Аквапланирование это что – Что такое аквапланирование и как его избежать?

Содержание

Что такое аквапланирование и как его избежать?

Как избежать потери управления автомобилем из-за аквапланирования?

Сегодня мы рассмотрим такое частое явление, которое может произойти абсолютно с любым автомобилем на дороге, как аквапланирование. Давайте узнаем, что означает этот термин, а также как это явление может влиять на ваш автомобиль. В том числе мы узнаем, что делать если ваша машина начала аквапланировать. 

 

К сожалению, в большинстве регионов нашей страны каждый год выпадает огромное количество осадков. Больше всего конечно эти осадки выпадают в виде дождей, ливня и града. Наибольшую опасность для всех автомобилистов представляет конечно дожди, которые приводят к образованию луж на дорогах. 

 

Лужи представляют угрозу не только двигателю автомобиля (например, из-за воды может произойти гидроудар двигателя), но могут стать причиной аквапланирования машины. 

 

Возможно вы имеете огромный стаж вождения и ниразу не сталкивались с аквапланированием автомобиля на дороге. Но это не означает что аквапланирование редкое явление и что с вашим автомобилем подобное никогда не произойдет.

 

Помните, что на дороге может произойти все что угодно. Даже маловероятные события. Так что вы должны быть готовы ко всему. В том числе и аквапланированию. Также вы должны знать, что делать в этом случае.

 

Что такое аквапланирование?

Аквапланирование — несмотря на сложное название довольно таки просто объяснить. Это такое явление, когда ваш автомобиль начинает терять сцепление с дорогой из-за слоя воды под колесами. В тот момент, когда шины автомобиля перестают справляться с большим количеством воды, пятно контакта покрышек с дорожной поверхностью, начинает резко сужаться. В конечном итоге автомобиль может полностью потерять сцепление с дорогой. Это и называется аквапланирование. При этом машина перестает реагировать на рулевое управление, на торможение и даже в некоторых случаях на ускорение. 

 

Почему так происходит и почему даже на новой резине автомобиль может саквапланировать на дороге? Напомним, что каждые шины имеют на поверхности специальный протектор, который предназначен для отвода воды при движении по мокрой и влажной поверхности. Этот отвод воды и создан для того чтобы предотвращать постоянное аквапланирование автомобиля на дороге.

Благодаря этому протектору для отвода влаги, вода в буквальном смысле рассекается и рассеивается, осушая участок дорожной поверхности, с которым взаимодействует покрышка.

 

Если же объём воды на дороге больше, чем может отвести протектор шин автомобиля, то под колесом образуется избыток воды. В результате автомобиль может потерять сцепление с дорогой, произойдет аквапланирования, после чего транспортное средство может стать полностью не управляемым.

 

Вот почему так важно следить за состоянием шин. Особенно за глубиной протектора. Ведь от состояния резины зависит ваша безопасность, безопасность пассажиров и других участников дорожного движения.

 

Вы должны помнить, что новые или неизношенные нормальные шины могут удалять достаточное количество воды чтобы в большинстве случаев избежать аквапланирования. Правда это касается только новых или слегка изношенных покрышек. Так, по данным экспертов новая летняя шина может всего за 7 секунд отвести (удалить) с дорожной поверхности стандартное ведро воды. Правда эта скорость отвода воды достигается при максимальной скорости вращения колеса, которая предусмотрена производителем покрышек.

 

Если протектор шин имеет недостаточную глубину (изношен), то под колесами во время дождя начинает образовываться избыток воды. Вода под шинами может накапливаться и достигнуть критичной точки, когда пятно контакта покрышек с дорожной поверхностью сузится до опасного размера или полностью исчезнет. В результате, под шинами может образоваться водная подушка, которая поднимет колеса над дорожным покрытием, и машина начнет аквапланировать из-за того, что шины полностью потеряют контакт с дорогой. 

 

Обычно, наиболее подвержены аквапланированию передние колеса, поскольку задние шины обычно взаимодействуют уже с более сухим асфальтом, после отвода воды передними шинами. Это означает что при аквапланировании автомобиль может потерять управляемость. В том числе при аквапланировании может значительно теряться эффективность тормозной системы, поскольку передние колеса при аквапланировании не смогут должным образом остановить машину.

 

В том числе, при аквапланировании на переднеприводных автомобилях не поможет и педаль газа, чтобы вывести машину из неуправляемого состояния, поскольку передние колеса, куда передается крутящий момент, не смогут ускорить машину из-за отсутствия контакта с дорожной поверхностью.

 

Также могут потерять сцепление с дорогой и управляемость заднеприводные и полноприводные автомобили. Например, когда все четыре колеса потеряют контакт с дорожным покрытием из-за водной подушки, которая может образоваться под колесами.

 

Что делать, если произошло аквапланирование?

И так, представьте. Вы едете по дороге, впереди видите большую лужу и не снижая скорости заезжаете в воду. В этот момент предположим, что ваш автомобиль начинает аквапланировать. Как понять, что ваша машина потеряла контакт с дорожной поверхности и начала аквапланировать? Для тех, кто не знаком с этим и никогда не попадал в аквапланирование в первые секунды будет тяжело разобраться что произошло с машиной, но тем не менее даже новичок поймет спустя несколько секунд, что машина начала аквапланировать. Правда желательно это понять сразу, поскольку от этого будет зависеть сможете ли вывести авто из аквапланирования. 

 

Как же распознать в первую секунду что ваша машина начала аквапланировать? Во-первых, при аквапланировании как правило резко возрастают обороты двигателя (из-за снижения сопротивления необходимого для вращения колес). Во-вторых, рулевое колесо становится легче (опять же из-за уменьшения усилия требуемого для поворота колес). 

 

Что делать в этой ситуации?

Как и во многих опасных ситуациях самое худшее что вы можете сделать за рулем, это запаниковать. Например, при аквапланировании самой частой ошибкой водителей являются неадекватные действия. Например, торможение или попытка резко дернуть рулевое колесо, с целью вернуть машине траекторию движения.

 

 

Но помните, что как правило автомобиль начинает аквапланировать из-за того, что передние колеса потеряли контакт с дорожной поверхностью, поэтому торможение или рулевое управление будут малоэффективны для восстановления управляемости машины.  

 

Вот что вы должны сделать при аквапланировании:

 

— Если вы используете круиз-контроль, то при первых же признаках аквапланирования выключите его

 

— Не нажимайте педаль тормоза, поскольку это может привести к заносу машины

 

— Плавно и медленно отпустите педаль газа. Поскольку тормоза и рулевое управление при аквапланировании не помогут, вам ничего не остается делать, как снизить обороты двигателя, плавно отпустив педаль газа, для того чтобы автомобиль начал замедляться естественным образом. Также ни в коем случае не стоит при аквапланировании нажимать педаль газа, добавляя обороты двигателю, поскольку это только усугубит аквапланирование и возможно приведет к заносу

 

— По мере снижения скорости автомобиля, осторожно проверьте стало ли рулевое колесо тяжелее (жестче). Если да, то осторожно и медленно начинайте тормозить, нажав педаль тормоза. Если рулевое колесо намного легче чем при нормальной ситуации, то не поворачиваете его и не начинайте торможение, поскольку это означает что колеса автомобиля еще не имеют необходимого пятна контакта с дорожной поверхностью

 

— Помните, что только плавные и последовательные действия за рулем помогут вам восстановить контроль над машиной после аквапланирования

 

— К сожалению, вышеописанные действия возможны только если вы двигаетесь на небольшой скорости и у вас будет время медленно и плавно восстановить контроль над машиной. Но чаще всего аквапланирование происходит на большой скорости и в самый неподходящий момент. Например, перед поворотом. В этом случае вам придется попытаться остановить машину нажимая плавно педаль тормоза и корректируя движение автомобиля с помощью рулевого колеса (если конечно это будет возможно).

 

Но и в этом случае вы должны держать себя в руках и не паниковать. То есть ни в коем случае не делайте резких движений рулевым колесом и не нажимайте резко педаль тормоза. Все движения должны быть плавными и медленными. 

 

Как избежать аквапланирования автомобиля?

 

Когда ваш автомобиль начинает аквапланировать, то вы в большинстве случаев из водителя фактически превращаетесь в пассажира, поскольку перестаете контролировать автомобиль в буквальном смысле. Поэтому лучший способ действий- это предотвратить аквапланирование. 

 

Есть несколько золотых правил, которые следует соблюдать чтобы уменьшить риск аквапланирования автомобиля во время движения.

 

Во-первых, всегда учитывайте дорожные условия. Если на дороге, например, вы увидите большую лужу или пошел сильный ливень обязательно снизьте скорость автомобиля. Во время дождя вы также должны избегать движения по затопленным участкам дороги. Особенно по глубокой колее, где обычно скапливается много воды.

 

Снижая скорость, вы даете шинам автомобиля больше возможности для отвода воды и сохранения пятна контакта. Помните, что чем медленней движется машина, тем меньше накапливается избыточной воды под колесами. Соответственно снизив скорость вы по сути увеличиваете пятно контакта шин с дорогой. 

 

Конечно, чтобы избежать аквапланирования автомобиля вы также должны следить за состоянием покрышек. Изношенные или поврежденные шины менее эффективны при рассеивании воды с дорожной поверхности. Поэтому в случае если глубина протектора шин не соответствует установленной минимальной норме, вы должны заменить покрышки на новые, иначе существует огромный риск аквапланирования.

 

Смотрите также: Советы водителям на случай экстренных ситуаций во время движения автомобиля

 

В том числе вы не должны выезжать на дорогу если давление в колесах не соответствует норме, которую как правило устанавливает автопроизводитель. Помните, что недокаченные шины не смогут максимально эффективно отводить воду с дорожной поверхности.

 

В том числе советуем вам в дождь или во влажную погоду ехать ровно по следам другого автомобиля, чьи колеса как правило уже достаточно осушили дорожную поверхность. Правда в этом случае будьте осторожны, поскольку для этого необходимо ехать за другим автомобилем достаточно близко. Но помните, что если во время движения пойдет ливень, то вам придется увеличить дистанцию до другого автомобиля, поскольку в сильный дождь увеличивается тормозной путь.

www.1gai.ru

что это и как с ним бороться? — журнал За рулем

Даже с новыми шинами от именитого производителя при толщине слоя воды на асфальте сантиметров в десять машина может потерять контакт с дорогой на скорости и до 80 км/ч.

Golf на грани срыва в аквапланирование: водяной клин уже сформировался перед передними колесами.

Golf на грани срыва в аквапланирование: водяной клин уже сформировался перед передними колесами.

Аквапланирование — это возникновение гидродинамического клина в пятне контакта шины. То есть полная или частичная потеря сцепления, вызванная присутствием водяного слоя, отделяющего шины движущегося автомобиля от дороги. С точки зрения физики, объяснение следующее: когда колесо попадает на залитую водой поверхность, в зоне контакта увеличивается давление воды, когда же его величина становится больше, чем давление шины на опорную поверхность, шина всплывает.

Этапы возникновения эффекта аквапланирования: а — сухой, б — мокрый, в — при сильном дожде, 1 — участок контакта, 2 — участок водяного клина.

Этапы возникновения эффекта аквапланирования: а — сухой, б — мокрый, в — при сильном дожде, 1 — участок контакта, 2 — участок водяного клина.

Электронная энциклопедии «За рулем» наглядно иллюстрирует процесс. Взгляните на рисунок. На сухой дороге (а) пятно контакта шины с покрытием составляет величину 1. На мокрой дороге этот участок уменьшается из-за появления водяного клина (участок 2, рис. б). По мере увеличения скорости движения и количества воды шина все больше всплывает над дорогой подобно мчащемуся катеру, поскольку возрастает подъемная сила клина и ей приходится выдавливать больше воды из зоны контакта за меньший промежуток времени. Наконец, когда скорость достигнет определенной величины, называемой критической, и между шиной и покрытием останется слой воды (рис. в), автомобиль, потеряв контакт с дорогой, станет неуправляемым. Опасность очевидна, поэтому аквапланирования следует избегать.

Факторы, влияющие на аквапланирование

Большое влияние на аквапланирование оказывают рисунок и степень износа протектора. Чем прямее, шире, глубже и чаще расположены канавки на покрышке, тем быстрее и больше удаляется воды из зоны контакта шины с дорогой, а стало быть лучше их сцепление. У гладкой шины (типа слик), например, коэффициент подъемной силы на водяном клине в два раза выше, чем у шины с рисунком. Вот почему «Правилами эксплуатации шин» запрещается применять покрышки, глубина канавок которых меньше 1,6 мм.

Аналогичная зависимость проявляется и в отношении дорожного покрытия. Чем крупнее зернистость асфальта, тем быстрее и больше воды выдавливается из зоны контакта. Самым опасным с точки зрения склонности к аквапланированию оказываются гладкие дорожные покрытия. Особенно в поворотах.

Толщина водяной пленки — еще один фактор, влияющий на возникновение аквапланирования. Чем глубже лужа — тем больше в ней воды, тем труднее вывести ее всю из пятна контакта.

Фактор, на который в первую очередь может повлиять водитель, — скорость дв

www.zr.ru

Что такое аквапланирование, чем оно опасно, и как с ним бороться

Аквапланирование – эффект, о котором многие слышали, а некоторые даже ощущали, но который, тем не менее, зачастую остается без внимания. Его потенциальная опасность при этом обычно не только недооценивается, но еще и усугубляется – несоблюдением скоростного режима, несвоевременной заменой шин, неподходящими действиями в опасной ситуации… Выясняем, что такое аквапланирование, чем оно опасно, и как его избежать.

1. Что такое аквапланирование?

Аквапланирование – это потеря сцепления шины с поверхностью дорожного полотна из-за слоя воды на его поверхности. Как следует из самого слова, это буквально эффект «планирования по поверхности воды» – его еще называют «водяной клин». Как правило, он возникает, когда автомобиль на слишком большой для текущих условий скорости въезжает в лужу или другое скопление воды. Главная опасность при этом – полная потеря сцепления с дорогой: здесь оно даже ниже, чем на льду, поскольку никакого трения в пятне контакта нет вовсе.

Избыточная скорость при этом является одной из главных причин, но может быть разной в зависимости от конкретных условий, поэтому нельзя сказать, что какая-то минимальная (из дорожных) скорость является универсальным способом гарантированно избежать аквапланирования. Однако помимо скорости есть и ряд других факторов и причин, провоцирующих этот эффект.

2. Какие факторы повышают риск аквапланирования?

Как уже было сказано выше, первым и главным фактором является избыточная скорость. Шина обычного автомобиля имеет водоотводящие канавки, рассчитанные на отведение определенного количества воды из пятна контакта. Когда же автомобиль на большой скорости въезжает в лужу или просто на очень мокрую дорогу, шина может просто физически не справиться с отведением такого количества воды. В результате в пятне контакта возникнет водяная пленка между шиной и дорогой, и сцепление с дорогой пропадет.

Толщина водяной пленки – это второй логичный фактор. Если глубина пресловутой лужи велика, то уже никакая шина не сможет отвести всю эту воду из пятна контакта. То есть, при определенной скорости и толщине водяной пленки возникновение аквапланирования попросту неизбежно, и единственный способ на это повлиять – заранее снизить скорость.

Остаточная глубина протектора шины – третий из главнейших факторов, влияющих на потенциальный риск возникновения аквапланирования. Чем меньше глубина ламелей и канавок, отводящих воду, тем меньше этой самой воды они могут отвести. Изношенная шина, соответственно, куда менее эффективна в борьбе за сцепление с мокрой дорогой, чем новая – это нужно учитывать, выбирая скорость. Кроме того, некоторые активные водители в погоне за максимальным сцеплением на сухой дороге устанавливают на свои автомобили специализированную спортивную резину – так называемые полуслики или даже слики, но не всегда учитывают, что меньшее число водоотводящих каналов означает меньшую пригодность к движению по мокрой поверхности. Поэтому нужно осознанно подходить как к выбору резины, так и к ее своевременной замене.

Еще несколько факторов, от которых зависит возможность проявления этого опасного эффекта – это давление в шине, техническое состояние подвески автомобиля, его масса и состояние дорожного полотна. С дорогой все просто: чем ровнее и лучше дорога, и чем меньше на ней бугорков, неровностей и выпуклостей, тем ровнее по ней распределяется вода – и тем выше риск аквапланирования. Кроме того, большую опасность представляют асфальтовые колеи, заполненные дождевой водой: если двигаться «по накатанной траектории», можно внезапно потерять управление.

Давление в шине тоже влияет на минимальную скорость возникновения аквапланирования вполне очевидно: если давление в шине недостаточное, то встретившись с водяной преградой, шина не будет эффективно «взрезать» ее, а просто «промнется», оставив воду в пятне контакта. Поэтому приспущенные шины повышают риск аквапланирования и снижают начальную скорость его возникновения. Аналогичная ситуация и с подвеской автомобиля: неисправные амортизаторы, не имеющие достаточной упругости и жесткости, дополнительно усугубляют неспособность автомобиля «прижиматься» к дорожному полотну – а значит, повышают потенциальную опасность. Ну а с массой автомобиля все еще проще: легкий автомобиль имеет больше шансов «всплыть» на меньшей скорости, чем тяжелый.

3. Как бороться с аквапланированием?

Первый и самый очевидный способ избежать этого опасного эффекта – выбирать правильную скорость движения. Опасность аквапланирования в том, что его начало нельзя предсказать — если только вы не летите на скорости далеко за 100 в огромную лужу: тут уж все ясно. В остальном же выбор оптимальной скорости, учитывающей количество воды на дороге, однородность дорожного полотна, тип и состояние шин, массу автомобиля и все прочие факторы – главный залог безопасности.

Кроме скорости, нужно помнить и о траектории: шины максимально эффективно отводят воду при равномерном движении по прямой, и в повороте могут быть чуть менее эффективными. Поэтому повороты следует проходить медленнее, чем обычно – мало того, что мокрая дорога скользкая, так еще и внезапная лужа на дуге может резко изменить текущий расклад.

Если же вы уже чувствуете, что автомобиль внезапно «поплыл», то главное – не крутить рулем и не бить по тормозам. Водяная пленка под колесом – это не обледенелая дорога и не укатанный снег, и привычные методы борьбы с заносом тут не сработают. Если вы повернете руль в момент «всплытия», то как только шина вновь коснется дороги, она спровоцирует резкий рывок в сторону – и последующий занос. Ровно то же самое касается и заблокированных педалью тормоза колес.

Исходя из вышеописанных условий, оптимальным сценарием действий при аквапланировании является торможение двигателем без изменения положения руля. Если автомобиль «поплыл», нужно отпустить газ и не совершать резких движений, ожидая, когда естественные силы вернут вам сцепление и контроль над машиной.

Еще один нюанс: зачастую аквапланирование возникает не на всех колесах сразу, а лишь на одном-двух: например, если автомобиль въезжает в лужу одной стороной. В этом случае вдвойне важно крепко держать руль и сохранять спокойствие: ведь резко увеличившееся сопротивление качению на стороне, оказавшейся в луже, может развернуть автомобиль и даже вырвать из рук руль, а резкое торможение в этом случае может развернуть его в другую сторону – ту, где не будет воды, но будет лучшее сцепление с дорогой. Поэтому общий сценарий действий тот же: не въезжайте на мокрые участки на слишком большой скорости и не пытайтесь резко рулить или тормозить, когда одна из сторон автомобиля находится «на воде».

www.kolesa.ru

Аквапланирование. Что это такое?

Необходимо отметить, что и тот, и другой термины приняты для обозначения одного и того же процесса. Разница присутствует только в названии.

 

Спросите опытного водителя: «Как часто у него возникают проблемы, связанные с управлением автомобилем на обильно покрытых водой весенних дорогах?» Ответ будет приблизительно следующим: «Проблемы могут появиться только у тех водителей, которые не пытаются объехать широкие лужи, а пролетают над ними на высокой скорости». Если внимательно проанализировать отчеты сотрудников ГАИ, можно обнаружить факт, подтверждающий увеличение количества ДТП в результате того, что водитель не смог справиться с управлением.

 

Любой автомобиль в условиях передвижения по мокрой трассе может оторваться от поверхности дороги и в буквальном смысле поплыть. Все зависит от скорости движения этого автомобиля, при более высокой скорости, вероятность возникновения аквапланирования увеличивается. При этом, скорость авто является не последним фактором, стимулирующим проявление этого процесса.

 

Что называют аквапланированием покрышек?

 

 

Если условно принять величину сцепления автомобильной покрышки, установленной на колесе автомобиля, с таким покрытием, как сухой асфальт, за единицу (1), то эта же самая шина в условиях мокрого асфальта будет обладать сцеплением с покрытием, величина которого уменьшится, в сравнении с предыдущими показателями наполовину, ее величина станет приблизительно 0,5. На ледяном покрытии коэффициент сцепления будет еще меньше, приблизительно 0,25 от начального значения. Понятие «аквапланирование» означает ситуацию, когда сцепление шин движущегося с высокой скоростью по поверхности воды автомобиля отсутствует полностью, в результате чего колеса, как бы, скользят по мокрому участку дороги. Подобная ситуация опасна тем, что находясь в ней, водитель теряет возможность эффективного управления автомобилем.

 

При каких условиях возникает подобная опасность? Как правило, аквапланирование имеет место при передвижении автомобиля по огромным лужам, возникшим на поверхности дороги после обильных осадков. При движении автомобиля по подобному покрытию, каждая из его шин будет выполнять роль своеобразного водоотвода жидкости из области контактного пятна, образуя впереди себя водяной вал высотой от 1до 3 см. Специально проведенные исследования позволили измерить величину давления, создаваемого этим валом, она составила 2 бара. Учитывая, что в среднем ширина колеса легкового автомобиля составляет 15 см, нетрудно подсчитать, что каждое из колес автомобиля стремится прижать водяной вал к дорожному покрытию с силой около 30 кг.

 

Понимая основу механизма описанного выше процесса, нетрудно догадаться, что каждая из покрышек способна успешно отводить воду из области контакта с дорожным покрытием только до определенного момента. Эффективность водоотведения непосредственно связана с такими факторами, как скорость передвижения автомобиля, рисунок протектора его шин, а также толщин слоя воды на дорожном покрытии.

 

Исходя из этого, можно сделать вывод, что при движении автомобиля с лысой резиной по лужам на высокой скорости избежать очистки контактного пятна от воды не удастся. Не позволит сделать этого очень незначительная величина глубины канавок протектора. Шины, имеющие степень износа более среднего, не способны эффективно отводить воду из контактного пятна при движении автомобиля со скоростью 100 км/ч по поверхности воды толщиной всего лишь 1 мм. Казалось бы, совершенно незначительная по своим габаритам волна через незначительное время станет достаточно большим водяным валом, в результате чего сцепление колес автомобиля с дорогой исчезнет, и он будет скользить. Прекратить начавшееся аквапланирование невозможно даже в случае резкого торможения. Как правило, в подобных ситуациях экстренное торможение только усугубляет ситуацию, приводя к полной потере контроля над управлением автомобиля.

 

Особенности аквапланирования автомобилей с передним и задним приводом

 

У автомобилей, обладающих задним приводом, аквапланирование прежде всего возникает на передней оси. Основным признаком начинающегося гидропланирования является возникающая внезапно, едва заметная потеря контроля над управлением автомобилем. Как правило, опытные водители моментально оценивают сложившуюся ситуацию и производят соответствующие действия для ее исправления. В подобной ситуации резкое уменьшение скорости движения, к которому может прибегнуть начинающий водитель, не принесет желаемого результата. Скорость снижать нельзя. Для выхода из возможного заноса необходимо использовать рулевое управление.

 

Для автомобилей, имеющих передний привод, гидропланирование возникает в обратном порядке, т.е. оно проявляется, прежде всего, на задней оси. В данной ситуации даже опытному водителю нелегко определить начальный момент аквапланирования. В любом случае, независимо от того в какой момент времени автомобиль начинает терять управление,  нельзя резко сбавлять скорость и тормозить, так как подобные действия обязательно приведут к заносу автомобиля.

 

Нельзя сказать, что риск возникновения гидропланирования может быть связан только с эксплуатацией изношенной резины. В дождливую погоду аквапланирование может возникнуть при управлении автомобилем, «обутым» в новенькую резину. Дело в том, что традиционный протектор при движении по воде не всегда способен справиться с возложенными на него обязанностями, и только резина, на которой присутствует логотип под названием «антидождь», при неизменной скорости движения, обеспечит надежное сцепление колес с дорогой.

 

Отсюда напрашивается вывод: каждый уважающий себя автомобилист просто обязан разбираться в маркировке покрышек. А если ему часто приходится ездить в дождливую погоду, выбирать покрышки, обладающие улучшенными водоотводящими характеристиками. Такие шины имеют достаточно глубокую продольную канавку по центру покрышки и множество поперечных многопрофильных разрезов. Максимального эффекта позволяет добиться рисунок протектора, имеющий форму елки. Ветви этой елки служат надежным водоотводом. В ходе передвижения по влажной поверхности вода отводится назад и в обе стороны от центра покрышки.

 

При монтаже покрышки с подобным рисунком на колесный диск очень важно установить направленный рисунок протектора в правильном направлении. Если покрышка будет установлена в противоположном направлении, потоки воды не будут отходить в строну, наоборот, они будут направлены к центру шины, что только увеличит риск возникновения гидропланирования. А как известно, в этом нет ничего хорошего.

 

Также, каждый водитель должен учитывать, что передвижение в дождливую погоду по идеально гладкой поверхности автобана скорее приведет к возникновению аквапланирования, чем аналогичная поездка в условиях шоссе с крупнозернистым покрытием на основе бетона и асфальта. Дело в том, что гидропланирование возникает в тех случаях, когда потоки воды полностью заливают все имеющиеся на дорожном покрытии неровности. Еще необходимо знать, что шины, обладающими улучшенными характеристиками водоотлива, в условиях сухой дороги изнашиваются быстрее своих традиционных аналогов, а также способствуют повышенному расходу топлива и увеличению продолжительности тормозного пути.

 

Как уже говорилось ранее, возникновению эффекта гидропланирования способствует одновременное наличие двух составляющих – чрезмерно высокого уровня воды на поверхности дороги, а также высокой скорости передвижения автомобиля. Необходимо отметить, что в настоящее время какие-либо методики контроля этих негативных факторов отсутствуют. Более того, в настоящее время нет никакой научно обоснованной теории, описывающей взаимосвязь этих составляющих. Однако, не стоит расстраиваться, сотрудники отечественных специализированных научно-исследовательских институтов занимаются решением этой проблемы.

 

Кроме этих двух основных составляющих, на вероятность возникновения эффекта гидропланирования может оказывать влияние множества случайных факторов, таких как техническое состояние амортизаторов, узлов подвески и рулевого управления автомобиля. Совершенно неожиданную отрицательную роль может сыграть неравномерность загрузки по осям, а также отсутствие правильной регулировки развала и схождения колес. Экспериментально было доказано, что даже амортизатор, изношенный только лишь наполовину, гораздо увеличивает риск гидропланирования.

 

Учитывая все сказанное выше, можно сделать один-единственный вывод: гидропланирование можно и нужно предотвратить, а вот остановить его невозможно. При определенных условиях, аквапланирование может быть более опасным фактором в сравнении с простым скольжением по ледяной поверхности. Для обеспечения надлежащей безопасности движения в условиях покрытой влагой дороги не стоит экономить на покупке соответствующей резины, в пути не нужно использовать методы агрессивного вождения, а встречающиеся на трассе лужи лучше медленно объезжать, чем пролетать над их поверхностью на высокой скорости.

 

Гидропланирование и скольжение

 

В условиях сухого асфальтового покрытия требуемая величина сцепления покрышки с дорогой обеспечена надежным контактом незначительных неровностей дороги со специальными элементами протектора. В дождливую погоду, на мокром асфальте надежность сцепления зависит от толщины слоя воды, с имеющимися в нем фракциями грязи и пыли, и особенностями рисунка протектора. Безусловно, контакт автомобильной резины с мокрой дорогой значительно хуже ввиду того, в данной ситуации в контактном пятне присутствует промежуточная структура – слой воды, которая уменьшает силу трения между колесом автомобиля и дорожным покрытием, значительно снижая их взаимодействие.

 

Если площадь контактного пятна шины с поверхностью сухой дороги принять за определенную величину А, то в условиях влажного покрытия значение данной величины А снизится на некоторую величину В. Это произойдет по причине влияния водяного вала, который возникает из присутствующей на поверхности дороги воды, отводимой протекторами при движении. Объем отводимой воды находится в прямой зависимости от скорости движения: чем быстрее едет автомобиль, тем большее количество воды находится под его колесами. В свою очередь, увеличение толщины водяной пленки приводит к ухудшению контакта дороги с шиной. В определенный период времени, при превышении скорости выше допустимого предела, между покрышкой и дорогой будет присутствовать сплошной слой воды. В этом случае автомобиль остается без какого-либо контакта с дорогой и теряет управляемость или, иными словами, переходит в режим аквапланирования.

 

Некоторые водители не замечают принципиальной разницы между скольжением и гидропланированием. А, тем не менее, разница существует довольно таки значительная. Прежде всего, необходимо сказать, что скольжение абсолютно не зависит от скорости движения. Скольжение возникает в результате присутствия слоя воды и дальнейшего снижения величины сцепления шины с дорожным покрытием. Скольжение может иметь место при резком повороте или экстренном торможении. Скольжение можно, так или иначе, контролировать.

 

В случае возникновения эффекта гидропланирования водитель не сможет изменить траекторию неуправляемо движущегося автомобиля до той поры, пока несущие силы вала воды не изменятся до минимальных значений. При попадании автомобиля в режим аквапланирования снижение скорости движения должно быть постепенным. Категорически запрещается резко вращать рулевое колесо или тормозить, так как по окончании действия эффекта гидропланирования развернутые колеса и зажатые колодки тормозов могут стать причиной сильного заноса.

 

Как правило, скольжение имеет место во время дождя, когда его капли смешиваясь с дорожной пылью, образуют грязь. При усилении дождя бурные потоки воды очищают поверхность дороги от грязи, улучшая, таким образом, качество контакта покрышки с дорожным покрытием. Возникновение эффекта аквапланирования абсолютно не зависит от стадии или силы дождя.

 

Гидропланирование может наблюдаться даже в сухую погоду при попытке проехать на высокой скорости огромную лужу.

Рассказать друзьям:

 

 

Все новости

bodryekolesa.ru

Аквапланирование автомобиля, что нужно знать, как избежать

Аквапланирование автомобиля является одной из распространённой причиной аварий на дороге.

Как правило, это связано с проблемами в управлении автомобилем в весенне-осеннюю распутицу или дождливую погоду.

Но аквапланирование не возникает, если водитель ездит по лужам с небольшой скоростью, причина такого явления лежит в превышении скоростных режимов вождения автомобиля.

Чем выше скорость движения на мокрой дороге, тем выше вероятность возникновения аквапланирования.

Но превышение скорости, это пол беды, так как причин возникновения аквапланирования при вождении существует несколько.

Аквапланирование, что это

Для того, чтобы разбираться, что же такое аквапланирование, необходимо провести простой пример.

Принимаем силу сцепления автомобильной шины с дорожным сухим покрытием за единицу.

Сцепление на мокром асфальте тогда будет не более 0,5, а на льду он уменьшается еще на порядок.

А в процессе аквапланирования контакт протектора и дороги отсутствует совершенно, и сила сцепления равна нулю.

Аквапланирование автомобиля

Так как колесо на водяной пленке находится в легком свободном скольжении, то возможность водителя управлять автомашиной почти равна нулю. В этом и заключается опасность этого явления.

По — другому аквапланирование еще называют «водяным скольжением».

Условия возникновения

Возьмем за пример обычную ситуацию, автомашина движется по дороге, которая покрыта слоем воды или водно-грязевой «кашей».

В этом случае любая шина постоянно выдавливает пред собой водянистую субстанцию из места контакта, и перед собой прогоняет водяной вал, который мы всегда можем видеть, когда находимся на дороге в качестве пешеходов.

По результатам испытаний учеными было установлено, что давление в этом самом вале достигает 2 bar, а его высота может быть от одного до трех сантиметров. Называют это явленние водяным клином.

Если средняя ширина протектора у легковой шины равна примерно 15 сантиметрам, то можно говорить, что усилие, с которым вжимается водяной клин между дорогой и шиной, достигает 30-40 килограмм.

Аквапланирование автомобиля

До определенного момента шина будет успешно выдавливать этот клин воды, и создавать пятно контакта с поверхностью дорожного полотна.

Действенность данного процесса зависит от таких факторов:

  1. Рельеф протектора;
  2. Толщина водяной пленки дороги;
  3. Скорость движения автомашины.

Эти факторы весьма тесно взаимосвязаны.

Маленькая глубина канавок не может быстро и полностью удалить воду их зону контакта.

Изношенная шина при водяной пленке в один миллиметр и при скорости примерно в 100 километров в час не сможет из-под колеса вытеснять эффективно влагу.

Вал воды будет постепенно превращаться в приумножающий клин, отрывающий шину от поверхности дороги, и машина поплывет.

К сожалению, экстренное торможение не приведет к прекращению аквапланирования мгновенно. Да и будет уже не до торможения, потому как машина будет «крутиться» как попало по дороге.

Аквапланирование на автомобилях с различными типами привода

У автомашины с задним приводом настоящий эффект аквапланирования сначала наблюдаемся на передней оси.

Видавший виды водитель сможет сразу почувствовать начало данного явления и своевременно отреагировать на него.

Руль станет «мягким», и перестает ощущаться реакция дороги. В данном случае, даже не повышая скорость, можно совершить ДТП, достаточно лишь встретить глубокую лужу.

У автомобиля с передним приводом аквапланирование, как правило, «завязывается» на задних колесах, поскольку передние колеса являются ведущими и «тянут» автомашину.

Водитель может даже ничего не обнаружить подозрительного, причем, при увеличении скорости тоже. При этом самое небольшое торможение или сброс газа смогут развернуть автомобиль.

Аквапланирование и узор протектора

С сожалению даже некоторые новейшие шины с «летним» узором протектора могут быть предрасположены к аквапланированию.

Дождевой узор протектора

Существует резина с специальным противо дождевым узором.

При одинаковой скорости особый «дождевой» узор протектора поможет «удержать» контакт, тогда как под обыкновенным протектором будет четко наблюдаться первоначальная стадия появления аквапланирования.

Каждому автомобилисту необходимо знать об важнейших визуальных приметах водоотталкивающих покрышек.

Дождевой узор протектора

 

В узоре их протектора будет обязательно присутствовать продольная центральная, достаточно глубокая, канавка и поперечные разветвленные прорези «навылет».

Направленный узор протектора

Наиболее действенным считается направленный узор протектора, когда водоотводы создают «елочку». При вступлении вершины данной «елочки» в основу контакта покрышки и дороги, вода по ее ответвлениям вытесняется назад и по сторонам от шины.

Направленный узор протектора

Еще одно важное замечание о применении протектора с направленным узором. Если во время установки покрышки на диск поставить по ошибке рисунок в перевернутом виде, то вода вытесняться не будет, а закачиваться от боковых частей к месту контакта, при этом, со всеми неприятными результатами.

Аквапланирование - марки шин

В данном случае повышенная вероятность аквапланирования Вам гарантирована.

Дорожное покрытие

К месту сказать, если под колесами машины очень гладкий и мокрый автобан, то риск появления аквапланирования намного выше, чем на крупнозернистом асфальтобетоне, так как вода на нем должна покрыть несколько миллиметров выступающих бугорков, чтобы подготовить неблагоприятные условия для автомашины.

Следует помнить о том, что на обыкновенных дорогах эксплуатационные свойства шин, которые обладают лучшим анти аквапланирующим свойством, часто хуже, чем у резины, которая больше подвержена скольжению на мокрых дорогах.

Толщина водяной пленки и скорость движения

Относительно двух иных упомянутых факторов, которые способствуют аквапланированию автомашины — толщина водяной пленки и скорость движения, то заявлять о каких-нибудь апробированных способах контроля пока трудно.

Причины аквапланирования

Причина – их просто нет. Уже давно замечено, что возможность потери управления автомашиной на мокрой дороге объединена как со скоростным режимом машины, так и толщиной пленки воды.

Но на сегодняшний день, к сожалению, отсутствуют научно доказанные критерии взаимной связи.

Другие факторы

Кроме колесных факторов, существует немало и других, довольно случайных ситуаций, оказывающих влияние на поведение автомашины и ее наклонность к аквапланированию.

Например, состояние амортизаторов. По результатам многочисленных тестов, было доказано, что работоспособный, но изношенный на 50 – 60 % амортизатор, значительно ухудшает ситуацию.

А имеется еще механизм руля, подвеска, параметры развала – схождения и распределительная нагрузка по осям.

Не забывайте, что аквапланирование намного легче предотвращать, чем прекращать.

Оно даже опаснее, чем скольжение по льду, поэтому не экономьте на шинах, и не пытайтесь обгонять все, что движется.

Оцените статью

autotopik.ru

Что такое аквапланирование

Автомобиль, как, впрочем, и другие колесные транспортные средства, участвующий в дорожном движении, представляет собой источник повышенной опасности, как для самих участников движения, так и для тех, кто непосредственно в дорожном движении не участвует.

Поэтому, очень важно, чтобы водитель (будь то профессиональный водитель или же обычный автолюбитель), который управляет автомобилем, в любой момент времени полностью контролировал его поведение на дороге, особенно в критических ситуациях. Степень контроля зависит, как от опытности водителя, так и от технического состояния и комплектации автомобиля. Чрезвычайно важную роль в этом играют шины, которыми укомплектован автомобиль. Именно шины обеспечивают контакт автомобиля и дороги, позволяя автомобилю передвигаться, тормозить и ускоряться, изменять направление движения. Каково качество этого контакта, то есть, как хорошо покрышка шины цепляется за поверхность дороги, в значительной мере и определяет насколько будет безопасно участие автомобиля в дорожном движении. Конечно, кроме самой шины хороший контакт шины и дороги зависит и от внешних, независящих от шины, обстоятельств. Например, климатические особенности местности и текущая метеорологическая обстановка, при которой движется автомобиль, качество дорожного покрытия и профиль дороги, масса транспортного средства и как размещен груз на нем, должным ли образом отрегулированы углы установки колес и нет ли проблем с подвеской, влияют на характер сцепления шины с дорогой.

Вообще, все, что может находиться между поверхностью дорожного полотна и шиной, потенциально может ухудшить контакт автомобиля и дороги.

Одним из наиболее неблагоприятных обстоятельств, в которых может оказаться водитель движущегося автомобиля, это мокрая дорога. На мокрой дороге автомобиль хуже тормозит и разгоняется, хуже управляется.

Любому водителю известно, что, чем толще слой воды между дорогой и покрышкой шиной, тем сложнее автомобилю сохранить контакт с дорогой. Действительно, чем толще слой воды, тем большее количество жидкости должно быть удалено шиной из пятна контакта шины с дорогой, причем, чем больше скорость движения, тем меньше времени на это у шины остается. Предельно опасно аквапланирование – ситуация, когда полностью теряется контакт шины автомобиля с дорогой.

Транспортное средство в такой ситуации будет скользить по поверхности воды, а не катиться по дорожному покрытию, то есть станет абсолютно неуправляемым. Среди многочисленных требований, предъявляемых к шине, особенно летней, свойство шины противостоять аквапланированию является одним из наиболее важных.

Величина критической скорости, при которой аквапланирование возникает, заметным образом зависит от того, насколько эффективно протектор покрышки отводит воду из пятна контакта. Давление воздуха в шине, пониженное по сравнению с давлением, рекомендованным изготовителем автомобиля, приводит к снижению значения критической скорости  возникновения аквапланирование, поскольку снижается удельное давление шины   на дорогу, особенно в центральной части пятна контакта. Одни модели шин успешнее справляются с этой задачей, другие менее успешно. Это зависит от конструктивных особенностей шины, состава резины протектора, особенностей рисунка протектор покрышки, глубины канавок протектора, то есть степени изношенности протектора.

К сожалению, не существует шин, обеспечивающих полную безопасность от наступления явления аквапланирования. Поэтому, независимо от квалификации, для уменьшения риска возникновения аквапланирования водитель, как минимум, должен иметь в виду, что:

— чем толще слой воды, на который въезжает автомобиль, тем больше вероятность возникновения аквапланирования;

— чем выше скорость автомобиля на мокрой дороге, тем больше вероятность возникновения аквапланирования;

— чем меньше высота рисунка протектора шины (меньше глубина канавок рисунка протектора), тем больше на мокрой дороге опасность возникновения аквапланирования;

— несоблюдение предписанных производителем автомобиля норм внутреннего давления воздуха  в шинах, установленных на автомобиле, увеличивает риск возникновения аквапланирования на мокрой дороге;

— при комплектации автомобиля шинами всегда следует отдавать предпочтение варианту комплектации шинами одной модели от одного и того же  производителя, с одинаковыми параметрами, с одинаковой степенью износа протектора, одинакового возраста;

— при выборе шин лучше отдавать предпочтение таким моделям шин, которые обеспечивают максимальное сцепление автомобиля с дорожным покрытием в мокрую погоду.

miass.shinservice.ru

Что такое аквапланирование?

В суровых российских реалиях водителям часто приходится бороться с условиями погоды и сложностями дорожного покрытия. Одна из основных проблем, с которой сталкиваются автовладельцы — эффект аквапланирования. Скользкий лед, снег и глубокие лужи являются главными причинами возникновения аквапланирования и, как следствие, повышенный риск дорожно-транспортных происшествий. Так что же такое аквапланирование и как с ним бороться?


Эффект аквапланирования, или как его принято еще называть слэшплэнинг, представляет собой полную или частичную потерю сцепления шины с жесткой поверхностью дороги. Это возникает, когда между протектором шины и дорожным полотном остается водяная пленка. В этот момент автомобиль становится практически неуправляемым.

Стоит помнить, что не существует средства для полного избавления от аквапланирования, но если следовать простым правилам, то его можно минимизировать.

Пожалуй, основное, чем не следует пренебрегать, является соблюдение рекомендованного скоростного режима. Помимо этого, перед приближением к опасным участкам дороги, таким как лужи, лед или снежная каша, необходимо максимально сбросить скорость. Так же следует помнить, что чем больше у ваших шин остаточная глубина протектора, т.е. чем глубже канавки, тем эффективнее шины будут противостоять возникновению аквапланирования.


Принято считать, что лучше всего справляются с аквапланированием шины с направленным V-образным строением рисунка протектора. Тем не менее, современные технологии и компоненты обеспечили шинам с асимметричными рисунками протекторов сравнимые по эффективности показатели на мокрой дороге.

При выборе шин следует, прежде всего, обратить внимание на современные модели крупных производителей шин. Дело в том, что такие компании, как например Goodyear, Michelin или Nokian, давно и достаточно успешно внедряют в свои модели инновационные разработки, обеспечивающие эффективные характеристики шины на мокрых и скользких поверхностях.


В шинах компании Michelin на борьбу с аквапланированием брошено сразу несколько разработок. Современные V-образные рисунки протектора с расширяющимися во внешнюю сторону каналами позволяют оперативно отводить снег из-под шины. Ламели Stabili Grip и микропомпы удаляют водную пленку, подсушивая лед, и делают работу резиновой смеси шин максимально эффективной. Резиновая смесь Flex-Ice обладает улучшенными сцепными свойствами на мокрой дороге.


Компания Goodyear для борьбы с аквапланированием имеет в арсенале своих моделей технологию Active Grip. Она обеспечивает эффективное сцепление с дорогой за счет применения уникальных гибридных дренажных канавок, оперативно отводящих воду из пятна контакта. Помимо этого, эффективную борьбу с потерей сцепления ведет сеть 3D-ламелей 3D-Block Interlocking System, которая способствует эффективному впитыванию остаточной водной пленки, обеспечивая тем самым противостояние микро-аквапланированию, что весьма актуально в условиях переменчивого российского климата.


В арсенале компании Nokian есть целый ряд технологий, направленных на эффективное противостояние аквапланированию. Тут и полированные канавки для ускоренного отвода воды из пятна контакта, и строение ламелей Dry Touch, обеспечивающих вывод воды в широкие главные канавки, и оптимизированные рисунки протектора с особой формой тормозного усилителя и скошенными плечевыми зонами, способствующие улучшенному отводу снега и слякоти из пятна контакта, и легендарные ламели-насосы, убирающие остаточную влагу с поверхности дороги. Использование комплексного подхода позволил инженерам Nokian Tyres добиться высокого порога начала аквапланирования.

www.4tochki.ru

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *