Фильтры тонкой очистки топлива – Топливный фильтр на дизельном двигателе. Виды топливных фильтров для дизельных двигателей и их функции

Содержание

Фильтр тонкой очистки топлива – защита от больших проблем — Auto-Self.ru

Обычно, в транспортных средствах применяется система двойной очистки топлива, которая включает в себя два типа фильтрующих элемента: грубой стадии (предварительной) и фильтр тонкой очистки топлива (финишной).

Каждый автомобилист знает, что качество топлива с каждым годом становится все лучше и лучше — Евро 2, Евро 3, Евро 4 и наконец Евро 5. Жаль только, что жижа красно-коричневого цвета как вытекала из фильтра тонкой очистки топлива во время его очередной замены, так и вытекает. Поэтому система фильтрования горючего для автомобилей еще долго будет актуальной.

Фильтр грубой очистки топлива представляет собой обычную сеточку, изготовленную из металла или синтетических материалов. Ее назначение в том, чтобы не пропустить по топливной системе крупные частицы мусора, попавшие в бензобак вместе с топливом. Устанавливается такой фильтр, как правило, в бак до бензонасоса.

На фильтр тонкой очистки, как уже понятно из его названия, возлагается ювелирная работа — он очищает топливо от тех примесей, с которыми не справилась первая очистка. Место его установки зависит от типа двигателя, марки и модели автомобиля. От того, какой тип топливной системы имеет автомобиль, зависит конструкция фильтра тонкой очистки.

Современные автомобильные топливные системы делятся на три вида:

  1. Карбюраторные.
  2. Инжекторные.
  3. Дизельные.

Для бензиновых систем фильтры тонкой очистки, как правило, имеют неразборный корпус с бумажным фильтрующим элементом.

Топливный фильтр для карбюраторных систем

Для карбюраторных типов топливных систем фильтры тонкой очистки изготавливаются в нейлоновом прозрачном корпусе. Такая конструкция обуславливается тем, что он устанавливается в подкапотное пространство автомобиля. Это позволяет визуально контролировать степень загрязнения. Фильтры для карбюраторных систем выпускаются двух видов: с отстойником и прямотоком.

При выборе между двумя видами предпочтение лучше отдать модели, имеющей стакан отстойник. Причин для этого несколько:

  • если в топливопровод попадет небольшое количество влаги, то она также окажется на дне отстойника;
  • отстойник увеличивает рабочий ресурс фильтрующего элемента благодаря тому, что большая часть задержанной им грязи выпадает в осадок на дно стакана;
  • по уровню и состоянию бензина в отстойнике можно диагностировать неисправности самой топливной системы.

Так, пустой стакан отстойника говорит о том, что система вентиляции бензобака не работает (трубка возле заливной горловины забита грязью) либо первоначальная очистка не справилась с работой, и крупные частицы грязи попали в топливопровод. Наличие пузырьков воздуха в бензине свидетельствует о неисправности бензонасоса. Если отстойник заполнен приблизительно наполовину, значит, все в порядке – система исправна.

Фильтр тонкой очистки карбюраторных двигателей устанавливается перед бензонасосом. Направление движения бензина, а соответственно, и правильность установки, определяется по стрелке, обозначенной на его корпусе.

Допустимый размер инородных частиц, которые может пропустить фильтр, не должен превышать 15-20 мкм.

Топливный фильтр для инжекторных систем

Для инжекторных двигателей требования, предъявляемые к очистке топлива, выше, чем для аналогичных карбюраторных моделей. Допустимая величина микрочастиц должна варьироваться в пределах 5-10 мкм. Это объясняется тем, что впрыск топлива проводится через форсунки, сопла которых могут забиться. Из-за этого нарушится процесс подачи топлива, что повлечет за собой провалы в работе двигателя и много других неприятных последствий.

В инжекторных двигателях бензофильтр тонкой очистки устанавливается после топливного насоса, а это значит, что работать приходится под высоким давлением. Поэтому его корпус выполняется из алюминия или стали и не имеет стакана, использующегося в качестве отстойника.

Установлен бензофильтр обычно сзади возле топливного бака (зависит от модели и марки автомобиля). По этой причине замену удобней проводить, установив автомобиль на смотровую яму или используя подъемник. Проводить работы по замене элементов топливной системы разрешается только после того, как в ней будет сброшено давление.

Так как фильтр имеет непрозрачный корпус, то степень его загрязнения контролировать сложно, да и месторасположение тоже мало способствует визуальному наблюдению. Именно поэтому важно помнить о своевременности его замены. Рабочий ресурс бензофильтра указан в сопровождающей его инструкции.

Топливный фильтр для дизельного двигателя

Владельцы дизельного автотранспорта знают, что солярка и вода – это два несочетаемых элемента. Задача фильтрующей системы, помимо очистки от посторонних твердых примесей, заключается в отделении воды от дизельного топлива. По этой причине фильтр тонкой очистки дизелей имеет отстойник.

Корпус фильтра разборный. Благодаря этому при выработке фильтрующим элементом своего ресурса, есть возможность заменить только сам элемент, не меняя все остальное. Скопившаяся  в ходе фильтрации дизельного топлива вода, сливается через клапан, установленный в корпусе стакана-отстойника.

Кроме этого, для эксплуатации зимой фильтр снабжен подогревающим элементом. Связано это со свойством дизельного топлива кристаллизоваться при низких температурах. В солярке содержится парафин, который, застывая на холоде, забивает полости фильтра. Когда такое случается, приходит на помощь подогреватель, который этот парафин растапливает и далее поддерживает оптимальную температуру топлива.

Симптомы, свидетельствующие о неисправности топливного фильтра

  • Двигатель запускается с трудом.
  • Неустойчивая работа двигателя на холостых оборотах.
  • При резком нажатии на педаль газа ощущаются провалы в работе двигателя.
  • Падение мощности. Особенно это ощутимо при ускорении или работе под нагрузкой.
  • Пропуски воспламенения горючей смеси.

Конечно, такие же симптомы могут наблюдаться, если загрязнены форсунки на инжекторе. Но поиск неисправности всегда лучше начинать с «меньшего зла», ведь поменять фильтр проще, чем промывать форсунки. Забитые форсунки – это следствие несвоевременной замены расходников топливной системы.

Что касается цен на фильтры тонкой очистки топлива, то они зависят от типа двигателя, марки и модели автомобиля, а также от региона проживания.  Можно отметить, что самую низкую стоимость имеют фильтры, выпускаемые для карбюраторных двигателей. Следом идут инжекторные. Ну и самые дорогие – для дизелей, но для дизельного двигателя фильтры выпускаются многоразовыми, поэтому, купив его один раз, периодически менять нужно будет только фильтрующий элемент.

Но какова бы не была цена фильтра, ремонт двигателя в любом случае обойдется в десятки раз дороже. Отсюда вывод – своевременная замена фильтров является залогом здоровья автомобиля.

Поделитесь с друзьями в соц.сетях:

Facebook

Twitter

Google+

Telegram

Vkontakte

Топливные фильтры. Назначение и устройство

Топливные фильтры предназначены для очистки топлива от твердых частиц. Они также предохраняют топливо от компо­нентов, вызывающих износ агрегатов си­стемы впрыска, поэтому должны быть достаточно емкими, чтобы собирать большое количество отсеиваемых частиц и обеспечивать длительные интервалы между техническими обслуживаниями. Если фильтр забивается, подача топлива снижается, и мощность двигателя падает.

Прецизионные детали системы впрыска очень чувствительны к мельчайшему загрязнению топлива. К их защите от износа предъявляются высокие требова­ния, чтобы обеспечить надежность работы, минимальный расход топлива и пред­писанный уровень эмиссии ОГ.

При особо высоких требованиях к защите от износа и/или при увеличенном интервале обслуживания системы подачи топлива снабжаются фильтрами грубой и тонкой очистки.

Фильтр грубой очистки топлива предназначается, главным образом, для фильтрации крупных частиц и чаще всего представляет собой сетку с шагом в 300 мкм.

Фильтр тонкой очистки топлива  расположен на топливной магистрали перед топливоподкачивающим насосом или ТНВД. Фильтрация происходит за счет протекания топлива через сменные фильтрующие элементы 3, вы­полненные из прессованных материалов или многослойных синтетических мик­роволокон. Возможны также конструк­ции, состоящие из двух фильтров, соеди­ненных либо параллельно для увеличе­ния емкости, либо последовательно, что позволяет проводить ступенчатую очистку топлива или соединять в единый агре­гат фильтры грубой и тонкой очистки. Все больше используются конструкции фильтров, в которых меняется только фильтрующий элемент.

Фильтр тонкой очистки топлива

Рис. Фильтр тонкой очистки топлива:
1 – подвод топлива; 2 – отвод очищенного топлива; 3 – фильтрующий элемент; 4 – сливная пробка; 5 – крышка; 6 – корпус; 7 – распорная трубка; 8 – водосборник

Топливо может содержать влагу в виде ка­пель воды или в виде эмульсии воды с то­пливом (например, конденсат, возникаю­щий при перепадах температуры в топ­ливном баке). Естественно, вода не долж­на попадать в систему впрыска топлива.

Из-за различного поверхностного натяжения воды и топлива на фильтрующих элементах образуются капельки воды. Они накапливаются в водосборни­ке 8. Для удаления свободной влаги может применяться отдельный влагоотделитель-сепаратор, в котором капли воды отделяются от топлива под действи­ем центробежной силы. Контролируют наличие воды специальные датчики.

Для предотвращения закупоривание пор фильтрующих элементов кристаллами парафина, образующимися в топливе при зимней эксплуатации, в топливных фильтрах применяется предварительный подогрев топлива. В большинст­ве случаев предварительный подогрев то­плива осуществляется с помощью элект­ронагревательных элементов, охлаждаю­щей жидкости или топлива, поступаю­щего из системы обратного слива.

какой отстойник лучше выбрать, через сколько менять, возможные проблемы после замены

Современные дизельные двигатели — сложные и точные механические системы, нарушить работу которых способны мельчайшие посторонние частицы. На страже благополучия мотора стоят фильтры очистки дизельного топлива. Внешне похожие, они кардинально отличаются от бензиновых «братьев».

Устройство и принцип работы фильтров очистки дизельного топлива

Прежде чем дизельное топливо будет использовано по назначению, его очищают от загрязнений и воды. Это необходимо, так как в форсунки и цилиндры топливо поступает под большим давлением. Посторонняя пыль в этом случае превращается в абразив, быстро выводя из строя детали. Грязное топливо — основная причина преждевременных отказов дизельных моторов. В их системах питания обычно установлены два топливных элемента: грубой и тонкой очистки. Решения с одной или тремя ступенями фильтрации встречаются реже. Разделение функций между фильтрами тонкой и грубой очистки не догма. Например, удаление воды из топлива может быть возложено как на первый, так и на второй или на оба сразу. Все зависит от конструкторского решения.

Повреждение поршняПовреждение поршня

Грязное топливо — основная причина преждевременных отказов насоса, форсунок, поршней и цилиндров дизельных моторов

Фильтр грубой очистки топлива (ФГОТ) удерживает крупные посторонние частицы диаметром примерно 100–300 мкм. Более мелкие фракции останавливает фильтр тонкой очистки (ФТОТ). Размер улавливаемой пыли зависит от требований, предъявляемых к топливу мотором. Так, двигателям самой прогрессивной системы Common Rail, форсунки которых работают под давлением до 2,5 тыс. атмосфер, необходимо самое чистое топливо. Допустимый размер посторонних частиц для них не крупнее 3–5 мкм. Обычные дизельные моторы с плунжерными топливными насосами высокого давления (ТНВД) менее «капризны», так как рабочее давление топлива в них значительно ниже. Место ФГОТ в системе питания — до предварительного насоса, подающего топливо в нагнетатель (топливный насос высокого давления). ФТОТ размещают перед ТНВД.

Топливные фильтрыТопливные фильтры

Фильтр грубой очистки дизельного топлива устанавливают до предварительного насоса, тонкой — перед топливной аппаратурой

Устройство фильтров грубой очистки дизельного топлива

Распространённая конструкция ФГОТ представляет собой разборный стакан со сменным фильтрующим элементом.

Фильтр грубой очисткиФильтр грубой очистки

Распространённая конструкция ФГОТ— разборный стакан со сменным фильтрующим элементом

В фильтре-отстойнике чистящий элемент выполнен в виде сетки. Внутри стакана могут размещаться дополнительные элементы, улучшающие функционирование: отражатель, успокоитель и пр.

Фильтр-отстойникФильтр-отстойник

В фильтре-отстойнике фильтрующий элемент выполнен в виде сетки

В некоторых автомобилях используются неразборные универсальные прямоточные ФГОТ в прозрачном пластиковом корпусе, внешне похожие на бензиновые. Например, в Mercedes-Benz W124 установлен фильтр WK 31/5.

Прямоточный фильтрПрямоточный фильтр

Прямоточный фильтр грубой очистки дизельного топлива похож на бензиновый

Эксперименты по установке дизельного двигателя на серийный легковой автомобиль в Европе начались в тридцатые годы ХХ века. К примеру, в 1936 году существовала 45-сильная версия Mercedes 260D с детищем Рудольфа Дизеля под капотом.

Олег Полажинец

Колёса

Устройство фильтров тонкой очистки дизельного топлива

Принципиально они отличаются свойствами фильтрующих элементов и размером удерживаемой пыли. Фильтрующий элемент — главная деталь ФТОТ. Кроме него, фильтр может быть оборудован сепаратором для отделения влаги от топлива, краном для слива накопившейся воды и датчиком её наличия.

Фильтр тонкой очисткиФильтр тонкой очистки

Кроме фильтрующего элемента ФТОТ может быть оборудован сепаратором для отделения влаги от топлива, краном для слива накопившейся воды и датчиком её наличия

Конструктивно элементы эти выполняются как неразборными, так и разборными. Во втором случае в качестве сменного элемента используется либо картридж, либо патрон. Картридж — бескорпусной сменный элемент из фильтровальной бумаги или другого мелкопористого материала — устанавливают в корпус из пластика, алюминия или стали. Патрон ФТОТ — тот же картридж, но размещённый внутри собственного корпуса. Некоторые топливные патроны можно использовать и для очистки масла. Топливный фильтр образуют два элемента: патрон и крышка.

Фотогалерея: конструкции фильтров
Видео: устройство фильтра

Выбор

Правильная стратегия выбора топливного фильтра — выполнение рекомендаций производителей автомобиля. Они разработаны с учётом потребностей двигателя. Не стоит экспериментировать, устанавливая неподходящий фильтр лишь по той причине, что он дешёвый.

Некоторые автомобилисты пытаются компенсировать низкое качество очистки частой заменой топливного элемента. Это неправильный подход. Главная задача фильтра — не допустить попадания в топливную аппаратуру и цилиндры посторонних частиц крупнее определённого размера. Тонкость фильтрации — одна из характеристик, которая не изменяется во время эксплуатации. Ни старый, ни новый элемент, который не способен удержать мелкие частицы, не убережёт двигатель от поломки.

Фильтрация загрязненийФильтрация загрязнений

Тонкость фильтрации — одна из характеристик фильтра, которая не изменяется во время эксплуатации

Сходные по параметрам фильтры выпускают разные компании. Известные бренды Mann, Knecht (Mahle), Bosch, UFI, Delphi и другие занимают лидирующее положение на рынке, так как производят высококачественную продукцию, которую производители автомобилей устанавливают на новые машины. Для подбора подходящего фильтра используйте онлайн-каталоги. Выбирайте только те модели, в описании которых есть прямая рекомендация для вашего автомобиля.

Фотогалерея: фильтры очистки топлива известных брендов

Видео: обзор топливных фильтров

Регламент замены

Признаки необходимости замены фильтров очистки топлива следующие:

  • трудности с остановкой двигателя,
  • самопроизвольная остановка мотора,
  • заниженная мощность,
  • шумная работа двигателя,
  • обильный чёрный дым из выхлопной трубы.

Ждать, пока проявятся перечисленные симптомы опасно. Дизельный двигатель не терпит невнимательного отношения. Промедление с заменой топливных фильтров уменьшает ресурс мотора и провоцирует преждевременный выход из строя. Чтобы избежать неприятностей, меняйте фильтры не реже, чем рекомендует руководство по эксплуатации автомобиля.

Бельгийский импортёр Волг уже в 1960 году начал устанавливать на «двадцать первые» несколько разновидностей атмосферных дизелей, разумеется, иностранного производства. Правда, машина при этом «переставала ехать», но в Западной Европе уже 50 лет назад экономия была куда важнее динамики.

Олег Полажинец

Колёса

Производители постоянно совершенствуют топливные фильтры дизельных двигателей. Расчётный ресурс современных сменных фильтрующих элементов достигает 90 тыс. км пробега. Практические рекомендации изготовителей автомобилей значительно скромнее, что объясняется, вероятно, двумя факторами. Во-первых, на срок эксплуатации очень сильно влияет низкое качество топлива. В фильтрах нет индикаторов засорённости, поэтому проверить состояние фильтрующих элементов без разборки невозможно, и лучше перестраховаться, чем нанести двигателю значительный урон. Во-вторых, фирменный сервис приносит значительную прибыль, от которой правообладатели брендов не спешат отказываться.

Единых рекомендаций по замене фильтров для всех дизельных автомобилей не существует. Обычно они составляют 25–40 тыс. км пробега. Очиститель грубый, если он есть, и в руководстве автомобиля нет особой рекомендации, меняют вместе с основным элементом тонкой очистки.

Приведённые цифры лишь обобщённые данные, не предназначенные для практического использования. Загляните в «букварь» своей машины. Не исключено, что её производитель считает целесообразным менять фильтры чаще. Например, для дизельных автомобилей Renault Duster в 2015 году установлен ресурс фильтра 20 тыс. км пробега, до этой даты он составлял всего 10 тыс. км.

Низкокачественное топливо значительно уменьшает срок службы фильтра. Чтобы нанести вред двигателю, иногда бывает достаточно одной заправки. Заметив что-то неладное после посещения АЗС, слейте подозрительное топливо и заполните бак заведомо качественным. Как можно быстрее замените топливный фильтр, даже если признаки нестабильной работы исчезли.

Подогрев фильтра очистки двигателя на дизельном топливе

Особенность зимней эксплуатации дизельного топлива — кристаллизация находящихся в нём парафинов. Из-за низкой температуры парафины выпадают в осадок, забивая топливный фильтр и топливопроводы. Зимнее топливо устойчиво в большей степени, чем летнее, но и оно может застыть.

Застывший парафинЗастывший парафин

Из-за низкой температуры парафины выпадают в осадок, забивая топливный фильтр и топливопроводы

Некоторые автомобилисты, стремясь сохранить текучесть, добавляют в солярку присадки, керосин и даже бензин. Недостаток этого метода в снижении смазывающих свойств топлива, что негативно влияет на ТНВД и форсунки.

Правильный метод борьбы с кристаллизацией парафинов — подогрев топливного элемента. В некоторых автомобилях он реализован конструктивно, например, в Renault Duster.

Фильтр с подогревомФильтр с подогревом

В некоторых автомобилях подогрев реализован конструктивно, например в Renault Duster

Оборудовать подогревом любой автомобиль можно, установив фильтр с обогревом взамен штатного или в дополнение ему.

Дополнительный фильтр с подогревомДополнительный фильтр с подогревом

Оборудовать подогревом любой автомобиль можно, установив фильтр с обогревом взамен штатного или в дополнение ему

Самостоятельно и с минимальными затратами проблему решают установкой на имеющийся фильтр электрического бандажного подогревателя.

Бандажный подогревательБандажный подогреватель

С минимальными затратами проблему подогрева решают установкой на имеющийся фильтр электрического бандажного подогревателя

Видео: обогреватель топливного фильтра своими руками

Надёжный топливный фильтр — обязательное условие длительной эксплуатации дизельного двигателя. Сэкономить на фильтре невозможно. Ремонт мотора обойдётся дороже.

Назначение и особенности фильтра тонкой очистки топлива

При производстве топлива не удается удалить все загрязнения, присутствующие в составе горючего. Дополнительная порция вредных частиц поступает во время транспортировки и заправки, к горючей смеси подмешиваются частички краски, грязи, смолы. Предотвратить попадание указанных примесей в топливную систему можно, используя фильтры тонкой и грубой очистки топлива.

Назначение устройств

naznachenie filtra tonkoi ochitstkiНеразборной фильтрующий элемент

Фильтры грубой очистки справляются с частицами загрязнений, размер которых более 60 мкм, остальные мелкие элементы удалить с помощью указанного фильтрующего элемента не удастся, поэтому возникает необходимость устанавливать фильтрующие устройства тонкой очистки топлива. Они справляются с частичками, имеющими размер менее 60 мкм.

Большинство автолюбителей полагают, что защитить топливную систему можно благодаря наличию сеточек, находящихся в заправочном баке, бензиновом насосе, карбюраторе. Это ошибочное мнение. Для нормальной работы мотора необходимо извлечь из горючего мелкие частички, а вышеуказанные сеточки способны задержать элементы размером 100 мкм.

Различают фильтрующие элементы тонкой очистки в зависимости от области применения:

  • используемые для силовых агрегатов, работающих на ДТ;
  • применимые для карбюраторных авто;
  • устанавливаемые для инжекторных моторов.

По конструктивным особенностям выделяют разборные и неразборные фильтрующие устройства. Они выполняют такие основные задачи:

  • препятствуют прохождению маленьких капель воды в систему впрыска, защищают форсунки от возникновения коррозии;
  • задерживают мелкие частицы грязи, прошедшие через устройство грубой очистки, не позволяют различным загрязнениям оседать в топливной системе.

Рекомендуем посмотреть видео, демонстрирующее необходимость своевременной замены фильтров:

Фильтрующие элементы для автомобилей с карбюратором либо инжектором

naznachenie filtra tonkoi ochitstkiПластиковый фильтр

Фильтрующие устройства для карбюраторных и инжекторных автомобилей отличаются по конструктивным особенностям. Их легко отличить друг от друга даже по внешнему виду. Автоматический впрыск топлива предполагает более сильное давление в системе, следовательно, корпус устройства для фильтрации выполняется из крепкого метала: алюминий, сталь. Торцевые части указанного устройства завальцовываются либо свариваются. Возможно приобрести фильтр тонкой очистки, выполненный из очень прочного пластика, но он также будет неразборным.

Внутренняя часть указанных фильтров для автомобилей, оснащенных инжектором, состоит из фильтрующей бумаги, имеющей специальную структуру. Размещается бумага двумя способами: многогранной звездочкой или спиралью, с множеством складочек. Второй способ укладки фильтрующей бумаги позволяет увеличить ресурс фильтра до 40 тыс. км. пробега. Первый вариант дает возможность поработать фильтрующему устройству вполовину меньший эксплуатационный период, чем во втором случае. Объяснить такую ситуацию достаточно просто: при укладке спиралью используется большее количество фильтрующей бумаги.

Устройства для фильтрации неразборного типа стоят недорого, они предназначены для одноразового применения. Разборные — имеют фильтрующий элемент из латуни либо керамзита, их можно многоразово использовать, но при этом они нуждаются в регулярной очистке и промывке.

Существуют устройства тонкой очистки с прозрачным корпусом, который позволяет выполнять контроль за степенью загрязнения элемента фильтрации. Также при появлении внутри устройства воздушных пузырьков можно сделать вывод о неисправности бензонасоса. При полном заполнении устройства топливом необходима срочная его замена, такая ситуация говорит о непрохождении горючего через фильтрующий элемент.

Устройства фильтрации для дизелей

Для нормальной работы дизельного силового агрегата необходимо использование качественного топлива, в противном случае сгорание горючей смеси будет происходить не полностью, возрастет расход. Вода, находящаяся в ДТ, является огромной проблемой, поступая в систему впрыска, она приводит к нарушению процесса горения топливной смеси, способствует возникновению коррозии. Фильтр тонкой очистки топлива должен решать эту проблему, а также обеспечивать нормальную работу мотора при минусовых температурах, приводящих к кристаллизации парафина, входящего в состав ДТ. Обычный фильтр при минусовой температуре забьется.

Фильтрующие устройства для дизелей имеют элемент, контролирующий температуру топливной смеси. Некоторые производители оснащают фильтрующее устройство специальным слоем, проводящим ток, также возможно наличие датчика, регистрирующего поступление воды. Применение непредназначенного для ДТ фильтрующего элемента приведет к тому, что топливо перестанет поступать в систему впрыска из-за кристаллизации парафина, силовой агрегат утратит мощность и заглохнет.

Принцип работы, устройство, расположение и замена топливного фильтра

Любая автомобильная силовая установка: и дизельная, и бензиновая — функционирует за счет преобразования энергии, выделяемой при сгорании горючей смеси во вращательное движение коленчатого вала. Топливо, как часть горючей смеси, подается в цилиндры силовой установки с помощью сложной системы подачи горючего – системы питания.

Устройство топливного фильтра автомобиля в распиле

Чтобы обеспечить правильную работу системы питания, а также минимизировать возможность выхода данной системы из строя, топливо должно быть очищенным от всевозможных механических примесей.

Для чего нужно менять топливный фильтр

Содержание статьи

В бензиновом карбюраторном силовом агрегате данные примеси могут забить топливные каналы в карбюраторе, из-за чего возможны перебои в работе силовой установки. Помимо того механические примеси обладают абразивным свойством, поэтому они могут со временем повредить некоторые элементы карбюратора.

Наличие примесей в бензине более не желательно, если у автомобиля система питания – инжекторная. Бензин в такой системе в цилиндры поступает под давлением и дозировано. Дозировка бензина в такой системе производится форсункой. А в конструкции форсунки имеются взаимодействующие между собой детали с высокой точностью обработки – прецизионные пары. Так вот, примеси в бензине со своим абразивным свойством могут привести либо к повреждению поверхности данных пар, либо же к заклиниванию данных деталей между собой, что приводит к выходу форсунки из строя.

Так примерно выглядит топливный фильтр при пробеге в 30.000 км.

Самым требовательным к чистоте топлива является дизельная система питания. У данной системы питания прецизионные пары имеются не только в форсунках, но и в топливном насосе высокого давления, поэтому наличие примесей может вывести из строя и форсунки, и насос. Поэтому в конструкцию любой системы питания включены топливные фильтры.

Какие бывают топливные фильтры, их виды и устройство

Топливный фильтр – элемент системы питания, производящий дополнительную чистку топлива от имеющихся в нем примесей. Обычно в каждой системе питания имеется несколько топливных фильтров с разным уровнем степени очистки горючего (фильтры грубой и тонкой очистки).

Топливный фильтр для грубой очистки позволяет чистить топливо от примесей с размером до 0,1 мм. Обычно такие фильтры представляют собой сетку, выполненную из латуни. Часто на автомобили такую сетку устанавливают в нескольких местах. Так, зачастую первым фильтром является сетка, установленная в горловине бака. Обычно сетка в горловине имеет сравнительно крупные ячейки и предназначена для удержания особо крупных загрязняющих частиц.

В карбюраторных системах питания устанавливается еще одна сетка на топливозаборнике. Эта сетка уже имеет значительно меньшие ячейки и позволяет отделить от топлива средние примеси.

В некоторых карбюраторах (Солекс) часто встречается еще одна сетка с уже малыми ячейками. Устанавливается она во впускном штуцере.

В инжекторных двигателях топливный фильтр грубой очистки тоже представлен в виде сетки, но она включена в конструкцию бензонасоса, установленного непосредственно в баке.

Некоторые топливные системы, в большинстве дизельные, помимо сеток, выполняющих роль фильтра грубой очистки, оснащаются еще и фильтром-отстойником. Данный фильтр тоже предназначен для удаления крупных загрязняющих частиц.

Фильтры тонкой очистки позволяют очищать горючее от примесей размером до 0,001 мм. В разных топливных системах он располагается по-разному. Так, в карбюраторной системе он устанавливается в топливную магистраль между топливозаборником и бензонасосом. В инжекторных двигателях «тонкий» фильтр находится между топливным насосом и рампой. У дизеля этот фильтр обычно располагается между фильтром-отстойником и насосом высокого давления.

Фильтры грубой очистки топлива, поскольку они предназначены для улавливания крупных примесей, обычно имеют разборную конструкцию, что позволяет произвести их промывку. Каждую из латунных сеток, установленных в систему питания можно извлечь, промыть и установить обратно. Фильтр-отстойник, с любым видом конструктивного исполнения, можно разобрать, промыть и он будет работать дальше. Правда, в некоторых фильтрах-отстойниках устанавливается фильтрующий элемент, который в зависимости от материала исполнения либо заменяется, либо промывается и устанавливается обратно.

Виды топливных фильтров тонкой очистки

Фильтры, предназначенные для тонкой очистки топлива, бывают двух видов: разборные и неразборные. Разборные фильтры обычно устанавливаются в дизельных системах питания, хотя встречаются у двигателей с такой системой питания и неразборные фильтры.

Поскольку дизельные системы питания очень требовательны к качеству горючего, то и «тонкие» фильтры там заменяются значительно чаще, чем в бензиновых. Обычно топливный фильтр состоит из корпуса, в который помещен фильтрующий элемент. Замена топливного фильтра разборной конструкции производится путем разборки фильтра с последующей заменой фильтрующего элемента.

Неразборные конструкции фильтра применяются чаще на бензиновых топливных системах. В бензиновых двигателях замена топливного фильтра производится реже, чем у дизеля. Обычно такой фильтр просто отсоединяется от системы питания и на его место устанавливается новый.

В любом случае, чтобы силовая установка работала без сбоев, требуется своевременная замена топливного фильтра.

Где находится топливный фильтр

Перед тем как произвести обслуживание топливной системы, нужно узнать, где находится фильтр. Сеточные фильтры, как уже сказано, имеют определенные точки установки, поэтому найти их не сложно.

Топливный фильтр на Ладе Приоре. Стрелка показывает в каком направление ставится фильтр

Фильтры-отстойники в любом авто находятся недалеко от  бака. Узнать, где находится топливный фильтр отстойник, можно, проследив за топливными патрубками, ведущими от бака, они в любом случае приведут к этому фильтру.

Найти «тонкий» фильтр в авто с карбюраторной системой тоже не составит труда. Этот фильтр обычно размещается в подкапотном пространстве. Он устанавливается в подводящий топливный трубопровод, ведущий к бензонасосу.

Фильтр тонкой очистки у авто с инжекторной системой часто устанавливается в самом баке или же возле него. То есть, чтобы понять, где находится топливный фильтр у авто с данной системой питания, достаточно загнать авто на смотровую яму. Если возле бака его не видно и топливопроводы ведут из бака напрямую в подкапотное пространство, значит, фильтр установлен в баке.

У дизельных силовых установок «тонкие» фильтры зачастую монтируются в подкапотном пространстве, недалеко от насоса высокого давления. Обнаружить его можно, проследив за топливопроводами, ведущими от него. Входящий в насос патрубок всегда идет от топливного фильтра.

Топливные фильтры для дизеля: описание, характеристика, конструкция, назначение

Топливная аппаратура дизельного двигателя очень чувствительна к загрязнениям. Всю работу по очистке берут на себя топливные фильтры для дизельных двигателей. До попадания непосредственно в камеры сгорания дизтопливо проходит 3 этапа очистки: предварительную фильтрацию в топливном баке, этапы «грубой» и «тонкой» очистки.

Проблемы, которые решают дизельные топливные фильтры

Основной задачей таких фильтров является предотвращение проникновения абразивных примесей и смол, образующихся из-за химических реакций, в топливную магистраль и камеры сгорания. Из-за большого содержания влаги в дизтопливе, в отличие от бензина, дизельные топливные фильтры должны конденсировать воду и в большом объёме удалять её из аппаратуры подачи горючего.

Вместе с тем в дизельном топливе отмечается высокое содержание парафинов, которые кристаллизуются при отрицательных температурах. Попадание таких частиц в двигатель зачастую становится опасным для него. Лучшим способом борьбы с данной проблемой является использование фильтров с подогревом.

В случае если топливный фильтр для дизельного двигателя уже забит парафином, необходимо его заменить.

Этапы очистки дизтоплива и виды фильтров

Первым препятствием на пути взвесей в горючем служит фильтрующий элемент в топливном баке автомобиля. Как правило, он представляет собой каркас, запаянный в сетку, которая и является преградой для твёрдых частиц. Такой тип очистки не может предотвратить попадание в топливную аппаратуру мелких частиц, воды, парафинов и смол.

Но благодаря ему отсеивается большая часть крупных элементов — продуктов коррозии и мусора. Они присутствуют в любом топливном баке. Это препятствует засорению магистралей низкого давления, а также значительно увеличивает срок эксплуатации фильтра грубой очистки.

В большинстве случаев замена данного элемента не регламентируется производителем, но делать это рекомендуется. Срок его службы напрямую зависит от новизны автомобиля, его технического состояния и качества топлива. Сетчатый элемент в баке автомобиля является самым дешёвым звеном во всей цепи подачи топлива в двигатель, но не менее важным, поэтому не стоит пренебрегать его проверкой и при необходимости заменой.

За второй этап отвечают фильтры «грубой» очистки топлива (фильтры-отстойники). Их название обуславливается наличием стакана-отстойника. В нижней части он оборудован успокоителем, благодаря которому удаётся удалить воду.

А в его верхней части находится сетчатый или пластинчатый фильтрующий элемент, позволяющий избавиться от частиц размером до 0,05 мм, оставшихся после первого этапа. Далее топливо поступает в топливный насос низкого давления (ТННД).

У данного типа фильтров предусмотрена сливная пробка для очистки стакана от конденсата и отстоя. Большинство фильтров-отстойников имеет разборную конструкцию. Такое устройство топливного фильтра дизельного двигателя обеспечивает возможность промыть и, если необходимо, заменить фильтрующий элемент и тем самым восстановить эффективность очистки.

Особым видом фильтров на этом этапе являются подогреваемые сепараторы для дизтоплива. Их цена значительно выше, чем у обычных фильтров-отстойников, но качество очистки горючего более эффективно, а подогрев решает проблему парафинов. Они способны удалить до 95% воды и примесей из дизельного топлива.

Процесс очистки начинается с этапа прогрева топлива, предотвращающего кристаллизацию парафинов и воды. Далее под действием центробежных сил, возникающих при закручивании эмульсии, проходящей через специальные каналы, вода и примеси отделяются и оседают в стакане-отстойнике.

Для отделения более мелких частиц используется принцип изменения направления потока, который реализуется при помощи лопастей сепаратора. Заключительным этапом служит гофрированный картридж, удаляющий мельчайшие твёрдые частицы.

Часто встречаются фильтры «грубой» очистки, соединённые с подкачивающим насосом или фильтром «тонкой» очистки.

В большинстве случаев загрязнение фильтров «грубой» очистки не будет ощущаться при эксплуатации автотранспорта, т.к. производительность ТННД всегда выше, чем необходимо для стабильной работы двигателя. Поэтому, чтобы предотвратить дорогостоящий ремонт, необходимо своевременно удалять скопившуюся воду и мусор из отстойника и не игнорировать необходимость замены фильтрующего элемента.

Наличие отстоя и конденсата рекомендуется проверять ежедневно. В холодное время года такую проверку лучше делать после каждой поездки. Срок службы фильтрующего элемента не превышает 15-30 тыс. км.

Заключительным препятствием для топлива до его поступления в дизельный двигатель служит фильтр «тонкой» очистки. Он позволяет избавиться от оставшихся на предыдущих этапах твёрдых частиц, которые не видны глазу, а также от образовавшихся смол. Ещё одной его функцией является защита двигателя от воздуха, попавшего в топливо на ранних этапах очистки.

Через клапан-жиклер воздух с излишками горючего отводится обратно в бак. Разность температур отводящейся смеси и топлива в баке способствует образованию конденсата и увеличению содержания воды. Функцию «тонкой» очистки на этом этапе выполняет сменный элемент, состоящий из специальной пористой бумаги.

Зачастую замена только этого элемента регламентирована производителем. Из-за этого частой ошибкой становится игнорирование необходимости обслуживания остальных фильтрующих элементов.

Выбор топливного фильтра

Перед выбором любого топливного фильтра для дизельных двигателей следует учесть конструктивные особенности вашего автомобиля. Ни в коем случае нельзя использовать бензиновый топливный фильтр! Он не сможет предотвратить попадание воды и парафинов в двигатель.

Большинство современных дизельных легковых автомобилей зарубежного производства оборудованы только фильтром «тонкой» очистки. В таком случае нельзя ограничиваться только соблюдением регламента. Необходимо оборудовать автомобиль дополнительным звеном очистки топлива. Идеальным вариантом станет установка фильтра-сепаратора с подогревом.

Вот основные характеристики, на которые следует обратить внимание при его выборе: пропускная способность, мощность нагревательного элемента, качество фильтрации, допустимое давление и габариты изделия. Для нормальной эксплуатации транспортного средства все эти параметры должны соответствовать особенностям системы питания двигателя.

Так, пропускная способность для двигателей с топливными насосами высокого давления (ТНВД) находится в пределах от 20 до 50 л/ч (в редких случаях до 60 л/ч). А с системами Common Rail и насос-форсунками — от 40 до 80 л/ч.

То же относится и к качеству фильтрации для двигателей с ТНВД, достаточным значением, будет 10-30 мкм, а для Common Rail данный параметр не должен быть хуже 2-5 мкм. Для создания центробежного эффекта и качественной фильтрации для автомобилей с малым расходом топлива следует выбирать фильтры небольшого объёма, а при большом расходе — наоборот.

Определившись с типом фильтров, стоит обратить внимание на их качество. В настоящее время рынок переполнен всевозможными предложениями. При заявленных схожих характеристиках цена может отличаться в 10 раз. Но не стоит поддаваться соблазну этой дешевизны.

Самым лучшим вариантом будет использовать оригинальные компоненты, но если такой возможности нет, стоит обратить внимание на зарекомендовавшие себя бренды: Mann, Knecht, OE, Bosch и пр. Часто такие крупные компании являются поставщиками оригинальных комплектующих. Чем выше стоимость фильтра, тем лучше степень его фильтрации.

Замена топливного фильтра

Данная процедура требует определённых навыков и опыта. Технология замены элементов отличается у разных моделей автомобилей. Важно ознакомиться с ней до проведения каких-либо работ. Строгое соблюдение технологии замены гарантирует вам исправную работу двигателя в дальнейшем.

При должной сноровке такую процедуру можно выполнить и самостоятельно. Для этого необходимо извлечь фильтрующий элемент, удалить мусор и воду из корпуса и избавиться от воздуха в системе питания. Если вы не знаете, как выполнить данные действия, обратитесь в сервис.

Где находится фильтр тонкой очистки топлива? Замена фильтра тонкой очистки топлива :: SYL.ru

Даже начинающим автолюбителям известно, что не существует идеально чистого бензина. В нем обязательно присутствуют небольшие абразивные частицы. Они способны отрицательно влиять на работу двигателя в целом и могут обеспечить износ его узлов. Многие из владельцев автомобилей рассчитывают на высокое качество горючего, которое продается у нас, на сетки на баке и бензонасосе. Но практика показывает, что фильтр тонкой очистки топлива позволяет сберечь силовой агрегат от преждевременного износа. Как и другие узлы в автомобиле, этот фильтр рано или поздно приходит в негодность, и его необходимо менять. Давайте поговорим об этом.

В чем причина износа топливных фильтров?

Фильтр тонкой очистки топлива зачастую изнашивается только лишь из-за качества бензина. Даже самое лучшее топливо имеет в своем составе воду, грязь, ржавчину и другие не очень полезные вещества.

фильтр тонкой очистки топлива

Он оставляет все это в себе и загрязняется. Как часто его менять?

Многие производители автомобилей рекомендуют заменять этот элемент через каждые 15 000 – 30 000 км. Такая существенная разница из-за того, что бензин может быть залит хороший и плохой. Если вы уверены, что ваш случай – первый, замена фильтра тонкой очистки топлива может производиться после 30 тыс. Но если бензин вы используете не лучший, тогда следует задуматься над заменой уже на 15 000 км.

Однако эти цифры особо ничего не говорят. Ведь фильтры могут загрязняться и забиваться гораздо быстрее, а машина -т подавать признаки далеко не сразу.

Где находится фильтр тонкой очистки топлива?

На инжекторных авто семейства «АвтоВАЗ» эту деталь можно найти рядом с баком в задней части автомобиля. Чтобы отыскать деталь, нужно наклониться, найти бензобак, и только тогда вы увидите этот фильтр. На иномарках этот элемент может быть встроен в сам бензонасос и в этом случае он находится прямо в баке.

В карбюраторных автомобилях фильтр располагается под капотом.

замена фильтра тонкой очистки топлива

Он установлен в подводящем трубопроводе системы питания, который соединен с топливным насосом.

Фильтр тонкой очистки дизельного топлива на соответствующих авто расположен под капотом. Вблизи него вы увидите ТНВД. Вы легко отыщете его. Посмотрите на трубопровод от насоса. Входящая трубка будет всегда выходить от него.

Классификация

Фильтр тонкой очистки топлива производится в двух исполнениях. Так, существуют разборные модели и неразборные.

фильтр тонкой очистки топлива ВАЗ

Разборный фильтр можно найти в дизельных двигателях. Но в дизелях также встречаются и неразборные конструкции.

Так как подобного рода мотор очень требователен к качеству горючего, то и фильтры здесь нужно менять гораздо чаще, чем в бензиновых агрегатах. Зачастую эта деталь состоит из корпуса, где расположен основной материал. Замена фильтра тонкой очистки топлива, который разбирается, это просто замена материала фильтра.

Неразборные конструкции чаще можно встретить на бензиновых автомобилях.

фильтр тонкой очистки топлива

Здесь замену этого элемента проводят несколько реже. Операция эта, однако, предельно проста, и с ней с легкостью справятся даже начинающие.

Как понять, что пора менять фильтр?

Понять, что фильтр пришел в негодность, довольно просто. Так, при работе на больших оборотах, например, при подъеме на крутой холм, машина может дергаться. Не нужно искать другие неисправности. Виной всему фильтр. Автомобилю не хватает топлива – отсюда и рывки при движении.

Меняем фильтр тонкой очистки топлива (ВАЗ)

Прежде чем начинать эту процедуру, следует снять минусовую клемму аккумулятора. Это залог безопасного выполнения работ. При замене нужно проявлять максимум внимания, ведь вы имеете дело с бензином.

Для того чтобы снять деталь, первым делом спустите давление в системе питания мотора. Далее с помощью двух ключей ослабляйте гайки, которые соединяют фильтр и трубки насоса.

Гайки нужно откручивать по специальной технологии. Так, одним ключом удерживайте гайку на фильтре, а другим отворачивайте аналогичную на топливной трубке.

Когда вы ослабите эти две гайки, при помощи отвертки снимите винт стяжного хомута. Именно он удерживает сам фильтр. Когда вы удалите хомут, вы сможете снять и фильтр. Но прежде чем сделать это, открутите гайки, которые вы ослабили. Так вы сможете снять фильтр тонкой очистки топлива полностью.

При откручивании гаек, которые крепят трубки, помните об остаточном давлении.

где находится фильтр тонкой очистки топлива

При выполнении этой операции подготовьтесь к тому, что из трубок может брызнуть бензин. Работайте в защитных очках – берегите ваши глаза!

После снятия внимательно осмотрите фильтр. Важно здесь то, в каком состоянии находятся наконечники трубок. На них обязательно есть специальные уплотнительные кольца. Их рекомендуется снять и при необходимости заменить на новые.

Теперь нужно только поставить другой фильтр и собрать систему так же, как и разобрали. При сборке внимательно следите, куда «смотрит» стрелка на корпусе фильтра. Очень важно, чтобы она была направлена от бака к мотору.

Вот и все. На самом деле это очень простая операция. Для ее выполнения не нужно иметь высокую квалификацию или специальные инструменты. Важно просто знать, где находится фильтр тонкой очистки топлива, и четко представлять себе порядок работ.

Также рекомендуется перед заменой заполнить новый и пустой фильтр бензином.

фильтр тонкой очистки дизельного топлива

Для того чтобы это осуществить, на насос надевают только один шланг, который идет от бака. На другой шланг надевают трубку из полихлорвинила, через нее ртом можно всосать горючее.

Если фильтр в бензонасосе

На некоторых моделях автомобилей фильтр может быть расположен в корпусе бензонасоса.

фильтр тонкой очистки топлива ВАЗ

В этом случае замену выполнить не получится, так как таких элементов попросту нет в продаже. Чтобы выйти из этой ситуации, можно врезать обыкновенный фильтр в корпусе из пластмассы до топливного насоса. Это делается при помощи трубок и кусков резины.

Если неприятность застала в дороге

Если в поездке произошла проблема с фильтром, то не используйте популярный совет, который рекомендует проткнуть его. Если сделать так, это не лучшим образом станет воздействовать на карбюратор. В результате будут образовываться ворсинки. Уж лучше прямо в дороге заменить эту деталь.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *