Отмена причины остановки – 10 легальных причин для остановки авто сотрудниками ГАИ [ГИБДД] в России [РФ] и 6 признаков нарушения ПДД.

Содержание

МВД отменило запрет тормозить транспорт вне стационарных постов — Российская газета

Автоинспекторы, пожелавшие проверить документы у водителя, совсем скоро смогут сделать это на любом участке шоссе. Приказ, запрещавший останавливать автотранспорт (в случае отсутствия нарушений с его стороны) вне стационарных постов ГАИ, принятый пять лет назад, первый замминистра внутренних дел Александр Горовой признал ошибочным. «Мы отменили приказ, принятый пять лет назад по линии МВД, которым запрещалось останавливать любые транспортные средства вне стационарных постов», — сказал он на совещании у главы государства. Ошибочность того приказа Горовой объяснил транспортной логистикой и географией нашей страны.

Однако, как стало известно «Российской газете», данный приказ все-таки еще действует, а отменить его только планируется. Впрочем, полицейские не сомневаются, что это произойдет уже в самое ближайшее время.

Этот документ проходит последние согласования. Новый регламент отменит норму, которая предполагает остановку автомобиля для проверки документов лишь на стационарных постах.

Эффективность такого решения будет зависеть от контроля за его исполнением

В последней редакции Административного регламента по работе сотрудников ДПС (утвержденного в 2009 году и обновленного в декабре 2014 года) указано, что автоинспекторы могут останавливать транспортные средства только в случае, если водитель нарушил правила или для оказания помощи. Для проверки документов автолюбителей разрешено останавливать только на стационарных постах ДПС.

В марте 2017 года на портале Госавтоинспекции появилось сообщение о разработке новой редакции Административного регламента. В публикации было указано, что в целях реализации общественного порядка и в условиях сокращения штата предложено отменить запрет на остановку транспортных средств для проверки документов вне стационарных постов. Замглавы МВД Горовой, говоря о необходимости отмены такой меры, также подчеркивал, что она позволит сотрудникам ГИБДД останавливать автобусы и проверять соблюдение водителями режима отдыха и сна. Дело в том, что в последнее время участились аварии с автобусами, произошедшие из-за того, что водитель уснул.

Общее число пассажиров, погибших по вине водителей автобусов, по данным МВД, уже выросло на 21 процент. Из 115 погибших по вине водителей автобусов за последнее время пассажиров 39 погибли из-за того, что люди за рулем уснули. Отмена нормы о том, что не нарушающий ПДД транспорт можно тормозить только на стационарных постах, позволит автоинспекторам останавливать на трассах междугородные автобусы и проверять водителей.

Окажется ли полезным возвращение полицейским подобных полномочий, «РГ» спросила экспертов.

Руководитель Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев полагает, что отмена приказа, запрещающего останавливать транспортные средства вне стационарных постов, ни на что не повлияет. «Никто и ранее по сути не запрещал этого делать. Да, говорили, что нельзя останавливать автомобиль без причин для проверки документов, но инспектор останавливал автомобили, ссылаясь на проведение спецмероприятий. То есть автомобилистов как останавливали вне стационарных постов, так и будут останавливать», — уверен эксперт.

Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству, председатель движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков в свою очередь не исключает, что возможность останавливать транспортные средства вне стационарных постов может привести к злоупотреблениям со стороны автоинспекторов. «До сегодняшнего дня остановить водителя могли только в случае, если он нарушил правила дорожного движения. Не исключаю, что впредь сотрудник будет останавливать и смотреть, к чему можно прицепиться. Здесь риски пятьдесят на пятьдесят. С одной стороны, это может способствовать большей выявляемости административных и уголовных преступлений и их профилактике, а с другой стороны, возможны злоупотребления», — пояснил депутат, подчеркнув, что эффективность такого решения «будет зависеть от контроля его исполнения соответствующими службами».

Кстати, накануне недавно назначенный новый глава ГИБДД России Михаил Черников заявил, что он против остановки водителя лишь ради остановки. «Это же экономика. Двигаясь из точки «А» в точку «Б», мы планируем, что я должен добраться за условно 30 минут. Останавливает сотрудник. И после этого водитель ведь с еще большей скоростью поедет. Ему надо нагнать то время, которое он потерял. Это логично», — считает генерал-майор.

полицейским опять разрешили делать это

— Мы отменили приказ, принятый пять лет назад по линии МВД, запрещающий останавливать транспортные средства вне стационарных постов, — заявил замглавы МВД России Александр Горовой в ходе совещания российского президента Владимира Путина с членами правительства.

Мы решили ответить на пять наивных вопросов про возврат к практике останавливать машины, если их водители ничего не нарушали.

1. Опять правила изменились?

В течение последних лет останавливать водителей просто для проверки документов разрешалось только на постах ГИБДД. Но это было прописано не в Правилах дорожного движения, а в полицейском приказе № 185 — их административном регламенте в главе «Остановка транспортного средства», одна из причин остановки машины была сформулирована в нем так: «Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС)».

2. Почему тогда гаишники все равно останавливали машины на трассах?

Далеко не все водители знают свои права, и уж точно мало кто знает, о чем написано в полицейских регламентах. А инспектору сделать важный и вид и объяснить причину остановки проведением «специального мероприятия» — как раз плюнуть. Кроме того, в том же приказе МВД указываются и другие причины для остановки вне постов: можно тормозить нарушителей, подозреваемых в совершении аварии, для привлечения водителей и пассажиров в качестве понятых, опроса очевидцев и т. д. Словом, главное — палкой махнуть, а там можно придумать, что сказать.

— Надо понимать, что инспектор ДПС является сотрудником полиции, он и до этого был обязан остановить машину, если проходит рейд, есть ориентировка, идет поиск похищенного автомобиля или есть еще какие-то подозрения в причастности водителя или пассажиров к совершению правонарушений или преступлений. Так что и до этого момента полицейские могли останавливать машины вне стационарных постов. Теперь смогут останавливать чаще, — комментирует Сергей Смирнов, юрист журнала «За рулем».

3. Как узнать, что у них действительно рейд или операция?

«Основанием для осуществления контроля за дорожным движением является принятое руководителем органа внутренних дел, подразделения решение о заступлении сотрудника на службу», это тоже прописано в их административном регламенте. На борту патрульной машины написан номер телефона дежурной части его подразделения, даже если нет, то «по требованию участника дорожного движения сотрудник должен сообщить местонахождение и телефон дежурного или ответственного должностного лица». Чтобы узнать основания для остановки транспортных средств сотрудниками ДПС вы всегда можете позвонить дежурному и уточнить, находится ли такой сотрудник на смене, где место его дислокации, проходит ли сейчас названное им специальное мероприятие. Только и вам придется представляться, быть корректным и вежливым, телефонные разговоры в полиции часто автоматически записываются.

4. При чем тут автобусы?

Полицейские объясняют новшество необходимостью останавливать для отдыха водителей грузовиков и автобусов в случае, если нарушается установленный для них Минтрансом режим труда. Уставших гаишники вычисляют не на глазок, а с помощью показаний тахографов. Эти приборы должны быть во всех грузовиках и автобусах вместительностью больше 8 мест. Инспектор определяет по тахографу, может сейчас водитель ехать или должен отдыхать. Но останавливать можно и легковые автомобили — под другими предлогами (см. выше).

5. На дороги вернутся поборы за отсутствие аптечки и прочие провинности?

Водители опасаются, что инспекторы будут останавливать на междугородних трассах не только автобусы и на дороги вернутся засады, просьбы «дыхнуть», попытки придраться к любой мелочи с целью сбора мзды.

— Остановки водителей вне стационарных постов в реальности и не прекращались, я уже устал с полицейскими из-за этого спорить. Поэтому мало что изменится, — считает председатель «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин. — Вряд ли в результате этих изменений станет больше коррупции, но она и не уменьшится. Не так важно, за что останавливает инспектор, главное, как он общается с водителем и что от него хочет получить. Полицейский не будет проверять аптечку, за ее отсутствие санкций нет. Но при выявлении нарушения, за которое предусмотрено серьезное наказание, исход общения может быть разным.

ВАЖНО!

Засады никто не отменял

Гаишникам нельзя патрулировать на неприметных машинах. «При выполнении сотрудниками Госавтоинспекции действий, непосредственно связанных с осуществлением контроля за дорожным движением, использование транспортных средств, не относящихся к патрульным автомобилям, не допускается» — это цитата из того же административного регламента ГИБДД. Но даже «раскрашенную» по всем правилам патрульную машину можно спрятать за резким поворотом, пригорком или остановочным павильоном, например «в аварийно-опасных местах, а также в случаях осуществления контроля за дорожным движением с использованием средств фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения патрульный автомобиль может размещаться в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети». Но ночью инспектор может стоять только на освещенном участке дороги, в светоотражающем жилете и со светящимся жезлом.

Беспричинная остановка: новый регламент развяжет руки инспекторам ДПС | 74.ru

Сотрудникам ГИБДД вернут право проверять документы водителей вне стационарных постов. Соответствующий приказ МВД проходит финальные стадии согласования. Каковы будут последствия для водителей, и спровоцирует ли новый регламент «гаишный беспредел» – разбирался наш сайт.

«Назовите причину остановки…»

С этой фразы «грамотные» водители нередко начинают общение с инспектором ДПС. Пресловутый приказ №185 включает норму, которая якобы запрещает инспекторам ДПС останавливать автомобили вне стационарных постов без не дай бог какой причины. Так, по крайней мере, приказ трактуется многими водителями, провоцируя их сходу оспаривать законность остановки.

Ситуация усугубилась массовым закрытием в 2012 году постов ДПС по всей стране, которые вдруг посчитали неэффективными: дескать, преступник всегда найдет способ объехать пост, а инспекторы вместо работы отсиживаются в комфорте.

В сочетании с формулировкой приказа №185 это дало почву для регулярных конфликтов: водители нередко считали, что почти любая остановка незаконна.

Что может инспектор

Если внимательно читать приказ №185, он запрещает инспектору останавливать машину вне стационарных постов лишь для проверки документов. Но есть еще девять причин остановки, среди которых наиболее популярная – установление инспектором признаков нарушения.

Само правонарушение инспектор может выявить с помощью технических средств, например, радара, но может и заподозрить его. Этого вполне достаточно для остановки.

– Скажем, состояние алкогольного опьянения или степень затонированности автомобиля инспектор может установить только с использованием специальных приборов уже после остановки, – поясняет автоэксперт Юрий Панченко. – Однако выявить признаки нарушения визуально и остановить автомобиль для детальной проверки он вправе.

Впрочем, основанием для проверки документов водителя является уже выявленное нарушение, ориентировка или указания в рамках спецопераций. То есть нынешний регламент запрещает остановку и проверку документов совсем без причины, хотя к нарушителям это послабление не относится.

Нерабочая норма

В любом случае, запрет легко обходится, поскольку инспектор всегда может объяснить причину остановки законными основаниями, сославшись на ориентировки диспетчера или собственное подозрение.

– С 2006 года я отслеживаю интересные постановления судов, но только один раз в Архангельской области мне встретился прецедент, когда суд принял аргументы водителя, поскольку сам инспектор признался, что единственной причиной остановки стало желание проверить документы. Но если сотрудник ДПС себе не враг, он назовет или придумает множество других причин, – поясняет Юрий Панченко. – Более того, есть еще внутренний регламент (приказ №186), который разрешает инспектору назвать любую причину остановки, в том числе необходимость в проверке документов, если он подозревает водителя в совершении серьезного правонарушения.

Таким образом, на практике норма не действует, а из-за неверной интерпретации провоцирует водителей на заведомо проигрышный конфликт. Оспорить в суде законность остановки крайне проблематично.

Что изменится

Об изъятии запрета на проверку документов вне постов на недавнем совещании у президента соообщил первый замглавы МВД Александр Горовой. Норму он назвал ошибочной, подчеркнув, что транспортная логистика и география страны требуют иного подхода. Соответствующий приказ готовится уже не первый месяц и, по данным «Коммерсанта», сейчас находится в стадии финального согласования. 

Согласно новой редакции, на вопрос о причинах остановки инспектор сможет сказать прямо: «Проверка документов». С одной стороны, это развязывает руки: сотрудники ДПС смогут остановить понравившуюся машину, проверить документы, включая полис ОСАГО, и отнять у водителя время, не изобретая сложных обоснований.

С другой стороны, при желании все то же самое делается и в рамках нынешнего регламента, а попытка водителя разыграть карту «причина остановки» не принесет ему осязаемых выгод, кроме затягивания спора.

Кроме того, особенного смысла злоупотреблять новой формулировкой, по сути, нет.

– Понимаете, пока инспектор проверяет документы у одного водителя, мимо проезжают еще четыре, – рассуждает Юрий Панченко. – Поэтому в любом случае инспектор настроен остановить машину, которая дает повод для подозрений или откровенно нарушает. По существу новая редакция законопроекта не изменит ничего, зато убавит пыл «умников», которые изначально не понимали суть приказа №185.

10 легальных причин для остановки авто сотрудниками ГАИ [ГИБДД] в России [РФ] и 6 признаков нарушения ПДД.

46863| 7

Приказ МВД РФ от 2.03.2009 № 185 утверждает Регламент исполнения функции сотрудников ГИБДД по контролю и надзору за соблюдением всеми участниками дорожного движение требования ПДД, а также разъясняет, как должен вести себя инспектор с водителями, какие обязанности и права он имеет. В том числе Приказ №185 содержит в себе все причины для остановки водителей сотрудниками ГИБДД.

Основаниями к остановке транспортного средства сотрудником ГАИ [ГИБДД] являются (статья 63):
  1. Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  2. Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения;
  3. Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и розыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;
  4. Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
  5. Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
  6. Выполнение распорядительно-регулировочных действий;
  7. Необходимость использования транспортного средства;
  8. Необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
  9. Проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающ

Новый регламент МВД и беспричинные остановки — Блог Артема Краснова

Cотрудникам ГИБДД вернут право проверять документы водителей вне стационарных постов. Соответствующий приказ МВД проходит финальные стадии согласования. Каковы будут последствия для водителей, и спровоцирует ли новый регламент «гаишный беспредел»?

С этой фразы «грамотные» водители нередко начинают общение с инспектором ДПС. Пресловутый приказ №185 включает норму, которая якобы запрещает инспекторам ДПС останавливать автомобили вне стационарных постов без не дай бог какой причины. Так, по крайней мере, приказ трактуется многими водителями, провоцируя их сходу оспаривать законность остановки.

Ситуация усугубилась массовым закрытием в 2012 году постов ДПС по всей стране, которые вдруг посчитали неэффективными: дескать, преступник всегда найдет способ объехать пост, а инспекторы вместо работы отсиживаются в комфорте.

В сочетании с формулировкой приказа №185 это дало почву для регулярных конфликтов: водители нередко считали, что почти любая остановка незаконна.

Что может инспектор

Если внимательно читать приказ №185, он запрещает инспектору останавливать машину вне стационарных постов лишь для проверки документов. Но есть еще девять причин остановки, среди которых наиболее популярная – установление инспектором признаков нарушения.

Само правонарушение инспектор может выявить с помощью технических средств, например, радара, но может и заподозрить его. Этого вполне достаточно для остановки.

– Скажем, состояние алкогольного опьянения или степень затонированности автомобиля инспектор может установить только с использованием специальных приборов уже после остановки, – поясняет автоэксперт Юрий Панченко. – Однако выявить признаки нарушения визуально и остановить автомобиль для детальной проверки он вправе.

Впрочем, основанием для проверки документов водителя является уже выявленное нарушение, ориентировка или указания в рамках спецопераций. То есть нынешний регламент запрещает остановку и проверку документов совсем без причины, хотя к нарушителям это послабление не относится.

Нерабочая норма

В любом случае, запрет легко обходится, поскольку инспектор всегда может объяснить причину остановки законными основаниями, сославшись на ориентировки диспетчера или собственное подозрение.

– С 2006 года я отслеживаю интересные постановления судов, но только один раз в Архангельской области мне встретился прецедент, когда суд принял аргументы водителя, поскольку сам инспектор признался, что единственной причиной остановки стало желание проверить документы. Но если сотрудник ДПС себе не враг, он назовет или придумает множество других причин, – поясняет Юрий Панченко. – Более того, есть еще внутренний регламент (приказ №186), который разрешает инспектору назвать любую причину остановки, в том числе необходимость в проверке документов, если он подозревает водителя в совершении серьезного правонарушения.

Таким образом, на практике норма не действует, а из-за неверной интерпретации провоцирует водителей на заведомо проигрышный конфликт. Оспорить в суде законность остановки крайне проблематично.

Что изменится

О возможности изъятии запрета на проверку документов вне постов на недавнем совещании у президента соообщил первый замглавы МВД Александр Горовой. Норму он назвал ошибочной, подчеркнув, что транспортная логистика и география страны требуют иного подхода. Соответствующий приказ готовится уже не первый месяц и, по данным «Коммерсанта«, сейчас находится в стадии финального согласования.

[box]В новом приказе прописано право сотрудников МВД останавливать транспортные средства, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства или распечатанной на бумажном носителе информации о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в виде электронного документа и другие документы. Согласно новой редакции, на вопрос о причинах остановки инспектор сможет сказать прямо: «Проверка документов». С одной стороны, это развязывает руки: сотрудники ДПС смогут остановить понравившуюся машину, проверить документы, включая полис ОСАГО, и отнять у водителя время, не изобретая сложных обоснований.[/box]

С другой стороны, при желании все то же самое делается и в рамках нынешнего регламента, а попытка водителя разыграть карту «причина остановки» не принесет ему осязаемых выгод, кроме затягивания спора.

Кроме того, особенного смысла злоупотреблять новой формулировкой, по сути, нет.

– Понимаете, пока инспектор проверяет документы у одного водителя, мимо проезжают еще четыре, – рассуждает Юрий Панченко. – Поэтому в любом случае инспктор настроен остановить машину, которая дает повод для подозрений или откровенно нарушает. По существу новая редакция законопроекта не изменит ничего, зато убавит пыл «умников», которые изначально не понимали суть приказа №185.

Как, где и когда может остановить машину инспектор ГИБДД – изменения 2019 года

В конце октября 2017 года вступил в силу приказ МВД №664, которым был утвержден новый Административный регламент по надзору за безопасностью дорожного движения. Часть изменений касается правил остановки ТС сотрудниками ГИБДД.

 


Оглавление: 
1. Возможные причины для остановки машины
2. Права и обязанности водителя и инспектора
3. Другие изменения регламента ГИБДД

Возможные причины для остановки машины

Новый документ разрешил инспекторам останавливать машины за пределами стационарных постов. То есть в любом удобном месте. При этом для остановки должны быть веские основания:

  • визуально или при помощи технических приспособлений, например, радар или камера автоматической фиксации, выявлено нарушение ПДД водителем машины;
  • подозрения на совершение правонарушения людьми, находящимися в автомобиле или угон самой машины;
  • проведение специальных мероприятий, направленных на профилактику правонарушений и происшествий на дорогах;
  • нужны свидетели или помощники;
  • проверка документов на право вождения, автомобиль, перевозимый груз;
  • выявленная неисправность в машине;
  • машина понадобилась для служебных целей;
  • обеспечение движения специальных колонн техники или машин экстренных служб к месту ЧП;
  • обеспечение безопасности на дороге.

Для остановки транспорта инспектор должен выбрать место, где эту остановку разрешают правила. Кроме того, запрещено «прятать» служебные автомобили. Исключение составляют участки дорог, где поставить служебную машину в зоне видимости водителей не позволяет рельеф местности или особенности трассы.

Инспектора должны пояснять водителям причины остановки и предоставить возможность ознакомления с документами, на основании которых это сделано.

Права и обязанности водителя и инспектора

При остановке автомобиля инспектор должен представиться, пояснить причину остановки и предупредить водителя о ведении видеозаписи. Устройство для ведения записи может находиться в служебной машине или непосредственно на сотруднике.

Важно

По новому регламенту сотрудник ГИБДД может производить аудио- или видеозапись процессуальных действий на любое техническое устройство с функцией записи разговора или видео.

Водитель вправе попросить предъявить удостоверение, назвать адрес и телефоны дежурной группы ГИБДД или ближайшего территориального органа полиции. Водитель также имеет право вести запись разговора с инспектором. При предъявлении документов на право вождения или ТС они должны быть без обложки и удерживающих приспособлений.

Инспектор может попросить водителя выйти из машины:

  • при наличии подозрений на алкогольное или наркотическое опьянение;
  • для устранения обнаруженной неисправности в автомобиле или нарушения при перевозке груза;
  • для проверки соответствия номеров, указанных в документах на машину с фактическими номерами ТС;
  • если необходимо присутствие водителя в качестве понятого или нужно оказать помощь сотруднику ГИБДД и другим участникам движения;
  • в ситуации, когда есть угроза жизни или здоровью инспектора.

В случае, когда автомобиль нужен инспектору для служебных целей, он должен по просьбе водителя выдать справку или заполнить путевой лист (если машина принадлежит организации).

По требованию инспектора водитель предъявляет документы, дающие ему право управлять машиной, сам транспорт и груз, а также страховой полис.

Важно

В новом регламенте предусмотрена возможность предоставления инспектору распечатки электронного страхового полиса.

Кроме того, у инспекторов появилось право проверять документы у пассажиров, если есть данные о совершении ими противоправных деяний или они могут находиться в розыске.

В темное время суток, на безлюдной территории остановить автомобиль могут только в случае угрозы совершения правонарушений или предупреждения преступления. При этом по возможности используется служебный транспорт оборудованный спецсигналами.

Если у водителя в такой ситуации возникнет подозрение, что инспектор не настоящий, то он может не подчиняться требованию об остановке, но должен сообщить об этом по телефону в полицию или на ближайшем стационарном посту ГИБДД.

Другие изменения регламента ГИБДД

Большинство нововведений носят чисто технический характер, так как предыдущий Административный регламент был принят 8 лет назад, и многие его положения устарели.

Так из нового документа исчезли положения о применении инспекторами ДПС обеспечительных мер в виде изъятия водительских прав или номерного знака автомобиля.

Фактическое закрепление получила возможность остановки любого транспорта вне стационарных постов ГИБДД

После вступления в силу нового регламента ГИБДД перестало выдавать справки о ДТП для страховых компаний. Сейчас для подачи заявления о выплате страховых компенсаций достаточно копии протокола. Кроме того, инспектору можно предъявить распечатанную копию страхового свидетельства, если страховка на машину оформлялась в электронном виде.

Появилась в этом документе и норма, регулирующая составление так называемого «Европротокола» без участия сотрудников ГИБДД. Его можно оформлять, когда в дорожно-транспортном происшествии участвуют две машины, пострадало только имущество (участники ДТП не нуждаются в медицинской помощи), водители согласны со степенью ущерба и виновник признает нарушение. При этом ущерб должен быть нанесен только участникам аварии, не повреждены конструктивные элементы дороги.

Если хотя бы один из участников происшествия не дает согласия на оформление без участия сотрудников ГИБДД, то можно подробно зафиксировать все детали при помощи фото и видеосъемки, по возможности нарисовать схему ДТП и проехать для официального оформления аварии на стационарный пост ГИБДД.

Когда инспектор ГИБДД останавливает машину, на это должны быть веские основания. Если водителю не объясняют, зачем его остановили, сотрудник полиции не представляется или отказывается показывать удостоверение и назвать контактные данные подразделения ГИБДД, в котором он служит, для водителя есть все основания не подчиняться требованиям такого инспектора и сообщить о нарушениях в ГИБДД или полицию.

Загрузка…

Юридический грамотный ответ инспектору, который остановил без причины

Приветствую Вас, друзья!

И без того нелегкая судьба водителей (дорожает бензин, повышается стоимость ОСАГО…) зачастую осложняется ещё и неправомерными действиями инспекторов ДПС. Но если с ценами на бензин бороться невозможно, то с неправомерными действиями инспекторов бороться можно и даже нужно. Это поможет не только избавить себя от необоснованных протоколов и претензий в адрес водителя, но сделает самих инспекторов более дисциплинированными и осторожными, по отношению к водителям. Сегодня мы разберем, как в законе урегулирована весьма распространенная ситуация, когда инспектор останавливает водителя без причины и какие права есть у водителя в таким случае.

На сегодняшний день процедура остановки транспортного средства инспектором урегулирована Приказом №664 от 20.10.2017 года (ранее действовал 185-й приказ от 02.03.2009 года).

В данном приказе, в отличии от предыдущего, перечень оснований для остановки ТС расширен. Статья 84 предусматривает следующие причины для остановки транспортного средства:

  • подозрение в нарушении ПДД;
  • возможная причастность водителя к ДТП;
  • нахождение транспортного средства или находящихся в нем лиц в розыске;
  • необходимость дачи показаний водителем относительно увиденного ДТП, оказания помощи пострадавшим;
  • намерение привлечь водителя в качестве понятого;
  • необходимость использования ТС инспектором;
  • для ограничения или запрещения движения ТС;
  • проведение оперативно-розыскных мероприятий;
  • для проверки документов;

Как видите, перечень достаточно широк, и дополнен пунктом о возможности проверки документов у водителя вне стационарного поста ДПС. Однако остановка водителя без наличия хотя-бы одной из этих причин не допускается.

Конечно, если водитель воспользуется правом знать причину остановки, в большинстве случаев инспектор сошлется на необходимость проверки документов. Тут на помощь водителю приходит п. 106 Приказа №664, содержащий перечень оснований для проверки документов. К их числу также относится нарушение ПДД, ориентировка, розыскные мероприятия и т.д. Не смотря на то, что сотруднику ДПС предоставлены весьма широкие права по остановке транспортного средства, ситуации, когда инспектор останавливает без причины, или не может её сформулировать — продолжают происходить.

Мы разобрали немного теории, теперь перейдем к сути:

Как юридически грамотно реагировать на остановку водителя без причины:

1. В первую очередь, запомнить фамилию и звание инспектора — эта информация пригодится, если права водителя будут нарушены. Если с первого раза не услышали, то водитель имеет право переспросить, воспользовавшись ст. 45 Приказа №664.

2. Уточнить у инспектора причину остановки, руководствуясь ст. 84 Приказа.

3. Если инспектор в качестве причины ссылается на «проверку документов» то уточнить, в рамках какого пункта ст. 106 Приказа, Вас просят показать документы?

4. Если инспектор не дал внятного ответа на данные вопросы, то сообщите, что остановка ТС без причины не допускается.

5. В случае любых неправомерных действий инспектора, водитель может воспользоваться правом уточнить номер дежурной части, в котором он проходит службу (предусмотрено ст. 52). Подобный звонок для инспектора является крайне неприятным, поэтому он, вероятнее всего, предпочтет отпустить водителя, чем потом получать неудобные вопросы от начальства.

6. Помните, что если инспектор не смог доходчиво сформулировать причину остановки, а в последствии выписал протокол, это будет весомым основанием для отмены такого протокола в суде.

Для чего мы так подробно разобрали данную ситуацию?

Во-первых, остановка без причины часто «перетекает» в попытку дальнейшего прессинга водителя с целью выявления какого-либо нарушения. А если водитель сможет сходу показать инспектору, что свои права он хорошо знает, то с таким водителем большинство сотрудников ДПС предпочтет не связываться.

Во-вторых, позволять инспектору выходить за пределы предоставленных ему прав, не уточнять основания совершаемых им действий — значит формировать у них убеждение, что им «все можно». Если каждый водитель на дороге будет показывать знание ПДД и Приказа №664 — то инспекторы будут вести себя в разы осторожнее и вежливее.

Теперь вы вооружены ценным знанием, но не забывайте, друзья мои, оценивать каждую ситуацию с точки зрения возможных рисков. В некоторых случаях стоит не «накалять» а просто выполнить просьбу инспектора. Если же вы сходу почувствовали хамское отношение, или у Вас есть печальный опыт, когда сотрудник ДПС вел себя неправомерно, или Вы просто принципиальный человек, и не любите, когда Ваши права нарушаются, то действуйте юридически грамотно — как это делать мы с Вами разобрали.

Спасибо за внимание! Если статья была полезна, ставьте «палец вверх» и подписывайтесь на канал — впереди только самое полезное и интересное для автомобилистов.
  • Как избежать штрафа за нарушения ПДД
  • Как повернуть направо, если сбоку едет велосипедист. Нужно ли ему уступать? Разбираем ситуацию
Категория: Советы


Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *