Ваз 2108 схема блока предохранителей – Блок предохранителей Ваз 2108 старого образца – где расположены предохранители и реле, как проверить исправность и заменить пошаговая инструкция

Расшифровка блоков предохранителей ВАЗ 2108

НомерНоминальный ток, AНазначение предохранителя
   
Блок предохранителей расположенных под панелью управления
Блок предохранителей ВАЗ 2108 (блок 17.3722)
18Противотуманная фара — правая
28Противотуманная фара — левая
38Очиститель фар: момент включения, контакты реле включения
Омыватель фар — клапан ключения
416Очиститель фар — рабочий режим, обмотка реле включения
Вентилятор отопителя — электродвигатель
Омыватель стекол — электродвигатель
Очиститель заднего стекла — моторедуктор
Омыватель заднего стекла — реле времени
Клапан включения реле ветрового и заднего стекла
Электроветилятор системы охлаждения двигателя — реле (обмотка)
Обогрев заднего стекла — реле (обмотка)
Контрольная лампа обогрев заднего стекла
Освещение вещевого ящика
58Указатель поворота, реле прерыватель указателя поворота и аварийной сигнализации — режим указателя поворота
Фонари заднего хода
Очиститель ветрового стекла (моторедуктор и реле)
Генератор — обмотка возбуждения
Контрольные лампы: уровень тормозной жидкости, давление масла, воздушная заслонка карбюратора, стояночный тормоз
Указатель температуры охлаждающей жидкости
Указатель уровня топлива, контрольная лампа резерва
Вольтметр 
68Электростеклоподъемники передних дверей через реле включения
Стоп-сигнал
Освещение салона
7 8

Освещение номерного знака

Освещение приборов

Подсветка прикуривателя

Табло подсветки управление отопителем

Подкапотная лампа
816Вентилятор системы охлаждения двигателя — электродвигатель
Звуковой сигнал и реле включения
98Габаритные огни — левая сторона
108Габаритные огни — правая сторона
118Указатель поворотов и реле прерыватель аварийной сигнализации
Контрольная лампа аварийной сигнализации
1216Заднее стекло — нагревательный элемент, реле (контакты) включения
Прикуриватель
Розетка 12В для переноски
138Дальний свет — правая фара
148

Дальний свет — левая фара

Контрольная лампа включения дальнего света

158Ближний свет фар — левая фара
168Ближний свет фар — правая фара

Электрооборудование 2108 Общие сведения — Энциклопедия журнала «За рулем»


Электрооборудование
Общие сведения

Электрооборудование выполнено по однопроводной схеме: отрицательные выводы источников и потребителей электроэнергии соединены с «массой» — кузовом и основными агрегатами автомобиля, которые выполняют функцию второго провода. Бортовая сеть — постоянного тока, с номинальным напряжением 12 В. При неработающем двигателе все потребители питаются от аккумуляторной батареи, а после пуска двигателя — от генератора переменного тока со встроенным выпрямителем и электронным регулятором напряжения. При работе генератора аккумуляторная батарея заряжается.

Большинство электрических цепей защищено плавкими предохранителями. Электродвигатели моторедукторов (очистителей ветрового стекла, заднего стекла (ВАЗ-2108, -2109), фар — если установлены) защищены автоматическими биметаллическими предохранителями многоразового действия. Цепь питания системы впрыска (двигатель -2111) защищена плавкой вставкой из провода с жилой уменьшенного сечения (1 мм2). Не защищены цепи заряда аккумуляторной батареи, зажигания (карбюраторные двигатели), пуска двигателя, цепь «генератор — выключатель зажигания — монтажный блок». Мощные потребители (стартер, фары, электродвигатель вентилятора системы охлаждения, электробензонасос и т.п.) подключаются через реле.

Большинство предохранителей и реле находятся в монтажном блоке, номинал предохранителей и защищаемые ими цепи указаны в таблице. До 1986 г. лампы противотуманного света в задних фонарях и контрольная лампа противотуманного света защищались предохранителем № 15 монтажного блока. С 1986 г. они защищены отдельным предохранителем, расположенным в жгуте проводов около выключателя противотуманного света. Этот предохранитель рассчитан на ток 8 А и находится в отдельном пластмассовом корпусе. При выходе из строя монтажного блока возможна замена печатной платы или припайка проводов взамен перегоревших токоведущих дорожек.

С 1998 г. на части автомобилей взамен блока 17.3722 устанавливаются монтажные блоки 2114-3722010-60 или 2114-3722010-10, 2114-3722010-18 с ножевыми предохранителями (см. Замена предохранителей и реле). Новые блоки отличаются от старого номиналом и обозначением предохранителей, обозначением реле и разъемов (буква Х вместо Ш), а также отсутствием реле времени омывателя заднего стекла и реле электродвигателя вентилятора системы охлаждения двигателя (на эти автомобили устанавливается датчик-выключатель нового типа, его контакты рассчитаны на большой ток, поэтому необходимость в реле отпала). При замене монтажного блока нового образца на старый необходимо подключить электровентилятор через реле, иначе сгорят дорожки печатной платы. Если старый блок меняется на новый, то необходимо установить и датчик включения электровентилятора нового образца. Некоторые различия имеются и в схеме подключения очистителей фар — они описаны в разделе Очистители и омыватели фар. Для отличия блока 2114-3722010-60 для семейства ВАЗ-2108 (в цепь питания обмотки возбуждения генератора включены резисторы и диод) от внешне похожего блока для ВАЗ-2115 на нем имеется белая метка около разъема Х11.

Для коммутации основных цепей автомобиля служит комбинированный выключатель (замок) зажигания, состоящий из контактной части и механического противоугонного устройства. Запорный стержень противоугонного устройства выдвигается, если ключ установить в положение «Стоянка» и вынуть из замка. После этого следует повернуть рулевое колесо, чтобы стержень вошел в паз на рулевом валу, заблокировав его. Запорный стержень утапливается (освобождает вал) при повороте ключа из положения «Стоянка» в положение «Выключено». Выключатель зажигания также снабжен механическим блокировочным устройством против ошибочного включения стартера при работающем двигателе. Для повторного включения стартера необходимо повернуть ключ из положения «Зажигание» в положение «Выключено» и лишь затем в положение «Стартер».

Всегда включены (независимо от положения ключа в выключателе зажигания) цепи питания звукового сигнала, стоп-сигнала, аварийной сигнализации, прикуривателя, плафона, штепсельной розетки для переносной лампы.

На автомобилях с двигателем ВАЗ-2111 устанавливается жгут системы впрыска (жгут системы зажигания отсутствует, хотя колодка его подключения сохранена). Реле и предохранители системы впрыска находятся возле контроллера, под журнальной полкой панели приборов.

Схемы электрооборудования автомобилей приведены в Приложениях.

При ремонте системы электрооборудования отсоединяйте клемму «–» аккумуляторной батареи (при выключенном зажигании).

Прежде чем установить новый предохранитель взамен перегоревшего, выясните и устраните причину его перегорания.

Не используйте предохранители увеличенного номинала или самодельные: это может привести к перегоранию дорожек печатной платы, а возможно, и к пожару.

Из-за опасности короткого замыкания не поддевайте перегоревшие предохранители металлическими инструментами (отвертками), если соответствующие цепи не обесточены.


Монтажные блоки

а – расположение реле и предохранителей в монтажном блоке 2114-3722010-18:
К1 – реле включения очистителей фар;
К2 – реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации;
К3 – реле очистителя ветрового стекла;
К4 – реле контроля исправности ламп;
К5 – реле включения стеклоподъемников;
К6 – реле включения звуковых сигналов;
К7 – реле включения обогрева заднего стекла; К8 – реле включения дальнего света фар;
К9 – реле включения ближнего света фар;

F1–F16 – плавкие предохранители;
б – монтажный блок 17.3722;
в – монтажный блок 2114-3722010-60.


Цепи, защищаемые плавкими предохранителями в монтажном блоке 17.3722.

№ предохранителяЗащищаемые цепи
1 (8 А)Правая противотуманная фара
2 (8 А)Левая противотуманная фара
3 (8 А)Очистители фар (в момент включения).
Реле включения очистителей фар (контакты).
Клапан включения омыва фар
4 (16 А)Очистители фар (в рабочем режиме).
Реле включения очистителей фар (обмотка).
Электродвигатель вентилятора отопителя.
Электродвигатель омывателя стекол.
Моторедуктор очистителя заднего стекла.
Реле времени омывателя заднего стекла.
Клапаны включения омыва ветрового и заднего стекол.
Реле (обмотка) включения электровентилятора системы охлаждения двигателя.
Реле (обмотка) включения обогрева заднего стекла.
Контрольная лампа обогрева заднего стекла.
Лампа освещения вещевого ящика
5 (8 А)Указатели поворота и реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации (в режиме указания поворота).

Контрольная лампа указателей поворота.
Задние фонари (лампы света заднего хода).
Моторедуктор и реле включения очистителя ветрового стекла.
Обмотка возбуждения генератора (при пуске двигателя).
Контрольная лампа уровня тормозной жидкости.
Контрольная лампа давления масла.
Контрольная лампа воздушной заслонки карбюратора.
Контрольная лампа стояночного тормоза.
Лампа светового табло «SТОР».
Указатель температуры охлаждающей жидкости.
Указатель уровня топлива с контрольной лампой резерва.
Вольтметр

6 (8 А)Задние фонари (лампы стоп-сигнала).
Плафон освещения салона
Электростеклоподъемники передних дверей.
Реле включения электростеклоподъемников
7 (8 А)Фонари освещения номерного знака.
Подкапотная лампа.
Лампы освещения приборов.
Контрольная лампа наружного освещения.
Табло подсветки рычагов отопителя.
Лампа освещения прикуривателя
8 (16 А)Электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя.
и реле его включения (контакты).
Звуковой сигнал и реле его включения
9 (8 А)Левая фара (габаритный свет).
Левый задний фонарь (габаритный свет)
10 (8 А)Правая фара (габаритный свет).
Правый задний фонарь (габаритный свет)
11 (8 А)Указатели поворота и реле-прерыватель аварийной сигнализации (в режиме аварийной сигнализации).
Контрольная лампа аварийной сигнализации
12 (16 А)Элемент обогрева заднего стекла.
Реле (контакты) включения обогрева заднего стекла.
Штепсельная розетка для переносной лампы.
Прикуриватель
13 (8 А)Правая фара (дальний свет)
14 (8 А)Левая фара (дальний свет).
Контрольная лампа включения дальнего света фар
15 (8 А)Левая фара (ближний свет)
16 (8 А)Правая фара (ближний свет)

Цепи, защищаемые плавкими предохранителями в монтажном блоке 2114-3722010-60.

№ предохранителяЗащищаемые цепи
F1 (10 А)Очистители фар (в момент включения).
Реле включения очистителей фар (контакты).
Клапан включения омыва фар
F2 (10 А)Указатели поворота и реле-прерыватель аварийной сигнализации (в режиме аварийной сигнализации).
Контрольная лампа аварийной сигнализации
F3 (10 А)Задние фонари (лампы стоп-сигнала).
Плафон освещения салона
F4 (20 А)Элемент обогрева заднего стекла.
Реле (контакты) включения обогрева заднего стекла.
Штепсельная розетка для переносной лампы.
Прикуриватель
F5 (20 А)Электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя.
и реле его включения (контакты).
Звуковой сигнал и реле его включения
F6 (30 А)Электростеклоподъемники передних дверей.
Реле включения электростеклоподъемников
F7 (30 А)Очистители фар (в рабочем режиме).
Реле включения очистителей фар (обмотка).
Электродвигатель вентилятора отопителя.
Электродвигатель омывателя стекол.
Моторедуктор очистителя заднего стекла.
Реле времени омывателя заднего стекла.
Клапаны включения омыва ветрового и заднего стекол.
Реле (обмотка) включения электровентилятора системы охлаждения двигателя.
Реле (обмотка) включения обогрева заднего стекла.
Контрольная лампа обогрева заднего стекла.
Лампа освещения вещевого ящика
F8 (7,5 А)Левая противотуманная фара
F9 (7,5 А)Правая противотуманная фара
F10 (7,5 А)Фонари освещения номерного знака.
Подкапотная лампа.
Лампы освещения приборов.
Контрольная лампа наружного освещения.
Табло подсветки рычагов отопителя.
Лампа освещения прикуривателя
Левая фара (габаритный свет).
Левый задний фонарь (габаритный свет)
F11 (7,5 А)Правая фара (габаритный свет).
Правый задний фонарь (габаритный свет)
F12 (7,5 А)Правая фара (ближний свет)
F13 (7,5 А)Левая фара (ближний свет)
F14 (7,5)Левая фара (дальний свет).
Контрольная лампа включения дальнего света фар
F15 (7,5 А)Правая фара (дальний свет)
F16 (15 А)Указатели поворота и реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации (в режиме указания поворота).

Контрольная лампа указателей поворота.
Задние фонари (лампы света заднего хода).
Моторедуктор и реле включения очистителя ветрового стекла.
Обмотка возбуждения генератора (при пуске двигателя).
Контрольная лампа уровня тормозной жидкости.
Контрольная лампа давления масла.
Контрольная лампа воздушной заслонки карбюратора.
Контрольная лампа стояночного тормоза.
Лампа светового табло «SТОР».
Указатель температуры охлаждающей жидкости.
Указатель уровня топлива с контрольной лампой резерва.
Вольтметр


Замыкание контактов при различных положениях ключа зажигания

Положение ключаКонтакты под напряжениемВключаемые цепи
0 (выключено)30 и 30/1
I (зажигание)30-INTНаружное освещение. Освещение приборов.
Сигнализация дальним светом фар
30/1-15/2Обмотка возбуждения генератора. Система зажигания.
Очиститель ветрового стекла. Блок управления
электромагнитным клапаном карбюратора.
Указатели поворота.Свет заднего хода. Контрольные приборы
30-15/2Ближний и дальний свет фар. Противотуманный свет.
Фароочистители. Очиститель заднего стекла.
Обогрев заднего стекла. Омыватель. Вентилятор отопителя.
Вентилятор системы охлаждения двигателя
II (стартер)30/1-15/1См. положение I (зажигание)
30-50Стартер
30-INTСм. положение I (зажигание)
30-INTСм. положение I (зажигание)
30/1-Р–*

* Контакт «Р» до 1988 г. использовался для включения стояночного света.

Предохранители ВАЗ 2108: где находятся, замена

Автомобили российского производства так же, как и других стран, оснащены блоками с предохранителями. Их еще можно назвать центральными замками.

Подобные конструкции нужны для того, чтобы объединять несколько электрических сетей в одну систему и обеспечивать их защиту от возможного перенапряжения.

ВАЗ-2108

Не защищенными остаются только цепи:

  • на зарядку аккумулятора;
  • зажигания;
  • генератора;
  • мощных потребителей (действие системы не распространяется на стартер, электрический бензонасос).

Последние подключаются к блоку посредством реле. Данная статья рассмотрит более подробно существующие блоки предохранителей на ВАЗ 2108, а также подскажет, как их заменить.

Коротко о блоках

Если выделять классификацию блоков предохранителей на ВАЗ 2108, то их делят на агрегаты:

  • Старого образца.
  • Нового образца.

Первые производились еще в 1998 году и обозначались следующей комбинацией цифр: 17.3722. Корпус блока выполнен из пластмассы. Внутри конструкции установлена микросхема. К ней подключались провода электрических приборов, а также небольшие предохранители, которые назывались бочковыми. Такое название они получили за то, что их конструкция была похожа на бочонок.

Блоки нового образца имели другое обозначение – 2114-3722010-60. Они отличались от предыдущих моделей плавким предохранителем, который был дополнительно установлен в конструкцию. Также разница заключается в электросхеме – она претерпела некоторые изменения. Таким образом, основными отличиями блоков являются:

  • обозначение;
  • номинал;
  • конструкция.

Многие интересуются, где находится БП. Блоки старого и нового образцов располагались под капотом, а именно – в месте под ветровым стеклом. Размещение старались выбирать ближе к водительскому месту. Дополнительно можно отметить, что различие в схеме и других элементах БП наблюдаются вне зависимости от типа двигателя ТС (карбюратор или инжектор).

Чтобы лучше разбираться в конструкции обоих предохранителей, стоит рассмотреть каждый из них более подробно.

Старый образец

Прежде всего, отдельное внимание нужно уделить электрической схеме. Ниже представлено изображение схемы блока предохранителей старого образца.

Старый образец

Электросхема и распиновка отвечает за работоспособность множества систем, обеспечивая их бесперебойную деятельность в случае необходимости. Например, подача сигналов может производиться на стеклоподъемники.

Стоит отметить, что производители отнеслись к разработке элемента ответственно, и поэтому долгое время он считался достаточно надежным и качественным, позволяя без особых проблем управлять транспортным средством.

Также стоит подробнее рассмотреть функции, которое выполняет реле. Они сведены в таблицу.

№ п/пНазначение
1Организация работы компонента, с помощью которого производится очистка приборной панели.
2Обеспечение защиты фар-поворотников от возможной поломки и проверка работоспособности габаритов.
3Организация обогрева заднего стекла.
4Организация подачи света фонарям ближнего света и работы дворников.

Также с помощью реле получается организовать работу системы охлаждения и печки в холодное время года. Таким образом, обеспечивается и подогрев сидений. К тому же, это далеко не полный список возможных функций БП, которым может или мог воспользоваться любой автовладелец ВАЗ 2108. Например, электрический ток может посылать стоп-сигналы.

Новый образец

Ниже представлено изображение усовершенствованной электрической схемы, установленной в монтажном блоке нового образца.

Новый образец

Что касается компонентов БП данной модели, то были добавлены дополнительные функции, среди которых:

  • Омыв ветрового стекла;
  • Работа лампочек заднего хода и стоп-фонарей;

Все остальные функции, которыми можно воспользоваться с помощью данной электросхемы, не отличаются от предыдущего блока. Например, работа вентилятора осуществляется с помощью работы БП. Также он отвечает за прикуриватель. Реле также сможет справиться с подачей энергии на топливный насос.

Не секрет, что усовершенствованная электросхема заметно расширила возможности предохранителей, сделав их лучше. Несмотря на разницу обоих блоков, конструкции обладают большим функционалом и организуют работу целой системы механизмов, которые к ним подключены.

Как произвести замену

Для начала стоит заметить, что, несмотря на различие между предохранителями старого и нового образцов, замена для каждого из них производится одинаково. Небольшие нюансы могут возникнуть только в том случае, если будут затронуты отличающиеся по назначению элементы блоков. Лучше при замене какой-либо детали обращаться за помощью к профессионалам, чтобы избежать каких-либо дополнительных поломок.

Замена

Последовательность действий замены выглядит следующим образом:

  • Владелец автомобиля или механик открывает капот, и прерывает подачу питания аккумулятору щитком. Это необходимо для безопасной работы. Подобной предосторожности требуют все работы, связанные с электрическими приборами или элементами.
  • Затем он разбирает крышку БП. Как уже было отмечено, нужная деталь находится неподалеку от водительского места, за пластмассовой накладкой.
  • На пластиковой накладке наносится схема устройств, которая содержит информацию о месте нахождения предохранителей, а также их назначении. В этом пункте требуется ответственный подход к последующим действиям, так как процедура смены предохранителя требует сначала определения, какой из них дал сбой в работе. Чтобы найти сломанный компонент, механик или владелец автомобиля пользуется схемой. Когда нужный элемент найден, можно приступать к его замене. Также стоит учесть тот факт, что, если речь идет о реле, вытаскивать его нужно осторожно, периодически покачивая вверх и вниз.

Последний пункт подразумевает под собой окончательную замену неисправной конструкции или детали. При этом стоит обращать внимание на номинал, который должен совпадать. По окончании работ можно снова подключать аккумулятор.

Если поломка представляет собой сгорание блока переходника, замена осуществляется следующим образом:

  • Открывается крышка капота, находится БП.
  • Защелки блока отгибаются для того, чтобы можно было отсоединить фиксаторы и произвести демонтаж.
  • Производится демонтаж крышки блока.
  • Выгоревший элемент придется вынимать в последнюю очередь. Выполняют это обычно с помощью пинцета, чтобы не обжечься или не получить небольшой заряд тока. После того, как компонент будет вытащен, его необходимо проверить на работоспособность. Определить это можно по нити: сгоревшая полностью нить говорит о невозможности дальнейшей эксплуатации данного элемента.

Наконец, в последнюю очередь производится установка новой детали. Важно в этом случае также соблюсти номинал, который можно подсмотреть на самом корпусе.

ВАЗ-2108

Популярным вопросом многих автолюбителей является следующий: где находится реле печки? Ответ прост – его нет. Вместо этого ВАЗ 2108 оснащен реостатом отопителя, благодаря которому осуществляется его работа.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *