Бронеавтомобиль козак: НПО «Практика» продемонстрировали новый украинский бронеавтомобиль «Козак-7»
ББМ «Козак». Історія однієї бронемашини
ББМ «Козак». История одной бронемашины
Увы, но мы с вами живем сейчас в такое время, когда часть страны охвачена боевыми действиями. Это далеко не шутки. На кону стоят человеческие жизни, и чтобы спасти их, украинским военным нужно не только оружие, бронежилеты и так далее. Им нужна еще и специальная техника, в том числе автомобильная. Бронированная, естественно. Ее у армии не так уж много, что определенным образом сковывает действия военных. И это тем более обидно, потому что в Украине давно уже умеют делать бронеавтомобили.
Армия давно могла бы быть укомплектована ими, да только до недавнего времени арамейским чиновникам не было до этого никакого дела. И только теперь у отечественных производителей бронеавтомобилей появилась реальная возможность запустить свои разработки в серийное производство и избавить их, наконец-то, от статуса концептуальных. Об одной из таких машин, ставшей уже почти легендарной, InfoCar.
Впервые «Козак» появился на широкой публике 24 августа 2009 года во время парада ко Дню независимости на главной улице страны – столичном Крещатике. Первым и самым важным пассажиром «Козака» стал президент Украины Виктор Ющенко, которому бронемашина, естественно, понравилась. На том и разошлись. Президент, пообещав изучить возможность госзаказа на «Козака», тут же о своих обещаниях забыл, а создатели уникальной в своем роде машины сколько ни обивали пороги министерств и ведомств, везде встречали глухо-немых чиновников, которым интересны лишь те проекты, где можно сунуть руку в госбюджет. А там, где сделать это сложно, будь оно хоть тысячу раз нужно и важно в масштабах страны, никто даже шевелиться не хотел. К чему приводит подобное преступное бездействие, мы с вами видим, что называется, в режиме реального времени.
Главным образом «Козак» разрабатывался для нужд миротворцев и войск особого назначения.
Созданием автомобиля занималось киевское НПО «Практика», за плечами которого уже тогда был десятилетний опыт производства фургонов для инкассаторов, бронированных VIP-автомобилей и внедорожников. Главный конструктор проекта, Евгений Малашин, уверяет, что при разработке «Козака» не брался за основу ни один из известных аналогов, хотя конструкции их, само собой, были детально изучены.Для производства оригинального шасси у «Практики» не оказалось ни средств, ни возможностей, поэтому киевлянам пришлось обратиться к готовому решению. В качестве оптимального варианта было выбрано шасси обычного «гражданского» грузовика IVECO Daily 4×4, которое обошлось предприятию в 540 тысяч гривен. При этом само шасси строит вовсе не IVECO, а небольшая итальянская фирма SCAM, специализирующаяся на внедорожной технике. Вот только для Daily 4×4 используется облегченная версия, которая и легла в основу «Козака», что сразу ограничило нагрузку, в том числе и брони. Зато автомобиль получился не слишком тяжелым – 5,5 тонн.
Еще одним преимуществом «Козака» можно назвать каркасно-панельную конструкцию, состоящую из трех основных секций, закрепленных на шасси отдельно друг от друга – багажной, экипажа (так называемая, «цитадель») и двигателя. Такая схема позволяет быстро заменить поврежденные элементы и изменить уровень защиты автомобиля путем банальной замены бронированных листов. В теории, в случае наезда на мину одним из колес, ударная волна направится в обход «цитадели» по линиям соединения секций.
Дно секции экипажа двойное. Нижняя его часть выполнена в V-образной форме. Для лучшей защиты экипажа от осколков, под передними сиденьями размещены дополнительные аккумуляторы для бортовых систем, а под задними – бак с топливом. Чтобы толчок при подрыве не травмировал экипаж, все кресла закреплены на особой раме, подвешенной к бортам. Сама же капсула экипажа сварена из шведской стали SSAB Armox толщиной 5 мм.
Что до стекол, то «Практика» производит их собственными силами. У «Козака» их толщина достигает 56 мм, чего вполне достаточно, чтобы удержать пулю, выпущенную из автомата Калашникова с расстояния 10 метров. В автомобиле также предусмотрены системы противодействия радиоуправляемым минам и защиты от радиации, навигационная система, экран для вывода картинки с камеры заднего вида, блок климат-контроля, рация и прочие мелочи.
Не самым сильным звеном «Козака» можно назвать 3-литровый турбодизель IVECO F1C. Мало того, что его 176 л. с. явно недостаточно для такой, прямо скажем, не маленькой машины, он еще и очень требователен к качеству масла и топлива. Да и максимальные 120 км/час никак не назовешь выдающимся показателем.
Об управляемости «Козака» можно судить лишь по отзывам нескольких журналистов, которым повезло опробовать машину «в деле». Один из них так описывает свои впечатления: «Изо всех сил давлю на педаль тормоза, и сначала кажется, что ничего не происходит. Потом машина все же замедляется, но как бы нехотя, и начинает стрекотать АБС. Поворачивает она тоже с трудом. На прямой рулевое управление информативно, но вращается «баранка» тяжело. А главное — здесь очень плохая обзорность по правому борту, причем в правое зеркало не видно ровным счетом ничего!»
Зато с проходимостью у «Козака» все в порядке. Без особых проблем он способен преодолевать брод глубиной до 1,5 метров, окопы шириной 0,7 метра и 45-градусные подъемы. И все это благодаря нешуточному клиренсу (365 мм), огромным углам рампы (38°), въезда (50°) и съезда (40°). Полностью зависимая рессорная подвеска автомобиля наделена большой энергоемкостью, благодаря чему ему удается поддерживать высокую среднюю скорость движения по разбитым дорогам и пересеченной местности. О комфорте в таких условиях не может быть и речи, зато все мелкие дефекты дороги с легкостью поглощаются огромными колесами с высокопрофильными диагональными шинами от ГАЗ-66, а полимерные вставки в шинах позволяют, в случае необходимости, покинуть поле боя на простреленных колесах со скоростью 50 км/час.
И раз уж мы вернулись к истинному предназначению «Козака», стоит сказать, что в задней части автомобиля предусмотрен специальный отсек для перевозки оружия, которое вместе с устройствами подачи боеприпасов, лотками для отвода гильз и прочими приспособлениями всегда может быть оперативно прикреплено на крыше «Козака» в районе круглого люка, под которым, для удобства стрелка, предусмотрена мягкая опора. В комплект вооружения может входить крупнокалиберный пулемет НСВТ (12,7 мм, 500 патронов), более скромный ПКМС (7,62 мм, 2500 патронов) или автоматический гранатомет АГ-17 (37 мм, 100 гранат).
В НПО «Практика» уверяют, что построить «Козак» можно не только на базе IVECO, но и на старом добром ГАЗ-66, которых в отечественной армии хоть пруд пруди. С одной стороны, такая идея выглядит вполне привлекательно с точки зрения финансовых затрат, а с другой – сомнительно, что верен путь создания современной бронемашины для современной армии на базе хоть и проверенного временем, но явно устаревшего (во всех смыслах) грузовика, снятого с производства два десятка лет назад.
«Козак» определенно требует доработки, но нам почему-то кажется, что инженеры НПО «Практика» способны оперативно внести изменения в конструкцию, если появятся реальные заказы. Другое дело, что их все еще нет. К тому же, куда большие шансы послужить армии сейчас у другой бронемашины – «Дозор-Б». О ней мы также постараемся рассказать. А пока не перестаем надеяться и верить, что у истории «Козака» будет достойное продолжение.
Паспортные данные автомобиля «Козак»
Шасси | IVECO Daily 55S18W 4×4 |
Двигатель | Турбодизельный IVECO F1C, Euro 4 (рядный, 4-цилиндровый, 4-тактный) |
Рабочий объем, см? | 2998 |
Максимальная мощность, л.с./об/мин | 176/3200—3500 |
Максимальный крутящий момент, Нм/об/мин | 400/1250—3000 |
Привод | Постоянный полный |
Коробка передач | ZF6S, 6-ступенчатая, механическая |
Раздаточная коробка | 4-ступенчатая, с блокировкой межосевого дифференциала |
Мосты | Carrara, задний — с блокировкой дифференциала |
Передаточные числа | Раздаточная коробка — 1. 0 и 3.115; главная передача — 4.875 |
Подвеска | Зависимая, рессорная с амортизаторами и рычагами поперечной устойчивости |
Тормоза спереди/сзади | дисковые/барабанные с АБС |
Шины | 12.00-18, 225/100 R16 |
Масса снаряженная/полная, кг | 4700/5500 |
Вместимость топливного бака, л | 90 |
Максимальная скорость, км/час | 120 |
Минимальный радиус поворота, м | 9.5 |
Габариты, Д/Ш/В, мм | 5475/1950/2300 |
Уровни защиты по стандарту Украины | ПЗСА-3 — пули АКМ и АК-74 со стальным сердечником; ПЗСА-4 — пуля АК-74 с термоупрочненным сердечником и пуля СВД со стальным сердечником |
Возможное вооружение | Пулемет ПКМС 7.62 мм; крупнокалиберный пулемет НСВТ 12.7 мм или КТ 12.7 мм; гранатомет АГ-17 |
►Бронеавтомобиль «Козак» — видео обзор
youtube.com/embed/_UDl_GfAr7o» allowfullscreen=»» frameborder=»0″/>Источник: www.infocar.ua • 27.09.2014 • Автор: Александр Завацкий • Фото: Артем Киселев •
В парке «Патриот» впервые представили захваченную военную технику Украины и других стран
16 июля 2022, 07:13
КУБИНКА /Московская область/, 16 июля. /ТАСС/. Трофейная техника Вооруженных сил Украины (ВСУ) и образцы иностранного вооружения, захваченные российскими войсками в ходе специальной военной операции, впервые продемонстрированы в подмосковном парке «Патриот», где с 15 по 21 августа пройдет Международный военно-технический форум «Армия-2022».
Корреспондент ТАСС ознакомился с некоторыми образцами трофейной техники, представленными на территории комплекса в отдельной экспозиции.
Танк и БТР
Один из военных трофеев — захваченный на Украине модернизированный танк Т-72АМТ. Это модификация от Киевского бронетанкового завода была впервые представлена в 2020 году. Первые танки ВСУ получили в феврале 2021 года. Машина оснащена усиленной броней, более современным прицельным комплексом и средствами наблюдения, а также дизельной силовой установкой В-84-1, радиостанцией производства Aselsan и навигационной системой СН-3003 «Базальт». Как и другие украинские проекты, Т-72АМТ предполагался на экспорт.
Также среди прибывших экспонатов можно заметить бронетранспортеры БТР-3Е и БТР-4Е. Первая машина производится украинским государственным концерном «Укроборонпром». Ее базовая модификация включает боевой модуль БМ-3 «Штурм», в состав вооружения входит 30-мм автоматическая пушка ЗТМ-1 или 2А72, спаренный 7,62-мм пулемет ПКТ, сдвоенная пусковая установка противотанкового ракетного комплекса «Барьер».
Другой бронетранспортер — БТР-4 «Буцефал» — был разработан Харьковским конструкторским бюро машиностроения имени Морозова. Его производство началось еще в 2008 году. В 2017 году эти боевые машины оказались в центре международного скандала, так как из поставленных в Ирак 88 единиц смогли завестись только 56, а тронуться с места — лишь 34. Тогда же инспекторы от конструкторского бюро зафиксировали дефекты в работе четырех прицелов, восьми панорамных устройств, 10 блоков системы управления огнем, также неисправными признали шесть пушек, восемь пулеметов и 11 автоматических гранатометов, установленных на машинах.
Бронеавтомобили
Особого внимания в экспозиции заслуживает украинский бронеавтомобиль «Варта» производства предприятия «Украинская бронетехника». Он используется для перевозки личного состава и установки вооружения, обеспечивает противопульную и противоминную защиту. Платформа «Варта» была разработана в 2014 году, поскольку ВСУ не располагали к тому времени бронемашинами категории MRAP и были вынуждены полагаться на бронетранспортеры БТР-70.
Еще один трофейный экспонат — бронемашина «Козак». Также производится на Украине на НПО «Практика». Как сообщало Минобороны РФ, из крупнокалиберного пулемета, установленного на такой машине, украинские националисты в начале июня зажигательными боеприпасами обстреливали деревянные стены храма Всех Святых Земли Русской Свято-Успенской Святогорской лавры во время отступления из Святогорска.
На экспозиция можно увидеть еще одну бронемашину, предназначенную для пограничной службы Украины, — «Тритон». Он производится на предприятии «Кузня на Рыбальском», принадлежащем бывшему президенту Украины Петру Порошенко. В 2017 году завод оказался в центре скандала по подозрению в том, что продавал Госпогранслужбе Украины эти бронемашины за деньги госбюджета по завышенным ценам.
Среди бронетехники на экспозиции можно заметить санитарный автомобиль «Богдан-2251», разработанный обанкротившейся украинской компанией «Богдан Моторс». Машина построена на шасси китайского пикапа Great Wall Wingle. Фургон выполнен может быстро демонтироваться для замены или установки на другое шасси.
Катера
Также на площадке парка представлены доставленные из Мариуполя патрульные катера. Патрульный катер проекта 09104 «Калкан-П» с бортовым номером BG-309 разработан заводом «Лиман» для нужд береговой охраны Украины. Применялся украинской стороной для совершения провокаций в Керченском проливе и в территориальных водах РФ.
Кроме этого демонстрируются патрульные катера проекта UMS-1000 с бортовыми номерами BG-23 и BG-24, производящиеся киевской компанией UMS-BOAT. Эти катера-перехватчики поступили в распоряжение Мариупольского отряда морской охраны Госпогранслужбы Украины в 2019 году.
Проект UMS-1000 — серия катеров, предназначенных для патрулирования и перевозки людей и малогабаритных грузов. Их максимальная длина достигает 11,4 м, ширина — 3,42 м, водоизмещение — 7,4 тонны. Скорость хода может достигать до 45 узлов.
Иностранная техника
Кроме трофеев ВСУ в парк «Патриот» привезли также захваченную на территории Украины военную технику, полученную из-за рубежа. Так, в центре экспозиции находится сожженный австралийский бронеавтомобиль Bushmaster. На Украину в качестве военной помощи поставлено как минимум 20 таких машин.
Bushmaster — многоцелевая боевая бронированная машина, разработанная в 1991 году австралийской компанией ADI (сейчас местное подразделение транснациональной компании Thales). Стоит на вооружении ВС Австралии, Нидерландов, Ямайки, Фиджи, Японии и Индонезии. Большинство машин, стоящих на вооружении австралийских ВС, было изготовлено для перевозки войск и техники на большие расстояния без предполагаемого использования их в бою, однако во время дислокации воинского контингента Австралии в Афганистане часть машин была оборудована специальной защитой от мин.
Еще один образец иностранной техники — австрийская бронированная ремонтно-эвакуационная машина в медицинском варианте Steyr-Daimler-Puch Pinzgauer 712 AMB-S. Она создавалась как автомобиль скорой помощи для вооруженных сил Австрии и Швейцарии. Разработана в 1972 году, производство завершилось в 1990 году.
Теги:
Россия
Козак-2 МПВ
Название казак (укр. козак) происходит от тюркского казак (авантюрист или свободный человек), что означает любого, кто не смог найти себе подобающее место в обществе и ушел в степи, где не признавал никакой власти . Украинский казак стал символом этнического образа Украины, подобно средневековому рыцарю Западной Европы или самураю Японии. Украинские казаки происходили из самых разных национальностей и социальных групп. Их предки пришли с украинских, русских, польских и татарских территорий и с большим риском мигрировали в южные степи, чтобы охотиться, ловить рыбу, собирать мед и делать ремесленные изделия.
Их набеги и грабежи устрашали Турцию, а их поддержка Польши в походах против московитов поколебала московский престол. Украинские казаки обрели независимость в 1649 году. Именно казаки распространили и популяризировали не использовавшийся в доказацкое время термин «Украина» в качестве названия своих территорий.
Козак относится к классу многофункциональных легких бронированных машин типа MRAP (Mine Resistant and Ambush Protected). Такие машины имеют первостепенное значение в современных войнах, где ключевыми атрибутами являются мобильность и защищенность. Они превосходят танки по маневренности и переносимости и в то же время обеспечивают гораздо большую защиту, чем машины общего назначения, такие как HMMWV. Особое внимание уделено противоминной защите, что позволяет использовать эти машины в асимметричных конфликтах (т.н. партизанских войнах).
Кроме выполнения непосредственно боевых задач, такие машины занимаются снабжением и разведкой (в частности, Козак может использоваться в модификациях десантного, командирского, санитарного или продовольственного грузовика). Кроме того, гражданский вид дает возможность использовать их не только во время войны, но и для миротворческих или полицейских операций.
КОЗАК-2 — классическая машина MRAP, предназначенная для широкого круга вспомогательных задач, таких как транспортировка войск, командно-штабная машина, машина постановки помех и т. д. Его отличительной особенностью является большой внутренний объем, позволяющий перевозить разнообразное вместительное оборудование. Бронеавтомобили PRACTIKA имеют достаточное количество проемов (дверей и люков) для оперативной посадки на поле боя и ведения ответного огня. Все они оснащены усиленными петлями, ограничителями открывания, пневматическими стойками и пружинами для облегчения открывания.
KOZAK 2 имеет два варианта шасси с колесной базой 3240 мм (общая длина 6700 мм) и колесной базой 3690 мм (общая длина 7150 мм). Короткобазное шасси в силу большей маневренности предназначено для модификаций разведки, огневой поддержки и сопровождения конвоев, длиннобазное шасси используется для перевозки войск, санитарных, взрывоопасных и грузовых модификаций.
Баллистическую защиту обеспечивает броневая сталь и пуленепробиваемые стекла. Броневая сталь – это специально легированная сталь, обладающая сверхвысокой твердостью (480 540 HB) и, в то же время, высокой пластичностью. Производится в Финляндии компанией Miilux Oy. Пуленепробиваемое стекло представляет собой многослойное стекло. Отдельные слои стекла соединяются специальной ПВБ-пленкой. Также есть противоосколочный поликарбонатный слой и нагревательный слой. Производит сама Практика. Базовый уровень защиты STANAG 4569.2 уровень — защита от бронебойной пули 7,62 БЗ. Возможна также более легкая (STANAG 4569 уровень 1) или более тяжелая (STANAG 4569 уровень 3-4, с использованием керамических пластин) защита.
Защита от мин и СВУ обеспечивается:
- V-образный корпус, рассекающий взрывную волну и поглощающий часть энергии
- Пол многослойный (с нижним силовым полом из толстой высокопластичной стали и верхним полом, приподнятым на расстоянии от силового этажа), защищающий от вторичных осколков и поглощающий энергию взрыва.
- Ощутимое расстояние до земли
- Крепление сидений к потолку без прямого соединения с полом
- Боковые держатели и 5-точечные ремни безопасности, защищающие от эффекта опрокидывания (когда автомобиль после взрыва падает обратно на землю).
Существуют башни KOZAK 2 различного внешнего исполнения, но все они имеют:
- 360? вращение (с ручным или электрическим вращающимся редуктором)
- Бронезащита по периметру наводчика
- Окна с пуленепробиваемыми стеклами для бокового и переднего обзора
- Зеркало заднего вида
- Кронштейн для пулемета
- Держатель для позвоночника стрелка
- Сиденье с ремнем для наводчика
- АКМ (пуля калибра 7,62 мм, патрон 57-И-231) Подставка специальная с регулировкой по высоте
Боевой модуль может быть установлен на Козак в качестве альтернативы орудийной башне. Он является беспилотным, дистанционно управляемым и позволяет стрелку оставаться под относительной защитой машины. Как и башня, она также оснащена 12,7 мм. тяжелый пулемет.
КОЗАК 2 оснащен рядом различных специальных устройств: Связь и навигация. радиостанция военного образца с большим количеством защищенных каналов связи; спутниковое навигационное устройство, работающее с GPS и ГЛОНАСС; переговорное устройство с индивидуальным набором связи для каждого члена экипажа.
Передняя камера ночного видения для ночного вождения с выводом изображения на монитор водителя. Задняя камера дневного/ночного видения для наблюдения за обстановкой позади автомобиля. Парковочная камера активируется автоматически при включении задней передачи. Прожектор с дистанционным управлением с горизонтальным углом 360 и 90 вертикальный угол.
Система пожаротушения моторного отсека активируется автоматически при обнаружении повышения температуры. Система пожаротушения боевого отделения с двумя уровнями срабатывания (ручной и автоматический по обнаружению повышения температуры) и безопасным для человека огнетушащим веществом. Несколько пусковых установок дымовых гранат устанавливаются либо на бронированную башню/оружейный пост, либо на крышу машины.
КОЗАК 2 разработан с учетом того, что экипаж может находиться внутри машины длительное время. Поэтому особое внимание было уделено вопросам эргономики. Боевой отсек относительно просторный, комфортной внутренней высоты, шумо- и теплоизолирован. Внутренняя отделка выполнена износостойким ковровым покрытием, пропитанным специальной противопригарной жидкостью (покрытие сидений также насыщен этим же веществом). Пол имеет специальное ребристое покрытие, чтобы обувь не скользила в сырую погоду. Каждое из сидячих мест имеет индивидуальные держатели для оружия и ящики для патронов.
Боевой отсек имеет систему внутреннего освещения с несколькими уровнями света и индивидуальными гусиными фонарями с направленным светом. Для поддержания комфортного температурного режима для экипажа установлены автономный отопитель и кондиционер.
НОВОСТИ ПИСЬМО |
Присоединяйтесь к списку рассылки GlobalSecurity. org |
Введите свой адрес электронной почты |
Русские бронеавтомобили Первой мировой войны (1914-18)
Модели
- AW 1913
- Остин Кегресс
- Остин Путилов
- Мгебров АЦ
- Мгебров Рено
- Поплавко Джеффри
- Путиловский Гарфорд
- Руссо-Балт
- Ижорский-Фиат
Контекст до 1905 г.
Важные реформы были проведены графом Дмитрием Милютиным в течение его долгой карьеры с 1861 по 1881 год. Он стремился создать современную армию из системы, унаследовавшей от наполеоновских войн организацию, тактику и комплектование. Первым шагом была вербовка с рекрутской системой и делением на военные округа. Он также учредил постоянные казармы для войск, надлежащее военное образование и начальное образование для всех призывников. Позже царь утвердил обязательную военную службу для всех 20-летних мужчин на 6-месячный долгосрочный контракт, что позволило создать большую армию опытных резервистов на случай войны, сохранив при этом небольшую профессиональную постоянную армию. Это было сделано в 1871 году, а к 1877 году эти реформы были замечены в действии во время русско-турецкой войны.
Позже, во время Боксерского восстания, 100 000 русских попытались захватить Маньчжурию, а в самом Китае вспыхнуло несколько столкновений или полномасштабных сражений, когда русские попытались защитить свои владения. Таким образом, в 1900 году напряженность в отношениях с Китаем была высокой, но маловероятно, что это приведет к войне и с Японией. В то же время армейский бюджет был сокращен до такой степени, что на него тратилось лишь 18% государственного бюджета, а львиная доля приходилась на массированное военно-морское перевооружение, из-за чего пехота в 1919 г.05. В то же время царь стремился впервые приобрести современную технику для армии и закупил французские бронеавтомобили Charron, первые русские бронеавтомобили на вооружении.
Последствия русско-японской войны
Сокрушительные поражения под Цусимой, битва под Мукденом и осада Порт-Артура в сочетании с плохими условиями жизни войск — как пехоты, так и флота — вылились в полномасштабный мятеж на флоте (на борту «Потемкина») и около 400 мятежей. из пехоты. Боевой дух постоянно снижался просьбами о поддержании порядка. Конница и пехота за короткое время подавили более 1500 гражданских протестов. Эти события потрясли армию до глубины души, и революционные идеи стали просачиваться с большей эффективностью, чем когда-либо. Однако с помощью жесткой дисциплины аристократическим офицерам обычно удавалось поддерживать порядок до 19 века.14, когда началась война с Германией.
Отсутствие автомобильной промышленности
К тому времени, когда понадобилась бронетехника, местных условий для этого не было. Были местные автомобильные мастерские, производившие сборку иностранных компонентов для нескольких богатых аристократов, но настоящей промышленности не было до появления Русско-Балтского вагоностроительного завода (РБВЗ) в Риге, Латвия. Последний смог в 1908 году производить грузовики в больших количествах. До 1915 и его эвакуация, на данный момент доставлено 450 машин. Инженер Двиницкий предложил проект парового бронеавтомобиля, который вскоре был признан нецелесообразным. Первая конкретная попытка была предпринята во время русско-японской войны казачьим офицером Маньчжурской армии М. Накашидзе.
Он начал работу над машиной с башней, но военное министерство, хотя и впечатленное, усомнилось в возможности создания такой машины на месте с нуля и обратилось к французскому производителю Charron, Girardot & Voigt с просьбой поставить прототип. Позже, после успешных испытаний, он был принят на вооружение Ижорского завода в Колпино под Санкт-Петербургом. Однако было заказано еще десять Charron, а получено только восемь, два из которых тем временем были украдены немцами.
Война 1914 года
В то время царь обращался к иностранным промышленным компаниям с просьбами прислать проекты броневиков или сделать предложения по уже существующим образцам, и многие из них были куплены одновременно. Кроме того, в 1914 году был разработан первый русский танк (Вездеход или «Иди куда угодно»), небольшой танк в виде улитки, с одной центральной гусеницей и рулевыми колесами, но также с полностью вращающейся башней. Несмотря на то, что он опередил свое время, Ставка (генеральный штаб) отклонила проект, поскольку, по их оценке, армия не нуждалась в этих машинах. Они подверглись резкой критике впоследствии, когда в 1916 августа англичане, а вскоре и французы выпустили на поле боя сотни танков. Разработка танка была возобновлена при полной поддержке начальника штаба; но было уже слишком поздно.
Большинство российских бронеавтомобилей базировались на зарубежных образцах, дорабатывались или полностью производились на месте. Наиболее часто использовался знаменитый «Остин-Путилов», основанный на грузовиках «Остин» местного производства, бронированных и оснащенных Путиловским арсеналом и Императорским заводом. Другими поставщиками были FIAT, Armstrong-Withworth, Isotta-Fraschini, Sheffield Simplex, Austin (Великобритания), Jeffery, Lanchester, Renault, White, Peerless и, возможно, Ford. Как правило, это были небольшие серии от 3 до 15 машин, приобретенных в начале войны. Эти броневики были всех размеров, как правило, с одной или несколькими башнями.
Талантливый французский инженер Адольф Кегресс изобрел новый тип гибких гусениц. Это привело к созданию небольшой серии вездеходов и переоборудованию для царя и генерального штаба, начиная с 1906 года, а позже породило первый в мире бронированный полугусеничный автомобиль Austin-Kégresse. Он хорошо подходил для азиатского фронта и российских дорог и климата в целом. В армии их в народе называли «танками», несмотря на их смешанный характер. Около 60 будет поставлено до осени 1917. Другая модель, «Путилов-Буллок», также была построена ограниченным тиражом.
Постепенно компоненты местного производства стали предпочитаться преимущественно британским моделям. В окрестностях Петербурга существовал «пул» мелких производителей, а именно Обуховский завод, Ижорский завод и Путиловский завод, самые известные. Ижорский построил около 120 автомобилей на базе иностранных шасси (FIAT, Pierce-Arrow & Peerless), в том числе собственные полугусеничные модели на базе сельскохозяйственного трактора Palmers & Lombard. Путилов был более плодовитым, выпустив 250 машин на шасси Austin и Packard. Но, несмотря на оптимистичные перспективы военного министерства, рассчитывавшего ежегодно принимать на вооружение 200 бронеавтомобилей и 50 полугусеничных машин, на конец войны в общей сложности насчитывалось 300 бронеавтомобилей, разбитых на 52 единицы.
Русские бронеавтомобили в действии
Тактическая организация этих машин предусматривала для борьбы с более тяжелыми целями небольшие взводы из двух бронеавтомобилей , (автомобили с пулеметами) и один пушечный бронеавтомобиль (автомобиль с артиллерийским вооружением). Каждый отряд состоял из 100 человек, имел 21 грузовик и машину поддержки и формировал роты из 12 легких и трех тяжелых броневиков. Они были приданы стрелковым дивизиям и призваны выполнять множество задач, от традиционных разведывательно-разведывательных дозоров до непосредственной огневой поддержки.
Бронеавтомобили использовались в большом количестве, более 30 различных типов использовались и многие другие тестировались, иногда в рабочем состоянии, но обычно в ограниченном количестве. Это жестокое отсутствие стандартизации спровоцировало нехватку запасных частей и кошмар с боеприпасами для доставки нужных боеприпасов. Плюс, имея по конструкции высокое давление на грунт, эти машины были ограничены в дальности и скорости плохим качеством дорог, встречающихся в Западной России, Белоруссии и Украине, обреченных на снег зимой и густую грязь осенью и весной. Только к осени 1916 Генштаб принял решение о принятии на вооружение «настоящих» танков западного образца и одновременно придал новую динамику различным отечественным танковым проектам. Был профинансирован необычный «Вездеход», но были и более тревожные проекты, такие как гигантский, даже гротескный трехколесный велосипед под названием «Царь-танк».
По проекту М. Лебденко, начальника экспериментальной лаборатории военного министерства, эта машина была построена и испытана летом 1915 года, но вскоре подверглась резкой критике из-за огромных размеров, недостаточной мощности и защищенности. В итоге заказы были сделаны в начале 1917 для французского Renault FT, британского Mark V и Whippet. Были также проекты по строительству некоторых из них по лицензии, но ни один из них не был реализован, когда режим рухнул.
Революция и гражданская война
Война закончилась революцией в октябре 1917 года, когда Керенский пришел к власти через временное правительство и потребовал перемирия. Но «мир» быстро сменился ожесточенной борьбой между РККА (Рабоче-Крестьянской Красной Армией) и коалицией западных войск, уже дислоцированных на Восточном фронте, и контрреволюционными частями. Это перерастет в полномасштабную гражданскую войну между «красными» и «белыми», последних поддержали западные державы. Если первые стремились захватить и повторно использовать как можно больше разрозненных и изношенных броневиков, то вторые не имели ничего, кроме нескольких бронепоездов, но позже получили западные танки последних моделей.
В январе 1919 года «белые» под командованием генерала Врангеля начали штурм Одессы при поддержке французских ФТ. Один из них позже был захвачен Красной Армией. Это послужило основой для дальнейшего развития танка. В апреле 1919 г. «белым» под Врангелем и Деникеном дали 57 танков, в основном «Марк V» с британскими экипажами. Они были недавно захвачены, в частности из-за отсутствия опыта и подготовки российских экипажей. К 1921 году «красные» постепенно захватили около 80 танков. Могла начаться новая история развития советского танкостроения.
Легкие бронеавтомобили
Накашидзе-Чаррон
Автомобиль, спроектированный русским офицером Накашидзе и построенный в 1906 году на базе ландо Шаррон-Жирардо-Войта. Первая машина, имеющая стандартную конфигурацию броневика с полностью вращающейся башней в задней части и бронированными лобовыми стеклами.
Армстронг-Уитворт 1913
Заказан русской армией британскому производителю AW перед войной. Две башни и разные модели.
Ижорский ФИАТ
Разработан офицером Ижорским на шасси грузовика FIAT 12PS 5,3 т 4×2, 60 л. с., скорость 60 км/ч. 47 построено, 2 башни и вооружены 2 пулеметами калибра 7,62 мм (0,3 дюйма), защищены броней от 5 до 8 мм (0,2–0,3 дюйма), экипаж 4 или 5 человек.
Средние бронеавтомобили
Отдельного слова заслуживает капитан Владимир Мгебров, оказавший значительное влияние на разработку советских броневиков. Родился в Москве в 1886 г., служил в начале войны в учебной автомобильной роте, вскоре преобразованной в Военную автошколу, позже переведенную в 1-ю роту запасных автомобилей.
Он был плодовитым и одаренным изобретателем, что привело к созданию пуленепробиваемого стекла и винтовочной гранаты, а также около 20 бронированных автомобилей, некоторые из которых были построены серийно, а некоторые были уникальными, с броней, предназначенной для улучшения их защиты под любым углом. Они не были прототипами и активно служили не только до 1917 года, но и во время Гражданской войны. Капитан Мгебров также был героем войны, посмертно награжден орденом Святого Георгия IV степени (погиб 21 августа 1915 года, ведя контратаку со своими новыми винтовочными гранатами). Помимо 11 Мгебров-Рено, он построил еще 5 типов бронеавтомобилей на базе.
Мгебров Рено
Построен на шасси грузовиков Renault, по-видимому, в количестве 11 единиц, с хорошо изученной наклонной броней.
Мгебров Белый
Та же машина на базе шасси White, с менее наклонной броней, но с 37-мм (1,45 дюйма) морской пушкой.
Мгебров Бенц
Задуман офицером Мгебровым в 1915 году. Очень похож на Мгебров Рено.
Мгебров Изотта-Фраскини
На базе шасси Isotta-Fraschini.
Руссо-Балт тип С (С)
8 постройки 1914 г. 4 т, 40 л.с., машина 4х2, скорость 20 км/ч (12 миль/ч), 5 человек экипажа, защита 3–5 мм (0,2–0,3 дюйма), вооружена 3 пулеметами калибра 7,62 мм (0,3 дюйма). -пушки.
Бронеавтомобиль Некрасова
10 построен в 1915 году, вооружен 37-мм (1,45 дюйма) пушкой QF и 3 пулеметами калибра 7,62 мм (0,3 дюйма).
Руссо-Балт тип Т
1916 г., построено 10 11-тонных зенитных грузовиков, вооруженных 76-мм (3-дюймовой) зенитной пушкой.
Остин Путилов
Или «Русский Остин» как обозначено. 33 построены в 1919-1920 гг. Вооружен двумя башнями en échelon .
Армстронг-Уитворт-ФИАТ
На базе грузовиков Fiat 3-1/2 тонны.
Тяжелые бронированные автомобили
Pierce-Arrow
Аналогичен британской машине, вооружен 2-фунтовой зенитной установкой Vickers QF.
Путилов-Гарфорд
На базе американского 5-тонного грузовика Garford, модифицированного и оснащенного на Путиловском заводе 75-мм (2,95-дюймовая полевая пушка в задней башне и два пулемета в носовых спонсонах. Около 12 выпущено в 1914 году.
Полугусеничные бронеавтомобили
Austin-Kégresse
12 построено в 1919-1920 гг.
Путилов-Буллок
Около 10 построено.
Цистерны
Вездекод Танк
Однопутная конфигурация. Всего 1 прототип построен и испытан в марте-декабре 1915 года. Отменен, затем вновь открыт в октябре 1916 года. О производстве и эксплуатации ничего не известно.
Ссылки о российских ББМ времен Первой мировой войны
Некоторые данные о русских бронеавтомобилях времен Первой мировой войны
Nakashidze-Charron M1906, самая первая серия русских бронеавтомобилей.
Armstrong-Withworth 1913 г., здесь российская копия 1915 г. постройки на шасси FIAT. Захвачен во Владивостоке в 1919 году японцами.
Путиловский Остин, очень успешная и плодовитая модель.
Austin Kégresse, первый в мире бронированный полугусеничный автомобиль.
Дежурный тяжелый «Паккард-Изорск» с 37-мм пушкой для поддержки пехоты и ПВО.
Грузовик «Ижорский-Бесподобный» с установленной на нем 40-мм пушкой (1,57 дюйма), в основном использовавшийся во время Гражданской войны в России (1919–1921) против воздушных целей.
Lanchester на вооружении России. Многие другие служили в РНАС в России, укомплектованные британскими экипажами. Российская версия имела скорострельную корабельную пушку калибра 37 мм (1,46 дюйма).
Двухбашенная установка Armstrong-Withworth FIAT, частично местного производства.
Бронированный грузовик Поплавко-Джеффри, хорошо защищенный для своего времени броней толщиной до 16 мм (0,63 дюйма).
Бронеавтомобиль Руссо-Балт М. Было построено около 15.
Бронеавтомобиль «Путилов-Гарфорд».
Ижорский-ФИАТ.
Mgebrov-Isotta-Fraschini, более традиционный, чем Renault, и более мощный.
Бронеавтомобиль Мгебров-Уайт
Характерный клиновидный бронеавтомобиль Mgebrov Renault.
ПЛАкат Столетия Первой мировой войны
Иллюстрации
Первая модель, Armstrong-Withworth 19. 13 с одной башней. Некоторые источники утверждают, что в состав поставки входила и спаренная пулеметная версия с обоими пулеметами в спонсонах. Но поскольку существует мало фотографических свидетельств, это могла быть копия 1915 или 1919 года.
Эта машина не входила в исходную партию, а была одной из трех русских копий, построенных в 1915 году, вероятно, на заводе Дальзавода во Владивостоке, на шасси FIAT.
Бронеавтомобиль Остин серии I на вооружении России.
Бронеавтомобиль Остин серии II на вооружении России.
Бронеавтомобиль Остин серии III в знаменитой двухцветной раскраске 1916 года, Россия.
Бронеавтомобиль Austin Series III на британской службе, 1916 г.
Бронеавтомобиль Austin образца 1918 года на британской службе, казармы RIC в Эннисе, Кантри-Клэр, Ирландия, ноябрь 1919 года.
Польский бронеавтомобиль White-Austin «Марс», 1920 г.
Камуфлированный Austin-Kegresse с удлиняющими катками для пересечения траншей, 1922
Остин-Кегресс «Украинец» в Житомире, 1920 г. , польско-русская война
«Стенька Разин», 1920 г. Захвачен 55-м пехотным полком 14-й Великопольской пехотной дивизии во время советско-польской войны и переименован в «Познаньчик». Он был повторно использован во взводе броневиков Великопольски.
Другой Остин-Путилов, в 1920 году, во время польско-советской войны. Как обычно, эти машины получили индивидуальные имена от своих экипажей. Похоже, что почти все они были окрашены в нейтральный серый цвет или, возможно, в бледно-оливковый цвет, фотографии не могут точно сказать, но это маловероятно, поскольку краска была доступна на складах ВМФ.
На вооружении большевиков, 1918 г. Машину часто путают с бронеавтомобилями Armstrong-Withworth-FIAT, построенными в Великобритании, также основанными на том же шасси FIAT американского производства, но поставленными ранее.
Мгебров-Белый на русской службе, 1915 г.
Единственный Mgebrov-Isotta-Fraschini на вооружении России, 1915 г.