Пдд спорные ситуации: Разъяснения спорных ситуаций в ПДД – Спорные случаи на дорогах — Российская газета
Кто кому должен уступать? Разбираем вирусные задачи по ПДД
Вновь стало популярным мусолить задачки по ПДД на форумах. В соцсетях предлагают пройти тест на знание правил, подбрасывают вирусные вопросы, что вызывает отчаянные споры. А кто должен уступать? Водитель какой машины будет виновен в случае ДТП? Часть вопросов не имеет правильного ответа, а часть откровенно абсурдна и малореальна. Юрий Краснов решает семь задач из подборки самых каверзных тестов, присланных читателями или найденных в интернете.
Задача первая. Светофор забыли. А что делать водителям?
Этот вопрос нам прислали с просьбой передать Юрию Краснову. Автор письма изложил свое видение ситуации. Его рассуждения верны, но нашим ответом он, вероятно, будет разочарован. Задача не имеет правильного решения.
— Получается, что перекресток регулируемый на три четверти,
Если строго и формально следовать букве ПДД, то оба водителя обязаны уступить дорогу друг другу: синего автомобиля — по пункту 103 (исходим из того, что автомобилисты не должны рассуждать, какие знаки установлены для других участников дорожного движения), а красного — согласно требованию знака «Уступить дорогу». Но кто имеет большее преимущество?
«При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель транспортного средства, за исключением трамвая, обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам, движущимся прямо или направо, и попутному трамваю. Таким же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев» (пункт 103 ПДД).
Вопрос интересный, но однозначного ответа на него, по мнению ведущего рубрики, быть не может: «Невозможно всерьез анализировать ситуацию, когда со стороны проектировщика допущена грубейшая ошибка. Как правильно действовать в неправильной ситуации? Это же абсурд. Поэтому я склонен считать, что задача придумана на бумаге».
Имеет ли значение, что красный автомобиль выезжает со стоянки? По словам Юрия Краснова, эта территория действительно относится к прилегающей. Но по ПДД необходимо уступить тем, кто движется по пересекаемой дороге, а не встречным водителям.
Подобная ситуация просто не регламентирована правилами.
— Да, пункт 112 рекомендует при невозможности определить последовательность проезда действовать так, как если бы водитель находился на второстепенной дороге, — напоминает ведущий «Разборов». — Но рассматриваемую ситуацию мы не можем отнести к нему. Ведь у одного горит зеленый сигнал светофора, а у другого установлен знак приоритета. То есть идентифицировать обстановку возможно.
Кстати, похожий вопрос в субботней рубрике уже разбирался. Разница только в том, что на перекрестке пр. Пушкина — ул. Матусевича светофоры как раз таки установлены. Схожая ситуация, но имеющая существенное отличие.
Задача вторая. Традиционный вопрос, кто кому должен уступать?
— Открываем ПДД и читаем пункт 103. А там сказано, что при повороте налево нужно уступить дорогу тем, кто движется прямо и направо. Что касается водителя желтой машины, то он также обязан предоставлять преимущество. Это опять-таки ситуация, когда оба водителя должны уступать дорогу, — говорит Юрий Краснов.
В отличие от предыдущей задачи этот вариант абсолютно реальный. Такая обстановка регулярно складывается на перекрестке ул. Красная — пр. Машерова в Минске.
В данном случае ведущий рубрики рекомендует наблюдать друг за другом и действовать по ситуации.
— Есть решение этой проблемы: сделать так, чтобы траектории были четко обозначены с помощью разметки или конструктивным образом (островок/полуостровок),
— предлагает эксперт. — Или установить дополнительную секцию светофора (стрелку) для поворачивающих налево. Тогда у них будет преимущество.Задача третья. Едущий прямо или поворачивающий налево?
Несколько лет назад в интернете широко обсуждалась вирусная задача. Многих сбивал с толку знак «Главная дорога» с табличкой «Направление главной дороги» (это, если можно так выразиться, отвлекающий маневр). В любом случае на форумах было сломано немало копий на тему, кто должен проехать первым — оранжевый или черный автомобиль?
— Это пересечение, а значит, нужно следовать правилам проезда перекрестков, — напоминает Юрий Краснов. — Правильный ответ: водитель черного автомобиля не имеет права поворачивать налево из этого ряда. Согласно пункту 63 ПДД ему следует занять крайнее левое положение и только тогда осуществлять маневр.
«Ну а прямо можно ехать из обеих полос. Так что водитель оранжевой машины может продолжать движение»
Интересно, что в Беларуси вполне можно попасть в такую ситуацию — аналогичным образом организовано движение на некоторых перекрестках в городах, да и вне населенных пунктов.
Задача четвертая. Опять круг…
Больше всего вопросов возникает при проезде круговых перекрестков. Вспомнить хотя бы пресловутую пл. Бангалор в Минске! Хотя малопонятных моментов хватает даже на обычных кольцах. В данном случае спор возник относительно того, кто должен уступить — съезжающий или выезжающий?
— Практически все хитрые вопросы поступают из России, где ПДД и принципы организации дорожного движения несколько отличаются от белорусских, — замечает ведущий «Разборов…». — В РФ запрещено съезжать с круга из любой полосы — следует занять крайнее правое положение. У нас не так. На белорусских кольцах перестроение разрешено, правда нужно обращать внимание на знак «Направления движения по полосам».
Юрий Краснов обращает внимание на ряд особенностей задачи: на кругу разметки нет, а для серого автомобиля не установлены знаки приоритета.
Это косвенно свидетельствует о том, что ситуация придуманная. Хотя где-то такое может и встречаться.
— В чем подвох? Указаны траектории, по которым двигались автомобили. Один ехал по главной, а второй вроде как выехал со второстепенной, — поясняет эксперт. — Но сразу возникает вопрос, уступил ли водитель синего автомобиля дорогу или нет? Какова его скорость, динамика? Слишком мало исходной информации. Поэтому не ясно, находятся ли оба водителя на равнозначной дороге, например. Вопрос сформулирован так, чтобы запутать и вызвать спор.
Оба варианта ответа могут быть верными, считает ведущий рубрики. Разумеется, в зависимости от уточнения ситуации: уступил ли дорогу водитель синего автомобиля, с какой скоростью движутся обе машины и пр.
Задача пятая. Из двух полос — в одну
А вот вполне обычная ситуация для минских улиц, когда две полосы вдруг превращаются в одну, оставляя водителям право решать спорный вопрос между собой. В частности, так организовано дорожное движение на перекрестке ул. Киселева — ул. Красная.
Так что вопрос «кто кому?» весьма актуален.
— По ПДД уступить должен водитель зеленого автомобиля, — объясняет ведущий рубрики. — В пункте 69 сказано: если очередность проезда не оговорена, а траектории транспортных средств пересекаются, то дорогу должен уступить тот, к кому транспортное средство приближается справа.
В данном случае, по мнению Юрия Краснова, нужно внести изменения на перекрестке. Скажем, разрешив из крайней левой полосы поворот только налево. Тогда такие спорные ситуации будут невозможны.
Задача шестая. Как разъехаться?
Знакомая ситуация? Оба водителя по какой-то причине не распознали центр перекрестка, и теперь, чтобы благополучно разъехаться, им придется крутиться.
— При повороте налево водители обязаны двигаться как можно ближе к центру перекрестка, а поворачивающее налево встречное транспортное средство должно находиться справа,
— напоминает пункт 65.1 ПДД ведущий «Разборов…». — Чтобы при выполнении данного маневра траектории не пересекались и автомобили благополучно разминулись.Однако в российских ПДД убрали эту фразу. Теперь если на проезжей части есть разделительная полоса, в российских автошколах учат переезжать центр перекрестка.
— В результате возникает путаница, и появляются такого рода вопросы, — считает Юрий Краснов.
Он также напоминает, что в ПДД есть оговорка на этот счет: «Если транспортное средство из-за своих габаритов либо по другим причинам не может выполнить разворот, поворот налево или направо с соблюдением требований пунктов 63, 65 и 77 настоящих Правил, допускается производить его с отступлением от этих требований, если это не создаст препятствия для движения других участников дорожного движения».
«То есть можно разъехаться и левыми бортами, но это частный случай»
Задача седьмая. На внимательность
Вроде бы очевидная ситуация, но половина ответивших на вопрос была не права. Как же на самом деле?
— Я все же верю, что дело не в незнании ПДД, — считает ведущий рубрики. — Понятно, при работающем светофоре знаки приоритета не действуют, а уступать должен водитель красного автомобиля. Хотя не исключаю, что кто-то подзабыл правила. Помню вопрос одного форумчанина: «Я поворачиваю налево на зеленый сигнал по главной дороге. Почему встречные мне не уступают?»
«Мне кажется, что дело в изображении: знаки приоритета видны четко, а сигналы светофоров — не очень. Пользователи Twitter автоматически отвечали неверно, но в реальной ситуации наверняка бы разобрались»
— А вот эта картинка хорошо отражает, какую же реальную цель преследуют авторы таких вопросов, — Юрий Краснов открывает изображение с четырьмя спецавтомобилями, которые с разных сторон приближаются к перекрестку. — Заметно, что составители тестов порой даже не представляют, как устроена организация дорожного движения. Например, вот на этом перекрестке установлены светофоры, но нет знаков приоритета. Такого быть не может. Очевидно, что это явный прикол, но многие другие задачки формулируются по аналогичному принципу.
Читайте также:
Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. [email protected]
Уступить дорогу и пропустить, в чем разница?
Интересной историей поделился один из подписчиков, Сергей. Он выезжал из двора, автомобиль на главной дороге снизил скорость и почти остановился, дав понять, что его пропускает. Когда Сергей стал выезжать на дорогу, второй автомобиль ускорился и произошло ДТП.
Приехавший на место сотрудник ГИБДД составил схему и для него ситуация очевидна, а у Сергея впереди непростая история.
Схема ДТП. ПримерПримерно такая схема была составлена, оспаривать которую не имеет смысла, и в статике естественно вина Сергея. Нарушение пункта 8.3 Правил.
8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги – пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.
Теория
Ситуации, когда водители пропускают, имея преимущество в движении случаются часто. Выезд из двора, перестроение в пробке, пересечение второстепенной дороги в плотном потоке и прочее. Без взаимовежливости иногда просто невозможно продолжить движение. Как же такая вежливость отражена со стороны Правил дорожного движения?
Понятия «пропустить» в Правилах дорожного движения нет, но требование уступить дорогу четко определено в термине.
“Уступить дорогу (не создавать помех)” – требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменять направление движения или скорость.
Проецируя на нашу ситуацию, Сергей должен был вынудить водителя второго автомобиля изменить скорость. Второй водитель снизил скорость по собственному решению и при выезде из двора Сергей помеху ему уже не мог создать, так как при фактических скоростях их траектории не пересекались.
Когда уже Сергей стал выезжать водитель второго автомобиля ускорился и спровоцировал ДТП. Ускорение опять же это не вынужденное, а фактически таран, осознанное действие. В теории вина в ДТП второго водителя очевидна, что же на практике?
Практика
На практике в материалах дела есть только статическая схема. К счастью для Сергея участок, где произошло ДТП попадал в зону камер наблюдения одного из магазинов. Много трудов стоило получить эту видеозапись, но сложилось все удачно и на разборе с этой записью у инспектора вопросов не осталось, а лицо второго водителя подставщика нужно было видеть.

Такое оптимистичное заключение получилось только благодаря камерам видеофиксации, поэтому будьте внимательны, когда вас пропускают. Это действие не регулируется правилами и основано только на взаимопонимании водителей.
Приоритет при движении по обочине
Приоритет при движении по обочине13 марта 2016 года после заседания президиума Государственного совета, посвящённого вопросам безопасности дорожного движения в РФ под председательством Владимира Путина широкую огласку получило Постановление Верховного суда РФ №46-АД 15-29 датированное 4 сентября 2015 года. В средствах массовой информации появилась информация, что автомобиль, движущийся по обочине не имеет преимущества перед встречным автомобилем, совершающим поворот налево.
19 марта 2016 года на телеканале НТВ выходит в эфир телепередача «Главная дорога» где юрист Сергей Волгин сообщает, что требование уступить дорогу встречному автомобилю безусловно, вне зависимости от расположения на дороге автомобиля и его противоправных действий, а Постановление Верховного суда воспринимать не стоит.
Расставим точки над «i». Есть ли приоритет при движении по обочине?
Текст ППВС из которого следует, что при движении по обочине приоритет отсутствует:
Вместе с тем в соответствии с пунктом 9.9 Правил дорожного движения движение транспортных средств по обочинам запрещено.
Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения обочиной является элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.
В данной дорожной ситуации водитель автомобиля «А» Яковлев Ю.А., движущийся по обочине, не имел преимущественного права движения, а у водителя автомобиля «Б» Ростовского С.В. при повороте налево на прилегающую территорию вне перекрестка отсутствовала обязанность уступить дорогу движущемуся по обочине во встречном направлении транспортному средству, под управлением Яковлева Ю.А.
То есть, исходя из термина «Уступить дорогу»:
«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменять направление движения или скорость.
Требование это распространяется только на участников движения, имеющих преимущество в движении.
Исходя из термина «Преимущество»:
«Преимущество (приоритет)» — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.
Это право на первоочередное движение, по обочине любое право движения отсутствует, соответственно и отсутствует преимущество.
Еще одно дело, связанное с преимуществом на обочине было в 2014 году, об этом смотрите видеосюжет от юриста, который это дело выиграл
Занятие по ПДД. Опасные ситуации на дорогах с пешеходами
МБОУ «Верхнеичетуйская СОШ»
Занятие подготовила и провела классный руководитель 6 класса Тарбаева Анджела Доржиевна
Тема занятия: Опасные ситуации на дорогах с пешеходами
(Дорожные «ловушки»)
Цель: — изучение опасных дорожных ситуаций, в которые попадают
пешеходы;
— выработать правильное поведение на улицах и дорогах;
— формирование умелых действий, обеспечивающих безопасность на
дороге.
( 1 слайд) Чтобы узнать, о чем пойдет речь на занятии, отгадайте ребусы.
( дорога, переход, знаки, пешеход)
 

 

— Кто нарушил правила? (слайд 2)
 
— А вы знаете правила дорожного движения?
Вопрос – ответ: «Знатоки ПДД» (слайд 3)
1. Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?
2. Как и где лучше переходить улицу?
3. С какого возраста разрешается ездить на велосипеде по дорогам?
4. Где следует ожидать транспорт?
 
5. Что означает данный знак?
6. Где должны ходить пешеходы вне населенных пунктов при отсутствии тротуара?
7. Кто такой пассажир?
 8.     
 Что означает данный знак?
— Посмотрите внимательно на слайд. К чему приводят данные дорожные ситуации?
Причины ДТП (слайд 4) (формулируется тема)
 


Основные группы дорожных ситуаций повышенной опасности «ловушек»: закрытый обзор, неожиданный выход на проезжую часть, ошибочный прогноз, отвлечение внимания, «пустынная» улица, опасные действия пешехода в результате испуга.
Знание «ловушек» должно стать основой формирования умелых соответствующих дорожной обстановке действий, обеспечивающих безопасность в транспортной среде.
Опасность для ребенка в дорожных ситуациях
( учащимся раздаются тексты, по которым они готовятся и рассказывают об опасных ситуациях на дороге и как их предотвратить) (слайд 5)
1). Опасность в дорожных ситуациях, связанных с закрытым обзором.
2). Опасность в дорожных ситуациях, связанных с ошибочным прогнозом.
3). Опасность в дорожных ситуациях, связанных с отвлечением внимания.
4). Опасность в дорожных ситуациях, связанных с неожиданным выходом на проезжую часть.
5). Опасность в дорожных ситуациях, связанных с «пустынной» улицей.
6). Опасность в дорожных ситуациях, связанных с испугом.
Справка о ДТП . (слайд 6)
( по страницам газеты «тв дубль»)
“Зашифрованное письмо” (слайд 7)
Работа в парах (группах)
— Пришли письма, посвящённые Правилам дорожного движения, но текст зашифрован. Вам предстоит расшифровать его и прочитать выразительно.
Карточки:
1. “Прежде, чем перейти дорогу, найди ……. место для перехода. Остановись …… тротуара. Посмотри внимательно сначала …, потом …, нет ли машин. Переходи дорогу …. …соблюдай правила дорожного …! Будь … пешеходом!”
1) никогда, 2) опасное, 3) наискосок, 4) у центра, 5) безопасное, 6) направо, 7) по прямой, 8) у края, 9) всегда, 10) налево, 11) транспорта, 12) рассеянным, 13) движения, 14) внимательным.
2. “Ребята! Изучайте и … правила … движения! Прежде, чем переходить дорогу, убедитесь в полной её …. Переходите дорогу только на … сигнал светофора. … переходите проезжую часть улицы … близко идущим транспортом. Помните: транспорт сразу остановить …! Дорога – это … место для игр!”
1) можно, 2) красный, 3) транспортного, 4) жёлтый, 5) игнорируйте, 6) нельзя, 7) не, 8) зелёный, 9) соблюдайте, 10) позади, 11) дорожного, 12) опасности, 13) перед, 14) то, 15) безопасности.
3. “Ребята! … за борта грузовиков или других … средств – это приводит к …. Играть на мостовой …. Помогайте своим младшим товарищам … переходить улицы и …. Играть и бегать по дороге – …! Будьте во всём … примером для младших детей”.
1) безопасно, 2) тротуары, 3) разрешается, 4) держитесь, 5) опасно, 6) плохим, 7) дороги, 8) счастью, 9) не цепляйтесь, 10) дорожных, 11) как-нибудь, 12) запрещается, 13) хорошим, 14) транспортных, 15) правильно, 16) беде.
1. “Прежде, чем перейти дорогу, найди безопасное место для перехода. Остановись у края тротуара. Посмотри внимательно сначала налево, потом направо, нет ли машин. Переходи дорогу по прямой. Всегда соблюдай правила дорожного движения! Будь внимательным пешеходом!”
2. “Ребята! Изучайте и соблюдайте правила дорожного движения! Прежде, чем переходить дорогу, убедитесь в полной её безопасности. Переходите дорогу только зелёный сигнал светофора. Не переходите проезжую часть улицы перед близко идущим транспортом. Помните: транспорт сразу остановить нельзя! Дорога – это не место для игр!”
3. “Ребята! Не цепляйтесь за борта грузовиков или других транспортных средств – это приводит к беде. Играть на мостовой опасно. Помогайте своим младшим товарищам правильно переходить улицы и дороги. Играть и бегать по дороге – запрещается! Будьте во всём хорошим примером для младших детей”.
7. К рисункам найти и сформулировать правила безопасного поведения на дороге. (слайды 8-14)
(
рисунки показываются на экране, учащиеся находят соответствующее правило на столе, зачитывают его и вывешивают на доску)
Никогда не выбегайте на дорогу перед приближающимся автомобилем.
Это опасно потому, что водитель не может остановить машину сразу.
 Д
орогу необходимо переходить в специально установленных местах по пешеходному переходу.


На проезжую часть выходите только после того, как убедитесь в отсутствии приближающегося транспорта и слева и справа.

Выйдя из автобуса, не выбегайте на дорогу. Подождите, пока автобус отъедет, и только потом, убедившись в отсутствии машин, переходите дорогу.
О
пасно выезжать на проезжую часть на скейтах и роликовых коньках.
 
Не выбегайте на дорогу вне зоны пешеходного перехода, в этом месте водитель не ожидает пешеходов и не сможет мгновенно остановить автомобиль.
О
пасно играть в мяч и другие игры рядом с проезжей частью, лучше это делать во дворе или на детской площадке.
 
Умейте пользоваться светофором.

Нельзя ходить по бордюру. Это опасно.
 
Выйдя на улицу, юный пешеход должен вежливо передвигаться только по тротуару или обочине!
О
сновная опасность, которая подстерегает юных велосипедистов, — это дорога. Категорически запрещается ездить там, где есть хоть какое-то дорожное движение. Не следует забывать, что велосипед — транспортное средство, одно из самых неустойчивых и незащищенных, и даже незначительные столкновения могут повлечь за собой очень серьезные последствия.
Итог занятия. (слайд 15). Рефлексия.
Я узнал…..
Я буду…….
Я хочу…….
Литература:
Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению Правил дорожного движения/ авт.- сост. В.Е.Амелина, О.Л.Фастова, С.В.Кашлева – 3-е издание. – М.: Глобус,2008.
Профилактика детского дорожно-транстпортного травматизма в начальной и средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями / авт.- сост. В.В.Шумилова, Е.Ф.Таркова. – Волгоград: Учитель, 2007.
http://gibddsao.ru/article39.php
http://www.dddgazeta.ru/
 