Ремонт отопителя 2110 – устройство и схема отопителя, признаки и причины распространенных поломок, инструкция по ремонту и восстановлению функциональности
Ремонт печки (заслонки, вентилятора) на ВАЗ 2110
Краткое содержание статьи:
Ремонт печки ВАЗ 2110 сваливается на своих владельцев чаще всего перед похолоданием. Летом мало кто использует отопитель, а, включив его в канун первых заморозков, обнаруживает, что прибор либо не греет совсем, так как из него дует холодный воздух, либо греет не достаточно, что тоже неприятно, ввиду нашего сурового климата. Из этого следует, что перед каждым сезоном холодов необходимо проводить его диагностику, и, если необходимо, работы по восстановлению работоспособности.
Основные неполадки отопителя ВАЗ 2110
Неполадки, которые могут повлиять на работу автомобиля, весьма разнообразны. Мы приведем примеры наиболее распространенных, которые можно устранить самостоятельно.
Количество жидкости в системе
Чаще всего встречаются перебои в работе отопителя при недостаточном количестве жидкости в системе. Проверить ее объем можно визуально. Для этого нужно найти расширительный бачок, расположенный слева со стороны салона, если смотреть по ходу движения, и сравнить с верхней отметкой, которой антифриз должен достигать, когда двигатель «холодный». Если объем жидкости недостаточный, то причиной может быть банальный недолив, а может и разгерметизация системы.
Если вы подозреваете, что система дала течь, нужно проверить:
насколько качественно затянуты хомуты;
нет ли на патрубках трещин или потертостей;
не повреждены ли штуцера.
Причиной недостатка антифриза в системе отопления может стать и протекание радиаторов, которое легко определить визуально. Для устранения протекания нужно будет заменить стяжные хомуты, патрубки, а также запаять штуцера. Если вы хотите отделаться от дополнительного ремонта надолго, то штуцера тоже лучше заменить. Более подробную информацию о ремонте печки ВАЗ 2110, вы можете увидеть на видео.
Неполадки в работе заслонки
Отопитель автомобиля оснащен двумя заслонками — верхней и нижней. Верхняя отвечает за поток холодного воздуха, нижняя контролирует поступление нагретого воздуха в салон. Порой бывает, что водитель слышит, как движется заслонка, да и радиатор отопителя горячий, но в салон попадает только холодный воздух. Это говорит о поломке самой заслонки или ее привода.
Если задатчик контроллера САУО установлен на минимальное положение, и дует холодный воздух, а при переключении в максимальное вообще ничего не дует, то есть смысл говорить о перебоях в работе внутренней заслонки.
Ремонт заслонки печки ВАЗ 2110 начинается с демонтажа самого отопителя. Для начала нужно снять жабо, дворники, все накладки моторного отдела, вакуумный шланг, растяжку стоек. Жидкость можно слить, но домашние «кулибины» рекомендуют выстрогать чопики, и, снимая шланги радиатора, быстро их вставлять, что приведет к потере полулитра жидкости, но сэкономит время. Чтобы печка легко покинула привычное место, придется, помимо демонтажа крепления отопителя, снять дроссельную заслонку вместе с гофрой, идущей от воздушного фильтра, шпильки ее крепления и, в качестве бонуса, трапецию дворников.
После этого нужно снять задний кожух печки и вытащить радиатор. Далее следует замена заслонки. Новая заслонка должна быть так установлена, чтобы вилка, которая размещена на оси заслонки, зацеплялась с рычагом. На момент монтажа она должна быть в поднятом положении. Далее следует сборка отопителя в обратном порядке, заливается жидкость в систему. Собрав печку, не забудьте проверить герметичность соединения всех стыков. Пошаговую инструкцию ремонта заслонки печки ВАЗ 2110 можно получить, просмотрев видео.
Неполадки в работе вентилятора
Зимой вентилятор отопителя приходится включать достаточно часто. Наиболее распространенная неполадка, которая отвлекает и раздражает водителя во время движения — это его шум, а, порой, и истошный визг. После чего и начинается ремонт вентилятора печки ВАЗ 2110.
Перед тем, как приступать к ремонту вентилятора, необходимо установить причину такого некорректного поведения. Неприятные звуки могут появляться из-за того, что отстегнулась нижняя часть корпуса отопителя, которая крепится с помощью крючков. Эта проблема решается элементарным возвращением крючков на место. Еще одна распространенная причина шума, сломавшиеся выступы на корпусе отопителя. Вылечить подобный недуг способен только новый корпус.
Истошно визжать вентилятор может и из-за неравномерных коэффициентов расширения вала. Посторонний шум появляется при достаточно низкой температуре или высоком уровне износа. В такой ситуации меняют либо полностью мотор, либо его втулки, которые после замены нужно обработать райбером.
В отдельных случаях источником визга могут быть текстолитовые шайбы, устраняющие осевой люфт. Они расположены с двух сторон вала электродвигателя. Решить эту проблему можно следующим образом: начинаем ремонтировать вентилятор печки ВАЗ 2110 с его демонтажа. После этого агрегат нужно внимательно осмотреть на предмет повреждений и бережно очистить. Избавить его от осевого люфта можно при помощи шайбы из фторопласта или чего-то похожего. Материалы должны между собой подвергаться минимальному трению, для чего на них нужно нанести густую смазку. Отлично подойдет «МС1000». Далее вентилятор разбирают, изготавливают шайбы, смазывают и устанавливают на прежнее место. Узел собирают в обратном порядке. Более детальную информацию о ремонте вентилятора печки ВАЗ 2110, вы можете получить, просмотрев видео.
Итоги
Ремонт печки ВАЗ 2110 можно начинать, просмотрев видео на нашем сайте или найдя другой источник в интернете. Однако стоит понимать, что причины некорректной работы отопителя могут быть различными. Некоторые из них для устранения потребуют не больше часа. Другие займут несколько дней и не обойдутся без замены деталей. Начинайте ремонтные работы с проверки наиболее простых причин и только после этого исследуйте все более сложные узлы. Естественно, самым простым решением будет просто заменить этот блок на новый и сделать это в автосервисе, но снижение расходов на эксплуатацию автомобиля и более глубокое понимание его устройства всегда требует личного вмешательства, терпения и стремление довести начатое до конца.
Что ещё можно почитать:
autoshaker.ru
Ремонт блока управления отопителем ВАЗ-2110
Качественная работа печки автомобиля в зимнее время — это одно из главных условий для комфортного вождения. В отечественных транспортных средствах, даже в новых моделях, отопитель является одним из проблемных элементов, который очень часто выходит из строя. И если летом на это можно закрыть глаза, то в холода сразу же приходится принимать меры для устранения проблемы.
Для ликвидации неисправности для начала важно диагностировать, какой элемент отопительной системы автомобиля вышел из строя, и отремонтировать неработающий узел. Проще всего обратиться к специалистам за помощью, однако их услуги не очень дёшево оцениваются. Очень часто владельцы транспортных средств занимаются устранением неисправностей и ремонтом отопителя самостоятельно, так как отечественные автомобили отличаются высокой ремонтопригодностью.
![Регулятор отопителя на приборной панели ВАЗ 2110 Регулятор отопителя ВАЗ 2110](/800/600/https/remam.ru/wp-content/uploads/2017/02/Regulyator-otopitelya-VAZ-2110.jpg)
Регулятор отопителя на приборной панели ВАЗ 2110
В этой статье пойдёт речь о том, как диагностировать неисправность блока управления отопителем ВАЗ-2110 и отремонтировать его своими руками.
Особенности конструкции блока управления печкой ВАЗ-2110
Одна из распространённых проблем отопительной системы, с которой сталкиваются владельцы ВАЗ-2110 — это выход из строя или неправильное функционирование блока управления печки. Десятки с завода оборудованы печками, координирование которых происходит через систему автоматического управления отопителем. Сокращённо систему называют блоком САУО. Основными показателями его неисправности является работа отопительной системы не во всех режимах. Если не работает одна или несколько скоростей печки, то чаще всего проблема в блоке САУО. Благодаря электронному модулю ВАЗ-2110 в салоне автомобиля поддерживается заданная водителем температура.
![Схема системы автоматического управления отопителем ВАЗ 2110 Схема системы автоматического управления отопителем ВАЗ 2110](/800/600/https/remam.ru/wp-content/uploads/2017/02/Shema-sistemy-avtomaticheskogo-upravleniya-otopitelem-VAZ-2110.jpg)
Схема системы автоматического управления отопителем: 1 – электродвигатель вентилятора; 2 – дополнительный резистор; 3 – контроллер; 4 – монтажный блок; 5 – выключатель зажигания; 6 – датчик температуры воздуха в салоне; 7 – выключатель рециркуляции; 8 – клапан рециркуляции; 9 – микромоторедуктор привода заслонки отопителя; А – к выключателю освещения приборов; В – к источникам питания
Прежде чем приступить к ремонту отопителя ВАЗ-2110, надо выяснить, какая именно печка стоит на вашем транспортном средстве. Автомобили, которые были выпущены до сентября 2003 года, оборудованы печками старого образца. Соответственно, есть значительные отличия в конструкции, на которые при ремонте важно обратить внимание.
Блок САУО состоит из электронных элементов, координация которыми происходит с помощью рукояток на центральной консоли машины.
Блок управления печкой ВАЗ-2110 оборудован контроллером с двумя рукоятками. Правая рукоятка отвечает за включение определённой скорости вентилятора. За переключение его скоростей непосредственно отвечает дополнительный резистор. В печках старого образца стоят резисторы на две или три скорости вентилятора. В печках нового образца стоит модифицированный резистор РДО 2123–2118022. Блок координирования работы усовершенствованной модели печки имеет четыре скорости и не имеет режима авто.
![Блок управления усовершенствованной моделью отопителя ВАЗ 2110 Блок управления отопителем ВАЗ 2110](/800/600/https/remam.ru/wp-content/uploads/2017/02/Blok-upravleniya-otopitelem-VAZ-2110.jpg)
Блок управления усовершенствованной моделью отопителя ВАЗ 2110
Левая рукоятка отвечает за включение температурного режима в салоне транспортного средства. В зависимости от положения рукоятки подаётся информация о заданной температуре воздуха на микроредуктор привода заслонки и с помощью контроллера устанавливается необходимое положение задвижки. С помощью регулятора можно выставить температурный режим от шестнадцати до тридцати градусов за Цельсием.
До 2003 года в автомобилях были установлены печки старого образца с четырёх- и пятипозиционными контроллерами, которые на сегодня сняты с производства, и их очень тяжело найти. А также простой блок управления отопителем ВАЗ-2110 не подходит на модели машин, которые выпускались после 2003 года и оборудованы с завода модифицированными печками.
Соответственно, прежде, чем покупать детали для ремонта системы отопления транспортного средства, надо посмотреть в технической документации, какая именно модель отопителя стоит на вашей десятке. Отличаются печки не только блоком САУО, а и радиатором отопителя, микроредуктором, резисторами.
Диагностика исправности и демонтаж блока управления печкой
Модуль САУО находится на центральной консоли машины и отвечает за правильный обогрев салона. Ремонт блока управления печкой ВАЗ-2110 требует определённых знаний в электронике, потому прежде, чем приступить к ремонту детали, надо определить, действительно ли проблема в самом электронном модуле.
Для этого надо изначально демонтировать агрегат и установить на его место заведомо исправную деталь. Возьмите блок САУО у друзей или в сервисном центре для диагностики отопительной системы вашего авто.
Прежде чем выполнять какие-либо работы в автомобиле, которые касаются электроники и проводки, отключите питание аккумулятора во избежание замыкания или перегорания электронных элементов.
Дальше можно приступать непосредственно к снятию агрегата, через который производится координирование функциональности печки. Для этого изначально демонтируются кнопки, которые находятся по бокам печки. Регуляторы отопителя обязательно надо переключить в нулевые позиции. Только после этого можно вытянуть модуль. Делать это надо очень аккуратно, так как к задней стороне агрегата подключены штекеры питания. Как только вы их увидите, их надо осторожно отсоединить, чтобы не повредить контакты. На этом демонтаж можно считать завершённым.
На штатное посадочное место устанавливается рабочий блок, и проверяется работа отопительной системы автомобиля. Если с новым агрегатом печка функционирует правильно, значит, неисправность в самом блоке САУО. В ином случае надо диагностировать другие элементы отопительной системы.
Ремонт блока управления отопителя ВАЗ-2110 своими руками
Если выяснилось во время диагностики, что проблема именно в модуле управления печкой, значит, его необходимо попытаться отремонтировать или установить новую деталь. Так как цена на новые электронные агрегаты довольно высокая, правильным решением будет произвести ремонт управляющей детали, тем более что для этого необходимы лишь базовые знания электроники, умение пользоваться тестером и паяльником при необходимости.
Прежде чем приступить к работе, надо разобрать блок управления отопителем. Для этого с демонтированного предварительно электронного модуля снимается с защёлок передняя крышка с регуляторами. Дальше отсоединяется специальная стеклянная накладка. С помощью отвёртки откручиваются два винта на передней панели агрегата и один на задней стенке. После этого верхнюю крышку модуля можно снять, делать это надо очень аккуратно, чтобы не повредить контакты внутри детали.
Внутри модуля имеются электронные дорожки, контакты и резисторы, которые отвечают за качественное функционирование контроллеров отопительной системы автомобиля. Надо провести осмотр всех контактов, электронных дорожек на плате, резисторов и перемычек. От высоких рабочих температур может сильно нагреваться плата, что повлечёт за собой отсоединение контактов. Особое внимание надо обратить на места подачи питания, произвести зачистку контактов. Если есть видимые повреждения электронной цепи, необходимо осуществить пайку повреждённых элементов. Параллельно с помощью тестера и омметра проверяется функциональность электронных элементов и резисторов, которые находятся на плате. При необходимости производится замена неработающих деталей на плате модуля САУО.
![Надломленная перемычка на плате блока управления отоплением ВАЗ 2110 Неисправность блока управления отоплением ВАЗ 2110](/800/600/https/remam.ru/wp-content/uploads/2017/02/Poisk-neispravnosti-SAUO-VAZ-2110.jpg)
Надломленная перемычка на плате блока управления отоплением ВАЗ 2110
После устранения неполадок блок управления отопителя собирается в обратном порядке и устанавливается на своё штатное место. Дальше надо подключить питание аккумулятора и проверить работу отопительной системы транспортного средства, при необходимости производится регулировка контроллера отопителя.
Регулировка контроллера печки
Завод-производитель предусматривает обогрев салона до указанной температуры за пятнадцать минут с отклонением до двух градусов. Ручкой контроллера надо выставить комфортный температурный режим в салоне машины.
Чтобы проверить правильное функционирование печки, используйте обычный ртутный комнатный градусник. Если по истечении пятнадцати минут салон не прогрелся до необходимой температуры, контроллер необходимо отрегулировать.
Для этого вытяните обратно модуль управления печкой и вращайте регулятор температурного режима сначала до максимального значения, потом в обратную сторону. После проведения таких действий установите агрегат на место и ещё раз проверьте работу печки.
Параллельно надо произвести проверку работы заслонок отопителя. Если при переключении температурных режимов присутствуют посторонние звуки, тогда надо проверить состояние заслонок. Если холодный воздух поступает хорошо, а горячий почти не поступает — тогда неисправна нижняя заслонка. При отсутствии нормального потока холодного воздуха при хорошем поступлении горячего — проблема с верхней заслонкой. Причина может быть в деформации заслонок под действием воздуха разных температур. В этом случае лучше заменить штатные пластиковые заслонки алюминиевыми аналогами, которые более стойкие к температурным перепадам.
После регулировки контроллера все элементы отопителя устанавливаются на штатные места. Сборка производится в обратном порядке.
Подведём итоги
Неисправности блока управления печкой ВАЗ-2110 могут повлечь за собой как некорректное функционирование отопительной системы автомобиля, так и полный отказ работы печки. В холодную пору года это отразится не только на комфортном пребывании в салоне автомобиля, а и на безопасном вождении для водителя транспортного средства.
Ремонт блока управления печкой можно произвести собственными силами, имея базовые знания по электронике, желание работать и повышать свой комфорт.
Качественный ремонт и своевременные регулярные проверки блока перед наступлением холодов помогут вам сэкономить деньги на услугах по ремонту печки в сервисных центрах и покупке дорогостоящих элементов отопительной системы.
remam.ru
Ремонт отопителя на ВАЗ 2110
Частой болезнью автомобилей ВАЗ 2110 являются проблемы с печкой.
Типичная неисправность этого отопителя — дует только горячим либо только холодным воздухом, не реагируя на положение регулировочной рукоятки температуры. Поэтому здесь не обойтись без ремонта САУО ВАЗ 2110.
Сначала необходимо снять центральные сопла, передвинуть максимально влево рукоятку направления потоков воздуха (положение — всё в салон) и посмотреть «поведение» заслонки. Включите зажигание, поменяйте положение регулятора температуры с от синей точки («минимум») до красной точки («максимум») и посмотрите на заслонку.
Если при такой проверке заслонка не зашевелится, то в большая вероятность того, что проблема в заклинившем микромоторедукторе привода заслонки отопителя.
Еще иногда случается разрушение посадочного гнезда пластиковой заслонки. Эту неисправность ВАЗ 2110 можно выявить на слух, когда слышно, что работает редуктор, а заслонка при этом не меняет положение. А бывает слышны щелчки проворота квадратного вала в посадочном гнезде.
Поэтому если заслонка не двигается при такой проверке, то можно первым делом постараться помочь редуктору. Для этого включите зажигание и, переводя рукоятку температуры из левого крайнего положения в правое, подёргайте рукой заслонку рукой. Выполнять это необходимо аккуратно и без чрезмерных усилий. Если начало работать, то это еще не успешное окончание ремонта, поскольку если уж нашлась причина заклинивания, то всё равно рано или поздно снова заклинит. Зато, если перестало клинить и заслонка заработала, тогда причину необходимо искать в самом редукторе.
Если же и здесь не заработало, заслонка так и не реагирует, тогда нужно проверить питание редуктора вместе с блоком его управления.
Проверка САУО на ВАЗ 2110.
Схема управления отопителем
Чтобы проверить систему автоматического управления отопителем, подсоедините тестер к клеммам х1.2 (розовый) и х1.8 (коричневый). Затем включите зажигание (САУО функционирует только при включенном зажигании). При переводе рукоятки температуры в крайние положения, должно на 10-15 секунд появиться управляющее напряжение 10 В. Кроме того, полярность управляющего напряжения должна меняться при любом переводе рукоятки температуры в крайние положения. В случае полного отсутствия напряжения можно говорить о том, что неисправен контроллер САУО.
Предупреждение! Нельзя замыкать данные контакты и подавать на них какое-либо напряжение (например «+» аккумулятора), поскольку сломается выход операционного усилителя САУО, который рассчитан лишь на 1 А, следовательно, понадобится ремонт либо замена блока. Надо сказать, что блоки старого образца (существует несколько видов и все с буквой «А», с автоматической скоростью, у рукоятки скорости — четыре или пять положений) взаимозаменяемы между собой, но не взаимозаменяемы с блоком нового образца (где нет буквы «А» и пять положений скорости — «0-1-2-3-4»).
Если работа отопителя замечена только в крайних положениях, либо же есть подозрение, что редуктор работает, но его вал проворачивается в гнезде заслонки, тогда необходимо проверить исправность датчика положения заслонки.
В случае перевода рукоятки температуры в крайние положения, сопротивление на контактах х1.1 (зелёный) и х1.4 (голубой с пурпурной полосой) должно меняться. От типа САУО, а также от применяемой с ним модели микроредуктора, будут разные пределы:
- для старого образца 800 Ом (горячо), 3.2 КОм (холодно),
- для нового образца 5 КОм (горячо), 1.2 КОм (холодно).
При полном отсутствии сопротивления или если вал редуктора вращается, но при этом сопротивление не меняется, тогда причина в поломке датчика положения заслонки. Меняется он в сборе с микроредуктором, а моно переставить с редуктора аналогичного типа.
Если замечено, что контроллер САУО функционирует и выдаёт управляющее напряжение микромоторедуктору, но при этом заслонка не меняет своего положения, тогда нужно выполнить ремонт авто ваз 2110, а именно снимать и проверять непосредственно микромоторедуктор. Держится он на корпусе отопителя при помощи трех саморезов, и снять его можно без снятия отопителя.
Снятие микромоторедуктора отопителя.
Для начала снимите дворники, открутите саморезы (на фото указанные стрелками, затем открутите две гайки по бокам, осторожно выведите пластмассовый зацеп из отверстия в кузове, после чего снимите жабо.
Чтобы было удобно в дальнейшем выполнять ремонт автомобилей ВАЗ 2110, можно немного усовершенствовать систему подачи жидкости омывателя лобового стекла. Итак, разрежьте трубку подачи жидкости и вставьте пластиковый соединитель в неё. В данном случае применяется отрезок трубки от баллончика монтажной пены.
Когда жабо снято, откроется доступ к микромоторедуктору.
Он расположен слева от вакуумного усилителя тормозов, следовательно, чтобы открутить 3 его крепежных самореза, придется использовать либо очень длинную, либо очень короткую отвертку.
После снятия моторедуктора и выхода его вала из гнезда заслонки, сама заслонка уйдет в положение «холодно».
Теперь приступаем к разборке микромоторедуктора.
Для этого тонкой отверткой осторожно освободите зацепы корпуса, и располовиньте корпус микромоторедуктора.
Далее вытащите из корпуса моторчик.
В разъём моторчика вставьте провода с питанием от САУО и проверьте, крутится ли он вообще.
Если не крутится моторчик, тогда рекомендуется заменить его новым. Однако можно попытаться реанимировать его. Для этого отмечаем положение крышки моторчика по отношению к его корпусу. Это необходимо сделать, чтобы при сборке ненароком не поменять полярность. Затем осторожно отогните бортик, опрессованный в двух местах, и снимите с моторчика крышку.
Теперь переходим к разборке моторчика.
Проверьте состояние коллектора и щеток моторчика, а затем проверьте состояние подшипника в корпусе.
Если не работал моторчик, тогда можно попытаться найти и устранить причину, а можно заменить его на новый. Если моторчик был исправным, тогда смажьте подшипники силиконовой смазкой.
Дальше проверьте состояние шестеренок редуктора. Очень частой причиной поломки редуктора (если моторчике в исправном состоянии) является срез/поломка одного или несколько зубьев шестерни редуктора. В этом случае также рекомендуется заменить или дефектные шестерни, или весь редуктор. Но можно попытаться восстановить поврежденную шестерню.
Ремонт шестерни микромоторедуктора отопителя.
В этом случае понадобится обыкновенная пищевая сода и суперклей.
Теперь обязательно следует очистить и обезжирить обрабатываемую поверхность.
Посыпаем место отломанного зуба шестерни содой.
После этого нанесите на соду немного суперклея, с учетом того, что смесь мгновенно застывает. Также важно не промазать и не налить клей мимо, например в другие зубцы.
Следующем этапом ремонта редуктора ваз 2107 возьмите надфиль или тонкий напильник и начните выпиливать новый зуб на шестеренке. Запасаемся терпением, так как это кропотливое и довольно тонкое дело. Доведите до идеала, чтоб шестерни свободно прокручивались, без заеданий.
После этого нужно смазать все валы и шестерёнки редуктора той же силиконовой смазкой.
Далее соберите и опрессуйте моторчик с соблюдением нанесённых ранее меток. Затем подключите разъёмы к редуктору и проверьте его работу.
Если все нормально работает, тогда можно собирать всё в обратной последовательности.
Инструменты:
- тестер,
- крестовые и плоские отвертки,
- надфиль или тонкий напильник,
- сода,
- суперклей.
(Visited 261 times, 1 visits today)
Похожие статьи:
avtofixit.com