Замена радиатора отопителя ваз 2105: Ремонт и замена печки ВАЗ-2105

Разборка печки, замена радиатора отопителя, вентилятора ВАЗ 2105 (ВАЗ 2104)

Детали отопителя

1 – дополнительный резистор;
2 – кожух вентилятора;
3 – кожух направляющий вентилятора;
4 – пружинные скобы;
5 – кожух радиатора;
6 – крышка воздухопритока;
7 – прокладка радиатора;
8 – радиатор;
9 – патрубки;
10 – кран;
11 – крыльчатка;
12 – электродвигатель;
13 – пружинная скоба вентилятора;
14 – подушка электродвигателя;
15 – заслонка;
16 – воздухораспределительная крышка

Рычаги управления отопителем

1 – кран;
2 – скоба крепления оболочки тяги;
3 – кронштейн рычагов управления;
4 – оболочка гибкой тяги;
5 – гибкая тяга

Разборка

1. Снимите две пружинные скобы 13 (смотрите рисунок Детали отопителя) и выньте вентилятор из кожуха 3.

2. Отверните гайку крепления крыльчатки 11 и снимите ее с электродвигателя 12.

3. Отверните гайки крепления скоб и снимите воздухораспределительную крышку 16 кожуха 2 вентилятора.

4. Отжав изнутри кожуха защелки корпусов заслонок 15 воздухопроводов обогрева боковых стекол, снимите корпуса в сборе с заслонками и отсоедините тяги от рычагов заслонок.

5. Ослабьте болты крепления скоб, зажимающих оболочки гибких тяг приводов крана и заслонки воздухопровода обогрева ветрового стекла, и снимите тяги.

6. Отверните гайку скобы крепления подводящей и отводящей труб 9, снимите скобу и выньте из кожуха 5 радиатор 8. Отвернув гайки крепления, отсоедините от радиатора отводящую трубу и кран 10 с подводящей трубой.

7. Ослабьте болт скобы крепления оболочки гибкой тяги крышки 6 воздухопритока и снимите тягу.

8. Отверните гайки крепления, выньте скобу крышки воздухопритока и снимите крышку.

Сборка


1. Сборку отопителя выполняйте в обратной последовательности.

2. При сборке контролируйте правильность установки уплотнительных прокладок.

3. При установке гибких тяг выдерживайте установочные размеры 5±2мм (как показано на рисунке Рычаги управления отопителем) концов оболочек тяг за скобами их крепления на кране, кожухе радиатора и направляющем кожухе вентилятора.

Ремонт и замена радиатора печки на автомобиле ВАЗ-2101, ВАЗ-2102

Радиатор печки (отопителя), это такая деталь автомобиля, о которой большинство автомобилистов, вспоминают только осенью, или того хуже в зимний период. Конечно, бывают моменты, когда о нем вспоминают и в теплое время года, к примеру при внезапном появлении воды или тосола (зависит от того, что вы предпочитаете) под ногами автовладельца или впереди сидящего пассажира. Этот фактор говорит о том, что в системе отопления автомобиля есть течь. Однако все же классический случай узнать о неисправности радиатора печки, припадает именно на момент наступления холодов. Именно тогда, когда уже достаточно холодно, а желание согреться становится жизненной необходимостью. Многие «судорожно» пытаются накрутить регулятор в сторону увеличения тепла, да так, что «нарезают» на его шкале новые деления. Однако, кроме холодного потока воздуха из воздуховода, или как вариант, лужи воды под ногами ничего не появляется.

Знакомая ситуация, не так ли?

Проблема хоть и неприятная, но не критичная, все можно довольно быстро исправить, в данный момент, я имею ввиду, автомобили марки «Жигули» моделей ВАЗ-2101 и ВАЗ-2102. По идее, замена печки радиатора или устранение неисправностей системы отопления, в других моделях например — ВАЗ-2105, ВАЗ-2106, ВАЗ-2107 – отличается несильно, чуть больше работы с панелью радиоприемника (Баром). Но, не смотря на это, в данной статье я опишу в деталях процесс ремонта системы отопления, а также замены радиатора печки на автомобиле ВАЗ-2101, ВАЗ-2102.

Причины возникновения неисправностей системы отопления:

Причиной подтекания тосола, может стать проржавевший радиатор или печка, а также металлический патрубок или кран печки. Установить истинную причину, можно лишь при визуальном осмотре. В случае, когда весь «корень зла» кроется, допустим, в патрубке или кране печки, то заменить их можно, даже без необходимости разбирать кожух радиатора и панель «Бара». Однако если все же, «виноват» в утечке охлаждающей жидкости радиатор — варианта решения проблемы два.

Первый вариант, когда Ваш автомобиль оснащен медным радиатором (старого образца), есть смысл попытаться его отремонтировать (отмыть, вычистить, запаять, залудить), самое главное отыскать мастера «по радиаторам».

Второй вариант решения проблемы, на вашем авто алюминиевый радиатор печки. Любителям что-то где-то подлатать, починить и т. д., скажу прямо, его будет проще заменить новым, поскольку в большинстве случаев он не подлежит ремонту.

Если первый вариант исключен, и вы продолжаете ломать голову над решением проблемы, вот вам второй вариант возможной неисправности отопителя. Скорее всего, нарушена циркуляция жидкости в системе охлаждения автомобиля, из-за неисправного крана отопителя. Либо кран закрыт, либо «забит» сам радиатор. В случае с заклинившим краном – его необходимо заменить.

С причинами уяснили. Далее о главном, давайте разберемся – как поменять радиатор печки на автомобиле ВАЗ-2101, ВАЗ-2102.

Следует запастись набором необходимого инструмента, это, как правило, стандартный набор – несколько отверток (обычная и крестообразная), ключи торцевые и рожковые на «10», «8», «7». Понадобятся также три резиновые прокладки, около 1-го литра охлаждающей жидкости (ОЖ), и силиконовый герметик.

Итак, приступим.

В случае необходимости слейте с блока двигателя ОЖ, однако это не критично, можете и не сливать, утечка будет незначительной.

1. В моторном отсеке открутите два хомута с патрубков радиатора и снимите шланги.

2. Открутите крепеж резинового уплотнителя.

3. Снимите резиновый уплотнитель.

4. В салоне машины снимите радиоприемник (панель), как правило, это два самореза.

5. Ранее подготовленным ключиком на «7» или отверткой выкручиваем крепеж троса привода крана отопителя, с последующим отсоединением крана от троса.

6. Найдите на кожухе вентилятора пружинные скобы их должно быть 4. Снимите их при помощи отвертки. Далее опустите кожух вниз, и отклоните его немного влево. Полностью снять кожух или полностью подать его в левую сторону, Вам не позволят провода питания двигателя.

7. После всего этого выньте радиатор печки из кожуха.

Внимательно осмотрите радиатор, приглядитесь к металлическим трубкам, а также к крану и печке. Металлические трубки не должны содержать слишком явных следов коррозии, не должно быть и подтеканий. Как вы видите на фото, мне пришлось заменить трубку. Следует заменить кран печки, в случае если закушена его ручка, то есть не открывает или не закрывает, а также, если заметны следы подтекания ОЖ. В случае необходимости замены радиатора печки, кран с трубкой от старого радиатора нужно аккуратно перекрутить на новый радиатор.

9. Важно не забыть про необходимость установки новых прокладок.

10. Смажьте прокладки силиконовым герметиком, после этого, как говорится, «чувствуя» прикрутите (плотно без чрезмерных усилий, иначе просто сорвете резьбу или раздавите прокладку) отводную трубу, а также кран к радиатору.

Советую также смазать силиконовым герметиком трубки радиатора, перед тем как подсоедините к ним резиновые шланги подвода ОЖ.

Сборка производится в обратном порядке. По завершению, долейте тосол в радиатор, если конечно в этом есть необходимость, запустите двигатель и проверьте герметичность и целостность соединения всех шлангов и патрубков.

Что такое сердцевина нагревателя? Где он расположен, что он делает и как вы его смываете?

Проще говоря, радиатор отопителя является частью системы климат-контроля вашего автомобиля и помогает наполнить салон автомобиля, грузовика или внедорожника теплым комфортным воздухом. Другими словами, сердечник отопителя позволяет вам оставаться в тепле во время вождения, независимо от температуры снаружи.

Мало того, ваш радиатор отопителя играет огромную роль в предотвращении запотевания и размораживания окон, что также делает его важной функцией безопасности.

Достаточно сказать, что радиатор отопителя является действительно важной частью системы вентиляции и кондиционирования вашего автомобиля.

Так что да, очень важно, чтобы радиатор отопителя вашего автомобиля или грузовика был в хорошем рабочем состоянии, чтобы ваш салон оставался уютным, а окна не запотевали. Чтобы помочь вам оставаться таким же, давайте погрузимся в небольшой радиатор автомобильного обогревателя 101.

Ищете хороший сменный радиатор отопителя для вашего автомобиля, грузовика или внедорожника? Кликните сюда.

Вот типичная Сердечник отопителя OEM от Summit Racing . Хотя они обычно зависят от автомобиля, все они работают примерно одинаково. Обратите внимание на два больших заусенца шланга, в которые подается охлаждающая жидкость двигателя. (Изображение/Summit Racing)

Как работает сердцевина нагревателя ?

Радиатор отопителя работает так же, как и радиатор вашего двигателя, только с другой целью. Радиатор предназначен для поддержания постоянной температуры двигателя, и большая часть его работы связана с охлаждением двигателя за счет отвода тепла, которое рассеивается в окружающем воздухе.

Сердечник отопителя также отбирает тепло у вашего двигателя, только отводимое им тепло используется системой климат-контроля вашего автомобиля для обогрева воздуха в салоне.

Сердечники нагревателя и радиаторы называются теплообменниками, что является причудливым способом сказать, что они берут тепло от источника (двигателя) и передают его жидкости — в данном случае окружающему воздуху (и да, воздух — это жидкость).

Красная стрелка указывает на два шланга отопителя, подключенные к радиатору отопителя с другой стороны брандмауэра. Желтая стрелка указывает на заднюю часть электровентилятора, который отвечает за движение воздуха. Мы использовали здесь изображение старого автомобиля просто потому, что было легче увидеть детали в незагроможденном моторном отсеке, но современные автомобили полагаются, по сути, на ту же настройку. (Изображение/OnAllCylinders)

Для двигателя внутреннего сгорания (ДВС) радиатор вашего отопителя питается охлаждающей жидкостью двигателя. Это означает, что он подключен к вашему двигателю и требует специальных шлангов отопителя . (Это также причина того, что вашему автомобилю или грузовику потребуется некоторое время, чтобы нагреться внутри после его первоначального запуска, поскольку радиатору отопителя для производства тепла требуется горячая охлаждающая жидкость двигателя.)

В двух словах, радиатор отопителя поглощает тепло от охлаждающая жидкость двигателя. Затем воздух проталкивается через сердечник отопителя через двигатель вентилятора HVAC, нагревая его по пути в пассажирский салон.

Имеет смысл? Мы сделали краткую диаграмму сердцевины нагревателя ниже, используя наше современное программное обеспечение для визуализации , чтобы лучше объяснить это.

A Схема работы сердцевины отопителя Вот (очень) упрощенная схема работы системы обогрева автомобиля с использованием блока климат-контроля Vintage Air в качестве примера: Холодный окружающий воздух поступает в корзину двигателя вентилятора справа. Нагнетательный вентилятор нагнетает воздух в воздушную камеру, через сердцевину нагревателя и через его ребра, нагревая воздух в процессе. Подогретый воздух проходит через воздушную коробку, откуда через дефлекторы направляется в кабину. Обратите внимание на две медные трубки сверху, указывающие на то, где в узле находится сердечник нагревателя. (Изображение/OnAllCylinders и Vintage Air)

Признаки неисправности радиатора отопителя

Итак, как понять, что вам нужен новый радиатор отопителя? Что ж, есть несколько признаков того, что вам нужна замена радиатора отопителя — вот несколько хороших мест для начала:

  • Отсутствие тепла, поступающего из вентиляционных отверстий (да)
  • Сладкий запах охлаждающей жидкости в салоне
  • Обогреватели окон перестают работать
  • Общая потеря охлаждающей жидкости
  • Отсутствие потока воздуха при включении обогрева
  • Мокрые коврики/влажный коврик в пространстве для ног
  • Пятна на ковре, обычно зеленого цвета (в зависимости от типа охлаждающей жидкости)
  • Признаки утечки охлаждающей жидкости на брандмауэре со стороны моторного отсека (остатки, отложения)

Если у вас возникли какие-либо из этих симптомов неисправности радиатора отопителя, знайте, что радиаторы отопителя могут выйти из строя несколькими способами.

Это радиатор отопителя от старого Шевроле Камаро. Очевидно, он вышел из строя, и предыдущий владелец обошел его (обратите внимание на раздавленные зазубрины шлангов), просто перенаправив шланги отопителя обратно в двигатель. Это не совсем редкость, особенно для хот-родов и автомобилей, которые живут в более теплом климате, но это, конечно, не идеальное решение. (Изображение/Гонки на высшем уровне)

Во-первых, так как они часто подвергаются вибрации, тепловым циклам и потенциальному химическому загрязнению охлаждающей жидкости, радиаторы нагревателя могут давать течь. Иногда эти утечки происходят из-за трещины в паяном медном соединении, а иногда это просто крошечные точечные утечки из-за точечной коррозии и старения. Какой бы ни была причина, утечки радиатора отопителя обычно проявляются в запахе охлаждающей жидкости внутри автомобиля, сыром, испачканном ковре в пространстве для ног или просто в холодном салоне.

Если воздух нагревается, но настройки управления скоростью вентилятора не работают должным образом (или вентилятор не работает вообще), возможно, у вас неисправен резистор двигателя вентилятора. О них можно прочитать здесь: Что такое резистор двигателя вентилятора? И как узнать, что у вас плохо?

Сердечники нагревателя могут быть засорены как изнутри, так и снаружи. Если вы заметили, что через вентиляционные отверстия не поступает поток воздуха, сначала обязательно замените салонный фильтр . Но вы также можете обнаружить, что мусор также добрался до сердечника обогревателя, ограничивая поток воздуха в вентиляционные отверстия — так же, как листья и дорожный песок могут забить автомобильный радиатор. (Изображение/OnAllCylinders – Кайл Б.)

Во-вторых, радиаторы нагревателя могут забиваться как внутри, так и снаружи.

Если двигатель вентилятора всасывает грязь и мусор, есть большая вероятность, что он застрянет в ребрах радиатора отопителя (что особенно актуально для старых автомобилей без воздушного фильтра салона). Поэтому, если вы заметите отсутствие потока воздуха, поступающего из вентиляционных отверстий, сначала проверьте воздушный фильтр салона , а затем посмотрите, сможете ли вы взглянуть на радиатор отопителя, хотя для этого могут потребоваться специальные инструменты, такие как инспекционное зеркало или бороскоп .

Если через вентиляционные отверстия по-прежнему проходит много воздуха, но он просто не нагревается, возможно, радиатор обогревателя забит изнутри. В этих случаях это означает, что отложения и коррозия препятствуют проникновению горячей охлаждающей жидкости двигателя через ребра радиатора отопителя. Воздух от двигателя вентилятора движется нормально, он просто не нагревается, потому что сердцевина отопителя все еще холодная.

Старая, загрязненная или неподходящая охлаждающая жидкость/антифриз может нанести ущерб компонентам системы охлаждения, таким как этот термостат, и со временем она также может легко заклеить небольшие каналы внутри радиатора отопителя. (Image/ Jeff Smith )

Можно ли промыть сердечник нагревателя, чтобы прочистить его?

Если вы считаете, что сердцевина вашего обогревателя засорена изнутри, есть шанс, что вы сможете промыть ее и прочистить. Хотя этот процесс не гарантирует успеха, часто стоит попробовать, прежде чем приступать к хлопотам или расходам на замену сердечника нагревателя.

Для краткости промывка радиатора отопителя обычно включает в себя снятие двух впускных/выпускных шлангов на брандмауэре автомобиля, прямо у заусенцев шлангов радиатора отопителя, и замену их двумя временными (и желательно прозрачными) секциями шлангов. Вы смоете источник воды во входное отверстие, а затем подсоедините шланг к выходному отверстию и направите его в сборное ведро.

(Мы объясним, как отличить впускные/выпускные порты радиатора нагревателя в нижней части этой статьи.)

Однако будьте осторожны, так как вы очень, очень, очень хотите избежать чрезмерного давления воды, которое может привести к разрыву швов радиатора вашего обогревателя.

Специальный пистолет для обратной промывки радиатора нагревателя также очень удобен. В дополнение к хорошей посадке на шланге, некоторые модели могут добавлять пузырьки воздуха, которые будут взбалтывать воду, чтобы отделить больше грязи от сердцевины нагревателя. Просто будьте предельно осторожны, чтобы не давить слишком сильно на сердцевину нагревателя, так как некоторые из них пугающе легко лопаются. (Изображение/ Lisle )

После того, как все это подключено, вы просто начинаете промывать водой радиатор нагревателя, обращая внимание на любой песок или мусор, выходящий с другой стороны. Опять же, не применяйте слишком большое давление воды и внимательно следите за сливным шлангом, как только вода, выходящая из выпускного отверстия радиатора нагревателя, станет чистой, ваша работа будет окончена.

Несколько компаний производят комплекты для промывки системы охлаждения и растворы , которые могут помочь растворить и разрушить отложения, которые также могут засорить сердцевину нагревателя.

Где находится радиатор отопителя в автомобиле?

Хотя все автомобили, грузовики и внедорожники отличаются друг от друга, по нашему опыту, радиатор отопителя будет расположен внутри пассажирского салона. А для отечественных автомобилей с левым рулем в США, особенно старых моделей, есть большая вероятность, что радиатор отопителя будет расположен со стороны пассажира автомобиля.

Обычно вы можете найти свой, ища те два шланга отопителя, которые проходят в брандмауэр вашего моторного отсека — это вышеупомянутые впускные/выпускные линии радиатора отопителя.

Чуть позже мы поговорим о различиях между впускным и выпускным шлангами, а пока помните, что в системе ДВС радиатор отопителя делит свою охлаждающую жидкость с остальной частью системы охлаждения вашего двигателя. Охлаждающая жидкость поступает в сердцевину отопителя, проходит через ребра и возвращается в систему охлаждения двигателя, отсюда и два порта.

Прошу прощения за эту старую размытую картинку, но чтобы дать вам представление о размерах, желтым кружком обведен узел воздушной камеры и радиатора отопителя, установленный на Jeep CJ эпохи AMC. Для обслуживания радиатора отопителя необходимо снять все это. Хотя это не так уж важно для чего-то вроде винтажного грузовика, для современных автомобилей это может быть довольно сложной задачей. (Изображение/OnAllCylinders)

Теперь самое интересное.

Из-за того, что они расположены внутри пассажирского салона, добраться до радиаторов обогревателя может быть довольно сложно — мы говорим о потенциальной сложности уровня «снять всю приборную панель».

В то время как некоторые старые легковые и грузовые автомобили имеют удобную панель доступа в моторном отсеке, многие новые автомобили не имеют ее, а это означает, что вам, вероятно, придется разобрать салон, чтобы заменить или отремонтировать радиатор отопителя.

В некоторых автомобилях доступ к радиатору отопителя/воздушной камере проще, чем в других. Для 19В кузовах GM A 60-х годов у вас есть небольшая панель доступа в моторном отсеке, которая может быть полезна для визуального осмотра радиатора отопителя, но для ее снятия все еще требуется некоторая работа внутри под приборной панелью. (Изображение/ OnAllCylinders )

Сложность замены или ремонта радиатора отопителя полностью зависит от вашего автомобиля. И это особенно верно для современных автомобилей, где вам часто приходится бороться с такими вещами, как звуко- и теплоизоляция, подушки безопасности и более сложные компоненты информационно-развлекательной системы и системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха.

Как только вы на самом деле доберетесь до старого модуля радиатора отопителя, это обычно довольно простая процедура замены/замены. Затем, конечно, нужно все вернуть на место, чтобы мы не строили никаких экстравагантных планов на ужин, когда придет время выполнять работу.

Как определить, какой шланг радиатора нагревателя является входным, а какой выходным? Видите два шланга, входящие в брандмауэр? Это впускные/выпускные трубопроводы радиатора отопителя, расположенные с другой стороны перегородки в пассажирском салоне. Обратите внимание, как соединяются линии — вы не хотите их перепутать. Для этого небольшого блока Mopar впускной шланг радиатора отопителя (слева) питается от горячей охлаждающей жидкости в верхней части двигателя на впуске, а выпускной трубопровод (справа) направляет охлажденную охлаждающую жидкость обратно к водяному насосу для рециркуляции. (Изображение/OnAllCylinders — Патрик Миллер )

Помните, мы говорили, что есть разница между впускным и выпускным шлангами радиатора отопителя? Если вы выполняете какой-либо ремонт радиатора отопителя, который требует от вас снятия этих шлангов, вам нужно убедиться, что вы подключили их обратно таким же образом. Если вы этого не сделаете, вы можете в конечном итоге ограничить поток охлаждающей жидкости через радиатор отопителя и, в конечном итоге, всю систему охлаждения двигателя, что, предупреждение о спойлере , не идеально.

Но отличить два шланга не так уж и сложно.

Начнем с того, что два шланга, скорее всего, будут разного размера. Вообще говоря, впускной шланг будет иметь немного меньший диаметр, чем выпускной шланг. (Иногда вам повезет, и штуцеры шланга или перегородка будут помечены как вход/выход, но не рассчитывайте на это.)

Все еще не уверены, что есть что? Просто запустите двигатель и осторожно коснитесь каждого шланга. Более горячий будет на входе, а более холодный – на выходе.

И если еще есть путаница, то впускной шланг будет идти от двигателя, а выпускной будет перенастроен на водяной насос или радиатор. Просто помните фундаментальный принцип, заключающийся в том, что впускной патрубок вашего радиатора отопителя обычно получает охлаждающую жидкость в самой горячей точке или около нее, что обычно означает непосредственно от двигателя.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *