Запорожец полноприводный: маленький монстрик с большой проходимостью
12 «горбатых» Запорожцев, которых вы никогда не видели — журнал За рулем
LADA
УАЗ
Kia
Hyundai
Renault
Toyota
Volkswagen
Skoda
Nissan
ГАЗ
BMW
Mercedes-Benz
Mitsubishi
Mazda
Ford
Все марки
У знаменитого ЗАЗ-965 были редкие, необычные и просто безумные версии.
Материалы по теме
ЗАЗ-965: «Запорожец» — первая любовь
«Горбатый» Запорожец — один из самых любимых и культовых советских автомобилей. И не только потому, что для многих он стал первой собственной машиной. Маленькие забавные автомобильчики всегда становятся предметом насмешек и поводом для сарказма, но и одновременно побуждают к народному творчеству. Впрочем, редкие и необычные версии существовали еще до того, как ЗАЗ-965 стал предметом самодельного тюнинга.
Опытный образец Москвич-444
Опытный образец Москвич-444
Сначала Запорожец был… Москвичом.
ЗАЗ-965 — вариант модернизации
ЗАЗ-965 — вариант модернизации
Тем временем в НАМИ сделали прототип НАМИ-059, который в известной мере можно считать Запорожцем с кузовом универсал. Дизайн разработал Юрий Долматовский. На машине стоял 2-цилиндровый мотоциклетный мотор объемом 0,75 л, развивающий 22 л.с.
Прототип НАМИ-059
Прототип НАМИ-059
Едва завод освоил серийный выпуск ЗАЗ-965, как возникли идеи его рестайлинга. Один из вариантов с измененным передком уже в начале 1960-х сделали на заводе.
Мелкосерийный фургон ЗАЗ-965С
Мелкосерийный фургон ЗАЗ-965С
Также в начале 1960-х создали грузовой фургон ЗАЗ-965С. Машина грузоподъемностью 150 кг была предназначена для сбора почты из уличных ящиков. Именно поэтому — чтобы водителю было удобней выходить на тротуар, — фургон сделали праворульным. Причем он стал мелкосерийным. В 1962–1963 гг. собрали около 650 машин.
НАМИ-0100
НАМИ-0100
Еще одной попыткой рестайлинга Запорожца стал НАМИ-0100. Но от подобных затей вскоре отказались, поскольку шла уже работа над ЗАЗ-966 с совсем новым кузовом.
ЗАЗ-965 для внутризаводских нужд
ЗАЗ-965 для внутризаводских нужд
Пикапы из ЗАЗ-965 в качестве товарных автомобилей не делали, их в небольших количествах сооружали для внутризаводских нужд.
Кабриолет на базе ЗАЗ-965
Кабриолет на базе ЗАЗ-965
Как только Запорожцы перестали быть утилитарным семейным транспортом, они логично превратились в предмет для самодеятельного творчества. Многие стали делать из них кабриолеты, наглядно доказывая, что такая «форма одежды» «горбатому» очень даже к лицу.
Кабриолет с измененными элементами кузова
Кабриолет с измененными элементами кузова
Строя самодельные кабриолеты, умельцы иногда и заметно меняли наружные кузовные панели и детали интерьера.
Стретч на основе Запорожца
Стретч на основе Запорожца
Уж конечно, в 1990-х из Запорожца сделали и стретч. Разумеется — в шутку. Маленькие народные компакты всегда возбуждали остряков на такие поделки. В Германии удлиняли Трабанты, у нас — «горбатые».
Полноприводная Bagira с двигателем «восьмерки»
Полноприводная Bagira с двигателем «восьмерки»
Куда более серьезная и смелая модернизации вылилась в автомобили, в которых от ЗАЗ-965 остались, в основном, лишь внешние элементы. Так, автомобиль по имени Bagira получил двигатель ВАЗ-2108, коробку передач ЗАЗ-968, полный привод с отключаемым передком и даже понижающую передачу в трансмиссии.
Таким мог бы стать рестайлинговый ЗАЗ-965
Таким мог бы стать рестайлинговый ЗАЗ-965
Иные тюнинговые версии были куда спокойней с точки зрения начинки и просто служили примером того, каким мог бы все-таки сталь рестайлинговый ЗАЗ-965.
Двухмоторный полноприводный монстр с кузовом по мотивам ЗАЗ-965.
Двухмоторный полноприводный монстр с кузовом по мотивам ЗАЗ-965.
Пределу фантазии, которую до сих пор возбуждает «горбатый», конечно, нет. Построен и вариант с двумя двигателями (один — сзади, другой — спереди) Yamaha мощностью по 150 л.с. каждый! Говорят, полноприводный автомобиль способен достичь 100 км/ч менее чем за 4 с. Интересно, что бы сказали полвека назад создатели ЗАЗ-965, увидев такого монстра?
12 «горбатых» Запорожцев, которых вы никогда не видели
У знаменитого ЗАЗ-965 были редкие, необычные и просто безумные версии.

12 «горбатых» Запорожцев, которых вы никогда не видели
- Чем радовал и почему огорчал своих владельцев «ушастый»? Об этом читайте тут.
Фото: из архива автора
12 «горбатых» Запорожцев, которых вы никогда не видели
У знаменитого ЗАЗ-965 были редкие, необычные и просто безумные версии.
12 «горбатых» Запорожцев, которых вы никогда не видели
Наше новое видео
Тест нового кроссовера. Опять «китаец»? Не совсем
На каких самокатах нельзя ездить по тротуарам?
Аурус Комендант — подробный обзор
Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!
За рулем на Яндекс.Дзен
Новости smi2.ru
Запорожец с двумя ДВС и полным приводом — зачем его сделали — журнал За рулем
LADA
УАЗ
Kia
Hyundai
Renault
Toyota
Volkswagen
Skoda
Nissan
ГАЗ
BMW
Mercedes-Benz
Mitsubishi
Mazda
Ford
Все марки
С этого автомобиля пошла история массовой модели. Разработки начались в 1967-м, а в серию она пошла 20 лет спустя.
Толкать или тянуть?
Материалы по теме
Эту советскую малолитражку обожали за границей. И вот почему
Первый опытный образец 1967 года был совсем иным, нежели Таврия, которую через два десятилетия узнали граждане СССР. Но работы по переднему приводу начали, едва на конвейер встал Запорожец ЗАЗ-966.
А первый забавный прототип и представлял собой именно такой Запорожец, но с двумя моторами. Сзади стоял еще несерийный 40-сильный мотор воздушного охлаждения, а спереди — совершенно новый мелитопольский двигатель мощностью 50 л.с. Включая то один, то второй мотор, испытатели оценивали достоинства и недостатки переднего и заднего приводов. Тем более что развесовка по осям была примерно одинаковая.
Испытатели прозвали машину «тяни-толкай». Порой (ради шутки) включали оба двигателя одновременно, чтобы стремительно обогнать кого-то на шоссе. Сверхбыстрый Запорожец производил на окружающих ошеломляющее впечатление.
Материалы по теме
Штрафы привяжут к МРОТ (или другому расчетному показателю)Новый побор для водителей в 2022Выручку за «красивые» номера можно разделить на всех россиян
Запорожец с полным приводом
Опытный образец ЗАЗ-ПП-102, 1970 г.
Опытный образец ЗАЗ-ПП-102, 1970 г.
Первый уже действительно переднеприводный автомобиль в Запорожье построили в 1968 году. А в 1972-м сделали Запорожец с полным приводом.
Коротенькую машинку по имени ЗАЗ-1103 с базой всего 2300 мм и массой 800 кг оснастили опытным мотором МеМЗ-201 мощностью 55 л.с. Двигатель и четырехступенчатая коробка передач имели единую масляную ванну.
Полноприводный ЗАЗ-1103, 1972 г.
Полноприводный ЗАЗ-1103, 1972 г.
Это не был внедорожник в чистом виде. Скорее легковой автомобиль с улучшенными ходовыми качествами. Подобные отечественные машины, и то мелкосерийные, в России, к слову, появились только в 1990-х.
Маленькие Жигули
Прототип ЗАЗ-1104 — уменьшенные Жигули
Прототип ЗАЗ-1104 — уменьшенные Жигули
Материалы по теме
Последний Москвич из СССР — за что его (не) любили
Руководство автопрома к экспериментам Запорожского завода по переднему приводу относилось скептически. В том числе и с его подачи в 1974-м появились опытные образцы ЗАЗ-1104 с трехобъемным кузовом, который по стилистике представлял собой уменьшенные Жигули ВАЗ-2101.
В те годы витали идеи максимальной унификации перспективных моделей ЗАЗ с серийными и опытными автомобилями из Тольятти.
Но в 1976-м от проектов «маленьких Жигулей» отказались. В том числе и потому, что в Запорожье приехал дизайнер Игорь Гальчинский, работавший в Тольятти… над перспективными переднеприводными моделями. Вот тогда ЗАЗ-1102 обрел формы, уже напоминающие те, что через полтора десятилетия увидели первые покупатели Таврии.
Это нам не Fiesta
Материалы по теме
10 зарубежных конструкций, которые продвинули наш автопром
В середине 1970-х руководство советского автопрома стало настаивать, чтобы ЗАЗ-1102 «рисовали» с громкой европейской новинки Ford Fiesta.
Запорожские конструкторы и дизайнеры сил на борьбу с министерством потратили едва ли не больше, чем на само по себе создание новой модели. А все для того, чтобы делать оригинальную машину, а не копировать импортную.
Ford Fiesta первого поколения в Запорожье испытывали тщательно и придирчиво. Таврия не повторяла Фиесту не только внешне, но и принципиально отличалась от Форда двигателем, коробкой, задней подвеской. У Форда были разнесенные пружины и амортизаторы, на советской машине — стойки.
На Фиесте такую схему подвески тоже применили, но уже в 1983-м — на автомобилях второго поколения. И когда Таврия была уже готова к производству.
ЗАЗ-1102 — прототип 1978 г.
ЗАЗ-1102 — прототип 1978 г.
Доработанный прототип ЗАЗ-1102 1978 года был уже очень близок к серийной Таврии и по «начинке», и по дизайну.
Продолжение — на следующей странице.
Запорожец с двумя ДВС и полным приводом — зачем его сделали
С этого автомобиля пошла история массовой модели. Разработки начались в 1967-м, а в серию она пошла 20 лет спустя.
Запорожец с двумя ДВС и полным приводом — зачем его сделали
Наше новое видео
Тест нового кроссовера. Опять «китаец»? Не совсем
На каких самокатах нельзя ездить по тротуарам?
Аурус Комендант — подробный обзор
Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!
За рулем на Яндекс.Дзен
Новости smi2.ru
Гоночный «Запорожец»? Да это же бред! Или нет?
Автомобили Запорожского автомобилестроительного завода (ранее называвшегося Автомобильный завод „Коммунар“) нечасто становились базой для создания гоночных машин. Думаю не надо объяснять причину?
Но то тут, то там появлялись смельчаки-энтузиасты, бросавшие вызов устоявшемуся скепсису в отношении «Пырзиков». О некоторых проектах на базе легенды советского автопрома я вам сегодня расскажу…
Из кросса в ралли. Проект Олега Бахтеева
«Запорожец» появился у Олега Бахтеева случайно – машину ему подарил товарищ по кроссовой команде. На тот момент ростовчанин очень хотел заниматься автоспортом, но гоночного автомобиля у него попросту не было.
Вооружившись КиТТ («Классификация и технические требования к автомобилям, участвующим в спортивных соревнованиях») – тогда техтребования были в принципе одинаковыми для всех дисциплин – Олег усердно взялся за работу.
Самым сложным было найти специальные трубы для каркаса безопасности, но тем не менее это удалось и уже через полтора месяца автомобиль из гражданского превратился в кроссовый. На нем новоиспечённый гонщик проехал пару местных соревнований, после чего. .. поставил машину на прикол в свой спортклуб. Почему? Да просто пересел на багги.
Но через пару лет, когда тяга к ралли пересилила автокросс, Олег вернулся к своему «Запорожцу» и вновь занялся переделками – на этот раз из кроссового он сделал раллийный автомобиль.
А закончив работу тут же отправился на ралли «Вираж», которое проводилось в ростовской области. Там в сентябре 2002 года и состоялся раллийный дебют многострадального ЗАЗ-968М. Олег проехал гонку «нулем» – его автомобиль открывал дистанцию перед основными участниками ралли.
Участие в ралли выявило ряд областей, которые требовали вмешательства молодого конструктора и Олег вновь взялся за инструменты. К сезону-2004 машина была серьёзно модернизирована. Вместо родного мотора туда же – в заднюю часть автомобиля – был вживлён двигатель от ВАЗ-2108. От перегрева двигатель спасали два соединенных последовательно радиатора – от АЗЛК-2141 и «Оки».
Машина обрела дисковые тормоза и спереди, и сзади. Кардинально обновилась подвеска – назад были установлены амортизаторы от ВАЗ-21083, а спереди от Mercedes W123.
Обновлённый «Запорожец» проехал две гонки «нулем» – ралли «Зори Кубани» и ралли «Гуково». Кроме того, два раза Олег Бахтеев выезжал на нем в качестве полноценного гоночного автомобиля – ралли «Вираж» и ралли «Золотая осень».
К сожалению, оба боевых выезда окончились сходом – в первой гонке срезало привод, а во второй «умер» двигатель.
По окончании 2004 года в межсезонье «Запорожец» обрёл новое сердце – вместо почившего в бозе мотора от «восьмёрки» был установлен хорошо форсированный двигатель от ВАЗ-21083 с объемом 1600 куб.см. И на первом же ралли «Зори Кубани» автомобиль… совершил фееричные «уши» в два оборота с приземлением на росшее в повороте небольшое дерево.
Самостоятельно вытащить автомобиль на трассу у экипажа не получилось – с дерева его сдернула «метла» и из-за опоздания гонку пришлось закончить досрочно. Самое интересное, что «Запорожец» не потерял способности самостоятельно передвигаться и до автомобиля-технички доехал своим ходом.
Уже на базе команды ревизия кузова показала, что он буквально разошелся по швам а каркас безопасности принял форму пропеллера. После чего кузов автомобиля был отправлен на металлолом, а двигатель и прочие агрегаты ушли на другие машины.
К примеру, стоявший на «Запорожце» двигатель Олег Бахтеев установил на свою новую раллийную «восьмёрку» и финишировал на этой машине вторым на ралли «Новороссийск» – это, между прочим, этап чемпионата России по ралли!
Вот так закончилась короткая, но яркая карьера «Запорожца» постройки Олега Бахтеева.
Subaru задом наперёд. Проект Александра Воробьёва
Есть в Ярославской области целая раллийная династия – семья Воробьёвых. Один из её представителей построил уникальный полноприводный раллийный «Запорожец» и выступал на нём в гонках.
В своей первой ипостаси это был «инвалидный» ЗАЗ 968М, который попал в аварию в Москве. Кузов был отдан гонщикам, которые из него построили нечто…
Итак, вторая жизнь машины оказалась такой – мотор 1,3 литра, каркас безопасности и заявка на Ралли «Медведь». А потом началась гонка вооружений. Мотор объёмом 1,3 литра сменил сперва двигатель 1,6, а потом и 1,8 литра. Но на этом совершенствование конструкции автомобиля не закончилось.
Последняя версия «Запорожца» представляла собой настоящую «Subaru наоборот» – симметричный постоянный полный привод, но мотор стоял сзади.
Сейчас машина по-прежнему существует, но в новом кузове – старый уже не выдерживал нагрузок.
Сумасшедший «горбатый». Проект Игоря Макарова
Эта машина хорошо известна в российской раллийной тусовке – совершенно адовый ЗАЗ-965, построенный в Санкт-Петербурге.
На этой машине в чемпионате и Кубке России по ралли выступал Игорь Макаров.
Машина претерпела несколько модернизаций:
– открывавшиеся по ходу движения двери были перевешены на передние петли
– в первой версии стоял двигатель от ВАЗ-2106 объёмом 1,8 литра
– во второй версии был установлен мотор FIAT объёмом 2 литра
– коробка передач от ВАЗ-2108
– задняя подвеска независимая
Это был настоящий зверь – волк в овечьей шкуре. Но помимо скорости машина поражала своим внешним видом – как сказали бы сейчас: «и мимими, и ррррр»!
Знакомьтесь, Запорожец, легенда на колесах — 19 апреля 2012 г.
ЭКСКЛЮЗИВ
денис рафальский .
Любитель Запорожца Мыкока Казаков полирует своего «старого друга» Запорожец ЗАЗ-965А, что он куплен в 2002 г. (Константин Черничкин)
Фото (Константин Черничкин)
Когда-то был предметом насмешек. Его обзывали и презирали. На него напали и издевались. Но теперь «Запорожец», легендарный автомобиль Украины, превратился в почитаемый предмет коллекционирования.
Запорожец впервые сошел с конвейера завода в 1960 году в промышленном городе Запорожье на юго-востоке Украины. Самая дешевая советская машина, ее освистывали за неудобную конструкцию багажника. Различные его модели назывались горбатыми, ушастыми и мыльницами, но невысокая цена делала Запорожец народным автомобилем. Его прочность и относительная простота ремонта были частью сделки.
Первоначальная версия Запорожца ЗАЗ-965 была по сути плагиатом популярного итальянского Fiat 600, который легко выпускался серийно. Цена оригинального «Запорожца» составляла 1800 советских рублей, что часто сравнивают с ценой 1000 бутылок водки. Зарплата обычного инженера в те времена составляла около 120 рублей.
К 1969 г. было выпущено около 320 000 автомобилей первой модели «Запорожца». За 34 года до окончания производства в 1994 г. было выпущено около 3,5 млн автомобилей всех моделей.
Николай Казаков, 31-летний программист, любитель «Запорожца». , купил свой ЗАЗ-965А 1968 года выпуска за 400 долларов в 2002 году. Говорит, что теперь машина стала его другом.
— Когда бывший хозяин подъезжал ко мне, я заметил на лобовом стекле наклейку «Продается друг», — улыбается Казаков. «Теперь я могу сказать то же самое об этой машине».
Казаков состоит в сообществе, посвященном крутым модификациям старого Запорожца. Владимир Путин, избранный президент России, является счастливым обладателем модели 1972 года, что свидетельствует о том, что люди всех рангов неравнодушны к старому доброму продукту советского промышленного дизайна.
Версия старого Запорожца.
Оригинальный ЗАЗ-965 имеет форму насекомого, отсюда и его прозвище: горбатый. Но Казаков находит силуэт автомобиля очаровательным.
«Мне с детства нравилась форма горбатого Запорожца, — признается он. «Его внешний вид всегда вызывает положительные эмоции, и мне даже нравится звук его двигателя».
Модель имела несколько модификаций, специально разработанных для инвалидов-ветеранов Великой Отечественной войны, которые получали автомобили со значительными скидками. Была более шикарная версия этой модели, которая делалась на экспорт и называлась Ялта или Ялта.
Казаков старается сохранить первоначальный вид своего Запорожца. «Этой зимой я начал капитальную реконструкцию своего автомобиля, чтобы сделать двухцветную классическую ялтинскую версию, — говорит он. «Хотя мне нужно сделать его более современным внутри».
Следующая модель Запорожца, ЗАЗ-966, была выпущена в 1966 году. Как и у родителя, у него был двигатель сзади, а также своя особенность – комичные ушные дефлекторы, за что он и получил прозвище «ушастый».
Несмотря на то, что «Запорожец» был предметом многих шуток, он обладал прекрасной проходимостью, за что его очень хвалили владельцы.
Юрий Пуляев, 25-летний житель Днепропетровска, владеет двумя ушастыми моделями. «Запорожец бросает вызов почти любой дороге; с толстым снежным покровом справляется», — хвастается Пуляев.
Он не против видеть улыбки на лицах людей, когда они видят, как он водит машину. Он сказал, что раньше его оскорбляли улыбки и тычки, но не больше. «Я могу позволить себе современный автомобиль, но не хочу», — говорит он.
Несмотря на то, что производство Запорожца закончилось 18 лет назад, сообщество его владельцев по-прежнему очень активно.
Несмотря на то, что производство Запорожца закончилось 18 лет назад, сообщество его владельцев по-прежнему очень активно. У них есть форумы в Интернете, и они часто собираются, чтобы поделиться опытом и отметить важные даты в истории легендарного автомобиля.
Киевский клуб болельщиков «Запорожца» в 2010 году отметил свое 10-летие съездом из 60 автомобилей.
«Наш клуб основан на товариществе и сотрудничестве, — говорит Казаков, член киевского клуба.
«Кто-то умеет сваривать, другой гуру электротехники. Я бы никогда не смог привести в порядок свою машину, если бы мои друзья не помогли мне», — говорит он.
Казаков говорит, что несмотря на шутки, Запорожец — технически исправная машина. Он называет это набором «сделай сам» для взрослых.
«Нет почвы для творчества, когда новый автомобиль на гарантии. Просто бери и езжай», — говорит он.
Он также добавляет, что, в отличие от большинства современных автомобилей, у него очень своеобразный дизайн. «И «Запорожец», и другие классические машины бросались в глаза. В них что-то было».
Со штатным корреспондентом Kyiv Post Денисом Рафальским можно связаться по адресу [email protected].
«Запорожец» ЗАЗ-965 («Запорожец» ЗАЗ-965)
«Запорожец» ЗАЗ-965 («Запорожец» ЗАЗ-965)
ЗАЗ 965 был городским автомобилем, выпускавшимся с 1960 по 1963 год. В 1956 году началось проектирование общедоступного автомобиля, частично заменившего снятый с производства Москвич 401. Следуя растущей тенденции городских автомобилей (тогда на его долю приходилось от 25% до 40% всех продаж автомобилей в Европе), министр, отвечающий за Минавтропром (советское автомобильное министерство), Николай Строкин выбрал новый Fiat 600 в качестве модели для подражания. Однако, несмотря на внешнее сходство с «Фиатом», ЗАЗ на самом деле был совершенно другим автомобилем.
Первый опытный образец Москвич-444 разработан МЗМА в октябре 1957 года; в нем использовалось одно и то же стекло для переднего и заднего окон. Его дорожный просвет на колесах диаметром 13 дюймов (330 мм) составлял 200 мм (7,9 дюйма). Прототип сначала был оснащен плоским двухцилиндровым двигателем МД-65, предоставленным Ирбитским мотоциклетным заводом, который был «совершенно неподходящим»: он производил всего 17,5 л.с. (13,0 кВт; 17,7 л.с.) и проехал всего 30 000 км (19 000 миль). между капитальными ремонтами. В результате были начаты поиски другого двигателя, а успех оппозитного VW Type 1 привел к тому, что предпочтение было отдано двигателю с воздушным охлаждением, который НАМИ (Национальный автомобильный институт) имел на чертежной доске. Минавтропром, однако, предпочел 23-сильный (17 кВт; 23 л.с.) задний двигатель V4 объемом 746 куб.67. В результате он имел нехарактерные для автомобильных двигателей характеристики, в том числе блок цилиндров из магниевого сплава. (Этот двигатель, МеМЗ 965, будет производиться Мелитопольским моторным заводом, МеМЗ.) У него был недостаток, заключающийся в необходимости переделки задней части автомобиля, а также в новой задней подвеске. Влияние конструкторов ЛуАЗа привело к внедрению независимой подвески всех четырех колес. Его передние двери открываются наподобие дверей самоубийц, отчасти для того, чтобы сделать его более доступным для инвалидов.
Одно из основных отличий заключалось в том, что двигатель, который имел компоновку V4 вместо рядного четырехцилиндрового двигателя Fiat, имел воздушное охлаждение. Запорожец также отличался большими колесами и передней подвеской на торсионах. В 1958 году правительство заказало выпуск автомобиля на реформированном заводе ЗАЗ под его окончательным обозначением ЗАЗ-965.[5] Все дальнейшее производство автомобиля велось там.
Новый автомобиль допущен к производству на заводе МеМЗ 28 19 ноября58, [8] изменив название на ЗАЗ (Запорожский автомобилестроительный завод), чтобы отразить новый профиль. Запорожский завод пополнился Мелитопольским дизель-строительным заводом им. Микояна, входившим в состав комбината «Союзддизель».
Первый автомобиль, получивший название ЗАЗ-965 Запорожец, был сдан 12 июня 1959 года, утвержден 25 июля 1960 года и запущен в производство 25 октября. Запорожец стоил 1800 рублей. Также существовал автомобильный фургон для советской почты, 9-й.65S, с правым рулем и глухими окнами.
Модель 965A была усовершенствованием модели 965 и производилась с ноября 1962 года по май 1969 года. Всего было выпущено 322 106 единиц модели 965. Он был оснащен двигателем V4 MeMZ 965 с верхним расположением клапанов объемом 887 куб. См (54,1 куб. Дюйма) с воздушным охлаждением, частично алюминиевой конструкции, мощностью 27 л.с. (20 кВт). С ноября 1966 года некоторые автомобили оснащались чуть более мощным двигателем МеМЗ-965А мощностью 30 л.с. (22 кВт). Скромная мощность двигателя модели 965 породила городскую шутку о том, что он использовался в качестве стартера в советских танках.
Поскольку предполагалось, что советские водители будут выполнять большую часть обслуживания сами, а автомастерских в любом случае не хватало, расположение двигателя V4 под углом 90° оказалось более практичным, особенно в суровых зимних условиях. Более высокий центр тяжести двигателя также обеспечивал превосходное сцепление с дорогой на крутых склонах, хотя это преимущество, которое было сохранено и в более поздних моделях, было достигнуто за счет печально известной устойчивости автомобиля на поворотах.
У 965А были и версии для инвалидов (ЗАЗ-965Б, АВ, АР), а также более роскошный экспортный вариант ЗАЗ-965АЭ «Ялта».
Несмотря на невысокую престижность этих автомобилей, они показали непревзойденную доступность и популярность в советской среде, став «автомобилем для пенсионеров и интеллигенции». Это были самые дешевые автомобили советского производства. Довольно большое их количество было выпущено в вариантах для инвалидов, с измененным рулевым управлением.
В период с ноября 1966 года по май 1969 года одновременно производились 965А и его преемник ЗАЗ966. При производстве 965 закончились, было построено 322 116 штук.
(Из Википедии, свободной энциклопедии)
© Тбилисский автомобильный музей. 2019
О ЗАЗ-965 «Запорожец»: характеристики автомобиля и история создания
ЗАЗ-965 — советский легковой автомобиль, относящийся к классу А, выпускавшийся в период с 1960 по 1963 год (965А — с 1962 года) до 1969 г.). За 9 лет выпуска с конвейера сошло 322 166 экземпляров, включая их модификации.
ЗАЗ-965 «Запорожец»
Несколько слов о предыстории
Новый Москвич-402 выпускался с 1955 года. многим советским рабочим. Это побудило правительство найти новые решения и разработать современные коляски и малолитражные автомобили. В результате было выпущено даже несколько модификаций, например: НАМИ-031, НАМИ-059, ИМЗ-А50 «Белка», ГАЗ-18, но ни одна из них не прошла «экзамен». Правительство не захотело ждать несколько лет основательной проработки и вкладывать в этот проект большие деньги. Гораздо проще было взять за образец какой-нибудь выпускаемый импортный автомобиль и переделать его «на свой лад». Они так и сделали, и «жертвой» стал итальянский малолитражный автомобиль Fiat 600, отличавшийся облегченной конструкцией и пользовавшийся огромной популярностью. Московский завод малолитражных автомобилей даже успел изготовить образец, именуемый «Москвич-444». У него был двигатель от советского мотоцикла «Урал», механические стеклоподъемники и 13-дюймовые колеса. Через некоторое время техническую документацию на эту малолитражку было решено передать запорожскому заводу «Коммунар», ранее специализировавшемуся на сельскохозяйственных машинах.
Экспериментальный «Москвич-444»
Вариант будущего малолитражного автомобиля ГАЗ-18
ИМЗ-А50 «Белка»
Один из вариантов гражданского вездехода НАМИ-031
Специально для этого автомобиля институт НАМИ разработал V-образный 746-кубовый двигатель с 4 цилиндрами. Он имел оригинальную конструкцию с литыми валами. По своим характеристикам двигатель был очень удачным и в результате несколько крупнее двигателя Fiat 600 , что и послужило причиной его установки, оттого и получился своеобразный горб и «Запорожец» получил свое прозвище» горбатый». Еще интересен тот факт, что автомобили собирались на Запорожском заводе, а вот двигатели обновлялись на Мелитопольском автозаводе. Перед началом производства автомобиля зимой 1960 были представлены три прототипа с двигателями МАП-965В. Почти три месяца они проходили серьезные внутренние испытания, где две машины преодолели около 5 тыс. км, а другая — 14 тыс. км. Затем их отправили в Межведомственную комиссию, где проверка продлилась до конца июня. Окончательный вердикт был положительным, хотя комиссия упрекнула конструкторов в том, что вес был завышен почти на 54 кг, а высота салона не соответствовала чертежам до 30 мм. ЗАЗ разрешили запустить в производство, но только после устранения этих и некоторых других недостатков.
Кроме того, «Запорожец» показали даже Хрущеву, который, несмотря на свое «сытое брюхо», без проблем садился за руль и чувствовал себя вполне комфортно. Профессиональный советский автоэксперт Скиданенко даже выразил свое уважение и подчеркнул, что такую машину нужно продать как можно скорее по доступной для любого «рабочего» цене.
Прототип «Горбатого» Fiat 600
Серийное производство этого автомобиля было официально запущено в 1960 году со стартовой ценой 18 тысяч дореформенных рублей. Это был хороший показатель, ведь Москвич-407 стоил более 25 тысяч рублей, а если говорить о «Волге», то его цена составляла около 51 тысячи рублей. В конце 1962 года конструкторы приступили к модернизации «сердца» автомобиля, в результате чего диаметр цилиндров был увеличен до 72 мм, рабочий объем — до 887 куб. см, а мощность — до 27 лошадиных сил.
Первый прототип «Запорожца»
Конструкция и конструктивные решения
С первых лет этот автомобиль был очень хорошо принят покупателями и не вызывал серьезных нареканий. «Запорожец» показал очень хорошие результаты при движении в сельской местности или по плохим дорогам. Гладкое днище, независимая подвеска всех четырех колес и большая нагрузка (почти 60%) на ведущие колеса обеспечили высокие показатели производительности. Кстати, интересен тот факт, что даже застрявший в болоте или снегу «Запорожец» не создавал никаких проблем своим пассажирам, ведь даже 2 человека легко могли «вытащить» машину из плена, при ее весе всего в 665 кг. Кстати, «Запорожец» отличался тем, что легко мог проехать по неровной колеи, оставленной дорожными грузовиками. Такого не могла сделать ни одна легковая машина, даже ГАЗ-69, которому приходилось одной стороной входить в стойку, а другой плавно передвигаться по перекошенному горбу.
Серийная партия ЗАЗ-965 в производстве
Владельцам «горбачей» он понравился не только хорошей маневренностью и крепким кузовом (за счет всего двух дверей), но и экономичностью и простотой в ремонте двигателя.
Работая над экстерьером автомобиля, дизайнеры не уделяли особого внимания декоративным деталям и широкому набору дополнительных приспособлений, ведь главной целью было создание гражданского бюджетного «коня». Сам корпус был закрытый, конструктивно добротный из цельного металла и типа «пухлый». Его передний конец был подчеркнут двумя складками оригинальной симметричной формы. Их переходные кривые имели довольно маленький радиус, а края колес немного «выпирали». Колпак колеса имел три головки болтов, а задние колеса имели заметный развал. Поскольку двигатель располагался за багажником, его передняя крышка закрывалась изнутри. Передние сиденья были раздельными, подвижными и регулируемыми (в зависимости от роста человека), а заднее сиденье было вполне удобным. Среди полезных «штучек» следует отметить солнцезащитные козырьки, дверные карманы и 12-вольтовое электрооборудование постоянного тока, имевшее систему 1-wire.
Салон автомобиля ЗАЗ-965
В салоне «Запорожца» царил минимализм — за рулем расположились несколько приборов управления, справа — зажигание, несколько кнопок, отопитель и магнитола. Лобовое стекло обеспечивало неплохую обзорность, а боковые стекла имели дефлекторы-уголки спереди. ЗАЗ-965 был двухдверным, но полноценным 4-местным автомобилем, его длина составляла всего 3,33 м. Попадание на заднее сиденье автомобиля производилось путем сгибания правого переднего сиденья. Днище не имело карданного вала, было идеально гладким, а длина просвета под задней осью составляла всего 20 мм, что обусловливало отличную проходимость.
Панель приборов ЗАЗ-965 передняя
К недостаткам ЗАЗ относились высокая шумность двигателя и плохая шумоизоляция салона, обратное открывание дверей, а также расположение бензобака впереди, что было очень опасно в случае столкновения. У некоторых автовладельцев были негативные отзывы о мощности, которой явно не хватало.
Технические характеристики автомобиля ЗАЗ-965 «Горбатый»
Основной частью корпуса двигателя был картер, в его внутренней перегородке имелась специальная выемка для опоры подшипника. Пара целых подшипников и опора крепились болтом. На стенках картера имелись опоры для распределительного вала, вверху картера — 4 отверстия. Они предназначались для установки цилиндра, его головки были изготовлены из алюминиевого сплава и имели ребра охлаждения. Выпускных каналов было четыре (на каждый цилиндр) и только два впускных. Также были предусмотрены отверстия для свечей зажигания, куда устанавливались дополнительные штуцеры.
Двигатель ЗАЗ-965 расположен сзади
Четырехступенчатая трансмиссия имела два вала и три шестерни. Одна передача была задней, 2-я и 3-я имели косозубые зубчатые колеса, находившиеся в постоянном костыле. 2-я, 3-я и 4-я передачи имели синхронизаторы, необходимые для бесшумной работы. Так как быстрое переключение передач могло повредить систему, конструкция рычага позволяла перемещать его очень плавно и без рывков. Сцепление коробки передач двигалось тремя тягами и вилками. Еще одним слабым местом «Горбатого» была система охлаждения, так как в теплое время года система всегда перегревалась, особенно при длительной езде.
Переднюю подвеску конструкторы позаимствовали у фольксвагеновского «Жука». Он состоял из двух торсионов поперечного типа, которые крепились к 4 плечам. Четыре проушины ведущих колес регулировались дополнительно к рычагам с помощью узла. Задняя подвеска имела два диагональных рычага с плавающими осями. Эта бюджетная и простая по конструкции подвеска сделала машину более экономичной, хотя и не очень быстрой. В дальнейшем конструкторы все же избавились от этой конструкции, заменив ее конструкцией «косого рычага», полуось которой имела шарниры.
Specifications ZAZ-965
Production years | 1960-1969 |
---|---|
Price | 18 thousand rubles |
Body | 2-door sedan-metal bearing type |
Dimensions ( Д / Ш / В) | 3330/1395/1450 мм |
Вентиляция | местная, без сквозняка |
Вес с грузом / без груза | 665/90958 |
Weight distribution, front / rear axle | 42/58% |
Track front / rear | 1150/1160 mm |
Ground clearance | 175 mm |
Minimum turning radius | 5 м |
Максимальная скорость | 100 км/ч |
Двигатель | бензиновый, V-образный, четырехцилиндровый четырехтактный, карбюраторный, с верхним расположением клапанов и воздушным охлаждением, тип |
Fuel Type | A-72 or A-76 (GOST 2084-67) |
Cylinder type | cast iron, twin, with cooling fins |
Cylinder diameter | 72 mm |
Cylinder capacity | 887 cc |
Compression ratio | 6.![]() |
Power capacity | 30 hp |
Fuel tank | 30 liter |
Lubrication System | combined (pressure and spraying) |
Carburetor | vertical with a falling stream K -125 |
Clutch | single plate, dry, with disk diameter 1.7 cm |
Transmission | 4-ступенчатая, 3-ступенчатая (2-я, 3-я и 4-я с синхронизаторами) |
Дифференциал | конический, с 2 сателлитами |
Колесо | червяк с двойным роликом |
Brake system | drum on all wheels |
Brake actuator (foot / hand) | hydraulic / rope |
Tires | tubeless, low pressure |
Tire diameter | 13 inches |
Подвеска (передняя/задняя) | независимая, торсионная/независимая, пружинная |
Амортизаторы | поршневые, гидравлические, двухстороннего действия и телескопического типа |
Модификации «Горбатый» ЗАЗ-965
ЗАЗ-965АБ – модель для инвалидов с ручным рычагом управления.
ЗАЗ-965АР – автомобиль для инвалидов, у которых повреждена только одна нога и/или одна рука.
ЗАЗ-965С – праворульный фургон с задними металлическими панелями и модифицированной системой охлаждения, предназначенный для сбора почты.
Почтовый вагон ЗАЗ-965С
ЗАЗ-965Е «Ялта» — экспортный седан, ввоз которого был организован компанией из Бельгии «Скалдия-Волга» и финской компанией «Конела». Эта модификация имела хорошую шумоизоляцию, более дорогую отделку салона и зеркало, расположенное сбоку на капоте.
ЗАЗ-965Э «Ялта» в музее
965 Пикап — модификация без собственного индекса, использовалась только внутри завода и производилась на базе бракованных серийных автомобилей ZA.
«Запорожец» в индустрии сувениров и кино
В Советском Союзе было несколько предприятий, производивших игрушечный ЗАЗ в масштабе 1:43, например Полтавская мастерская «ААА», Херсонский завод «Киммерия» или Калининградское АГД. Кстати, совсем недавно в 2009 г., белый сувенир «Запорожец» был выпущен вместе с научно-просветительским журналом «Автолегенды СССР» (изд. «DeAgostini»). В 2010 году небольшая компания «Наш автопром» начала продавать бело-голубой экспортный ЗАЗ-965Е (масштаб 1:43). В этом же году Почта Украины выпустила уникальную марку с изображением Запорожца, которая была размещена на конвертах только 18 ноября 2010 года.
Масштабная игрушка ЗАЗ-965 в масштабе 1:43 из журнала «Автолегенды СССР» №131
ЗАЗ-965 можно увидеть в таких известных советских фильмах, как «Королева бензоколонки», «Три плюс два», «Сыщик», «Три рубля», «Ранний проявитель». в мультфильмах «Зима в Простоквашино» и «Ну, погоди!». Кстати, те, кто смотрел фильм «Будь моим мужем», могли узнать и «Горбатого», который специально для этого фильма сделали кабриолетом.
Интересные факты о «Запорожце»
- Одесситы любили называть ЗАЗ-965 «Еврейский танк».
- Кроме того, широкое распространение получили и такие прозвища, как «Запор», «Зазик», «Фиат Фольксвагенович», «Жужик», «Малыш».