Неравномерный износ шин нива – Почему жрет резину с внутренней стороны: причины возникновения данной проблемы
Неравномерный износ шин — ищем причину — журнал За рулем
- Документы
- Что будет, если… (право, эксплуатация, ДТП, ПДД, ГИБДД)
- Эксплуатация автомобиля
Кто виноват в том, что автомобиль начал подъедать резину: водитель, автомобиль, дороги или жизнь такая?
Материалы по теме
Изнашиваются любые шины: зимние и летние, дорогие и дешевые, отечественного производства и импортные.
Вначале рассмотрим ситуацию, когда износ более-менее равномерный, и лишь наружные кромки передних колес изнашиваются чуть больше других частей протектора. Это прямое свидетельство, что подвеска вашего автомобиля исправна, а сами вы — аккуратный и бережливый водитель. Если поведение вашего автомобиля на дороге вас устраивает и вы не чувствуете явного ухудшения сцепных свойств шин, курсовой устойчивости, ухудшения проходимости, то продолжайте ездить до тех пор, пока износ не станет критическим. Это легко определить по появлению в дорожках протектора перемычек-индикаторов, отмеченных на боковинах символом TWI. Появились эти индикаторы, выглядящие как поперечные полосы — меняйте шины на аналогичные (если такие еще есть в продаже и если их ездовые свойства вас устраивают) или близкие по качеству и цене.
Десять признаков износа шин, которые могут рассказать о состоянии автомобиля
Как по состоянию резины узнать техническую исправность автомобиля.
Шины автомобиля являются единственным элементом транспортного средства, который связывает его с дорогой. Часто владельцы автомобилей забывают о том, что резина это важнейший элемент автомашины, который напрямую влияет на нашу безопасность. Но когда резина изнашивается, каждый водитель с огорчением понимает, что пришло время тратить деньги на покупку новых покрышек. Но не всегда приобретение новой резины спасает положение. Ведь иногда износ резины может указывать на возможные неисправности автомобиля. В таком случае замена резины на новую может не помочь. Например, при некоторых видах поломок ваша новая резина может за короткий срок преждевременно износиться. Давайте разберём десять самых распространенных видов износа шин по которым, вполне возможно определить причину этого износа, выяснив в итоге техническое состояние транспортного средства.
1. Износ протектора резины по центру (посередине)
Как это выглядит: При этом виде износа покрышек, как правило, сильнее всего изношен протектор посередине покрышки (пример на фото).
Причина: Если шина больше всего изнашивается по центру колеса, то это говорит о том, что центральная часть протектора имела больше всего контакта с дорожным покрытием, по сравнению с протектором ближе к краям резины. Следовательно автомобиль, на котором была установлена эта резина имел не достаточное сцепление с дорожным покрытием. Соответственно тяга машины была недостаточной.
Чаще всего подобный износ говорит о том, что шина была накачена неправильно. То есть давление в шине не соответствовало тому давлению, которое рекомендует производитель автомобиля. Такой тип износа говорит о том, что владелец машины не проверял давление в шинах при холодной погоде и при резких перепадах температуры на улице, при которой давление в покрышках может существенно меняться.
Дело в том, что пока покрышки холодные (например, после морозной ночи) давление в шинах может быть ниже, чем рекомендует производитель. Но после начала движения давление в шинах начинает расти от нагрева воздуха в нем. В итоге после определенно пройденного расстояния давление в шинах может превысить максимально допустимую норму рекомендованную автопроизводителем. В итоге, перекаченная шина неравномерно прилегает к дорожному покрытию, в результате чего будет наблюдаться неравномерный износ покрышек по центру протектора.
Некоторые автолюбители часто советуют для улучшения управляемости и снижения расхода топлива, наоборот перекачивать колеса. Но это не оправдано. Да, таким способом вы немного сможете снизить потребление топлива и даже немного улучшить управляемость, но в итоге вы заплатите за это быстрым износом протектора.
То есть, сэкономив немного денег на топливо, вы заплатите намного больше.
2. Грыжа шин (выпучивание) и трещины на боковой стенке
Как это выглядит: Трещины и выпуклости на боковой стенке шин.
Причина: Это обычно происходит от удара об выбоину (яму) на дороге, бордюр и т.п. Обычно шина хорошо защищена от подобных ударов. Но если покрышка имеет недостаточное давление или перекачена, то в результате удара есть большая опасность, что покрышка будет повреждена. Большие трещины на боковой стенке покрышки, которые проходят вдоль обода колеса говорят о том, что резина длительное время эксплуатировалась с недостаточным давлением. Небольшие трещины на боковой поверхности резины говорят о внешнем повреждении или о возрасте резины (из-за старости состав резины начинает химический распад, в результате чего шина начинает трескаться).
Грыжа шины выглядит, как выпуклость на поверхности резины. Чаще всего выпячивание (грыжа) появляется на боковой стенке покрышки. Грыжа резины связана с внутренним повреждением (слоем резины). Обычно это происходит в связи с ударом боковой частью колеса об бордюр, столб и т.п. Чаще всего после удара, грыжа (выпячивание) колеса сразу не проявляется. То есть, после удара вы можете увидеть грыжу только спустя неделю или даже по истечении месяца.
Если вы заметили на покрышки трещины или грыжу, то необходимо, как можно скорее купить новые покрышки.
Помните, что использовать резину с грыжей очень опасно.
3. Вмятины в резине
Как это выглядит: Согласно длительных наблюдений резина с вмятинами выглядит так, как на фотографии. То есть, покрышка имеет форму бугорков и вмятин.
Причина: Такой вид шин обычно связан с неисправностью подвески машины (износ или повреждение элементов ходовой части автомобиля). Из-за неисправности подвески смягчение ударов на кочках недостаточное. В итоге, покрышка испытывает перегрузку от ударов принимая на себя максимальную нагрузку. Но нагрузка распределяется неравномерно по всей поверхности протектора. В итоге некоторые области протектора принимают на себя больше нагрузки, чем другие, что и способствует образованию вмятин и бугорков на покрышки.
Чаще всего подобный внешний вид подержанных покрышек связан с плохими амортизаторами. Хотя стоит отметить, что любые части подвески, которые вышли из строя, могут стать причиной подобного износа.
Советуем вам в случае обнаружения подобной деформации шин, сделать полную диагностику подвески и стоек автомобиля в техническом центре. Не советуем обращаться с подобной проблемой на шиномонтаж, т.е. с целью определить причину изменения формы колес. Не редкость, когда работники шиномонтажа не знают, что может стать причиной появления неровностей (вмятин, бугорков) на поверхности протектора.
Чаще всего работники шиномонтажа утверждают и считают, что это причина неправильного сход развала. Но это не факт. Как мы уже сказали данная причина может быть связана с выходом из строя амортизатора (ов).
4. Диагональная вмятина с признаками износа протектора
Как это выглядит: Диагональная вмятина на поверхности протектора с неравномерной степенью износа поверхности шины.
Причина: Чаще всего эта проблема встречается на задних колесах переднеприводных автомобилей, где неправильно выставлен сход-развал. Так же подобная деформация колеса может быть связана с недостаточным интервалом вращения, а также, иногда подобное изменение внешнего вида покрышки может быть связана с частой перевозкой тяжелых грузов в багажнике или в салоне машины.
Тяжелый груз может изменить геометрию подвески, что приведет к диагональной деформации поверхности протектора резины.
5. Излишний износ протектора по краям
Как это выглядит: Внутренний и внешний протектор имеет повышенный износ, когда как середина протектора изношена существенно меньше.
Причина: Это верный признак недостаточного давления в шинах. То есть, давление не соответствует норме рекомендованной производителем автомобиля. Помните, что недостаточное давление в шинах это самое опасное состояние покрышек. Дело в том, что при уменьшенном давлении в шине она подвержена большему сгибанию. Согласно законам физики это означает, что при вращении колеса покрышка будет больше накапливать тепло. В итоге резина не будет равномерно прилегать к дорожному покрытию и соответственно, мы получим неравномерный износ резины.
Так же недостаточное давление в покрышках приведет к тому, что резина не будет достаточно смягчать удары на дороге, что естественно напрямую будет влиять на подвеску. Со временем это жесткое воздействие на подвеску может привести к ее преждевременному выходу из строя, а также повлиять на сход-развал.
Как избежать проблемы не докаченных (недостаточность давления) шин: Мы опять возвращаемся к тому, что каждый водитель регулярно должен проверять давление воздуха в колесах, то есть каждый месяц или каждый раз после резкого перепада температуры на улице. Также помните, что остывшие колеса (при стоянке ночью) могут показывать давление ниже, чем рекомендовано производителем автомобиля. Но при длительной поездке из-за нагрева воздуха давление может превысить норму.
Также, советуем вам не полагаться на электронную систему предупреждения изменения давления в шинах, которая есть во многих современных автомобилях.
Дело в том, что эта система, как правило предупреждает вас о изменении давления в колесе либо при резком колебании давления (например резкое падение давление в шине более чем на 25 процентов), либо при существенном снижении давления в течение длительного времени.
Другими словами, система предупреждения о давлении в колесах может сработать только тогда, когда давление в шинах будет существенно меньше, чем необходимо. Это означает, что вы рискуете долгое время проездить на колесах с недостаточным давлением воздуха
.
6. Выпуклый износ бокового протектора
Как это выглядит: Боковые блоки протектора обычно похожие на оперение птиц, имеют особенный износ. Более низкие края блоков протектора закруглены, когда как более высокие края блоков острые. Обратите внимание, что вы не можете заметить этот вид износа визуально. Это можно понять только при осмотре протектора с краю и на ощупь, т.е. с помощью рук.
Причина: При этом виде износа протектора, в первую очередь проверьте шаровые шарниры и подшипник колеса.
Так же необходимо проверить втулку стабилизатора, которая в случае выхода из строя может привести к неправильной работе стабилизатора подвески, что в итоге приведет к этому виду износа протектора резины.
7. Плоские пятна износа
Как это выглядит:
Причина: Одиночные пятна повышенного износа на поверхности шины часто встречаются при вынужденном резком торможении или заносе, или при выруливании из ситуации для того, чтобы уйти от удара (например, если на дорогу не неожиданно выбежал лось или другое животное). Особенно подобный износ будет виден после резкого торможения с одновременным заносом, если в автомобиле отсутствует антиблокировочная тормозная система.
Дело в том, что при резком торможении и выруливании для того, чтобы уйти от удара автомобиль без ABS больше подвержен заносу с заблокированными колесами, что и приведет примерно к такому виду изношенного пятна на протекторе покрышки.
Так же подобные пятна могут появиться в автомобилях, которые были припаркованы в течение длительного времени.
Помните, что при длительной стоянке машины вы рискуете шинами, где на покрышках вашего автомобиля появятся пятна износа из-за неравномерного распределения веса автомобиля на таковые. Дело в том, что во время парковки протектор резины соприкасается с поверхностью не полностью и в итоге, от длительной стоянки деформируется определенный участок резины.
8. Износ передней кромки протектора
Как это выглядит: Передняя кромка блока протектора изношена, а задняя часть протектора имеет более острые углы. Обращаем ваше внимание, что этот тип износа может быть не виден при визуальном осмотре. Поэтому, проверьте рукой протектор с краю. Если вы заметите, что некоторые углы протектора более острые (как зубья на ножовки) по сравнению с другими гранями протектора которые более гладкие, то это реальный износ, а не норма, как обычно предполагают многие водители.
Причина: Это самый распространенный износ шин. Так, как этот вид износа шин встречается очень часто и многие владельцы автомобилей думают, что это норма, то это не так. На самом деле данный износ указывает на то, что колесо имеет недостаточное вращение. Поэтому, необходимо проверить техническое состояние вашей машины в техническом центре.
Чаще всего, причина связана с износом элементов подвески (салейнтблоков), с износом шаровых опор, а также из-за износа ступичного подшипника.
9. Односторонний износ шин
Как это выглядит: Одна сторона шины изношена больше, чем другая.
Причина: Обычно при этом виде износа причиной может быть неправильный сход развал автомобиля. Такой вид неравномерного износа протектора резины связан с тем, что колесо стоит не ровно на дорожной поверхности из-за неправильного сход-развала.
Для того, чтобы выставить колесо ровно по отношению к дорожной поверхности необходимо, отрегулировать сход-развал.
Так же подобный износ может встречаться при поврежденных пружинах, шаровых шарнирах, втулок подвески. В том числе, односторонний неравномерный износ протектора может появляться при транспортировке на автомобиле тяжелых грузов.
Кроме того некоторые модели мощных спорткаров имеют особый сход-развал, который приводит к подобному неравномерному износу покрышек. Но это редкость.
10. Износ шин до индикатора
Как это выглядит: Многие шины между протектором имеют индикаторы износа. Как правило, это специальные вставки, которые вам помогают определить, когда необходимо менять покрышки на новые. Обычно высота этих вставок ниже, чем высота протектора. Как только протектор шин по высоте сравняется с индикаторами износа, то необходимо приобрести новую резину.
Причина: Обычно замена резины должна происходить после того, как высота протектора стала ниже, чем рекомендует производитель покрышек. На глаз определить это не всегда легко. Поэтому, многие компании производители автошин устанавливают на покрышки (между протектором) индикаторы износа. Как только высота протектора изнашивается до той высоты, которую имеют индикаторы, то пришло время сменить колеса на новые.
Протектор резины с определенной глубиной необходим для того, чтобы отводить воду от шины и предотвратить аквапланирование автомобиля на мокрой дороге.
Если ваши шины не имеют индикатора износа, то вы можете самостоятельно замерить глубину протектора, для того, чтобы понять, пришло ли время покупать новую резину. Для этого необходимо воспользоваться монетой, которую необходимо ребром вставить в протектор и замерить с помощью нее глубину. Подробнее, о традиционном износе шин вы можете прочитать здесь или ознакомиться с данной нами инфографикой.
Внимание! Для летних шин минимальная глубина протектора должна быть не меньше 1,6, 2 или 3 мм (в зависимости от производителя резины).
Для зимней резины минимально безопасная высота протектора должна быть не меньше 4-6 мм
ВАЗ 21213 | Неправильный износ шин
8.8. Неправильный износ шин
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
Износ края шины
Пилообразный износ протектора
На передних колесах немного больший износ края шин по отношению к середине протектора нормален, причем, по причине наклона дорожного полотна износ края шины, указывающего на середину дороги (левое колесо – снаружи, правое колесо – изнутри), должен быть выражен значительно сильнее.
Неравномерный износ шин является следствием (чаще всего) слишком низкого или слишком высокого давления воздуха в шинах, неправильной регулировки колес или разбалансировки, а также плохой работы амортизаторов.
Пилообразный износ протектора указывает, как правило, на перегрузку машины.
В первую очередь необходимо обращать внимание на предписанное давление в шинах, проверять давление в шинах каждую четвертую неделю (ежемесячно).
Проверять давление только на холодных шинах. Давление в шинах во время движения на большой скорости, в результате нагревания, увеличивается. Однако совершенно неправильно выпускать воздух из нагретых шин.
При слишком высоком давлении в шинах середина протектора изнашивается сильнее, так как шины в результате высокого внутреннего давления выгнуты в средней части протектора сильнее.
При слишком низком давлении в шинах, колеса больше опираются на края протекторов, а средняя часть их прогибается внутрь. При этом происходит износ краев протекторов.
Неправильная регулировка и разбалансировка колес ведут к типичным износам протекторов, указанным в диагностике неисправностей колес (см. подраздел 8.9).
Неравномерный износ шин — в чём могут быть причины?
Шины — одна из самых подверженных износу деталей автомобиля. Но что делать, если они изнашиваются неравномерно. Для начала следует правильно определить эту неравномерность износа шин, чтобы определить её причины. Как именно неравномерно изнашивается резина:
- по различным местам окружности — в определённых точках протектора она изношена сильно (пятнами),
- по различной стороне покрышки — внешняя, внутренняя сторона покрышки или её центральная область по всей окружности,
- одна шина изнашивается намного быстрее остальных,
- пара передних или задних шин приходят в негодность быстрее.
Давайте теперь приведём причины и рассмотрим характер износа шин при каждой причине. Причины эти рассмотрим от наиболее распространённых к менее часто встречающимся.
Шина изношена по центру или по бокам. Причина — недостаточное или излишнее давление в шинах
Неправильно выставленное давление в шинах непременно ведёт к тому, что их истирание протекает неравномерно. Пытаться идентифицировать эту причину по конкретным изношенным колёсам — бесполезная трата времени. Давление может меняться в каждом колесе по-разному, даже если Вы подкачиваете всегда только по все четыре колеса.
Но эту причину можно определить по характеру износа самого протектора. Дело в том, что недокачанная шина, как известно, проседает, и у неё поэтому быстрее изнашиваются боковые стороны рабочей поверхности. А вот у перекачанных покрышек стирается быстрее, напротив, центральная часть, так как при избыточно давлении именно её это давление выталкивает больше всего, в результате чего, на оси окружности приходится больше всего нагрузки.
Результат езды на перекачанной (сверху) и недокачанной (снизу) шинах
На шине изношены только определённые участки. Причина — деформированный диск или нарушена балансировка колёс
Деформированный (помятый, «восьмёркой» и т.п.) диск может также нередко стать причиной неравномерного износа резины. В этом случае износ будет происходить в определённых местах (пятнах) протектора. Если диск «восьмерит», то износ будет в виде двух пятен: одно на одной стороне покрышки в определённом месте, и второе — в диаметрально противоположном месте покрышки и на противоположной стороне. При деформации диска шина изнашивается очень быстро в зависимости от степени деформации, конечно.
Аналогичному износу шина подвержена и в случае с дисбалансом колеса. Хотя, происходит это гораздо медленнее, чем при деформированном диске.
И в обоих случаях дополнительным симптомом является биение на руле или по всей машине. А визуальный осмотр изношенного колеса поможет выявить эту деформацию.
Иногда причиной повышенного износа может стать и сама резина — её брак в виде лопнувшего металлического корда. Корд может лопнуть, если резина уже значительно износилась.
Неравномерный износ резины из-за деформированного диска
Бракованная шина с лопнувшим внутри неё кордом
Изнашивается только внутренняя или внешняя сторона передних колёс. Причина — развал-схождение колёс
Если выравнивание передних колёс сбилось, то это означает, что Ваши два передних колеса не параллельны друг другу. Они либо «косолапят» — смотрят вперёд, немного к центру проекцией направления, либо наклонены в ту или иную сторону относительно вертикальной оси.
В результате этого Вы получаете чрезмерный износ резины только передних колёс либо с внутренней стороны, либо с внешней.
Износ покрышки с внутренней стороны из-за сбившего развала
Если аналогичная ситуация произошла с задними колёсами, то здесь имеет место быть погнутая балка (при наличии) или один из вышедших из строя (возможно, также погнутых) элементов подвески.
Внешняя сторона покрышек может также изнашиваться из-за неисправного сайлент-блока или шаровых.
Изнашивается только одно колесо. Причина — что-то произошло в подвеске или клинит тормоза
Если в Вашей подвеске износился или ослаб какой-либо компонент, такой как протёкшая стойка, это может привести к чрезмерному износу шин на этом конкретном колесе. Если какая-либо деталь подвески работает неправильно, колесо будет отскакивать больше либо будет жёстче будет проходить неровности дороги. Это создаёт дополнительное трение на этой шине, что заставляет значительно сократить срок её службы и состояние протектора шины.
Здесь, как правило, происходит равномерный износ только шины только на одном колесе.
А теперь представьте себе, что Вы разъезжаете весь день с небольшим нажатием тормоза Вашей ногой. Это то, что это походит, если клинит какой-нибудь тормозной компонент, такой как суппорт (его поршень). Это происходит обычно только на одном колесе, и оно из-за этого изнашивается быстрее (происходит равномерный износ).
Изнашиваются только передние колёса. Причина — что-то произошло в рулевой
Почти каждая часть системы рулевого управления может также привести к износу шин. Но речь здесь будет идти только о передних колёсах, а характер износа может быть совершенно разным: как пятнами, так и по одной стороне покрышки по всей окружности протектора.
Chevrolet Niva | Износ шин
Проверку лучше всего проводить на автомобиле, поднятом на подъемнике.
1. Проверните каждое колесо автомобиля на один оборот.
2. Отверткой с тонким лезвием извлеките из протектора шины инородные тела и мелкие камни, стараясь не повредить шину.
3. Проверьте глубину протектора шины, которая по всей ширине должна быть не менее 1,6 мм.
4. Индикаторы износа протектора расположены через равные промежутки по окружности и проходят через все поперечное сечение шины. Места их расположения видны сбоку шины и отмечены буквами «TWI» (Tread Wear lndicator – указатели износа протектора шины).
5. Если эти индикаторы расположены на одном уровне с протектором шины, значит, шина изношена, и ее необходимо заменить.
6. Обязательно проверьте износ шины в поперечном направлении. Неравномерный износ свидетельствует о состоянии подвески автомобиля или давлении в шине, не соответствующем рекомендациям производителя.
Износ наружной стороны шин передних колес
— указывает на преодоление криволинейных участков дороги на высоких скоростях. В этом случае для исключения в дальнейшем такого износа шин переверните шины на дисках или поменяйте местами передние и задние колеса.
Односторонний износ поперечного сечения шин
— указывает на неправильную регулировку колеса: прежде всего, когда лишь шина имеет такой износ.
Увеличенный износ в середине поперечного сечения
— возникает при движении автомобиля на большой скорости, при которой центральная часть протектора выгибается наружу под действием центробежной силы. Этот эффект проявляется особенно отчетливо на задних колесах. Износ может быть вызван и высоким давлением в шине.
Износ наружных краев шины больше, чем центральной части поперечного сечения
— указывает на то, что автомобиль длительное время двигался со слишком низким давлением в шине.
Равномерный местный износ в поперечном сечении
— указывает на неисправность амортизатора.
Неравномерный износ
— только в определенных местах появляется при нарушении балансировки колеса или повреждении каркаса шины.
Сильный износ отдельной зоны в поперечном сечении
— происходит от торможения с блокировкой колес.
ВАЗ 21213 | Износ шин
Проверку лучше всего проводить на автомобиле, поднятом на подъемнике.
1. Проверните каждое колесо автомобиля на один оборот.
2. Отверткой с тонким лезвием извлеките из протектора шины инородные тела и мелкие камни, стараясь не повредить шину.
3. Проверьте глубину протектора шины, которая по всей ширине должна быть не менее 1,6 мм.
4. Индикаторы износа протектора расположены через равные промежутки по окружности и проходят через все поперечное сечение шины. Места их расположения видны сбоку шины и отмечены буквами «twi» (tread wear lndicator – указатели износа протектора шины).
5. Если эти индикаторы расположены на одном уровне с протектором шины, значит, шина изношена, и ее необходимо заменить.
6. Обязательно проверьте износ шины в поперечном направлении. Неравномерный износ свидетельствует о состоянии подвески автомобиля или давлении в шине, не соответствующем рекомендациям производителя.
Износ наружной стороны шин передних колес
— указывает на преодоление криволинейных участков дороги на высоких скоростях. В этом случае для исключения в дальнейшем такого износа шин переверните шины на дисках или поменяйте местами передние и задние колеса.
Односторонний износ поперечного сечения шин
— указывает на неправильную регулировку колеса: прежде всего, когда лишь шина имеет такой износ.
Увеличенный износ в середине поперечного сечения
— возникает при движении автомобиля на большой скорости, при которой центральная часть протектора выгибается наружу под действием центробежной силы. Этот эффект проявляется особенно отчетливо на задних колесах. Износ может быть вызван и высоким давлением в шине.
Износ наружных краев шины больше, чем центральной части поперечного сечения
— указывает на то, что автомобиль длительное время двигался со слишком низким давлением в шине.
Равномерный местный износ в поперечном сечении
— указывает на неисправность амортизатора.
Неравномерный износ
— только в определенных местах появляется при нарушении балансировки колеса или повреждении каркаса шины.
Сильный износ отдельной зоны в поперечном сечении
— происходит от торможения с блокировкой колес.