Сколько академику лет: Константин Заруцкий — фото, биография, личная жизнь, новости, автоблогер 2020

Содержание

Скончался выдающийся академик Борис Патон — Российская газета

Это интервью с Борисом Евгеньевичем Патоном было опубликовано в «РГ» в мае 2018 года. В том году 100-летний юбилей отмечала Национальная академия наук Украины. Более полувека ее возглавлял академик Борис Патон, которому по весьма символическому совпадению 100 лет исполнилось в один день с Академией.

Борис Патон не только президент НАНУ, но и многолетний директор Института электросварки имени Е.О. Патона НАНУ. Отец и сын — Евгений Оскарович и Борис Евгеньевич Патоны — выдающееся явление в мировой науке и инженерии. Борис Евгеньевич Патон — также академик Российской академии наук. «РГ» представляет читателю интервью, которое академик Б.Е. Патон во всех своих официальных качествах дал в Киеве члену-корреспонденту РАН Юрию Батурину.

Борис Евгеньевич, Национальная академия наук Украины (НАНУ) отметит столетие со дня образования. Позвольте поздравить вас как президента НАНУ с этим юбилеем и пожелать Академии успешной работы!

Борис Патон: Спасибо, Юрий Михайлович.

Вы видели развитие науки в разные эпохи — в советскую, в эпоху перестройки, в постсоветские времена… Как удавалось поддерживать четкую координацию научных исследований в довольно многомерной советской академической структуре?

Борис Патон: Вспомните, сколько академий существовало в Советском Союзе. Была Академия наук СССР. В военное время и сразу после появилось большинство республиканских академий. Возник очень сложный механизм, который предстояло настраивать на эффективную работу, без дублирования, но с профессиональной конкуренцией. И тогда по инициативе АН СССР с целью координации научной деятельности академий наук союзных республик в 1945 году при Президиуме АН СССР был создан Совет по координации научной деятельности академий наук союзных республик. Он возглавлялся президентом АН СССР, и в его состав входили президенты республиканских академий наук. Была проделана огромная работа и оказана помощь республиканским академиям наук в определении и разработке ведущих научных направлений и проблем, имеющих общегосударственное значение, создании новых институтов и лабораторий, укреплении материально-технической базы, подготовке высококвалифицированных научных кадров. Кооперация научного труда между учеными академий наук республик в составе Советского Союза достигла исключительно высокого уровня.

Не устаю повторять, что РАН — самая крупная и действенная академия наук в мире. Но все-таки союзная академия была более мощная. Может, я не прав

Зато потом тесная кооперация взрывным образом распалась…

Борис Патон: Да, после распада Советского Союза творческие и деловые связи научных коллективов, оказавшихся в одночасье по разные стороны государственных границ, были нарушены. Ученые лишились доступа к общей системе информации, банкам научных данных, уникальным научным комплексам, которые создавались совместными усилиями.

Давайте поговорим об академиях наук стран СНГ после того, как единая академическая структура рассыпалась.

Борис Патон: Российская академия наук в этой великолепной россыпи осталась ведущей академией. Я не устаю повторять, что РАН — самая крупная и действенная академия наук в мире, что бы там ни говорили те, кто пишет всякие рейтинги. Это действительно так. Но все-таки союзная академия была более мощная и более интересная, чем Российская академия наук. Мое искреннее мнение. Может быть, я не прав.

Борис Евгеньевич, в свое время вы смогли остановить «разбегание» Большой академической семьи, инициировав создание Международной ассоциации академий наук (МААН). Возможно ли, что академии СНГ смогут преодолеть центробежную тенденцию и сблизиться теснее, чем сейчас в МААН — в достигнутой точке некоторого равновесия?

Борис Патон: По-моему, возможно. Если так не произойдет, это будет большой ошибкой в научной деятельности и, в частности, в научно-координационной. Со временем неминуемы перемены, меняются и направления деятельности академий наук. В сложившейся ситуации важно было начать противостоять центробежным силам и, найдя адекватную организационную форму сложившимся реалиям, общими усилиями содействовать созданию таких условий для сотрудничества ученых, которые позволили бы эффективно использовать совместный интеллектуальный потенциал как в национальных интересах, так и в интересах самой науки.

Так и было. Академии наук ряда стран СНГ начали подписывать между собой двусторонние договоры о сотрудничестве.

Борис Патон: Важность укрепления и развития двусторонних связей академий не вызывала сомнения. Однако эти первичные связи не могли решить всех проблем сотрудничества ученых. Необходимость сотрудничества на многосторонней основе для объединения усилий большего числа академий наук была очевидна. Об этом свидетельствовал также богатый опыт работы таких известных международных сообществ, как Международный совет научных союзов, Академия наук Третьего мира и ряда других. В конце концов академии наук пришли к выводу о необходимости образования ассоциации. Академии — участницы МААН были совершенно разными по масштабам, но вместе они создавали полноценное научное ядро. И слава богу, что мы, таким образом, не потеряли связи между академиями.

Разорвать связи можно мгновенно, а восстанавливать их приходится десятилетиями.

Борис Патон: Да. Еще в ноябре 1994 года МААН предложила рассмотреть на заседании Совета глав государств СНГ вопрос о воссоздании единого научного пространства в рамках Содружества, то есть сделать еще один шаг на пути научной интеграции. МААН, владея информацией о состоянии научной сферы, неоднократно обращала внимание глав государств и правительств стран СНГ на то, что невозможно образовать общее научно-технологическое пространство, если каждое государство не примет срочных мер по сохранению и развитию своего научного потенциала, не создаст благоприятных условий для совместного проведения важнейших научных исследований, использования уникальных научных объектов и сооружений в странах СНГ, не будет способствовать объединению усилий при подготовке научных кадров и осуществлению всестороннего обмена информацией.

К сожалению, крупных результатов в этом направлении не достигнуто. По-видимому, основная причина — отсутствие политической воли и существовавшая неопределенность отношения властей к науке. В результате принимаемые на межгосударственном уровне решения не выполнялись, и хорошая полезная идея была утоплена чиновниками в ворохе бумаг. Cегодня наши научные связи ослаблены до символичного уровня. Совместные работы проводятся очень редко. Но все же, как модно говорить, мы не разбежались по национальным квартирам, а имеем возможность объединяться, когда это требуется.

Борис Патон показывает Юрию Батурину уникальное оборудование для сварки, разрабатываемое в институте. Фото: Из архива Юрия Батурина

Аналогичные процессы, насколько мне известно, происходят и с университетской наукой.

Борис Патон: Абсолютно верно! Несколько лет тому назад у меня состоялась встреча с очень уважаемым и любимым мною ректором Московского государственного университета академиком РАН Виктором Антоновичем Садовничим. Я отношусь с огромным пиететом к МГУ имени М.В. Ломоносова. Хочу подчеркнуть выдающуюся роль В.А. Садовничего как многолетнего ректора этого замечательного университета. Мы с ним нашли общий язык не только потому, что он по «первоначальной национальности» украинец. Мы думаем похожим образом. И мы нашли общие связи. Если бы такие связи существовали не только в отдельных направлениях и областях, а стали бы законом нашего творчества, это было бы очень здорово. К сожалению, не везде так обстоят дела.

Виктор Антонович — президент Евразийского союза университетов. И мы решили заключить договор между союзом вузов и нашей МААН. Результатом углубления взаимодействия науки и образования актуальным стало подписание 15 октября 2010 года в Москве Соглашения о сотрудничестве между Евразийской ассоциацией университетов и МААН. Следствием стало вхождение Московского физико-технического института (государственного университета) и Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова в МААН — событие неординарное и неслучайное. Пополнение академий наук талантливой молодой научной сменой, в том числе для обеспечения преемственности школ и поколений, — проблема из проблем. Совет МААН рассматривает упомянутые всемирно известные университеты в качестве своих стратегических партнеров в ее решении. Оба университета проводят активную деятельность по подготовке в интересах стран СНГ высококвалифицированных кадров.

Вы без малого четверть века возглавляли МААН. Заслуга ваша в сохранении научных связей огромна, а вины в том, что не все получилось, нет.

Борис Патон: МААН существует 25 лет. Я посчитал необходимым передать бразды правления кому-нибудь из более молодых организаторов науки. Признаться, сил на третью работу (помимо НАНУ и Института электросварки) уже не хватает. Да и возглавлять международную организацию на второй сотне лет — несколько вызывающе. Теперь МААН будет вести Владимир Григорьевич Гусаков — Председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси. Я рад, что не погибла эта интересная международная сеть, в которой принял участие… Дай бог, чтобы дело укрепления наших научных связей продолжилось. Похоронить содружество академий наук не удастся. Дальнейшее развитие будет происходить в соответствии с движением Истории.

Ключевой вопрос

Чего вы сами желаете своей Академии в год столетия?

Борис Патон: Нового развития, движения вперед, и чтобы Академия не забывала того, ради чего она существует, что она уже сделала, и помнила, что многое надо бы сделать значительно глубже и лучше, чем пока удалось.

Надеюсь, вам не предлагали готовить заявление по собственному желанию? У нас традиционно про юбилейные даты не забывают только кадровики.

Борис Патон: Знаете, Юрий Михайлович, наука живет в турбулентном, штормовом времени, в котором и так трудно ориентироваться. Ученым доводится оценивать чаще короткие волны развития, редко кому везет увидеть эпохи как длинные волны. А это очень важно! Когда начинаешь измерять время эпохами, тогда видишь Историю с большой буквы, взаимосвязи, нереализованные возможности и непредставимые достижения, причины побед и поражений, роль случайностей… Кто подскажет Академии, что надо или не надо делать, если ее президент сядет писать заявление об уходе? Нас рано списывать на берег, мы много знаем и понимаем…

Полная версия интервью академика Б.Е. Патона будет опубликована в журнале «Вопросы истории естествознания и техники», 2018, том 39, № 2.

Умер академик Борис Патон. Он 58 лет возглавлял Академию наук и называл ее своей единственной семьей

Многолетний президент НАН Украины скончался на 102-м году жизни.

Легендарный ученый Борис Патон, который на протяжении 58 лет возглавлял Национальную академию наук Украины, ушел из жизни 19 августа 2020 года. Ученый не дожил трех месяцев до своего дня рождения — 27 ноября ему должно было исполниться 102 года. О кончине академика первым сообщил президент Владимир Зеленский в своем Телеграм-канале.

— Металлург, инженер, изобретатель, ученый, преподаватель. Первый награжден званием Героя Украины. Академик. Гений. Легенда. Есть много слов, которыми можно описать Бориса Евгеньевича Патона. Однако нет таких слов, которые в полной мере могли бы раскрыть масштаб его личности. И масштаб той утраты, которую сегодня понесла наша страна. В возрасте 101 года от нас ушел великий украинец, — отмечено в сообщении.

Зеленский выразил соболезнования семье Патона, чиновники и политики также вспоминают ученого в соцсетях.

Сейчас формируется государственная комиссия, которая будет решать основные вопросы, связанные с похоронами Бориса Евгеньевича.

101-й День рождения отметил на работе

Патон возглавлял Национальную академию наук с 1962 до 2020 года. Интересно, что Борис Евгеньевич — ровесник АН Украины: она тоже была учреждена в 1918 году.

Последний раз Патон был переизбран в 2015-м году, его каденция заканчивалась в марте 2020-го. Выборы нового главы АН должны были состояться в апреле 2020-го, и Патон свою кандидатуру не подавал. Но из-за эпидемии коронавируса выборы перенесли на более поздний срок — и Борис Евгеньевич до конца своих дней остался действующим главой Академии наук и руководителем института Патона. Он был не просто формальным президентом, но ходил на работу, как и все остальные, а каждые две недели проводил заседания Президиума. И свой 101-й День рождения тоже провел на рабочем месте.

— У Бориса Евгеньевича обычный рабочий день. Он скромный человек, никаких праздничных мероприятий не планировалось, все поздравления проходят в рабочем режиме, – рассказывала сотрудница пресс-службы НАН Украины Мария Призиглей. – Огромное количество звонков и поздравлений. Очень много желающих поздравить Бориса Евгеньевича с днем рождения. Его поздравляли президент Владимир Зеленский и председатель ВРУ Дмитрий Разумков.

Последние годы Патон жил в Киеве с семьей внучки Ольги, воспитывал правнучку Ганну. Единственная дочь Патона Евгения умерла в 2009 году. Жена Ольга скончалась в 2013-м — пара была неразлучна 65 лет.

С внучкой Ольгой, в семье которой Борис Евгеньевич жил последние годы. Фото: Фейсбук

В интервью «Урядовому курьеру» в июле Патон признавался, что после окончания каденции уходить на покой не собирается, так как у него останутся обязанности директора Института электросварки имени Евгения Патона.

— Поэтому работы станет меньше незначительно — не с моим счастьем, — рассказывал Патон. — С другой стороны, ничего необычного или тягостного в этом для себя не вижу — в нашей семье царил культ труда. А когда втягиваешься, то не сразу замечаешь, что профессия поглощает все твое время. Даже не могу сказать об академии как о второй семье, кажется, она была моей единственной семьей. От этого, конечно, страдала частная жизнь, родные и близкие видели меня далеко не так часто, как хотели и как следовало бы. Немного исправился я, пожалуй, только теперь.

На выборах нового президента Академии Патон собирался поддерживать кандидатуру Анатолия Загородного, занимающего пост вице-президента.

101-й День рождения Патон отметил на работе. Фото: УНИАН

Ученый во втором поколении

Борис Евгеньевич Патон родился 27 ноября 1918 года в семье не менее знаменитого профессора Киевского индустриального института Евгения Патона — инженера и механика, изобретателя электросварки, автора многих прорывных сварочных технологий, создателя Моста Патона в Киеве. Евгений полюбил выпускницу Фундуклеевского училища Наталью Будде, женился. В 1917-м у них родился сначала старший сын Владимир, а затем через год — Борис.

Борис последовал примеру отца и стал ученым во втором поколении — окончил КПИ по специальности инженер-электрик. Отец был для него и брата главным авторитетом и примером, образцом отношения к работе. Борис Евгеньевич позднее рассказывал, что от отца унаследовал любовь к независимости, гордость, не совместимую с заискиванием перед начальством, сильно развитый практицизм, спешку в работе, требовательность к подчиненным и к себе тоже, настойчивость в осуществлении намеченной цели.

— Чему я научился у своего отца? — вспоминал Борис Патон в одном из интервью. — Человек должен любить свое дело и отдаваться ему. Евгений Оскарович казался всем суровым, недоступным, а был он добрым человеком и заботился о людях, заботился о своей семье. Я часто проезжаю по мосту Патона и всегда по дороге, хоть ненадолго, останавливаюсь. Прихожу, как на свидание: «Здравствуй, батя!».

Евгений Патон (второй слева) с сыновьями Владимиром (слева) и Борисом (справа). Фото: УНИАН

В 1953-м Борис Патон возглавил Институт электросварки имени Е. Патона. В советское время — дважды Герой Социалистического Труда, кавалер четырех орденов Ленина, заслуженный изобретатель СССР, лауреат Ленинской премии. После провозглашения независимости стал первым, кому было присвоено звание Героя Украины (1998 год). 

Кроме этого, среди наград Патона были украинские ордена князя Ярослава Мудрого I, IV и V степеней (2008, 2003, 1997), Державы (1998), Свободы (2012), «За заслуги» I степени (2013), российские ордена «За заслуги перед Отечеством» I и II степеней (2008, 1998) и Почета (2004), а также ордена и медали других государств.

Борис Патон — почетный гражданин Киева и Мариуполя, обладатель многочисленных премий, званий и знаков отличия. Являлся членом ряда академий и научных обществ зарубежных стран, почетным доктором и профессором многих университетов мира.

Ученый стал автором более тысячи научных публикаций и свыше 400 изобретений. Основные работы Патона посвящены автоматической и полуавтоматической сварке. Борис Патон возглавлял исследование по применению сварочных источников теплоты в специальных плавильных агрегатах, которые увенчались созданием новой области качественной металлургии — спецэлектрометаллургии.

Именно Борис Патон впервые начал и активизировал исследования в области применения сварки и родственных технологий в космосе. Кроме того, Патон — главный инициатор создания уникальной технологии сварки живых тканей (т.н. шов Патона), которую используют при хирургических операциях. Эту историю Патон рассказывал часто. Когда в 1995 году (в возрасте 77 лет), катаясь на монолыже по Днепру, ученый сломал шейку бедра. И когда узнал, что кость ему пилили пилой, задумался о том, что хорошо бы придумать более современную технологию. И разработал ее с помощью соратников.

Академик Борис Патон в мае 1962 года. Фото: УНИАН

Интересные факты: защищал диплом под бомбежкой и стеснялся прижизненного памятника

Род Патонов перебрался в Россию при Петре І, царь пригласил их строить корабли. До революции Патоны перед фамилией имели частицу «фон», указывающую на их немецкое дворянское происхождение. Прадед Бориса Евгеньевича — Петр Иванович Патон, генерал от инфантерии, сенатор Российской империи. Дед — Оскар Петрович Патон (1823-1893), русский консул в Ницце, военный инженер, капитан лейб-гвардии Конно-пионерного дивизиона. Мать — Наталья Викторовна Будде (1884-1971), дочь генерала от инфантерии Виктора Эммануиловича Будде и Александры Павловны Будде (урожд. баронессы Местмахер), выпускница Фундуклеевского училища.

Дочт Бориса Патона — Евгения. Фото: stuki-druki.com/ 

Семья жила в профессорском корпусе Киевского индустриального института (ныне КПИ), затем они переехали на улицу Тимофеевскую, 21 (ныне улица Михаила Коцюбинского). Борис учился в 52-й школе, потом перешел в 79-ю на площади Спартака (около театра Франко).

Однажды в средней школе Борис Патон получил аж 9 двоек за семестр. Правда, текущих, на четвертные оценки они не повлияли. А в КПИ так и не стал обладателем красного диплома, потому что получил «неуд» по марксизму-ленинизму. Потом, правда, пересдал на «хорошо» — но диплом уже уплыл… А саму дипломную работу Борис Патон защищал буквально под бомбежкой. Дату назначали на 22 июня 1941 года, и по дороге в институт Патон вместе с однокурсниками попал под бомбы… но обошлось, а дипломную работу Борис Патон защитился на «отлично».

В 1982 году в Киеве был установлен прижизненный памятник Борису Патону. Так положено, объяснили ему: дважды Герой Соцтруда имеет право. Бюст академику не нравился — не похож, да и само наличие памятника скромного Патона смущало. Поначалу было неприятно, но — привык, и каждый день ходил мимо него на работу.

— В самом деле этого бюста не хотел, и он мне до сих пор не нравится. Во-первых, он на меня не очень похож, — рассказывал Патон. — И я вообще не сторонник культа личности. Человека украшает скромность. Но в советские времена так было заведено. В честь дважды Героя Соцтруда устанавливали такие бюсты. И мое ходатайство о демонтаже не удовлетворили. А потом как-то не до того стало — другими проблемами приходилось заниматься.

Почти до 80 лет, пока не получил травму, Борис Евгеньевич регулярно играл в теннис и увлекался водными лыжами. Но и через 20 лет после нее четыре раза в неделю посещал бассейн, поддерживая форму. Занятия спортом, наряду с оптимизмом и постоянной увлеченностью работой, Патон считал секретами своего долголетия.

Памятник Борису Патону на улице Богдана Хмельницкого в Киеве. Фото: Википедия

Борис Патон. Правила жизни

Формула счастья, мне кажется, в том, чтобы твоя жизнь и твоя деятельность были нужны людям.

***

Знаете, каким лозунгом я всегда руководствовался? Оставаться оптимистом, несмотря ни на что. И вот, как бы ни складывалась жизнь, я стараюсь этого принципа придерживаться.

***

Я убежден, что очень важно работать, заниматься интересным и полезным делом, и главное, получать при этом удовлетворение. Несмотря на то что работа иногда бывает изнурительной, она все равно должна полностью захватывать. Это и есть, на мой взгляд, смысл человеческой жизни.

***

Умные родители всегда научат детей полагаться на собственные силы. Сейчас многие нарекают на плохую жизнь, на неблагоприятные условия, на все что угодно — на погоду, на природу и так далее. И мало кто нарекает на себя. Проблема нашего общества в том, что многие люди психологически незрелы. Они не привыкли бороться за себя, за свое благосостояние. Им трудно быть кузнецом своего счастья. А я считаю, если не работать день и ночь, а все жалеть себя и жалеть, искать виновных, плакаться, — дела не будет. Мы все должны привыкнуть много и постоянно работать. Только тогда чего-то достигнем. Не раньше.

***

Рецепт на все времена — гармоничное развитие тела и духа, физических и интеллектуальных способностей. Недаром именно таким был ренессансный идеал человека. Физическая активность должна быть умеренной. Если заниматься ею — то только ради улучшения состояния здоровья, а не наоборот, не так ли? Я никогда не занимался спортом профессионально. А выбирал такие виды физической активности, чтобы они были интересными и увлекательными. Долго занимался теннисом и водными лыжами, плавал. От движения не отказываюсь, ведь движение — это жизнь. Оно держит человека в тонусе, сколько бы лет ему ни было. Нельзя сохранять ясность мысли и остроту ума, если тело запущено. Поэтому, чтобы работать эффективно, я всегда пытался хотя бы несколько часов в неделю посвятить поддержанию физической формы. Кроме того, это хорошо снимает стресс.

***

Все делается очень просто. Предположим, я забыл фамилию или название предмета. Чтобы вспомнить, начинаю перебирать в уме алфавит – «а», «б», «в», «г»… Допустим, не выходит. Тогда оставляю «а» и добавляю следующую букву – согласную или гласную. И так пока не найду нужное слово. Этот метод хорошо развивает память.

***

Еда меня особенно не волнует. Да и пью я в общем-то самую малость, но на приеме или презентации (а их теперь устраивают по любому поводу) могу, как говорится, и пригубить. Предпочитаю коньяк и сухие грузинские вина, которые пил незабвенный товарищ Сталин – хванчкару, аджалеши, чхавери и другие. Но, естественно, дома, в одиночестве пить не буду. К слову заметить, мой отец не пил никогда. Даже сухое вино.

***

Подставляю ли я левую щеку после того, как меня бьют по правой? Не подставляю! И сдачи дать могу. Но в некоторых случаях происходит парадоксальное явление. Чем больше вы делаете человеку добра, тем раньше он вас предаст или сочинит какую-то пакость. Возможно, здесь срабатывает некий психологический механизм. Вашему оппоненту неприятно вспоминать, что своими достижениями, званиями, научными степенями и прочим он обязан не себе любимому, а кому-то другому. Перенести это он не может. Такая реакция нередко наблюдается со стороны людей, имеющих какие-то физические или нравственные пороки, часто скрытые. Я в подобных случаях поступаю так. Если этот человек нормально работает и нужен для дела, говорю про себя: черт с ним! Иными словами, о его моральных качествах знаю, но мирюсь. И в ответ на его низкий поступок, не рассчитываюсь с ним той же монетой.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Борису Патону — 101 год! Самые интересные факты из жизни знаменитого именинника

Гений без диплома. Как Яков Зельдович вошёл в историю Атомного проекта СССР | Наука | Общество

В год 75-летия российской атомной промышленности «АиФ» продолжает цикл публикаций о людях, которые стояли у истоков Атомного проекта СССР.

Писатель, журналист, лауреат Госпремии СССР Владимир Губарев

О нём ходило много легенд и мифов. Они преследовали его всю жизнь. И самые, казалось бы, невероятные домыслы в конце концов оказывались реальностью. Это никого не удивляло, потому что парадоксальность – основа жизни гения.

Мне посчастливилось бывать с Яковом Борисовичем Зельдовичем в разных ситуациях, и каждая такая встреча помнится до мелочей.

Повелитель огненной стихии

Он жил в огненной стихии, пытался не только познать её тайны, но и научиться управлять ею. Сначала это было химическое горение, потом разные виды взрывчатки, чуть позже – атомные и водородные бомбы. Ну а на финише – взрывы галактик и всей Вселенной. В этом мире огненных стихий он ориентировался лучше других, потому что научился повелевать ими.

– Я часто вспоминаю Зельдовича, – рассказывал академик Ю. Б. Харитон. – Жаль, что далеко не все чувствуют его масштаб. А в наших атомных делах его участие и объём сделанного им совершенно невероятен. В 1950-е гг., во время приезда к нам на объект академика Курчатова, когда мы с ним оставались вдвоём после завершения заседания, обсуждения какого-нибудь каверзного вопроса, Игорь Васильевич, бывало, посидит, задумается, а потом скажет: «Да, Яшка всё-таки гений!»

Харитон и Зельдович шли по жизни вместе.

Яков Зельдович и Юлий Харитон. Яков Зельдович и Юлий Харитон. Фото: http://www.biblioatom.ru

– В канун войны мы сделали работу по ядерным цепным реакциям, – рассказывал Харитон. – Первую её часть опубликовали сразу, а вторая увидела свет только спустя 40 лет…

Это были расчёты, которые показали, что атомную бомбу можно создать и для этого по­требуется уран-235.

Когда говорят, что «мы всё украли у американцев», обязательно нужно вспомнить эту работу Зельдовича и Харитона, а также эксперименты и исследования по ядерной физике, проведённые Курчатовым и Флёровым, Таммом и Ландау, Семёновым и Лейпунским и многими другими учёными, которые работали в Ленинграде, Москве, Киеве и Харькове.

Гений без диплома…

Да, у Зельдовича не было диплома о высшем образовании. В 30-е годы многие будущие известные учёные в основном получали образование на всевозможных лекциях и семинарах.

15 марта 1931 г. в Институт химической физики (ИХФ), только что созданный будущим нобелевским лауреатом Н. Н. Семёновым, был принят лаборант. Он был «ослепительно молод» – 17 лет! Его любознательность границ не знала. Особенно его интересовало новое направление в химии – «игра цветов во время разных реакций». «За этим следовал интерес к резкости перехода окраски индикаторов и далее к резкости фазовых переходов, – вспоминал Зельдович. – Сегодня они получили название теории катастроф и синергетики. А тогда, в 30-х, развивая теорию горения, мы занимались конкретными примерами этих новых наук, не зная их названия».

Талант проявился сразу, и это коллеги не только заметили, но и по достоинству оценили: в 22 года он стал кандидатом наук, а в 1939 г. – доктором физико-математических наук. В это время Зельдович уже был заведующим лабораторией ИХФ и лауреатом Сталинской премии за работы по горению и детонации.

Зельдович и Харитон были привлечены к «Атомному проекту СССР» сразу же, как только И. В. Курчатов был назначен его научным руководителем. Он хорошо знал обоих, а потому был абсолютно уверен, что только они способны мифическую атомную бомбу сделать реальной.

Так и случилось…

…но под подозрением

О роли академика Зельдовича в создании атомного и водородного оружия говорят его награды. Тогда существовала своеобразная «наградная бухгалтерия», в которой было чётко расписано, как отмечается тот или иной вклад человека в создание «изделий». 

Группа Я. Б. Зельдовича разрабатывала конструкцию первой А-бомбы, именно за неё будущий трижды Герой Соцтруда получит свою первую звезду. Тем не менее в апреле 1948 г. уполномоченному Совета министров СССР А. Бабкину было поручено проверить всех сотрудников Института химической физики АН СССР «на благонадёжность». А именно в этом институте числились и Харитон, и Щёлкин, и Зельдович, и многие другие учёные, выполнявшие «специальные работы по тематике Первого главного управления».

Бабкин начал знакомиться с личными делами сотрудников и был потрясён своим открытием: «При проверке выяснилась засорённость и концентрация большого количества лиц, скомпрометированных в политическом отношении».

15 научных сотрудников, по мнению Бабкина, представляют особую опасность. Среди них: «№ 11. Зельдович Яков Борисович  1914 г. рождения, нач. теоретического отдела. Родители его матери и сестра матери живут в Париже. Сестра отца, Фрумкина Р. Н., в 1936 г. арестована. В настоящее время Зельдович категорически отказывается работать в ин­ституте и добился зачисления в штат лаборатории Ю. Харитона. Допуск № 1515/8068 от 18.У11.1946 года».

Уполномоченный СМ СССР был глубоко убеждён: им найдено «гнездо потенциальных шпионов и предателей», так как у них была не только «сомнительная» национальность, но и глубокие связи на Западе. В своём письме «наверх» (а точнее, традиционном для того времени доносе) Бабкин не может удержаться, чтобы не высказать своё мнение и о руководителях института, хотя ему было поручено проверить только рядовых научных сотрудников:

«Кроме перечисленных лиц, как Вам известно, в институте работают заведующими лабораториями Лейпунский Овсей Ильич, имеющий в Америке родных отца. Брат Лейпун­ского был арестован органами НКВД, и (…) – быв. активный троцкист, осужденный в 1936 г. и прибывший из заключения в 1943 г.»

Бабкин уверен: ему удалось раскрыть преступную группу, допускать к секретным работам никого из них нельзя… Он не сомневается, что будут приняты какие-то меры против этих научных сотрудников.

Однако ничего не происходит. А письмо Бабкина подшито «в дело». Оно тайно будет храниться в документах «Атомного проекта СССР» почти полвека. Ни Зельдович, ни Лейпунский, ни их коллеги по институту так и не узнают об этом письме, которое могло сыграть свою роковую роль, если бы в августе ­1949-го испытания первой атомной бомбы закончились неудачей.

Впрочем, Яков Борисович Зельдович прекрасно понимал, какую цену ему приходится платить за свою причастность к «Атомному проекту». Прежде всего это было испытание молчанием. Несколько раз я пытался уговорить академика хотя бы что-то рассказать о первых испытаниях ядерного оружия. «Не имею права говорить!» – отвечал Яков Борисович. И лишь однажды он как бы невзначай заметил:

– Меня поразила трава. Была удивительная тишина, и вдруг я вижу, как трава легла – это пришла ударная волна. Тишина и поникшая трава – главное впечатление от ядерного взрыва…

Любовь и «духи»

Перед первой встречей с учёным я проштудировал всё, что было написано о нём. Один из друзей Зельдовича сказал мне: «Он всегда сомневается, чаще всего напрасно…»

Позже я вычитал в воспоминаниях В. А. Цукермана, друга и соратника Зельдовича, точную характеристику учёного: «Это был всесторонне образованный человек. В его научных статьях часто цитируются поэтические строки. Свои литературно-художественные симпатии он защищал так же энергично и последовательно, как и научные убеждения. Горячо и страстно отстаивал выдвижение писателя Чингиза Айтматова в действительные члены Академии наук СССР». Есть одно качество, присущее только женщинам. Непонятно как, но гениальность мужчины они определяют мгновенно. И тянутся к нему. Что греха таить, Яков Борисович пользовался у них успехом.

По решению Сталина учёных должны были охранять «духи» – офицеры из ведомства Берии. Зельдович яростно протестовал, но отменить приказ Сталина никто не мог. Однако Яков Борисович изобретательно и всегда неповторимо скрывался от своих «духов», чтобы встретиться с очередной пассией. Их было немало. Рождались и детишки. Зельдович никогда не отказывался от них…

И нашему знакомству «по­способствовала» женщина. Это была француженка, заведовала департаментом науки. Я приехал к Якову Борисовичу, чтобы взять у него интервью.

– Обещаю его дать, – сказал учёный, – но прошу взять интервью у моей гостьи и обязательно опубликовать его.

– Почему? – спросил я.

– Молодой человек, женщина должна чувствовать, что мужчина может всё… А я у вас буду переводчиком…

Только позже я понял, что учёный обещал ей публикацию в одной из центральных газет.

Премия раздора

Среди всех участников «Атомного проекта» Зельдович был, пожалуй, самым «нестандартным» учёным, доставлявшим хлопоты всем властителям – от Сталина до Горбачёва.

Его участие в создании атомного оружия отражалось на его груди. Изредка он надевал все свои награды – специально, чтобы шокировать окружающих! И было чем… На его пиджаке сияло три звезды Героя Соцтруда, медаль лауреата Ленинской премии и три – Государственной. А орденов не счесть. Про некоторые из них Яков Борисович забывал, куда именно положил… Однако он неизменно подчёркивал, что не прочь получить очередную награду, если уж заслужил… И даже друзья не всегда различали, шутит Яков Борисович или нет.

Ситуация с присуждением второй Ленинской премии Зельдовичу остаётся в архивах «Атомного проекта СССР» одной из самых загадочных. Тогда Н. С. Хрущёву пришлось вмешаться в конфликт, который возник из-за позиции самого Зельдовича…

Ленинская премия присуждалась только один раз. Однако в списке соискателей в 1959 г. вновь появились знакомые фамилии – Харитон, Сахаров и Зельдович. Было создано прин­ципиально новое «изделие», и эти трое учёных (плюс ещё трое учёных из Арзамаса-16) были среди её основных создателей. Харитон и Сахаров попросили убрать их из списка, так как раньше уже получили Ленинские премии, а Зельдович этого делать не стал. Комитет по Ленинским премиям исключил Зельдовича из автор­ского коллектива, мотивируя тем, что второй раз её присуждать нельзя. Яков Борисович возмутился: по какому праву «его лишают той работы, которую он сделал?»

Министр Е. П. Славский и И. В. Курчатов решили не ссориться с Зельдовичем и заявили президенту Академии наук и председателю Комитета по премиям А. Н. Несмеянову, что Ленинская премия академику Зельдовичу может быть присуждена второй раз «в порядке исключения». Теперь уже в тупиковой ситуации оказался президент АН СССР. Он обратился к М. А. Суслову, который по линии ЦК партии курировал академию: можно ли сделать исключение для академика?

Отдел науки ЦК и все секретари ЦК были против, но решающее слово было за Хрущёвым. Говорят, он лично позвонил Якову Борисовичу, разговаривал о разных проблемах, а затем упомянул и о второй Ленинской премии… Зельдович потом не раз с улыбкой рассказывал о том, что «сам себя лишил ещё одной премии…»

Однако в ЦК партии не забыли о строптивом учёном и при каждом удобном случае старались «уколоть» его. Теперь пришла очередь М. С. Горбачёва, в 1980 г. он был секретарём ЦК и курировал Академию наук.

В 1979 г. Зельдовича избирают иностранным членом Академии наук США и Лондонского королевского общества. В ЦК партии посчитали, что учёный не должен принимать эти звания, так как «на фоне оголтелой антисоветской кампании, поддерживаемой руководством АН США, эти предложения вызывают сомнения». Такая резолюция принадлежит Горбачёву. СССР тогда начал войну в Афганистане, весь мир осуждал её, и ЦК партии пытался любыми способами защититься от мирового общественного мнения.

Но Яков Борисович не стал отказываться от почётных званий. Ни Горбачёв, ни Отдел науки ЦК партии уже ничего не могли предпринять. История с академиком Сахаровым, грубое вмешательство власти и партии в науку и судьбу учёных, огромный авторитет президента АН СССР, личная дружба с Брежневым – всё это помогало Анатолию Петровичу Александрову принимать верные решения и делало его самым независимым от власти президентом за всю историю академии. В Институте прикладной математики им. Келдыша он вручил Зельдовичу диплом Лондонского королевского общества и значок Национальной академии наук США.

Под грифом «секретно»…

После публикации одной из наших бесед в газете разгорелся чудовищный скандал. И вдруг раздаётся звонок. Слышу голос Якова Борисовича:

– Говорят, вам объявлен выговор?

– Переживу. Не первый…

– Приезжайте, есть разговор…

Мы тогда просидели несколько часов. Он рассказывал о друзьях, коллегах, о работе в Питере, вспоминал своё детство, родителей, Минск…

– Хочу написать о создании первой атомной бомбы, – сказал я. – Не могли бы вы что-то рассказать об этом?

– Это тема закрытая, – прервал он довольно резко. — Двадцать пять лет я обязан об этом молчать…

И только спустя много лет в документах «Атомного проекта СССР» я нашёл записку Якова Борисовича о событиях августа 1949 г., когда была взорвана наша первая атомная бомба. Написана она от руки в единственном экземпляре:

«В момент «Ч» была видна яркая вспышка в виде конуса, опирающегося на землю; через полсекунды свет был закрыт клубами пыли или дыма; ещё через 1 секунду сквозь поднимающиеся клубы дыма вырвался ещё один большой язык пламени неправильной формы. После этого мной были сняты очки; без очков отчётливо наблюдался широкий столб дыма, который, клубясь, поднимался вверх и вскоре достиг и пересёк облака; позже этот столб начал медленно сдвигаться под влиянием ветра, а на земле начались пожары сооружений».

В Сарове в Музее ядерного оружия я поинтересовался: «А много ли документов, написанных рукой Якова Борисовича, хранится в городе?»

Мне ответил научный руководитель Ядерного центра академик Р. И. Илькаев:

– Много. Но они секретные…

– И как долго будут оставаться такими?

– Наверное, еще четверть века… А может быть, и дольше – до тех пор, пока ядерное оружие будет по-прежнему обеспечивать мир на Земле…

Прочитано в сети

Из воспоминаний Владимира Левина, завлабораторией НИИ механики МГУ им. Ломоносова:

Академик и «Действительный член»

Яков Зельдович родился в Минске 8 марта 1914 г. Самый засекреченный академик СССР. Один из создателей атомной (1949 г.) и водородной бомб (1953 г.). Трижды Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской и четырёх Сталинских премий. В школе пошёл сразу в 3-й класс. Не имея диплома о высшем образовании, стал академиком АН СССР. Иностранный член Германской, Американской, Лондонской академий наук.

Лев Ландау отмечал: «Ни один физик, исключая Ферми, не обладал таким богатством новых идей, как Зельдович».

Когда ему разрешили публиковать свои научные статьи в академических журналах, многие учёные на Западе были уверены, что Яков Зельдович – это псевдоним большой группы совет­ских учёных. И, как только узнали, что это не псевдоним, а фамилия человека, его провозгласили гениальным… астро­номом, хотя астрономия была лишь одним из его побочных увлечений.

Он никогда не ездил за границу, но владел несколькими европейскими языками. Ценил женское общество, имел как минимум 5 детей от разных женщин. Когда Зельдовича избрали академиком, в Арзамасе-16 на банкете по случаю этого события ему подарили чёрную академическую шапочку (носили такие до ­1960-х гг.) и плавки. На шапочке была надпись: «Академия наук СССР», а на плавках: «Действительный член».

На одном из собраний Зельдовича попросили высказаться на философскую тему «О форме и содержании». Зельдович ограничился одной фразой: «Формы должны быть такими, чтобы их хотелось взять на содержание».

В начале войны ему была по­ставлена задача создания нового оружия – ракетного. Он в рекордные сроки рассчитал внутреннюю баллистику реактивного снаряда «Катюша». Уже осенью 1941 г. под Оршей батарея залпового огня впервые вышла на боевые позиции и нанесла удар, поразивший противника. До конца войны гитлеровцам так и не удалось разгадать тайну снаряда, придуманного Зельдовичем.

После войны, имея подаренные «Победу» от Сталина и «Волгу» от правительства, предпочитал передвигаться на мотоцикле – чтобы ветер бил в лицо.

Кто такой Валерий Митько? | Право | Общество

78-летнему ученому Валерию Митько, президенту Арктической академии наук, предъявлено обвинение в госизмене. Об этом сообщил его адвокат, руководитель правозащитного объединения «Команда 29» Иван Павлов

Валерий Митько. Валерий Митько. Кадр телеканала Россия 1

Ученого обвиняют в том, что он передал материалы, составляющие гостайну, во время поездки в Китай. В ФСБ считают, что Митько продал секретную информацию по разработкам в области гидроакустики, а также материалы о способах обнаружения подводных лодок китайским спецслужбам. Следствие полагает, что переданные данные президент Арктической академии наук собирал в период с марта 2017 по март 2018 года. 

Сам Валерий Митько категорически отрицает свою вину. 

В феврале 2020 года Дзержинский суд поместил ученого под домашний арест. 5 июня суд продлил домашний арест Митько до 10 октября. Ему запрещены прогулки, использование средств связи и даже общение с детьми. Защита Митько намерена добиваться смягчения условий домашнего ареста или изменения самой меры пресечения на более мягкую.

Что известно о Валерии Митько? 

Валерий Брониславович Митько родился 12 июля 1941 года в Чернигове. Его отец работал в органах внутренних дел и воевал в партизанском отряде — был тяжело ранен, но продолжал сражаться до мая 1945-го.

Валерий Митько.

В 17 лет Валерий Митько переехал в Ленинград, где в 1963 году окончил Военно-морское училище радиоэлектроники им. А. С. Попова. После обучения его назначили главой радиотехнической службы спасательного судна на Тихоокеанском флоте, а в 1966-м — начальником той же службы на атомной подводной лодке. В 1972 году Митько окончил Военно-морскую академию. 

Во время экспедиций Валерий Митько написал десятки пейзажей с натуры, а после окончания службы в звании капитана первого ранга посвятил Арктике большую часть своей научной деятельности. Он член-корреспондент Санкт-Петербургской инженерной академии, доктор технических наук, профессор, академик Российской академии естественных наук (РАЕН). Также Валерий Митько является членом редколлегии журнала «Техническая акустика» и членом редакционного совета издательства «Судостроение». Кроме этого, ученый занимает должность президента региональной общественной организации Арктическая общественная академия наук Санкт-Петербурга, которая с 2008 года входит в состав Международной ассоциации общественных организаций ветеранов ВМФ и подводников.

В последние годы Валерий Митько занимался геополитическими проблемами в Арктике и других северных регионах, прикладными аспектами гидрофизики и системами мониторинга в океане. Ученый много раз настаивал, чтобы в России утвердили так называемую «Арктическую доктрину». В 2003 году он предлагал принять ее проект Совету безопасности РФ. В своих работах он критиковал отношение добывающих компаний к окружающей среде в Арктике при работе с месторождениями. 

По данным из открытых источников, с 1994 года, после ухода в запас в должности начальника кафедры подводных информационных систем Военно-морской академии, Валерий Митько вел научно-педагогическую деятельность в научных и учебных заведениях. Митько преподавал в Военно-морской академии, а также в электротехническом и гидрометеорологических университетах Санкт-Петербурга. Он также входит в общественный совет комитета Совета Федерации по делам Севера.

С 2016 года ученый преподавал в Даляньском морском университете в Китае — в качестве приглашенного профессора. Дважды в год он ездил в Китай с лекциями по гидрофизике. По версии следствия, как минимум с весны 2017 года он сотрудничал с китайскими спецслужбами «из корыстной заинтересованности». По версии ФСБ, китайские агенты просили Митько собирать данные о способах и методах обнаружения подводных лодок — а ученый якобы согласился в обмен на материальное вознаграждение.

Валерий Митько.

По словам адвоката, в марте 2018 года в аэропорту багаж ученого негласно вскрыли сотрудники ФСБ, они сфотографировали сложенные там бумаги и заново все запечатали. Павлов считает, что до этого за Митько уже несколько лет следили. Один из документов, который находился в багаже ученого, следователи признали содержащим государственную тайну. Документ касался характеристик различных подводных лодок, в том числе методов их обнаружения, но Митько уверяет, что взял его из открытых источников — чтобы использовать во время лекций. Название документа адвокат не назвал, сославшись на подписку о неразглашении. По словам Павлова, документы, которые его подзащитный брал с собой за границу, всегда касались исключительно его научной и преподавательской деятельности. 

Как заявила жена ученого Татьяна Митько, во время службы на флоте у ее мужа действительно был допуск к гостайне по самой низшей третьей форме, однако этого допуска у него нет уже более 15 лет. 

Пока идет предварительное следствие, Митько будет находиться под домашним арестом. Статья о госизмене предполагает наказание от 12 до 20 лет лишения свободы.

IRAS — V. # 16 — # 1511 Самый молодой академик истории Китайской академии наук!

Одна группа людей ничего не знала. 一帮人 都 懵 了。 Чжан Е идет медленно, «кто меня ищет?» 张 烨 慢步走 过来, «谁 找 我?» Дин Фу смотрит на академика Чи: «Старый Чи, в чем дело?» 付院长 看 向 迟 院士, «老 迟, 怎么 回事 啊?» Академик Чи сказал: «Тот проект, который, как вы сказали, принадлежит профессору Чжан Е». 迟 院士 道: «你们 说 的 那个 项目, 就是 张 烨 教授 搞 出来 的。» «Какой?» Генерал Ли ошеломлен. «什么?» 李 将军 愕然。 Дин Фу и одна группа людей тоже были напуганы после смерти.付院长 和 身后 一帮人 也 傻眼 了。 Чжан Е? 张 烨? Он делает? 他 搞 的? Как это возможно! 怎么 可能 啊! Эти восемь бамбуковых шестов не могут попасть! 这, 这 八 竿子 打不着 啊! Присутствующий знает, что, поскольку исследовательский институт Старого Чи должен атаковать и использовать математическую формулу математики, позаимствованную из тюрьмы Чжан Е, они также полностью осознали, что Чжан Е на уровне области математики, всей области внутренней математики, не должен иметь по сравнению с уровнем математики Чжан Е. также хочет высокого человека, этот момент все одобряют.Но это исследование двигателя совершенно другое дело, в корне это две концепции. 在座 的 人 很多 都 知道, 老 迟 的 研究所 因为 要 攻克 一个 数学 算式, 把 张 烨 从 大 牢里 借, 他们 也 深知 数学 的 水平, 整个 国内 领域, 应该 不会有 比 张 烨 数学 水平 还要 高 的 人 了, 这 一点 大家 都 认可。 但这 发动机 完全 是 一码事 啊, 根本 就是 两个 概念 啊。 Динамика. 动力学。 Инженерное дело. 机械 工程学。 Даже материальная проработка. 甚至 材料 学。 Что не имеет отношения к математике! 哪 一个 也 跟 数学 没关系 啊! Дин Фу вздрогнул [сказать / так]: «Маленький профессор Чжан, вы тоже это понимаете?» 付院长 惊 道: «小张 教授 啊, 你 还 懂 这个?» Чжан Е слабо улыбается: «тоже хорошо, но тоже хорошо.” 张 烨 微微 一笑, «还 行 吧, 还 行。» Через десять минут. 十分 钟 后。 В научно-исследовательском институте большая дискуссионная комната. 研究所 内 一 间 大 会议 室。 Чжан Е стоит на сцене и уверенно говорит: «Где сложность отечественного двигателя? Один из них, главный подшипник, коренной подшипник является одним из ключевых компонентов авиационного двигателя, запрос двигателя самолета военного самолета более 3000 часов, запрос двигателя самолета самолета быть выше, должен составлять несколько тысяч часов. Им не только требуется каждую минуту более десяти тысяч оборотов при длительных высокоскоростных операциях Speed, но и они должны выдерживать различные формы напряжения, выдавливания, трения и сверхвысоких температур.Кроме того, что касается общего конструктивного элемента, даже если он представляет собой легкую трещину, это также гарантирует безопасное обращение, это называется

.

IRAS — V. # 16 — # 1578 Двойной институт академика Чжан Е!

Большой конференц-зал. 大会堂。 Люди направляются к Чжан Е. 众人 对 张 烨 指指 点点。 «Что случилось?» «怎么 回事?» «Не знает.» «不 知道 啊。» «Сколько лет Лю старому Хану, чтобы они его прятали?» «刘老 韩 老 他们 咋 都 躲着 他?» «Была ли оценка Чжан Е оскорблять людей?» «估计 是 张 烨 又 得罪 人 了 吧?» «Мы также скрываем дальнюю точку». «那 咱们 也 躲 远 点 吧。» «Правильно.» «对 对 对。» К Чжан Е, окружающему десять метров, никто не смеет приближаться. 张 烨 周围 十米 没人敢 接近。 Синь Я, глупый [сказать / сказать]: «Откуда вы знаете этих многих ученых?» 辛雅 傻乎乎 道: «你 怎么 认识 这么 多 科学家 的?» Чжан Е сказал с улыбкой: «Разве у меня не может быть несколько друзей?» 张 烨 笑道: «还 不许 我 有 几个 朋友 啊?» «Друг?» Синь Я падаю в обморок: «Ваше лицо такое большое?» «朋友?» 辛雅 晕倒: «你 脸 怎么 那么 大 啊 你?» Вас прячут другие! 人家 都 躲着 你! Остальные не любят тебе отвечать! 人家 都不 爱 搭理 你! У вас получится позвонить другу? 你 丫 管 这个 叫 朋友 啊? Чжан Е подзывает руку: «Я сел.” 张 烨 一 摆手, «我 去 入座 了 啊。» «Встретимся снова / до свидания». Позади Синь Я тоже пошла искать свое место, ее в 16-м ряду, слева от первого ряда сидений Чжан Е, не было. «再见。» 辛雅 也 去 后面 找 自己 座位 了, 她 在 第 16 排 呢, 跟 张 烨 第一 的 座位 离 得很 远, 不是 一路。 Фронт. 前排。 Чжан Е нашел позу, приподнял ягодицы, чтобы сесть. 张 烨 找到 位置, 抬 屁股 就 坐下 了。 На чьей стороне — молодой академик инженерной академии по имени Люй И, увидев Чжан Е, Лю И был очень уважительным и тихо крикнул: «Академик Чжан, давно не виделись.” 他 身边 的 是 一位 工程 院 的 年轻 院士, 叫 吕 艺, 看到 张 烨 后, 吕 艺 恭敬, 低声 叫道: «张院士, 好久不见 了。» Чжан Е сказал: «Вы тоже номинировали?» 张 烨 道: «你 也 提名 了 啊?» Люй И высмеивает: «Я вынужден разделить наказание, если на этот раз не будет высшей награды — вакансии, — это еще и то, что несколько человек, которые выиграют приз, все знают в сердце». 吕 艺 讪笑, «我 就是 陪 绑 的, 这次 的 最高 奖 如果 不 的 话, 有 机会 得奖 的 也 就是 那 人, 大家 心里 都有 数 儿。» «Да.» Сказав, Чи Сюэ также сел рядом с Чжан Е: «Я присоединяюсь к веселью с Сяо Лу, на самом деле с тобой, но у меня тоже есть возможность». «是 啊。» 说着, 迟 雪 也在 张 烨 身边 坐下 了, «我 跟 小吕 就是 凑凑热闹, 倒是 你, 还真 有 机会。» Чжан Е манит рукой: «Я? Привели, научные круги мои не обиделись.” 张 烨 摆手, «我? 得了 吧, 科学 界 我 过。» Слышит это высказывание, Чи Сюэ и

.

Scholar’s Advanced Technological System_155 Экзамен академика

Время пролетело незаметно.

20 апреля профессор Лу Шэньцзян вернулся в Университет Цзинь Лин со встречи в Шанхае и вызвал Лу Чжоу в свой офис.

Когда Лу Чжоу вошел, старик улыбнулся и спросил: «Как идет подготовка?»

Лу Чжоу ответил: «Почти… Пожалуйста, помилуй».

Профессор Лу Шэньцзянь: «Почти? Хорошо, я проверю вам несколько вопросов.

Он вытащил свой ящик и достал лист формата А4. Затем он положил лист на стол.

«Напиши на этом».

Лу Чжоу взял ручку и, когда он посмотрел на вопрос, его брови дернулись. .

На бумаге было три вопроса.

Все они выглядели сложными…

Профессор Лу Шэньцзянь улыбнулся и спросил: «Что, вы не понимаете?»

Лу Чжоу улыбнулся и посмотрел на вопросы, когда он сказал , «Нет, конечно, это непросто.«

Профессор Лу Шэньцзянь улыбнулся и не ответил. Вместо этого он скрестил ноги и терпеливо ждал.

Легко?

Было бы не интересно, если бы это было легко.

В конце концов, он был академиком.

Этот вопрос не предназначен для магистрантов, он предназначен для аспирантов.

Если Лу Чжоу сможет решить два вопроса, это будет считаться успешным. Если он сможет решить все три, это будет отлично.

Его четыре доктора философии студенты могли решить все три вопроса.

Пока профессор Лу Шэньцзянь ждал, когда Лу Чжоу сделает тест, Лу Чжоу быстро просмотрел три вопроса. Первый вопрос выглядел проще всего.

Речь шла о теории групп.

Однако это была не математическая теория групп, а ее применение в квантовой механике.

Поскольку раздел математики «теория групп» был создан математиками независимо задолго до появления «квантовой механики», он отличался от «исчисления», основанного физиками и математиками.Поэтому теория групп была «важным продуктом» для физиков. Это было сложно выучить и нелегко было использовать.

Однако для «математика» вроде Лу Чжоу это было не так уж сложно.

[Теория групп, объясняющая случайное вырождение уровней атомной энергии водорода]

Вопрос был коротким, но содержал много информации.

Явление вырождения атомов водорода выше обычных было названо «случайным вырождением». Однако традиционная квантовая механика не может объяснить явление случайного вырождения без использования теории групп.Находите авторизованные романы в Webnovel , более быстрое обновление, лучший опыт , Щелкните www.webnovel.com для посещения.

Лу Чжоу закрыл глаза и вспомнил свои знания квантовой механики.

Затем он построил математическую модель в своей голове…

Лу Чжоу открыл глаза и, глубоко вздохнув, взял ручку и начал писать на бумаге.

[Пусть гамильтониан атома водорода H = P2 / 2μ-Ze2 / r…]

[В случае кулоновского потенциала в системе есть вектор Рунге, записанный как M ‘=…]

[ Собственное значение группового оператора Казимира C =…]

[…]

Когда профессор Лу Шэньцзян увидел скорость ответа Лу Чжоу на вопрос, он был удивлен.

Он думал, что Лу Чжоу займет не менее 20 минут, чтобы ответить на вопрос.

Более того, Лу Чжоу ответил правильно.

Он планировал оскорбить Лу Чжоу, когда не мог решить вопрос, но в этом больше не было необходимости.

[Для уровня энергии E (n + 1) и квантового числа (n, 1) вырождение составляет Σ2 (l + 1) = n2 …]

Когда профессор Лу увидел ответ, он кивнул. его мнение.

Первый вопрос, правильно!

Лу Чжоу не заметил выражения лица профессора Лу, поскольку он был сосредоточен на ответе на второй вопрос.

Второй вопрос касался проблем теории полости Дирака в квантовой теории поля. Это проверило его понимание уравнения Дирака и некоторые теоретические знания в области теории поля.

Лу Чжоу не боялся такого чисто теоретического вопроса. С помощью капсул фокусировки он запомнил все чтения из учебников.

Для него этот вопрос был бесплатными оценками.

Лу Чжоу быстро взял ручку и ответил на вопрос.

Когда профессор Лу увидел, что Лу Чжоу отвечает на вопрос, на его лице появилась легкая улыбка.

Он был прав.

У этого ребенка был талант в теоретической физике, даже больше, чем у его четырех аспирантов.

Если бы университет не предоставил Лу Чжоу личный план развития талантов, он бы хотел, чтобы Лу Чжоу также изучал с ним докторскую степень.

Конечно, он все еще поддерживал талант Лу Чжоу.

Лу Чжоу решил второй вопрос и быстро перешел к третьему вопросу.

Когда он увидел третий вопрос, он был ошеломлен на секунду.

Третий вопрос касался «теории струн».

Так называемая теория струн пыталась решить две основные физические теории несовместимости. Это было противоречие между квантовой механикой и общей теорией относительности. Теория струн хотела описать всю вселенную, и она была известна как легендарная «Теория Великого Объединения».

Эта теория имела прямое отношение к математике.

Венеццино, который работал в ЦЕРНе, первоначально хотел найти математическую формулу, описывающую сильные взаимодействия в ядре.В результате он нашел формулу Эйлера в старом учебнике по математике. Эта формула неожиданно удачно описала сильную силу.

Хотя это звучало фальшиво, это было просто странное совпадение.

Так родилась теория струн.

Была также разработана более поздняя волна теории струн, такая как теория суперструн и знаменитая М-теория «объединения рек и озер», предложенная Эдвардом Виттеном.

Конечной целью физики было создание «теории Великого объединения».

Однако китайские исследования теории струн находились на неудобной стадии.

Сама физика конденсированного состояния стояла на противоположной стороне теоретической физики. Сообщество теоретической физики неохотно принимало этого «математического урода».

Даже лидер китайской теоретической физики и один из самых влиятельных физиков в мире Ян Лао выразил свое неодобрение теории струн. Напротив, китайское математическое сообщество приняло предложение теории струн.

Однако Лу Чжоу смутило то, что в третьем вопросе он спросил его мнение о теории струн.

Мнение?

Мнение в сторону теории? Или мнение о развитии теории?

Это субъективный вопрос?

Лу Чжоу долго молчал, он чувствовал себя потерянным. Европейская организация ядерных исследований Перейдите на страницу https://www.novelupdates.cc/Scholar-s-Advanced-Technological-System/, чтобы бесплатно прочитать последние главы.

.

Scholar’s Advanced Technological System_155 Экзамен академика

Время пролетело незаметно.

20 апреля профессор Лу Шэньцзян вернулся в Университет Цзинь Лин со встречи в Шанхае и вызвал Лу Чжоу в свой офис.

Когда Лу Чжоу вошел, старик улыбнулся и спросил: «Как идет подготовка?»

Лу Чжоу ответил: «Почти… Пожалуйста, помилуй».

Профессор Лу Шэньцзянь: «Почти? Хорошо, я проверю вам несколько вопросов.

Он вытащил свой ящик и достал лист формата А4. Затем он положил лист на стол.

«Напиши на этом».

Лу Чжоу взял ручку и, когда он посмотрел на вопрос, его брови дернулись. .

На бумаге было три вопроса.

Все они выглядели сложными…

Профессор Лу Шэньцзянь улыбнулся и спросил: «Что, вы не понимаете?»

Лу Чжоу улыбнулся и посмотрел на вопросы, когда он сказал , «Нет, конечно, это непросто.«

Профессор Лу Шэньцзянь улыбнулся и не ответил. Вместо этого он скрестил ноги и терпеливо ждал.

Легко?

Было бы не интересно, если бы это было легко.

В конце концов, он был академиком.

Этот вопрос не предназначен для магистрантов, он предназначен для аспирантов.

Если Лу Чжоу сможет решить два вопроса, это будет считаться успешным. Если он сможет решить все три, это будет отлично.

Его четыре доктора философии студенты могли решить все три вопроса.

Пока профессор Лу Шэньцзянь ждал, когда Лу Чжоу сделает тест, Лу Чжоу быстро просмотрел три вопроса. Первый вопрос выглядел проще всего.

Речь шла о теории групп.

Однако это была не математическая теория групп, а ее применение в квантовой механике.

Поскольку раздел математики «теория групп» был создан математиками независимо задолго до появления «квантовой механики», он отличался от «исчисления», основанного физиками и математиками.Поэтому теория групп была «важным продуктом» для физиков. Это было сложно выучить и нелегко было использовать.

Однако для «математика» вроде Лу Чжоу это было не так уж сложно.

[Теория групп, объясняющая случайное вырождение уровней атомной энергии водорода]

Вопрос был коротким, но содержал много информации.

Явление вырождения атомов водорода выше обычных было названо «случайным вырождением». Однако традиционная квантовая механика не может объяснить явление случайного вырождения без использования теории групп.Находите авторизованные романы в Webnovel , более быстрое обновление, лучший опыт , Щелкните www.webnovel.com для посещения.

Лу Чжоу закрыл глаза и вспомнил свои знания квантовой механики.

Затем он построил математическую модель в своей голове…

Лу Чжоу открыл глаза и, глубоко вздохнув, взял ручку и начал писать на бумаге.

[Пусть гамильтониан атома водорода H = P2 / 2μ-Ze2 / r…]

[В случае кулоновского потенциала в системе есть вектор Рунге, записанный как M ‘=…]

[ Собственное значение группового оператора Казимира C =…]

[…]

Когда профессор Лу Шэньцзян увидел скорость ответа Лу Чжоу на вопрос, он был удивлен.

Он думал, что Лу Чжоу займет не менее 20 минут, чтобы ответить на вопрос.

Более того, Лу Чжоу ответил правильно.

Он планировал оскорбить Лу Чжоу, когда не мог решить вопрос, но в этом больше не было необходимости.

[Для уровня энергии E (n + 1) и квантового числа (n, 1) вырождение составляет Σ2 (l + 1) = n2 …]

Когда профессор Лу увидел ответ, он кивнул. его мнение.

Первый вопрос, правильно!

Лу Чжоу не заметил выражения лица профессора Лу, поскольку он был сосредоточен на ответе на второй вопрос.

Второй вопрос касался проблем теории полости Дирака в квантовой теории поля. Это проверило его понимание уравнения Дирака и некоторые теоретические знания в области теории поля.

Лу Чжоу не боялся такого чисто теоретического вопроса. С помощью капсул фокусировки он запомнил все чтения из учебников.

Для него этот вопрос был бесплатными оценками.

Лу Чжоу быстро взял ручку и ответил на вопрос.

Когда профессор Лу увидел, что Лу Чжоу отвечает на вопрос, на его лице появилась легкая улыбка.

Он был прав.

У этого ребенка был талант в теоретической физике, даже больше, чем у его четырех аспирантов.

Если бы университет не предоставил Лу Чжоу личный план развития талантов, он бы хотел, чтобы Лу Чжоу также изучал с ним докторскую степень.

Конечно, он все еще поддерживал талант Лу Чжоу.

Лу Чжоу решил второй вопрос и быстро перешел к третьему вопросу.

Когда он увидел третий вопрос, он был ошеломлен на секунду.

Третий вопрос касался «теории струн».

Так называемая теория струн пыталась решить две основные физические теории несовместимости. Это было противоречие между квантовой механикой и общей теорией относительности. Теория струн хотела описать всю вселенную, и она была известна как легендарная «Теория Великого Объединения».

Эта теория имела прямое отношение к математике.

Венеццино, который работал в ЦЕРНе, первоначально хотел найти математическую формулу, описывающую сильные взаимодействия в ядре.В результате он нашел формулу Эйлера в старом учебнике по математике. Эта формула неожиданно удачно описала сильную силу.

Хотя это звучало фальшиво, это было просто странное совпадение.

Так родилась теория струн.

Была также разработана более поздняя волна теории струн, такая как теория суперструн и знаменитая М-теория «объединения рек и озер», предложенная Эдвардом Виттеном.

Конечной целью физики было создание «теории Великого объединения».

Однако китайские исследования теории струн находились на неудобной стадии.

Сама физика конденсированного состояния стояла на противоположной стороне теоретической физики. Сообщество теоретической физики неохотно принимало этого «математического урода».

Даже лидер китайской теоретической физики и один из самых влиятельных физиков в мире Ян Лао выразил свое неодобрение теории струн. Напротив, китайское математическое сообщество приняло предложение теории струн.

Однако Лу Чжоу смутило то, что в третьем вопросе он спросил его мнение о теории струн.

Мнение?

Мнение в сторону теории? Или мнение о развитии теории?

Это субъективный вопрос?

Лу Чжоу долго молчал, он чувствовал себя потерянным. Европейская организация ядерных исследований Перейдите на страницу https://www.novelupdates.cc/Scholar-s-Advanced-Technological-System/, чтобы бесплатно прочитать последние главы.

.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *