Люфт в рулевом управлении это: что это такое, каким инструментом проверяется люфт рулевого колеса или колонки, допустимая норма свободного хода
что это такое, каким инструментом проверяется люфт рулевого колеса или колонки, допустимая норма свободного хода
Автомобиль — это не только средство передвижения, но и механизм, который может подвергать опасности человеческую жизнь. Частое использование изнашивает детали авто и вызывает их неисправность. Из этой статьи вы узнаете о люфте руля и как его убрать, причинах возникновения и о том, как его замерить. Также станет понятно, какое значение люфта может допускаться.
- Что такое люфт рулевого управления
- Допустимый люфт рулевого колеса
- Каким инструментом проверяется
- Как проверить
- Возможные причины люфта и их диагностика
- При выключенном двигателе
- При движении
- При торможении
- Как устранить люфт
- В рулевой колонке
- Видео: Устранение люфта руля
- Рулевого колеса
- В рулевой колонке
Что такое люфт рулевого управления
Люфт в переводе с немецкого означает «воздух». Это выражение используется для обозначения свободного хода. На практике в деталях и элементах образуется щель между сопряжёнными частями рулевой системы, которая со временем может увеличиваться. Определить люфт можно градусом поворота в определённых элементах управления. В идеально исправном состоянии степень действия не должна сопровождаться изменениями.
Допустимый люфт рулевого колеса
Опытный водитель знает, что уровень воздействия на механизм рулевого управления напрямую зависит от амплитуды люфта. Чем выше его градус, тем больше усилий необходимо приложить.
В сумме люфт не должен переходить отметку в 10° у легковых машин, у автобусов — 20°, у грузовых автомобилей — 25°.
Каким инструментом проверяется
Люфтомер — инструмент, который определяет величину люфта. Существует электронный и механический. Выбирать, каким лучше пользоваться, только вам, ведь всё зависит от удобства в использовании, хотя предназначение у них одно. Работа прибора заключается в измерении максимального суммарного люфта датчиком угла с отсечкой начала и конца отсчёта по его сигналам о начале поворота рулевого колеса.
Как проверить
Когда управление автомобилем даёт явные признаки неполадок, то причину стоит искать в свободном движении руля, оно может превышать допустимые нормы. Машина перестаёт работать с вами в тандеме, либо реагирует, но поздно. Важно отметить, что если регулируя рулевой механизм, устранить увеличившийся ход не удаётся, то авто нельзя использовать.
Возможно, истёк срок эксплуатации крепления механизма руля, маятникового рычага или же рулевых тяг. Предельной нормой люфта для руля, наружный диаметр которого равен 400 мм, будет 17 мм — превышение этого значения считается отклонением.
Возможные причины люфта и их диагностика
Выделяют следующие причины появления люфта:
- Из-за ослабевания гайки крепление руля стало более свободным.
- Ослабились регулировочные тяги, которые предназначены для регулировки схождения колёс автомобиля.
- Механизм, который соединяет рулевую систему и присоединяется к кузову, ослабляется, либо происходит просадка прокладок между конструкцией и кузовом.
- Наружные наконечники тяг сильно износились, увеличивая амортизацию средства передвижения.
Практически каждый автолюбитель может самостоятельно выяснить причины возникновения люфта, придерживаясь определённого алгоритма. Для этого достаточно обладать некоторыми знаниями или обратиться в специализированный автосервис
При выключенном двигателе
С целью определения неисправности при выключенном двигателе, необходимо провести диагностику:
- Автомобиль следует разместить на ровной местности, чтобы колёса были направлены прямо.
- Поворачивая рулевое колесо постепенно в разные стороны, следует проверять все узлы данной системы.
Для этого рекомендуется пригласить помощника. Вы почувствуете вибрацию в неисправных узлах во время движений рулём.
Важно! Если колёса установлены прямо, а спицы руля расположены не горизонтально, это является признаком нарушения регулировки колёс. Также это может говорить о наличии дефектов в рулевом управлении или подвеске.
При движении
Во время движения необходимо прислушаться к работе деталей рулевого управления и оценить наличие посторонних вибраций. Наличие характерного звука свидетельствует о том, что узел неисправен. При этом стук усиливается во время езды по неровной дороге или во время преодоления препятствий, например, переезде через рельсы ж/д.
При торможении
Во время торможения авто не должно происходить никаких лишних движений. Если будет слышен посторонний звук, возможны неисправности с тормозными колодками. Также машина может не своевременно среагировать на нажатую педаль тормоза или тормозить рывками — всё дело в тормозных дисках.
Как устранить люфт
Отрегулировать управление не сложно, для этого не требуется большая разновидность инструментов. Потребуется лишь простой набор принадлежностей, которые помогут выполнить настройку элементов крепления.
В рулевой колонке
Когда люфтомер показывает в колонке нежелательный результат, рекомендуется попробовать отрегулировать винты на карданных шарнирах. Всё это расположено на рулевом валу. Найдите винт регулировки и установите предельное значение. После выполните повторную проверку, и если свободный ход всё ещё высокий, то проблема не в этом.
Высокие параметры люфтомера свидетельствуют о том, что необходимо отрегулировать шарниры тяг. Эта процедура не из лёгких, так как потребуется домкрат, смотровая яма или эстакада. Если окажется, что шарниры расхлёстаны, следует подтянуть их крепления. Также проверьте натяжение рулевых тяг.
Видео: Устранение люфта руля
Рулевого колеса
Ниже рассмотрен алгоритм действий, предназначенных для повышения безопасности вождения.
Важно! Запрещается сильно затягивать регулировочный болт. При повышенном трении самостабилизация передних колёс во время движения практически отсутствует и автомобиль постоянно отклоняется от траектории движения.
Инструкция, как устранять неисправность:
- Колёса необходимо установить в положении прямо и проверить уровень масла в редукторе.
- Снять винт регулировки рулевого колеса от защитного колпачка.
- Ослабить гайку, пока не получится поднять стопорную шайбу.
- Быстро повернуть руль влево и вправо под углом около 10°, одновременно регулируя винт шлицевой отвёрткой, пока люфт не примет допустимые параметры. При этом важно сильно не перетянуть его.
- После этого следует затянуть гайку, придерживая винт от прокручивания.
Теперь вы знаете об основных причинах, которые могут привести к возникновению люфта. Достаточно важно приложить усилие и оперативно исправить неполадку, т. к. она напрямую влияет на безопасность во время движения. Чтобы разрешить эту проблему, следует провести диагностику и обратиться за помощью в специализированное СТО.
Люфт рулевого колеса
Какой допустимый люфт рулевого колеса грузовых и легковых автомобилей? Как выполнить измерение люфта рулевого колеса?
Что такое люфт?
Люфт — распространённый термин не только в автомобильной механике, но и механике в целом. Он означает промежуток, зазор, свободный ход рулевого колеса (возникает при изменении направления).
Люфт в рулевом управлении легкового автомобиля чаще всего начинается с того, что автомобиль начинает уводить в сторону, руль вибрирует, в передней части при езде, особенно по бездорожью (а при ухудшении ситуации даже и просто слегка на неровной дороге). Кроме того неприятные “симптомы люфта” – потеря плавности хода, посторонние шумы при повороте руля.
Причины возникновения люфта
Популярные причины появления зазора:
- Огромная нагрузка на подвеску.
Чаще всего – из-за езды по дорогам плохого качества, использование шин, сделанных из резины низкого качества. Львиную часть нагрузки элементарно на себя вынуждена брать система рулевого управления.
- Из-за изношенности «летят» наконечники тяги. Срок эксплуатации наконечников тяги может очень сильно разниться. Одно дело, если транспорт ездит сугубо по городским асфальтированным дорогам, и иное — по проселочным дорогам с грязью и бездорожью. Грязь способствует очень быстрому выходу из строя наконечников.
- Ослабление гаек. Проблема теоретически быстро решаема, но то, что такая проблема есть на практике многие визуально даже не догадываются. Дело в том, что гайка “спрятана” за подушками безопасности.
- Использование некачественного гидравлического масла.
- Износ шлицов, шарниров.
- Поломка подшипников ступицы, шаровой опоры.
Допустимые люфты рулевого колеса
Если в документации автомобиля не указаны другие значения максимального люфта рулевого колеса, то цифра (в градусах) не должна превышать:
- Более 10 для легковых авто.
- Более 25 градусов – для грузовых авто.
- Более 20 градусов – для автобусов.
Такие нормы люфта рулевого колеса прописаны в Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011). Данный документ учитывается при техническом осмотре в России, Казахстане, Беларуси.
Измерение люфта рулевого колеса, согласно документу, — это измерение суммарного люфта в рулевом управлении. Под ним при этом нужно понимать угол поворота рулевого колеса образованный между:
- Положением, которое соответствует началу поворота управляемых колесной базы в одну сторону.
- Положением, которое соответствует началу поворота колёс в противоположную сторону от позиции, соответствующей прямолинейному движению автомобиля или автобуса.
Как проверить люфт руля?
Проверяйте люфт рулевого колеса на автомобиле, установленном на ровном нескользком покрытии. Это может быть, например, асфальтированная бетонная площадка.
Подготовьте колёсную базу. Оптимальное направление при установке – в направлении продольной оси кузова.
Если на колёсах есть грязь, устраните её. Иначе можно получить искажённые данные.
Перед тем, как проводить непосредственно измерения, рулевое колесо важно несколько раз повернуть влево-право. Это важно для понимания того, в какой именно момент колёса меняют своё направление.
Каким инструментом проверяется люфт?
Для проверки угла используйте люфтометр.
Самый простой измерительный прибор — механический, компонентами которого являются раздвижные кронштейны, передвижная каретка, динамометр, угломерная шкала. Люфтометр приставляется упорами к ободу руля. Динамометр устанавливается на нижнем кронштейне.
Но более удобное в использовании и выигрывающего по точности – электронное измерительное оборудование. Вместо динамометра, который фиксирует начало поворота колеса, на нём стоит датчик. С помощью него можно зафиксировать непосредственно момент начала поворота колеса.
Как устранить люфт?
Если норма зазора отличается от нормы, нужна дотошная диагностика:
- Важно определить источник стука. Очень часто водители думают, что причина – в свободном ходу, а на самом деле причина связана с неисправностью иного узла транспортного средства.
- Проверьте работу подвески. Нередко ей приходится ремонтировать или вовсе заменять.
- Проверьте, всё ли в порядке с рулевой планкой. Иногда для решения проблемы достаточно просто её подтянуть, повернув регулировочный винт.
- Обязательно проверьте шаровые наконечники, резиновые пыльники. Их замена также бывает необходима достаточно часто при рассматриваемой проблеме.
- Если есть проблемы с монтажом руля, важно понять причину. Чаще всего корень проблемы – изношенное зубчатое крепление. Его замена быстро «угомонит» свободный ход.
Если вышеназванные действия не помогают решить вашу проблему, задумайтесь: а не ремонтировали ли вы недавно ходовую. Плохо затянутая гайка подшипника может быть непосредственным «подстрекателем» проблем с системой рулевого управления.
Если проблема в некачественном масле, о чём говорилось при рассмотрении причин, то верный метод борьбы с «разыгранным» свободным ходом – это элементарная замена масла.
Как «прокачаться» в знаниях, которые касаются системы рулевого управления?
Отличная «прокачка» знаний, которые касаются – это работа с обучающими и тестовыми модулями на базе платформы ELECTUDE, объединёнными в электронный продукт «Система рулевого управления автомобиля».
Модули помогают узнать максимум полезной информации, начиная от принципов работы и функционирования системы, продолжая нюансами, которые касаются прямого и непрямого рулевого управления транспортными средствами.
Что такое рулевое управление? — SuperSteer
Свободный ход рулевого управления, вероятно, является жалобой номер один, которую мы слышим от владельцев автобусов в нашем магазине. Это происходит, когда рулевое колесо можно двигать руками вперед-назад, но автомобиль не рулится. Другими словами, руль имеет чрезмерный «люфт».
Легко понять, почему свободный ход рулевого управления является такой проблемой. Многие различные компоненты составляют рулевое управление современных автодомов. В компонентах рулевого управления у вас есть рулевое колесо, муфта, две или три универсальные муфты, рулевой механизм, шлицы секторного вала, шатун, тяга, коленчатый рычаг, наконечники рулевых тяг и втулки наконечников рулевых тяг.
Как правило, это кумулятивный эффект, при котором несколько компонентов способствуют чрезмерному люфту в рулевом управлении. Мы видели все: от люфта на дюйм или два в любом направлении рулевого управления до крайних случаев, когда мы удивлялись, как клиент вообще мог управлять автобусом!
В любом случае люфт рулевого управления довольно распространен, и его можно уменьшить или даже устранить. Мы диагностируем проблему с помощью так называемого «теста в сухом парке». Ставим вагон на стеллаж со смотровой площадкой под ним. Один техник находится в кабине автобуса, двигая руль вперед-назад. Он ищет люфт в рулевом валу, рулевом кардане или муфте, а иногда даже в самом рулевом колесе. В то же время под вагоном в досмотровом отсеке находится еще один техник. Во время этой части теста мы приглашаем клиента в инспекционную площадку, чтобы он мог сам увидеть, что происходит. Многие магазины хотят, чтобы покупатель не ходил в магазин, но мы хотим, чтобы покупатель участвовал в процессе до тех пор, пока не будет начат ремонт. Я спрашиваю наших клиентов: «Если бы вы собирались построить свой дом на склоне горы, разве вы не хотели бы знать, на что похож фундамент?» Шасси — это основа вашего дома на колесах, и мы считаем, что вам важно знать, что там происходит.
Первым компонентом, который мы проверяем под кузовом, является рулевой механизм. В автодомах используется так называемый возвратно-поступательный шариковый тип, и они обычно имеют определенный люфт в силу своей конструкции. В компонентах рулевого механизма должен быть некоторый люфт, и это часто может выражаться в люфте самого рулевого управления (мы подробно рассмотрим рулевые коробки в следующем выпуске). Мы часто держим чертежи рулевых коробок на наших полках, или мы можем отправить ваши чертежи, но на это требуется некоторое время.
Продолжая наш путь к колесам, мы должны проверить рулевую тягу, которая крепится к рулевому механизму, которая называется «руль рулевого управления». У некоторых шатунов есть сменные сочленения, которые изнашиваются, и в этом случае мы можем заменить сочленение, но иногда сочленение просто не было должным образом затянуто на заводе и расшатывалось. «Секторный вал» выходит из рулевого механизма и имеет на нем шлицы; если гайка не была затянута должным образом, в шлицах может быть люфт, а также вал может быть поврежден в результате какого-либо несчастного случая, например, если автобус съехал с дороги и ударился о яму или большой камень.
Следующий компонент называется «тяговое звено», которое может изнашиваться и часто может быть заменено продуктом послепродажного обслуживания. Наконец, шарниры и втулки поперечной рулевой тяги проверяются на люфт и, если они изношены, могут быть заменены продуктами от ряда поставщиков компонентов.
В некоторых системах рулевого управления тяга рулевого управления поддерживается таким механизмом, как «промежуточный рычаг» или «угловой рычаг». Одной из вещей, которыми славится наше производственное подразделение SuperSteer, являются кривошипы, которые мы изготавливаем для поддержки рычажного механизма на шасси P32, шасси Freightliner XC с прямой осью, а также направляющие опоры, которые мы предлагаем для пикапов GM, фургонов и автомобилей Class. C автодома. В конструкциях оригинального оборудования используется втулка втулочного типа, которая может создавать люфт в рулевом механизме, когда он начинает изнашиваться. Проблема в том, что вы не можете предварительно нагрузить (отрегулировать зазор) втулку без определенной степени привязки. Наши продукты заменяют втулки скольжения коническими роликоподшипниками. Они не только намного лучше несут нагрузку, но также могут быть предварительно загружены для точного движения.
На шасси P32 также имеется компонент, называемый «шатунным рычагом». Он крепится к нижней части углового рычага и к центральному звену рулевого управления. Все давление от рулевого механизма проходит через коленчатый рычаг. Единственный способ диагностировать люфт в этом компоненте — запустить двигатель и использовать гидроусилитель руля. В противном случае вы не сможете приложить достаточное усилие к суставу, чтобы игра стала очевидной. Если этот компонент требует замены, SuperSteer также предлагает запасной коленчатый рычаг.
Ослабление направляющего рычага грузовиков, фургонов и автодомов GM класса C может привести к изменению схождения (когда колеса смотрят внутрь или наружу) по мере движения автомобиля по дороге, а схождение является наиболее важным фактором износа шин. угол. Фактически, схождение, отклоненное всего на 1/8 дюйма, равно 28 футам бокового трения на милю, что приводит к значительному ускорению износа шин. Наша опора натяжного ролика SuperSteer имеет более прочный литой алюминиевый корпус и конические роликовые подшипники. Кроме того, совместно с Cognito Motorsports мы разработали комплект, в который входят рулевая колонка, центральная тяга и опора натяжного ролика для улучшения ощущения рулевого управления.
И последнее, но не менее важное: иногда передние и/или задние листовые рессоры в шасси Chevy P32, Ford и некоторых Workhorse могут вызывать ощущение свободного хода рулевого управления. Это часто можно вылечить с помощью трек-бара SuperSteer, но это другая тема, которую мы обсудим в следующем выпуске.
Свободный ход рулевого управления не должен уменьшать ваши впечатления от вождения. Обладая небольшими знаниями и хорошим магазином центровки, вы сможете значительно уменьшить или устранить проблему.
Если вам нужна помощь с вашим домом на колесах, свяжитесь с нами сегодня!
РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ АВТОМОБИЛЕЙ
ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ
УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР
Плохое рулевое управление: причины и симптомы
Стабильность на ходу
От прохождения поворотов до поддержания стабильного курса вы полагаетесь на систему рулевого управления вашего автомобиля каждый раз, когда садитесь на водительское сиденье. Эта важная система позволяет вам направлять ваш автомобиль по дороге к месту назначения. Если вы чувствуете, что рулевое управление разболталось, пришло время разобраться в сути проблемы. Читайте дальше, чтобы узнать о симптомах и причинах ослабления рулевого управления.
Взгляд на проблему
Серьезным врагом любой системы рулевого управления является свободный ход рулевого управления, обычно называемый «свободным ходом». Когда рулевое колесо испытывает чрезмерный свободный ход, вы можете обнаружить, что не можете управлять автомобилем. Рулевое управление может ощущаться ослабленным, и может потребоваться постоянная коррекция, чтобы удерживать автомобиль на прямой линии.
Также может быть стук при наезде на неровности из-за ослабления крепления рулевого механизма. Иногда при езде на высоких скоростях заметен стук в руле. Кроме того, ваш автомобиль может раскачиваться из стороны в сторону во время движения. Любой один из этих симптомов или их комбинация – это просто повод для немедленного изучения проблемы. Игнорирование предупреждающих знаков может привести к чрезмерному износу шин, затруднениям в управлении и, в тяжелых случаях пренебрежения, к отделению деталей, что может привести к аварии.
Наиболее распространенными причинами свободного хода рулевого управления являются ослабление самого рулевого механизма или ослабление одного или нескольких гнезд рулевой тяги.
Существует множество различных конструкций систем подвески и рулевого управления, однако все они состоят из трех основных групп компонентов:
Рулевой механизм или рейка и шестерня, соединенная с рулевым колесом рулевой колонкой.
Тяги, которые соединяют блок рулевого управления с передними колесами.
Детали передней подвески, позволяющие колесам поворачиваться в шарнирах и удерживать шины на дороге.
Передняя часть соединяется с рулевым механизмом или реечной передачей с помощью ряда рычажных механизмов. Рычаги соединяют рулевой механизм с колесами в сборе на передних колесах, позволяя им двигаться вперед и назад при повороте рулевого колеса. Если эти рычаги изнашиваются, они становятся слабыми и допускают люфт в системе рулевого управления и делают рулевое управление неаккуратным.
Контакт зубьев внутри рулевого редуктора или реечной шестерни может измениться по мере старения автомобиля или может быть неправильно отрегулирован. В любом случае это может привести к ослаблению рулевого управления. Иногда проблему может решить регулировка, но в случае большого пробега может потребоваться замена всей коробки передач или рейки.
Изношенные компоненты шасси, такие как рейка и шестерня, наконечники рулевых тяг, втулки рычагов управления, шаровые шарниры, рулевые механизмы или любые другие детали, имеющие признаки износа или повреждения, могут вызвать проблемы, которые можно обнаружить при визуальном осмотре.
Диагностика ослабления рулевого управления Если вы подозреваете, что с рулевым управлением могут возникнуть проблемы, пора записаться на прием к механику. Ваш механик, скорее всего, проведет испытание автомобиля в сухом состоянии.