятельной диагностики двигателя автомобиля заключается в функциональной ограниченности большинства доступных диагностических программ, в результате чего они показывают далеко не все ошибки.

Рекомендуем
«Компьютерная диагностика двигателя автомобиля: машина о машине» Подробнее

Сколько времени нужно на компьютерную диагностику автомобиля

В среднем, поиск неисправности с помощью диагностической программы даже у опытного мастера занимает около 2-х часов. К примеру, компьютерная диагностика дизельного мотора показывает полную картину состояния всех электронных систем, что дает возможность выявить различные неисправности и отклонения в их работе.

Диагностический сканер проводит проверку рабочих параметров, влияющих на работу всех систем двигателя. Глубокий анализ каждого узла включает несколько этапов:

  • диагностика качества топливно-воздушной смеси, поступающей в цилиндры;
  • анализ работы топливной аппаратуры;
  • проверка характеристик системы смазки;
  • диагностика ГРМ.

На практике, необходимость в проведении компьютерной диагностики дизельных моторов появляется при повышенном расходе топлива, при возникновении посторонних шумов или при падении мощности двигателя.

Для проведения компьютерной диагностики в автосервисах может использоваться различное переносное или стационарное оборудование.

Проведение компьютерной диагностики

Даже при простых неисправностях процесс диагностирования двигателя автомобиля занимает не менее 30 минут, поэтому не стоит верить обещаниям специалистов с невысокой квалификацией о том, что результат проверки можно получить мгновенно.

После считывания кодов ошибок, которые показывает сканер, диагност должен провести ряд мероприятий, позволяющих установить, что нарушения в работе ЭБУ определены правильно. Случается, что неточности в ходе определения неисправностей являются следствием неправильной работы электронных датчиков.

Используя только один диагностический сканер, в большинстве случаев, невозможно точно и в полном объеме определить все погрешности в работе систем двигателя. Для получения объективных результатов необходим мотор тестер — многоканальный осциллограф. Такое устройство проводит замер и анализ различных сигналов, поступающих от бортового компьютера. Расшифровка таких сигналов показывает наиболее точные результаты диагностики двигателя. Такое оборудование незаменимо в процессе диагностики систем самодиагностики более старых автомобилей.

Рекомендуем
«Продольный рычаг передней подвески: типичные поломки и диагностика» Подробнее

Реальные поводы для компьютерной диагностики двигателя автомобиля

Реальные поводы для компьютерной диагностики двигателя автомобиля

Компьютерная диагностика двигателя автомобиля не является обязательным элементом технического обслуживания автомобиля, но именно эта процедура чаще всего является единственным методом решения проблем в работе разных систем. Именно поэтому, такая услуга пользуется высоким спросом у владельцев авто. Она необходима в ситуациях, перечисленных ниже.

  1. Машина имеет один или несколько признаков неисправности

    Если на щитке приборов загорелся индикатор какой-либо неисправности или произошло заметное изменение рабочих параметров авто. В этом случае необходимо провести компьютерную диагностику системы или узла, нарушение в работе которых показывает индикатор или предполагает водитель.

    Такая проверка позволит предупредить более серьезные неисправности и избавит от неожиданной поломки в дороге. Устранение сбоев в работе систем двигателя автомобиля на ранней стадии позволит избежать затрат, связанных с дорогостоящим ремонтом.

  2. Предполагается длительное путешествие

    Опытные водители рекомендуют провести компьютерную диагностику двигателя автомобиля перед дальними поездками в профилактических целях. Такая проверка показывает потенциальные неисправности и позволит установить, какие детали стоит заменить перед длительным путешествием на авто.  Это позволит предотвратить неожиданные поломки, потерю времени на поиск автосервиса в незнакомом городе и обезопасит автовладельца на трассе.  Длительное путешествие

  3. Покупая подержанную машину

    Компьютерная диагностика входит в перечень обязательных процедур проверки при покупке авто с пробегом.

    Продавцы подержанных авто могут скрыть информацию в неисправностях транспортного средства, которые нельзя обнаружить без специального оборудования, поэтому, подключение диагностического компьютера служит средством защиты от покупки машины в плохом состоянии и последующих проблем. 

    Мастер диагност с помощью сканера сделает проверку авто, которая показывает состояние всех систем и узлов автомобиля, определит предрасположенность отдельных агрегатов к поломке и позволит определить, попадала ли машина в серьезные ДТП. Кроме того, глубокая компьютерная диагностика позволит установить достоверность данных о пробеге авто.

  4. Профилактическая мера

    Компьютерная диагностика двигателя автомобиля, как было отмечено ранее, не является обязательным мероприятием. Тем не менее, специалисты рекомендуют с определенной периодичностью проводить такую процедуру в качестве профилактики технического состояния машины.

    Систематическая проверка авто с помощью профессиональных диагностических сканеров показывает потенциально возможные неисправности, которые в настоящее время никак себя не проявляют, но в один момент могут привести к аварийной ситуации на автомагистрали. Диагностирование автомобиля каждые полгода способствует повышению надежности транспортного средства.



rad-star.ru

Как делать диагностику автомобилей — пошаговые инструкции, статьи

схема подача вторичного воздухасхема подача вторичного воздуха Диагностика Ошибка P0410 — что значит, симптомы, причины, диагностика, устранение

11

Код ошибки P0410 — неисправность системы подачи вторичного воздуха.

схема топливная системасхема топливная система Диагностика Ошибка P0193 — что значит, симптомы, причины, диагностика, устранение

14

Код ошибки P0193 — высокий уровень сигнала цепи датчика

тахометр на панели автотахометр на панели авто Диагностика Ошибка P0507 — что значит, симптомы, причины, диагностика, устранение

16

Код ошибки P0507 — обороты холостого хода выше ожидаемых.

эбу киа риоэбу киа рио Диагностика Ошибка P0603 — что значит, симптомы, причины, диагностика, устранение

18

Код P0603 — Ошибка оперативной памяти контроллера.

клапан ergклапан erg Диагностика Ошибка P0405 — что значит, симптомы, причины, диагностика, устранение

36

Код ошибки P0405 — цепь датчика рециркуляции отработавших

открутить датчик акппоткрутить датчик акпп Диагностика Ошибка P0705 — что значит, симптомы, причины, диагностика, устранение

74

Код ошибки P0705 — неисправность цепи датчика положения

датчик распредваладатчик распредвала Диагностика Ошибка P0343 — что значит, симптомы, причины, диагностика, устранение

93

Код ошибки P0343 — цепь датчика положения распределительного

свеча зажигания бошсвеча зажигания бош Диагностика Ошибка P0300 — что значит, симптомы, причины, диагностика, устранение

106

Код ошибки P0300 — случайные / множественные пропуски

мужчина снимает аккумулятормужчина снимает аккумулятор Диагностика Ошибка P1684 — что значит, симптомы, причины, диагностика, устранение

64

Код ошибки P1684 — отключено питание блока управления

принцип работы системы улавливания паров бензина EVAPпринцип работы системы улавливания паров бензина EVAP Диагностика Ошибка P0442 — что значит, симптомы, причины, диагностика, устранение

67

Ошибка P0442 — незначительная утечка в системе улавливания

Статьи о диагностике автомобилей. Какие сканеры, адаптеры, программы использовать. Что означают коды ошибок OBD2, как их считывать, сбрасывать и устранять неисправности по ним. Пошаговые инструкции по тестированию авто перед ремонтом.

elm3.ru

Компьютерные технологии диагностики автомобиля | Статья в журнале «Молодой ученый»

Надежность автомобиля — один из важнейших показателей качества транспортного средства. Данная статья посвящена вопросу применения компьютерных технологий в диагностики автомобиля. В статье рассматривается диагностика автомобиля на основе новейших компьютерных технологий, позволяющих точно определить неисправность, а так же сэкономить время на её поиск.

Ключевые слова: диагностика, система, информация, код ошибки, неисправность.

 

Автомобилей становится всё больше, а значит и технически они становятся сложнее, и рядовому обывателю, то есть счастливому обладателю автомобиля, порой не под силу разобраться с чем связана та или иная поломка.

Компьютерная диагностика автомобиля — это основа всех современных автомобилей, без которой в наше время нельзя обойтись при ремонте автомобиля. Она позволяет за короткий интервал времени найти скрытую неисправность в автомобиле и устранить её. Из этого следует, что при поломке автомобиля, прежде чем делать какие-либо выводы, нужно провести качественную диагностику и выявить причину его поломки.

Понятие компьютерной диагностики сравнительно новое для сегодняшнего российского автомобилиста, да и просто для любого человека, а поэтому и не совсем ясна цель проводимого компьютерного тестирования автомобиля, так как компьютерные технологии в диагностики автомобилей стали применяться в России относительно недавно.

Компьютерная диагностика автомобиля — это тестирование различных электронных систем и исполнительных механизмов автомобиля, влияющих на работу бортовых систем, а также выявление неисправностей, связанных с работой электронных систем автомобиля и составление диагностической карты неисправностей для последующего ремонта и устранения неполадок, связанных с автомобильным электрооборудованием и исполнительными системами. Все электронные бортовые системы автомобиля оснащены системами самодиагностики. Эти системы необходимы для управления исполнительными механизмами автомобиля, непрерывного тестирования в момент запуска и работы двигателя. Системы самодиагностики служат незаменимым помощником в снабжении водителя информацией о работе транспортного средства в целом, информируют о возможных дефектах, неисправностях узлов и агрегатов, а также отслеживают межсервисные интервалы, которые в свою очередь напоминают о необходимости своевременно пройти техническое обслуживание автомобиля. Не все выпускаемые у нас автомобили имеют необходимые бортовые средства самодиагностики и диагностические разъемы для подключения стационарной контрольно-измерительной и диагностической аппаратуры. В основе любого ремонта должна лежать правильная и точная диагностика, так как без определения истинных причин различного рода дефектов идеальный ремонт в принципе невозможен.

Плановая, регулярная компьютерная диагностика обязательна для автомобилиста. И чтобы не омрачать своё владение автомобилем бесконечными ремонтами и какими –то другими проблемами, необходимо проводить качественную диагностику. И в этом случае компьютерная диагностика в не конкуренции. Как правило, большинство дефектов можно выявить именно при осмотре. Основу правил диагностики составляет методика оценки качества и состояния автомобиля. Комплексная оценка технического уровня автомобиля возможно только с помощью компьютерной диагностики.

Говоря о компьютерной диагностике автомобиля, подразумевают следующее:

—           На первом этапе — считывание всей информации при поиске неисправности.

—           Второй этап — проверка реальности полученных данных. Затем эти данные будут использоваться профессионалами при оценке состояния автомобиля, а именно состояния электрических цепей и их соединений, напряжения бортовой сети, исправность датчиков.

—           Третий этап предполагает доступ к данным в настоящем времени (функция Data Stream). Функция Data Stream используется для проверки элементов системы и датчиков в реальном времени.

—           И только на следующем этапе все полученные результаты анализируются и делаются выводы о работе систем, о наличии и характере предполагаемых неисправностей.

Для этого специалисту по ремонту автомобилей требуются инженерные знания и понимание процессов, происходящих в автомобиле. К сожалению, не всегда имеется четкая и расписанная методика диагностирования конкретной неисправности. Здесь требуется знающий, хорошо разбирающейся в области компьютерной диагностики профессионал.

—           В завершение, необходимо стереть из памяти коды возникших ошибок и повторно инициализировать систему.

В настоящее время средства, используемые для диагностирования автомобиля, классифицируются следующим образом:

—           общие и локальные — по степени охвата объектов диагностирования автомобиля;

—           диагностирование с универсальными и специализированными, встроенными и внешними устройствами — по характеру взаимодействия между объектом и средством диагностирования;

—           автоматические, автоматизированные и ручные — по степени автоматизации.

Устранить неисправность труднее, чем провести вовремя грамотную диагностику, да и время уйдёт на это намного больше. Поэтому без точного совершенного диагностического оборудования просто не обойтись.

Для того чтобы удовлетворить потребности современных автомобилистов разрабатываются всё больше новых диагностических средств: бортовые (ими оснащены автомобили и они являются частью электронного блока управления) и небортовые.

Все эти диагностические системы можно подразделить на три категории, но говоря об этом делении, конечно же понимается, что это деление условно:

—           стационарные или стендовые диагностические системы. Названные устройства не зависят от бортовой диагностической системы автомобиля, так как не подключаются к бортовому электронному блоку управления. Их называют ещё мотор-тестерами, они обычно диагностируют системы впрыска — зажигания. Автомобильная электроника с каждым годом становиться сложнее, вместе с этим расширяются и функциональные возможности стационарных систем, так как в настоящее время диагностика требуется не только для контроля управления двигателем, но и для тормозных систем, активной подвески и т. д.;

—           индицировать дефекты в работе автомобиля соответствующими кодами позволяет бортовое диагностическое программное обеспечение, следующая категория диагностических систем.

Программное обеспечение электронного блока управления содержит процессы, которые записывают в память регистратора коды неисправностей. Если диагностическая система обнаруживает неисправности, то на приборном щитке включается и выключается в определенной последовательности световой индикатор. Специалисты, занимающиеся ремонтом автомобиля, без труда расшифровывают данный сигнал по справочным таблицам кодов неисправностей.

—           бортовое диагностическое программное обеспечение, назначением которой является снижение вредных выбросов из выхлопной системы автомобиля. Доступ к данному обеспечению требует специальное диагностическое устройство. Этим устройством является сканер. Портативный диагностический тестер (сканер) подключается через специальный разъем на автомобиле к конкретному электронному блоку управления или всей электронной системе. Контролируемые параметры и коды неисправностей считываются непосредственно с электронным блоком управления и интерпретируются специалистами сервиса.

Рассмотрим более детально некоторые устройства для компьютерной диагностики:

—           Стационарные мотор-тестеры — это многофункциональные устройства всесторонней автомобильной диагностики, в которых OBD-II-сканер присутствует как малая часть универсальной системы газоанализатора, измерения компрессии, давления топлива, разряжения во впускном коллекторе и многого другого.

—           Специализированные дилерские сканеры (или так называемые универсальные дилерские приборы) — многофункциональные цифровые устройства, которые представляют собой комбинацию мультиметра, осциллографа и микрокомпьютера со специализированной базой на сменном картридже для конкретной модели транспортного средства. Цена таких устройств — где-то около 2000–3000 $. без картриджа и кабелей-переходников под различные модели автомобилей (картриджи сами по себе стоят примерно 500 $. и к тому же имеют узкую специализацию по марке, модели и модификации автомобиля).

Компьютерные тестовые системы, которые представляют собой обычный персональный компьютер, ноутбук или карманный компьютер произвольной конфигурации с соответствующим программным обеспечением и специальным кабелем OBD-II-RS-232. В таком соединительном кабеле стоит программируемый микроконтроллер, имеющим защитные протоколы обмена, так что напрямую соединить систему OBD-II с ПК не удастся.

Остановимся немного на принципах диагностики при помощи компьютерного мульти-сканера. Данная диагностическая система предполагает следующее:

—           На первой ступени используются все доступные средства компьютерной диагностики и считываются не только коды ошибок, но и все цифровые данные, прямо или косвенно относящиеся к возникшей проблеме. В данном случае очень важно понимать, что «говорит» сканер и насколько полно он интерпретирует найденные неисправности. Если специалист автосервиса правильно этим воспользуется, это поможет быстро перейти к решению проблемы с обнаруженным изъяном.

—           На второй ступени все полученные данные необходимо дополнительно подвергнуть электрической (аналоговой) проверке. И, несомненно, сразу же необходимо тщательно провести проверку электрической системы автомобиля (генератора, аккумулятора, проводов и контактов), чтобы точно убедиться в ее полной исправности. При отрицательном результате полученная цифровая информация недостоверна или сомнительна.

—           На следующем этапе необходимо, чтобы сканер или софт установил коммуникацию с проверяемым контролером, то есть разрешил просмотр данных в режиме реального времени (эта функция обычно называется Data Stream — отображение потока данных). Данная функция может использоваться для проверки сигналов датчиков и других элементов систем управления в режиме реального времени. Итак, на дисплей сканера выводятся сигналы датчиков автомобиля и параметры системы впрыска топлива в течение некоторого времени в режимах холостого хода, а также увеличения и сброса скорости вращения вала двигателя. После этого необходимо провести анализ полученных результатов, и сделать выводы о правильности работы системы, наличии и характере дефектов. И наконец, следует удалить из памяти контроллера коды ошибок и провести повторную инициализацию системы.

С помощью подобных диагностических систем, возможно, эффективно свести к минимуму область поиска неисправности и определить характер этих дефектов, не прибегая к излишним, а зачастую и очень трудоемким операциям. Кроме того, при проведении плановой диагностики, результаты которой фиксируются и запоминаются, можно прогнозировать возможные неполадки в автомобиле, которые еще не возникли и не обратились в критическую фазу. Кроме специального оборудования поставляемого производителями автомобилей для собственных сервисных центров существует много программ для компьютерной диагностики автомобиля для настольного компьютера или ноутбука.

Все современные, электронные системы управления, разработанные для управления автомобилем, оборудованы системой самодиагностики, которая создана для того, что бы информировать водителя о неисправностях. Многие наверняка замечали индикатор Check-Engine, который загорается при повороте ключа в положение зажигание, и гаснет через секунду после пуска двигателя. Если системой самодиагностики будут обнаружены неисправности в работе автомобиля — индикатор продолжит гореть. При возникновении неисправности во время движения индикатор загорается, однако он может и погаснуть, если неисправность перестала себя проявлять. В этом случае информация о неисправности вызвавшей подачу сигнала, сигнал записывается в память, для возможности последующего считывания. В случае если при работе двигателя индикатор Check-Engine настойчиво продолжает гореть, лучшим советом будет незамедлительно обратится к специалистам, для более детальной диагностики и устранения неисправности.

Даже на автомобилях одной марки системы управления и диагностики могут очень сильно отличаться, но принцип остаётся неизменным: в процессе работы двигателя, на различных режимах (прогрев, запуск двигателя, холостой ход, разгон и торможение) непрерывно идёт считывание показаний нескольких десятков датчиков.

И вот — самое интересное. При возникновении сигнала об ошибке, система диагностики сохраняет код ошибки в долговременной памяти для дальнейшей расшифровки специалистом станции технического обслуживания, подаёт сигнал о возникновении внештатной ситуации в виде доступном для интуитивного понятия водителем и адаптируется к возникшей ситуации, выполняя действия предусмотренные программой блока управления (вплоть до симуляции работы повреждённого датчика).

Дальше начинается будничная работа мастера, который подключившись к имеющемуся на блоке управления разъёму, считывает имеющиеся ошибки и после расшифровки принимает решение о дальнейших действиях.

Стоит заметить, что автомобиль — это совокупность множества как простых, так и довольно сложных элементов. И хотя большинство ошибок возникает по причине соединений (разъёмов), которые просто забыли соединить при текущем ремонте или из-за повреждения электропроводки, иногда возникают ситуации, требующие детальной диагностики для установления точной причины возникновения той или иной ошибки, учитывая различные условия работы двигателя. В случае возникновения внезапных, непредвиденных ошибок (проводка, разъёмы, влажность), для возобновления нормальной работы двигателя часто достаточно очистить память, то есть сбросить имеющиеся ошибки. Но делать это самостоятельно не желательно, отключая блок управления от питания или другими способами. Положитесь на профессионала, который проанализирует имеющиеся дефекты. Попытка исправить, сбросить ошибки самостоятельно, может привести к временному увеличению расхода топлива, но это в лучшем случае, а в худшем — скроет дефект и сделает невозможным диагностику автомобиля, ввиду потери данных о работе двигателя и ошибках. Ну а двигателем, который как бы работает исправно, ни кто не будет заниматься серьезно. Оптимальные настройки должны восстановиться через 50–60 километров пробега, но, как уже отмечалось, необходимые настройки будут относительно состояния автомобиля, который, в случае неисправности, по-прежнему останется неисправным.

Даже если учесть, что компьютерная диагностика вошла в нашу жизнь сравнительно недавно, мы можем с уверенностью сказать, что высокая надежность современной компьютерной диагностики автомобиля привела к сокращению числа простых дефектов, которые легко выявляются опытными ремонтниками на станциях техобслуживания. С другой стороны, если наблюдается неисправность, можно указать много вероятных ее причин. Диагностирование сегодня значительно отличается, от того, что было 10–20 лет назад.

Автомобильный сервис старается идти в ногу с новыми технологиями и решениями в автомобильном мире и всегда готов прийти на помощь в трудных ситуациях.

Итак, подведём черту, что автодиагностика, а именно компьютерная диагностика — это 100 % успеха в качественном ремонте автомобиля.

moluch.ru

А. Пахомов. Пособие начинающим — с чего начать?

С чего начать?

© А.Пахомов (aka IS_18)

Этот сакраментальный вопрос возникает перед всяким, кто решил посвятить себя авторемонту, автомобильной диагностике и чип тюнингу. Вопрос достаточно сложный. Попробуем рассказать, что для этого нужно. 

Диагност

Основные требования к кандидату в автодиагносты – желание, возможность и способность к самообучению, достаточные (в идеале – глубокие) знания теории ДВС, умение разбираться в электрооборудовании, свободно читать электросхемы, умение пользоваться компьютером, электронными базами и другой справочной литературой, диагностическими приборами, оборудованием, приборами. Приветствуются знания электроники и «умение паять».

Вы должны четко представлять себе специфику данной «отрасли»: в автомобиле, где все взаимосвязано, нельзя ограничить себя чем-то одним, подчас многие неисправности напрямую не связаны с системой впрыска. Диагност должен на «отлично» знать мотор изнутри, быть хорошим автоэлектриком, знать системы впрыска как современные, так и более ранних версий. В этой профессии, как и во многих других, знаний не бывает много. Не последнее место занимает умение аккумулировать и применять полученный опыт.

Предположим, все это у Вас есть (фантастика!), теперь нужно составить необходимый набор оборудования. Конечно, все и сразу приобрести довольно тяжело, но постепенно Вы сами придете к выводу, что без хорошего инструмента – не жизнь 🙂 

Обучение

Где можно освоить профессию автодианоста? К сожалению, практически нигде. Многочисленные курсы, как правило, организуются для получения прибыли, а не для реального обучения. Результат практически такой же, как обучение вождению автомобиля в автошколе, цель – получить права, а дальше – естественный отбор. Наш сайт может предложить Вам «заочное» обучение азам автодиагностики – уникальные, не имеющие аналогов, видеокурcы для начинающих «Обучение диагностике автомобиля». Подробнее.

Оборудование

Какое оборудование необходимо на диагностическом участке? Попробуем ответить на этот вопрос.

Сразу оговорюсь, что методы диагностики на слух и на глаз не считаю приемлемыми в современных условиях. Отнюдь не умаляя роли человека в диагностическом процессе, напротив, считая специалиста ключевым звеном, без которого в принципе невозможно добиться сколько-нибудь заметного результата, я все-таки продолжаю считать качественное оснащение участка оборудованием совершенно необходимым.

Причин для этого три. Во-первых, на дворе 21 век. Век электроники, компьютеров и других умных систем. И диагностика двигателя внутреннего сгорания дедовскими методами, основанными на органах чувств и интуиции человека, выглядят сегодня попросту курьезно.
Во-вторых, разборчивость потребителей услуг автосервиса стала в последнее время значительно выше. Появляется все больше людей, готовых платить деньги за качественный профессиональный ремонт. И это справедливое требование времени и экономической ситуации. В‑третьих. Успешность работы участка диагностики не может и не должна зависеть от субъективного восприятия ситуации диагностом. Человек – одновременно самое сильное и самое слабое звено любого процесса. Он может быть утомленным или с похмелья, может болеть или попросту быть в отпуске. На место отсутствующего должен встать другой и продолжить эту же работу. И если первый чувствует состав смеси на нюх, то что делать второму, если нет газоанализатора?! Еще раз оговорюсь: я считаю специалиста с его знаниями и интуицией важнейшим звеном, но роли диагностического оборудования в производственном процессе тоже придаю должное значение.

Итак, комплектуем участок диагностики. Прежде всего следует знать, что из всех типов диагностических приборов можно выделить три основные группы. Эти группы – основа основ, это то, без чего грамотный поиск неисправности превращается в тупой процесс, основанный на методе подмены. И если на отечественных автомобилях этот метод еще прокатывает, то при работе с иномарками он невозможен по определению. На участке диагностики совершенно необходимо иметь хотя бы по одному представителю этих трех групп. Назовем их:

1. Сканеры
2. Мотортестеры.
3. Газоанализаторы.

Рассмотрим каждую подробнее.

Сканеры

Система управления современного двигателя, отвечающего строгим нормам токсичности, в качестве главного своего элемента содержит электронный блок управления (ЭБУ). Так вот сканер предназначен именно для работы с ЭБУ, для его «сканирования». Вспомним, по какой схеме функционирует блок. Он получает информацию о текущем состоянии двигателя с установленных на последнем датчиков, обрабатывает ее в соответствии с заложенной программой и выдает управляющие сигналы на так называемые исполнительные механизмы (ИМ). Кроме того, ЭБУ наделен способностью обнаруживать сбои в работе системы управления. А так как сканер работает с блоком, то он позволяет нам:

1. Наблюдать сигналы с датчиков системы, следить за их изменением во времени.
2. Проверять работу исполнительных механизмов путем приведения их в действие и визуального или другого контроля.
3. Считывать сохраненные системой коды неисправностей.
4. Посмотреть идентификационные данные ЭБУ, системы и т. п.

Следует совершенно четко понимать, что показания сканера – это то, что «видит» ЭБУ.
Это отнюдь не истинные значения напряжений или других параметров. Если по какой-либо причине (например, плохая «масса») датчик врет, то на экране сканера мы увидим это самое вранье. Кстати, про массы полезно почитать здесь. Другими словами, сканер не является измерительным прибором. Он всего лишь отображает данные с ЭБУ, нужно это понимать и относиться к получаемой информации соответствующим образом. Точно так же осторожно следует относиться к считанным кодам неисправностей. Эти коды – не руководство к замене, а лишь пища для дальнейших размышлений и поиска. Пример: ошибка датчика кислорода, богатая смесь. Менять? Ни в коем разе. Надо искать причину богатой (бедной) смеси. А ошибка «Обрыв датчика детонации» на системах Бош уже вошла в легенды. Что касается разновидностей сканеров, то их по большому счету две: портативные и программные, работающие совместно с персональным компьютером. И тот и другой тип имеют как свои преимущества, так и недостатки. Выбирать Вам. Подробную информацию о конкретном приборе можно найти на сайте компании-разработчика. Для работы программного сканера вам понадобятся:

  • Компьютер. Лучше не особо мощный, но ноутбук (РIII-600 и выше). Обязательным условием является наличие на ноутбуке COM – порта или переходника PCMCI-COM (На данном этапе это основной разъем сопряжения с диагностическим оборудованием). В свете развития программных продуктов от SMS-Software, скоро наличие на компьютере будет желательно, но необязательно. 
  • Адаптер 

chiptuner.ru

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *