Ваз 2109 разобрать кпп: 403 — Доступ запрещён – Разборка коробки передач ВАЗ 2108 2109 VAZ(восьмёрка, девятка)
1. Очистите от грязи и вымойте снаружи коробку передач. | 2. Установите коробку передач вертикально вверх. | |
3. Отверните шесть гаек крепления задней крышки. | ||
4. Отверните болт крепления и… | 5. …снимите кронштейн троса сцепления. | 6. Аккуратно сбейте ударами резинового молотка заднюю крышку. |
Примечание Снимайте уплотнительную прокладку аккуратно, поскольку неповрежденную прокладку при сборке можно установить вновь (к п. 8). | ||
7. Снимите заднюю крышку с картера коробки передач. | 8. Снимите уплотнительную прокладку. | |
9. Включите 3-ю или 4-ю передачу. | 10. Отверните болт крепления вилки 5-ой передачи и включите 5-ую передачу. | Примечание Чтобы зафиксировать валы от проворачивания, надо одновременно включить 5-ую передачу и 3-ю либо 4-ую передачу. Чтобы включить 5-ую передачу, переместите вниз муфту синхронизатора вместе с вилкой (болт крепления вилки должен быть вывернут) так, чтобы шлицы муфты вошли в зацепление с зубчатым венцом шестерни (к п. 10). |
11. Убедитесь, что валы не проворачиваются. | 12. Расконтрите гайку на вторичном валу. | 13. Отверните гайку на вторичном валу. |
Примечание Гайки на валах затянуты большим моментом, поэтому нужно приложить большое усилие для отворачивания (к п. 13). | ||
14. Расконтрите гайку на первичном валу. | 15. Отверните гайку на первичном валу. | |
Внимание Снимать синхронизатор надо осторожно. Следите, чтобы муфта синхронизатора не сошла со ступицы: подпружиненные фиксирующие шарики синхронизатора могут рассыпаться (к п. 17). | ||
16. Подцепите отвертками за ступицу синхронизатор 5-ой передачи… | 17. …и снимите его вместе с вилкой. Выньте вилку из муфты. | |
18. Снимите блокирующее кольцо синхронизатора 5-ой передачи. | 19. | 20. …и снимите ее с вторичного вала. |
21. Снимите упорное кольцо игольчатого подшипника. | 22. Снимите игольчатый подшипник шестерни 5-ой передачи. | 23. Подцепите отверткой ведущую шестерню 5-ой передачи… |
24. …и снимите ее с первичного вала. | 25. С помощью ударной отвертки отверните четыре винта крепления пластины подшипников. | 26. Снимите пластину подшипников. |
27. Подцепите отвертками и снимите втулку игольчатого подшипника 5-ой передачи со вторичного вала. | 28. Снимите упорную шайбу со вторичного вала. | 29. Снимите стопорное кольцо подшипника первичного вала. Для этого подожмите одной отверткой стопорное кольцо к кольцу подшипника, а другой отверткой выведите кольцо из канавки. |
30. Аналогичным образом снимите стопорное кольцо подшипника вторичного вала. | 31. Отверните пробку фиксатора. | 32. Осторожно извлеките шарик фиксатора с пружиной. Аналогичным образом извлеките еще два фиксатора. |
33. Отверните два болта крепления и… | 34. …снимите заднюю опору силового агрегата. | 35. Отверните пробку фиксатора заднего хода. Наклоните коробку и извлеките шарик фиксатора с пружиной. |
36. Отверните 12 гаек и болт крепления картера коробки передач к картеру сцепления. | 37. С помощью большой отвертки аккуратно разъедините картеры сцепления и коробки передач. | Примечание Между картерами есть три места, куда можно вставить отвертку, чтобы не повредить уплотнительную прокладку. Поочередно вставляйте в эти пазы отвертку и аккуратно покачивайте до тех пор, пока картеры не разъединятся. |
38. Снимите картер коробки передач. | 39. Отверните болт крепления вилки переключения 1-ой и 2-ой передач. | 40. Приподнимите шток и снимите его вместе с вилкой переключения 1-ой и 2-ой передач. |
41. Отверните болт крепления вилки переключения 3-ей и 4-ой передач. | 42. Выведите головку штока из зацепления с рычагом… | 43. …и снимите его вместе с вилкой. |
44. Поверните шток вилки 5-ой передачи, выведя его головку из рычага. Выньте шток. | 45. Снимите стопорное кольцо. | 46. Снимите вилку включения заднего хода. |
47. Снимите шестерню заднего хода с осью. | 48. Слегка покачивая, выньте одновременно первичный и вторичный валы. | При снятии обоих валов коробки передач внутренние кольца передних подшипников остаются на валах. |
49. Выньте ведомую шестерню главной передачи вместе с дифференциалом. | 50. Отверните три болта крепления механизма переключения передач. | 51. Снимите механизм переключения передач. |
52. Аккуратно снимите уплотнительную прокладку. Примечание Не повредите уплотнительную прокладку при снятии. Неповрежденную прокладку при сборке коробки передач можно использовать вновь (к п. 52). | 53. Выпрессуйте передний подшипник вторичного вала из картера сцепления. Для этого можно использовать лапку съемника или аналогичный инструмент. Выпрессовывайте передние подшипники первичного вала и сальник только при их замене или замене картера сцепления. | 54. Чтобы заменить передний подшипник первичного вала, выпрессуйте сальник. Невозможно выпрессовать сальник первичного вала, не повредив его. Поэтому при замене подшипника первичного вала вам потребуется новый сальник. |
55. Выпрессуйте подшипник внутрь картера, прикладывая усилие к наружному кольцу подшипника. | 56. Выньте магнит из картера сцепления. | 57. Отверните гайку крепления корпуса привода спидометра. |
58. Подцепите отверткой корпус… | 59. …и снимите корпус с ведомой шестерней привода спидометра. | Примечание Если в процессе эксплуатации были замечены следы подтекания масла через отверстие для привода спидометра, замените резиновое уплотнительное кольцо на корпусе привода. |
60. Выньте из корпуса ведомую шестерню с валом привода спидометра. | 61. Вытолкните уплотнительное кольцо из корпуса привода спидометра. | 62. Выверните из картера коробки передач выключатель света заднего хода. |
63. Сдвиньте защитный чехол шарнира тяги привода переключения передач с отбортовки на коробке передач. | 64. Снимите противоположную кромку защитного чехла с фланца шарнира. | 65. Отверните болт крепления шарнира к штоку… |
66. …и снимите шарнир со штока. | 67. Снимите со штока защитный чехол. | 68. Отверните болт крепления рычага к штоку переключения передач внутри картера сцепления. |
69. Выньте рычаг и шток из картера сцепления. | 70. Если в процессе эксплуатации были замечены следы подтекания масла через отверстие в картере сцепления под шток переключения передач, замените сальник штока. |
Ремонт коробки передач на ВАЗ 2109 своими руками: подробное устройство и как её разобрать
Содержание:
- Полезные советы
- Устройство
- Неисправности и их устранение
- Демонтаж
- Разборка
Автомобили ВАЗ 2109 и 21099 оснащаются четырехступенчатыми и пятиступенчатыми механическими коробками передач. Все передачи, помимо задней, оснащаются синхронизаторами. Также коробка объединена с дифференциалов.
Полезные советы
Крайне важно следить за исправностью КПП, а в случае обнаружения признаков поломки незамедлительно их устранять. Своими руками или с помощью автосервиса — это уже ваше личное решение.
Эксплуатируя автомобиль в условиях города, переключать передачи приходится чаще. Потому тут рекомендуется использовать моторное масло. Так эффективность синхронизаторов сохраняется дольше. Для трасс лучше подходит трансмиссионное масло, повышающее ресурс подшипников, шестеренок, хотя синхронизатор служит меньше.
Внутреннее устройство коробки
Устройство
Чтобы понимать суть ремонта, разборки и сборки КПП, первым делом необходимо познакомиться с ее устройством. В случае с ВАЗ 2109 устройство коробки следующее:
- На первичном валу расположен блок из ведущих шестерней, находящихся в постоянном зацеплении с ведомыми шестернями передач при движении вперед;
- На втором валу имеются ведомые шестерни с игольчатыми подшипниками. Там же располагается пара синхронизаторов;
- Вторичный вал создан совместно с ведущей шестеренкой основной передачи;
- К фланцу коробки двухсателитного дифференциала крепится ведомая шестеренка основной передачи;
- Подшипники дифференциала всегда монтируются с натягом, регулирование которого осуществляется путем подбора разных по толщине колец.
Схема КПП
Неисправности и их устранение
Ремонт коробки передач во многом зависит от характера и типа неисправности. Существует несколько вариантов поломки данного агрегата, в каждом из которых следует предпринимать соответствующие действия для их устранения.
Неисправность | Возможные причины | Что нужно делать |
Возникает шум в КПП |
|
|
Передачи переключаются с трудом |
|
|
Возникает самопроизвольное выключение передач |
|
|
Передачи включаются с шумом, треском |
|
|
Возникла утечка масла из КПП |
|
|
В большинстве случае проблемы с КПП устраняются путем ее демонтажа и разборки. Не беритесь за подобную работу, не обладая должными навыками и опытом.
Демонтаж
Чтобы демонтировать коробку, рекомендуем вам опираться на инструкцию, четко следовать последовательности и закреплять навыки наглядными видео.
- Отключите минусовую клемму с аккумулятора, слейте из системы КПП масло.
- Открутите болты, которые удерживают защиту картера, и снимите ее.
- От картера сцепления отключите массу (провод).
- На наконечнике троса привода сцепления немного ослабьте натяжение гаек.
- С рычага сцепления снимите наконечник троса.
- Отключите колодку от тягового реле.
- Отключите провод, идущий на тяговое реле стартера.
- Демонтируйте непосредственно сам стартер.
- Отключите тягу привода от наконечника шарнира. Речь идет о тяге, которая осуществляет переключение скоростей.
- Отсоедините трос от привода спидометра автомобиля.
- Открутите крепление шарового шарнира рулевой тяги.
- Извлеките, выпрессуйте палец шарнира рулевой тяги из поворотного рычага стойки.
- Хвостовик внутреннего ШРУСа привода передних колес следует выдавить и отвести в сторону.
- Отключите второй ШРУС.
- Демонтируйте щит картера сцепления.
- Освободите коробку переключения передач от креплений, удерживающих ее на двигателе.
- Снимите коробку.
Аккуратно снимаем КПП
Обязательно перед непосредственным снятием коробки отведите ее в горизонтальной плоскости от мотора. Затем выведите из зацепления первичный вал. Внимательно следите за тем, чтобы не повредились лепестки от пружины сцепления.
Разборка
Сняв КПП, можно приступать уже непосредственно к главному — разборке. Это позволит вам по ходу работы менять поврежденные элементы, определять имеющиеся неисправности и своими силами решать возникающие проблемы.
- Зачистите и тщательно отмойте все наружные поверхности коробки передач.
- Разместите коробку в вертикальном положении и демонтируйте заднюю крышку.
- Снимите кронштейн троса сцепления, после чего резиновым молотком сбейте заднюю крышку с КПП.
- Извлеките старую уплотнительную прокладку. Она пойдет под замену.
- Включите любую из двух передач — 3 или 4.
- Открутите болт, который удерживает 5 передачу, после чего включите ее.
- Одновременное включение указанных скоростей позволит зафиксировать вал и не допустить его проворачивание.
- Открутите гайку на вторичном валу, а затем и на первичном.
- Снимите синхронизатор 5 скорости вместе с вилкой.
- Извлеките вилку из муфты. Синхронизатор снимайте максимально аккуратно. Если допустить схождение муфты со ступицы, подпружиненные шарики, которые фиксируют синхронизатор, попросту рассыпятся.
- Снимите кольцо блокировки синхронизатора 5 скорости.
- Извлеките ведомую шестерню 5 скорости со вторичного вала.
- Извлеките упорного кольцо, расположенное на игольчатом подшипнике.
- Снимите сам игольчатый подшипник с шестерни 5 скорости.
- Демонтируйте ведущую шестерню с ведущего вала и снимите пластину подшипника.
- Теперь со вторичного вала следует удалить втулки игольчатого подшипа, а также извлечь упорную шайбу.
Ювелирная работа
- Достаньте кольцо, которое фиксирует подшипник первичного вала, а затем аналогичного кольцо вторичного вала.
- Открутите пробку фиксатора и извлеките шарик, пружинку фиксатора. Далее вы сможете достать еще пару фиксаторов.
- Снимите заднюю опору двигателя.
- Открутите пробку фиксатора задней передачи, наклоните коробку и достаньте таким образом шарик фиксатора и пружину.
- Демонтируйте крепежные болты картера сцепления и картера коробки.
- Действуя максимально аккуратно, рассоедените два агрегата. Чтобы это сделать, в картерах имеются пазы, куда вставляются концы отвертки. Покачивая, можно без особых проблем рассоединить элементы.
- Снимите картер коробки передач.
- Открутите болт крепления вилки переключения 1 и 2 скоростей.
- Снимите вилку и шток.
- Открутите болт крепления вилки 3 и 4 скоростей.
- Выделите головку штока из зацепления с рычагом, снимите ее вместе с вилкой с вашей КПП.
Разбирая коробку на части, обязательно обращайте внимание на состояние элементов. Если вовремя обнаружить неисправности и заменить компоненты КПП, можно обойтись недорогим, но очень эффективным самостоятельным ремонтом.
Разобранная КПП
На что обратить внимание
Итак, следуя инструкции, разбираем КПП вашего ВАЗ 2109. Попутно обращаем внимание на следующие моменты:
- Подшипники. При их износе возникает гул коробки. Плюс изношенные подшипники негативно влияют на состояние прочих элементов КПП;
- Синхронизаторы и уплотнительные шайбы. Если их состояние оставляет желать лучшего, то передачи плохо переключались именно из-за них. Замените их;
- Система сцепления, сухари, фиксаторы ступицы муфты. Все это подлежит отдельной замене при наличии следов износа, дефектов;
- Блокирующие кольца, синхронизаторы. При наличии сколов, зазубрин даже и не думайте над альтернативными решениями, сразу меняйте;
- Дорожки подшипников. Со временем они изнашиваются. При обнаружении следов выработки выполните полную замену. В таком состоянии им осталось совсем чуть-чуть до поломки;
- Зазор между шестеренками и блокирующими кольцами. В норме он составляет не меньше 0,6 мм. При отклонениях решение одно — замена колец;
- Стопорные кольца. При потере упругости эти элементы следует обязательно менять, поскольку свои функции они более выполнять не смогут.
Собирая КПП, не забудьте смазать новые прокладки слоем литола. А при запрессовке сальников делайте это рабочей кромкой внутрь. Металлическая обойма должна располагаться с наружной стороны.
В процессе обратной сборки коробки передач следует обрабатывать все трущиеся компоненты маслом, не забывать про герметик для соединения картеров сцепления и КПП. Сделать все своими руками вполне реально.
Загрузка …Ваз 2109 — как разобрать коробку переключения передач
Процесс разборки коробки передач на автомобиле ваз 2109 достаточно трудоемкий. Разборку выполняют с целью выполнения капитального ремонта кпп и замены вышедших из строя элементов. Подготовьте стандартный набор инструментов, снимите коробку передач с автомобиля, хорошо очистите ее от грязи, продуйте сжатым воздухом и установите на верстак на опоры, чтобы зафиксировать ее в устойчивом состояние. Порядок проведения работ выглядит следующим образом:
- В первую очередь нам необходимо снять кронштейн троса сцепления и заднюю крышку. Крышка крепится шестью гайками, которые отворачиваем, после чего отворачиваем болт крепления кронштейна. Постучите по крышке молотком, чтобы стронуть ее с места и снимите. Под крышкой расположена уплотнительная прокладка, ее тоже снимаем и не зависимо от ее состояния меняем на новую при выполнение сборки.
- Далее включаем третью или четвертую передачу, какую именно не имеет значения и торцовым ключом отворачиваем болт крепления вилки пятой передачи.
- После чего включаем пятую передачу, переместив синхронизатор и вилку вниз, чтобы шлицы муфты вошли в зацепление с шестерней и убедившись что валы не прокручиваются, расконтриваем болты крепления вторичного и первичного валов, после чего отворачиваем их.
- Берем две плоские отвертки и поддеваем ими синхронизатор пятой скорости и снимаем его вместе с вилкой. При его снятие будьте осторожны, чтобы не высыпались подпружиненные шарики муфты.
- Теперь можно снять блокирующее кольцо, ведомую шестерню пятой передачи со вторичного вала. Чтобы снять шестерню, ее необходимо поддеть отверткой.
- Снимаем упорную шайбу игольчатого подшипника и сам подшипник.
- С первичного вала снимаем ведущую шестерню пятой передачи.
- Далее нам необходимо снять пластину подшипников, которая закреплена винтами. Данные винты имеют большой момент затяжки, поэтому для их откручивания используем ударную отвертку.
- Снимаем втулку игольчатого подшипника со вторичного вала и упорную шайбу.
- Используя небольшую плоскую отвертку, снимаем стопорные кольца подшипников первичного и вторичного валов. Чтобы кольца удобно снимались, зафиксируйте один конец от проворачивания, а второй подденьте отверткой и вытащите кольцо из посадочного паза.
- Снимите фиксаторы, отвернув их пробки и вытащив шарики вместе с пружинами. Отверните пробку и снимите фиксатор заднего хода, так же вынув его шарик с пружиной.
- Снимаем заднюю опору крепления силового агрегата, отвернув два ее болта крепления к корпусу коробки.
- Отсоедините корпус коробки передач от картера сцепления, отвернув двенадцать гаек его крепления. После чего поддев отверткой корпус (в специально отведенных для этого местах, чтобы не повредить стыковочный фланец) разъедините их.
- Снимаем картер коробки передач и отворачиваем болты крепления вилки первой и второй передачи, после чего немного их приподняв, снимаем вилки.
- Аналогичным образом отворачиваем болты крепления и снимаем шток и вилку третьей и четвертой передач.
- Снимаем шток пятой передачи, провернув его немного в сторону, чтобы головка штока вышла из рычага.
- Снимите стопорное кольцо.
- Снимаем вилку и шестерню заднего хода.
- Взявшись обеими руками за первичный и вторичный валы, аккуратно снимаем их.
- Далее снимаем главную шестерню вместе с дифференциалом.
- Снимаем механизм переключения передач, отвернув три болта его крепления.
На этом основной процесс разборки коробки переключения передач ваз 2109 завершен. Промойте все детали, произведите замену вышедших из строя элементов и сборку выполните в обратной последовательности.
1. Очистите от грязи и вымойте снаружи коробку передач. | 2. Установите коробку передач вертикально вверх. | |
3. Отверните шесть гаек крепления задней крышки. | ||
4. Отверните болт крепления и… | 5. …снимите кронштейн троса сцепления. | 6. Аккуратно сбейте ударами резинового молотка заднюю крышку. |
Примечание Снимайте уплотнительную прокладку аккуратно, поскольку неповрежденную прокладку при сборке можно установить вновь (к п. 8). | ||
7. Снимите заднюю крышку с картера коробки передач. | 8. Снимите уплотнительную прокладку. | |
9. Включите 3-ю или 4-ю передачу. | 10. Отверните болт крепления вилки 5-ой передачи и включите 5-ую передачу. | Примечание Чтобы зафиксировать валы от проворачивания, надо одновременно включить 5-ую передачу и 3-ю либо 4-ую передачу. Чтобы включить 5-ую передачу, переместите вниз муфту синхронизатора вместе с вилкой (болт крепления вилки должен быть вывернут) так, чтобы шлицы муфты вошли в зацепление с зубчатым венцом шестерни (к п. 10). |
11. Убедитесь, что валы не проворачиваются. | 12. Расконтрите гайку на вторичном валу. | 13. Отверните гайку на вторичном валу. |
Примечание Гайки на валах затянуты большим моментом, поэтому нужно приложить большое усилие для отворачивания (к п. 13). | ||
14. Расконтрите гайку на первичном валу. | 15. Отверните гайку на первичном валу. | |
Предупреждение Снимать синхронизатор надо осторожно. Следите, чтобы муфта синхронизатора не сошла со ступицы: подпружиненные фиксирующие шарики синхронизатора могут рассыпаться (к п. 17). | ||
16. Подцепите отвертками за ступицу синхронизатор 5-ой передачи… | 17. …и снимите его вместе с вилкой. Выньте вилку из муфты. | |
18. Снимите блокирующее кольцо синхронизатора 5-ой передачи. | 19. Подцепите отверткой ведомую шестерню 5-ой передачи… | 20. …и снимите ее с вторичного вала. |
21. Снимите упорное кольцо игольчатого подшипника. | 22. Снимите игольчатый подшипник шестерни 5-ой передачи. | 23. Подцепите отверткой ведущую шестерню 5-ой передачи… |
24. …и снимите ее с первичного вала. | 25. С помощью ударной отвертки отверните четыре винта крепления пластины подшипников. | 26. Снимите пластину подшипников. |
27. Подцепите отвертками и снимите втулку игольчатого подшипника 5-ой передачи со вторичного вала. | 28. Снимите упорную шайбу со вторичного вала. | 29. Снимите стопорное кольцо подшипника первичного вала. Для этого подожмите одной отверткой стопорное кольцо к кольцу подшипника, а другой отверткой выведите кольцо из канавки. |
30. Аналогичным образом снимите стопорное кольцо подшипника вторичного вала. | 31. Отверните пробку фиксатора. | 32. Осторожно извлеките шарик фиксатора с пружиной. Аналогичным образом извлеките еще два фиксатора. |
33. Отверните два болта крепления и… | 34. …снимите заднюю опору силового агрегата. | 35. Отверните пробку фиксатора заднего хода. Наклоните коробку и извлеките шарик фиксатора с пружиной. |
36. Отверните 12 гаек и болт крепления картера коробки передач к картеру сцепления. | 37. С помощью большой отвертки аккуратно разъедините картеры сцепления и коробки передач. | Примечание Между картерами есть три места, куда можно вставить отвертку, чтобы не повредить уплотнительную прокладку. Поочередно вставляйте в эти пазы отвертку и аккуратно покачивайте до тех пор, пока картеры не разъединятся. |
38. Снимите картер коробки передач. | 39. Отверните болт крепления вилки переключения 1-ой и 2-ой передач. | 40. Приподнимите шток и снимите его вместе с вилкой переключения 1-ой и 2-ой передач. |
41. Отверните болт крепления вилки переключения 3-ей и 4-ой передач. | 42. Выведите головку штока из зацепления с рычагом… | 43. …и снимите его вместе с вилкой. |
44. Поверните шток вилки 5-ой передачи, выведя его головку из рычага. Выньте шток. | 45. Снимите стопорное кольцо. | 46. Снимите вилку включения заднего хода. |
47. Снимите шестерню заднего хода с осью. | 48. Слегка покачивая, выньте одновременно первичный и вторичный валы. | При снятии обоих валов коробки передач внутренние кольца передних подшипников остаются на валах. |
49. Выньте ведомую шестерню главной передачи вместе с дифференциалом. | 50. Отверните три болта крепления механизма переключения передач. | 51. Снимите механизм переключения передач. |
52. Аккуратно снимите уплотнительную прокладку. Примечание Не повредите уплотнительную прокладку при снятии. Неповрежденную прокладку при сборке коробки передач можно использовать вновь (к п. 52). | 53. Выпрессуйте передний подшипник вторичного вала из картера сцепления. Для этого можно использовать лапку съемника или аналогичный инструмент. Выпрессовывайте передние подшипники первичного вала и сальник только при их замене или замене картера сцепления. | 54. Чтобы заменить передний подшипник первичного вала, выпрессуйте сальник. Невозможно выпрессовать сальник первичного вала, не повредив его. Поэтому при замене подшипника первичного вала вам потребуется новый сальник. |
55. Выпрессуйте подшипник внутрь картера, прикладывая усилие к наружному кольцу подшипника. | 56. Выньте магнит из картера сцепления. | 57. Отверните гайку крепления корпуса привода спидометра. |
58. Подцепите отверткой корпус… | 59. …и снимите корпус с ведомой шестерней привода спидометра. | Примечание Если в процессе эксплуатации были замечены следы подтекания масла через отверстие для привода спидометра, замените резиновое уплотнительное кольцо на корпусе привода. |
60. Выньте из корпуса ведомую шестерню с валом привода спидометра. | 61. Вытолкните уплотнительное кольцо из корпуса привода спидометра. | 62. Выверните из картера коробки передач выключатель света заднего хода. |
63. Сдвиньте защитный чехол шарнира тяги привода переключения передач с отбортовки на коробке передач. | 64. Снимите противоположную кромку защитного чехла с фланца шарнира. | 65. Отверните болт крепления шарнира к штоку… |
66. …и снимите шарнир со штока. | 67. Снимите со штока защитный чехол. | 68. Отверните болт крепления рычага к штоку переключения передач внутри картера сцепления. |
69. Выньте рычаг и шток из картера сцепления. | 70. Если в процессе эксплуатации были замечены следы подтекания масла через отверстие в картере сцепления под шток переключения передач, замените сальник штока. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Разбираем коробку передач ваз 2109
Ремонт коробки передач ВАЗ-2109 включает следующие этапы:
2_34.jpg
1. Снимаем КПП с ВАЗ-2109. Очищаем ее от грязи с помощью солярки и тряпки.
2. Вынимаем щуп уровня масла из КПП.
3. Устанавливаем КПП картер сцепления вертикально, открутив болт 1 и 2 гайки 3 крепления кронштейна троса сцепления. Снимаем кронштейн 2 троса сцепления с КПП.
4. Откручиваем остальные 4 гайки крепления задней крышки.
5. Снимаем заднюю крышку.
6. Откручиваем болт крепления вилки 5-й передачи.
7. Зафиксируем валы КПП от проворачивания.
8. Откручиваем гайку крепления первичного вала.
9. Откручиваем гайку крепления вторичного вала.
10. Снимаем шестерню 5-й передачи вместе с синхронизатором и вилкой с вторичного вала.
11. Снимаем с синхронизатора упорную пластину и вынимаем из паза муфты вилку.
12. Снимаем шестерню 5-й передачи с синхронизатора с кольцом 1.
13. Снимаем втулку с вторичного вала.
14. Снимаем шестерню 5-й передачи с первичного вала.
15. Откручиваем четыре винта с использованием ударной отвертки и снимаем упорную шайбу 2 с вторичного вала.
16. Снимаем стопорные кольца подшипников валов.
17. Откручиваем 3 пробки фиксаторов и осторожно извлекаем шарики фиксаторов.
18. Откручиваем пробку фиксатора заднего хода, снимаем уплотнительное кольцо и извлекаем пружину фиксатора.
19. Извлекаем шарик фиксатора, наклонив коробку.
20. Откручиваем 12 гаек и болт крепления картера КПП.
21. Отделяем картер КПП от картера сцепления, вставив отвертку в пазы
22. Снимаем картер коробки передач с картера сцепления.
23. Откручиваем болты вилок переключения передач 1–2-й и 3–4-й.
24. Приподнимаем шток переключения 1–2-й передач, он выйдет из опоры 3, затем поворачиваем против часовой стрелки, выйдет его головка 1 из зацепления с блокировочной скобой.
25. Поверните шток переключения 3–4-й передач и снимаем шток с вилкой.
26. Поворачиваем шток включения 5-й передачи и снимаем шток.
27. Вынимаем ось шестерни заднего хода.
28. Сдвигаем шестерню заднего хода до упора в механизм передач, поворачиваем на 30– 40 градусов и снимаем промежуточную шестерню.
29. Вынимаем первичный и вторичный валы.
30. Вынимаем дифференциал из картера сцепления.
31. Отворачиваем 3 болта механизма передач и снимаем механизм передач.
32. Вынимаем магнит из картера сцепления.
33. Отворачиваем гайку крепления и снимаем корпус с шестерней привода спидометра.
34. Выворачиваем из картера КПП выключатель заднего хода.
35. Выпрессовываем подшипник вторичного вала.
36. Снимаем маслосборник.
37. Выпрессовываем подшипник первичного вала.
38. Запрессовываем новые передние подшипники валов в картер сцепления.
39. Сдвигаем кромку защитного чехла штока.
40. Отворачиваем болт рычага передач, снимаем рычаг и вынимаем шток передач.
41. Заменяем порванный защитный чехол шарнира штока.
42. Для замены сцепления выпрессовываем сальники.
43. Удалите небольшие повреждения шлифовальной шкуркой на картере сцепления и КПП или замените.
44. Проверяем посадочные места под подшипники в картере сцепления и КПП. Если есть износ, то заменяем картеры.
45. Проверяем роликовые подшипники, при повреждении заменяем.
46. Проверяем штоки переключения передач, при повреждении заменяем.
47. Проверяем сальники полуосей, при наличии дефекта сальники заменяем.
48. Проверяем сальник первичного вала и сальник штока в передач, при дефектах заменяем.
49. Очищаем магнит от частиц износа элементов. Если есть повреждения, заменяем магнит.
50. Очищаем от старого герметика плоскости картеров сцепления и КПП. Собираем КПП в обратном порядке.
51. Устанавливаем валы в картер сцепления.
52. Обильно смазываем все трущиеся элементы маслом.
54. Не забываем устанавливать на место магнит.
55. Перед установкой картера КПП на картер сцепления наносим на их герметик по всему периметру.
Подробнее о работе сцепления можно почитать тут.
Устанавливаем двигатель на автомобиль и радуемся хорошим динамическим характеристикам после ремонта коробки передач ВАЗ-2109.
Большинство владельцев 2108-21099 знают о проблеме со включением, а иногда и выбиванием 2-ой передачи. И я оказался не исключение)))
Так как стоимость работ на СТО меня не особо устроила, я решил сам перебрать кпп.
Как потом выяснилось, ничего в этом сложного нет. Без проблем с мурзилкой можно смело лезть в кпп!))
Изучив очень много статей в интернете, изучив все тонкости, и я принялся за работу в тот момент, пока машина красилась (естественно красился только голый кузов), а всё остальное было в гараже и требовало немного ремонта.
Отвёз коробку на автомойку. Мне её там хорошенько вымыли.
На след день разбирал коробку, раскладывал по листочкам каждую детальку и подписывал очередной номер снятия))))
Ох как это было нудно
Первая проблема возникла с гайками на валах, которые смог открутить только мой отец.
Вторая проблемка получилась с болтами, крепящие металлическую пластину, которая держит подшипники первичного и вторичного валов, под крестовую отвертку.
Ну ни как они не хотели откручиваться, что аж сломал 2е свои любимые большие отвертки, пока не приобрел ударную отвертку))))
Ударная стала новой любимицей, отвертка СУПЕР)))
Открутив пластину обнаружил развалившийся пластмассовый сепаратор подшипника вторичного вала(((
И естественно шариковые подшипники были заменены на подшипники с металлическим сепаратором
А роликовые просто новыми
С горем пополам выковыриваем круглогубцами стопорные кольца подшипников и снимаем картер…
Обнаружил лопнувшую пружинку в механизме переключения передач, которая уменьшает люфт рычага и помогает выключать передачу.
Пробежался по всем автомагазинам и поиски увенчались неудачей((((
И конечно все как один предлагали купить механизм в сборе за 1700 р, усердно утверждая что у меня нету выбора, что всё ровно придется купить его.
Специально за пружинкой я даже мотался на наше производство ГОК, в попытке найти что нибудь похожее, но увы…
Но на зло всем продавцам магазинов я естественно нашел помощь в GOOGLE(всегда к нему обращаюсь) и нашел интересную идею поставить пружинку с пробки радиатора ВАЗ Классика.
Очень удачно подошла для экспиремента старая пробка с 6ки отца)))
Ну и конечно она подошла как родная.
Улавливающий стружку магнит на дне картера напоминал маленького ёжика)))
После тряпочки с саляркой он стал просто квадратом(((
А так хотел оставить его как домашнего любимца)))))
Механизм снят, валы достал.
Вся внутренность была вычищена и вымыта соляркой и стало внутри как у новой кпп)))
На вторичном валу поменял все 5 синхронизаторов, и где то прочитал что чем больше зазор между шестерней передачи и синхронизатором, тем легче синхру остановить шестерню для включения последней…
По скольку муфты и шестерни не имели выработки, то менять их я не стал.
Всё аккуратно и с мурзилкой собираем всё обратно как было.
Ну и куда же без косяков?
А такие нашлись когда пытался вставить вилку переключения в муфту 1ой и 2ой передач…
После целого дня и ночи размышлений с книгой вспоминая, что собрал не так и только проснувшись утром меня осенило что муфта насажена на вал не той стороной.
Разобрав и собрав снова вал особо аккуратно, поставил вилку…Иииии…прям как бальзам на душу, всё встало на место)))
НАДПИСЬ В КОНЦЕ ИНСТРУКИИИ ПО КНИГЕ ЗАВЕЛА МЕНЯ В ТУПИК!
«ЛИШНИХ ДЕЛАЛЕЙ ОСТАТЬСЯ НЕ ДОЛЖНО!
Осмотрев всё вокруг на столе я обнаружил того самого, бывшего ёжиком, магнит…(((пришлось еще раз разобрать, что бы он вырос и снова стал маленьким ёжиком лет так через 10)))
Вдвоём с другом Денисом, мы разполовинили и собрали коробку обратно за 15 минут)))
А вот куда ставится прокладка фиксатор, я так и не нашел((()))
Ну и полностью собрав коробку я обнаружил что забыл поменять сальник первичного вала который подтекал(((((((((((((((НЕГАТИВ
Ну и конечно же не без помощи моего друга и брата кое как выковыряли этот сальник
Причины шума в коробке передач ВАЗ 2109 и решение проблемы
Шум в коробке передач (КПП) является довольно распространенной «болезнью» отечественных автомобилей, с которой сталкиваются многие водители. Сегодня мы попытаемся разобраться, почему возникает шум в коробке передач ваз 2109, каковы причины неисправностей КПП и как их устранить.
С проблемой шума и гула, которые доносятся из коробки передач, сталкиваются многие автовладельцы. Особенно это касается автомобилей ВАЗ, которые были произведены 10 лет назад и больше. За это время «механика» (механическая КПП, МКПП) отрабатывает свой ресурс эксплуатации, и, соответственно, начинают проявляться первые проблемы.
Автомобиль Ваз 2109
Основные неисправности МКПП включают в себя:
- ослабление крепления или выход из строя тросика привода коробки;
- выход из строя штока КПП;
- поломка блокирующего механизма;
- выход из строя вилки переключения скоростей.
Что именно шумит и почему?
Давайте попробуем разобраться в данном вопросе. Основными причинами возникновения шума, доносящегося из КПП, являются:
- неправильная эксплуатация коробки, в частности использование контрафактной трансмиссионной жидкости, купленной на «черном» рынке и эксплуатация транспортного средства с нерабочим сцеплением;
- плохое качество комплектующих деталей коробки передач;
- предельный срок эксплуатации МКПП;
- неквалифицированное проведение технических работ по диагностике и ремонту КПП.
Новая механическая коробка переключения скоростей от Ваз 2109
Ремонт коробки передач ваз 2109,2110,2112,2114,2170,1118.
Огромное Вам спасибо за просмотры моих видео, расскажите друзьям оставляйте коментарии подписывайтесь…
Ремонт коробки скоростей ВАЗ (1 часть). Сделай Сам!
Полный ремонт коробки скоростей перднеприводной ВАЗ, в домашних условиях. Делаю с машины ВАЗ 2109. Принцип…
Кроме того, основными неисправностями, в последствии которых может возникнуть шум в КПП, являются:
- внезапно появившееся затруднительное включение скорости: чтобы включить ту или иную передачу, водителю иногда потребуется несколько раз перевести рычаг коробки в нейтральное положение при выжатом сцеплении;
- коробка сама выключает передачу авто во время движения;
- из КПП может вытекать трансмиссионная жидкость.
Также следует отметить, что коробка «Ваз 2109» может шуметь в различных условиях: на нейтральной скорости, во время включения передач либо же просто во время езды на определенной скорости. И каждый из этих шумов может говорить о разных неисправностях коробки.
Кроме того, во время диагностики нужно не забывать, что только один внешний признак может свидетельствовать о нескольких неисправностях в КПП. Поэтому визуально (т.е. по типу гула) вычислить, какой именно компонент коробки вышел из строя фактически невозможно. Определить поломку получится только сняв и разобрав коробку.
Также необходимо добавить, что ремонт КПП и устранение дефектов требуют больших знаний, поэтому в домашних условиях таким лучше не заниматься. КПП является важным агрегатом в структуре любого транспортного средства, поэтому ее ремонт и диагностику лучше доверить квалифицированному специалисту.
Тюнингованный ВАЗ 2109
Зачастую гул агрегата проявляется:
- когда выжимаешь сцепление;
- при включении третьей и четвертой скоростей;
- на нейтральной скорости;
- при езде авто на повышенных оборотах.
С такими проблемами сталкиваются большинство отечественных автовладельцев «ВАЗ 2109». Но если при нажатии сцепления посторонние звуки пропадают, то это может свидетельствовать о нескольких поломках. В частности, из строя может выйти пятая скорость либо передача заднего хода. Кроме того, может быть неисправен подшипник первичного вала или выжимной подшипник.
Как показывает практика, в случае с подшипниками проблема не является критической. Если в вашем авто шум появился, а потом пропал после нескольких сотен или тысяч километров пробега, то, скорее всего, остатки подшипников просто перемололо системой агрегата.
Если ваша «ВАЗ 2109» начала шуметь, то это вовсе не означает, что вышли из строя подшипники или задняя передача. Эти проблемы являются наиболее распространенными, но конкретно определить, что вышло из строя, сможет только качественная диагностика.
Устраняем шум
Рассмотрим признаки и соответствующие им поломки КПП в «Ваз 2109»
Предупреждение Вторичный вал нужно зажимать в тисках, c мягкими накладками на губках, за внутреннее кольцо переднего подшипника. Затягивайте тиски так, чтобы вал можно было наклонять усилием руки, иначе можно повредить поверхность беговой дорожки подшипника. | ||
1. Зажмите вал в тиски с накладками на губках из мягкого металла с небольшим усилием. | 2. С помощью двух монтировок спрессуйте задний подшипник вторичного вала. | |
3. Снимите упорную шайбу. | 4. Снимите ведомую шестерню 4-ой передачи. | 5. Снимите игольчатый подшипник шестерни 4-ой передачи и промаркируйте его. |
Предупреждениe | 6. Снимите дистанционное кольцо. | |
Обязательно маркируйте игольчатые подшипники и втулки в соответствии с номером передачи. При сборке их надо установить на те же места. Удобнее всего вставить в шестерню соответствующий игольчатый подшипник и (где она есть) втулку… | …и связать их веревкой или проволокой. | |
7. С помощью двух монтировок через шестерню 3-ей передачи сдвиньте синхронизатор 3-ей и 4-ой передач со шлицев вала. | 8. Снимите втулку игольчатого подшипника 4-ой передачи. | 9. Снимите синхронизатор 3-ей и 4-ой передач с блокирующим кольцом 4-ой передачи. Промаркируйте блокирующее кольцо относительно муфты синхронизатора. |
Предупреждение Обязательно маркируйте блокирующие кольца относительно муфты. При эксплуатации зубья колец прирабатываются к зубьям муфты, поэтому при сборке кольца надо установить в том же положении. | 10. Снимите блокирующее кольцо шестерни 3-ей передачи и примаркируйте его относительно муфты синхронизатора. | Если вы не предполагаете разбирать синхронизатор, свяжите его веревкой или проволокой, чтобы он не рассыпался. |
11. Снимите шестерню 3-ей передачи. | 12. Снимите игольчатый подшипник шестерни 3-ей передачи и промаркируйте его. | 13. Снимите стопорное кольцо упорных полуколец. |
14. Снимите два упорных полукольца. | 15. Выньте фиксирующий шарик из отверстия на валу. | 16. Снимите шестерню 2-ой передачи. |
17. Снимите игольчатый подшипник шестерни 2-ой передачи и промаркируйте его. | 18. Снимите пружинное стопорное кольцо. | На синхронизаторе 1-ой и 2-ой передач выполнен зубчатый венец передачи заднего хода. |
19. Установите вал шестерни 1-ой передачи на губки тисков и ударами деревянной киянки по торцу вала спрессуйте синхронизатор 1-ой и 2-ой передач со шлицев вала. | 20. Снимите синхронизатор 1-ой и 2-ой передач с блокирующим кольцом 2-ой передачи. | 21. Снимите блокирующее кольцо 1-ой передачи и примаркируйте его относительно муфты синхронизатора. |
22. Снимите шестерню 1-ой передачи. | 23. Снимите стопорное кольцо. | 24. Слегка разожмите замок игольчатого подшипника 1-ой передачи и снимите подшипник, продвинув его вдоль вала. Промаркируйте подшипник. |
25. Переверните вал и с помощью двух больших отверток спрессуйте внутреннее кольцо переднего подшипника вала. Затем снимите упорную шайбу. |