Бтр рысь – Министерство обороны России продолжает закупки бронированных машин «Рысь» (Iveco LMV)

От итальянской «IVECO» к российской «Рыси»

Конструкция защиты стрелка в виде поворотной вращающейся турели

Бронеавтомобиль «Рысь» предназначен для использования в качестве средств обеспечения подвижного личного состава и выполнения задач служебно-боевой деятельности разных родов войск и силовых структур, а также в качестве транспортной базы носителя легких систем вооружения, связи и военной техники.

• В 2008 году была достигнута договоренность между Министерством обороны Российской Федерации, ОАО «КАМАЗ» и компанией IVECO (Италия) о проведении совместных работ по определению возможности использования армейской автомобильной техники производства IVECO в Вооруженных Силах Российской Федерации.

• В период с 2009 по 2011 год с целью оценки соответствия основных тактико-технических характеристик опытных образцов полноприводных бронированных автомобилей IVECO 65E19WM (LMV) требованиям Министерства обороны Российской Федерации были проведены испытания двух автомобилей, полученных из Италии.

• В процессе испытаний проведен комплекс лабораторных, лабораторно-дорожных работ и пробеговых испытаний в соответствии с утвержденной в установленном порядке программой. Испытания проводились на базе научно-технического центра ОАО «КАМАЗ» и ФГУ «21 НИИИ МО РФ» г. Бронницы. По требованию Министерства обороны РФ автомобиль IVECO 65E19WM (LMV) получил название «Рысь».

• Нашумевший видеоролик, где IVECO в заезде по снежной целине отстает от российских бронеавтомобилей, объясняется просто. Первоначально были закуплены автомобили, не приспособленные для эксплуатации в Российской Федерации, с широким передним бампером, в комплектацию которых не входили защита от снега и цепи на колеса, которые имеются на аналогичных машинах армий Норвегии и Австрии.

• Широкий бампер при езде по глубокому снегу создавал эффект отвала, толкающего впереди IVECO снежный сугроб, что приводило к существенному замедлению хода. Автомобиль не завяз, но шел тяжело, рывками. Сегодня для заснеженных районов, в т.ч. и для России, автомобили комплектуются специальной защитой поддона двигателя, выполняющей одновременно функции рассекателя снега, конструкция бампера изменена.

• По результатам проведенных испытаний сделаны заключения с выдачей рекомендаций о проведении дополнительных специальных испытаний по определению защитных свойств при воздействии поражающих факторов современного оружия.

• Также по требованию Минобороны РФ итальянской стороной были сделаны следующие доработки:
— применен 1 генератор переменного тока на 240A при 28В вместо 2 генераторов переменного тока на 110 А при 28В;
— установлено 24-вольтовое электрооборудование с преобразователями DC/DC (постоянного тока) на 12 В;
— установлена защита аккумуляторов от попадания камней;

— установлен дополнительный комбинированный отопитель для подогрева двигателя в холодное время года с номинальной тепловой мощностью ≥8кВт, применимый также для отопления кабины;
— для улучшения климатических условий в кабине, добавлен дополнительный дизельный отопитель с номинальной тепловой мощностью в ≥2кВт, предназначенный для обогрева кабины и установленный в задней части кузова;
— на капот установлены два дополнительных кронштейна для антенны;
— установлен укороченный бампер с противотуманными фарами в верхней части и треугольным буксирным прибором в качестве переднего бампера;
— установлена защита от снега в передней нижней части;
— применено буксирное устройство в задней части с увеличенным углом буксировки;
— установлена дополнительная розетка для подключения электрооборудования при буксировки бронеавтомобиля;
— увеличена ширина подножек до 180 мм;
— увеличена максимальная нагрузка на кольцевую опору в люке (на крыше) до 200 кг;
— увеличена максимальная предельная нагрузка на крышу до 300 кг;
— изменена конструкция сидений в части замены материала обшивки;
— установлен блок распределения электроэнергии в кабине с ответвленными разъемами (12/24 В) для подключения потребителей;
— установлены плафоны для освещения ступенек и лампы освещения командира для работы в светомаскировочном режиме;
— установлен кронштейн для многоэлементной антенны (в виде спойлера) в задней части грузового отсека;
— в состав автомобиля включены элементы (воздухоприёмник и элемент выхлопной трубы) для преодоления брода;
— внешняя окраска автомобиля зеленая по RAL 6014;

Дополнительно включено в состав автомобиля следующее:
— углекислотный огнетушитель
— треугольное буксирное приспособление
— лебедки с электрическим приводом
— запасное колесо
— цепи противоскольжения
— набор инструмента и съемников
— руководство по эксплуатации
— сервисная книжка

— руководство по техническому обслуживанию и ремонту.

Российские испытатели IVECO отмечают очень удобное автоматическое устройство регулирования давления в шинах, которое можно изменять простым нажатием кнопок в соответствии с дорожными условиями, не выходя из кабины. Сиденья машины весьма комфортабельны для экипажа, например, в них есть специальные выемки под бронежилет, которые принимают на себя вес брони и разгружают плечи солдат.

• Защита головы от тряски при езде и воздействия ударного импульса при подрыве надежно обеспечивается специальным подголовником. Установленные сидения снабжены пятиточечными ремнями безопасности с замком быстрой расцепки. Кроме того, конструкция сидений, подвешенных к внутреннему каркасу, а также специальных поддонов под ступнями экипажа значительно снижают действие динамических нагрузок при подрыве на мине.

• Фирма IVECO регулярно подтверждает высокий класс защиты своего автомобиля. За 10 лет эксплуатации было проведено 28 демонстрационных подрывов на полигонах и около 10 машин были подорваны противником в условиях боевых действий. Единственный случай, когда погибли люди, был зафиксирован 26 июня 2011 года, когда бронеавтомобиль испанской армии был подорван боевиками в Афганистане. Несмотря на то, что мощность бокового взрыва измерялась 120 кг в тротиловом эквиваленте (что в десятки раз превышает заявленную стойкость при подрыве) погибли только два человека из экипажа, а еще трое получили ранения, но остались живы.

• Автомобиль специально сконструирован так, чтобы при подрыве машина ни при каких обстоятельствах не перевернулась и не опрокинулась, что достигается специальной формой днища. В колесах IVECO имеются специальные противоминные вставки и вещество, затягивающее пробоины, что позволяет сохранить машине подвижность при подрыве на легких противопехотных минах и обстреле из стрелкового оружия.

• В период с 7 по 12 марта 2011 года совместно со специалистами Минобороны РФ и ОАО «КАМАЗ»

на полигонах Германии в г. Ульме (баллистические испытания) и г. Шробенхаузене (испытания на подрыв) проведены специальные испытания по определению защитных свойств бронеавтомобиля при воздействии поражающих факторов современного оружия. На испытаниях присутствовали начальник Главного автобронетанкового управления Министерства обороны России, Генеральный директор ОАО «КАМАЗ», главный конструктор ОАО «КАМАЗ» и другие представители оборонного ведомства и военной промышленности.

• Два дня российские специалисты проводили специализированные обстрелы IVECO бронебойно-зажигательными пулями Б-32 с использованием баллистического ствола калибра 7,62х54. Именно от такого боеприпаса производитель гарантировал полную защиту по третьему уровню STANAG 4569 (он соответствует российскому 6а классу баллистической защиты по ГОСТ Р 50963-96). Обстрел вёлся с разных дистанций во всевозможные места автомобиля: стыки бронепанелей, кромки стекла, с целью найти уязвимости. В первый день было произведено 150 выстрелов, во второй – порядка 60. Ни одного пробития достигнуто не было.

Затем было произведено два подрыва автомобиля IVECO: под передним левым колесом и под днищем. В качестве взрывного устройства в первый день было использовано 6,4 кг ТНТ. Процесс подрыва снимался с разных ракурсов несколькими видеокамерами, которые были установлены в том числе и внутри автомобиля. На водительском сидении располагался специальный манекен, полностью имитирующий человеческое тело.

• Взрыв разрушает переднюю ходовую часть, сильно повреждает двигатель, но бронекапсула цела. Люк намеренно сделан так, чтобы распахиваться при взрыве и тем самым защищать экипаж от избыточного давления. Внутри машины повреждения ограничиваются смещенной рулевой колонкой (соприкосновения с водителем не было) и сколами пластика с лицевой панели.

• Осмотр показал, что манекен-водитель, находившийся ближе всего к точке взрыва, не пострадал, только отлетевшим куском панели ему слегка разорвало брюки и порезало ногу ниже колена. Датчики фиксируют, что превышения предела перегрузок для человеческого тела не было.

• Во второй день были произведены два подрыва оболочного взрывного устройства под пассажирским сидением справа от места водителя и под задним правым сиденьем. Взрыв разрушил подвешенную на сайлентблоках V-образную стальную противоминную защиту, но днище бронекапсулы лишь немного вздулось. Пробития не произошло.

• Как же итальянский производитель добился такого результата? Технология защиты подразумевает создание отдельной бронекапсулы для обитаемого отделения, которая оборудована керамической баллистической защитой, крепящейся к металлическому каркасу, стандартными бронепанелями и бронестеклами. Ребрами жесткости служит специальный трубчатый каркас.

Красный – баллистическая защита

Серый – бронированные стекла
Зеленый – стандартные панели
Голубой – металлический каркас

Энергия взрыва поэтапно гасится керамической защитой, двухслойным днищем, стойками каркаса, крышей, подвесной системой. К сиденьям членов экипажа автомобиля через подвесную систему приходит значительно ослабленный импульс ускорения, который не превышает медицинские нормы перегрузок для человека.

• Проведенные испытания подтвердили соответствие автомобилей IVECO 65E19WM (LMV) требованиям, установленным Минобороны Российской Федерации по защитным свойствам при воздействии поражающих факторов современного оружия. После устранения недостатков и проведения специальной экспертизы Министерством обороны принято решение о подготовке приказа МО РФ «О принятии автомобиля IVECO 65E19WM (LMV) на снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации» и закупки опытно-промышленной партии автомобилей для проведения войсковых испытаний в частях ВС МО РФ.

• В апреле 2011 года первая партия из 10 машин IVECO в виде сборочных комплектов (задний отсек, подножки, отопитель, капот, лебедка, запасное колесо, комплект для преодоления брода — отдельно от автомобиля) прибыла с завода-изготовителя (Больцано, Италия) в Научно-технический центр ОАО «КАМАЗ», где была произведена их сборка.

Комплектация была следующей:
— четыре автомобиля с лебедкой, с установленным запасным колесом и комплектом цепей против скольжения, устанавливаемых на колеса при движении по снежной целине.
— шесть автомобилей без лебедки, без цепей против скольжения и с технологической установкой запасного колеса

• В настоящее время партия автомобилей «Рысь» (IVECO 65E19WM (LMV)) проходит эксплуатационные (войсковые) испытания в подразделениях Сухопутных войск России. По требованию ГАБТУ МО РФ в ОАО «КАМАЗ» разработана разборная конструкция защиты стрелка в виде поворотной вращающейся турели, которая устанавливается на крыше и может поставляться, как с автомобилями Рысь, так и к другим изделиям.

Кроме пятиместного варианта машины есть и шестиместная. В стандартном мотострелковом отделении семь человек (командир, наводчик башенного вооружения, пулеметчик, стрелок, гранатометчик, стрелок-помощник гранатометчика, водитель), но, учитывая, что на «Рыси» не нужен наводчик башенного вооружения (его функции будет исполнять пулеметчик), то штат отделения на данном бронеавтомобиле вполне будет соответствовать численности мест в машине.

• Дальнейшее продолжение сотрудничества Минобороны России с компанией IVECO будет зависеть от результатов войсковых испытаний и от отзывов эксплуатирующих автомобили подразделений. В перспективе, на стадии проведения правительственных переговоров, рассматривается вопрос производства автомобилей «Рысь» на территории Российской Федерации с частичной локализацией производства комплектующих изделий. ОАО «КАМАЗ» будет оказывать помощь той структуре, которая будет производить автомобиль «Рысь» в России, но само предприятие не заинтересовано в производстве данной машины. Окончательное решение о предприятии-сборщике будет принято Государственной корпорацией «Ростехнологии».

/По материалам Дениса Мокрушина, twower.livejournal.com/611921.html/

army-news.ru

День инноваций ЮВО. Бронеавтомобиль «Рысь»

Несколько лет назад одной из главных тем споров была закупка бронеавтомобилей Iveco LMV итальянской разработки. Несмотря на отсутствие единого мнения среди специалистов и общественности, военное ведомство все же подписало контракт на поставку такой техники. Броневики LMV в течение некоторого времени собирались на российском предприятии и поставлялись в войска. Техника для российских вооруженных сил получила новое название – «Рысь». С момента начала поставок броневики «Рысь» неоднократно демонстрировались публике. К примеру, 5 и 6 октября такая машина «работала» экспонатом выставки «День инноваций Южного военного округа» в Ростове-на-Дону.

Бронеавтомобиль LMV был разработан итальянской компанией Iveco и вышел на испытания еще в начале прошлого десятилетия. В дальнейшем эта машина успешно прошла все проверки и была принята на вооружение итальянской армии. Кроме того, этой техникой заинтересовались военные других стран, результатом чего стало появление нескольких экспортных контрактов. По понятным причинам самым известным в нашей стране стал контракт на поставку машин российским вооруженным силам.

Броневик LMV/«Рысь» представляет собой специальное защищенное транспортное средство, предназначенное для решения широкого круга задач, в первую очередь связанных с транспортировкой личного состава и небольших грузов. Кроме того, подобная техника может использоваться для патрулирования заданных районов, для сопровождения автоколонн, в разведывательных и т.п. операциях. Круг выполняемых задач заметно расширяет возможность установки на машинах специального оборудования или вооружения различных типов.

Машина имеет комплекс баллистической и противоминной защиты. С учетом особенностей военных конфликтов последних десятилетий «Рысь» оснащается броней, защищающей от стрелкового оружия различных типов, а также имеет ряд особенностей, направленных на защиту от взрывных устройств. В частности, используется специальный каркас корпуса и сиденья экипажа, поглощающие часть энергии взрыва. В конструкции броневика предусматривается возможность установки модулей дополнительной защиты.

Броневик оснащается дизельным двигателем Iveco F1 C итальянского производства, развивающим мощность до 190 л.с. С двигателем связана автоматическая коробка передач. При полной массе на уровне 7 т такая силовая установка позволяет машине развивать скорость до 130 км/ч. Броневик способен перевозить пять человек, включая водителя или 2,3 т различных грузов. Вес буксируемого прицепа превышает 4 т. Для перевозки грузов в задней части корпуса предусмотрен специальный отсек с доступом через собственные задние и бортовые двери.

Экипаж и десант размещаются в общей кабине на специальных «противоминных» креслах. Сиденья экипажа имеют специальную конструкцию, поглощающую часть энергии взрывной волны при наезде на взрывное устройство. Кроме того, сиденья оснащены пятиточечными ремнями с замками быстрой расцепки. Интересной особенностью кресел является специфическая форма спинки, при помощи которой вес снаряжения бойца передается на сиденье, снижая нагрузку.

Броневик «Рысь» может оснащаться различным вооружением и специальным оборудованием. Для установки вооружения предлагается использовать люк в крыше, над задними сиденьями. Подобной возможностью активно пользуются зарубежные эксплуатанты броневиков итальянского производства.

Первые сведения о возможных закупках броневиков Iveco LMV для вооруженных сил России появились в 2009 году. Тогда несколько таких машин были приобретены для испытаний на российских полигонах. В 2010-м были закуплены еще две готовые машины, а также несколько сборочных комплектов. Сборка этих броневиков производилась на заводе «КамАЗ». В середине того же года бронеавтомобиль «Рысь» был принят на вооружение российской армии, после чего стартовало производство этой техники.

Изначально планировалось, что к 2016 году вооруженные силы получат 1775 броневиков. Позже упоминалось, что армии нужно около 3 тыс. таких машин. В конце 2011 года появился договор о производстве броневиков на совместном предприятии в Воронеже. Со временем планировалось увеличить локализацию производства – около половины комплектующих должно было производиться в России.

В январе 2013 года руководство вооруженных сил сообщило, что в дальнейшем сборка и закупка «Рысей» будет прекращена. Войска продолжат эксплуатацию полученных машин, однако дополнительные контракты на поставку техники подписываться не будут. От дальнейшего производства лицензионных броневиков решили отказаться в пользу строительства техники собственной разработки.

Бронеавтомобили типа LMV/«Рысь» поступили на вооружение различных подразделений всех военных округов. Одна из машин, эксплуатирующихся в Южном военном округе, недавно прибыла на выставку «День инноваций ЮВО», где стала одним из экспонатов, доступных для осмотра.


Броневик имеет узнаваемый внешний вид и характерную решетку радиатора с рельефным названием
Перед решеткой располагается лебедка
Крупное лобовое стекло обеспечивает неплохой обзор
Машина имеет две пары бортовых дверей для посадки и высадки
Ручки дверей имеют необычную конструкцию
Несмотря на небольшую высоту броневика, под дверями предусмотрены подножки
Позади дверей имеются люки для доступа в грузовой отсек
В крыше имеется люк для установки вооружения


Задняя часть корпуса с разных ракурсов
Дверь водителя

Рабочее место водителя

Перегородка салона с креплениями для установки оборудования
Броневик «Рысь» может иметь различное вооружение, однако выставочный образец был оснащен только пулеметом «Печенег», просто поставленным на крыше

Элементы ходовой части

topwar.ru

От «Ивеко» к «Рыси» — Денис Мокрушин — ЖЖ

Автомобиль защищенный «Рысь» (IVECO 65E19WM).
Автомобиль предназначен для использования в качестве средств обеспечения подвижного личного состава и выполнения задач служебно-боевой деятельности разных родов войск и силовых структур, а также в качестве транспортной базы носителя легких систем вооружения, связи и военной техники.


2.

В 2008 году была достигнута договоренность между Министерством обороны Российской Федерации, ОАО «КАМАЗ» и компанией IVECO (Италия) о проведении совместных работ по определению возможности использования армейской автомобильной техники производства IVECO в Вооруженных Силах Российской Федерации.
В период с 2009 по 2011 год с целью оценки соответствия основных тактико-технических характеристик опытных образцов полноприводных бронированных автомобилей IVECO 65E19WM (LMV) требованиям Министерства обороны Российской Федерации были проведены испытания двух автомобилей, полученных из Италии.
3.

В процессе испытаний проведен комплекс лабораторных, лабораторно-дорожных работ и пробеговых испытаний в соответствии с утвержденной в установленном порядке программой.
Испытания проводились на базе научно-технического центра ОАО «КАМАЗ» и ФГУ «21 НИИИ МО РФ» г. Бронницы. По требованию Министерства обороны РФ автомобиль IVECO 65E19WM (LMV) получил название «Рысь».
Нашумевший видеоролик, где IVECO в заезде по снежной целине отстает от российских бронеавтомобилей, объясняется просто. Первоначально были закуплены автомобили, не приспособленные для эксплуатации в Российской Федерации, с широким передним бампером, в комплектацию которых не входили защита от снега и цепи на колеса, которые имеются на аналогичных машинах армий Норвегии и Австрии. Широкий бампер при езде по глубокому снегу создавал эффект отвала, толкающего впереди IVECO снежный сугроб, что приводило к существенному замедлению хода. Автомобиль не завяз, но шел тяжело, рывками.
Сегодня для заснеженных районов, в т.ч. и для России, автомобили комплектуются специальной защитой поддона двигателя, выполняющей одновременно функции рассекателя снега, конструкция бампера изменена.

По результатам проведенных испытаний сделаны заключения с выдачей рекомендаций о проведении дополнительных специальных испытаний по определению защитных свойств при воздействии поражающих факторов современного оружия.
Также по требованию МО РФ итальянской стороной были сделаны следующие доработки:
— применен 1 генератор переменного тока на 240A при 28В вместо 2 генераторов переменного тока на 110 А при 28В;
— установлено 24-вольтовое электрооборудование с преобразователями DC/DC (постоянного тока) на 12 В;
— установлена защита аккумуляторов от попадания камней;
— установлен дополнительный комбинированный отопитель для подогрева двигателя в холодное время года с номинальной тепловой мощностью ≥8кВт, применимый также для отопления кабины;
— для улучшения климатических условий в кабине, добавлен дополнительный дизельный отопитель с номинальной тепловой мощностью в ≥2кВт, предназначенный для обогрева кабины и установленный в задней части кузова;
— на капот установлены два дополнительных кронштейна для антенны;
— установлен укороченный бампер с противотуманными фарами в верхней части и треугольным буксирным прибором в качестве переднего бампера;
— установлена защита от снега в передней нижней части;
— применено буксирное устройство в задней части с увеличенным углом буксировки;
— установлена дополнительная розетка для подключения электрооборудования при буксировки автомобиля;
— увеличена ширина подножек до 180мм;
— увеличена максимальная нагрузка на кольцевую опору в люке (на крыше) до 200 кг;
— увеличена максимальная предельная нагрузка на крышу до 300кг.;
— изменена конструкция сидений в части замены материала обшивки;
— установлен блок распределения электроэнергии в кабине с ответвленными разъемами (12/24 В) для подключения потребителей;
— установлены плафоны для освещения ступенек и лампы освещения командира для работы в светомаскировочном режиме;
— установлен кронштейн для многоэлементной антенны (в виде спойлера) в задней части грузового отсека;
— в состав автомобиля включены элементы (воздухоприемник и элемент выхлопной трубы) для преодоления брода;
— внешняя окраска автомобиля зеленая по RAL 6014;
Дополнительно включены в состав автомобилей следующие детали:
— углекислотный огнетушитель
— треугольное буксирное приспособление
— лебедки с электрическим приводом
— запасное колесо
— цепи противоскольжения
— набор инструмента и съемников
— руководство по эксплуатации
— сервисная книжка
— руководство по техническому обслуживанию и ремонту.

Российские испытатели IVECO отмечают очень удобное автоматическое устройство регулирования давления в шинах, которое можно изменять простым нажатием кнопок в соответствии с дорожными условиями, не выходя из кабины. Сиденья машины весьма комфортабельны для экипажа, например, в них есть специальные выемки под бронежилет, которые принимают на себя вес брони и разгружают плечи солдат. Защита головы от тряски при езде и воздействия ударного импульса при подрыве надежно обеспечивается специальным подголовником. Установленные сидения снабжены пятиточечными ремнями безопасности с замком быстрой расцепки. Кроме того конструкция сидений, подвешенных к внутреннему каркасу, а также специальных поддонов под ступнями экипажа значительно снижают действие динамических нагрузок при подрыве на мине.
4.

5.

Автомобиль специально сконструирован так, чтобы при подрыве машина ни при каких обстоятельствах не перевернулась и не опрокинулась, что достигается специальной формой днища.
В колесах IVECO имеются специальные противоминные вставки и вещество, затягивающее пробоины, что позволяет сохранить машине подвижность при подрыве на легких противопехотных минах и обстреле из стрелкового оружия.

В период с 07 по 12 марта 2011 года совместно со специалистами Минобороны РФ и ОАО «КАМАЗ» на полигонах Германии в г. Ульме (баллистические испытания) и г. Шробенхаузене (испытания на подрыв) проведены специальные испытания по определению защитных свойств при воздействии поражающих факторов современного оружия.
На испытаниях присутствовали начальник Главного автобронетанкового управления Министерства обороны России, Генеральный директор ОАО «КАМАЗ», главный конструктор ОАО «КАМАЗ» и другие представители оборонного ведомства и военной промышленности.
Два дня российские специалисты проводили специализированные обстрелы IVECO бронебойно-зажигательными пулями Б-32 с использованием баллистического ствола калибра 7,62х54. Именно от такого боеприпаса производитель гарантировал полную защиту по третьему уровню STANAG 4569 (он соответствует российскому 6а классу баллистической защиты по ГОСТ Р 50963-96). Обстрел велся с разных дистанций во всевозможные места автомобиля: стыки бронепанелей, кромки стекла, с целью найти уязвимости. В первый день было произведено 150 выстрелов, во второй – порядка 60. Ни одного пробития достигнуто не было.
Затем было произведено два подрыва автомобиля IVECO: под передним левым колесом и под днищем.
В качестве взрывного устройства в первый день было использовано 6.14 кг ТНТ (уточненные данные). Процесс подрыва снимался с разных ракурсов несколькими видеокамерами, которые были установлены в том числе и внутри автомобиля. На водительском сидении располагался специальный манекен, полностью имитирующий человеческое тело.
Мне были продемонстрированы несколько видеозаписей, одну из которых разрешили выложить в интернет http://www.youtube.com/watch?v=rJcEia1CM1E.

Взрыв разрушает переднюю ходовую часть, сильно повреждает двигатель, но бронекапсула цела. Люк намеренно сделан так, чтобы распахиваться при взрыве и тем самым защищать экипаж от избыточного давления. Внутри машины повреждения ограничиваются смещенной рулевой колонкой (соприкосновения с водителем не было) и сколами пластика с лицевой панели.
Осмотр показал, что манекен-водитель, находившийся ближе всего к точке взрыва, не пострадал, только отлетевшим куском панели ему слегка разорвало брюки и порезало ногу ниже колена. Датчики фиксируют, что превышения предела перегрузок для человеческого тела не было.
6.

Во второй день были произведены два подрыва оболочного взрывного устройства под пассажирским сидением справа от места водителя и под задним правым сиденьем. Взрыв разрушил подвешенную на сайлентблоках V-образную стальную противоминную защиту, но днище бронекапсулы лишь немного вздулось. Пробития не произошло.

Как же итальянский производитель добился такого результата? Технология защиты подразумевает создание отдельной бронекапсулы для обитаемого отделения, которая оборудована керамической баллистической защитой, крепящейся к металлическому каркасу, стандартными бронепанелями и бронестеклами. Ребрами жесткости служит специальный трубчатый каркас.
7.
• Красный – баллистическая защита
• Серый – бронированные стекла
• Зеленый – стандартные панели
• Голубой – металлический каркас

8.

Энергия взрыва поэтапно гасится керамической защитой, двухслойным днищем, стойками каркаса, крышей, подвесной системой. К сиденьям членов экипажа автомобиля через подвесную систему приходит значительно ослабленный импульс ускорения, который не превышает медицинские нормы перегрузок для человека.
9.

Проведенные испытания подтвердили соответствие автомобилей IVECO 65E19WM (LMV) требованиям, установленным Минобороны Российской Федерации по защитным свойствам при воздействии поражающих факторов современного оружия.
После устранения недостатков и проведения специальной экспертизы Министерством обороны принято Решение о подготовке приказа МО РФ «О принятии автомобиля IVECO 65E19WM (LMV) на снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации» и закупки опытно-промышленной партии автомобилей для проведения войсковых испытаний в частях ВС МО РФ.
В апреле 2011 года первая партия из 10 машин IVECO в виде сборочных комплектов (задний отсек, подножки, отопитель, капот, лебедка, запасное колесо, комплект для преодоления брода — отдельно от автомобиля) прибыла с завода-изготовителя (Больцано, Италия) в Научно-технический центр ОАО «КАМАЗ», где была произведена их сборка. Комплектация была следующей:
— четыре автомобиля с лебедкой, с установленным запасным колесом и комплектом цепей против скольжения, устанавливаемых на колеса при движении по снежной целине.
10.

11.

12.

— шесть автомобилей без лебедки, без цепей против скольжения и с технологической установкой запасного колеса
13.

14.

В настоящее время партия автомобилей «Рысь» (IVECO 65E19WM (LMV)) проходит эксплуатационные (войсковые) испытания в подразделениях Сухопутных войск России.
По требованию ГАБТУ МО РФ в ОАО «КАМАЗ» разработана разборная конструкция защиты стрелка в виде поворотной вращающейся турели, которая устанавливается на крыше и может поставляться, как с автомобилями Рысь, так и к другим изделиям.
15.

16.

Кроме пятиместного варианта машины есть и шестиместная. В стандартном мотострелковом отделении семь человек (командир, наводчик башенного вооружения, пулеметчик, стрелок, гранатометчик, стрелок-помощник гранатометчика, водитель), но учитывая, что на «Рыси» не нужен наводчик башенного вооружения (его функции будет исполнять пулеметчик), то штат отделения на данном бронеавтомобиле вполне будет соответствовать численности мест в машине.
17.

18.

Дальнейшее продолжение сотрудничества Минобороны России с компанией IVECO будет зависеть от результатов войсковых испытаний и от отзывов эксплуатирующих автомобили подразделений.
В перспективе, на стадии проведения правительственных переговоров, рассматривается вопрос производства автомобилей «Рысь» на территории Российской Федерации с частичной локализацией производства комплектующих изделий. ОАО «КАМАЗ» будет оказывать помощь той структуре, которая будет производить автомобиль «Рысь» в России, но само предприятие не заинтересовано в производстве данной машины. Окончательное решение о предприятии-сборщике будет принято Государственной корпорацией «Ростехнологии».


twower.livejournal.com

«Рысь». Подробности эксплуатации

"Рысь". Подробности эксплуатации

В 10-й бригаде специального назначения (Молькино, Краснодарский край) с ноября 2011 года проходят эксплуатацию два бронеавтомобиля «Рысь». Впечатления от этой машины от военнослужащих бригады и мои лично смотрите ниже.

Предыстория. В бригаде известно, что в 2011 году машины порядка месяца эксплуатировались на полигоне Чебаркуль (Челябинская область), после чего были направлены на хранение на склад автомобильной техники во Фрязино. Склад в это время проходил процедуру расформирования и две машины из восьми передали 10-й бригаде специального назначения. Можно предположить, что это машины из первой партии, которая поставлена на КАМАЗ в виде машинокомплектов в апреле 2011 года.
Машины приписаны к роте специального вооружения, но штатно в ней не числятся и соответственно в боевом расписании никак не учитываются. Автомобиль изредка используется для поездок по специальным распоряжениям командования, в частности, этой зимой привлекался к сопровождению колонн с боеприпасами на полигоне «Прудбой» (Волгоградская область). Каждый месяц отчеты об эксплуатации отсылаются в ГАБТУ МО РФ

"Рысь". Подробности эксплуатации

2.

Основной пробег автомобилем получен все на том же «Прудбое», где машина передвигалась практически только по трассам, при перегоне из Фрязино в Молькино и участии в параде 9 мая в Ростове-на-Дону

"Рысь". Подробности эксплуатации

3.

Как таковая серьезная проверка ходовых качеств на бездорожье не проводилась, насколько я понял, было лишь несколько пробных поездок. По их итогам мнение о машине плохое:
— медленно разгоняется, что критично при эвакуации групп спецназа
— протекторы названы малоподходящими для бездорожья. Резина мягкая, быстро изнашивается

"Рысь". Подробности эксплуатации

4.

"Рысь". Подробности эксплуатации

5.

— при движении по грязи машину постоянно стягивает в колею, если она глубокая, то автомобиль садится на днище. Если сели на днище, то пытаться самостоятельно выбраться бесполезно, т.к. «Рысь» увязает еще сильнее да и автоматическую коробку передач можно просто вывести из строя. Говорят, что лучше сразу цеплять лебедку и вытягивать. На работу лебедки никаких претензий нет, надежная и прочная, что выгодно отличает ее от таковой на СТС «Тигр». В технической документации обозначено, что «Рысь» можно буксировать «безболезненно» для нее на расстояние не более 50 км на скорости не выше 45 км/ч

"Рысь". Подробности эксплуатации

6.

Когда заговорили про грязь, то сразу же офицер вспомнил, что и СТС «Тигр» при посадке на днище в грязь самостоятельно выбраться не может и привел историю, где пришлось зарывшийся по капот «Тигр» извлекать, поставив в упряжку друг за другом три таких же машины, которые с трудом вытянули собрата.
«Рысь» в бригаде не проверялась в езде по снегу и в преодолении в брод водных препятствий, поэтому впечатлений об этом, к сожалению, не будет.
Из плюсов ходовой отмечена мягкая подвеска, которая хорошо амортизирует все ухабы и неровности дороги.
Через некоторое время ожидается переоснащение роты специального вооружения бригады с СТС «Тигр» на «Рысь», и вот тогда машина будет эксплуатироваться в полную силу и о ней можно будет составить полное мнение.

Подготовка водителей на «Рысь» проводится в течение двух недель на специальных курсах в Подмосковье, где учат вождению автомобиля с АКПП, показывают как устранить мелкие поломки, разъясняют правила буксировки и т.п.
Офицеры считают, что для военнослужащего по призыву машина будет сложновата.
Ремонт должны производить представители завода-изготовителя, но до сих пор серьезных поломок не было.
Из мелкого ремонта приходилось прикручивать, оторвавшиеся из-за вибрации клеммы аккумулятора, во время эксплуатации на «Прудбое». Офицеры связывают ее с неправильной эксплуатацией водителем машины.
На недавних съемках программы «Полигон» телевизионщики погнули одну из подножек во время езды по бездорожью на пригорке

"Рысь". Подробности эксплуатации

7.

Дальше будет много фотографий снаружи и изнутри с пояснениями.
Мне очень хотелось посмотреть каким образом размещается экипаж в машине, поэтому командование выделило 5 солдат для фотосессии

"Рысь". Подробности эксплуатации

8.

"Рысь". Подробности эксплуатации

9.

Сиденье водителя единственное, движущееся вперед-назад, остальные жестко фиксированы (на фото оно примерно в среднем положении)

"Рысь". Подробности эксплуатации

10.

Место десантника сразу за водителем

"Рысь". Подробности эксплуатации

11.

"Рысь". Подробности эксплуатации

12.

Место командира

"Рысь". Подробности эксплуатации

13.

Место десантника сразу за командиром

"Рысь". Подробности эксплуатации

14.

Рост солдата, сидящего посередине, два метра

"Рысь". Подробности эксплуатации

15.

Теперь подробнее остановимся на каждом месте.
Дверь водителя (все двери в машине идентичны)

"Рысь". Подробности эксплуатации

16.

Регулировка зеркал

"Рысь". Подробности эксплуатации

17.

Широкие подножки на автомобиле, видимо, из тех улучшений, что появились на «Рыси» по итогам эксплуатации первых двух машин в России. Крепеж самой ступеньки сделан совершенно неудачно, в движении из-за вибрации болты раскручиваются, в результате чего ступеньки при перегоне из Москвы пришлось просто снимать, чтобы не потерять их по дороге. Родные, узкие ступеньки, которые есть в комплекте, гораздо удобнее и надежнее

"Рысь". Подробности эксплуатации

18.

Место водителя

"Рысь". Подробности эксплуатации

19.

"Рысь". Подробности эксплуатации

20.

"Рысь". Подробности эксплуатации

21.

"Рысь". Подробности эксплуатации

22.

"Рысь". Подробности эксплуатации

23.

"Рысь". Подробности эксплуатации

24.

"Рысь". Подробности эксплуатации

25.

"Рысь". Подробности эксплуатации

26.

"Рысь". Подробности эксплуатации

27.

Плафон освещения

"Рысь". Подробности эксплуатации

28.

Снимал днем, поэтому проверить достаточно ли яркости не мог

"Рысь". Подробности эксплуатации

29.

Обзор с места водителя нормальный

"Рысь". Подробности эксплуатации

30.

"Рысь". Подробности эксплуатации

31.

Пойдем к командирскому месту

"Рысь". Подробности эксплуатации

32.

Как уже и говорил, сиденья командира и экипажа закреплены неподвижно, вперед-назад не двигаются, спинка не отклоняется. Офицер, перегонявший машину из Москвы, сказал, что через 2.5-3 часа у него появились некомфортные ощущения от сидения в одной позе, пришлось останавливаться, чтобы размяться. Это, конечно, зависит от индивидуальной физиологии, но места для того, чтобы сесть по иному в машине нет, мешает очень плотная компоновка

"Рысь". Подробности эксплуатации

33.

Мой рост 181 см, на командирском сидении колени в пластик впереди не упирались, но развалиться с удобством совсем не получится

"Рысь". Подробности эксплуатации

34.

Пятиточечные ремни безопасности. Замок быстрой расцепки очень удобен, позволяет избавиться от ремней очень быстро

"Рысь". Подробности эксплуатации

35.

Специально снял видео, где солдаты, будучи полностью пристегнутыми ремнями безопасности, стараются как можно быстрее покинуть машину. Все солдаты являются водителями, впервые попробовали на скорость выбраться из машины непосредственно перед съемкой. На все про все ушло 6 секунд (команда была подана в 0:03)

Сиденья десантников. Ноги вытянуть совсем некуда

"Рысь". Подробности эксплуатации

36.

"Рысь". Подробности эксплуатации

37.

Кондиционер в машине очень хорош, к работе никаких нареканий нет, прохладу держит замечательно. А вот по отопителю услышал два разных мнения, один человек сказал, что тепло, другой, что при перегоне из Москвы при температуре -15 -20 градусов в машине было некомфортно. Может, конечно, что-то неправильно отрегулировали, но негативное высказывание наличествует. При этом отмечено, что машина исправно заводится при -30

"Рысь". Подробности эксплуатации

38.

В салоне на перегородке установлен блок распределения электроэнергии в кабине с ответвленными разъемами (12/24 В) для подключения потребителей

"Рысь". Подробности эксплуатации

39.

Однако связист не смог подключить к нему ни одну радиостанцию. То ли локализовать разъемы забыли, то ли связист не копенгаген

"Рысь". Подробности эксплуатации

40.

Подголовники на всех сидениях съемные, крепятся на замки типа фастекс

"Рысь". Подробности эксплуатации

41.

Кресло со снятым подголовником

"Рысь". Подробности эксплуатации

42.

Эм, не знаю, как правильно их назвать, но накладки на кресло и подставка под бронежилет тоже съемные. В центре кресло со снятыми накладками. Без них удобно сидеть будет людям маленького роста

"Рысь". Подробности эксплуатации

43.

"Рысь". Подробности эксплуатации

44.

Все сиденья сзади подымаются, поэтому пулеметчику не придется топтаться по своему сиденью

"Рысь". Подробности эксплуатации

45.

По бокам каждого кресла находятся фиксаторы, которые удерживают сиденье в сложенном состоянии

"Рысь". Подробности эксплуатации

46.

Сиденья в сложенном виде на двух креслах. Вместе с накладками крайнее сиденье никак не складывалось (может, что неправильно делал), поэтому пришлось их снять. Сиденье по центру пулеметчик поднимал вместе с накладкой

"Рысь". Подробности эксплуатации

47.

Специальные поддоны, которые должны снизить динамические нагрузки на ноги при подрыве машины

"Рысь". Подробности эксплуатации

48.

Люк пулеметчика

"Рысь". Подробности эксплуатации

49.

Стоять парню, приходиться на достаточно узкой платформочке посередке, крутиться будет явно неудобно

"Рысь". Подробности эксплуатации

50.

Вид с крыши автомобиля (кстати, покрытие крыши препятствует скольжению)

"Рысь". Подробности эксплуатации

51.

Вертлюг для пулемета отсутствует (то ли забыли поставить при передаче машины в бригаду, то ли турель была произведена без него, что вообще странно)

"Рысь". Подробности эксплуатации

52.

"Рысь". Подробности эксплуатации

53.

Вот так крепятся бронещитки. Посередине в круге — фиксатор вращения погона

"Рысь". Подробности эксплуатации

54.

Люк в открытом положении фиксируется после оттяжки флажка

"Рысь". Подробности эксплуатации

55.

Вывод воздухоприемника на крыше

"Рысь". Подробности эксплуатации

56.

Кронштейн для многоэлементной антенны

"Рысь". Подробности эксплуатации

57.

Перейдем к грузовому отсеку в корме машины. Открыть его можно с трех сторон, но сзади это возможно только при снятии запасного колеса. Опускать колесо можно только вручную, приспособлений для спуска нет

"Рысь". Подробности эксплуатации

58.

Дверца грузового отсека с левой стороны машины

"Рысь". Подробности эксплуатации

59.

"Рысь". Подробности эксплуатации

60.

Вид изнутри

"Рысь". Подробности эксплуатации

61.

Канистра идет в комплекте, но на фото вроде бы не родная

"Рысь". Подробности эксплуатации

62.

ЗИП для буксировки, который также хранится в грузовом отсеке

"Рысь". Подробности эксплуатации

63.

В отсек помещается вся амуниция и рейдовые рюкзаки десантников, но не остается места для боеприпасов. В салон из боеприпасов можно взять только то, что будет в разгрузочном жилете непосредственно на бойце. Ящики с патронами ставить просто некуда. Единственно, если в пачках распихивать по дверным нишам, но туда много не поместится

"Рысь". Подробности эксплуатации

64.

Подставок под оружие в машине нет, его приходится держать в руках, с пулеметом или гранатометом уже очень трудно повернуться. О том, чтобы взять АГС или крупнокалиберную винтовку даже речи не идет. Чрезвычайно интересно, какой выход из этой ситуации нашли военнослужащие тех стран, где эксплуатируется Ивеко.

По технической документации капот открывают два человека, которые открыв защелки, приподымают его с обеих сторон. Можно это сделать и одному, спереди, но это требует немалых усилий, капот хоть и пластиковый, но достаточно увесистый

"Рысь". Подробности эксплуатации

65.

"Рысь". Подробности эксплуатации

66.

"Рысь". Подробности эксплуатации

67.

Вид с крыши автомобиля

"Рысь". Подробности эксплуатации

68.

"Рысь". Подробности эксплуатации

69.

"Рысь". Подробности эксплуатации

70.

"Рысь". Подробности эксплуатации

71.

Пройдемся вокруг, посмотрим различные мелочи, не вошедшие в основной рассказ.
Та самая защита от снега, установленная на «Рысь» по итогам первых пробных испытаний в России

"Рысь". Подробности эксплуатации

72.

Вид снизу сзади

"Рысь". Подробности эксплуатации

73.

Вид снизу спереди

"Рысь". Подробности эксплуатации

74.

Днище двухслойное

"Рысь". Подробности эксплуатации

75.

Колесная ниша спереди

"Рысь". Подробности эксплуатации

76.

Колесная ниша с выхлопной трубой сзади

"Рысь". Подробности эксплуатации

77.

Труба выведена наверх на случай преодоления водной преграды вброд

"Рысь". Подробности эксплуатации

78.

Зазор между бронекапсулой и грузовым отсеком

"Рысь". Подробности эксплуатации

79.

Крышка топливного бака находится на корме машины

"Рысь". Подробности эксплуатации

80.

Брызговик сзади

"Рысь". Подробности эксплуатации

81.

Смазку петель дверей производить достаточно просто

"Рысь". Подробности эксплуатации

82.

Дверной замок глубоко утоплен внутрь

"Рысь". Подробности эксплуатации

83.

Боковое зеркало

"Рысь". Подробности эксплуатации

84.

Маркировка на бронестеклах

"Рысь". Подробности эксплуатации

85.

"Рысь". Подробности эксплуатации

86.

"Рысь". Подробности эксплуатации

87.

За время эксплуатации повредили подфарник и треснул пластиковый капот

"Рысь". Подробности эксплуатации

88.

"Рысь". Подробности эксплуатации

89.

Спросил про необходимость бойниц на «Рыси». Сказали, что бойницы пригодились бы при езде в колонне, когда начнется обстрел, но прямо таки жизненной необходимости в них не видят. Сделают — хорошо, не сделают — и ладно.

Подведу итог. В бригаду поступили, как эксперимент, два бронеавтомобиля «Рысь», которые достаточно редко эксплуатируются. Вне дорог их практически не используют. Основные впечатления от эксплуатации появятся после того, как автомобили станут штатными единицами. Это не означает, что машина не испытывалась вообще (что-то ж она в спецназе в Солнечногорске с 2011 года делает, да и на Чебаркуль ее ж тоже зачем-то гоняли), но в 10-й бригаде спецназа на износ с ней не работали.

Общее мнение о машине офицеров весьма посредственное, в первую очередь из-за ходовых качеств. Все хотят убрать АКПП. На втором месте по пожеланиям — увеличение объема перевозимого полезного груза. На третьем — больше места для удобства экипажа и десантников. В плюсах отмечается противоминная защита, мягкая езда по трассе, кондиционер.
Офицеры считают, что машина неплоха была бы для конвоев, каких-нибудь полицейских операций, как командирский или связной автомобиль. Замена же СТС «Тигр» на «Рысь» в спецназе вызывает недоумение, т.к. пусть «Тигр» не имеет противоминной защиты, кондиционера, но он лучше с точки зрения внедорожных качеств и имеет больший внутренний объем салона.

Мои впечатления. Давно уже хотел пощупать автомобиль лично и услышать мнения о нем не ангажированных журналистов, а военных, непосредственно эксплуатирующих данную машину. Поскольку по бездорожью на «Рыси» проехать не пришлось, то основные впечатления были от удобства машины. Плотная внутренняя компоновка — следствие повышенной бронезащиты — конечно, удручает. Если машину эксплуатировать, как ту же командирскую, то никаких трудностей не возникает, много амуниции и боеприпасов возить не надо. Но если ее использовать, как единственное транспортное средство отделения/группы, то вопрос малого полезного объема становится ключевым. Разве что на крыше какой-нибудь багажник городить.

Надо бы Минобороны уже раскрывать карты для чего закупается данный бронеавтомобиль (налаживание сотрудничества с западными странами, скупка технологий или что там еще), а то вопросов у общественности слишком много.

topwar.ru

«Рысь» ВДВ не товарищ

Воздушно-десантные войска подыскали российский аналог бронеавтомобиля «Рысь», который в настоящее время выпускается для нашей армии по итальянской лицензии. Вместо иностранных бронеавтомобилей IVECO военнослужащие ВДВ, скорее всего, перейдут на отечественную боевую технику производства «КамАЗа» – «Тигр» или «Тайфун». При этом «Тигра», который бы полностью удовлетворял потребностям воздушно-десантных войск, пока просто нет (хотя работы по его созданию будут окончены в ближайшее время), а «Тайфун» находится на стадии проведения опытно-конструкторских работ, так что говорить о нем можно лишь как об одном из возможных бронеавтомобилей ВДВ, но в достаточно отдаленной перспективе.

О планах по перевооружению российских военно-воздушных войск командующий ВДВ генерал-полковник Владимир Шаманов рассказывал в рамках пресс-конференции, которая была организована РИА-Новости. Отвечая на вопросы присутствующих журналистов, командующий отметил, что по своим тактико-техническим характеристикам, бронеавтомобиль «Рысь» малопригоден к нашим условиям. Помимо этого генерал-полковник сослался на отсутствие понимания в вопросах эксплуатации, поддержки и ремонта бронемашин компании IVECO.

Переоценку бронеавтомобилей Iveco LMV, которые в российской армии получили наименование «Рысь» Шаманов напрямую связал с изменением в руководстве Минобороны России. По его словам, Сергей Шойгу достаточно ясно обозначил задачу – опираться на российскую оборонную промышленность. Таким образом, интерес ВДВ переместился в сторону «КамАЗа», однако в настоящий момент техника, производимая этим предприятием, военных не устраивает, от производителя ждут новых идей. Десантный вариант нового «Тигра-М» должен будет учитывать подъемные возможности отечественной транспортной авиации.

«Рысь» ВДВ не товарищ

Бронеавтомобиль «Рысь»


При этом Владимир Шаманов подчеркнул, что в воздушно-десантных дивизиях основной боевой единицей будет гусеничная боевая техника. К примеру, та же самая БМД-4М производства Курганмашзавода, которая в настоящее время все еще находится в разработке и не приступила к стадии государственных испытаний. Стоит отметить и тот факт, что требования Генштаба по увеличению живучести техники и безопасности десанта привели к тому, что потенциал БМД-4 практически полностью исчерпан. Так БМД-4М по своей массе находится на пределе возможностей военно-транспортной авиации. Вес данной боевой машины достигает 14,2 тонн. В тяжелый транспортный самолет Ил-76 помещается 3 БМД-4М, которые по габаритам входят впритирку, а десант при этом может находиться только внутри боевых машин. Однако ничего принципиально другого в течение ближайших 7-10 лет российский ОПК предложить просто не сможет, поэтому в случае успешного проведения госиспытаний ВДВ сможет согласиться на приобретение данных машин.

В то же время в десантно-штурмовых соединениях собираются создавать сегмент автомобильной боевой техники, на базе модернизированного «Тигра» или в перспективе «Тайфуна». Также глава ВДВ отметил перспективность работ над двухосной версией автомобиля «КамАЗ», который должен заменить в войсках снятые с вооружения автомобили ГАЗ-66. Речь идет об автомобиле КАМАЗ-43501, который в комплектации для ВДВ является десантируемым. По сравнению со снятым с вооружения ГАЗ-66, новый автомобиль обладает повышенной грузоподъемностью – выше на 1 тонну, а его возможности по буксировке выше сразу на 3 тонны. Надежность машины в 2 раза выше, а установленный дизельный двигатель мощнее, чем на ГАЗ-66. В ближайшие 2 года в интересах ВДВ должны закончиться работы по разработке десантируемой платформы, которая поможет использовать новые грузовые автомобили.

Стоит отметить, что несмотря на развернутую деятельность по отказу от техники иностранного производства Минобороны РФ не стало отменять приобретение вертолетов-«генераловозов» итальянского производства. Военные объясняют это тем, что вертолетов подобного класса в России просто нет. При этом, по оценкам редактора журнала Moscow Defense Brief Михаила Барабанова, в качестве «генераловоза» итальянский AW139 будет явно предпочтительнее, чем отечественный Ми-8. Особенно при сборке итальянского вертолета в России, тогда его стоимость можно будет считать относительно низкой, а стоимость эксплуатации машины может быть существенно ниже, чем у Ми-8. При этом каких-либо технических рисков у AW139 меньше, чем у перспективного российского вертолета Ка-62, который еще не совершил ни одного полета.

«Рысь» ВДВ не товарищ

БМД-4М


Но вернемся к «Рыси». Контракт на совместную сборку данного бронеавтомобиля в Воронеже Россия и Италия заключили в декабре 2011 года. Сумма данной сделки составила 1,5 млрд. долларов. До этого военные приобрели 4 подобных автомобиля и провели их испытания на полигоне, сравнивая с российскими аналогами. Тогда в Минобороны России отметили, что характеристики итальянских бронеавтомобилей выше, чем у машин, имеющихся на вооружении российской армии – в частности у отечественного броневика «Тигр», который производится компанией «Русские машины».

Ведомство тогдашнего министра обороны Анатолия Сердюкова оценило потребность вооруженных сил в 3000 итальянских бронеавтомобилей. Однако на данном этапе судьба этого проекта во многом остается открытой. Россия уже получила 60 собранных бронеавтомобилей, еще 358 единиц законтрактованы и, по словам российских военных, данный контракт в любом случае будет выполнен. А вот о дальнейшем производстве стоит подумать.

По заявлению замминистра обороны России Юрия Борисова, итальянцы сообщали о том, что из 130 подрывов бронемашин Iveco в Ираке не было ни одного случая с летальным исходом для экипажа машины. По сведениям генерала это далеко не так. В то же время он признал, что в настоящее время именно бронеавтомобиль Iveco LMV является самым массовым бронеавтомобилем НАТО. Около 1300 таких машин эксплуатируется в итальянской армии, по 100-300 единиц имеется в армиях других натовских стран.

«Рысь» ВДВ не товарищ

КАМАЗ-43501


В конце декабря 2012 года российский вице-премьер Дмитрий Рогозин, который возглавляет правительственную военно-промышленную комиссию и занимается курированием вопросов ОПК страны, совершил рабочую поездку в Италию, где среди прочего решалась и судьба «Рыси», отверточная сборка которой, больше не устраивает Россию, которая хочет получить доступ к технологиям. По словам Дмитрия Рогозина, производство бронеавтомобиля переносится на Камский автомобильный завод (КамАЗ). При этом за 4 года уровень локализации производства машины должен составить порядка 80%, то есть практически вся бронемашина будет создаваться в России, за исключением ряда отдельных агрегатов и узлов. В настоящее время уровень ее локализации составляет едва 10%. В настоящее время с IVECO обсуждаются возможности по созданию совместного с «КамАЗом» предприятия. Итальянцы готовы к реализации данного проекта, но при минимальном заказе в 900 бронеавтомобилей.

Также Дмитрий Рогозин рассказал журналистам о том, что «Рысь» в российской армии не будет конкурировать с «Тигром». По его словам, бронеавтомобиль «Рысь» более компактный, он не такой широкий и не предназначен для ведения боевых действий – в нем нет бойниц. При этом у машины есть выдающиеся показатели по бронезащищенности экипажа. Смысл «Рыси» в том, чтобы быстро доставить личный состав на поле боя или наоборот – беспрепятственно и без повреждений провести эвакуацию бойцов.

В свою очередь «Тигр» – это бронеавтомобиль уже непосредственно для боевых действий. В нем больше места, он приспособлен для того, чтобы из него можно было вести ответный огонь. При этом Дмитрий Рогозин отметил, что, по крайней мере в нынешнем варианте бронезащита «Тигра» на ступень слабее.

«Рысь» ВДВ не товарищ

Бронеавтомобиль «Тигр»


В настоящее время ситуация с бронеавтомобилями в России напоминает плохую комедию. В которой чехарда цифр, договоренностей и обещаний сменяет друг друга каждый месяц. В свое время еще при заключении приснопамятного контракта с итальянцами можно было предположить, что покупка иностранных бронеавтомобилей может подстегнуть российских производителей, придать им импульс к развитию, усилить конкуренцию. Сегодня можно констатировать – не очень то удалось. Прошлого начальника Генштаба Николая Макарова часто ругали за критику отечественной военной техники и оборонки. Однако новый начальник Генштаба Александр Герасимов также не стесняется открыто критиковать российскую оборонную промышленность.

Не так давно он высказывался о российском бронеавтомобиле «Волк», который многие называют достаточно перспективным. По словам Герасимова, машина по 12 показателям не соответствует тактико-техническому заданию. «Волк» создавался в рамках ОКР по проекту «Каратель-1». Завершение опытно-конструкторских работ по проекту должно было наступить еще в 2010 году. Однако на дворе 2013 год, а недостатки машины так и не были устранены, бронеавтомобиль не представлен на проведение повторных государственных испытаний. Враги в Минобороны (надо полагать Макаров и Сердюков), которые, по словам производителей, не давали машине пройти госиспытания, исчезли, однако на деле ничего не изменилось.

Источники информации:
-http://www.newsru.com/russia/25feb2013/tigr.html
-http://dokwar.ru/publ/voenny_vestnik/novosti_vpk/d_rogozin_rys_i_tigr_ne_konkurirujut_mezhdu_soboj/2-1-0-574
-http://ria.ru/defense_safety/20130222/924189618.html
-http://pressria.ru/media/20130225/601425374.html

topwar.ru

БРМ-3К «Рысь» Двигатель, Вес, Размеры, Вооружение

В начале 1990-х годов в дополнение к уже имевшимся на вооружении российской армии и прекрасно зарекомендовавшим себя боевым разведывательным машинам БРМ-1 и БРМ-2 конструкторским бюро Рубцовского механического завода была создана новая плавающая гусеничная боевая разведывательная машина БРМ-3 «Рысь» с учетом широкого опыта по эксплуатации и применению в боевых условиях БРМ предыдущих поколений.

БРМ-3К Рысь — видео

В 1993 году на Рубцовском машиностроительном заводе закончена ОКР по созданию командирской боевой разведывательной машины нового поколения БРМ-3К и завод приступил к ее серийному производству. Боевая разведывательная машина БРМ-3 «Рысь» предназначена для разведки на поле боя и артиллерийской разведки в составе подразделений сухопутных войск и отрядов морского десанта днем и ночью в любое время года и при любой погоде, включая условия ограниченной видимости (дождь, снег, туман, дымовая завеса, световые помехи и т.п.), на значительном удалении (до 100 км) от своих войск.

Бронированная разведывательная машина «Рысь» создана на базе ходовой части и узлов боевой машины пехоты БМП-3, специальное шасси для БРМ получило обозначение «объект 501». Использование силовой установки, ходовой части, водяного движителя с БМП-3 и их эффективное применение в конструкции БРМ повысило ее надежность, маневренность, проходимость и боевую выживаемость. Машина имеет широкие информационно-поисковые возможности, на ней установлены приборы наблюдения 1ПН71 и 1ПН61, лазерный дальномер 1Д14, РЛС 1РЛ133-1, навигационная аппаратура ТНА-4-6, 1Г50, 1Т129 и другое специальное и связное оборудование, и предназначена для ведения войсковой разведки в любое время суток.

Специальный комплекс приборов разведки, установленный на машине, позволяет экипажу производить поиск, обнаружение и опознавание целей в любое время года и суток, в условиях ограниченной оптической видимости (дождь, снег, туман, дымовые завесы, помехи от ярких источников света), обработку и передачу полученной развединформации пунктам приема на удалении до 100 кми в необходимых случаях – до 350 км. На машине БРМ-3 установлены дневные и ночные приборы наблюдения 1ПН71 «Пособие-2» и 1ПН61 «Печенег», лазерный дальномер 1Д14 «Фауна» и станция радиолокационной разведки 1РЛ-133-1 «Кредо-М». Лазерный дальномер установлен в куполе, который вращается относительно башни в секторе 60°. Для работы РЛС поднимается на стреле длиной около 1 м. Командир машины или оператор могут разворачивать ее в секторе ±240° от положения «прямо». Антенну РЛС можно снять и установить в отдалении от машины. Дальность ведения радиоэлектронной оптической разведки на дальности до 80 км. Полученная разведывательная информация обрабатывается с помощью бортового компьютера.

Для точного определения собственного местонахождения и расположения целей на машине установлена навигационная аппаратура ТНА-4, 1Г50 и 1Т129. Основой навигационного комплекса является система топографического ориентирования «Трона-1». Эта система принимает данные с нескольких датчиков, в том числе с приемника спутниковой навигации. Первоначальное ориентирование машины производится при помощи визира 1Т25-1.

Корпус, силовой агрегат и ходовая часть БРМ «Рысь» такие же, как у БМП-3. В качестве основного вооружения на БРМ используется 30-мм пушка двустороннего заряжания 2А72, стабилизированная в двух плоскостях, со скорострельностью 300 выстрелов в минуту. В горизонтальной плоскости она вращается на 360 градусов, а угол ее возвышения составляет +64 градусов, что позволяет вести огонь из пушки и пулемета не только по наземным, но и по воздушным целям. Дальность эффективной стрельбы бронебойными снарядами – 2.500 м, а фугасными – 4.000 м. Боекомплект пушки состоит из 400 выстрелов в боеукладке (осколочно-фугасные и бронебойные) и еще 200 выстрелов в дополнительной ленте. В случае выхода из строя электромеханической системы заряжания пушка может заряжаться вручную.

В состав системы управления огнем входят прибор для наблюдения и прицеливания с ночным каналом (активным и пассивным) БРК-2-42 и прицел для ведения огня по воздушным целям ППБ-2. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ, к которому имеются 2.000 патронов. Кроме того, в машине перевозится личное оружие экипажа – шесть автоматов АК-74 и пятнадцать ручных гранат. На БРМ- 3К «Рысь» можно смонтировать пусковую установку ПТУРСов. В машине имеется место для хранения системы противотанковых управляемых ракет (ПТУР), 6 единиц стрелкового оружия, и 15 ручных гранат. В корпусе машины имеются 2 амбразуры для стрельбы из стрелкового оружия. Экипаж машины состоит из 6 человек: командир группы разведки, командир машины, стрелок, механик-водитель, штурман-оператор и оператор телеграфной и радио связи. Экипаж защищен от пуль и снарядов бронированными корпусом и башней.

При боевой массе машины 19,6 т удельное давление на грунт составляет 0,062 Мпа. Максимальная скорость при движении вперед 70 км/ч, при езде задним ходом 20 км/ч, запас хода 600 км. БРМ «Рысь» благодаря двум одноступенчатым осевым водометным движи¬телям. Поворот осуществляется путем перекрытия одного из водометов заслонкой. При этом радиус поворота составляет 6-7 м. Машина может плыть также назад со скоростью 2,5 км/ч. Машина способна преодолевать подъемы крутизной 35°, вертикальные стенки высотой 0,8 м и рвы шириной 2,5 м. Машина оснащена автономным источником электропитания всей аппаратуры на стоянке. Электропитание приборного комплекса осуществляется как основным генератором, так и встроенной автономной электростанцией мощностью 4 кВт. Для передачи и приема информации машина оборудована радиостанциями Р-163-50У, Р-163-5К и P-163-10У. При работе в обычном режиме дальность радиосвязи достигает 100 км, а при использовании мачтовых антенных устройств – до 350 км.

Машина имеет средства защиты экипажа и оборудования от воздействия оружия массового поражения. Кроме средств защиты от ОМП, на ней также установлены автоматическая противопожарная система, обогреватель и средства постановки дымовых завес – дымовые гранатометы 902В и термодымовая аппаратура. Машина БРМ-3К «Рысь» оснащается автоматической системой пожаротушения с несколькими оптическими и термическими датчиками, а также шестью баллонами с огнегасящим составом хладон R114B-2. Экипаж разведывательной машины «Рысь» может производить наблюдение не только из машины, но и с выносного поста. В комплект выносного поста входят лазерный прибор разведки ЛПР-1, ночной бинокль БН-2, перископическая артиллерийская буссоль ПАБ-2АМ, телефонный аппарат ТА-88 и радиостанция Р-168-5УН(Е)-2. Комплект оборудования выносного поста обеспечивает наблюдение за обстановкой днем и ночью, обнаружение целей и точное определение их координат. Так, лазерный прибор разведки ЛПР-1 способен измерять дальность до цели на дальности до 20 км. При использовании телефонного аппарата ТА-88 обеспечивается работа поста на удалении до 500 м от машины, а радиостанция позволяет удаляться на 10-12 км.

БРМ способна выполнять следующие задачи:

— Наблюдение за местностью, поиск, обнаружение и определение наземных неподвижных, движущихся и замаскированных целей.
— Определение координат цели в любом направлении со средней погрешностью в 20м.
— Непрерывная обработка навигационных данных и передача угла направления в указанный пункт назначения.
— Круглосуточная радиосвязь на расстояниях до 100 км во время движения и до 350 км на остановках.
— Оборудование наблюдательного пункта на расстояниях до 500 м от БРМ при помощи телефонной связи и до 6 км при использовании переносной УКВ-радиостанции.
Ведение прицельной стрельбы против наземных и воздушных целей днем и ночью с места и хода.

Боевая разведывательная машина БРМ-3К в 1995 году принята на вооружение РФ . Машина БРМ-3К впервые показана в Омске на международной выставке «ВТТВ-Омск-99» в 1999 году. В 1999 году за проведение комплекса работ по созданию и организации производства командирской боевой разведывательной машины нового поколения БРМ-3К была присуждена премия Правительства РФ, от КБП ее получил Боев Игорь Викторович.

Тактико-технические характеристики БРМ-3К Рысь

Экипаж, чел.: 6
Годы производства: с 1990-х

Вес БРМ-3К Рысь

— 19,6 тонн

Размеры БРМ-3К Рысь

— Длина корпуса, мм: 7020
— Ширина корпуса, мм: 3280
— Высота, мм: 2570
— Колея, мм: 2760
— Клиренс, мм: 450

Бронирование

— Тип брони: противопульная

Вооружение БРМ-3К Рысь

— Калибр и марка пушки: 30-мм 2А72
— Тип пушки: малокалиберная автоматическая пушка
— Боекомплект пушки: 600
— Прицелы: ПНК2-42С1
— Пулемёты: 1 х 7,62-мм ПКМ или ПКТМ

Двигатель БРМ-3К Рысь

— Тип двигателя: дизельный УТД-29Т
— Мощность двигателя, л. с.: 500

Скорость БРМ-3К Рысь

— Скорость по шоссе, км/ч: 70
— Скорость по пересечённой местности, км/ч: 45-50 по пересечённой местности, 8-10 на плаву
— Запас хода по шоссе, км: 600
— Удельная мощность, л. с./т: 26,7
— Тип подвески: торсионная
— Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,6
— Преодолеваемый подъём, град.: 30
— Преодолеваемый брод, м: плавает

 

Фото БРМ-3К Рысь

Добавить комментарий

oruzhie.info

Боевая разведывательная машина БРМ-3К «Рысь»

Разработанная в середине восьмидесятых годов боевая машина пехоты БМП-3 собрала в себе ряд оригинальных и интересных технических решений, обеспечивших ей высокие характеристики. Позже на базе этой машины были созданы несколько типов техники различного назначения. В частности, для вооружения разведывательных подразделений была разработана боевая разведывательная машина БРМ-3К «Рысь». Работы по этому проекту стартовали в конструкторском бюро Рубцовского машиностроительного завода (ныне структурное подразделение корпорации «Уралвагонзавод») в начале девяностых годов.Боевая разведывательная машина БРМ-3К «Рысь»

Проект БРМ-3К «Рысь» подразумевал переработку базовой боевой машины пехоты с использованием нового радиоэлектронного оборудования и вооружения. Все эти изменения связаны с тактической ролью машины. БРМ-3К предназначалась для наблюдения за местностью и обнаружения различных целей в любое время суток, определение координат целей, передача информации об обнаруженных объектах, а также самостоятельная атака техники или живой силы противника. Подобные задачи сказались как на облике всей машины, так и на составе ее экипажа. В экипаж «Рыси» входят шесть человек: командир машины, командир разведоргана, механик-водитель, оператор-наводчик, штурман-вычислитель и радиотелеграфист.

БРМ-3К сохранила основные агрегаты базовой БМП-3, из-за чего габариты и вес машины почти не изменились. Боевая машина с боевой массой 19,6 тонны имеет общую длину 7,02 метра, ширину (по крыльям) 3,28 м и высоту (по несъемным деталям башни) – 2,57 м. Гусеничная ходовая часть имеет колею 2,76 м и опорную поверхность длиной 4,2 м. Клиренс машины превышает 450 мм.

Бронированный корпус и башня машины «Рысь» представляют собой соответствующие агрегаты БМП-3 с незначительными изменениями, обусловленными использованием нового оборудования и вооружения. Броня корпуса защищает экипаж и агрегаты от крупнокалиберных пуль стрелкового оружия. Компоновка внутренних объемов корпуса осталась прежней: отделение управления в передней части корпуса и боевое отделение в средней. Кормовая часть корпуса отдана под агрегаты силовой установки и рабочее место одного из членов экипажа. Там же располагается часть перевозимого оборудования.

Механик-водитель и штурман-вычислитель располагаются бок о бок в передней части боевой машины. Место водителя находится у левого борта, штурмана – у правого. Командир разведоргана располагается в передней части башни, у правого борта, за ним находится место командира машины. Оператор-наводчик размещен слева от орудия. За боевым отделением, на месте десантного отделения базовой БМП имеется рабочее место радиотелеграфиста, отвечающего за связь. Все рабочие места экипажа оснащены перископическими наблюдательными приборами, в том числе приборами ночного видения.

Боевая разведывательная машина БРМ-3К «Рысь»

В корме машины, под отсеком для оборудования, располагается 10-цилиндровый дизельный двигатель УТД-29Т мощностью 500 л.с. Для удобства производства и обслуживания машины двигатель выполнен в виде единого блока с гидромеханической четырехскоростной трансмиссией. Кроме того, в состав этого блока включены два водометных движителя. При пересечении водных преград вода забирается через окна в днище машины и выбрасывается через сопла в кормовом листе. Также для движения по воде в лобовой части корпуса имеется волноотражательный щиток.

При создании проекта БРМ-3К ходовая часть базовой машины не претерпела никаких изменений. В ее состав входят шесть опорных катков с независимой торсионной подвеской на каждом борту. Два передних и один кормовой катки на каждом борту дополнительно оснащены гидравлическими амортизаторами. Верхняя ветвь гусеницы поддерживается тремя роликами. Направляющее колесо с механизмом натяжения гусеницы располагается в передней части борта, ведущее – в кормовой. Сохранена возможность управления натяжением гусеницы с рабочего места водителя.

Силовая установка и ходовая часть позволяют машине БРМ-3К разгоняться на шоссе до 70 км/ч. При движении назад максимальная скорость превышает 20 км/ч. Средняя скорость на грунтовой дороге достигает 45-50 км/ч. При передвижении по воде водометы разгоняют машину до 8-10 км/ч. Запас топлива позволяет «Рыси» преодолеть более 600 км по шоссе или двигаться 12 часов по грунтовой дороге. На плаву запас хода достигает 7 часов.

Одной из основных задач разведывательной машины БРМ-3К «Рысь» является наблюдение, поиск и обнаружение различных целей. Машина несет комплекс радиоэлектронного оборудования, предназначенного для наблюдения за обстановкой различными средствами в разных диапазонах, а также для сбора информации о целях. Самый заметный элемент аппаратуры наблюдения – антенна радиолокационной станции 1РЛ133-3. Эта импульсная РЛС способна обнаружить человека на дальности до 4-5 км, автомобиль или бронемашину на дистанциях до 10-12 км. Антенна монтируется в кормовой части крыши башни. При необходимости она может быть снята и установлена на треноге на расстоянии от базовой машины.

Боевая разведывательная машина БРМ-3К «Рысь»

На бортах башни БРМ-3К монтируются два сравнительно крупных бронекожуха, в которых располагаются тепловизионный прибор разведки 1ПН71 (в левом кожухе) и активно-импульсный прибор ночного видения 1ПН61 (в правом). В центральной части крыши, между люками экипажа, выведен модуль лазерного дальномера 1Д14 с дальностью измерения до 10 км для бронетехники и до 20-25 км по крупным объектам. На рабочем месте оператора-наводчика машины имеется пульт управления и блок индикации прибора 1ПН71. Командирское место оснащено пультом управления дальномером и дополнительным блоком индикации прибора 1ПН71.

Приборы 1ПН61 и 1ПН71 позволяют экипажу наблюдать за обстановкой в любое время суток и видеть объекты на дальности не мене 3 км. Важной особенностью активно-импульсного прибора ночного видения 1ПН61 является возможность работы в трех режимах: пассивное наблюдение, наблюдение с использованием лазерной подсветки и наблюдение с определением дальности до цели. Дальность до цели типа «танк» может измеряться на расстояниях до 3 км. При измерении по блику оптических приборов цели измеряемая дальность достигает 5 км.

Боевая разведывательная машина БРМ-3К «Рысь» должна не только находить цели, но и передавать информацию о них другим боевым машинам. Для определения своих координат и точного местоположения цели машина оснащена комплексом специального оборудования. Основой навигационного комплекса является система топографического ориентирования «Трона-1». Эта система принимает данные с нескольких датчиков, в том числе с приемника спутниковой навигации. Информация о маршруте и координатах «Рыси» отображается на цветном жидкокристаллическом экране.

Первоначальное ориентирование машины производится при помощи визира 1Т25-1. Установка исходных координат машины выполняется с использованием контрольной точки, имеющей известные координаты. Система «Трона-1» получает координаты контрольной точки, направление на нее и дальность, на основе которых вычисляет местоположение боевой машины. Информация системы топографического ориентирования позволяет другой аппаратуре разведывательной машины вычислять точные координаты обнаруженных целей.

Основным средством связи машины БРМ-3К является радиостанция Р-168-28УЕ-2 с набором различного оборудования. Для связи в КВ- и УКВ-диапазонах экипаж машины может использовать несколько антенн различных типов, в том числе установленную на телескопической мачте Р-168МК.

Экипаж разведывательной машины «Рысь» может производить наблюдение не только из машины, но и с выносного поста. В комплект выносного поста входят лазерный прибор разведки ЛПР-1, ночной бинокль БН-2, перископическая артиллерийская буссоль ПАБ-2АМ, телефонный аппарат ТА-88 и радиостанция Р-168-5УН(Е)-2. Комплект оборудования выносного поста обеспечивает наблюдение за обстановкой днем и ночью, обнаружение целей и точное определение их координат. Так, лазерный прибор разведки ЛПР-1 способен измерять дальность до цели на дальности до 20 км. При использовании телефонного аппарата ТА-88 обеспечивается работа поста на удалении до 500 м от машины, а радиостанция позволяет удаляться на 10-12 км.

Башня базовой машины БМП-3 была двухместной, но в башне «Рыси» имеются три рабочих места экипажа. Дополнительный объем внутри боевого отделения был освобожден за счет изменения состава вооружения. Основным оружием БРМ-3К стала 30-мм автоматическая пушка 2А72. Питание орудия осуществляется при помощи двух лент, подводящих боеприпасы с обеих сторон. В нижней части боевого модуля имеются короба для боеприпасов, в которых помещается 150 бронебойно-трассирующих и 250 осколочно-фугасно-зажигательных снарядов. Кроме того, предусмотрен дополнительный магазин на 200 снарядов, отделенный от двух других. С автоматической пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКМ или ПКТМ. Под пулеметом находится короб для единой ленты на 2000 патронов.

Боевая разведывательная машина БРМ-3К «Рысь»
Боевая разведывательная машина БРМ-3К «Рысь»

Наведение оружия производится при помощи комбинированного прицела ПНК2-42С, перископический прибор ППБ-2 и другого оборудования. Имеется система управления огнем с двухплоскостным стабилизатором вооружения. Горизонтальная наводка оружия круговая, вертикальная – в пределах сектора от -5° до +64°.

Машина БРМ-3К «Рысь» оснащается автоматической системой пожаротушения с несколькими оптическими и термическими датчиками, а также шестью баллонами с огнегасящим составом хладон R114B-2.

При подготовке позиции экипаж может использовать оборудование для самоокапывания. На нижней лобовой детали корпуса шарнирно закреплен отвал бульдозерного типа. В походном положении он закрепляется параллельно плите корпуса и выполняет функции дополнительной защиты.

Известно, что в 1993 году Рубцовский машиностроительный завод построил как минимум один прототип новой разведывательной бронемашины. В 1995 году прототип БРМ-3К «Рысь» прошел испытания, после чего новая машина была принята на вооружение сухопутных войск России. Точное количество построенных в Рубцовске машин неизвестно и оценивается в несколько десятков машин. Информация о боевом применении тоже отсутствует. В некоторых источниках упоминается, что несколько машин «Рысь» использовались вооруженными силами во время второй войны в Чечне. Подробности подобной эксплуатации остаются неизвестными.

По материалам:
http://army-guide.com/
http://rmz.ru/
http://alternathistory.org.ua/
http://computerland-spb.ru/images/pdf_uvz/BRM-3K_spreads.pdf
http://militaryrussia.ru/blog/topic-656.html

topwar.ru

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *