Как проверить свечу – Быстрая проверка свечей накаливания. Как проверить свечи дизельного двигателя лампочкой или тестером не снимая их
5 способов проверить работоспособность автомобильных свечей зажигания
Когда автовладелец начинает замечать, что мотор его автомобиля стал работать с перебоями, теряя свою мощность, первое подозрение падает на свечи зажигания, а именно на неисправности в них. Обратите внимание на холостые обороты. Также, если машина расходует топливо не как обычно, тогда уже можно смело проверить свечи зажигания самому.
Проверка “на искру”
Выполнить данную процедуру сможет даже водитель-новичок. Поэтому не стоит никого обманывать, говоря, что не знаете, как производится проверка свечей зажигания своими руками. Начнём со способов проверки свечи на искру. Первый подразумевает под собой поочерёдное отсоединение проводов, идущих от свечей на прерыватель-распределитель. Но перед тем как проверить искру на автомобильных свечах зажигания, запомните звук работы силового агрегата.
Интересно знать! Первая свеча зажигания была выпущена компанией Bosch в 1902 году.
Второй способ также не вызовет у вас затруднений. Если же в первом случае вы ничего толкового не добились и только потратили много времени и топлива, тогда он для вас. Его превосходство выражается также в большей эффективности и даже зрелищности. Итак, как по-другому проверить искру на свече зажигания? Во-первых, выкрутите её и отсоедините от провода. К звуку двигателя в данном случае не обязательно прислушиваться, а нужно поднести деталь к блоку цилиндров.
Важно знать! Тем, кто собрался проделывать это в первый раз, не нужно пугаться неожиданных результатов. Появившаяся искра должна быть яркая и достаточно мощная. Вот именно по ней и можно будет судить о нормальной работе системы зажигания машины, или же о том, что всё-таки требуется замена каких-либо деталей.
Проверка мультиметром
Многие задаются вопросом, как можно проверить автомобильные свечи зажигания мультиметром. Ответ может обескуражить, но никак. То есть, исправна она или нет, вы не узнаете при помощи этого прибора. Хотя можно определить наличие короткого замыкания внутри элемента системы. Приложите один провод мультиметра к свечному входу, а второй к резьбе. Появившийся разряд должен проходить от одного к другому контакту на расстоянии около четырёх миллиметров.
Но даже если проверка автомобильных свечей зажигания мультиметром не выдаёт ожидаемых результатов, то при помощи данного прибора можно измерить сопротивление проводов. Если же полученное значение ниже оптимального, тогда провод необходимо заменить.
Проверка пистолетом
Существует также ещё один достаточно своеобразный прибор для проверки свечей зажигания, который называется пистолетом. Он выглядит как специальный стенд проверки свечей под давлением. Его можно приобрести во многих высокоуровневых автомобильных магазинах.
Чтобы провести проверку пистолетом, нужно вставить свечу в специальный паз прибора и сверху накрыть колпаком, после чего нажать на курок. Если электроды искрят, и световой индикатор стенда загорается, значит, свеча зажигания полностью исправна.
Важно знать! Эта проверка не может считаться правильной на сто процентов, так как при возвращении свечи на своё законное место в автомобиль, на неё воздействует другое давление, и она может и не дать искры. Но знайте одно, что если проверка пистолетом не дала положительного результата, то свеча точно неисправна.
Проверка пьезоэлементом
Проверка пистолетом может оказаться и не по карману многим автомобилистам в силу стоимости прибора. Возникает резонный вопрос, как проверить свечи зажигания в домашних условиях. Схожий по принципу работы прибор можно соорудить своими руками из обычной пьезо-зажигалки. Проводок, идущий от пьезо-модуля, удлиняется и прикрепляется к наконечнику снятой свечи зажигания. Непосредственно блок нужно прижать к корпусу свечи и нажать на нём кнопку. Если искра не проскочила, тогда свечу нужно менять.
Проверка поочередным отсоединением проводов
Но самый верный способ, как быстро и просто проверить свечу зажигания на работоспособность, – это поочерёдно снимать провода свечей, слушая звук двигателя. При данной проверке вышедшая из строя свеча показывается только после снятия с неё провода. Именно на ней двигатель не меняет своё звучание. Не спешите её менять. Попробуйте для начала хорошо зачистить деталь.
Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.
Как проверить свечи зажигания — способы проверки
В идеальном мире свечи зажигания нужно менять через каждые 35-45 тысяч километров. Бензин стоит дёшево, все водители следуют правилам дорожного движения, пешеходы не перебегают на красный, а дороги – ровные даже в самой глухой деревеньке.
К сожалению, мы живём не в идеальном мире — реальность постоянно норовит подсунуть нам очередную проблему. То зима, внезапно наступила и нужно менять летнюю резину. То барахлят свечи зажигания авто. В ситуации, когда машина начала плохо заводиться или двигатель стал нервно работать на холостых оборотах, придётся лезть под капот и проводить диагностику свечей зажигания.
Любителям махнуть рукой на проблему стоит задуматься о том, стоит ли шутить с системой зажигания и ждать пока само пройдёт? Автомобиль не живой организм и случаи чудесного исцеления с ним не случаются даже в сказках! Поэтому, если двигатель начал «троить», нужно взять в руки себя и прибор для проверки свечей зажигания, и приступить к работе. Кроме проверки свечей, вы можете выполнить еще одну полезную манипуляцию — проверить компрессию в двигателе.
Диагностика по свечам зажигания – устраняем первопричину
Все свечи разом из строя обычно не выходят. Обычно причиной перебоев является одна-две провинившихся свечи. Поэтому первой мерой диагностики является найти ту, которая перестала работать.
Срок службы свечей зажигания для обычных автомобилей, эксплуатирующихся в тяжёлых условиях (Например, на дорогах России, Украины) соответствует пробегу в 25-35 000 км. То есть, при частой эксплуатации транспортного средства, проводить замену свечей нужно минимум 2 раза в год – перед началом весеннего сезона и вначале сентября.
Однако характеристика свечей зажигания одинакова не для всех машин, например, система зажигания ВАЗ слишком горяча и имеет слишком мощный искровый разряд. Для их водителей обыденна проблема, что нет искры с катушки зажигания. На таких моделях электроды, свечи, катушки быстро разрушаются и требуют замены через каждые 15 000 км.
Выполнить проверку свечей зажигания сможет даже блондинка из анекдотов, поэтому отговорка: «я не знаю, как проверить свечу зажигания», — не может восприниматься серьёзно.
Простые способы проверки свечей зажигания
Как проверить свечи зажигания самому, давайте рассмотрим разные способы. Наиболее простой способ проверить свечи зажигания авто заключается в том, что водитель должен попеременно снимать провод, идущий от свечи зажигания к распределителю. После того, как провод снят необходимо послушать урчание двигателя на холостом ходу. Если его ритм не изменился, значит именно эта свеча вышла из строя и нуждается, либо в ремонте, либо в замене.
Следует сразу сказать, что заменить проще, чем ремонтировать. С другой стороны, свечи часто выходят из строя из-за некачественного бензина или неграмотной изначальной установки. Так как не у всех есть прибор для проверки свечей зажигания, опишем способы проверки системы, не требующие его использования.
Второй способ не менее прост и эффективен. Снимаем провод от самой свечи и приближаем её к блоку цилиндров. По получившейся искре можем судить о том, хорошо ли работает система зажигания.
Неровная работа двигателя может быть связана с трещиной в изоляции проводов. Поэтому нужно проверить их целостность. Выключите автомобиль и внимательно, желательно с лупой, осмотрите высоковольтные провода. Найдя трещину можно просто замотать провод изолентой. Хотя лучше сразу его заменить.
Причина износа свечей зажигания – выбрасывать нельзя, почистить!
Если свеча зажигания не проработала и месяца, а уже стала причиной перебоев в работе двигателя – стоит задуматься. И постараться найти причину такого положения дел. Иначе придётся постоянно возиться с автомобилем, у которого попеременно начнёт выходить из строя то одна, то другая деталь. А с двигателем шутки плохи!
Причина может крыться в:
- чрезмерных нагрузках, которым подвергается двигатель автомобиля;
- неудачном монтаже: неправильно выставлен зазор в свечах зажигания, свеча не подходит по разъёму или слишком слабая для данной машины;
- используется бензин и масло низкого качества;
- допускается сильное загрязнение свечей.
Выставлять зазор между электродами необходимо с той же частотой, как и проводить полную замену свеч. Регулировка проводится методом подгибания боковых электродов с помощью цилиндрического щупа или кусочка проволоки.
А вот свечи необходимо не только менять, но и хотя бы изредка чистить. Чистка осуществляется двумя способами: механический и химический.
Механический предполагает использование острых предметов для снятия нагара со свечи, однако при этом характеристика свечей зажигания может быть ухудшена. Поскольку металл оставляет царапины, которые впоследствии начинают сильнее и быстрее нагреваться. Поэтому чистить нужно аккуратно – завернув отвёртку или шило в кусок ткани.
Химический способ эффективнее, но дольше. Свеча обезжиривается, промывается в бензине, высушивается и на полчаса погружается в раствор ацетата аммония. После чего свечу нужно почистить капроновой нитью или мягкой, волосяной щёткой, высушить и установить на место. Не забыв при этом отрегулировать зазор в свечах зажигания!
Видео — «Свеча зажигания мощность искры»
Как проверить свечи зажигания своими руками
1 Особенности проверки свечей зажигания в гараже
Если машина с трудом заводится, а двигатель даже на холостых работает неуверенно – это признак, что придется поднимать капот и заняться свечами. В идеале они способны работать около 30 тыс. км, но рано или поздно проблем не избежать. Об их неисправности также свидетельствует увеличенный расход бензина, повышенная дымность выхлопных газов и внешний вид – они мокрые. Если появился хотя бы один из симптомов – пора проверить свечи зажигания.
Причин выхода из строя довольно много:
- Естественная выработка, которая наступает после пробега 30 тыс. км. Если она наступила раньше – виновато некачественное топливо или присадки, содержащиеся в масле. Срок службы уменьшается также, если перегреть двигатель или он детонирует.
- Сажа появляется, если не сбалансирован состав топливно-воздушной смеси или плохой бензин. Наличие масла говорит об износе деталей цилиндропоршневой группы. Причиной на двигателях с турбиной бывает ее частичный выход из строя. Шлак или лаковые отложения – результат воздействия присадок в моторном масле и топливе.
- Центральный электрод утрачивает работоспособность, если неверно выставить зажигание. Влияют также отложения на поверхности камеры сгорания, неисправные клапаны, некачественное топливо. Это иногда приводит даже к расплавлению электродов.
Следствием пробоя всегда является нестабильная работа свечи зажигания. Незажженная топливовоздушная смесь попадает в выхлопную систему, остатки сгорают в катализаторе, что приводит к выходу его из строя. Если этого узла нет, как, например, на классических моделях ВАЗ, бензин выбрасывается через выхлопную трубу, загрязняя атмосферу. На практике это выражается в перебоях двигателя – мотор троит.
При осмотре вывернутой свечи часто оказывается, что она выглядит рабочей, не имеет никаких признаков поломки. Если замкнуть на массу, между электродами проскакивает стабильная и мощная искра. При установке ее на место двигатель по-прежнему работает плохо, заметен значительный перерасход топлива. Требуется проверка, чтобы понять, в чем причина дефекта.
Смесь перед тем как загореться в камере, сильно сжимается. Особенно это характерно для моторов, в которых в качестве топлива используется солярка. Дизель сам показывает причину неисправности, поэтому проверять элементы зажигания в нем нет необходимости. Давление в цилиндрах достигает иногда 20 атмосфер и более. При таких условиях свечу, особенно это свойственно дешевым и некачественным аналогам, пробивает. Искра очень слабая или вовсе не появляется, имеются перебои в работе силовой установки.
Самый верный вариант диагностики – наблюдение в специальных стендах. Они дают наиболее точную характеристику, потому что воспроизводят условия, в которых работает свеча. Испытания проводятся в специальной камере, где создается повышенное давление. Его уровень постепенно поднимают и наблюдают за искрой – есть она или нет, какого качества.
Подобная установка имеется даже не на каждой станции автосервиса. В домашних условиях создают некое подобие, но понадобятся довольно специфические детали. Поэтому проще применить способы, не требующие специального оборудования, или приборы, имеющиеся практически в каждом гараже.
2 Диагностика с использованием подручных средств – все доступные способы
Если хорошо присмотреться к вывернутой свече, заметны маленькие трещины, сколы или царапины. При продолжении эксплуатации пробивает корпус, вырабатываемый разряд утекает сквозь образовавшуюся в изоляторе пробоину. В результате искры нет, и она больше не появится, а водитель сталкивается с тем, что наблюдаются провалы, рывки при движении. Двигатель работает неустойчиво даже на холостом ходу, запустить его трудно.
Иногда, хотя видимых дефектов на свече нет, проблемы остаются. Один из действенных способов определить неисправность в такой ситуации – проверить двигатель в темноте. Если имеются микротрещины, сразу заметны синие электроразряды вокруг корпуса.
Дедовский метод – проверенный и надежный
К нему всегда прибегают в первую очередь, когда появляются проблемы с двигателем, слышно его троение. Диагностика возможна даже в дороге, потому что не требуется никаких инструментов, кроме свечного ключа и плоскогубцев.
Подобный метод фактически состоит из двух последовательных. Сначала определяют неработающую свечу, снимать с двигателя ее не требуется. Для этого поднимают капот и заводят машину, запоминают звук. Затем поочередно отсоединяют провода высокого напряжения и слушают, какая работа мотора.
Если заметны изменения, свеча исправная. Когда нет усиления перебоев, найден цилиндр, в котором возникли проблемы. Обычно отказ наблюдается в одном, но проверяют все – случается, что дефект проявляется в нескольких.
Тогда выворачивают свечу и осматривают. Иногда достаточно очистить от нагара, бензина или масла, и она опять заработает. Но перед этим проверяют на наличие разряда: надевают провод высокого напряжения, берут плоскогубцами с изолированными ручками и укладывают резьбой на массу.
Проворачивают коленвал стартером, наблюдая за искрой. Она должна быть сильной, синего цвета, со звуками разряда. Самому это делать не очень удобно, поэтому хорошо, когда есть помощники. Обычно они боятся удара током, хотя он и не грозит, но провернуть ключ в замке способны. Неработающую свечу меняют – в дороге следует иметь запас.
Инжектор не позволяет использовать этот способ. На таких автомобилях установлен электронный блок управления, другое чувствительное оборудование. Существует большой риск вывести его из строя.
Проверка мультиметром – способ сомнительный и ненадежный
Многие считают, что поскольку прибор предназначен для измерения электричества, то он сгодится для диагностирования свечей зажигания. На самом деле это не совсем верно: кое-что узнать можно, но сведений об исправности практически получить нельзя. Тестер применяется для проверки проводов и определения короткого замыкания.
Используется следующим способом: мультиметр выставляется в положение 20 Ком. Один щуп соединяется с контактом для высоковольтного провода, другой – с центральным электродом. Если прибор что-то показывает, неисправен изолятор. Контролировать искру невозможно. К тому же свечи, в зависимости от типа, имеют разное сопротивление, параметры которого не всегда известны водителю.
Для запуска холодного дизельного двигателя применяются особые свечи, которые создают накал, способный воспламенить топливо. Снимать их для проверки неспециалисту не рекомендуется, но простейшую диагностику выполняют мультиметром.
Промышленный пробник – качество диагностики повышается
Существует прибор, позволяющий проверить свечи зажигания своими руками, который за внешнее сходство получил у водителей название «пистолет». Он продается в автомагазинах, но не во всех, а преимущественно в престижных или в сервисных центрах. Водители, у которых подобные проблемы возникают часто, запасаются таким приспособлением. Его конструкция не очень сложная, потому и стоит сравнительно недорого. Принцип действия во многом напоминает специальный стенд, на котором проверяется исправность под высоким давлением.
Это небольшой аппарат, в котором имеется углубление в виде паза, куда помещается проверяемая свеча. На нее надевается колпак из изоляционного материала. Нажимают на кнопку, возникает разряд, которым проверяются электроды. Некоторые приборы снабжены индикаторной лампочкой, сигнализирующей об исправности.
Стопроцентной характеристики подобный способ не дает, так как точные условия работы в цилиндре не воспроизводятся, а только в незначительной степени имитируются. Когда элемент возвращается на свое место, он подвергается воздействию совсем другого давления. Даже если при испытании пистолетом проскакивала искра, в цилиндре она может не появиться. Одно можно утверждать с уверенностью: если положительного результата при диагностике не было, то свеча абсолютно точно имеет неисправность.
3 Самодельные приборы – три варианта
Если пистолета-пробника нет, а покупать не хочется или нет возможности, в домашних условиях делают устройство из зажигалки для газовых плит. Ее разбирают и вынимают пьезоэлемент. Провод удлиняют до 15 см, место соединения изолируют. Он предназначен для крепления к верхнему контакту свечи. Блок совмещают с корпусом, нажимают на кнопку, которая имеется на нем. Если искры нет, это говорит о неисправности свечи и необходимой замене.
Это простейший прибор, но если есть желание, делают вариант, практически ничем не уступающий промышленному образцу. Снимают металлический наконечник зажигалки, выбрасывают – он не понадобится. К проводу, который шел к нему, припаивают многожильный кабель с большим «крокодилом» на другом конце. Места соединения тщательно изолируют.
Берут высоковольтный кабель от автомобиля, снимают колпачок для трамблера и контакт. Его соединяют с другим проводом зажигалки. «Крокодилом» захватывается корпус свечи, а ВВ кабель надевается на ее центральный контакт. Прибор готов. Нажимают на клавишу и отпускают. Должны быть заметны и слышимы не менее 8 разрядов между электродами. Если их совсем нет или от двух до пяти, то есть неисправность. Утечка тока хорошо видна в темноте.
Если проверять на открытом воздухе, точного результата не будет. Его позволяет получить только специальный стенд, воспроизводящий условия, при которых происходит воспламенение топливовоздушной смеси. Можно сделать приспособление, которое в некотором смысле создает похожие условия. Используется 20-кубовый медицинский шприц и подходящий гужон – втулка с резьбой. Собирают следующим образом:
- срезают носик;
- на это место и прилегающую внутреннюю стенку наносят клей;
- устанавливают гужон;
- дополнительно изолируют его крепление проволокой или герметиком.
Используется просто: вкручивают свечу, надевают высоковольтный провод, корпус замыкают на массу. Заводят двигатель и давят на поршень шприца. Если искра не появляется, слабая или пробивает в сторону – она неисправна. Допустимо применить самодельный прибор из пьезозажигалки как источник напряжения.
Если есть возможность, делают специальную барокамеру для проверки свечи под давлением. Основная деталь требует токарной работы. Она состоит из корпуса, в котором имеется резьбовое отверстие, вваренный ниппель, вывод для шланга. Сверху крышка из оргстекла толщиной 4–5 мм, внутри под углом 45° устанавливают зеркало. Кроме этого, понадобятся:
- компрессор с манометром;
- жигулевский коммутатор с проводкой;
- катушка зажигания;
- два тумблера;
- вентилятор от компьютера для имитации датчика оборотов;
- шланг;
- переменный резистор.
Все собирается по приведенной схеме, размещается в корпусе. Вкручивают свечу и постепенно поднимают уровень давления. В зеркало наблюдают за искрой: если она начинает пробивать по корпусу – неисправна.
Вот и все возможные методы проверки свечей зажигания в гаражных условиях. Не следует только забывать, что перед диагностикой их очищают от нагара, просушивают, проверяют зазор между электродами.
Как проверить свечи зажигания. Как найти неисправную свечу
Очень часто причиной неустойчивой работы двигателя автомобиля (особенно на холостых оборотах) и падения его мощности является неисправность свечи зажигания.
Когда двигатель не развивает необходимую мощность или, как говорится, «троит», первое, что необходимо сделать, проверить на предмет исправности свечи зажигания.
Поиск неисправной свечи
На работающем двигателе снимите с контактного наконечника свечи провод высокого напряжения, идущий от трамблера.
Эти манипуляции проводите, одев перчатки или обернув руку сухой тряпкой, поскольку пробой тока через изоляцию хоть и не является опасным для жизни, но все же будет довольно ощутимым и неприятно бодрящим.
Сняв провод со свечи, прислушайтесь к ритму работы двигателя.
В случае падения оборотов, изменения ритмичности или остановки двигателя, наденьте провод обратно на наконечник свечи и переходите к следующей.
Если же его режим работы не изменился, значит свеча, с которой снят провод – нерабочая.
Проверка свечи на пробой
Проверять свечи на пробой допустимо лишь в старых моделях автомобилей, с контактной системой зажигания и минимумом электронного оборудования.
Использование такого способа проверки свечей современных автомобилей, напичканных электронными «мозгами», чревата выходом из строя бортовой электроники.
Выкрутив свечу из резьбового соединения головки блока цилиндров, оденьте на ее токопроводящий колпачок провод от трамблера, а саму свечу прижмите боковой частью к массе автомобиля.
Включите зажигание и «крутите» двигатель стартером. На исправной свече с четкой периодичностью будет отчетливо просматриваться прохождение искры между ее центральным и боковым контактом.
Такой способ не является совершенным и не лишен погрешности, поскольку в выкрученном состоянии, при атмосферном давлении, свеча может давать искру, а в реальных условиях компрессии, когда она подвергается давлению сжатых газов в камере сгорания, разряда может не быть.
Именно поэтому для проверки свечей в сервисных центрах используют специальные стенды с барокамерами и пьезоэлектрическими пробниками-пистолетами, имитирующими условия работы свечи на работающем двигателе.
Пробник для проверки свечей можно приобрести в магазинах автозапчастей или же смастерить его самому из пьезоэлектрического модуля от зажигалки.
Провод, идущий от модуля, удлините и прикрепите к наконечнику выкрученной из двигателя свечи, а сам пьезоэлектрический блок прижмите к корпусу свечи и нажмите кнопку на блоке.
Наличие электрического разряда между электродами свечи укажет на ее исправность, отсутствие – на то, что свеча пришла в негодность.
Признаки неисправности свечи зажигания
Не спешите выбрасывать неработающую свечу зажигания, вполне возможно, что она утратила свою функциональность по причине подгорания электродов, замасливания, образования нагара или из-за неправильно выставленного зазора между электродами.
В таких случаях ее вполне реально «вернуть к жизни», выставив зазор за счет подгибания бокового электрода и удалив с изолятора и электродов накопившиеся там нагар и масло.
Внимательно осмотрите конус изолятора свечи.Нормальный цвет изолятора будет колебаться в диапазоне от светло-серого до светло-коричневого.
Если же он излишне светлый, а то и белый, значит выставленное зажигание является слишком ранним или же свеча слишком горяча для данного типа двигателя.
Изолятор не должен содержать царапин, трещин или сколов, которые могут стать причиной усиленного нагарообразования и выхода свечи из строя.
А еще на нем не должно быть локальных участков более темного цвета, нежели остальная поверхность конуса. Такие свечи лучше сразу заменить новыми.
Срок службы
Нормальный срок службы свечи зажигания обычно соответствует 25-30 тысячам километров пробега автомобиля. У автомобилей, находящихся в тяжелых условиях эксплуатации, срок службы свеч зажигания сокращается вдвое.
К таким транспортным средствам, учитывая качество бензина и масел на наших АЗС в сочетании с плохими дорогами, можно отнести практически все автомобили, колесящие отечественные автомобильные просторы.
Поэтому не будет ничего удивительного в том, что через 15, а то и 10 тысяч километров пробега свечи попросят о замене.
Удачи вам! Ни гвоздя, ни жезла!