Газель это: ГАЗЕЛЬ | это… Что такое ГАЗЕЛЬ?
«ГАЗель»: автомобиль и имя
Денис Орлов, фото автора и ОАО «ГАЗ»
Двадцать лет назад история российского автомобилестроения разделилась на две эпохи: до «ГАЗели» и после. 20 июля 1994 года с конвейера Горьковского автозавода сошёл первый полуторатонный грузовик ГАЗ-3302. Создатели «ГАЗели» продолжают рассказ об этом автомобиле («ГП» № 8, 2014 г.) .
Человеку имя дают родители: Октябрина, Даздраперма, Вилен, Рэм… А автомобилю? Чаще всего вопрос о том, кто нарёк автомобиль тем или иным именем, упускается из виду. Кто назвал ГАЗ-М20 «Победой»? Кто предложил для ГАЗ-21 слово «Волга»? Отечественные грузовые автомобили имён чаще всего не получали, довольствовались буквенно-цифровыми индексами. И уже сами водители рождали: «газон», «шишига», «колун», «лаптёжник». ГАЗ-3302 и семейство полуторатонных грузовиков Горьковского автозавода – редкое исключение. И потому что это первый грузовой автомобиль ГАЗа, получивший имя собственное, и потому, что название «ГАЗель» прижилось в среде шофёров, и, наконец, потому, что автор известен – это Владимир Никитич Носаков, преподаватель Мининского университета Нижнего Новгорода, в ту бытность – заместитель главного конструктора Горьковского автозавода.
Казалось, в каких широтах водятся газели, а где создали новую «полуторку». Поймай тогда перед сменой любого у главной проходной и скажи, что автомобиль назовут именно так, покрутил бы пальцем у виска. Часы над главной проходной помимо минут и секунд, отсчитывали: «До пуска полуторатонного грузовика ГАЗ-3302 осталось… дней». Однако общего между стремительным копытным и лёгким грузовиком оказалось гораздо больше, чем можно было подумать. А началось всё примерно за две недели до начала производства «полуторки». Была пятница. Президент АО «ГАЗ» Николай Андреевич Пугин вызвал к себе главного конструктора Юрия Владимировича Кудрявцева: «К понедельнику надо придумать полуторатонному грузовику название: короткое, звучное, желательно женского рода и понятное иностранцам без перевода». Предоставим слово автору названия:
Владимир Никитич Носаков:
«Грузовик тоже имеет право на имя собственное – эта мысль очень увлекла меня. Вечером я засел за поиск названия. В то время каждый российский автомобильный завод занимал свою нишу. Мы выпускали грузовики среднего тоннажа, машины меньшей грузоподъёмности делали УАЗ, РАФ и ЕрАЗ, более тяжёлые – ЗИЛ, КамАЗ, МАЗ, БАЗ, МоАЗ, БелАЗ. «Полуторка» была создана по инициативе ГАЗа вопреки установившемуся порядку и даже первоначальным планам Министерства автомобильной промышленности. Но не только это было необычно. Был создан автомобиль, широко унифицированный с агрегатами «Волги», полной массой до 3,5 т. То есть управлять им мог любой, у кого в «правах» открыта любительская категория «Б». Наша «полуторка» должна была стать подспорьем возрождавшегося в России класса мелких предпринимателей. Все эти особенности – волжские традиции, лёгкость и высокие динамические качества машины, предпринимательскую жилку – хотелось отразить в названии. Я выложил на стол лист бумаги, вооружился карандашом и принялся писать варианты. Всего их получилось 33. В их число входило в том числе и такое: «Бычок».
По разным причинам названия отсеивались. «Баркас» не годилось, поскольку в Германской Демократической Республике выпускали однотонный развозной грузовичок с таким названием. Из-за нежелательного подтекста отсеялись «Браток», «Бригада» и «Бродяга». В «шорт-лист», как сегодня принято выражаться, вошло 12 наименований. В большинстве своём они соответствовали первоначальным критериям. Среди них были, например, «Комок», «Привоз», «Челнок», «Ларёк», «Фазенда».
Я ещё раз взглянул на фотографию «полуторки»: обтекаемая кабина с большой площадью остекления, длинная низкобортная грузовая платформа, непривычно малого диаметра колёса. И мне показалось, что этот автомобиль как живое существо. Нужно ли столь прямолинейно привязывать название к назначению машины? В коротком списке вариантов были «Белка», «Пчёлка» и «Газель». Первое однажды использовал для экспериментального микроавтомобиля вагонной компоновки мой учитель Юрий Аронович Долматовский, к которому я поступал в аспирантуру. «Пчёлка» всё же сгодилось бы для маленького автомобиля. И тут меня осенило: конечно же «Газель»! К тому же первый слог в этом слове – это название нашего предприятия! Карандашом я дважды подчеркнул слово «Газель» и буквы ГАЗ в этом слове».
Придя утром в субботу на службу, Владимир Никитович выложил на стол главного конструктора листок с единственным словом на нём: «ГАЗель». Не прошло и часа, как на листке появилось второе слово: «Согласен». Это было резюме Пугина. Название автомобилей нового семейства «ГАЗель», включающего кроме грузовиков, автобусы, автомобили «скорой медицинской помощи» и множество других модификаций, было не только быстро принято, но и сразу же признано всеми, потому что очень подходило образу и облику этого автомобиля. В частности, в известном справочнике А. Э. Брэма «Жизнь животных» газель описывается так:
«Со словом «газель» у нас ассоциируется представление о стройном, изящном и грациозном животном. Действительно, все антилопы, входящие в это подсемейство, необычайно стройного и лёгкого сложения, с красиво поднятой головой, украшенные тонкими черными лировидными рогами. Во всем облике газели чувствуется гармония и совершенство. Вместе с тем, несмотря на кажущуюся хрупкость, газели сильные и выносливые животные, способные переносить трудные условия пустынь и полупустынь».
Владимир Никитич Носаков:
«Я был поражён: стоило заменить слово «животное» на слово «автомобиль», как получается характеристика «полуторки». Приглядишься к нашей «полуторке» – ни дать ни взять кабина с копытцами! И даже своего рода «рожки» имелись – чёрные пластмассовые накладки на стойках ветрового стекла. Даже профиль капота напоминал «козью морду»!
В пояснении к заявке я прямо так и написал: «Заявляемый знак представляет собой слово «Газель», символизирующее лёгкость, грациозность и стремительность, присущие этому виду антилоп. Первые три буквы этого слова, обозначающие завод-изготовитель ГАЗ, выделены крупным шрифтом».
На заявку, поданную в Комитет Российской Федерации по патентам и товарным знакам, завод получил Свидетельство № 141224 на товарный знак и / или знак обслуживания. Сегодня «ГАЗель» – это не только самый ценный российский автомобильный брэнд, но и символ коммерческих автомобилей в России – название «ГАЗель» стало нарицательным для всего класса лёгких грузовиков. А журнал «За Рулём» даже выдвинул ещё одно прочтение этого названия: ГАЗ эпохи Б. Н. Ельцина, ГАЗ+ель!
Главное – кузов
Количество модификаций «ГАЗели» с трудом поддаётся подсчёту. Рама, за которую так критиковали горьковчан вначале, оказалась бесценной особенностью. Свои кузова на «ГАЗель» монтируют чуть ли не в каждом колхозе. А сначала их было всего два – бортовая платформа и закрытый цельнометаллический фургон. Ведущим конструктором кабины и кузовов «ГАЗели» выступал Александр Иванович Кочетков, обладатель почётного звания «Заслуженный конструктор Российской Федерации». Сегодня Александр Иванович руководит Центром компетенции «Кузова и кабины» «Группы ГАЗ». Разговор с ним заслуживает того, чтобы привести его без купюр и ремарок. Итак…
Александр Иванович Кочетков:
«В Нижнем Новгороде специалистов по кузовостроению готовил только Горьковский автомеханический техникум. Преподавателями специальных предметов были опытные конструкторы Горьковского автозавода Абрам Исаакович Гор, Пётр Валентинович Градов, Геннадий Александрович Белов и мой непосредственный начальник в дальнейшем – Юрий Андреевич Фокин.
Кузов «ГАЗели» впервые в практике Горьковского автозавода создавался при помощи САПР – системы автоматизированного проектирования. Вычислительные машины IBM, программа – CATIA. По двум деталям кузова был проведён сквозной процесс от конструирования до подготовки к производству. Применение математического моделирования означало ускоренную подготовку к производству. Осмелюсь утверждать, что по нашему штамповому хозяйству – раза в два. Отпадала необходимость в физическом моделировании деталей в виде мастер-моделей. Хотя, всё-таки они изготавливались.
После ручной доводки мастер-моделей всех деталей их собирали в так называемый «куб» (макет поверхности кабины из ценных пород древесины, служащий эталонным инструментом). Иной раз бывало, что сопряжения или зазоры доводили, дорабатывали уже на этапе сборки «куба». Начальник Художественно-конструкторского бюро Станислав Витальевич Волков (автор облика «ГАЗели» наряду с В.И. Фузеевым) взял инструмент и подработал задний угол кабины «ГАЗели» в том месте, где стыкуются боковина и надставка боковины панели задка. Это были отголоски ручной разработки поверхности. По новой технологии происходит авторская разработка поверхности изделия в трёхмерном пространстве.
Кузовное дело очень тонкое. На моей практике многие оказывались просто не способными работать в плоскости и представлять при этом поверхность в объёме. Мы говорим: «Не видит объект через плоскость». Кузовщик – это работа «на стыке». Мои наставники, Николай Иванович Тарабанов и Юрий Николаевич Орлов (создатель кабины ГАЗ-66), любили повторять, что через три точки можно провести тысячу кривых, но нужно выбрать ту единственную, которую задумал дизайнер. Методами начертательной геометрии мы переносим на плаз то, что нарисовал и слепил дизайнер. Один человек никогда не разработает кузов. Его размеры и набор функций требуют привлечения целой команды специалистов. И когда разработка поверхности проводится на плазе вручную, то любая ошибка, отступление оборачивались существенной потерей времени на переделывание. Сегодня на выходе мы получаем 3D-модель поверхности, оболочку, с которой можно работать. При этом всё равно изготавливаются демонстрационные макеты.
Ведущим конструктором по кузову я стал в полной мере на машинах второй серии (всего было построено три серии опытных образцов). На этом этапе в автомобиль были внесены существенные изменения. Была серьёзно переосмыслена конструкция кабины. Не по внешнему виду, а с точки зрения «узлования», штампуемости, упрощения в целом (в частности, оперения). И пластмассовые детали появились, в том числе «баранья лопатка» (как мы её назвали) – пластмассовая накладка на стойку ветрового стекла. Она существенно упростила штамповку-сборку-сварку.
Один нюанс: как под дверью появился пластмассовый порожек. У нас были серьёзные ограничения по высоте в окрасочной линии. Технический директор АО «ГАЗ» Владимир Михайлович Чураев прямо сказал: «Мужики, не найдёте лишние 100 мм, «полуторка» не состоится. Красить негде будет». Старая английская окрасочная линия Drysys, закупленная в 1974 году для окраски кабин ГАЗ-53, к тому времени прошла все возможные модернизации – химическую, с анодного (анофорез) на катодное (катафорез) электроосаждение краски на кузове, и геометрическую: высота была выбрана. Дальше оставалось капитальное строительство. Мы нашли эти 100 мм – убрали металл из-под двери – кабина стала ниже. А уже на главном конвейере это место закрывалось пластмассовой деталью. Во всех автомобилях открываешь дверь – за ней порог. А у «ГАЗели» его нет. Это не прихоть, а острая необходимость. Задача серьёзная была. Мы также внедрили пластиковые арки колёс и спереди, и сзади, чем повысили коррозионную стойкость.
«ГАЗель» с кузовом фургон стала первым российским автомобилем с боковой сдвижной дверью. Двери сдвижного типа – разработка с листа. Схему навески двери выбирали «вприглядку» на конструкцию Ford Transit. Возникали проблемы с кареткой направляющей, с роликом. Кроме того, были огрехи в геометрии двери. Но понемногу довели конструкции двери до удовлетворительной.
Сдвижная дверь – один из сложнейших узлов в кузове. При проектировании грузового фургона или грузопассажирского кузова типа «комби» важно обеспечить дверной проём шириной метр с небольшим, для того чтобы погрузчик мог занести внутрь груз на так называемом «европоддоне». Как правило, это входит в противоречие с требованиями для пассажирских перево-зок, так как там эта величина избыточна, из-за этого дверь получается большая и громоздкая. И объективно она ненадёжная. И на Западе, где, казалось, давно занимались такими дверями, всё равно конструкция быстро разрушалась. Поэтому у партнёров ГАЗа возникло целое техническое направление по замене механизмов двери, установке доводчиков, подножек для удобства входа – выхода. И даже делают двери уменьшенного габарита. Что хорошо для грузовика, плохо для пассажирского транспорта.
Определённые сложности возникали и с двустворчатыми дверьми задка. С такого рода конструкцией на ГАЗе раньше тоже не сталкивались – чтобы дверь распахивалась на 180°. Как обеспечить прочность конструкции при взаимодействии двух створок и уплотнителя и как обеспечить герметичность кольцевого уплотнителя? Опять же, имеет место противоречие: уплотнитель должен проходить и по дверному порогу, где велика вероятность, что он будет повреждён при перемещении грузов. Мы установили снизу дополнительный уплотнитель».
Слово испытателю
Наверное, «полуторка» стала последним автомобилем Горьковского автозавода, прошедшим весь положенный в СССР цикл испытаний: заводские, междуведомственные, приёмочные. Пусть даже номинально, но в те годы новому автомобилю обязательно полагалось иметь заказчика. В Москве такого не нашлось, и ГАЗ подобрал небольшое автотранспортное предприятие в Нижегородской области. Однако до этого этапа предстояло пройти долгий путь. В 1991 году были построены три образца «полуторки» первой серии – по сути, прототипы. Внешне они заметно отличались от тех, что впоследствии пошли в производство. Когда приступили к испытаниям, столкнулись с тем, что испытатели имели опыт экспертной оценки легковых автомобилей и грузовиков от 5 до 8 т, т. е. той продукции, на которой специализировался Горьковский автозавод. Промежуточного звена не было и, следовательно, отсутствовало представление о поведении автомобиля такого класса, как «полуторка». Как определить, это поведение правильное для малотоннажного автомобиля или нет? Отчасти выручали зарубежные аналоги – Ford Transit и IVECO Daily. Но Transit имел несущий кузов, а у Daily была другая передняя подвеска – независимая, торсионная. Поэтому параллельно с испытаниями приходилось придумывать их методику. Нарабатывался опыт, происходило самообучение. Во многом заводчане отталкивались от методики испытаний легковых автомобилей, разработанной в научно-исследовательском институте НАМИ. Вот что рассказывает руководитель Центра компетенции «Испытания» группы «ГАЗ» Дмитрий Юрьевич Петров, с 1991 года проводивший испытания «полуторки».
Дмитрий Юрьевич Петров:
«Испытывали «полуторки» водители-испытатели Владимир Евгеньевич Артемьев, Юрий Александрович Грачёв, Андрей Сергеевич Тузов, а руководил процессом начальник отдела доводки и испытаний грузовых автомобилей Олег Игоревич Петров. Все работали с удивительным подъёмом, даже можно сказать, задором, словно понимая, какое значение автомобиль будет иметь в дальнейшем. Сверхурочные – не сверхурочные, продолжали трудиться и после окончания рабочего дня, если не успели завершить запланированный объём работ. Настолько необычный, интересный автомобиль попал в наши руки. В моём личном понимании, мы создавали нечто космическое.
Поначалу испытатели с опытом работы на грузовых автомобилях относились к управлению «полуторкой», как к управлению большим грузовиком – загодя тормозили перед другой машиной, выбирали время для манёвра с запасом на медленный разгон. А затем обнаружили, что этот грузовичок обладает динамикой, сравнимой с легковой, и начали на «полуторках» гонять весьма лихо. Мы не прятали опытные образцы, они разъезжали по Нижнему Новгороду с надписью «Испытания». На моей памяти случилось три или четыре аварии, когда другие участники движения заглядывались на «полуторку».
В основном у грузовиков ГАЗ была сельскохозяйственная направленность. А тут – юркий автомобиль на маленьких колёсах. Шины от «рафика» с посадочным диаметром 15 дюймов, стоявшие изначально, плохо вели себя на дороге, другое дело – 16-дюймовые шины, полученные позже с Кировского шинного завода.
В ходе испытаний выявился любопытный недостаток: при торможении задний мост начинал «шагать», колёса как бы переступали по дороге, словно в замедленной съёмке. Проводили специальную скоростную киносъёмку с параллельной машины и разбирали в замедленном показе, чтобы выявить причину столь необычного поведения. Выяснили, что сайлентблоки, в которые заделаны рессоры, недостаточно жёсткие. Заменили состав резины, из которой они были сделаны, и дефект устранился».
Испытателям приходилось выполнять и несвойственные им обязанности. Будущую «ГАЗель» представляли в различных автотранспортных хозяйствах Нижегородской области, даже по колхозам ездили. Занимались тем, что называется сегодня «легализацией нового продукта». У всех поначалу было непонимание этого автомобиля: «Почему такие маленькие колёса?! На них вы нигде не проедете, застрянете!» У людей не было ничего меньше ГАЗ-52, меньший автомобиль они не воспринимали. Тогда им объясняли, что это развозной автомобиль для города и нормальных грунтовых дорог. В ходе приёмочных испытаний один из автомобилей был передан в транспортное автопредприятие для проведения эксплуатационных испытаний, и в течение месяца два водителя один – наш, другой – от предприятия занимались перевозкой молочных продуктов. Замечаний был минимум. Очень понравилась экономичность, манёвренность автомобиля, низкая погрузочная высота кузова.
Дмитрий Юрьевич Петров:
«Начиналось всё с бортовой платформы, а на второй серии, которая уже выглядела практически как товарный образец, мы начали испытывать модификации – цельнометаллический фургон, грузопассажирский «комби», микроавтобус, полноприводный вариант.
Конструкция автомобилей продолжала совершенствоваться и после начала серийного производства. Анализировались замечания и мнения потребителей, разрабатывались и внедрялись изменения в конструкцию. Например, когда крупная партия серийных 13-местных автобусов «ГАЗель» поступила в автотранспортное предприятие Москвы «Автолайн» в качестве маршрутных такси (им продали что-то около 1000–1200 автомобилей), пошли жалобы на очень жёсткую работу задней подвески частично загруженного автомобиля. Задняя подвеска на тот момент была ещё от грузового автомобиля. Она включала в себя основные рессоры и подрессорники. И когда на неровностях задняя подвеска отрабатывала ход сжатия, в момент включения подрессорника происходило резкое увеличение жёсткости подвески, и пассажиры ощущали сильный толчок. Для устранения замечаний для автобуса разработали и испытали изменённую заднюю подвеску без подрессорника, и проблема была решена.
В 1993 году встал вопрос о постройке рекламного образца автомобиля «ГАЗель». И тогда мы решили сделать машину яркой и запоминающейся, покрасить кабину, раму, детали шасси в красный цвет и всё, что можно, отхромировать. Никогда рамы горьковских грузовиков не окрашивались в другой цвет, кроме чёрного. На производстве крутили пальцем у виска: зачем покрывать хромом колёсные диски? А мы ещё установили и спереди хромированную защитную дугу-«кенгурятник».
Красавец-автомобиль получился: красная кабина, красная рама, белый кузов-фургон с надписью латиницей GAZelle. Этот автомобиль участвовал в съёмках первого рекламного ролика (режиссёр Александр Гронский, 1994 год). О том, что название автомобилю выбрали, как и многие, я узнал в последний момент. Однако для меня он ещё долго продолжал оставаться «полуторкой». Мы даже между собой в УКЭР редко называли его ГАЗ-3302. «Полуторка»!»
Новый автомобиль стал величайшей вехой в истории завода. «Запускали» производство «ГАЗели» несколько раз. 13 июля 1994 года с конвейера сошла первая товарная «полуторка». 20 июля завод посетил председатель правительства Виктор Степанович Черномырдин, ставший для «ГАЗели» своеобразным «крёстным»: в торжественной обстановке автомобиль стартовал ещё раз. А 13 августа на ГАЗ прибыл президент РФ Борис Николаевич Ельцин.
«ГАЗель» родилась под счастливой звездой. Её подготовили к производству в тот момент, когда резко сократился спрос на среднетоннажные грузовики. Унификация с «Волгой» помогла с беспроблемным освоением: «Волга» тянула за собой «ГАЗель» первое время, когда требовалось дополнительное финансирование. Как писал генеральный директор ГАЗа Николай Андреевич Пугин в книге «50 лет с Горьковским автомобильным», «все понимали: только «волговские» деньги помогут нам поставить на производство «ГАЗель». А потому «Волга», которая десятилетиями находилась в тени грузовиков, стала примой автозавода. Её собирали в три смены семь дней в неделю». Вскоре примерно в таком же ритме начнут собирать и саму «ГАЗель»: 13 тысяч в первый год, почти 58 тысяч – во второй и т. д.
«ГАЗель» получила зелёный свет. 29 июня 1995 года пошла в производство полноприводная «полуторка» ГАЗ-33027, 18 августа 1995 года – грузовик ГАЗ-33023 со сдвоенной кабиной, 15 декабря 1995 года – фургон ГАЗ-2705. 16 января 1996 года начался выпуск 8-местного микроавтобуса ГАЗ-3221, а 15 мая 1996 года – 13-местного ГАЗ-32213. 6 июня 1996 года в летопись «ГАЗели» вписана первая крупная памятная дата – собран 100-тысячный автомобиль. 30 августа 1996 года была изготовлена первая опытная партия ГАЗ-32214 «Скорая помощь». В ноябре 1998 года, запомнившимся всем кириенковским дефолтом, началось производство ГАЗ-2217 «Соболь» – первого представителя того самого младшего семейства, за которое так ратовал В. Л. Четвериков. А в 1999 году на Московском автосалоне завод представил низкорамный грузовик ГАЗ-3310 «Валдай» полной массой 4 т. Его каплевидные блок-фары, капот и крылья затем перейдут на рестайлинговые «ГАЗель» и «Соболь». Производство рестайлинговой «ГАЗели-2» началось 8 января 2003 года.
Казалось, всё это было только вчера, а уже история! 20 июля 2004 года, в первый юбилей, с конвейера сошла 800-тысячная «ГАЗель». 4 августа 2005 года собрана миллионная «ГАЗель». Кстати, «ГАЗели» выпала честь стать и 15-миллионным автомобилем в истории завода. Сегодня сделано уже больше двух миллионов «ГАЗелей». По одной нитке конвейера с «ГАЗелью» идёт «ГАЗель-NEXT» – автомобиль нового поколения. И с каждым днём «некстов» на конвейере становится всё больше. Придёт время, они тоже станут историей.
Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.
Газель — это самое грациозное животное? Где обитает и как зовут ее детенышей.
Газель — парнокопытное животное из подсемейства настоящих антилоп. Обладатель стройного красивого тела, созданного для бега. Настоящие спринтеры среди жвачных. Скорость бега в момент опасности достигает 50–80 км/час. Это животное с колоссальной выносливостью, способное выжить в пустыне или горной местности.
Содержание:
- Внешний вид
- Характерные признаки
- Повадки и поведение
- Чем питается парнокопытное
- Ареал обитания
- Виды газелей
- Интересные факты
Внешний вид
Это животное сочетает в себе силу и грацию. С первых дней проходит более 15 км. Среди животных-спринтеров по атлетизму лидирует газель. Благодаря избирательному питанию и выносливости в ее теле всего 5–7 % жира по отношению к мышечной массе.
Внешность слегка меняется от вида газелей, фото демонстрирует зрителю тонконогих и стройных животных. Глаза большие и выразительные. Аккуратная продолговатая голова посажена на высокую шею. Голову венчают 2 полых рога, слегка изогнутых вовнутрь. Романтичная газель — животное, фото которого занимает первое место в топе моделей дикого мира.
По морфологическому справочнику имеет следующее описание:
Газели — животные с пропорциональным телом. Максимальная высота до 110 см, длина тела 170 см. Плотный мышечный каркас обтянут тонкой кожей. Цвет шерсти от светло-коричневого до буро-оранжевого. На животе и возле глаз белый мех.
Газель доркас
Характерные признаки
Самая крупная газель достигает в высоту 110 см, самая маленькая — до 50 см. Рога носят оба пола. Самки чуть крупнее самцов, имеют более округлое строение грудной клетки. Если вы посмотрите, фото животного завораживает грацией, сочетанием линий и пропорций. Плотный рыжий мех имеет четкую границу между палевым цветом на спине и белым на брюхе.
На Востоке животное газель описание получило во многих трактатах посвященных поэзии. Охота на парнокопытное приравнивалась к лучшим видам отдыха. В прыжке тело зверя вытягивается ровной дугой. Во время бега мускулатура перекатывается, создавая красочный визуальный эффект.
Благодаря картинам, посвященным этой тематике, мы можем судить, как выглядит газель животное в прошлом. Этот вид сформировался настолько совершенным, что не изменил морфологического строения. Внешний вид в X–XV веках был таким же, как и сейчас.
Повадки и поведение
Длинноногая газель — осторожная и не любит подходить к незнакомым объектам. Прежде чем перейти на галоп, она подробно изучает привлекший ее внимание объект. Благодаря этому полевые журналисты получают фото животного.
Характер и поведение меняется в зависимости от среды обитания и наличию хищников. Пустынная газель самая осторожная среди своих собратьев. Она предпочитает уйти из зоны при малейшем признаке опасности. Рыжая газель, напротив, отличается любопытством.
Животные газели никогда не пьют мутную воду. Даже в пустынной местности они находят самые чистые участки водоема, чтобы напиться.
Обитатели равнин живут в стадах, горные породы сбиваются в группы по 2–5 особей. Эти инстинкты заложены природой для рационального использования ресурса ареала обитания.
Газель томсона
Чем питается парнокопытное
По классификации газели — животные из рода травоядных. Но даже среди своих собратьев они выделаются своими пищевыми предпочтениями. Желудок газели дикой на 2,5 м длиннее, чем у других парнокопытных. Они выбирают траву и листья со средней жесткостью клетчатки. Предпочтение отдается растениям с высоким содержанием эфирных масел, витаминов и протеинов.Характер питания отражается на том, как выглядит газель. Стройное тело, гармонично сформированная мускулатура. Практически у всех пород подтянутые сильные бедра и обтекаемое тело. Антилопа — газель, вошедшая в сказки Востока как самый быстрый зверь. Среди них на первом месте Доркас, фото которой стало украшением журнала Life за 1982 год.
Разницу составляет количество необходимого объема пищи. Живущие в Африке газели Томпсона в день съедают до 30 килограмм травы. Напротив, антилопа рода газелей из Азербайджана довольствуется 10 килограммами.
Ареал обитания
Газель — животное, картинки которого можно найти высеченными на камнях по всей Центральной и Южной Азии. Фото подтверждают, что это создание может обитать как в пустынях, так и в горной местности. Газель из пустынь Азии занимает территории близкие к водоемам и никогда не отходят от них далеко. Из-за подвижного образа жизни и метаболизма им необходимо пить не меньше 25 л в день.
Газель-дама занимает каменистые области Сахары. Она стала частью национальной символики. В национальном парке Земонго украшает значок каждого смотрителя. Характерной чертой животного являются большие белые пятна на морде и груди.
Способны приспособиться к любому климату. Газель Томпсона, фото которой чаще всего встречается в сети ,проживает на территории Кении и Танзании. Места, где она живет, в середине лета превращаются в выжженную пустыню. И лишь на 2 месяца покрываются плотной растительностью.
Джейран проживает от пустынь Казахстана до горных районов Китая. Места, где обитает газель, характерны резкими перепадами температур и ярко выраженной сменой сезонов.
Виды газелей
Делится род газель на виды, расселенные по ареалам от Африки до Центральной и Северной Азии.
Виды:
- газель Томпсона;
- газель Доркас;
- Азиатская газель;
- газель Импала;
- горная газель Дома;
- газель антилопа Билкис;
- газель Доркас;
- джейран;
- краснолобая газель;
- рыжая газель;
- газель Спика;
- газель Беннетта;
- газель обыкновенная.
Виды Доркас, Джейран, Томсона, Дама, Беннетта и Спика занесены в Красную книгу. Их красивый мех и рога считаются ценным охотничьим трофеем. Несмотря на запрет охоты, браконьеры ведут на них охоту.
Интересные факты
- Доркас может всю жизнь обходиться без воды. Места, где обитает, практически не имеют открытых водоемов. Всю влагу животное получает из растений.
- В викторинах часто спрашивают, как называется детеныш газели. Одно из общепринятых названий — газеленок.
- Самая маленькая газель — это Доракс. В высоту они достигают до 50 см, вес взрослого самца составляет всего 16,2 кг, у самки — 12,6 кг.
- Африканская газель в день пробегает от 15 до 42 километров.
- Животное газель имеет ряд родственников среди антилоп — вилорог, Билкис, дукеры. Их роднит семейство Полорогие.
- С конца XIX века до середины XX века чернохвостая газель считалась вымершим видом. На них велась активная охота, что привело к значительному снижению численности. С введением в ряде стран природоохранных реформ ареалов обитания зверя, джейран смог восстановить численность, но до сих пор находится в Красной книге.
Газель | млекопитающее | Британика
Газель Гранта
Смотреть все медиа
- Похожие темы:
- дибатаг Тибетская газель дама газель Индийская газель газель Гранта
Просмотреть весь связанный контент →
Наблюдайте за стадом газелей, пасущихся, играющих и кормящих грудью в их естественной среде обитания на африканских равнинах
Посмотреть все видео к этой статьегазель , любая из нескольких быстроходных антилоп среднего размера с тонкими, равномерно развитыми конечностями, ровной спиной и длинной шеей. Большинство газелей рыжевато-коричневого цвета, с белым низом и пятном на крупе, темной полосой по бокам и контрастными отметинами на лице. Они населяют засушливые земли Азии от Китая до Аравийского полуострова, Северную Африку от пустынь Сахары до Сахеля к югу от Сахары и северо-восточную Африку от Африканского Рога до Танзании. Большинство газелей относятся к роду .Gazella , семейство Bovidae (отряд Artiodactyla).
Газели приспособились к обитанию в безводных степях, полупустынях и даже пустынях. Они могут извлекать воду из растений, которые просматривают, без необходимости пить. У них узкие челюсти и ряды резцов для избирательного кормления наиболее питательной растительностью. Их моча концентрируется, и перед выделением из их фекальных шариков извлекается влага. Их пальто светлые и отражающие. Они могут переносить повышение внутренней температуры на целых 5 °C (9°F). Газели ищут тень и избегают активности в самую жаркую погоду, питаясь ночью и рано утром, когда растения содержат больше всего влаги. Если ничего не помогает, они могут остыть с помощью быстрого носового дыхания.
Викторина «Британника»
Викторина «А» для животных
Традиционно считалось, что род Gazella включает 14 видов. Однако специалисты по таксономии племени газелей (Antilopini), используя генетические методы для изучения филогенетических взаимоотношений, в настоящее время считают, что газели происходят не от одного, а от нескольких разных предков. Соответственно, шесть видов, все африканские, были удалены из
Газели азиатские
Аравийский полуостров является центром разнообразия пересмотренного рода Gazella , включающего шесть видов: горная газель ( G. gazella ), джейран, или песчаная газель ( G. subgutturosa ), аравийская газель ( G. arabica ; ныне вымерший), саудовский джейран ( G. saudiya ; ныне вымерший в дикой природе), газель царицы Савской ( Г. билкис ; ныне вымершие) и газель-доркас ( G. dorcas ). Газель-доркас обитает также в Северной Африке. Ареал джейрана простирается от азиатских пустынь до Китая, хотя численность его популяции сильно сократилась. Шестая азиатская газель, индийская газель или чинкара ( G. bennetti ), выживает в пустынях Индии и Пакистана.
Триба Antilopini включает несколько азиатских видов рода Procapra , которых также называют газелями: тибетская газель ( P.
Газели африканские
Из трех исключительно африканских видов газелл два обитают к северу от Сахары (вместе с газелью-доркас). Газель Атласа, также называемая газелью Кювье или газелью Эдми ( G. cuvieri ), находится в Атласских горах. Ободковая газель, или газель с тонкими рогами ( G. leptoceros ), является наиболее адаптированной к пустыне африканской газелью и обитает в больших песчаных пустынях Сахары (эрги) от Алжира до Египта. Третий аборигенный вид, газель Спика ( G. spekei ), населяет прибрежную равнину Сомали.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Газель-доркас, хотя и остается самой многочисленной и широко распространенной из сахарских антилоп, исчезла с большей части своего ареала в Северной Африке. Однако значительные популяции выживают в Сахеле от Мавритании до Нила и в низинах стран, граничащих с Красным морем.
Газель Томсона ( Eudorcas thomsonii ) по-прежнему распространена в Восточной Африке и многочисленна в экосистеме Серенгети в Танзании. Изолированный вид, газель Монгалла ( E. albonotata ), встречается в восточной части Южного Судана и юго-западной Эфиопии. Краснолобая газель ( E. rufifrons ) является сахельской версией газели Томсона, но отличается более рыжим цветом и красноватой каймой между узкой черной полосой на боку и белым низом.
Газель дама ( Нангер дама ) — самая крупная газель, весом до 75 кг (165 фунтов) и ростом до 120 см (47 дюймов) в холке. Ранее распространенный на пастбищах и субпустынях Сахеля от Мавритании до Судана, теперь он существует только в находящихся под угрозой исчезновения остаточных популяциях. Эта газель необычна как своей формой, так и географическими вариациями окраски, которая варьируется от преимущественно рыжей с обширным белым низом, крупом, ногами и головой на западе (
( N. Granti ) имеет самые большие рога (до 80 см [31 дюйм]) и до сих пор широко распространена как в охраняемых районах, так и за их пределами на большей части своего ареала от Южного Судана до центральной Танзании. Газель Зоммеринга ( N. soemmeringii ) населяет засушливую страну саванн на северо-востоке Африки, где она является экологическим эквивалентом газели Гранта. газель Кларка ( Ammordorcas clarkei ) из северо-восточной Африки также известен как дибатаг.
Экология и поведение
Как и большинство антилоп засушливых регионов, газели ведут кочевой, мигрирующий или и тот, и другой образ жизни. Все газели общительны; самки и молодые собираются вместе, как и холостяцкие самцы. Во время миграции самцы объединяются в смешанные стада, но всякий раз, когда появляется возможность для размножения, они разделяются территориальными самцами. Газели необычайно наделены железами; они расположены между копытами, в паху (паховые железы), на передней части передних конечностей и перед глазами (предглазничные железы). У самцов некоторых видов (томсонова, краснолобого, спековского и зобного) предглазничные кости выделяют липкий черный секрет, который наносится на ветки и стебли травы для разграничения территорий. Однако основной способ размещения территорий у всех представителей племени газелей — это моча и фекалии, которые самцы откладывают на кучи навоза в связанном, в высшей степени ритуализированном представлении.
Поскольку антилопы, живущие на открытых равнинах, могут быть сбиты моторизованными транспортными средствами, все газели (за немногими исключениями) были истреблены на большей части своего ареала в результате безжалостной охоты. Деградация среды обитания и конкуренция с домашним скотом также нанесли ущерб популяциям газелей.
Ричард Эстесфактов о животных газелей | Gazella gazella
Gazella gazella
Последнее обновление: 13 марта 2023 г.
Подтверждено: AZ Animals Staff
© iStock.com/gorsh23
, названные в честь арабского слова для любовных стихов
Факты Газель
- Среда обитания
- лугов, Savannas, Crubby Steppes
- Lions, Leopards, Chetsepes
- LIONS, Leopards, Chets, Hypepes
- LIONS, Leopards, Cheetahs, HYENAS, HYENAS.
- Тип
- млекопитающее
- Общее название
- газель
- Количество видов
- 16
- Местоположение
- Африка, Азия
- Группа0008
- стадо
Этот пост может содержать партнерские ссылки на наших партнеров, таких как Chewy, Amazon и других. Покупка через них помогает нам продвигать миссию A-Z Animals по просвещению о видах в мире.
Фотографии Газелей
Посмотреть все наши фотографии Газелей в галерее.
© iStock.com/Martin Mecnarowski
Посмотреть все изображения Gazelle!
Найдите своих любимых животных!
«Название газели происходит от арабского слова, обозначающего стихотворение о любви».
Газель — грациозное, умное и бдительное существо. Хотя когда-то их было несколько тысяч в Африке и Азии, теперь в результате охоты в их семье осталось всего несколько сотен. На больших скоростях он не может обогнать хищников, но то, как они прыгают, помогает им уйти. Несмотря на то, что их количество невелико, сегодня в дикой природе все еще можно увидеть чуть менее 500 особей.
4 невероятных факта о Газели!
Вот несколько забавных фактов о газелях:
- Газели недостаточно быстры, чтобы уклониться от пути гепарда, но они могут перехитрить их, когда они убегают.
- Самцы и самки имеют рога, в отличие от многих млекопитающих из семейства антилоп.
- Когда газель нервничает, она подает сигнал.
- Газель может подпрыгнуть на 10 футов в воздух и может разогнаться до 60 миль в час короткими рывками.
Научное название
Газели классифицируются как полорогие, что делает их родственниками коров, коз и овец©Volodymyr Burdiak/Shutterstock.com
Научное название газели (общепринятое название этого млекопитающего) — gazella gazella . Он принадлежит к семейству Bovidae класса млекопитающих. Этот конкретный тип животных охватывает 17 различных видов, включая (но не ограничиваясь ими):
- Газель Томсона: Эти газели среднего размера, обитающие в Восточной Африке, способны достигать веса от 26 до 165 фунтов. и от 20 до 43 дюймов в плече. Они способны развивать скорость до 40 миль в час и могут жить большими стадами, исчисляемыми сотнями.
- Дама-газель: Менее 400 представителей этого вида, которые обычно встречаются в Чаде и Судане, существуют в дикой природе. Эти большие газели способны весить от 88 до 190 фунтов и достигать 40 дюймов в холке.
- Газель-доркас: Эти газели, обитающие на лугах, равнинах и пустынях Африки и Ближнего Востока, способны прожить всю свою жизнь без питьевой воды. Они способны измерять 55-65 см в плече и весить 33-44 фунта.
- Газель Гранта: Эта довольно тучная газель, которую можно найти в Восточной Африке, имеет крепкое телосложение и бледно-коричневую верхнюю часть тела. Он способен достигать 35 дюймов в плече и весить 180 фунтов.
- Газель Спика: Когда-то считавшийся подвидом газели Доркас, прежде чем стать самостоятельным видом, этот полорогий известен своей светлой шерстью. Его можно найти на Африканском Роге.
Научное название « gazella gazella «происходит от арабского слова ghazāl, которое происходит от слова, обозначающего любовную поэму.
Внешний вид
Самки газелей также имеют рога, как и их самцы© iStock.com/StuPorts
Опознать газель довольно легко, если вы посмотрите на желтовато-коричневую шерсть с белым низом живота. Как часть семейства антилоп, они имеют довольно длинные рога, которые обычно изогнуты. Хотя у других видов антилоп рога есть только у самцов, у этого конкретного животного они есть и у самок.
Размеры этих животных сильно различаются. От двух до 3,6 футов в высоту, они довольно короткие по сравнению с другими антилопами. В то время как большая часть их способности прятаться зависит от скорости, они также маскируются под пустынный ландшафт своей коричневатой окраской. Специфические отметины на их шерсти позволяют идентифицировать разные виды.
Эволюция
Предки газелей, появившиеся в раннем миоцене© Первоначальным загрузчиком был Energo из польской Википедии. / Creative Commons — лицензия
История эволюции газелей восходит к раннему миоцену, когда полорогие отделились от оленей и предков жирафов.
Считается, что эти лесные млекопитающие были небольшого размера и довольно похожи на современных газелей.
Самые ранние предки газелей, черных козлов, дибатагов, геренуков и спрингбоков, также известных как антилопины, появились на сцене в тот же период, а также были обнаружены окаменелости этих травоядных, относящиеся к среднему миоцену.
К среднему и позднему миоцену семейство начало далее подразделяться на разные виды.
Поведение
.Газели являются социальными животными и могут собираться в стада, состоящие из нескольких сотен других особей газели. Однако некоторые стада намного меньше, в том числе 10-30 самок с детенышами. Чаще всего самки и самцы не живут вместе в одном стаде, так как самцы склонны жить исключительно небольшой группой или совсем поодиночке. Любое стадо, состоящее только из самцов газелей в дикой природе, называется холостяцким стадом. Чтобы защитить себя от нападения хищников, газели невероятно бдительны. Они постоянно оглядываются своими большими глазами, чтобы увидеть, где может произойти следующее нападение.Среда обитания
Идеальная среда обитания этого животного — засушливая местность с небольшим количеством осадков, поэтому большинство из них можно найти в определенных частях Африки и Азии. Их предпочтительными экосистемами являются песчаные дюны, пустыни, луга, саванны и плато. Им не нужно много места для их маленьких тел, но они должны жить вблизи мест с листьями и кустарниками в своем рационе, что снижает их потребность в воде в особенно засушливые сезоны.
Когда наступают засушливые сезоны, большинство видов газелей мигрируют вместе с другими животными и видами в ходе движения, называемого Великой миграцией. Наряду с антилопами канны, импалами, зебрами и антилопами гну эти животные каждый год путешествуют по дикой природе. К сожалению, около 250 000 животных в миграцию не успевают.
Хищники и угрозы
Газель — травоядное животное, поэтому она находится в самом низу пищевой цепи, не имея естественной добычи. Они предпочитают траву и кустарники в своей среде обитания, чтобы наполнить свой желудок. Их место в качестве добычи имеет важное значение для основных хищников в их естественной среде обитания, таких как львы, гепарды и другие высшие хищники. Единственная корректировка, которую газели вносят в свой рацион, заключается в том, что они мигрируют туда, где у них есть доступ к большей части растительной жизни, которую они могут потреблять.
Что ест Газель?
Леопарды — одни из основных хищников газелей©Rudi Hulshof/Shutterstock.com
Ответ на этот вопрос длинный, потому что газель является основным источником питательных веществ для огромных хищников, даже несмотря на то, что рост антилопы не превышает четырех футов. . Некоторые из основных хищников этого животного включают гепардов, леопардов, крокодилов, шакалов, львов, гиен и диких собак. Иногда на них охотятся и люди, что является одной из основных причин сокращения их численности.
Что ест Газель?
Газели по своей природе являются травоядными и питаются побегами, кустарниками и листьями в окружающей среде.©Benas Bakevicius/Shutterstock.com
Газели не охотники. Весь их рацион состоит из растений, которые встречаются в их типичной среде обитания. Единственным исключением в их рационе является период, когда газель является детенышем (он же олененок), в течение которого она пьет материнское молоко.
Размножение и жизненный цикл
Новорожденных газелей отнимают от груди в возрасте четырех или пяти месяцев©iStock. com/Tobie Oosthuizen
Когда самец и самка газели готовы к спариванию, ритуал начинается с того, что самец опускает голову и шею, вытягивая их. Он следует за самкой, маршируя и пританцовывая, чтобы привлечь ее внимание. Средняя беременность детеныша газели составляет шесть месяцев, хотя самка может родить до двух детенышей за раз.
К тому времени, когда детенышу, которого называют олененком, исполняется 20 минут, он уже может стоять и сосать грудь. Средний вес новорожденного олененка при рождении составляет от 10% до 12% веса его матери.
Так как они являются легкой мишенью для хищников, мать прячет их в местах с высокой травой. Эти младенцы должны оставаться со своими матерями до тех пор, пока их не отлучат от груди, что занимает от четырех до пяти месяцев. Самки достигают половой зрелости к девяти месяцам, а самцы — к 18 месяцам. Средняя продолжительность жизни газели составляет 10-15 лет.
Популяция
Несмотря на усилия по восстановлению вида дама, численность остается низкой©yosefus/Shutterstock. com
Некоторые виды газелей находятся под угрозой исчезновения. Дама является одним из таких примеров, в дикой природе насчитывается менее 400 особей.
Неправительственная организация Sahara Conservation Fund работала над восстановлением популяции этого вида в Африке путем отлова для размножения, но численность по-прежнему остается низкой.
Вид
- Аравийская газель
- Аравийская газель
- Чинкара
- Газель Кювье
- Газель Дама
- Газель Доркас0210
- Erlanger’s gazelle
- Goitered gazelle
- Grant’s gazelle
- Mongala gazelle
- Mountain gazelle
- Red gazelle
- Red-fronted gazelle
- Rhim gazelle
- Soemmerring’s gazelle
- Speke’s gazelle
- Thompson’s gazelle
Просмотреть все 168 животных, имена которых начинаются на букву G
Об авторе
Я люблю хорошие книги и иногда мультфильмы. Я также бесконечно заинтригован красотой природы и считаю колибри, щенков и морских животных самыми волшебными существами из всех.
Gazelle FAQ (Часто задаваемые вопросы)
Что такое Gazelle?
Газель относится к семейству антилоп млекопитающих. У них часто есть изогнутые рога (хотя у некоторых видов, таких как газель Томсона и газель Аддра, нет), в сочетании с желтовато-коричневым мехом на большей части тела, за исключением живота (который белый). Чаще всего встречается в Африке и Азии. Одним из самых известных фактов о газелях является их невероятная скорость.
Как быстро может бежать газель?
В среднем газели могут бежать со скоростью 60 миль в час короткими рывками. Более длинные пробежки обычно проходят со скоростью 30 миль в час. Животные-газели должны быть быстрыми, чтобы убегать от хищников, таких как львы и леопарды.
Как выглядит газель?
У газелей длинные рога, хотя есть виды с прямыми и изогнутыми рогами. У них желтовато-коричневая шерсть, иногда отделяющая белое брюхо жирной полосой черного меха (что характерно для газелей Аддра и газелей Томсона).
Как называется самка газели?
Самка газели называется коровой.
Газели могут быть домашними животными?
Газель можно держать в качестве домашнего питомца, но лучше оставить ее в дикой природе, где ей и место. Из них не получаются хорошие домашние животные, так как для их размещения требуется среда обитания значительного размера. В большинстве районов их использование в качестве домашних животных считается незаконным.
Чем известна газель?
Газель известна своей огромной скоростью. Как упоминалось выше, эти животные могут развивать скорость до 60 миль в час, что является их основной защитой от хищников.
Умны ли газели?
Да. Газели невероятно умны и легко приспосабливаются к окружающей среде.
Каковы основные различия между антилопами и газелями?
Основные различия между антилопами и газелями заключаются во внешнем виде, статинге, среде обитания, скорости и продолжительности жизни.
В чем разница между импалой и газелью?
Основное различие между газелью и импалой заключается в том, что газели представляют собой группу родственных антилоп, тогда как импалы являются антилопами, но не принадлежат к большой таксономической группе, известной как газели.
О других отличиях читайте здесь!
Спасибо за прочтение! Есть отзывы для нас? Свяжитесь с редакцией AZ Animals.
Sources- OxfordLanguages, доступно здесь: https://languages.oup.com/google-dictionary-en
- Research Maniancs, доступно здесь: https://researchmaniacs.com/Animals/Female/What-is-a-
- Animals Network, доступно здесь: https://animals.net/gazelle/
- ITIS, доступно здесь: https://www.itis.gov/servlet/SingleRpt/SingleRpt?search_topic= TSN&search_value=625093
- Britannica, доступно здесь: https://www.britannica.com/animal/gazelle
- DKfindout!, доступно здесь: https://www.dkfindout.com/us/animals-and-nature/cattle/thomsons -gazelle/
- Ultimateungulate.