Создание аварийной обстановки: Создание аварийной ситуации на дороге, что это такое, виды ответственности и размер штрафов

Создание аварийной ситуации | Издательство Монолит

Главная  /  Юридическая помощь автомобилистам  /  Раздел 9. Создание аварийной ситуации

Читати українською мовою: Розділ 9. Створення аварійної ситуації

Одним из наиболее распространенных необоснованных обвинений водителей сотрудниками ГАИ является обвинение в создании аварийной обстановки на дороге. Это и не удивительно, ведь за данный вид нарушения Кодексом Украины об административных правонарушениях1 предусмотрен не только штраф в размере от 680 до 850 гривен но и лишение права управления ТС на срок от 6 месяцев до 1 года.
Давайте подробно разберем, что же такое аварийная обстановка или аварийная ситуация. В украинском законодательстве чёткое определение этого понятия дает часть 4 статьи 122 КУоАП:

аварийная обстановка – это ситуация, при которой другие участники дорожного движения были вынуждены резко изменить скорость, направление движения либо принять другие меры для обеспечения личной безопасности или безопасности других граждан, которые подтверждены фактическими данными, а именно: объяснениями лица, которое привлекается к административной ответственности, потерпевшего, свидетелей, показаниями технических приборов и средств фото- и видеонаблюдения и другими документами.

»

 

1Статья 122 КУоАП, часть 4

Доказательства вашего нарушения

 

Чтобы инспектор мог законно обвинить вас в создании аварийной обстановки, у него должны быть неопровержимые доказательства2: в первую очередь, показания потерпевшего, которому была создана ситуация, в связи с чем он вынужден был принимать меры для обеспечения своей безопасности, а также показания свидетелей, фото- и видеоматериалы и т. п.
Нарушения, которые могут повлечь за собой создание аварийной обстановки:
  • превышение установленных ограничений скорости более чем на 20 км/ч;
  • нарушение требований дорожных знаков и разметки;
  • проезд на запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика;
  • нарушение правил перевозки грузов, буксировки транспортных средств;
  • нарушение правил остановки, стоянки;
  • нарушение правил проезда пешеходных переходов, непредоставление преимущества в движении пешеходам на нерегулируемых пешеходных переходах, а также нарушение установленного для транспортных средств запрета двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам;
  • нарушение правил проезда перекрестков, остановок ТС общего пользования;
  • нарушение правил обгона и встречного разъезда, безопасной дистанции или интервала, расположения транспортных средств на проезжей части;
  • нарушение правил движения по автомагистралям, пользования внешними осветительными приборами или предупредительными сигналами;
  • пользование средствами связи во время движения ТС;
  • нарушение правил учебной езды;
  • непредоставление преимущества в движении транспортным средствам аварийно-спасательных служб, скорой медицинской помощи, пожарной охраны, милиции, которые движутся с включенными специальными световыми или звуковыми сигнальными устройствами;
  • непредоставление преимущества маршрутным транспортным средствам, в том числе нарушение правил движения и остановки на полосе для маршрутных транспортных средств, а также нарушения правил остановки, стоянки, создающие помехи дорожному движению или угрозу безопасности движения.

 

2Статья 251 КУоАП

 

ВАЖНО:
При отсутствии показаний потерпевшего, свидетелей, материалов фотои видеофиксации доказать, что вы создали аварийную обстановку, просто невозможно.

Защита от незаконных обвинений

 

Во-первых, потребуйте доказательств того, что нарушили один из пунктов, указанных выше. Во-вторых, должно быть еще доказано, что ваши действия привели к созданию аварийной обстановки и что эту обстановку создали именно вы, а не вам (показания потерпевшего, свидетелей, фото- или видеоматериалы). Напомните инспектору, что если он не предоставит этих доказательств, то он нарушит требования ст. 251 и 256 КУоАП (содержание этих статей приведено на этой странице).

Если сотрудник ГАИ, несмотря на ваши доводы, все же обвиняет вас в создании аварийной обстановки и составляет админпротокол, действуйте следующим образом:
1. Проверьте правильность заполнения протокола инспектором ГАИ (раздел «Задача 1» на этой странице).
2. В графу пояснений в протоколе впишите ключевые фразы (раздел «Задача 2»).
3. Допишите относительно данного нарушения:

Аварийную обстановку ни для кого не создавал. Инспектор не предоставил

доказательств моего правонарушения. Показания участников, которым якобы была

создана аварийная обстановка, отсутствуют.

Если инспектор всё же внес в протокол показания потерпевшей стороны и свидетелей, то в графе пояснений к протоколу указывайте следующее:

Аварийную обстановку ни для кого не создавал, аварийная ситуация была создана

для меня. Водитель впередиидущего автомобиля грубо нарушил ПДД: применил

экстренное торможение/ резко изменил траекторию движения/ пешеход резко

выскочил непосредственно перед авто и т. д., что заставило меня принять меры

для предотвращения ДТП.

4. Если будет возможность написать ваши пояснения на отдельном листе, опишите всю ситуацию более детально.
5. Если происходит изъятие вашего водительского удостоверения (подробнее об изъятии главного документа водителя – на этой странице), требуйте от инспектора выдать временное разрешение на право управления транспортным средством. Факт временного изъятия удостоверения обязательно должен быть отражен в админпротоколе.
6. Заявляйте ходатайства о переносе рассмотрения дела и о предоставлении юридической помощи (раздел «Задача 3»).
7. ВАЖНО: подпишите и заберите копию протокола и копию постановления о привлечении вас к административной ответственности, если оно вынесено.
8. Если постановление не вынесено на месте и дело перенесено на другую дату, то тщательно подготовьтесь к рассмотрению дела: обратитесь за помощью к адвокату или другому лицу – специалисту в области права, соберите доказательства.
9. Вынесенное постановление обжалуйте в суде (подробнее об обжаловании читайте на этой странице). Образец искового заявления смотрите на этой странице.

10. Отправьте информационный запрос по поводу действий инспектора в данном конкретном случае (подробнее об информационном запросе читайте на этой странице).
11. Подавайте жалобу на неправомерные действия инспектора ГАИ (процедура подачи жалобы приведена на этой странице).

 

ВАЖНО:
В протоколе должны быть отражены доказательства вашего правонарушения, а также данные о тех участниках дорожного движения, для которых была создана аварийная ситуация.

 

ВАЖНО:
Вас не могут одновременно привлечь к ответственности за создание аварийной обстановки и за иное правонарушение.

Раздел 8. Взятка должностному лицу

Свидетели и понятые
Если причиной аварии стало дорожное покрытие

Раздел 10. Если причиной аварии стало дорожное покрытие


 

Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus. comments powered by Disqus

Лишили «прав» за мелкое ДТП. Почему термин «аварийная обстановка» в ГАИ трактуют так жестко

У Елены стаж вождения больше 15 лет, но недавно она попала в ДТП. Повреждения у машины были небольшими, чего не скажешь о последствиях для самой автовладелицы.

«Зачем так?»

Водитель рассказывает, что дело было, когда она везла сына на хоккейную тренировку с одного конца города на другой.

Ради увлечений ребенка Елене даже пришлось сменить место работы и переквалифицироваться из бухгалтера в учителя физкультуры в детском садике, иначе сын самостоятельно не успевает добраться на занятие. Но это лирика. А как произошло то самое ДТП?

Елена рассказала свою историю Автобизнесу.

«Машина была припаркована на стоянке в один ряд с другими, а посередине стоянки находился автомобиль-такси, водитель был на месте и кого-то, по всей видимости, ждал, – вспоминает аварию Елена. – Эту машину я хорошо видела. Когда начала двигаться назад и выезжать с парковочного места, поехал и водитель такси, в результате чего произошла авария. Не понимаю, зачем он начал движение, ведь он прекрасно видел, что я двигаюсь назад. Обратила внимание, что автомобиль-такси был весь «потрепан», то там царапины, то там вмятины. По всей видимости, водитель о машине не сильно заботился и являлся частым участником дорожных инцидентов».

На место аварии приехала ГАИ, и Елена не стала отрицать вину, мол, она двигалась задним ходом и «уперлась» в препятствие. Но при этом сделала ремарку: «нюансов в ситуации куча». Протокол на водителя составили по ч.12 ст.18.13 КоАП.

Статья 18.13. Невыполнение требований сигналов регулирования дорожного движения, нарушение правил перевозки пассажиров или других Правил дорожного движения

12. Нарушение Правил дорожного движения, повлекшее создание аварийной обстановки, – влечет наложение штрафа в размере от пяти до двадцати базовых величин с лишением права заниматься определенной деятельностью сроком до двух лет или без лишения.

В суть статьи Елена не вникала, пока не услышала вердикт: лишение «прав» на три месяца и штраф 10 базовых величин.

«Вот спрашиваю: зачем так? – недоумевает Елена. – В аварии никто не пострадал, повреждения у такси – царапины, пусть и глубокие, но всего лишь царапины. Вину признала, о том, что сына нужно на тренировки постоянно возить, сообщила и попросила это учесть. Почему ко мне не применили часть 8 статьи 18.13 КоАП, ведь я совершала маневрирование, и эта статья «прав» не лишает, там штраф до 5 базовых величин. Учли – и теперь я пешеход. Кому от этого стало лучше? Можно ли из этой ситуации выйти с иным результатом?»

Безопасность под вопросом

По-человечески Елену жаль, но эмоции оставим за рамками и проанализируем ситуацию с точки зрения закона.

Движение задним ходом разрешается при условии, если оно не создаст препятствия для других участников дорожного движения и обеспечит безопасность дорожного движения (п.73 ПДД). При этом после остановки или стоянки водитель транспортного средства, начинающий движение, обязан уступить дорогу движущимся транспортным средствам (п. 58 ПДД).

Безопасность обеспечена не была, дорогу водитель, выезжающий со стоянки, не уступил, что и стало причиной аварии. Соответственно вина Елены в ДТП сомнению не подлежит.

Сама водитель при этом считает, что она нарушила правила маневрирования, а это не предполагает лишения «прав».

Логика есть, ведь ПДД под маневрированием предполагают начало движения, перестроение транспортного средства в движении из одной полосы движения в другую (перестроение), выезд транспортного средства на трамвайные пути, съезд с них, а также поворот направо и налево, разворот, съезд с проезжей части дороги, движение задним ходом (п.2.24 ПДД).

Автомобиль двигался задним ходом – значит, это маневр. Но при этом, еще раз обратим внимание, не была обеспечена безопасность других участников дорожного движения, а также водитель не уступил дорогу при выезде с места стоянки.

Почему так много?

Термин «аварийная обстановка» в КоАП появился не так давно, его содержание вызвало бурные обсуждения в среде юристов. И неспроста.

Примечание к статье 18.1 КоАП: Под созданием аварийной обстановки в настоящей статье, статьях 18.13 и 18.20 настоящего Кодекса понимаются действия участников дорожного движения, вынудившие других его участников изменять скорость, направление движения или принимать иные меры по обеспечению собственной безопасности или безопасности других лиц, а равно повлекшие повреждение другого транспортного средства или имущества других участников дорожного движения.

Во-первых, многие считают, что повреждение транспортного средства – это уже никакая не «аварийная обстановка», а авария как законченный факт. Во-вторых, статья КоАП, по которой привлекли к ответственности Елену, звучит так: «Нарушение ПДД, повлекшее создание аварийной обстановки». По смыслу это применимо ко всем пунктам Правил, ведь в ч.12 ст.18.13 кодекса сказано просто «нарушение ПДД», без перечисления конкретных пунктов. А в старом КоАП аналогичная статья содержала в себе такой текст: “действия, предусмотренные ч. 1-9 настоящей статьи”.

Вот и получается, что малейшее ДТП (повреждение имущества) или иное нарушение ПДД, если это вынудило кого-то что-то там предпринять, грозит лишением “прав” в силу очень широкой трактовки понятия «аварийная обстановка».

Решение инспектором ГАИ принято. Мог он просто штраф выписать, без лишения «прав»? Мог. Но он решил иначе, так как все обстоятельства дела знает лишь сам инспектор.

Что посоветовать Елене?

Тут гораздо проще, чем разбираться в сложных юридических трактовках.

Если она не согласна с решением, его можно оспорить в вышестоящую ГАИ либо суд (ст.13.3 ПИКоАП) в течение 10 суток с момента объявления постановления или получения его копии.

Полагаем, что данный срок Елена пропустила, поэтому порядок подачи жалобы на решение ГАИ будет иным, предусмотренным ст.13.12 ПИКоАП, что гораздо сложнее.

В тему:

Сделать форму плана | Ready.gov

Предоставленная вами информация не сохраняется, не хранится и не передается никакому государственному учреждению.

Возможно, вы не будете вместе, когда произойдет бедствие, поэтому важно знать, как вы воссоединитесь, если разлучитесь. Используйте эту форму для создания семейного плана экстренного общения, который вы можете отправить по электронной почте в виде PDF-файла после завершения.

Бытовая информация

Заказ

Домашний номер: (необязательно)

Адрес: (необязательно)

Вес для ряда 1 (опционально) 0

Члены семьи

Введите информацию о каждом члене вашей семьи.

Заказ

Имя: (необязательно)

Мобильный #: (необязательно)

Электронная почта: (необязательно)

Важная медицинская или другая информация: (необязательно)

Вес для ряда 1 (опционально) 0

Планы действий в чрезвычайных ситуациях

Введите информацию о школах, детских садах, воспитателях и рабочих местах.

Заказ

Имя: (необязательно)

Адрес: (необязательно)

Экстренная/горячая линия №: (необязательно)

Веб-сайт: (необязательно)

Аварийный план/вывоз: (опционально)

Вес для ряда 1 (опционально) 0

Экстренные контакты

Места для экстренных встреч

Заказ

Местоположение: (опционально)

Инструкции: (опционально)

Вес для ряда 1 (опционально) 0

Медицинская информация

Заказ

Противоядие: (дополнительно)

Вес для ряда 1 (опционально) 0

Заказ

Имя врача: (необязательно)

Доктор №: (необязательно)

Вес для ряда 1 (опционально) 0

Заказ

Имя педиатра: (необязательно)

Педиатр #: (необязательно)

Информация об аллергии и рецепты: (необязательно)

Вес для ряда 1 (опционально) 0

Заказ

Название медицинской страховки: (необязательно)

Полис медицинского страхования №: (необязательно)

Вес для ряда 1 (опционально) 0

Заказ

Ветеринар Имя: (необязательно)

Ветеринар №: (необязательно)

Дополнительная информация: (необязательно)

Вес для ряда 1 (опционально) 0

Отправить письмо

Аварийные оповещения | Ready.

gov. На этой странице описаны различные предупреждения, которые вы можете получить, и способы их получения.

Беспроводные оповещения о чрезвычайных ситуациях (WEA)

Беспроводные оповещения о чрезвычайных ситуациях (WEA) — это короткие экстренные сообщения от уполномоченных федеральных, государственных, местных, племенных и территориальных органов оповещения населения, которые могут транслироваться с вышек сотовой связи на любое мобильное устройство с поддержкой WEA. в локальном целевом районе. WEA могут быть отправлены государственными и местными органами общественной безопасности, Национальной метеорологической службой, Национальным центром пропавших без вести и эксплуатируемых детей и президентом Соединенных Штатов.

Изображение

  • WEA выглядят как текстовые сообщения, но предназначены для привлечения вашего внимания уникальным звуком и вибрацией, повторяющейся дважды.
  • WEA содержат не более 360 символов и включают тип и время предупреждения, любые действия, которые вы должны предпринять, и агентство, выдавшее предупреждение.
  • WEA не подвержены перегрузке сети и не прерывают текущие текстовые сообщения, вызовы или сеансы передачи данных.
  • Плата за получение WEA не взимается, и подписка не требуется.

Если вы не получаете WEA, вот несколько советов по устранению неполадок с вашим мобильным устройством:

  1. Проверьте настройки вашего мобильного устройства и просмотрите руководство пользователя (вы также можете найти его в Интернете).
    • Старые телефоны могут не поддерживать WEA, а некоторые модели мобильных телефонов требуют включения WEA.
    • Некоторые операторы мобильной связи называют эти сообщения «Оповещениями для правительства» или «Сообщениями о чрезвычайных ситуациях».
  2. Обратитесь к своему оператору беспроводной связи, чтобы узнать, могут ли они решить проблему.
    • В WEA участвуют все крупные операторы телефонной связи и некоторые более мелкие операторы.
    • Реестр провайдеров WEA Федеральной комиссии по связи (FCC).

Чтобы оставить комментарии или опасения по поводу WEA, отправленных в вашем районе, свяжитесь напрямую с местными властями.

Система оповещения о чрезвычайных ситуациях (EAS)

Система оповещения о чрезвычайных ситуациях (EAS) — это национальная система оповещения населения, которая позволяет президенту обращаться к нации в течение 10 минут во время чрезвычайной ситуации в стране. Государственные и местные органы власти также могут использовать систему для предоставления важной информации о чрезвычайных ситуациях, такой как информация о погоде, неизбежных угрозах, оповещениях AMBER и информации о местных инцидентах, предназначенных для определенных областей.

Изображение

  • EAS отправляется через вещательные компании, службы спутникового цифрового аудио, поставщиков спутникового прямого вещания, системы кабельного телевидения и беспроводные кабельные системы.
  • Президент несет единоличную ответственность за определение времени активации EAS на национальном уровне. FEMA и FCC несут ответственность за тесты и учения на национальном уровне.
  • EAS также используется, когда все другие средства оповещения населения недоступны.

Погодное радио NOAA (NWR)

Погодное радио NOAA All Hazards (NWR) — это общенациональная сеть радиостанций, которые непрерывно передают информацию о погоде из ближайшего офиса Национальной метеорологической службы в зависимости от вашего физического местоположения.

Изображение

  • NWR транслирует официальные предупреждения, часы, прогнозы и другую информацию об опасностях 24 часа в сутки, 7 дней в неделю.
  • NWR также передает оповещения о чрезвычайных ситуациях, не связанных с погодой, таких как угроза национальной или общественной безопасности, через систему оповещения о чрезвычайных ситуациях.

Мобильное приложение FEMA

Приложение FEMA позволяет получать оповещения о погоде и чрезвычайных ситуациях в режиме реального времени, отправлять уведомления близким, определять местонахождение аварийных убежищ в вашем районе, получать стратегии готовности и многое другое.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *