Как устроен стеклоподъемник – Стеклоподъемники – все, что вы хотели знать, но стеснялись спросить о стеклоподъемниках. Часть 1. Типы конструкций стеклоподъемников. Мировой опыт

Содержание

Устройство электростеклоподъёмника, принцип работы

Устройство электростеклоподъёмника

Электрические стеклоподъёмники все больше и больше вытесняют механические, в простонародье называемые «вёслами». Они гораздо удобнее, к тому же их можно доусовершенствовать – например, поставить доводчики, чтобы по щелчку брелока сигнализации закрыть не только двери, но и все окна разом.

Как устроен стеклоподъёмник с электроприводом?

Устанавливаются такие устройства внутри дверей. Электростеклоподъёмник состоит из трех основных частей:  подъёмный механизм, управляющий блок и привод – электрический моторчик. Он приводит подъёмный механизм в движение, которое необходимо для поднятия или опускания стекла.

Механизм, основанный на червячной передаче, исключает возможность закрытия стекла при встрече с препятствием, например рукой. Вращение в таком механизме передается исключительно от червяка к колесу. Если же наоборот, происходит блокировка механизма.

Существует несколько типов электрических механизмов: тросовый, реечный, рычажный, импульсный. Поговорим о каждом из них.

Тросовый

Троссовый стеклоподъёмник

Такой электростеклоподъёмник самый простой. Трос приводится в движение электромотором. Из минусов можно назвать быстрый износ троса и возможность перегрева моторчика. Из плюсов: очень легко ремонтируется, и запчасти стоят дешево. К тому же его можно отремонтировать своими руками.

Реечный

Реечный стеклоподъёмник

В таком стеклоподъёмнике электромотор приводит в движение шестеренки, которые в свою очередь передают тягу рейкам. Реечный стеклоподъёмник гораздо долговечнее тросового. Также стоит отметить тихую работу и относительно высокую скорость подъёма стекла.

Из минусов – со временем шестерням придется обновлять смазку, иначе они сотрутся и станут «пропускать» зубчики, а значит, будут медленнее поднимать стекло и издавать треск.

Важно     Некоторые производители экономят, и вместо металлических шестерен ставят пластмассовые. Служат они меньше металлических, но зато стоят гораздо дешевле.

Рычажный

Рычажный стеклоподъёмни

Это, пожалуй, самый надежный и долговечный вид электростеклоподъёмников. Моторчик приводит в движение шестерню, которая распределяет вращение либо на один, либо сразу на два рычага. Тем самым они поднимают или опускают пластину со стеклом. Из недостатков – неравномерная скорость подъёма стекла.

Импульсивный

В случае с импульсным механизмом, у человека появляется возможность закрыть или открыть стекло полностью, не удерживая кнопку постоянно. Достаточно разового нажатия, и стекло дойдет до конца. Причём кнопка может принимать несколько положений: два вверх, два вниз и нейтраль. Доведя кнопку до конца, стекло поднимается без дальнейшего удерживания. Если же её перевести в положение «два», то можно поднять стекло на желаемую высоту.

Электростеклоподъёмники устанавливают и самостоятельно, в основном, на автомобили ВАЗ, такие как «Пятерка» или «Семерка». В продаже есть как для конкретной марки авто, так и универсальные стеклоподъёмники. Их установка не занимает много времени и сил, тем более, что в интернете хватает видеороликов, как правильно это сделать. А ставить, или нет – дело вкуса.

Напоследок предлагаю посмотреть видеоролик,
который хочется пересматривать снова и снова:

Механизм стеклоподъемника — устройство, особенности и отзывы

Время от времени каждому автовладельцу приходится опускать стекла в машине. Неважно, с чем это связано – с необходимостью покурить за рулем, передать какие-либо документы или просто проветрить салон. На первый взгляд работа стеклоподъемника кажется весьма простой – нажал кнопку и подождал, пока откроется окно. Но не все так однозначно. Что же, давайте подробно рассмотрим механизм стеклоподъемника и его принцип работы.

Характеристика

Исходя из самого слова становится понятно, для чего нужен данный элемент.

замена механизма стеклоподъемникаИтак, стеклоподъемник представляет собой устройство, позволяющее опускать и поднимать боковые окна в автомобиле. Существуют различные типы данных механизмов. Они отличаются как по конструкции, так и по принципу работы. Давайте ознакомимся с механизмом стеклоподъемника более детально.

Разновидности

В первую очередь, данные элементы различаются по типу привода. Существуют:

  • Механические стеклоподъемники (в простонародье «весла»). Они приводятся в действие при помощи специальной рукоятки на дверной карте, которая напоминает весло. Усилием руки мы перемещаем стекло в нужном направлении.
  • Электрические. Появились они немного позже. Здесь, в отличие от предыдущих, в работу включается электрический моторчик. Именно он создает те усилия, которые ранее потребовалось задействовать руками автовладельцу. Теперь, дабы опустить или поднять окно, достаточно просто нажать на соответствующую кнопку. Далее электроника сама все сделает – сигнал передается на реверсивный двигатель, и тот начинает свое движение по рейке. Обычно такой переключатель находится в районе дверной ручки. В зависимости от комплектации авто, таких стеклоподъемников может быть два или четыре.

Также механизм стеклоподъемника отличается по конструкции. Об этом мы расскажем ниже.

Устройство и принцип работы

Вне зависимости от привода, механизм стеклоподъемника делится еще на два вида. Он может быть одно- и двухрычажным. Начнем с первого.

как снять механизм стеклоподъемника Применяется однорычажный механизм стеклоподъемника на ВАЗах, а также на некоторых бюджетных иномарках типа «Нексии». В конструкцию элемента входит зубчатое колесо, рычаг и пластины. Последние крепятся намертво к стеклу болтами и позволяют двигать его в нужном положении. На конце рычага имеется ползун. Что это такое? Ползун являет собой приспособление, что перемещает пластину по рейке вместе со стеклом. Обычно это пластиковый ролик с небольшим количеством смазки. Принцип работы такого механизм стеклоподъемника передней двери очень простой. Когда водитель нажимает на кнопку или крутит «веслом», задействуется зубчатое колесо. Оно двигается по рейке вверх-вниз. А поскольку стекло соединено с пластиной, оно также перемещается в заданном направлении благодаря ползуну. Если это электрический механизм стеклоподъемника (в «Нексии» такие встречаются в комплектациях GLE), данным процессом управляет электромоторчик. Именно он двигает зубчатое колесо по направлению, заданному кнопкой. Никаких тросов здесь нет – только провода.

Теперь о двухрычажном механизме стеклоподъемника. Он тоже идет как с механическим, так и с электрическим приводом. В конструкции есть зубчатое колесо, пластина с болтами, ползунок и рычаг. Но вдобавок к основному прилагается еще и дополнительный. В качестве приводного элемента используется трос или реверсивный двигатель.

механизм стеклоподъемника ваз Ко второму рычагу в двух местах крепятся ползуны. Один перемещает пластину со стеклом, второй двигается только по пластине, что крепится внутри двери. Зубчатых колес здесь два. Они стоят с левой и правой стороны приводной шестерни. В чем плюс такой конструкции? Как говорят отзывы, с двухрычажными механизмами наблюдается меньше проблем с перекосом. Также отзывы говорят, что такие механизмы более надежны и долговечны. А процесс опускания стекла осуществляется немного быстрее.

Неисправности

Есть несколько симптомов, говорящих о неисправности данного элемента. Когда нужна замена механизма стеклоподъемника? Необходима она в случае, если при поднимании и опускании окна слышны посторонние звуки либо стекло заклинивает в одном положении. Если привод электрический, оно может закрываться рывками или вовсе не откликаться на нажатие кнопок. В случае когда механизм механический, можно констатировать разрыв или растягивание тросика. Реже из строя выходят ползунки и зубчатое колесо.

механизм стеклоподъемника передней двери Существуют ли иные причины, по которым не работает механизм стеклоподъемника? Зачастую проблемы с ним возникают из-за засора рейки и попадания в пазы посторонних предметов. Также на рейке может высохнуть смазка, из-за чего окно туго возвращается назад (при этом опускается, как положено).

Замена

Как снять механизм стеклоподъемника своими руками? Вне зависимости от того, электрический он или механический, принцип демонтажа один и тот же. Итак, поскольку механизм спрятан внутри двери, сперва необходимо снять обшивку. На разных автомобилях она демонтируется по-своему. В большинстве случаев нужно найти под заглушками винты, крепящие ручку и выкрутить их. Если это механический стеклоподъемник, необходимо извлечь стопор, а затем и само «весло». Далее аккуратно поддеть края обшивки и оттянуть ее наружу. Она крепится на пластиковых «клопах» — рекомендуется запастись новыми, поскольку они одноразовые. Если установлены ЭСП, нужно отключить проводок от центрального блока управления поднятием стекол. На следующем этапе требуется снять с корпуса моторчик и черные лючки. Затем откручиваем болты на пластине, что крепят стекло.

механизм стеклоподъемника Обратите внимание: во время демонтажа окно должно находиться в поднятом состоянии. В противном случае извлечь механизм стеклоподъемника будет очень трудно. Это касается как электрических, так и механических элементов.

После этого снимаем с боковых роликов и с самого крепления стекла тросик (если таковой имеется). Также вынимаем его с верхнего ползунка. Затем откручиваем болты крепления механизма к двери (ключом на 10). Обычно их два или три. Теперь можно смело извлекать старый стеклоподъемник. Новый элемент устанавливается на место в обратном порядке.

Мелкие поломки

Бывает так, что окно падает внутрь и больше не поднимается. Может показаться, что механизму стеклоподъемника пришел конец. Но это не так. Дело скрывается в двух пластиковых фиксирующих деталях. Их можно увидеть после разборки дверной карты. Эти детали тоже могут выходить из строя. Продаются они отдельно, поэтому при их неисправности необязательно раскошеливаться на новый стеклоподъемник.

Полезный совет

Дабы механизм управления окнами прослужил максимально долго, производители рекомендуют производить периодическое обслуживание. В чем заключаются эти работы? Раз в 1-2 года рекомендуется снимать обшивку и смазывать трущиеся детали.

механизм стеклоподъемника нексия Это зубчатое колесо, рейка и пластиковые ползунки. За это время в механизме может накапливаться мусор, который тоже нужно очищать вместе со старой высохшей смазкой. В качестве последней при обслуживании можно использовать «Литол-24». Это весьма густая смазка, которая хорошо держится на сопрягаемых деталях стеклоподъемника.

Заключение

Итак, мы выяснили, что такое механизм стеклоподъемника в авто, как он устроен и как его заменить. Как видите, данную операцию можно произвести своими руками. А чтобы механизму не потребовался ремонт, не стоит забывать о его техническом обслуживании.

Механизм стеклоподъёмника — разбор по видам конструкций

Разберемся как устроен механизм стеклоподъёмника и что у него внутри.

Электрическими стеклоподъёмниками в машинах уже никого не удивишь, но были времена, когда они были чем-то из разряда роскоши и прерогативой премиум сегмента.

Тем не менее, о том, как работает этот шедевр инженерной мысли, знают немногие. Как же устроен механизм стеклоподъёмника и что у него внутри?

Когда придумали стеклоподъёмники?

Небольшая историческая справка. Ещё в 30-х годах минувшего столетия автомобили, предназначенные для высшего партийного руководства СССР, уже могли похвастаться подобным приспособлением.

Конечно, экземпляры таких машин были единичными и о массовом применении автоматических стеклоподъёмников тогда не могло идти и речи.

Чуть ближе к обычным людям эти устройства сделали в 40-х годах американцы. Существовавший в те времена автобренд Packard, комплектовал модели для богатых электрогидравлическими механизмами поднимания и опускания окон.

Затем эту идею подхватили в Ford и других марках. Но всё это были ещё пробы, частично использовавшие силу электричества или не использовавшие её вовсе.

Применялись, к примеру, вакуумные помпы, гидравлические механизмы и прочие инженерные изыски.

Электрический стеклоподъёмник, к которому больше привык современный автовладелец, появился на арене мирового автопрома только в 1956 году, а первопроходцем стала модель Lincoln Continental Mark II.

С этого момента и можно начать отчёт существования приспособления, ставшего в наши дни почти стандартным для авто любых ценовых категорий.

Как устроен механизм стеклоподъёмника.

Согласитесь, удобно сидя в машине, лёгким нажатием кнопки открыть или закрыть окно.

Иногда даже не задумываешься, а как же устроен этот хитрый механизм стеклоподъёмника.

Заглянем внутрь. Любой среднестатистический Электрический стеклоподъёмник состоит из элементов:

  • приводной механизм;
  • механизм подъёма;
  • блок управления стеклоподъёмниками.

Приводной механизм

Представляет собой обыкновенный электромотор, приводящий в движение через хитрую систему червячной и зубчатой передач механизм подъёма. А вот с ним не всё так просто.

Подъемный механизм

Дело в том, что инженеры придумали несколько вариантов подъёмных приспособлений, а если точнее:

  • тросовый;
  • рычажный;
  • реечный.
Тросовый

В первом случае двигатель стеклоподъёмников воздействует на гибкий элемент – трос, цепь или ремень. Собственно, это понятно из самого названия разновидности привода.

Гибкий элемент закреплён системой роликов внутри дверной панели авто, а к стеклу крепится при помощи пластины. Всё устроено так, чтобы трос мог двигаться поступательно вверх и вниз.

В принципе, этот вариант механизма наиболее простой и ремонтопригодный.

Рычажный

Рычажные устройства пользуются популярностью у тех автопроизводителей, которые ценят компактность.

 

Главным действующим звеном механизма, как несложно догадаться, выступает рычаг (один или несколько), соединённый с двигателем стеклоподъёмников  через шестерню.

Одним из недостатков рычажной системы является неравномерность скорости движения стекла.

Рейка

Можно было бы подумать, что рейка каким-то образом двигается внутри двери, но это не так. На самом деле рейка неподвижна, а перемещается по ней сам электромотор, имеющий контакт со стеклом. Считается, что такие конструкции наиболее долговечны.

 

Блок управления стеклоподъёмниками

Отдельно хочется упомянуть о блоке управления. В самом простом случае это так называемое непосредственное управление, когда кнопка самостоятельно подключает моторчик к бортовой электросети, активируя его.

Меняя полярность подключения, меняется направление вращение двигателя – всё элементарно.

Более сложным вариантом выступает электронное управление. Электроника позволяет реализовать различные интересные «плюшки», к примеру, автоматическое открывание, реверсивное движение стекла и прочее.

Таким образом, уважаемые читатели, мы выяснили, как на самом деле устроен механизм стеклоподъёмника. Как видите, всё довольно просто, и теперь ещё одной тайной в автомобиле стало меньше.

Спасибо за внимание, друзья, и до новых встреч! Читайте интересную статью про электронную тонировку стекол.

Стеклоподъемники – все, что вы хотели знать, но стеснялись спросить о стеклоподъемниках. Часть 1. Типы конструкций стеклоподъемников. Мировой опыт

Автомобильные стеклоподъемники – это устройства, которые служат для подъема и опускания боковых стекол в автомобиле. Устанавливаются они скрытно – внутри двери; на поверхности остается только ручка или кнопка, позволяющая регулировать высоту подъема стекла.

Стеклоподъемник – старейший и самый базовый прибор автомобильного «климат-контроля». С его помощью можно с равным успехом проветрить салон автомобиля или защитить его от дождя и ветра; пообщаться с инспектором ДПС, не открывая дверей, и покурить в пути. 

Механический стеклоподъемник Brose (начало 1930-х)

Немного истории

Первые в истории автомобилестроения стеклоподъемники были запатентованы немецким концерном Brose только в 1926 году (для сравнения, стеклоочистители появились в 1903 г.). Первыми автомобилями, получившими в комплектацию механические стеклоподъемники Brose в 1928 г., стали, естественно, «немцы»

Первые более или менее массовые модели автоматических стеклоподъемников появились в 1940 году на моделях Packard 180 и семиместных седанах и лимузинах Lincoln. С этого момента началась официальная история автоматических стеклоподъемников, полная интересных фактов и инженерных триумфов.

Конструкции и типы стеклоподъемников

Основные части конструкции стеклоподъемника – это привод и подъемный механизм. Их конструкции и определяют, к какому типу относится стеклоподъемник.

В зависимости от привода стеклоподъемники подразделяются на два основных типа:

1. Механические. Для поднятия и опускания необходимо вручную приложить усилие. От рукоятки оно передается через прямозубые шестерни на приводной валик.

Механический стеклоподъемник Brose (начало 1930-х)
Низкая стоимость, отсутствует энергопотребление, защита от самопроизвольного поднятия окна (безопасны для детей), работают при отключенном двигателе.
Механический стеклоподъемник Brose (начало 1930-х) Манипуляция требует внимания и времени от водителя. Невозможно закрыть все окна из одной точки салона.

 
2. Электрические.
Усилие для опускания и поднятия стекол генерируется в реверсивном электродвигателе.

Механический стеклоподъемник Brose (начало 1930-х)
Управляются легким нажатием. Есть модели с автоматическим открыванием/закрыванием. Большинство моделей можно регулировать из одной точки (водительская дверь).
Механический стеклоподъемник Brose (начало 1930-х) Потенциальная опасность для детей и домашних животных, которые могут случайно нажать кнопку, высовываясь из окна (исключения – модели с функцией реверсивного движения, мало представленные на рынке). Для работы стеклоподъемника необходимо напряжение с бортовой системы автомобиля.


Большинство мировых производителей изготавливают стеклоподъемники четырех типов: тросовые с одной и двумя направляющими, рычажные и кабельные.

Тросовые стеклоподъемники бывают с одной и с двумя направляющими

1. Тросовые с одной направляющей (англ. Single Rail или Bowden system, фр. Systemeа arc simple, исп. Sistema con simple carril, ит. Sistema ad arcosemplice, голл. Boog systeem, нем. Seilfensterheber-System). Основной элемент механизма подъема стекла – трос, натянутый между тремя роликами, которые закреплены на специальном подрамнике. Вращение приводного барабана задает направление движения троса (вверх или вниз на вертикальном участке) и, как результат – стекла.

Механический стеклоподъемник Brose (начало 1930-х) 

Тросовые стеклоподъемники с одной направляющей – самая простая и дешевая конструкция в ассортименте большинства мировых производителей. Использовать ее можно для подъема стекол «без особых требований» – не слишком широких и тяжелых стекол передних и задних дверей. Тросовые стеклоподъемники с одной направляющей устанавливают в базу недорогих иномарок и отечественных автомобилей. Так, ВАЗ ставит их начиная с семейства 2108; в более поздних моделях (LADA Kalina, LADA Granta) стеклоподъемники с одной направляющей ставятся только в задние двери.

Механический стеклоподъемник Brose (начало 1930-х) Компактность, относительная простота конструкции, низкая цена.
Механический стеклоподъемник Brose (начало 1930-х) Тросы относительно быстро перетираются и требуют замены; пластиковые детали стеклоподъемника (ролики, крепление стекла, и т.д.) имеют ограниченный срок службы и со временем изнашиваются.

2. Тросовые с двумя направляющими (англ. Double Rail или Double bowden system, фр. Systeme en arc double, исп. Sistema con double carril, ит. Sistema a doppioarco, голл. Dubbel Boogsysteem, нем. Doppeltgefűhrter Seilfensterheber). Устройство и принцип действия аналогичны тросовым стеклоподъемникам с одной направляющей, однако для равномерного подъема стекла используется конструкция с двумя направляющими и двумя тросами.

Механический стеклоподъемник Brose (начало 1930-х) 

Чаще всего устанавливаются на двери трехдверных хэтчбэков, большинства купе – под широкие, массивные стекла. В последнее время довольно часто тросовые стеклоподъемники в двумя направляющими устанавливают и в передние двери пятидверных универсалов и хэтчбэков, а также четырехдверных седанов вместо использовавшихся раньше стеклоподъемников с одной направляющей. Предпочтение им отдают потому, что стеклоподъмник с двумя направляющими обеспечивает большую точность хода стекол, а также имеет больший запас надежности и увеличенный срок службы.

Механический стеклоподъемник Brose (начало 1930-х) Компактный – возможна установка в автомобилях с небольшим внутренним объемом двери; обеспечивает равномерный подъем без перекосов даже широких стекол.
Механический стеклоподъемник Brose (начало 1930-х) Тросы относительно быстро перетираются и требуют замены; пластиковые детали стеклоподъемника (ролики, крепление стекла, и т.д.) имеют ограниченный срок службы и со временем изнашиваются.

3. Рычажные, или ножничные (англ. Scissors system, фр. Systemeа ciseaux, исп. Sistema de tijeras, ит. Sistema a forbici, голл. Schaar systeem, нем. Scherensystem). Классическая конструкция стеклоподъемников. Основа подъемного механизма – рычаги на гибком Х-образном соединении. Изменение угла между ними регулирует высоту поднятия стекла, установленного на планке, которая соединена с верхними плечами рычагов.

Механический стеклоподъемник Brose (начало 1930-х) 

Конструкция рычажных стеклоподъемников чрезвычайно надежна и долговечна. Обеспечивается это за счет использования металлических комплектующих; при этом сама конструкция стеклоподъемника достаточно тяжелая и объемная. Соответственно, есть и ограничения: установить такие стеклоподъемники получится только в двери с достаточным внутренним пространством.

Еще одно ограничение – высокая стоимость. Поэтому, как правило, рычажные стеклоподъемники предпочитают недешевые автомобильные бренды, для которых качество каждого узла автомобиля является неотъемлемой частью имиджа компании. Так, рычажные стеклоподъемники устанавливаются в классические модели BMW и Mercedes, а также в автомобили Mazda, Nissan.

Механический стеклоподъемник Brose (начало 1930-х) Надежная классическая конструкция с максимальным сроком службы. Подходят для автомобилей с широкими и тяжелыми стеклами. В конструкции отсутствуют пластиковые детали, подверженные износу.
Механический стеклоподъемник Brose (начало 1930-х) В верхних положениях стекло движется медленнее, чем в нижних.

4. Кабельные (англ. Spiral cable, Cable system, фр. Systemeа cable, исп. Sistema con cable, ит. Sistema a cavo, голл. Kablesysteem, нем. Kabelsystem). Направляющая для стекла соединена с кабелем. Мотор приводит в действие катушку, на которую кабель наматывается как спиннинг при закрывании окна. Обратное вращение (для открывания окна) происходит под собственным весом стекла.

Механический стеклоподъемник Brose (начало 1930-х)

Стеклоподъемники этой конструкции созданы специально для установки под тяжелые стекла, поэтому их область применения ограничивается, в первую очередь, грузовым автотранспортом и автомобилями с широкими массивными стеклами.

Механический стеклоподъемник Brose (начало 1930-х) Простая и надежная конструкция для широких и тяжелых стекол.
Механический стеклоподъемник Brose (начало 1930-х) Не подходит для автомобилей с малым внутренним объемом дверей и легкими стеклами.

На этом заканчивается общепринятая мировая классификация стеклоподъемников: большинство производителей предлагают в своих каталогах именно стеклоподъемники этих четырех типов. Могут несущественно отличаться конструкции, материалы, качество и долговечность, но в остальном европейские, азиатские, американские производители единодушны. Российские немного выбиваются из этих стройных рядов, но об этом немного позже.

Стоит отметить еще один важный момент: конструкцию стеклоподъемника, который должен использоваться в определенной модели машины, выбирает автопроизводитель, а разработчики стеклоподъемников, в свою очередь, следуют его рекомендациям при составлении собственных каталогов. То есть если при сборке на конкретную модель ставят тросовый стеклоподъемник, то и на вторичном рынке вам для нее будут рекомендовать тросовый стеклоподъемник. Если средства/желания/конструкция автомобиля позволяют вам установить другой тип стеклоподъемника, это уже считается тюнингом. А для него пределов, как известно, нет (кроме тех, которые прописаны в законах).

Что касается самих производителей стеклоподъемников, то их в мире огромное количество. В России наиболее известны Valeo, Magnetti Marelli, VAICO (VEMO), тот же Brose.

В каталоге нашего интернет-магазина мы недавно представили еще один достойный бренд – LIFT-TEK, принадлежащий итальянской фирме ALGO, которая уже более 35 лет специализируется на производстве исключительно стеклоподъемников.

Естественно, немалая доля рынка стеклоподъемников приходится на китайских производителей. Всех их перечислять смысла нет: слишком длинный получится список. В нашем каталоге, в частности, представлена продукция Ningbo Stone Auto Accessory Co. – бренда, который тоже специализируется на выпуске стеклоподъемников.

О российских производителях и отечественных ноу-хау читайте во второй части статьи.

Работа электрического стеклоподъемника | Системы безопасности и комфорта

Принцип работы электрического стеклоподъемника подобен принципу действия многих систем, обсуждаемых ранее, то есть имеется система реверсирования питания мотора, которая управляется либо с помощью реле, либо непосредственно выключателем.

Теперь становятся популярными более сложные системы, что вызвано соображениями безопасности, а также повышения комфорта. Многие изготовители теперь предоставляют следующие возможности:

  • движение вверх или вниз за один раз
  • движение на дюйм вверх или вниз
  • медленная блокировка
  • возврат

Полная система состоит из электронного блока управления, содержащего реле мотора стеклоподъемника, пакеты выключателя и систему соединений с замком дверей и со схемой управления люком в крыше. Система представлена в виде блок-схемы на рисунке.

Блок-схема связей между замками дверки, окнами и люком в крыше, управляемыми инфракрасным ключом

Рис. Блок-схема связей между замками дверки, окнами и люком в крыше, управляемыми инфракрасным ключом

Когда стеклоподьемник работает в режиме подъема одной командой или одним касанием, окно перемещается в выбранном направлении, пока выключатель не изменит положение на обратное, что остановит мотор, или пока ECU не получит сигнал от схемы двери. Проблема с движением «одним касанием» состоит в том, что если ребенок, например, окажется зажатым в окне, есть серьезный риск получить травму. Чтобы предотвратить это, используется свойство возврата. К якорю мотора крепится дополнительный коммутатор, который через две щетки передает сигнал, пропорциональный скорости вращения мотора. Если при закрывании окна будет обнаружено изменение скорости мотора ниже определенного порога, то ECU реверсирует направление движения мотора, пока окно не будет полностью открыто.

Подсчитав число полученных импульсов, ECU может также определить положение окна. Это важно, поскольку стеклоподъемник не должен реверсировать направление, когда окно останавливается в закрытом положении. Для того чтобы ECU запомнил положение окна, нужно выполнить инициализацию. Это обычно делается просто путем включения мотора до полного открытия окна, я затем до полного закрытия. Если это не будет сделано, то функции «закрыть в одно касание» не будет работать.

В некоторых системах для определения скорости вращения мотора используются датчики на эффекте Холла. Другие системы контролируют ток, потребляемый мотором, и используют его значение как показатель скорости.

Функции «медленной блокировки» позволяет автомобилю быть полностью заблокированным с помощью одной команды дистанционного инфракрасного ключа. Это осуществляется с помощью связей между блоком управления замком двери и блоком управления люком и стеклоподъемниками  По сигналу поочередно закрываются все окна, затем люк, и, наконец, запираются двери. Если требуется, будет установлен режим охраны. Окна закрываются поочередно, чтобы предотвратить чрезмерное потребление тока, которое имело место, если бы все стеклоподъемники заработали в одно и то же время.

Схема управления электрическими стеклоподъемниками

Рис. Схема управления электрическими стеклоподъемниками

Принципиальная схема электрических стеклоподъемников показана на рисунке. Отметим связи этой схемы с другими системами, типа замка дверей и выключателя изоляции заднего окна. Последний обычно устанавливается, чтобы дать возможность водителю заблокировать операции с задним стеклом, например для безопасности детей.

На рисунке ниже показан типичный мотор стеклоподъемника, используемый для систем ручного или электрического подъема стекла.

Мотор стеклоподъемника для систем ручного или электрического подъема стекла

Рис. Мотор стеклоподъемника для систем ручного или электрического подъема стекла

Возникновение и назначение электростеклоподъемников

Большинство молодых людей, уже и не помнят предков современных электростеклоподъемников — так называемые мясорубки. Для управления стеклами, приходилось крутить ручку механического подъемника. Откуда и пошло это название. Сейчас эту функцию выполняет электрический моторчик. Водителю необходимо только нажать кнопку на блоке управления, а электрический стеклоподъемник все сделает сам. Что намного удобнее и меньше отвлекает от управления автомобилем.

Но, помимо прочего, прогресс не обошел вниманием такой важный, в современных автомобилях, узел. Электросхему стеклоподъемника оснастили функцией доводки стекол и подключили к системе безопасности автомобиля. В случае если водитель покинет авто, забыв закрыть окна, устройство само закроет их.

История возникновения электрических стеклоподъемников

Содержание статьи

На заре создания автомобилей, схема управления стеклами отсутствовала. Стекла крепились неподвижно или вовсе не ставились. И только в 28 году ХХ века, в Германии изобрели механические стеклоподъемники.
А первый прототип электростеклоподъемников, появились в США в начале 40-х годов. Однако, первые подъемники, были совершенно не похожи на современные. И работали, в основном за счет гидравлики (это считалось более перспективным направлением, нежели электропривод), что делало их довольно габаритными.
Первыми, такое устройство, на свои машины, установили Packarb и Ford. Но, всего за год, автомобили с этой системой приобрели такую популярность, что их стали устанавливать на все машины марки Lincoln и Cadillac.
А знакомые нам электрические стеклоподъемники появились в 56 году и являлись совместной разработкой компаний Ford и Brose.

Предназначение электрических подъемников

В первую очередь необходимо понять назначение работы электростеклоподъемников, что это такое и их принцип действия.
Так как, основной упор в американских машинах делался на комфорт или мощность, то разрабатывался этот механизм как дополнительная опция комфорта. Однако, со временем стало ясно, что работа автоподъемников стекол, обеспечивает большую безопасность на дорогах. Водителю не нужно отвлекаться на открытие стекла.
Также электросхема, электрических стеклоподъемников, может обеспечивать выполнение дополнительных функций. Например, поднимать полностью стекла при закрывании автомобиля, автоматически опускать стекло при открытии дверей без стоек.
Именно поэтому механизмы с электроприводом стали устанавливать на все автомобили. И постепенно, эта мода добралась до Европы, а затем и Азии.
В России до 2010 года устанавливать, электрические стеклоподъемники, возможно было только опционально. Да и сейчас, большинство отечественных автомобилей в базовой версии, оснащены механической системой регулирования стекол, кроме переднего водительского окна.

Управление подъемниками

Благодаря развитию технологий, работа подъемников может управляться несколькими системами. Это, и простейшее управление кнопками БУ, и более современные виды электрических стеклоподъемников, совмещенные с охранными системами автомобиля.

Первый способ управления, с помощью блока кнопок, является всем привычным, традиционным видом работы электростеклоподъемников. Состоит он, из нескольких кнопочных блоков управления, обычно размещенных на дверцах автомобиля. Плюс, на водительском блоке, дополнительно, встроены кнопки управления и блокировки всеми стеклами.

При втором способе, схема управления дополнена возможностью дистанционного управления, а также автоматического закрытия и блокировки стекол, при включении охранной сигнализации и центрального замка.

Помимо этого, работа подъемников возможна в автоматическом режиме и активируется коротким нажатием кнопки блока управления.

Виды систем стеклоподъемников и принцип действия

Устройство стеклоподъемников отличается друг от друга конструкцией. И соответственно ей, делятся на три вида:

  1. реечный;
  2. тросовый;
  3. рычажный.

Производители, в основном применяют первые два вида. А рычажный механизм, из-за сложности и ненадежности, не пользуется популярностью.

Тросовый вид механизма

В данной разновидности стеклоподъемников используется, натянутый с помощью роликов, трос, ремень или цепь. Приходит в движение при вращении барабанного привода, к которому прикреплены оба конца троса. Прикрепленный к стеклу пластиной трос, наматываясь с одной или другой стороны, поднимает или опускает стекло (в зависимости с какой стороны наматывается).

Данный вид механизма подвержен частым потомкам. В первую очередь из-за использования тросика. Самой частой проблемой, является растягивание и обрыв. При растягивании, трос начинает соскальзывать с натягивающих роликов и приходится снимать обшивку двери, чтобы поправить его.

Также к недостаткам относится использование пластиковых роликов, которые часто ломаются, и слабая мощность электропривода, приводящая к перегреву.

Электростеклоподъемник тросикового типа применяется, в основном благодаря легкому ремонту и дешевым запчастям. Это основные его достоинства.

Реечный

Схема механизма данного вида состоит из неподвижно закрепленной, под обшивкой двери, рейки и направляющей пластины соединенной со стеклом. Для управления стеклом, в дверях расположены специальные направляющие рельсы или желоба. В движение стекло проводится, благодаря приводному механизму, задающего направление и перемещающему пластину по рейке.

Недостатки подобного электростеклоподъемника зависят от его цены и используемых материалов. В дешевых моделях, вместо алюминия, используется пластик. Такие механизмы недолговечны, плохо крепят стекло, требуют тщательного и постоянного ухода. Также, к недостаткам стоит отнести сложность ремонта, который не всегда возможно провести самостоятельно. Однако, это не относится к моделям использующим в конструкции алюминий. Их единственным недостатком является, довольно высокая стоимость.

Главными достоинствами данного вида стеклоподъемников, является долгий срок эксплуатации и надежная работа всех систем механизма.

Рычажный

Стеклоподъемник рычажного вида состоит из привода и, непосредственно, из рычага. К которому, с одной стороны, прикреплено колесо, с другой — пластина крепящаяся к стеклу. В основной используется схема, состоящая из двух рычагов, но на старых автомобилях встречается механизм, который работает, с одним рычагом. Привод, передвигая колесо, приводит в движение рычаг, а он, соответственно, управляет движением стекла.

К недостаткам этого вида стеклоподъемников относится ненадежная конструкция, неплотное закрывание и плохое крепление стекла. Да и сама работа подъемников, неудобная, присутствуют резкие рывки.

Виды управления

Схема управления электрическими подъемниками бывает двух типов:

  • непосредственный;
  • электронный.

Не смотря, на то, что схема непосредственного управления проще, оно редко применяется. Сама конструкция состоит из переключателя с тремя позициями, подключенного к электроприводу стеклоподъемника. При переключении позиций, привод меняет полярность и опускает или поднимает стекло.

Режим электронного управления обладает большим функционалом. В конструкцию входят входное и исполнительное устройство, а также электронный блок управления.

Исполняющим устройством является, непосредственно, сам механизм подъемника. В электронный блок управления входят:

  • переключатель управляющий подъемником;
  • переключатели управляющие стеклоподъемниками остальных дверей;
  • блокировка стеклоподъемника.

Последние два пункта особенно актуальны при перевозке в машине детей. Водитель может как закрыть окно, так и заблокировать электрические стеклоподъемники. Это поможет избежать травматизма или заболевания ребенка.

Стеклоподъемники — механизмы механические и электрические.


Время от времени каждому автовладельцу приходится опускать стекла в машине. Неважно, с чем это связано – с необходимостью покурить за рулем, передать какие-либо документы или просто проветрить салон. На первый взгляд работа стеклоподъемника кажется весьма простой – нажал кнопку и подождал, пока откроется окно. Но не все так однозначно. Что же, давайте подробно рассмотрим механизм стеклоподъемника и его принцип работы.

Характеристика

Исходя из самого слова становится понятно, для чего нужен данный элемент.



Итак, стеклоподъемник представляет собой устройство, позволяющее опускать и поднимать боковые окна в автомобиле. Существуют различные типы данных механизмов. Они отличаются как по конструкции, так и по принципу работы. Давайте ознакомимся с механизмом стеклоподъемника более детально.

Разновидности

В первую очередь, данные элементы различаются по типу привода. Существуют:


  • Механические стеклоподъемники (в простонародье «весла»). Они приводятся в действие при помощи специальной рукоятки на дверной карте, которая напоминает весло. Усилием руки мы перемещаем стекло в нужном направлении.

  • Электрические. Появились они немного позже. Здесь, в отличие от предыдущих, в работу включается электрический моторчик. Именно он создает те усилия, которые ранее потребовалось задействовать руками автовладельцу. Теперь, дабы опустить или поднять окно, достаточно просто нажать на соответствующую кнопку. Далее электроника сама все сделает – сигнал передается на реверсивный двигатель, и тот начинает свое движение по рейке. Обычно такой переключатель находится в районе дверной ручки. В зависимости от комплектации авто, таких стеклоподъемников может быть два или четыре.


Также механизм стеклоподъемника отличается по конструкции. Об этом мы расскажем ниже.

Устройство и принцип работы

Вне зависимости от привода, механизм стеклоподъемника делится еще на два вида. Он может быть одно- и двухрычажным. Начнем с первого.



Применяется однорычажный механизм стеклоподъемника на ВАЗах, а также на некоторых бюджетных иномарках типа «Нексии». В конструкцию элемента входит зубчатое колесо, рычаг и пластины. Последние крепятся намертво к стеклу болтами и позволяют двигать его в нужном положении. На конце рычага имеется ползун. Что это такое? Ползун являет собой приспособление, что перемещает пластину по рейке вместе со стеклом. Обычно это пластиковый ролик с небольшим количеством смазки. Принцип работы такого механизм стеклоподъемника передней двери очень простой. Когда водитель нажимает на кнопку или крутит «веслом», задействуется зубчатое колесо. Оно двигается по рейке вверх-вниз. А поскольку стекло соединено с пластиной, оно также перемещается в заданном направлении благодаря ползуну. Если это электрический механизм стеклоподъемника (в «Нексии» такие встречаются в комплектациях GLE), данным процессом управляет электромоторчик. Именно он двигает зубчатое колесо по направлению, заданному кнопкой. Никаких тросов здесь нет – только провода.

Теперь о двухрычажном механизме стеклоподъемника. Он тоже идет как с механическим, так и с электрическим приводом. В конструкции есть зубчатое колесо, пластина с болтами, ползунок и рычаг. Но вдобавок к основному прилагается еще и дополнительный. В качестве приводного элемента используется трос или реверсивный двигатель.


Ко второму рычагу в двух местах крепятся ползуны. Один перемещает пластину со стеклом, второй двигается только по пластине, что крепится внутри двери. Зубчатых колес здесь два. Они стоят с левой и правой стороны приводной шестерни. В чем плюс такой конструкции? Как говорят отзывы, с двухрычажными механизмами наблюдается меньше проблем с перекосом. Также отзывы говорят, что такие механизмы более надежны и долговечны. А процесс опускания стекла осуществляется немного быстрее.

Неисправности

Есть несколько симптомов, говорящих о неисправности данного элемента. Когда нужна замена механизма стеклоподъемника? Необходима она в случае, если при поднимании и опускании окна слышны посторонние звуки либо стекло заклинивает в одном положении. Если привод электрический, оно может закрываться рывками или вовсе не откликаться на нажатие кнопок. В случае когда механизм механический, можно констатировать разрыв или растягивание тросика. Реже из строя выходят ползунки и зубчатое колесо.



Существуют ли иные причины, по которым не работает механизм стеклоподъемника? Зачастую проблемы с ним возникают из-за засора рейки и попадания в пазы посторонних предметов. Также на рейке может высохнуть смазка, из-за чего окно туго возвращается назад (при этом опускается, как положено).

Замена

Как снять механизм стеклоподъемника своими руками? Вне зависимости от того, электрический он или механический, принцип демонтажа один и тот же. Итак, поскольку механизм спрятан внутри двери, сперва необходимо снять обшивку. На разных автомобилях она демонтируется по-своему. В большинстве случаев нужно найти под заглушками винты, крепящие ручку и выкрутить их. Если это механический стеклоподъемник, необходимо извлечь стопор, а затем и само «весло». Далее аккуратно поддеть края обшивки и оттянуть ее наружу. Она крепится на пластиковых «клопах» — рекомендуется запастись новыми, поскольку они одноразовые. Если установлены ЭСП, нужно отключить проводок от центрального блока управления поднятием стекол. На следующем этапе требуется снять с корпуса моторчик и черные лючки. Затем откручиваем болты на пластине, что крепят стекло.

Обратите внимание: во время демонтажа окно должно находиться в поднятом состоянии. В противном случае извлечь механизм стеклоподъемника будет очень трудно. Это касается как электрических, так и механических элементов.

После этого снимаем с боковых роликов и с самого крепления стекла тросик (если таковой имеется). Также вынимаем его с верхнего ползунка. Затем откручиваем болты крепления механизма к двери (ключом на 10). Обычно их два или три. Теперь можно смело извлекать старый стеклоподъемник. Новый элемент устанавливается на место в обратном порядке.

Мелкие поломки

Бывает так, что окно падает внутрь и больше не поднимается. Может показаться, что механизму стеклоподъемника пришел конец. Но это не так. Дело скрывается в двух пластиковых фиксирующих деталях. Их можно увидеть после разборки дверной карты. Эти детали тоже могут выходить из строя. Продаются они отдельно, поэтому при их неисправности необязательно раскошеливаться на новый стеклоподъемник.

Полезный совет

Дабы механизм управления окнами прослужил максимально долго, производители рекомендуют производить периодическое обслуживание. В чем заключаются эти работы? Раз в 1-2 года рекомендуется снимать обшивку и смазывать трущиеся детали.



Это зубчатое колесо, рейка и пластиковые ползунки. За это время в механизме может накапливаться мусор, который тоже нужно очищать вместе со старой высохшей смазкой. В качестве последней при обслуживании можно использовать «Литол-24». Это весьма густая смазка, которая хорошо держится на сопрягаемых деталях стеклоподъемника.

Заключение

Итак, мы выяснили, что такое механизм стеклоподъемника в авто, как он устроен и как его заменить. Как видите, данную операцию можно произвести своими руками. А чтобы механизму не потребовался ремонт, не стоит забывать о его техническом обслуживании. Автор: Михаил



У меня, к примеру, уже давно стоят реечные электрические стеклоподъемники ваз 2108 и надо сказать служат достаточно исправно. Считаю стеклоподъемники Форвард — это наиболее рациональное решение для автомобилей ВАЗ 2108.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *