Idds интегрированная система активного управления: 403 — Доступ запрещён – 403 — Доступ запрещён
Toyota RAV4. Реинкарнация харизмы
Четвертое поколение родоначальника «жанра» кроссоверов — Toyota RAV4 мы тестировали в Испании. По мне, так Западная Европа не подходит для автотестов (только если спорткаров): дороги ровные, никакого снега, слякоти, грязи, да и бездорожья не найдешь — кругом частные территории. Но мы постарались даже в этих рафинированных условиях понять, на что способен новый RAV4
Первым в свое распоряжение мы с коллегой получили Toyta RAV4 с бензиновым 2,5-литровым двигателем мощностью 180 л. с. и 6‑ступенчатым автоматом. Сначала осмотрели автомобиль снаружи: он стал длиннее и чуть ниже предшественника, «морда лица» выполнена в новом фирменном стиле Toyota, как у нового Auris, а вот задняя часть отсылает к образчикам американского «мускулистого» дизайна. Toyota определенно хочет понравиться не только женщинам — основным покупателям предыдущей версии RAV4, но привлечь на свою сторону и мужское население.
2013 Toyota RAV4. Фото: Toyota
Грузим вещи. У журналистов их немного, так что проверять вместительность багажника приходится собой — вполне просторно. В России RAV4 будет продаваться только с полноценной запаской в багажнике, поэтому его объем немного уменьшится по сравнению с европейской версией. Но, учитывая возможность сложить одно или оба задних сиденья, места все равно достаточно. И самое главное, что называется, must have и чего, к их сожалению, нет у некоторых прямых конкурентов Toyota, — это кнопка электропривода багажной двери (открывающейся вверх), устанавливаемая опционально как на саму дверь, так и в салон. При нашей погоде, особенно зимой и в межсезонье, — необходимейшая штука!
Внутри кроссовера и спереди, и сзади весьма просторно и комфортно. Места для задних пассажиров — с лихвой: расстояние между передними и задними сиденьями — аж 970 мм! Приятно порадовал интерьер: после неоднозначного и, на мой взгляд, старомодного убранства «Ауриса» внутренний дизайн и отделка RAV4 выглядят интереснее. Хотя в дизайне все же считаю главным функциональность, а не красоту, которая для каждого своя. С эргономикой у RAV4 все в порядке.
Салон очень просторный! Фото: Toyota
Посадка водителя — командирская: высоко сижу, далеко гляжу. Но чтобы усесться таким образом, сиденье приходится поднимать почти на максимум — мужчине ростом от 180 см уже станет тесновато сверху. Зато обзор хороший: капот видно, боковые стойки наклонили сильнее, поэтому пешеходы в поворотах стали более заметными, в зеркала заднего вида и заднее стекло также все хорошо видно. Дополнительно можно установить систему мониторинга слепых зон.
Наконец, поехали. Видимо, Toyota решила сделать «фишкой» своих новых моделей, а заодно и притчей во языцех, свою систему навигации. Вернее, ее русскую версию. Если в Auris нас безумно доставала тетечка-голос своими «съедьте-въедьте», то навигатор RAV4 постоянно смешил фразами типа «приближается небольшой поворот направо», «правое крутое диагональное направление поворота» или «перейдите по текущей дороге». Но, как говорится, грамотность навигатора на скорость не влияет — приглушили звук и поехали. Тем более что следовать дорожному маршруту не собирались: на кроссовере мы или нет?! Надо же даже в рафинированной Испании найти бездорожье, чтоб хотя бы приблизительно проверить, насколько новый RAV4 готов к российским условиям.
«Двухэтажная» консоль оказалась довольно удобной в использовании. Да и выглядит неплохо. Фото: Toyota
Надо отметить, что он больше заточен не под грязь, камни, броды иже с ними, а на езду по скользкому асфальту. Подвеска принципиально от предыдущего поколения не отличается, но стала более жесткой. При этом в поворотах машина довольно сильно кренится, но это ей простительно — не гоночный болид. Главное, что устойчиво и надежно эти повороты проходит. В этом заслуга новой интегрированной системы динамического управления IDDS, работающей на полном приводе в режиме Sport. Она координирует работу системы динамического распределения крутящего момента, курсовой устойчивости и электроусилителя рулевого управления, считывающих информацию с многочисленных датчиков, среди которых теперь есть и датчик рыскания. Проактивно распределяя крутящий момент на задней оси в размере от 10 до 50%, эта система помогает водителю сохранить нужную траекторию движения без лишнего подруливания, особенно на скользком покрытии и в поворотах.
В «разобранном» салоне можно жить. Фото: Toyota
К сожалению, дождя организаторы тест-драйва не обеспечили, хотя попытки были, поэтому пришлось испытывать RAV4 на сухом, рыхлом, только что вспаханном поле, на камнях и грунтовых горках. Со всеми этими довольно простыми препятствиями автомобиль справился легко благодаря подключаемому полному приводу с возможностью принудительного распределения крутящего момента 50:50 (симуляция блокировки дифференциала) и коротким свесам. Немало потрудившись, нам удалось слегка вывесить заднее колесо. Не внедорожник, конечно, но для стандартных условий использования кроссоверов «город — дача» — вполне неплохо.
2013 Toyota RAV4. Фото: Toyota
А вот 2,5‑литровый бензиновый мотор, такой же, как на Toyota Camry, немного разочаровал. Во-первых, из-за его продольного расположения выпускную трубу и глушитель пришлось протянуть так, что под передней частью автомобиля образовалось выпирающее колено трубы, которое довольно заметно (на 3–4 см) уменьшает дорожный просвет, составляющий у версий с другим двигателем 197 мм. Для России обещают выпустить специальную защитную накладку на эту часть трубы, но, как говорится, осадочек остался. Плюс к тому, несмотря на заявленный разгон до 100 км/ч за 9,4 с, этот мотор в паре с 6‑ступенчатым автоматом показался вялым и унылым и начинал подавать заметные признаки жизни только к 4000 мин-1. 2‑литровый бензиновый мотор мощностью 146 л. с. с 6‑ступенчатой «механикой» выглядел бодрее, насколько его «бодрила» собственно механическая КП. Замерив разгон до сотни, получили почти паспортные 11 с. Самым же интересным силовым агрегатом получился дизель 2,2 л мощностью 150 л. с. с 6‑ступенчатой АКП. Вот где чувствуются все 340 Нм крутящего момента с самых низов! Разогнались мы до 100 км/ч аж за 9,5 с. С этим мотором RAV4 сразу обрел характер и харизму, в которых продукции Toyota часто отказывают, но которыми Recreational Active Vehicle с приводом на четыре колеса должен обладать в полной мере.
2013 Toyota RAV4. Фото: Toyota
2013 Toyota RAV4. Фото: Toyota
Аналоговые приборы просты и хорошо читаемы. В версии с МКП есть подсказки по переключению передач. Фото: Toyota
У авто с мотором 2,5 л клиренс снижает колено выпускной трубы. Фото: Toyota
Легкий гравий, немного камней, неглубокая грязь — «меню» стандартного кроссовера. Фото: Toyota
Линейка моторов для России
2-литровый бензиновый двигатель + 6 МКП или вариатор Multidrive S + передний или полный привод.
2,5-литровый бензиновый двигатель + 6 АКП + полный привод.
2,2-литровый дизель D-4D + 6 АКП + полный привод.
Наш вердикт
Четвертое поколение Toyota RAV4 воплотило все лучшее, что было в предыдущих версиях: маневренность, комфорт, функциональность, хорошие ходовые возможности как на трассе, так и на легком бездорожье. Если же компании, как обещают, удалось в этой инкарнации RAV4 победить острую проблему с качеством лакокрасочного покрытия, то отдать за него до 1,5 млн денег будет не жалко.
ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ
Дизайн экстерьера и интерьера, электропривод багажной двери, просторный салон, интегрированная система динамического управления.
Недостаточная динамичность 2,5‑литрового двигателя с 6АТ, недостаточная шумоизоляция, особенно дизельного двигателя.
Вождение
Спокойна, надежна и управляема на прямых и в плавных поворотах.
Салон
Огромный. Может использоваться в вариантах от детского сада до грузовика.
Комфорт
Соответствует вальяжному американскому стилю мамочки большого семейства.
Безопасность
Много всего хорошего, но света маловато будет. Маловато света, господа!
Цена
Завышена где-то но 10%. Если же это сделано умышленно, то все понятно.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ЛЮБИМ — НЕ ЛЮБИМ
Выборочно
Система помощи при спуске доступна только для полного привода с автоматом/CVT.
Странно
Система помощи при старте в горку на МКП есть, но не чувствуется.
Осторожно!
У авто с мотором 2,5 л клиренс снижает колено выпускной трубы.
Габариты | 4570х1845х1670 мм |
База | 2660 мм |
Снаряженная масса | 1685 кг |
Полная масса | 2130 кг |
Клиренс | 197 мм |
Объем багажника | 506 л |
Объем топливного бака | 60 л |
Двигатель | 2494 см3, 180/6000 л.с./мин-1, 233/4100 Нм/мин-1 |
Трансмиссия | автмат., 6-ступ., привод полный |
Динамика | 180 км/ч; 9,4/ с до 100 км/ч |
Расход топлива | 11,4/6,8/8,5л на 100 км |
Конкуренты | Honda CR-V, Nissan Qashqai, Mitsubishi ASX, Volkswagen Tiguan |
Хочу получать самые интересные статьи
Технологии Вашей уверенности | Toyota
Технологии Toyota Corolla
Современный и престижный внешний вид, отточенная управляемость и беспрецедентное для сегмента оснащение — Toyota Corolla идеально подходит для динамичного движения по дороге к успеху.

+
Боковые зеркала заднего вида с электроприводом складывания
+
Система бесключевого доступа в салон и запуск двигателя с кнопки
+
Система курсовой устойчивости (VSC)
+
Глобальная архитектура TNGA
Технологии Toyota Camry
Передовое технологическое оснащение и динамичный дизайн с плавными линиями кузова позволяют стать новому поколению Toyota Camry эталоном бизнес седана.

+
10″ цветной проекционный дисплей на лобовое стекло
+
Глобальная архитектура TNGA
Технологии Toyota C-HR
Оснащение стильного и многогранного Toyota C-HR полностью соответствует его облику.

+
Система помощи при подъеме по склону (HAC)
+
Светодиодная передняя и задняя оптика
+
Интеллектуальная система помощи при парковке
+
Глобальная архитектура TNGA
Технологии абсолютно нового RAV4
Выразительный и брутальный дизайн, смелый и функциональный интерьер — Toyota RAV4 ломает стереотипы и начинает новую страницу в своей и без того победоносной истории.

+
Обновленная мультимедийная система с 8′ экраном
+
Пакет систем активной безопасности Toyota Safety Sense
+
Электропривод багажной двери с функцией памяти и бесконтактным сенсором
+
Глобальная архитектура TNGA
Технологии Toyota Hilux
Toyota Hilux — достонейшей преемник легендарного рода пикапов. Он унаследовал лучшие черты своих предшественников: проходимость, надежность, долговечность и приобрел откровенно брутальный облик.

+
Камера заднего вида со статичными линиями разметки
+
Светодиодные фары ближнего света
+
A-TRC и блокировка заднего дифференциала
Технологии Toyota Highlander
Современные технологии позволяют Toyota Highlander сохранять самообладание в любой ситуации.

+
Система автоматического переключения дальнего света на ближний
+
Аудиосистема JBL с 12 динамиками
+
Пакет систем активной безопасности Toyota Safety Sense
Технологии Toyota Land Cruiser Prado
Легендарный внедорожник Toyota Land Cruiser Prado в новом брутальном дизайне снова подтверждает свое право на лидерство.

+
Система выбора режимов ECO/Normal/Comfort/Sport/Sport S+
+
Пневматическая задняя подвеска (AHC) с адаптивной системой регулировки жесткости (AVS)
+
Системы помощи на внедорожье Crawl Control и Multi Terrain Select
Технологии Toyota Land Cruiser 200
Внушительный и солидный Toyota Land Cruiser 200 продуман до мельчайших деталей и впечатлит даже тех, кто привык жить в окружении роскоши и комфорта.

+
Aдаптивная антиблокировочная тормозная система (Multi-terrain ABS)
+
Функция обзора «Прозрачный капот»
+
Аудиосистема премиум-класса JBL by Harman
Технологии Toyota Alphard
Впечатлаяющая управляемость, изысканный и продуманный интерьер, футуристичный силуэт, уникальная, подчеркивающая вашу индивидуальность эмблема «Альфа» на решетке радиатора — флагман линейки пассажирских автомобилей Toyota Alphard был создан с пристальным вниманием даже к самым мелким деталям.

+
Ионизатор воздуха Nano-e TM
+
Индивидуальный свет
+
Система помощи при подъеме по склону (HAC)
Технологии Toyota Hiace
Toyota Hiace отличается просторным салоном и вместительностью, обеспечивает высочайший уровень комфорта и безопасности, благодаря чему станет вашим надежным партнером в любой ситуации.

+
Система курсовой устойчивости (VSC / VSC+)
+
Камера заднего вида c динамической разметкой
+
Система помощи при подъеме по склону (HAC)
Технологии Toyota GR Supra
Новая Toyota GR Supra это — воплощение драйва и мускулов, все спортивное наследие в легком кузове из высокопрочной стали.

+
Светодиодная оптика
+
Электроусилитель руля (EPS)
+
Cистема бесключевого доступа в салон с запуском двигателя с кнопки Smart Entry & Push Start
Технологии Toyota Prius
Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit. Repellat, nam, architecto ut maiores officiis ex et dicta temporibus impedit saepe eaque rem consequatur ipsum aut quod tenetur dolor! Minima, eius!

+
Текст текст текст1
+
Текст текст текст2
+
Текст текст текст3
Технологии Toyota Fortuner
В решительном образе Toyota Fortuner воплощает эталоны мужества и надежности. Атлетичная форма, яркая светодиодная оптика, прочная рама — всем своим видом он подчеркиваем несгибаемый характер настоящего внедорожника.

+
Мультимедийная система c 7” дисплеем и камерой заднего вида
+
Активная антипробуксовочная система (A-TRC)
+
Система бесключевого доступа в салон, запуск двигателя с кнопки Smart Entry & Push Start
Комплектации и характеристики Тойоты Рав 4 2013 года
Внедорожник Toyota RAV4 2013, по сравнению со своим предшественником, значительно изменился. Модель получила улучшения дизайна салона, обновление экстерьера кузова и оптимизацию технических характеристик.
Содержание статьи:
Внешний вид и габариты
Внешность кузова кроссовера Тойота Рав 4 2013 года представлена в новом стиле. Передняя часть автомобиля оборудована узкими фарами и светодиодными ходовыми огнями. Между ними расположена фальшивая радиаторная решетка с прорезью. Имеет большой бампер с огромной защитой из пластика, расположенными по краям противотуманными огнями.
Если посмотреть на внедорожник со стороны, в глаза бросается линия на крыше и капоте авто, объемные колесные арки. Нижняя часть кузова защищена непокрашенным пластиком. Задний бампер изготовлен из толстого пластика. Запасное колесо расположено теперь не на задней двери, а в багажнике под полом. Он отрывается не в сторону, а поднимается вверх.
Внешние габариты Рав 4 2013 года увеличились, но визуально и на фото изменения не видны. Просторный салон остался прежним.
Длина Рав 4 образца 2013 – 464 см, ширина – 184.5 см, высота – 266 см, дорожный просвет – 19 см. Максимальная масса машины – 2087 кг, грузоподъемность – 477 кг.
Салон и комфорт Toyota RAV4
Дизайн салона изменился значительно. Элементы управления были усовершенствованы:
- в управлении климатическим оборудованием кнопки были заменены на вращающиеся механизмы;
- большая часть отделки салона, включая ручки дверей, из жесткого пластика;
- улучшилась шумоизоляция салона.
Также в комплектацию салона входит:
- датчик света и дождя;
- цифровое электронное вычислительное устройство;
- аудиосистема, поддерживающая MP3;
- дистанционное управление рулем;
- зеркала с электрическим управлением и обогревом;
- электрические стеклоподъемники передних и задних окон;
- подогрев сидений;
- регулировка водительского сидения по высоте;
- корректировка рулевой колонки.
Из недостатков элементов салона, по сравнению с предшественником, можно отметить:
- Салон стал немного теснее.
- Нет трансформации сидений второго ряда.
- Сложно добраться до рычагов, чтобы сложить спинки сидений.
- Низко посажена рулевая колонка.
Эти минусы транспортного средства к падению популярности не привели.
Системы безопасности
Внедорожник Рав 4 с 2013 года выпуска имеет такие системы безопасности:
- Улучшенные ремни безопасности: на водительском и пассажирских сидениях они теперь с тройными креплениями, натяжными лентами, регулировкой по высоте.
- Подушки безопасности передние и боковые, расположенные в спинках сидений.
- Задние подушки безопасности, расположенные на боковых сидениях для крепления детских автокресел.
- Наличие коленной подушки безопасности.
- Система контроля устойчивости.
Автомобиль оснащен парктроником и системой ABS, которая позволяет контролировать скорость вращения колес и снижает вероятность аварии.
Технические характеристики
У внедорожника Тойота Рав 4 образца 2013 года технические характеристики значительно отличаются от предыдущих поколений.
Японский автомобиль оснащается двумя видами бензиновых двигателей или мощным дизельным мотором:
- Двухлитровый бензиновый двигатель мощностью 145 л.с., с крутящим моментом 187 Нм. Способен за 10.2 секунды разогнаться до 100 км. Максимальная скорость – 180 км/ч. Двухлитровый мотор агрегируется с 5-ступенчатой механической коробкой и вариатором. Выпускаются авто как с передним, так и с полным приводом. Расход топлива в смешанном режиме составляет 8 литров на 100 км.
- Бензиновый 16-клапанный мотор объемом 2.5 л, мощностью 179 л.с., с крутящим моментом 233 Нм. Способен разогнаться до 100 км за 9.4 секунды. Агрегируется с АКПП. Машина, оснащенная этим силовым агрегатом, имеет только полный привод. При смешанном режиме расход горючего составляет 8.5 л на 100 км.
- Дизельный мотор имеет объем – 2.2 л, мощность – 150 л.с., крутящий момент – 340 Нм, оснащен 16-клапанной системой DOHC, имеет 2 распредвала VVT-i. Работает с 6-ступенчатой АКПП. Расход дизельного топлива при смешанном режиме составляет 6.5 литров на 100 км. Мотор не доставляет проблем до 300000 км пробега.
Полный привод на кроссовере непостоянный, подключается по мере надобности с помощью электрической муфты, распределяющей крутящий момент между двумя осями в соотношении 50/50.
В обычном режиме крутящий момент распределяется между колесами автоматически, что дает лучшее сцепление с дорогой. На внедорожнике 4 поколения улучшилась система полного привода, в результате чего повысилась проходимость по бездорожью.
Передняя подвеска типа Макферсон независимая, имеет треугольные поперечные рычаги и амортизационные стойки, пружины и стабилизатор поперечной устойчивости.
Задняя подвеска комфортная многорычажная. Каждый элемент контролирует аспект поведения колеса. Имеет стабилизатор поперечной устойчивости. С 2013 года подвеска была откорректирована, стала мягкой, более подходящей для эксплуатации по российским дорогам.
Передние тормоза – дисковые вентилируемые, задние – дисковые.
Комплектации
Приобрести внедорожник Рав 4 можно в нескольких комплектациях.
«Стандарт» – это базовый комплект, имеет минимальные опции:
- ЭП и обогрев зеркал заднего вида;
- шины размером 225/65/ R17;
- акустическая система AM/FM/CD с 4 динамическими головками;
- Bluetooth;
- интегрированная система динамического управления IDDS;
- система контроля тяги TRC;
- контроль распределения тормозных сил EBD;
- система тормозов ABS;
- центральный замок;
- система помощи при подъеме и спуске;
- подогрев всех сидений;
- система автоматического отключения фар Follow me home;
- электрические стеклоподъемники.
«Стандарт Плюс» – комплектация была обновлена колесными дисками из легкоплавкого металла, многофункциональным рулевым колесом, полноразмерной запаской и парковочным радаром.
«Комфорт» – в эту комплектацию производитель добавил:
- автоматическое управление стеклоочистителями;
- статическую разметку задней камеры;
- зеркало с антиослепляющим эффектом;
- многофункциональное климатическое оборудование;
- аудиосистема с 6 динамиками;
- отделанную кожей переднюю панель;
- систему активного управления IDDS.
«Комфорт Плюс» – добавилась система спуска с горы DAC и фары ближнего света с омывателями.
«Элеганс» – в комплектацию входят:
- наружные зеркала с электрическим приводом, подогревом, функцией складывания;
- кожаные передние и задние сидения;
- электрический привод задней двери регулируется по высоте и запоминает положение;
- авто с дизельным двигателем имеет подогрев силового агрегата и дополнительный обогрев салона;
- пусковая система двигателя с кнопки;
- водительское сидение имеет 8 положений.
«Элеганс Плюс» – добавлены рейлинги на крыше внедорожника.
«Престиж» – эта топовая комплектация имеет такие опции:
- голосовое управление функциями;
- автоматическая система управления светом;
- русскоязычная навигационная система;
- система предупреждения выезда из полосы движения;
- датчик контроля слепых зон.
«Престиж Плюс» – к вышеперечисленным функциям добавились рейлинги на крыше.
Достоинства и недостатки
К плюсам крооссовера можно отнести:
- изящный внешний вид;
- динамика высшего уровня;
- множество функций системы безопасности;
- имеющуюся систему полного привода Dynamic Torque Vectoring AWD, которая позволяет легко преодолевать бездорожье;
- салон не издает скрипов, как в предыдущей версии;
- имеет беспроводное зарядное устройство для смартфонов;
- небольшой расход топлива, особенно на авто с дизельным мотором.
Благодаря своему весу и жесткости кузова, внедорожник стал лучше в управлении. При движении не чувствуется бокового ветра, неровностей дорог. Транспортное средство отлично реагирует на повороты рулевого колеса.
Недостатки автомобиля:
- Авто с бензиновыми силовыми агрегатами при нажатии на педаль газа реагирует не сразу, а через секунду, даже в режиме «Спорт».
- Монитор не соответствует дизайну салона, а также устаревшие кнопки и графика.
- Синяя подсветка в салоне не создает уюта, особенно в ночное время.
- Дорогостоящий ремонт и обслуживание основных агрегатов.
Недостатки не смогли повлиять на продажи автомобиля.
Основные конкуренты Toyota RAV4
Существуют 10 внедорожников, которые могли бы конкурировать с данной моделью:
- KIA Sportage;
- Nissan X-Trail;
- Volkswagen Tiguan;
- Mitsubishi Outlander;
- Honda CR-V;
- Ford Kuga;
- Hyundai Tucson;
- Peugeot 3008;
- Subaru XV;
- Mazda CX-5.
Это список машин, схожих с автомобилем Тойота Рав 4 в ценовой категории и параметрам.
Отзывы о Toyota Rav 4 2013 года
Андрей, 42 года, Воронеж.
«Купил подержанный Rav 4 3.5 года назад. Первый владелец практически не ездил. За это время у меня ничего не ломалось. Фильтры и масло меняю каждые 8-9 тысяч км. Антифриз и тормозную жидкость – через 40000 км. Расход топлива – менее 10 л на 100 км. Покупкой доволен».
Виктор, 34 года, Ростов.
«Два года назад приобрел внедорожник Рав 4. Автомобиль отличный. Хороший клиренс и полный привод дают возможность преодолевать грунтовые дороги. На рыбалку или охоту выезжаю в любую погоду. В городе автомобиль очень удобен: отличный обзор, габариты позволяют легко парковаться».
Сергей, 44 года, Ужгород.
«За 5 лет проехал на «равчике» 140000 км. За это время заменил втулки переднего стабилизатора и лобовое стекло, т.к. поймал камень от встречки, и пошла трещина, решил отремонтировать. Во всем остальном машина хорошая. Рекомендую».
Toyota RAV4 – это автомобиль для повседневного использования, который не теряет популярность даже спустя 6 лет после выхода.
Под контролем: технологии безопасности Subaru
Немногие автомобильные марки способны посоревноваться с Subaru в ассоциациях, связанных со славной спортивной историей бренда. В большей степени это относится к тому периоду, когда спортивные версии автомобилей, рожденных в стенах Fuji Heavy Industries LTD., блистали на трассах Чемпионата мира по ралли. Но в «гражданской» жизни главным приоритетом является безопасность
МЫ ВЫБИРАЕМ
Враки, что «имидж ничто». Если вы покупаете Subaru, значит вы как минимум приверженец активного образа жизни. Понятно, что если та самая активность зашкаливает, то пределом ваших мечтаний становится модель WRX STi. Практичный же семьянин, скорее всего, обратит внимание на Outback. Но и в первом, и во втором случае ключевым словом здесь все равно является Subaru. А коли так, то спортивный имидж марки здесь играет важную роль. Круг замкнулся. И когда ваши руки сжимают руль с эмблемой плеяд, то образы чемпионов прошлых лет просто провоцируют на то, чтобы чуть дольше подержать газ, позже затормозить перед входом в поворот, активнее тот самый поворот пройти. И, поверьте, это относится и к юному максималисту, и к тому самому среднестатистическому семьянину. Поэтому перед конструкторами Subaru всегда стоит необходимость компромисса: предоставить почитателям марки определенную свободу действий, но при этом удержать ситуацию на очень тонкой грани, переход за которую позволит избежать проблем лишь водителям с высоким уровнем подготовки.
Без системы ATV автомобиль имеет избыточную поворачиваемость. Оптимальная траектория обеспечивается подтормаживанием внутреннего колеса и увеличением момента на наружном
НАСТАВИТЬ НА ПУТЬ ИСТИННЫЙ
Cказанное можно отнести ко всему модельному ряду Subaru. И не случайно на модели Outback 2015 года внедрена система активного управления вектором тяги (Active Torque Vectoring), интегрированная в систему динамической стабилизации (Vehicle Dynamics Control). Та самая система ATV, которая изначально появилась на Subaru STi. Схематично взаимодействие систем выглядит так. В зависимости от характера и геометрии дороги, а также от действий водителя, электронно управляемая самоблокирующаяся многодисковая муфта обеспечивает оптимальный уровень блокировки межосевого дифференциала. На новой модели Outback преднатяг муфты MP-T составляет пропорцию 60/40, в отличие от 80/20 в предыдущей модели. Чем сильнее мы нажимаем на педаль акселератора, тем выше тяга двигателя и тем больший уровень блокировки обеспечивает муфта. Сброс газа — блокировка «распускается», и приоритет тяги вновь направлен на переднюю ось. При этом все электронные системы работают в полном взаимодействии, и команды к исполнению принимаются после мониторинга данных с датчиков системы VDC. Здесь задействованы и информация о скорости автомобиля, и информация с датчиков бокового ускорения и величины поворота вокруг вертикальной оси… И, конечно же, с датчика, отслеживающего угол поворота руля. Таким образом, система VDC постоянно контролирует положение автомобиля и оптимизирует его движение через антиблокировочную систему тормозов, систему тягового усилия и т. п. Теперь же в алгоритме работы Vehicle Dynamics Control на модели Outback 2015 модельного года задействована и та самая система активного управления вектором тяги. Она не только оптимизирует, в зависимости от условий движения, характеристики рулевого управления, но и улучшает реакции автомобили на поворот руля. Для того чтобы удержать автомобиль в повороте на заданной траектории, система дает сигнал на подтормаживание внутренних к повороту колес, в то время как крутящий момент, направленный на внешние колеса, увеличивается.
P.S.
Уже предвижу вздыхания скептиков: мол, не та стала Subaru, нет в ней того азарта, а «строгий ошейник» VDC уж точно не позволит запустить новый Outback боком в повороте. Не соглашусь! удовольствия от вождения Outback меньше не стало. Но здесь важнее другое, то, с чего мы и начали: в «гражданской» жизни главным приоритетом является безопасность. Даже в том случае, если речь идет о Subaru.
Хочу получать самые интересные статьи
Аппаратные средства ECDIS и интегрированные мостиковые системы
Сегодня единые решения ECDIS являются общедоступными и могут показаться оптимальным средством оснащения капитанского мостика, однако существует и более эффективный подход — использование технологии ECDIS в качестве основы для полностью интегрированного модульного мостика. Это означает построение системы с модульными компонентами, выполняющими несколько ролей в множестве подсистем.
Технологический контекст перехода к ECDIS
За последние два десятилетия, еще до того как IMO инициировала переход на систему ECDIS, началось интенсивное внедрение современных технологий в проектирование и конструирование мостиков. В настоящее время основными концепциями являются объединение систем и резервирование, и сегодня персонал на мостике обладает гораздо большими возможностями управления контролем и навигационными компетенциями, чем когда-либо, а ECDIS стала центром, вокруг которого сосредоточены все эти изменения.
Сертифицированные системы ECDIS должны соответствовать строгим правилам IMO, которые создают стандартизованную навигационную систему для каждого судна и флота в целом. Эти правила охватывают все аспекты — от частоты обновления электронных карт до цветовой калибровки дисплея.
Интегрированная мостиковая система
Даже в самых элементарных системах ECDIS могут применяться сигнальные протоколы RS-232, -422, -485, NMEA 0183, NMEA 2000 (N2K) и Ethernet. Оснащение мостика — нетривиальная задача, поэтому использование множества функционально совместимых модульных компонентов превращается в очень важную проблему, хотя в некоторых случаях, например при калибровке дисплеев высокой точности цветопередачи, модульность чрезвычайно сложно реализуема.
В практическом руководстве по навигации «Боудич» (США, 2002) сказано:
«Интегрированная мостиковая система (IBS) представляет собой сочетание аппаратного и программного обеспечения, которые используют взаимосвязанные элементы управления и дисплеи, чтобы обеспечить полноценную навигационную информацию для моряков… [Она] предназначена для централизации функций предотвращения столкновений и посадок на мель, а также автоматизации процессов навигации и управления кораблем. Управление и отображение компонентов системы не просто взаимосвязаны, но и часто имеют собственный язык или код».
Согласно «Боудичу», интегрированная мостиковая система ECDIS (рис. 1) состоит минимум из двух станций, двух радаров/ARPA-станций (системы радиолокационной прокладки курса), коннинг-дисплея (управление кораблем), дифференциальной GPS-системы (DGPS), системы измерения скорости, автопилота/гирокомпаса, регистратора данных рейса (VDR) и глобальной морской системы спасения и безопасности (GMDSS).

Рис. 1. Схема ECDIS
В дальнейшем большинство таких систем потребует функции резервирования. Кроме того, мостик может быть дополнительно оснащен средствами связи, противопожарной автоматики, управления машинной техникой, панелью аварийной сигнализации корабля, системой управления процессом погрузки/разгрузки, в то время как в саму систему ECDIS должны быть встроены радар, система аварийной сигнализации (AIS) и измерения силы ветра, карта электронной навигации (ENC) и база данных ENC, GPS, гирокомпас, эхолот и регистратор данных рейса (VDR). В зависимости от типа судна процесс интеграции может быть довольно сложным, а приобретение готовой системы ECDIS выглядит достаточно привлекательно.
Технические стандарты и возможности
Модульные системы ECDIS предлагают значительные преимущества, которые системные интеграторы и конечные пользователи оценят по достоинству. Во-первых, компоненты системы могут обладать гораздо более длительным сроком службы и большей производительностью. Высокое качество промышленных компонентов способно существенно сократить расходы на техническое обслуживание и ремонт за счет значительного срока наработки на отказ (MTBF), а в дальнейшем позволит легко обновлять и максимально быстро выполнять ремонт оборудования благодаря удобной замене компонентов. Во-вторых, физические характеристики модульных систем, состоящих из множества компонентов, проще контролировать по сравнению с монолитными системами. Высокая степень защиты IP, конструктивные особенности, такие как продуманный теплоотвод, безвентиляторный дизайн, устойчивость к коррозии, жаре и холоду, вибрации и ударам, дают большие преимущества любой системе.
Конечно, все корабельные системы должны соответствовать основному морскому стандарту IEC 60945, однако, чтобы гарантировать надежный и длительный срок службы, нужно рассматривать не только стандарт в целом, но и все его разделы.

Рис. 2. Система радаров с полным резервированием
Преимущества модульного принципа: вычислительное ядро мостика
В течение следующих нескольких лет во всем мире предполагается усовершенствовать корабельные системы морских коммерческих флотов и привести их в соответствие с технологией ECDIS. Этот период предоставит отличную возможность выполнить полную модернизацию мостиков. Поставщикам будет предложено создать центральное вычислительное ядро, способное обрабатывать все данные на судне, собранные с нескольких интерфейсов с различными протоколами, а резервирование основной вычислительной платформы для экстренных операций должно будет обеспечивать защиту от сбоев. В идеале компьютеры данного ядра необходимо разрабатывать с последовательными, NMEA- и цифровыми интерфейсами ввода/вывода. Возможность взаимодействия с несколькими дисплеями будет востребована для подключения резервного радара, коннинг- и ECDIS-дисплеев, для обеспечения функционирования которых понадобится надежный высокопроизводительный процессор (рис. 2, 3). Только компьютеры, соответствующие описанным требованиям в стандартной конфигурации, смогут называться модульными платформами.

Рис. 3. Система DPGS с полным резервированием
Преимущества модульного принципа: дисплеи мостика

Рис. 4. Moxa MD-224X, 24-дюймовый дисплей для морских применений с разрешением fullHD, соответствующий ECDIS
Дисплеи, использующиеся в корабельных системах, имеют свою специфику (рис. 4). Во-первых, для радиолокационного обслуживания необходим 19-дюймовый экран, а во-вторых, для защищенных или находящихся внутри корабля дисплеев (IEC 60945) нужна степень защиты IP 22. Для систем ECDIS существуют строгие требования калибровки цвета, и они должны неукоснительно соблюдаться. Однако в этом процессе могут возникнуть различные трудности. Часто данная операция (рис. 5) выполняется после того, как дисплей покидает завод-изготовитель, и проводится для каждой системы индивидуально. Так происходит потому, что наборы микросхем разных компьютеров могут различаться, а дисплей должен быть настроен в зависимости от вычислительной платформы, к которой он подключен. В итоге калибровка дисплея становится достаточно длительной и трудоемкой задачей. Существует и способ оптимизации: производитель, вкладывающий средства в правильные инструменты и процедуры, может подвергнуть дисплей всесторонним испытаниям и калибровке еще на заводе, что позволит для любого дисплея создать универсальный калибровочный файл, или так называемый RGB-файл. И один RGB-файл будет содержать все параметры калибровки, необходимые для каждого существующего набора микросхем.

Рис. 5. Калибровка цвета на дисплее Moxa
Для формирования RGB-файла необходимо тщательное проектирование до того, как дисплей поступит в продажу. С научной точки зрения правильная калибровка точной цветопередачи дисплея ECDIS очень специфична, поскольку среда управления должна соответствовать требованиям Международной гидрографической организации (IHO), опубликованным в марте 2010 года в документе под названием «S-52 — Specifications for Chart Content and Display Aspects of ECDIS» («Требования для аспектов содержания карт и изображения дисплеев ECDIS»).
В соответствии с документом S-52, колориметр и оптометр, используемые в испытаниях, должны соответствовать заранее определенной точности, и каждый аспект тестирования окружающей среды — светопоглощение, почти абсолютная темнота, расстояние между оператором и экраном устройства, испытания на отказ (48 ч) и начальная настройка черно-белого изображения — следует чрезвычайно тщательно воспроизвести. Лишь после того, как вся подготовка завершена (процесс может быть длительным сам по себе), операторы могут начинать калибровку, которая занимает от 30 до 50 мин.
Выполнение всех предпродажных процедур занимает довольно много времени, тем более что для достижения максимальной совместимости это должно быть сделано для всех основных видов видеочипсетов. Тем не менее для заказчика преимущества таких усилий огромны: если типичный дисплей ECDIS приходится вручную калибровать специалистам, которых нанимают для реализации этой задачи (или, что еще хуже, заказ на калибровку в каждом конкретном случае согласовывается с производителем), то универсальный RGB-файл позволяет полностью пропустить начальную калибровку для каждого дисплея, какую бы роль он ни выполнял на мостике — будь то система ECDIS, коннинг-дисплей, радар или любой другой прибор.
Кроме того, создание универсального файла калибровки важно не только на начальном этапе установки и настройки, но и в дальнейшем, когда профиль цветов начинает меняться при старении техники. Для дисплеев одного «возраста» нет необходимости проводить повторную калибровку при замене устройств. Поэтому после перекалибровки одного дисплея, связанной с регулировкой цветового профиля после сдвига характеристик, необходимо выгрузить RGB-файл из базы данных дисплея, а затем использовать его для остальных подобных устройств. Модульные системы экономят время и деньги, а учитывая, что время калибровки каждого дисплея занимает около получаса, удается заметно снизить расходы на обслуживание большого количества данных приборов.

Рис. 6. Требования Международной гидрографической организации, описанные в документе S-52, о допустимых изменениях цветов дисплея, которые не должны превышать отклонения 8 единиц ?C
Устройства, созданные в соответствии с промышленными спецификациями, будут превышать базовые требования ECDIS по изменению цветовых характеристик, что значительно увеличит период, в течение которого устройство проработает до повторной калибровки, а также время наработки на отказ (MTBF). Согласно нормам ECDIS, для каждого дисплея отклонение цвета (DC) от таблицы цветов CIE не должно превышать 8 единиц (рис. 6). Устройства, отвечающие более строгим регламентам, не выше 4 единиц, обеспечивают значительно более высокую производительность, более насыщенную цветопередачу, больший диапазон яркости и период использования до момента ухудшения цветопередачи, связанного с длительной эксплуатацией или аппаратной необходимостью перекалибровки (рис. 7).

Рис. 7. Изменения цветов дисплеев, не превышающих отклонение в 4 единицы ?C
Хотя система ECDIS является итогом проекта, который осуществлялся на протяжении нескольких десятилетий, но и в настоящее время по-прежнему остается место для инноваций и передовых разработок. Срок службы и конструктивное исполнение промышленного класса, инновационные технологии в создании дисплеев и интеграция модульных систем позволяют заметно сократить затраты как системных интеграторов, так и конечных пользователей. Совместимость вычислительного ядра и дисплеев увеличивается, а интеграция их в систему и процессы обслуживания облегчается благодаря инновационным методам создания универсальных файлов цветовой калибровки и объединению данных NMEA. Кроме того, применение более строгого стандарта калибровки цвета и улучшение параметров надежности устройств повысит среднее время наработки на отказ и для вычислительного ядра, и для дисплея. Ценность этих технических достижений по достоинству оценена производителями и интеграторами ECDIS, судовладельцами и операторами системы.
В начале 2013 г. начался переход флотов на систему ECDIS. И сегодня все новые корабли покидают доки, имея на борту навигационные станции ECDIS и инновационные мостики. А старым судам потребуются тщательные доработки в соответствии с их потребностями и пространством мостиков. Понадобится гораздо более гибкая, удобная для развертывания система, чем та, что предлагалась «монолитными» решениями ECDIS. Используя инновационный подход при калибровке ECDIS-дисплеев и интеграции в вычислительные системы промышленного класса широко распространенных интерфейсов NMEA, компания Moxa предлагает проектировщикам ECDIS и интеграторам морских систем фундамент, на основе которого может быть собрано любое количество решений. Устройства компании Moxa позволяют сделать первый шаг на пути к следующему поколению интегрированных мостиков и навигационных комплексов ECDIS.
Вконтакте
Google+
Литература- 10 Steps to ECDIS Mandation. Admiralty Charts and Publications. The UK Hydrographic Office. Somerset, England, 2011. www.ukho.gov.uk/ProductsandServices/ElectronicCharts/Documents/10_steps.pdf
- Integrated Bridge Systems. National Imagery and Mapping Agency. The American Practical Navigator. Ch. 14, Sec. 14.
Bicentennial Edition, Bethesda, Maryland, U.S.A., 2002. en.wikisource.org/wiki/The_American_Practical_Navigator/Chapter_14#1400._The_Importance_of_Electronic_Charts - S-52 — SPECIFICATIONS FOR CHART CONTENT AND DISPLAY ASPECTS OF ECDIS. 6th Ed. International Hydrographic Organization, International Hydrographic Bureau, Section B.2.1. Monaco, 2010.
Интегрированная система управления — это… Что такое Интегрированная система управления?
- Интегрированная система управления
Интегрированная система управления [integrated management system] — система, объединяющая автоматизированное управление технологическими процессами (АСУТП) и автоматизированное организационное управление (АСУ). Тенденция к такому объединению наблюдается на предприятиях металлургии, химии и других отраслей, где автоматизированные системы управления технологическими процессами наиболее развиты.
Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. — М.: Дело. Л. И. Лопатников. 2003.
- Интегрированная система обработки данных (ИСОД)
- Интегрированная теория оценки стоимости бизнеса
Смотреть что такое «Интегрированная система управления» в других словарях:
интегрированная система управления — — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва, 1999 г.] интегрированная система управления Система, объединяющая автоматизированное управление технологическими… … Справочник технического переводчика
Интегрированная система управления содержимым — Интегрированная система управления содержимым/контентом (англ. Integrated content management system, ICMS) это система, позволяющая пользователю редактировать приложение (внешний вид, функциональную часть) из самого приложения. ICMS это не… … Википедия
интегрированная система управления сетью — Управляющая система, осуществляющая интегрированное управление сетью MTN. Система отвечает за анализ и обработку информации по управлению, собираемой от сетей TSN, и интегрированное управление топологией, конфигурацией, устранением неисправностей … Справочник технического переводчика
Интегрированная автоматизированная система управления предприятием, производственным объединением (ИАСУП, ИАСУ ПО) — Многоуровневая АСУ, предназначенная для комплексной автоматизации функций управления инженерно технической, административно хозяйственной, производственно технологической и социальной деятельностью предприятий (объединений) и обеспечивающая… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Интегрированная автоматизированная система управления научно-исследовательским институтом, конструкторским бюро (ИАСУ НИИ, КБ) — Многоуровневая АСУ, предназначенная для комплексной автоматизации функций управления научно исследовательской или инженерно конструкторской, а также административно хозяйственной и социальной деятельностью научных или конструкторских организаций… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Интегрированная автоматизированная система управления — (integrated automated management system): информационная система, предназначенная для информационного обеспечения скоординированной деятельности по руководству и управлению организацией или корпоративной структурой в соответствии с направлениями… … Официальная терминология
интегрированная система обработки данных — — [Е.С.Алексеев, А.А.Мячев. Англо русский толковый словарь по системотехнике ЭВМ. Москва 1993] интегрированная система обработки данных ИСОД Система организации сбора, обработки и выдачи информации в автоматизированных системах управления.… … Справочник технического переводчика
Интегрированная автоматизированная система управления ( ИАСУ ) — интегрированные АСУП и АСУЭ в целях достижения высоких экономических показателей работы путем предоставления необходимых и достаточных информационных ресурсов и средств управления этими ресурсами при принятии решений управляющим персоналом на… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Интегрированная система обработки данных (ИСОД) — [integrated data processing system] система организации сбора, обработки и выдачи информации в автоматизированных системах управления. В ИСОД интегрируются сама информация, каналы информации, память системы. При этом для решения разных задач… … Экономико-математический словарь
интегрированная автоматизированная система управления — Информационная система, предназначенная для информационного обеспечения скоординированной деятельности по руководству и управлению организацией или корпоративной структурой в соответствии с направлениями ее деятельности, организационной… … Справочник технического переводчика
Миру представлены новые системы активной безопасности Toyota
В 2015 году компания Toyota приступила к установке на свои автомобили комплекса систем активной безопасности Toyota Safety Sense. Это крайне важная для водителей автомобилей Toyota и Lexus инновация: системы автоматически распознают широкий спектр опасных дорожных ситуаций и способствуют предотвращению столкновения. В зависимости от класса автомобиля Toyota комплекс Toyota Safety Sense будет устанавливаться в базовой версии или в расширенной модификации. В базовый пакет для автомобилей Toyota, оснащенных лазерным датчиком-радаром и камерой, войдет система предупреждения столкновения с функцией автоматического торможения (PCS — Pre-Collision System), включающая специальный режим движения в городе, и система удержания в полосе движения (LDA — Lane Departure Alert). Расширенная версия комплекса будет устанавливаться на автомобили Toyota, оснащенные радарами миллиметрового диапазона и камерой. В дополнение к PCS и LDA в ней имеются адаптивный круиз-контроль (ACC — Adaptive Cruise Control) и система предупреждения столкновения с функцией автоматического торможения (PCS c функцией Pedestrian Recognition). Также автолюбителям будут доступны система автоматического переключения дальнего света фар на ближний (AHB — Automatic High Beam) и система распознавания дорожных знаков (RSA — Road Sign Assist).
В автомобилях Lexus используются те же технологии в комплексе систем Lexus Safety System+. Он объединяет системы PCS, LDA, AHB, адаптивную систему дальнего света AHS (Adaptive High-Beam System) и RSA. Планируется, что к 2018 году системами активной безопасности на базе радаров и камер будет оборудовано большинство пассажирских автомобилей Toyota и Lexus. А значит, на дороге значительно снизится количество аварий. Комплексы активной безопасности Toyota Safety Sense и Lexus Safety System+ будут устанавливаться на топовые модификации популярных моделей Toyota и Lexus. На российский рынок оснащенные ими автомобили поступят уже до конца 2015 года.
Новые интеллектуальные системы активной безопасности Toyota и Lexus призваны помочь водителю реагировать на дорожную обстановку. Их задача — всеми силами способствовать предотвращению возможных столкновений, поэтому они действуют быстрее и эффективнее человека. Давайте познакомимся с ними поближе.
— Адаптивный круиз-контроль (ACC)
Адаптивный круиз-контроль помогает водителю автомобилей Toyota и Lexus сохранять безопасную дистанцию до идущего впереди автомобиля. Радар миллиметрового диапазона, работающий в паре с камерой, распознает находящиеся впереди автомобили и определяет скорость их движения. Система автоматически регулирует скорость движения автомобиля в заданном скоростном диапазоне и поддерживает постоянную дистанцию.
— Система предупреждения столкновения с функцией автоматического торможения (PCS)
Эта система распознает объекты, находящиеся перед автомобилем, и снижает риск фронтального столкновения. О возможной опасности и необходимости торможения система предупреждает водителя звуковым сигналом и индикатором на приборной панели. Одновременно обостряется реакция тормозных механизмов на нажатие педали тормоза. Если водитель не успел среагировать, система автоматически начинает снижать скорость до 30 км/ч. Если это не помогло и опасность сохраняется, система полностью останавливает автомобиль для предотвращения аварии или снижения силы удара. Система предупреждения столкновения срабатывает на скорости от 10 до 80 км/ч. По данным Toyota, именно в этом скоростном диапазоне происходит 80% случаев столкновений с впереди идущим автомобилем.
— Система удержания в полосе движения (LDA)
Эта система с помощью специальной камеры отслеживает дорожную разметку и помогает предупреждать столкновения, вызванные непреднамеренной сменой полосы движения. Если автомобиль Toyota или Lexus пересекает линию дорожной разметки при выключенном сигнале поворота, система предупреждает водителя звуковым сигналом и соответствующим индикатором на панели приборов. В случае Lexus Safety System+ возврат в пределы полосы происходит автоматически.
— Система распознавания дорожных знаков (RSA)
Часто бывает, что водитель не сразу замечает дорожный знак. Автоматическое распознавание снижает риск аварии по этой причине: система сама «узнает» знаки ограничения скорости, запрещения обгона, специальных дорожных условий, а также въезда на автомагистраль и съезда с автомагистрали. Предупреждения отображаются на ЖК-дисплее панели приборов, а при превышении водителем допустимой скорости подаются звуковой и световой сигналы.
— Система автоматического переключения дальнего света фар на ближний (AHB)
Эта система уже знакома владельцам автомобилей Toyota Land Cruiser 200, Toyota Camry, Toyota Highlander в России. Она обеспечивает идеальный обзор в темное время суток. Датчики распознают автомобили, идущие во встречном направлении, а также движущиеся впереди. При обнаружении автомобиля система автоматически переключает дальний свет на ближний, чтобы не ослеплять других водителей. Дальний свет в темное время суток позволяет распознавать пешеходов и находящиеся на дороге препятствия на безопасном расстоянии.
— Адаптивная система дальнего света (AHS)
В дополнение к системе AHB в комплексе Lexus Safety System+ появилась более прогрессивная электроника, позволяющая формировать пучок света таким образом, чтобы обеспечить максимально эффективное освещение дороги (как при включенном дальнем свете). При этом создаются «зоны затемнения» в секторе, в котором камеры обнаружили другой автомобиль.
Пять составляющих интегрированного подхода Toyota к безопасности:
- Интеллектуальные системы помощи при парковке, предупреждающие водителя об опасности.
- Активные системы безопасности, позволяющие избежать столкновения.
- Системы предотвращения ДТП, информирующие водителя о возможности столкновения.
- Системы пассивной безопасности, защищающие водителя в случае столкновения.
- Системы
- автоматического
- вызова
- служб
- спасения.