Где находится реле включения вентилятора охлаждения ваз 2115 инжектор: Где находится реле вентилятора охлаждения ваз 2115
Где находится реле вентилятора охлаждения ваз 2115
Перегрев двигателя приводит к возникновению серьезных неполадок: поршня могут заклиниться, пробивается прокладка блока цилиндров, что приводит к необходимости проводить капитальный ремонт мотора. Чтобы защитить силовой агрегат от перегрева, важно поддерживать стабильную работу вентилятора охлаждения. В этой статье обсудим принцип работы устройства, схему его подключения, самостоятельную диагностику и ремонт, а также модернизацию схемы управления. Инструкция полностью подходит и для автомобилей Ваз 2115 и Ваз 2113.
ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ
Вентилятор – это устройство, позволяющее повысить эффективность работы радиатора охлаждения. Радиатор забирает тепло от мотора и отдает его в воздух. Этот процесс ускоряется за счет обдува лопастями электровентилятора.
Охлаждающая жидкость течет по закрытой герметичной системе. Ее задача в том, чтобы забирать излишнее тепло от перегретых частей мотора. Горячий тосол течет в радиатор, подвергается здесь охлаждению и возвращается обратно. Находясь в радиаторе, ОЖ проходит через систему тонких трубок. Набегающий воздушный поток во время движения автомобиля способствует быстрому отводу излишнего тепла из подкапотного пространства.
Но когда автомобиль стоит в пробке или работает на холостом ходу, поток воздуха перестает его охлаждать. В этом случае система охлаждения может не справиться со своей задачей. Для создания потока воздуха искусственным путем и предназначен электровентилятор радиатора. Температура включения вентилятора на ВАЗ 2114 – 85 градусов Цельсия.
Получив сигнал о превышении допустимого значения температуры, датчик запускает механизм работы устройства. Создается искусственный воздушный поток, отводящий тепло от радиатора. Механизм действует до тех пор, пока уровень температуры не понизится до оптимального состояния.
Затем термовыключатель получает сигнал о достижении нормальной температуры и отключает работу вентилятора.
Устройство состоит из четырех пластмассовых лопастей, которые устанавливаются на вале ЭДГ. Специальный контроллер регулирует автоматический режим работы. Термостат снабжен твердым наполнителем, который чувствителен к изменениям температуры.
Имеется основной и дополнительный клапаны. Когда температура достигает 85 градусов Цельсия, открывается главный клапан.
СХЕМА ПОДКЛЮЧЕНИЯ
ГДЕ НАХОДИТСЯ РЕЛЕ ВЕНТИЛЯТОРА
Оно располагается в дополнительном блоке.
4 – реле электровентилятора;
5 – электрического бензонасоса;
6 – реле зажигания.
Реле и предохранители могут иметь другой порядок следования. Поэтому нужно ориентироваться на цвет проводов. Главное реле всегда размещено снизу. Найдите реле, от которого тянется розовый тонкий провод с черной полоской. Он идет от главного реле через контакт 85. Будьте осторожны! Не перепутайте с красным тонким проводком, который тоже имеет черную полоску и тянется из контроллера. И найдите белый толстый провод с черной полоской (87 контакт). Здесь и находится реле вентилятора охлаждения. Рядом с ним всегда находится предохранитель. Он является элементом цепи.
ДИАГНОСТИКА ВЕНТИЛЯТОРА ОХЛАЖДЕНИЯ
Если на приборной панели появляются сигналы о превышении допустимого уровня температуры в системе охлаждения, это может свидетельствовать о том, что не работает вентилятор на ВАЗ 2114. Главный симптом неисправности – механизм не запускается даже при значительном увеличении температуры. Нужно срочно заглушить двигатель, чтобы не допустить перегрева его элементов.
Мотор не должен работать с неисправным электровентилятором охлаждения. Это может привести к повреждению головки блока цилиндров.
Если не срабатывает вентилятор охлаждения на Ваз 2114, причинами поломки могут быть следующие неисправности:
- Отказал датчик включения вентилятора на ВАЗ 2114.
- Отсутствие контакта у разъема датчика.
- Оборвалась проводка.
- Неисправность реле электровентилятора.
- Сгорел предохранитель.
- Поломка привода электродвигателя устройства.
Отключите разъем устройства. Подключите его к клемме аккумулятора. Сохраняя полярность. Если прямое подключение к источнику энергии запускает электромоторчик, значит привод исправен. Возможно, проблемы возникли в электропроводке, в предохранителе или в датчике температуры.
Теперь наступила очередь диагностики предохранителя. Для этого даже не обязательно вскрывать пластиковый бокс. При неисправности реле одновременно с вентилятором перестает работать и клаксон. Поэтому если вы заметили пропажу звукового сигнала, значит точно сгорел предохранитель. Найти его можно в подкапотном пространстве в пластиковом боксе небольшого размера. Освобождаем крышку, прижатую двумя защелками, щипчиками вынимаем сгоревший предохранитель и меняем его на новый.
А вот диагностировать реле довольно сложно. Особенно тем, кто с автоэлектрикой исключительно на «Вы». Для проверки работоспособности проще всего найти работающее реле и временно установить его. Если после установки нового устройства вентилятор начинает работать исправно, значит настало время для замены старого.
Чтобы диагностировать датчик температуры, подающий сигнал к радиатору, нужно отсоединить разъем от датчика и запустить зажигание. Запустится аварийный режим, в котором электровентилятор начнет обдув. Если при отключении т разъема вентилятор запускается поздно, скорее всего датчик вышел из строя. Его замена займет не больше пяти минут. Нужно просто открутить два болта с помощью крестовой отвертки и установить на его место новое устройство.
Даже если неисправность возникла в самом вентиляторе Ваз 2114, это еще не значит, что пришло время его менять. Иногда можно просто заменить поврежденный подшипник или щетки. А вот при неисправно электродвигателе, гораздо проще приобрести новый механизм.
Если вы убеждены, что причина неисправности кроется в электродвигателе вентилятора, то самый простой способ осуществить ремонт – это полностью заменить устройство. При этом нет смысла тратить деньги на новый кожух. Дешевле будет просто купить новый электромотор.
Необходимый инструмент
Особый инструмент не понадобится. Работа осуществляется элементарно просто с помощью торцевых ключей на 8 и 10 и отвертки крестового типа.
Пошаговый алгоритм работы
Заменить электродвигатель вентилятора охлаждения можно без демонтажа радиатора.
- Отсоедините колодку и жгут проводов устройства от кожуха.
- Отверните крепежные болты с помощью ключа на 10.
- Открутите нижнюю крепежную гайку.
- Торцевым ключом на 10 отверните крепежную гайку от радиатора.
- Торцевым ключом на 8 отверните две гайки прижимной пластины.
- Снимите пластину.
- Снимите электровентилятор вместе с кожухом.
- Приступаем к демонтажу электродвигателя. С помощью ключа на 10 сверните три крепежных гайки и выньте двигатель вместе с лопастями.
- С помощью отвертки подденьте стопорную шайбу.
- И снимите ее.
- Снимите крыльчатку.
- Наденьке крыльчатку на новый моторчик. Проследите, чтобы штифт вала попал в паз крыльчатки.
- Соберите сборку в обратном порядке.
КАК ЗАМЕНИТЬ ДАТЧИК ТЕМПЕРАТУРЫ
Перед началом работ нужно частично слить охлаждающую жидкость из блока цилиндров.
- Снимите провод.
- С помощью ключа на 21 отверните термодатчик.
- Снимите его.
- Установите новый в обратном порядке.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ЭЛЕКТРОВЕНТИЛЯТОР РАБОТАЕТ ПОСТОЯННО?
Иногда возникает и другая проблема. Многих автолюбителей интересует, почему постоянно работает вентилятор на Ваз 2114?
Возможны четыре причины неисправности:
- возникло замыкание в электроцепи;
- произошла поломка реле электровентилятора;
- требует замены термодатчик;
- сломался электронный блок.
Чаще всего вентилятор начинает работать непрестанно в результате замыкания проводов. Электрическая цепь остается во включенном состоянии вне зависимости от сигналов термодатчика и реле.
Чтобы устранить неисправность, нужно прозвонить каждый провод и найти место сплавления. Иногда оно заметно даже при визуальном осмотре.
Если прозвон не помог выявить неисправность, нужно проверить и заменить реле вентилятора. Стоимость устройства невысока. Поэтому для диагностики проще купить новый реле и поставить его заместо старого.
Если не помогло и это, значит нужно проверить работу термодатчика. Ведь именно он отвечает за включение и отключение электромотора вентилятора Ваз 2114.
При исправной работе всех остальных элементов системы, нужно проверить электронный модуль. Он довольно редко выходит из строя. Если проблема возникла все же в нем, придется выполнить полный сброс ошибок. Иногда помогает только полная перепрошивка. Самостоятельно выполнить эту работу способен не каждый. Поэтому лучше обратиться за помощью в автосервис.
Также полезно было бы установить кнопку принудительного запуска и отключения вентилятора на Ваз 2114.
Это решение может оказаться весьма кстати, если поломка произошла где-нибудь на трассе вдали от города. В таком случае с помощью кнопки на панели приборов можно принудительно запустить работу вентилятора для охлаждения двигателя.
Предохранители и реле ВАЗ 2115
Сегодня каждый автомобиль, не зависимо от типа, оснащается специальной защитой всех электрических систем. Называется эта защита – предохранитель. Они устанавливаются для того, чтобы в случае замыкания или неисправности, система могла отключиться через предохранитель, тем самым защищая себя от поломки. Предохранители используются для каждой электрической цепи, от небольшой лампочки до системы зажигания двигателем. Более важные системы двигателя оснащаются специальными реле, они защищают различные насосы, электродвигатели и прочие мощные источники потребления электроэнергии.
Предохранитель представляет собой небольшую конструкцию, состоящую из пластикового корпуса, внутри которой расположен плавкий элемент. В случае если происходит короткое замыкание, тонкий контакт под воздействием тока расплавляется, чем и прерывает электрический ток. Самый простейший электропредохранитель, это тонкая медная проволока, вставленная в цепь. Если происходит повышение верхнего предела подаваемого тока, контакт начинается плавиться и прерывает поступление электричества. Здесь есть описание всех предохранителей и реле к моделям ВАЗ 2113, 2114, 2115 инжекторного и карбюраторного типа, старого и нового образцов.
Расшифровка предохранителей и реле инжекторных моделей
Главный модуль электропредохранителей 2114-3722010-60 расположен под передним подкапотным пространством. Такое расположение, позволяет обеспечить быстрый доступ ко всем электрическим системам авто.
Расположение блокаСледует обратить внимание, что расположение модуля электропредохранителей может зависеть от типа комплектации и года выпуска ТС. Как правило, это правая верхняя часть подкапотного пространства, под передним ветровым стеклом. Монтажный блок выполнен и пластика в виде прямоугольной коробки. Для предохранения от случайного открытия, коробка оснащена специальными защелками. Для вскрытия модуля, необходимо отщелкнуть две защитные скобы и приподнять верхнюю пластиковую защиту. Под крышкой расположены все главные реле управления и электропредохранители автомобиля.
Для быстрого изъятия предохранителя, на крышке пластиковой защиты расположены специальные пластиковые щипцы. С их помощь, можно очень просто достать любой элемент. Нужно ухватиться щипцами за верхнюю кромку пластикового корпуса и аккуратно приподнять элемент.
Для удобства пользователя, на верхней пластиковой крышке расположена полная схема, выполненная в виде схематического изображения, на котором указаны все электропредохранители и реле с указанием силы тока (А).
Схема предохранителей и реле инжекторных моделейТаблица 1. Расшифровка предохранителей и реле 2114-3722010-60
№ | Ток, А | Расшифровка предохранителей |
F1 | 10 | Задние противотуманные фонари, лампа заднего сигнализатора включения заднего противотуманного света |
F2 | 10 | Поворотников и реле прерыватель указателей поворота. Система аварийной сигнализации. Контрольная лампа аварийного сигнала |
F3 | 7,5 | Системы освещения салона и багажного отсека (лампа салона, багажного отделения, подсветка ключа зажигания).![]() |
F4 | 20 | Управление подогревом заднего стекла. Патрон подключения переносной лампы |
F5 | 20 | Реле контроля и включения звукового сигнала. Предохранитель и реле включения двигателя системы охлаждения |
F6 | 30 | Управление и реле включение электрическими стеклоподъёмниками |
F7 | 30 | Управление электродвигателем – отопительной системы, печки салона, омывателей лобового стекла, очистителей фар. Прикуриватель салона, лампа освещения перчаточного ящика. Включение обогрева заднего стекла. |
F8 | 7,5 | Включение правой противотуманной фары |
F9 | 7,5 | Включение левой противотуманной фары |
F10 | 7,5 | Габаритный свет кузова левого борта, сигнализатор включения габаритов (на табло), лампы освещения номерного знака и подкапотного пространства, лампа подсветки выключателей, прикуривателя, рычагов управления отопителем.![]() |
F11 | 7,5 | Габаритный свет кузова правого борта |
F12 | 7,5 | Передняя правая фара ближнего света |
F13 | 7,5 | Передняя левая фара ближнего света |
F14 | 7,5 | Передняя левая фара дальнего света. Лампа сигнализатора включения света. |
F15 | 7,5 | Передняя правая лампа дальнего света. |
F16 | 15 | Поворотники кузова, реле-прерыватель поворотников и аварийной сигнализации. Реле контроля и лампы заднего хода, лампы индикации бортовой системы контроля приборов, лампы – давления масла, включение ручного тормоза, уровень тормозной жидкости, заряд АКБ. Бортовой компьютер, обмотка генератора двигателя. |
F17-F20 | Запасные | |
№ | Реле цепи | |
К1 | Очистителей фар | |
К2 | Поворотников и аварийной сигнализации | |
К3 | Очистителя лобового стекла | |
К4 | Контроля исправности ламп стоп-сигнала и габаритных ламп | |
К5 | Стеклоподъёмников | |
К6 | Звукового сигнала | |
К7 | Обогрева заднего стекла | |
К8 | Дальнего света фар | |
К9 | Ближнего света фар |
Современные предохранители отличаются по цвету в зависимости от количества ампер.
- 5А – коричневый
- 10А – красный
- 15А – синий
- 20А – желтый
- 30А – зеленый
Цветовое отличие сделано для простоты использования и идентификации нужного предохранителя с нужным сопротивлением. Также имеются предохранители в корпусе черного, серого, фиолетового, белого, оранжевого и других цветов. Все они отличаются по количеству ампер, которые прописаны на каждом изделии.
В каждом блоке, заводом производителем предусмотрены дополнительные электропредохранители. Они предназначены для возможности оперативной замены перегоревшего элемента. Расположены они внизу модуля и помечены наименованиями F17, F18, F19, F20. Каждый запасной элемент отличается по цвету и количеству ампер.
В случае если в транспортном средстве ломается один из электроприборов, рекомендуется первым делом осуществить проверку монтажного блока. Для определения сгоревшего элемента, нужно полностью выключить мотор и вынуть ключ из зажигания. С помощью специальных щипцов аккуратно достать перегоревший модуль. Поднесите его к свету, и убедитесь в наличии повреждения цепи. Допускается использование предохранителей с более увеличенным количеством ампер, но только на непродолжительное время.
Расшифровка предохранителей и реле блока 2114-3722010-18
Автомобили ВАЗ-2114, 2115, 2113 первых моделей с карбюратором, имеют определенные отличия в модуле предохранителей.
Схема предохранителей и реле блока старого образцаТаблица 2. Расшифровка предохранителей и реле блока 2114-3722010-18
№ | Ток, А | Расшифровка предохранителей |
F9 | 7,5 | Правая задняя противотуманка |
F8 | 7,5 | Левая задняя противотуманка |
F1 | 10 | Передние очистители фар в момент включения, контакты очистителей, клапан включения омывателя фар, контакты реле включения очистителей фар |
F7 | 30 | Передние очистители фар в момент работы, обмотка реле включения очистителей, предохранитель печки салона, омыватель лобового стекла, редуктор и контролер времени очистителя заднего стекла, клапаны включения переднего и заднего омывателя, реле (обмотка) включения системы охлаждения ДВС, реле включения обогрева заднего стекла, освещение перчаточного ящика, лампа контроля обогрева заднего стекла |
F16 | 15 | Указатели поворотников и включение аварийной сигнализации в режиме поворота, лампа контроля указателей, фонари заднего хода, редуктор и реле включение омыватели лобового стекла, обмотка генератора (при запуске), лампы контроля – тормозной жидкости, давления масла, заслонка карбюратора, ручного тормоза.![]() |
F3 | 10 | Освещение салона и задний стоп сигнал |
F6 | 30 | Электрические стеклоподъемники, реле включения-отключения стеклоподъемников |
F10 | 7,5 | Подсвета номерного знака, лампа подкапотного пространства, контрольная лампа на приборной панели (наружное освещение), подсвета приборной панели, лампа подсветки прикуривателя, подсветка отопительных рычагов |
F5 | 20 | Реле включения вентилятора охлаждающей системы (электродвигатель), звуковой сигнал. |
F10 | 7,5 | Левая передняя фара габаритовЛевая задняя фара габаритов |
F11 | 7,5 | Правая передняя фара габаритов Права задняя фара габаритов |
F2 | 10 | Лампа контроля аварийной сигнализации, поворотники и реле отключения аварийной сигнализации. |
F4 | 20 | Задний обогрев стекла, включение обогрева, переносная розетка, прикуриватель в салоне |
F15 | 7,5 | Передний правый дальний свет |
F14 | 7,5 | Передний левый дальний свет Контролер включения света |
F13 | 7,5 | Левый ближний свет |
F12 | 7,5 | Правый ближний свет |
№ | Реле цепи | |
К1 | Омывателей фар | |
К2 | Аварийной сигнализации и поворотников | |
К3 | Стеклоочистителей лобового стекла | |
К4 | Контроля исправности ламп | |
К5 | Стеклоподъемников | |
К6 | Звукового сигнала | |
К7 | Обогрева заднего стекла | |
К8 | Дальнего света фар | |
К9 | Ближнего света фар |
Расшифровка дополнительного блока предохранителей и реле
Для включения главных систем любого автомобиля, заводом производителем запроектирована установка вспомогательных предохранителей. Как правило, они располагают в районе центральной консоли. Каждый вспомогательный модуль состоит из нескольких важных реле и электропредохранителей.
В конкретном случае, коробка находится слева от бардачка, за боковой обшивкой центральной консоли. Для быстрого доступа к коробке, нужно отодвинуть часть пластиковой защиты. Защита крепится на крестовые болты, поэтому нужно подготовить соответствующую отвертку.
Расположение дополнительного блока предохранителей и реле 2114, 2115, 2113Дополнительный блок в салонеСхема дополнительного блокаТаблица 3. Расшифровка дополнительного блока предохранителей и реле
№ | Ток, А | Назначение (Предохранители) |
1 | 15 | Главное распределительное реле |
2 | 15 | Питание контроллера |
3 | 15 | Насос топливной системы |
№ | Назначение (Реле) | |
К4 | Топливный насос | |
К5 | Вентилятор системы охлаждения | |
К6 | Главное реле управления системами |
Есть еще варианты и других расшифровок.
Реле:
1 — бензонасоса;
2 — главное;
3 — вентилятора.
Предохранитель:
f1 — бензонасоса;
f2 — главного реле;
f3 — ЭБУ (электронного блока управления).
Реле, управляющие подачей тока, присутствуют в конструкции многих ТС. Они предназначены для выполнения очень ответственной функции – включают и выключают важные электрические приборы и механические системы ТС. Если говорить простым языком – это устройство подачи тока на необходимый элемент.
Реле стартера, зажигания, задних противотуманных фонарей
С целью проведения быстрой проверки и ремонта, реле системы зажигания, устанавливают под передней торпедой салона авто, за ручкой открывания капота. Оно находится чуть ниже центральной приборной панели. Модуль закрыт пластиковой заглушкой, которую необходимо приоткрыть для проведения проверки на работоспособность.
Реле стартера, зажигания, задних противотуманных фонарейРядом с указанным реле, находится аналогичное задних противотуманных фонарей и стартера.
Основная задача реле зажигая – уменьшать подаваемую нагрузку на контакты. Во время запуска двигателя, реле отключает некоторые электрические цепи в системе ТС. Система используется не только в инжекторных, но и карбюраторных двигателях.
В случае неисправности или сбоев в системе зажигания, необходимо провести контроль работы реле. Для этой цели, открываем коробку и аккуратно вынимаем нужный элемент. Он крепится при помощи контактов в специальные пазы. Первое, что нужно сделать, посмотреть на окисление контактов, при необходимости очистить их мягкой тканью или обработать специальной жидкостью.
Для проверки работоспособности, нужно использовать обычный мультиметр. Подключаем к входящим соединениям и проверяем цифры. Если при подаче тока, отсутствует замыкание, значит, элемент не работает. Замена производится в аналогичном порядке. Использовать необходимо типовой элемент с указанным на корпусе количеством ампер.
Реле передних противотуманных фар
Передние противотуманные фары не являются стандартным оборудованием модели и оснащаются в зависимости от комплектации. Само реле (при наличии противотуманных фар) располагается в отсеке двигателя на левом брызговике.
Важно! Для доступа к реле, необходимо снять АКБ! Без выполнения данной манипуляции, сложно будет снять и проверить его на работоспособность.
Замена неисправного элемента проводится очень просто. Необходимо взять крестовую отвертку (с короткой ручкой), открутить болт крепления реле к кузову автомобиля, проверить элемент на неисправность. В случае выхода из строя, приобретаем новое и ставим все в обратном порядке.
Источники
- vaznetaz.ru/predoxraniteli-i-rele-vaz-2114-2115-2113
- 7vaz.ru/vaz-2114/ne-rabotaet-ventilyator-na-vaz-2114-2115-2113.html
Где на ВАЗ 2115 находится реле включения вентилятора охлаждения — АвтоСаратов
status quo
Новичок
- 09.2011″ data-time-string=»15:20″ title=»12.09.2011 в 15:20″ itemprop=»datePublished»>12.09.2011
- #1
Где на инжекторной .15 находится реле включения вентилятора охлождения?
Alex 777
Guest,
- #2
http://automn.ru/vaz-2115/vaz-23173-10.m_id-2271.m_id2-2498.html
Б.А.Р.С.
Новичок
- #3
предохранитель на гудок и вентилятор один. где реле-не знаю
BUBLS
Активный участник
- #4
где где, в бороде! с правой стороны откручивай щеку и там увидишь
sarcleric
Новичок
- #5
где где, в бороде! с правой стороны откручивай щеку и там увидишь
Нажмите, чтобы раскрыть.
..
угу, их там 3: бензонасос, вентилятор, ЭБУ. Вентилятор как раз по центру.
status quo
Новичок
- Thread Starter
- #6
ВСЕ ГРОМНОЕ ВСЕМ СПАСИБО, ОН ОКАЖЗЫВАЕТСЯ МАЗГИ Е…… ТЕМУ ЗАКРЫТЬ МОЖНО
Схема включения вентилятора охлаждения ваз 2107 инжектор. Датчик выключения вентилятора: особенности и установка
ВАЗ 2107 оборудован электровентилятором охлаждения радиатора. Он автоматически включается при нагреве охлаждающей жидкости до 90 градусов и в нормальных условиях обеспечивает стабильную температуру двигателя вне зависимости от температуры воздуха и режима движения.
Но есть одна проблема. Иногда ломается реле (датчик) включения вентилятора и вентилятора радиатора ваз 2107 не запускается. В результате двигатель перегревается и дело в лучшем случае ограничивается закипанием и утечкой охлаждающей жидкости, а в худшем — капитальным ремонтом двигателя. Чтобы избежать проблем, можно улучшить конструкцию, организовав принудительный обдув радиатора. Сделать это можно двумя способами: механическим и электрическим.
Механическое принудительное охлаждение радиатора ВАЗ 2107
На старых моделях ВАЗ охлаждение радиатора осуществлялось с помощью крыльчатки, установленной на роторе водяного насоса. Это решение обеспечивало постоянный приток воздуха к радиатору при заклинивании двигателя. Учитывая, что конструкция ВАЗ 2107 мало чем отличается от своих «предшественников», установить такую крыльчатку не составит труда.
Преимуществом этого решения является надежность. Принудительный механический обдув радиатора гарантирует, что машина не закипит в пробке в жаркий день. Но при этом эффективность обдува на малых скоростях снижается по сравнению с электрообдувом. Зимой проявляется еще один недостаток принудительного охлаждения – холодный двигатель дополнительно продувается вентилятором, что несколько замедляет его прогрев. То, что вентилятор обдувает радиатор на холодном двигателе, никак не влияет на скорость прогрева при условии, что термостат работает. Дело в том, что до прогрева двигателя охлаждающая жидкость циркулирует по малому контуру, минуя радиатор.
Механический привод вентилятора охлаждения ВАЗ 2107 можно улучшить :
- Установить диффузор для направления потока воздуха через соты радиатора. Это повысит эффективность охлаждения.
- Немного отодвиньте радиатор назад, ближе к крыльчатке. Для этого можно откинуть его верхнюю часть, используя для крепления полосы из жесткой стали. Планки необходимо рассчитать так, чтобы расстояние между радиатором и крыльчаткой было примерно 2040 мм.
Таким образом, вы сможете защитить автомобиль от перегрева.
Электровентилятор охлаждения радиатора (принудительный)
Чтобы поломка датчика вентилятора ВАЗ 2107 не доставила проблем, можно организовать принудительное охлаждение без замены штатного электровентилятора с крыльчаткой, надеваемой на шкив помпы. Для этого достаточно предусмотреть на вентиляторе резервный выключатель с кнопкой. Вам потребуются следующие детали и материалы:
Также потребуется новый датчик вентилятора, если старый неисправен. Исправность можно проверить омметром или пробиркой. Если вентилятор не включается при нагреве нижней части радиатора, его необходимо заменить.
Сначала нужно уменьшить ток, проходящий через контакты термореле, управляющего включением вентилятора. Для этого схему включения вентилятора ВАЗ 2107 нужно изменить так, чтобы он питался не напрямую от датчика, а через дополнительное реле. В этом случае контакты датчика вентилятора (теплового реле) не подгорят, а в случае выхода из строя дополнительного реле последнее заменить будет гораздо проще.
Так же необходимо подключить кнопку включения вентилятора, чтобы при включении она дублировала датчик, подающий напряжение на катушку реле при включении. В этом случае при поломке датчика можно будет вручную включить вентилятор охлаждения ВАЗ и защитить двигатель от перегрева.
Улучшение системы охлаждения с электровентилятором
Для улучшения охлаждения можно заменить штатный вентилятор охлаждения ВАЗ 2107 на более мощный и совершенный. В этом качестве подходят вентиляторы от «калины» или «приоры». Особенно мощный вентилятор с восемью лопастями обеспечивает особенно сильный воздушный поток.
Стоит учесть, что система охлаждения ВАЗ 2107 изначально рассчитана на эффективную работу. Если не справляется, причина кроется не в малоэффективной штатной батарее, а в забитых ячейках радиатора или недостатке охлаждающей жидкости в системе. Поэтому, если двигатель перегревается при работающем вентиляторе, стоит проверить уровень охлаждающей жидкости и прочистить соты радиатора (или заменить их).
Датчик включения вентилятора (ДВ) на любом автомобиле, в том числе и на ВАЗ 2107, играет важную роль. Именно благодаря ему происходит охлаждение двигателя с помощью воздушного потока, что предотвращает перегрев силового агрегата. Подробнее о принципе работы, диагностике и способе замены читайте ниже.
[Скрыть]
Характеристика датчика вентилятора
На двигателях ВАЗ 2107 инжектор или карбюратор достаточно сложно пропустить включение датчика вентилятора — сам вентилятор охлаждения довольно громко работает. Кроме того, при его срабатывании из моторного отсека слышен не только гул, особенно если его срабатывание совпало с большой нагрузкой на проводку, но и повышается уровень вибрации кузова. А в случае неправильной настройки карбюратора может загореться индикатор давления моторной жидкости на приборной панели.
Система охлаждения «семерки» настроена таким образом, что вентиляционное устройство не срабатывает сразу при нормальных условиях эксплуатации. Происходит это в тот момент, когда достигается определенный температурный режим. Для точного определения этого момента используется датчик вентилятора, отвечающий за активацию этого устройства.
Где включается вентилятор? Такой вопрос приходил в голову каждому автовладельцу, который хоть раз занимался ремонтом системы охлаждения. Он находится в радиаторе, так как в первую очередь нагревается малый круг охлаждающей жидкости, после чего система обеспечивает прохождение антифриза через радиатор. Работа последних заключается в интенсивном теплообмене. Только при повышении уровня температуры более чем на 92 градуса, ДВ начинает работать.
На карбюраторе два датчика охлаждающей жидкости, один для приборной панели, другой для включения вентилятора. А на инжекторе один датчик, он показывает температуру на приборной панели и ЭБУ идет, и управляет включением вентилятора.
Принудительное включение вентилятора
Система охлаждения на ВАЗ 2107 не обеспечивает штатную работу вентиляционного устройства. Но, несмотря на это, иногда реализуется принцип его принудительной активации. Это происходит при выходе из строя регулятора, а заменить его, как вы понимаете, во время движения невозможно. Проверить это можно так — ДТОЖ, который стоит под капотом, продемонстрировал на приборной панели критическую температуру двигателя при переходе стрелки в красную зону. В этом случае вентилятор не срабатывает, а раз так, то этому может быть несколько объяснений.
Сначала была поломка самого ДВ, который включает вентилятор на «семерке». Такой исход событий, как показывает практика, более благоприятен для водителя. Это связано с тем, что сама система остается целой, при этом радиатор функционирует исправно, соответственно часть тепла все же отводится от двигателя.
В этом случае у водителя есть несколько вариантов решения проблемы:- Если вы едете по ровной дороге, и машина будет ехать без остановки, то просто следите за температурой на приборной панели. Если по пути есть светофоры или пробки, просто включайте печку на полную мощность.
- Если долго ездишь, можно сделать принудительное включение вентилятора. Для этого с контроллера нужно снять два контакта и замкнуть их друг на друга. Но перед выполнением этих действий необходимо демонтировать минусовой провод с аккумулятора. При замыкании проводов между собой минусовой провод можно установить на место на аккумуляторе, после чего вентилятор будет работать непрерывно и без перебоев. Температура двигателя в данном случае роли не играет, как и режим движения автомобиля. При остановке автомобиля вентилятор будет работать до полной разрядки аккумулятора, для предотвращения этого необходимо открыть моторный отсек и отключить «минус» от аккумулятора.
Этот вариант менее приемлем для владельцев автомобилей с установленной противоугонной системой, поэтому если вам пришлось отсоединить проводку устройства, то ее нужно будет подключить и заизолировать. Кроме того, в моторном отсеке надо будет следить, чтобы под лопатки ничего не попало, так как схема поиска проводов задействуется в жгутах. Конечно, это принесет определенные неудобства, так как постоянно открывать капот и замыкать контакты не очень удобно. Так что вариант принудительной активации должен быть реализован в экстренном случае. Сам ДВ является элементом, стоимость которого довольно низкая, но его замена в дороге практически невозможна, так как сливать антифриз водителю в любом случае придется.
Второй вариант менее приятен для водителя и в принципе более опасен для автомобиля — сломался термостат, при этом система охлаждения не работает должным образом из-за неработоспособности вентилятора. Конечно, если радиатор пустой, ДВ никак не отреагирует; соответственно вентиляционное устройство не включится. Основная проблема в этом случае в том, что теплообмен в разы хуже из-за неработающего радиатора. Единственное решение проблемы – включать печку на полную мощность и периодически останавливать машину. Это предотвратит перемещение стрелки в критическую зону на датчике.
На видео ниже видно, как владелец ВАЗ организовал кнопку принудительного включения вентилятора при неработающем датчике (видео Влада Пахандрина).
Диагностика контроллера
Для диагностики контроллера необходим градуированный термометр, который может работать при температуре кипения воды. Процедура диагностики проводится следующим образом:
- Часто датчик, обращенный внутрь радиатора, нужно поместить в воду.
- Далее щупы тестера подключаются к контактам контроллера и настраиваются на отсутствие сопротивления.
- Когда жидкость начинает нагреваться, сопротивление исчезает примерно при 87-92 градусах. Если это так, контроллер находится в рабочем состоянии и будет функционировать должным образом.
Приведены все основные схемы подключения и модификации подключения вентилятора охлаждения (ВО) жидкости в автомобилях ВАЗ различных моделей. В чем суть работы ВО? Электродвигатель с крыльчаткой на валу установлен внутри прямоугольной металлической рамы, с помощью которой он крепится к задней части радиатора. При подаче напряжения (12 В) на контакты привода он начинает работать, вращая лопасти и создавая направленный поток воздуха, который, собственно, и охлаждает антифриз или антифриз.
Если не работает вентилятор охлаждения, не спешите обращаться в автосервис. Вы также можете самостоятельно определить причину неисправности. Причем для этого вовсе не обязательно иметь специальные навыки – достаточно изучить справочный материал с сайта и следовать инструкциям по его проверке/замене.
Схема включения охладителя ВАЗ 2104, 2105 и 2107
- Вентилятор радиатора
- датчик температуры (расположен снизу радиатора)
- монтажный блок
- реле зажигания
- замок зажигания
А — к контакту «30» генератора.
Электровентилятор охлаждения ВАЗ 2106
- Датчик включения электродвигателя;
- двигатель вентилятора;
- реле включения электродвигателя;
- главный блок предохранителей;
- замок зажигания;
- дополнительный блок предохранителей; генератор
- ; Аккумуляторная батарея
- .
Подключение вентилятора 2108, 2109, 21099
До 1998 года на автомобилях со старым блоком предохранителей 17.3722 (пальцевые предохранители) в цепь вентилятора включалось реле 113.3747. После 1998 года такого реле нет.
Также до 1998 года применялся датчик включения ТМ-108 (температура замыкания его контактов 99±3°С, температура размыкания 94±3°С ), после 1998 г. ТМ-108-10 с аналогичным диапазоном температур или его аналоги от разных производителей. Датчик ТМ-108 работает только в паре с реле, усиленный на большие токи ТМ-108-10 может работать как с реле, так и без него.
Схема включения вентилятора охлаждения двигателя на ВАЗ 2109 с монтажным блоком 17.3722
- Двигатель вентилятора
- Датчик включения двигателя
- Монтажный блок
- Замок зажигания
К9 — Реле включения двигателя вентилятора. А — К клемме «30» генератора
Схема включения вентилятора охлаждения двигателя на ВАЗ 2109 с монтажным блоком 2114-3722010-60
- Двигатель вентилятора
- Датчик 66.
3710 включения электродвигателя
- Монтажный блок
А — К клемме «30» генератора
Схема подключения ВО ВАЗ 2110
Схема включения вентилятора охлаждения ВАЗ 2110 на карбюраторных и инжекторных автомобилях различна. На автомобилях с карбюраторным двигателем для этого используется термобиметаллический датчик ТМ-108, а на автомобилях с инжекторным двигателем контроль осуществляется контроллером.
Схема на ваз 2113, 2114, 2115 инжектор и карбюратор
Где реле вентилятора
4 — реле электровентилятора;
5 — реле электробензонасоса;
6 — главное реле (реле зажигания).
Внимание: порядок реле и предохранителей может быть произвольным, ориентируемся по цвету проводов. Поэтому находим реле, от которого от главного реле (пин 85*) отходит тонкий розовый провод с черной полосой (не путать с тонким красным проводом с черной полосой, идущим от контроллера) и толстый белый силовой провод с черной полосой (пин 87) (белый и розовый провода нам нужны), это реле вентилятора.
Если вентилятор охлаждения не работает
Для привода вентилятора устанавливается электродвигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов МЭ-272 или аналогичный. Технические данные электровентилятора и датчика включения вентилятора:
- Номинальная частота вращения вала электродвигателя с крыльчаткой, 2500 — 2800 об/мин.
- Потребляемая мощность электродвигателя, 14 А
- Температура замыкания контактов датчика, 82 ± 2 градуса.
- Температура размыкания контактов датчика, 87±2 градуса.
Вентилятор охлаждения может не включаться из-за:
- неисправности электропривода;
- перегорел предохранитель;
- неисправен термостат;
- вышел из строя датчик температуры включения кулера;
- неисправно реле ВО;
- обрыв электропроводки;
- неисправна пробка расширительного бачка.
Для проверки самого мотора вентилятора ВАЗ подаем напряжение 12 В от аккумулятора на его клеммы — исправный мотор начнет работать.
Если проблема с вентилятором, можно попробовать его починить. Проблема обычно кроется в щетках или подшипниках. Но бывает, что электродвигатель выходит из строя из-за короткого замыкания или обрыва в обмотках. В таких случаях лучше всего заменить весь привод.
Предохранитель ВО находится в монтажном блоке моторного отсека автомобиля и имеет обозначение F7 (20 А). Проверка осуществляется с помощью тестера автомобиля, включенного в режим щупа.
- В автомобиле с карбюраторным двигателем необходимо проверить датчик — включить зажигание и закоротить два провода, идущие к датчику. Вентилятор должен включиться. Если нет, то проблема точно не в датчике.
- Для автомобилей с впрыском топлива необходимо прогреть двигатель до рабочей температуры, и отсоединить разъем датчика, отключив его от бортовой сети машины. В этом случае контроллер должен запустить вентилятор в аварийном режиме. Электронный блок воспринимает это как сбой в системе охлаждения, и заставляет привод вентилятора работать постоянно.
Если привод запускается, датчик неисправен.
Замена электровентилятора в автомобиле
- Ставим автомобиль на ровную поверхность, обездвиживаем стояночным тормозом.
- Открываем капот, отключаем минусовую клемму.
- Ключом на 10 откручиваем крепления корпуса воздушного фильтра.
- С помощью отвертки ослабьте хомут воздуховода на датчике расхода воздуха и снимите гофру.
- Откручиваем саморезы крепления крышки корпуса воздушного фильтра, снимаем фильтрующий элемент.
- Ключом на 8 откручиваем крепление воздухозаборника и демонтируем его.
- Ключом на 10, затем на 8 откручиваем гайки крепления кожуха вентилятора по периметру (всего 6 штук).
- Отсоедините колодку проводов от разъема вентилятора.
- Осторожно снимите кожух вентилятора вместе с приводом.
- Ключом на 10 откручиваем 3 болта крепления электродвигателя к кожуху.
- Ставим на его место новый.
- Ставим конструкцию на место, фиксируем, подключаем коннектор.
- Дальнейшая установка осуществляется в обратном порядке.
Модернизация схемы управления
Вентилятор охлаждения включается на десятке при температуре 100-105°С, при нормальной работе
температура двигателя 85-90°С, вентилятор включается при перегреве двигателя, что естественно оказывает негативное влияние.
Эту проблему можно решить двумя способами: отрегулировать температуру включения в «мозгах» или сделать кнопку. Мы сосредоточимся на втором. Включать вентилятор с кнопки очень удобно: попал в пробку — включил, уехал — выключил, и никто не перегревается.
В кабине установлена кнопка выбора режима работы вентилятора (постоянно выключен, включен постоянно, автоматическое включение с помощью датчика) — этот «тюнинг» необязателен, но будет очень полезен добавление.
На контактах реле 87, 30, на проводе от аккумулятора к предохранителю и массе вентилятора будет большой ток, и поэтому надо использовать провода сечением не менее 2 мм, иначе более тонкий провод не выдержит и перегорит.
Видео — подключение и проверка ВО
Система охлаждения устроена таким образом, что вентилятор включается только после прогрева двигателя до заданной температуры. Неработающий переключатель вентилятора может вызвать серьезные проблемы с двигателем.
Не путайте этот датчик с датчиком температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ), который показывает температуру двигателя на панели приборов и устанавливается с правой стороны двигателя.
Вовремя заметить его поломку можно только, пожалуй, только летом, да и то в городе или при медленной езде, так как встречного потока воздуха вполне достаточно для нормальной работы системы охлаждения. Вентилятор охлаждения, на автомобилях ВАЗ 2107, запускается с характерным шумом, поэтому момент его включения хорошо слышен.
Где находится температура включения
Датчик включения вентилятора находится у инжекторных моделей, на алюминиевом выпускном патрубке ГБЦ (артикул — 23.3828, применяется в ВАЗ-2107и-2112, 21213, 2123, ALFA ROMEO, DAEWOO, FIAT, LANCIA, OPEL), на карбюраторных моделях (ТМ 108 -02 92/87 С) устанавливается на радиатор охлаждения двигателя.
Для «классического» вентилятора рабочая температура равна 92 градусам, а температура выключения — 87 С 0 , поэтому установка подходящего типоразмера, но с другим номером, не рекомендуется.
На карбюраторных моделях датчик расположен на радиаторе
Проверка электровентилятора и его цепей
Для проверки работы вентилятора и цепей питания на инжекторной «семерке» необходимо отсоединить разъем от датчика, ЭБУ даст команду на включение вентилятора. Если этого не произошло, то необходимо проверить не сам датчик, а исправность предохранителя F7, электродвигателя, реле вентилятора и силовых цепей. Ниже представлена схема включения вентилятора охлаждения ваз 2107 инжектор.
Схема включения вентилятора охлаждения ВАЗ 2107 (инжектор)
Принцип работы такого устройства отличается от ТМ 108 и основан на изменении сопротивления.
При нагреве датчика сопротивление уменьшается, ЭБУ отслеживает это изменение и при достижении заданного параметра (около 195 Ом) включает реле вентилятора.
На карбюраторной модели все сделано несколько проще, если предохранитель и реле исправны, то для того, чтобы электродвигатель заработал, достаточно снять фишки с датчика и замкнуть их между собой.
Принцип работы датчика включения вентилятора установленного на радиаторе следующий, в холодном состоянии биметаллическая пластина размыкает контакты, а при достижении температуры 92 градуса (в идеале) замыкается и реле срабатывает. На практике довольно часто можно купить датчики с определенным диапазоном значений. Проверить новый можно нагревом в воде, контролируя температуру и включив.
Диагностика
Проверить включение вентилятора можно, измерив сопротивление при различных температурных режимах. Для этого используйте тестер (мультиметр) в режиме омметра и измерьте сопротивление запчасти. Оно должно уменьшаться пропорционально нагреву теплоносителя, как уже было сказано, чем выше нагрев, тем меньше сопротивление.
Можно проверить сопротивление, не снимая его с машины; для этого достаточно снять фишку и провести замеры на контактах детали и прогреть двигатель, контролируя его нагрев с помощью прибора на панели. Таблицу с ориентировочными значениями зависимости сопротивления от температуры смотрите ниже.
Перед установкой нового регулятора можно проверить изменение сопротивления в емкости с нагретой водой.
Проверить электродвигатель можно подав напряжение с аккумулятора, синий провод это «+», синий с черным или просто черный это «-«.
Бывает, что вентилятор запускается при нестандартно высоких значениях температуры, это свидетельствует о его неисправности.
Если при проверке выяснится, что электродвигатель, предохранитель, датчик все исправны, в этом случае необходимо проверить исправность реле. Бывает, что контакты просто перегорают. На фото ниже
Реле вентилятора на ваз 2107 инжектор находится на дополнительном блоке под «бардачком» (см. фото) оно крайнее слева, номер 23-3787.
Реле вентилятора ваз 2107 (инжектор)
Если нечем заменить это реле, то можно починить. Контакт крепится к пластине и для восстановления его работоспособности достаточно подтянуть контакт. Для этого:
Следует отметить, что со временем поломка повторяется, проверено.
Замена датчика
Замена датчика на инжекторной модели проще, чем на карбюраторной, так как нет необходимости сливать охлаждающую жидкость. Достаточно положить тряпку, чтобы впитать пролитую охлаждающую жидкость. Ключом на 19 деталь откручивается, снимается и быстро устанавливается новая. При установке рационально заранее нанести на резьбу герметик.
Для проведения процедуры замены на карбюраторной машине необходимо сначала слить антифриз (антифриз) и только потом ключом на 30 открутить датчик и установить новый.
При покупке датчиков и регуляторов температуры старайтесь выбирать фирменные детали.
- Сначала нужно проверить соответствующий предохранитель в блоке дополнительных реле слева под приборной панелью. (глава Электрическая система кузова ).
- Если все в порядке, отсоедините штекер термовыключателя.
- Соедините оба контакта на конце провода с помощью куска проволоки.
- В двухступенчатом термостате должны быть соединены все три штекерных вывода.
- Если вентилятор начинает работать при включенном зажигании, это означает, что термовыключатель, исключенный из электрической цепи (для проверки), неисправен.
- Для дальнейшего движения нужно хорошо зафиксировать провод в вилках и заизолировать скотчем или пластырем во избежание короткого замыкания.
- При безуспешном отключении термовыключателя проверьте реле вентилятора в центральном выключателе (см. главу Электросистема кузова ): если обе перемычки термовыключателя «шунтированы», то при включенном зажигании контакты в реле должно быть отчетливо слышно замкнуто.
- Если ничего не слышно, то нужно «обойти» реле вспомогательными средствами. Для этого соедините выступы штекера реле между клеммами 30 и 87 куском провода (канцелярской скрепкой) и вставьте реле.
- Теперь вентилятор охлаждения должен начать работать при выключенном зажигании.
Если это произошло, то реле неисправно.
- В экстренной ситуации перемычка может оставаться на месте во время движения. После завершения поездки его необходимо снять.
- Если и в этом случае реакции не последовало, проверьте двигатель вентилятора:
- Отсоедините кабельный наконечник на двигателе вентилятора и вместо этого проложите вспомогательный кабель от клеммы красного/черного провода к положительной клемме аккумуляторной батареи. Штекерное соединение коричневого провода должно быть подключено непосредственно к минусовой клемме.
- Если крыльчатка по-прежнему не вращается, то неисправен двигатель вентилятора — его необходимо заменить.
- Если вентилятор заработал, необходимо проверить реле (см. главу Электросистема кузова ), наконечники кабелей, а также все соединения кабелей от термовыключателя и вентилятора.
- Вы можете спокойно продолжать движение даже с вентилятором, работающим напрямую от аккумулятора. Вспомогательная проводка должна быть проложена так, чтобы не возникало коротких замыканий.