Схема регулировки клапанов ваз – Регулировка зазоров клапанов ВАЗ 2106 и замена сальников своими руками
Регулировка клапанов Ваз 2106 своими руками
Любой механизм со временем изнашивается и нуждается в отладке. То же самое можно сказать и о клапанах на Ваз 2106. Изначально их тепловой зазор выставлен верно. Однако по мере работы двигателя постепенно его величина меняется.
Со временем зазор может стать меньше или больше. При уменьшении зазора клапана поджимаются, что приводит к нарушению герметичности. При больших зазорах клапана не имеют возможности раскрыться полностью.
Если возникла проблема, вы это услышите. Двигатель начнет издавать характерный металлический звон, исходящий из верхней части. Про этот неприятный звук в народе говорят просто: «стучат клапана». На видео отчетливо слышно, как это звучит:
Специалисты рекомендуют своевременно регулировать клапана, не дожидаясь возникновения проблем. Регулировка клапанов Ваз 2106 производится через 30000 километров пробега. Не мешало бы это сделать и после ремонтных работ по мотору. Особенно это важно делать, если снималась головка блока.
Проверять зазор можно через каждые 10 000 километров.
Пошаговая инструкция
Порядок регулировки клапанов Ваз 2106 следующий (таблица ниже):
Порядок нумерации клапанов – от лобового стекла по направлению к радиатору.
В первоначальном положении регулируются клапана 6 и 8.
Затем коленвал проворачивается на 180 градусов и регулируется следующая пара клапанов.
Затем еще один проворот: на 360 градусов для регулировки следующей пары.
И последний проворот на 540 градусов для регулировки последней пары.
Непосредственно работы проводятся следующим образом:
- Поставьте автомобиль на ровное светлое место. У вас должно быть достаточно пространства с любой стороны мотора. Работать придется долго, поэтому условия должны быть комфортными.
- Дождитесь, пока остынет двигатель. Он не должен превышать температуру воздуха вокруг.
- Пока двигатель остывает, подготовьте набор инструментов: набор ключей, щуп, ключ для проворота коленвала, плоскую отвертку, новую прокладку под крышку клапанов.
- Проверьте, как натянут ремень ГРМ. Если есть необходимость, отрегулируйте натяжение ремня.
- Откройте крышку воздушного фильтра и выньте сам фильтр.
- Отсоедините от фильтра все патрубки
- Снимите тросик подсоса.
- Снимите тягу акселератора
- Уберите крышку ГБЦ.
- Чтобы было удобнее работать, лучше также снять крышку распределителя зажигания.
- Обычно при правильном натяжении ремня ГРМ метки на шкиве и на сальнике должны совпадать. Проверьте это. Около самой длинной метки на распределителе должна стоять метка шкива. На распредвале метка должна совпадать с выступом на клапанной крышке Ваза. Если это не так, проверните коленчатый вал до тех пор, пока метки не совпадут. Так вы обеспечите положение поршня в четвертом цилиндре в такте сжатия.
- Размещаем щуп под распредвал чуть выше над рокером. Щуп должен проникать с трудом. Если он легко помещается, значит нужно ослабить гайку на 17 на рокере. Затем ослабляется гайка на 13. Гайка на 17 затягивается и осуществляется новый замер с помощью щупа. Щуп должен заходить в зазор туго, но не гнуться.
- Регулируем оставшиеся пары клапанов по описанному методу. (порядок регулировки и углы проворота коленвала)
- В конце нужно прокрутить коленвал с помощью стартера и снова замерить все зазоры. Если регулировка произведена верно, затягиваем гайки.
- Собираем в обратном порядке и заменяем прокладку крышки клапанов.
Важные рекомендации
- Чтобы выполнить правильную регулировку, нужно использовать специальные щупы, которые предназначены для двигателей Жигулей. Они отличаются от обычных большой шириной. Так как стандартные щупы для современных моторов имеют небольшие размеры, они не могут замерить весь зазор в ширину. В результате вы потеряете возможность корректно замерить величину зазора.
- Если вам сложно запомнить порядок регулировки и углы проворота коленвала, поищите в чехле щупа схему. Обычно производители наносят ее прямо на щуп, что облегчает проведение работ. Если же вам не повезло, и схему обнаружить не удалось, можете просто распечатать эту статью и взять ее с собой в гараж.
- Наиболее подходящая температура для корректной регулировки составляет 20 градусов тепла. Если регулировка осуществляется зимой, то двигатель слегка можно прогреть до указанной температуры.
- Некоторые для удобства во время регулировки используют бегунок трамблера. Для этого они снимают крышку и следят за бегунком на распределителе. Градус проворота бегунка здесь иной. Каждая следующая пара клапанов регулируется после поворота бегунка на одну четверть (или 90 гардусов). Метки можно сделать самостоятельно краской или мелом.
- Если вы используете в качестве топлива газ, то зазоры нужно установить чуть больше обычного.
Вот так вот легко и непринужденно производится регулировка клапанов на Ваз 2106 своими руками. И хотя большинство автолюбителей поручают эту работу специалистам СТО, отрегулировать клапана можно самостоятельно. Двигатель с отрегулированными клапанами будет работать более тихо и более эффективно. Процедура займет определенное время, но позволит сэкономить значительную сумму денег, если сделать все самому.
7vaz.ru
настройка клапанов. Пошаговая инструкция и порядок
Чтобы двигатель работал бесперебойно, нужна слаженная работа всех его узлов и систем. Один из явных симптомов неисправности – это характерные стуки в районе клапанной крышки, большой расход топлива, снижение мощности. Одна из причин такой работы двигателя – нарушения в работе клапанного механизма. Чтобы восстановить нормальную работу мотора, нужна настройка клапанов на ВАЗе-2106. Большинство автовладельцев предпочитают решать любые проблемы с автомобилем на СТО, но если регулировать клапаны своими руками, можно сэкономить приличную сумму денег, тем более что сама процедура настройки не сложная и не требует специальных знаний.
Зачем настраивать клапаны?
Несмотря на то что выпуск автомобилей ВАЗ-2106 давно прекращен, двигатели все равно до сих пор можно считать конструктивно сложными. От того, насколько четко работает силовой агрегат, зависит комфорт эксплуатации авто в целом.
Из школьного курса физики известно, что любые твердые тела при нагревании до определенной температуры серьезно меняют свои линейные параметры. Проще говоря, линейные размеры увеличиваются. Постоянные перепады температур ведут к изменению размеров деталей. В первую очередь это относится ко всем элементам механизма ГРМ. Газораспределительный механизм в ВАЗе-2106 имеет достаточно сложное устройство. Одними из главных элементов являются сами клапаны. Они перекрывают доступ впускного и выпускного окон ГБЦ. Чем более плотно выполняется закрытие клапана, тем лучше будет работать мотор.
Представим, что каждая деталь в ГБЦ, пока она холодная, точно подогнана и находится в заводских нормах. По мере нагревания все детали начнут менять размеры. Больше всех элементов удлиняется шток клапана. Если регламентированный заводом-изготовителем тепловой зазор отсутствует, клапан не сможет плотно перекрывать окно. Инженеры рассчитали, что для нормальной работы двигателя между рабочей частью распредвала и коромыслом необходим зазор в 0,15 мм.
Настройка клапанов на ВАЗе-2106 необходима, чтобы мотор устойчивее работал в любых режимах и в любом диапазоне оборотов. Из-за неверной настройки зазоры, которые обязательно должны быть между клапаном и кулачком распределительного вала, нарушаются. Это обычно приводит к тому, что клапаны чрезмерно открываются. Как следствие, цилиндр разгерметизируется. Разгерметизация, кроме повышенного расхода и снижения мощности, также негативно влияет на ресурс силового агрегата.
Как работают плохо настроенные клапаны?
В данном случае работа клапанного механизма серьезно нарушается. Клапаны будут открываться либо более необходимого, либо постоянно будут закрыты. Герметизация цилиндра в этом случае отсутствует. При этом владелец автомобиля будет слышать характерные стуки из-под клапанной крышки. Это сигнал к тому, что необходимо заняться регулировкой зазоров клапанов. Мы подробно рассмотрим, как выполняется данный процесс.
Подготовительные работы
Необходимо учитывать, что выполняемая настройка клапанов на ВАЗе-2106 своими руками требует определенных временных затрат. Также при этом нужно понимать процесс. Есть определенные алгоритмы, позволяющие реализовать данную задачу быстро и без ошибок. Для начала нужно установить машину на ровном участке и позаботиться о свободном доступе к двигателю. Перед началом работ необходимо, чтобы мотор был холодным.
Для работы понадобятся гаечные ключи, набор щупов, ключи для вращения коленчатого вала, набор отверток, прокладка для клапанной крышки.
Разборка двигателя включает в себя демонтаж воздушного фильтра, демонтаж всех патрубков, которые подсоединены к крышке воздушного фильтра, снятие тросика подсоса и тяги акселератора. Также необходимо снять крышку ГБЦ. Рекомендуется также демонтировать и крышку трамблера, чтобы работать было удобнее.
На шкиве распределительного вала нанесены метки. Коленвал нужно поворачивать до момента совпадения меток. Это положение будет говорить о том, что начался такт сжатия в 4-м цилиндре двигателя.
Порядок регулировки
Имеется строгий порядок настройки клапанов ВАЗа-2106, и его следует обязательно придерживаться в ходе процедуры. Изначальное положение – метки полностью совпадают. В этом положении можно настраивать 6 и 8 клапаны. Если повернуть коленчатый вал двигателя еще на 180 градусов, тогда возможно будет регулировать 4-й и 7-й. Если поворачивать вал на 360 градусов, откроется доступ для настройки 1-го и 3-го клапана. Затем, провернув на 540 градусов, можно открыть 5-й и 2-й клапаны.
Чтобы сделать процесс настройки клапанов ВАЗа-2106 удобнее, опытные автолюбители и специалисты делают на шкиве коленчатого вала свои метки. Чаще всего шкив делится на две части, а отметка делается напротив заводской.
Регулировка
Теперь перейдем непосредственно к работам по регулировке. За время эксплуатации автомобилей этой модели удалось разработать алгоритм, позволяющий даже новичкам настроить клапаны. Для удобства приведем пошаговую инструкцию настройки клапанов на ВАЗе-2106.
Когда положение коленчатого вала по меткам сохранено, нужно проверить тепловой зазор кулачков 8 и 6 на распределительном валу. Важный фактор – это то, что зазор считается от метки-звездочки, которая ближе к лобовому стеклу. От данного кулачка следует отсчитывать. Затем под распределительный вал выше рокера устанавливают измерительный щуп. Если он свободно проходит, ослабляют гайку того рокера, где выполняются измерения. Чтобы исключить риск прокрутки, ослабляют гайку на 13. Затем затягивают гайку на 17 и снова измеряют зазор. Нужно получить такой результат, когда щуп туго проходит в зазор и при этом не гнется. Когда результата удалось достичь, переходят к следующему кулачку.
Затем прокручивают коленчатый вал двигателя. Метки должны занять положение 9 часов. При этом метка на звездочке должна совпадать с той, что на шкиве коленчатого вала. Регулируют 4-й и 7-й кулачки. Процесс настройки проводится аналогично регулировке 8-го и 6-го кулачка.
Далее прокручивают коленчатый вал на 180 градусов. Метка на звездочке займет положение 6 часов. На шкиве коленчатого вала есть метка. Она должна совпасть с той, что на звезде. Данное положение позволяет отрегулировать 1-й и 3-й кулачки. Поворачивая коленчатый вал до положения метки на 3 часа, открываем доступ для регулировки 5-го и 2-го кулачков.
На последнем шаге двигатель прокручивается стартером. После осуществляется контроль всех зазоров. Если зазоры в норме, тогда все гайки затягивают и собирают все демонтированные элементы.
О цепи
Перед началом работ по настройке зазоров клапанов уделяют особое внимание цепи ГРМ. Нужно тщательно ее осмотреть – она должна быть установлена верно. Также нужно убедиться, что цепь достаточно натянута.
О выборе щупов
Неравномерные стуки в зоне верхней части крышки клапанного механизма говорят об увеличенных зазорах. По инструкции настройки клапанов ВАЗа-2106, их можно отрегулировать. Изменяют зазоры с применением особых щупов для классических моделей ВАЗ. Данные щупы имеют большую ширину. Стандартный набор щупов узкий и не может перекрывать весь зазор по ширине в зоне работы нажимных рычагов и кулачков распредвала. Это не позволит точно определить, корректна ли величина зазора. На чехле, в котором продается щуп, имеется схема по регулировке клапанов в виде удобной таблицы.
Заключение
Правильно отрегулированные клапаны – это снижение шума при работе мотора, максимальная отдача мощности и экономия топлива. Чтобы достигнуть и затем поддерживать максимальные эксплуатационные характеристики, предусмотренные производителем, настройка клапанов и зажигания на ВАЗе-2106 должна выполняться один раз в 15 000 км.
fb.ru
Регулировка клапанов двигателя ВАЗ 2106 своими руками
Некоторые виды работ с силовым агрегатом можно производить в своём гараже. Регулировка клапанов ВАЗ 2106 своими руками улучшит работу двигателя.
Снятая головка блока цилиндров ВАЗ 2106.Перед началом работ необходимо узнать как правильно регулировать клапана и переписать себе на листик последовательность регулировки.
Причины для регулировки
Вмешательство в работу силового агрегата Лада 2106 может иметь отрицательный эффект. Для вскрытия крышки ГБЦ и регулировки тепловых зазоров должны быть веские причины.
Очевидными причинами для регулировки являются:
- характерный шум из-под капота при работе мотора на холостом ходу;
- очевидное уменьшение мощности силового агрегата и динамик разгона.
Состояние клапанов имеют прямую связь с работоспособностью и динамикой, расходом топлива и степенью износа деталей
ГРМ Vaz 2106.
Периодичность процедуры
В руководстве по эксплуатации ВАЗ 2106 рекомендуется производить регулировку клапанов после 30 000 км пробега. Также необходимо выполнять эту процедуру после каждого снятия ГБЦ. При демонтаже ГБЦ каждый раз меняется прокладка и при установке новой требуется регулировка зазоров клапанов.
Специалисты рекомендуют проверять зазоры после 10 000 км пробега.
Регулировка зазоров клапанов ВАЗ 2106Инструмент
При выполнении операции без СТО необходимо иметь следующий набор для регулировки:
- набор торцовых ключей;
- плоскую отвёртку;
- ключи на 17;
- ключ для проворота коленвала;
- щуп для двигателей ВАЗ или микрометр.
Стандартными щупами невозможно выполнить точную регулировку самостоятельно — они уже нормы и не перекрывают ширину зазоров. Толщина специального щупа для двигателей ВАЗ равна величине оптимальной норме зазоров — 0,15 мм. На чехле таких щупов обычно изображена схема регулировки клапанов.
При подготовке инструментов необходимо определиться каким устройством будет проводиться регулировка — щупом или микрометром. В процессе эксплуатации двигателя изнашиваются клапана и детали головки двигателя. Погрешность регулировки клапанов щупом увеличивается по мере износа деталей силового агрегата.
При регулировке клапанов щупом на двигателе с пробегом обязательно будет погрешность. Чем больше пробег, тем больше погрешность регулировки клапанов щупом.
Для точной регулировки специалисты советуют использовать микрометр. Погрешность регулировки этим прибором равна нулю и не изменяется от износа деталей движка Lada 2106.
Инструкция
Перед началом работ необходимо дать полностью остыть двигателю. Проверить метки ГРМ и натяжку цепи — исправить при несоответствии стандартам. В инструкции будет описан метод настройки с помощью микрометра.
Кастрюля карбюратора ВАЗ 2106Регулировка дедовским способом (щупом) выполняется в такой же последовательности, за исключением пункта про измерение зазоров.
- Демонтировать кастрюлю карбюратора и снять с неё шланг.
- Отцепить привод педали акселератора.
- Демонтировать клапанную крышку силового агрегата Шестёрки.
- Демонтировать крышку распределителя зажигания.
- Провернуть двигатель за маховик. Проворот производится специальным ключом. Снятие свечей облегчит процедуру проворота. В результате проворачивания силового агрегата метки на звёздочке распределительного вала должны совместиться с меткой на корпусе подшипников. Для полной достоверности можно проверить совпадение меток на шкиве коленчатого вала и двигателя.
- Отметить маркером метки на звёздочке распределительного вала. Метки наносятся поверх заводских через каждые 90 градусов.
- Прикрутить рейку на крепление постели распределительного вала. Она должна быть надёжна зафиксирована.
- Надеть индикатор на рейку.
- Поставить индикатор на край кулачка регулируемого клапана.
- Зацепить кулачок с помощью специального захвата и потянуть вверх. Должно произойти изменение показателей на 52 деления.
- Если есть отклонение показателя — требуется регулировка зазора. Ключом на 17 необходимо на 1–2 оборота открутить контргайку и с помощью ключа 13-го размера отрегулировать зазор. После этого провести ещё одну проверку регулировки микрометром. Если всё правильно — затянуть контргайку. После этого нужно провести повторную проверку зазора — возможно произошло уменьшение зазора после затяжки контргайки.
Таким образом регулируются все клапаны двигателя. Чтобы добраться до клапанов необходимо провернуть двигатель. Существует чёткий порядок регулировки клапанов. Он указан в таблице регулировки.
Таблица зазоров для правильной регулировки клапанов двигателя.В конце процедуры желательно прокрутить двигатель и ещё раз проверить зазоры. Конструкция собирается в обратном порядке. Обязательно заменить одноразовую прокладку под клапанную крышку.
Ремонтируем автомобиль ВАЗ 2106 самостоятельно: bezsto.ru
Инструкция по регулировке зазоров клапанов
Абсолютно на любых двигателях «классики», в том числе и ВАЗ 2106 тепловые зазоры клапанов необходимы время от времени регулировать. Если этого не делать, то со временем некоторые клапана могут быть зажаты, или же наоборот зазор будет великоват и они будут стучать. Чтобы этого избежать, необходимо проводить регулировку своевременно. Для начала приведу список инструментов, которые понадобятся для выполнения для выполнения этой работы с ВАЗ 2106.
- Рожковый ключ на 13
- Ключ на 17 рожковый
- Набор щупов, точнее нам понадобится именно один щуп, толщиной 0,15 мм
- А также еще список инструментов, необходимых для снятия клапанной крышки
Пошаговое руководство по регулировке тепловых зазоров клапанов на ВАЗ 2106
Прежде чем приступать к выполнению этой работы, стоить учесть, что двигатель автомобиля должен быть холодным, то есть его температура должна быть максимально приближена к комнатной. Стоит также отметить, что натяжение цепи привода ГРМ должно быть нормальным.
Первым делом нужно снять клапанную крышку. После этого выставить шкив коленвала и распредвала по меткам. Если цепь была одета правильно, то метки должны совпадать, но все равно лучше лишний раз проверить. Итак, метка на шкиве коленчатого вала должна совпадать с длинной меткой на передней крышке двигателя. Вот так все выглядит наглядно:
Специально сделал более приближенно, чтобы видно было лучше:
Теперь смотрим на звезду распредвала и там также метка на шестерне должна совпасть с выступом на крышке. Ниже на фотографии все представлено:
При таком положении коленчатого и распределительного вала поршень четвертого цилиндра находится в верхней мертвой точке (ВМТ). Именно в этот момент необходимо регулировать зазор 6-го и 8-го клапана. Если вы делаете это впервые, то имейте ввиду, что отсчет номеров клапанов ведется с левой стороны, то есть с передней части двигателя. Чтобы понять, какие именно клапан нужно регулировать в этом положении, я покажу все на пальцах, в буквальном смысле:
Теперь берем щуп толщиной 0,15 мм и вставляем его между рокером и распредвалом, ниже на фото более наглядно все это показано на примере 8-го клапана:
Если щуп проходит без усилия, значит зазор слишком большой и его необходимо сделать меньше. Если же наоборот щуп не проходит между рокером и распредвалом ВАЗ 2106, значит зазор нужно уменьшить до 0,15 мм. Регулировка зазоров осуществляется при помощи регулировочного болта и контрольной гайки следующим образом. Сначала слегка ослабляем контрящую гайку ключом на 17, а ключом на 13 уже выставляем необходимый зазор, откручивая его или наоборот закручивая.
Как только регулировочным болтом добьетесь необходимого зазора, можно закручивать контргайку. Но стоит учесть, что во время затяжки зазор может уменьшиться, так что проверьте зазор после закручивания гайки и при необходимости отрегулируйте заново.
Остальные клапан регулируются точно также, но в строго определенной последовательности, о чем подробно напишу ниже.
Порядок регулировки зазоров клапанов на ВАЗ 2106
Клапана регулируются в строго определенной последовательности, как уже было сказано выше. Ниже будут представлены данные о том, насколько нужно провернуть коленвал ( в градусах) для регулировки того или иного клапана:
- Совпадение по меткам (первоначальное положение) — 6-ой и 8-ой клапан.
- Поворот коленчатого вала на 180 градусов — 4-ый и 7-ой клапана.
- Поворот на 360 градусов — 1-ый и 3-ий клапана
- Положение вала с поворотом на 540 градусов — 5-ый и 2-ой клапан.
Для удобства можно нанести на шкив коленвала свои метки, то есть поделить его на две части, сделав еще одну отметину напротив заводской.
Есть еще один способ, чтобы проверить угол поворота вала. Можно снять крышку трамблера и регулировать клапана по приведенным выше данным, только каждые следующие два клапана регулируются не после 180 градусов поворота бегунка, а после 90, то есть 1/4 оборота. Метку можно сделать на корпусе трамблера свою.
После выполнения данной процедуры обслуживания ВАЗ 2106, устанавливаем на место все снятые детали в порядке, обратном снятию. Если будут вопросы, спрашивайте ниже в комментариях, может помогу чем!
vaz2106-remont.ru