Перестроение на перекрестке – Можно ли перестраиваться на перекрестке? Проверьте себя. Как правильно перестраиваться из ряда в ряд
Изменение в ПДД при проезде перекрестка
Проблема
Движение в границах перекрестка правилами не регулируется. Существуют правила въезда и правила выезда. Одна из проблем это поворот с одной дороги на другую автомобилей с противоположных направлений.
Задача — осуществить поворотОба водителя руководствуются пунктами 8.5
8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении…
8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.
Если взять крайность, то возможно выполнить поворот по такой траектории и нарушения не будет.
Он же выехал с пересечения проезжих частей! — Нет.
Почему не упомянут второй абзац 8.6?
Приоритет определяется пунктами 13.12 (или 13.4 если перекресток регулируемый)
13.12. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо.
Хорошо, вспомним второй абзац п.8.6.
При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.
Гипотетически, если нет возможности, меняются правила приоритета? Откуда встречному знать про неопределенные возможности? Для него п.13.12, который он должен выполнить.
По причине отсутствия правил движения в границах перекрестка, возможно пересечение траекторий в произвольных точках.
Возможные траектории движения при поворотеНо ведь приоритет определен, в чем проблема? Проблема в ненужном пересечении траекторий. Два автомобиля поворачивают в две полосы, для чего допускать эти пересечения?
Возможные траектории движения при поворотеКак это можно урегулировать с действующим Правилами дорожного движения?
Конечно же обозначить полосы движения на перекрестке
Обозначение полос движения на перекресткеНо этого не достаточно, пересекать разметку не запрещено. Какие же есть варианты?
Решение
Нужно просто посмотреть, как это реализовано в Правилах других стран, например в республике Беларусь.
Перестроение транспортных средств на перекрестке запрещается, кроме перекрестка, на котором организовано круговое движение.
При запрете перестроения на перекрестке повышается общая безопасность движения и появляются новые возможности для организации движения, когда транспортные средства движутся строго в указанных полосах.
Текст поправок
Результат поправкиПункт 8.4 дополнить абзацем следующего содержания «Перестроение транспортных средств на перекрестках с обозначенными полосами движения запрещается, кроме перекрестков, на которых организовано круговое движение.»
Результат поправки — исключение пересечения траекторий при повороте. Исключение в принципе необоснованных маневров на перекрестке, полный контроль движения в пределах перекрестка при организации движения.
Перестроение на перекрестке. Ситуация. | AVTONAUKA.RU
Обратив внимание на заголовок, читатель, наверное, уже догадался, что тема статьи касается некой спорной дорожной ситуации, в которой противоборствующие стороны к согласию не пришли.
Речь пойдет даже не столько о ситуации, а о реакции двух водителей на обстоятельства, в которых они оба оказались, благодаря бесконтрольному проявлению своих эмоций.
Все началось с того, что одному из участников нужно было перестроиться на перекрестке влево, на соседнюю полосу. Перекресток нерегулируемый, участники двигаются в потоке машин по главной дороге. Час пик — движение очень плотное, в такое время, как говорят, все «на нервах».
Теорию безопасности перестроения оставим за кадром. С теоретическим материалом, относящийся к маневру «перестроение», можно ознакомиться в статье Перестроение на дороге. Безопасность маневра, а также в одноименной серии статей, посвященных этому маневру, которая так и называется — Перестроение.
Здесь повторяться не станем, правило перестроения (пункт 8.4 ПДД) для всех одно — уступает тот, кто перестраивается (меняет полосу движения). Но любая дорожная ситуация переменчива, почти всегда есть возможность отступления от Правил (например, поменяться приоритетами). Одно из главных условий благополучного разъезда в любой ситуации — чтобы эмоции не преобладали над здравым смыслом.
Посмотрите короткий видеоролик. Присутствует ненормативная лексика.
Взято отсюда
Главная дорога на перекрестке поворачивает налево. Сразу после въезда на перекресток «регистратор» начал перестраиваться левее, и постепенно выдавил своего оппонента (с которым позднее вступил в перепалку) на встречную полосу. Естественно, другому водителю это не понравилось, и что он начал делать? — он решил проучить «обидчика».
Началось «бодание» за место на дороге, в результате чего, уже прилично отъехав от перекрестка, машины столкнулись. Интересен тот факт, что на перекрестке нарушил «регистратор», когда перестраивался, но столкновение произошло за пределами перекрестка, и по вине второго участника. Вот таким образом эмоции сыграли злую шутку с обоими.
Когда на дороге возникает подобный спор «кто — кого», то такой спор нередко приводит к неприятным последствиям, потому что повышенная эмоциональность, как правило, отвлекает от наблюдения за дорогой, вследствие чего ситуация может выйти из-под контроля.
В заключение предлагаю ознакомиться с материалом статей Эмоции — плохой советчик на дороге — о вреде эмоций за рулем, и В пробках все равны. Уступите вы – уступят и вам, как альтернативный вариант правилу перестроения при движении в режиме сплошной пробки.
Будьте внимательны за рулем.
Навигация по серии статей<< К вопросу о тактике перестроенияДвижение на перекрестке и перестроения
Большинство заданий на экзамене в ГИБДД связано с движением на перекрестках, инспектор будет просить вас сделать правый и левый поворот, развернуться. Правый поворот и развороты я разобрал максимально подробно, в этом тексте собраны другие маневры связанные с движением на перекрестке и перестроениями.
Поворот направо — что говорят ПДД и какая реальная ситуация на дорогах (как обычно действуют водители с водительскими удостоверениями)
Правый поворот — как нужно действовать на экзамене и на что будет обращать внимание инспектор
Разворот (на перекрестке, вне перекрестка, с использованием придомовой территории)
Осуществлять повороты налево, движение на перекрестках
Я подробно расписал поворот направо. В случае поворота налево, вам изначально нужно контролировать несколько направлений движения. Также нужно научиться поворачивать строго в свою полосу (а не начинать поворот раньше, во встречку), поворот должен выглядеть максимально приближено к углу 90 градусов и начинаться на полосе попутного движения.
Движение на “X” и “T”- образных перекрестках
Проезды перекрестков состоят из правых и левых поворотов, но все-таки я их выделил в отдельный пункт. Вы должны понимать, как действовать при движении на регулируемых и нерегулируемых перекрестках, понимая приоритеты и что делать, когда вы не успели завершить маневр. Эти маневры должны быть тщательно отработаны в ходе подготовки. Желательно знать особенности основных перекрестков на экзаменационном маршруте. Дополнительно нужно понимать, что делать, если вы не можете выполнить маневр на перекрестке до переключения светофора.
Экзаменационный маршрут ГИБДД, дорожная обстановка на маршруте и особенности маневров, которые придется делать на экзамене в ГИБДД
Исключить перестроение через сплошную
Нужно всегда помнить, что нельзя пересекать сплошные линии разметки, даже в рамках своего направления движения. Например, нельзя перестроиться в правый ряд через сплошную. По ПДД это мелкое нарушение, на экзамене в ГИБДД – 5 баллов.
Позиция в своей полосе при маневрах
Вы должны всегда двигаться в своей полосе. По факту, разметка полос встречается не так часто, так что всегда нужно понимать, где вы находитесь. Перестраиваться между полос можно только по правилам ПДД, показывая свой маневр поворотниками. Сюда же примыкает навык правильно занимать место на дороге и не мешать другим участникам движения.
Движение назад
Подобные (например, разворот с прилегающей территории с использованием заднего хода автомобиля) маневры тоже нужно потренировать при обучении. И помните, что при движение назад на дороге на экзамене, желательно включать аварийную световую сигнализацию (хотя при прямолинейном движении назад это не обязательно, проще это делать всегда и известны случаи выставления штрафных баллов за невключение).
При необходимости оперативно перестраиваться между полосами в потоке
Этот маневр был кандидатом в раздел сложных маневров, но все-таки разместил его здесь, так как ездить, не умея выполнить его, сложно. Простейший пример – объехать маршрутку, которая резко остановилась для высадки пассажиров. Делая такой маневр, вы, по-первых, должны контролировать ситуацию по зеркалам, во-вторых, должны показывать свои маневры поворотниками и, в-третьих, должны не тереться рядом с препятствиями, а объезжать по соседнему ряду. На экзамене, если есть такая возможность, лучше подобных маневров не совершать.
Опубликовано 6.8.2016, версия 1.1 от 23.05.2017
Если Рулимс помог вам (упростил получение водительского удостоверения или позволил сэкономить в чем-то) помогите и ему, буду благодарен за любые суммы, перевести можно как с банковской карты, так и из Яндекс.Деньги (необходимо выбрать нужный способ оплаты). Полученные средства позволят развить ресурс, поднимать новые темы и возможно предложить новые сервисы.
Если вы не можете воспользоваться предлагаемыми способами перевода, поддержите близкий мне Благотворительный фонд Предание. У них доступны практически все имеющиеся способы приема средств.
Также можно помочь опубликовав ссылку на Рулимс (https://www.rulims.ru) в вашей любимой социальной сети, блоге или форуме (особенно был бы благодарен за блоги и форумы, заранее огромное спасибо). Так же буду благодарен за участие в группах в социальных сетях и исключительно благодарен за перепосты интересных вам материалов в ваши блоги и форумы. Для развития проекта так же очень полезны ваши комментарии и примеры из вашего опыта. Для комментариев лучше зарегистрируйтесь на Рулимс. Форма регистрация на сайте максимально простая, предполагаются сервисы только для зарегистрированных пользователей. Подробней почитать как можно помочь ресурсу можно на странице Поддержка и участие в проекте.
Разрешено ли перестроение на перекрестке?
На перекрестке перестраивание из ряда в ряд запрещено. Этот запрет дублирует разметка (если имеется таковая:) ) . Если оказалось, что нужно поменять ряд на перекрёстке, то необходимо все-же продолжить путь по той полосе, в которой движетесь, а потом после перекрёстка развернуться (если это разрешено разметкой и знаками) и вернуться и направиться в уже правильном направлении. Ну, это по-правилам и по-нормальном этичном поведении водителя.. . Ну а там, как сами решите.
разрешено сколько раз сам так делал и другие постоянно делают и при ментах такое делал и нормально всё
Перестраиваться можно, если не создаешь помех другим участникам движения и если нет разметки запрещающей смену ряда
Да делай все, что угодно.. . Только другим не мешай! Можешь не только перестраиваться на перекрестке, но и разворачиваться, если, конечно, нет запрещающего знака! Причем разворачиваться ты можешь и из первого ряда через второй, если габариты твоего транспортного средства не позволяют это сделать из второго.. . Например, ты двигался во втором ряду. Подъехал к перекрестку, а впереди стоящий автомобиль — неожиданно включил левый поворотник — въехал на перекресток и остановился, пропуская встречных для поворота налево. Так что, ты будешь ждать, когда он, в конце-концов повернет, что ли, если первый ряд у тебя освободился? ! Помигай, перестраивайся в первый ряд — и чеши прямо!
Разрешается не только перестроение, но и обгон, но только на регулируемом перекрестке без выезда на полосу встречного движения или при движении по главной дороге, не меняющей направление.
Смотря где. В России на перестроение на перекрёстке запрета нет, а значит, это разрешено. А вот в Белоруссии — запрещено.
Запрещён обгон на регулируемых перекрёстках и на не регулируемых если ты не на главной! сейчас в правилах ОБГОН- это опережение транспортного средства с выездам на полосу встречного движения! Так что теперь нет понятия обгон с права (т. к. раньше обгон считался выезд из занимаемой полосы для опережения ТС) ЗНАЧИТ ЕСЛИ РАЗМЕТКА НЕ ЗАПРЕЩАЕТ МОЖНО!
Перестроение на круговом перекрестке | ДТП
Небольшое ДТП на круговом перекрестке. «Автор» происшествия «подлез» под грузовичок в момент его перестроения на соседнюю полосу. Разбор дорожной ситуации.
Событие происходит на перекрестке с круговым движением, но речь пойдет не о проезде круговых перекрестков, точнее не о правилах проезда круговых перекрестков. Кому интересны непосредственно правила проезда подобных перекрестков, можно обратиться к статье Проезд перекрестков с круговым движением.
Здесь же рассмотрим особенность перестроения на круговом перекрестке на примере одной дорожной ситуации, и разберем ошибки водителей – ее участников.
Ситуация выглядит следующим образом. «Регистратор» въезжает на круговое движение, смещается левее не проезжей части, опережая попутный легковой автомобиль, и быстро догоняет грузовичок, у которого мигает левый указатель поворота, т.е. грузовик в этот момент перестраивается влево, ближе к крайней левой полосе кругового перекрестка.
«Регистратор» тоже занимает крайнюю левую полосу, и оказывается в ситуации, когда слева располагается бордюр зеленого газона, а справа – грузовик, который, продолжая перестраиваться, перекрывает путь «регистратору». Последний тормозит, но поздно – грузовичок цепляет его правую переднюю «скулу».
Посмотрите короткий видеоролик.
Автор видеоролика
Правила перестроения на круговом перекрестке точно такие, как и на прямой дороге, т.е. тот, кто перестраивается на соседнюю полосу, уступает дорогу тому, кто уже движется по этой полосе. Но особенность круговых перекрестков в том, что движение по ним осуществляется все время по дуге поворота: нужно постоянно следить за ситуацией сзади и с боков автомобиля и одновременно еще нужно контролировать свою собственную траекторию движения по дуге.
Водитель грузовичка в данной ситуации перестраивался (менял полосу движения), следовательно, согласно пункту 8.4 ПДД, должен был уступить дорогу «регистратору», который оказался на этой полосе секундой раньше. Но ситуация развивалась настолько быстро, что водитель грузовика своего оппонента не заметил. «Регистратор» для водителя грузовика появился сзади, можно сказать, очень неожиданно, и также быстро занял место в слепой зоне зеркал грузовика.
Ну а поскольку водитель грузовика своего оппонента не заметил, он продолжил перестроение и зацепил автомобиль с регистратором. Ошибка водителя грузовичка в этом и заключается: не убедился, что полоса, на которую он перестраивался, свободна.
Ошибкой второго водителя (регистратора) была, можно просто сказать, неверная оценка всей обстановки. Он видел, что грузовик перестраивается влево (у него мигал «поворотник»), но не предположил, на сколько «влево» продлится это смещение. Он также не предположил, что водитель грузовика мог его не видеть в зеркалах. Вскоре он понял, что не сможет проехать между грузовиком и бордюром, притормозил, и даже остановился, но сделал это слишком поздно, фактически, уже подставив машину под удар.
Для «регистратора» в этой ситуации уже стоял вопрос не в том, кто в данном случае имеет преимущество, а как в сложившейся ситуации избежать ДТП. Но этого сделать не удалось, произошло столкновение. Мелкое, но неприятное.
Как избегать подобных ошибок?
Во-первых, нужно стараться вести автомобиль с безопасной скоростью. В нашем случае автомобиль с регистратором двигался гораздо быстрее средней скорости общего потока машин. Если не превышается установленный ПДД скоростной режим (в населенном пункте – 60 км/час), то нарушения в этом никакого нет, но если бы «регистратор» заранее немного сбавил свою скорость, то опасной ситуации удалось бы избежать.
Во-вторых, нужно стараться ехать так, чтобы быть видимым другим водителям, которые едут впереди, т.е. необходимо учитывать специфику их обзора посредством зеркал заднего вида. Ехать видимым для всех получается далеко не всегда, потому что любой автомобиль имеет свои «слепые» зоны. Т.е. в зеркала заднего вида можно видеть далеко не всю обстановку, которая образуется сзади автомобиля и с его боков. Подобные особенности нужно учитывать.
На большинстве легковых автомобилей для дополнительного контроля ситуации сзади и с боков есть возможность с водительского кресла посмотреть по сторонам – повернуть голову и посмотреть, т.е. дорогу видно через стекла салона автомобиля, только делать это нужно быстро. Грузовики лишены такой возможности. Их водителям вдвойне сложнее рассмотреть, кто движется сзади, потому что этому мешает кузов, приходится ориентироваться только по зеркалам, в которые, как уже было сказано выше, можно рассмотреть далеко не все.
Такую «специфику» обзора у разных автомобилей нужно учитывать не только во время выполнения маневров, но и во время попутного движения на прямой дороге. Для дополнительного контроля ситуации сбоку-сзади машины перед перестроением нужно не забывать быстро повернуть голову и посмотреть в ту сторону (взгляд в сторону и немного назад), куда намереваетесь выполнить перестроение. Т.е. необходимо убедиться, что в слепой зоне никто не «спрятался», и выезд из своей полосы будет безопасен. На грузовиках этот вопрос можно решить установкой дополнительных наружных сферических зеркал.
Будьте внимательны за рулем, берегите себя и окружающих.
Навигация по серии статей<< Выезд с кругового перекресткаПроезд через круговой перекресток >>Одновременное перестроение | AVTONAUKA.RU
О том, что представляет собой перестроение как маневр, а также процесс одиночного перестроения в потоке машин, было рассмотрено в одноименной статье Одиночное перестроение. Теория и практика.
В этой публикации разберем вариант одновременного (обоюдного) перестроения, и кто кому из водителей, и в каких случаях должен уступать дорогу при перестроении.
Но для более полного представления об этом маневре сначала рекомендую ознакомиться с материалом по одиночному перестроению.
Когда осуществляется одновременное перестроение транспортных средств, движущихся попутно, преимуществом пользуется ТС, находящееся справа (пункт 8.4 ПДД). В этом правиле кроется один маленький нюанс, но его игнорирование или непонимание может привести к большому столкновению. Чтобы стало понятнее, рассмотрим расположенные ниже рисунки. Схема, разумеется, условная, но смысл будет понятен.
Есть два автомобиля А и Б, и они оба движутся попутно. Предположим, водителю машины Б необходимо перестроиться влево. Кто из водителей и кому в таком случае уступает при перестроении?
Согласно первой части пункта 8.4, уступает дорогу тот автомобиль, который перестраивается: водитель Б, перестраиваясь, должен уступить дорогу водителю А (левый рисунок).
Но если окажется, что водителю А в этот момент тоже захочется сменить свою полосу (т.е. перестроиться вправо), то, согласно второй части пункта 8.4, при одновременном перестроении преимущество на стороне того автомобиля, который располагается справа. Т.е., обратите внимание, приоритет (право на первоочередный проезд) меняется местами (правый рисунок)!
Теоретически, совершая перестроение, авто Б обязан уступить автомобилю А (если А едет в пределах своей полосы, не перестраивается). В случае одновременного перестроения (если водитель Б вдруг поймет, что А – тоже намеревается совершить перестроение), теперь уже автомобиль А уступает дорогу автомобилю Б, т.е. пропускает того вперед.
Возникает вопрос: как водители поймут, что они оба совершают одновременное перестроение? Чтобы в этом разобраться, нужно посмотреть на сложившуюся ситуацию глазами каждого водителя.
Когда приходится рассматривать статичный рисунок, на нем все выглядит понятно: теоретически приоритеты расставить несложно. На практике, т.е. на дороге, машины движутся, причем неравномерно, вокруг едут другие машины, и теория предстает перед глазами совершенно под другим «углом».
Как можно понять намерения другого водителя? Это возможно только в том случае, если его автомобиль виден на дороге (впереди по движению, в зеркалах заднего вида или сбоку). Причем не просто автомобиль заметен, а нормально виден всеми своими габаритами. Разве что, в случае, когда оппонент находится сбоку, его намерения не всегда понятны (или совсем непонятны – он просто едет вперед, находясь сбоку, и его указатели поворотов часто бывают не видны).
Допустим, водителю Б нужно перестроиться левее. Как он должен действовать? План его действий будет зависеть от наличия свободного пространства на дороге, расположения машин на проезжей части и скорости его движения. Машины, чаще всего движутся в ломаном шахматном порядке, который постоянно «перетусовывается».
Если автомобиль А находится слева-сбоку, то первая часть пункта 8.4 обязывает сначала пропустить вперед автомобиль А, и затем перестроиться левее, вслед за ним.
В свою очередь, если водитель машины А также захочет перестроиться правее, то он увидит справа от себя автомобиль Б, и согласно первой части того же пункта 8.4 будет обязан пропустить Б вперед, и после, перестроиться уже ЗА ним (сзади автомобиля Б).
Предположим, что намерения обоих водителей совпали – они движутся рядом, параллельно друг другу, и обоим необходимо перестроиться: одному направо, другому налево. Оба включают «поворотники» и, с этого момента можно смело предположить, что вот так сразу ни тот ни другой не поймут намерения друг друга, поскольку машины движутся, нужно смотреть вперед на дорогу, и еще успеть увидеть включенный «поворотник» у «соседа» сбоку, что не всегда реально.
Кто-то может возразить, ведь, у машин есть боковые повторители сигналов поворота, но все ли водители обращают на них внимание? Как целесообразно поступить в таком случае?
Самый рациональный вариант, это расположить свой автомобиль на дороге так, чтобы оппонент, который едет сбоку, оказался либо впереди (следует чуть сбавить скорость), либо сзади (следует чуть увеличить скорость). Нужно сместиться примерно на такое расстояние, чтобы появилась возможность увидеть световые сигналы друг друга (один из них увидит задний бампер своего оппонента, второй – передний бампер «соседа», в зеркалах). Разумеется, смысл ускориться есть только, когда общая дорожная обстановка к этому располагает, т.е. ничто не препятствует.
Далее, весь процесс одновременного перестроения сводится к одиночному перестроению, рассмотренного в статье Одиночное перестроение. Теория и практика. Каждый перестраивается в соответствии с первой частью пункта 8.4, независимо друг от друга и, не мешая друг другу.
Процесс перестроения в другую сторону выполняется также, только в зеркальном порядке описанному выше.
Нужно понять следующее. Теоретически, одновременным перестроением можно считать любой маневр смены полосы, который происходит одновременно с маневром другого автомобиля.
Сюда относится и обоюдное перекрестное перестроение (рассмотрено выше), и обоюдное параллельное перестроение (два авто одновременно перестраиваются из одного ряда в соседний ряд). Такой вариант был рассмотрен ранее в статье Одновременное перестроение (выезд) из одной полосы.
Вопросы преимущества проезда во время перестроения возникают у водителей только тогда, когда пути машин пересекаются. Но водители не всегда могут понять, что процесс перестроения протекает обоюдно. Это становится ясно, когда машины начали сближаться или, что хуже, уже столкнулись. Тогда виновного определяют по второй части пункта 8.4: если был справа, значит, имел право!
Но на практике этим правом чаще всего удается воспользоваться только после того, как ДТП уже произошло. Тогда какой смысл в этом праве, если все равно автомобиль придется ремонтировать?
Поэтому, любое возможное одновременное перестроение целесообразно «конвертировать» в одиночное перестроение, как было рассмотрено только что выше, и в статье Одиночное перестроение. Теория и практика. Следует постоянно обращать внимание на движение «соседей» по дороге, их траектории, на их световые сигналы и на то, как в общих чертах изменяется дорожная ситуация.
Ну и последнее. Процесс перестроения считается завершенным, когда автомобиль сменил полосу движения, занял место на проезжей части и продолжает движение в пределах другой полосы. Соответственно, если полосы движения условные (без разметки, определяются «на глазок» с учетом ширины ТС (пункт 9.1)), то и завершение перестроения будет условным, по выключению сигнала поворота, как требует пункт 8.2.
Будьте внимательны.
Навигация по серии статей<< Одновременное перестроение (выезд) из одной полосыПоворотник, перестроение и обгон >>ПДД 2020 | Начало движения, маневрирование
ПДД 2019, 2020 с комментариями онлайн
8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.
Сигналу левого поворота (разворота) соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой.
Что такое маневр? В ПДД официального определения данному термину не дано. Маневром можно считать любое изменение направления движения ТС от прямолинейного относительно дороги, по которой оно движется.
Исходя из этого толкования, к маневрам относятся:
- поворот и разворот;
- перестроение;
- объезд и обгон;
- начало движения от края проезжей части (от тротуара) или с обочины;
- подъезд к тротуару или съезд на обочину перед остановкой;
- движение задним ходом.
Не является маневром движение по закруглению дороги, когда такое закругление является единственно возможным направлением движения.
В пункте 8.1 перечислены пять случаев изменения положения ТС на проезжей части, перед выполнением которых включение «поворотника» обязательно: перед началом движения, перестроением, поворотом, разворотом и остановкой.
При осуществлении поворота в процессе движения задним ходом включение соответствующего указателя поворота также обязательно. Движение назад-вправо: включается правый «поворотник», движение назад-влево: включается левый «поворотник».
Если указатели сигналов поворота по каким-то причинам не работают (неисправны) или отсутствуют (например, на велосипеде), то сигналы подаются руками.
Маневр не должен создавать помех движению другого транспорта. Поэтому, перед началом любого маневра, важно знать ситуацию вокруг своего автомобиля, и держать ее под контролем.
Что касается действий перед началом движения в различных ситуациях, об этом можно прочесть в одноименной статье Начало движения на автомобиле.
8.2. Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения (подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед выполнением маневра). При этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения.
Подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности.
Сигналы указателями правого и левого поворота предназначены только для информирования других участников движения (водителей и пешеходов) о предстоящем маневре и НЕ дают преимущества в движении.
Сигнал поворота должен быть включен заблаговременно, т.е. заранее, но в такой момент времени, в соответствии с дорожной ситуацией, когда он не сможет ввести в заблуждение других водителей и пешеходов, по-другому, ваши намерения должны быть понятны.
Например, подъезжаете к перекрестку, на котором нужно повернуть налево, но перед перекрестком слева имеется заезд во двор (как вариант, на прилегающую территорию). Целесообразно включить левый «поворотник» после того, как минуете въезд во двор, чтобы едущим сзади стало понятно, что поворот налево будет произведен дальше по движению, т.е. на перекрестке.
По завершении маневра сигнал поворота необходимо выключить, опять же, для того, чтобы не вводить в заблуждение остальных участников движения.
8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги — пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.
Прилегающая территория (согласно определению) примыкает к дороге и не имеет сквозного проезда. Въезд и выезд на прилегающую территорию НЕ считается перекрестком. Поэтому, заезжая на прилегающую территорию с дороги или покидая прилегающую территорию, требуется уступить всем участникам движения, чей путь будет пересечен.
Дворы и жилые массивы также относятся к прилегающим территориям. Выезд из двора или арки жилого дома также подчиняется этому правилу. Подробнее — в одноименной статье Выезд с прилегающей территории.
8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.
В этом пункте пдд сформулированы два правила перестроения:
- если одно транспортное средство перестраивается, а другое движется без перестроения, то уступить дорогу должен тот, кто перестраивается;
- в случае одновременного перестроения дорогу уступает тот, у кого помеха справа.
Правила перестроения действуют как на дорогах с разметкой, так и на дорогах без разметки. В статьях Перестроение в потокеи Перестроение на дороге. Безопасность маневра вопросы приоритета, а также техника перестроения рассмотрены более подробно.
8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.
Перед поворотом направо необходимо занять на проезжей части своего направления крайнее правое положение, а чтобы повернуть налево или развернуться – крайнее левое положение.
Что означает занять крайнее положение на проезжей части дороги? Крайнее правое положение, это когда справа уже разметка 1.2 (край проезжей части), бордюр, тротуар, обочина. Крайнее левое положение, это когда автомобиль располагается своим левым бортом к середине дороги (к разметке, разделяющей встречные потоки, либо к разметке, обозначающей левый край проезжей части, к разделительной полосе).
Требование занять именно крайнее положение на проезжей части дороги не случайно. Кроме машин по проезжей части имеет право передвигаться и двухколесный транспорт (мотоциклы, мопеды, велосипеды). Этим участникам не нужно много места, они могут легко протиснуться между вашим авто и краем проезжей части, и их появление может оказаться очень неожиданным.
Одним из вариантов, чтобы постараться исключить их внезапное появление и, тем самым избежать ДТП по невнимательности, является данное требование – занять крайнее положение на проезжей части дороги.
На перекресток с круговым движением заехать можно с любой полосы, но покидать такой перекресток можно только с крайнего правого ряда. Подробнее о въезде и выезде с таких перекрестков – в статье Проезд перекрестков с круговым движением.
На некоторых перекрестках установлены знаки 5.15.1 или 5.15.2, информирующие о том, с каких полос и в каком направлении разрешено движение. Эту же функцию выполняет разметка 1.18. В таких случаях водители обязаны следовать их указаниям.
При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.
Если вам необходимо повернуть налево или развернуться на дороге с трамвайными путями, расположенными слева на одном уровне с проезжей частью, то необходимо, не создавая помех трамваю, перестроиться на трамвайные пути попутного направления и затем выполнить необходимый маневр. Так можно поступать, если отсутствуют знаки 5.15.1, 5.15.2 либо разметка 1.18.
Если на дороге с трамвайными путями перед перекрестком установлены знаки 5.15.1, 5.15.2 либо нанесена разметка 1.18, следует поворачивать налево или разворачиваться не выезжая на трамвайные пути, предварительно уступив дорогу трамваям как попутного, так и встречного направления, движение которым разрешено одновременно с вами.
В статье Проезд перекрестков с трамвайными путями эти правила рассмотрены более подробно.
8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.
При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.
Когда выполняется любой поворот, важно не затронуть проезжую часть встречного направления. При левом повороте такое возможно, когда «режется угол» поворота, и таким образом на выезде с пересечения проезжих частей можно левыми колесами автомобиля проехать по встречной полосе.
Поворачивая направо, ПДД требуют держаться как можно правее. На встречной полосе (той проезжей части, на которую поворачиваете) можно оказаться, если поворот направо будет «затяжной». Такое возможно на небольших перекрестках.
8.7. Если транспортное средство из-за своих габаритов или по другим причинам не может выполнить поворот с соблюдением требований пункта 8.5 Правил, допускается отступать от них при условии обеспечения безопасности движения и если это не создаст помех другим транспортным средствам.
Крупногабаритный транспорт (особенно длинномерный) при повороте не всегда может вписаться в выделенную полосу движения. Если ваш автомобиль находится рядом с таким ТС, будьте внимательны: его задние колеса смещаются к центру поворота. Вывод: поворачивать одновременно с таким транспортом, находясь с внутренней стороны поворота, опасно.
8.8. При повороте налево или развороте вне перекрестка водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления.
Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.
Перед поворотом налево или разворотом вне перекрестка требуется пропустить весь встречный транспорт и трамвай попутного направления, т.е. уступить всем им дорогу. При выполнении этих маневров (поворот налево и разворот), пункт 8.5 требует занять крайнее левое положение на проезжей части.
Но иногда ширина проезжей части может оказаться узкой для выполнения разворота из крайнего левого положения (проще сказать, с середины дороги). В таком случае допускается развернуться от правого края проезжей части (если проезжая часть упирается в бордюр), или с правой обочины (если таковая имеется). При этом варианте разворота потребуется уступить дорогу как встречному, так еще и попутному транспорту.
Подробнее о разворотах вне перекрестка можно прочесть в статьях Выполнение разворота. Часть 1 и Разворот на дороге вне перекрестка через обочину.
8.9. В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа.
Указанные ситуации чаще всего встречаются во дворах, на стоянках, полянах, автозаправках, прилегающих территориях и т.п. В таких случаях уступает дорогу тот, у кого помеха справа.
8.10. При наличии полосы торможения водитель, намеревающийся повернуть, должен своевременно перестроиться на эту полосу и снижать скорость только на ней.
При наличии в месте въезда на дорогу полосы разгона водитель должен двигаться по ней и перестраиваться на соседнюю полосу, уступая дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге.
В целях поддержания скоростного режима и пропускной способности дорог, их оборудуют дополнительными полосами – разгона и торможения, которые отделяются от основной дороги горизонтальной разметкой 1.8.
Для того чтобы съехать с такой дороги, сначала нужно перестроиться на полосу торможения, и уже на ней снижать скорость.
Заезжая на дорогу с полосой разгона, сначала нужно двигаться по ней, чтобы набрать скорость, затем, уступив дорогу попутному транспорту, перестроиться на соседнюю полосу (на основную дорогу).
Более подробно о полосе для разгона и торможения — в одноименной статье Полоса разгона и полоса торможения.
8.11. Разворот запрещается:
- на пешеходных переходах;
- в тоннелях;
- на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
- на железнодорожных переездах;
- в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
- в местах остановок маршрутных транспортных средств.
Кроме указанных в пункте 8.11 мест, разворот еще может быть запрещен дорожными знаками и дорожной разметкой. В некоторых случаях еще нужно обращать внимание на сигналы светофоров (чаще с дополнительными секциями). На линзах могут быть нанесены стрелки, запрещающие разворот. Это стрелки «прямо», «прямо и направо».
О том, как безопасно выполнить разворот рассмотрено в одноименных статьях: Выполнение разворота Часть 1 и Часть 2 и в серии статей Разворот.
8.12. Движение транспортного средства задним ходом разрешается при условии, что этот маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения. При необходимости водитель должен прибегнуть к помощи других лиц.
Движение задним ходом запрещается на перекрестках и в местах, где запрещен разворот согласно пункту 8.11 Правил.
Кроме того, движение задним ходом запрещается на автомагистралях (обозначаются знаком 5.1) и на дорогах для автомобилей (обозначаются знаком 5.3)