Для чего нужно масло трансмиссионное – Марки трансмиссионных масел и их характеристики. Применение трансмиссионных масел

Содержание

Что такое трансмиссионное масло: свойства и особенности

Для нормальной работы каждого узла в автомобиле необходимо качественное смазывание всех деталей. Поскольку разные системы и агрегаты работают в разных режимах, то им требуется разная по свойствам и составу смазка. Двигателю нужно моторное масло, а в коробку передач — трансмиссионное масло. Что это за вид смазочного материала, должен знать каждый автовладелец.   

Читайте в этой статье

Для чего нужна смазка в коробке передач

Трансмиссия любого автомобиля состоит из множества деталей, которые взаимодействуют между собой. Вращаясь на высоких скоростях, поверхности деталей изнашиваются от трения и высоких температур, на них образуются задиры.

Смазка обеспечивает не только уменьшение трения, но и отведение тепла. Все это осуществляется за счет образования на деталях масляной защитной пленки. Чтобы пленка не разрушалась, смазка должна обладать необходимой вязкостью, но при этом не быть слишком плотной, чтобы не создавать помех в работе механизмов. Особенно это важно на холоде (например, зимой в морозы).

Рекомендуем также прочитать статью о том, можно ли лить моторное масло в коробку передач. Из этой статьи вы узнаете о том, в каких случаях и на каких КПП допустимо использование масла для двигателя, а также что нужно учитывать в случае заливки в коробку передач моторного масла.

Группа трансмиссионных масел

Отвечая на вопрос о том, что такое трансмиссионное масло, можно сказать, что это специальный смазывающий состав (жидкость) для защиты деталей коробки передач от избыточного трения, коррозии, перегрева и прочих негативных воздействий. Кроме того, масло снижает уровень шума, возникающего во время работы КПП.

При этом масло для трансмиссии отличается от моторного. Изготавливается такая смазка из минеральных или полусинтетических основ с добавлением в них присадок, содержащих хлор, серу, фосфор, дисульфид. Все это нужно для придания жидкости необходимых свойств, таких как:

  • стабильность химического состава на протяжении всего срока хранения или работы;
  • минимальный ущерб резиновым деталям КПП;
  • низкий уровень пенообразования;
  • необходимый уровень антизадирного и антикоррозийного действия;
  • высокий порог значений вязкости и рабочих температур. 

Классификация трансмиссионных масел

Трансмиссионное масло классифицируется, в первую очередь, по степени вязкости. Здесь можно выделить три основные группы, которые маркируются буквами SAE (международный стандарт):

  • SAE-85W Это густое масло, больше предназначенное для использования в теплое время года.
  • SAE-80W Это смазка, имеющая среднюю вязкость и предназначена для круглогодичного использования.
  • SAE-75W В эту группу входят полусинтетические и синтетические масла. Используются зимой или круглогодично.

Стоит знать, что, если маркировка не содержит букву W, то масло предназначено для теплого времени года. Все три описанные группы масел также объединяются по другому международному стандарту – API. Система классификации API GL применяется для масел механической трансмиссии и разделяет их по эксплуатационным характеристикам.

Что же касается коробок-автомат, то в них используются особые жидкости (типа DEXRON и т.п.). Они также имеют разные эксплуатационные характеристики. В обоих случаях (как применительно к МКПП, так и АКПП) смешивание трансмиссионных  масел категорически запрещено, чтобы избежать поломки АКПП.

 

Что в итоге

Учитывая особые условия работы, в коробках передач используются особые смазки – трансмиссионные жидкости. Тем не менее, в коробках передач старых машин советского производства, а также в некоторых новых отечественных моделях допускается в качестве смазки КПП применять обычное моторное масло.

В новых современных автомобилях рекомендуется использовать предусмотренное и рекомендуемое производителем трансмиссионное масло, для чего нужно внимательно изучить инструкцию по эксплуатации машины.

Во многих случаях можно найти более дешевую замену «родной» смазке с такими же эксплуатационными характеристиками. Однако, учитывая то, что полная или частичная замена масла в КПП делается не так часто, как в двигателе, лучше использовать рекомендованные заводом-производителем оригинальные продукты.

Читайте также

Трансмиссионное масло — что это такое?

Масло Автомобиль является довольно сложным устройством, в состав которого входит множество разных деталей и механизмов. В процессе работы, все его части взаимодействуют между собой, в результате чего образуется трение. Продолжительность подобного процесса, со временем, может навредить составляющим того или иного узла, поэтому, чтобы избежать такого сценария, в механических системах транспортных средств используют различные смазочные материалы. К таким составам относят и трансмиссионное масло, применяющееся в основном для смазки деталей коробки передач и рулевых механизмов. В данной статье мы расскажем какими функциями оно обладает, какие виды масла существуют, а также отметим на что стоит обратить свое внимание при выборе подобной жидкости.

1. Основные свойства и функциональные обязанности трансмиссионного масла

Трансмиссионное масло

Масло для трансмиссий – это специальный состав, использующийся для защиты деталей коробки перемены передач, коробки основных передач ведущих мостов, раздаточной коробки, рулевых механизмов, а также различных видов цепных и зубчатых передач (редукторов).

Масла этого вида изготавливают из базовых полусинтетических или минеральных основ, обагащенных разными функциональными добавками (антикоррозийными, антиизносными, антизадирными).

Чаще всего, такое средство получают в результате очистки остатков масел нафтопродуктов, с добавлением различных присадок, имеющих в своем составе хлор, фосфор, серу и дисульфид.

Принцип действия трансмиссионного масла, заключается в создании защитной пленки, которая надежно покрывает детали и ограждает их от негативных факторов тяжелых рабочих условий. Состав средства должен обладать достаточным уровнем вязкости, не допуская разрушения ограждающей пленки под воздействием высоких температур и ударных нагрузок. Кроме того, при нормальном состоянии жидкости, ее плотность не должна мешать работе механизма в холодное время года, тоесть не зависеть от температурных перепадов. Именно эта особенность определяет качество масла и называется «индексом вязкости».

Масло Основные требования к масляным трансмиссионным составам определяются после анализа рабочего материала, эксплуатационных условий трансмиссии и назначения самого масла

. Учитывая значительные нагрузки на трансмиссию, одними из главных требований к маслу есть необходимость выдержки высокоскоростного режима скольжения, существенных температурных перепадов (от -60 до +150°С) и большого давления.

Главными функциональными обязанностями таких жидкостей есть:

— снижение уровня энергетических потерь при трении;

— отвод тепла от постоянно соприкасающихся поверхностей;

— защита от изнашивания, вклинивания, питтинга;

— снижение уровня шума и вибрации, исходящих от зубчатых колес;

— безотходность и не токсичность; снижение ударной нагрузки.

Для долгого и безотказного выполнения перечисленных функций, масло должно обладать следующими рабочими свойствами:

— низким уровнем пенообразования, хорошими антиизносными и антизадирными свойствами, высокой стойкостью к окислительным процессам;

— высоким порогом вязкостно-температурных значений; защитными качествами при взаимодействии с водой;

— оптимальным уровнем взаимодействия с резиновыми элементами трансмиссионного процесса;

— стабильностью химических реакций состава в течении всего срока хранения.

2. Классификационные виды трансмиссионной жидкости

Масло На степень вязкости трансмиссионного состава главным образом влияют присадки, а также разного рода добавки, входящие в состав всех трансмиссионных жидкостей. Наиболее известной такой жидкостью считается минеральное масло, имеющее не только положительные характеристики (создает прочную и плотную пленку даже в условиях высокого давления), но и доступную цену. Минеральные масла стали основой создания синтетических трансмиссионных масел, которые по качеству значительно превзошли своего предшественника. Эта возможность появилась благодаря составу, способному отлично взаимодействовать с любыми добавками и присадками. Таким образом, граничный срок эксплуатационного ресурса деталей, при использовании такого рода масла, значительно возрастает.

Правда, сложность производства и отличное качество не могли не отразится на стоимости синтетического трансмиссионного масла, что делает его одним из самых дорогих продуктов. Если же у Вас нет желания тратить много денег и Вы во всем ищите «золотую средину», то стоит обратить внимание на полусинтетику, которая является идеальным сочетанием качества продукта и ценовой политики.

Также, как и моторные масла, трансмиссионные виды делятся на типы в зависимости от степени вязкости. Выделяют такие условные ряды (классификация SAE):

зимний рядSAE 70W, 75W, 80W, 85W;

летний рядSAE 80, 85, 90, 140, 250.

Условность подобного деления обусловлена особенностями строения трансмиссионных агрегатов разных производителей. Например, зависимо от степени нагрузок и рабочих температур масла, можно выделить агрегаты для которых зимние составы смогут обеспечить достаточную степень защиты даже при широком диапазоне внешних температур (такими устройствами есть механические коробки передач, устанавливаемые на легковые автомобили).

Лукойл Последние изменения, внесенные в редакцию стандарта «Классификации вязкости трансмиссионных масел для ведущих мостов и механических коробок передач» (SAE J306) имеет раздел с требованиями к маркировке, согласно которым все масла должны обозначаться по такому принципу: W (например, SAE 75W) – одна степень зимнего ряда или одна степень летнего ряда (например, SAE 85), или комбинация этих двух степеней (SAE 75W-85). Маркировка с двумя зимними степенями теперь исключается

(например, разрешенные раньше обозначения типа SAE 75W-85W, SAE 75W-80W, SAE 80W-85W уже применятся не будут).

Новые стандарты маркировки и дополнительные степени вязкости, заставляют поставщиков масел несколько точнее определять уровень их свойств, благодаря чему, рекомендации производителя смогут принять более конкретную форму. Например:

масло SAE 80предназначено для летней эксплуатации;

SAE 80W для эксплуатации в зимнее время года;

SAE80W-80 всесезонный вариант смазочной продукции.

После выхода новой редакции стандарта, чтобы соответствовать ее требованиям, отдельные поставщики смазочных материалов должны пересмотреть практику маркировки, а в некоторых случаях и формулы составов масел. Теперь трансмиссионные и моторные масла, имеющие одинаковую вязкость, в обозначениях по SAE, будут иметь значительные отличия.

Масло для трансмиссии Что касается единой системы классификации описанной жидкости по всем параметрам (качеству, назначению и эксплуатационным свойствам), то ее попросту нет, а всемирно признанной является классификационная система API, охватывающая масла для механических трансмиссий. Согласно ей, все жидкости такого рода обозначаются знаком класса API GL и делятся на пять групп (классов) качеств: от API GL-1 до API GL-5 + несколько проектных. Основными признаками данной системы есть рабочие условия передачи и ее конструкция, а к дополнительным относятся наличие антизадирных и антиизносных присадок.

Также, в странах Европы, активно используется классификация ZF TE-ML, которая уделяет внимание всем маслам, включая и жидкости для гидромеханических передач. Zahnradfabrik Friedrichshafen (или просто ZF) – это одна из крупнейших компаний Европы по производству силовых агрегатов и передач автомобилей. Она создала классификацию всех видов передач автомобильного транспорта. Согласно ей , каждый из них имеет свой список смазочных материалов, а обозначаются они от ZF TE-ML 01 до ZF TE-ML 14. В них перечислены классы вязкости, виды и классы качества масел, марки и производители разрешенных к использованию продуктов.

Все ведущие европейские производители смазочных материалов стараются получить одобрение своей продукции именно от этой компании, так как ее классификационная система, с каждым годом все больше и больше вытесняет другие, занимая в Европе лидирующую позицию.

Масло Обычно, вид рекомендуемой к применению трансмиссионной жидкости, указывается в технической документации транспортного средства и гравируется на маслощупе трансмиссии. В большинстве современных транспортных средств, имеющих роботизированную коробку передач, используется трансмиссионная жидкость типа Dexron, Dexron-2 или Dexron-3, однако, сравнительно недавно появился совершенно новый тип – «Т» или «Т2». Смешивать данные разновидности категорически не рекомендуется, поэтому производители окрашивают их в разные цвета: Dexron – в красный, а тип «Т» — в желтый.

3. Как правильно выбрать нужный продукт? Советы автомобилистов

Думаю, всем уже понятно, что обойтись без описанной смазочной жидкости не получится, при чем менять ее, стоит регулярно. Частота этого процесса зависит от типа детали, марки состава и рабочих условий. Так, например, одно масло надо заливать через каждые 15 000 километров, а другое может проездить и 30 км. Поэтому, к вопросу выбора стоит отнестись крайне серьезно. При покупке жидкости, стоит учитывать такие моменты: силу нагрузки, которая будет действовать на деталь и скорость относительного скольжения. Исходя из этих значений, осуществляется выбор масла определенной вязкости и с нужным количеством антизадирных присадок, которые способствуют появлению защитной пленки (изнашивается вместо детали).

Масло Всегда внимательно читайте информацию на этикетке, она подскажет стоит или не стоит, в Вашем случае, покупать данный продукт. Кроме того, выбирая минеральное, синтетическое или полусинтетическое трансмиссионное масло, обязательно уточняйте его вязкость (указывается на упаковке). Если показатель этого значения при нагревании до 100 °С будет меньшим чем 24 мм2/с (класс «140»), то покупать такие масла лучше исключительно жителям теплой местности, а в условиях суровых зим более целесообразно применять жидкости класса «90».

Также не нужно забывать про качество продукта, ведь всем известно, что только надежное средство поможет добиться желаемого результата и продлит жизнь Вашему транспортному средству. Конечно, заранее убедиться в эффективности продукта не получится, но можно попробовать довериться имени известного производителя, который не раз подтверждал качество своей продукции.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

Для чего необходима замена трансмиссионого масла и как правильно производится

Одна из важнейших составляющих силового узла автомобиля – коробка передач. Передача сгенерированного крутящего момента от двигателя до колес происходит при помощи множества шестерней между сцеплением и ступицами ведущих колес. Чтобы избежать деформации деталей и обеспечить стабильную работу КПП, необходимо следить за качеством смазочных материалов.

Что такое трансмиссионное масло, его роль в коробке передач

Трансмиссионное масло помогает избежать быстрого износа деталей, которые подвергаются излишнему трению. Чаще всего подобные масла предназначены для ведущих мостов и механической КПП.

Трансмиссионная жидкость отличается от других смазывающих материалов тем, что создает на деталях коробки передач устойчивую пленку, которая выдерживает сильные нагрузки и отводит лишнее тепло и шум от зубчатых деталей.

Однако трансмиссионное масло используется не во всех случаях. Производители легковых переднеприводных автомобилей, у которых КПП совмещена с главной передачей настоятельно рекомендуют использовать моторное масло.

Причины для замены масла в КПП

Трансмиссионное масло содержит в себе несколько типов присадок и основу. Во время эксплуатации со временем масло теряет физические свойства и не способно защитить составляющие трансмиссии.

Температура трансмиссионного масла во время работы двигателя достигает 150°С.

В условиях частых поездок и экстремальной езды, старое масло пенится и плохо передает крутящий момент. Присадки не выдерживают механической нагрузки и не защищают трансмиссию. Нагар оседает на подшипниках и шайбах, ухудшая скорость переключения передач.

Во время движения, КПП со старым маслом гудит, а через некоторое время такой езды зубья шестерней начинают разрушаться. В результате: передачи не четко переключаются, самостоятельно выключаются, возникает задир главной передачи и шестеренок дифференциала.

ковыряется под машиной

Особую опасность старое масло представляет зимой. Поскольку при низкой температуре после зажигания двигателя масло густое, то коробка передач работает «на сухую». В случае качественного масла, после предыдущего запуска на шестернях остается маслянистая пленка, свойств которой хватит, пока масло проциркулирует по системе гидравлики. Отработанное масло попросту теряет смазывающие свойства и после завершения работы уходит в поддон, не оставляя пленки для последующей работы.

В АКПП несвоевременная смена масла чревата течью первичного вала сальника. Если она останется незамеченной – КПП заклинит.

Масло теряет свои свойства при разных условиях: перепады температур окружающей среды, извилистое горное дорожное покрытие, экстремальный стиль вождения. В среднем, производить замену масла нужно каждые 40–50 тысяч километров пробега, в условиях экстремального вождения через 15–30 тысяч км.

Автомобильные производители могут не указывать, когда необходимо менять масло и давать полную гарантию на его работоспособность. Однако необходимо учитывать, что в Европе ТС эксплуатируют 3–5 лет, в Японии 100 тыс. км. За это время масло при правильном использовании не успеет прийти в негодность и не нуждается в замене. В России, в свою очередь, автомобили используют до нескольких десятков лет и важно понимать необходимость замены масла в КПП после окончания гарантии.

Типы трансмиссионных масел

Существует три основных типа гидравлической жидкости:

  1. Минеральная;
  2. Синтетика;
  3. Полусинтетика.

В целом, относительно шестерней и КПП нет существенной разницы между минеральной и синтетической основой. Минеральное масло послужило базой создания синтетики, в связи с потребностью использования добавок и дополнений. В результате синтетическое масло служит дольше, чем минеральное. В составе присадок против задиров входят молекулы серы, которые в условиях повышенной нагрузки, вступают в реакции и образуют модификации металла.

Полусинтетика используется для усиленных передаточных механизмов и в структурах, где требуются ЕР-характеристики.

Как меняется трансмиссионное масло

Лучше всего проводить замену масла на подъемнике или смотровой яме. В случае если нет ни того, ни другого – можно обойтись домкратами. Среди инструментов обязательно заранее нужно подготовить шприц и несколько емкостей для использованной жидкости.

Начинать замену масла нужно с небольшого заезда на 10–15 км. Так масло прогреется и пройдет по всей гидравлической системе, чтобы обладать нужной текучестью. После заезда машину лучше оставить на 15 минут. Чтобы не терять время, можно сразу установить автомобиль на подъемник или домкраты.

две банки трансмиссионого масла

Следует открутить крышку маслоналивной горловины. Целесообразнее будет сразу проверить все уплотнители и прокладки, и при их непригодности для дальнейшего использования сразу поменять. После проверки необходимо осторожно открыть пробку слива и дать жидкости полностью стечь.

После изъятия отработанного смазочного материала отверстие закрывают. Поскольку заливное отверстие довольно маленькое, то новое трансмиссионное масло наливают при помощи шприца до уровня нижней кромки.

Технология замены масла в автоматической трансмиссии

Чтобы сменить смазочную жидкость в АКПП понадобится тот же набор материалов, что и для механики. После установки автомобиля на подъемник, от штуцера радиатора отделяют сливной шланг и погружают в емкость объемом 6–7 литров.

Автомобиль заводят на нейтральной передаче и дают поработать около минуты, чтобы свободно слить рабочую смазку. Далее двигатель глушат и убирают остаток масла через сливное отверстие.

замена трансмиссионого масла

Закрыв пробку, шприцем вливают 5–6 литров нового масла через верхнее отверстие на картере. Еще два литра жидкости вводят через наливной шланг. Процедуру повторяют, пока через шланг не выйдет половина залитого масла. Технологию нужно повторять, пока суммарно не выйдет от 6 до 8 литров материала, точная цифра зависит от модели авто. Категорически запрещено заливать больше или меньше масла, чем в руководстве по эксплуатации.

Как поменять масло в вариаторе

Отдельным видом АКПП являются вариаторы (CVT). Технология замены масла схожа с технологией для АКПП, несмотря на функциональные отличия.

Менять масло в вариаторе необходимо каждые 50–60 тысяч км, при условии агрессивного стиля вождения – каждые 30 тысяч км. Пренебрегать заменой категорически нельзя, поскольку CVT работают в ужесточенном температурном режиме. Это приводит к ускоренному распаду присадок и увеличению нагрузки на ремень вариатора.

Перед тем как приступить к самостоятельной замене трансмиссионного масла лучше посоветоваться со специалистом или просмотреть несколько обучающих видео:

Чтобы продлить жизнь своего автомобиля необходимо уделить немало времени на его обслуживание. Замена трансмиссионного масла – неотъемлемая часть автосервиса. Плавный ход, отсутствие лишнего шума и надежная работа коробки передач зависит от качества масла. Своевременная замена смазочного материала – ключ к комфортной езде.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

Мой мир

Трансмиссионные масла — это… Что такое Трансмиссионные масла?

Трансмиссионное масло ТМ 5-18 (SAE 85W90 API GL5)

Трансмиссио́нные масла́ — смазочные масла, применяемые для смазки коробок перемены передач, раздаточных коробок, главных передач ведущих мостов, рулевых механизмов,[1] а также зубчатых и цепных передач (редукторов) всех видов.

Получают чаще всего на основе экстрактов от селективной очистки остаточных нефтяных масел с добавлением дистиллятных масел и присадок (противоизносных, противозадирных, главным образом содержащих фосфор, хлор, серу, дисульфид молибдена).

До появления автомобилей с высоконагруженными трансмиссиями применялся нигрол.

Вязкость 6—20 мм²/с при 100 oС. Открытые зубчатые передачи смазывают особо вязкими (50—500 мм²/с при 100 oС) остаточными маслами с присадками.

Для смазывания ведущих мостов с гипоидной передачей применяют гипоидные масла (содержат присадки, вступающие с материалом в химическую реакцию с образованием соединений, выполняющих функцию противозадирных покрытий). Применение непредназначенных для гипоидных передач масел недопустимо (главная передача очень быстро выйдет из строя).

Маркировка трансмиссионных масел

В СССР применялась следующая маркировка:

Т — масло трансмиссионное
А — автомобильное
Д — долгоработающее
С — масло получено из сернистых нефтей
п — масло содержит присадку
к — для автомобилей КАМАЗ
и — применяются импортные присадки

Цифра показывает кинематическую вязкость масла при 100 °C в сантистоксах (мм2/с)

Для ведущих мостов (кроме гипоидных), коробок передач, раздаточных коробок и рулевого управления:

  • ТСп-14,5
  • ТСП-14
  • ТАп-15В
  • ТСп-15К

Для гипоидных передач грузовых автомобилей (ГАЗ-52, ГАЗ-53, ГАЗ-66 и их модификации)

Для ведущих гипоидных мостов, коробок передач и рулевого управления легковых автомобилей (ВАЗ, АЗЛК, автомобили «Волга» и др.)

С 1990-х годов применяется обозначение вязкости масел по SAE (например SAE 85W90), по API GL — пригодность масел по нагруженности.

  • API GL1, API GL2, API GL3 — для негипоидных главных передач
  • API GL4 — для гипоидных главных передач грузовых автомобилей
  • API GL5, API GL6 — для гипоидных главных передач легковых автомобилей

Примечания

  1. В реечные рулевые механизмы закладывается консистентная смазка.
  • Перед заливкой масла в агрегат нужно читать инструкцию по эксплуатации.

Литература

  • Химический Энциклопедический Словарь. Гл. ред. И. Л. Кнунянц. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — 792 с.
  • Краткий автомобильный справочник. Государственный научно-исследовательский институт автомобильноготранспорта НИИАТ. М.: издательство «Транспорт», 1983.

Ссылки

особенности и свойства, выбор масла

Современный автомобиль состоит из большого количества деталей, механизмов, агрегатов и узлов. При этом в процессе работы многие детали взаимодействуют между собой, создается трение в условиях различных нагрузок. Естественно, так называемое «сухое» трение обычно приводит к тому, что сопряженные поверхности сильно изнашиваются. В результате от трения растет температура, может произойти заклинивание, деформация, разрушение деталей и т.д.

Именно по этой причине в различных механических элементах используются смазочные материалы. Коробка передач независимо от типа КПП не является исключением. В данный агрегат заливается специальное трансмиссионное масло, которое по свойствам несколько отличается от моторного масла. Далее мы рассмотрим, какие особенности, свойства и отличия от других видов смазок имеет масло для трансмиссии.

Читайте в этой статье

Масло и трансмиссия: что нужно знать

Итак, хотя детали в коробке передач не испытывают слишком сильных нагрузок по сравнению с ДВС, все равно агрегат нуждается в смазке. Для решения задачи используется специальное трансмиссионное масло.

Также в автоматические КПП гидромеханического типа и вариаторы заливается специальная трансмиссионная жидкость ATF. Такая жидкость является не просто смазкой, но и выполняет функции рабочего тела (через жидкость передается крутящий момент, а также осуществляется передача усилия на исполнительные механизмы для переключения передач).

Само масло для трансмиссий  является особым составом, который необходим для защиты деталей от сухого трения, для охлаждения, удаления загрязнений в коробке, ведущих мостах, раздаточных коробках, редукторах. Также трансмиссионное масло сегодня активно используется и в других системах (например, рулевой механизм с ГУР).

Масло для КПП в основе имеет минеральную, синтетическую или полусинтетическую базу, куда добавляется целый пакет присадок для получения нужных свойств (антиокислительные и антикоррозийные присадки, противоизносные присадки, моющие добавки и т.д.). Указанные добавки представляют собой хлор, фосфор, серу, дисульфиды и т.д.

Основной задачей трансмиссионного масла, как и моторного, является создание особой защитной пленки на поверхности деталей, что позволяет избежать сухого трения, перегрева  и повышенного износа, различных повреждений и т.д. При этом масло должно иметь нужную вязкость, чтобы пленка не разрушалась (прорывалась) под механическими ударными и температурными нагрузками.

Также в различных условиях и температурных диапазонах плотность жидкости не должна мешать работе механизма. Другими словами,  трансмиссионная жидкость и ее свойства не должны сильно зависеть от высоких или низких температур. Данная особенность напрямую отражает качество масла для КПП, обозначается индексом вязкости трансмиссионных  масел.

Получается, среди основных требований к маслу для трансмиссии выделяют способность выдерживать режимы скольжения с большой скоростью, высокое давление и перепады температур (в среднем, от минус 60 до плюс 150 градусов по Цельсию).

Также в списке основных требований к трансмиссионным маслам и жидкостям можно выделить:

  • снижение потерь на трение;
  • эффективное охлаждение сопряженных поверхностей;
  • защиту от износа, заклинивания;
  • сведение к минимуму ударной нагрузки;
  • уменьшение уровня шумов от работы шестерен;
  • снижение уровня вибронагруженности;
  • низкая токсичность и легкость переработки отработанного масла;

Чтобы в полной мере соответствовать данным требования и иметь способность выполнять поставленные задачи на протяжении всего срока службы, масло должно иметь следующие свойства: низкая склонность к пенообразованию, противоизносные и противозадирные свойства, стойкость к окислению, высокий порог вязкостно-температурных значений, защитные свойства при контакте с водой, химическая стабильность. Также можно отметить, что масло не должно быть агрессивным к различным уплотнительным элементам из резины.

Виды трансмиссионных масел и классификация

Как уже было сказано, масло состоит из базовой основы, которая бывает:

  • минеральной;
  • полусинтетической
  • синтетической

Также на степень вязкости трансмиссионных масел напрямую влияют присадки и разные добавки в их составе. Минеральное масло получают из нефти, продукт является самым распространенным и доступным по цене вариантом.

Данная жидкость способна формировать плотную и устойчивую пленку на деталях, неплохо защищает от износа. Однако минусом является небольшой срок службы, быстрая потеря свойств и зависимость от температуры (особенно от отрицательной).

С учетом таких недостатков позже появились полностью синтетические трансмиссионные масла, которые по качеству лучше минеральных. Прежде всего, такой продукт получают искусственно (химический синтез), а также добавляют в состав целую группу присадок. В результате такое масло стабильно по вязкости при высоких и низких температурах, имеет большой срок службы, дольше сохраняет заявленные свойства. Недостаток — сложность производства и, соответственно, высокая стоимость.

Оптимальным же соотношением по качеству и цене принято считать полусинтетическое трансмиссионное  масло, которое представляет собой смешанные в определенных пропорциях синтетическую и минеральную основы.  Полусинтетика отличается усредненными показателями по сравнению с минеральным и синтетическим маслом для КПП.

Трансмиссионные жидкости и масла делятся по степени вязкости. Классификация по SAE:

  • зимние масла для коробки передач: SAE 70W, 75W, 80W, 85W;
  • летние трансмиссионные масла: SAE 80, 85, 90, 140, 250
  • всесезонные масла для коробки, которые сочетают в себе летний и зимний индекс;

Масло подбирается в зависимости от требований производителя агрегата, степени нагрузок и рабочих температур. Согласно требованиям к маркировке, все масла сегодня обозначаются по следующему принципу: только одна степень зимнего ряда W (например, SAE 80W) указывает, что это зимнее масло, то есть предназначено для условий эксплуатации при низких температурах.

Одна степень летнего ряда (например, SAE 85) говорит о том, что это летнее масло. Комбинация сразу двух степеней (например, SAE 75W-85) укажет на то, что масло для коробки всесезонное. Отметим, что на данный момент большинство масел, причем как для двигателя, так и для КПП, являются всесезонными. Также маркировка трансмиссионного масла должна отличаться от маркировки моторных масел, которые могут иметь такую же вязкость в обозначениях по SAE.

Общей же системы классификации трансмиссионной жидкости по другим параметрам, попросту не существует. Однако признанным в мире стандартом является классификация по API, которая классифицирует масла для МКПП.

Для классификации  по API отдельно учитываются рабочие условия и особенности конструкции  КПП, а также наличие различных противоизносных присадок. Жидкости для таких коробок обозначены API GL, имеется 5 групп качества: начиная с API GL-1 (низшая) и заканчивая API GL-5 (высшая).  Также есть отдельные дополнительные группы, однако соответствующие им продукты в продаже встречаются редко.

Еще можно выделить классификацию ZF TE-ML, которая распространяется на все масла (как для МКПП, так и для гидромеханических АКПП). Данная классификация создана компанией ZF, которая является одним из крупнейших производителей КПП в мире. По данной классификации масла получают обозначения от ZF TE-ML 01 до ZF TE-ML 14.

Данная классификация учитывает классы вязкости, виды масел, их качество, марку и производителя продукта. Производители смазочных материалов в Европе стараются получить допуск ZF, так как созданная компанией  система классификации уверенно вытесняет другие.

Как правильно подобрать масло в коробку передач

Начнем с того, что оптимально использовать только такие масла, которые отдельно рекомендует сам производитель авто или КПП (оригинальные масла). Информацию можно найти в мануале или в технической литературе. В случае с коробками-автомат часто рекомендуемый тип масла указан прямо на масляном щупе.

В общих чертах, для большинства МКПП подходят масла SAE 75W-90 API GL-4, для гидромеханических автоматов рекомендуется заливать жидкость типа DEXTRON II (иногда прописывается DEXRON). Также недавно появился новый тип трансмиссионных жидкостей  «Т» или «Т2». Еще существует отдельная группа масел для вариаторов, причем масло для CVT отличается от масла для АКПП и роботизированных КПП.

Как видно, различных жидкостей для коробки передач много. Первое правило при выборе — избегать использования продуктов, которые не имеют всех указанных допусков производителя машины или коробки передач. Также следует приобретать продукты известных производителей, остерегаясь подделок.

Если выбирать по базовой основе, нужно помнить, что минеральное масло для МКПП будет более вязким на «холодную» и быстрее сработается (нужно чаще менять), а слишком «жидкое» синтетическое масло может начать течь через сальники и уплотнители КПП после прогрева.

Рекомендуем также прочитать статью о том, как подобрать масло для автоматической коробки передач. Из этой статьи вы узнаете, что представляет собой масло для АКПП, а также чем отличается от масел для «механики» и на что следует обращать внимание при выборе масла для коробки автомат.

Также нужно при выборе показателя летней и зимней вязкости делать поправку на  индивидуальные условия эксплуатации ТС и средние температуры в регионе, где используется конкретная машина.

Что касается АКПП, обычно все масла для автомата синтетические, однако важно подобрать такое масло, которое соответствует всем допускам производителя коробки. Также крайне нежелательно смешивать трансмиссионные масла разных производителей как в случае с АКПП, так и применительно к «механике».

Во время замены или долива масла нужно использовать только ту жидкость, которая была залита в агрегат ранее. Если же осуществляется переход с одной марки на другую, коробку может потребоваться дополнительно промывать перед заменой масла.

Напоследок отметим, что только правильный подбор масла для коробки передач и своевременная его замена позволяет увеличить срок службы агрегата и повысить качество работы трансмиссии на протяжении всего срока службы.

Читайте также

  • Классификация трансмиссионных масел

    Свойства и особенности масла для коробки передач «автомат и механика»: классификация трансмиссионного масла по SAE, API. Выбор масла АКПП и МКПП, советы.

Марки трансмиссионных масел и их характеристики. Применение трансмиссионных масел

Смазочная продукция, необходимая для трансмиссионных механизмов, не пользуется особым вниманием. Смазку в коробках передач заменяют не так часто, как в двигателе. Масла для трансмиссий – это смазочные продукты, главная функция которых состоит в образовании защитной пленки на каждом зубчатом механизме КПП, раздаточных коробках, мостах и дифференциалах. С моторными все более-менее понятно. Давайте изучим марки трансмиссионных масел и их характеристики. Это очень полезная информация для начинающих автовладельцев.

Общая информация

Вне зависимости от марки масла для трансмиссии в основе продукта лежит экстракт, полученный в процессе селективной очистки нефтяных смазок. Также сюда добавляют различные продукты-дистилляты и присадки. В основе последних зачастую лежит фосфор, сера, дисульфиды молибдена и другие подобные вещества.

марки трансмиссионных масел и их характеристики До того, как в мире начали появляться автомобили, оснащенные высоконагруженными трансмиссионными механизмами, в качестве смазочного материала использовали нигрол. Вязкость его составляла от 6 до 20 мм2/с при температуре 100 градусов. Открытые зубчатые механизмы работали за счет вязких остаточных смазок с присадками. Их вязкость составляет от 50 до 500 мм2/с при температуре 100 градусов.

Зачем нужны трансмиссионные масла

Мы рассмотрели вкратце, для чего необходима смазка в системе трансмиссии. Эти продукты нужны для снижения трения в процессе работы зубчатых передач и других механизмов. За счет применения смазок значительно снижается износ деталей трансмиссии, уменьшаются потери энергии на трение. За счет масел от деталей отводится лишнее тепло. Поверхности шестерен и механизмов защищаются от коррозии. В различных странах применяют свои масла. Также их по-разному классифицируют.

Российский стандарт

Марки трансмиссионных масел и их характеристики в России строго регламентированы ГОСТами еще советских времен. В качестве главного документа, в котором систематизирована вся информация по смазочным материалам для узлов и агрегатов трансмиссий, используется ГОСТ 17479.2-85. Этот стандарт предусматривает четыре группы смазок. Они различаются по вязкости – это 9, 12, 18 и 34.

трансмиссионные масла их марки и характеристики Все существующие продукты делятся на классы по результату измерений вязкости при температуре 100 градусов. Второй показатель – это минимальные температуры, при которых динамическая вязкость не больше 150 Па/с.

Трансмиссионные масла, их марки и характеристики можно разделить на пять основных групп. Первая – это продукты, в составе которых отсутствуют присадки. В остальных группах эти компоненты допускаются. Эффективность и характеристики присадок возрастает так же, как и номер группы. К пятой категории относятся масла широкого спектра применения.

Первая группа

К этому классу относят материалы, которые состоят только из минеральных компонентов, и в них не содержатся присадки. Эти смазки предназначены для работы в червячной передаче, конической, цилиндрической. Допустимая предварительная контактная нагрузка – от 900 до 1500 МПа при температуре до 90 градусов.

характеристики трансмиссионных масел

Вторая группа

Это также масла на минеральной основе, но в них содержатся различные присадки, которые защищают узлы от износа. Эти марки трансмиссионных масел и их характеристики подходят для эксплуатации в червячных, цилиндрических, а также прочих передачах, где контактная нагрузка составляет до 2100 МПа при температуре до 130 градусов.

Третья группа

Это минеральные смазки с противозадирными присадками. Добавки в этих продуктах воздействуют умеренно. Эти смазочные материалы применяют со спирально-каноническими передачами, цилиндрическими, гипоидными. Здесь предельная нагрузка составляет до 2500 МПа и температура доходит до 150 градусов.

Четвертая группа

Это масла, содержащие противозадирные присадки с высоким уровнем действия. Они предназначены для передач, где предельная нагрузка не превышает 3000 МПа при максимальной температуре 150 градусов. Один их представителей – это трансмиссионные масла «Лукойл», характеристики которых позволяют использовать их для легковых авто.

марки трансмиссионных масел и их применение

Пятая группа

Это универсальные смазочные продукты, в которых содержатся пакеты универсальных присадок. Зачастую они многофункциональны. Предельная контактная нагрузка составляет не более 3000 МПа, а предельная температура равна не более 150 градусов.

Как маркируют отечественные продукты

Марки трансмиссионных масел и их характеристики зашифрованы в специальном коде. Он выглядит примерно следующим образом: ТМ-5-9(3). Здесь ТМ говорит, что продукт представляет собой масло для трансмиссий. Цифра 5 сообщает, что это многофункциональный продукт с противозадирной присадкой. Значения 9 и 3 указывают, что это материал с низким уровнем вязкости и содержанием загущающей присадки.

Какими характеристиками должно обладать трансмиссионное масло

Сегодня применяются самые разные трансмиссионные механизмы со своими типами передач и шестерен. Поэтому в зависимости от конструкции узла, типа передачи и других параметров определяются характеристики трансмиссионных масел.

масло трансмиссионное технические характеристики

Хороший продукт должен обладать следующим набором характеристик:

  • Смазка должна иметь высокие противозадирные и противоизносные свойства.
  • Также продукт обладает высокими характеристиками вязкости при любых температурах. За счет этого обеспечивается качественное смазывание, когда КПП приходится работать на холодную. Данные характеристики позволяют обеспечить продукту нужный уровень вязкости.
  • Масло для трансмиссий должно обладать низким уровнем коррозийной агрессивности. Это важно для деталей, изготовленных из цветных металлов.
  • Особая характеристика – это стабильность при термическом окислении. За счет этого обеспечивается постоянный уровень вязкости.
  • Еще один важный параметр – высокий уровень защиты против ржавчины и минимальное воздействие на материалы уплотнителей.

Классификация по API

Марки трансмиссионных масел и их характеристики также классифицируются по системе API. Это нечто вроде российских ГОСТов. Но здесь учитывается не только сама вязкость, но и среда, для которой подходит та или иная смазка:

  • API GL-1 – это базовая минеральная основа, в составе которой отсутствуют какие-либо присадки. Она предназначена для эксплуатации в ненагруженных узлах и легких условиях. Эти смазочные продукты можно применять в механических бессинхронизаторных КПП, а также в передачах – конусной и червячной.
марки трансмиссионных масел
  • GL-2 – это базовое минеральное масла и присадка, защищающая от задиров. Защита эта достаточно эффективна, если она используется в механизмах со средним уровнем нагрузки. Эти смазки широко распространены для наземного транспорта и сельскохозяйственной техники.
  • GL-3 содержит кроме базового масла еще и присадки для защиты от износа. Их количество составляет 2,7% от всего состава. Эти марки трансмиссионных масел рекомендуются для средних нагрузок в конусных передачах грузовиков. Не стоит использовать эти продукты в гипоидных передачах
  • GL-4 – универсальные масла, предназначенные для любых нагрузок. В составе имеется базовая минеральная основа и противозадирная присадка в количестве 4%. Эти смазки широко применяются в ведущих мостах, в системах КПП без синхронизаторов. Для синхронизированных коробок переключения передач подойдут эти марки трансмиссионных масел, и их применение сделает работу коробок более эффективной. В составе смазки содержится более 50% разных защитных присадок.
трансмиссионные масла лукойл характеристики
  • GL-5 – это специальные продукты, созданные для работы в условиях высоких нагрузок трансмиссий. Здесь имеется 6,5% присадок с усиленными характеристиками. Это универсальное масло трансмиссионное. Технические характеристики его идеальны для высоконагруженных узлов. Но продукт не подойдет для любых КПП.

Заключение

Итак, мы рассмотрели марки трансмиссионных масел и их характеристики. Как видите, существует достаточно широкая классификация смазочных продуктов. При выборе нужного трансмиссионного масла важно смотреть не только на его класс и вязкость, но и на рекомендации самого производителя.

Масло для коробки передач: функции, особенности, замена

Как известно, моторное масло играет важнейшую роль и напрямую влияет на работоспособность, ресурс и состояние ДВС. Другими словами, каждый водитель знает, что масло в двигателе нужно менять. При этом замена производится регулярно, также нужно использовать только высококачественные рекомендуемые оригинальные масла или проверенные аналоги.

В этой статье мы поговорим о том, какую роль играет масло в КПП разных типов, почему его нужно менять, когда лучше делать замену, а также какое масло в коробку передач оптимально использовать в том или ином случае.

Читайте в этой статье

Для чего используется масло в КПП и его основные функции

Итак, не трудно догадаться, что коробка также работает под нагрузками. Это значит, что сопряженные детали и поверхности нуждаются в качественной и эффективной смазке. Получается, основной задачей масла в КПП является защита от сухого трения.

Что касается МКПП, масло в такой трансмиссии не испытывает сильного нагрева по сравнению с двигателем, нагрузки на большинство деталей также не слишком сильные. По этой причине часть элементов находится в масляной ванне, к другим смазочный материал обычно подается методом разбрызгивания.

Еще отметим, что кроме смазки, масло также выполняет функцию «отвода» лишнего тепла, а также смывает различные загрязнения, продукты износа, отложения, которые формируются в процессе эксплуатации агрегата. Также смазочная жидкость защищает детали коробки от коррозии.

При этом важно понимать, что в АКПП, в отличие от «механики», роль масла куда более значительная. Прежде всего, в коробках автомат используется специальная трансмиссионная жидкость ATF, которая  заметно отличается по свойствам от масел для механических коробок передач.

Кроме основных функций (смазка, очистка и защита поверхностей), трансмиссионная жидкость в автоматической гидромеханической коробке является рабочим телом. Передача крутящего момента от двигателя на коробку происходит в ГДТ, который  фактически является гидромуфтой. При этом масло сильно разогревается (до 90 градусов и выше).

Также за счет масла осуществляется управление работой АКПП, так как жидкость подается под давлением по каналам гидроблока на исполнительные устройства, благодаря чему осуществляется автоматическое переключение передач.  

Виды, свойства и особенности масла для КПП

Итак, разобравшись с назначением, рассмотрим само трансмиссионное масло. Как и в случае с моторными маслами, такая жидкость для трансмиссии представляет собой базовую основу, в которую добавляется пакет специальных присадок.

Основной задачей  добавок является стабилизация вязкости с учетом различных температур, формирование прочной масляной пленки на деталях для их защиты, моющие свойства, сниженное пенообразование и т.д.

При этом масла для КПП отличаются от моторных, то есть  нельзя использовать масло для двигателя в коробке передач. Что касается базовой основы масла, трансмиссионная жидкость может быть минеральной, синтетической или полусинтетической.

  • Как правило, синтетическая основа получается искусственным путем (синтез), отличается улучшенными характеристиками в плане вязкости, а также имеет увеличенный срок службы (не так быстро окисляется и стареет).

На практике в холодное время года такие жидкости  наилучшим образом сохраняют свою текучесть. При этом важно понимать, что после выхода на рабочую температуру данные смазки сильно разжижаются. В отдельных случаях  могут возникать  утечки через сальники  КПП.

  • Минеральное масло для КПП является «натуральным» нефтепродуктом. Основным его преимуществом является доступная стоимость, особенно на фоне дорогой синтетики. Также такое масло способно сформировать плотную и надежную пленку на деталях и поверхностях.

Однако главным минусом минеральных масел для коробки передач является заметное изменение характеристик вязкости в холодное время года и склонность к быстрой потере полезных свойств (небольшой срок службы).

Минеральная основа густеет на морозе, что ухудшает текучесть, снижается прокачиваемость и т.д. Также такую смазку нужно чаще менять. На деле это может оказывать прямое воздействие на ресурс и качество работы КПП до полного прогрева агрегата (повышается износ, затруднены переключения передач, коробка работает шумно «на холодную» и т.д.).  

  • Полусинтетическая основа представляет собой масло, которое является средним вариантом по основным показателям (в сравнении с минеральным и синтетическим). Простыми словами, полусинтетика  позволяет избавиться от многих недостатков минералки, однако стоит  при этом дешевле синтетических смазок. Срок службы таких продуктов на 25-30 % больше, чем у минеральной основы.

Обратите внимание, в коробку нужно заливать только такое масло, которое рекомендует сам производитель. Также настоятельно не рекомендуется смешивать трансмиссионные масла!

Еще смазочные жидкости для КПП отличаются с учетом типа коробки передач (механика, автомат, робот, вариатор).  Если просто, условно их можно разделить на масла для МКПП (MTF) и АКПП (ATF).

Масло для механики рассчитано на работу именно в агрегатах подобного типа, эффективно смазывает и защищает зубчатые передачи, пары трения, увеличивает срок службы подшипников МКПП и т.д. При этом учитывается способ доставки смазки (масляная ванна и разбрызгивание), так как принудительная подача под давлением на механике встречается редко.

Масло для АКПП отличается тем, что к такой жидкости изначально выдвигаются более высокие требования по сравнению со смазками для МКПП.  Как уже было сказано выше, ATF является специальной гидравлической жидкостью для плавной работы фрикционов, улучшенного отвода тепла и т.д.

Как правило, АТФ имеют более высокий индекс вязкости, в них добавляется специальные присадки, предотвращающие вспенивание. Также ATF менее агрессивна к сальникам и уплотнениям, отличается повышенной стойкостью к окислению.

По этой причине возможно ответить на частый вопрос, можно ли использовать масло для АКПП в МКПП и наоборот. В случае с ATF в механическую коробку, использовать такую жидкость можно, однако возможно возникновение течей, уменьшение ресурса агрегата, выход из строя синхронизаторов и т.д.

Что касается масла в АКПП, в такую коробку нельзя заливать никаких других масел, кроме рекомендуемых самим заводом-изготовителем автомобиля или коробки передач. Более того, зачастую нельзя использовать даже жидкости ATF, которые не имеют соответствующих допусков.

Классификация  трансмиссионных масел масла по вязкости

Как и в случае с моторными маслами, масла для КПП классифицируют по степени вязкости SAE и API. Классификация API  для масла КПП предполагает деление всех масел на 7 различных групп. Сегодня наиболее часто используются масла GL-4 и GL-5.

При этом важно понимать, что не всегда GL-4  нужно менять на более современную версию GL-5, так как  после использования такого масла на некоторых КПП преждевременно возникают проблемы с синхронизаторами.

Классификация по SAE позволяет разделить все  масла на три группы. Если просто, речь идет о зимнем, летнем и всесезонном масле для коробки передач. Как правило, сегодня большинство масел являются универсальными, то есть подходят для круглогодичного использования.

Когда менять масло в коробке передач

Начнем с того, что в мануалах ко многим современным авто  может быть указано, что коробка необслуживаемая, то есть масло в ней залито на весь срок службы автомобиля.  На практике можно утверждать, что это всего лишь маркетинговый ход.

Другими словами, если необходимо увеличит срок службы агрегата больше 3-4 лет (150 тыс. км), тогда масло в обязательном порядке нужно менять. В случае с механикой, полная замена рекомендуется каждые 60-70 тыс. км. пробега. Если же речь идет об автомате, особенно если это гидромеханическая АКПП или вариатор, тогда масло оптимально полностью менять каждые 40 тыс. км.

Еще добавим, что если автомобиль используется в тяжелых условиях (буксировка прицепа, перевозка грузов, езда по бездорожью, в горной местности, частые режимы максимальных нагрузок и т.п.), тогда  интервал замен нужно сокращать, как минимум, на 30-40%, а также более часто проверять цвет, уровень и состояние масла в коробке передач.

При этом не стоит ждать появления первых признаков проблем с маслом (например, автомат коробка начинает пинаться, толкаться, дергаться или же масло сильно чернеет, мутнеет, загрязнено, пахнет горелым, в КПП появился шум, вой и т.д.). Лучше менять трансмиссионную жидкость по регламенту, а не только в случае острой необходимости.

 

Что в итоге

Как видно, масла для механики и автомата заметно отличаются друг от друга. Также подобные продукты  в рамках своей группы (АTF или MTF) могут иметь разную вязкость, базовую основу, пакеты присадок, свойства и т.д.

По этой причине нужно подбирать наиболее подходящие масла для конкретной КПП в зависимости от типа трансмиссии, а также использовать только качественные оригинальные продукты или проверенные аналоги известных мировых производителей.

Параллельно требуется регулярно контролировать уровень и состояние масла в КПП, избегать смешивания разных масел в случае необходимости долива, регулярно выполнять обслуживание КПП. Такой подходя зачастую позволяет увеличить ресурс агрегата и добиться качественной работы коробки передач на протяжении всего срока службы. 

Читайте также

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *