Википедия заз: Zaz — Википедия – ЗАЗ-965 — Википедия

Содержание

Zaz — Википедия

Изабе́ль Жеффруа́ (фр. Isabelle Geffroy, род. 1 мая 1980 (1980-05-01)) — французская певица, выступающая под псевдонимом Zaz (Заз). В своём творчестве использует и смешивает жанры: шансон, эстрадная песня, фолк, джаз, акустическая музыка.

Её нетипичный голос напоминает Фреэль и Пиаф[1]. Среди своих музыкальных влияний она упоминает «Времена года» Вивальди, джазовую певицу Эллу Фицджеральд, французскую песню, Энрико Масиаса, Бобби Макферрина, Ришара Бона́, латинские, африканские и кубинские ритмы.

Изабель Жеффруа родилась 1 мая 1980 года в городе Тур. Её мать — учитель, отец работал в компании Électricité de France[2]. У неё есть брат и сестра. В 1985 году Изабель поступает в музыкальную школу[3]. Изабель учится там с пяти до одиннадцати лет, изучая главным образом сольфеджио, скрипку, фортепиано, гитару, хоровое пение. Когда Изабель было девять лет, её родители развелись. В 1994 году она переезжает с матерью в Бордо. В 1995 году посещает курсы пения, а также занимается спортом: в течение года в Бордо она изучает кунг-фу с профессиональным тренером

[4]. В 15 лет Изабель уходит от матери и переезжает жить к старшей сестре. В школе у неё не ладится учёба, её оставляют на второй год, а потом она и вовсе бросает школу. В 2000 году получает стипендию от регионального совета, что позволило ей поступить в школу современной музыки — Центр информации и музыкальной деятельности Бордо (Centre d’information et d’activités musicales, CIAM).

Карьера[править | править код]

В 2001 году Изабель Жеффруа начинает выступать как певица в блюзовой группе Fifty Fingers. Она поёт в ансамблях Ангулема, в том числе в джазовом квинтете[5]. В баскском городе Тарносе она становится одной из четырёх певиц баскского эстрадного оркестра Izar-Adatz («Падающая звезда»), состоящего из шестнадцати человек; гастролирует с ним в течение двух лет, главным образом на юге Пиренеев и в Стране Басков. В 2002 году она заменяет солистку группы

Don Diego, исполняющей латинский рок. Она подписывает договор с Don Diego буквой Z, что означает ZAZ, и таким образом это прозвище становится сценическим псевдонимом. По словам певицы, ZAZ означает её универсальный стиль, все виды и пути музыки от A до Z и обратно от Z до A. Группа «Дон Диего» смешивает французскую и испанскую музыку, с влиянием африканской, арабской и латиноамериканской. В составе группы певица принимает участие в ангулемском Фестивале музыки разных жанров. Позже она говорит, что эта группа была для неё школой мастерства.

В 2006 году ZAZ отправляется в Париж. Поёт во многих клубах, барах и кабаре. В течение полутора лет она каждый вечер выступает в клубе «Три молотка» (фр. Aux Trois Mailletz), где поёт без микрофона. Она поступает в театральную студию, но вскоре бросает её из-за напряжённого графика выступлений. Затем в поисках более свободной и созидательной работы она прекращает работу в клубах и барах, чтобы петь на улице. Она поёт на улицах Монмартра, на мостовой Площади Холма. («

Наш рекорд,— вспоминает она,— это 450 евро за час. Как правило, за час каждый зарабатывал 20-30 евро.»)[6].

В 2007 году ZAZ откликается на объявление в Интернете продюсера и композитора Керредина Солтани, который ищет певицу с хрипловатым голосом. Для неё он пишет песню Je veux и находит звукозаписывающую компанию и издателя. Но она вынуждена по-прежнему искать работу. Она присоединяется к рэп-группе Le 4P и выпускает с ней клипы L’Aveyron (в ноябре 2007 года) и Rugby Amateur (в сентябре 2008 года). В апреле 2008 года ZAZ выступает с исполнителем музыки рэп Мильяуэшем (Miliaouech). В августе 2008 года она принимает участие в конкурсе Le Tremplin Génération France Bleu/Réservoir. В то же время ZAZ работает с группой Sweet Air. 21 ноября 2008 года ZAZ и Sweet Air записывают концертный альбом, который остаётся неизданным до её сольного взлёта. В декабре 2008 года она поёт в России, на Дальнем Востоке

[7]. Директор французского культурного центра «Альянс Франсез — Владивосток» услышал её пение в одном из баров Парижа и пригласил в это турне, где она даёт 13 концертов за 15 дней с пианистом Жюльеном Лифшицем.

В январе 2009 года ZAZ выигрывает финал крупнейшего французского конкурса молодых исполнителей Le Tremplin Génération France Bleu/Réservoir, который прошёл в Париже, в концертном зале «Олимпия»[8]. После такого успеха наблюдатели отмечали, что «перед ней открылись двери студий для записи первого альбома» и победительница «получит 5 тысяч евро на раскрутку, а также возможность снять клип для MTV и записать свой альбом»[7]. Однако ZAZ пришлось ждать ещё 14 месяцев до того, как вышел её первый альбом. В апреле 2009 года она снова гастролирует в России: на этот раз путь её лежит от Владивостока[9] через Сибирь до Нижнего Новгорода

[10][11]. В России ZAZ исполняет песни Пиаф, Бреля, Азнавура, Генсбура, Матьё, Дассена, Каас, а также песни из её будущего альбома: Je veux, Les passants, Prends garde à ta langue. Затем она совершает гастрольную поездку в Египет, где сопровождает танцовщицу[12]. В течение месяца она с латиноамериканской группой играет испанскую и французскую музыку в Марокко, в Касабланке, в ресторане «Попугай»[11]. Кроме того, летом 2009 года ZAZ принимает участие в фестивале «Фудзи-рок» (Fuji Rock Festival) в Японии. В течение года она по-прежнему продолжает петь на улицах Монмартра.

Изабель на фестивале TFF Rudolstadt, июнь 2011

Весной 2010 года во французской прессе пишут, что ZAZ — певица с «чертовским» (sacrée) голосом и она будет открытием лета. Наконец 10 мая 2010 года ZAZ выпускает свой дебютный альбом, который назвала своим сценическим именем. Половина альбома состоит из песен, написанных ею самой или в соавторстве (

Trop sensible, Les Passants, Le Long de la route, Prends garde à ta langue, J’aime à nouveau, Ni oui ni non). Керредин Солтани выпустил этот альбом на лейбле Play On и написал текст и музыку песни «Je veux». В альбом вошли также песни популярного французского певца и автора песен Рафаэля (Éblouie par la nuit, Port Coton и La Fée), который услышал пение ZAZ, предложил ей свои песни, и она выбрала три. Кроме того, в альбом включена песня из репертуара Эдит Пиаф Dans Ma Rue. В 2010 году ZAZ подписывает контракт с организатором гастролей Caramba и издателем Sony ATV. Её приглашают на множество теле- и радиопередач, что быстро сделало её известной широкой публике. Её сингл Je veux, текст которого бросает вызов обществу потребления, выбран телеканалом TF1 в качестве главного летнего хита, а клип звучит в течение лета 2010 года на TF1 и других музыкальных каналах. 23 июня альбом
ZAZ
поднимается на первое место[13] и вскоре получает статус золотого. Альбом держится на первом месте девять недель подряд. Летом ZAZ отправляется в турне по всей Франции (Париж, Ла-Рошель, фестивали в Монтобане, Сант-Уане, Шатору, Ландерно, Фекаме, Бордо, Ницце, Нанте…), поёт на фестивале Франкофоли де Монреаль (Канада), в Монте (Швейцария), в Берлине, в Милане… Осенью ZAZ возглавляет хит-парады в Бельгии, Швейцарии и Австрии[14]. За полгода ZAZ даёт около 70 концертов.

В ноябре 2010 года первый альбом ZAZ объявлен дважды платиновым. Продано около 400 тысяч его экземпляров. ZAZ номинирована на престижную премию Константэна (Prix Constantin) для лучшего молодого исполнителя и в числе десяти номинантов поёт в Елисейском Дворце. Она также получает приз «Песня-открытие» Академии Шарля Кро (Académie Charles Cros) и становится обладателем Европейской премии (European Border Breaker Awards) как французский исполнитель, наиболее успешный за границами страны в 2010 году. В конце ноября в продажу поступает двойной альбом-сборник «Zaz — Edition collector». В декабре 2010 года в рейтинге организации Concert Live ZAZ выходит на первое место среди исполнителей по количеству запросов на концерты во Франции. Популярный французский интернет-журнал L’Internaute назвал Zaz любимой (préférée) французской певицей 2010 года (в анкете «Личность года» по разделу «Музыка» за неё было отдано 30 % голосов).

Концерт в Москве. 6 февраля 2019

В январе 2011 года телеканал France-3 и читатели журнала «Пари-Матч» назвали ZAZ «Артистом года». Телеканал TF1 выбрал Je Veux любимой песней французов 2010 года. ZAZ была приглашена в престижную музыкальную труппу Les Enfoirés, которая направляет свои доходы в помощь бедным, и в конце января выступила в ежегодном концерте труппы в Монпелье. В конце января ZAZ гастролировала в Германии (Мюнхен, Гамбург, Берлин). 1 марта ZAZ получила премию Победы Музыки (Les Victoires de la Musique) за лучшую оригинальную песню года во Франции: Je veux. В начале марта ZAZ возобновила свои гастроли с новым ансамблем. В конце марта был создан официальный сайт ZAZ. 11 апреля ZAZ участвовала в благотворительном концерте в помощь жертвам землетрясения в Японии, который прошёл в Париже, в театре Rond-Point.

В феврале 2019 года мировое турне в поддержку нового альбома Effet Miroir ZAZ начала с концертов в России: в Санкт-Петербурге (БКЗ «Октябрьский») и в Москве (Crocus City Hall)[15][16].

Студийные альбомы[править | править код]

Концертные альбомы[править | править код]

Синглы[править | править код]

  • «Je veux» (2010)
  • «Le long de la route» (2010)
  • «La fée» (2011)
  • «Éblouie par la nuit» (2011)
  • «On ira» (2013)[17]
  • «Comme Ci, Comme Ça» (2013) — Promo & iTunes
  • «Si» (2013) — Promo
  • «Gamine» (2014)
  • «Si jamais j’oublie» (фр.)русск. (2015)
  • «Qué Vendrá» (2018)[18]
  • «Demain c’est toi» (2018)
  • «On s’en remet jamais» (2019)
  • «On s’en remet jamais (Yidam Remix)» (2019)

Совместная работа с другими артистами[править | править код]

ЗАЗ-966 — Википедия

ЗАЗ-966 «Запорожец» — советский автомобиль особо малого класса. Выпускался на автомобильном заводе «Коммунар» в городе Запорожье с 1966 по 1972 год с модификациями.

Сразу после запуска в серийное производство модели ЗАЗ-965 «Запорожец» в 1960 году у неё обнаружилось множество недостатков, в первую очередь низкая комфортабельность, очень небольшой объём багажника, проблемы с перегревом двигателя в жаркую погоду и устаревший дизайн, причём устранить эти недостатки без радикальной переделки автомобиля не представлялось возможным. Поэтому уже весной 1961 года на Запорожском автозаводе приступили к разработке новой модели автомобиля, создававшейся с учётом опыта производства и эксплуатации ЗАЗ-965. В ноябре того же года ранний опытный образец новой модели был продемонстрирован на ВДНХ.

Между тем, недостаток опыта у конструкторов завода (предыдущая модель была передана на ЗАЗ в практически готовом виде, её разработку осуществлял конструкторский коллектив МЗМА в сотрудничестве с НАМИ), а также иные факторы затянули внедрение новой модели в производство: первые серийные «Запорожцы» второго поколения сошли с конвейера только в 1966 году, причём во временном варианте комплектации адаптированным под новый кузов двигателем от предыдущей модели. Эти автомобили получили индекс ЗАЗ-966В — буква «В» означала «временный», указывая на то, что силовой агрегат МеМЗ-966В («тридцатка») объёмом 887 см³ и мощностью 27…30 л. с с вытяжным вентилятором вскоре будет заменён на новый, специально разработанный для данной модели автомобилей. Полномасштабное же производство ЗАЗ-966 с собственным силовым агрегатом МеМЗ-968 («сороковка» — 1198 см³, 40…43 л. с.) началось ещё позже, в 1967 году. Правда, некоторые модификации (в том числе инвалидные) ЗАЗ-966 и его преемника ЗАЗ-968 продолжали снабжаться двигателем МеМЗ-966, который в 1979 году был доработан (до варианта МеМЗ-966Г), получив более эффективную систему охлаждения от МеМЗ-968 с нагнетающим вентилятором, что позволило решить проблему перегрева и повысить мощность с 27 л.с. до 29 л.с.

Объёмы выпуска и поставок нового автомобиля при этом были существенно ниже плановых показателей, что вызвало активное обсуждение в тогдашней автомобильной прессе, недвусмысленно указывая на то, что и последовавшее за наконец-то состоявшимся освоением автомобиля в производстве наращивание масштабов его выпуска также проходило далеко не гладко. На запланированную производительность в 150 тыс. машин этой модели в год выйти так и не удалось, более того — лишь к 1973 году завод сумел подойти к рубежу в 100 тыс. автомобилей в год. В те годы в советском легковом автомобилестроении реализовывалось сразу нескольку крупных проектов, главным из которых были строительство и ввод в эксплуатацию Волжского автозавода — концентрация сил отрасли на этом направлении шла во вред остальным, включая и обновление модельного ряда ЗАЗа.

Сравнение с иностранными аналогами[править | править код]

«Запорожец» ЗАЗ-966
Ранний прототип «Запорожца» (ориентировочно 1961 год).

Ранние прототипы автомобиля имели достаточно оригинальную внешность (см. иллюстрацию), однако конечная версия демонстрирует явное сходство дизайна с немецкой малолитражкой NSU Prinz IV (ФРГ, 1961 год), — последняя, впрочем, сама, как и целый ряд заднемоторных легковых автомобилей шестидесятых годов, пластическим решением кузова с «опоясывающей» подоконной линией в целом повторяла американский Chevrolet Corvair, представленный в конце 1959 года. Следует заметить, что дизайн «Корвэйра» был в те годы одним из наиболее часто копируемых — список выполненных в близком ключе автомобилей включал в себя такие модели, как британский Sunbeam / Hillman Imp, немецкий NSU Prinz, итальянский FIAT 1300 / 1500, французские Simca 1000 и Renault R8, японские Mazda 800 и Hino Contessa, фургоны и микроавтобусы серии Dodge A100[en] и целый ряд других[1][2]. «Шевроле» был хронологически первым, и, соответственно, исходным прообразом всего этого направления в стиле, а остальные модели с аналогичным оформлением, начавшие появляться уже вскоре после его премьеры на Парижском автосалоне 1960 года — в примерно равной степени подражаниями.

Оформление задней части кузова.

Кроме того, по сравнению с NSU Prinz «Запорожец» ЗАЗ-966 имел полностью иное конструктивное и технологическое оформление кузова — в то время, как при разработке его предшественника, связь конструкции которого с Fiat 600 никогда не отрицалась советской стороной, конструкторы, напротив, вполне осознанно старались по максимуму сохранить членение отдельных панелей кузова и технологические операции по изготовлению аналогичными оригиналу. Ничего подобного у ЗАЗ-966 по отношению к NSU не наблюдается, компоновка автомобилей также принципиально различна (продольное расположение силового агрегата у «Запорожца», поперечное — у НСУ). Вероятно, что прообразом его внешнего оформления мог стать и непосредственно Corvair — тем более, что целый ряд источников упоминают о закупках образцов данной модели и их изучении; в частности — известно, что образец Chevrolet Corvair находился в распоряжении НАМИ, а позднее был передан на Запорожский автозавод, или, по другой версии — на Мелитопольский моторный завод, с целью изучения системы охлаждения двигателя. Впрочем, заводские дизайнеры «Коммунара» всё же постарались по возможности развести внешность своего автомобиля с североамериканской моделью, позаимствовав лишь общий стилистический «ключ» — в отличие от того же NSU, создатели которого стремились просто адаптировать композицию кузова «Корвэйра» к популярному на европейском рынке размерному классу. Продолжая сравнение, оформление задних фонарей и сложная профилировка борта явно перекликаются с другой американской моделью — Ford Falcon начала шестидесятых годов, а интерьер с панелью приборов, выполненной в виде открытой полки, трапецеидальным щитком приборов и двухспицевым рулём крайне напоминал английский Hillman Imp.

По своей конструкции автомобиль был вполне оригинален и в целом являлся продуктом эволюционного развития конструктивных решений предыдущего поколения модели.

Продольный разрез ЗАЗ-968М, конструктивно в основном аналогичного ЗАЗ-966 с «сороковкой».

Передняя подвеска по сравнению с ЗАЗ-965 сохранила общую схему — независимая параллелограммного типа, с направляющим устройством в виде сдвоенных продольных рычагов и двумя поперечными наборно-пластинчатыми торсионами в качестве основного упругого элемента. Торсионы были заключены в стальные трубы, которые при помощи штампованных кронштейнов соединялись в агрегат, включающий в себя всю переднюю подвеску и детали рулевого управления за исключением рулевого редуктора и крепящийся на несущем кузове шестью болтами. Каждый из торсионов имел неподвижную заделку в середине, а к их свободным концам были прикреплены кованые рычаги подвески, качающиеся в подшипниках скольжения, выполненных с применением металлокерамики — вместо использовавшихся ранее недолговечных капроновых. Внутри трубы подвески заполнялись смазкой, для предотвращения её вытекания и попадания внутрь грязи между рычагами и трубами были установлены резиновые уплотнительные кольца и пыльники. В дополнение к торсионами в передней подвеске ЗАЗ-966 были применены цилиндрические пружины, воспринимающие порядка 25 % нагрузки, что позволило значительно (практически в 2 раза) увеличить срок службы торсионов. В отличие от ЗАЗ-965, в подвеске ЗАЗ-966 отсутствовал шкворневый узел, вместо чего поворотная цапфа колеса и стойка были объединены в поворотный кулак, связанный с рычагами подвески при помощи расположенных горизонтально шаровых шарниров.

В сумме применённые конструктивные решения позволили значительно увеличить межсервисный интервал передней подвески (между смазками торсионов — до 3…4 тыс. км, между смазками поворотного кулака — до 6…8 тыс. км, против 1 тыс. км у ЗАЗ-965) и повысить её долговечность (до 100 тыс. км).

Задняя независимая подвеска ЗАЗ-966 представляла собой полностью новую, более совершенную по сравнению с применявшейся на ЗАЗ-965, конструкцию — вместо качающихся полуосей с одним шарниром и установленных под углом 45° А-образных рычагов в ней были применены треугольные продольно-качающиеся рычаги и полуоси с двумя шарнирами на каждой (внешние — карданные, внутренние — типа «колокол»). Цилиндрические пружины, играющие роль упругого элемента, образовывали с амортизаторами единые узлы, опирающиеся на кузов через сферические резиновые подушки, что обеспечило возможность качания амортизатора при рабочем ходе подвески.

Этот тип задней подвески в то время только начинал завоёвывать популярность, а впоследствии широко использовался на европейских и спортивных американских автомобилях с приводом на заднюю ось — можно назвать такие примеры, как Chevrolet Corvette C2 и C3, весь модельный ряд BMW 1960-х — 1980-х годов, начиная c BMW 700 и включая машины 3-й (E21, E30), 5-й (E12) и 7-й (BMW E23) серий, Ford Sierra, Ford Scorpio, Opel Omega B и многие другие. Более оптимальна кинематика только у сложных многорычажных задних подвесок, получивших широкое распространение гораздо позже.

Характерной деталью облика автомобиля были «уши» — воздухоуловители системы охлаждения.

Двигатель «чистого» ЗАЗ-966 — так называемая «сороковка» — представлял собой значительно обновлённую версию предыдущей модели, рабочий объём которой был наращен с 877 до 1197 см³ как за счёт увеличения диаметра цилиндров (с 72 до 76 мм), так и за счёт увеличения хода поршня (с 54,5 до 66 мм), в процессе чего значительно возросли масса и габариты агрегата, но существенно повысились его тяговые характеристики и ресурс. Система охлаждения на ЗАЗ-966В с «тридцаткой» оставалась аналогична ЗАЗ-965 по принципу работы (забор воздуха через отверстия по бокам кузова, расположенный позади блока цилиндров вытяжной вентилятор, протягивающий воздух через рубашку охлаждения и выбрасывающий его назад), но, как результат продувок моделей будущего автомобиля в аэродинамической трубе, была дополнена специальными уловителями на воздухоприёмных отверстиях (знаменитые «уши»), обеспечившими необходимый для работы системы подпор воздуха, в результате чего удалось практически полностью избавиться от характерной для предыдущей модели проблемы с перегревом в жаркую погоду. На модификациях с «сороковкой» впоследствии появилась система охлаждения с обратным направлением потоков воздуха — воздух, проходящий через «уши», также подавался в моторный отсек через расположенные в задних крыльях воздуховоды, но теперь сначала поступал в открыто расположенный вентилятор системы охлаждения, которым прогонялся через рубашку охлаждения двигателя и через кожухи охлаждения двигателя выходил вниз, под машину (а в режиме прогрева, при закрытых заслонках термостатов — поступал обратно в моторный отсек).

Коробка передач была разработана заново и имела полностью синхронизированный ряд передач переднего хода, что существенно облегчило управление автомобилем (и то, и другое касается «чистого» ЗАЗ-966, а не «переходной» модели 966В с 30-сильным двигателем). Примечательно, что на прототипах использовался привод переключения передач с рычагом, расположенным на панели приборов, справа от щитка приборов, как на некоторых иностранных моделях тех лет («Трабант», некоторые DKW и целый ряд французских малолитражек), но в серии от него отказались как от ненужного усложнения конструкции. Характерной особенностью трансмиссии было отсутствие прямой передачи — четвёртая передача в ней была повышающей, то есть, имела передаточное отношение менее единицы, как пятая на современных автомобилях.

В целом, коробка передач, разработанная для 40-сильного двигателя МеМЗ, оказалась весьма удачной и надёжной — большой запас прочности позволял использовать её в паре с намного более мощными по сравнению со штатным двигателями; например, самодеятельными конструкторами на базе трансмиссии «Запорожца» создавались автомобили (в том числе — с приводом на переднюю ось, что позволяла конструкция силового агрегата) и багги с двигателями от «Жигулей», различных «Москвичей» и даже «Волги» ГАЗ-21 (последнее, впрочем, уже приводило к существенному уменьшению ресурса агрегата). Сравнительно слабым же местом конструкции оказались полуоси, а в особенности — имевшие довольно «нежные» резиновые пыльники внутренние шарниры (впоследствии они были дополнительно защищены грязеотражательными щитками) — что, впрочем, проявлялось лишь при регулярной эксплуатации автомобиля за пределами благоустроенных дорог.

ЗАЗ-968М, близкий родственник ЗАЗ-966 Fiat 850, современник ЗАЗ-966 и наследник Fiat 600

Кузов «Запорожца» превосходил по ресурсу «Москвичи» и «Жигули», и даже без дополнительной антикоррозийной обработки начинал ржаветь лишь на 5-7 год при постоянной эксплуатации в городе, а живучесть автомобиля позволяла ему сохранять способность самостоятельно передвигаться даже при серьёзных неполадках и повреждениях.[3]

Дальнейшим развитием ЗАЗ-966 стала модель ЗАЗ-968, выпускавшаяся с 1971 года по 1994 год и изначально практически не отличавшаяся от своего предшественника — главным отличием были установленные на задней панели кузова фонари заднего хода и укороченные воздухозаборники охлаждения. При этом на ранние выпуски ЗАЗ-968 устанавливался тот же, что и на ЗАЗ-966, двигатель МеМЗ-966Г с карбюратором К-125Б, мощностью 31 л. с.; в 1972 появился двигатель МеМЗ-968Э с карбюратором К-127 мощностью 40 л. с., а в 1973 — модель ЗАЗ-968А, имевшая уже немного иное внешнее оформление (узкий молдинг вместо фальшь-решётки радиатора), а в 1979 — модель ЗАЗ-968М, сильно изменившаяся внешне: (небольшие решёточки («жабры») вместо больших воздухозаборников («ушей»), выпуклая передняя панель, прямоугольные задние фонари). В декабре 1972 года ЗАЗ-966 был снят с производства окончательно.

Масштабные модели автомобиля 1:43 в СССР, России и Украине выпускались из металла московским заводом «Прогресс» с 1978 года и из пластмассы на самом Запорожском автозаводе. Обе модели имеют примитивное, практически игрушечное качество.

Модель 1:43 выпущена в Китае фирмой IST Models и в серии Автолегенды СССР. Причем в исполнении «Бокс» модель белого цвета с короткими «ушами», а в журнальной версии голубого цвета с длинными.

  1. ↑ [Никита Розанов, кандидат искусствоведения. Статья «Крепкие и мускулистые». Журнал «АВТОМОБИЛИ», 9-1998]
  2. ↑ Automotive History: How The 1960 Corvair Started A Global Design Revolution
  3. ↑ [А. Л. Теркель, Д. А. Теркель. Тем кто выбрал «Запорожец».] — М.: За рулем, 1994—125 с.

ЗАЗ-1103 Славута — Википедия

ЗАЗ-1103 «Славута»
Производитель ЗАЗ
Годы производства 1999—2011
Сборка Флаг Украины ЗАЗ (Запорожье, Украина)
Класс Супермини (Класс В)
Тип кузова 5-дверный лифтбек
Компоновка переднемоторная, переднеприводная

карбюраторные 1,1 л, 1,2 л, 1,3 л

инжекторные 1,2 л, 1,3 л
Длина 3980 мм
Ширина 1578 мм
Высота 1425 мм
Клиренс 156 мм
Колёсная база 2320 мм
Колея задняя 1306 мм
Колея передняя 1314 мм
Масса 790—850 кг
Связанные ЗАЗ-1102 «Таврия»,
ЗАЗ-1105 «Дана»,
ЗАЗ-11055
Объём бака 39 л
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

ЗАЗ-1103 «Славу́та» (ZAZ-1103 Slavuta) — легковой переднеприводный автомобиль В-класса с кузовом типа лифтбек. Производился на Запорожском автостроительном заводе с 1999 по 2011 год[1].

В июле 1992 года главный конструктор «АвтоЗАЗ» О. Х. Папашев сообщил в интервью о том, что завод намерен начать серийное производство новых моделей ЗАЗ-1103 и ЗАЗ-1105. Серийное производство модели ЗАЗ-1103 с трёхобъёмным четырёхдверным кузовом типа «седан» было запланировано начать в 1998 году[2]. В декабре 1992 года была изготовлена первая опытная партия ЗАЗ-1103[3].

После начала сотрудничества Запорожского автомобилестроительного завода с Дэу Моторс в 1998 году корейская сторона провела ревизию технологического процесса, и, с целью улучшения качества автомобилей, пересмотрела список поставщиков комплектующих. Возобновилась работа над разработанной ещё в 1995 году[4] пятидверной модели с кузовом типа лифтбек, поскольку «Дана» с пятидверным кузовом универсал большим спросом не пользовалась и имела ряд технологических недостатков. Производство нового автомобиля, который получил заводской индекс ЗАЗ-1103, началось 17 марта 1999 года[5].

В январе 2000 «Славута» начала комплектоваться карбюраторными двигателями объёмом 1,2 л, а в июне 2001 объёмом 1,3 л. В декабре 2002 появилась самая дорогая версия комплектации с инжекторным мотором 1,3 л. В связи с ужесточением экологических норм с 1 июля 2006 года устанавливаются лишь двигатели с инжектором — объемом 1,2 и 1,3 л.

В январе 2011 года Запорожский автомобилестроительный завод прекратил выпуск модели ЗАЗ-1103 «Славута»[6][7].

За весь период производства было выпущено более 140 000 автомобилей, из них 130 000 были реализованы украинским покупателям официальным дистрибьютором «АвтоЗАЗ-сервис»[8].

Кузов[править | править код]

Кузов ЗАЗ-1103 закрытый, цельнометаллический, несущего типа, так называемый лифтбек: автомобиль имеет 5 дверей, задняя дверь багажного отделения открывается вместе с задним стеклом. Передний и задний бамперы пластмассовые, покрашены в цвет кузова. Длина «Славуты» 3980 мм, ширина 1578 мм, высота 1425 мм; колёсная база 2320 мм. Масса снаряженного автомобиля составляет 790—850 кг. Объём багажника составляет 300 л в обычном режиме и 740 л при грузовом положении заднего сидения. Объём топливного бака 38 л.

Силовой агрегат[править | править код]

В разные времена «Славута» выпускалась с карбюраторными двигателями объёмом 1,1 л, 1,2 л, 1,3 л и инжекторными двигателями объёмом 1,2 и 1,3 л производства Мелитопольского моторного завода. Все силовые агрегаты 4-цилиндровые, рядные, четырёхтактные. Система смазки мотора комбинированная, под давлением смазываются подшипники; разбрызгиванием масла — цилиндры и механизмы газораспределения. Система вентиляции картера двигателя замкнутая, через воздушный фильтр. Система охлаждения двигателя — жидкостная, закрытого типа; клапан термостата открывается при температуре +80 °C, полное открытие при +95 °C; электровентилятор закреплён в кожухе радиатора, он включается автоматически. Система зажигания двигателя батарейная, бесконтактная номинальное напряжение 12 В. Система выпуска отработанных газов с резонатором и глушителем, выхлопная труба размещена сзади слева.

Двигатели, которые устанавливаются на автомобиль

ИндексМодель двигателяОбъёмКлапаныСистема подачиМощность
при об/мин.
Крутящий момент
при об/мин.
Годы выпуска
1,1МЕМЗ-245[9]1091 см³8/SOHCкарбюратор51 л. с. (37,5 кВт)/540078,5 Нм/3000-35001999-2001
1,2МЕМЗ-2457[9]1197 см³8/SOHCкарбюратор58 л. с. (42,6 кВт)/540090 Нм/3000-35002000-2006
1,2iМЕМЗ-2477[10]1197 см³8/SOHCинжектор62,4 л. с. (45,9 кВт)/540095,5 Нм/3000-3500с 2006
1,3МЕМЗ-3011[11]1299 см³8/SOHCкарбюратор63 л. с. (46 кВт)/5400101 Нм/3000-35002001-2006
1,3iМЕМЗ-3071[12][13]1299 см³8/SOHCинжектор66 л. с. (48,5 кВт)/5400105 Нм/3000-3500с 2002

Ходовая часть[править | править код]

Передняя подвеска независимая, типа «макферсон» с цилиндрическими пружинами и телескопическими амортизационными стойками двустороннего действия. Задняя подвеска полунезависимая, с стабилизирующей поперечиной и цилиндрическими пружинами с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия.

Рулевое управление реечное, с противоугонным устройством, травмобезопасное. Рулевой механизм соединяется с поворотными стояками боковыми тягами. Рулевой вал — разрезной, части вала соединяются муфтой с резиновыми втулками.

Колеса с дисками фланцевого типа, штампованные, закреплены тремя гайками. Запасное колесо размещено под капотом. Шины радиальные, низкопрофильные, бескамерные, размером 155/70 R13.

Передние тормоза в Славуте дисковые, со скобой плавающего типа, имеют автоматическую компенсацию износа накладок тормозных колодок. Задние тормоза — барабанные, с автоматической компенсацией износа накладок колодок. В целом гидравлическая тормозная система автомобиля двухконтурная, с вакуумным усилителем, состоит из двух независимых систем торможения передних и задних колес по диагонали. В качестве сигнализации аварийного состояния тормозной системы является датчик уровня тормозной жидкости.

Модификации автомобиля ЗАЗ-1103 «Славута»[править | править код]

  • 1103 — «Люкс» с карбюраторным двигателем 1100 см³.
  • 1103-40 — «Люкс» с силовым агрегатом 1100 см³, системой распределительного впрыска топлива «Сименс».
  • 110307 — «Полулюкс» с карбюраторным силовым агрегатом 1200 см³.
  • 110307-40 — «Люкс» с инжекторным силовым агрегатом 1197 см³.
  • 11030710 — «Стандарт» с карбюраторным силовым агрегатом 1200 см³.
  • 11030701, 11030702 — «Люкс» с карбюраторным силовым агрегатом 1200 см³.
  • 1103078 — «Люкс» с карбюраторным силовым агрегатом 1300 см³.
  • 11030842 — «Стандарт» с инжекторным силовым агрегатом 1197 см³.
  • 11030840 — «Люкс» с инжекторным силовым агрегатом 1300 см³.

ЗАЗ-11055 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

ЗАЗ-110550 «Pick-Up» представляет собой коммерческую развозную модификацию базовой модели легкового переднеприводного автомобиля ЗАЗ-1105 «Дана». Под заказ грузовая платформа могла быть оборудована мягким либо жёстким пластиковым верхом, фактически превращавшим автомобиль в фургон с полезным объёмом грузового отсека до 2,5 м³. Кабина водителя отделена от грузовой платформы стационарной перегородкой со стеклом.

Штатно устанавливается двигатель производства МеМЗ-310 объёмом от 1,1 до 1,3 л.

Отличия Пикапа от базовой модели (ЗАЗ-1105):

  • новый задний бампер с боковыми наставками
  • установка заливной горловины, как на ЗАЗ-1102
  • усилена балка задней подвески
  • задние фонари, как на ЗАЗ-968М
  • грузовая платформа имеет настил
  • тент, закрывающий платформу, устанавливается на дуги, которые крепятся на боковых бортах, крепится на кронштейнах на бортах платформы при помощи застёжек
  • устанавливаются два наружных зеркала заднего вида — левое и правое
  • окно перегородки имеет решётку
  • задний борт грузовой платформы — откидной.

Соответствие коммерческих названий заводским индексам моделей:

Название в торговой сетиЗаводской (конструкторский) индекс модели
«Пикап» «Стандарт»110550 0000010
«Пикап» «Люкс» двиг. 1,2 л110557 0000010
«Пикап» «Стандарт» двиг. 1,2 л110557 0000010 10
«Пикап» «Люкс» двиг. 1,2 л (для Египта)110557 0000010 31
«Пикап» «Люкс» двиг. 1,2 л правосторонний руль110557 0000010 36
«Пикап» «База» двиг. 1,2 л110557 0000010 51
«Пикап» «База» двиг. 1,2 л110557 0000010 53
«Пикап» «Люкс» двиг. 1,2 л110557 0000010 61
«Пикап» «Люкс» двиг. 1,2 л правосторонний руль110557 0000010 66
«Пикап» «Стандарт» двиг. 1,2 л с ГБО110557 0000010 70
«Пикап» «Люкс» двиг. 1,2 л с ГБО110557 0000010 75
«Пикап» «Люкс» двиг. 1,3 л110558 0000010
«Пикап» «Стандарт» двиг. 1,3 л110558 0000010 10
«Пикап» «Люкс» двиг. 1,3 л (Сименс)110558 0000010 40[1]
«Пикап» «Люкс» двиг. 1,3 л (СРВТ) Евро-0110558 0000010 41
«Пикап» «Люкс» двиг. 1,3 л (Сименс)110558 0000010 43
«Пикап» «Люкс» двиг. 1,3 л (Сименс)110558 0000010 45
«Люкс» двиг. 1,3 л. (СРВТ) Евро-3/Польша110558 0000010 47
«Пикап» «Стандарт» двиг. 1,3 л110558 0000010 51
«Пикап» «Стандарт» двиг. 1,3 л110558 0000010 53
«Пикап» «Люкс» двиг. 1,3 л дв. подъём110558 0000010 61
  • Модификация «фургон»

  • Пикап с грузовой платформой — стационарная остеклённая стенка между кабиной и кузовом.

  • Пикап с грузовой платформой — дуги для крепления тента.

  1. ↑ На модель 2009 года цена составляет 38 400 грн (в том числе НДС — 6400 грн)
  • Подготовил к выпуску инженер Г. В. Чуйко. Ответственный редактор — главный конструктор АО «АвтоЗАЗ» О. Х. Папашев. Автомобиль ЗАЗ-110550 Пикап // Акционерное общество «АвтоЗАЗ» Запорожский автомобильный завод. Руководство по эксплуатации автомобилей «Таврия» 1102-3902004. — Днепропетровск: «Січ», 1995. — С. 136.

Запорізький автомобілебудівний завод — Вікіпедія

Запорізький автомобілебудівний завод
Zaz-logo.svg
Тип Публічне акціонерне товариство
Форма власності публічна компанія
Галузь Автомобільна промисловість
Спеціалізація легкові автомобілі, фургони, автобуси
Попередник(и) ВАТ «АвтоЗАЗ»
Засновано 1863 (157 років)
Штаб-квартира Україна Україна, Запоріжжя
Територія діяльності International
Ключові особи Карасьов Володимир Володимирович
голова правління, М. М. Євдокименко
Продукція автомобілі, автобуси
Виторг ▼ 434,617 млн ₴ (2017)
Операційний прибуток (EBIT) ▼ 188,517 млн ₴ (2017)
Чистий прибуток ▲ 287,748 млн ₴ (2017)
Активи ▼ 1 076,223 млн ₴ (2017)
Власний капітал ▼ 3 340,489 млн ₴ (2017)
Співробітники 2020 (2017)
Холдингова компанія Українська автомобільна корпорація,
з 27 грудня 2016  — приватне акціонерне товариство «Промавтоінвест»
Дочірні компанії АвтоЗАЗ-Мотор
Структурні підрозділи

АвтоЗАЗ-Мотор

ГРП «ЧЗАА»
ГРП «Іскра»
Сайт www.zaz.ua
Нагороди
орден Жовтневої Революції орден Трудового Червоного Прапора

CMNS: Запорізький автомобілебудівний завод на Вікісховищі

ПАТ Запорі́зький автомобілебудівни́й заво́д (ПАТ «ЗАЗ») — український виробник легкових автомобілів, а також фургонів і автобусів. Основне виробництво зосереджене в місті Запоріжжі. Входить до групи компаній «УкрАвто».

Датою заснування заводу прийнято вважати 1863 рік.

У 1908 році було засновано підприємство, яке згодом перетворилося у Мелітопольський моторний завод (МеМЗ).

У 1923 році колишній завод Абрагама Коопа був перейменований в «Комунар».

З 1960 року Мелітопольський моторний завод почав поставляти свої двигуни на Запорізький автомобілебудівний завод.

З 1975 року МеМЗ увійшов до складу виробничого об’єднання «АвтоЗАЗ». Нині він є одним із структурних елементів ПАТ «ЗАЗ».

У 1961 році завод був перейменований в «Запорізький автомобільний завод». Завод займався випуском єдиного автомобіля — ЗАЗ-965, що увійшов в історію як «горбатий Запорожець»[1].

СП «АвтоЗАЗ-ДЕУ» (з січня 2003 р. — ЗАТ «ЗАЗ») у формі закритого акціонерного товариства створено 15 квітня 1998 року на виробничій базі ВАТ «Автозаз». Статутний фонд сформовано за рахунок вкладів засновників: від ВАТ «Автозаз» — майно на суму, еквівалентну 150 млн дол. США; від Daewoo Motors — 150 млн дол. США в грошовій формі. До складу СП, крім головного підприємства в Запоріжжі, увійшли також на правах госпрозрахункових підприємств Мелітопольський моторний завод (ГРП «АвтоЗАЗ-Мотор»), Чорноморський завод автоагрегатів (ГРП «ЧЗАА»), Пологівський завод «Іскра» (ГРП «Іскра»).[2]

Після банкрутства Daewoo Motors у 2001 році, корпорація УкрАвто викупила АвтоЗАЗ 2002 року. Всі об’єкти виробництва «АвтоЗАЗ» (в першу чергу, МеМЗ та Чорноморський моторний завод) було перетворено в ЗАЗ. Компанія навіть прийняла новий логотип. Частку Daewoo (50 %) в СП було викуплено швейцарським підприємством Hirsch & CIE в 2003 році.

ПАТ «ЗАЗ» — тепер єдине в Україні підприємство, яке має повний цикл виробництва легкових автомобілів, що включає штампування, зварювання, фарбування, спорядження кузова і складання автомобіля. На заводі створено і постійно удосконалюється якісно нове сучасне високотехнологічне виробництво, що відповідає вимогам міжнародного стандарту ISO 9001 версії 2000 року[джерело?].

Перші три символи VIN-коду автомобілів запорізького виробництва — Y6D.

автобус ЗАЗ I-VAN

Крім головного заводу у Запоріжжі, до складу ЗАЗ входять колишні державні госпрозрахункові підприємства, які спеціалізуються на окремих видах робіт:

Продукція підприємства включає двигуни для легкових автомобілів об’ємом від 1,1 до 1,3 літрів, а також чотирьох та п’ятиступінчасті коробки передач. Середньорічна продуктивність заводу — 130 000 силових агрегатів.

На виробничих потужностях заводу складаються автомобілі Mercedes-Benz, Chrysler, Jeep, моделі Chevrolet, вантажні автомобілі ТАТА, Dong Feng та автобуси ЗАЗ. Середньорічні обсяги виробництва заводу становлять 40 000 автомобілів.

Завод «Іскра» відомий як виробник різноманітних компонентів для автосервісу, у тому числі баків для паливно-мастильних матеріалів, багажників, тяглово-причепних пристроїв для машин, чохлів, тентів, спецодягу тощо. Середні обсяги виробництва сягають 30 000 номенклатурних одиниць на рік.

Це спільне українсько-канадське підприємство, створене у 1988 р. виробничим об’єднанням «АвтоЗАЗ» і канадським промисловим гігантом «Magna International Inc». Це спеціалізоване підприємство, що розташоване на території ЗАЗ, створене для проектування та виготовлення великих і надвеликих прес-форм для виробництва деталей із пластмас для автомобільної та інших галузей промисловості.

Ера «Запорожця»[ред. | ред. код]

CMNS:

Історія виробництва легкових автомобілів у Запоріжжі, з якою ототожнюється історія українського автомобілебудування взагалі, сягає 1960 року, коли з конвеєра заводу «Комунар» (на даний час — ПАТ «ЗАЗ») зійшов перший український мікролітражний автомобіль — ЗАЗ-965 «Запорожець».

Виробництво серійних машин розпочалося з 1 жовтня 1960 року, а до кінця року було випущено близько півтори тисячі «Запорожців». ЗАЗ-965 «Запорожець» швидко став популярним. Він порівняно мало коштував та був економічним. Експлуатаційна витрата пального становила 7,3 л на 100 км проти 10 літрів у «Москвича-402» або «Москвич-407». Повноцінна 4-місна машина була компактною та маневреною: довжина її становила 3,33 м, а радіус повороту за колією зовнішнього колеса — 5 м. Незалежна підвіска всіх коліс, рівне, без тунелю для «кардана», дно, 20-сантиметровий кліренс під задньою віссю забезпечували непогану прохідність. Були, звісно, й недоліки. Наприклад шумність, яка часто-густо допікала заднім пасажирам. Двері відкривалися на старий манір, проти ходу, і могли при випадковому відкритті на ходу стати вітрилом, яке легко могло знести машину з дороги. Невдалим, з точки зору пожежної безпеки, було розташування бензобаку у передній частині кузова.

Багатьох автолюбителів не влаштовувала недостатня потужність двигуна, а отже — слабка динаміка «Запорожця». Тому, у жовтні 1962 року почався випуск модернізованого ЗАЗ-965А. Робочий об’єм двигуна збільшився з 746 до 887 см³, відповідно потужність зросла з 22 до 27 к. с. Зросла й максимальна швидкість — з 80 до 90 км/год. Ця машина вироблялася до 1969 року. Коли у вересні 1993 року святкували 130-річчя заводу, святкову автоколону відкривав один з перших «Запорожців», прикрашений транспарантом з цифрою 332 106. Саме стільки машин випустили протягом років виробництва — з 1960 по 1969 роки.

1961 року конструктори ЗАЗу почали розробляти автомобіль ЗАЗ-966 із новим кузовом. Однак його виробництво затримувалось через союзне керівництво, можливо, з економічних міркувань — ставити на конвеєр нову модель усього через рік після виходу попередньої вважалося недоречним. Тому ЗАЗ-966 побачив світ лише через шість років.

Його двигун також був розташований ззаду. Спочатку це був 30-сильний МеМЗ-966А, який встановлювався на останніх модифікаціях «горбатого» попередника. Потім з’явився 40-сильний МеМЗ-966В, що дозволяв розганяти авто до 120 км/год на прямій трасі. Щоправда, на практиці таку швидкість могли розвинути далеко не всі, і штрафи за перевищення швидкості «Запорожцями» були такою рідкістю, що сама по собі така подія розцінювалася як тема, варта анекдоту.

З 1969 року на базі моделі 966 почали виробляти ЗАЗ-968 з новим двигуном і деякими дрібними змінами. З 1975 року у тому ж кузові — ЗАЗ-968А. Відрізнявся новою гальмівною системою, удосконаленими передніми сидіннями і замком запалювання з протиугонним пристроєм. Перед ЗАЗ-968А у 1972 році з’явилася дещо модернізована модель ЗАЗ-968 — у неї не було декоративної панелі на передній частині кузова, з’явився новий блок приладів. Серйозніша переробка чекала на модель у 1979—1980 роках.

ЗАЗ-968М став не тільки останнім вітчизняним автомобілем із заднім розташуванням двигуна, але й найбільш живучим, бо випускався аж до 1994 року. Зате отримав нову лінійку двигунів: потужніші МеМЗ-968 ГЕ (45 к. с.) і МеМЗ-968 БЕ (50 к. с.).

Усього (з 1960 по 1994 рр.) було виготовлено 3 422 444 автомобілів «Запорожець» у Запоріжжі і двигунів із повітряним охолодженням у Мелітополі.

Ера «Таврії»[ред. | ред. код]

Історія створення «Таврії» цікава і різноманітна, тому що нині існуючому автомобілю передувало досить багато різних прототипів, одні з яких так і залишилися назавжди у вигляді макетів, що порошаться в конструкторських бюро ЗАЗу, а інші були втілені в металі і свого часу проходили ходові випробування.

Першим концептуальним варіантом, що самостійно покинув межі заводу, став передньопривідний ЗАЗ-1102 «Таврія» зразка 1970 року, який розробила група фахівців «Комунар» під керівництвом головного конструктора В. П. Стешенка. Проте в ході випробувань було виявлено безліч конструкторських недоліків, які визначили музейне майбутнє цього автомобіля.

У 1973 році було підготовлено ще два експериментальні зразки з 3-дверним кузовом типу хетчбек і 2-дверним — типу седан, які також не змогли досягти рівня серійного автомобіля.

Наступними етапами еволюції ЗАЗ-1102 «Таврія» був передньопривідний прототип 1974 року випуску з елегантним кузовом седан і повнопривідний варіант зразка 1976 року з цілком сучасною на той час зовнішністю.

Конструкторам заводу «Коммунар» було потрібно немало часу для того щоб підготувати і запустити в серійне виробництво в 1988 році остаточний варіант ЗАЗ-1102 «Таврія».

У 1991 році, після трьох років з початку виробництва, був проведений рестайлінг автомобіля, в ході якого змінилася форма передніх крил та елементів салону. Для зниження собівартості машини були зроблені спроби перейти з дорогої передньої чеської оптики на вітчизняну.

Припинення виробництва загрожувало «Таврії» ще в середині 1990-х, оскільки у покупців не було грошей на новий автомобіль. Та і якість продукції ЗАЗу сильно кульгала: це стосувалося як самого виробництва, так і комплектуючих. Але незважаючи на важкі часи у 1995 році завод підготував до випуску нову модель на базі «Таврії» — п’ятидверний універсал ЗАЗ-1105 «Дана», який випускався до 1997 року.

З 1994 року введена нова схема включення електровентилятора і змінена конструкція напівосей. Але впровадження місцевих українських комплектуючих негативно позначилося на спільній якості моделей, особливо після 1992 року.

Після заснування у 1998 році СП «АвтоЗАЗ-Деу», деякої модернізації конструкції і насичення ринку імпортними (корейськими) комплектуючими знов з’явилася надія на реабілітацію якості автомобіля. У 1998 році у виробництві знаходилися ще так звані «перехідні зразки», комплектація яких може далеко не відповідати заявленій.

Восени 1995 року було презентовано ЗАЗ-1103 «Славута» — п’ятидверний ліфтбек на базі «Таврії». У 1999 році розпочато його серійне виробництво.

«АвтоЗАЗ-Daewoo»[ред. | ред. код]

У 1998 році зареєстровано спільне українсько-корейське підприємство з іноземною інвестицією у формі закритого акціонерного товариства «АвтоЗАЗ-Daewoo». Впроваджено випуск якісно нового автомобіля ЗАЗ-110206 «Таврія-Нова». Завершено роботи з підготовки виробництва і розпочато великовузлове складання автомобілів європейського рівня Daewoo Lanos, Daewoo Nubira, Daewoo Leganza на Чорноморському заводі автоагрегатів (ЧЗАА).

Завдяки фінансовій підтримці іноземного партнера, новим технологіям, унікальним системам контролю якості, інженерним розробкам, які були привнесені разом з інвестиціями, а також послідовному сприянню держави, для Запорізького заводу розпочався новий історичний етап — час розвитку виробництва і виходу підприємства на міжнародний рівень. У 1999 році Корпорації УкрАвто були делеговані функції управління державним пакетом акцій заводу. У 2002 році Корпорація УкрАвто стала власником державного пакету акцій Запорізького автомобілебудівного заводу (більш, ніж 82 % акцій ВАТ «АвтоЗАЗ», який у свою чергу є власником 50 % акцій ЗАТ «ЗАЗ») і отримала право управління підприємством і, зокрема, його виробничими програмами. У січні 2003 року підприємство було перейменоване на «Запорізький автомобілебудівний завод».

Впродовж 1998—2003 років на підприємстві відбулися глибокі структурні зміни за новими, світовими стандартами була проведена реновація виробництва, будівель, систем енергопостачання, інженерних споруд і мереж на заводах у Запоріжжі, Мелітополі, Чорноморську, Родах; організований контроль якості продукції, яка відповідає світовим стандартам; почато виробництво автомобілів Daewoo на заводі автоагрегатів в Чорноморську; після модернізації на головному заводі у Запоріжжі відновлений випуск якісно нової Таврії; змінена адміністративно кадрова політика. Цей період відзначився також істотними поворотами у стратегії відкрилися нові перспективи і можливості співпраці з грандами світового автомобільного бізнесу — компаніями DaimlerChrysler, General Motors, Opel, Renault та іншими, що дозволило реалізувати інвестиційні проекти з організації повномасштабного виробництва автомобілів провідних світових брендів.

ПАТ «ЗАЗ»[ред. | ред. код]

ЗАЗ-1102 Таврія Daewoo Sens (ЗАЗ Сенс) — автомобіль, створений на базі Daewoo Lanos

У 2003 році завод змінює форму власності і стає Закритим акціонерним товариством з іноземною інвестицією «Запорізький автомобілебудівний завод».

Також у 2003 році укладено генеральну дистриб’юторську угоду між Корпорацією «УкрАвто» (в особі одного з її підрозділів — компанії «УкрАвтоЗАЗ-Сервіс»), Запорізьким автомобілебудівним заводом та німецькою компанією Adam Opel GmbH (європейським представництвом GMC). Opel виступив виробничим партнером «ЗАЗ» і «УкрАвто», надавши інвестиції для освоєння велико- та дрібновузлового виробництва автомобілів свого модельного ряду.

Цього ж року швейцарська фінансово-інвестиційна компанія Hirsch & Cie придбала 50 % акцій ЗАТ «ЗАЗ», що належали компанії Daewoo Motors.

У 2004 році розпочато серійне виробництво автомобіля Opel Astra Classic.

У 2005 році розпочато повномасштабне виробництво автомобіля Daewoo Lanos на Запорізькому автомобілебудівному заводі. Корпорація «УкрАвто» стала головним акціонером флагмана польського автомобілебудування — заводу FSO. Автомобіль Chevrolet Lanos, виробництва Запорізького автомобілебудівного заводу, експортувався в Росію.

У 2005 році конструкторами «ЗАЗ» розроблено автомобіль ЗАЗ Lanos Pick-up.

У 2005 році на заводі було виготовлено 148 163 автомобілі, в 2006 році — 193 113[3].

У 2006 році розпочато виробництво автобусів I-VAN на базі платформи відомої індійської компанії TATA.

У 2010 році розпочато виробництво автобусів ЗАЗ А10 з несучим кузовом і агрегатами провідних європейських фірм.

10 вересня 2010 року — на «Автошоу 2010» у Києві було презентовано електромобіль ЗАЗ Lanos фургон Електро[4]і автобуси ЗАЗ-A10C31 та ЗАЗ-А10L50.[5]

У 2011 році розпочато виробництво нової моделі — ЗАЗ Forza.

У 2011 році ПАТ «ЗАЗ» випустило 60 862 тис. автомобілів, що на 33,9 % перевищує аналогічний показник 2010 року (45 465 тис.), при цьому понад 50 % випущених авто поставлено на експорт[6].

У 2012 році «ЗАЗ» перейшов на норми екологічності Євро-3.

У 2013 році «ЗАЗ» перейшов на норми екологічності Євро-4.

У 2016 році заплановано перехід на Євро-5 (провалено і компанія перебуває у великій кризі).

Нині Запорізький автомобілебудівний завод — підприємство, яке володіє повним циклом виробництва легкових автомобілів, — від двигуна до трансмісії, кузова і комплектуючих, до кінцевої збірки готового автомобіля і його постачання в мережу продажів.

Потужності головного заводу ПАТ «ЗАЗ» дозволяють здійснювати як дрібновузлове і повномасштабне, так і великовузлове виробництво автомобілів, і розраховано на випуск до 150 000 авто на рік. Обсяги виробництва невпинно зростають.

30 травня 2016 року в Києві на «Столичному Авто-шоу-2016» ПАТ «ЗАЗ» презентував розроблені та сертифіковані автомобілі спеціального призначення на базі наявного модельного ряду ЗАЗ Vida, ЗАЗ Forza і ЗАЗ Sens. Ці автомобілі призначені для споживачів з обмеженими можливостями, патрульної поліції, а також спеціальні автомобілі для надання невідкладної медичної допомоги[7].

Нова модель ZAZ Slavuta Nova — спільна розробка інженерів китайської компанії Chery і вітчизняного «ЗАЗу», прототип моделі під ім’ям Chery Riich G2, яку було вперше показано публіці на Пекінському авто-шоу 2012 року, а також на «ЗАЗі» в середині 2015 року. Всього існує два примірники цієї моделі, в яку зараз запорізькі конструктори вносять низку важливих змін.

Повномасштабне виробництво моделі ZAZ Slavuta Nova розпочнеться всередині 2017 року. Потужність лінії по її випуску — близько 50 тисяч одиниць. Зрозуміло, що такий обсяг не може бути реалізований тільки на українському ринку, тому «ЗАЗ» і партнери з Chery сподіваються на експортні поставки. Причому не тільки в сусідні країни, але і в Євросоюз. Авто буде відповідати всім нормам ЄС, зокрема, екологічним Євро-6[8].

У порівнянні з 2014 роком, у 2015 році продаж «ЗАЗу» скоротилися з 7463 до 2893 одиниць, а частка ринку — з 8 до 6,23 %. У 2015 році автозавод випустив 3937 одиниць автотранспорту (на 71 % менше, ніж у 2014 році). Підприємство в порівнянні з попереднім роком скоротило випуск легкових автомобілів на 71 % — до 3624 одиниць.

У січні 2016 року автозавод зупинився і перейшов на випуск машинокомплектів для General Motors в Єгипті, де випускають 20 тис. автомобілей Lanos на рік. Hа заводі працює трохи більше 1 тис. чоловік. У травні 2016 року ЗАЗ презентував концепт Slavuta Nova, який був розроблений спільно з Chery Automobile, проте говорити про серійне виробництво не доводиться[9].

В першій половині листопада 2016 року закривається відомча поліклініка підприємства «МСЧ ЗАЗ»[10].

2 лютого 2017 року, на засіданні ради інвесторів, гендиректор ПАТ «Запорізький автомобілебудівний завод» Микола Євдокименко заявив, що Запорізький автозавод буде з 2017 року випускати вантажівки і автобуси. Також запевнив, що з 2018 року в Україні буде введено стандарт Євро-6 і завод готовий до конкуренції з європейськими виробниками[11][12].

За 2018 рік відбувся значний спад виробництва у порівнянні з попереднім роком, загалом було виготовлено 131 транспортний засіб(зокрема: 85 — комерційні авто(CV), 45 — автобуси та 1 легковий автомобіль)[13].

30 березня 2019 року, рамках міжнародної виставки «City Trans Ukraine 2019», були представлені свіжі версії пасажирських автобусів ЗАЗ: автобус з низькою підлогою ЗАЗ A10 2019 модельного ряду і ЗАЗ А08, який в подальшому замінить автобуси ЗАЗ А07А І-Ван[14].

Виробничі потужності[ред. | ред. код]

  • 1998 — 24,000
  • 1999 — 6,000▼
  • 2000 — 11,700▲
  • 2001 — 14,800▲
  • 2002 — 23,800▲
  • 2003 — 69,600▲
  • 2004 — 126,000▲
  • 2005 — 148,163▲
  • 2006 — 193,113▲
  • 2007 — 282,300▲
  • 2008 — 257,600▼
  • 2009 — 46,180▼
  • 2010 — 45,465▼
  • 2011 — 60,862▲
  • 2012 — 42,700▼
  • 2013 — 50,400▲
  • 2014 — 13,100▼
  • 2015 — 3,937▼
  • 2016 — 526▼
  • 2017 — 1,674▲
  • 2018 — 131▼

Повномасштабне виробництво[ред. | ред. код]

ZAZ Forza ZAZ Forza Chevrolet Aveo (ЗАЗ Vida)

Великовузлове (SKD) складання[ред. | ред. код]

Збирання на Чорноморському заводі автоагрегатів:

Zaz (альбом) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Zaz — дебютный студийный альбом французской певицы ZAZ, выпущенный 10 мая 2010 года во Франции на лейбле Play On. Дистрибьютором альбома в остальных странах выступила компания Sony.

Три композиции альбома написаны Рафаэлем Арошем (Raphaël Haroche).

Альбом поднялся на первое место во Франции[1] и получил статус золотого в июне 2010 года, а осенью возглавил хит-парады Бельгии, Швейцарии и Австрии[2].

Сингл «Je veux» (Kerredine Soltani, Tryss), текст которого выражает презрение к обществу потребления, был выбран телеканалом TF1 в качестве главного летнего хита, а видеоклип демонстрировался в течение лета 2010 года на TF1 и других музыкальных каналах.

1.«Les passants» (Tryss, Isabelle Geffroy)3:33
2.«Je veux» (Kerredine Soltani, Tryss)3:37
3.«Le long de la route» (Geffroy, Mickaël Geraud)3:37
4.«La fée» (Raphaël Haroche)2:53
5.«Trop sensible» (Geffroy)4:00
6.«Prends garde à ta langue» (Geffroy, Dino Cirone)3:41
7.«Ni oui ni non» (Soltani, Vivian Roost, Geffroy)3:32
8.«Port Coton» (Haroche)2:56
9.«J’aime à nouveau» (Geffroy, Geraud)3:49
10.«Dans ma rue» (Jacques Datin)4:40
11.«Eblouie par la nuit» (Haroche)2:41
  • Дино Сирон
  • Жак Датен
  • Изабель Жеффруа
  • Mickaël Geraw
  • Рафаэль Арош
  • Керредин Солтани
  • Tryas
  1. ↑ Classement Snep (недоступная ссылка)
  2. ↑  (нем.) Eine neue Edith Piaf ist geboren: Zaz Архивировано 17 октября 2010 года.
  3. ↑ Zaz — Zaz, Austrian Albums Chart (англ.). acharts. Дата обращения 13 ноября 2011. Архивировано 4 июля 2012 года.
  4. ↑ Zaz — Zaz, Belgian (Flanders) Albums Chart (нид.). Ultratop. Дата обращения 5 января 2011. Архивировано 4 июля 2012 года.
  5. ↑ Zaz — Zaz, Belgian (Wallonia) Albums Chart (фр.). Ultratop. Дата обращения 5 января 2011. Архивировано 4 июля 2012 года.
  6. ↑ Albums : Top 100 (неопр.). JAM! Music. Canadian Online Explorer. Quebecor Media (January 13, 2011). Дата обращения 16 января 2011. Архивировано 16 января 2011 года.
  7. ↑ Zaz — Zaz, French Albums Chart (фр.). Lescharts. Дата обращения 5 января 2011. Архивировано 4 июля 2012 года.
  8. ↑ French Digital Albums Chart, 16/05/2010 (фр.). Disqueenfrance. Дата обращения 5 января 2011. Архивировано 4 июля 2012 года.
  9. 1 2 Zaz — Zaz, in various albums charts (неопр.). Acharts. Дата обращения 13 ноября 2011. Архивировано 4 июля 2012 года.
  10. ↑ Zaz — Zaz, Greek Albums Chart (неопр.). Greekcharts. Дата обращения 13 ноября 2011. Архивировано 4 июля 2012 года.
  11. ↑ Zaz — Zaz, Italian Albums Chart (итал.). Italiancharts. Дата обращения 5 января 2011. Архивировано 4 июля 2012 года.
  12. 1 2 Россия Топ 25. Альбомы (неопр.). Lenta.ru (27.05.2011). Дата обращения 6 июня 2011.
  13. ↑ Zaz — Zaz, Swiss Albums Chart (нем.). Hitparade. Дата обращения 5 января 2011. Архивировано 4 июля 2012 года.
  14. ↑ Zaz — Zaz, Dutch Albums Top 100 (англ.). Дата обращения 13 ноября 2011. Архивировано 4 июля 2012 года.
  15. ↑ Zaz — Zaz, Czech Albums Chart (неопр.). ČNS IFPI. Дата обращения 18. 11. 2011..
  16. ↑ Rapports annuels 2010 — Albums (фр.). Ultratop. Дата обращения 5 января 2011. Архивировано 18 июня 2012 года.
  17. ↑ Classement des 200 premiers Formats Longs fusionnés par GfK Music (фр.). SNEP. Дата обращения 11 февраля 2011. Архивировано 4 июля 2012 года.
  18. ↑ Schweizer jahreshitparade 2010 (нем.). Hitparade. Дата обращения 5 января 2011. Архивировано 4 июля 2012 года.
  19. ↑ Certification for every country in the world (неопр.) (pdf). IFPI. Дата обращения 29 декабря 2008. Архивировано 23 октября 2009 года.
  20. ↑ Les disques d’or/de platine — Singles — 2010 (неопр.). Ultratop. Дата обращения 5 января 2011. Архивировано 31 марта 2012 года.
  21. ↑ Certifications Albums Diamant — année 2010 (фр.). Syndicat National de l’Édition Phonographique. Дата обращения 2 марта 2011. Архивировано 4 июля 2012 года.
  22. ↑ Bundesverband Musikindustrie: Gold-/Platin-Datenbank — BETA
  23. ↑ ZPAV (неопр.). zpav. Дата обращения 1 марта 2011. Архивировано 23 февраля 2012 года.
  24. ↑ Awards 2010 (нем.). Swisscharts. Дата обращения 5 января 2011. Архивировано 7 апреля 2012 года.

Zaz (співачка) — Вікіпедія

Матеріал з Вікіпедії — вільної енциклопедії.

Ізабель Жофруа (фр. Isabelle Geffroy, 1 травня 1980, Тур, Франція) — французька співачка, виступає з псевдонімом Zaz. У своїй творчості поєднує джазові стилі з французьким попом, соулом та акустикою. Її голос нагадує голос Едіт Піаф. Її найвідоміша пісня «Я хочу» (фр. Je veux) з першого альбому.

Ізабель Жофруа народилась в місті Турі 1 травня 1980. Її матір була вчителькою іспанської мови, батько працював у енергетичній компанії. В 1985 році Ізабель разом братом і сестрою пішли навчатися до регіональної музичної школи[fr] міста Тура. Тут вона з п’яти років вивчала сольфеджіо, хоровий спів, гру на скрипці, фортепіано, та гітарі.[1]

У 1994 році Ізабель разом з ма́тір’ю переїжджає в Бордо. В 1995 вона відвідувала курси співу, а також займається спортом: протягом року в Бордо вона тренувала кунг-фу з професійним тренером. У п’ятнадцять років Ізабель переїхала жити до старшої сестри і не отримавши диплом, пішла працювати до одного з місцевих ресторанів. У 2000 році їй призначили стипендію від регіональної ради міста Бордо, що дозволило їй продовжити навчання співу в музичній школі Бордо.[1]

Серед музики що повпливала на неї вона згадує Пори року Вівальді, джазову співачку Еллу Фіцжеральд, французький шансон, Енріко Масіаса, Боббі Макферріна, Рішара Бона, латинські, африканські та кубинські ритми… У 2006 році Ізабель Жофруа приїздить до Парижа.

У січні 2011 телеканал France-3 і читачі журналу «Парі-Матч» назвали Zaz «Артистом року». Телеканал TF1 обрав «Je Veux» улюбленою піснею французів 2010 року.

У четвер 7 червня 2012 у Національному палаці «Україна» в Києві відбувся перший в Україні концерт французької співачки ZAZ.[2]

Перший альбом співачки називається однойменно — Zaz. Випущений 10 травня 2010, під лейблом Play on. Список композицій:

  1. Les Passants
  2. Je veux
  3. Le long de la route
  4. La Fée
  5. Trop sensible
  6. Prends garde à ta langue
  7. Ni oui ni non
  8. Port coton
  9. J’aime à nouveau
  10. Dans ma rue
  11. Éblouie par la nuit


Другий студійний альбом вийшов 13 травня 2013 року під назвою Recto verso. Список композицій:

1.«On ira»  3:00
2.«Comme ci, comme ca»  2:45
3.«Gamine»  3:10
4.«T’attends quoi»  3:20
5.«La Lessive»  2:17
6.«J’ai tant escamote»  3:44
7.«Deterre»  2:41
8.«Toujours»  3:11
9.«Si je perds»  3:04
10.«Si»  2:36
11.«Oublie Loulou»  2:40
12.«Cette journee»  2:53
13.«Nous debout»  3:12
14.«La Lune»  2:43
15.«La Part d’ombre» (Edition limitee)3:54
16.«Le Retour du soleil» (Edition limitee)4:27
17.«Laissez-moi» (Edition limitee)2:39

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *