Кпп ваз 21099 устройство и ремонт – распространенные проблемы и причины неисправности, диагностика и пошаговая инструкция по восстановлению функциональности
ВАЗ 21099 — устройство и ремонт КПП автомобиля
Любой автомобиль оснащается трансмиссией. В её состав обязательно включена коробка переключения передач. Подобный агрегат позволяет обеспечивать передачу крутящего момента на ведущие колёса автомобиля.
Конструкция и особенности работы
Автомобили ВАЗ 21099 комплектуются механической коробкой передач. На машины ранних серий завод-изготовитель устанавливал четырёхступенчатые коробки передач. В дальнейшем конструкция агрегата претерпела изменения и коробка стала пятиступенчатой.
Конструктивно данный агрегат представляет собой механический редуктор с возможностью изменения передаточного усилия на выходном валу. Также с коробкой передач сопряжены главная передача и система дифференциала автомобиля.
Основными частями коробки переключения передач (КПП) считаются:
- корпус, образующий картер агрегата;
- первичный вал;
- вторичный вал;
- ведущие и ведомые шестерни;
- механизм переключения передач;
- синхронизаторы;
- привод спидометра;
- элементы уплотнения;
- подшипники различных типов;
- изделия для крепления и фиксации отдельных частей.
Передаточные числа КПП подобраны с полным учётом эксплуатационных и динамических параметров автомобиля.
Плавное переключение при движении вперёд обеспечивается с помощью синхронизаторов. Такое решение позволяет обеспечить удобство управления машиной и снижает утомляемость водителя.
Передача заднего хода не обеспечена синхронизатором, поскольку зацепление шестерён в такой ситуации происходит в щадящем режиме.
Схема переключения КПП ВАЗ 21099 отличается от классического семейства машин из Тольятти. Следует отметить, что подключение заднего хода производится в одной плоскости с пониженной передачей, что иногда приводит к досадным недоразумениям.
Основной особенностью трансмиссии автомобиля является переднее расположение ведущих колёс. Данное обстоятельство привело к созданию оригинального привода переключения передач. Управляющий рычаг коробки связан с исполнительным механизмом через специальную тягу привода.
В качестве смазки применяются трансмиссионные сорта, а в некоторых случаях и моторное масло подходящей вязкости.
Вероятные поломки
Агрегаты трансмиссии работают в достаточно тяжёлых условиях. Подобное обстоятельство приводит к необходимости проведения своевременного осмотра и регулировки КПП. В некоторых случаях требуется проведение ремонтных операций.
Основные неисправности:
- течь масла из корпуса или уплотнительных элементов;
- посторонние стуки в районе КПП;
- затруднённое включение или самопроизвольное выключение отдельных передач;
- неправильная работа органов управления коробкой передач;
- перегрев агрегатов.
Появление масляных следов свидетельствует о превышении уровня масла в картере, а иногда о повреждении корпуса.
Шумная работа на нейтральной передаче, как правило, вызвана повышенным люфтом подшипников либо пониженным уровнем смазки в картере.
Переключение передач с посторонними звуками может происходить ввиду повышенного износа синхронизаторов. Также поломка синхронизатора и его стопорной муфты вызывает самопроизвольное выключение передач. Постепенно подобный дефект может привести к замене отдельных шестерён, а иногда целого блока.
В случае, когда гремит рычаг, следует обратить внимание на состояние карданного соединения привода управления. Болтовое соединение данного узла постепенно теряет свои свойства, что вызывает повышенный люфт.
Повышенная температура узлов трансмиссии может быть вызвана неправильной регулировкой расположения зубчатых колёс, повышенных люфтов подшипников, а также применением смазки с некорректными параметрами.
Проведение ремонта
Знание устройства КПП ВАЗ 21099 облегчает проведение ремонта этого сложного узла. При возникновении указанных выше неисправностей лучшим выходом становится обращение в специализированный сервис. В таких организациях производится полный цикл подобных работ с применением специализированного инструмента. К тому же обеспечивается гарантия проведённого ремонта и применение качественных материалов и комплектующих.
Тем не менее, многие автовладельцы проводят ремонт кпп (5-ти ступок) ВАЗ 21099 своими руками. Подобная операция может выполняться в гаражных условиях при наличии определённых навыков. Чтобы снять КПП, необходимо работать в такой последовательности:
- демонтировать защиту катера двигателя;
- снять тросовый привод сцепления;
- снять стартёр;
- рассоединить трос привода спидометра;
- снять разъёмы с датчика заднего хода;
- демонтировать элементы подвески передних колёс;
- снять ШРУС;
- обеспечить возможность безопасного вывешивания двигателя;
- ослабить и разобрать элементы крепления КПП ВАЗ 21099;
- вывести первичный вал из зацепления с деталями сцепления;
- осторожно вывести агрегат из подкапотного пространства.
Для удобства проведения работ с машины снимается капот и аккумуляторная батарея. В качестве опор для вывешивания двигателя могут применяться деревянные бруски.
При этом следует учитывать, что подобные мероприятия требуют правильной организации рабочего процесса. Рабочее место должно быть снабжено ровной поверхностью и местом для хранения снятых частей.
Сборка коробки передач производится в чётком соответствии руководства по ремонту и эксплуатации автомобиля. При выполнении монтажа частей и агрегатов следует применять динамометрические ключи для правильной затяжки крепёжных элементов. Все уплотнения и стопорные изделия должны быть заменены.
После проведения сборки часто требуется регулировка рычага управления КПП, поскольку передаточная тяга механизма нередко болтается из-за повышенного зазора в соединениях.
russia-car-gid.ru
1. Очистите от грязи и вымойте снаружи коробку передач. | 2. Установите коробку передач вертикально вверх. | |
3. Отверните шесть гаек крепления задней крышки. | ||
4. Отверните болт крепления и… | 5. …снимите кронштейн троса сцепления. | 6. Аккуратно сбейте ударами резинового молотка заднюю крышку. |
Примечание Снимайте уплотнительную прокладку аккуратно, поскольку неповрежденную прокладку при сборке можно установить вновь. | ||
7. Снимите заднюю крышку с картера коробки передач. | 8. Снимите уплотнительную прокладку. | |
9. Включите 3-ю или 4-ю передачу. | 10. Отверните болт крепления вилки 5-ой передачи и включите 5-ую передачу. | Примечание Чтобы зафиксировать валы от проворачивания, надо одновременно включить 5-ую передачу и 3-ю либо 4-ую передачу. Чтобы включить 5-ую передачу, переместите вниз муфту синхронизатора вместе с вилкой (болт крепления вилки должен быть вывернут) так, чтобы шлицы муфты вошли в зацепление с зубчатым венцом шестерни. |
11. Убедитесь, что валы не проворачиваются. | 12. Расконтрите гайку на вторичном валу. | 13. Отверните гайку на вторичном валу. |
Примечание Гайки на валах затянуты большим моментом, поэтому нужно приложить большое усилие для отворачивания. | ||
14. Расконтрите гайку на первичном валу. | 15. Отверните гайку на первичном валу. | |
Предупреждение Снимать синхронизатор надо осторожно. Следите, чтобы муфта синхронизатора не сошла со ступицы: подпружиненные фиксирующие шарики синхронизатора могут рассыпаться. | ||
16. Подцепите отвертками за ступицу синхронизатор 5-ой передачи… | 17. …и снимите его вместе с вилкой. Выньте вилку из муфты. | |
18. Снимите блокирующее кольцо синхронизатора 5-ой передачи. | 19. Подцепите отверткой ведомую шестерню 5-ой передачи… | 20. …и снимите ее с вторичного вала. |
21. Снимите упорное кольцо игольчатого подшипника. | 22. Снимите игольчатый подшипник шестерни 5-ой передачи. | 23. Подцепите отверткой ведущую шестерню 5-ой передачи… |
24. …и снимите ее с первичного вала. | 25. С помощью ударной отвертки отверните четыре винта крепления пластины подшипников. | 26. Снимите пластину подшипников. |
27. Подцепите отвертками и снимите втулку игольчатого подшипника 5-ой передачи со вторичного вала. | 28. Снимите упорную шайбу со вторичного вала. | 29. Снимите стопорное кольцо подшипника первичного вала. Для этого подожмите одной отверткой стопорное кольцо к кольцу подшипника, а другой отверткой выведите кольцо из канавки. |
30. Аналогичным образом снимите стопорное кольцо подшипника вторичного вала. | 31. Отверните пробку фиксатора. | 32. Осторожно извлеките шарик фиксатора с пружиной. Аналогичным образом извлеките еще два фиксатора. |
33. Отверните два болта крепления и… | 34. …снимите заднюю опору силового агрегата. | 35. Отверните пробку фиксатора заднего хода. Наклоните коробку и извлеките шарик фиксатора с пружиной. |
36. Отверните 12 гаек и болт крепления картера коробки передач к картеру сцепления. | 37. С помощью большой отвертки аккуратно разъедините картеры сцепления и коробки передач. | Примечание Между картерами есть три места, куда можно вставить отвертку, чтобы не повредить уплотнительную прокладку. Поочередно вставляйте в эти пазы отвертку и аккуратно покачивайте до тех пор, пока картеры не разъединятся. |
38. Снимите картер коробки передач. | 39. Отверните болт крепления вилки переключения 1-ой и 2-ой передач. | 40. Приподнимите шток и снимите его вместе с вилкой переключения 1-ой и 2-ой передач. |
41. Отверните болт крепления вилки переключения 3-ей и 4-ой передач. | 42. Выведите головку штока из зацепления с рычагом… | 43. …и снимите его вместе с вилкой. |
44. Поверните шток вилки 5-ой передачи, выведя его головку из рычага. Выньте шток. | 45. Снимите стопорное кольцо. | 46. Снимите вилку включения заднего хода. |
47. Снимите шестерню заднего хода с осью. | 48. Слегка покачивая, выньте одновременно первичный и вторичный валы. | При снятии обоих валов коробки передач внутренние кольца передних подшипников остаются на валах. |
49. Выньте ведомую шестерню главной передачи вместе с дифференциалом. | 50. Отверните три болта крепления механизма переключения передач. | 51. Снимите механизм переключения передач. |
52. Аккуратно снимите уплотнительную прокладку. Не повредите уплотнительную прокладку при снятии. Неповрежденную прокладку при сборке коробки передач можно использовать вновь. | 53. Выпрессуйте передний подшипник вторичного вала из картера сцепления. Для этого можно использовать лапку съемника или аналогичный инструмент. Выпрессовывайте передние подшипники первичного вала и сальник только при их замене или замене картера сцепления. | 54. Чтобы заменить передний подшипник первичного вала, выпрессуйте сальник. Невозможно выпрессовать сальник первичного вала, не повредив его. Поэтому при замене подшипника первичного вала вам потребуется новый сальник. |
55. Выпрессуйте подшипник внутрь картера, прикладывая усилие к наружному кольцу подшипника. | 56. Выньте магнит из картера сцепления. | 57. Отверните гайку крепления корпуса привода спидометра. |
58. Подцепите отверткой корпус… | 59. …и снимите корпус с ведомой шестерней привода спидометра. | Примечание Если в процессе эксплуатации были замечены следы подтекания масла через отверстие для привода спидометра, замените резиновое уплотнительное кольцо на корпусе привода. |
60. Выньте из корпуса ведомую шестерню с валом привода спидометра. | 61. Вытолкните уплотнительное кольцо из корпуса привода спидометра. | 62. Выверните из картера коробки передач выключатель света заднего хода. |
63. Сдвиньте защитный чехол шарнира тяги привода переключения передач с отбортовки на коробке передач. | 64. Снимите противоположную кромку защитного чехла с фланца шарнира. | 65. Отверните болт крепления шарнира к штоку… |
66. …и снимите шарнир со штока. | 67. Снимите со штока защитный чехол. | 68. Отверните болт крепления рычага к штоку переключения передач внутри картера сцепления. |
69. Выньте рычаг и шток из картера сцепления. | 70. Если в процессе эксплуатации были замечены следы подтекания масла через отверстие в картере сцепления под шток переключения передач, замените сальник штока. |
automend.ru
Коробка передач ВАЗ «21099»
Один из наиболее популярных тольяттинских автомобилей «ВАЗ 21099» в зависимости от комплектации оснащается четырех- или пятиступенчатой коробкой переключения передач, имеющей на всех (кроме задней) передачах синхронизаторы. Кроме того, коробка передач «ВАЗ 21099», схема которой представлена ниже, объединена с дифференциалом.
Синхронизация (выравнивание частоты вращения вторичного вала с частотой вращения шестерен постоянного зацепления, вращающихся на нем) всех передач переднего хода обуславливают получение трансмиссией следующих достоинств:
Снижение расхода топлива.
Повышение эксплуатационных характеристик.
Рациональный подбор величины передаточных чисел и количества передач.
Плавность процесса переключения и т.д.
Трансмиссия, как и любой технически сложный механизм, испытывающий повышенные нагрузки, рано или поздно изнашивается и его работоспособность снижается. Данный фактор является прямым указанием на необходимость проведения ремонтно-восстановительных работ.
Ремонт коробки передач «ВАЗ 21099»
КПП любого автомобиля, в том числе и «девяносто девятой» модели, достаточно сложный механизм и далеко не каждому автолюбителю под силу отремонтировать его самостоятельно. Кроме того, ремонтный процесс требует наряду с определенным багажом технических знаний и практических навыков наличия специального инструмента и достаточно сложного оборудования. Поэтому, в статье речь пойдет о наиболее характерных неисправностях (симптомах неисправностей) КПП «ВАЗ 21099», причинах их возникновения и способах их эффективного устранения.
a) Шум (гул) в КПП. Причинами данного дефекта являются: повышенный износ подшипников и шестереночных зубьев или значительное понижение уровня (ниже минимального) трансмиссионного масла в коробке. Устранение дефекта — замена изношенных элементов или долив масла в КПП. Кроме того, (по мере необходимости) производится замена поврежденных сальников.
b) Затрудненное переключение передач. Возникает по причине деформационных изменений тяги механизма переключения или реактивной тяги. Ослабление винтов, фиксирующих рычаг штока определения передач, недостаточность крепления шарнира, неправильный выбор регулировки привода и выход из строя пластмассовых деталей привода также приводят к данной неисправности. Способы устранения:
— выпрямление или замена тяг новыми;
— замена поврежденных деталей;
— регулировка параметров привода.
c) Самопроизвольное выключение передач. Источником данной неисправности, как правило, становятся:
— механическое повреждение или предельный износ зубьев (торцов) синхронизаторов шестерен и муфты;
— растрескивание и расслоение резиновых элементов задних опор в результате воздействия колебательных перемещений силовой установки;
— некорректная регулировка привода или неправильная установка защитного чехла, не позволяющие полностью включить передачи.
Методом устранения специалисты считают выполнение регулировки привода, установка чехла в штатное положение или заменой изношенных и поврежденных деталей.
d) Включение передач сопровождается треском и шумом. Возникает в случае износа блокирующего кольца синхронизатора, а также при неполном выключении сцепления. Устранение – замена кольца.
e) Течь трансмиссионного масла. Возникновение данной неисправности может быть вызвано следующими причинами:
— предельный износ штока выбора передач или сальников первичного вала;
— нарушение герметизации крышки или потеря своих свойств уплотнителем валика привода спидометра;
— ослабление крепления пробки сливного отверстия.
Устраняется посредством замены изношенных деталей (штока, сальников, герметика, уплотнителя) или восстановлением герметизации и надежного крепления вышеназванных элементов.
Это список, конечно, не окончателен, но в нем перечислены наиболее распространенные симптомы, возникновение которых означает одно – ремонт коробки передач «ВАЗ 21099».
vipwash.ru
Коробка передач и дифференциал. Основные узлы и детали
- Руководства по ремонту
- Руководство по ремонту ВАЗ 21099 (Лада) 1990-2008 г.в.
- Коробка передач и дифференциал. Основные узлы и детали
Коробка передач (вид справа): 1 — кронштейн троса привода сцепления |
Коробка передач (вид слева): 1 — левая опора силового агрегата |
Детали пятой передачи: 1 — задняя крышка картера коробки передач |
Основные узлы и детали коробки передач и дифференциала: 1 — первичный вал |
Коробка передач (вид снизу): 1 — коробка передач |
↓ Комментарии ↓
Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.
1. Описание автомобиля
1.0 Описание автомобиля
1.1 Внешний вид
1.2 Подкапотное пространство
1.3 Общие данные
1.4 Технические характеристики
1.5 Паспортные данные
2. Эксплуатация автомобиля
2.0 Эксплуатация автомобиля
2.1 Правила техники безопасности и рекомендации по эксплуатации
2.2 Боковые двери
2.3 Крышка багажника
2.4 Открытие и закрытие капота
2.5 Багажное отделение
2.6 Регулировка передних сидений
2.7 Органы управления
2.8 Вентиляция и отопление салона
2.9 Устранение запотевания или обмерзания стекол
3. Техническое обслуживание автомобиля
3.0 Техническое обслуживание автомобиля
3.1 Проверка герметичности уплотнений двигателя и коробки передач
3.2 Проверка герметичности системы охлаждения
3.3 Проверка герметичности топливной системы
3.4 Замена охлаждающей жидкости
3.5 Замена масляного фильтра и масла в двигателе
3.6 Замена фильтрующего элемента воздушного фильтра
3.7 Проверка и регулировка ремня привода генератора
3.8 Замена ремня привода генератора
3.9 Очистка и промывка деталей системы вентиляции картера
3.33. Замена ламп
4. Уход за автомобилем
4.0 Уход за автомобилем
4.1 Мойка автомобиля
4.2 Уход и восстановление лакокрасочного покрытия кузова
4.3 Смазка кузова
4.4 Прочистка дренажных отверстий
4.5. Хранение автомобиля
4.6 Подготовка к зимней эксплуатации
4.7 Советы по пуску двигателя в сильный мороз
4.8 Что полезно купить к зиме
4.9 Советы по зимней эксплуатации автомобиля
5. Неисправности в пути
5.0 Неисправности в пути
5.1. Двигатель
5.2. Проверка электрооборудования
5.3 Появились посторонние стуки
5.4 Вибрация и удары на рулевом колесе
5.5. Проблемы с тормозами
5.6 Прокол колеса
6. Ходовая часть
6.0 Ходовая часть
6.1. Передняя подвеска
6.2. Задняя подвеска
7. Рулевое управление
7.0 Рулевое управление
7.1 Рулевое колесо
7.2 Рулевая колонка
7.3 Механизм рулевого управления
7.4 Замена рулевых тяг
8. Тормозная система
8.0 Тормозная система
8.1 Тормозной механизм переднего колеса
8.2 Тормозной механизм заднего колеса
8.3 Колесный цилиндр
8.4 Привод тормозных механизмов
9. Электрооборудование
9.0 Электрооборудование
9.1 Блок реле и предохранителей
9.2. Генератор
9.3. Стартер
9.4. Освещение и световая сигнализация
9.5. Отопитель
9.6. Стеклоочистители
9.7 Звуковой сигнал
9.8. Система зажигания
9.9 Панель приборов (высокая)
Кузов
10.0 Кузов
10.1 Замена переднего буфера
10.2 Замена заднего буфера
10.3 Замена облицовки радиатора
10.4 Замена переднего крыла
10.5 Cнятие и установка капота
10.6 Регулировка капота
10.7 Регулировка замка капота
10.8 Передняя дверь
10.9 Задняя дверь
11. Двигатель и его системы
11.0 Двигатель и его системы
11.1 Снятие и установка двигателя
11.2 Регулировка зазоров в приводе клапанов
11.3. Система питания
11.4. Система смазки
11.5. Система охлаждения
11.6. Система выпуска отработавших газов
11.7 Полная разборка двигателя
11.8 Блок цилиндров. Осмотр, дефектовка и ремонт
11.9 Поршень с шатуном. Разборка, дефектовка и сборка
11.10. Головка блока цилиндров
11.15. Регулировка карбюратора
12. Трансмиссия
12.0 Трансмиссия
12.1 Коробка передач и дифференциал. Основные узлы и детали
12.2 Снятие коробки передач
12.3 Установка коробки передач
12.4 Регулировка привода сцепления
12.5 Разборка коробки передач
12.6 Осмотр и дефектовка деталей коробки передач
12.7. Вторичный вал коробки передач
12.8 Первичный вал коробки передач
12.9. Дифференциал
12.16. Привод сцепления
12.17. Привод передних колес
13. Приложения
13.0 Приложения
13.1 Приложение 1. Основные данные для регулировок и контроля
13.2 Приложение 2. Горюче-смазочные материалы и эксплуатационные жидкости
13.3 Приложение 3. Моменты затяжки резьбовых соединений
13.4 Приложение 4. Сервисная книжка
13.5 Приложение 5. Схема электрооборудования автомобиля
automend.ru
Коробка передач ВАЗ 21099: принципы разборки
КПП ВАЗ 21099 представлена в данном автомобиле в различных комплектациях. Это устройство может иметь 4 либо 5 ступеней.
Вернуться к оглавлению
Конструкционные особенности
Коробка шестиступенчатая
Каждый владелец ВАЗ 21099 должен знать:
- как снимать коробку передач;
- каковы особенности этого устройство;
- в чем заключается схема его переключения.
Автомеханики рекомендуют при езде на ВАЗ 21099 по городу использовать для КПП моторное масло. Существует несколько причин выхода из строя коробки переключения передач. Появление шума в данном устройстве может быть связано с износом зубьев, подшипников либо с понижением уровня масла. Ремонт коробки передач предусматривает доливание масла и замену вышедших из строя деталей.
При появлении трудностей в результате переключения передач потребуется установить причину поломки:
- неполное выжимание сцепления;
- деформированная тяга;
- ослабление винтов, фиксирующих шарнир;
- вышедшие из строя элементы привода.
Устраняются такие неполадки следующим образом.
- Выпрямление либо замена тяги.
- Затягивание винтов.
- Настройка привода.
- Замена поврежденных элементов.
Вернуться к оглавлению
Основные работы
Регулировка КПП
Если коробка передач ВАЗ плохо работает, тогда она подлежит ремонту. Зачастую данная процедура проводится из-за износа вилок и штоков переключения передач. Это приводит к самопроизвольному выключению передач. К причинам такой поломки автомеханики относят:
- наличие поврежденных либо изношенных зубьев;
- трещины либо расслоение резиновых элементов;
- неправильно отрегулированный привод переключения передач.
Для устранения вышеописанных причин потребуются следующие действия.
- Заменить поврежденные элементы.
- Настроить привод.
- Установить чехол.
Если при включении передач появляется треск либо шум, тогда проверяется сцепление и блокирующее кольцо. Зачастую последняя деталь заменяется новым элементом. Автомеханики выделяют несколько причин утечки масла в ВАЗ 21099:
- износ сальников и штока;
- повреждение герметика.
Устраняются данные проблемы следующими способами:
- замена сальников, прокладок и прочих элементов;
- подтягивание крепежных деталей.
Необходимо учесть, что при ремонте коробки передач меняется 1 устройство путем подбора регулировочных колец подшипников дифференциала.
Вернуться к оглавлению
Правила монтажа
Прежде чем приступить к ремонтным работам, нужно выяснить, как снять коробку передач. Разборка данного устройства проводится для его диагностики. КП демонтируется в определенной последовательности. Сначала отключают клеммы аккумулятора, сливается масло.
Затем демонтируется защита картера. Следующий шаг заключается в отсоединении провода «массы». После ослабления затяжки гаек демонтируется наконечник троса. Затем от реле отсоединяется провод, демонтируется стартер.
Из соответствующего рычага вытаскивается палец. От кулака первого элемента отсоединяется шарнир. Следующий шаг предусматривает демонтаж ШРУСов. Для этого первый элемент выдавливается и отводится в сторону от коробки передач. Затем отсоединяется 2 ШРУС. Заключительный этап — демонтаж коробки передач.
Автомеханики рекомендуют перед проведением данной процедуры отвести КП в горизонтальную плоскость. Эта процедура должна осуществляться без повреждения лепестков пружины сцепления.
Вернуться к оглавлению
Принципы разборки
Разбирать коробку передач нужно в определенной последовательности. Для этого потребуются следующие инструменты и материалы:
- набор ключей;
- набор отверток;
- молоток;
- смазка;
- герметик;
- прокладки.
Так снимают крышку с КПП
Первоначально потребуется очистить и отмыть КПП снаружи. Чтобы удалить уплотнительную прокладку, нужно включить 3 и 4 передачи. Затем отворачивается болт, фиксирующий 5 передачу. Далее включается последняя передача. Автомеханики советуют демонтировать синхронизатор медленно и осторожно.
Следующий шаг предусматривает снятие кольца, которое блокирует синхронизатор 5-й передачи. Для демонтажа шарика с пружиной потребуется наклонить коробку передач ВАЗ 21099.
Затем раскручивают болты фиксации картера сцепления и КП. Данные устройства нужно разъединять аккуратно. Для этого в них предусмотрены соответствующие пазы, в которые вставляется конец отвертки. За счет медленного покачивания агрегаты рассоединяются, и картер коробки переключения передач демонтируется.
Чтобы разъединить картеры сцепления и КП, потребуется:
- отвернуть болт фиксации вилки для переключения 1-й и 2-й передач;
- снять вилку и шток;
- отвернуть болт;
- вывести головку штока из зацепления;
- снять предыдущие элементы с вилкой.
По завершении ремонтных работ коробка передач на ВАЗ 21099 собирается. Данная процедура осуществляется в обратной последовательности. Первоначально рекомендуется очистить все составные элементы от грязи, смазав их специальным веществом. Стопорные кольца вторичного вала заменяются новыми. Затем потребуется запрессовать подшипники. Фиксатор вставляется в сухарь и в ступицу. Необходимо учесть, что данные элементы вставляются в максимально глубокое гнездо, расположенное в муфте. Сателлиты и шестерни потребуется смазать маслом.
Чтобы проверить работу собранной КП на 21099, автомобиль снимается с ручника, не включается задняя передача на ВАЗ, нажимается педаль газа. Отсутствие стуков и шумов в коробки переключения передач свидетельствуют об исправности данного устройства.
expertvaz.ru
Ваз 21099 — как правильно разобрать коробку передач
После того, как коробка снята с автомобиля, можно приступать к ее разборке. Разборка коробки переключения передач на автомобиле ваз 21099 необходима для выполнения различного ремонта по замене вышедших из строя элементов системы. Для проведения работ подготовьте стандартный набор инструментов и проделайте следующую последовательность действий:
- Устанавливаем коробку в вертикальное положение и приступаем к разборке. В первую очередь нам необходимо снять заднюю крышку, отвернув шесть болтов ее крепления. После чего отворачиваем болт и снимаем кронштейн троса привода сцепления.
- Нанося легкие удары молотком по крышке, снимаем ее со шпилек, после чего снимаем уплотнительную прокладку, расположенную между крышкой и корпусом коробки.
- Включите третью или четвертую передачу, после чего отверните болт крепления вилки включения пятой передачи и затем включите ее, переместив муфту таким образом, чтобы шлицы вошли в зацепление с шестерней.
- Теперь, когда шестерни вошли в зацепление друг с другом и валы, как следствие не проворачиваются, отворачиваем гайку вторичного вала, предварительно ее разконтрив. Данную гайку и последующие желательно откручивать с помощью торцовой головки, чтобы не повредить грани.
- Далее отворачиваем гайку первичного вала. После чего, поддев двумя плоскими отвертками синхронизатор пятой передачи, снимаем его вместе с вилкой. Сам синхронизатор необходимо снимать осторожно, чтобы не вылезла муфта с подпружиненными шариками и они не рассыпались.
- Теперь снимаем блокирующее кольцо синхронизатора и вслед за ним, поддев двумя отвертками, снимаем ведомую шестерню вторичного вала.
- Под шестерней будет расположен игольчатый подшипник, его необходимо снять вместе с упорным кольцом.
- Далее снимаем ведущую шестерню пятой передачи, поддев аккуратно ее отверткой.
- Ударной отверткой отворачиваем четыре винта крепления прижимной планки подшипников вала и снимаем ее.
- Снимаем со вторичного вала втулку игольчатого подшипника и упорную шайбу, расположенную под ней.
- Так же отвертками снимаем стопорные кольца подшипников первичного и вторичного валов.
- С боковой части корпуса расположены три пробки фиксаторов. Накидным ключом отворачиваем их поочередно и аккуратно извлекаем шарик и пружину.
- К коробке передач двумя болтами крепится задняя опора двигателя, ее нам необходимо снять, отвернув болты крепления.
- Рядом с выключателем света заднего хода, расположена пробка фиксатора задней скорости. Отворачиваем пробку и после чего немного наклонив коробку, извлекаем из отверстия пружину и шарик.
- Открутите двенадцать гаек болтов крепления картера сцепления к корпусу коробки.
- Теперь можно разъединить картера. Для этого отверткой, конец которой вставляем в специальные прорези, расположенные на стыке картеров в трех местах.
- Между ними будет расположена уплотнительная прокладка, которую снимаем и при последующей сборке меняем на новую, так как для повторного использования она не подходит.
- Далее нам необходимо снять шток с вилками переключения первой и второй передачи. Для этого отворачиваем болт ее крепления и немного приподняв, снимаем.
- Таким же образом отворачиваем болт крепления штока третьей и четвертой передачи и выведя рычаг из зацепления с головкой штока, снимаем его.
- Тут же снимаем шток вилки включения пятой передачи.
- Плоскогубцами извлекаем стопорное кольцо и снимаем вилку включения задней передачи.
- Снимаем шестерню заднего хода. После чего обоими руками одновременно снимаем вторичный и первичный валы. Обратите внимание, что при снятие валов, внутренние кольца подшипников остаются на валах.
- Снимите ведомую главную шестерню вместе с дифференциалом. После чего откручиваем три болта крепления механизма переключения передач и снимаем его.
- Произведите снятие подшипников первичного и вторичного валов. Для выпрессовки подшипника вторичного вала, используйте подходящую лопатку. Для снятия подшипника первичного вала, сначала необходимо впрессовать сальник.
На этом ремонтные работы по полной разборке коробки переключения передач на автомобиле ваз 21099 завершены. Произведите необходимый ремонт, после чего сборку выполните в обратной последовательности с учетом следующих нюансов.
zubilovaz.ru
ремонт синхронизатора коробки передач на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099
1. Снимите синхронизатор с вторичного вала (см. «Ремонт вторичного вала»).
2. Перед разборкой синхорнизатора промаркируйте положение муфты 3 относительно ступицы 1. Разберите аккуратно синхронизатор, сняв муфту со ступицы. При этом следите, чтобы подпружиненные сухари 2 с шариками не разлетелись в разные стороны.
3. Осмотрите детали синхронизатора. Сколы и забоины на шлицах ступицы и муфты недопустимы (особенно обратите внимание на торцы зубьев муфты). Также недопустимы повреждения или следы заедания на сухарях, шариках и пружинах. Замените дефектные детали или синхронизатор в сборе.
4. Установите муфту на ступицу в соответствии с ранее сделанными метками.
5. Три большие проточки на шлицах муфты должны совпасть с пазами ступицы под фиксаторы (с отверстиями).
6. Смажьте пружину фиксатора литолом и вставьте пружину фиксатора в отверстие в пазу ступицы.
7. Смажьте сухарь литолом и вставьте в его отверстие шарик.
8. Сжимая пружину, вставьте сухарь с шариком в паз ступицы. Проточки (a) на сухаре должны быть наружу, сферическая (большая) поверхность (b) — обращена к муфте.
9. Протолкните сухарь так, чтобы шарик попал в проточки на шлицах муфты синхронизатора.
10. Поправьте отверткой пружину та
tuningtaza.ru