Почему на фурах отказывают тормоза: Отказ пневмотормозов. Как предотвратить, и что делать. — Автомобили – Почему дальнобойщики не тормозят сцеплением при отказе тормозов? — Автокадабра
Отказ пневмотормозов. Как предотвратить, и что делать. — Автомобили
Или я такой впечатлительный, или много водителей неправильных, но просмотрев на ютубе не одно видео, где у фуры отказали тормоза, невольно задумываешся, от чего это происходит, и как действовать в подобных случаях.
Сам я всю жизнь связан с транспортом, техникой (не в грандиозных масштабах), работу многих механизмов хорошо представляю. От чего отказывают пневмотормоза? За зимнюю пору говорить пока не будем. Банально лопнул шланг, и весь воздух идёт в атмосферу, а не на разжатие камер. Это понятно. А на фурах вроде несколько иной алгоритм управления воздухораспределителя. То есть нажимаешь педаль, от тормозного крана тягача воздух пошёл прямиком на колёса тягача, а пневмосистема прицепа берёт сжатый воздух от своего рессивера (на прицепе). А управление краном прицепа идёт от магистрали тягача, верно? Так почему тогда вся эта громадина ничем не может остановиться?
Вот на грузовиках есть энергоаккумуляторы. Покуда в системе небудет 5 атмосфер, мост непокатится. И на железнодорожных вагонах при аварийном расцепе сцепки, воздушный шланг выпускает воздух из центральной трубы, и воздух из вагонного рессивера затормаживает колодки. А на прицепах такое есть?
По поводу дублирования. В гидравлических тормозах уже как бы два полунезависимых контура. При разгерметизации одного, другой как бы может худо бедно остановить машину. А с пневматикой такого нет?
Дальше.
Как действовать терпящему бедствие водителю? У многих есть рации на своём канале, включённые постоянно. Ну крикнет водитель, типа лечу, разбегайтесь. Но а дальше что? Наименьшим из катастрофы будет уйти на обочину, легти на правый бок, притереться о край скалы, уйти в заросли деревьев, чем подминать под себя попутный транспорт, и тем более рулить на встречку. Поймите, на обочине пострадает только неисправная фура, её водитель и груз. Зато все остальные ни в чём не повинные участники движения будут целые. Один чёрт фура иногда вдребезги будет, но водила должен осознавать, что последние секунды его жизни не должны пойти в угоду смерти другим.
что делать, почему происходит отказ у дальнобойщиков
У большегрузных автомобилей применяется пневматическая тормозная система. Сжатый воздух используется вместо технической жидкости, поэтому риск возникновения пробки, как в гидравлике, сведен к минимуму. Отпадает необходимость иметь запасную канистру с тормозной жидкостью, потому что запас давления пополняется из атмосферы. Иногда происходят курьезные случаи – внезапно отказали тормоза на фуре, и неуправляемая техника продолжает движение по инерции.
Основные причины отказа тормозов на фуре
Статистика утверждает, что в течение года водитель нажимает на тормоза 75 тысяч раз, а при вождении в черте города этот показатель возрастает вдвое. На все детали тормозной системы приходится огромная нагрузка, поэтому элементы становятся уязвимыми и могут отказать в любой момент. Схема пневмосистемы полуприцепа надежнее гидравлических тормозов, но периодически проходить тщательное техническое обслуживание, а особенно перед дальним рейсом, нужно обязательно.
Схема устройства пневматической тормозной системы
На заметку! Опытные дальнобойщики устанавливают в кабине фуры видеорегистратор, чтобы при внезапном выходе из строя тормозов и последующем ДТП было доказательство их непричастности. Это реальная помощь, когда у фуры отказали тормоза, например, на крутом спуске.
Приведем здесь некоторые неисправности пневматических тормозов и рекомендации по их устранению:
- Колодки реагируют медленно при нажатии на педаль тормоза или с большим опозданием. Причины следующие: происходит падение давления из-за утечки сжатого воздуха в системе, поломка компрессора или ослабление приводного ремня. Нужно ехать в сторону СТО и провести там полную диагностику.
- Увеличивается тормозной путь. Причин несколько, например, неравномерный износ поверхности колодок, разболталось крепление педали тормоза, перепады давления. Требуется диагностика пневматической системы.
- При выполнении торможения происходит занос полуприцепа. Неисправен клапан в соединении пневматики тягача и ведомого объекта, поэтому давление не поступает к тормозным камерам, продолжается движение по инерции. Требуется заменить кран в соединении.
- Фуру уводит в сторону. Причина – несинхронное срабатывание тормозов, из-за чего происходит занос. Неравномерное стачивание покрытия колодок, или тормозная камера не держит давление.
Как понять причину неисправности пневматического тормоза? Смотрите на видео:
Если профилактические мероприятия производятся регулярно, то аналогичные неисправности будут предупреждены. Внимательное отношение водителя к автотранспорту продлевает срок службы и является залогом безаварийного движения по трассе.
Решение проблемы
Независимо от причины, по которой произошел внезапный отказ тормозов у фуры, остановить машину обычным способом не так просто. Паника при такой ситуации только навредит, а решение нужно принимать быстро, потому что тяжелую технику остановить очень непросто, особенно на спуске.
Посмотрите, в какие аварии попадают грузовые автомобили при отказе тормозов:
Существует несколько вариантов решения проблемы. Каждый из них рассмотрим подробно.
На фуре с «механикой»
Применяйте торможение с помощью двигателя – постепенно переключайте скорость с понижением: например, с 4-й на 3-ю и так далее. Сцепление выжимать надо кратковременно, чтобы не потерять связь АКП с двигателем.
Стрелка тахометра во время этих манипуляций не должна попадать в красную зону. Понижение производить плавно, т. к. резкие переключения могут вывести агрегат из строя.
Переключение передач на механической коробке
На грузовике с «автоматикой»
Если на тягаче стоит АКП, то нужно перейти в ручной режим и плавно понижать скорость движения таким же методом, как было описано в предыдущем разделе. Когда сделать это невозможно, то рычаг переводится из положения «D» в режим, обозначенный цифрой «1». Автоматика самостоятельно будет выполнять понижение передач.
Переключение передач на автоматической коробке
«Продавливание» системы
Тормозная система, как правило, разбивается на два независимых контура, что сделано для повышения безопасности. Когда возникает проблема в одном, то исправно функционирует дублирующий аналог.
Важно не прекращать давление на педаль, даже в том случае, когда она «провалилась», как бы прокачивая, т. е. поступательным движением, чтобы поддерживать давление в тормозной системе.
Продавливание педали тормоза
Стояночный тормоз
В некоторых экстренных случаях применяют ручное или стояночное торможение. Для этого используют специальный рычаг. В импортных тягачах установлена аналогичная педаль. Движение совершать плавно, чтобы успеть отжать при блокировке колес.
Включение первой передачи
Когда все варианты опробованы, но не привели к нужному эффекту – перейдите на первую скорость и заглушите двигатель. Только ключ зажигания не стоит поворачивать до конца, чтобы не активировалась блокировка руля.
Переведите рычаг на заднюю скорость – эффективная методика, но выполнить это крайне трудно, потому что АКП защищены от подобных действий при движении. Предварительно нужно включить режим parking.
Переход на первую скорость
Вышеописанные действия приведут к выходу из строя АКПП, поэтому дешевле повредить менее дорогую деталь кузова при столкновении с препятствием, чтобы сократить расходы при ремонтных работах.
Контактное торможение
Чтобы остановиться, используя естественные препятствия, нужно применить такие способы:
- Если жизни водителя ничего не угрожает, а впереди имеется вариант для снижения скорости, например, съехать на обочину и притереть колеса к бордюру. При выполнении маневра надо соблюдать осторожность – возможно изменение траектории движения машины.
- В критической ситуации производится экстренное торможение. При этом используются естественные препятствия. Оптимальным вариантом служат кусты или насыпь на обочине, хуже – забор, отбойник, а крайний вариант – столбы, постройки вдоль дороги. Не забудьте убедиться, что поблизости нет людей.
Лучше снести пустующую остановку, чем выскочить на встречную полосу или оживленный перекресток.
Столкновение с отбойником
Полезные рекомендации
Независимо от стажа за рулем и профессиональных навыков отказ тормозов у любого из дальнобойщиков происходит неожиданно, поэтому водители фур должны быть всегда готовы к непредвиденной ситуации, чтобы избежать серьезных последствий.
Ознакомиться с советами опытного водителя, которые касаются действий при отказе тормоза как легкового, так и грузового автомобиля, можно на видео:
Существуют оптимальные рекомендации, при помощи которых возможно быстро определить степень износа тормозных колодок и своевременно устранить неполадки:
- При торможении слышно постороннее биение – это первый признак, что колодки нужно срочно заменить. Эксплуатация в течение долгого времени способствует неравномерному износу тормозных колодок, появляются трещины, а иногда и сколы, слышен посторонний скрежет.
- Проявляются чрезмерно слабые или, наоборот, резкие тормоза, в основном у тех водителей, которые не следят за износом колодок, и происходит заклинивание металла.
- На дисках вместе с пылью от истирания колодок появляется металлическая стружка, которая царапает поверхность тормозного устройства – нужно срочно обратиться в СТО.
На импортных тягачах в тормозной системе установлены специальные датчики, которые информируют водителя об износе тормозных колодок. В российских машинах такие индикаторы не применяются, поэтому дальнобойщикам приходится постоянно прислушиваться к работе, а при осмотре менять колодки, если износ составляет 2/3 от первоначальной толщины.
Профилактические мероприятия
Исправно функционирующая тормозная система — это залог безопасной эксплуатации автотранспорта. Важно не только своевременно заменять колодки, но и следить за расходом тормозной жидкости или проверять целостность трубопроводов пневматических тормозов.
Регулярные профилактические осмотры способствуют предотвращению возникновения неисправностей и продлевают срок службы тормозной системы, исключают возможные поломки во время движения, что чревато серьезными последствиями.
Проверка ходовой части тягача
Следует регулярно проводить комплексную диагностику на СТО, где установлены компьютерные стенды. Специалисты смажут трущиеся поверхности антикоррозионными составами, которые также препятствуют перегреву, быстро осуществят прокачку тормозов. Опытные водители самостоятельно делают визуальный осмотр перед рейсом, проверяя надежность крепежа и натяжку ремней привода компрессора. Отказ легче предотвратить, чем устранять последствия при чрезвычайном происшествии.
В заключение напоминаем – как можно чаще и тщательно проверяйте элементы тормозной системы, потому что эти мероприятия предотвращают ситуации, связанные с отказом во время передвижения. На затяжном спуске периодически проверяйте исправность тормозной педали.
как на грузовике могут отказать тормоза, пневматические?
Давление упадёт в системе и всё.Хрен его остановишь.
Стопорятся и все, ехать невозможно.
нет не могут, там стоят энергоаккумуляторы, лопнит трубка и машина остановится как вкопаная
Я точно не знаю, могу ошибаться. Мне вроде батя говорил, что фуры бандиты останавливали перерезав шланг м/д тягачом и шаландой и машина юзом тормозила. И ещё ты её с места стронуть не сможешь пока давление не накочаешьнабери в ютюбе «отказали тормоза на фуре»…
когда в системе отсутствуют энергоаккумумяторы или они разблокированные
Да в основном от того, что пневмосистема замерзает, машину нихера не обслуживают вот и поженают плоды.например когда замерзают энергоаккумуляторы а у того же ЗИЛа их и в помине не было
никак не могут… там стоят электроника которая остановит машину… но если есть утечка воздуха то магистраль обезвожиться и тормозов просто не будет
У меня лично был отказ, на гидро-пневматических тормозах. Воздушная часть работала нормально, давление было, манометр показывал норму. А вот гидравлическая (исполнительная) часть, отказала, из- за вытекания тормозной жидкости, через разрыв. Энергоаккумуляторы там не предусмотрены конструкцией. А если по сути, то на чисто пневме, тормоза могут отказать на ходу, из-за падения давления в ресивере. Энергоаккумуляторы колодки клинят. А так как машина тяжелая и на скорости, то колодки просто срывает, и тормозить больше вообще нечем. Как правильно уже сказали, что на автомобилях ЗиЛ, нет энергоаккумуляторов. Там, падение давления приводит к отказу тормозов сразу же. Так же на старых версиях автобусов ЛиАЗ, система пневмоподвески, была связана с пневмосистемой тормозов, и разрыв баллона в подвеске, приводил к падению давления, и тоже, к отказу. Так же, пневматические тормоза могут отказать зимой, из-за перемерзания трубок, в тормозной магистрали.
Достаточно не одинаковое торможения колёс, чтобы перевернуться.
По какой причине у камаза могут отказать тормоза?
Замёрзла системаЕсли в системе не будет воздуха он вообще не поедет. Про другие поломки я не слышал.
Спирт выпили — система замёрзла.
износ колодок
Из-за прокладки между рулём и сиденьем.
Только зимой 1% из 1….% замерзла система от тормозного крана к энерго аккумуляторам.
С дуру можно и х. . сломать! стало быть так было задумано!
там такие трубочки если аккуратненько надпилить /не насквозь/то через несколько нажатий нп педаль она лопнет тормозуха на дорогу а водила! ! ну как повезет.
Вы такая симпотичная, а вопрос задаёте мужской? Ну наверно колодки или система.
Отказ в работе атмосферного клапана главного тормозного крана (аналог тормозного цилиндра у гидравл. привода тормозов) . Раньше эти страдал главный тормозной кран двойного типа на ЗиЛ-130 и прицеп не тормозился..
Не грамотное использование тормозов на затяжных спусках вызывает перегрев тормозных колодок и барабанов. В следствие чего тормоза практически не обеспечивают нужного замедления. и не только у отечественных машин на спусках отказывают тормоза (( http:*//161auto.*ru/accident/39.php