С какого года выпускается солярис – Хендай Солярис (I поколение), 2010 — н.в. — описание и хараткеристики Hyundai Solaris (I поколение), 2010
Solaris — Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Солярис.Solaris — операционная система, разработанная компанией Sun Microsystems для платформы SPARC, с 2010 года принадлежит вместе с активами Sun корпорации Oracle. Несмотря на то, что Solaris — операционная система с закрытым исходным кодом, бо́льшая его часть открыта и опубликована в проекте OpenSolaris[2][3][4][5][6][7][8].
В начале 1990-х годов Sun Microsystems заменила основанную на BSD SunOS 4 на UNIX System V Release 4 (SVR4), разрабатываемую совместно с AT&T, а также изменила имя SunOS 5 на Solaris 2[9]. После выхода версии 2.6 Sun Microsystems отбросила из имени «2.», и следующая версия называлась уже Solaris 7[10].
Фактически, Solaris — это операционная система SunOS с графической оболочкой и некоторыми дополнительными компонентами.
Начиная с версии Solaris 9 выпускалась общедоступная (в бинарном виде, то есть с закрытым исходным кодом) некоммерческая версия Solaris по лицензии CDDL. От коммерческой версии она отличалась отсутствием технической поддержки от Sun, печатной документации и некоторого объёма дополнительного проприетарного программного обеспечения (англ. Value Added Software).
В июне 2005 года Sun Microsystems приняла решение открыть значительную часть исходного кода последней версии системы — Solaris 10 и запустить проект OpenSolaris. Стандартные бинарные сборки Solaris 10 были размещены на веб-сайте Sun Microsystems и доступны всем желающим по лицензии CDDL после регистрации на веб-сайте компании.
Разработка следующей версии — Solaris 11 (рабочее название проекта — Solaris Nevada) велась уже в сотрудничестве с сообществом разработчиков OpenSolaris. Вдобавок к исходному коду операционной системы Solaris, Sun Microsystems открыла целый ряд программного обеспечения собственной разработки для неё в рамках проекта OpenSolaris.
С апреля 2010 года новый владелец интеллектуальной собственности — корпорация Oracle, изменил условия лицензирования системы Solaris 10. По новым правилам, продуктом бесплатно, в коммерческих целях, стало разрешено пользоваться только в течение 90 дней[11], для последующего коммерческого использования Solaris 10 и выпущенной в ноябре 2011 года версии 11 необходимо приобретение контракта на техническую поддержку операционной системы, либо целиком системы от Oracle. Бинарные сборки Solaris 10 и 11 по-прежнему доступны на веб-сайте компании после регистрации, но уже по условиям особой разработческой лицензии (Oracle Technology Network Developer License), разрешающей их использование исключительно для разработки и тестирования приложений под платформу Solaris.
2 сентября 2017 года, Саймон Фиппс, бывший сотрудник Sun Microsystems, который не хотел приобретения компании Sun от Oracle, сообщил в Twitter, что Oracle уволил много разработчиков Solaris, и многие из них уволенные сотрудники интерпретировали это как знак того, что Oracle больше не намерен поддерживать будущую разработку платформы
Поддержка микропроцессоров Itanium (Intel) была запланирована, но не была реализована[16].
Предпринималась попытка портировать Solaris на архитектуру PowerPC, в 1996 была выпущена 32-битная версия 2.5.1 (Solaris PowerPC Edition) для платформы PReP, однако вскоре от этого отказались. В настоящее время идет возрождение поддержки архитектуры PowerPC в OpenSolaris.[17]
В ноябре 2007 IBM, Sun и Sine Nomine Associates продемонстрировали пробную версию OpenSolaris for System z, работающую на мейнфрейме IBM System z под z/VM.[18] Эта версия получила название Sirius. 19 ноября 2008 IBM авторизовала Sirius на процессорах System z IFL.[19]
В Solaris 10 Sun Microsystems реализовала двоичную совместимость с Linux, что позволяет запускать Linux-приложения под Solaris на системах x86 в зонах BrandZ[20]. Планируется двоичная совместимость с FreeBSD. В Solaris SPARC эта функциональность не доступна.
По состоянию на 2009 год, Solaris официально поддерживали на некоторых своих системах с архитектурой x86 и x86-64 следующие производители:
Графический пользовательский интерфейс[править | править код]

В первых версиях Solaris использовался GUI OpenWindows. Начиная с версии Solaris 2.6 его сменила CDE, а в версию Solaris 10 включена Sun Java Desktop System Release 3, которая базируется на GNOME. В последние релизы Solaris Express не включается CDE.
Также на сайте blastwave.org находятся скомпилированные пакеты KDE и Xfce.[24]
Изначально в Solaris использовалась файловая система UFS. В 2004 Sun Microsystems разработала файловую систему ZFS, которая стала включаться в Solaris 10, начиная с релиза 6/06 (июнь 2006).
Всего Solaris 10 поддерживает 14 файловых систем[25]:

Цвет | Значение |
---|---|
Красный | Старая версия; не поддерживается |
Жёлтый | Старая версия; поддерживается |
Зелёный | Текущая версия |
Синий | Будущая версия |
Версия Solaris | Версия SunOS | Дата выпуска | Особенности |
---|---|---|---|
1.x[26] | 4.1.x[26] | Июнь 1992 | Ребрендинг SunOS 4 в маркетинговых целях |
2.0 | 5.0 | Июнь 1992 | Предварительный выпуск (сначала только для разработчиков), поддержка архитектуры sun4c. Появление NIS+[27]. |
2.1[28] | 5.1 | Декабрь 1992 (SPARC) Май 1993 (x86) | Поддержка архитектур sun4 и sun4m. Первая версия для x86. Первый релиз Solaris 2, поддерживающий симметричную мультипроцессорность (SMP). |
2.2 | 5.2 | Май 1993 | Только для SPARC. Впервые поддержка архитектуры sun4d. Поддержка мнопоточных библиотек[29]. |
2.3 | 5.3 | Ноябрь 1993 | Только для SPARC. OpenWindows 3.3 переходит с NeWS на Display PostScript и прекращает поддержку SunView. Добавлена поддержка файловых систем autofs и CacheFS. |
2.4 | 5.4 | Ноябрь 1994 | Первый общий релиз для SPARC и x86. Включает поддержку Motif. |
2.5 | 5.5 | Ноябрь 1995 | Впервые поддерживаются процессоры UltraSPARC. Включает CDE, NFSv3 и NFS/TCP. Архитектура sun4 (VMEbus) больше не поддерживается. Добавлены POSIX Threads и Doors[30]. |
2.5.1 | 5.5.1 | Май 1996 | Единственный релиз для PowerPC. Добавлена поддержка Ultra Enterprise[31][32]. |
2.6 | 5.6 | Июль 1997 | Включает Kerberos 5, PAM, шрифты TrueType, WebNFS, поддержку больших файловых систем и procfs. Прекращена поддержка серии SPARCserver 600MP[33]. |
7 | 5.7 | Ноябрь 1998 | Первый 64-битный релиз для UltraSPARC. Прекращена поддержка Micro Channel architecture для x86[34]. |
8 | 5.8 | Февраль 2000 | Включает Multipath I/O, Solaris Volume Manager, IPMP, отладчик mdb; поддержка IPv6 и IPsec. Представлено управление доступом на основе ролей. Прекращена поддержка sun4c[35]. |
9 | 5.9 | 22 мая 2002 | Добавлены iPlanet Directory Server, Resource Manager, extended file attributes, IKE IPsec keying, и совместимость с Linux. Отсутствуют OpenWindows и поддержка sun4d[36]. |
10 | 5.10 | 31 января 2005 | Solaris 10 03/05 (GA релиз). Включает поддержку платформы «x64» (x86-64). Технологии DTrace, Solaris Containers, Service Management Facility (SMF) и NFSv4. Прекращена поддержка sun4m и UltraSPARC I. Добавлена Java Desktop System в качестве основной среды рабочего стола[37][38][39][40][41][42][43][44][45][46][47]
|
11 Express 2010.11 | 5.11 | 15 ноября 2010 | Предварительная (Early Adopter) версия Solaris 11, основанная на сборке OpenSolaris snv_151a[52]. |
11[53] | 5.11 | 9 ноября 2011 | Solaris 11 11/11 (snv_b175) — Первый GA релиз Solaris 11 |
Hyundai Solaris — это… Что такое Hyundai Solaris?
Hyundai Solaris

Общие данные
Годы пр-ва: | 2011—настоящее время |
Иные обозначения: | Hyundai i25 Hyundai Accent Hyundai Verna Hyundai Grand Avega (Hatchback) |
1,4л 107 л.с. Gamma
1,6л 123 л. с. Gamma
4-скоростная автоматическая
5-скоростная механическая
Характеристики
Массово-габаритные
Масса: | 1110—1198/1565 кг |
Динамические
Разгон до 100 км/ч: | 10,2-13,4 с |
Макс. скорость: | 170—190 км/ч |
На рынке
Предшественник ![]() |
Похожие модели: | Citroën C-Elysée, Ford Fiesta, |
Другое
Расход топлива: | 4,9-5,2/7,6-8,6 л |
Объём бака: | 43 л |
Hyundai Solaris (рус. Хёндэ́ Соля́рис) — субкомпактный автомобиль южнокорейской компании Hyundai Motor.
В России Hyundai Solaris был представлен 21 сентября 2010 года.
Автомобиль оснащается 4-цилиндровыми 16-клапанными моторами объёмом 1,4 или 1,6 литра, 5-ступенчатой ручной или 4-ступенчатой автоматической коробкой передач. Передняя подвеска независимая, типа McPherson с пружинами и стабилизатором поперечной устойчивости, задняя — полузависимая, пружинная, с амортизаторами.
На территории России автомобиль производится на заводе полного цикла, расположенном под Санкт-Петербургом.
Первый автомобиль Hyundai Solaris с кузовом седан сошел с конвейера 17 января 2011 года[2].
В мае 2011 года началось производство Hyundai Solaris в кузове хетчбек. В продажу автомобили поступили в июне 2011 года[3].
Автомобиль является версией модели Accent четвёртого поколения для внутреннего корейского рынка, доработанной специально для российских условий.
Технические характеристики
1.4 | 1.6 | |
---|---|---|
Модель | ||
Тип кузова | седан | |
Количество дверей | 4 | |
Число мест, чел | 5 | |
Тип привода | Привод на передние колеса | |
ДВИГАТЕЛЬ | ||
Объем двигателя | 1396 см3 | 1591 см3 |
Мощность двигателя, л. с. | 107 | 123 |
Максимальный крутящий момент, Нм/мин−1 | 135,4/5000 | 155/4200 |
Число и расположение цилиндров | 4 в ряд | |
Клапанов на цилиндр | 4 | |
Рекомендуемое топливо | АИ-92 | |
ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ | ||
Время разгона 0-100 км/ч (МКПП/АКПП), с | 12,1/13,4 | 10,2/11,2 |
Максимальная скорость (МКПП/АКПП), км/ч | 190/170 | 190/180 |
РАСХОД ТОПЛИВА | ||
Городской цикл (МКПП/АКПП), л/100км | 7,6/8,5 | 7,9/8,6 |
Комбинированный цикл (МКПП/АКПП), л/100км | 5,9/6,4 | 6/6,5 |
Загородный цикл (МКПП/АКПП), л/100км | 4,9/5,2 | |
Размеры и масса | ||
Габаритная длина, мм | 4370 | |
Габаритная ширина, мм | 1700 | |
Габаритная высота, мм | 1470 | |
Масса снаряженная, кг | 1110-1198 | |
Масса полная, кг | 1565 | |
Колесная база, мм | 2570 | |
Дорожный просвет, мм | 160 | |
Объем багажника, л | 454 | |
Объем топливного бака, л | 43 | |
Шасси | ||
Передняя подвеска | Независимая, типа McPherson с пружинами и стабилизатором поперечной устойчивости | |
Задняя подвеска | Полузависимая, пружинная, с амортизаторами | |
Тормозные механизмы передних колес | Дисковые | |
Тормозные механизмы задних колес | Дисковые или барабанные | Дисковые |
Комплектация
Solaris sedan 1.4 | ||||
---|---|---|---|---|
Base | Classic | Optima | Comfort | |
БЕЗОПАСНОСТЬ | ||||
Подушка безопасности водителя | • | • | • | • |
Подушка безопасности переднего пассажира | • | • | • | |
ABS — антиблокировочная система тормозов | • | • | • | |
EBD — электронная система распределения тормозных сил | • | • | • | |
Задние дисковые тормоза | • | • | • | |
Система предупреждения водителей сзади при экстренном торможении | • | • | • | |
Иммобилайзер | • | • | • | • |
КОМФОРТ | ||||
Гидроусилитель руля | • | • | • | • |
Регулировка рулевой колонки по высоте | • | • | • | • |
Регулировка сиденья водителя по высоте | • | • | • | • |
Подогрев передних сидений | • | • | • | |
Регулировка передних ремней безопасности по высоте | • | • | • | • |
Два подголовника для заднего сиденья | • | • | • | • |
Электростеклоподъёмники передние | • | • | • | • |
Электростеклоподъёмники задние | • | • | ||
Электростеклоподъёмник водителя с опусканием/поднятием однократным нажатием | • | |||
Наружные зеркала с электроприводом и подогревом | • | • | ||
Передние стеклоочистители с регулируемым прерывистым режимом | • | • | • | • |
Подогрев зоны покоя стеклоочистителей | • | • | ||
Обогрев заднего стекла | • | • | • | • |
Центральный замок | • | • | • | • |
Пульт управления центральным замком в раскладном ключе | • | |||
Кондиционер | • | • | ||
Центральный подлокотник регулируемый по длине с боксом | • | |||
Футляр для очков в потолочной консоли | • | |||
АУДИО | ||||
Аудиоподготовка (4 динамика, антенна) | • | • | • | • |
Два дополнительных высокочастотных динамика | • | |||
Аудиосистема CD/MP3, радио, RDS | • | |||
USB, AUX разъемы | • | |||
Управление аудиосистемой на руле | • | |||
ИНТЕРЬЕР | ||||
Хромированная отделка внутренних ручек дверей и рычага стояночного тормоза | • | |||
Глянцевая отделка передней консоли | • | |||
Панель приборов Supervision | • | |||
Складывающаяся по частям спинка заднего сиденья 6:4 | • | • | ||
ЭКСТЕРЬЕР | ||||
Ручки дверей и корпуса наружных зеркал в цвет кузова | • | |||
Теплозащитная тонировка стекол | • | • | • | • |
Брызговики спереди и сзади | • | • | • | • |
Передние противотуманные фары | • | |||
Постоянно включенный ближний свет фар | • | • | • | • |
Стальные диски с шинами 185/65 R15 | • | • | • | • |
Полноразмерное запасное колесо — стальной диск | • | • | • | • |
ВОЗМОЖНОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ | ||||
Кондиционер | • | |||
Пакет «Безопасность»: боковые подушки безопасности водителя и переднего пассажира, боковые подушки безопасности занавесочного типа, ESC — электронная система стабилизации, TSC — антипробуксовочная система | • | |||
Пакет «Престиж»: отделка кожей руля и рукоятки рычага переключения передач, повторители сигнала поворота в корпусах наружных зеркал, крышка багажника с хромированной окантовкой, легкосплавные диски с шинами 195/55 R16 | • | |||
Пакет «Зимний»: подогрев передних сидений, наружные зеркала с электроприводом и обогревом, электростеклоподъемники задние, подогрев зоны покоя стеклоочистителей. | • | |||
Пакет «Расширенный»: два высокочастотных динамика, передние пртивотуманные фары, наружные ручки дверей и корпуса зеркал в цвет кузова, футляр для очков в потолочной консоли, центральный подлокотник регулируемый по длине с боксом | • |
Для автомобилей с двигателем 1,6 л и АКПП комплектация «Base» не доступна
Solaris sedan 1.6 | ||||
---|---|---|---|---|
Classic | Optima | Comfort | Family | |
БЕЗОПАСНОСТЬ | ||||
Подушка безопасности водителя | • | • | • | • |
Подушка безопасности переднего пассажира | • | • | • | • |
Боковые подушки безопасности водителя и переднего пассажира | • | |||
Боковые подушки безопасности занавесочного типа | • | |||
ABS — антиблокировочная система тормозов | • | • | • | • |
EBD — электронная система распределения тормозных сил | • | • | • | • |
Задние дисковые тормоза | • | • | • | • |
ESC — электронная система стабилизации | • | |||
TSC — антипробуксовочная система | • | |||
Система предупреждения водителей сзади при экстренном торможении | • | • | • | • |
Иммобилайзер | • | • | • | • |
КОМФОРТ | ||||
Гидроусилитель руля | • | • | • | • |
Регулировка рулевой колонки по высоте | • | • | • | • |
Регулировка сиденья водителя по высоте | • | • | • | • |
Подогрев передних сидений | • | • | • | |
Регулировка передних ремней безопасности по высоте | • | • | • | • |
Два подголовника для заднего сиденья | • | • | • | • |
Электростеклоподъемники передние | • | • | • | • |
Электростеклоподъемники задние | • | • | • | |
Электростеклоподъемник водителя с опусканием/поднятием однократным нажатием | • | • | ||
Повторители сигнала поворота в корпусах наружных зеркал | • | |||
Наружные зеркала с электроприводом и подогревом | • | • | • | |
Передние стеклоочистители с регулируемым прерывистым режимом | • | • | • | • |
Подогрев зоны покоя стеклоочистителей | • | • | • | |
Обогрев заднего стекла | • | • | • | • |
Центральный замок | • | • | • | • |
Пульт управления центральным замком в раскладном ключе | • | |||
Система доступа в салон без ключа и кнопка запуска двигателя | • | |||
Кондиционер | • | • | ||
Климат-контроль | • | |||
Центральный подлокотник регулируемый по длине с боксом | • | • | ||
Футляр для очков в потолочной консоли | • | • | ||
АУДИО | ||||
Аудиоподготовка (4 динамика, антенна) | • | • | • | • |
Два дополнительных высокочастотных динамика | • | • | ||
Аудиосистема CD/MP3, радио, RDS | • | • | ||
USB, AUX разъемы | • | • | ||
Bluetooth для подключения мобильного телефона к аудиосистеме, громкая связь Hands Free | • | |||
Управление телефоном на руле | • | |||
Управление аудиосистемой на руле | • | • | ||
ИНТЕРЬЕР | ||||
Хромированная отделка внутренних ручек дверей и рычага стояночного тормоза | • | • | ||
Глянцевая отделка передней консоли | • | • | ||
Отделка кожей руля и рукоятки рычага переключения передач | • | |||
Панель приборов Supervision | • | • | ||
Складывающаяся по частям спинка заднего сиденья 6:4 | • | • | ||
ЭКСТЕРЬЕР | ||||
Ручки дверей и корпуса наружных зеркал в цвет кузова | • | • | ||
Теплозащитная тонировка стекол | • | • | • | • |
Брызговики спереди и сзади | • | • | • | • |
Передние противотуманные фары | • | • | ||
Постоянно включенный ближний свет фар | • | • | • | • |
Крышка багажника с хромированной окантовкой | • | |||
Стальные диски с шинами 185/65 R15 | • | • | • | |
Легкосплавные диски с шинами 195/55 R16 | • | |||
Полноразмерное запасное колесо — стальной диск | • | • | • | |
Полноразмерное запасное колесо — легкосплавный диск | • | |||
ВОЗМОЖНОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ | ||||
Кондиционер | • | |||
Пакет «Безопасность»: боковые подушки безопасности водителя и переднего пассажира, боковые подушки безопасности занавесочного типа, ESC — электронная система стабилизации,TSC — антипробуксовочная система | • | |||
Пакет «Престиж»: отделка кожей руля и рукоятки рычага переключения передач, повторители сигнала поворота в корпусах наружных зеркал, крышка багажника с хромированной окантовкой, легкосплавные диски с шинами 195/55 R16 | • | |||
Пакет «Зимний»: подогрев передних сидений, наружные зеркала с электроприводом и обогревом, электростеклоподъемники задние, подогрев зоны покоя стеклоочистителей. | • | |||
Пакет «Расширенный»: два высокочастотных динамика, передние пртивотуманные фары, наружные ручки дверей и корпуса зеркал в цвет кузова, футляр для очков в потолочной консоли, центральный подлокотник регулируемый по длине с боксом | • |
Примечания
Ссылки
История модели Hyundai Solaris Автомобили статья на JcNews.ru
Hyundai Solaris — переднеприводный легковой автомобиль B класса, выпускаемый южнокорейской компании Hyundai Motor. Название Solaris, происходит от латинского «sol», что означает «солнце».
Многие считают, что Hyundai Solaris был разработан специально для России. Но это не так. Это действительно совершенно новый автомобиль, который появился в 2010 году. Но для России по большому счету было разработано только имя Hyundai Solaris, а в других странах этот же автомобиль известен как Hyundai Accent, Verna и i25.
Hyundai Solaris – это четвертое поколение популярной модели Accent, которая давно и хорошо знакома российским автолюбителям.
В августе 2010 на Московском международном автосалоне Hyundai Solaris впервые был показан широкой общественности как концепт Hyundai RB. Его лозунгом был — Гордость России. Именно в Москве весь автомобильный мир узнал, как будет выглядеть новый Accent, а в России узнали, как будет выглядеть новый Hyundai Solaris. И хотя во внешности концепта RB были элементы, которые заведомо не пошли бы в массовое производство (например, две выхлопные трубы), но это был именно новый Solaris. И выглядел он неплохо, поэтому и получил неплохие отзывы в прессе.
В Корее на внутреннем рынке новый Hyundai Accent был представлен в ноябре 2010 года под лозунгом «Guy’s license». Корейцы, в первую очередь, нацелили новый автомобиль на молодежную аудиторию.
Hyundai, выбирая имя для своего нового автомобиля, сразу определился с тем, что не намерен называть его «Accent» потому, что неизбежно возникло бы смешение понятий и путаница в головах покупателей с Accent второго поколения, который производился на Таганрогском автомобильном заводе и являлся действительно народной маркой в России благодаря отличному сочетанию цены, качества, надежности и стоимости обслуживания.
Имя «Verna» также было вычеркнуто из списка, потому что третье поколение модели именно с таким названием уже имело неудачную историю в России, даже, несмотря на рекламный слоган «Все Verna сделал». Основной причиной такого положения – маркетинговые просчеты и завышенная цена, которые не позволили модели стать массовой. После двух неуспешных попыток начала массовых продаж, модель перестали импортировать в Россию.
Следуя новой i-концепции именования моделей для Европы, в России новая модель должна была бы получить имя Hyundai i25. Но все i-имена довольно безликие и не несут в себе индивидуальности, поэтому в июне-июле 2010 был проведен онлайн-конкурс по выбору названия для нового автомобиля на специально созданном сайте в интернете. Для увеличения интереса к конкурсу в качестве главного приза был объявлен этот самый новый автомобиль. На конкурс было представлено пять названий: i25, Solaris, Spirit, iD, Axis. Большинство проголосовавших (27 тысяч человек) отдало свои голоса названию Hyundai Solaris, таким образом, в июле 2010 года стало известно, какое имя получит новый Accent в России.
А 21 сентября 2010 года в Санкт-Петербурге был официально открыт новый завода Hyundai, на котором и началось производство Solaris. Специально отстроенный завод Hyundai в Санкт-Петербурге, является шестым производством Hyundai за пределами Южной Кореи, после США, Китае, Индии, Турции и Чехии. Его построили всего за два года. Этот завод стал первым иностранным автозаводом в России, который обеспечивает полный производственный цикл выпуска автомобилей, включая штамповку деталей кузова.
Внешний вид Hyundai Solaris создан в соответствии с концепцией «fluidic sculpture» (струящиеся линии), которая легла в основу всех последних моделей компании Hyundai, появившихся в 2009-2010 годах — Sonata (i45), Tucson (ix35), Elantra MD (2011). В дизайне Solaris используются динамичные и изящные графические элементы: головная оптика (напоминающая разрез орлиных глаз), противотуманные фары оригинальной L-образной формы и массивная шестиугольная решетка радиатора. Рельефные линии, которые протянулись от передних противотуманных фар до задних фонарей, подчеркивают утонченную осанку Solaris.
Российский Solaris отличается от китайской Verna подсветкой. У нас она синяя, в то время как у них красная. Помимо этого, отличия в разных формах переднего подлокотника, и в ином цвете отделки салона.
Кроме Китая, внешний вид модели одинаков во всех странах. Для окраски кузова автомобиля используются 9 цветов: чёрный перламутр, белый, серебристый металлик, красный гранат перламутр, серый металлик, голубой металлик, синий перламутр, фиолетовый перламутр, бежевый металлик.
У новой модели следующие габаритные размеры: длина 4370 мм, ширина 1700 мм, высота 1470 мм, при колесной базе 2570 мм. Клиренс Solaris составляет 160 мм, а это является хорошим показателем для автомобилей такого сегмента.
Что касается интерьера, то он одинаков как у Accent, так и у Solaris. Качественный пластик и материалы обивки в беспроигрышном сером цвете придают салону солидность и современность. Водительское место и рулевая колонка имеют несколько углов наклона и регулировку по высоте. Эргономика места водителя на хорошем уровне. Все кнопки, ручки и клавиши удобные и находятся на своем месте. Приборная панель достаточно информативна, показания приборов хорошо читаются. Под консолью есть ниша для телефона, там же находятся разъемы AUX и USB под iPod, а также розетка.
Хотя задний диван и отформован на три посадочных места, троим взрослым будет тесновато, кроме того Solaris имеет только два задних подголовника. Запаса для ног вполне достаточно. Да и ноги не замерзнут — уже в базе Solaris оснащен воздуховодами под передними сиденьями. Багажник открывается из салона напольным рычажком. Спинки задних кресел складываются в пропорции 60:40. В горизонтальном положении они чуть выше пола багажного отсека, под которым прячется полноразмерная запаска. Объем багажника – 454 литра.
Hyundai Solaris разрабатывался с учетом российских условий и включает в себя такие важные характеристики, как полностью оцинкованный кузов, увеличенный до 160 мм дорожный просвет, обогрев лобового стекла в зоне стеклоочистителей, обогреватель заднего стекла, аккумулятор с увеличенной мощностью (60 ч-А) для упрощения запуска двигателя зимой, брызговики и больший по объему бачок стеклоомывателя (4 литра). Двухрычажная подвеска (типа Мак-Ферсон) была разработана с учетом российских дорог и стала мягче, в связи увеличенным дорожным просветом.
Седан Solaris доступен в пяти комплектациях, а именно Base, Classic, Optima, Comfort и Family, но они могут расширяться определёнными пакетами опций: «Кондиционер», «Безопасность», «Престиж», «Зимний» и «Расширенный».
В базовую комплектацию Hyundai Solaris входят: подушка безопасности для водителя, центральный замок, передние автоматические стеклоподъемники, гидроусилитель руля, аудиоподготовка. За дополнительную плату будут доступны: дополнительные подушки безопасности, подогрев сидений, зеркал и щеток, ABS (антиблокировочная система тормозов), ESP, кондиционер, противотуманные фары и прочие дополнительные опции.
Solaris доступен в двух вариантах кузова: седан и хэтчбек. В январе 2011 года завод Hyundai в Санкт-Петербурге занялся производством седанов. И именно Solaris в кузове седан первый поступил на рынок. А в мае 2011 года началось производство Solaris в кузове хэтчбек. Hyundai Solaris хэтчбек имеет такую же ширину и высоту, как и седан, но короче последнего на 30 см. У него меньше багажник — 370 литров. Но, как это водится у хэтчбеков, погрузочный объем можно значительно увеличить, просто сложив спинки задних сидений. Что примечательно — хэтчбек 1.4 динамичнее седана с аналогичным мотором (версия с МКПП разгоняется до 100 км/ч на 0,5 сек быстрее). Остальные характеристики остались прежними.
В России Solaris оснащается двумя бензиновыми двигателями Gamma с рабочим объемом 1,4 литра или 1,6 литра. Модель с 1,4-литровым двигателем развивает мощность 107 л.с., и максимальный крутящий момент 135 Нм при 5000 об/мин. Для двигателя 1,6 литра мощность равна 123 л.с., а максимальное значение крутящего момента – 155 Нм при 4000 об/мин. При этом разгоняется до 100 км/час автомобиль за 12,1 секунду (с двигателем 1,4 литра), а модель с рабочим объемом двигателя 1,6 л – за 10,2 секунды.
Для изготовления кузова Solaris используется оцинкованный стальной лист с толщиной от 0,6 до 0,8 мм производства Hyundai Hysco. Для современного автопрома такая толщина является стандартной. Каркас гарантирует прочность кузова. Трансмиссия у Hyundai Solaris двух типов. Покупатель может выбрать между 4-ступенчатой АКПП и 5-ступенчатой механической трансмиссией. Абсолютно все Solaris ездят на 92 бензине, на передней независимой и задней полунезависимой подвеске. Размер шин зависит от комплектации. Но существуют два основных размера: 185/65 R15 и 195/55 R16.. Тормозная система реализована в дисковых передних и задних тормозах.
Hyundai Solaris гарантирует безопасность, так как он соответствует всем современным требованиям и стандартам автомобильной безопасности. В комплекс мер, которые позволяют надежно защитить водителя и пассажиров, входят и шесть подушек безопасности SRS в различных комплектациях (передние, боковые и шторки безопасности), подголовники всех сидений, трехточечные ремни безопасности с преднатяжителями и регулировкой по высоте, для детишек — крепления детского сидения Isofix.
Создатели Hyundai Solaris позаботились о важных мелочах, таких как, — зеркало, которым снабжен солнцезащитный козырек, удобные хромированные ручки, функция подогрева передних сидений, консоль между сиденьями, где можно поместить подстаканник и пепельницу. А возможность регулирования рулевой колонки позволяет с комфортом разместиться в водительском сиденье человеку любых габаритов.
Solaris предлагает два вида панелей приборов: это либо стандартная приборная панель, либо приборная панель Supervision.
Гарантия на автомобиль 5 лет или 150 тысяч километром, в зависимости от того, что наступит раньше.
Солярис (фильм, 1972) — Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Солярис.«Соля́рис» — драма, снятая Андреем Тарковским в 1972 году по мотивам одноимённого фантастического романа Станислава Лема об этических проблемах человечества, рассматриваемых через призму контактов с внеземным разумом. Широкоэкранный фильм из двух серий. Главные роли исполнили Донатас Банионис и Наталья Бондарчук.
Обладатель Гран-при Каннского кинофестиваля. По результатам некоторых опросов входит в число величайших фантастических фильмов в истории мирового кинематографа[1][2].
Действие происходит в неопределённом будущем. Соляристика — наука, изучающая далёкую планету Солярис, — зашла в тупик. На Земле разгорается дискуссия — продолжать ли тратить ресурсы на исследование планеты или окончательно свернуть его. Споры подогревают показания пилота Бертона. Некоторые учёные на их основании делают вывод, что океан, покрывающий практически всю планету, возможно, обладает разумом. Психолог, доктор Крис Кельвин (главный герой) вылетает на Солярис, чтобы принять решение на месте.
На огромной полузаброшенной орбитальной научной станции «Солярис» уже несколько лет живут только трое учёных — Снаут, Сарториус и Гибарян. Оказавшись на станции, скептически настроенный Крис обнаруживает, что её экипаж измучен необъяснимыми явлениями: к людям приходят «гости» — материальное воплощение их самых мучительных и постыдных воспоминаний. Избавиться от «гостей» невозможно никаким способом — они возвращаются снова и снова. Снаут полностью деморализован, Сарториус прикрывается маской холодного и циничного исследователя, а Гибарян и вовсе покончил с собой незадолго до прибытия Кельвина. В предсмертном послании Гибарян говорит: «Это не безумие… здесь что-то с совестью». Земляне, похоже, сами стали объектом исследований со стороны разумного океана планеты.
Пока Кельвин спит, «гость» приходит и к нему. Океан материализует образ его жены, Хари, за 10 лет до этого наложившей на себя руки после семейной ссоры. Поначалу Кельвин, как и другие соляристы, пытается избавиться от «двойника», но тщетно. Со временем Кельвин начинает относиться к «гостю», как к живому человеку. «Копия» Хари тоже постепенно осознаёт свою сущность. Вместо запрограммированной потребности неотлучно находиться возле Кельвина в ней развивается человеческая способность к самостоятельному принятию решений. Понимая, что своим существованием она причиняет Кельвину страдания, она сначала пытается убить себя, а после неудачи просит Снаута и Сарториуса её уничтожить, что они и делают путём аннигиляции. Потом Сарториус и Снаут проводят эксперимент, послав энцефалограмму Кельвина океану. Попытка приносит результат — визиты «гостей» прекращаются. Зато океан начинает проявлять другую непонятную активность — на его поверхности стали появляться странные «острова».
В финале Крис Кельвин возвращается на Землю к отцу, и оба застывают на пороге дома в позе персонажей картины «Возвращения блудного сына» Рембрандта. После этого камера поднимается вверх, и видно, что на самом деле это не Земля, а остров в океане Соляриса.
В роли собаки отца Криса Кельвина — бульдог по кличке Метан
- Арнольд Идес, Лариса Тарковская, Мария Чугунова
- Ассистенты оператора:
- Юрий Невский, Владимир Шмыга
Музыку для фильма сочинил Эдуард Артемьев, в то время уже признанный лидер советской электронной музыки, который также писал музыку ко многим известным впоследствии фильмам. Картина была условно разделена на две части: конкретные природные шумы Земли и некий иной мир, космический, который решался уже синтетическим методом. В фильме звучит переложение фа-минорной хоральной прелюдии Иоганна Себастьяна Баха (Ich ruf zu Dir, Herr Jesu Christ, BWV 639), это произведение известно под названием «Слушая Баха (Земля)». Тарковский не собирался включать в картину просто музыку, ему нужна была именно звуковая картина, как неотъемлемая часть атмосферы планеты Солярис. В работе над звуковой составляющей фильма используется фотоэлектронный оптический синтезатор «АНС».
Эпизод, в котором Бертон едет на машине по бесконечным тоннелям, развязкам, эстакадам «города будущего», снимали в Японии[4]. Сюто — сеть скоростных платных автодорог в Большом Токио, была построена к Олимпиаде 1964 года и из-за плотной застройки большая её часть пролегала как под городом, так и над городом. Это привлекло внимание Тарковского, так как многоуровневые автострады являлись традиционной деталью у художников, иллюстрировавших фантастическую литературу в XX веке.
Натурные сцены «дома у реки», в котором жил Кельвин, снимались недалеко от Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде. Место было выбрано не случайно, как рассказывают современники режиссёра, именно в Звенигороде мать Тарковского когда-то снимала дачу на лето для своих детей. Декорации к фильму готовили около года, для большей таинственности даже облицевали жестью мост рядом с домом героя. Съёмочная группа проживала в монастыре, а первый кадр был снят в поле[5].
В окончательную редакцию не вошла сцена в зеркальной комнате, режиссёр изъял её из фильма[6]. Этот загадочный шаг поклонники Тарковского связывают с происками цензуры. На самом деле цензуру и редактуру эта сцена не волновала, и мотивы у режиссёра, скорее всего, были внутренними. Известно, что он не раз возражал против того в фильмах, что казалось ему «слишком красивым»[7][8].
Сцена в невесомости снималась при помощи двух операторских кранов, на одном из которых был закреплён киносъёмочный аппарат, а на другом располагались актёры[9]. Виды мыслящего океана снимались по методу ФОКАЖ (форма, образованная контактом активных жидкостей), разработанному кинооператором комбинированных съёмок Борисом Травкиным[10].
Тарковский так отзывался о своей картине:
Главный смысл… фильма я вижу в его нравственной проблематике. Проникновение в сокровенные тайны природы должно находиться в неразрывной связи с прогрессом нравственным. Сделав шаг на новую ступень познания, необходимо другую ногу поставить на новую нравственную ступень. Я хотел доказать своей картиной, что проблема нравственной стойкости, нравственной чистоты пронизывает всё наше существование, проявляясь даже в таких областях, которые на первый взгляд не связаны с моралью, например, таких как проникновение в космос, изучение объективного мира и так далее.
Автор романа Станислав Лем негативно воспринял работу Тарковского[11][12]:
«Солярис» — это книга, из-за которой мы здорово поругались с Тарковским. Я просидел шесть недель в Москве, пока мы спорили о том, как делать фильм, потом обозвал его дураком и уехал домой… Тарковский в фильме хотел показать, что космос очень противен и неприятен, а вот на Земле — прекрасно. Я-то писал и думал совсем наоборот.
К этой экранизации я имею очень принципиальные претензии. Во-первых, мне бы хотелось увидеть планету Солярис, но, к сожалению, режиссёр лишил меня этой возможности, так как снял камерный фильм. А во-вторых (и это я сказал Тарковскому во время одной из ссор), он снял совсем не «Солярис», а «Преступление и наказание». Ведь из фильма следует только то, что этот паскудный Кельвин довёл бедную Хари до самоубийства, а потом по этой причине терзался угрызениями совести, которые усиливались её появлением, причём появлением в обстоятельствах странных и непонятных. Этот феномен очередных появлений Хари использовался мною для реализации определённой концепции, которая восходит чуть ли не к Канту. Существует ведь Ding an sich, непознаваемое, Вещь в себе, Вторая сторона, пробиться к которой невозможно. И это в моей прозе было совершенно иначе воплощёно и аранжировано… А совсем уж ужасным было то, что Тарковский ввёл в фильм родителей Кельвина, и даже какую-то его тётю, а прежде всего — мать, а «мать» — это «Россия», «Родина», «Земля». Это меня уже порядочно рассердило. Были мы в тот момент как две лошади, которые тянут одну телегу в разные стороны… В моей книге необычайно важной была сфера рассуждений и вопросов познавательных и эпистемологических, которая тесно связана с соляристической литературой и самой сущностью соляристики, но, к сожалению, фильм был основательно очищен от этого. Судьбы людей на станции, о которых мы узнаём только в небольших эпизодах при очередных наездах камеры, — они тоже не являются каким-то экзистенциальным анекдотом, а большим вопросом, касающимся места человека во Вселенной, и так далее. У меня Кельвин решает остаться на планете без какой-либо надежды, а Тарковский создал картину, в которой появляется какой-то остров, а на нём домик. И когда я слышу о домике и острове, то чуть ли не выхожу из себя от возмущения. Тот эмоциональный соус, в который Тарковский погрузил моих героев, не говоря уже о том, что он совершенно ампутировал «сайентистский пейзаж» и ввёл массу странностей, для меня совершенно невыносим.
Параллель между эфемерными созданиями Соляриса и произведениями искусства людей (которые в фильме представлены полотнами Брейгеля, копией Венеры Милосской, иконой Троицы, музыкой Баха, текстами «Дон-Кихота») выносит на поверхность вопрос о взаимоотношениях человека с его созданиями, в частности с кино как искусством репродуцирования реальности[13]. В философских дискуссиях герои Тарковского обращаются к именам Толстого, Достоевского, Мартина Лютера, к произведению Гёте «Фауст», мифу о Сизифе, спорят с идеями Фридриха Ницше, не называя его по имени (монолог Криса «Проявляя жалость, мы опустошаемся…»[14]). Предлагаемые режиссёром ответы радикальны. В отличие от большинства фантастических фильмов, которые противопоставляют человеческое и механическое начала как заведомо непримиримые противоположности, Тарковский обнаруживает между ними тайное родство[13]. На него намекают уже самые первые кадры фильма: загадочно колеблющиеся водоросли земного водоёма предвещают вечный водоворот океана планеты Солярис[13]. Синтез земного и инопланетного достигает апофеоза в последней сцене фильма: в безбрежном океане Соляриса плывут острова, сотканные из памяти людей о Земле, и на одном из них Крис обнимает своего отца, принимая позу рембрандтовского блудного сына.
Фрейдистское толкование предложил культуролог Славой Жижек в документальной ленте «Киногид извращенца» (2006):
Нашему либидо необходима иллюзия, чтобы себя поддерживать. Один из самых интересных мотивов в научной фантастике — это мотив машины бессознательного Оно — объекта, обладающего чудесной способностью напрямую материализовывать, воплощать прямо на наших глазах наши самые заветные желания и даже чувство вины. «Солярис» — фильм о машине бессознательного. Это история психолога, которого отправили на станцию, вращающуюся на орбите вновь открытой планеты Солярис. Эта планета обладает чудесной способностью напрямую воплощать мечты, страхи, самые глубокие травмы, желания, самое сокровенное в душевной жизни.
Герой фильма однажды утром обнаруживает свою жену, много лет назад покончившую жизнь самоубийством. Так что он реализует не столько своё желание, сколько чувство вины. Она не обладает полноценным бытием и страдает от провалов в памяти, потому что она знает только то, что он знает, что она знает. Она — это просто его воплощённая фантазия. И её подлинная любовь к нему выражается в отчаянных попытках уничтожить себя: отравиться и т. д., просто чтобы освободить пространство, потому что она догадывается, что этого хочет он. Но от призрачного, нереального присутствия избавиться гораздо труднее, чем от живого человека. Оно преследует тебя как собственная тень.
- ↑ Blade Runner tops scientist poll (англ.). BBC News. Дата обращения 3 июля 2012. Архивировано 5 августа 2012 года.
- ↑ Top 10 sci-fi films (англ.). The Guardian. Дата обращения 3 июля 2012. Архивировано 5 августа 2012 года.
- ↑ Н. Боков. Симон Бернштейн, герой фильма Андрея Тарковского «Солярис»
- ↑ Зоркая Н. М., Сандлер А. М. Мир и фильмы Андрея Тарковского, 1991.
- ↑ Киноместа в Подмосковье, 27.08.2015
- ↑ Медиа-архив Андрей Тарковский. Солярис. Альтернативные фрагменты (неопр.). Дата обращения 3 июля 2012. Архивировано 5 августа 2012 года.
- ↑ Фильм Андрея Тарковского «Солярис»: Материалы и документы, 2012.
- ↑ Материалы и документы о съёмках фильма «Солярис» Андрея Тарковского (неопр.). Журнал «Сеанс». Дата обращения 3 июля 2012. Архивировано 5 августа 2012 года.
- ↑ Хироси Такахаси. Вадим Юсов. О Тарковском (рус.). Архив. Журнал «Искусство кино» (ноябрь 2013). Дата обращения 6 января 2014.
- ↑ MediaVision, 2017, с. 45.
- ↑ Газета «Московские новости» от 18.06.1995.
- ↑ S. Beres. Rozmowy ze Stanislawem Lemem. — Krakow: WL, 1987. — С. 133—135.
- ↑ 1 2 3 D. Steven. The Solaris Effect: Art & Artifice in Contemporary American Film (англ.). — University of Texas Press, 2006. — P. 10, 13—15. — ISBN 0-292-71345-2.
- ↑ Казин А. Л. Феномен Тарковского : Соловьёвские исследования // ИГЭУ : журнал. — 2012. — № 3 (35). — С. 8—16. — ISSN 2076-9210.
- Зоркая Н. М., Сандлер А. М. Мир и фильмы Андрея Тарковского: Размышления. Исследования. Воспоминания. Письма. — М.: Искусство, 1991. — 397 с. — ISBN 5-210-00150-4.
- Фильм Андрея Тарковского «Солярис»: Материалы и документы. Сб. / Сост. Д. А. Салынский. — М.: Астрея, 2012. — 416 с. — ISBN 978-5-903311-20-0.
- Масуренков Дмитрий. Космос в кювете // «MediaVision» : журнал. — 2017. — № 2. — С. 44—45.
- Tumanov Vladimir. Philosophy of Mind and Body in Andrei Tarkovsky’s Solaris : Film-Philosophy // Western University. — 2016. — Т. 20. — С. 357—375. (англ.)
Солярис (роман) — Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Солярис.«Соля́рис», в некоторых русских переводах «Сола́рис» (польск. «Solaris» от лат. Solaris — солнечный) — фантастический роман Станислава Лема, описывающий взаимоотношения людей будущего c разумным Океаном планеты Солярис.
Действие романа разворачивается в далёком будущем. Повествование ведётся от лица доктора Криса Кельвина. В романе присутствуют две сюжетные линии:
- пребывание Кельвина на исследовательской станции «Солярис»;
- изложение истории открытия и исследования планеты в форме знакомства Кельвина с научной литературой на борту станции.
Солярис и соляристика[править | править код]

Планета Солярис[1] была открыта более чем за 130 лет до описываемых в романе событий. Солярис — спутник системы двойной звезды, который движется по сложной орбите вокруг обоих светил. Диаметр приблизительно на 20 % больше земного, присутствует атмосфера, непригодная для дыхания человека. Первоначально Солярис не привлёк внимания учёных, но через несколько лет обнаружилось, что орбита планеты не соответствует законам небесной механики: по расчётам Солярис должен был через некоторое время приблизиться к одной из звёзд, а затем упасть на её поверхность, однако орбита планеты оказалась стационарной. При последующем исследовании оказалось, что практически всю площадь планеты покрывает океан из живой студенистой субстанции. Океан мог стабилизировать орбиту планеты без каких-либо инструментов, путём непосредственного влияния на метрику пространства-времени. Сначала выдвигалось множество гипотез о природе, организации и уровне развития Океана, но после ряда исследований учёные сделали вывод, что Океан — существо, обладающее высокоразвитым разумом, и действия по коррекции орбиты планеты он предпринимает вполне сознательно.
С момента обнаружения странностей в орбите планеты берёт начало наука соляристика, основной задачей которой стало установление контакта с мыслящим Океаном. Была построена научно-исследовательская станция «Солярис», представляющая собой лабораторию, оборудованную всем необходимым для изучения Океана, которая парит над поверхностью планеты благодаря антигравитационным устройствам. Кроме станции, по круговой орбите вокруг Соляриса вращается саттеллоид (искусственный спутник), предназначенный для контроля орбиты, сбора данных и связи с Землёй.
Обнаружилось, что Океан способен образовывать на своей поверхности замысловатые структуры, построенные с применением сложнейшего математического аппарата. Анализ электромагнитных и гравитационных волн, генерируемых океаном, выявил определённые закономерности. Однако многочисленные попытки контакта провалились одна за другой: хотя Океан и отвечал на различные воздействия исследователей, в его реакциях не удалось найти никакой системы. При этом и сам Океан осуществлял некоторые действия, которые земляне интерпретировали как попытку контакта с его стороны, однако их не удалось понять. Таким образом, все собранные факты ничуть не продвинули исследователей в понимании того, как можно (и можно ли в принципе) общаться с Океаном.
Образования на поверхности планеты Солярис под светом разных солнц (в представлении художника Доминика Синьоре):
Несмотря на усилия выдающихся учёных, соляристика стала своеобразной описательной наукой, которая накопила огромный массив фактов, но не смогла сделать из них никаких определённых выводов. Через некоторое время наступил застой, всё большее число специалистов разочаровывались в соляристике и склонялись к выводу, что попытки контакта с Океаном бесперспективны из-за слишком больших различий между ним и людьми. Экипаж станции «Солярис» сократился до трёх-четырёх человек, а смысл её существования стал подвергаться сомнению.
Не ищем мы никого, кроме людей. Не нужно нам других миров. Нам нужно зеркало […]. Мы хотим найти собственный, идеализированный образ, это должны быть миры с цивилизацией более совершенной, чем наша. В других мы надеемся найти изображение нашего примитивного прошлого.
Крис Кельвин на станции[править | править код]
Прибытие главного героя романа, психолога Криса Кельвина, на борт исследовательской станции Солярис на научное дежурство происходит в период кризиса соляристики и угасания интереса к изучению планеты.
Выйдя по прилёте из шлюза, доктор сразу обнаруживает на станции хаос и запустение. Он ожидал встретить троих учёных: Гибаряна, Снаута и Сарториуса. Однако Гибарян несколькими часами ранее покончил жизнь самоубийством, Снаута Кельвин находит в состоянии глубокой депрессии, на грани помешательства, а Сарториус заперся в лаборатории и никого туда не впускает. Выясняется, что причиной странного поведения членов экипажа является появление на станции существ («гостей»), которых можно было бы назвать фантомами, если бы они не были вполне материальны. Единственное объяснение их появления — фантомы созданы Океаном Соляриса. Судя по происходящему с Кельвином и редким оговоркам его коллег, фантомы являются материальной проекцией сведений о ранее знакомых им личностях, причём тех, с которыми связаны острые, травмирующие воспоминания, или материализацией фантазий, зачастую неприятных или аморальных, которых сам человек стыдится. Кельвину Океан посылает его девятнадцатилетнюю возлюбленную Хари, которая за десять лет до описываемых событий покончила с собой после размолвки с ним.
Кельвин начинает понимать, что и ему недалеко до потери рассудка. Он проводит над собой ряд опытов, позволяющих убедиться, что всё с ним происходящее — реальность, а не бред или галлюцинация. При этом он находит свидетельства того, что и Гибарян проводил аналогичные опыты. Кельвин пытается избавиться от фантома Хари, отправив его в ракете в полёт за пределы станции, но это не помогает — Хари появляется опять, точно такая же, причём не помнящая своего предыдущего появления. Кельвин уже не в силах противиться её присутствию и начинает просто жить и общаться с ней, как с обычной женщиной. Другие же члены экипажа, в отличие от Кельвина, тщательно скрывают своих «гостей».

Кельвин и его коллеги пытаются понять, как устроены «фантомы». Исследование их тканей показывает, что они являются точными моделями обычных человеческих тканей, построенными из каких-то неизвестных структур, скорее всего из нейтрино, стабилизированных силовыми полями, генерируемыми Океаном. Фантомы при физическом воздействии чувствуют боль, но при повреждениях очень быстро восстанавливаются. Они не могут ни покончить с собой, ни быть убитыми: будучи внешне мёртвыми, через короткое время они «воскресают» в прежнем виде (так, Хари пыталась покончить с собой, выпив жидкий кислород, но вскоре сожжённые органы и ткани полностью восстановились). Даже после аннигиляции фантомы возвращаются через некоторое время. Фантомы ощущают себя людьми, имеют память, хотя и со значительными провалами, и чувства, при этом они каким-то образом «привязаны» к человеку, которому явились: они физически неспособны долго выносить его отсутствие. Так, Хари с нечеловеческой силой выбивает дверь, когда Кельвин оставляет её в каюте. Со временем фантом всё более «очеловечивается», приобретает черты, не свойственные оригиналу, точнее, воспоминаниям об оригинале, на основе которых он был создан, и становится всё более самостоятельным.
Члены экипажа сталкиваются с проблемами, которые испытывала соляристика на протяжении всего своего существования. Они пытаются понять действия Океана, однако не могут этого сделать, поскольку они не поддаются человеческой логике. Люди изучают Океан, но и Океан, как выяснилось, тоже изучает их, причём делает это безжалостно, не отдавая себе отчёта в том, что он может повредить изучаемому. Со всей остротой встаёт вопрос, решить который уже давно пытается наука об Океане: возможен ли в принципе контакт с другим разумом, который не имеет ничего общего с человеческим?
Контакт означает обмен какими-то сведениями, понятиями, результатами… Но если нечем обмениваться? Если слон не является очень большой бактерией, то океан не может быть очень большим мозгом.
Хари начинает догадываться о своей нечеловеческой сущности. Прослушав запись, оставленную Гибаряном для Кельвина, она окончательно понимает истинное положение дел. Тем временем Кельвин, Снаут и Сарториус принимают решение продолжить экспериментальную работу. Они приходят к выводу, что Океан «выуживает» из них воспоминания во время сна, и решают «послать» ему мысли наяву, для чего снимают энцефалограмму мозга Кельвина и направляют в различные участки Океана пучки жёсткого гамма-излучения, промодулированные ею. Пока продолжаются эксперименты, Сарториус находит способ уничтожения фантомов путём локального разрушения силового поля Океана, которое стабилизирует нейтринную материю. Кельвин, уже воспринимающий фантом как человека, горячо возражает, а Снаут склоняется к точке зрения Сарториуса. Кельвин пытается выдвинуть в качестве контраргумента опасность огромного выброса энергии при распаде нейтринной материи, однако Сарториусу удается изготовить аннигилятор, под действием которого при исчезновении фантома возникают лишь световая вспышка и слабая ударная волна. Снаут пытается убедить Кельвина, что их действия нельзя воспринимать через призму моральных норм, так как ситуация уже далеко вышла за рамки морали. Кельвин, не найдя возражений, тем не менее не может согласиться и обдумывает, как ему сохранить Хари. В конце концов решение принимает сама Хари: втайне от Кельвина она добровольно соглашается на аннигиляцию.
Кельвин после гибели Хари пребывает в состоянии нервного шока. Он даже предлагает нанести по Океану лучевой удар генераторами антиматерии. Однако Снаут высказывает предположение, что Океан, скорее всего, не хотел оскорбить или унизить их: материализуя мысли и воспоминания человека, он мог не знать, какое значение для него они имеют. После аннигиляции фантомы перестали возвращаться, что расценивается как некая реакция Океана на эксперимент. Кельвин решает остаться на станции и продолжить попытки установить контакт с Океаном.
История создания и первая публикация[править | править код]
К концу 1950-х Станислав Лем уже был признанным мастером жанра. В «Солярисе» он начал отходить от утопических настроений своих ранних произведений и стал больше склоняться к крупной романной форме литературы.
Основная часть книги была написана примерно за шесть недель в июне 1959 года, когда Станислав Лем был в Закопане. Спустя год писатель вернулся к роману и закончил последнюю главу. Впоследствии Лем уже не мог найти место, где остановился и с которого продолжил книгу[2].
Первое книжное издание романа на польском языке вышло в 1961 году.
Автор о создании романа[править | править код]
В те годы я был особенно хорошо информирован о новейших научных течениях. Дело в том, что краковский кружок был чем-то вроде коллектора научной литературы, поступавшей во все польские университеты из США и Канады. Распаковывая эти ящики с книгами, я мог «позаимствовать» заинтересовавшие меня труды, в частности «Кибернетику и общество» Норберта Винера. Всё это я проглатывал по ночам, чтобы книги пришли к их истинным адресатам как можно быстрее. Набравшись так ума-разума, я в течение нескольких лет написал романы, за которые мне и теперь не стыдно,— «Солярис», «Эдем», «Непобедимый» и т. д.
…
Я думаю, что в начале своего писательского пути я сочинял исключительно вторичную литературу. На втором этапе («Солярис», «Непобедимый») я достиг границ пространства, которое в общем-то было уже исследовано.
…
Все романы типа «Солярис» написаны одним и тем же способом, который я сам не могу объяснить… Я и теперь ещё могу показать те места в «Солярис» или «Возвращении со звёзд», где я во время писания оказался по сути в роли читателя. Когда Кельвин прибывает на станцию Солярис и не встречает там никого, когда он отправляется на поиски кого-нибудь из персонала станции и встречает Снаута, а тот его явно боится, я и понятия не имел, почему никто не встретил посланца с Земли и чего так боится Снаут. Да, я решительно ничего не знал о каком-то там «живом Океане», покрывающем планету. Всё это открылось мне позже, так же, как читателю во время чтения, с той лишь разницей, что только я сам мог привести всё в порядок.
…
… «Солярис» я считаю удачным романом…— С. Лем. «Моя жизнь»
Роман оказал большое влияние на развитие научной фантастики, книга неоднократно экранизировалась и переведена более чем на тридцать языков, в том числе и на русский.
По мнению Бориса Стругацкого, роман Лема входит в десятку лучших произведений жанра и оказал «сильнейшее — прямое либо косвенное — влияние на мировую фантастику XX века вообще и на отечественную фантастику в особенности».[3]
Сергей Лукьяненко в романе «Звёзды — холодные игрушки» делает упоминание о подобном живом океане: «…А была целая планета, имевшая разум. Океан разумной протоплазмы, с которым никто не смог установить контакт… и Алари получили приказ…».
На русском языке отрывок романа впервые появился в переводе В. Ковалевского в № 12 журнала «Знание-сила» за 1961 год (глава «Соляристы»). В 1962 году роман в сокращённом переводе М. Афремовича был опубликован в № 4—8 журнала «Наука и Техника», а затем, в сокращённом переводе Д. Брускина, в № 8—10 журнала «Звезда». Позднее появился более полный авторизованный перевод Брускина. В 1976 году был издан единственный полный перевод романа, выполненный Г. А. Гудимовой и В. М. Перельман (в серии «Библиотека польской литературы»)[4].
В переводах Ковалевского и Афремовича планета и океан называются «Соларис» и это имя женского рода, в соответствии с польским оригиналом (женский род имя океана имеет и в позднем переводе Гудимовой и Перельман). В переводе Брускина используется написание «Солярис», причём это имя имеет мужской род (по-видимому, для согласования со словом «океан»), и в этой форме наиболее прочно вошло в русский язык.
В первом русском переводе романа имелись изменения в заключительной главе «Древний мимоид» — был выброшен диалог Кельвина и Снаута о природе Океана как «ущербного бога», неспособного понять и признать приобретённую в процессе очеловечивания способность своих фантомов к самостоятельным поступкам[5].
«Солярис» — это книга, из-за которой мы здорово поругались с Тарковским. Я просидел шесть недель в Москве, пока мы спорили о том, как делать фильм, потом обозвал его дураком и уехал домой… Тарковский в фильме хотел показать, что космос очень противен и неприятен, а вот на Земле — прекрасно. Но я-то писал и думал совсем наоборот.
Содерберг сделал «Солярис» — я думал, что худшим был «Солярис» Тарковского… Я ничего не написал о том, что фильм мне нравится. Я не написал, что он мне не нравится. Это не то же самое. Знаете, добрый злодей это не то же самое, что злой добродей. Есть разница… Мне ведь не говорили, чтобы я соглашался, потому что заработаю денег, а только «вы не имеете понятия, какие технические возможности есть у Голливуда», и я поверил. Я не предполагал, что этот болван, извините, режиссёр, выкроит из этого какую-то любовь, это меня раздражает. Любовь в космосе интересует меня в наименьшей степени. Ради Бога, это был только фон. Но я всё-таки человек достаточно воспитанный. Поэтому не набросился на этого Содерберга, это не имеет смысла. У меня была стопка американских рецензий, и я видел, что все старались, потому что Содерберг известен, исполнитель главной роли очень известен, и поэтому на них не навешивали всех собак… Кроме этого, автору как-то не положено особо возмущаться, ну не положено.
— Журнал «Lampa», Варшава, 2004, № 4
- Московский композитор Сергей Жуков написал двухактный балет «Солярис» по мотивам романа. Либретто А. Соколова и В. Фетисова. Поставлен в 1990 г. в Днепропетровском театре оперы и балета, балетмейстер — А. Соколов, дирижёр Н. Шпак, художник Г. Якубовская, режиссёр Ю. Чайка.[7]
- «Solaris. Дознание» (Россия, 2007) — спектакль московского театра «АпАРТе». Режиссёр — А. Любимов, художники — М. Кривцова и К. Автандилова. В ролях: А. Фигуровский, А. Зыкова, А. Любимов, Д. Дежин.[8][9]
- «Солярис» — радиоспектакль (Россия, 2007, продолжительность — 3 часа 45 минут). Автор сценария и режиссёр Дмитрий Креминский, композитор Тимур Кадочников. Роли исполняют: Сарториус — Александр Филиппенко, Снаут — Армен Джигарханян, Кельвин — Владислав Ветров, Гибарян — Александр Вилькин, Мессенджер — Алексей Жарков, Бертон — Андрей Тушканов, Хари — Татьяна Шпагина.[10]
- «Солярис» — балетный спектакль Юрия Смекалова, совместный проект театра «Приют комедианта» и M.A.D. Company (Премьера спектакля состоялась 3 марта 2018 года)[11]
- Бак Д. П. Биография непрожитого, или Время жестоких чудес: Фантастика Станислава Лема на рубеже столетий // Новый мир. — 1996. — № 9. — С. 193—207.
- Бар-Селла З. Status quo vadis: (Введение в теологию космических полетов) // Каганская М., Бар-Селла З., Гомель И. Вчерашнее завтра: Книга о русской и нерусской фантастике. — М.: РГГУ, 2004. — С. 148—178. — 328 с. — ISBN 978-5-7281-0336-3.
- Борисов В. И. Бремя жестоких чудес // Если. — 2002. — № 5. — С. 243—249.
- Бугров В. И. Солярис и… Кº // Мир приключений: Сб. фантаст. и приключ. повестей и рассказов / Отв. ред. И. Шустова. — М.: Детская литература, 1978. — С. 544—549. — 592 с.
- Генис А. А. Три «Соляриса»: ненаучная фантастика // Звезда. — 2003. — № 4. — С. 212—217.
- Грицанов А. А. Солярис // Всемирная энциклопедия: Философия. XX век / Гл. научн. ред. и сост. А. А. Грицанов. — М.; Минск: АСТ; Харвест; Современный литератор, 2002. — С. 719. — 976 с. — ISBN 5-17-012653-0.
- Зиннер Э. П. Маленькие люди в большом космосе // Сибирские огни. — 1963. — № 10. — С. 181—183.
- Кайтох В. Вступление к роману Станислава Лема «Солярис» // Studia Polonorossica: К 80-летию Елены Захаровны Цыбенко: Сб. ст. / Отв. ред. В. Хорев. — М.: Издательство МГУ, 2003. — С. 480—495. — 552 с. — ISBN 5-211-06125-X.
- Кириллов Г. М. Фантастический мир «Соляриса»: поиски подлинного Себя и Другого // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. — 2016. — № 3. — С. 208—214.
- Мышко Д. «Антифинальная» позиция С. Лема в научно-фантастических романах 60-80-х годов: К проблеме типологии фабулы // Славяноведение. — 1995. — № 5. — С. 45—49.
- Орлинский В. Лем. Жизнь на другой земле = Lem. Życie nie z tej ziemi / пер. с польского И. Шевченко. — М.: Эксмо, Fanzon, 2019. — 477 с. — (Fanzon. Всё о великих фантастах). — ISBN 978-5-04-101996-9.
- Прашкевич Г. М., Борисов В. И. Станислав Лем. — М.: Молодая гвардия, 2015. — 359 с. — (Жизнь замечательных людей; вып. 1519). — ISBN 978-5-235-03777-9.
- Темлякова А. С. «Солярис»: роман и фильм. Пространство диалога // Уральский филологический вестник. Серия: Русская литература XX-XXI веков: направления и течения. — 2013. — № 2. — С. 215—226.
- Файнбург З. И. Желанное и трудное будущее // Новый мир. — 1963. — № 4. — С. 262—265.
- Штейнман М. А. «Солярис» // Энциклопедия литературных произведений / под ред. С. В. Стахорского. — М.: Вагриус, 1998. — С. 469—470. — 654 с. — (Литературные энциклопедии). — ISBN 5-7027-0825-3.
- Язневич В. И. Станислав Лем. — Минск: Книжный дом, 2014. — 448 с. — (Мыслители XX столетия). — ISBN 978-985-17-0830-3.