Система отопления салона ваз 2110 – устройство и схема отопителя, признаки и причины распространенных поломок, инструкция по ремонту и восстановлению функциональности
Система отопления ваз 2110 8 клапанов инжектор
Конструкция системы отопления ВАЗ 2110
1 – воздуховоды благодаря которым обдувается задняя часть авто 2 – обшивка на тоннель 3 – воздуховоды, по которым воздух идет на ноги 4 – данное сопло прогревает центр авто. 5 – боковой обогрев 6 – обогрев боковых передних окон 7 – система управления отоплением 8 – воздухораспределительный корпус 9 – заслонка на подаче обдува ног 10 – заслонка для обдува лобового стекла
11 – печка.
Состоит она из:
- электропневматического клапана
- переднего корпуса воздухозаборника печки
- водоотражательного щитка воздухозаборника
- клапана управления заслонки рециркуляции
- заслонки рециркуляции воздухозаборника
- заднего корпуса воздухозаборника отопителя
- заслонки канала печки
- заслонки управления отоплением
- радиатора
- кожуха радиатора печки
- штуцера, под пароотводящий шланг
- штуцера, под подводящий шланг
- штуцера, под отводящий шланг
- корпуса электродвигателя
- опорной площадки управления заслонкой печки
- рычага привода заслонки управления печки
- микромоторедуктора привода заслонки
- резистора
- крышки кожуха печки
В автомобиле ВАЗ 2110 используется приточно-вытяжная система вентиляции салона. Схема отопления такова: на накладках лобового стекла есть отверстия, сквозь них и подается поток воздуха в салон, либо самопроизвольно (когда автомобиль в движении), либо принудительно (используя вентилятор печки). А лишний воздух покидает салон сквозь внутренние панели дверей, отверстия в дверях и щели между обшивками. Отверстия на дверях снабжены клапанами, благодаря которым воздух покидает салон, а снаружи воздух в салон не поступает. Благодаря этому улучшена теплоизоляция салона.
Поток воздуха следующий внутрь авто при надобности проходит нагрев, это происходит благодаря его проходу через радиатор печки ваз 2110. Когда воздух нагрет он распределяется по тем частям салона, задвижки на сопла которых открыты рычагами управления отопления.
В основном больший поток идет на обдув лобового стекла и боковые стекла (в зависимости от открытия заслонки). На следующем месте по обдуваемости идет центр салона ВАЗ 2110. И остальной поток, если открыты задвижки распределяется на ноги тех, кто сидит на передних сидениях ( по 2 воздуховода: на колени и на основание пола) и на ноги задних пассажиров (дефлекторы под передними седениями).
Чтобы ускорить процесс прогрева салона ВАЗ 2110 или избежать попаданию в салон воздуха из вне – утопите кнопку рециркуляции. Откроется электропневмоклапан (только при заведенном авто) и доступ воздуха снаружи будет перекрыт. Если печка у вас включена при этом, то воздух в салоне будет продолжать циркуляцию через воздуховоды.
В более старых моделях ваз 2110 имеется 3 скорости работы потока воздуха отопления, в новых их четыре, от самой слабой, до сильной.
Отопитель салона ВАЗ 2110 имеет в себе коллекторный электродвигатель вентилятора, с постоянным током и возбуждением от постоянных магнитов. 14 А – это максимальная потребляемая сила тока (при самых высоких оборотах). Если включена максимальная скорость потока воздуха, то электродвигатель подключен к питанию авто напрямую, если же скоростью меньше, то напряжение подается через сопротивление (резистор). В более старых моделях ваз – это 0,82 Ом и 0,23 Ом.
Не стоит снимать колесо с вала вентилятора, так как существует возможность нарушения балансировки, а электродвигатель ВАЗ 2110 ремонту не подлежит. При его поломке следует произвести замену на новый (который идет в сборе вместе с колесом вентилятора).
Под приборкой авто находится радиатор, он закрыт пластмассовым кожухом. В его состав входит 2 бочка и 2 ряда трубок из алюминия, на которые напрессованы пластины. От того какую температуру вы выбрали на рычаге управления зависит количество воздуха проходящее через радиатор. При включении крайнего положения поток воздуха идущий в салон либо проходит весь через радиатор, либо не проходит совсем.
Отличием отопителя старых моделей ваз являлось то, что там можно было перекрыть поток на радиатор печки охлаждающей жидкости. Таким образом на данный момент в ВАЗ 2110 при заведенном двигателе радиатор печки всегда будет горячим. Благодаря такому методу удалось устранить вечно протекающее место охлаждающей жидкости – кран. Плюс достигнуть нужной температуры воздуха в салоне стало быстрее, благодаря малой инерционности.
Управлять системой отопления салона ВАЗ 2110 очень просто. Это происходит за счет электронного блока. Здесь мы можем увидеть шкалу температур от
16°С до 30°С. С датчика температуры салона передаются показания в блок управления и в зависимости от разности температур (выставленной на блоке и которая сейчас в салоне) он управляет заслонками печки с помощью микромотора. На данном микромоторе есть датчик положения заслонки, показания от датчика передаются на блок управления, и когда заслонка достигает нужного положения блок управления отключаем микромотор.
Система отопления ваз 2110 инжектор 16 клапанов
19. Система отопления и вентиляции
1 – электропневматический клапан
2 – передний корпус воздухозаборника отопителя
3 – водоотражательный щиток воздухозаборника
4 – клапан управления заслонкой рециркуляции
5 – заслонка рециркуляции воздухозаборника
6 – задний корпус воздухозаборника отопителя
7 – заслонка канала отопителя
8 – заслонка управления отопителем
9 – радиатор
10 – кожух радиатора отопителя
11 – штуцер пароотводящего шланга
12 – штуцер подводящего шланга
13 – штуцер отводящего шланга
14 – электродвигатель отопителя с вентилятором
15 – корпус электродвигателя
16 – опорная площадка рычага привода заслонки управления отопителем
17 – рычаг привода заслонки управления отопителем
18 – микромоторедуктор привода заслонки
19 – резистор
Вентиляция салона – приточно-вытяжная: воздух подается в салон через отверстия в накладке ветрового окна (самопроизвольно – при движении автомобиля, или принудительно – при работе вентилятора отопителя) и выходит через щели между обивками и внутренними панелями дверей и далее через отверстия в торцах дверей. В этих отверстиях установлены клапаны, пропускающие воздух наружу, но препятствующие его поступлению внутрь автомобиля. Такая конструкция улучшает теплоизоляцию салона.
Поступающий в салон воздух при необходимости подогревается, проходя через радиатор отопителя, и распределяется в соответствии с положением рукоятки управления потоками воздуха. Основная часть воздуха направляется на ветровое стекло и – через перекрываемые заслонками дефлекторы – к боковым стеклам и в центральную часть салона. Также воздух подается к ногам водителя и сидящего впереди пассажира через две пары дефлекторов (одна пара – на уровне коленей, другая – у пола) и к ногам задних пассажиров через накладку на тоннеле пола и два воздуховода под передними сиденьями.
Для ускорения прогрева салона и предотвращения поступления в салон наружного воздуха (при пересечении загазованных, задымленных, запыленных участков дороги) служит система рециркуляции воздуха. При утапливании кнопки рециркуляции (на панели приборов) открывается электропневмоклапан, и под действием разрежения во впускном трубопроводе заслонка системы рециркуляции перекрывает доступ наружного воздуха в салон автомобиля. Таким образом, работа системы рециркуляции возможна только при работающем двигателе. При этом, если вентилятор включен, воздух в салоне продолжает циркулировать, проходя по воздуховодам отопителя.
Вентилятор имеет три режима работы: малая скорость, средняя и автоматический ее выбор (определяется блоком управления). Электродвигатель вентилятора – коллекторный, постоянного тока, с возбуждением от постоянных магнитов. Потребляемая сила тока при максимальной частоте вращения – 14 А. В зависимости от выбранной скорости электродвигатель подключается к бортовой сети автомобиля напрямую (максимальная скорость) или через дополнительный резистор. Последний имеет две спирали сопротивлением 0,23 Ом и 0,82 Ом. Если в цепь включены обе спирали, вентилятор вращается на малой скорости, если только одна (0,23 Ом) – на средней.
Не рекомендуется спрессовывать колесо вентилятора с вала электродвигателя – можно нарушить балансировку. Электродвигатель ремонту не подлежит (за исключением зачистки коллектора), при выходе из строя его следует заменить в сборе с колесом вентилятора.
Радиатор отопителя установлен под панелью приборов горизонтально в пластмассовом кожухе и состоит из двух пластмассовых бачков (левый – с пароотводным штуцером) и двух рядов алюминиевых трубок с напрессованными пластинами. В зависимости от положения заслонок через радиатор проходит часть забираемого воздуха (в крайних положениях заслонок проходит весь воздух или не проходит вообще), остальная же его часть минует радиатор. В отличие от прежних моделей ВАЗа, здесь отсутствует кран, перекрывающий поток охлаждающей жидкости, таким образом, при работающем двигателе радиатор отопителя всегда нагрет. Такая конструкция обеспечивает малую инерционность системы (заданная температура воздуха достигается быстрее) и отсутствие протечек, связанных с негерметичностью крана.
Управление отопителем осуществляется по командам от электронного блока управления. Температура воздуха в салоне задается установкой ручки контроллера (задатчика температуры) на соответствующее деление шкалы (от 16°С до 30°С, с интервалом 2°С). Блок считывает информацию о температуре в салоне с датчика температуры, расположенного на потолке и снабженного микровентилятором. Затем – в зависимости от разницы температур – он включает микромотор, управляющий заслонками отопителя, и выбирает скорость вращения вентилятора, если ручка управления вентилятором установлена в положение «А». Микромотор снабжен датчиком положения заслонки отопителя (кольцевой резистор). Сигнал от датчика поступает на блок управления, который отключает микромотор, как только заслонка достигнет заданного положения.
Для точной настройки блока управления на нем имеется подстроечный винт. Чтобы проверить точность регулирования температуры, закройте все двери и окна, поместите контрольный термометр рядом с температурным датчиком, ручку управления вентилятором поставьте в положение А, а задатчик температуры – на 2°С выше температуры в салоне, измеренной термометром. Если через 15 минут фактическая температура в салоне не будет соответствовать заданной, извлеките контроллер из гнезда и поверните регулировочный винт по часовой стрелке – для увеличения температуры и против – для уменьшения. После регулировки снова проверьте работу блока управления.
Блок управления, температурный датчик с микровентилятором, микромотор и датчик положения заслонки отопителя неремонтопригодны и при выходе из строя должны заменяться новыми.
Доработка печки ВАЗ 2110
Отопительная система автомобиля является необходимым элементом для наших суровых зим. Печка ВАЗ 2110 позволяет достаточно хорошо нагреть салон, чтобы не замерзнуть. Как показывает практика, надежность работы отопления отечественных автомобилей не может в полной мере удовлетворить требованиям автолюбителей. Она отказывает в самый неподходящий момент, когда за окном холод. Печка ВАЗ 2110 относится к таким устройствам, и поэтому умение отремонтировать ее самостоятельно помогает в сложной ситуации.
Особенности конструкции
Система отопления ВАЗ состоит из самого источника тепла (печки), системы распределения тепла по салону и системы управления. Система отопления и распределения тепла совмещена с системой вентиляции салона. Управление потоком тепла производится воздушной заслонкой (в старых конструкциях использовался кран). Воздух, который подается в салон, подогревается, проходя через радиатор печки ВАЗ 2110, и распределяется по распределительной системе.
Большая часть потока нацеливается на лобовое стекло и боковые стекла, через дефлекторы, снабженные заслонками, а также в центр салона. Другой поток направляется к ногам водителя и рядом сидящего пассажира (через две пары дефлекторов, размещенных на уровне пола и уровне колен человека), а также через тоннель на полу и два воздухоотвода под передними сидениями к заднему сидению, на уровне пола.
Вентилятор печки ВАЗ обеспечивает три режима: низкую и среднюю скорость и автоматический выбор скорости (по сигналу блока управления). Электродвигатель печного вентилятора — коллекторный, постоянного тока. Потребляемый ток при наибольшей скорости вращения — 14 А. Установка режима скорости электродвигателя производится путем изменения его подключения к аккумулятору автомобиля, напрямую (максимальная скорость) или через дополнительное сопротивление.
Этот резистор имеет изменяемое сопротивление 0,23 Ом и 0,82 Ом. Если в цепь подключается наибольшее сопротивление, то вентилятор вращается с низкой скоростью, а если меньшее (0,23 Ом) — то со средней скоростью. При ремонте печки ВАЗ 2110 не рекомендуется снимать лопасти вентилятора с вала электродвигателя: это может привести к нарушению балансировки. Электродвигатель ремонту не подлежит (кроме зачистки контактов коллектора), при выходе из строя его целесообразно заменять вместе с лопастями вентилятора.
Блок, отвечающий за температуру
Радиатор печки ВАЗ располагается ниже приборной панели и имеет пластиковый кожух. Он содержит два пластиковых бачка (один из них, левый, имеет штуцер для отвода пара) и два ряда алюминиевых трубок с пластинами. В зависимости от того как расположены заслонки, через радиатор пропускается изменяемый поток забираемого воздуха (в крайних положениях заслонок проходит весь воздух или не проходит вовсе), а остальной воздух направляется в воздухоотводы, минует радиатор. Печка ВАЗ 2110 нового образца управляется сигналами, поступающими от электронного блока.
Блок получает информацию о температуре в салоне от датчика, размещенного на потолке и снабженного микровентилятором. При необходимости блок может задействовать микродвигатель, управляющий заслонками отопителя. Электрический микродвигатель имеет датчик положения заслонки печки (кольцевой резистор).
Информация от этого датчика направляется в блок управления, который выключает микродвигатель, если заслонка займет заданную позицию. Система отопления ВАЗ нового образца имеет автоматический режим (положение «А»), в котором блок управления обеспечивает, помимо контроля за редуктором двигателя, еще и контроль вращения вентилятора.
Причины ремонта и устранение неисправностей
Обычно неисправности печки выявляются при наступлении сезона отопления, хотя профилактику следует проводить в теплое время года. С наступлением зимы водители начинают замечать, что система отопления ВАЗ 2110 плохо работает или совсем не желает работать. Можно выделить несколько видов неисправностей, при которых потребуется ремонт печки:
- Температура отопителя не поддается регулировке.
- Неисправности заслонок или редуктора.
- Протечка жидкости в радиаторе.
- Поломка потолочного датчика температуры.
- Выход из строя блока управления.
Часто отопитель ВАЗ 2110 греет плохо из-за своего радиатора. Следовательно, надо проверить, горячий ли радиатор. При необходимости производится его замена. Сложности с обогревом могут появиться по причине отсутствия жидкости в системе охлаждения двигателя автомобиля. В первую очередь следует замерить уровень жидкости. Чтобы проверить, в каком состоянии находится печка ВАЗ, придется снять центральные дефлекторы. Для этого отгибаются усики и сдвигается заслонка. Установка, замена или модернизация печки ВАЗ потребуют использования такого инструмента, как:
Когда температуру в салоне не удается контролировать, причинами могут стать отклонения в работе блока управления или неисправность заслонки. Если виной всему стал контроллер печки, то не проходит команда на выдвижение заслоночного элемента. Надо сразу же проверить датчик температуры, размещенный на потолке.
Проверку можно провести неоднократным изменением положения рычага установки температуры. Прогрев потока воздуха можно проанализировать тактильным методом — путем определения работоспособности датчика в крайнем расположении ручки.
Для проверки самой печки придется извлечь центральные дефлекторы. Доступ к заслонке возникает через отсек двигателя. Модернизация печки ВАЗ в этом случае — это замена старой заслонки на алюминиевую взамен пластиковой. Наибольший объем усилий потребуется, когда нужна замена радиатора печки, так как должна быть снята вся система отопления ВАЗ.
В случае если вентилятор выдает только холодный воздух, можно считать, что неисправна печка; причем с вероятностью 90% виноват моторедуктор, и поможет только его замена. Система отопления ВАЗ при этом ремонтируется в следующем порядке:
- Демонтируются дворники.
- Жабо отстраняется в сторону.
- Выкручиваются три крепежных шурупа.
- Отодвигаются провода.
- Извлекается старый и устанавливается новый моторедуктор.
- Производится сборка в обратном порядке.
Замена и доработка печки
При плохом поступлении теплого воздуха по вине воздуховода напрашивается небольшая модернизация печки ВАЗ, каналов для воздуха. Доработка проводится двумя способами: посредством установки системы гофрированных шлангов и с помощью утепления боковых панелей, связанного в основном с заклеиванием щелей и зазоров. Гофры применяются диаметром 40 мм, а щели герметизируются монтажной пеной.
Система отопления ВАЗ, если она установлена до 2006 г. имеет печки старого типа. В связи с этим целесообразна замена на печки нового образца. Так, достаточно эффективно показали себя отопители 2112-01 и 2112-02. Можно установить предпусковые обогреватели, ускоряющие нагрев. Следует отметить особенности замены отопления ВАЗ 2110 инжектор, которое все чаще устанавливается на автомобилях.
Основное содержание такой системы — установка 6-дырочного термостата взамен штатного в системе охлаждения двигателя. Профилактика хорошей работы отопительной системы может включать кардинальные меры:
- замена отопителя на печку нового образца;
- доработка и модернизация печки ВАЗ;
- изменение схемы управления;
- новая система отопления ВАЗ 2110 инжектор.
Очень неприятно находиться в машине, когда в салоне холодно. Самостоятельная наладка и доводка печки ВАЗ позволит обеспечить нужный комфорт.
Конструкция системы отопления ВАЗ 2110
Отопительные воздуховоды и системы управления
1 – воздуховоды благодаря которым обдувается задняя часть авто
2 – обшивка на тоннель
3 – воздуховоды, по которым воздух идет на ноги
4 – данное сопло прогревает центр авто.
5 – боковой обогрев
6 – обогрев боковых передних окон
7 – система управления отоплением
8 – воздухораспределительный корпус
9 – заслонка на подаче обдува ног
10 – заслонка для обдува лобового стекла
11 – печка.
Из чего состоит печка ВАЗ 2110?
- электропневматического клапана
- переднего корпуса воздухозаборника печки
- водоотражательного щитка воздухозаборника
- клапана управления заслонки рециркуляции
- заслонки рециркуляции воздухозаборника
- заднего корпуса воздухозаборника отопителя
- заслонки канала печки
- заслонки управления отоплением
- радиатора
- кожуха радиатора печки
- штуцера, под пароотводящий шланг
- штуцера, под подводящий шланг
- штуцера, под отводящий шланг
- электродвигателя печки + вентилятор
- корпуса электродвигателя
- опорной площадки управления заслонкой печки
- рычага привода заслонки управления печки
- микромоторедуктора привода заслонки
- резистора
- крышки кожуха печки
В автомобиле ВАЗ 2110 используется приточно-вытяжная система вентиляции салона. Схема отопления такова: на накладках лобового стекла есть отверстия, сквозь них и подается поток воздуха в салон, либо самопроизвольно (когда автомобиль в движении), либо принудительно (используя вентилятор печки). А лишний воздух покидает салон сквозь внутренние панели дверей, отверстия в дверях и щели между обшивками. Отверстия на дверях снабжены клапанами, благодаря которым воздух покидает салон, а снаружи воздух в салон не поступает. Благодаря этому улучшена теплоизоляция салона.
Поток воздуха следующий внутрь авто при надобности проходит нагрев, это происходит благодаря его проходу через радиатор печки ваз 2110. Когда воздух нагрет он распределяется по тем частям салона, задвижки на сопла которых открыты рычагами управления отопления.
В основном больший поток идет на обдув лобового стекла и боковые стекла (в зависимости от открытия заслонки). На следующем месте по обдуваемости идет центр салона ВАЗ 2110. И остальной поток, если открыты задвижки распределяется на ноги тех, кто сидит на передних сидениях ( по 2 воздуховода: на колени и на основание пола) и на ноги задних пассажиров (дефлекторы под передними седениями).
Чтобы ускорить процесс прогрева салона ВАЗ 2110 или избежать попаданию в салон воздуха из вне – утопите кнопку рециркуляции. Откроется электропневмоклапан (только при заведенном авто) и доступ воздуха снаружи будет перекрыт. Если печка у вас включена при этом, то воздух в салоне будет продолжать циркуляцию через воздуховоды.
В более старых моделях ваз 2110 имеется 3 скорости работы потока воздуха отопления, в новых их четыре, от самой слабой, до сильной.
Отопитель салона ВАЗ 2110 имеет в себе коллекторный электродвигатель вентилятора, с постоянным током и возбуждением от постоянных магнитов. 14 А – это максимальная потребляемая сила тока (при самых высоких оборотах). Если включена максимальная скорость потока воздуха, то электродвигатель подключен к питанию авто напрямую, если же скоростью меньше, то напряжение подается через сопротивление (резистор). В более старых моделях ваз – это 0,82 Ом и 0,23 Ом.
Не стоит снимать колесо с вала вентилятора, так как существует возможность нарушения балансировки, а электродвигатель ВАЗ 2110 ремонту не подлежит. При его поломке следует произвести замену на новый (который идет в сборе вместе с колесом вентилятора).
Под приборкой авто находится радиатор, он закрыт пластмассовым кожухом. В его состав входит 2 бочка и 2 ряда трубок из алюминия, на которые напрессованы пластины. От того какую температуру вы выбрали на рычаге управления зависит количество воздуха проходящее через радиатор. При включении крайнего положения поток воздуха идущий в салон либо проходит весь через радиатор, либо не проходит совсем.
Отличием отопителя старых моделей ваз являлось то, что там можно было перекрыть поток на радиатор печки охлаждающей жидкости. Таким образом на данный момент в ВАЗ 2110 при заведенном двигателе радиатор печки всегда будет горячим. Благодаря такому методу удалось устранить вечно протекающее место охлаждающей жидкости – кран. Плюс достигнуть нужной температуры воздуха в салоне стало быстрее, благодаря малой инерционности.
Управлять системой отопления салона ВАЗ 2110 очень просто. Это происходит за счет электронного блока. Здесь мы можем увидеть шкалу температур от
16°С до 30°С. С датчика температуры салона передаются показания в блок управления и в зависимости от разности температур (выставленной на блоке и которая сейчас в салоне) он управляет заслонками печки с помощью микромотора. На данном микромоторе есть датчик положения заслонки, показания от датчика передаются на блок управления, и когда заслонка достигает нужного положения блок управления отключаем микромотор.
Есть возможность проверить температурный датчик, для этого :
- закрепите термометр для окружающей температуры рядом с датчиком температуры.
- ручка управления должна стоять на положении А, а температуру поставьте больше на 2 градуса, чем сейчас в салоне (измерите градусником).
- заведите авто.
- закройте авто (окна и двери).
Если по истечению 14-16 минут температура на градуснике не соответствует заданной на блоке управления, то достаньте контроллер из гнезда и проверните регулировочный болт против часовой стрелки, если температура на градуснике была выше нормы, и по часовой стрелке – если ниже. После поправок, проведите проверку заново.
При выходе из строя температурного датчика с микровентидятором, датчика положения заслонки отопителя и микромотора замените на новые.
(голосов: 2, в среднем: 3,50 из 5)
Навигация по записям
Интересные статьи
Источники: http://www.autoprospect.ru/vaz/2110-zhiguli/19-sistema-otopleniya-i-ventilyacii.html, http://expertvaz.ru/2110/pechka-zamena-dorabotka.html, http://vaz2110-remont.ru/konstrukciya-sistemy-otopleniya-vaz-2110.html
Система отопления ВАЗ 2110. Вентиляция салона автомобиля
1 – воздуховоды обогрева задней части салона; 2 – облицовка тоннеля пола 3 – воздуховоды обогрева ног; 4 – центральные сопла вентиляции салона; 5 – боковые сопла вентиляции салона; 6 – сопла обогрева стекол передних дверей; 7 – рычаг управления системой отопления салона; 8 – корпус воздухораспределителя; 9 – заслонка обогрева ног; 10 – заслонка обогрева ветрового стекла; 11 – отопитель
1 – электропневматический клапан; 2 – передний корпус воздухозаборника отопителя; 3 – водоотражательный щиток воздухозаборника; 4 – клапан управления заслонкой рециркуляции 5 – заслонка рециркуляции воздухозаборника; 6 – задний корпус воздухозаборника отопителя; 7 – заслонка канала отопителя; 8 – заслонка управления отопителем; 9 – радиатор; 10 – кожух радиатора отопителя; 11 – штуцер пароотводящего шланга; 12 – штуцер подводящего шланга; 13 – штуцер отводящего шланга; 14 – электродвигатель отопителя с вентилятором; 15 – корпус электродвигателя; 16 – опорная площадка рычага привода заслонки управления отопителем; 17 – рычаг привода заслонки управления отопителем; 18 – микромоторедуктор привода заслонки; 19 – резистор; 20 – крышка кожуха отопителя
Вентиляция салона – приточно-вытяжная: воздух подается в салон через отверстия в накладке ветрового окна (самопроизвольно – при движении автомобиля, или принудительно – при работе вентилятора отопителя) и выходит через щели между обивками и внутренними панелями дверей и далее через отверстия в торцах дверей. В этих отверстиях установлены клапаны, пропускающие воздух наружу, но препятствующие его поступлению внутрь автомобиля. Такая конструкция улучшает теплоизоляцию салона.
Поступающий в салон воздух при необходимости подогревается, проходя через радиатор отопителя, и распределяется в соответствии с положением рукоятки управления потоками воздуха. Основная часть воздуха направляется на ветровое стекло и – через перекрываемые заслонками дефлекторы – к боковым стеклам и в центральную часть салона. Также воздух подается к ногам водителя и сидящего впереди пассажира через две пары дефлекторов (одна пара – на уровне коленей, другая – у пола) и к ногам задних пассажиров через накладку на тоннеле пола и два воздуховода под передними сиденьями.
Для ускорения прогрева салона и предотвращения поступления в салон наружного воздуха (при пересечении загазованных, задымленных, запыленных участков дороги) служит система рециркуляции воздуха. При утапливании кнопки рециркуляции (на панели приборов) открывается электропневмоклапан, и под действием разрежения во впускном трубопроводе заслонка системы рециркуляции перекрывает доступ наружного воздуха в салон автомобиля. Таким образом, работа системы рециркуляции возможна только при работающем двигателе. При этом, если вентилятор включен, воздух в салоне продолжает циркулировать, проходя по воздуховодам отопителя.
Вентилятор имеет три режима работы: малая скорость, средняя и автоматический ее выбор (определяется блоком управления). Электродвигатель вентилятора – коллекторный, постоянного тока, с возбуждением от постоянных магнитов. Потребляемая сила тока при максимальной частоте вращения – 14 А.
В зависимости от выбранной скорости электродвигатель подключается к бортовой сети автомобиля напрямую (максимальная скорость) или через дополнительный резистор. Последний имеет две спирали сопротивлением 0,23 Ом и 0,82 Ом. Если в цепь включены обе спирали, вентилятор вращается на малой скорости, если только одна (0,23 Ом) – на средней.
Не рекомендуется спрессовывать колесо вентилятора с вала электродвигателя – можно нарушить балансировку. Электродвигатель ремонту не подлежит (за исключением зачистки коллектора), при выходе из строя его следует заменить в сборе с колесом вентилятора.
Радиатор отопителя установлен под панелью приборов горизонтально в пластмассовом кожухе и состоит из двух пластмассовых бачков (левый – с пароотводным штуцером) и двух рядов алюминиевых трубок с напрессованными пластинами. В зависимости от положения заслонок через радиатор проходит часть забираемого воздуха (в крайних положениях заслонок проходит весь воздух или не проходит вообще), остальная же его часть минует радиатор. В отличие от прежних моделей ВАЗа, здесь отсутствует кран, перекрывающий поток охлаждающей жидкости, таким образом, при работающем двигателе радиатор отопителя всегда нагрет. Такая конструкция обеспечивает малую инерционность системы (заданная температура воздуха достигается быстрее) и отсутствие протечек, связанных с негерметичностью крана.
Управление отопителем осуществляется по командам от электронного блока управления. Температура воздуха в салоне задается установкой ручки контроллера (задатчика температуры) на соответствующее деление шкалы (от 16°С до 30°С, с интервалом 2°С). Блок считывает информацию о температуре в салоне с датчика температуры, расположенного на потолке и снабженного микровентилятором. Затем – в зависимости от разницы температур – он включает микромотор, управляющий заслонками отопителя, и выбирает скорость вращения вентилятора, если ручка управления вентилятором установлена в положение «А». Микромотор снабжен датчиком положения заслонки отопителя (кольцевой резистор). Сигнал от датчика поступает на блок управления, который отключает микромотор, как только заслонка достигнет заданного положения.
Для точной настройки блока управления на нем имеется подстроечный винт. Чтобы проверить точность регулирования температуры, закройте все двери и окна, поместите контрольный термометр рядом с температурным датчиком, ручку управления вентилятором поставьте в положение А, а задатчик температуры – на 2°С выше температуры в салоне, измеренной термометром. Если через 15 минут фактическая температура в салоне не будет соответствовать заданной, извлеките контроллер из гнезда и поверните регулировочный винт по часовой стрелке – для увеличения температуры и против – для уменьшения. После регулировки снова проверьте работу блока управления.
Блок управления, температурный датчик с микровентилятором, микромотор и датчик положения заслонки отопителя неремонтопригодны и при выходе из строя должны заменяться новыми.
Отопитель ВАЗ 2110: тюнинг (фото)
Для чего нужен отопитель на ВАЗ 2110, понятно без лишних слов. Попробуйте поездить без него не то что при тридцатиградусном морозе, а даже тогда, когда температура близка к нулю. Окна запотевают, покрываются корочкой льда, а чтобы видеть дорогу, нужно делать проталину в лобовом стекле, плюс поддерживать ее в «рабочем» состоянии.
Понятное дело, если у печки случилась поломка во время поездки, тогда, хочешь — не хочешь, придется как-то добираться или до ближайшего СТО, или домой, где станет возможной замена печки на новую или тюнинг старой.
Детали отопителя ВАЗ 2110
Однако, прежде чем производить разбор не прошедшего проверку зимой отопителя, необходимо знать, как работает вся система отопления, какой должна быть установка/настройка печки.
Составные части
В автомобилях ВАЗ 2110, как и в большинстве современных машин, обычная подача воздуха в салон совмещена с отоплением и управляется единым механизмом, состоящим из:
- Блока САУО (расшифровывается как система автоуправления отопителя). Он имеет две рукоятки. Той, что ближе к водителю, задают температуру поступающего воздуха. Обычный диапазон – 16 -30°С. Крайнее положение рукоятки с синей точкой обозначает, что заслонка печки закрыта, идет только холодный воздух. Установка рукоятки в положение с красной точкой – что эта заслонка полностью открыта, горячий воздух идет максимально. Рукоятка, находящаяся дальше от водителя, предназначена для установки скорости работы вентилятора. С ее помощью обеспечивается сила воздушного потока;
Тюнингованный светодиодами блок САУО
- Потолочный датчик температуры воздуха в салоне, и встроенный в него мини-вентилятор. Находится рядом с осветительным прибором на потолке ВАЗ 2110. От потолочного датчика сигнал о снижении (повышении) температуры поступает на блок управления, соответствующее реле включает или отключает моторчик, управляющий заслонкой;
- Снятие потолочного датчика температуры воздуха в салоне
- Внутренности потолочного датчика температуры воздуха в салоне
- ММР (микромоторедуктор) с резистором положения вала. Бывает нового или старого образца. Старый выпускался до 2003 года.
Это, собственно, приборы, которые обеспечивают комфорт из салона. Также нужно знать, как работают те, которые находятся в подкапотном пространстве.- ММР старого образца
- ММР нового образца
Как работает обогрев и вентиляция
В салоне ВАЗ 2110 работает приточно-вытяжная вентиляция. Накладка ветрового стекла имеет отверстия, через которые или самопроизвольно (когда машина движется) или принудительно — с помощью вентилятора отопителя, воздух попадает в салон. Выходит подаваемый воздух через предусмотренные щели – в торцах дверей, между обивками, панелями дверей.
Но не нужно думать, что ВАЗ 2110 весь покрыт щелями, а воздух в нем просто не задерживается.
На самом деле все упомянутые отверстия оборудованы клапанами, работающими «на выпуск» и препятствующими (хотя бы гипотетически) самопроизвольному поступлению воздуха извне.
Устройство и принципы функционирования системы отопления детально рассмотрены здесь: https://vazweb.ru/desyatka/otoplenie/sistema-otopleniya.html
Однако можно сделать качественный тюнинг отопительной системы, тогда в машине будет по-настоящему комфортно.
Обогрев производится таким образом:
- Воздух проходит через радиатор отопителя, при этом прогреваясь. Температура нагрева регулируется с помощью реле;
- Далее уже теплый воздух распределяется через воздуховоды;
- Специальные дефлекторы направляют основной поток горячего воздуха на ветровое стекло и к центру салона. Заслонками можно перекрывать/открывать поток к боковым стеклам;
- Есть еще две заслонки – для обогрева переднего стекла а также — ног водителя и пассажиров. Для этого для передних сидений предусмотрены дефлекторы: одна пара – уровень коленей, другая – почти на полу. Для задних пассажиров предусмотрены воздуховоды под передними сиденьями плюс накладка на половом тонеле;
- Для управления потоками воздуха есть специальные рукоятки;
- Защищает всю электросистему отопления от перегорания предохранитель, находящийся в монтажном блоке.
Принцип работы отопителя
При желании, можно провести тюнинг, отрегулировать поступление тепла в разные части салона ВАЗ 2110, улучшив тем самым комфорт.
Режимы работы
Настраивать работу отопителя можно вручную или автоматически. То есть, можно выставить датчик температуры соответственно своим желаниям, например, на 22°С. Если все исправно, то производители обещают, что отклонения будут не более 2°С, после чего реле снова включит обогрев, а после достижения заданных параметров – отключит. Но если случаются сбои, то после проверки работоспособности, вполне возможно, что нужна будет замена датчика или реле.
Можно настроить автоматический режим. Для этого существует специальный винт, так называемый – настроечный. Желательно производить регулировку при закрытых окнах-дверях. Ручка вентилятора при этом должна стоять в положении «А», а температуру выставьте по своему усмотрению.
Разобраться, почему в ВАЗ 2110 плохо греет печка, поможет данный материал: https://vazweb.ru/desyatka/otoplenie/ploho-greet-pechka.html
Возьмите в салон проверочный термометр. Если по истечению 15 минут температура не будет соответствовать заданным параметрам, значит – нужно извлекать из гнезда контроллер и поворачивать винт его регулировки. По часовой стрелке – для увеличения температуры, против – для ее снижения. Если это не помогает, то необходима замена датчика.
Блок САУО без панели
Кроме того, может понадобиться установка нового блока управления, а то и тюнинг всей отопительной системы.
Проверка составляющих
Естественно, разборка печки на ВАЗ 2110, проверка ее составляющих нужна, если вы недовольны ее работой, а также, если она не поддается регулировке.
Итак:
- Первое, что нужно сделать – проверить, не сгорел ли предохранитель. И хотя, если это произошло, сразу напрашивается мысль – поменять сгоревший предохранитель, не спешите. Это вряд ли решит сразу проблему, вероятнее всего, что он не причина, а следствие какого-то сбоя, который необходимо отыскать;
- Прежде всего нужно проверить, приходит ли в движение заслонка при изменении параметров датчика отопителя. Осторожно, чтобы не оборвать провод, идущий на подсветку, снимите дефлекторы. Теперь вы сможете четко видеть, поворачивается заслонка или нет. Если нужна замена заслонки отопителя, то будет оправдана установка алюминиевой вместо пластиковой;
- Проверьте сопротивление температурного датчика. Если в салоне 16°С, то его сопротивление должно быть 250 Ом, при 22°С – около 200 Ом. Если это не так, то должна помочь установка нового датчика;
- Желательно также проверить контроллер: вытащить из гнезда, включить зажигание и, изменяя ручкой температурные параметры, замерить напряжение на длинном разъеме. Если напряжение не меняется, значит, он неисправен;
- Чтобы проверить моторедуктор печки, придется сделать небольшой разбор: снять жабо, добраться к приводу моторедуктора (к нему подведены коричневый и розовый провода). На разъем подать ток от аккумулятора. Если он крутится – значит исправен, нет – может понадобиться установка нового;
- Если отопитель работает только в одном положении, возможно, сгорело дополнительное сопротивление (резистор), через которое подключен вентилятор. Установка нового возможна лишь со стороны моторного отсека;
- Проверьте, не отгорели ли провода в контролере. Для этого его нужно разобрать;
- Справа под капотом вы найдете блок реле. Весьма возможно, что от реле, отвечающего за работу отопителя, отошел провод. Заодно проверьте реле, включающее обогрев заднего стекла. Если же у вас такой обогрев не предусмотрен, проводя тюнинг печки, вы можете включить в систему и это реле;
- Если воздух, поступающий в салон ВАЗ 2110, достаточно не прогревается, обязательно посмотрите уровень тосола, а также — отсутствие его утечки из отопителя;
Доработка
Если вы задумали тюнинг печки, то следует знать, что возможна установка не только «родной» модели, но также многих других: приоровской, бошевской и т.д.
Оцените статью: Поделитесь с друзьями!Статья, посвящённая демонтажу отопительного прибора, расположена здесь: https://vazweb.ru/desyatka/otoplenie/kak-snyat-pechku.html
Схема и устройство печки ВАЗ-2110
Зная устройство печки ВАЗ-2110 и принцип её работы можно в любой ситуации без особых проблем устранить любую поломку. В большинстве случаев автовладельцы вспоминают о том, что отапливающее устройство необходимо приводить в полную боеготовность только с наступлением первых холодов. В процессе эксплуатации автомобиля различные узлы и агрегаты выходят из строя, требуют ремонта или замены.
Печка не является исключением, со временем её компоненты также ломаются, исчерпывают свой ресурс. Наиболее распространённые проблемы отопителя: печка дует холодным воздухом или вовсе не включается.
Принцип работы и устройство печки ВАЗ-2110
Отопитель ВАЗ-2110 включает в себя множество различных компонентов. Под капотом автомобиля располагается главный действующий элемент – радиатор. Именно благодаря радиатору в салон авто через специальный распределитель с патрубками поступает теплый воздух. В большинстве случаев нагретый поток воздуха направляется на обдув лобового стекла, поэтому печка считается также одним из ключевых элементов безопасного вождения в зимнее время года.
Управлять работой отопителя салона возможно благодаря блоку САУО. Этот блок работает в паре с датчиком температуры салона. Оба устройства зависят друг от друга, так как именно датчик отправляет блоку температуру, после чего происходит сопоставление полученных показателей с выставленными на рукоятке условиями. С помощью рычага управления можно выставлять промежуточные и два крайних положения – MIN и MAX. Если рычаг поставить именно на крайнее положение, то работа отопителя будет протекать без использования датчика температуры.
Еще одним весьма важным компонентом печки является специальный привод, приводящий в движения заслонки. Именно это устройство отвечает за их открытие и закрытие. Выход из строя привода чаще всего приводит к тому, что печка начинает дуть холодом. Если заслонки находились в закрытом положении и привод перестал исполнять свои прямые обязанности, то отопитель вовсе не будет функционировать.
Говоря об устройстве любой автомобильной печки, то здесь стоит, прежде всего, выделить следующие составляющие:
- Радиатор – способствует нагреву воздуха;
- Распределитель – подаёт через патрубки тёплый воздух в салон;
- Блок САУО – блок управления работой отопителя;
- Рычаг управления системой отопления;
- Заслонки – позволяют регулировать температуру воздуха;
- Привод – приводит в движения заслонки.
Печка на «десятке» работает по принципу рециркуляции. Это значит, что весь задействованный в циркуляции воздух не забирается с улицы, он постоянно находится внутри отопительной системы ВАЗ-2110. Очевидное преимущество такого принципа работы – с улицы не попадает большое количество грязи, пыли и прочих включений, способствующих быстрому загрязнению фильтров. Но не лишена такая система и недостатков. Во время работы системы отопления салона ВАЗ-2110 стекла сильно запотевают.
Радиатор – основа автомобильной системы отопления
К радиатору присоединены специальные трубки, по которым внутрь поступает охлаждающая жидкость. Её циркуляция возможна за счет работы помпы – своеобразный насос, способствующий движению жидкости по системе отопления и охлаждения. Радиатор – настоящий теплообменник. Когда двигатель нагревается, то антифриз забирает от силового агрегата тепло. После чего жидкость попадает в радиатор печки. Затем происходит нагрев радиатора, как обычной батареи. Второй этап теплообмена происходит в тот момент, когда водитель за счет блока САУО регулирует положение заслонок.
На фото схема системы автоматического управления отопителем ВАЗ-2110
Вентилятор отопителя прогоняет через радиатор холодный воздух. Если положение рычага установлено в промежуточном положении, то часть воздуха проходит через радиатор, а другая его минует. Радиатор отдаёт воздуху часть тепла, холодный поток таким образом снижает его температуру. Для того чтобы более детально ознакомиться с устройством и принципом работы автомобильной печки, рекомендуем обратить внимание на полную схему устройства отопителя.
Что чаще всего ломается в системе отопления ВАЗ-2110?
Если отопитель вышел из строя, то к решению проблемы необходимо подходить комплексно. Как правило, если печка перестала правильно функционировать – это свидетельство того, что вышел из строя один из компонентов системы.
Наиболее распространённые неисправности системы отопления салона автомобиля:
- Неисправность блока САУО.
- Поломка привода.
- Выход из строя датчика температуры.
- Течь в радиаторе печки.
- Некачественная герметизация воздуховодов.
Большинство поломок отопителя в силах решить даже начинающий автомобилист. Конечно, существует ряд проблем, связанных с системой отопления, когда новичок ничего практически самостоятельно сделать не сможет. В таком случае лучше всего обращаться в сервисный центр.
Печка перестала греть? Необходимо сразу проверить качество герметизации воздуховодов, по которым движется поток воздуха. Образовавшиеся щели, через которые уходит тепло, необходимо обработать силиконом. Устранение щелей поспособствует тому, что воздух будет быстрей нагреваться и попадать в салон с достаточным количеством тепла. Еще одна проблема, которая приносит головную боль владельцам ВАЗ-2110 – течь в радиаторе. Способов устранения данного недуга не так много: либо паять и продлевать жизнь устройства, либо заменять новым.
Если после тщательного осмотра и проверки всех компонентов на работоспособность печка всё равно отказывается правильно функционировать, то убедитесь в том, что в системе не образовалась воздушная пробка, а сам радиатор не забился пылью и грязью. Это также весьма популярные проблемы, которые начинающие водители зачастую игнорируют.
Опытные автолюбители проводят комплексную проверку системы отопления дважды в год. Начинающим водителям необходимо понять устройство системы, чтобы быстро, эффективно и самостоятельно устранять любые возникшие проблемы. Это не только экономия денежных средств, но и собственного времени. Желательно иметь всегда под рукой схему, не откладывать на потом устранение возникших неисправностей. Своевременный уход и ремонт печки ВАЗ-2110 станет гарантом того, что в салоне вашего автомобиля будут комфортные условия в любую погоду.
Устройство системы отопления и вентиляции салона Ваз 2110, Ваз 2111, Ваз 2112
Инструкции по ремонту отопителя лада 2110, порядок замены деталей отопителя и системы вентиляции лада 2111, этапы снятия и установки электромотора системы отопления ваз 2111, ваз 2112, ваз 2110. Элементы кузова лада 2110, отопление салона автомобиля лада 2111. Уход за кузовными деталями лада 2112
Воздуховоды отопителя и детали управления
1 – воздуховоды обогрева задней части салона
2 – облицовка тоннеля пола
3 – воздуховоды обогрева ног
4 – центральные сопла вентиляции салона
5 – боковые сопла вентиляции салона
6 – сопла обогрева стекол передних дверей
7 – рычаг управления системой отопления салона
8 – корпус воздухораспределителя
9 – заслонка обогрева ног
10 – заслонка обогрева ветрового стекла
11 – отопитель
Детали отопителя
1 – электропневматический клапан
2 – передний корпус воздухозаборника отопителя
3 – водоотражательный щиток воздухозаборника
4 – клапан управления заслонкой рециркуляции
5 – заслонка рециркуляции воздухозаборника
6 – задний корпус воздухозаборника отопителя
7 – заслонка канала отопителя
8 – заслонка управления отопителем
9 – радиатор
10 – кожух радиатора отопителя
11 – штуцер пароотводящего шланга
12 – штуцер подводящего шланга
13 – штуцер отводящего шланга
14 – электродвигатель отопителя с вентилятором
15 – корпус электродвигателя
16 – опорная площадка рычага привода заслонки управления отопителем
17 – рычаг привода заслонки управления отопителем
18 – микромоторедуктор привода заслонки
19 – резистор
20 – крышка кожуха отопителя
Вентиляция салона ваз 2110 – приточно-вытяжная: воздух подается в салон через отверстия в накладке ветрового окна (самопроизвольно – при движении автомобиля, или принудительно – при работе вентилятора отопителя) и выходит через щели между обивками и внутренними панелями дверей и далее через отверстия в торцах дверей. В этих отверстиях установлены клапаны, пропускающие воздух наружу, но препятствующие его поступлению внутрь автомобиля. Такая конструкция улучшает теплоизоляцию салона.
Поступающий в салон воздух при необходимости подогревается, проходя через радиатор отопителя ваз 2110, и распределяется в соответствии с положением рукоятки управления потоками воздуха. Основная часть воздуха направляется на ветровое стекло и – через перекрываемые заслонками дефлекторы – к боковым стеклам и в центральную часть салона. Также воздух подается к ногам водителя и сидящего впереди пассажира через две пары дефлекторов (одна пара – на уровне коленей, другая – у пола) и к ногам задних пассажиров через накладку на тоннеле пола и два воздуховода под передними сиденьями.
Для ускорения прогрева салона и предотвращения поступления в салон наружного воздуха (при пересечении загазованных, задымленных, запыленных участков дороги) служит система рециркуляции воздуха. При утапливании кнопки рециркуляции (на панели приборов) открывается электропневмоклапан, и под действием разрежения во впускном трубопроводе заслонка системы рециркуляции перекрывает доступ наружного воздуха в салон автомобиля. Таким образом, работа системы рециркуляции возможна только при работающем двигателе. При этом, если вентилятор включен, воздух в салоне ваз 2112 продолжает циркулировать, проходя по воздуховодам отопителя.
Вентилятор имеет три режима работы: малая скорость, средняя и автоматический ее выбор (определяется блоком управления). Электродвигатель вентилятора – коллекторный, постоянного тока, с возбуждением от постоянных магнитов. Потребляемая сила тока при максимальной частоте вращения – 14 А. В зависимости от выбранной скорости электродвигатель ваз 2112 подключается к бортовой сети автомобиля напрямую (максимальная скорость) или через дополнительный резистор. Последний имеет две спирали сопротивлением 0,23 Ом и 0,82 Ом. Если в цепь включены обе спирали, вентилятор вращается на малой скорости, если только одна (0,23 Ом) – на средней.
Не рекомендуется спрессовывать колесо вентилятора с вала электродвигателя – можно нарушить балансировку. Электродвигатель ремонту не подлежит (за исключением зачистки коллектора), при выходе из строя его следует заменить в сборе с колесом вентилятора.
Радиатор отопителя установлен под панелью приборов ваз 2110 горизонтально в пластмассовом кожухе и состоит из двух пластмассовых бачков (левый – с пароотводным штуцером) и двух рядов алюминиевых трубок с напрессованными пластинами. В зависимости от положения заслонок через радиатор проходит часть забираемого воздуха (в крайних положениях заслонок проходит весь воздух или не проходит вообще), остальная же его часть минует радиатор. В отличие от прежних моделей ВАЗа, здесь отсутствует кран, перекрывающий поток охлаждающей жидкости, таким образом, при работающем двигателе радиатор отопителя всегда нагрет. Такая конструкция обеспечивает малую инерционность системы ваз 2111 (заданная температура воздуха достигается быстрее) и отсутствие протечек, связанных с негерметичностью крана.
Управление отопителем осуществляется по командам от электронного блока управления. Температура воздуха в салоне задается установкой ручки контроллера (задатчика температуры) на соответствующее деление шкалы (от 16°С до 30°С, с интервалом 2°С). Блок считывает информацию о температуре в салоне с датчика температуры, расположенного на потолке и снабженного микровентилятором. Затем – в зависимости от разницы температур – он включает микромотор, управляющий заслонками отопителя, и выбирает скорость вращения вентилятора, если ручка управления вентилятором установлена в положение «А». Микромотор снабжен датчиком положения заслонки отопителя ваз 2112 (кольцевой резистор). Сигнал от датчика поступает на блок управления, который отключает микромотор, как только заслонка достигнет заданного положения.
Для точной настройки блока управления на нем имеется подстроечный винт. Чтобы проверить точность регулирования температуры, закройте все двери и окна, поместите контрольный термометр рядом с температурным датчиком, ручку управления вентилятором поставьте в положение А, а задатчик температуры – на 2°С выше температуры в салоне, измеренной термометром. Если через 15 минут фактическая температура в салоне не будет соответствовать заданной, извлеките контроллер из гнезда и поверните регулировочный винт по часовой стрелке – для увеличения температуры и против – для уменьшения. После регулировки снова проверьте работу блока управления.
Блок управления, температурный датчик с микровентилятором ваз 2111, микромотор и датчик положения заслонки отопителя неремонтопригодны и при выходе из строя должны заменяться новыми.