Свечи зажигания с тремя электродами: чем они лучше обычных? — журнал За рулем – Многоэлектродные свечи зажигания. Зачем нужны. Мой логичный отзыв и небольшой тест (BERU, NGK, CHAMPION)

Содержание

чем они лучше обычных? — журнал За рулем

Эффектная работа многоэлектродных свечей — не что иное, как обман зрения, который ловко используют маркетологи. Эксперимент «За рулем» это доказал.

Материалы по теме

Еще работая на заводе, я до хрипоты спорил с коллегой из соседнего отдела, который аккуратно пилил лобзиком боковой электрод свечи зажигания, чтобы всякий раз «получать две искры вместо одной».

Аргументы не действовали — более того, когда «изобретатель» подключил свое творение к генератору импульсов и катушке зажигания, то на глазах у всех искра удвоилась, сверкая на обоих кончиках изувеченного электрода.

Толпа перестала рукоплескать только после того, как я убавил частоту генератора с 200 герц до 1 — вот тут-то все и увидели, что одинокая искра ничуть не изменилась в размерах, а стала прыгать то на одну половинку электрода, то на другую. Но чтобы на обе сразу — никогда! Просто на высокой частоте этого не видно, как не видно мелькания кадров на киноэкране. Обман зрения — все просто.

Никаких многоискровых свечей в природе нет. Правда, были чешские свечи «Бриск Премиум», в которых разряд прыгал с центрального электрода на корпус через два промежуточных проводящих колечка посреди изолятора, что визуально разбивало искру на три части. Но и в этом случае разряд каждый раз был только один, а никак не три.

Между тем работа многоэлектродных свечей все же отличается от обычных одноэлектродных. Помимо повышенной долговечности наши сравнительные испытания неоднократно фиксировали возрастание крутящего момента, увеличение эффективного кпд и т.п.

Преимущества проявлялись, в основном, на минимальных оборотах холостого хода и невысокой нагрузке на двигатель. Все это — следствие так называемой открытой искры, распространению которой не мешает боковой электрод. В многоэлектродных свечах боковые электроды не закрывают торец центрального коллеги, а потому у фронта пламени нет препятствия.

Есть вопросы? Задавайте! [email protected]

Многоэлектродные свечи выдают много искр за раз? Это миф! — журнал За рулем

«За рулем» провел эксперимент, развенчавший распространенное заблуждение о дорогих свечах. Но у таких свечей есть как минимум два неоспоримых достоинства.

Первые многоэлектродные запальные свечи появились еще перед Второй мировой войной на авиаци­онных моторах. С тех пор и множатся мифы о преимуществах такой конструкции перед обычной одноэлектродной. Говорят, при работе двигателя вместо одиночных разрядов возникает светящееся плазменное кольцо вокруг центрального электрода, отсюда — экономичность, экологичность и улучшение мощностных характеристик.

Mногоэлектродная свеча дает лишь одну искру на каждый разряд.

Mногоэлектродная свеча дает лишь одну искру на каждый разряд.

Материалы по теме

Достоинства у таких свечей действительно есть. И кольцо вокруг центрального электрода тоже возникает. Но никакого многоискрового режима при этом нет и быть не может: всякий раз искровой разряд проскакивает только в одном месте, выбирая путь наименьшего сопротивления. Убедиться в этом поможет простейший ­эксперимент.

Мы изготовили примитивный испытательный стенд, в котором разряд для свечи создает пьезоэлемент. Итак, проверяем: разряд — и одна искра! Что и требовалось доказать. Многоэлектродные свечи выдают единовременно один искровой заряд — как и одноэлектродные. Только пробой происходит то в одном месте, то в другом: искра всякий раз выбирает оптимальный путь. Именно это обсто­ятельство и рождает легенды о многоискровом режиме.

При высокой частоте искрообразования в автомобиле (у Жигулей, например, она доходила до 50 Гц в каждом цилиндре) многочисленные одиночные искры, проскакивающие между разными электродами, визуально сливаются в единый светящийся круг. (По этому принципу работает кинематограф: инерционный человеческий глаз воспринимает мелькание неподвижных картинок как непрерывный видеоряд.) Но появления одновременно нескольких разрядов такая свеча обеспечить не сможет.

Обычно такие опыты проводят с катушкой зажигания — откуда еще взять нужные киловольты? Поступим проще: нам поможет простейшая пьезозажигалка. Аккуратно разбираем ее, извлекаем механизм и подключаем напрямую к свече зажигания. Нажимаем на кнопку и наблюдаем, как проскакивает искра между электродами.

Обычно такие опыты проводят с катушкой зажигания — откуда еще взять нужные киловольты? Поступим проще: нам поможет простейшая пьезозажигалка. Аккуратно разбираем ее, извлекаем механизм и подключаем напрямую к свече зажигания. Нажимаем на кнопку и наблюдаем, как проскакивает искра между электродами.

Материалы по теме

обман или нет? — журнал За рулем

Какие электроды эффективнее в работе и дольше прослужат — тонкие или толстые, объясняет эксперт «За рулем».

Материалы по теме

Если в стареньких автомобилях свечи менялись буквально за пять минут, то в современных машинах для этого порой нужно разобрать полмотора. Поэтому в идеале свеча должна служить примерно столько же, сколько сам мотор. Но обычная сталь и даже хромоникелевые сплавы под действием искрового разряда постепенно выгорают вследствие электроэрозионного износа. Кроме того, в процессе работы свечи на ней образуется нагар, резко ухудшающий ее показатели.

Лучшими показателями по части тугоплавкости обладают металлы платиновой группы — иридий, платина, иттрий. Преимуществом иридия при этом является хорошая теплопроводность, почти на порядок превышающая показатели хромоникелевых сплавов. Для свечи это очень важно, так как высокая теплопроводность уменьшает температуру электрода. Однако такие металлы очень дороги. Но иридий позволяет делать электроды предельно миниатюрными. Например, у японских Denso Iridium толщина центрального электрода составляет всего 0,4 мм, в то время как у обычной свечи на базе хромоникелевого сплава — примерно 2,5 мм.

Материалы по теме

Впрочем, экономия металла — не главное достоинство тоненьких электродов.

Подобно тому, как разряд молнии поражает одинокие деревья, мачты и, само собой, громоотводы, так и тоненькие электроды свечи позволяют увеличить энергетику разряда, что положительно сказывается на мощности, экономичности и экологии.

Наши испытания показали, что даже в сравнении с высококачественными, но «толстыми» свечами их «тоненькие» коллеги способны улучшить экономичность на 6–7%.

Кроме того, тоненькие электроды позволяют свечам уверенно работать при аварийном понижении напряжения в бортсети.

Что касается ресурса, то 100 000 км — вполне реальная величина для «худышек». Единственный их недостаток — более высокая, по сравнению с «обычными» свечами, цена.

Есть вопросы? Задавайте! [email protected]

  • Сколько проживут недорогие свечи, узнайте тут.

Что такое трехэлектродные свечи зажигания, и какой от них толк?

Что такое трехэлектродные свечи зажигания, и какой от них толк?Что такое трехэлектродные свечи зажигания, и какой от них толк?

На сегодняшний день практически в каждом автомагазине есть огромное количество различного рода свечей зажигания, ассортимент действительно впечатляет, равно как и ценовая политика, которую правят за свой товар производители.

Среди вариантов есть поистине необычные экземпляры, которые имеют необычную форму и конструкцию электродов и других элементов. Автомобильная свеча может иметь от одного до нескольких дополнительных электродов, не считая центрального. Нередко на поверхности электродов имеются различные канавки или прорези, которые, согласно заявлениям компании-производителя: «Улучшают сгораемость горючей смеси и повышают, таким образом, мощность силового агрегата, уменьшая при этом общий расход топлива.

Что такое трехэлектродные свечи зажигания, и какой от них толк?Что такое трехэлектродные свечи зажигания, и какой от них толк?

Самыми распространенным, после свечей зажигания с одним электродом, считаются свечи с тремя электродами. Трехэлектродные свечи стоят несколько дороже простых одноэлектродных аналогов.

Одним из основных достоинств этих свечей является то, что они имеют более долгий ресурс работы, поскольку в отличие от одноэлектродных аналогов, выгорание каждого из трех электродов происходит равномерно. Вторым преимуществом трехэлектродных свечей зажигания является стабильная работа при высокой степени сжатия. Теперь что касается экономии бензина и повышения мощности. Действительно, экономия есть, однако она составляет всего лишь 5%, мощности — 6%.

Что такое трехэлектродные свечи зажигания, и какой от них толк?Что такое трехэлектродные свечи зажигания, и какой от них толк?

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод: перед покупкой трехэлектродных свечей зажигания, а их стоимость нередко в два раза превышает стоимость обычных, необходимо подумать о том, какой примерно будет процент экономии конкретно на вашем автомобиле. Если он будет слишком незначителен, то целесообразность их покупки будет заключаться только в их стабильности и увеличенном сроке службы. Однако я все же рекомендовал бы присмотреться к таким свечам владельцев автомобилей с большим расходом топлива, на таких автомобилях свечи окупят себя сполна, за довольно короткий промежуток времени.

Что такое трехэлектродные свечи зажигания, и какой от них толк?

2.5 (50%) 2 голос[а]

Все свечи одинаковые? — журнал За рулем

Недавно пришлось вступить в полемику с одним важным господином из высокого кабинета. Господин был искренно убежден в том, что с появлением каталитических нейтрализаторов значимость свечи зажигания стала нулевой, а потому проводить какие-либо сравнительные испытания нет никакого смысла. Дескать, катализатор все сожжет, а потому выхлоп всегда будет в норме. А ежели начнутся пропуски искрообразования, так сразу загорится «Чек энджин» — опять-таки, никаких проблем. Стало быть, все свечи по определению становятся абсолютно одинаковыми: бери ту, у которой название больше нравится. Или ценник посимпатичнее.

Объяснить что-либо в таких случаях трудно. Это студенту можно втолковать, что катализатор сжигает далеко не все (по СН и NO — примерно до 30…50%). Поэтому чем больше сырая токсичность, на которую влияют свечи, тем больше и сухая. Мало того, катализатор успешно гасит токсичность не на всех режимах: в частности, при обогащении смеси, то есть на разгонах, пуске, больших нагрузках, он тоже работает не ахти — здесь-то и сказывается класс свечей. А на мощность, пуск и расход топлива катализатор не влияет вообще. А вот свечи, опять-таки — влияют. А уж если говорить о пропусках искрообразования, то тут катализатор вообще бессилен: вот и загорается «Джеки чан»… 

Господин так ничего и не понял. Впрочем, при высокой должности это не очень-то и нужно. А для тех, кто искренно интересуется «зажигательными» проблемами, напомним кое-что из «зажигательной» теории.

Важна ли энергия искрового разряда?

Да. Именно этот разряд дает «толчок» распространению фронта пламени. А скорость его распространения — это, фактически, и мощность, и экономичность, и экология. Скорость распространения пламени зависит от температуры в квадрате, а температура в начальной фазе, когда пламя еще сидит в межэлектродном пространстве — от энергии разряда. Особенно это проявляется тогда, когда воспламенение затруднено — при низком напряжении в первичной цепи зажигания, на режимах холостого хода и малых нагрузок, когда в камере остается много остаточных газов и т.д.

Лет 30 назад народ активно увлекался созданием необычных систем зажигания — многоискровых, тиристорных, комбинированных. А сегодня?

«Золотой век» нестандартных систем зажигания пришелся у нас на ту пору, когда в серийных автомобилях царствовали механические прерыватели. Неудивительно, что любая свежая «электроника» казалась тогда неким откровением, заставляющим мотор вести себя немножко не так, как раньше. Однако с появлением ГАЗ 24–10 и ВАЗ-2108 бесконтактное зажигание стало в нашей стране нормой жизни, а последующие десятилетия естественным образом преобразовали отдельные коммутаторы зажигания в часть электронной системы управления двигателем. Поэтому современный тюнинг сводится здесь, как правило, к изменению программной, а не аппаратной части контроллеров. Реально современные системы зажигания достигли определенного максимума, а потому прорыва следует ожидать разве что от внедрения экзотики типа СВЧ-свечей, энергию для которых будет генерировать магнетрон — как в микроволновке. Подобную свечу когда-то «засветила» фирма «Беру» — у нее вообще нет бокового электрода, а разряд уходит «в пространство». Однако до реально работающих образцов дело, похоже, так и не дошло.

Разработчики полагают, что энергетика такой свечи будет на 40% выше, нежели у обычной, а выбросы окислов азота сократятся при этом аж на 80%. Дескать, смесь теперь поджигается сразу по всей камере сгорания — это же облегчает работу на обедненных смесях.

Следует иметь в виду, что если удастся увеличить мощность искры, скажем, в десять раз, то это резко увеличит темп тепловой эрозии электродов. А двигатель ощутит это разве что при пуске, да на минимальных оборотах холостого хода, а также при «пустом» аккумуляторе. Или, скажем, при очень плохих или просто изношенных свечах — мощный разряд даст им возможность работать лучше, но недолго — он быстро добьет их окончательно.

Так важен ли тип свечи? Ведь искру дают любые!

Очень важен! Важен и искровой зазор, и форма электродов, и их количество, и материал, из которого они изготовлены. А еще важна стабильность параметров от свечи к свече — особенно величины искрового зазора и сопротивления свечи. Важна форма разряда, его размер и интенсивность, стабильность во времени и по положению.

Материал и форма электродов свечи определяет ее «термоэластичность», и еще больше — ресурс. Не забудем и способность к самоочистке — все это также влияет на надежность работы двигателя.

Что касается свечей с «драгоценными» электродами, то преимуществ у таких свечей несколько. Во-первых, ресурс… Иридиевые и платиновые свечи живут раза в три-четыре дольше обычных. Во-вто

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *