Топливный фильтр как выглядит: Топливные фильтры автомобиля: виды, характеристики, периодичность замены

Топливные фильтры автомобиля: виды, характеристики, периодичность замены

Евро-5, говорите? Возможно, качество российского топлива в последние годы и улучшилось, но топливные фильтры автомобилей дилеры по-прежнему рекомендуют менять чаще, чем в Европе. Ведь попадание в дорогую топливную аппаратуру современного двигателя воды, примесей или грязи может стать для неё фатальным. Поговорим о топливных фильтрах — главных защитниках топливной системы машины.

Средний годовой пробег автомобиля в России составляет 17 500 км. При расходе 10 л/100 км за 12 месяцев через топливную систему машины проходит 1750 литров бензина или дизтоплива. А ведь у многих пробеги значительно больше! И всё потребляемое мотором топливо должно быть тщательно отфильтровано — для этого в автомобиле обычно установлен не один, а несколько топливных фильтров.

Типы топливных фильтров

Самую грязную (в прямом смысле) работу выполняет находящийся в баке фильтр грубой очистки топлива, он же фильтр-сетка или фильтр бензонасоса. Обычно он установлен на самом насосе, не давая ему закачать крупные частицы грязи и ржавчины в топливную магистраль. Чем сильнее забивается сетка, тем сложнее бензонасосу прокачивать топливо — очень часто он сгорает из-за грязного фильтра грубой очистки. Поэтому обновлять фильтр-сетку нужно регулярно, а при установке нового насоса эта процедура и вовсе обязательна для сохранения заводской гарантии.

Фильтр-сетка грубой очистки топлива

Основную очистку бензина от грязи выполняет топливный фильтр тонкой очистки, он же фильтр высокого давления. В классическом исполнении он представляет собой отдельный металлический бочонок с фильтровальным элементом внутри, установленный в топливной магистрали: либо под днищем автомобиля, либо в подкапотном пространстве. Бензиновый фильтр тонкой очистки задерживает частицы размером от 10 микрон.

Бензиновые фильтры тонкой очистки: отдельно стоящий и погружной

На современных автомобилях фильтр тонкой очистки всё чаще устанавливают непосредственно в бензобаке, интегрируя его в топливный модуль — такой фильтр, как и бензонасос, называют погружным. Модульная конструкция удобна для автопроизводителей: не нужно делать разрыв в топливной магистрали и герметичные соединения трубок с отдельно стоящим фильтром — все элементы находятся внутри бака. Но замена такого фильтра трудоёмка и сложна, требует полной разборки топливного модуля, а иногда и снятия бензобака.

Дизельный топливный фильтр с насосом ручной подкачки и датчиком воды

Дизельные топливные фильтры отличаются от бензиновых конструктивно, поскольку требования дизелей к фильтрации топлива строже. Давление, создаваемое ТНВД и форсунками дизеля, заметно выше, что требует меньших зазоров в элементах топливной системы. А значит, и минимальный размер частиц, задерживаемых фильтром, должен быть меньше. Кроме того, в дизельных фильтрах реализовано отделение от топлива воды — она собирается в резервуаре-отстойнике в нижней части фильтра, оснащенном датчиком. Периодически собранную воду нужно сливать вручную, отворачивая штуцер, поэтому дизельные фильтры не делают погружными — они всегда установлены отдельно, в легкодоступном месте. Также дизельные фильтры обычно оснащены насосом ручной подкачки топлива, а иногда и подогревом

Наконец, карбюраторные фильтры низкого давления часто используют в качестве дополнительных топливных фильтров — как на дизельных, так и на бензиновых машинах. Они стоят дёшево и быстро меняются, а благодаря прозрачному пластиковому корпусу позволяют легко контролировать состояние топлива, наличие в системе воздуха и загрязнение фильтровального элемента. Иногда карбюраторные фильтры используют и в другой роли — например, как маслоуловители впускного тракта.

Карбюраторный топливный фильтр низкого давления

Где находится топливный фильтр

Расположение топливного фильтра можно увидеть на схемах топливной системы автомобиля (например, в нашем подборщике запчастей) или вычислить на месте, исследуя топливную магистраль. Дизельный фильтр в легковой машине всегда стоит под капотом; там же можно встретить и бензиновый фильтр тонкой очистки, хотя чаще он установлен под днищем. Если вы проверили топливопровод от форсунок до бензобака и не нашли топливный фильтр, значит он погружного типа и находится непосредственно в баке.

Как часто менять топливный фильтр

Срок службы топливного фильтра зависит от его типа. Дизельные фильтры меняют часто — иногда с каждой сменой масла (то есть каждые 10 000 км) или через одну. Рекомендуемая периодичность замены бензинового фильтра: 30 000–40 000 км. Погружные фильтры автопроизводители предписывают менять реже, чем установленные вне бака, но связано это лишь со сложностью операции — грязеёмкость погружных фильтров не больше, чем у выносных.

Признаки забитого топливного фильтра

Грязный топливный фильтр существенно ухудшает работу двигателя. Сперва проявляется недостаток тяги в пиковых режимах — на высокой скорости, при резких ускорениях, под интенсивной нагрузкой. Если оперативно не заменить фильтр, то дефицит мощности проявится и при повседневной езде. Также забитый топливный фильтр затрудняет запуск двигателя и снижает ресурс топливного насоса, нагрузка на который возрастает многократно. Из-за отсутствия тяги и неправильной работы мотора возрастает и расход топлива.

Замена топливного фильтра

Резьбовые соединения — одна из причин более частой регламентной замены выносных топливных фильтров. Если фильтр, расположенный под машиной, не менять несколько лет, открутить его будет сложно — резьба штуцеров намертво закисает, а наружные крепления ржавеют. Лучше менять фильтр чаще, чтобы его демонтаж не вызывал проблем.

Менять топливный фильтр любого типа рекомендуется с минимальным остатком топлива в баке — так его утечки будут меньше. Крышку горловины бака перед заменой фильтра лучше снять, чтобы сбросить остаточное давление. При смене отдельно стоящего (выносного) фильтра имеет смысл сбросить давление и в самой топливной магистрали — для этого нужно вытащить предохранитель бензонасоса и завести двигатель, выработав оставшийся в фильтре и топливопроводе бензин. На некоторых фильтрах есть стрелки, указывающие направление движения топлива (к двигателю) — следите, чтобы фильтр был установлен нужной стороной.

Замена погружных фильтров (тонкой и грубой очистки) обычно выполняется через ревизионный лючок в кузове машины, но может потребовать и демонтажа бензобака. Разборку и сборку топливного модуля лучше производить в соответствии с заводской инструкцией — любое забытое или неправильно установленное резиновое уплотнение (коих в модуле множество) приведёт к проблемам с запуском двигателя. При этом все уплотнительные резинки должны быть заменены на новые — закажите их заранее.

Пример замены погружных фильтров со снятием бака на Toyota Rav4:

Замена топливного фильтра со снятием бака

Режим питания (двигателя) нарушать нельзя — меняйте топливные фильтры вовремя, чтобы мотор работал исправно и выдавал полную мощность.

Принцип работы, устройство, расположение и замена топливного фильтра

Любая автомобильная силовая установка: и дизельная, и бензиновая — функционирует за счет преобразования энергии, выделяемой при сгорании горючей смеси во вращательное движение коленчатого вала. Топливо, как часть горючей смеси, подается в цилиндры силовой установки с помощью сложной системы подачи горючего – системы питания.

Устройство топливного фильтра автомобиля в распиле

Чтобы обеспечить правильную работу системы питания, а также минимизировать возможность выхода данной системы из строя, топливо должно быть очищенным от всевозможных механических примесей.

Для чего нужно менять топливный фильтр

В бензиновом карбюраторном силовом агрегате данные примеси могут забить топливные каналы в карбюраторе, из-за чего возможны перебои в работе силовой установки. Помимо того механические примеси обладают абразивным свойством, поэтому они могут со временем повредить некоторые элементы карбюратора.

Наличие примесей в бензине более не желательно, если у автомобиля система питания – инжекторная. Бензин в такой системе в цилиндры поступает под давлением и дозировано. Дозировка бензина в такой системе производится форсункой. А в конструкции форсунки имеются взаимодействующие между собой детали с высокой точностью обработки – прецизионные пары. Так вот, примеси в бензине со своим абразивным свойством могут привести либо к повреждению поверхности данных пар, либо же к заклиниванию данных деталей между собой, что приводит к выходу форсунки из строя.

Так примерно выглядит топливный фильтр при пробеге в 30.000 км.

Самым требовательным к чистоте топлива является дизельная система питания. У данной системы питания прецизионные пары имеются не только в форсунках, но и в топливном насосе высокого давления, поэтому наличие примесей может вывести из строя и форсунки, и насос. Поэтому в конструкцию любой системы питания включены топливные фильтры.

Какие бывают топливные фильтры, их виды и устройство

Топливный фильтр – элемент системы питания, производящий дополнительную чистку топлива от имеющихся в нем примесей. Обычно в каждой системе питания имеется несколько топливных фильтров с разным уровнем степени очистки горючего (фильтры грубой и тонкой очистки).

Топливный фильтр для грубой очистки позволяет чистить топливо от примесей с размером до 0,1 мм. Обычно такие фильтры представляют собой сетку, выполненную из латуни. Часто на автомобили такую сетку устанавливают в нескольких местах. Так, зачастую первым фильтром является сетка, установленная в горловине бака. Обычно сетка в горловине имеет сравнительно крупные ячейки и предназначена для удержания особо крупных загрязняющих частиц.

В карбюраторных системах питания устанавливается еще одна сетка на топливозаборнике. Эта сетка уже имеет значительно меньшие ячейки и позволяет отделить от топлива средние примеси.

В некоторых карбюраторах (Солекс) часто встречается еще одна сетка с уже малыми ячейками. Устанавливается она во впускном штуцере.

В инжекторных двигателях топливный фильтр грубой очистки тоже представлен в виде сетки, но она включена в конструкцию бензонасоса, установленного непосредственно в баке.

Некоторые топливные системы, в большинстве дизельные, помимо сеток, выполняющих роль фильтра грубой очистки, оснащаются еще и фильтром-отстойником. Данный фильтр тоже предназначен для удаления крупных загрязняющих частиц.

Фильтры тонкой очистки позволяют очищать горючее от примесей размером до 0,001 мм. В разных топливных системах он располагается по-разному. Так, в карбюраторной системе он устанавливается в топливную магистраль между топливозаборником и бензонасосом. В инжекторных двигателях «тонкий» фильтр находится между топливным насосом и рампой. У дизеля этот фильтр обычно располагается между фильтром-отстойником и насосом высокого давления.

Фильтры грубой очистки топлива, поскольку они предназначены для улавливания крупных примесей, обычно имеют разборную конструкцию, что позволяет произвести их промывку. Каждую из латунных сеток, установленных в систему питания можно извлечь, промыть и установить обратно. Фильтр-отстойник, с любым видом конструктивного исполнения, можно разобрать, промыть и он будет работать дальше. Правда, в некоторых фильтрах-отстойниках устанавливается фильтрующий элемент, который в зависимости от материала исполнения либо заменяется, либо промывается и устанавливается обратно.

Виды топливных фильтров тонкой очистки

Фильтры, предназначенные для тонкой очистки топлива, бывают двух видов: разборные и неразборные. Разборные фильтры обычно устанавливаются в дизельных системах питания, хотя встречаются у двигателей с такой системой питания и неразборные фильтры.

Поскольку дизельные системы питания очень требовательны к качеству горючего, то и «тонкие» фильтры там заменяются значительно чаще, чем в бензиновых. Обычно топливный фильтр состоит из корпуса, в который помещен фильтрующий элемент. Замена топливного фильтра разборной конструкции производится путем разборки фильтра с последующей заменой фильтрующего элемента.

Неразборные конструкции фильтра применяются чаще на бензиновых топливных системах. В бензиновых двигателях замена топливного фильтра производится реже, чем у дизеля. Обычно такой фильтр просто отсоединяется от системы питания и на его место устанавливается новый.

В любом случае, чтобы силовая установка работала без сбоев, требуется своевременная замена топливного фильтра.

Где находится топливный фильтр

Перед тем как произвести обслуживание топливной системы, нужно узнать, где находится фильтр. Сеточные фильтры, как уже сказано, имеют определенные точки установки, поэтому найти их не сложно.

Топливный фильтр на Ладе Приоре. Стрелка показывает в каком направление ставится фильтр

Фильтры-отстойники в любом авто находятся недалеко от  бака. Узнать, где находится топливный фильтр отстойник, можно, проследив за топливными патрубками, ведущими от бака, они в любом случае приведут к этому фильтру.

Найти «тонкий» фильтр в авто с карбюраторной системой тоже не составит труда. Этот фильтр обычно размещается в подкапотном пространстве. Он устанавливается в подводящий топливный трубопровод, ведущий к бензонасосу.

Фильтр тонкой очистки у авто с инжекторной системой часто устанавливается в самом баке или же возле него. То есть, чтобы понять, где находится топливный фильтр у авто с данной системой питания, достаточно загнать авто на смотровую яму. Если возле бака его не видно и топливопроводы ведут из бака напрямую в подкапотное пространство, значит, фильтр установлен в баке.

У дизельных силовых установок «тонкие» фильтры зачастую монтируются в подкапотном пространстве, недалеко от насоса высокого давления. Обнаружить его можно, проследив за топливопроводами, ведущими от него. Входящий в насос патрубок всегда идет от топливного фильтра.

Признаки грязного или неисправного топливного фильтра

О топливном фильтре часто забывают. Как и все системы фильтрации, она со временем выходит из строя, поскольку становится все более засоренной всеми частицами, которые она блокирует. Вы можете думать, что топливо довольно чистое, но даже на заправке топливо может содержать много примесей, таких как грязь, ржавчина из резервуаров для хранения или даже кусочки краски.

Фильтр предотвращает попадание загрязняющих веществ в двигатель, что может повлиять на его работу и сократить срок службы. Как вы можете гарантировать, что ваш фильтр всегда работает должным образом, а также определить, когда он подходит к концу?

Назначение топливного фильтра

Топливная система автомобиля забирает топливо из бака, а затем пропускает его через топливный фильтр для распределения в двигатель, через систему впрыска или карбюратор. Затем она расходуется как продукт сгорания в камерах цилиндров двигателя, при этом каждое тщательно рассчитанное зажигание обеспечивает энергию, необходимую для движения. Топливный фильтр образует важный барьер, предотвращая попадание в двигатель грязи, такой как топливные примеси или ржавчина. Если инородные тела проникают сквозь фильтр и попадают в двигатель, это может привести к преждевременному износу, повреждению и снижению эффективности использования топлива.

В последнее десятилетие топливные фильтры приобретают все большее значение, поскольку в современных автомобилях используются все более эффективные двигатели. Фильтр является важной частью, которая предотвращает повреждение двигателя, ремонт которого может быть чрезвычайно дорогостоящим. Поэтому в интересах как вашего автомобиля, так и вашего банковского счета поддерживать фильтр в хорошем рабочем состоянии.

Признаки неисправности

Проблемы с запуском автомобиля

Одной из первых проблем, с которой вы, вероятно, столкнетесь при грязном или вышедшем из строя фильтре, является проблема с запуском автомобиля. Засоренный фильтр будет подавать в двигатель меньше топлива, что приведет к затрудненному запуску. Если со временем его не остановить, это полностью остановит запуск вашего автомобиля.

Плохая экономия топлива

Ваш двигатель представляет собой тонко сбалансированную систему, управляемую компьютерами, которые управляют подачей топлива в камеры сгорания поршней. Когда поток топлива неравномерен из-за заблокированного или вышедшего из строя топливного фильтра, это может означать, что в двигатель подается неправильный объем топлива, что приводит либо к несгоранию топлива, либо к падению производительности — в любом случае снижается расход топлива автомобиля.

Индикатор «Проверьте двигатель»

Индикатор «Проверьте двигатель» является отличным индикатором проблем с двигателем, таких как плохой расход топлива и снижение общей эффективности, которые могут быть вызваны загрязнением топливного фильтра. Это особенно полезный индикатор того, что вам необходимо проверить топливный фильтр у механика, если он сопровождается другими симптомами из этого списка.

Сильные запахи

Если ваш топливный фильтр забит, засорен или сломан, это может повлиять на правильную подачу топлива в двигатель. Однако, если он сломан, то он также может легко начать вытекать топливо, создавая сильные запахи вокруг автомобиля. Это серьезный симптом, и даже если вы не подозреваете топливный фильтр, мы рекомендуем посетить механика, если вы чувствуете запах топлива где-либо вокруг вашего автомобиля.

Заглохание

Поскольку поток топлива через грязный или сломанный фильтр становится все более суженным, в двигатель поступает недостаточное количество топлива. Это может быть особенно проблематично при движении автомобиля из остановленного положения, поскольку двигателю требуется больше энергии для преодоления инерции неподвижного автомобиля, что часто приводит к остановке двигателя. Кроме того, вы можете заметить глохнет сразу после запуска автомобиля.

Снижение мощности и производительности

На открытой дороге грязный или сломанный топливный фильтр влияет на общую производительность двигателя, что приводит к снижению мощности, что особенно заметно при ускорении. Это может даже уловить внутренний компьютер, переводя автомобиль в специальный «режим бездействия», когда скорость автомобиля будет сильно снижена для защиты двигателя. Автомобили не должны ездить в аварийном режиме в течение длительного периода времени, поэтому, если это произойдет, вам следует немедленно обратиться к механику.

Пропуски зажигания

Неравномерная подача топлива в двигатель через грязный или сломанный топливный фильтр может вызвать пропуски зажигания, особенно при ускорении. Вы также можете испытывать тряску и дрожь на разных скоростях, так как двигатель изо всех сил пытается достичь расхода топлива, необходимого для эффективной работы.

Поврежденный топливный насос

Если ваш топливный фильтр поврежден или засорен, это создаст дополнительную нагрузку на топливный насос, так как насос работает с большей нагрузкой, чтобы прокачать больше топлива в двигатель. Если вы обнаружите, что ваш насос неисправен, то обязательно стоит взглянуть на фильтр, чтобы проверить, не он ли является причиной неисправности.

И, наконец,

Если у вас возникли проблемы с топливным фильтром, имеет смысл попробовать прочистить и очистить его, прежде чем двигаться дальше. Однако, если это не влияет на работу двигателя, то заменить топливный фильтр вашего автомобиля не так уж сложно, обладая небольшими знаниями в области механики.

Регулярные проверки также помогут убедиться, что деталь не заблокирована, а учитывая ущерб, который забитый фильтр может нанести вашему двигателю, это также поможет вам сэкономить деньги на ремонте двигателя. Однако срок службы этой детали ограничен, и в конечном итоге ее потребуется заменить.

Неисправная замена топливного фильтра

Вы всегда можете отличить автомастерскую, которая существует уже давно, по запасу стареющих деталей в самых темных углах подсобки. Почти всегда можно найти набор свечей зажигания, точек зажигания, конденсаторов, проводов свечей зажигания, клапанов PCV и, что не менее важно, топливных фильтров.

Ни один из них не занимает слишком много места на полках, а большинство старых топливных фильтров были очень маленькими, поскольку все, что им нужно было сделать, это поместиться во впускном отверстии карбюратора. В прошлые дни они были обычным предметом обслуживания, и, наряду со многими современными достижениями в области контроля и управления трансмиссией, они больше не входят в список для регулярной замены. Но, возможно, они должны быть.

С момента появления системы впрыска топлива срок службы топливных фильтров увеличился благодаря нескольким факторам: от улучшения хранения и доставки топлива на заправочную станцию ​​до более крупных фильтров с резко увеличенной площадью поверхности. Когда вы соедините это со способностью компьютера вносить точные корректировки в управление подачей топлива на немедленной и долгосрочной основе (и устранять ранние симптомы), вы получаете критический компонент топливной системы, который часто упускается из виду.

Но вы не можете игнорировать тот простой факт, что фильтр есть фильтр, и независимо от всего остального в уравнении того, насколько хорошо работает двигатель, топливные фильтры в конечном итоге станут ограниченными.

Очень легко положиться на диагностический код неисправности, который укажет вам правильное направление при диагностике любого типа проблемы с управляемостью, но на сегодняшний день не существует конкретного кода, определяющего «топливный фильтр ниже эффективности» (не правда ли, было бы здорово? ).

Поэтому распознавание признаков того, что топливный фильтр подлежит замене, важнее, чем когда-либо.

Начнем с того, что шум топливного насоса может быть прямым признаком неисправности топливного фильтра. Насосы, которые обычно почти не слышны, могут начать раздражающе кричать, заставляя жаловаться на это даже самых нерадивых владельцев транспортных средств. Говоря как бывший техник, мы привыкаем к нормальному звуку электрических топливных насосов. Если один из них звучит немного громко, вы можете поспорить, что фильтр нуждается в замене.

Следует помнить тот факт, что насос может быть поврежден, если игнорировать фильтр с ограниченным доступом, и хорошим правилом является то, что замена топливного фильтра никогда не бывает плохой, но никогда не заменяйте насос без нового фильтра на месте. в то же время.

Другим признаком того, что топливный фильтр может быть плохим, является пара наиболее распространенных диагностических кодов неисправностей, которые технические специалисты видят на регулярной основе: DTC P0171, System Too Lean Bank 1; и P0174, Система слишком бедная, ряд 2.

Если модуль управления силовым агрегатом посредством контроля выхлопных газов распознает, что топлива недостаточно для правильного сгорания, он обогатит смесь для компенсации. Если это состояние сохраняется с течением времени, это приведет к сохранению этих кодов бережливости.

В большинстве таких случаев двигатель работает идеально, проблем с управляемостью не сообщается. Хотя эти коды могут быть установлены по разным причинам, виновником может быть топливный фильтр с ограниченным доступом. Как минимум, даже если будет обнаружено, что причиной является другой компонент, фильтр следует рекомендовать на основании технического обслуживания и возможности того, что он может частично способствовать возникновению проблемы.

Следующий в списке, чрезмерное время запуска и затрудненный запуск. Теперь мы все знакомы с заливкой топливного насоса, когда вы включаете ключ зажигания, или, в некоторых случаях, когда вы отпираете автомобиль и открываете дверь, чтобы впрыск топлива сразу же подавал топливо для быстрого запуска.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *