Ваз 21213 нива карбюратор – причины неисправности и способы диагностики поломок, пошаговая инструкция по замене и настройке, рекомендации специалистов
Карбюратор 21073-1107010 автомобиля ВАЗ-21213
Для приготовления топливовоздушной смеси необходимого состава (в зависимости от режима работы двигателя) служит карбюратор 21073-1107010 – эмульсионного типа, двухкамерный, с падающим потоком, с последовательным принудительным открытием дроссельных заслонок.
Привод дроссельных заслонок – механический, рычажный.
Карбюратор имеет сбалансированную поплавковую камеру, систему отсоса картерных газов, подогрев зоны дроссельной заслонки первой камеры, пусковое устройство с механическим приводом, электромагнитный запорный клапан холостого хода.
Для пуска холодного двигателя над первой камерой установлена воздушная заслонка с механическим тросовым приводом и вакуумным пусковым устройством.
Топливо подается в поплавковую камеру карбюратора через сетчатый фильтр, установленный за впускным штуцером.
Поплавковая камера – двухсекционная (такая конструкция уменьшает влияние колебаний уровня топлива на работу двигателя при поворотах и кренах автомобиля).
Заданный уровень топлива в ней поддерживается игольчатым клапаном.
Из поплавковой камеры топливо поступает через главные топливные жиклеры (первой и второй камер) в эмульсионные колодцы, где смешивается с воздухом, проходящим через калиброванные отверстия в верхней части эмульсионных трубок (главные воздушные жиклеры).
Затем через распылители топливовоздушная эмульсия попадает в малые и большие диффузоры карбюратора.
Система холостого хода отбирает топливо из эмульсионного колодца после главного топливного жиклера первой камеры.
Топливо проходит через жиклер холостого хода (конструктивно объединенный с электромагнитным запорным клапаном холостого хода), после чего смешивается с воздухом из канала от воздушного жиклера холостого хода и из расширяющейся части диффузора (для устойчивой работы при переходе на режим холостого хода).
Образовавшаяся эмульсия подается под дроссельную заслонку через отверстие, перекрываемое винтом качества.
Винт количества (числа оборотов) регулирует открытие дроссельной заслонки первой камеры на холостом ходу.
При частичном открытии дроссельной заслонки первой камеры (до включения в работу главной дозирующей системы) топливовоздушная смесь поступает в камеру через вертикальную щель, находящуюся на уровне дроссельной заслонки в закрытом положении; при частичном открытии дроссельной заслонки второй камеры – через отверстие, находящееся чуть выше дроссельной заслонки второй камеры в закрытом положении.
Экономайзер мощностных режимов включается в работу при значительном открытии дроссельных заслонок.
Топливо забирается из поплавковой камеры через шариковый клапан.
Пока диафрагма экономайзера удерживается разрежением во впускном коллекторе, клапан закрыт.
Когда дроссельные заслонки открываются, разрежение за ними падает, и толкатель, приклепанный к диафрагме, освобождает клапан.
При этом топливо поступает через жиклер экономайзера в эмульсионный колодец в обход главного топливного жиклера, обогащая смесь.
Эконостат обеспечивает дополнительное поступление топлива непосредственно из поплавковой камеры (через жиклер эконостата и систему трубок) во вторую камеру.
Эконостат включается в работу на режимах максимальной мощности, дополнительно обогащая рабочую смесь. Ускорительный насос – диафрагменного типа, с механическим приводом от оси дроссельной заслонки первой камеры через профильный кулачок.
При открытии дроссельной заслонки кулачок воздействует на рычаг, который, в свою очередь, воздействует на диафрагму.
Порция топлива через распылитель впрыскивается в первую камеру карбюратора, обогащая горючую смесь на режимах разгона.
Насос снабжен двумя шариковыми клапанами: обратный клапан расположен в канале, связывающем поплавковую камеру с полостью ускорительного насоса; он открывается при ее заполнении топливом (педаль «газа» отпущена, и возвратная пружина отводит диафрагму назад) и закрывается при нагнетании топлива.
Другой клапан расположен в распылителе; он открывается под давлением нагнетаемого топлива и закрывается под действием собственного веса, как только подача топлива прекращается.
Это предотвращает вытекание топлива из каналов и подсос воздуха. Производительность насоса определяется профилем кулачка.
Пусковое устройство служит для обогащения топливовоздушной смеси при запуске холодного двигателя.
Оно управляется с места водителя рукояткой «подсоса», через трос.
При вытягивании рукоятки до упора трехплечий рычаг управления воздушной заслонкой, поворачиваясь на оси, профильным вырезом воздействует на рычаг воздушной заслонки, закрывая ее. При этом наружным профилем (в нижней части) он воздействует на рычаг управления дроссельной заслонкой первой камеры, приоткрывая ее на пусковой зазор С (его величина регулируется винтом на рычаге).
После начала работы двигателя разрежение во впускном коллекторе возрастает и передается в полость пускового устройства.
Под действием разрежения диафрагма пускового устройства, преодолевая сопротивление возвратной пружины, через шток приоткрывает воздушную заслонку на пусковой зазор В (его величина регулируется винтом на крышке пускового устройства).
При утапливании рукоятки управления воздушной заслонкой зазоры С и В уменьшаются, их величина при частично утопленной рукоятке зависит от профилей трехплечего рычага (его выреза и наружного профиля) и регулировке не подлежит.
Если вытянута рукоятка управления воздушной заслонкой, то при нажатии на педаль «газа» будет открываться только дроссельная заслонка первой камеры, так как дроссельная заслонка второй камеры при этом блокируется специальным рычагом, установленным на рычаге привода дроссельных заслонок. Это предотвращает рывки и провалы при движении с непрогретым двигателем (при вытянутой рукоятке управления воздушной заслонкой).
Экономайзер принудительного холостого хода состоит из концевого выключателя, электромагнитного запорного клапана и блока управления.
Электромагнитный клапан перекрывает подачу топлива в систему холостого хода и переходную систему первой камеры. Нормальное состояние клапана (напряжение не подается) – закрытое.
Он открывается при нажатии педали «газа», а также при числе оборотов коленчатого вала 1900 мин –1 и ниже.
Клапан закрывается, если педаль «газа» отпущена (концевой выключатель замкнут на массу) и обороты двигателя превышают 2100 мин -1 , а также при выключении зажигания, что предотвращает работу двигателя при выключенном зажигании (дизелинг).
Приготовленная в карбюраторе смесь попадает в цилиндры двигателя через впускной коллектор. Он отлит из алюминиевого сплава и крепится к двигателю на шпильках через термостойкие прокладки.
Тарировочные данные карбюратора 21073-1107010
Параметры |
Первая камера |
Вторая камера |
Диаметр смесительной камеры, мм |
32 |
32 |
Диаметр диффузора, мм |
24 |
24 |
Маркировка распылителя |
7 |
6 |
Главная дозирующая система: |
||
маркировка топливного жиклера |
107,5 |
117,5 |
маркировка воздушного жиклера |
150 |
135 |
Тип эмульсионной трубки |
ZD |
ZC |
Система холостого хода первой камеры и переходная система второй камеры: |
||
маркировка топливного жиклера |
39 |
70 |
маркировка воздушного жиклера |
140 |
140 |
Эконостат: |
||
условный расход топливного жиклера |
— |
70 |
Экономайзер мощностных режимов: |
||
маркировка топливного жиклера |
40 |
— |
усилие сжатия пружины при длине 9,5 мм, Н |
1,5±10% |
— |
Ускорительный насос: |
||
маркировка распылителя |
45 |
— |
подача топлива за 10 циклов, см 3 |
14 |
— |
маркировка кулачка |
4 |
— |
Пусковые зазоры: воздушной заслонки (зазор В), мм |
3,0 |
— |
дроссельной заслонки (зазор С), мм |
1,1 |
— |
Диаметр отверстия для вакуумного корректора, мм |
1,2 |
— |
Диаметр отверстия игольчатого клапана, мм |
1,8 |
|
Диаметр отверстия перепуска топлива в бак, мм |
0,70 |
|
Диаметр отверстия вентиляции картера двигателя, мм |
1,5 |
— |
Карбюратор солекс на ваз 21213 нива устройство
Карбюратор Солкс 21073 автомобиля Нива 21213 имеет несколько жиклеров в разных системах. Они позволяют точно дозировать топливо, воздух, эмульсию поступающие в двигатель.
Топливные жиклеры главных дозирующих систем (ГДС) 1-й и 2-й камер карбюратора Солекс 21073
Первая камера — 107,5, вторая камера 117,5. См. фото ниже.
Воздушные жиклеры главных дозирующих систем 1-й и 2-й камер карбюратора Солекс 21073
Первая камера — 150, вторая — 135.
топливные и воздушные жиклеры главных дозирующих систем (ГДС) карбюратора 21073 Солекс
Калиброванное отверстие в штуцере перепуска топлива в бензобак (штуцер «обратки»)
калиброванное отверстие в штуцере перепуска топлива в бензобак («обратки»)
Топливный жиклер системы холостого хода (СХХ) карбюратора 21073 Солекс
Тарировочные данные — 39-44.
топливный жиклер системы холостого хода (СХХ) карбюратора 21073 Солекс в электромагнитном клапане (ЭМК)
Воздушный жиклер СХХ карбюратора 21073 Солекс
воздушный жиклер системы холостого хода (СХХ) карбюратора 21073 Солекс
Топливный жиклер переходной системы второй камеры карбюратора 21073 Солекс
См. фото ниже. Маркировка — 70.
Топливный жиклер эконостата карбюратора 21073 Солекс
топливный жиклер эконостата и топливный жиклер переходной системы второй камеры карбюратора 21073 Солекс с трубками
Топливный жиклер экономайзера мощностных режимов карбюратора 21073 Солекс
топливный жиклер экономайзера мощностных режимов карбюратора 21073 Солекс (крышка экономайзера снята)
Примечания и дополнения
— Расположение и количество жиклеров Солекс 2108, 21081, 21083 и иных карбюраторов этого семейства аналогично карбюратору 21073 Солекс. Различны лишь их тарировочные данные. Подробнее: «Жиклеры карбюраторов Солекс».
— Жиклеры карбюраторов Солекс разных модификаций взаимозаменяемые, что создает широкое поле для тюнинга и доработки.
Еще статьи по устройству карбюратора 21073 Солекс
Лет 15 назад была у меня Таврия. Карб на ней стоял Солекс. Расход бензина – меньше 5-и литров на сотню км. Перед продажей карб был заменен на новый, 08 Солекс, по причине постоянных засоров, в основном системы ХХ.
Следующие машины были Жигули, сначала с 05 двигателем 1300, затем с 06 двигателем 1600. Обе с карбюраторами Озон. Вот с этими Озонами я ни как не смог подружиться. Не работали они как надо. То переливают, то чихают. В один прекрасный день, на даче, Озон на ВАЗ 2105 приказал долго жить. Заменить нечем, запасных частей нет, ремонту в полевых условиях не подлежит. А до города 180 км надо ехать. Вот тут и попался на глаза старый Таврийный Солекс, который, после чистки и продувки был водружен вместо Озона. На скорую руку был сделан привод кусочком тросика и роликом от привода карба Таврии. Пробная поездка по деревне показала, что ехать можно. Но на трассе выяснилось, что мотор очень неохотно набирает обороты, приемистость – ноль. А в городе, на светофорах – просто мученье. Зато расход и на Жигулях остался 5 литров на сотню по трассе.
После пошли всевозможные эксперименты с жиклерами, флейтами, распылителями и кулачками ускорительного насоса. Тогда же было испытано задроссельное распыливание. Промежуточные результаты были разными и очень интересными. Например, пробуксовка колес с дымом на сухом асфальте с места и бешенный расход бензина у двигла 05 – 1300 в городском цикле. Конечный результат – нормальная динамика и расход 7-8 л на сотню. Этот же карб перекочевал на следующую машину ВАЗ 2104 с 1600 двигателем. Правда, снова пришлось экспериментировать с жиклерами, настраивая карб под свои запросы и возросший объем двигателя. После уничтожения этой четверки в результате встречи с КАМАЗом, я приобрел Ниву 21213.
Штатно установленный Солекс меня удивил. С места прием явно слабоват, подхват с 2000 об/мин до 3500 об/мин, дальше, на второй камере, опять вялый разгон. Расход по трассе 9,3 л/100 км. Свечи в копоти, явное переобогащение смеси. Замена жиклеров положительных результатов не дала. Максимальная скорость 125 км/ч. А в начале весны он начал постоянно засоряться, по 2 раза в день приходилось снимать верхнюю часть, с поплавками. Помогало ненадолго. Требовалась полная разборка и мойка всех каналов. Позже выяснилась и причина засора – мелкие резиновые чешуйки от топливного шланга, видимо бензин его разъедал тихонько.
В интернете изучил массу материалов по карбюраторам, посетил Ёжиков – Сайт Ижей и ОД, сайт Картюнинг и др. и решил глобально заняться карбом.
Хорошая тяга на низких оборотах, небольшой расход топлива (8 -10л) при спокойной езде, хорошая тяга на второй камере, пусть даже за счет повышенного расхода. С высказываниями о невозможности уменьшить расход топлива на Ниве не согласен категорически! Почему Мерс ML 320, полноприводный паркетный джип, весом в два раза больше, а мощностью мотора – в три раза больше чем у Нивы, кушает на трассе только 11 литров? (Проверялось 12 раз на дистанции 500 км, на рыбалку с Питера на Чудское озеро и обратно).
Пилить штатный 073 карб желания не было, поэтому на разборке был куплен для издевательств 083 карб. Для начала он был промыт и почти без переделок установлен на НИВУ. Заменил только главный топливный жиклер 1 камеры с 95 на 97,5 и распылитель УН от 073 карба, с одним носиком и 45-ой дыркой. Флейты остались родные.
На малых оборотах, до 2500 (на первой камере) он тянет намного лучше штатного 073! При резком открытии заслонок появилась детонация, что свидетельствует об обеднении смеси. На второй камере разгон опять вялый. Максимальная скорость, которую смог получить на этом карбе – 110 км/ч.
Опережение зажигания настроено на -5градусов, двигатель слегка разжат доработкой поршней. Эта бестолковая дырка (выемка в поршне), обточена и заглажены острые кромки. Убрано с каждого поршня около 2 см3 металла. Кстати, 1 мм прокладка под головкой блока цилиндров дает увеличение камеры сгорания на 5,3 см3 для каждого цилиндра.
Солекс сам по себе более гибкий, более настраиваемый карбюратор, нежели Озон или другие, ведь его штатно ставят на разные двигатели, от Оки до Волги. Соответственно, к нему выпускается большой ассортимент жиклеров и флейт, с помощью которых можно достаточно широко манипулировать характеристиками двигателя.
Итак, есть два карбюратора:
– 073 штатный, с 24/24 диффузорами, суммарной площадью ГД – 900 мм2, установлен на машине;
– 083 с 21/23 диффузорами, суммарной площадью ГД – 765 мм2, на 20% меньшей! – лежит на столе, подвергающийся экзекуции.
Собственно первая задача практически решена, 083 на первой камере тянет нормально.
Взял в руки карандаш и бумагу, вооружившись одной формулой площади круга (Пи R2) рассчитал площади проходного сечения разных диаметров диффузоров, добавив разные объемы двигателей, узнал расход воздуха и соответственно, скорость воздуха через диффузоры разного диаметра на разных оборотах двигателей разных объемов. Не буду приводить эти расчеты, они занимают много места, тем не менее, они очень просты, задачи по математике, 5 класс. Через меньший диаметр трубы при одинаковом расходе, скорость движения воздуха больше.
Поэтому первую камеру оставляем 21 мм для увеличения скорости воздуха по сравнению с 24 камерой 073-го Солекса. Это улучшает смесеобразование на низких оборотах, смещает крутящий момент в сторону более низких оборотов, По расчетам с 3000 до 2500 об/мин. То есть одинаковая скорость воздуха достигается на 073 при 3000 об/мин, а на 083 при 2500об/мин. Отсюда и имеем лучшую тягу на малых оборотах, то есть на первой камере.
Чтобы сравнять площади диффузоров 083 со штатным Солексом, то есть не ухудшить наполнение цилиндров на больших оборотах, необходимо увеличить диаметр ГД второй камеры до 26 мм.
Получаем: 083карб 21/26 равен 073карбу 24/24 по площади ГД.
Диаметры топливных жиклеров напрямую связаны с диаметрами Главных диффузоров.
В таблице приведены примерные соответствия, все зависит от конкретного карбюратора и объема двигателя.
2.15.1. Особенности устройства
1 – рычаг привода дроссельных заслонок; 2 – штифт рычага блокировки второй камеры; 3 – регулировочный винт приоткрывания дроссельной заслонки первой камеры; 4 – винт для крепления троса привода воздушной заслонки; 5 – рычаг управления воздушной заслонкой; 6 – рычаг воздушной заслонки; 7 – возвратная пружина воздушной заслонки; 8 – шток диафрагмы пускового устройства; | 9 – электромагнитный запорный клапан; 10 – патрубок подачи топлива; 11 – кронштейн для крепления оболочки троса привода воздушной заслонки; 12 – регулировочный винт второй камеры; 13 – рычаг дроссельной заслонки второй камеры; 14 – рычаг привода дроссельной заслонки второй камеры; 15 – возвратная пружина дроссельной заслонки первой камеры |
На двигателе устанавливается карбюратор 21073–1107010 эмульсионного типа, двухкамерный, с последовательным открытием дроссельных заслонок. Карбюратор имеет сбалансированную поплавковую камеру, систему отсоса картерных газов за дроссельную заслонку, подогрев зоны дроссельной заслонки первой камеры, блокировку второй камеры.
В карбюраторе имеются две главные дозирующие системы первой и второй камер, система холостого хода первой камеры с переходной системой, переходная система второй камеры, экономайзер мощностных режимов, эконостат, диафрагменный ускорительный насос, пусковое устройство. На принудительном холостом ходу включается экономайзер принудительного холостого хода.
Тарировочные данные карбюратора приведены в подразделе 2.15.2.
ВАЗ-21213 (Нива). Главная дозирующая система
1 – главные воздушные жиклеры с эмульсионными трубками; 2 – распылители первой и второй камер; 3 – балансировочное отверстие; 4 – топливный фильтр; 5 – патрубок с калиброванным отверстием слива части топлива в топливный бак; | 6 – игольчатый клапан; 7 – поплавок; 8 – дроссельная заслонка второй камеры; 9 – главные топливные жиклеры; 10 – дроссельная заслонка первой камеры |
Cхема системы холостого хода и переходных систем карбюратора
1 – электромагнитный запорный клапан; 2 – топливный жиклер холостого хода; 3 – воздушный жиклер холостого хода; 4 – топливный жиклер переходной системы второй камеры с трубкой; 5 – воздушный жиклер переходной системы второй камеры; | 6 – выходное отверстие переходной системы второй камеры; 7 – главные топливные системы; 8 – щель переходной системы первой камеры; 9 – регулировочный винт качества (состава) смеси холостого хода |
Топливо через сетчатый фильтр 4 (см. рис. Схема главных дозирующих систем) и игольчатый клапан 6 подается в поплавковую камеру. Из поплавковой камеры топливо поступает через главные топливные жиклеры 9 в эмульсионные колодцы и смешивается с воздухом, выходящим из отверстий эмульсионных трубок 1, которые изготовлены заодно с главными воздушными жиклерами. Через распылители 2 топливно-воздушная эмульсия попадает в малые и большие диффузоры карбюратора.
Дроссельные заслонки 8 и 10 соединены между собой таким образом, что вторая камера начинает открываться, когда первая уже открыта на 2/3 величины.
Система холостого хода забирает топливо из эмульсионного колодца после главного топливного жиклера 7 (см. рис. Cхема системы холостого хода и переходных систем карбюратора).
Топливо подводится к топливному жиклеру 2 с электромагнитным запорным клапаном 1, на выходе из жиклера смешивается с воздухом, поступающим из проточного канала и из расширяющейся части диффузора (для обеспечения нормальной работы карбюратора при переходе на режим холостого хода).
Эмульсия выходит под дроссельную заслонку через отверстие, регулируемое винтом 9 качества (состава) смеси.
ВАЗ-21213 (Нива). Переходные системы
При открытии дроссельных заслонок карбюратора до включения главных дозирующих систем топливно-воздушная смесь поступает:
– в первую смесительную камеру через жиклер 2 холостого хода (см. рис. Cхема системы холостого хода и переходных систем карбюратора) и вертикальную щель 8 переходной системы, находящуюся на уровне кромки дроссельной заслонки в закрытом положении; – во вторую смесительную камеру через выходное отверстие 6, находящееся чуть выше кромки дроссельной заслонки в закрытом положении. Топливо поступает из жиклера 4 через трубку, смешивается с воздухом из жиклера 5, поступающим через проточный канал.
2.15.1.3.
ВАЗ-21213 (Нива). Экономайзер мощностных режимов
Схема экономайзера мощностных режимов и эконостата
1 – дроссельная заслонка второй камеры; 2 – главный топливный жиклер второй камеры; 3 – топливный жиклер эконостата с трубкой; 4 – главный топливный жиклер первой камеры; 5 – дроссельная заслонка первой камеры; | 6 – канал подвода разрежения; 7 – диафрагма экономайзера; 8 – шариковый клапан; 9 – топливный жиклер экономайзера; 10 – топливный канал; 11 – воздушная заслонка; 12 – главные воздушные жиклеры; 13 – впрыскивающая трубка эконостата |
Экономайзер мощностных режимов срабатывает при определенном разрежении за дроссельной заслонкой 5.
Топливо забирается из поплавковой камеры через шариковый клапан 8. Клапан 8 закрыт, пока диафрагма удерживается разрежением во впускной трубе.
При значительном открытии дроссельной заслонки разрежение несколько падает и пружина диафрагмы 7 открывает клапан.
Топливо, проходящее через жиклер 9 экономайзера, добавляется к топливу, которое проходит через главный топливный жиклер 4, обогащая горючую смесь.
ВАЗ-21213 (Нива). Эконостат
Эконостат работает при полной нагрузке двигателя на скоростных режимах, близких к максимальным, при полностью открытых дроссельных заслонках.
Топливо из поплавковой камеры через жиклер 3 (см. рис. Схема экономайзера мощностных режимов и эконостата) поступает в топливную трубку и высасывается через впрыскивающую трубку 13 во вторую смесительную камеру, обогащая горючую смесь.
ВАЗ-21213 (Нива). Ускорительный насос карбюратора
Схема ускорительного насоса
1 – распылитель; 2 – шариковый клапан подачи топлива; 3 – диафрагма насоса; 4 – толкатель; 5 – рычаг привода; | 6 – кулачок привода насоса; 7 – дроссельная заслонка первой камеры; 8 – обратный шариковый клапан; 9 – дроссельная заслонка второй камеры |
Ускорительный насос диафрагменный, с механическим приводом от кулачка 6 на оси дроссельной заслонки первой камеры.
При закрытой дроссельной заслонке пружина отводит диафрагму 3 назад, что приводит к заполнению полости насоса топливом через шариковый клапан 8.
При открытии дроссельной заслонки кулачок действует на рычаг 5, а диафрагма 3 нагнетает топливо через шариковый клапан 2 и распылитель 1 в смесительную камеру карбюратора, обогащая горючую смесь.
Производительность насоса не регулируется и зависит только от профиля кулачка.
Установка зажигания на Ваз 21213 Нива карбюратор
Любому человеку, даже не автовладельцу, понятно, что без зажигания машина не заведется и не поедет (варианты криминальные не рассматриваются). В зависимости от производителя автомобиля ремонт или замена деталей происходит в автосервисе или самостоятельно. Установка зажигания на ВАЗ 21213 НИВА карбюратор – один из тех процессов, которые может произвести владелец сам. Такой подход сэкономит деньги и даст личный опыт в ремонте.
Особенности замены замка зажигания
Прежде всего, важно убедиться, что проблема именно в замке. Поэтому проводится осмотр свечей, трамблера и катушки зажигания. Часто эти части ДВС становятся причиной в сбоях корректной работы. Если поломки в них исключены, то следует менять замок зажигания (ЗЗ). Порядок извлечения:
- Отключить аккумулятор.
- Демонтировать рулевую колонку.
- Отметить провода, идущие к контактной зоне ЗЗ. При помощи плоской отвертки выкрутить болты фиксации выключателя к рулевой колонке (слева и справа).
- Вставить ключ в положение 0. Нажатием отвертки немного утопить фиксатор через отверстие (ключ при этом не трогать).
- Слегка потянуть ЗЗ на себя и демонтировать. Замок зажигания нива 21213 по схеме подключения проводов отключается (меняется контактная часть, если требуется). Для этого обязательно демонтируется стопорной кольцо отверткой.
- Извлечь ключ, установить контактную часть так, чтобы широкие выступы корпуса и детали совпали.
- Сборка остальных деталей происходит в обратном порядке.
При четком следовании инструкции и схеме подключения проводов проблем возникнуть не должно. Этому способствует простота конструкции. При этом деталь даже поддается ремонту, если повреждения не критичны.
Проверка качества установки замка зажигания
Логично, что возможны ошибки при подключении контактов или неверный монтаж самого замка. Поэтому нужно протестировать ЗЗ в установленном состоянии. Потребуется омметр и вольтметр. Диагностика работоспособности:
- Проверка сопротивления между выводами вторичной обмотки: подключить щупы к 1и 4 цилиндру, после — к 2 и 3. Данные должны примерно совпадать. Погрешность больше, чем в 100 Ом, указывает на повреждение вторичной обмотки.
- Проверка проводки осуществляется вольтметром. Первый контроль – один щуп ставится на контакт А, второй – на массу. Завести мотор и зафиксировать данные. Заглушить авто и повторить процедуру с контактом В. Показатели должны быть около 12 вольт.
- Кроме этого, если отсутствует напряжение, проверяются предохранитель, возможность обрыва проводки или коррозия контактов.
Последний случай особе неприятен, так как проверять придется практически всю проводку, контактные элементы и т.д. При возможных подозрениях в электросети лучше отдать автомобиль профессиональному автоэлектрику. Ее ремонт требует досконального знания схемы и опыта в поиске дефектов.
Выставление зажигания
Последний этап, который в настройке системы зажигания может выполнить автолюбитель после установки замка. Можно отдать авто специалисту, но эта достаточно простая процедура оценивается сервисах необоснованно дорого. Инструкция по выставлению:
- Выставить цилиндр 1 в верхней мертвой точке при постановке метки по коленвалу между отметками 3 — 0 градусов.
- Демонтировать крышку трамблера и проверить положение бегунка (направление должно быть в сторону штифта цилиндра 1. С помощью стробоскопа произвести установку момента и после подключить аккумулятор: масса – к минусу, положительный контакт – к плюсу.
- Зажим регулятора подключается к высоковольтному кабелю на цилиндре 1. отметить метку на шкиве коленвала.
- Завести двигатель при оборотах менее 800 об/мин. Свет стробоскопа направить на риску на шкиве. При верной регулировке риска должна совпадать со средней на крышке двигателя.
- При несоответствии меток – заглушить двигатель и отрегулировать крепление трамблера по часовой стрелке или против. После повторить процедуру.
Финальная проверка происходит на ходу. Потребуется прогреть двигатель до 80 градусов. После разогнаться до 60 км/ч (или перейти на 4 передачу, как советуют некоторые специалисты). Резко нажать на педаль газа. При верной регулировке зажигания двигатель может коротко задетонировать.
Полезное видео
Карбюратор солекс на ниву 21213 какие жиклеры должны стоять
Главная » Разное » Карбюратор солекс на ниву 21213 какие жиклеры должны стоятьКарбюратор солекс 21073 на ниву-устройство, регулировка, настройка
Автомобиль Нива 21213 появился на конвейере уже очень давно, однако, до сих пор пользуется огромным спросом. Почти 30 лет назад машина претерпела незначительные изменения, но по-прежнему остается любимицей любителей бездорожья. Данный автомобиль неприхотлив, надежен и очень прост в эксплуатации. Хорошая проходимость, которой могут позавидовать зарубежные аналоги известных марок, сделали автомобиль важной частью охоты и рыбалки. А установить карбюратор солекс 21073 на ниву является одним из самых лучших решений и в этой статье мы поговорим о его настройке и регулировке.
Основная часть автомобилей ВАЗ 21213 комплектуются карбюраторным двигателем 1,7 который начал свой жизненный путь с ВАЗ 2106. При должном внимании для всех вазов – он работает безотказно. Система питания двигателя – это карбюратор ДААЗ 21073 солекс . Рассмотрим его устройство, причины поломки и как выполняется регулировка.
↑
Карбюратора ДААЗ 21073 — устройство
Прибор Димитровградского автоагрегатного завода предназначен для смешения топлива и воздуха и состоит из двух основных компонентов:
Также в основе устройства лежат поплавковая камера для балансировки уровня топлива, подаваемого в диффузор, ускорительный насос, экономайзер принудительного холостого хода и эконостат. В верхней крышке расположены: эмульсионная трубка или эмульсионные колодца, штуцеры, предназначенные для распыления топлива в диффузоре, а также воздушная заслонка, необходимая для холодного пуска силового агрегата. Карбюратор Солекс 21073 на Ниву установлен и настроен с завода, а его устройство и тарировочные данные обеспечивают хорошие динамические показатели при минимальном расходе топлива.
↑Тарировочные данные
Наименование | 21073 сток | 21073 мой | 21053-*** | 21053- | ***-20 | |||
1-я камера | 2-я камера | 1-я камера | 2-я камера | 1-я камера | 2-я камера | 1-я камера | 2-я камера | |
Объем двигателя | 1700 | 1500 | 1500 | 1600 | ||||
Главный диффузор | 24 | 24 | 24 | 24 | 23 | 24 | 23 | 24 |
гтж | 107,5 | 115 | 115 | 115 | 102,5 | 115 | 107,5 | 110 |
ГВЖ | 150 | 135 | 150 | 135 | 150 | 135 | 140 | 165 |
ТЖ XX и переходи. Система 1 | 39 | — | 42 | — | 39 | — | 40 | — |
ТЖУН | 45 | — | 35 | 40 | 35 | 40 | 45 | 40 |
Кулачек УН | 4 | 7 | 4 | 5 | ||||
ТЖ ЭМР | 40 | — | 40 | — | 40 | — | 40 | — |
Кулачок воздушной заслонки | 6 | — | 6 | — | 7 | — | 3 | — |
Соотношение т/в | 0,717 | 0,852 | 0,767 | 0,852 | 0,683 | 0,852 | 0,768 | 0,667 |
Соотношение т/в суммарно | 0,781 | 0,807 | 0,763 | 0,713 |
Параметры | первая камера | вторая камера |
Диаметр смесительной камеры, мм | 32 | 32 |
Диаметр диффузора, мм | 24 | 24 |
Главная дозирующая система: маркировка топливного жиклера маркировка воздушного жиклера | 107,5 117,5 | 150 135 |
Тип эмульсионной трубки | ZD | ZC |
Система холостого хода и переходная система первой камеры: маркировка топливного жиклера маркировка воздушного жиклера | 39 140 | |
Переходная система второй камеры: маркировка топливного жиклера маркировка воздушного жиклера | — — | 70 140 |
Экономайзер мощностных режимов: | — | 70 |
Эконостат: условный расход топливного жиклера маркировка топливного жиклера усилие сжатия пружины при длине 9,5 мм, Н | — 40 1,5±10% | — |
Ускоршельный насос: маркировка распылителя подача топлива за 10 циклов. смЗ маркировка кулачка | 14 — 4 | — — |
Пусковые зазоры: воздушной заслонки, мм дроссельной заслонки, мм | 3,0 | — |
Маркировка рычага управления воздушной заслонкой | 6 | — |
Диаметр отверстия для вакуумного корректора, мм | 1,2 | 1,2 |
Диаметр отверстия игольчатого клапана, мм | 1,8 | 1,8 |
Диаметр отверстия перепуска топлива в бак, мм | 0,70 | 0,70 |
Диаметр отверстия вентиляции картера двигателя, мм | 1,5 | — |
Схема и принцип работы
Виды и модификации карбюраторов для данного автомобиля могут быть самыми различными, но принцип работы остается прежним.
При холодном пуске движка, водитель закрывает воздушную заслонку, чтобы ограничить приток воздуха и увеличить количество бензина. Это позволяет облегчить запуск и вывести обороты, необходимые для стабильной работы.
Карбюратор 21073 дааз устройство и принцип работы: схема устройства и работы карбюратора I — первая камера; II — вторая камера; 1 — рычаг привода ускорительного насоса; 2 — регулировочный винт пускового устройства: 3 — диафрагма пускового устройства; 4 — воздушный канал пускового устройства; 5 — электромагнитный запорный клапан; 6 — топливный жиклер холостого хода; 7 — главный воздушный жиклер первой камеры; 8 — воздушный жиклер холостого хода; 9 — воздушная заслонка; 10 — распылитель главной дозирующей системы первой камеры; 11 — распылитель ускорительного насоса; 12 — распылитель главной дозирующей системы второй камеры: 13 — распылитель эконостата: 14 — главный воздушный жиклер второй камеры; 15 — воздушный жиклер переходной системы второй камеры; 16 — канал балансировки поплавковой камеры; 17 -поплавковая камера; 18 — игольчатый клапан; 19 — калиброванное отверстие перепуска топлива в бак; 20 — топливный фильтр карбюратора; 21 — штуцер подачи топлива; 22 — диафрагма экономайзера мощностных режимов; 23 -топливный жиклер экономайзера мощностных режимов; 24 — шариковый клапан экономайзера мощностных режимов; 25 — поплавок; 26 — топливный жиклер эконостата с трубкой; 27 — топливный жиклер переходной системы второй камеры с трубкой; 28 — эмульсионная трубка второй камеры: 29 — главный топливный жиклер второй камеры; 30 -выходное отверстие переходной системы второй камеры; 31, 33 — дроссельные заслонки: 32 — щель переходной системы первой камеры; 34 — выходное отверстие системы холостого хода; 35 — блок подогрева карбюратора; 30 -регулировочный винт состава {качества} смеси холостого хода; 37 — штуцер вентиляции картера двигателя; 38 -штуцер для подачи разрежения к вакуумному регулятору зажигания; 39 — штуцеры отбора разрежения для системы рециркуляции; 40 — главный топливный жиклер первой камеры; 41 — эмульсионная трубка первой камеры; 42 -шариковый клапан ускорительного насоса; 43 — диафрагма ускорительного насоса.
В процессе прогрева, подсос воздуха увеличивают, чтобы уменьшить обороты и исключить перебои. Таким образом, воздушная заслонка полностью открывается, а количество бензина снижается. Другие способы прогрева – не предусмотрены конструкцией.
Бензин через топливный фильтр подается в поплавковую камеру, а затем в главную дозирующую систему смесительной камеры. Схема закачки воздуха и смешение его с бензином в диффузоре происходит за счет разряжения, возникающего при работе клапанного механизма и поршней, сжимающих и выталкивающих рабочую смесь.
Система второй камеры предназначена для увеличения притока воздуха к распылителю во время работы двигателя под большой нагрузкой, когда обороты большие.
Чтобы двигатель стабильно работал на холостых оборотах, а малые не давали ему заглохнуть и исключили перебои, предусмотрена система холостого хода. А для поддержания уровня топлива, используемого в карбюраторе солекс 21073, есть целая схема работы поплавковой системы. Рассмотрим работу каждой системы по отдельности.
↑Поплавковая камера карбюратора солекс (solex)
Поплавковый механизм расположен в верхней крышке карбюратора и служит для поддержания нужного уровня топлива, которое подается в дозирующую камеру.
Он представляет собой:
- Небольшая полость;
- Поплавок из эбонита;
- Игольчатый клапан.
Тарировочные данные карбюратора солекс ДААЗ 21073 предусматривают следующий принцип действия поплавковой камеры. При снижении уровня топлива, поплавок опускается и своим рычагом открывает игольчатый клапан в верхней части крышки. Через полученное отверстие, бензин поступает в камеру и наполняет ее, поднимая поплавок вверх. Как только поплавок полностью поднимется, клапан закрывается и цикл повторяется на протяжении всей работы двигателя.
Регулировка и настройка уровня поплавковой камеры влияет на динамические показатели мотора. При недостаточном уровне, силовая установка работает не стабильно, а при завышенном – увеличивается расход топлива, и выходят из строя свечи зажигания.
↑Главная дозирующая камера – принцип работы
В процессе работы мотора, цилиндры создают разряжение, которое втягивает воздух из воздушного фильтра и подает в диффузоры – это главные дозирующие системы. После этого, весь кислород уходит через сечение заслонки первой камеры и жиклеры карбюратора солекс 21073. Благодаря жиклерам дроссельной заслонки второй камеры и уменьшенному диаметру диффузора первой камеры, скорость потока воздуха увеличивается, а в зоне распыления достигает предельных значений.
В последствие, после прохождения через воздушный жиклер дроссельно заслонки первой камеры, воздух смешивается с горючим и всасывается в каналы впускного коллектора, который распределяет массу топливной смеси по цилиндрам двигателя. Чтобы увеличить КПД, распределение происходит в те цилиндры, где впускной клапан открыт и имеется нужное разряжение. Такой принцип работы обеспечивает снижение расхода топлива и исключение загрязнения ГРМ.
↑Система холостого хода
В некоторых ситуация, работа двигателя должна обеспечиваться даже когда автомобиль стоит на нейтральной передаче, когда обороты слишком малы. В такой момент разряжение недостаточное и топливо не сможет пройти через главную дозирующую камеру. Специально для этого предусмотрена система принудительного холостого хода.
Для этого воздух подается через главный топливный жиклер холостого хода в первую камеру. Затем горючее попадет к топливному жиклеру холостого хода. Воздух также проходит через специальный жиклер по отдельному каналу. Данная конструкция позволяет обеспечить работу двигателя даже при незначительных оборотах, а при открытии дроссельной заслонки, начинается работа экономайзера мощностных режимов, которая рассматривается, как переходная система.
Однако система имеет ряд недостатков при движении накатом:
- При снижении оборотов путем сброса газа – расход топлива продолжается;
- При переходе на нейтральную передачу – вовсе увеличивается.
Специально для этого тарировочные данные также предусматривают ЭПХХ, который отключает подачу топлива при движении накатом. Его работа продолжается до тех пор, пока обороты не упадут до 1200 об/мин и отключается при открытии дроссельной заслонки. Но когда автомобиль будет стоять, в работу он не входит.
↑Диагностика неисправностей – карбюратор солекс 21073
Карбюратор солекс 21073 на ниву 21213 устанавливался уже достаточно давно, после чего ремонт и регулировка – дело совсем обычное.
Поэтому не исключены следующие неисправности:
- Выше расход топлива;
- Плохие пусковые качества;
- Уменьшение мощности;
- Нестабильная работа мотора на ХХ.
Основные неисправности во время работы карбюратора берут свое начало с некачественного топлива, которое имеет инородные частицы. Они представляют собой главные причины, которые засоряют жиклеры и каналы, приводя к нарушению работы прибора. Установленный карбюратор 21073 1107010 ДААЗ на Ниву имеет такое устройство, при котором жиклеры подвержены загрязнению больше всех. Поэтому диагностику нужно начинать именно с них.
↑Ремонт и обслуживание карбюратора cолекс 21073 на ниве
Чтобы выполнить ремонт карбюратора, необходимо снять его с двигателя. Для этого, первым делом, снимается воздушный фильтр, все идущие к прибору шланги, тяги и привода дроссельной заслонки, а затем оно снимается.
Перед разборкой рекомендуется обзавестись ремонтным комплектом для устранения неисправностей карбюратора, в состав которого входят:
- Прокладки;
- Жиклеры;
- Игольчатый клапан;
- Набор тяг и небольших креплений.
Разбирать карб рекомендуется на большом столе и раскладывать детали по порядку, чтобы не потерять их в процессе работы. Ремонт карбюратора солекс 21073 на автомобиле Нива выполняется в следующей последовательности – разборка, промывка при помощи специальной жидкости всех деталей, установка частей из ремонтного комплекта и сборка. Виды ремонтных комплектов отличаются в зависимости от модели прибора.
Подбор жиклеров – это одна из самых важнейших процедур. Подбор выполняется с учетом технических данных прибора и должен основываться на личном выборе автовладельца. Следует учитывать, что увеличение диаметра сечения приводит к улучшению динамических характеристик и увеличивает расход топлива. Виды жиклеров могут быть самыми различными.
Поэтому, если выполнить подбор жиклеров правильно, можно добиться хороших показателей при минимальном расходе бензина.
После монтажа устройства на автомобиль, выполняется регулировка холостого хода. Она позволит восстановить нормальную работу двигателя и снизить расход топлива.
↑Регулировка карбюратора солекс 21073 на Ниве
Перед началом регулировки, необходимо вставить уровень в поплавковой камере, чтобы не разбирать карбюратор повторно. Для этого топливо закачивают при помощи ручного насоса и снимают верхнюю крышку. Если обратить внимание, то в камере имеется наклонная плоскость, на середине которой и должен располагаться уровень топлива. Если он отличается, то его выставляют при помощи подгибания усиков поплавка.
Следующий этап – регулировка воздушной заслонки, пускового зазора и пускового устройства. Здесь нет ничего сложного. Нужно полностью вытянуть подсос, а заслонку закрыть. В таком состоянии фиксируется трос. Теперь нужно опробовать работу заслонки: при полностью убранной рукоятке заслонка должна быть открыта и наоборот.
Теперь выполняется регулировка холостого хода карбюратора (Солекс 21073). Для этого нужно полностью закрутить винты качества и количества, а затем выкрутить регулировочный винт качества на четыре оборота, а количества на три. После этого двигатель запускают и прогревают до рабочей температуры. После устранения перебоев, можно приступать к настройке.
Закрутите винт количества до тех пор, пока обороты не упадут до 800-900 об/мин. Теперь выставить максимальные обороты, вращая винт качества. Снова закручивайте количество до 800 об/мин. Теперь качество настраиваем до тех пор, пока двигатель не начнет слегка потряхивать. Именно этот момент и будет самым оптимальным.
Существует и другой способ, который предусматривает повторение первого цикла до тех пор, пока дальнейшая настройка будет невозможной. Оба способа являются рабочими, поэтому отрегулировать можно по-разному.
Если карбюратор не работает и не регулируется – следует искать подсос лишнего воздуха через прокладки или проверить ГРМ и зажигание. Устраните причины неполадки и попробуйте снова. Для устранения данной неисправности, проверьте зазоры заслонки.
Автомобиль должен стоять на ровной поверхности, а ближний свет и основные потребители электроэнергии должны быть включены. Регулируют только так.
↑Заключение
Вот и все, что необходимо знать о карбюраторе, устанавливаемом на Лада Нива. Как видите, его устройство не представляет собой ничего сложного, а настройка под силу любому автолюбителю. Желаем удачи на дорогах и поменьше стоять в пробках!
Автор статьи: Юрий Веселов
Дата публикации: 20.08.2018prokarbyrator.ru
Тарировочные данные карбюратора ДААЗ 21073-1107010 Солекс
Карбюратор ДААЗ 21073-1107010 Солекс предназначен для двигателей объемом 1700 см. Применяется на автомобилях 21213 Нива. От иных модификаций карбюратора Солекс отличается увеличенными размерами топливных жиклеров и диффузоров, наличием тягового привода дроссельной заслонки первой камеры.
Параметры и тарировочные данные карбюратора ДААЗ 2107-1107010 Солекс
Смесительные камеры карбюратора
Диаметр смесительных камер
1-я камера – 32 мм
2-я камера – 32 мм
Диаметр диффузоров в смесительных камерах
1-я камера – 24 мм
2-я камера – 24 мм
Главные дозирующие системы обеих камер карбюратора
Маркировка топливных жиклеров
1-я камера – 107,5
2-я камера – 117,5
Маркировка воздушных жиклеров
1-я камера – 150
2-я камера – 135
Типы эмульсионных трубок
1-я камера – ZD
2-я камера – ZC
Система холостого хода и переходная система первой камеры карбюратора
Маркировка топливного жиклера
1-я камера – 39-44
Маркировка воздушного жиклера
1-я камера – 140
Переходная система второй камеры карбюратора
Маркировка топливного жиклера
2-я камера – 70
Маркировка воздушного жиклера
2-я камера – 140
Эконостат
Маркировка топливного жиклера
2-я камера – 70
Экономайзер мощностных режимов
Первая камера – 40
Ускорительный насос
Маркировка распылителя
1-я камера – 45
Суммарная для обеих камер подача топлива за 10 циклов (нажатий) – 14,5 см3
Маркировка кулачка – 4
Пусковое устройство
Пусковой зазор у воздушной заслонки – 3.0 мм
Пусковой зазор у дроссельной заслонки 1-й камеры – 1.1 мм
Диаметр отверстия игольчатого клапана – 1,8 мм
Маркировка сектора привода воздушной заслонки — 6
Отверстие для вакуумного корректора опережения зажигания – 1.2 мм
Диаметр отверстия перепуска топлива в бензобак – 0,7 мм
Диаметр отверстия вентиляции картера двигателя – 1,2 мм
Способ управления пусковым устройством – ручное
Диаметр балансировочных отверстий поплавковой камеры – 6/6
Примечания и дополнения
— Маркировку жиклеров определяют расходом, который замеряют микроизмерителями. Их настраивают по эталонным жиклерам.
Еще пять статей на сайте по карбюраторам Солекс
— Устройство карбюратора ДААЗ 21073-1107010 Солекс
— Тарировочные данные и параметры карбюратора 21053-1107010 Солекс
— Тарировочные данные и параметры карбюратора 21051-1107010 Солекс
— Разборка карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс
— Снятие карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс с двигателя автомобиля
twokarburators.ru
Таблица жиклеров карбюратора солекс и тарировочные данные
Если вам необходима настройка и регулировка карбюратора солекс, тогда вам понадобятся тарировочные данные и параметры жиклеров. В этой статье я постарался собрать необходимые данные которые помогут вам без труда настроить карбюратор солекс. Тут вы найдете таблицы жиклеров, маркировку жиклеров, узнаете какие жиклеры должны стоять на карбюраторе солекс 21083.
Относительные значения топливных жиклеров для карбюраторов солекс
Соотношение | Диаметры диффузора | ||||
Экономичный | 14 | 95,0 | 102,0 | 107,0 | 115,0 |
Экономично мощностной | 13,5 | 98,5 | 105,8 | 111,0 | 119,3 |
Мощностной умеренный | 13 | 102,3 | 109,8 | 115,2 | 123,8 |
Мощностной нормальный | 12,5 | 106,4 | 114,2 | 119,8 | 128,8 |
Мощностной динамичный | 12 | 110,8 | 119 | 124,8 | 134,2 |
Спорт | 11,5 | 115,7 | 124,2 | 130,3 | 140 |
Заводские значения | 14 | 95,0 | 102,0 | 107,0 | 115,0 |
Количество воздуха в диффузоре | 1330 | 1428 | 1498 | 1610,0 |
Тарировочные данные карбюратора солекс соотношения больших диффузоров и жиклёров (завода изготовителя)
Модель карбюратора | 2108 | 21081 | 21083 | 21073 | 21051 | 21083-31 | 21083-35 | 21412 | 21083-62 |
Диаметр диффузора, мм | 21/23 | 21/23 | 21/23 | 24/24 | 23/23 | 21/23 | 23/23 | 23/23 | 21/23 |
Главный топливный жиклер (ГТЖ) | 97,5/97,5 | 95/97,5 | 95/97,5 | 107,5/117,5 | 105/110 | 95/100 | 95/100 | 95/95 | 80/100 |
Главный воздушный жиклёр (ГВЖ) | 165/125 | 165/135 | 155/125 | 150/135 | 155/135 | 155/125 | 150/125 | 160/100 | 165/125 |
Зазор дроссельной заслонки при запуске на холодную | 0,85 | 1,0 | 1,1 | 1,1 | 1,1 | 1,1 | 1,1 | 1,6 | 1,1 |
Зазор воздушной заслонки при запуске на холодную | 2,7 | 2,5 | 3,0 | 3,0 | 2,5 | 2,5-5,5 | 2,2 | 2,5-5,5 | |
Кулачек ускорительного насоса | 7 | 4 | 7 | 4 | 4 | 7 | 7 | 4 | 7 |
Распылитель ускорительного насоса (слоник) | 35-40 | 35-40 | 35-40 | 45-? | 35-40 | 35-40 | 35-40 | 35-40 | 35-40 |
Желательный объём двигателя | ад | 1,3 | 1,5 | 1,7-и более | 1,1-1,3 | 1,5 | 1,5 Микропроцессорная система зажигания | 1,5-1,8 | 1,5 С нейтрализатором газов и датчиком |
Какие жиклеры должны стоять на карбюраторе 21083
Маркировка карбюратора | Топливный жиклер главной системы | Воздушный жиклер главной системы | Топливный жиклер холостого хода | Воздушный жиклер холостого хода | Жиклер ускорительного насоса | |||||
I кам. | II кам. | I кам. | II кам. | I кам. | II кам. | I кам. | II кам. | топливный | перепускной | |
2101-1107010 | 135 | 135 | 170 | 190 | 45 | 60 | 180 | 70 | 40 | 40 |
2101-1107010-02 | 130 | 130 | 150 | 190 | 50 | 45 | 170 | 170 | 40 | 40 |
2101-1107010-03: 2101-1107010-30 | 130 | 130 | 150 | 200 | 45 | 60 | 170 | 70 | 40 | 40 |
2103-1107010 | 135 | 140 | 170 | 190 | 50 | 80 | 170 | 70 | 50 | 40 |
2103-1107010-01: 2106-1107010 | 130 | 140 | 150 | 150 | 45 | 60 | 170 | 70 | 40 | 40 |
2105-1107010-10 | 109 | 162 | 170 | 170 | 50 | 60 | 170 | 70 | 40 | 40 |
2105-1107010: 2105-1107010; 2105-1107010-20 | 107 | 162 | 170 | 170 | 50 | 60 | 170 | 70 | 40 | 40 |
2107-1107010: 2107-1107010-20 | 112 | 150 | 150 | 150 | 50 | 60 | 170 | 70 | 40 | 40 |
2107-1107010-10 | 125 | 150 | 190 | 150 | 50 | 60 | 170 | 70 | 40 | 40 |
2108-1107010 | 97;5 | 97,5 | 165 | 125 | 42±3 | 50 | 170 | 120 | 35/40 | — |
Размеры воздушного и топливного жиклера карбюратора солекс
диаметр жиклера, ед. | ВОЗДУШНОГО | ||||||||
100 | 125 | 135 | 145 | 150 | 155 | 160 | 165 | ||
Т О П Л И В Н О Г О | 80 | 0,800 | 0,640 | 0,693 | 0,562 | 0,633 | 0,516 | 0,500 | 0,485 |
92,5 | 0,926 | 0,740 | 0,686 | 0,638 | 0,617 | 0,597 | 0,678 | 0,661 | |
95 | 0,950 | 0,760 | 0,704 | 0,656 | 0,633 | 0,613 | 0,694 | 0,576 | |
97,5 | 0,975 | 0,780 | 0,722 | 0,672 | 0,650 | 0,629 | 0,609 | 0,591 | |
100 | 1,000 | 0,800 | 0,741 | 0,690 | 0,667 | 0,645 | 0,625 | 0,606 | |
102,5 | 1,025 | 0,820 | 0,759 | 0,707 | 0,683 | 0,661 | 0,641 | 0,621 | |
105 | 1,050 | 0,840 | 0,778 | 0,728 | 0,700 | 0,677 | 0,656 | 0,636 | |
107,6 | 1,075 | 0,860 | 0,796 | 0,741 | 0,717 | 0,694 | 0,672 | 0,662 | |
110 | 1,100 | 0,880 | 0,816 | 0,769 | 0,733 | 0,710 | 0,688 | 0,667 | |
115 | 1,150 | 0,920 | 0,852 | 0,793 | 0,767 | 0,742 | 0,719 | 0,697 | |
117,5 | 1,175 | 0,940 | 0,870 | 0,810 | 0,783 | 0,768 | 0,734 | 0,712 | |
120 | 1,200 | 0,960 | 0,889 | 0,826 | 0,800 | 0,774 | 0,750 | 0,727 | |
125 | 1,250 | 1,000 | 0,926 | 0,862 | 0,833 | 0,806 | 0,781 | 0,759 | |
при избытке воздуха 30% смесь (не воспламеняется) переобеднена | |||||||||
минимальный расход при избытке воздуха 10 — 20% , то есть 17,1 к 1 | — 0,58 | ||||||||
нормальное (стехиометрическое) соотношение -14,9 к 1 | — 0,67 | ||||||||
максимальная мощность при 5 — 15% нехватке воздуха, то есть 12,7 к 1 | — 0,76 | ||||||||
при избытке бензина 15% смесь (не воспламеняется) переобогащена | > 0,79 |
Автор статьи: Юрий Веселов
Дата публикации: 29.10.2018prokarbyrator.ru
Карбюратор Нивы: настраиваем и ремонтируем самостоятельно
Карбюратор на моделях 2121, 21213 и других машинах в общих чертах имеет одно и то же устройство. Функционально оно располагается в двигательной системе, и с его помощью топливо перемешивается до состояния горючей смеси. Карбюратор, как правило, состоит из нескольких основных элементов — поплавковой камеры, так называемого жиклера (с распылителем), диффузора, дроссельной заслонки. Он может иметь от одной до четырех камер на разных автомобилях, последовательное или одновременное открытие заслонок дросселя, горизонтальное, нисходящее или восходящее движение рабочей смеси.
Вернуться к оглавлениюЭлементы устройства карбюратора на моделях Нивы
Отечественный внедорожник
Схема карбюратора также включает: рычаг привода от ускорительного насоса, диафрагму, регулировочный винт и воздушный канал от пускового устройства, запорный клапан (электромагнитный), воздушную заслонку, игольчатый клапан, штуцер от подачи топлива, экономайзер для мощностных режимов, блок для подогрева карбюратора, штуцеры для вентиляции картера, для подачи разрежения для вакуумного регулятора в зажигании и др. элементы.
Нива 2121 имеет следующую последовательность прохождения топливных элементов через камеру карбюратора. Во-первых, топливо переходит из топливного бака в поплавковую камеру в отрегулированном количестве. Поплавок при этом поднимается или опускается при движении топлива.
Дальше путь топлива лежит через жиклер в распылитель, находящийся в узкой части в диффузоре, с одновременным поступлением в карбюратор воздуха через наружную трубу. Затем дроссельные заслонки подают то или иное количество топлива в цилиндр двигателя через впускной коллектор, отлитый из алюминиевых сплавов. Коллектор крепится к двигателю на шпильки через прокладки, обладающие термостойкими качествами.
Вернуться к оглавлению«Солекс» и «Озон»
На модель ВАЗ 2121 Нива можно поставить карбюратор типа «Озон» с серийным обозначением 2107-110-7010-10 или 2107-110-7010-20. Они отличаются друг от друга тем, что первый вариант имеет прерыватель старого образца, не имеет вакуумкорректора. Второй же карбюратор не обладает микропереключателем от экономайзера, который влияет на экологичность выбросов и оказывает некоторое влияние на расход топлива.
Вот эта деталь автомобиля
На Ниву 21213 ставят карбюраторы типа «Солекс» (модель 21073-110-7010). Их считают достаточно «капризными», что в первую очередь обуславливается халатностью самих владельцев. На некорректную работу устройства влияет в первую очередь некачественное топливо с большим количеством примесей, т. к. у этой модели забор топлива происходит через отверстия в дне поплавковых камер (у других моделей эти элементы подняты над дном).
Кроме того, проблемы возникают у тех «нивоводов», которые не меняют своевременно топливный или воздушный фильтр, а также не уделяют внимание надлежащей очистке карбюратора от выбросов масляной копоти через систему вентиляции.
Регулировка карбюратора ВАЗ обычно проводится в части поплавкового механизма или в системах пусковой системы и холостого хода. Это очень ответственные операции, которые лучше доверять мастерам.
Поплавковый механизм на машине Нива 2121 корректируется в части положения поплавков относительно друг друга и относительно стен поплавковой камеры. Кроме того, может потребоваться регулировка механизмов в положении открытого и закрытого игольчатого клапана. Чтобы не нарушать хорошую регулировку, автовладельцу нужно аккуратно обращаться с крышкой карбюратора при снятии, следить за уровнем изношенности запорного конуса от иглы (ее седла и язычка), а также оси кронштейна крепления.
Вернуться к оглавлениюПроводим регулировку своими силами
Нива 21213 может подвергаться регулировке пусковой системы по зазору у кромок заслонок, если карбюратор снят, или по частоте вращения коленвала непосредственно на машине. В первом случае зазор в месте нахождения нижней кромки (в направлении движения воздуха) от дроссельной заслонки устанавливается шириной 1,1 мм. Его регулируют винтом, который имеет шестигранник 0,7 см на головке и шлицем от хвостовика. Эта операция проводится при повернутом против часовой стрелки рычаге кулачка от управления пусковой системой (до упора). В таком же положении зазор у нижней кромки от воздушной заслонки устанавливают на величину в 3 мм с помощью винта в крышке от диафрагменного механизма в пусковой системе (нужно ослабить контргайку). Одновременно шток от диафрагмы должен быть в принудительном порядке утоплен до конца в регулировочный винт. После регулирования винт фиксируется контргайкой.
Принцип питания карбюраторного двигателя
Регулировка пусковой системы Нивы прямо в автомобиле позволяет сэкономить время:
- С двигателя нужно снять воздушный фильтр, вытянуть на себя манетку управления от воздушной заслонки, запустить движок.
- При принудительном открытии воздушной заслонки (путем касания плоской отверткой на треть ее полного угла поворота) с помощью винта (рядом с рычагом на оси от дроссельной заслонки от первой камеры) устанавливают исходную частоту вращения в 2,08.мар,0 тыс. оборотов в минуту (на прогретом двигателе).
- Убирают отвертку, опускают воздушную заслонку и с помощью упора винта (рядом с диафрагмой) устанавливают частоту, меньшую на 100 оборотов в минуту по сравнению с исходной (нужно подобрать соответствующее положение воздушной заслонки).
- После этого винт можно зафиксировать с помощью контргайки.
Если у вас есть газоанализатор, то настройка карбюратора в части пусковой системы может быть выполнена, ориентируясь на количество в отработанных газах СО (оксида углерода). Если при полностью вытянутой манетке от управления воздушной заслонкой норма газа равна 8%, то все в порядке. Если газа меньше, чем данная величина, то винт на крышечке от диафрагменного механизма закручивают, если больше — раскручивают и проводят повторные замеры.
Отрегулировать холостой ход у машины Нива 2121 нужно для того, чтобы в отработанных газах было меньше оксида углерода, и для того, чтобы двигатель работал устойчиво. На станциях технического обслуживания такие работы проводят с газоанализаторами на СН. В гараже регулировку можно провести с помощью тахометра.
Регулировка устройства
В этих целях на прогретом двигателе отверткой прокалывается заглушка из пластмассы, затем винт качества вращается в разные стороны, пока не будут достигнуты максимальные обороты на холостом ходу. Потом, при помощи винта количества (имеет ребристую пластмассовую ручку), нужно установить повышенное число оборотов (на 50-70 об/мин. больше, чем на стандартном холостом ходу). Операции с винтами нужно повторить еще два раза. Затем на моделях 2121 или 21213 на холостом ходу, на оборотах, повышенных на 50-70 об/мин, заворачивается винт качества, при этом обороты должны упасть до нормальных (т. е. снизиться на 50-70 оборотов).
Вернуться к оглавлениюРемонт карбюратора при провалах и рывках
Ремонт карбюратора может понадобиться, если двигатель дает неустойчивую работу на холостом ходу, при этом не всегда помогает регулировка винтами количества и качества. Часто причина кроется в переобогащении смеси, которое может быть следствием неправильной регулировки системы поплавков или неисправностями в системе вакуумного экономайзера для мощностных режимов. В последнем случае может потребоваться замена разорванной диафрагмы или ремонт клапана экономайзера, через который просачивается топливо.
Модель 2121 может давать при движении рывки, раскачивания или провалы. В этом случае может быть несколько причин их возникновения, для устранения которых, возможно, потребуется ремонт карбюратора. Провалы, появляющиеся при медленном открытии заслонки дросселя, часто связаны с забиванием жиклера от холостого хода. Здесь необходимо провести регулировку уровня топлива и проверить уровень засоренности в главных топливных жиклерах.
Если автомобиль дает глубокий провал при попытках открытия первой или второй дроссельных камер, то помимо засорения жиклеров, причина может быть в плохой установке малых диффузоров в соответствующие гнезда.
Когда Нива 21213 дает небольшие подергивания на малой и средней скоростях, вяло разгоняется, то дело может быть в плохой дозировке топлива со стороны запорного клапана из-за его износа. В этом случае нужен ремонт в части замены запорного клапана с запорной иглой из металла, на клапан, имеющий эту иглу из другого материала.
Машины серии 2121 иногда дают провалы при любом открытии дроссельных заслонок резкого типа, которые потом в течение 5 секунд исчезают при работе двигателя в том же темпе. Часто такие проблемы связаны с неисправностью ускорительного насоса, которая влечет отсутствие или неправильное падение бензиновых потоков. К подобной ситуации приводит разрыв диафрагмы, разрушение уплотнительного кольца из резины на держателе от распылителя или разрушение нижней части клапана.
expertvaz.ru
«Питер — АТ»
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453