Автомобильная свеча – Тест свечей зажигания а17дврм — изучаем применяемость и учимся отличать подделку от оригинала — журнал За рулем

Устройство современных свечей зажигания

В бензиновом двигателе внутреннего сгорания (ДВС) для воспламенения, сжатой поршнем, топливно-воздушной смеси используется элемент получивший название – свеча зажигания. Изобрел ее Роберт Бош в далеком 1902 году после чего, одноименная компания внедрила ее в устройство ДВС.

Каково ее устройство?

Базовое устройство свечи зажигания примерно одинаковое у любой производящей её фирмы. Это – металлический корпус, электроды, число которых может меняться в зависимости от марки, керамический изолятор и проходящий сквозь него центральный контактный стержень. Дальше начинаются различия.

Центральный контактный стержень, например, может иметь наконечник в виде плоской площадки. Но может иметь U или V-образную канавку. Может быть заострённым – в случае, если изготовлен из иридия, как у свечей компании DENSO. У них даже боковой электрод имеет профиль особой формы. Эта компания выпускает самые, пожалуй, надёжные свечи – иридиево-платиновые.


У отдельных моделей бокового электрода может не быть вообще – в частности, инженеры компании SAAB разработали мотор, в которой сам поршень имеет заострённый выступ, функция у которого такая же, как у бокового электрода. Когда поршень максимально приближается к верхней мёртвой точки, между ним и центральным электродом проскакивает искра, поджигая сжатую топливно-воздушную смесь.

Уже упомянутые два и более боковых электрода так же меняют в лучшую сторону рабочие режимы и параметры работы мотора. Одновременно с этим возрастают и требования к рабочим зазорам, которые вообще не рекомендуют менять или как-то трогать подгибанием или разгибом, а только строго сохраняя заводские параметры их изготовления.

При этом принцип работы свечи с двумя и более электродами прост, не требуется никаких технических ухищрений для ее стабильной работы: когда, по мере выработки электрода, его «съедания» искрой, начинаются сбои искры, она автоматически появляется на невыработанном электроде, и процесс работы ДВС продолжается без перебоев.

Металлический корпус в нижней части с резьбой для вкручивания в головку блока цилиндров (ГБЦ) имеет плоскую или коническую кольцеобразную площадку. У свечей с плоской площадкой в комплекте имеется обжимное кольцо-шайба из мягкого металла, препятствующее прорыву сжатой топливно-воздушной смеси или продуктов сгорания наружу. У свечей с коническим профилем после резьбы в таком кольце нужды нет, сам конический профиль надёжно закупоривает верхушку камеры сгорания.

Центральные изоляторы во всех моделях делают из термостойкой керамики. Именно на неё наносится маркировка с типом, названием компании-производителя и т.д. Внутри, между контактом для провода и стержнем с центральным контактом, размещается резистор, главная функция которого – подавление радиопомех, возникающих в момент искрового разряда. С учётом развития радио- и телекоммуникаций и их внедрение в системы автомобиля, включая электронное управление впрыском, размещение такого резистора стало обязательным в устройстве свечи зажигания.

В той части, которая вкручивается в ГБЦ, центральный изолятор имеет форму постепенно сужающегося конуса – это сделано для того, чтобы более эффективно отводить тепло, не допуская перекала.

Вид современной свечи

Разнообразие технических решений в разработке и производстве бензиновых двигателей внутреннего сгорания породило и множество моделей свечей для них. В зависимости от применяемого топлива для машины, степени сжатия в цилиндре, способа управления зажиганием (механический, с помощью трамблёра, или электронным), их можно разделить на следующие виды.

Виды свечей

Они разделяются по нескольким характеристикам:

  1. Калильному числу.
  2. Количеству электродов.
  3. Искровому промежутку.
  4. Температурному диапазону.
  5. Сроку службы.
  6. Характеристикам термостойкости.

Кроме того, некоторые виды свечей зажигания разных годов выпуска одной и той же фирмы могут отличаться по длине юбки с резьбой: у ранних моделей автомобилей была меньшая толщина головок цилиндров, которые делались из чугуна и, соответственно резьба необходима более короткая. С переходом к ГБЦ из алюминиевых сплавов их толщина увеличилась, а значит – и длина резьбы в ней тоже стала большей.

Опытный автомобилист в начале всегда обратит внимание на калильное число, которое показывает, с каким давлением может возникнуть калильный эффект, то есть продолжение работы двигателя после разрыва цепи зажигания, когда от контакта с нагретым до критических значений электродом мотор продолжает работать.

При этом использование свечи с калильным числом больше рекомендованных использовать ещё допустимо, с заниженным же – эксплуатация двигателя запрещена! Иначе незадачливый водитель быстро столкнётся с проблемой прогорания поршней, клапанов и с пробоем прокладки головки цилиндров.

Для качественного и стабильного искрообразования в последние два десятка лет выпускают свечи с двумя, тремя и даже четырьмя боковыми электродами.

Но стабильность работы может быть достигнута и иным способом: расположением вспомогательных элементов, играющих роль этих электродов, на самом изоляторе свечи. Возникают несколько кольцевых блуждающих вокруг центрального электрода электрических разрядов, и таким образом, существенно уменьшается вероятность перебоя работы двигателя.

Спортивная свеча Brisk с промежуточными электродами на изоляторе

Приведем еще несколько важных моментов в характеристиках свечей:

  • Нарушение такого параметра, как искровой зазор, также отрицательно скажется на работе мотора;
  • Не менее важна термостойкость, её температурный диапазон, означающий нагрев той части, что погружена в пространство между поршнем и головкой цилиндра. Диапазон температур внутри рабочей части в норме лежит в рамках 500-900⁰С. Выход за пределы этого диапазона означает понижение ресурса. В частности, у всех видов свечей зажигания понижение температуры ведёт к быстрому нарастанию нагара;
  • В нормально отрегулированном двигателе работоспособность зависит от пробега и составляет примерно 30 000 км для свечей, работающих на классической схеме зажигания, и 20 000 – на электронной. Впрочем, у самых высоких по цене (но и у самых надёжных) свечей фирмы DENSO срок службы — до 5-6 лет. Или, иначе говоря, они обеспечат пробег без замены при условии стандартной эксплуатации на протяжении порядка 150 000 — 200 000 километров. Правда, и требования поддержания режимов согласно инструкции ужесточены. К этим требованиям относятся применение топлива с октановым числом ни в коем случае не ниже рекомендованного, и их установка строго по правилам. В частности, не допускается затяжка их в головку цилиндров с усилием выше или ниже рекомендованных, что может повлечь за собой сведение на нет всех их преимуществ;
  • Тепловой параметр показывает взаимосвязь режимов двигателя и рабочей температуры свечи. Для его повышения увеличивают размеры теплового конуса, придерживаясь, однако, рекомендованной величины в 900 градусов. Выход за эти границы увеличивает риск калильного зажигания.

Драгоценные металлы в конструкции свечи

Градация видов зависит не только от заявленных параметров. Описывая рабочие характеристики свечи зажигания, нужно учитывать ещё и из какого материала изготовлены наконечники электродов.

Самые дешёвые свечи – никелевые. Простота конструкции обуславливает и небольшой срок службы, поэтому их замена делается часто, после 15-18 тысяч километров пробега. Хотя в условиях города, учитывая неровность эксплуатации (стояние с работающим двигателем в пробках, частое чередование ускорения и торможения на светофорах) этот километраж можно смело делить на два, так что время эксплуатации никелевых свечей в норме составляет не больше года.

В платиновых свечах делаются платиновые напайки, что увеличивает срок их эксплуатации до 50 000 километров. Посмотрите стоимость платины в любом обменнике – и вы поймёте, почему эти напайки делают их такими дорогими.


В иридиевых свечах уже два драгоценных металла: иридий в виде напайки на острие центрального электрода и платина – на боковых. Учитывая стоимость иридия, цена на них по сравнению с никелевыми возрастает на 50-60%. Но технические характеристики свечи зажигания с иридием таковы, что проехать с ними можно уже от 60 до 200 тысяч километров.

Такие параметры свечи, как: диаметр резьбы; номер головки ключа под нее; длина юбки с резьбой; зазор между электродами, также относятся к их техническим характеристикам.

Заключение

Прогресс не стоит на месте. Новые технологии позволили, например, довести степень очистки металлов для электродов до 99,999%. Иридий, платина и даже никель такой чистоты способны увеличить срок службы свечи зажигания ещё на 15-18%, в пример поставим компанию DENSO. Кроме того, инженерная мысль продолжила их развитие, предложив факельный и форкамерный тип выработки искры, что сделало работу моторов ещё более стабильной.

Что же касается неизбежной в таком случае увеличения цены – сама возможность в процессе эксплуатации автомобиля как можно реже заглядывать под капот уже оправдывает покупку каждой свечи зажигания даже за 10-20 долларов за штуку.

Принцип работы свечей зажигания | AUTO-GL.ru

Каждый водитель знает, что состояние свечей зажигания влияет на работу двигатель автомобиля. О свечах необходимо знать все (цвет налета, зазоры, когда нужно их менять и многой другой информации).

Принцип работы свечей зажигания

Во время работы свечей на них воздействует несколько типов нагрузок:

  • Электрические.
  • Тепловые.
  • Механические.
  • Химические.

Тепловые нагрузки. Свечи устанавливаются таким образом, чтоб ее рабочая часть находилась в камере сгорания, а контактная – в подкапотном пространстве. Температура газов в камере сгорания может достигать 900°С, а в подкапотной части – до 150°С.

Тепловому напряжению и деформации способствует разная температура свечей из-за неравномерного нагрева в различных сечениях, которая отличается на сотни градусов.

Механические нагрузки. К тепловым нагрузкам на свечи еще добавляется вибрационная нагрузка из-за разного давления в цилиндре двигателя, которое на впуске ниже 50кгс/см², а при сгорании намного выше.

Химические нагрузки. Во время сгорания образовывается очень много химически активных веществ, которые вызывают окисление всех материалов, потому что рабочая температура электродов достигает 900°С.

Электрические нагрузки. Во время искрообразования изолятор свечи находится под воздействием импульса высокого напряжения, которое иногда достигает 20-25 кВ. в некоторых системах зажигания напряжение может создаваться намного больше, но пробивное напряжение искрового зазора его ограничивает.

Принцип работы свечей зажигания

Принцип работы свечей зажиганияПринцип работы свечей зажиганияСхема свечи зажигания

Содержание статьи

Определение состояние двигателя по нагару на свечах зажигания

Диагностика двигателя по свечам зажигания должна выполнятся на разогретом двигателе. Но для того, чтоб сделать это правильно необходимо пройти несколько этапов:

  1. Установить новые свечи зажигания.
  2. Проехать на них 150-200 км.
  3. Выкручивать свечи и обратать внимание на цвет нагара, который расскажет, что работает неправильно.

На каждую поломку двигателя на свечах зажигания образовывается налет определенного цвета, по которому есть возможность определить недостаток в работе двигателя.

Маслянистый черный нагар

Маслянистый черный нагар образовывается в резьбовом соединении, при избыточном попадании масла в камеру сгорания, также он проявляется, при выходе дыма синего цвета из трубы в начале работы двигателя. Это происходит по нескольким причинам:

  • Маслосъемные колпачки на поршне уже изношены.
  • Износились поршневые кольца на клапане.
  • Износились направляющие втулки клапана.

Благодаря этому нагару видно, что детали цилиндро-поршневой группы уже изношены, и для качественной работы двигателя их необходимо заменить.

Сухой черный нагар в виде сажи

Этот нагар называется «бархатистым». У него нет масляных подтеков. Он появляется из-за того, что в камеру сгорания попадает топливо-воздушная смесь, которая чрезмерно обогащена бензином. Этот нагар появляется при следующих неисправностях:

  • Свечи зажигания работают не правильно. Это говорит о том, что не хватает энергии для получения искры необходимой мощности.
  • При появлении такого нагара необходимо проверить компрессию в цилиндрах, потому что она очень низкая.
  • При неправильной работе карбюратора на свечах всегда будет такой нагар, тогда рекомендовано произвести настройку либо замену карбюратора.
  • В инжекторном двигателе это обозначает, что проблемы с регулятором давления топлива, он очень сильно обогащает воздушную смесь. Это также приводит к увеличению расход топлива.
  • Также рекомендовано проверить воздушный фильтр двигателя, если он засорен, его пропускная способность существенно снижается, кислорода в камере сгорания не хватает, что не дает топливу сгорать полностью и этот нагар оседает на электроде свечи зажигания.

Принцип работы свечей зажигания

Такой нагар оседает на электроде свечи зажигания и не доходит до резьбового соединения.

Красный нагар на свечах зажигания

Таким цвета свечи зажигания становятся после использования различных присадок для топлива или масла. Сгорают химические добавки, которые залиты в большом количестве. При их постоянном использовании необходимо уменьшить их концентрацию и постоянно очищать электрод от нагара, потому что со временем слой нагара будет расти, а прохождение искры ухудшаться — работа двигателя будет нестабильной.

Принцип работы свечей зажигания

Как только начинает появляться красный нагар на свечах зажигания, его необходимо удалять, и рекомендовано произвести замену горючего, куда добавлялась присадка.

Белый нагар на свечах зажигания

Белый нагар появляется в разных проявлениях. Иногда у него глянцевая поверхность, потому что в ней присутствуют крупинки металла или оседают на электроде крупными белыми отложениями.

Глянцевый белый нагар

Этот цвет нагара очень опасный для двигателя. Это означает, что свечи зажигания не охлаждаются и при этом нагреваются поршни, из-за чего образовываются трещины в клапане. Причина проста – перегрев двигателя. Могут быть другие причины появления этого нагара:

  • Бедная топливная смесь, которая поступает в камеру сгорания.
  • Впускным коллектором подсасывается лишний воздух.
  • Плохо настроенное зажигание — очень рано дает искру или идут пропуски.
  • Неправильный выбор свечей зажигания.

При появлении белого нагара с крупинками металла, машину эксплуатировать не рекомендуется. Ее необходимо отвезти в сервисный центр или решить проблему самостоятельно.

Принцип работы свечей зажигания

Слабовыраженный белый нагар

При появлении белого нагара, который равномерно оседает на свечи зажигания, необходимо произвести замену топлива.

Принцип работы свечей зажигания

Состояние свечей зажигания по внешнему виду

Каждые 30-90 тыс. км пробега должна производиться замена свечей зажигания в зависимости от интенсивности и условий эксплуатация двигателя и типа установленных свечей.

Замена свечей зажигания раньше срока

Если при работе двигателя начали появляться сбои, тогда необходимо произвести замену свечей зажигания. По регламенту они должны служить до 30-90 тыс. км пробега, но практика показала, что после 15 тыс. км свечи могут потребовать замены.

На сокращение работы свечей, влияет качество топлива, ямы на дорогах, от продолжительности работы двигателя на холостом ходу и многие другие фактороы.

Неисправности свечей зажигания и их признаки

Работа двигателя должна бы равномерной, как на холостых оборотах, так и под нагрузкой, а звук при работе должен быть «как часы». Если двигатель запускается с трудом, начинает увеличиваться расход топлива, теряются обороты при нагрузке, появляется шум или вибрация – это все симптомы неисправности свечей зажигания. Чтоб не произошла полная остановка двигателя необходимо постоянно контролировать состояние свечей зажигания.

Принцип работы свечей зажигания

Как проверяются свечи зажигания

Как только свечи загрязняются или выходят из строя, двигатель начинает троить, работать с перебоями и давать усиленную вибрацию. Свечи загрязняются или выходят из строя по одной, потому заменой необходимо найти загрязненную свечу. Для этого существует несколько способов:

  1. Самостоятельно проверить свечи зажигания.
  2. Использовать стенд для проверки свечей зажигания.

Разновидности свечей зажигания, их выбор и производители

Существует множество компаний, которые выпускают автомобильные свечи зажигания. Самые популярные и качественные свечи – это Denso, Bosh, NGK и Champion (самая молодая компания).

Типы свечей зажигания:

  • Биметаллические свечи с центральным электродом.
  • Боковые свечи с биметаллическим электродом.
  • Платиновые свечи зажигания рекомендованы для использования при тяжелой эксплуатации автомобиля.
  • Иридиевые свечи зажигания снижают напряжение зажигания, дают быстрое воспламенение и обеспечивают защиту системы.

Последние два вида свечей самые надежные и по качеству превзошли все остальные свечи.

При выборе новых свечей зажигания нужно учитывать совместимость с конкретным двигателем. Свечи зажигания отличаются по размеру, резьбе, калильному числу и количеству электродов.

Принцип работы свечей зажигания

Сбой процесса сгорания

Иногда нормальный процесс сгорания нарушается, что влияет на надежность и срок эксплуатации свечи, а именно:

  1. Пропуски воспламенения, которые возникают из-за обедненной горючей смеси или недостаточной энергии искры. Из-за этого на электродах и изоляторе увеличивается слой нагара.
  2. Калильное зажигание. Перегретые участки поршня или свечи дают преждевременные или запаздывающие появление искры. Т.е. топливная смесь загорается от температуры, а нет от искры. Во время преждевременного калильного зажигания угол опережения увеличивается самопроизвольно, что дает высокую температуру и быстрый перегрев двигателя.Калильное зажигание повреждает выпускной клапан, поршень, поршневые кольца и прокладки головки блока цилиндра.
  3. Детонация появляется из-за недостаточной детонационной стойкости топлива. Детонация образовывает сколы и трещины на электродах, поршнях и цилиндрах, после чего электорды плавятся и полностью выгорают.При детонации появляются металлический стук, теряется мощность, появляется вибрация и увеличивается расход топлива, а также появляется черный дым из выхлопной трубы.
  4. Дизелинг. Бывает, что при выключенном зажигании на малых оборотах двигатель еще несколько секунд работает. Это происходит из-за того, что горючая смесь при сжатии самовоспламеняется.
  5. Нагар на свече появляется, когда температура поверхности достигает 200°С и более. Когда свечи от нагара очищают, их работоспособность восстанавливается.

Особенности автомобильных свечей зажигания

В этой статье расскажем Вам о свечах зажигания.

Свечи зажигания, используемые в транспортной технике для воспламенения топливной смеси разделяются по следующим критериям:

— согласно типам металлов, из которых выполнен электрод: медные, биметаллические, иридиевые, платиновые;

— по числу электродов: их может быть один — четыре;

— по конструкционным особенностям: с резистором и микрофоркамерой;

— без этих элементов.

Наиболее часто используются свечи с одним электродом из меди либо платины, на которых может присутствовать микрофоркамера. Не менее распространены и свечи с тонким электродом из платины.

Все производители свечей зажигания обещают, что простые элементы «пробегают» около 35 тыс. км, биметаллические – около 60 тыс., а свечи с одним или двумя платиновыми электродами – 90 тыс. А самые долгоработающие – свечи с электродом из иридия. По словам изготовителей, умереть они должны примерно после 150 тыс. км пробега. Однако, эти цифры рабочего ресурса приблизительны, и полагаться на них никак не стоит.

Проверка свечи на работоспособность:

1. Самый простой метод — проверить свечу на искрение (дает искру или не дает при подаче тока на нее).

2. Замерами сопротивления. Если оно отсутствует, следовательно, встроенный резистор поврежден и свеча выработала положенный ресурс.

3. Наблюдением за искрением свечи. Желательно выполнять эту процедуру в полумраке, поскольку, только так можно правильно определить цвет и стабильность искры. Но, этот метод не отличается высокой точностью ввиду своей примитивности. Лучше всего проверять свечу на искрение на специальном стенде.

4. Обращаем внимание на цвет при искрении. Идеально работающая свеча должна давать белую искру, ее пламя теплое. В зависимости от состояния свечи меняется цвет ее искрения. Красный и неустойчивый холодный цвет, говорит о том, что свеча выходит из строя и нуждается в срочной замене.

На процессе горения топлива в цилиндрах это отображается следующим образом: вначале формируется пламя на электродах свечи, которое постепенно начинает перемещаться по камере сгорания. Скорость, с которой перемещается искровое пламя, является чуть ли не одним из важных показателей, влияющим на мощность силового агрегата, потребление топлива и наличие вредных веществ в выхлопе. В свою очередь скорость воспламенения зависит от конструкции и формы камер сгорания, от местонахождения клапанов, размера факела и его температуры. Таким образом, при тесте свечи на стенде можно определить характер работы мотора.

 Чтобы свеча отработала весь положенный ей ресурс перед ее установкой желательно правильно отрегулировать зазор между электродами (на довольно часто этот зазор уже выставлен заводом-изготовителем свечи).

 Свечи быстро выходят из строя по причине их негерметичности. Об этом свидетельствует наличие темного нагара на ее корпусе, который образовывается даже после непродолжительного времени работы свечи. Такую свечу необходимо заменить.

 Поддельные свечи. В основном это касается изделий с неправильным положением микрофоркамеры. На оригинальных свечах эта V-образная канавка должна располагаться вдоль центрального контакта.

Правильная чистка свечей

Идеально удаляет нагар с корпуса свечей обыкновенный стиральный порошок или любое средство для борьбы с ржавчиной.

Делается это так: в доведенном до кипения растворе любого из чистящих средств на сутки погружается свеча. Этого времени должно хватить для полного удаления нагара с ее поверхности. После чего уже чистая свеча промывается водой для того чтобы удалить с нее остатки мыльного раствора и высушивается. Стоит отметить, что этот способ очистки будет эффективен только для свечей с минимальным нагаром на их поверхности, плотные отложения он не уберет.

В таком случае поможет только пескоструйка. Такое оборудование есть практически в каждом современном автосервисе. Благодаря этому методу со свечей удаляется даже самые плотные отложения гари, которые невозможно удалить при помощи химии.

Не стоит надеяться, что удаление нагара поможет восстановить работоспособность вышедшей из строя свечи. Кроме отложений на рабочих частях свечей зажигания, различают еще и следующие их неисправности:

— большой зазор между электродами;

— выход из строя резистора;

— механические повреждения изолятора;

— отсутствие герметичности.

Наличие этих неисправностей негативно отражается не только на работе свечей зажигания, но и моторного агрегата.

Причины, по которым свечи начинают плохо работать

Возможно, что в процессе их эксплуатации случается повреждение изолятора, в результате чего наблюдается неустойчивое и холодное искрение, нарушается процесс топливовоспламенения. Может случиться и так, что вследствие неисправностей электропроводки, разряженной батареи питания либо недостаточной мощности генератора свеча начинает слабо искрить и также не может качественно воспламенить рабочую смесь. Что интересно, свечу, дающую холодную искру невозможно определить.

Как показали тесты работоспособности свечей в барокамере, холодные свечи соответствовали всем предъявляемым критериям, в момент их работы не наблюдалось пробоев изолятора из-за ржавчины. Но, как только силовой агрегат нагревался, ржавчина моментально превращалась в железо, вместе с этим свеча переставала функционировать. Как только мотор остывал, свечи начинали работать нормально. Вот такой вот парадокс!

Опасные присадки

Дабы повысить октановое число, и улучшить таким образом качество бензина, сегодня в него добавляют различные присадки. Одними из самых распространенных считаются присадки на основе тетраэтилсвинца. Пол-литра такой жидкости превращает тысячу литров 80-го бензина в тысячу литров 95-го. Однако, как бы это хорошо не было, свинцовые соединения очень вредны для человека и экологии, поэтому применение таких присадок запрещено. Также свинец, содержащийся в бензине, быстро выводит из строя катализатор выхлопных газов, а эта деталь, как известно, довольно дорогостоящая.

Им на смену пришли другие, несколько экологичные и менее вредные ферроценовые (железосодержащие) и метилэфировые присадки. Первый тип используется в основном при производстве контрафактного бензина, поскольку, несмотря на свою небольшую стоимость и эффективность, переизбыток железа в бензине приводит к образованию налета красного цвета на контактах свечей зажигания, усугубляя их работу.

Увы, но сегодня все еще существует риск залить в бак низкооктановый бензин, «улучшенный» с помощью различных запрещенных к использованию присадок. Естественно, что продолжительная езда на таком топливе ни к чему хорошему не приведет. Первым делом центральный контакт свечи и его изолятор покрываются налетом коричневого цвета, который впоследствии темнеет, и на нем дополнительно появляются черные отложения. Это и служит причиной нестабильной работы исправного силового агрегата: снижается его мощность и увеличивается потребление топлива за счет отсутствия стабильного искрения свечи, в результате чего процесс воспламенения рабочей смеси происходит неправильно.

Многие автомобилисты начинают грешить на низкое качество свечей, абсолютно не подозревая, что всему виной переизбыток железа в топливе, который негативно влияет на работу свечи любой ценовой категории.

Идеальная величина зазора между контактами

Естественно, что идеальная его величина будет та, которая рекомендована производителем, а не подобранная опытным путем гаражным умельцем Петровичем. Неправильно отрегулированный зазор помимо нестабильной работы мотора может привести еще и к тому, что он попросту не запустится.

Медь или платина?

Какой из этих двух электродов лучше, и в чем различия между ними? У меди есть лишь один плюс – ее относительно небольшая цена. Теперь опишем плюсы платины:

— стабильное искрение даже при низком напряжении;

— низкий износ контактов из нее, и, соответственно, более продолжительный ресурс работы свечи;

— меньший размер центрального контакта обеспечивает стабильное искрообразование;

— устойчивость к агрессивным химическим веществам, содержащимся в бензине и высоким температурам в камере сгорания;

— увеличенный рабочий ресурс.

Сегодня существуют самоочищающиеся свечи зажигания с электродами из иридия (высокопрочный материал), с дополнительными контактами, исключающими пробой на изолятор. Они отличаются своей конструкцией, толщиной электродов, и, соответственно, ценой. Цена на такую свечу начинается от 20 долларов, но и ходит свеча порядка 120-150 тысяч километров. Советуем приобретать такие свечи производителей NGK, Denso, Motorcraft.

Мороз и свечи

Известно, что в суровую зимнюю пору очень тяжело запустить мотор, поэтому очень важно, чтобы свечи в это время были в идеальном состоянии. Все дело в том, что с наступлением холодов происходит снижение испаряемости топлива, и бензин конденсируется на стенках камеры сгорания и электродах свечи, заливая их. Поэтому очень важно в зимний период следить за состоянием свечей.

Важно – правильно установить свечу!

Перед установкой необходимо обязательно (!) смазать ее резьбу термоустойчивой смазкой, иначе, под воздействием температуры, свеча попросту прикипит к ГБЦ, и ее невозможно будет открутить. Далее вставляем свечу и закручиваем ее рукой, после чего подтягиваем свечным ключом. Здесь важно не переусердствовать, поскольку можно запросто повредить свечу, либо сорвать резьбу в ГБЦ.

Факторы, влияющие на продолжительность эксплуатации свечей:

1. Состояние поршней и поверхностей цилиндров.

2. Правильная установка свечи зажигания.

3. Выбор. Свеча должна соответствовать типу мотора.

4. Смесеобразование.

5. Правильно отрегулированный зазор между контактами свечи.

6. Качество ГСМ.

7. Работа систем электропитания и зажигания.

Подытожим. Свечи зажигания – важный составной элемент конструкции системы зажигания двигателя, от которых зависит многое. Поэтому стоит постоянно следить за их состоянием и не экономить на их качестве.

Видео наглядно показывает, принцип работы системы зажигания:

 

 

Автомобильные системы зажигания:

Процесс замены свечей зажигания и его тонкости:

Свечи зажигания. Металлы которые используются в автомобильных свечах.

Автомобильные инженеры находят драгоценным металлам более полезное предназначение, нежели развешивание их по разным частям тела своих дам. Например, делают из платины свечи зажигания.

И не только из платины. В конструкции современной свечи встречаются и золото, и серебро, и редкоземельные металлы.

В общем-то, за 104 года своего существования свеча зажигания не очень изменилась. Процесс воспламенения рабочей смеси что у работавшей от магнето свечи образца 1902 года, что у нынешней многоэлектродной одинаков. Пары бензина поджигаются… нет, не искрой, как это пишется во всех учебниках, а электрической дугой, т.е. плазмой. Термин «искра», с точки зрения физики, — неправильный, что не помешало ему стать общепринятым. Но нас больше интересуют материалы, из которых в разные годы делались электроды. Сталь центрального электрода скоро была вытеснена никелевыми сплавами.

В сознании большинства наших автомобилистов свеча — вещь ненадежная, требующая обслуживания и своевременной замены. Наши коллеги из цивилизованных стран о такой напасти уже забыли.

У свечи зажигания было три врага. Первый и самый страшный — тетраэтилсвинец, добавка в бензин, повышающая октановое число. В США, Европе, Японии и других уважающих своих граждан странах и частях света этилированные бензины ныне запрещены. И не без оснований. Соединения свинца, лежащие «толстым слоем» у дорог, вредят двигателю. С течением времени свинец оседает на обращенных в камеру сгорания поверхностях свечей, замыкая их накоротко. «Искра» пропадает, двигатель начинает капризничать. Счистить свинец, въевшийся в керамику изолятора, практически невозможно. Свечи приходится менять. Более того, свинец губит каталитические нейтрализаторы. Запрет на этилированный бензин в США привел к двукратному (!) увеличению срока службы свечей.

Справедливости ради отметим, что у свинца были и свои достоинства: он (как твердая смазка) защищал от износа направляющие и стержни клапанов. Усугубляет эту ситуацию нововведенный запрет на сернистое топливо. Кстати, некоторые современные малотоксичные металлсодержащие присадки помогают сохранить здоровье, но губят свечи.

Второй враг свечи — электричество. Электрическая дуга имеет высокую температуру, что вызывает испарение частиц металла с поверхности обоих (центрального и бокового) электродов. Зазор между ними постоянно растет (на 0,003–0,01 мм за каждую тысячу километров пробега), требуется все большее напряжение для пробоя зазора. Но возможности системы зажигания не безграничны, начинаются перебои искрообразования со всеми вытекающими последствиями.

Третий «недоброжелатель» — бензин. В случае его неполного сгорания на свечах появляются сажа и нагар, ухудшающие работу свечи. Добавляют «грязи» и прорывающиеся «вверх» картерные газы, и масло, проникающее через изношенные уплотнения клапанов. Способность свечи к самоочищению ограничивается угрозой возникновения калильного зажигания и детонации.

Свинец, хоть и не повсеместно, запретили. Удар по нагару был нанесен в середине 80-х началом выпуска свечей с медным сердечником центрального электрода. Появилась возможность делать более горячие свечи, не вызывающие детонацию. Термическая «пластичность» свечей способствовала сокращению количества моделей свечей, т.к. одной свечой с широким диапазоном рабочих температур можно заменить несколько с разными калильными числами.

Следом за медью стали использовать золото, лучше проводящее ток и тепло, более химически и термостойкое. А где золото, там и платина. «Золотой век» длился недолго, а вот платина прижилась.

Иногда из нее делают электроды целиком, но чаще на них лазером приваривают микроскопические накладки из благородного металла: эрозия металла наблюдается большей частью на концах (торцах) электродов.

Стали делать электроды и из серебра. Они уступают платиновым в сроке службы, но, по мнению многих специалистов, хорошо работают в газовых двигателях.

Блеск платины покорил автопроизводителей. Количество платиновых свечей, используемых для первичной заводской комплектации, растет лавинообразно. Причины понятны. Такие свечи дороже, но имеют многократно больший срок службы (до 160 тыс. км пробега), практически не требуют обслуживания и дают конструкторам определенную свободу компоновки. Последнее утверждение подтвердили примером: попробуйте вывернуть для очистки и регулировки зазоров свечи из расположенного поперек двигателя V6. Особенно те, что обращены к салону.

Альтернативой платине стали сплавы с иттрием. Характеристики свечей сопоставимы, а цена пониже благодаря меньшей трудоемкости изготовления.

Серьезный прорыв — изобретение иридиевых электродов. Есть мнение, что иридий — металл неземной, «привезенный» к нам тем самым гигантским метеоритом, от падения которого на территории нынешней Мексики повсеместно вымерли динозавры. Материал действительно уникален и по прочности, и по химико-физическим свойствам.

Электрод из иридия может быть втрое тоньше традиционного при сроке службы в те же 100 тыс. миль. Для особых случаев, например гонок, электрод может быть еще тоньше (уменьшенные размеры свечи оставляют больше места клапанам), но свеча прослужит не дольше «медной».

Чем объясняется надежность свечей с благородными металлами? Стабильностью геометрии электродов. Электрической эрозии практически нет, кромки остаются острыми, зазор стабилен. Нет необходимости повышать напряжение. Нет и пропусков искрообразования, мощность двигателя не падает, катализатор не разрушается.

Эту «физику» используют и производители всевозможных «диковинных» свечей (с полым центральным или раздвоенным боковым электродом, с канавками на электродах, многоэлектродных, не требующих регулировки зазора и т.п.). Все дело в кромках.

В заключение — небольшое замечание. Рекламные обещания роста мощности после установки новых свечей зажигания — не совсем правда. Никакая чудодейственная свеча не может добавить двигателю сил. Единственное, что возможно, — снизить потери, вызванные пропусками искрообразования. Если пропусков нет, то мощность при любой свече будет одинаковой.

Сегодня рынок сверкает драгоценностями. Bosch использует никелево-иттриевый сплав в боковых электродах своих двух- и многоэлементных свечей. Есть и иттриевый центральный электрод вкупе с таким же боковым. Champion отказался от золота в пользу платины в виде накладки на центральном электроде. Такой же центральный применяет Autolite (при боковом из хромо-никелевого сплава). У AC Delco — серебряно-никелевый сплав сбоку и платиновая накладка по центру. Denso и NGK производят свечи с электродами из иридиевого сплава. Перечень далеко не полон. Тем более что платиновые электроды (накладки) выпускают уже многие производители. Причем «благородными» зачастую становятся оба электрода.

Источник: http://5koleso.ru/articles/garazh/svechi-zazhiganiya-dragocennosti-dlya-motora

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *