Смастери и сядь за руль: Смастери и сядь за руль. Халимулин Р. 1992 – Смастери и сядь за руль | Халимулин Р.М.

полезность (Смастери и сядь за руль (Р. М. Халимулин)) » СтудИзба

Распознанный текст из DJVU-файла

Р.М. ХАЛИМУЛИН Смастери И СЯДЬ за руль МОСИНА „ПАТРИОТ» 1992 ББК 39.33 Х17 Халимулин Р. М. Х!7 Смастери и сядь за руль.— Мп Патриот, !992.— 239 с., ил. Прп глен чертеш, оп сан н х ологнн постройки собстневпымн снламн разлит. ных трап р и т средств !некое ш х мотопнклов, автомобилей, снегохонов н нрупо~ Нлн Лет й олр стаса с широким применением серийных деталей н узлов. Дл рокого круга люби е ей т х еского творчества !ЬВМ 5-7030-0433-! © Р. М. Халинулин, !992 х 3203030000 — 023 йв 072(02) — 92 Р е н е н з е н т О. В.

Яременко Реда к тор В. А. Хоробрых ББК 39.33 6Т2 В МА С ТЕРС КО р1 Стол-мастерская Стал-мастерская (рис. !) изготовлен на базе однотумбового письменного стола. Прежде всего с него снимают верхнюю крышку и крепят ее на петлях. Между тумбочкой и левой стенкой стола закреплена рабочая доска, опущенная относительно верха стола на 150 — 180 мм.

Остальное оборудование производится так, как показано на рис. 1, 2, 3. Инструменты постоянного пользования — нож, пассатижи, пинцет, шило, надфили, отвертки — крепятся с помощью скобок из тонкой жести или петель из кожаных полосок на внутренней стороне крышки в зоне П (рис. 1, б), остальные хранятся в ящиках стола. Задний верхний угол тумбочки (рнс. 2) использован для установки однофазного электродвигателя. Конец вала электродвигателя проточен в собственных подшипниках под конус Морзе. Применяя различные инструменты-насадки, можно использовать двигатель для заточных, сверлильных, токарных, полировальных и других работ. Способ крепления наждачного камня и съемник к нему показаны на рис. 3, а. В дне зажимного патрона просверлено отверстие и нарезана резьба Мб для съемника.

На внутренней стороне крышки стола устроено дополнительное освещение. Самодельный светильник включается автоматически микропереключателем, находящимся на задней стенке стола и срабатывающим, когда крышка стола поднята. Напряжение от розетки подается с помощью гибкого провода через боковую стенку крышки. В столе установлены два штепселя.

,Лев вый предназначен для подключения трансформатора или измеРительного прибора, правый используется в основном для паяльника. Сюда же подключается и электродвигатель. Все дополнительные деревянные детали стола изготовлены из фанерованной древесностружечной плиты (фанеры такой же толщины или хорошо проструганных досок). у г.тб х бу(у а ю и 70 Рнс. (. Стол-мастерская( о пеший вид, б — стол в рабочем лом нин 1 — полг а светнтшнн а.

2 ш» тнл ин, 3. склады й уп р, 4 — «икр Ыр» «лш атель МИЗА (2 А, 220 В(, б л в~ в ле ии тно«» ветру« гггтщ12 версднш полка, 15 ящик, гб т сд~. «рын~ка Верхняя крышка удерживается в вертикальном положении складным упором (рис. 3, б). Обе части его изготовлены из дюралюминиевого уголка. Половинки крышки тумбочки делают из трехслойной фанеры Переднюю крепят на заклепках и рояльной петле, заднюю— рис.

а. Оборуиование тумбочки: я — в д с о кину й з«щ н ш.швонкой крышка! ! — выилючатель злектрпдвигателя, 2 — кронвыей крен. синя з.г р сппп ылн, 3 т!ектродвигатель, 4 — «наг регулировки высоты вала злект од г«тели, р. а, гтппорт, б р врез тумбочки ( «л справа): 1 — крышка сшл, 2 дагри Р тумбочки, 3 — ш сгн г, 4- ршняя словника пришив тумбочки; 5 — ф перила вы!и иая пшг а, б. 10 ш рллщ» самс уголки (ОХ40 мм; 7, р — закл пни илн винты Мд, 3- роильна» пг л 1! — з.шняя полг в к крмш н тумбачнн, 12 — електрплвнгатель; 13 — рама; 14 — ов рный лорал «наивный у МХ(о им Рис.

3. Детали оборудования стола: н — способ крсплен н мла о камня: !†руконткв съемника; 1 в головка съем ика (болт М(0( нтулка, 4 » к ргайкл, 5 тай а, б — шайбы. 7- намдачный круг; 3 в нонус Морзе, б— склад( ‘ й упор крышки ст ла сбор ! — скоба, 2 в заклепк, 3 в пластина с выступом, 4- пла тина, уголок к полке подвижного уголка винтами МЗ с потайной головкой.

Вторая полка уголка прикреплена винтами МЗ к обычной рояльной петле. Неподвижный дюралюминиевый уголок врезан в боковые стенки тумбочки не менее чем на три четверти их толшины и прикреплен к ним шурупами. уголок !4 (см. рис. 2, б)— конструкционный элемент жесткости. Он врезан заподлицо с торцами боковых стенок тумбочки и крепится к ним шурупами. Рациональные приемы труда Рациональные приемы труда при наименьшей затрате сил и средств обеспечивают безопасные условия работы, наивысшую производительность и высокое качество изделий. Установка тисков.

Выбирая высоту установки тисков; нужно согнутую в локте левую руку поставить на губки тисков так, чтобы концы выпрямленных пальцев руки касались подбородка, нли же установить боек молотка на ударную часть зубила, при этом плечевая часть правой руки должна иметь вертикальное положение, а локтевая — горизонтальное под углом 90 ‘. Разметка. Линии наносятся чертилкой, наклоненной в сторону от линейки и по направлению перемещения на угол 75 — 80 ‘.

Чертилку все время прижимают к линейке, которая должна плотно прилегать к детали. Накернивание разметочных линий. При работе кернер бер)т тремя пальцами левой руки, ставят острым концом точно на разметочную риску так, чтобы острие кернера было строго на середине риски. Сначала наклоняют кернер в сторону от себя и прижимают к намечаемой точке, затем быстро ставят в вертикальное положение, после чего по нему наносят легкий удар молоткоч массой !00 — 200 г. Рубка металла. Зубило берут за среднюю часть на расстоянии 15 — 20 мм от конца ударной части левой рукой, молоток— правой рукой за рукоятку на расстоянии !5 — 30 мм от конца, обхватывая четырьмя пальцами н прижимая к ладони.

Большой палец накладывают на указательный и крепко сжимают все пальцы. Угол установки зубила при рубке в тисках регулируют так, чтобы лезвие находилось на линии снятия стружки, а продольная ось стержня зубила находилась под углом 30 — 35 ‘ к обрабатываемой поверхности заготовки и под углом 45 ‘ к продольной оси губок тисков. Прн правке металла важно правильно выбирать места, по которым следует наносить удары. Сила ударов должна быть соразмерна с величиной кривизны и постепенно уменьшаться по мере перехода от наибольшего изгиба к наименьшему.

Резка ножовкой. При резке металла ручной ножовкой нужно стать перед тисками прямо, свободно и устойчиво, вполоборота по отношению к губкам тисков или оси обрабатываемого предмета. Левую ногу несколько выставляют вперед, примерно по линии разрезаемого предмета, и на нее упирают корпус. Правая нога должна быть повернута по отношению к левой на угол 60 — 70′.

Поза работаюшего считается правильной, если права рука с ножовкой, установленной на губки тисков (в исходно положение), согнутая в локте, образует угол 90′ между плечево» и локтевой частями руки. Опилнвание металла. Положение корпуса считается правиль- ным, если правая рука с напильником, установленным на губках тисков (исходное положение), согнутая в локте, образует угол 90 между плечевой и локтевой частью руки. При этом корпус работающего должен быть прямым и развернутым под углом 45 ‘ к линии оси тисков.

Сверление ручной дрелью. Дрель держат правой рукой за рукоятку вращения, леной — за неподвижную рукоятку, а грудью упираются в нагрудник. Рукоятку вращают плавно и без рывков. Дрель держат строго вертикально, без качания, иначе сверло может сломаться. Нарезание резьбы. После подготовки отверстия под резьбу и выбора воротка заготовку закрепляют в тисках, и в ее отверстие вставляют вертикально метчик по угольнику. Прижимая левой рукой вороток к метчику, правой поворачивают его вправо до тех пор, пока метчик не врежется на несколько ниток в металл и не займет устойчивое положение, после чего вороток берут за рукоятку двумя руками и врашают с перехватом рук через каждые пол-оборота. В целях облегчения работы вороток с метчиком вращают не все время по направлению часовой стрелки, а один-два оборота вправо и пол-оборота влево и т.

д. Благодаря такому движению метчнка стружка ломается, получается короткой, а процесс резания значительно облегчается. При нарезании резьбы плашкой вручную стержень закрепляют в тисках так, чтобы выступающий над уровнем губок конец его был на 20 — 25 мм больше длины нарезаемой части. Для обеспечения врезания на верхнем конце снимают фаску Затем на стержень накладгявают закрепленную в клупп плашку и с небольшим усилием вращают клупп так, чтобы плашка врезалась на ! — 2 нитки. После этого нарезаемую часть стержня смазывают маслом и вращают клупп с равномерным давлением на обе рукоятки так, как при нарезании метчиком.

Безопасные условия труда Каждый самодельщик должен не только хорошо знать, но и строго соблюдать безопасность труда и меры предосторожности, знать причины, которые могут вызвать при работе несчастные случаи. Основными условиями безопасной работы при выполнении слесарных операций являются правильная организация рабочего места, пользование только исправными инструментами, строгое соблюдение правил техники безопасности.

До начала работ необходимо: надев, спецодежду, проверить, чтобы у нее не было свисающих концов; проверить слесарный верстак, который должен быть прочным и устойчивым, соответствовать росту работающего. Слесарные тиски должны быть исправны, прочно закреплены на верстаке, ходовой винт должен вращаться в гайке легко, губки тисков— иметь хорошую васечку; проверить исправность инструмента, правильность заточки и заправки; при проверке инструмента обратить внимание на то, чтобы молотки имели ровную, слегка выпуклую поверхность, были хорошо насажены на ручки и закреплены клипом; зубила не должны иметь зазубрин на рабочей части н острых ребер на гранях; напильники и шаберы прочно насажены на ручки; гаечные ключи не должны иметь трещин, а также развернутых гра ней. Во время работы необходимо; прочно зажимать в тисках деталь или заготовку, а во время установки или снятия ее соблюдать осторожность, так как при падении деталь может нанести травму; опилки с верстака или обрабатываемой детали удалять только щеткой; при рубке металла зубилом учитывать, в какую сторону безопаснее для окружающих направить отлетающие частицы, и установить с этой стороны загцитную сетку, работать в защитных очках; нс пользоваться при работах случайными подставками или неисправными приспособлениями; не допускать загрязнения одежды бензином, маслом.

По окончании работы необходимо: тщательно убрать рабочее место; уложить инструмент, приспособления и материалы на соответствующие места; убрать промасленные тряпки, ветошь, бумагу. Электробезопасность Следует помнить, что токи силой 50 — 100 мА опасны для жизни, а выше !00 мА — смертельны. Опасность поражения током возрастает с ростом напряжения. Относительно безопасным является напряжение 40 В для сухого помещения и 12 В для помещения с повышенной влажностью.

Более высокое напряжение может вызвать смертельное поражение. Для безопасной работы рекомендуется пользоваться электрическим паяльником на напряжение не более 36 В. Электроинструменты нужно присоединять к электрической сети при помощи кабеля, имеющего специальную жилу, служащую для заземления н занулення через штепсельную розетку, одно гнездо которой соединено с землей или с нулевым проводом. Г!ри работе с электроинструментами следует применять индивидуальные средства зашиты: резиновые перчатки и калоши, резиновые коврики, изолирующие подставки и т.

п. П ожаробезопасиость Хранение легковоспламеняющихся, горючих жидкостей и других взрывоопасных материалов на рабочих местах не допускается. В случае проведения на рабочих местах работ по обезжириванию, протирке, мойке, окраске, герметизации, клеевых и других применяемые горючие вещества, краски, лаки, клен и другие материалы необходимо содержать в пожаробезопасной таре. Сливать отработавшие горючие жидкости и другие пожароопасные вещества (отходы) в канализацию запрещается. Материалы (салфетки, тампоны и т. и.), используемые при протирке, обезжириванин, промывке, очистке, должны быть только хлопчатобумажные (не содержащими шерсть, синтетические и другие электризующие.материалы).

полезность (Смастери и сядь за руль (Р. М. Халимулин)) » СтудИзба

Распознанный текст из DJVU-файла, 30 — страница

Шпангоут, установленный под ветровым стеклом, может служить основой для крепления приборной доски. По передней и задней кромкам дверного проема устанавливают дуги безопасности нз стальных труб, а затем соединяют их с силовыми элементами рамы и снаб. жают подкосами. Для изготовления дисков на токарном станке вначале необ. ходимо выточить оправку из алюминиевого сплава (Д16Т или лю. бого другого). Размеры оправки зависят от посадочных размеров применяемых шин, На рис. 73, а показан чертеж оправки, на которой изготавливают диски для колес карта.

Оправку закрепляют в патроне токарного станка (рис. 73, б), С помощью упора и вращающегося центра задней бабки к оправке прижимают круглую заготовку, вырезанную ножницами из мягкой стали. Толщина листовой стали 1,2 — 1,5 мм. Диаметр заготовки должен быть приблизительно равен длине образующей профиля диска. В резцедержатель станка устанавливают ролик для выдавливания, который, как правило, входит в комплект оборудования станка. Прн вращающемся шпинделе (!20 — 250 об/мин) роликом постепенно поджимают заготовку, придавая ей форму оправки. Металл при этом разминается, деформируется. Толщина его в местах прохода ролика уменьшается. Нужно стремиться, чтобы уменьшение толщины металла было равномерным. По окончании выдавливания лишний металл обрезают.

Прн этом правая кромка отрезного резца должна совпадать с будущим краем. В этом случае на краю диска остается ребро жесткости в виде цилиндрического кольца высотой 1 — 1,5 мм. Готовый диск снимают с оправки и протачивают в центре посадочное отверстие для центровки по ступице колеса. Затем в диске сверлят отверстие для стяжных болтов. Диаметр посадочного отв тия и координаты отверстий стяжных болтов выбирают в соот ствии с имеющимися или изготовленными ступицами колес. Для лучшей фиксации шины на дисках с помощью газосв наплавляюттнебольшие ребра высотой 2 мм и длиной !Π— !2 (рис.

73, в). Ребра, врезаясь в покрышку, предотвращают кручивание покрышек относительно дисков и позволяют эксп тировать шины при пониженном давлении, что повышает усто вость машин на поворотах. Например, нужно изготовить звездочку (рис. 74) для сипеда с 12 зубьями. На стальной пластине толщиной 2,6 мм вычерчивают окружность, диаметр которой определяют но формуле с!= ~+ОД мм, 127Хв 3,14 где 12,7 мм — шаг велосипедной цепи; и — число зубьев (при н = 12 диаметр равен 60 мм). Балансирование колес У Ф 155 колес: васа«ар« зо7 В местах пересечения радиусов и внутренней окружност которая на 16 мм меньше внешней, просверливают отверстн О 8 ям.

Лишний металл снимают ножовкой, концы зубьев обрабаты вают в тисках напильником. При изготовлении звездочек для мотоциклетных цепей нужн брать сталь толщиной 5,5 — 6 мм. При расчете в формулу следу подставить значение шага той или иной цепи. Стойки (рис. 75, а) изготавливают из двух отрезков поло совой стали ЗОХ 4 мм. В верхней части вертикальной стойки вы пиливают полукруг О 32 мм и устанавливают в нем шарнкопод шнпники размерами 10Х 15Х 32 мм. Его поддерживают дв пластины с полукруглыми вырезами Я 18 мм. Закреплены онн н трех винтах с гайками М5Х 50.

Центральную стойку поддерживают два раскоса, скрепленны болтами МБХ20 Основание — стальной лист толщиной 5 мм размером ЗООХ Х 500 мм, привинченный к двум деревянным брускам размером ЗОХ 40 мм. Два тавровых о~резка размером ЗОХЗО мм и длиной 135 мм скрепляют весь узел. Точно так же изготавливают и вторую стойку. Расстояние между ничи должно составлять 150 мм. С помощью уровня проверяют всртикальность стоек.

Стрелку указателя статического равновесия (рис. 75, б) устанавливают вертикально на одной из стоек. Ее вырезают нз фанеры толщиной 5 мм. Болт О 6 мм вставляют в крепежное от. верстне, он проходит через пластины подшипника. В вертикальном положении стрелку фиксируют барашковой гайкой с шайбой. Колесо ставят между’ стойками так, чтобы шина была на равном расстоянии от них. Совершив несколько колебательных движений, оно остановится в определенном положении, а стрелка покажет на головку той спицы, которую нужно нагрузить.

Восьмерку ободов помогает проверить контрольное устройство, которое надевают на один из раскосов. Оно состоит из стальной пластины 5ХЗОХ70 мм с отверстием О 6 мм, имеющим резьбу. Хомутик из стальной упругой ленты крепит ее к раскосу, а так же держит кусок дюрнтовой трубки 0 50 мм. Медленно вращая колесо, отмечают место, где острие касаетсн обода или не достигает его. В первом случае с противоположнон стороны затягивают одну или несколько спиц на четверть илн половину оборота.

Во втором — ослабляют натяжение. Шину на это время рекомендуется немного спустить. Если между колесо 206 к острием сохраняется одинаковое расстояние, можно считать, кто восьмерка устранена, Такую же операцию проводят для проверки концентричности, зри этом острие устанавливается на борт обода, а устройство пере- кещают вдоль раскоса. Приспособления, повышающие проходимость При наличии токарного станка можно выточить цилиндрические или конические шипы различных форм и назначений конгт(укцнн РЕ Божко (рнс. 76, а).

Если токарного станка нет, можае изготовить из так называемой «рояльной» проволоки илн пооволоки ОВС на обычных слесарных тисках шипы конструкции )(. Закревского (рнс. 76, б). Для ускорения работы надо сделать кесложное гибочное приспособление (рис. 76, и), ~дклндллубаии/ Рис. 76. Шипы рааличиык коисуруккири а — крепленнс шн ан . нс руккне и йошпе, б — крепл ннт шннов ншс ру внн н. 3 кренового: в — гнб ас пр кпшабк г е ллн нлатовлтннн шклов нан ртнпнн н зл р огш е — рнзр з шнвн огоколнскн СЗА (бх ГПЗ, рпспалошенне н внсатв шапа он тру пнн декревскшо; д — у генон’ шн р Г ега гнпп Г еокрн к, 2 — гейне; 3 — болт, б — ш йбл, — балт ло абрвбглкн б — после абр бшкн Шипы из стальной проволоки конструкции Н.

Закревског го изготовляют в соответствии с чертежом с учетом толщины пр и отектора тех шин, на которые их предполагается установить. Р Расстояние между центрами ножек должно соответствовать рассто’ янию между высокими шашками протектора, чтобы в «теле» ш ииЫ 208 находилась ббльшая часть ножки, чем обеспечивается устойчивое положение шипа в шине. Для предохранения камеры от повреждения и преждевременного износа под шипы всех видов с внутренней стороны между покрышкой и камерой прокладывают прорезиненную парусину («флер»). Толщина проволоки, из которой изготовляют шины конструкции Н. Закревского, должна соответствовать массе машины и условиям эксплуатации.

Так, для велосипеда подойдет проволока ОВС 1гу 2 мм, а для мотороллеров и мотоциклов типа «Восход», НЖ, «Ява» потребуется проволока и 4 — 6 мм, Поэтому и разме)ры гнбочного приспособления должны соответствовать как размеру шипа, так и диаметру применяемой проволоки, Количество шипов определяется количеством высоких шашек протектора. Сосчитав их, делают разметку и наколку снаружи, по шашкам протектора, а установку шипов изнутри. Шип необходимо плотно посадить в проделанное отверстие. Для этого шину ставят на тиски и молотком ударяют по деревянному бруску, наложенному на скобу шипа.

Острие шипа должно выступать над поверхностью протектора на 8 — !5 мм в зависимости от назначения шины (для жесткой трассы — короче, для мягкой — длиннее), Для машин, имеющих нагрузку на одно колесо не более 150 кг, можно применять шипы конструкции Н. Закревского из проволоки ОВС г2) 4 — 5 мм. Для снижения стоимости комплекта колес повышенной проходимости следует устанавливать шипы на покрышки, уже бывшие в употреблении. Шипы конструкции Закревского имеют очень ценное качество: при езде они самозатачиваются, сохраняя остроту до полного износа.

Это происходит благодаря эластичности покрышки и упругим деформациям самого шипа. Чтобы шипы не опрокидывались, высота их иад протектором должна быть на 1угЗ меньше той части «тела» шипа, которая находится внутри шины (рис. 76, г). Давление в зашипованных колесах должно быть повышено на 0,25 атм против нормального. Число шипов для шины Вбу 1О может колебаться в зависимости от условий эксплуатации от 20 до 26 штук на колесо.

Центральная часть беговой дорожки остается незашипованной, Самый простой шип можно установить на колесо детского велосипеда. Болтам М5 напильником придают требуемую форму н закрепляют гайками на покрышке, как показано на рис. 76, д. Испытания показывают, что такое простое решение себя полностью оправдывает: ведущее колесо не проскальзывает даже на Наледях. Можно применять скобы из полосовой стали, приклепывая нх на старые «лысые» покрышки. Получаются своего рода траки (рис, 77, а). С целью повышения срока службы их необходимо нзготовлять из более высококачественной стали с последующей Уермообработкой.

«г.мй 289 На1аРЛ2777 Шина «авоська» д 8 рис. 11. Приспособления, повышающие проходимость; об ксо — скобм осок й т*.ж Г — б. шж 1-. писк; 2 в норлна )и иь, 3 в жнп, а в прюнв У во лоск, л — и анан бр .и йа нсн ййк 12 мм на нроволокн О б мн), д — н варка со ков толе ой нроволо на пе ной брасл т, л — ленто нвн непь протнаасксл женин: 1 в перел У нов ой на пасса, 2 — со лнаюельнмй а ок К числу съемных приспособлений, повышающих проходимость лишь на время, относятся бандажи, колодки, браслеты, цепи. На рис. 77, б показан простейший бандаж, изготовленный из кордной ткани толщиной не менее 5 мм и шириной 60 мм с прнклепанными к ней шипами конструкции Божко. Эти шипы обеспечивают хорошее сцепление с поверхностью дороги, но изнашиваются намного быстрее, чем конструкции Закревского.

На каждое колесо следует устанавливать не менее трех и не более пяти бандажей описанного типа, Противобуксовочные колодки (рис. 77, в) отличаются от бандажей тем, что в них отсутствует кордная ткань, а вместо шипов применен грунтозацеп, изготовленный из стального Т-образного профиля или двух сваренных уголков размером 20Х20ХЗ мм. Крепление к диску — болтами. Браслет из цепи с хорошо сваренными из стальной проволоки 8 6 мм звеньями (рис. 77, г) — очень надежное и в то же время простое противобуксовочное средство,, К диску браслет крепят болтом через крайние звенья с подкладкой стальных шайб 0 20 мм. На каждое колесо ставят шесть браслетов. Их не следует слишком туго затягивать на покрышке: в свободном состоянии оии обеспечивают лучшее сцепление с дорогой. Увеличить срок службы браслетов можно путем приварки к плосколежащим на протекторе звеньям небольших кусочков толстой проволоки (рис.

77, д). Более сложное цепное приспособление для улучшения проходимости показано на рис. 77, е. Это ленточная цепь противоскольжения. Ее достоинство заключается в том, что она не требует сверления отверстий в диске колеса и быстро крепится на покрышке с помощью несложного замка. Число звеньев в продольных и поперечных ветвях подбирается таким образом, чтобы цепь плотно, но не слишком туго обтягивала колесо, Шину (рнс. 78, а) делают из старой покрышки, которая может быть совершенно лысой.

Важно, чтобы ее борта были крепкими. На беговой дорожке острым ножом, а еще лучше — специально заточенным с двух сторон скальпелем вырезают «окна», Чтобы получить чистые ровные разрезы, по углам каждого «окна» круглым пробойником делают отверстия (рис. 78, б) . Нож периодически смазывают маргарином, животным жиром или мыльным раствором. Затем из покрышки удаляют завулканизированные й борта проволочные кольца.

полезность (Смастери и сядь за руль (Р. М. Халимулин)) » СтудИзба

Распознанный текст из DJVU-файла, 10 — страница

ков: такие есть в любом детском конструкторе. Регулировать натяжение тросов можно парой талрепов (тандеров). Сиденье «Амфипеда» представляет собой деревянный каркас, обтянутый капроновым шнуром или хлорвиниловой трубкой И 5 — 6мм. По завершении сборочных работ корпус шпаклюют изнутри и снаружи и окрашивают в два-три слоя эмалями ГФ и ПФ Миниэлектромобиль «Воробей» Конструкция, характерная строгостью исполнения (рис. 29) Приведена технология доработки генератора. Система электро. оборудования проста и компактна. Основные серийные узлы и детали: генератор от «Москвича», шестерни от двигателя мопеда «Рига-8», переключатель типа УП-20.

Основные виды работ: сварочные, токарные, слесарные, элек. тромонтажные. Машина рампой конструкции. Рама сварена из стальных уголков 20Х 20 мм. Задний мост крепится непосредственно к ней, а передний — к шарнирно соединенной с рамой поперечной балке. На нее с помощью двух шкворней шарнирно установлены две цапфы из стальной полосы шириной 25 мм и толщиной 4 мм. Рулевое управление (рис. 29, б) рычажного типа с непосредственной передачей на рулевую трапецию. Рулевая колонка . от детского самоката, как и рулевой вал с обрезанной вилкой (вместо нее приварен одноплечий рычаг).

Тяги, как поперечная, так и соединяющая одноплечий рычаг с трапецией, сделаны из стального прутка )2) 8 мм. На рычаге рулевой колонки устапов. лен карданный шарнир. Ведущим колесом минизлектромобиля является правое заднее; в отличие от остальных стандартных самокатных, на нем устаиов. лен сплошной диск. На ведущем колесе четырьмя болтами с резьбой М8 закреплена самодельная звездочка с 60 зубцами.

Рнс. 29. )Монн»леиуромобнль «Воробейит о — обший иид, б . п ргдний го т 1. руа изя нодонна, 2 — рычаг рулевой кадонки, 5-. ртшеззз тяга, 4 — ры аипфы, 5 — шараары передней балки; б — ппнорптные иипфы-падки, 7 — шкиоряи  — попер ная ша ру.ской тр пеппи, р- ра а, 15 — оперенная банки; о-.сндоеай биак ! — ше’ стерня, 2 — т рчоз ой диск. 5- искушая зиетдачна пепнои пер дачи, 4 — зубчатое нсиесо рет и р’ 5 — цепь, а — оиорнан пинта реду» ара; 7 пр меш)точный ад  — ры.

зчигка нпздушнш тдии пения з,гштр деигате.гн, р — з,е р а ига . г е. з шипода т р а 1 — микр ере .«теде 2 — тормозной .гиен, 2. дннш, 4 — нр)шина, 5- тор о яая п д т, б — тя а, 7 — т р озная ко!год ка,  — фринпиои ая нак.!пикш д — при пнпнад н я оке а здектрпоб руд панна. !.1 бчатзз иозбумд ни, 5Л! — пер кдючитеи ре ерс, д гтгатедн )ун-20), К1.1, Ю 2 — снипиые конта тз рсд г Ку и 52, 552 — ыкию атги п пг упраиие ин, 544, 545.- м «р р дюч*тедн педаии газа ВЛ1 сити; 5АА — ми р и р к.

юч едз т рм знай декады, 5Аб — кн пка сигнада: 547 ы д ‘ ат ос с!денна, ОВ! — ум) игори и б рея )55 Аучи К1, К2 — реле !рене стартер иии игнмз аит мобния), Н! — нон ро нан дач; Й2, Н — фары; Н4, Н5 — задние габарнтние ог В качестве двигателя использован генератор от автомобиля «Москвич-400» или подобный ему, в котором нужно заменить провод обмотки возбуждения на более толстый, Делают это следуюшим образом: с генератора необходимо снять полюсы и затем заменить обмотки. Новые наматывают из провода ПЭВ-2 З 1,5 — 2 мм.

Операцию эту удобно производить, сделав предварительно шаблон, либо, в крайнем случае, вбив в подходяшую доску четыре гвоздя по размерам полюсов. Коли. чество витков особой роли не играет (наматывать до заполнения), нужно лишь проследить за тем, чтобы оно было одинаковым в обеих обмотках. Готовые обмотки необходимо изолировать лентой и поставить на место. Соединять их следует параллельно, а места соединения тщательно пропаять и подключить к клеммам Я и Ш генератора, Строго соблюдайте полярность при соединении обмоток! Для редуктора применяют шестерни от двигателя мопеда «Рига-3»: малую на !2 зубьев от диска сцепления и большую на 57 зубьев со вторичного вала.

От того же двигателя и ведушая звездочка цепной передачи. Конструктивно двигатель, редуктор н тормоз объединены в блок (рис. 29, в). Для этого к проушинам двигателя крепят стальную пластину толщиной 4 мм и к ней приваривают корпуса подшипников — в них вращается вал с насаженными на нега звездочками и зубчатым колесом. Сопрягающаяся с последним шестерня установлена непосредственно на вал двигателя. На нега же крепят и крыльчатку воздушного охлаждения, и тормозной диск Я 90 мм, толшиной 1О мм. Торможение осуществляется рычагом (рис.

29, г) — он прижимается к внешней поверхности тормозного диска. При торможении срабатывает концевой выклю. чатель, при этом электродвигатель обесточивается. Плавное трогание машины обеспечивает включаемое в цепь двигателя дополнительное сопротивление; в дальнейшем оно закорачивается, а двигатель полностью использует мощность аккумулятора. Конструктивно это обеспечивается двумя конце выми выключателями, связанными с самодельной педалью. Для реверса двигателя применен переключатель типа УП-20, меняю. ший полярность обмотки возбуждения (рис.

29, д). Кузов миниэлектромобиля сделан из фанеры, скрепленной в углах рейками, клеем и шурупами. С рамой он соединен винтами М5. Аккумулятор установлен между задними колесами Доступ к нему обеспечивают открывающийся задний капог и съемное сиденье. Миннэлектромобиль «Иволга» Эта минимашина (рис. 30) имеет двухскоростной режим движения. Первая передача — для самых юных водителей, вто рая — для ребят постарше. Большой объем токарных, сварочныз 7О вне ЗО.

Мннпйлейтромобнль ВидА на, а — псрслннй напел. г — упор, с -на алка; баранка ор и, с— олью; г — кнопка айна, 4 .. айба, У- пснр, б барабан. д — ьал. нс а ра., г— арлан полую нка, б — корпус Полую — нана на ! ‘Фл ьр работ высокой точности можно выполнить только в кружках технического творчества. Основные серийные узлы и детали: электродвигатель постоянного тока, редуктор от электродрели, автомат защиты сети АЗС-20, аккумуляторные ба~арен.

Основные виды работ: сварочные, токарные, выклейка кузова из стеклоткани и смолы, электромоупажные. Кузов «Иволги» выклеен из стеклоткани и эпоксидной смолы. После шпаклевки неровностей, вмятин кузов обрабатывают наждачной бумагой и полируют. Чтобы облегчить доступ к аккумуляторной батарее и другим узлам электромобиля, переднюю и заднюю части кузова оборудуют крышками капота и багажника.

Рама «Иволги» (рис. 30, б) сварена из швеллера 20Х)0 мм и является пространственной конструкцией, которая совместно со стеклопластиковым кузовом обладает хорошей жесткостью и прочностью. Передний мост (рис. 30, в) состоит из траверсы, двух качалок и двух полуосей. Амортизация осуществляется с помощью двух пружин в цилиндрических стаканах.

Рулевая колонка показана на рис. 30, г. Задний мост (рис. 30, д) представляет собой раму с размещенными на ней двумя подшипниковыми узлами, электродвигателем и редуктором. Для понижения оборотов использован редуктор от электродрели, его передаточное отношение 23,7. Колеса машины (рис. 30, е) сделаны на базе покрышек » ~амер от колес детского самоката. Для дисков используют кРышки от кастрюль, соединенные между собой распорными иг уагфкпнаа ааааа с аюфис уарайаич иаир ‘ юй гуа | ее бг г 73 — д-1: бибд Ф гиг .Ря Я 5755 тяй.гбд Ф на!Р З ййб шд ння н, 6 — шайба, 7 — опд!ннпннк; 3 айка, Р !панкова муфта; 15- репу ор; 1! пал м я !уфта; 17- комус нре лен и т ателн, 13- клевер!лак!а!ела /4 болт М5, 15 — полу !à — нрм к одшнпнена, 17 — нрепеш ая ланка е кол со а то нбнля, 1— реа новая лента; 6 лт МБХЗБ мт 3″: таншпнн, 4 — п!айб, 5 — ф оннмй бо, б — !айк«7 — кр ш в одшнп к, 3 — оншк; 3 — шанбн; 10 — тай а МБ; 1! — распорная — лка; !7 корпус нол пн но, 1 сея«ной 6«ч 14 —.

лиски но ес; ‘к схем шентрппборушшаннн «Иволш втулками и ступицами. В каждую ступицу запрессовано по два подшипника № 203. Для колесных колпаков использованы крышки от молочных бидонов. Отличие задних колес только в том, что их ступицы не имеют подшипников. На миниэлектромобиле возможна установка любого типа двигателя постоянного тока мощностью около 400 Вт, с рабочим напряжением 12 В. Источником питания служат две аккумуляторные батареи напряжением 12 В каждая; собраны они из элементов НК.55.

С помощью переключателя 5Аб (рис, 30, ж) батареи могут соединяться параллельно или последовательно. В первом случае образуется батарея емкостью 110 Аууч с напряжением 12 В. Такая батарея хороша тем, что может выдерживать большие пусковые токи, возникаю!цие при трогании с места Во втором случае получается батарея емкостью 55 А!ч с напряжением 24 В. Это положение переключателя соответствует второй скорости электромобиля.

полезность (Смастери и сядь за руль (Р. М. Халимулин)) » СтудИзба

Распознанный текст из DJVU-файла, 3 — страница

На свободных концах трубок приваривают ушки для крепления амортизаторов и ушки-вилки для крепления оси заднего колеса. Ось вращения вилки располагается на кронштейне, который приваривают к раме. Качаюнгаяся вилка подрессоривается амортизаторами от мопеда «Рига-?». К раме амортизаторы крепятся кронштейном. Подвеска переднего колеса использована от мопеда «Рига-7». Руль самодельный из трубы Я !7 мм. Колеса «Колобка» от детского велосипеда «Конек-Горбунок». Каждое колесо имеет по две покрыпзки, вставленные одна в другую. Переднее колесо используется без доработки, а заднее усиливается дисками, вырезанными из ),5-мм стали и привариваемыми к ободу колеса.

Ось переднего колеса вытачивают из стали 25 и закаливают. Ножной тормоз миницикла действует так же, как тормоз велосипеда. Движение рычага тормоза передается через цепную передачу на звездочку, которая при атом поворачивается против часовой стрелки и приводит в действие тормоз колеса. При опускании рычага пружина возвращает звездочку в прежнее положение, и торможение прекращается. Рычаг тормоза укреплен на ~ожках, изготовленных из стальной трубы и закрепленных на втулке рамы, Седло’изготовлено на основе велосипедного.

К нему крепится фанера с поролоном, обтянутая дерматином. Простоцикл «Крот> Простоцикл (рис. 7) предназначен для езды по грунтовы дорогам, отличается повышенной проходимостью и малой ско ростью движения. Основные серийные узлы н детали; велосипедный двигатслк типа Д4 — Дб, шины типов 200Х80 или 255Х! 10. Основные виды работ: сварочные, токарные, слесарные. Раму и переднюю вилку, основные размеры которых даны на чертеже, сваривают из стальных труб О 18 — 22 мм и полос толщиной 4 и шириной 30 — 40 мм.

Шины (рис. 7, б) можно применить двух типов — 200Х80 н 255)с!10. РазмеРы их пРиведены в табл. 1 — они нУжны длЯ определения размеров вилок. Конструктивная схема ступицы дана на рис. 7, в. Ступицы вытачивают из дюралюминия. Шарикоподшипники № !О!. Ступицы переднего и заднего колес одинаковы, только на заднюю болтами Мб привинчивают звездочку. Для шины диаметром 200 мм изготовляют звездочку с 42 — 44 зубьями, а для шины диаметром 255 мм подойдет звездочка, входящая в комплект велодвигателя Д4 — Д6, Чтобы завести простоцикл, достаточно разогнать его до 5 — 6 км/ч. На пластине, прикрепленной к раме простоцикла четырьмя хомутами, что позволяет регулировать натяжение цепи, приваривают два отрезка труб по размерам рамы велосипеда и на них устанавливают двигатель.

Ручки газа и сцепления (из комплекта двигателя) крепят к рулю, Скорость всего 15 км7ч, и поэтому на простоцикле нет тормоза. Таблица ! Размеры шнн ууа б е рсиебиб Рнс. Т. Простоннкл акрон»с н. обо и ил н саособм креплении аленкина еасеел аросеоа кла, б- смолине размерм мним а — саранка зало ео ноееса Мннимопед «Мотылек> Прогулочный минимопед (рис. 8) используется на асфальтовом покрытии. Изготовление мопеда требует определенных навыков. Конструкция рамы несколько усложнена.

Топливный бак целесообразнее применить серийный. Основные серийные узлы и детали: самокат промышленного изготовления, велосипедный двигатель Д-5 вместе с рукояткой Управления газом и рычагом сцепления. Основные виды работ: сварочные, токарные, слесарные. Руль самоката модернизирован — в верхнюю часть вилки 19 Рзн не- 8. Мннншошед «Мотылек»г бШиа ви, б— инком л, б — Рама, е — клинок; г — звезкпчка е виском; д — шайба.рычаг; е — ролик с к апо. — нзл н знезлочка, 2 — хра а «, 5 — етобка! 4 — втулка; иг — глуши ели: ! — трубки; 2 — «о- Р руб к; 4 — заглушка.

3 — бензпбак, ! — скоба, 2 — «омут; 2 — краник; 4 — трубка 5 — пр б- тн 2- ват — пткнаь ормбза / — рмчаг; 2 в непал запрессована втулка, а вместо шарикоподшипников между вилкой и рамой поставлены бронзовые шайбы. Крылья значительно шире, чем у самоката. На них необходимо наклепать полоски алюминия толшиной 1 мм.

К заводской раме самоката (рис. 8, б) приварены три трубы. Первая, длиной 800 мм, изогнута на трубогибе. Один конец ее приварен к заводской раме, другой связан двумя трубками длиной 360 мм каждая. Тормозное устройство имеется только на заднем колесе. Оно предо~валяет собой несколько видоизмененный тормоз от дорожного велосипеда.

Пять роликов на ведушем конусе заменены клинкамн (рис. 8, в), что дает возможность избежать люфта между чашкой и тормозным конусом, Выступаюшие части клинков спилены по диаметру чашки. На тормозном конусе ролики остались, но они теперь зафиксированы в верхнем положении. Для этого легким ударом керна нужно сделазь новые забоины с обеих сторон втулки. Расположение звездочки также изменено (рис.

8, г) . Звездочка крепится не на конусе, а на диске. На конус же поставлена шайба-рычаг (рис, 8, д), которая соединена тягой с педалью тормоза. Изготовлена шайба-рычаг из листовой стали толшнной 3 мм. Приспособление для натяжки цепи показано на рис.

8, е. Малая звездочка ! взята от спортивного велосипеда. Крепится она иа храповик 2 и собирается в двух стойках. В них запрессованы бронзовые втулки 4, в которых и вращается храповик со звездочкой. Рукоятка для пуска двигателя изготовлена из прутка О 1О мм. При пуске двигателя шпилька, запрессованная в рукоятку, входит в зацепление с храповиком. Глушитель (рис.

8, ж) — сварной. Он состоит из трубки 1, кожуха 2, патрубка 8 и заглушки 4. На трубе, находящейся в кожухе, с четырех сторон просверлены отверстия Ы 4 мм. Верхняя часть трубки ! развальцована по внутреннему диаметру гайки. Бензобак (рис. 8, з) изготовлен из жести, края его забортованы, схвачены точечной сваркой и пропаяны. Крепят бензобак к раме с помошью двух скоб ! и хомута 2.

В краник 3 впаяна медная трубка 4. По всей ее длине просверлены отверстия, а сверху она обмотана фильтруюшей сеткой. Пробкой 5 бак служит электрическая предохранительная вставка. Педаль ножного тормоза (рис, 8, и) кривошипного тип Ее втулка надевается на ось подножки. Рычаг ! соединен с то мозной тягой, рычаг 2 является педалью. !Ниток под цепь изготовлен из листовой стали толшин 0,6 мм. К двигателю он крепится двумя болтами, а к пер задней вилки — двумя хомутами Рис «Кр си и и» ии и’ии Минимопед «Кроха» Прогулочныи минимопед (рис 9) снабжен переднеи теле скопической вилкой и удобным сиденьем от мотовелосипеда, что делает поездку на мопеде комфортабельной, неутомительной.

Несколько усложнена конструкция выхлопной системы, топ- знвный бак можно использовать готовый. Основные серийные узлы и детали: рама детского велосипеда, передняя вилка от мотовелосипеда, руль от гоночного велосипеда, седло от «Риги-7», колеса и шины от детского самоката, велоси- педный двигатель Д-б, Основные виды работ: сварочные, слесарные.

Рама минимопеда взята от велосипеда марки «Йепа)с» со Штатн ‘ ой ведушей звездочкой, кареткой, педалями и шатунами. онлх ха заднего колеса усилена подкосом, дополнительную проч- ность ть раме придает горизонтальная труба между седлом и рулем. Ви имо т лка переднего колеса — телескопическая, с пружинной Ртнзацией (пружины со стойками взяты от мотовелосипеда). Миницикл «Мишка» ФА 25 24 Тросы управления дросселем и муфтой сцепления пропущенц внутри руля. Двигатель марки Д-6. Приводные цепи закрыты легким кожу.

хом, который крепится к раме. Конфигурация кожуха обеспе. чивает доступ к свече зажигания, к карбюратору и воздухо. фильтру. Обода колес — от детского самоката. Ось заднего колеса— велосипедная, с тормозной втулкой. На ней на шлицах крепитсз звездочка с 18 зубьями. Число спиц для прочности удвоенс (32 вместо !6), использованы укороченные мопедные спиц И 3 мм. Такие же спицы поставлены на переднее колесо вмест штатных. Для усиления шин в основную покрышку вклеиваетсх такая же, но вывернутая наизнанку.

Седло от «Риги-7». Цилиндрический топливный бачок емкосс тью 2,5 л самодельный, закреплен одним откидным болтогм На подкосе рамы укреплен ролик для натяжения цепи педальног привода. Под седлом (в центре тяжести мопеда) имеется ручки для переноски. Спортовидный «кроссовый» миннцикл (рис. !О). Упругая под веска обоих колес гарантирует устойчивость движения, а бара банный тормоз на заднем колесе — безопасность. Основные серийные узлы и детали: передняя вилка от мопед «Рига», руль от мотоцикла «Ява», бензобак, глушитель, задни амортизаторы, фара от мопеда «Верховина», двигатель Д-б. Основные виды работ: сварочные, слесарные. Для рамы (рис.

10, б) использованы трубы О 28 мм и !4 м, от велосипедной рамы. Задняя маятниковая подвеска (рис. 10, вв сварена из труб Ы 21 мм. Передняя вилка — от мопеда «Рига» у которой подрезаны перья и штоки на 130 мм, а на перь снизу приварены скобы. На руле располагаются сектор газа, рычаг сцепления, штат ный рычаг барабанного тормоза заднего колеса, выключател фары и звукового сигнала. Фара, бензобак, седло, сигнал, задние амортизаторы и гл)’ шитель — от мопеда «Верховина». Грязевые шитки — от того ж мопеда, задний — разрезан пополам. Патрубок, соединяюши двигатель с глушителем, самодельный, изогнутый по мест) Подставка (рис. 10, г) мотоцикла сварена из стального прутк О 8 мм и шарнирно закреплена на раме. Переднее колесо от детского самоката. Заднее колесо (ри !О, д) выточено из дюралюминия, поскольку на него ложите основная нагрузка.

а«е. !а. Х«иннцивд еМ«века»т ‘ — оба д д б *. д; б — р *; о — о т д В подвеска; е — подставка; д — заднее коаесо; е — ве~с ап эаеэдоока * Ступица и обод выполнены за одно целое, внутри первой Раси полагаются два подшипника. Ведомую звездочку (рис.

полезность (Смастери и сядь за руль (Р. М. Халимулин)) » СтудИзба

Распознанный текст из DJVU-файла, 4 — страница

!О, е) чРива Р варивают к стальному фланцу. Тормозной барабан располо’кен справа. /Ы 55 Рне. Ы. Миницик» «Метеор»: 1 — е едиее си г. / . тс момиб барабан, 8— тр с реднего тор сза, 4- передняя витка, 5 — верх. нвб и стик вал«н 5 — ры аг аерелнегс тсрм за, 7 — ручка газа, 8 — хомуты нрепл ру .

— р — ения ля, 9 — сс сгеплення. 10 — р аг спенленнн; //-.бензобак, 12. седл; /8 — глуынтел, И вЂ” задняя пола ска: /5 — ман ияновая вилка, 1б — поднсмка, /7 д а ел Л-б, 18 — нсдап«тормоза Мииицикл «Метеор» Спортовидный миницикл простейшей конструкции (рис. 11) которую легко повторить даже малоопытным самодельщикам Основные серийные узлы и детали: рама велосипедная, переда няя и маятниковая вилки с амортизаторами от мопеда «Ригау или «Верховина», велосипедный двигатель Д-б. Основные виды работ: слесарные, сварочные.

Рама миницикла переделана из рамы велосипеда «Орленок» отрезана задняя вилка, укорочены трубы. Вместо каретки прн варена стальная труба О 20 мм и длиной 290 мм. Она служи одновременно подножкой и осью тормозной педали. Заднее колесо подвешено на маятниковой вилке с амортиз торами. Для крепления вилки к раме приваривают стальн трубку с внутренним Ы 12 мм. От задней вилки велосипеда отрезают вертикальную ча и проушины для крепления колеса; к горизонтальной час 26 приваривают квадратные пластины толщиной 4 мм. Опиленные стороны труб сплющивают и склепывают. К задней части маятниковой вилки приваривают проушины для крепления колеса от детского самоката (размер покрышки 12 — Х 2 — ).

В передней ! 1 2 4 части маятниковой вилки сверлят отверстия 8 12,2 мм для болта М12, которым вилку крепят к раме. Передняя вилка от мопеда «Рига-7»; у нее соответственно укорочены трубы, а пружины остаются без изменений, Часть вилки, к которой крепят пружины, также укорачивают, опиленный конец склепывают и в нем пропиливают паз под осевой болт И 8 мм, Бензобак объемом 2 л — от мотовелосипеда.

Седло — от мопеда «Верховина-3». Глушитель сварен из кровельного железа и прикреплен к раме с наклоном вверх. Заднее колесо от детского самоката со свободным ходом. Количество спиц удвоено. При использовании спиц от мотоциклов малых кубатур число спиц можно оставить прежним. На левую сторону втулки второго соосно приваривают ведомую звездочку от детского велосипеда. Грязевые щитки — также от детского вел ос и п еда, При изготовлении миницикла «Метеор» в дорожном варианте следует удлинить задний щиток, чтобы грязь из-под колеса не забрызгала спину водителя при езде по мокрой дороге, установить фару, задний фонарь и использовать электрооборудование от мопеда «Рига-7».

Простоцикл «Чебурашка» Дворовый простоцикл (рис. 12) с коляской для катания .х/алышей. Может быть использован для первоначального обучения вождению в автогородках и парках. Основные серийные узлы и детали: велосипедная рама, топливный бак от мопеда «Верховина», колеса от детского велосипеда, велосипедный двигатель типа Д-б.

Основные виды работ; сварочные, слесарные. Переднее колесо без переделки, а заднее усилено приваренным к ободу металлическим диском. Ступица (рис. 12, б) заднего колеса изготовлена из отрезка стальной трубы подходящего размера; во внутреннюю часть за//Рессованы два подшипника. К ступице строго в плоскости ведущей й звездочки двигателя приварена стандартная звездочка от «вз зрослого» велосипеда. для крепления топливного бака использова аны кронштейны, приваренные к баку. Тормоз простоцикла колодочного типа, подобный тормозу самоката.

Привод его осу%ест На о твляется от тормозной педали с помощью жесткой тяги, оси тормозного рычага расположена возвратная пружина. 27 иу гб П ро сто ц и кл «Гном» 2В Рис. 12. Простецкий «Чебурашкаш и — общий вик г- рулевая навоняв; у — глушитель; 8 — ась тормозного рычага, 4-.тормозной гы вг: б — номерной з аи, б — званий фонарь, У в цепная оер вача; б — стуонца залнего «олеса, !†рас верные втулвн; У в лисы иолесаг й — валовая ввезло иа; 4 в стямиой болт, б — ось нолеса Для освещения используется велосипедная фара с располо. женными в ее корпусе тремя аккумуляторами Д-0,25, диодой Д226 (для подзарядки аккумуляторов) и выключателем светаа Боковая коляска — из стальных трубок с наружным диаметт ром 10 и 20 мм.

Колесо на коляске установлено так же, ка и на простоцикле. Крепление коляски к раме «Чебурашки» в тре точках: возле правой подножки, у стяжного болта под сиденьей и на вилке заднего колеса. Прогулоыный простоцикл (рис. !3) очень прост в изготовле нии, благодаря заднему колесу от карта способен воспринимат большие нагрузки. Основные серийные узлы и детали: рама от дорожного велш сипеда, бак от мопеда «Верховина», колесо от карта, велоса педный двигатель Д-б. Основные виды работ; слесарные, сварочные. Ра ама — — нз деталей самоката и рамы от дорожного велосипеда. О От велосипедной рамы отпиливают соединенные горизон’а ейное и заднее звенья (часть А), а от переднего звена — отрезки длиной 60, 65 и 120 мм. Затем от трубки О 22 мм, разрезанной вдоль ножовкой, отпиливают три кольца и надевают их на ««Резо Р ок той же трубки длиной 340 мм.

К среднему кольцу Рис. 13. Прпстокн«л «Гношш а — обший аид и нд саср*у, б — ленни и права» пр ушнни задней нилин; о — заднее аллес и сб с — заднее рс . ение бани. д задана осз. с ступино наднесо иолеса,ш сорипзиой барабан крепят тормозную педаль с рычагом, выполненную из стальн полосы толщиной 4 мм, Крайние кольца посажены вплотну к среднему, играют для него роль подшипника скольжения затем весь этот кронштейн устанавливают на раме и надева кп на его концы резиновые подножки от мотоцикла. Все креплений выполняют пайкой латунью. На задний отрезок опирается часть А, к которой крепя задний узел двигателя, устанавливают бак от мопеда «Верхо вина-3» или «Верховина-4» и седло от мопеда «Рига-7». Праваи половина задней вилки самоката изгибается, как показано нй рис.

13, а. Из листовой стали толщиной 4 мм изготовляют проушина (рис. 13, б), имеющие прорези под ось, причем в правой дела кя прорезь под стопорный штифт тормозного диска. Проушина вваривают в вилку взамен старых. Участок левой половины вилки с внутренней стороны спл щивают для прохода цепи. Затем от велосипедной рамы отрезаю половины заднего подкоса, делают их с внутренней сторон плоскими, изгибают, с помощью сварки крепят к проушинам (часть Б, рис. !3, в). Между ними к половинам задней вилк приваривают куски трубки для увеличения жесткости и креплени заднего крыла, Для перевозки грузов служит передний багажник от велоси педа. К вертикальному звену части А приваривают сзади держа тели для насоса, а к горизонтальному — пластину заднего крепления бака (рис. 13, г). Переднее колесо размером ЗООХ60 мм — от самоката.

Для увеличения прочносги необходимо удвоить количество спиц (использовать спицы заднего колеса самоката), просверлив в ободе отверстия. Сепараторы из шарикоподшипников удаляют, шарики закладывают в большем количестве. Чтобы покрышка не саморазболтовывалась, необходимо проклеить полоской из резинового бинта место контакта покрышки с ободом. Заднее колесо размером 280Х 85 мм (В-29) — — от карта. Ось (рис. !3, д) стальная, ступица (рис.

13, е) — из дюралюминия. Последняя имеет слева цилиндрический выступ для посадки звездочки и утолщенный фланец с резьбовыми отверстиями зля его крепления. Звездочка с 19 зубьями — от дорожного велосипеда. Диски колеса со смонтированными на них камерой и покрышкой зажимают с помощью трех болтов между центральным фланцем ступицы и тормозным барабаном (рис.

13, ж). Длина правой половины ступицы и размеры тормозного барабана даны на случай использования тормозной колодки Я 79— 80 мм. При других колодках эти размеры и форма правой проушины изменяются. Чтобы не было брызг от переднего колеса, крыло самоката необходимо переместить по дуге окружности вперед на 120 в !30 мм„ для чего переклепывают угольник крепления крыла. Для изготовления средней части заднего крыла нужно часть «рыла дорожного велосипеда сделать более плоским в поперечном сечении, а затем согнуть его по дуге радиусом 160 мм. О )т заднего крыла самоката отрезают боковые части вместе с’ ребрами жесткости и приваривают к центральной части. На задних концах крыльев ставят резиновые грязеотражатели.

Двигатель простоцикла пускается с разгона. Мииицикл «Белка» Спортовидный миницикл (рис. !4) с обтекателем рамы. Его отличают привлекательный внешний вид, простота конструкции, доступность используемых материалов и деталей. Основные серийные узлы и детали: колеса от детского само- ката, велосипедный двигатель Д-5, Основные виды работ: сварочные, слесарные. Для изготовления рамы (рис. 14, б) можно использовать глы и трубы велосипедной рамы, Несколько изменив размеры ‘, ф рму велосипедного руля, его устанавливают на миницикл. екатель можно сделать из кровельного железа или дюралю- ‘нния толщиной 1 мм.

31 Рис. !4. /тзиннаикл «Бслкаш а — обшнб внл / — рм а спеплсаня; 2 — ручка газа, 3 — крншкн окон лоступе к ланга елю; 4 — нонн нн с брмзгпз мн, б — чп ю очна» скемв н чертеж раннг / — ру/авве колонка, 2 — крснш штс 3 — распорка. / — пр ун, 3- тонка креплення /соя/асеан; в — развертка шаблона обтекатс / — отваре нс проб н бс забава, 2- отверстне лл» руля; 3-окна аос ува к ванга елю, 4— нс крепленнв снлензя; с — бонз бакг / — заливная пробна, 2- краннк Нижнюю и подмоторную части рамы изготавливают из труб 8 20 мм, а верхнюю часть рамы, горизонтальные и вертикальные стойки — из труб !сз 15 мм.

полезность (Смастери и сядь за руль (Р. М. Халимулин)) » СтудИзба

Распознанный текст из DJVU-файла, 7 — страница

Задний мост (рис. 19, в) состоит из двух труб, приваренных к среднему вкладышу, имеющему прямоугольное отверстие для пяти упругих пластин торсиона от переднего моста мотоколяски СЗА, работаюгцих на кручение. На концы пластин надеты качающиеся рычаги от переднего моста «Запорожца». Подойдут и рычаги переднего моста мотоколяски СЗА или рычаги, изготовленные из уголков, сваренных П-образно. На концы рычагов приварены полуоси и опорные диски для колодочных тормозов, Колодки можно взять от мотоцикла «Восход» или «Ява-50», Тормоза на оба задних колеса приводятся в действие рычагом, расположенным справа на руле, через тросы в гибких оболочках.

Задний мост и передняя вилка соединены наклонной трубой О 42 мм (рис. !9, г). Места сварки усилены П-образными косынками. На заднем мосту вертикально приварена труба, х которой крепится сиденье от мопеда «Рига». Тросы управления и привода следует по возможности пропустить внутри труб, что придает машине элегантность. Колеса О 280 мм (3,5Х 5) от карта. Диски колес изготовлены методом давления на токарном станке, размеры втулок показаны на рис.

!9, д, е. Звездочка ведущего колеса имеет 36 зубьев, шаг 1= 12,7, 0 ролика цепи 8,5 мм (фрезеровать 8,7 мм). Размеры передней оси и опорного диска тормоза см. на рис. 19, ж, з. Прогулочный минироллер для асфальта. По конструкции весьма прост и надежен. Основные серийные узлы и детали: велосипедный двигатель Д-5 Основные виды работ; сварочные, слесарные, столярные. Рама (рис. 20) выполнена из металлических уголков 25Х 25 мм состоит нз двух изогнутых лонжеронов 5, соединяюгцихся впереди с уголком 9, укрепленным на втулке 11 рулевой колонки. Задние концы лонжеронов слегка раздвину~ы и крепятся к прямоугольной раме 4 заднего колеса.

Перед тем как согнуть лонжероны, необходимо на вертикальной полке уголка на расстоянии 330 мм сделать ножовкой Ч-образный вырез 7. Для того чтобы при гибке уголок не треснул, перед запиливанием в вершине запила нужно просверлить отверстие О 3 — 5 мм. Угол сгиба лонжерона равен 140 «. Горизонтальные участки лонжеронов соединены между собой двумя поперечными уголками 1траверсами) б длиной 82 и 12 мм с помощью болтов. Отогнутые концы лонжеронов приваривают к уголку 9 длиной 160 мм, который, в свою очередь, приварен к рулевой втулке ! у, выполненной из трубы с внутренним 8 20 мм и длиной 200 мм.

Наклон оси втулки рулевой колонки относи. тельно вертикали составляет 15′. Для жесткости к верхнему концу уголка 9 приварен уголок 8 длиной 400 мм, упирающийся своим противоположным концом в переднюю траверсу 6. Размеры рамы заднего колеса — 320Х 445 мм.

Его большие стороны образуют основание двух треугольников, выполненных из уголков длиной 325 и 222 мм, Вершины треугольников и их передние стороны соединены двумя параллельнылун поперечинами 3, расположенными на расстоянии 165 мм друг от друга. Нижняя из этих поперечин, в свою очередь, соединяется уголком 2 длиной 242 мм и задней траверсой б. Переднюю вилку делакут из куска листового железа толщиной 5 — 6 мм и шириной 50 мм.

Длина заготовки зависит от размеров колеса, которое будет использовано. Ровно посередине верхней стороны вилки сверлят отверстие О 20 мм, куда вставляется металлическая трубка 10 длиной 615 мм. Это рулевая стойка. Поскольку наружный диаметр стойки н внутренний диаметр втулки равны, их нужно слегка обработать наждачной бумагой. Это обеспечит вращение рулевой стойки с небольшим трениеи и минимальным люфтом, Руль представляет собой металлическую трубу !Э 30 мм, которую изгибают по желаемой форме и приво.

рачивают к торцу рулевой стойки. Заднее ведущее колесо приводится в движение с помощью цепи, соединяющей ведущую звездочку на валу двигателя с ведо. мой на оси заднего колеса. Ось колеса крепится в двух опорных кронштейнах 22, изготовленных из мягкой стальной пластинЫ толщиной 10 мм. Помимо отверстия для оси в кронштейнах просверливаются еше два отверстия для крепежных болтов О 6мм. Гибкий трос привода дроссельной заслонки карбюраторб с помощью хомутов из тонкого листового железа или жести Риб. 20. Мимироддер «ЮТ»! ! — упор, 2 — у олок;  — попереенмы; 4 — прнмоу ольняя рама; б — лонжер н; б — траверсы; 7 . браьныя выр т, В, 2 — уголки; гд — трубка металл еская, у! — рулева» втулка; !2- передняя илие !у в бок в ы; 74 в шнп, М— нетели, уб — пнкумуляътр, !7 в сосновые редки; у — сиденье; И .

фв перина плошплиа! 2д — окко; 27- декоративная накладна, 22 в кронш»еям крепят к лонжеронам рамы, рулевой стойке и ручке газа, уста новленной на правой стороне руля. Точно так же, только слез, закрепляют трос сцепления. Двигатель пускается с помощью пускового шнура, намотанного на шкив, который укреплен на валу двигателя. Доступ к пусковому шнуру и ко всему моторному отсеку обеспечен съемным сиденьем. Тормозная система может быть как у гоночных велосипедов либо с тормозным барабаном от мопеда, монтируемым как одно целое со втулкой заднего колеса. В обоих случаях гибкий тормозной трос крепят к педали, установленной на подножке минироллера. В первую очередь на металлическом каркасе устанавливают подножку, изготовлениуку из фанеры толщиной !О мм или из несколько более толстой доски.

В переднем торце подножки вырезают паз для рулевой стойки. Обшивка моторного отсека состоит из двух боковин 13, выдолбленных из широких еловых досок толщиной 30 мм либо собранных в шип 14. Размеры боковин должны обеспечивать свободный доступ к узлам двигателя. Шипы фиксируются деревянными нагелями 15. Готовые боковины соединяют между собой семью поперечными сосновыми рейками !7 сечением 25Х50 мм, после чего деревянный каркас моторного отсека обшивают: боковые стороны — фанерой толщиной 3 мм, торцевые — толщиной 6 мм. Каркас крепят к раме болтами. В передней части торцевой обшивки на уровне расположения цилиндра двигателя для доступа к мотору воздушного потока необходимо вырезать окно 20 размером 75Х )00 мм. Сиденье !8 — из пористой резины (или поролона) толщиной 50 — (00 мм, прикрепленной к фанерной площадке 19, которую устанавливают между двумя верхними поперечинами каркаса.

Чехол для сиденья дела!от из искусственной кожи либо дерматина. Лонжероны рамы и рулевая стойка обшиты предварительно обработанной фанерой толщуиной 3 мм (фанеру опускают в кипящую воду для придания гибкости). Обшивку привинчивают шурупами к деревянным рейкам, укрепленным на рулевой стойке и лонжеронах. Руль закрыт декоративной накладкой 21, изготовленной, как и крыло переднего колеса, из тонкого листового железа. (!еред покраской нужно рашпилем и наждачной бумагой зачистить все неровности каркаса и обшивки и прошпаклевать стыковочные швы.

Красить необходимо трижды: первый слой— грунтовочный, последующие — отделочные, Минироллер оснащен фарой и задним красным фонарем, питание которых осуществляется от аккумулятора 1б, установ. ленного в задней части моторного отсека. рнс, 2!. Интраиннд! — обшш еид ! — ш иа, 2- наружное колеси 3 — в узреин е олесо; 4- нолшипанки, 5—рузка; ! — сизшше у — пр водной нннв.

3.- дик~всели! 2 — педали, !б — рулевое упр вшнне; б — механизм !изма, ! — заклад ое кольца 2 в прн одной в, 3- зубья ввезло кн, 4 — внутреннее колесо, з — шрум ое колесо, з рулевой меканием ! — ос руля 2— шйка, 3 в балансир; 4 в упор ме под. «в~ ки, — балансир, д слособ соединения покр« «, ! — п иришка, 2 в сросни поиршлен Интрацнкл Эта машина (рис.

2!) для тех, кто любит строить н зксплуауи о Ровать транспортные средства необычной конструкции. Серийные узлы и детали: велосипедный двигатель Д-5. Основные виды работ; слесарные, токарные. Наружное колесо (рис. 2), б) изготовлено из алюминиевого пувесулера № (2 с высотой Н = 50 мм и шириной полок В = 30 мм. иаметр колеса зависит от роста водителя и определяется о! по формуле Д = 0,8…0,9 !., где ( — рост водителя.

Длина швеллера определяется периметром колеса. Удобнее всего гнуть швеллер на вальцах. Если нет такой возможности, то нужно положить швеллер на два деревянных чурбака (полками вверх) и легкими ударами молотка придать ему необходимую форму. Место стыка тщательно подпилить и скрепить заклепками и алюминиевыми уголками длиной 100 мм. Затем по внутренней поверхности колеса приклеивают эноксиднылр клеем или прикрепляют потайными винтами МЗ алюминиевые полоски толщиной 3 мм и шириной 20,5 мм с таким расчетом, чтобы между ними оставался зазор в 9 мм. Аналогичным образом гнется и внутреннее колесо.

В месте стыка необходимо предусмотреть замок, который позволит смазывать или менять подшипники во время осмотра или ремонта. Внутреннее колесо необходимо делать таким, чтобы зазор был минимальным. Между полками швеллера равномерно по периметру колеса на осях устанавливаются 1О» ! 5 подшипников. Хорошо вписывается подшипник № !00, Для крепления опор рулевой оси и двигателя, а также рамки сиденья по месту сверлят отверстия. После установки двигателя опять же по месту на внутреннем колесе нужно сделать паз, через который приводной шкив будет входить в зацепление с наружным колесом. Рулевое управление (рис.

21, в) собрано нз рулевого колеса, оси руля, балансира, упорных подшипников н опоры рулевой оси. Размеры балансира (рис. 21, г) выбирают таким образом, чтобы он мог уравновесить массу водителя. Наиболее подходят упорные подшипники № 8204. Руль самодельный или от легковой машины.

Для изготовления пневматических шин необходимы три. покрышки и три калреры от дорожного велосипеда. Камеры сты-г куют обычным способом и склеивают резиновым клеем. Для того чтобы склеить покрышки, сначала надо освободит’ ‘ от корда на длину 20 — 30 мм скрепляющую проволоку. Зате зачистить и склеить внахлестку клеем 88 (рис. 21, д). В камеру вставляют один ниппель — сосок от камеры воле больного мяча. После того как шина будет накачана, нипп ел утапливают между покрьпнкой и полкой наружного колеса.

Обзор байкерских нормативов для дальней езды.

Здравствуйте.

Существует довольно много организаций, которые сертифицируют мотоциклистов. В основном, это сертификаты, свидетельствующие о совершении мотопробегов на дальние дистанции. Ноги растут, как обычно, из США, соответственно, самые крупные и уважаемые организации именно оттуда. Но и в России, в условиях роста интереса к мотоциклам, кое-что появилось.

В данной статье я рассмотрю несколько организаций, выдающих сертификаты мотоциклистам, это будет организация Iron Butt (русск., англ.), организация уважаемого Философа «Русская железная жопа», сертификация Long Distance Riders и норматив российского мотоклуба «Ночные Волки» под названием «Русская верста».

Сразу оговорюсь, что речь здесь пойдет именно о самых крупных организациях и нормативах для мотоциклистов. Прекрасно понимаю, что существует множество других нормативов, введенных различными мотоклубами, но эти несомненно являются самыми уважаемыми в России и в мире.

Байкерские нормативы для сертификации мотоциклистов на дальние дистанции

Итак, начнем с Iron Butt Association.

Ассоциация Iron Butt является, пожалуй, самой крупной и авторитетной на сегодняшний день. Это мировая организация, созданная для сертификации мотоциклистов-дальнобойщиков. Кроме того, обладает самыми гибкими правилами. Любой из уже существующих нормативов можно пройти несколькими способами, допускаются круговые маршруты, маршруты «туда-обратно» и прямые маршруты от точки до точки. кроме того, вы можете зарегистрировать свой собственный эксклюзивный норматив.

Основные нормативы Iron Butt.

SaddleSore 1000. Самый простой норматив ассоциации. Для того, чтобы его выполнить, нужно проехать на мотоцикле дистанцию в 1000 миль (1610 км.) за 24 часа. Вариация этого норматива — SaddleSore 2000 — предполагает прохождение дистанции в 2000 миль (3220 км.) за 48 часов.

BunBurner 1500. Более сложный норматив. У кого есть опыт длительной езды на мотоцикле, поймет, что этот норматив НАМНОГО более сложный. Нужно проехать 1500 миль (2414 км.) за 36 часов. Вариант BunBurner GOLD подразумевает прохождение этой же дистанции за 24 часа.

Это основные нормативы, также существует множество других нормативов, привязанных не только к количеству пройденных километров за определенное время, но и к географическим точкам. предлагается совершить поездку от океана до океана, пересечь США с юга на север и т.д. Для России таких «готовых» маршрутов не разработано, но вы всегда можете придумать что-то свое. Самый наглядный пример — норматив «От Черного до Белого моря за 36 часов», который зарегистрировал и выполнил наш соотечественник.

Русские лауреаты Iron Butt.

Основные правила для сдачи норматива Iron Butt.

Как я уже говорил, правила данной ассоциации очень гибкие. Маршрут может быть прямым, от точки до точки, то есть Москва-Берлин, например. Может быть круговым, то есть выезжаем из Москвы и возвращаемся в Москву разными дорогами. В этом случае в точке поворота обязательно нужно заправиться и в идеале найти свидетеля. Наконец, маршрут может быть возвратным, например, Москва-Барановичи-Москва, и, как и в предыдущем случае, потребуется квитанция с заправки в точке разворота.

Возможно получение сертификата для второго номера!!!

Правила оформления путевого листа и отчета о поездке изложены здесь. Если коротко, то нужно найти свидетелей старта и финиша, собирать чеки с заправок и кафе и вести путевой лист.

А вообще-то, на официальных сайтах Iron Butt все изложено настолько подробно и здорово, что просто пройдите на их сайты, почитайте советы, внимательно посмотрите, кто на чем ездит. Ссылки все я дал.

Ассоциация Long Distance Riders.

Также, как и Iron Butt, американская организация, но, поскольку ввела «километровые» нормативы, можно считать ее международной. В любом случае, сдать норматив может абсолютно любой мотоциклист, вне зависимости от места жительства. Среди наших соотечественников данная организация не пользуется популярностью, но все же среди лауреатов можно найти несколько русских.

Нормативы ассоциации Long Distance Riders. В общем-то сходны с нормативами Iron Butt.

Easy Rider. Бывает в милях и в километрах. Нужно проехать менее, чем за 12 часов 500 миль или 810 километров.

Full Throttle. Также есть и в милях, и в километрах. Чтобы сдать этот норматив, нужно проехать 1000 миль или 1610 км., уложившись в 24 часа.

Норматив King of the Road существует только в милях. необходимо проехать 1500 миль (2414 км.) за 36 часов.

Существует также норматив Coast to Coast, который можно выполнить только в США, совершив поездку на мотоцикле от побережья до побережья. Да, и нужно уложиться в 48 часов.

Основные правила для сдачи норматива Long Distanse Riders повторяют правила Iron Butt. И вторым номерам также выдают сертификаты.

В целом, эта ассоциация не достойна внимания и полезна только тем, что у нее есть норматив всего-то на 810 километров. Я не однократно проходил такую дистанцию на своем мотоцикле, в этом нет ничего сложного. Поэтому, если влом ехать действительно далеко, и при этом очень хочется стильную нашивку со скелетиком на мотокуртку — можете вступить в ряды Long Distance Riders.

Мой отчет о сдаче этого норматива.

Русская Железная Жопа.

Это норматив, который придумал Философ, когда не смог зарегистрировать свое прохождение маршрута в Iron Butt. Философа знают и уважают очень многие не столько за то, что он проехал на мотоцикле вокруг света, сколько за то, что он добивается поставленных целей в любых условиях. Философ — мужик! Открытие Русской Железной Жопы — это как раз в его духе. Не приняли доки в забугорную ассоциацию мотоциклистов? Да пофиг! Сделаем свою! =)

Нормативы Русской Железной Жопы.

«Железная Жопа». Присваивается любому байкеру, кто проехал более 1610 км (1000 миль), менее чем за 24 часа.

«Железная Жопа 2000». Присваивается любому «сумасшедшему», кто проехал более 2000 км менее чем за 24 часа.

«Железная Жопа CRAZY». Мегарискованный пробег в 2500км, за те же 24 часа. По плечу только опытным и особо скоростным пилотам.

«Железная Жопа HARD».Присваивается особо выносливым байкерам, прошедшим 2500км за 36 часов.

«Железная Жопа EXTRIM 3000». Данное звание людям не присваивается, так как человек не в состоянии проехать на мотоцикле 3000 км за 36 часов. Но!!!… Если кто-нибудь это сделает – сразу станет понятно, что он прилетел с соседней Галактики…

«Железная Жопа 3000». Присваивается экстра выносливому байкеру за двое суток в седле и 3000 км за его плечами.

«Железная Жопа MAD». Присваивается Мега! Крейзи! Экстрим-пилоту за 3500 тысячи км, пройденных за двое суток.

Правила.

Маршрут может быть:
а. Кратчайшим.  КРАТЧАЙШЕЕ расстояние между населенными пунктами   старта и финиша  по карте должно быть более 1610 км!!!
б. Поворотным.  Сумма КРАТЧАЙШИХ  расстояний между населенными пунктами  старта, поворота и финиша  по карте должна быть более 1610 км!!!
в. Возвратным. Сумма КРАТЧАЙШИХ  расстояний между населенными пунктами  старта, разворота и финиша  по карте должна быть более 1610 км!!!

Норматив «Ночных Волков» «Русская верста».

По информации, выложенной на официальном сайте «Русской версты», целью номинации является сплочение «Русского, Мирового мотоциклизма»… Но все равно, норматив интересный, так что рассмотрим и его =)

Норматив один единственный, называется «Русская верста». По правилам, путник должен проехать на мотоцикле любой модификации маршрут в 1000 русских верст (1067 км.) не более, чем за 14 часов 23 минуты.

Основное правило, выделяющее данный норматив из общей массы — маршрут должен быть маршрутным, то есть «от точки до точки». Никаких поворотных и круговых поездок!

Мой отчет о сдаче.

ИТОГИ.

Самые «крутые» нормативы у Русской Железной Жопы.

Самые разнообразные и авторитетные — у Iron Butt.

У Long Distance Riders есть самый короткий по километражу норматив, который подойдет новичку.

«Русская верста» — золотая середина, однако, норматив не столь авторитетен, не столь крут.. И в ряде случаев не удобен, поскольку предполагает только маршрут от точки до точки.

Думайте сами, решайте, какая нашивка больше подойдет к дизайну куртки, но одно могу сказать точно. Проехав любой из нормативов, вы получите много бесценного опыта, испытаете свои силы и приобретете уважение в мотосообществе. Так что вперед! И  удачи на дорогах!

Все.

Поделиться «Обзор байкерских нормативов для дальней езды.»

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *