Ваз 21099 высокая панель печка устройство – Схема и устройство печки ВАЗ-21099

Схема и устройство печки ВАЗ-21099

Отопление салона любого транспортного средства — незаменимое условие для его эксплуатации в холодное время года. Во-первых, тёплый салон обеспечивает водителю и пассажирам комфорт при передвижении, во-вторых, исправно работающая печка является залогом безопасного движения, поскольку тёплый воздух, которым постоянно обдуваются стёкла машины, не даёт им запотеть и замёрзнуть, полностью перекрыв обзорность водителю. Наверное, нет смысла лишний раз говорить о том, что неисправная система отопления в автомобиле делает невозможной его эксплуатацию зимой. Поэтому крайне важно всегда поддерживать прибор отопления ВАЗ-21099 в исправном состоянии. Без знания его функциональных и конструкционных особенностей и назначения каждого из узлов о правильной эксплуатации и ремонте печки в автомобиле не может быть и речи.

Печка Ваз-21099 б/у

Проведём небольшой ликбез в этой публикации, где подробно опишем схему, конструкцию, особенности отопителя ВАЗа, и поделимся с автовладельцами некоторыми секретами устройства, которые помогут без перебоев эксплуатировать его длительное время.

Сразу заметим, что схема и устройство печки ВАЗ-21099 на автомобилях с высокой панелью ничем не отличаются от низкорасположенной торпеды. Единственное различие — это расположение органов управления отоплением салона и длина тягового соединения между исполнительными (заслонки отопителя) и управляющими элементами (регуляторы на панели).

Принцип функционирования системы подачи тёплого воздуха в салон автомобиля ВАЗ-21099

Печка «девяносто девятой», как и любого другого транспортного средства, тесно взаимосвязана с системой охлаждения силового агрегата, следовательно, её функциональность напрямую зависит от циркуляции тосола.

Подогрев воздуха для отопления салона обеспечивает радиатор печки, который запараллелен с основным радиатором. Непосредственно отопитель располагается в коробе воздухопритока, и находится в центральной части приборной панели. Подогретый воздух через теплопроводящие магистрали подаётся к дефлекторам, которые направляют его на стёкла машины и зону ног водителя и пассажиров.

Важно! Дефлекторы отопителя для прогрева салона в холодное время обязательно должны находиться в открытом положении.

Схема и конструкция отопителя ВАЗ-21099

В устройстве печки этой модели автомобиля нет никаких особо сложных конструкционных и технических нюансов, поэтому его без труда поймёт даже начинающий автолюбитель.

Корпус печки имеет разборную конструкцию. Он собирается из двух половин (правой и левой), изготовленных из термостойкого пластика.

Схема работы отопителя ВАЗ-21099

Между собой они соединяются по периметру специальными металлическими скобами. Для уплотнения соединений частей корпуса печки в их пазы прокладывается резиновый жгут, который позволяет предотвратить потери тепла сквозь щель. Подачу тёплого воздуха в салон обеспечивает вентилятор, конструкция которого представлена высокооборотистым электродвигателем с закреплённой на его валу пластмассовой крыльчаткой. Вентилятор располагается в верхней части корпуса печки, это позволяет максимально обдувать её радиатор и значительно экономит теплоноситель. Поскольку известно, что нагретый воздух всегда стремится подняться вверх. Демонтировать вентилятор печки для проведения его ремонта или замены можно через моторный отсек. Особых проблем выполнение этой процедуры не составит.

Электромотор обдува имеет три режима вращения. Это обеспечивается наличием в конструкции двухспиральной системы и резистора. Заданное количество оборотов крыльчатки вентилятора контролируется дополнительным сопротивлением. Его резистор располагается в технологическом отверстии корпуса отопителя, где он крепится при помощи винта.

Радиатор печки ВАЗ-21099

В корпусе печки имеются специальные пазы, в которые устанавливается её радиатор. Он прикручивается к правой половине корпуса при помощи винтов, и по периметру уплотняется специальной прослойкой из пенополиуретана. В его конструкцию входят:

  • два пластмассовых бака;
  • магистральные трубки;
  • пластины охлаждения.

Изготавливается радиатор отопителя из различных материалов, которые обладают высокими теплопроводящими и теплоотдающими свойствами (алюминий, медь). Как отмечают опытные автовладельцы, если на транспортное средство установлен именно фирменный элемент, то разницы в материале его изготовления нет практически никакой.

Главное условие теплоты в салоне — это оригинальность изделия. Краник печки, который обеспечивает подачу разогретой охлаждающей жидкости в радиатор, агрегатируется с системой при помощи резиновых шлангов. Его конструкция состоит из корпуса, от которого отходят патрубки с закреплёнными на них шлангами для подачи разогретого тосола. Циркуляция жидкости в системе охлаждения силового агрегата ВАЗ-21099 невозможна без специальной помпы, которая имеет электрический привод.

Между корпусом крана печки и подводящей магистралью находится пластинчатый клапан, который обеспечивает циркуляцию разогретой охлаждающей жидкости. Его приводной рычаг имеет тяговое соединение с рычагом регулятора подогрева воздуха на панели управления отопителем в салоне. При воздействии на регулятор, клапан открывается, и жидкость из магистрали поступает внутрь радиатора.

Устройство органов управления отопителем

Печка ВАЗ-21099 управляется при помощи трёх регуляторов. Их рычаги смонтированы на осях кронштейна из прочной пластмассы, который крепится к приборной панели.

Регуляторы печки ВАЗ-21099

Регулятор подогрева воздуха агрегатирован с приводом заслонки и краником печки. При перемещении его в максимальную позицию, заслонка и краник полностью открыты, прогрев радиатора осуществляется значительно быстрее за счёт поступления в него большого объёма разогретого воздуха, соответственно, он выделяет большее количество тепла. Среднее положение регулятора, открывает краник с заслонкой лишь наполовину. Благодаря этому обеспечивается наиболее комфортная температура в салоне автомобиля, поскольку не весь разогретый воздух проходит через радиатор отопителя.

Следовательно, для того чтобы быстро прогреть салон машины, необходимо регулятор подогрева воздуха установить в максимальное положение, а после этого для поддержания необходимой температуры переместить в среднее.  Установка регулятора в начальное положение перекрывает краник и закрывает заслонку отопителя, подогрев воздуха при этом не производится. Корректность работы регулятора во многом зависит от регулировки тяговых соединений между ним, краником печки и приводом заслонки.

Рукоятка регулятора воздухоподачи, который управляет циркуляцией воздуха внутри салона, имеет тяговое соединение с рычагом заслонки. При нахождении ползунка регулятора в крайнем, левом положении, обдув идёт в зону ног и на окна. При этом в ноги водителя воздух подаётся с правой нижней стороны, а пассажира переднего ряда — с левой. Обогрев зоны ног в задней пассажирской половине салона машины осуществляется путём подачи тёплого воздуха через магистраль внутренней вентиляции. Ползунок регулятора обдува лобового стекла через тягу связан с заслонкой, которая открывает магистраль воздухопровода, обеспечивая доступ прогретого воздуха к стеклу.

Обдув боковых стёкол, а также подача отопления в салон обеспечивается через специальные дефлекторы. Два из них располагаются посередине центральной панели, и два по её бокам. Дефлекторы имеют специальные мембранные заслонки, при помощи которых можно менять направление и величину обдува. Помимо этого, предусмотрено изменение угла наклона дефлекторов.

Исправный, хорошо работающий отопитель, с установленным на максимум регулятором подогрева воздуха, при температуре за бортом более -15 градусов, прогревает в течение нескольких минут салон автомобиля до +18 … +20 градусов и выше.

В «девяносто девятой» модели предусмотрена централизованная система вентиляции салона, благодаря которой возможен выход тёплого воздуха за его пределы. Это позволяет поддерживать более или менее комфортную температуру при закрытых окнах зимой. Конечно, вытяжная вентиляция, не обеспечит достаточный климат-контроль в салоне, но все же, без неё было бы гораздо хуже при работающем отопителе. Воздух из салона также удаляется посредством его разряжения во время движения автомобиля.

Резюмируя написанное

Как видно, конструкция системы отопления салона отечественного ВАЗ-21099 не относится к категории сложных, но все же все, её элементы взаимосвязаны между собой. А такое положение значительно усложняет поиск неисправностей отопителя в случае его поломки. По этой причине большинство автовладельцев предпочитают обращаться к специалистам СТО, нежели диагностировать и ремонтировать прибор самостоятельно.

В мероприятия по полному тюнингу ВАЗ-21099 включена процедура модернизации печки, которая позволяет значительно повысить её КПД. Но она лишена смысла, поскольку при исправно функционирующем отопителе салон автомобиля прогревается довольно хорошо.

remam.ru

Печка ваз 21099 высокая панель устройство фото

Обогрев салона ВАЗ 2109 обеспечивается за счет работы радиатора печки, подключенного параллельно к главному радиатору, который входит в систему охлаждения двигателя.

Внешний вид устройства

Схема отопителя

Если вы планируете проводить ремонтные, профилактические работы, менять вышедшие из строя компоненты своими руками, вам обязательно необходимо изучить устройство печки, познакомиться с расположением компонентов.

Ориентируясь на приведенную ниже схему, мы познакомим вас с устройством печки ВАЗ 2109.

Схема

Номер элемент

Что это

Скоба фиксации кожухов печки

Заслонка для управления отопителем

Левый кожух печки

Тяга заслонки для подогрева зоны ног

Уплотнительная прокладка радиатора

Прокладка уплотнительная печки

Кожухи вентилятора отопителя

Рабочее колесо вентилятора

Воздуховод для подогрева лобового стекла

Воздуховод бокового сопла

Заслонка центрального сопла

Непосредственно сама лопатка

Рычаг закрытия центрального сопла

Тяга заслонки подогрева лобового стекла

Рычаг изменений направлений потоков воздуха

Ручка управления подогревом воздуха

Ручка для подачи воздуха на лобовое стекло

Ручка для подачи воздуха к ногам

Кронштейн рычажков управления

Скоба фиксации оболочки тяги

Тяга управления краном печки

Тяга заслонки управления печкой

Заслонка подогрева зоны ног

Ось рычажков управления воздухом

Винтовой стяжной хомут

Клапан крана печки

Корпус крана отопителя

Шланги соединения крана с радиатором печки

Воздуховод внутренней вентиляции

Окна подогрева для ног задних пассажиров

Окно для подогрева зоны ног водителя

Облицовка центральной стойки

Внутренняя полость центральной стойки

Воздуховод вытяжной вентиляции

Обшивка центральной стойки

Облицовка дефлектора вытяжки

Клапан из резины

Дефлектор вытяжной вентиляции

Схемы работы печки

Вытяжная вентиляция салона

Познакомившись с компонентами печки ВАЗ 2109, давайте подробнее узнаем, как здесь все устроено и функционирует.

Расположение устройства

Принцип устройства и работы

  1. Печка включает в себя пару пластиковых кожухов (левый, правый). Они соединятся между собой скобами по периметру. Для уплотнения в пазы кожухов заложен жгут.
  2. Электрический вентилятор печки принудительно подает воздух внутрь салона. Удерживается парой винтов сверху печки. Конструкция отопителя устроена таким образом, чтобы вентилятор легко снимался через подкапотное пространство.
  3. К кожухам вентилятора закреплен электромотор. На его валу расположено рабочее колесо вентилятора с тремя скоростями. Это возможно за счет двух спиралей резистора. Чтобы получить требуемую частоту вращения колеса, имеется доп резистор. Он крепится в отверстии кожуха отопителя слева.
  4. Радиатор располагается в кожухах отопителя. Монтируется к правому из них с помощью 3 крепежей и уплотнен прокладкой из полиуретана. Радиатор состоит из двух рядов трубок, охлаждающих пластин и пластиковых бачков. Также двух.
  5. Кран отопителя состоит из корпуса, двух пар патрубков и подключен к системе охлаждения с помощью резиновых шлангов.
  6. Жидкость через радиатор циркулирует за счет работы насоса системы охлаждения.
  7. На подводящей магистрали в корпусе краника печки на оси располагается клапан крана (он пластинчатый), имеющий отверстие для пропуска жидкости охлаждения.
  8. Рычаг клапана крана соединен с рычагом рукоятки тягой. Рукоятка отвечает за управление подогревом воздуха. При повороте рычага отверстие клапана открывает магистраль и жидкость начинает поступать в радиатор.
  9. Печка управляется с помощью трех рукояток. Их рычаги расположены на осях пластикового кронштейна, закрепленного на панели приборов 4 винтами.
  10. Ручка управления подогревом воздействует на рычажок крана по средствам тяги и на рычаг привода заслонки. Полностью переместив ручку вправо, кран и заслонка полностью откроются, воздух начнет подаваться с помощью вентилятора через радиатор, где прогоняется нагретая ОЖ.
  11. В среднем положении ручки заслонка и кран переходят в промежуточное положение. Часть воздуха идет через радиатор, а другая часть — мимо него. Так эффективно обеспечивается необходимая пользователю степень подогрева воздуха в данный конкретный момент.
  12. Если ручка находится в крайнем левом положении, заслонка и кран оказываются полностью закрытыми. Как результат, идущий внутрь салона воздух не подогревается.
  13. Верхняя левая ручка отвечает за регулировку подачи воздуха в ноги пассажиров и водителя. Она соединяется с рычажком заслонки по средствам тяги.
  14. Перемещая ручку влево, заслонка обогрева зоны ног открывается и воздух через кожухи идет в соответствующие окна.
  15. Слева и справа подается воздух в ноги переднему пассажиру и водителю. Воздуховоды внутренней вентиляции позволяют доставлять воздух к ногам задних пассажиров.
  16. Ручка, которая регулирует подачу воздуха на лобовое стекло, соединяется с рычагом привода заслонки подогрева ветрового стекла с помощью тяги. Она может закрыть или открыть путь для прохождения воздуха к стеклу через воздуховоды.
  17. Чтобы обеспечить подачу воздуха пассажиров и обдуть боковые стекла автомобиля, конструкцией печки предусмотрены 4 сопла — пара центральных, левое и правое. Корпус каждого из них оснащается заслонкой с уплотнителем. Закрывая или открывая заслонку, вы регулируете интенсивность подачи воздуха. Плюс другой рычажок позволяет контролировать направление поступающего из сопла воздуха.
  18. ВАЗ 2109 оснащается системой вытяжки или вытяжной вентиляции. С ее помощью происходит отсос воздуха из салона. В случае с девяткой вытяжка располагается сзади от проемов кузова для боковых окон. Также вытяжка происходит через разряжение, которое возникает у дефлекторов во время движения автомобиля.

При возникновении проблем в работе печки можно посетить автосервис. Либо есть другой вариант — самостоятельно снять печку и попытаться ее отремонтировать, либо доверить работу специалистам. В любом случае, самостоятельно демонтировав устройство, вы неплохо сэкономите и получите важный опыт.

Снятие

Чтобы снять печку, действуйте по следующему алгоритму.

  1. Ослабьте натяжение хомутов и отключите пару шлангов от патрубков крана. Для этого сначала нужно будет снять приборную панель изнутри салона.
  2. Ослабьте хомуты и отключите от патрубков крана печки шланги. Тут уже работа выполняется через подкапотное пространство.
  3. Открутите крепежные гайки крана печки.
  4. Снимите кран со щита передней части.
  5. Демонтируйте держатель тяги крана отопителя.
  6. Рассоедините тягу и рычаг крана.
  7. Снимите чехол, который защищает рычаг коробки передач.
  8. Снимите накладку напольной облицовки.
  9. Открутите крепление облицовки пола на задней части.
  10. Снимите, сдвинув назад, облицовку тоннеля на полу.
  11. Демонтируйте воздуховод внутренней вентиляции, отключите его от корпуса отопителя.
  12. Рассоедините провода, идущие от электромотора отопителя.
  13. Отключите проводку от резистора.
  14. Открутите крепежные гайки справа от печки.
  15. Демонтируйте оставшиеся крепежи и снимите печку, прихватив с собой панель управления.

Демонтажные работы

Дальнейшие действия напрямую зависят от уровня вашей подготовки. Новичкам лучше отвезти демонтированную печку специалистам. Если же вы неплохо разбираетесь в своем ВАЗ 2109, можете попробовать провести ремонтные работы своими руками.

Печка — сложный, но очень важный узел в автомобиле. Потому за его функциональностью всегда необходимо следить и вовремя обнаруживать неисправности. Вряд ли вам захочется остаться без тепла в салоне зимой.

Воздух снаружи поступает в автомобиль через окна, если стекла опущены, и через воздухозаборник перед ветровым стеклом. Воздух, поступающий в салон через воздухозаборник, проходит сквозь отопитель. В зависимости от положения ручки заслонки отопителя в салон поступает либо теплый, либо холодный воздух. Перемещая ручки управления отопителем Ваз 21099 и регулируя положение сопел, можно добиться наиболее комфортных условий в салоне.

С помощью этой ручки регулируют подачу воздуха к ногам водителя и переднего пассажира. При крайнем левом положении подача воздуха максимальная, при крайнем правом — перекрыта.

Этой ручкой регулируют подачу воздуха на ветровое стекло. При крайнем левом положении подача воздуха максимальная, при крайнем правом — перекрыта.

Данной ручкой регулируют температуру воздуха, поступающего в салон. При крайнем левом положении ручки в салон поступает холодный воздух, при крайнем правом — максимально подогретый.

Для увеличения подачи воздуха Ваз 21099 включите вентилятор отопителя. Ручка переключателя вентилятора имеет четыре положения: 0 – вентилятор выключен, I и II – промежуточные скорости, III – максимальная скорость подачи воздуха вентилятором.

Чтобы отрегулировать направление потока воздуха из боковых и центральных сопел, переведите ручку 1 вправо или влево. Для регулирования потока воздуха используйте ручку 2. При верхнем положении заслонка сопла полностью закрыта, при нижнем — открыта.

Наступили холода, погода требует горячего потока воздуха из сопел отопителя, а очень часто бывает так, что вместо этого оттуда дует теплый или совсем холодный воздух. Дабы разобраться в проблеме, нам просто необходимо доскеонально изучить устройство печки на ВАЗ-2114, ВАЗ-2113 и ВАЗ-2115, ведь без этих знаний ничего не исправить. Причин масса, это и заедающие заслонки, и плохая герметичность печки, и забитость сот радиатора, воздушные пробки, слетевшие тросики управления механизмами печки и т.д.

1 – рычаг заслонки управления отопителем;

2 – левый кожух отопителя;

3 – тяга заслонки обогрева ног;

4 – прокладка радиатора;

6 – прокладка отопителя;

8 – кожухи вентилятора;

9 – рабочее колесо вентилятора;

10 – заслонка обогрева ветрового стекла;

11 – воздухопровод обогрева ветрового стекла;

12 – воздухопровод бокового сопла;

13 – боковое сопло;

14 – тяга заслонки обогрева ветрового стекла;

15 – центральное сопло;

16 – заслонка обогрева ног;

17 – правый кожух отопителя;

18 – рукоятка управления отопителем;

19 – тяга управления краном;

20 – тяга заслонки управления отопителем;

21 – рукоятка управления заслонкой обогрева ветрового стекла;

22 – рукоятка управления заслонкой обогрева ног;

automotocity.com

Отопление и вентиляция 2108 — Энциклопедия журнала «За рулем»


Система отопления и вентиляции

Воздуховоды отопителя и детали управления


1 – окно подачи воздуха в ноги водителя и пассажира;
2 – тяга управления краном;
3 – кожух отопителя;
4 – тяга заслонки обогрева ног;
5 – кран отопителя;
6, 10 – боковое сопло;
7, 9 – воздуховод бокового сопла;
8 – воздуховод обогрева ветрового стекла;
11 – центральное сопло;
12 – тяга заслонки обогрева стекла;
13 – рукоятка управления краном и заслонкой отопителя;
14 – рукоятка управления заслонкой обогрева ветрового стекла;
15 – рукоятка управления заслонкой обогрева ног;
16 – тяга заслонки управления отопителем;
17 – воздуховод внутренней вентиляции;
18 – окна обогрева ног задних пассажиров

Cхема работы отопителя ВАЗ-2108


1 – рабочее колесо вентилятора;
2 – воздуховод обогрева ветрового стекла;
3 – заслонка обогрева ветрового стекла;
4 – заслонка обогрева ног;
5 – заслонка центрального сопла;
6 – центральное сопло;
7 – радиатор;
8 – заслонка управления отопителем;
9 – окно обогрева ног водителя;
10 – воздуховод внутренней вентиляции.

Cхема работы отопителя ВАЗ-2108-01


1 – рабочее колесо вентилятора;
2 – воздуховод обогрева ветрового стекла;
3 – заслонка обогрева ветрового стекла;
4 – заслонка обогрева ног;
5 – заслонка центрального сопла;
6 – центральное сопло;
7 – радиатор;
8 – заслонка управления отопителем;
9 – окно обогрева ног водителя;
10 – воздуховод внутренней вентиляции.

wiki.zr.ru

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *