Пусковое устройство солекс устройство – Назначение и принцип действия пускового устройства карбюратора.

Назначение и принцип действия пускового устройства карбюратора.

Вспомогательные устройства карбюраторов

Пусковое устройство карбюратора




Пусковое устройство служит для обогащения горючей смеси при пуске холодного двигателя, когда условия испарения топлива крайне неблагоприятны, так как еще отсутствует подогрев топлива, а скорость движения воздуха в зоне распылителя мала (поскольку вращение двигателя осуществляется стартером).
Состав смеси, соответствующий пределам воспламеняемости, в этом случае может быть получен только путем испарения легко кипящих фракций топлива, что возможно при введении во впускной трубопровод избыточного количества топлива. Это достигается при помощи специальных пусковых устройств.

У большинства карбюраторов пусковым устройством служит воздушная заслонка, которая устанавливается в верхней части воздушного патрубка.



Перед пуском двигателя водитель с помощью кнопки управления закрывает воздушную заслонку, при этом дроссельная заслонка должна быть немного приоткрыта. Поступление воздуха в диффузор почти полностью прекращается, в результате чего даже при небольшой пусковой частоте вращения коленчатого вала в диффузоре создается очень большое разрежение, и топливо обильно вытекает через распылитель главной дозирующей системы, обогащая горючую смесь.

Для предотвращения чрезмерного обогащения смеси и остановки двигателя воздушные заслонки снабжаются автоматическим клапаном 11, который при резком повышении разрежения после пуска двигателя открывается и пропускает воздух, обеспечивая тем самым необходимое изменение состава горючей смеси.
С этой же целью ось воздушной заслонки несколько смещают относительно оси воздушного патрубка карбюратора, что способствует ее открытию после пуска двигателя, когда из-за повышения частоты вращения коленчатого вала расход воздуха резко возрастает.

У некоторых карбюраторов воздушная заслонка управляется на всех режимах работы двигателя с помощью специального температурного регулятора, благодаря чему обеспечивается легкий пуск двигателя, быстрый прогрев и наиболее рациональное использование воздушной заслонки для обогащения смеси в зависимости от теплового состояния двигателя.

***

Система холостого хода



Устройство пускового устройства карбюратора

Основные системы и принцип работы карбюратора Изучаем карбюратор Солекс, принцип и настройка

Пусковое устройство карбюратора «Солекс» служит для приготовления и дозирования обогащённой горючей смеси (в 10…20 раз более богатой, чем обычно), необходимой для пуска холодного двигателя.

Пусковое устройство карбюратора «Солекс»

1 — воздушная заслонка; 2 — дроссельная заслонка первичной камеры; 3 — рычаг управления пусковым устройством; 4 — корпус диафрагменного механизма пускового устройства; 5 — трос управления пусковым устройством; 6 — винт регулировки величины приоткрытия дроссельной заслонки в период пуска; 7 — рычаг на оси дроссельной заслонки первичной камеры; 8 — фиксатор; 9 — верхняя часть профилированного выреза рычага; 10 — штифт; 11 — рычаг оси воздушной заслонки; 12 — пружина; 13 — нижняя часть профилированного выреза рычага; 14 — шток; 15 — диафрагма; 16 — винт-упор; 17 — контргайка; 18 — крышка.

Пусковое устройство карбюратора «Солекс» представлено на Рис. 1. Требуемое обогащение состава смеси в период пуска достигается за счёт создания разрежения у распылителя главной дозирующей системы первичной камеры путём перекрытия входной горловины карбюратора воздушной заслонкой 1, подобной дроссельной. Одновременно немного приоткрывается дроссельная заслонка 2, обеспечивая заданную подачу обогащённой горючей смеси.

Сразу же после пуска воздушная заслонка 1 автоматически приоткрывается, чем предотвращается излишнее переобогащение состава смеси в период прогрева двигателя. По мере прогрева двигателя водитель может уменьшать подачу горючей смеси, а также уменьшать степень её обогащения путём закрытия дроссельной и открытия воздушной заслонок, утапливая манетку (ручку) управления пусковым устройством.

Необходимые взаимосвязанные перемещения заслонок в период пуска и прогрева обеспечиваются профилированным в виде кулачка рычагом 3 управления пусковым устройством, а также диафрагменным механизмом 4, управляемым разрежением за дроссельной заслонкой.

Перемещение дроссельной заслонки определяется, во-первых, задаваемым водителем через трос 5 углом поворота, во-вторых, формой наружного профиля рычага 3 управления пусковым устройством, и в третьих, положением регулировочного упорного винта 6 на рычаге 7, связанным с осью дроссельной заслонки 2.

При выключенном пусковом устройстве, когда профилированный рычаг зафиксирован вошедшим в его специальное отверстие 8 подпружиненным шариком, находящимся в цилиндрическом отверстии корпуса карбюратора, верхняя кромка паза 9, воздействуя на штифт 10 и рычаг 11, принудительно устанавливает воздушную заслонку в открытое (вертикальное) положение несмотря на противодействие возвратной пружины растяжения 12, стремящейся через рычаг 11 закрыть её. По мере вытягивания манетки управления пусковым устройством и поворота профилированного рычага, верхняя кромка паза, скользя по штифту 10, освобождает его и воздушная заслонка под действием пружины 12 закрывается. В случае загрязнения и заклинивания оси воздушной заслонки, усилия пружины 12 оказывается недостаточно для её закрытия. В этом случае со штифтом 10 начинает контактировать нижняя кромка 13 паза и закрытие заслонки (правда, неполное) происходит принудительно.

При неработающем двигателе, или в начале прокручивания коленчатого вала стартером, разрежение в полости диафрагменного механизма отсутствует, Г-образный шток 14 под действием пружины диафрагмы видвинут из корпуса и не оказывает влияния на положение закрытой под действием пружины 12 воздушной заслонки. При первых же вспышках частота вращения коленчатого вала увеличивается, разрежение за дроссельной заслонкой и в диафрагменной полости повышается и достигает значения, выше которого передаваемое от диафрагмы 15 усилие на шток превышает усилие пружины, в результате чего воздушная заслонка приоткрывается.

Величина приоткрытия воздушной заслонки при полностью вытянутой манетке управления пусковым устройством определяется положением регулировочного винта 16 с контргайкой 17, расположенного в крышке 18 диафрагменного механизма и ограничивающего ход штока под действием разрежения.

Корпус карбюратора «Солекс» (вид сверху)

1 — отверстие подвода разрежения к пусковому устройству.

Крышка карбюратора «Солекс» (вид снизу)

1 — отверстие подвода разрежения к пусковому устройству.



Карбюратор «Солекс» (вид снизу)

1 — отверстие подвода разрежения к пусковому устройству; 2 — демпфирующее отверстие подвода разрежения к пусковому устройству.

Карбюратор «Солекс»

Карбюратор «Солекс»

Схема полуавтоматического пускового устройства карбюратора

1 — дроссельная заслонка первой камеры;
2 — рычаг привода дроссельной заслонки второй камеры;
3 — пружина диафрагмы;
4 — воздушный канал, соединенный с задроссельным пространством карбюратора;
5 — диафрагма пускового устройства;
6 — воздушная заслонка;
7 — тяга привода воздушной заслонки;
8 — ось пускового устройства;
9 — кулачок;
10 — регулировочный винт пускового зазора воздушной заслонки;
11 — шток диафрагмы пускового устройства;
12 — возвратная пружина штока диафрагмы;
13 — рычаг упора;
14 — регулировочный винт приоткрывания дроссельной заслонки первой камеры;
15 — рычаг приоткрывания дроссельной заслонки;
16 — тяга приоткрывания дроссельной заслонки;
17 — рычаг управления дроссельными заслонками; А — пусковой зазор у воздушной заслонки;
В — пусковой зазор у дроссельной заслонки.

Внешний вид карбюратора

1 — сектор рычага привода дроссельных заслонок;
2 — регулировочный винт качества смеси холостого хода;
3 — регулировочный винт количества смеси холостого хода;
4 — блок подогрева зоны дроссельной заслонки;
5 — колодка провода датчика-винта ЭПХХ;
6 — крышка пускового устройства;
7 — рычаг воздушной заслонки;
8 — корпус жидкостной камеры;
9 — болт крепления жидкостной камеры;
10 — штуцер подачи топлива;
11 — штуцер отвода топлива;
12 — крышка карбюратора;
13 — шпилька крепления воздушного фильтра;
14 — электромагнитный клапан холостого хода;
15 — штуцер вентиляции картера двигателя;
16 — крышка экономайзера мощностных режимов;
17 — корпус карбюратора.

Схема устройства и работы карбюратора

I — первая камера;
II — вторая камера;
1 — рычаг привода ускорительного насоса;
2 — пружина диафрагмы пускового устройства;
3 — диафрагма пускового устройства;
4 — воздушный канал пускового устройства;
5 — электромагнитный клапан холостого хода;
6 — топливный жиклер холостого хода;
7 — главный воздушный жиклер первой камеры;
8 — воздушный жиклер холостого хода;
9 — воздушная заслонка;
10 — распылитель главной дозирующей системы первой камеры;
11 — распылители ускорительного насоса;
12 — распылитель главной дозирующей системы второй камеры;
13 — распылитель эконостата;
14 — главный воздушный жиклер второй камеры;
15 — воздушный жиклер переходной системы второй камеры;
16 — канал балансировки поплавковой камеры;
17 — поплавковая камера;
18 — игольчатый клапан;
19 — калиброванное отверстие перепуска топлива в бак;
20 — топливный фильтр карбюратора;
21 — штуцер подачи топлива;
22 — диафрагма экономайзера мощностных режимов;
23 — топливный жиклер экономайзера мощностных режимов;
24 — шариковый клапан экономайзера мощностных режимов;
25 — поплавок;
26 — топливный жиклер эконостата с трубкой;
27 — топливный жиклер переходной системы второй камеры с трубкой;
28 — эмульсионная трубка второй камеры;
29 — главный топливный жиклер второй камеры;
30 — выходные отверстия переходной системы второй камеры;
31, 33 — дроссельные заслонки;
32 — щель переходной системы первой камеры;
34 — выходное отверстие системы холостого хода;
35 — блок подогрева зоны дроссельной заслонки;
36 — регулировочный винт состава (качества) смеси холостого хода;
37 — штуцер вентиляции картера двигателя;
38 — штуцер для подачи разрежения к вакуумному регулятору зажигания;
39 — главный топливный жиклер первой камеры;
40 — эмульсионная трубка первой камеры;
41 — шариковый клапан ускорительного насоса;
42 — диафрагма ускорительного насоса.

На двигателе 21083 устанавливается карбюратор «Солекс» мод. 21083-1107010-31 — эмульсионного типа, двухкамерный, с последовательным открытием дроссельных заслонок (вторая камера начинает открываться после того, как дроссельная заслонка первой камеры откроется на 2/3). Привод дроссельных заслонок — механический, тросовый. Карбюратор имеет сбалансированную поплавковую камеру, систему отвода картерных газов, подогрев зоны дроссельной заслонки первой камеры, полуавтоматическое пусковое устройство, электромагнитный клапан холостого хода.

Топливо подается в карбюратор через сетчатый фильтр и игольчатый клапан. Игольчатый клапан поддерживает в поплавковой камере заданный уровень топлива.

Поплавковая камера — двухсекционная (для уменьшения влияния на работу двигателя колебаний уровня топлива при поворотах и кренах автомобиля). Из поплавковой камеры топливо поступает через главные топливные жиклеры (первой и второй камер) в эмульсионные колодцы, где смешивается с воздухом, проходящим через калиброванные отверстия в верхней части эмульсионных трубок (главные воздушные жиклеры). Через распылители топливно-воздушная эмульсия попадает в малые и большие диффузоры карбюратора.

Система холостого хода отбирает топливо из эмульсионного колодца после главного топливного жиклера первой камеры. Топливо проходит через жиклер холостого хода (конструктивно объединенный с электромагнитным клапаном холостого хода), после чего смешивается с воздухом из канала от воздушного жиклера холостого хода и из расширяющейся части диффузора (для устойчивой работы при переходе на режим холостого хода). Образовавшаяся эмульсия подается под дроссельную заслонку через отверстие, регулируемое винтом качества. Винтом количества (числа оборотов) устанавливается величина открытия дроссельной заслонки первой камеры на холостом ходу.

При частичном открытии дроссельной заслонки первой камеры (до включения в работу главных дозирующих систем) топливно-воздушная смесь поступает в первую камеру через вертикальную щель, находящуюся на уровне дроссельной заслонки в закрытом положении. При частичном открытии дроссельной заслонки второй камеры топливо поступает во вторую камеру через отверстие, находящееся чуть выше дроссельной заслонки при ее закрытом положении.

Экономайзер мощностных режимов включается в работу при значительном открытии дроссельных заслонок. Топливо забирается из поплавковой камеры через шариковый клапан. Пока диафрагма экономайзера удерживается разрежением во впускном коллекторе, клапан закрыт. Когда дроссельные заслонки значительно открываются, разрежение за ними падает и клапан под действием диафрагмы начинает пропускать топливо, которое поступает через жиклер экономайзера в эмульсионный колодец в обход главного жиклера, обогащая смесь.

Эконостат включается в работу на режимах максимальной мощности двигателя, обеспечивая дополнительное поступление топлива непосредственно из поплавковой камеры (через жиклер эконостата и систему трубок) во вторую смесительную камеру.

Ускорительный насос — диафрагменного типа, с механическим приводом через профильный кулачок, расположенный на оси дроссельной заслонки первой камеры. При открытии дроссельной заслонки кулачок воздействует на рычаг, который, в свою очередь, надавливает на диафрагму. Порция топлива через распылители впрыскивается в смесительные камеры карбюратора, обогащая горючую смесь на режимах разгона автомобиля. Ускорительный насос снабжен двумя шариковыми клапанами: обратный клапан расположен в канале, связывающем поплавковую камеру с полостью насоса; он открывается и полость заполняется топливом при отпущенной педали «газа», когда возвратная пружина отводит диафрагму насоса назад, и закрывается при нагнетании топлива. Другой клапан расположен в распылителе; он открывается под давлением нагнетаемого топлива и закрывается под действием собственного веса, как только подача топлива прекращается. Это предотвращает вытекание топлива из каналов и подсос воздуха. Подача насоса не регулируется — она определяется профилем кулачка.

Полуавтоматическое пусковое устройство снижает токсичность отработавших газов на режимах пуска и прогрева двигателя, а также упрощает управление автомобилем, заменяя ручной привод управления воздушной заслонкой из салона автомобиля (манетку «подсоса»).

Основа полуавтоматического пускового устройства — плоская спиральная биметаллическая пружина. При низкой температуре пружина через систему тяг и рычагов удерживает воздушную заслонку в закрытом положении. После пуска двигателя разрежение в задроссельном пространстве передается в полость за диафрагмой пускового устройства. Диафрагма втягивается, и ее шток приоткрывает воздушную заслонку на пусковой зазор, устанавливаемый регулировочным винтом. По мере прогрева двигателя биметаллическая пружина нагревается охлаждающей жидкостью, проходящей через жидкостную камеру, и распрямляется, полностью открывая воздушную заслонку. Биметаллическая пружина устанавливается на предприятии-изготовителе, и ее дополнительная регулировка в эксплуатации не требуется.

Экономайзер принудительного холостого хода состоит из датчика-винта закрытого положения дроссельной заслонки, электромагнитного запорного клапана и блока управления. Электромагнитный клапан перекрывает подачу топлива в систему холостого хода и переходную систему первой камеры. Нормальное состояние клапана (напряжение не подается) — закрытое. Он открывается при включении зажигания или нажатии педали «газа» при работающем двигателе, а также при частоте вращения коленчатого вала 1900 мин-1 и ниже. Клапан закрывается, если педаль «газа» отпущена (датчик-винт замкнут на «массу») и обороты двигателя превышают 2100 мин-1, а также при выключении зажигания, что предотвращает вспышки в цилиндрах двигателя (дизелинг).

Тарировочные данные карбюратора 21083-1107010-31

Параметры

Первая камера

Вторая камера

Диаметр смесительной камеры, мм

32

32

Диаметр диффузора, мм

21

21

Главная дозирующая система:

     • маркировка* топливного жиклера

95

100

     • маркировка воздушного жиклера

155

125

Тип эмульсионной трубки

23

ZC

Система холостого хода и переходные системы:

     • маркировка топливного жиклера

41&plusmn3

50

     • маркировка воздушного жиклера

170

120

Эконостат: условный расход** топливного жиклера

70

Экономайзер мощностных режимов:
     • маркировка топливного жиклера

40

     • усилие сжатия пружины при длине 9,5 мм, Н

15&plusmn10%

Ускорительный насос:
     • маркировка распылителя

35

40

     • маркировка кулачка

7

     • подача топлива за 10 циклов, см3

11,5&plusmn1,75

Пусковые зазоры:
     • воздушной заслонки (зазор А), мм

2,5&plusmn0,2

     • дроссельной заслонки (зазор В), мм

1,1&plusmn0,05

Диаметр отверстия игольчатого клапана, мм

1,8

Диаметр отверстия перепуска топлива в бак, мм

0,70

Диаметр отверстия вентиляции картера двигателя, мм

1,5

Диаметр балансировочных отверстий поплавковой камеры, мм

4

4


** Маркировка жиклеров определяется расходом, который замеряется с помощью микроизмерителей. Настройка микроизмерителей осуществляется по эталонным жиклерам.

** Условный расход топливного жиклера определяется по эталонному жиклеру по специальной методике. Контролю в процессе эксплуатации не подлежит.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *