Ваз 2112 устройство двигателя – Схема двигателя ваз-2112 16 клапанов в картинках с пояснениями. Лада 16 клапанов 2112
Конструкция двигателя ВАЗ-2112
Двигатель ВАЗ-2112 Бензиновый, четырехтактный, четырехцилиндровый, рядный, с поперечным расположением, шестнадцатиклапанный, с двумя распределительными валами.
Порядок работы цилиндров: 1-3- 4-2, отсчет – от шкива коленчатого вала.
Система питания – фазированный распределенный впрыск.
Управление двигателем – контроллер (Bosch, «Январь» или GM).
Большинство двигателей оснащается нейтрализатором отработавших газов.
Двигатель с коробкой передач и сцеплением образуют силовой агрегат, закрепленный в моторном отсеке на четырех эластичных резинометаллических опорах.
Правая и левая опоры такие же, как и на двигателях 2110 и 2111.
Передняя и задняя опоры – одинаковые, представляющие собой штанги.
Одним концом штанга крепится к кронштейну на двигателе, другим – к кронштейну на кузове.
Справа на двигателе (по ходу автомобиля) расположены: приводы распределительных валов и насоса охлаждающей жидкости (зубчатым ремнем) и генератора (поликлиновым ремнем).
Слева расположены: термостат, датчики температуры охлаждающей жидкости, датчик давления масла, стартер (на картере сцепления).
Спереди: впускной коллектор, топливная рампа с форсунками, датчик детонации, масляный щуп, шланг вентиляции картера, генератор (внизу справа), датчик фаз (вверху справа). Сзади: выпускной коллектор, масляный фильтр, датчик положения коленчатого вала (внизу справа).
Сверху (под пластиковой крышкой) расположены ресивер, свечи (в направляющих трубах, уплотненных резиновыми кольцами) и высоковольтные провода.
Блок цилиндров отлит из чугуна и имеет индекс «21083» – как и у двигателей 2110 и 2111, однако они невзаимозаменяемы: отверстия под винты головки цилиндров имеют резьбу М10х1,25 (в отличие от М12х1,25 для блоков двигателей 2110 и 2111) и меньшую глубину.
Другое отличие связано с более напряженным тепловым режимом двигателя 2112 по сравнению с двигателями 2110 и 2111.
Для охлаждения поршней во время работы двигателя их днища омываются снизу маслом через специальные форсунки, запрессованные во вторую, третью, четвертую и пятую опоры коренных подшипников.
Цилиндры расточены непосредственно в блоке. Номинальный диаметр 82 мм при ремонте может быть увеличен на 0,4 или 0,8 мм.
Класс цилиндра маркируется на нижней плоскости блока латинскими буквами в соответствии с диаметром цилиндра в мм: А – 82,00-82,01, В – 82,01-82,02, С – 82,02-82,03, D – 82,03-82,04, Е – 82,04-82,05.
Максимально допустимый износ цилиндра составляет 0,15 мм на диаметр.
В нижней части блока цилиндров имеется пять опор коренных подшипников со съемными крышками, которые крепятся к блоку специальными болтами.
Крышки невзаимозаменяемы (отверстия под подшипники обрабатываются в сборе с крышками) и маркированы для отличия рисками на наружной поверхности.
В средней опоре имеются гнезда для упорных полуколец, препятствующих осевому перемещению коленчатого вала.
Спереди (со стороны шкива коленчатого вала) ставится сталеалюминиевое полукольцо, сзади – металлокерамическое.
Кольца изготовляются с номинальной и увеличенной на 0,127 мм толщиной.
При превышении осевого зазора коленчатого вала 0,35 мм меняются одно или оба полукольца (номинальный зазор – 0,06-0,26 мм).
Вкладыши коренных и шатунных подшипников – тонкостенные сталеалюминиевые.
Верхние коренные вкладыши первой, второй, четвертой и пятой опор, устанавливаемые в блоке цилиндров, снабжены канавкой на внутренней поверхности.
У нижних коренных вкладышей, верхнего вкладыша третьей опоры и шатунных вкладышей канавки отсутствуют.
Ремонтные вкладыши выпускаются под шейки коленчатого вала, уменьшенные на 0,25, 0,50, 0,75 и 1,00 мм.
Коленчатый вал изготовлен из высокопрочного чугуна.
Он имеет пять коренных и четыре шатунных шейки и снабжен восемью противовесами, отлитыми заодно с валом.
Коленчатый вал двигателя 2112 отличается от коленчатого вала двигателей 2110 и 2111 формой противовесов и повышенной прочностью.
Поэтому не допускается установка коленчатого вала от двигателей 2110 и 2111 в двигатель 2112.
Для подачи масла от коренных шеек к шатунным в коленчатом вале просверлены каналы, выходные отверстия которых закрыты запрессованными заглушками.
На переднем конце коленчатого вала на сегментной шпонке установлен зубчатый шкив привода распределительного вала, к нему крепится шкив привода генератора, который также является демпфером крутильных колебаний коленчатого вала.
На зубчатом венце шкива два зуба из 60 отсутствуют – впадины служат для работы датчика положения коленчатого вала.
К заднему концу коленчатого вала шестью самоконтрящимися болтами через общую шайбу крепится маховик (индекс 2110), отлитый из чугуна, с напрессованным стальным зубчатым венцом, служащим для пуска двигателя стартером.
Конусообразная лунка около венца маховика должна находиться напротив шатунной шейки четвертого цилиндра (это необходимо для определения ВМТ после сборки двигателя).
Шатуны – стальные, двутаврового сечения, обрабатываются вместе с крышками.
На крышках, как и на шатунах, клеймится номер цилиндра (он должен находиться по одну сторону шатуна и крышки).
Шатуны по диаметру сталебронзовой втулки, запрессованной в верхнюю головку, подразделяются на три класса с шагом 0,004 мм.
Номер класса клеймится на крышке шатуна. Также шатуны подразделяются на классы по массе – они маркируются краской или буквой на крышке шатуна.
Поршневой палец – стальной, трубчатого сечения, плавающего типа (свободно вращается в верхней головке шатуна и в бобышках поршня).
От выпадения он зафиксирован двумя стопорными пружинными кольцами, которые располагаются в проточках бобышек поршня.
Различают три класса пальцев по наружному диаметру (через 0,004 мм): 1 – с синей, 2 – зеленой, 3 – красной (наименьшего диаметра) метками.
Поршень — из алюминиевого сплава. Юбка поршня в продольном сечении – коническая, в поперечном – овальная.
В верхней части поршня проточены три канавки под поршневые кольца.
Канавка маслосъемного кольца имеет выходящие в бобышки сверления, по которым масло, собранное кольцом со стенок цилиндра, поступает к поршневому пальцу.
Отверстие под поршневой палец смещено от диаметральной плоскости поршня на 1 мм.
При установке поршня необходимо ориентироваться по стрелке, выбитой на днище (она должна быть направлена в сторону шкива коленчатого вала).
У поршней двигателя 2112 днище плоское, с четырьмя углублениями под клапаны (у поршней двигателей 2110 и 2111 днище имеет овальную выемку).
Поршни по наружному диаметру (измеряется в плоскости, перпендикулярной поршневому пальцу, на расстоянии 51,5 мм от днища поршня), как и цилиндры, подразделяются на пять классов (маркировка – на днище).
Диаметр поршня (для номинального размера, мм): А – 81,965-81,975; В – 81,975-81,985; С – 81,985-81,995; D – 81,995-82,005; Е – 82,005-82,015.
В продажу поступают поршни классов А, С и Е (номинального и ремонтных размеров): расчетный зазор между ними — 0,025-0,045 мм, а максимально допустимый зазор при износе — 0,15 мм.
Не рекомендуется устанавливать новый поршень в изношенный цилиндр без его расточки: проточка под верхнее поршневое кольцо в новом поршне может оказаться чуть выше, чем в старом, и кольцо может сломаться о «ступеньку», образующуюся в верхней части цилиндра при его износе.
У поршней ремонтных размеров на днище выбивается треугольник (+ 0,4 мм) или квадрат (+ 0,8 мм).
По диаметру отверстия под поршневой палец поршни подразделяются на три класса: 1 –21,978-21,982; 2 – 21,982-21,986; 3 – 21,986-21,990. Класс поршня также выбивается на его днище.
Поршень и палец должны быть одного класса. Поршни одного двигателя подбирают по массе (разброс не должен превышать 5 г) – это делается для уменьшения дисбаланса кривошипно-шатунного механизма.
Верхние два поршневых кольца – компрессионные, препятствующие прорыву газов в картер двигателя. Также они способствуют отводу тепла от поршня к цилиндру. Нижнее кольцо – маслосъемное.
Головка цилиндров – общая для всех четырех цилиндров – из алюминиевого сплава.
Центрируется на блоке двумя втулками и крепится десятью винтами.
Между блоком и головкой (их поверхности должны быть сухими) устанавливается безусадочная металлоармированная прокладка (ее повторное использование не допускается).
Порядок и момент затяжки винтов головки блока указаны в приложении. В верхней части головки цилиндров расположены опоры распределительных валов – по пять с каждой стороны головки.
Отверстия в опорах, выполненных разъемными, обрабатываются в сборе с корпусом подшипников. Заменять корпус необходимо в сборе с головкой цилиндров.
На поверхности головки цилиндров, сопрягающиеся с корпусом подшипников, наносят герметик Локтайт № 574. Порядок и момент затяжки гаек корпуса подшипников указаны в приложении.
Распределительные валы – литые, чугунные, пятиопорные, у каждого – восемь кулачков (пара соседних кулачков открывает одновременно два клапана в цилиндре).
Распределительные валы приводятся во вращение зубчатым ремнем от коленчатого вала.
В связи с повышенными нагрузками на зубчатый ремень его ширина в двигателе 2112, по сравнению с 2110 и 2111, увеличена с 19,0 до 25,4 мм (соответственно, увеличена ширина зубчатых шкивов и роликов).
Под шкивом впускного распределительного вала находится опорный ролик, под выпускным – натяжной. Для работы датчика фаз к зубчатому шкиву впускного распределительного вала приварен диск.
На приводных шестернях имеются установочные метки: если метка на шкиве коленчатого вала совпадает с меткой на корпусе масляного насоса (метка на маховике находится против среднего деления шкалы на картере сцепления), то метки на шкивах распределительных валов должны совпадать с метками на задней крышке привода распределительных валов.
Седла (изготовленные из металлокерамики) и направляющие втулки клапанов (латунные) запрессованы в головку цилиндров.
Отверстия во втулках обрабатываются после запрессовки. Внутренний диаметр втулок уменьшен, по сравнению с двигателями 2110 и 2111, с 8 до 7 мм.
В комплекте запасных частей поставляются также ремонтные втулки с наружным диаметром 12,279-12,290 мм (увеличенным на 0,2 мм по сравнению с номинальным).
На внутренней поверхности втулок для смазки выполнены канавки, похожие на резьбу: у втулок впускных клапанов – на всю длину, у выпускных – до половины длины отверстия. Сверху на втулки надеты маслоотражательные колпачки, изготовленные из маслостойкой резины.
Клапаны – стальные, выпускной – с головкой из жаропрочной стали с наплавленной фаской.
Площадь тарелки впускного клапана больше, чем выпускного.
По размерам они меньше, чем клапаны двигателей 2110 и 2111.
Клапаны расположены в два ряда, V-образно.
Приводятся в действие от кулачков распределительных валов через гидротолкатели.
Ось кулачка смещена относительно оси гидротолкателя на 1 мм.
За счет этого при работе двигателя корпус толкателя поворачивается вокруг своей оси, что способствует его более равномерному износу.
Гидротолкатели выбирают зазор между кулачком и корпусом толкателя при работе двигателя, что уменьшает шум газораспределительного механизма, а также исключает его обслуживание (регулировка зазора не требуется).
Для работы гидротолкателей необходима постоянная подача масла под давлением.
Для этого в головке цилиндров имеется канал с обратным шариковым клапаном (он предотвращает слив масла из каналов после остановки двигателя), а также каналы на нижней плоскости корпуса подшипников (они же подводят масло и к шейкам распределительных валов).
Гидротолкатели весьма чувствительны к качеству масла и его чистоте.
При наличии в масле механических примесей возможен быстрый выход из строя плунжерной пары гидротолкателя, что сопровождается повышенным шумом в газораспределительном механизме и интенсивным износом кулачков распределительного вала.
Неисправный гидротолкатель ремонту не подлежит, его следует заменить. Клапан закрывается под действием одной пружины. Нижним концом она опирается на шайбу, а верхним — на тарелку, удерживаемую двумя сухарями.
Сложенные сухари снаружи имеют форму усеченного конуса, а на внутренней поверхности – три упорных буртика, входящие в проточки на стержне клапана. Смазка двигателя – комбинированная.
Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники, пары «опора – шейка распредвала», гидротолкатели.
Разбрызгиванием масло подается на стенки цилиндров (далее к поршневым кольцам и пальцам), на днище поршней, к паре «кулачок распределительного вала – толкатель» и стержням клапанов. Остальные узлы смазываются самотеком.
Масляный насос – с шестернями внутреннего зацепления и редукционным клапаном – установлен на передней стенке блока цилиндров.
Ведущая шестерня установлена на двух лысках на переднем конце коленчатого вала.
Предельный диаметр гнезда под ведомую (большую) шестерню при износе не должен превышать 75,10 мм, минимальная ширина сегмента на корпусе, разделяющего ведущую и ведомую шестерни, – 3,40 мм.
Осевой зазор для ведущей шестерни не должен превышать 0,12 мм, для ведомой – 0,15 мм.
К крышке второго коренного подшипника и корпусу насоса болтами крепится маслоприемник.
Масляный фильтр – полнопоточный, неразборный, снабжен перепускным и противодренажным клапанами.
Система вентиляции картера – закрытая, принудительная, отсосом газов через маслоотделитель, расположенный в крышке головки цилиндров.
двигатель ваз 2112 устройство, описание
На рисунке (1-1 и 1-2) изображен двигатель автомобиля ваз 2112 (продольный и поперечный разрез). Двигатель 2112 – четырехцилиндровый, четырехтактный, с четырьмя клапанами на цилиндр, с двумя распределительными валами и с распределенным (фазированным) впрыском топлива. Двигатель 2112 разработан на базе двигателя автомобиля ваз 2110, но имеет много измененных или оригинальных деталей, что связано в первую очередь с установкой на двигатель автомобиля ваз 2112 16-клапанной головки и привода двух распределительных валов, а также с другой системой подачи воздуха в цилиндры.
рис. 1-1. двигатель автомобиля ваз 2112 (продольный разрез)
рис.1-2. двигатель автомобиля ваз 2112 (поперечный разрез)
двигатель ваз 2112
1 — шкив привода генератора (демпфер) ваз 2112; 2 — масляный насос ваз 2112; 3 — зубчатый шкив насоса охлаждающей жидкости ваз 2112; 4 — ремень привода механизма газораспределения; 5 — натяжной ролик; 6 — передняя крышка привода механизма газораспределения; 7 — поршневой палец ваз 2112; 8 — зубчатый шкив распределительного вала; 9 — сальник распределительного вала ваз 2112; 10 — задняя крышка привода распределительного вала; 11 — крышка головки блока цилиндров ваз 2112; 12 – выпускной распределительный вал; 13 — крышка подшипника распределительного вала ваз 2112; 14 — ресивер; 15 — направляющая труба; 16 — крышка маслоналивной горловины; 17- гидротолкатель ваз 2112; 18 — пружина клапана; 19- клапан ваз 2112; 20 — отводящий патрубок рубашки охлаждения; 21 — головка цилиндров ваз 2112; 22 — блок цилиндров; 23 — поршень ваз 2112; 24 — маховик ваз 2112; 25 — шатун; 26 — держатель заднего пыльника коленчатого вала; 27 — коленчатый вал; 28 — задний сальник коленчатого вала; 29 — крышка коренного подшипника; 30 — крышка шатуна; 31 — поддон картера; 32 — приемник масляного насоса; 33 — передний сальник коленчатого вала; 34 — зубчатый шкив коленчатого вала; 35 — пробка сливного отверстия поддона картера; 36 — масляный фильтр ваз 2112; 37 — насос охлаждающей жидкости; 38 — выпускной коллектор; 39 — выпускной клапан; 40 — впускной распределительный вал ваз 2112; 41 — форсунка ваз 2112; 42 — впускной коллектор; 43 — направляющая втулка клапана: 44 — впускной клапан.
Двигатель Ваз 2112 устройство
Двигатель Ваз 2112 с навесным оборудованием: 1 – поддон картера, 2 – передний сальник коленчатого вала, 3 – коленчатый вал, 4 – зубчатый шкив коленчатого вала, 5 – масляный насос, 6 – шкив привода генератора, 7 – зубчатый ремень, 8 – передняя крышка привода механизма газораспределения, 9 – зубчатый шкив насоса охлаждающей жидкости, 10 – натяжной ролик, 11 – зубчатый шкив распределительного вала, 12 – задняя крышка привода механизма газораспределения, 13 – сальник распределительного вала, 14 – выпускной распределительный вал, 15 – гидротолкатель, 16 – пружина клапана, 17 – направляющая втулка клапана, 18 – выпускной клапан, 19 – ресивер, 20 – крышка подшипников распределительного вала, 21 – направляющая труба, 22 – крышка головки блока цилиндров, 23 – пластиковая крышка, 24 – свеча зажигания, 25 – впускной распределительный вал, 26 – впускной клапан, 27 – головка блока цилиндров, 28 – соединительная муфта, 29 – топливная рампа, 30 – шланг вентиляции картера, 31 – форсунка, 32 – впускной коллектор, 33 – маховик, 34 – держатель заднего сальника коленчатого вала, 35 – задний сальник коленчатого вала, 36 – блок цилиндров, 37 – масляный щуп, 38 – поршень, 39 – шатун, 40 – крышка шатуна, 41 – крышка коренного подшипника коленчатого вала.
Ваз 2112 устройство двигателя: 1 – пробка сливного отверстия поддона картера, 2 – поддон картера, 3 – масляный фильтр, 4 – насос охлаждающей жидкости, 5 – выпускной коллектор, 6 – выпускной клапан, 7 – пружина клапана, 8 – выпускной распределительный вал, 9 – ресивер, 10 – крышка головки блока цилиндров, 11 – впускной распределительный вал, 12 – гидротолкатель, 13 – топливная рампа, 14 – форсунка, 15 – впускной коллектор, 16 – направляющая втулка клапана, 17 – впускной клапан, 18 – головка блока цилиндров, 19 – поршень, 20 – компрессионные кольца, 21 – маслосъемное кольцо, 22 – поршневой палец, 23 – шатун, 24 – блок цилиндров, 25 – крышка шатуна, 26 – коленчатый вал, 27 – приемник масляного насоса
технические характеристики, устройство и схема
Двигатель ВАЗ 21124 16 клапанов — это модификация другого вазовского мотора – 21120. Он появился в начале 2000-х и устанавливался на переднеприводные автомобили десятого семейства – ВАЗ 21104 (седан), 21114 (универсал), 21123 (трехдверных хэтчбек), 21124 (пятидверный хэтчбек). Также мотор устанавливался на ВАЗ 21144.
Технические характеристики двигателя ВАЗ 21124
![Двигатель в сборе](/800/600/https/fb.ru/misc/i/gallery/87244/2694847.jpg)
Это четырехтактный бензиновый двигатель с распределенным впрыском топлива объемом 1599 см3 (1,6 литра). Количество цилиндров – 4, расположение – рядное. Распределительный вал расположен в верхней части двигателя – головке блока цилиндров (ГБЦ) и приводится в движение ременной передачей от коленчатого вала. Охлаждается мотор за счет принудительной циркуляции охлаждающей жидкости при помощи водяной помпы. Смазка движущихся частей происходит при помощи разбрызгивания моторного масла и принудительной циркуляции последнего по специальным каналам.
Характеристики двигателя 21124, приводимые в инструкции по эксплуатации, следующие:
- Максимальная мощность (достигается при 5000 оборотов/мин.) – 65 кВт или 89 л. с.
- Крутящий момент (достигается при 3500-3900 оборотов/мин.) – 132 Н/м.
- Масса: 120 кг.
- Используемое топливо: бензин АИ 92, 95, сжатый природный газ.
- Общее количество клапанов/на цилиндр: 16/4.
- Число цилиндров: 4.
- Ход поршня: 72,6 мм.
- Ширина цилиндра; 82 мм.
- Степень сжатия: 10,3.
Устройство: общая схема
Устройство двигателя ВАЗ 21124 представляет собой совокупность нескольких подсистем:
- ГБЦ.
- Блок цилиндров и шатунно-поршневую группу.
- Смазки.
- Охлаждения.
- Зажигания.
- Питания.
- Выхлопа.
Взаимодействуют эти компоненты между собой при помощи привода газораспределительного механизма (ГРМ) и электронный блок управления двигателем (ЭБУД).
![Схема ваз 21124](/800/600/https/fb.ru/misc/i/gallery/87244/2694859.jpg)
На схеме: двигатель ВАЗ 21124 в разрезе.
Передняя сторона двигателя
Передняя сторона двигателя расположена около правого брызговика. На ней установлена двухсекционная пластиковая накладка.
![ГРМ ВАЗ 21124](/800/600/https/fb.ru/misc/i/gallery/87244/2694873.jpg)
Под ней расположены приводы газораспределительного механизма и электрогенератора. ГРМ включает в себя: шестерни распредвала, насос охлаждающей жидкости и 2 ролика, один из которых регулирует натяжение зубчатого ремня. На конце коленчатого вала находятся шестерня привода газораспределительного механизма, шкив генератора и маслонасос. Эти компоненты приводятся в движение от его вращения.
Головка блока цилиндров (ГБЦ)
![Головка блока цилиндров 21124](/800/600/https/fb.ru/misc/i/gallery/87244/2694988.jpg)
Она отлита из алюминия и выполняет функции впрыска топлива в цилиндры и удаления продуктов горения. Внутри имеются каналы для перекачки масла и охлаждающей жидкости, попадающих через несколько отверстий в месте соединения с блоком цилиндров.
Отливка комплектуется следующими деталями: клапаны, их направляющие и пружины, гидрокомпенсаторы, 2 распредвала (впуск и выпуск) и их подшипники. На концах валов с одной стороны расположены шестерни, диаметром в 2 раза больше коленвальной. На другой – датчик фазы, работающий на эффекте Холла.
Главное нововведение в ГБЦ 21124 по сравнению с восьмиклапанниками (2111 и 21083) – автоматическая регулировка зазоров между клапанами и кулачками распределительного вала. Это было достигнуто за счет добавления гидрокомпенсаторов в конструкцию головки блока цилиндров.
Блок цилиндров и шатунно-поршневая группа (ШПГ)
Это главная часть двигателя, в которой энергия сгоревшего топлива превращается в механическую. Она состоит из блока цилиндров, поршней, шатунов, соединительных пальцев опор-подшипников, коленвала и полуколец, ограничивающих смещение последнего относительно своей оси.
![Блок 11193](/800/600/https/fb.ru/misc/i/gallery/87244/2694877.jpg)
Двигатель ВАЗ 21124 16 клапанов комплектуется «высоким» блоком 11193, получившим свое прозвище из-за размера. Он отливается из чугуна, а затем в нем вытачивают отверсится под цилиндры. Его высота 197 миллиметров (от оси вращения коленвала до верхней кромки). Он выше блока цилиндров, использовавшегося в моторе 21120 на 2,2 мм. Это увеличение позволило повысить рабочий объем до 1,6 литра без увеличения диаметра цилиндров. Также блок отличается уменьшенным размером отверстий для болтов крепления ГБЦ.
Коленчатый вал (каталожный номер – 11183 -1005016), как и блок, отлит из чугуна. Шейки (места соприкосновения с другими деталями) отполированы и в них просверлены отверстия для смазки опорных и шатунных подшипников. Для уменьшения вибрации от вращения на валу установлено 8 противовесов, по форме похожих на половину диска.
Шатуны выкованы из стали, состоят из двух головок – верхней и нижней. В верхней установлена втулка, выполненная из сталебронзового сплава, для крепления поршня. В нижнюю – запрессованы вкладыши (подшипники скольжения). Крепится шатун к коленвалу при помощи крышки и 2 болтов.
![Поршень двигателя 21124](/800/600/https/fb.ru/misc/i/gallery/87244/2694887.jpg)
Поршни, устанавливаемые в двигатель ВАЗ 21124 16 клапанов, были разработаны специально для него. Они отлиты из алюминия, а в их торце есть 3 канавки для установки 2 компрессионных и одного маслосъемного кольца. На днище поршня (сторона, соприкасающаяся с клапанами) сделаны 4 выточки глубиной 5,5 миллиметров. Эта мера добавляет двигателю еще одно важное свойство – сохранность клапанов при разрыве ремня ГРМ или его неправильной установке. За эту модификацию мотор владельцы называют «безвтыковым». Охлаждаются поршни при помощи масляных форсунок, установленных в опорах коренных подшипников.
Сильный износ этой части двигателя приводит к сильному ухудшению характеристик двигателя ВАЗ 21124 вплоть до невозможности запуска.
Система питания
![Топливная система ваз 21124](/800/600/https/fb.ru/misc/i/gallery/87244/2695016.jpg)
Этот компонент предназначен для приготовления воздушно-топливной эмульсии и доставки ее к входам цилиндра. Она состоит из 3 частей: системы подачи воздуха, бензина и ресивера.
Топливная система включает в себя топливную рампу с форсунками, электрический насос, бак и соединительные трубки. Система подачи воздуха состоит из бумажного воздушного фильтра, шлангов и дроссельного узла.
Работает подача топлива следующим образом. По сигналу от блока управления двигателем включается насос и топливо поступает в рампу. Из нее топливо через форсунки впрыскивается в ресивер, где оно смешивается с воздухом. Полученная смесь при помощи разрежения в цилиндре втягивается в него.
Система зажигания
Двигатель ВАЗ 21124 16 клапанов оснащен системой зажигания, состоящей из свечей NGK BCPR6ES или АУ17ДВРМ, датчика детонации и индивидуальных катушек зажигания. Последние являются третьим нововведением в конструкции мотора и улучшают его динамические характеристики.
Блок управления двигателем и его датчики.
![Контроллер Бош 21124](/800/600/https/fb.ru/misc/i/gallery/87244/2694918.jpg)
Эта деталь – «мозг» силового агрегата. Она обеспечивает все технические характеристики двигателя ВАЗ 21124, заявленные заводом-изготовителем. Блок предназначен для координирования и синхронизации работы всех подсистем. Информацию о текущем состоянии мотора он получает при помощи датчиков:
- Положения и частоты вращения коленвала.
- Массового расхода воздуха (ДМРВ).
- Температуры охлаждающей жидкости.
- Положения распределительного вала.
- Детонации.
- Положения заслонки дроссельного узла.
- Двойной лямбда-зонд, определяющий количество кислорода в выхлопных газах, установленный до и после нейтрализатора.
- Датчик неровной дороги.
Описываемый двигатель комплектуется ЭБУД 21124 с контроллером BOSCH M 7.9.7, обеспечивающим соответствие экологическим нормам Евро-2 и 3.
Основные неисправности и способы их устранения
Иногда двигатель по случайности или недосмотру владельца может не завестись или начать себя странно вести прямо на дороге. Приведенная таблица с симптомами и их причинами поможет понять, что случилось с автомобилем и выполнить ремонт двигателя ВАЗ 21124 своими силами.
Проблема | Симптом | Причина | Устранение |
Двигатель не запускается | Не проворачивается стартер | Неисправно тяговое реле или есть обрыв в цепи пуска стартера | Проверить сопротивление проводов при помощи омметра, поврежденные – заменить |
Реле стартера срабатывает, но сам он не проворачивается или вращается плохо | Разряжен аккумулятор, плохой контакт в коллекторе стартера (грязь, износ щеток), неисправно тяговое реле | Зарядить аккумулятор, если он полностью разряжен или с «толкача» завести машину и доехать до ближайшего автоэлектрика | |
Стартер вращается, но коленвал не проворачивается | Нет контакта с зубьями маховика из-за разрушения последних, плохо закреплен стартер, вышли из строя его внутренние части | Закрепить/ заменить стартер, установить новый маховик | |
При работе стартера слышны щелчки | Неисправно тяговое реле, плохое соединения в цепях стартера, разряжен аккумулятор | Заменить реле, зарядить батарею, очистить и обжать места соединения проводов | |
Коленвал вращается, но двигатель не запускается | Неисправна система зажигания | 1.Проверить плотность посадки катушек зажигания 2.Проверить наличие искры на каждой свече 3.Заменить катушку/ свечу исправными | |
Неисправна система впрыска | 1.Проверить цепи системы впрыска(состояние проводов, предохранителей, бензонасоса) 2.Проверить давление в топливной рампе с помощью манометра 3.Проверить датчики:
| ||
Двигатель не работает на холостом ходу | В двигатель попадает лишний воздух | Подтянуть все шланги и соединения. Отсоединить вакуумный усилитель тормозов и заткнуть его шланг. Если холостые обороты вернулись – заменить усилитель | |
Неисправен регулятор холостого хода | Установить новый регулятор. Если проблема не исчезла – обратиться на СТО | ||
Двигатель работает неровно,»троит» | Со стороны глушителя слышно регулярно повторяющиеся хлопки | Нет искры в одном из цилиндров | Проверить исправность системы зажигания и заменить испорченные элементы |
В цилиндры попадает воздух в обход ресивера | Проверить соединения и устранить подсос воздуха | ||
Топливо-воздушная смесь не сжимается в одном из цилиндров из-за износа цилиндра, ШПГ или клапанов | Капитальный ремонт двигателя |
Подводя итог, можно сказать, что описанный мотор устроен просто и отличается большим ресурсом – 200-250 тысяч километров до первого капитального ремонта. Мощность двигателя ВАЗ 21124 небольшая по современным меркам, но ее вполне достаточно для езды в городских условиях.
Двигатель ваз 2112 Описание проблемы и тюнинг
Двигатель ваз 2112 это самый первый серийный 16 клапанный вазовский двигатель, который сошел с в 1997 году и продолжал выпускаться до 2004 года. Одно из главных отличий от предшественников это наличие гидрокомпенсаторов, благодаря которым владельцам больше не нужно регулировать клапана. Есть еще одно конструктивное отличие это наличие дополнительных масло каналов для коренных подшипников. Двигатель ваз 2112 экономичней и динамичней чем 8 клапанные моторы.
Характеристики
Годы выпуска: 1997-2004
Материал блока цилиндров: чугун
Ход поршня: 71 мм
Диаметр цилиндра: 82 мм
Степень сжатия: 10.5
Объем двигателя: 1499 куб.см
Мощность двигателя л.с./об.мин: 93/5600
Крутящий момент Нм/об.мин: 128/3700
Рекомендуемое топливо: 95
Экологический стандарт: Евро 3
Вес двигателя: —
Расход топлива, л/100 км
город: 8.8
трасса: 5.5
смешан: 7.2
Расход масла гр./1000 км: 50
Рекомендуемое масло в двигатель: 5W-30, 5W40, 10W-40, 15W-40
Сколько масла лить при замене: ~ 3,5 литров
Ресурс двигателя: 250 тыс.км и более
Проблемы
1) При обрыве ремня ГРМ на моторе ваз 2112 поршни гнут клапана. Необходимо следить за состоянием ремня ГРМ. Для избежания встречей поршней с клапанами можно установить безвтыковые поршни от 124 мотора. Правда из-за них немного упадет мощность.
2) Троение. Двигатель ваз 2112 может начать троить по следующим причинам: неисправен модуль зажигания, износ высоковольтных проводов, прогорел клапан и упала компрессия.
3) Двигатель долго греется. Неисправен термостат.
4) Перегрев. Причины следующие: неисправен термостат, заклинил вентилятор, прохудился патрубок.
5) Плавают обороты. Износ датчиков: регулятора холостого хода, ДМРВ, датчик положения дроссельной заслонки и датчика коленвала может стать причиной плавающих оборотов на холостом ходу. Иногда бывает достаточно прочистить дроссельную заслонку.
6) Стук. Стук в двигателе может случится из-за гидрокомпенсаторов. В некоторых случаях могут начать стучать поршни, шатунные или коренные подшипники.
7) Вибрации. Засорились форсунки, вышел из строя регулятор холостого хода, лямба-зонд, свечи зажигания, высоковольтные провода.
Узнайте здесь как поднять мощность двигателя ваз 2112.
Click to rate this post!
[Total: 0 Average: 0]Система смазки двигателя ВАЗ-2112 16 клапанов: схема, фото, видео
Каждый водитель знает, что двигатель ВАЗ-2112 содержит масло, и что при помощи его происходит смазка всех узлов. Это нужно для того, чтобы детали, которые находятся в основном силовом агрегате — меньше изнашивались. Но, со временем масло имеет свойство терять свои полезные качества. Не каждый автолюбитель знает, как происходит сам процесс смазки. Именно поэтому, в данной статье повещается, как происходит процесс смазки и замена масла своими руками.
Схема и устройство двигателя
Многие автомобилисты знают устройство главного силового агрегата, но не все его помнят. Для того чтобы понять, как происходит сам процесс напомним, как устроен двигатель.
![Схема работы ДВС ВАЗ-2112](/800/600/https/carfrance.ru/wp-content/uploads/2016/10/ustroistvo.jpg)
![Схема работы ДВС ВАЗ-2112](/800/600/https/carfrance.ru/wp-content/uploads/2016/10/ustroistvo.jpg)
Схема устройства двигателя
1 — канал в блоке цилиндров подачи масла в масляную магистраль головки цилиндров; 2 — канал в головке цилиндров; 3 — патрубок отвода картерных газов в корпус воздушного фильтра; 4 — крышка маслоналивной горловины; 5 — патрубок вытяжного шланга; 6 — патрубок отвода картерных газов в задроссельное пространство; 7 — масляная магистраль в головке цилиндров; 8 — распределительный вал; 9 — канал подачи масла к подшипнику распределительного вала; 10 — датчик указателя давления масла; 11 — редукционный клапан; 12 — канал подачи масла из фильтра в главную масляную магистраль; 13 — ведущая шестерня масляного насоса; 14 — ведомая шестерня масляного насоса; 15 — канал подачи масла от насоса к фильтру; 16 — противодренажный клапан; 17 — фильтрующий картонный элемент; 18 — масляный картер; 19 — маслоприемник; 20 — сливная пробка; 21 — перепускной клапан; 22 — масляный фильтр; 23 — канал подачи масла от коренного подшипника коленчатого вала к шатунному; 24 — канал подачи масла к коренному подшипнику коленчатого вала; 25 — главная масляная магистраль
Как происходит смазка двигателя (схема и пояснение)
![Схема смазки двигателя ВАЗ-2112](/800/600/https/carfrance.ru/wp-content/uploads/2016/10/osobennosti-ustroistva-sistemy-smazki-1.jpg)
![Схема смазки двигателя ВАЗ-2112](/800/600/https/carfrance.ru/wp-content/uploads/2016/10/osobennosti-ustroistva-sistemy-smazki-1.jpg)
Схема циркуляции смазки по двигателю
Итак, когда рассмотрен вопрос устройства двигателя, можно перейти непосредственно к рассмотрению смазки. Сама система считается комбинированной.
При помощи давления смазываются: коренные и шатунные вкладыши коленчатого вала, распредвальные опоры, стенки цилиндров (при помощи разбрызгивания), поршни и маслосъёмные кольца, непосредственно распредвал, клапана и толкатели.
Масляный насос расположен внутри двигателя, и сверху видна только закрывающая крышка. Привод маслонасоса – механический, принудительный.
![Схема масляной циркуляции двигателя ВАЗ-2112](/800/600/https/carfrance.ru/wp-content/uploads/2016/10/sistema-smazki-2.jpg)
![Схема масляной циркуляции двигателя ВАЗ-2112](/800/600/https/carfrance.ru/wp-content/uploads/2016/10/sistema-smazki-2.jpg)
Схематическое изображение циркуляции масла
Замена смазочной жидкости
Для того чтобы заменить масло потребуется инструмент, 5 литров масла (о выборе масла здесь) и масляный фильтр.
![Масло для двигателя ВАЗ-2112](/800/600/https/carfrance.ru/wp-content/uploads/2016/10/maslo.jpg)
![Масло для двигателя ВАЗ-2112](/800/600/https/carfrance.ru/wp-content/uploads/2016/10/maslo.jpg)
Масло «Шел Хеликс» рекомендованное для заливки в двигатель 10 серии Лады
Итак, рассмотрим, непосредственно последовательность действий:
- Снимаем нижнюю защиту двигателя (если, она конечно есть).
- Выкручиваем сливную пробку поддона масла.
При помощи ключа откручиваем сливную пробку картера
- Ждем, пока масло сбежит.
- Пока идет процесс вытекания жидкости необходимо заменить фильтр.
Проводим демонтаж старого фильтра при помощи специального съемника
Для этого, при помощи специального инструмента откручиваем фильтрующий элемент. В новый фильтр, необходимо немного налить масла и закрутить на место старого. Стоит обратить внимание, что между мотором и фильтром есть медное уплотнительное кольцо, которое также подлежит замене.
Заливаем масло в фильтр
- Закручиваем сливную пробку.
- Откручиваем заливную пробку.
Откручиваем заливную пробку
- При помощи воронки, производим заливку нового масла в систему, до того момента, пока на щупе указатель жидкости не будет между показателями MIN и MAX.
Проверяем уровень масла на щупе
Выводы
Схема смазки двигателя ВАЗ-2112 достаточно простая. Стоит вспомнить, как устроен двигатель, и вопрос смазки становится понятным. Особое внимание, стоит уделить свойствам масла и своевременной замене. Так, при выборе смазочной жидкости необходимо руководствоваться рекомендациям завода изготовителя.
Двигатель ваз 21124 Описание проблемы и тюнинг
Шестнадцати клапанный двигатель ваз 21124 впервые появился в 2004 году. Этот мотор является улучшенной версией 112 -го мотора. На этом двигателе впервые были применены индивидуальные катушки зажигания. Благодаря этому система зажигания стала более надежной.
На 124-м моторе решена самая главная проблема 16 клапанных моторов при обрыве ремня ГРМ поршни больше не гнут клапана. Поршни 124-го двигателя оснащены специальными лунками, из-за них немного упала мощность. Еще здесь использован калиновский блок который выше на 2,3 мм. Объем у 124-го мотора объем увеличен до 1,6 л за счет увеличения хода поршня.
Характеристики
Годы выпуска: 2004- наше время
Материал блока цилиндров: чугун
Ход поршня: 75.6 мм
Диаметр цилиндра: 82 мм
Степень сжатия: 10.3
Объем двигателя: 1599 куб.см
Мощность двигателя л.с./об.мин: 89/5000
Крутящий момент Нм/об.мин: 131/3700
Рекомендуемое топливо: 92 или 95
Экологический стандарт: Евро 3 , позже Евро 4
Вес двигателя: ? кг
Расход топлива, л/100 км
город: 8.9
трасса: 6.4
смешан: 7.5
Расход масла гр./1000 км: 50
Рекомендуемое масло в двигатель: 5W-30, 5W-40, 10W-40, 15W-40
Сколько масла лить при замене: ~ 3.5 литров
Ресурс двигателя: 250 тыс.км
Проблемы
Двигатели ваз 21124 имеют схожие проблемы со своими собратьями за исключением тех которые были устранены.
1) Троение. Троение происходит по причине изношенных свечей, катушек зажигания или засорившихся форсунок также возможно прогорел клапан.
2) Плавают обороты. Данная неисправность происходит по причине датчиков которые выходят из строя. Вначале нужно прочистить дроссель возможно этого будет достаточно. Далее если это не помогло нужно проверить ДМРВ, РХХ, ДПЗД и ДПК.
3) Стук. Стук и шум в двигателе чаще всего исходит от гидрокомпенсаторов , если причина не в них тогда возможен износ ШПГ. Что означает, что вскоре потребуется ремонт.
О том как увеличить мощность 16 клапанного двигателя можете прочитать здесь.
Click to rate this post!
[Total: 0 Average: 0]