Неисправности свечей зажигания – Типовые неисправности автомобильных свечей зажигания и причины их появления
Признаки неисправности свечей зажигания — Cars-Life
Для того чтобы проверить исправность свечей зажигания в бензиновом двигателе необходимо их демонтировать. Эта операция обычно выполняется в ходе регламентного обслуживания автомобиля перед началом очередного сезона эксплуатации транспортного средства. В некоторых моделях двигателей, особенно V-образного типа, демонтаж свечей трудоемок. Поэтому целесообразно снимать свечи для проверки, если имеются соответствующие признаки неисправности свечей зажигания. Рассмотрим наиболее существенные из них.
Пропуски зажигания
Пропуски зажигания являются наиболее характерными проявлениями неисправности свечей зажигания. Под пропуском зажигания понимается отсутствие искры в нескольких или одном цилиндре во время работы двигателя. Явление проявляется в виде «троения» двигателя. Силовой агрегат работает неравномерно. При этом значительно уменьшается приемистость двигателя, крутящий момент.
Характерный признак троения двигателя – увеличенная вибрация рычага коробки переключения передач. По мере прогревания двигателя эффект троения может пропасть. Начинают работать все цилиндры. Это связано с тем, что свеча, нагреваясь, возобновляет свои функции искрообразования. Однако, за время отсутствия искры ее рабочая зона замасливается, на ней скапливается непрогоревший бензин. Это приводит к повышенному образованию нагара. В результате этого ее износ ускоряется. Такую свечу обязательно следует заменять.
В двигателях с большим количеством цилиндров (шесть, восемь) троение двигателя может быть незаметно. В этом случае требуется проводить компьютерную диагностику. В современных автомобилях она точно определяет пропуски зажигания в конкретном цилиндре.
Проблемы при запуске двигателя
В момент запуска двигателя, особенно «на холодную», неисправная непрогретая свеча не выдает стабильную искру. При этом затрудняется процесс запуска двигателя. Действительно, запустить двигатель на трех цилиндрах значительно сложнее, чем на всех. Поэтому большинство автолюбителей знает, что проблемы с запуском двигателя часто указывают на наличие проблем со свечами.
Читайте также: Большой расход масла в двигателе. Основные причины и пути решения
Неисправные свечи могут быть причиной нестабильного запуска «на горячую». При запуске двигателя, вышедшего в рабочий температурный режим, угол зажигания устанавливается в позднее смещение. При этом особенно важно, чтобы свечи корректно работали, так как имеется повышенная вероятность их «залития». Залитая рабочей смесью свеча не может образовать искры. В некоторых случаях достаточно подождать около получаса, чтобы вновь запустить двигатель. За это время двигатель (соответственно, датчик температуры) остывает, свеча «высыхает». При появлении проблем с запуском двигателя в первую очередь заменяют комплект свечей.
Изменение состава и качества выхлопных газов
По составу и качеству выхлопных газов можно оценить работоспособность свечей зажигания. Что может указывать на их неработоспособность:
- Наличие запаха бензина в отработавших газах. Это свидетельствует о том, что часть бензина не прогорела. Не обязательно это является следствием неисправности свечей. Возможно, имеются проблемы с датчиками, системой впуска, катализатором. Однако имеется высокая вероятность, что попадание бензина в выхлопные газы является следствием плохого искрообразования.
- Изменение оттенка выхлопных газов. Такое явление проявляется при образовании на свечах большого нагара.
- Увеличение токсичности выхлопных газов. В момент прохождения техосмотра может быть выявлено превышение предельных уровней токсичности выхлопных газов. Это может быть следствием износа свечей. Электроды в результате термических процессов уменьшаются в размерах, изменяя момент искрообразования. При этом меняется угол зажигания, который влияет на содержание окиси кислорода в выхлопных газах.
Увеличение потребления топлива
Плохое искрообразование, троение, изменение угла зажигания негативно сказывается на мощности двигателя, крутящем моменте, приемистости. Водитель при этом начинает больше «утапливать» педаль акселератора. Увеличивается потребление топлива. Иногда такое увеличение может достигать уровня около 20%. Поэтому при увеличении расхода бензина необходимо контролировать состояние свечей.
Читайте также: Как уменьшить расход топлива на автомобиле?
Сообщения об ошибках двигателя
В современных автомобилях «умные» блоки управления двигателей и бортовые компьютеры следят за состоянием систем, устройств и узлов, в том числе, и за системой зажигания. Поэтому, если на приборной панели или бортовом компьютере появляется сообщение об ошибке двигателя, это может быть признаком неисправности свечей зажигания. Не обязательно сразу демонтировать все свечи, чтобы визуально или аппаратно контролировать их исправно. Следует произвести компьютерную диагностику, чтобы точно определить источник ошибки.
Визуальные признаки неисправности
Действенным способом контроля исправности свечей является визуальный метод. При этом необходимо последовательно демонтировать все свечи. Визуальными признаками неисправности свечи являются:
- большой нагар на свече;
- темно-коричневый или красноватый налет на электродах свечей;
- подгорание или оплавление электродов свечи;
- признаки разрушения изоляторов;
- «мокрая» свеча.
В некоторых случаях временно проблему можно устранить методом очистки свечи и прокаливания с помощью газовой горелки или другими методами. Если повреждены изолятор или электроды, такие свечи следует обязательно заменять.
Поиск отказавшей свечи зажигания без демонтажа свечи
В случае, когда необходимо экстренное устранение проблемы неисправности свечей зажигания, в первую очередь, следует определить, какая из свечей неисправна. Если двигатель при этом запускается и троит, тогда задачу можно решить без демонтажа всех свечей. Это позволяет сэкономить время.
Для определения неисправной свечи выполняют следующую последовательность действий:
- Снимают высоковольтный провод (или разъем индивидуальной катушки зажигания) с первой свечи.
- Запускают двигатель. Если характер работы двигателя изменился (например, начал «двоить» вместо троения или вообще не запускается), тогда первая свеча исправна.
- Возвращают на место разъем или провод. Снимают высоковольтный провод со 2-й свечи. Если при этом характер работы двигателя не меняется, значит, свеча неисправна.
- Подобные действия выполняют для всех свечей.
Устранение неисправности и замена свечей
Наиболее оптимальным способом устранением неисправности является замена комплекта свечей. Одиночная замена свечи допускается только в экстренном случае. В ходе плановой замены свечей зажигания лучше оставить старый комплект в запас. Его следует очистить, прокалить, положить в неворсистую ветошь и хранить в ремкомплекте, лучше в бардачке или специальном отсеке багажного отделения.
Для монтажа новой свечи необходимо использовать динамометрический ключ. В зависимости от модели двигателя и типов свечей усилие зажатия находится в пределах от 15 до 25 Нм.
Сейчас в продаже имеется много типов свечей, в том числе, многоэлектродные, платиновые, иридиевые и другие. Не следует покупать дорогие свечи на подгулявший двигатель: эффект будет минимальный. Достаточно установить набор свечей, отвечающий параметрам производителя.
Понравилась статья? Поделитесь в соц. сетях:
Неисправности и проблемы свечей зажигания
Общие признаки включают в себя замедленное ускорение, неэффективный расход топлива, работу двигателя с перебоями из-за пропусков в зажигании, а также трудности с запуском автомобиля.
Без искры топливо не может воспламениться в камере сгорания. В течение многих лет свечи зажигания были одним из важнейших компонентов двигателя внутреннего сгорания. Они предназначены для передачи электрического сигнала, посылаемого на свечи зажигания от катушки зажигания, чтобы в заранее определенное время воспламенить топливо внутри камеры сгорания. Каждый автомобиль требует уникальных свечей зажигания, изготовленных из специальных материалов, с определенным искровым промежутком, который задается сертифицированным механиком во время установки. Хорошая свеча поможет сжигать топливо эффективно, тогда как плохая свеча зажигания может привести к тому, что двигатель вообще не будет запускаться.
Свечи зажигания похожи на масляные, топливные и воздушные фильтры в том, что они требуют регулярного обслуживания и ремонта, чтобы ваш автомобиль продолжал работать должным образом. В большинстве автомобилей свечи зажигания следует заменять каждые 60-80 тысяч километров. Однако производители новых легковых автомобилей, грузовиков и внедорожников устанавливают передовые системы зажигания, которые, как утверждается, имеют гарантию на весь срок службы автомобиля. Независимо от того, какие гарантии предоставляются, а какие заявления озвучиваются, бывают случаи, когда свеча зажигания изнашивается или выказывает признаки неисправности.
Признаки неисправности свечи зажигания
Ниже перечислены некоторые распространенные признаки того, что свечи зажигания изношены, неисправны или загрязнены, поэтому должны быть заменены как можно скорее, чтобы можно было продолжить использовать автомобиль.
1. Медленное ускорение
Наиболее частой причиной слабого ускорения в большинстве легковых автомобилей, грузовиков и внедорожников является проблема в системе зажигания. Современные двигатели имеют несколько датчиков, сообщающих встроенному компьютеру и системе зажигания, когда посылать электрические импульсы для того, чтобы свеча зажигания генерировала искру. Однако иногда это не так легко, если свечи зажигания изношены. Свеча зажигания состоит из материалов, работающих вместе, чтобы генерировать достаточно горячую искру для воспламенения воздушно-топливной смеси. Когда эти материалы изнашиваются, уменьшается эффективность свечи зажигания, что приводит к значительному снижению возможного ускорения автомобиля.
Если вы заметили, что ваш автомобиль ускоряется вяло или не так быстро, как раньше, возможно, свечи зажигания нуждаются в замене. Однако вам следует обратиться к механику, чтобы проверить это, так как такая ситуация могла быть вызвана различными другими факторами, включая плохие топливные фильтры, загрязнение или засорение топливной форсунки или проблему с датчиками кислорода.
2. Неэффективный расход топлива
Когда свечи зажигания работают правильно, топливо сжигается эффективно, поэтому автомобиль может достичь лучших показателей экономии топлива, а не только средних. Когда свеча работает не вполне эффективно, это обычно связано с тем, что зазор между электродами свечи зажигания либо слишком мал, либо слишком велик. В действительности многие механики вместо замены свечей зажигания просто вынимают старые, осматривают их и регулируют зазор согласно заводским настройкам. Если ваш автомобиль не вполне экономично расходует топливо, это может быть связано с тем, что свечи зажигания изношены.
3. Перебои в работе двигателя
Если двигатель работает с перебоями, причина, как правило, кроется в проблемах системы зажигания. В современных автомобилях это в основном происходит из-за сбоев в работе датчика. Однако это также может быть связано с повреждением свечи зажигания или наконечника свечи зажигания. Перебои в работе двигателя можно заметить по прерывистым звукам двигателя. Если позволить двигателю работать подобным образом, будут увеличиваться выбросы выхлопных газов, уменьшаться мощность двигателя и повышаться расход топлива.
Из-за всех потенциальных проблем, связанных с перебоями в работе двигателя, вам следует обратиться к механику, как только вы это заметите. Механик сможет точно определить причину проблемы и разработать правильный курс действий для ее устранения.
4. Трудности с запуском автомобиля
Если ваш автомобиль не заводится, это может быть признаком того, что свечи зажигания изношены. Однако, как уже отмечалось выше, система зажигания двигателя состоит из множества отдельных компонентов, которые должны работать слаженно, чтобы функционировать должным образом.
Подведем итоги
Независимо от того, какая возникает проблема, реальность такая, что свечи зажигания постепенно изнашиваются. Поддержание свечей зажигания в рабочем состоянии может продлить срок службы двигателя вашего автомобиля на сотни тысяч километров.
Андрей Гончаров, эксперт рубрики «Ремонт автомобилей»
Видео
Видео о том, как избежать загрязнения свечей:
Видео о том, как очищать от загрязнений свечи зажигания:
Об авторе
Goncharoff
Эксперт рубрики «Ремонт автомобилей»
Замена свечей зажигания: периодичность, причины нагара, диагностика
Свеча зажигания является настоящим «диагностическим» узлом, находящимся максимально близко к условиям рабочего процесса в цилиндре. Состояние свечи зажигания позволяет судить о температурных процессах, о составе смеси и качестве топлива в двигателе.
Периодичность замены свечи зажигания
Менять свечи зажигания производители рекомендуют после 30.000 км пробега. Зазор между электродами свечи увеличивается на 0.015 мм за каждые 1000 км за время эксплуатации. Проводить осмотр свечей рекомендуется проводить через каждые 5000 км.
Проверять свечи следует после длительной работы двигателя. Лучше всего осмотреть их после продолжительной поездки по загородному шоссе. Распространённая ошибка — после холодного пуска двигателя зимой, при его нестабильной работе, начать выкручивать свечи и, увидев чёрный нагар, делать поспешные выводы о неисправности мотора.
Зачастую в этом случае нагар является результатом работы двигателя в режиме холодного старта, когда смесь обогащается принудительно, а неустойчивая работа двигателя, например, являлась следствием плохого состояния проводов.
Причины и диагностика неисправности свечей
Большинство проблем со свечами происходит из-за низкого качества топлива, которое содержит вредные присадки.
Диагностировать двигатель по состоянию авто-свечей, возможно только если вы проехали на чистых свечах 300 и больше километров, только после этого можно делать выводы. Рассмотрим признаки неисправности свечей, свидетельствующие о состоянии двигателя.
Нормальное состояние свечей
Тепловой конус изолятора между серо-белым, серо-жёлтым и светло-коричневым цветом.
Двигатель в порядке. Верно выбрано калильное число. Регулирование состава смеси и установка зажигания правильные. Нет пропусков искрообразования, функционирует устройство холодного пуска. В моторном масле нет содержащих свинец отложений из присадок к топливу или легирующих компонентов. Отсутствует тепловая перегрузка.
Свечи покрыты сажей
Тепловой конус, корпус свечи и электроды покрыты шелкообразной матовой чёрной сажей.
Причина: Неправильное регулирование состава смеси (карбюратор, система впрыска топлива). Слишком богатая смесь, засорён воздушный фильтр, неисправно устройство для обогащения смеси при пуске двигателя или была тяга стартера (воздушная заслонка карбюратора), частые поездки на короткие расстояния, слишком холодная свеча зажигания, заниженное калильное число.
Последствия: Пропуски образования искры, плохие пусковые качества.
Устранение: Правильно отрегулировать состав смеси и пусковое устройство, проверить воздушный фильтр.
Замасленные авто-свечи
Тепловой конус, корпус свечи и электроды покрыты масляным нагаром или блестящей сажей.
Причина: Чересчур много масла в камере. Слишком изношены поршневые кольца, цилиндры и направляющие клапанов.
Последствия: Пропуски искрообразования, плохие пусковые качества.
Устранение: Отремонтировать двигатель, залить правильную топливно-масляную смесь, поменять свечи зажигания.
Ферроцен на авто-свече
Ферроцен — металлическое соединение, оранжевого цвета. Конус, электроды и корпус свечи иногда покрываются оранжевыми прилипшими отложениями — это и есть ферроцен.
Причина: Некоторые присадки к топливу могут содержать железо. При обычной эксплуатации отложение образуется уже через несколько тысяч километров.
Последствия: Налёт из железа проводит ток — возникают пропуски искрообразования.
Устранение: Нужно заменить свечи зажигания.
Отложение свинца на свече
На тепловом корпусе местами присутствует жёлто-коричневая глазурь, которая иногда может переходить в зеленоватый цвет — это и есть отложение свинца на авто-свече.
Причина: Присадки к топливу содержат свинец. Налёт образуется при очень высокой нагрузке двигателя после длительной работы в режиме частичной нагрузки.
Последствия: При высокой нагрузке налёт становится проводником тока, вызывая пропуски искрообразования.
Устранение: Смена свечей зажигания. Очистка свечи не имеет смысла.
Образование золы на свече
Налёт золы, которая появляется из присадок к маслу и топливу. Образуется на тепловом конусе изолятора, в полости рабочей смеси (кольцевом зазоре), и на боковом электроде.
Причина: Легирующие компоненты, преимущественно из масла, иногда оставляют эту золу в камере сгорания и на тепловом конусе изолятора.
Последствия: Калильное зажигание с потерей мощности и поломка двигателя.
Устранение: Ремонт двигателя; замена свечей зажигания; возможно, заливка другого масла.
Износ или оплавление электродов свечи
Оплавление центрального электрода авто-свече
Оплавленный центральный электрод, размягчённая верхушка теплового конуса изолятора.
Причина: Тепловая перегрузка из-за слишком раннего зажигания, остатков топлива в камере сгорания, неисправных клапанов, сломанного распределения зажигания и низкого качества топлива. Вероятно, занижено калильное число.
Последствия: Пропуски искрообразования, потеря мощности, поломка двигателя.
Устранение: Проверить двигатель, зажигание и систему приготовления смеси. Установить новые свечи зажигания с правильным калильным числом.
Сильный износ центрального электрода свечи
Свеча выглядит изношенной, потёртой с элементами деформации.
Причина: Свечи долго не менялись.
Последствия: Пропуск создания искры, часто при ускорении, за счёт того что напряжения уже недостаточно для большого зазора между электродами.
Устранение: Заменить свечи зажигания.
Сильный износ бокового электрода свечи
Боковой электрод имеет дефекты, выглядит изношенным
Причина: Агрессивные присадки к топливу и маслу. Неблагоприятные условия обтекания в камере сгорания.
Последствия: Пропуск создания искры, особенно на большой скорости, за счёт того что увеличивается зазор между электродами.
Устранение: Заменить свечи зажигания.
Разрушение теплового конуса изолятора авто-свечи
Топливный конус повреждён, имеются явные дефекты.
Причина: Механическое повреждение корпуса свечи в результате удара, падения или давления на центральный электрод при неправильном обращении со свечой.
За счёт отложений между центральным электродом и конусом изолятора и вследствие коррозии центрального электрода — особенно при слишком длительной работе — может треснуть тепловой конус изолятор.
Последствия: Пропуск искры, она проскакивает в местах, далёких от рабочей смеси.
Устранение: Заменить свечи зажигания.
Регулярная диагностика поможет избежать серьёзных проблем с двигателем автомобиля. Если свеча зажигания пришла в негодность, то у нас вы сможете подобрать замену.
Доставим покупку в любую точку России.
Типовые неисправности автомобильных свечей зажигания и причины их появления
Рис.1
Основными неисправностями искровых свечей зажигания являются недостаточная герметичность по корпусу и центральному электроду, износ (выгорание) электродов, разрушение теплового конуса изолятора, образование нагара на внешней поверхности теплового конуса, что приводит к шунтированию воздушного зазора между электродами.
Большинство неисправностей свечи зажигания можно определить внешним осмотром. Так, о нарушении герметичности свечи говорит появление темного налета в виде ободочка на наружной поверхности изолятора вокруг корпуса.
Вывернув свечу из головки блока цилиндров, по характеру износа электродов и состоянию теплового конуса изолятора можно судить о техническом состоянии не только свечи, но и двигателя.
У неработающей свечи все внутренние ее части покрыты влажным нагаром, а сама свеча при работе двигателя внутреннего сгорания не нагревается выше средней температуры головки блока.
На рисунках статьи представлены типичные примеры внешнего вида внутренней торцовой части свечи зажигания.
Нормальное состояние автомобильных свечей зажигания
Тепловой конус изолятора слегка покрыт нагаром от серо-желтого, светло-коричневого до серо-белого цвета. Электроды не обгоревшие, торцовый ободок корпуса чистый. Можно утверждать, что приготовление горючей смеси в системе питания и установка момента воспламенения в системе зажигания безупречны, отсутствуют пропуски искрообразования и воспламенения. Калильное число свечи подобрано правильно. Двигатель и его системы работают устойчиво (См. Рис.1-а).
Отложения на изоляторе и электродах
Значительные отложения на электродах, тепловом конусе изолятора и на ободке корпуса свечи могут быть в виде шлака или в виде рыхлого легко отлетающего осадка. Основной причиной является наличие непредусмотренных инструкцией по эксплуатации двигателя присадок в моторном масле или топливе. По калильному числу свеча подобрана правильно. Если очистка свечи не дает результата, ее следует заменить (См. Рис.1-б).
Рис.2
Автомобильная свеча покрыта черным нагаром
Тепловой конус изолятора, электроды и ободок корпуса покрыты бархатистым матово-черным нагаром. Причинами могут быть неисправности в системе питания двигателя (карбюраторе или системе впрыска топлива), слишком богатая смесь, засорение воздушного фильтра; неисправность пускового устройства карбюратора или слишком длительный процесс пуска двигателя, преобладание перевозок на короткие расстояния, слишком » холодная » свеча. Вследствие образования такого нагара возможны пропуски искрообразования и затруднение пуска холодного двигателя. Увеличивается расход топлива. Если свеча подобрана правильно, то после ее очистки и регулировки зазора, а также после устранения неисправностей в системах двигателя, она может быть вновь установлена на место (См. Рис.2-в).
Причины неисправности «замасленная свеча»
Тепловой конус изолятора, электроды и корпус свечи покрыты глянцево-маслянистыми отложениями или плотным маслянистым нагаром.
Причины:
- сломано маслосъемное кольцо
- большой износ цилиндро-поршневой группы двигателя
- высокий уровень масла в картере
- масло-съемные сальники клапанов пришли в негодность
- у двухтактного двигателя переизбыток масла в топливовоздушной смеси.
Свечи, покрытые маслом, вызывают пропуски искрообразования, пуск двигателя затруднен или вообще невозможен. Перед очисткой свечу необходимо промыть струей бензина под напором (См. Рис.2-г).
Рис.3
Перегрев автомобильных свечей зажигания и их причины
Внешний вид сильно перегретой свечи не особенно отличается от исправной. Отличие состоит в отсутствии нагара на тепловом конусе и электродах. Наиболее достоверно определить дефект можно по сильному перегреву наружной части изолятора. Белый цвет изолятора и отсутствие на нем следов нагара свидетельствуют о перегреве свечи вызванного:
- ранним моментом зажигания
- бедной смесью
- отсутствием уплотнительного кольца на свече с плоской опорной поверхностью корпуса
- неисправностью системы охлаждения двигателя
- наличием нагара на днище поршня и в головке цилиндра или применением «горячей» свечи
- подсосом дополнительного воздуха в цилиндр двигателя
- использованием топлива с низким октановым числом.
В процессе эксплуатации перегретых свечей начинает развиваться выгорание электродов. Свечи зажигания с признаками перегрева следует заменить (См. Рис.3-д).
Оплавление электродов в свече зажигания
Выгорание электродов (особенно центрального), следы оплавления металла на тепловом корпусе изолятора, застывшие шарики металла на ободке корпуса говорят о калильном зажигании и как следствие чрезмерном перегреве свечи. Причины такие же, как и в предыдущем случае. Во избежание выхода из строя двигателя эксплуатацию автомобиля следует прекратить до выяснения причин калильного зажигания и устранения неисправностей. (См. Рис.3-е).
Рис.4
Разрушение теплового конуса изолятора свечи зажигания в виде трещин или сколов
Этот дефект может появляется как на длительно, так и на нормально работающих свечах зажигания. Данная неисправность чаще всего является следствием: физического воздействия при неаккуратном обращении со свечой, повышенной детонацией двигателя, перегрева свечи, расширения центрального электрода под действием высоких температур или его коррозии, засор воздушного канала между центральным электродом и изолятором нагарными отложениями. Здесь следует отметить, что появление повышенной детонации и стуков в двигателе может быть вызвано ранним зажиганием, использованием топлива с несоответствующим октановым числом или калильным зажиганием при перегреве двигателя. Следует помнить, что работа двигателя с повышенной детонацией приводит к его преждевременному износу и выходу из строя (См. Рис.4-ж).
Металлизация электродов в свечах зажигания
При постоянном использовании бензина с антидетонационными присадками на основе солей свинца, срок службы автомобильных свечей зажигания резко сокращается с 50 тысяч до 10-15 тысяч километров пробега. Объясняется это тем, что и центральный, и боковой электроды нормально работающей свечи зажигания покрываются налетом свинцовых соединений в виде тонкой зеленоватой пленки с большим удельным сопротивлением. При появлении перебоев в системе зажигания такие свечи подлежат замене (См. Рис 4-з).