Аквапланирование это что: Что такое аквапланирование, когда оно возникаети что делать, если оно возникло

Содержание

Что такое аквапланирование, когда оно возникаети что делать, если оно возникло

Слово «аквапланирование» слышал, наверное, каждый автомобилист. А вот что это такое, как его избежать и что делать, если оно все-таки наступило, знает далеко не каждый. 

Итак, аквапланирование – это полная или частичная потеря сцепления шины из-за наличия водяного клина между шиной и поверхностью дороги. Другими словами, колесо не может «продавить» слой воды и буквально «всплывает». Аквапланирование может возникнуть на любой мокрой дороге – во время или после дождя. Основная опасность аквапланирования в том, что автомобиль при этом становится практически неуправляемым.

Основные факторы, влияющие на вепроятность возникновения аквапланирования, – это масса автомобиля, толщина водяного слоя на дороге и скорость автомобиля. Если на первые два фактора вы повлиять не сможете, то третий полностью зависит от вас. Одно из главных правил безопасной езды в дождь и сразу после дождя – соблюдать скоростной режим и не превышать скорость.

Теоретические исследования показывают, что аквапланирование появляется с 70-100 км/ч, однако на практике этот эффект может возникнуть и раньше. Именно поэтому на мокрой дороге стоит быть особенно внимательным!

Как избежать аквапланирования?

При приближении к луже следует заранее сбавить скорость, взяться обеими руками за руль и поставить передние колеса ровно. Если входить в лужу с вывернутыми передними колесами, машину может просто закрутить. Если лужа находится на повороте, вы можете во время проезда лужи корректировать ее траекторию, при этом главное – не делать резких движений рулем. 

Что делать, если эффект аквапланирования все-таки возник?

Первое и главное правило – не делать резких движений. Никаких резких ударов по тормозам или поворотов руля – автомобиль и так практически неуправляем, а ваши внезапные действия только усугубят ситуацию. 

Помните, что поведение при заносе на снегу отличается от поведения при аквапланировании: если автомобиль «поплыл», газ нужно бросать ВСЕГДА, независимо от типа привода.

 

При аквапланировании тормозить лучше двигателем, а не рабочим тормозом. 

Дождевые шины – панацея от аквапланирования?

В последнее время набирают популярность так называемые дождевые шины, которые уменьшают риск возникновения аквапланирования и идеально подходят для езды по мокрым дорогам. Все эти шины имеют направленный рисунок протектора, за счет чего вода лучше отводится из пятна контакта шины с дорогой. 

Однако стоит помнить, что даже самые дорогие дождевые шины не гарантируют 100% защиты от аквапланирования. Как показывают исследования, эффект аквапланирования на дождевых шинах все-таки может наступить, правда, на чуть более высокой скорости, чем у обычных покрышек. Кроме того, минусами направленного протектора на дождевых шинах будут повышенная шумность, а также более ранний износ. 

Эффект аквапланирование автомобиля | фото, видео

В переводе с английского «aquaplaning» означает «водное планирование». Этот эффект возникает при вождении по мокрой трассе и представляет собой потенциальную опасность для участников дорожного движения.

Эффект аквапланирования

Суть процесса аквапланирования заключается в следующем. В тот момент, когда автомобиль на скорости въезжает в большую лужу, между дорогой и колесом возникает водная прослойка. Возникает эффект скольжения по поверхности воды. Шина теряет контакт с дорогой. Транспортное средство становится полностью неуправляемым. Водители, сталкивавшиеся с этим явлением, могут подтвердить, насколько опасной может быть подобная ситуация.

Не стоит путать аквапланирование с простым скольжением. Скольжение может возникнуть даже на не слишком мокрой трассе, для этого достаточно и небольшой водной плёнки на поверхности дороги. Оно может проявиться при резком торможении или повороте руля, так как вода снижает коэффициент трения и уменьшает степень сцепления резины с дорожным полотном. При аквапланировании же контакт колеса с трассой теряется полностью. Шина как бы всплывает на дорогой. Вода не успевает вытесняться из пятна контакта по специальным водоотводящим канавкам на протекторе, и автомобиль словно плывёт по поверхности лужи.

Механизм аквапланирования

В том случае, если автомобиль въехал в лужу на слишком большой скорости или если лужа чересчур глубока, вода просто не может достаточно быстро выйти из-под колеса. Особенно явным этот эффект становится при износе шин. На старой резине канавок, по которым отводится вода, становится меньше. Сами они теряют свою глубину. Следовательно, вода вытесняется из-под покрышки медленнее. Автомобиль с изношенной резиной может подвергнуться эффекту аквапланирования и потерять управляемость даже на не очень высокой скорости.

Если вы знаете, что ваша резина сильно изношена, на мокрой трассе обязательно сбросьте скорость!

Дело в том, что в работе шины при езде по мокрой дороге есть очень важный момент. Чем выше скорость автомобиля, тем меньше пятно контакта покрышки с трассой. Резина начинает «наползать» на водную плёнку, и часть нагрузки перераспределяется на поверхность воды. Вместо того, чтобы прижиматься к твёрдому дорожному полотну, колесо отрывается от него. С увеличением скорости наступает такой момент, когда шина полностью теряет сцепление с асфальтом.

Проведенные исследования показали зависимость между степенью износа покрышек и площадью пятна контакта. Опыт проводился на влажной трассе, покрытой водной плёнкой толщиной 2 мм. Если новые шины с глубиной протектора 8 мм на скорости 100 км/ч потеряли около 20% площади пятна контакта с трассой, то данная величина для изношенных покрышек с протектором глубиной 1 мм составила аж 90%! А это значит, что во втором случае даже при незначительном росте скорости или увеличении толщины водной плёнки аквапланирование попросту неизбежно!
Но даже если автомобиль на изношенных покрышках не потерял управление полностью, управлять им на мокрой трассе, особенно если требуется совершить экстренный маневр, очень проблематично. Вот почему водить машину в дождливую погоду следует предельно аккуратно, избегая резких поворотов, торможений и высоких скоростей.

Аквапланирование зимних шин

В случае с зимней резиной эффект аквапланирования выражен менее явно. Объясняется это иным рисунком протектора.

Но зимние шины должны справляться не только с водой. Им нужно выводить из пятна контакта снег и лёд, а это намного сложней. По сути, процессы аквапланирования в данном случае схожи с процессами, происходящими с летней резиной. Отличие только в том, что вытесняемая смесь более густая. Из-за этого протектор зимних покрышек делается более грубым, крупным и имеет более глубокие и широкие водоотводящие канавки.

Зимняя резина обычно более узкая, чем летняя, так как из-под менее широкой покрышки быстрее и проще выводится снежная каша. А это в положительную сторону влияет на сцепление колеса с дорогой.

Как влияет давление в шинах на риск аквапланирования?

На этот вопрос можно ответить с уверенностью: риск аквапланирования зависит от давления в шинах очень сильно. Чем ниже давление в покрышке, тем меньше пятно её контакта с трассой. А чем меньше пятно, тем выше возможность возникновения аквапланирующего эффекта.

Это доказывают исследования. На скорости 80 километров в час была замерена поверхность контакта шины с трассой, покрытой 5 мм слоем воды. Получившаяся площадь пятна контакта при нормальном давлении около 2 атм была взята за 100%. При снижении давления на 0,5 атм площадь сократилась вдвое, а при давлении 1 атм от первоначального пятна контакта осталась лишь четверть!

Причина такого явления кроется в том, что при недостаточно высоком давлении в покрышке шина становится мягче, и воде проще смять протектор, чем выйти через водоотводящие канавки. При этом резина деформируется, сами канавки сужаются, а это еще больше усугубляет ситуацию. К тому же, искажаются все расчеты и характеристики, заявленные компанией-изготовителем шины, поскольку все тестовые испытания резины проводятся при нормальном давлении в покрышках.

Как избежать эффекта аквапланирования?

Избежать риска аквапланирования полностью практически невозможно. Даже самые лучшие и современные покрышки могут на определенной скорости потерять контакт с трассой, когда автомобиль въезжает в глубокую лужу. Но свести вероятность такого эффекта к минимуму можно. Для этого нужно следовать определенным правилам:

Главным виновником эффекта аквапланирования является чрезмерно высокая скорость. При дождливой погоде следует ездить медленней, и чем сильнее дождь, тем ниже должна быть скорость передвижения.

При износе протектора более чем на 70% следует быть крайне аккуратными на мокрой трассе: риск аквапланирования изношенной резины очень велик!

Необходимо внимательнейшим образом следить за давлением в покрышках! Это поможет не только снизить риск аквапланирования. Давление играет большую роль в равномерном износе резины, в управляемости автомобиля, в комфортабельности и безопасности передвижения в целом.

Никогда не пытайтесь проехать крупную лужу на большой скорости! Это может привести к самым печальным последствиям. Ведь визуально невозможно точно определить, насколько лужа глубока. Кроме того, всегда есть опасность залить двигатель, даже при небольшой глубине водной плёнки, и ваш автомобиль может заглохнуть посреди дорожного мини-водоёма.

В дождливую погоду водить автомобиль нужно гораздо более аккуратно, и не только из-за опасности аквапланирования. Помните, что на влажной трассе значительно ухудшается сцепление с дорожным покрытием и сильно возрастает величина тормозного пути. Следует избегать высоких скоростей и резких маневров.

Следите за состоянием подвески. Изношенные амортизаторы повышают риски, связанные с аквапланированием.

Въехав на участок дороги с идеально гладкой поверхностью, не спешите жать на газ. Чем ровней покрытие дороги, тем меньше нужно воды, чтобы возник эффект аквапланирования. Звучит парадоксально, но это так.

Что делать при аквапланировании?

Понять, что вы аквапланируете, очень просто. Автомобиль внезапно перестаёт реагировать на повороты руля и никак не откликается на нажатие педали тормоза. Так что в таком случае делать?

Сначала стоит сказать о том, чего делать нельзя. Не вздумайте резко выворачивать руль в ту или иную сторону! Дело в том, что автомобиль может в любой момент обрести сразу все сцепление с дорогой, и если в этот момент колеса повернуты под крутым углом, вашу машину может очень резко бросить в сторону, а это чревато неприятностями!

Держите руль прямо, придерживайтесь того же курса, что и при въезде в лужу, и лишь после того, как автомобиль обрел сцепление с дорожным полотном, корректируйте траекторию движения. Иначе при возникновении контакта с дорогой машина может совершить неожиданный для вас и других участников дорожного движения манёвр.

При аквапланировании резкое нажатие на тормоз не поможет. Более того, оно может спровоцировать занос и разворот автомобиля. Замедляться нужно перед лужей, а не в ней.

Самое главное – сохраняйте спокойствие! Не нужно поддаваться панике. Попытайтесь контролировать ситуацию, и тогда ваши шансы на безболезненный выход из неприятной ситуации резко возрастут.

Удачи вам на трассе! Будьте аккуратны!

Что такое аквапланирование автомобиля?

Аквапланированием называют полную или же частичную потерю транспортным средством сцепления с дорожным полотном, которая вызвана наличием слоя воды между покрышками движущегося автомобиля и дорожным покрытием. Этот слой влаги образует своего рода подушку, приподнимающую колесо над дорогой. Официально это звучит как «появление гидродинамического клина в контактном пятне автошины».

В результате проявления эффекта аквапланирования машина краткосрочно теряет управляемость практически полностью. Происходит это потому, что автомобиль достигает критической скорости, и резина не справляется с эвакуацией влаги из-под колеса в точке контакта. Исходя из этого можно сделать вывод, что риск аквапланирования зависит от:

  • Скорости движения транспортного средства.
  • Качества и целостности дорожного покрытия.
  • Остаточной глубины протектора покрышки и типа его рисунка.
  • Нагрузки на передние колёса автомобиля.
  • Толщины водной плёнки на дорожном покрытии.

Критическая скорость и особенности дороги

Всевозможные тестирования на специальных полигонах показали, что скорость движения автотранспорта, на которой возникает аквапланирование, варьируется в пределах 70 — 100 километров в час. Не следует также забывать о том, что в реальных условиях многое зависит и от таких факторов, как форма протектора и давление в камере, сезонность и износ резины, шероховатость покрытия и его состояние. Поэтому, при определённом стечении обстоятельств колесо способно «всплыть» даже на скорости в 40 км/час.

Что до дорожного покрытия, то наличие на нём луж является дефектом его конструкции, поскольку для своевременного и эффективного отвода воды с поверхности необходимо соблюдение принципа поперечного уклона самого покрытия и стандартов в области обустройства дренажа, которые нередко игнорируются строительными подрядчиками, особенно после ремонта дороги.

Государственными же стандартами предписан уклон в 4 сантиметра на 1 метр (4 %). Показатель ниже этого значения не способен обеспечить своевременный сток осадков в дренажную систему, повышая тем самым вероятность аквапланирования и ухудшая сцепление покрышек автомобиля с дорогой.

Поведение автомобиля при «всплытии»

Довольно часто после кратковременного аквапланирования возникают критические ситуации связанные с потерей управления. В основном это происходит когда:

  1. В момент восстановления шинами сцепления с дорогой передние колеса повёрнуты (независимо от величины угла поворота), что может привести к заносу или непроизвольному развороту.
  2. Транспортное средство попадает в воду всего одним колесом, вследствие чего резко возрастает сопротивление движению и снижается скорость, вызывая удар, способный выбить из рук водителя рулевое колесо.
  3. Авто попадает в лужу обеими колёсами, но вследствие неравномерности толщины водного слоя, после «всплытия» одно из них касается твёрдой поверхности значительно раньше второго, провоцируя тем самым резкий разворот.


Чтобы сохранять автомобиль под контролем, рулевое колесо следует удерживать обеими руками, размещёнными в положениях «10 и 2», или же «9 и 3», соответствующих значениям на циферблате часов. При этом сам обод руля необходимо плотно фиксировать кистями.

Отметим также, что отсутствие ощущения колебаний подвески и лёгких толчков при движении на скорости, которые чувствует любой опытный водитель, является верным признаком начала аквапланирования.

Реакция водителя и возможные контрмеры

Зачастую взять авто под контроль водители инстинктивно пытаются поворотом руля. Однако следует понимать, что при аквапланировании передние колеса не способны реагировать на поворот руля в момент «всплытия», но обретая сцепление мгновенно вызывают занос в направлении повёрнутых колес. Предотвратить рывок машины в момент выезда из лужи поможет корректировка курса посредством коротких поворотов рулевого колеса на маленький угол, с непременным возвращением его в положение «прямо».

Помимо того, чтобы прекратить аквапланирование специалисты рекомендуют полностью убрать газ (уменьшить подачу топлива) — создаваемое водой сопротивление позволит быстро снизить скорость, сама же вода будет успевать выходить из-под шины, а гидродинамический клин будет разрушен. При этом не стоит производить торможение на переднеприводном авто, это может повлечь мгновенную блокировку колёс, в то время как владельцы заднеприводных машин могут аккуратно и плавно притормаживать.

Естественно, предупредить возникновение аквапланирования поможет преодоление водных препятствий на небольшой скорости и по прямой, а также использование специальной дождевой резины с глубокими каналами дренажа и направленным рисунком протектора. Подобные покрышки маркируются символами «rain», «aqua», «water» (в качестве части названия модели) или пиктограммой с изображением дождя.

Видео по теме:

что это, чем опасно и как избежать — CARHack.

ru

Езда на автомобиле в сильный дождь сопряжена с трудностями. Обзорность ограничена, полотно залито водой, ухудшается сцепление с дорогой. А это чревато потерей контроля над автомобилем. Особенно опасно аквапланирование. Машина полностью теряет управляемость. Рассмотрим это явление во всех аспектах.

Понятие аквапланирования

Аквапланирование это эффект планирования по поверхности. При езде по залитой водой дороге под колесами образуются валики воды. Они и приводят к потере контакта с дорожным покрытием. Автомобиль всплывает и становится неуправляемым.

Причины аквапланирования:

Превышение скорости

Вода имеет определенную текучесть. При низкой скорости движения она успевает отводиться из пятна контакта шины с дорогой. При превышении критической скорости валики воды не успевают растечься и становятся упругими. Машина приподнимается над покрытием. Автомобиль теряет управление.

Состояние дорожного полотна

При сильном дожде вода не успевает стекать через ливневые стоки и на асфальте образуется пленка, называемая аква-слоем. При определенной толщине пленки аквапланирование неизбежно. Необходимо быть готовым к такому развитию событий и по возможности снижать скорость при проезде через глубокие лужи.

Состояние шин

Протекторы современных шин имеют специальные канавки для отвода воды. При изношенном протекторе, низком давлении в шинах канавки перестают выполнять свои функции. Необходимо регулярно контролировать давление в шинах с помощью манометра и поддерживать в допустимых пределах. Важен правильный выбор резины. На покрышках для сухого асфальта аквапланирование наступит раньше. Нельзя доводить резину до крайней изношенности.

Манера езды

Резкие перестроения, агрессивная езда с постоянными ускорениями и торможениями повышают риск потери управления. Глубокая лужа может подвернуться в самый неподходящий момент, а аквапланирование наступает неожиданно.

Риски и последствия

Необходимо соблюдать скоростной режим на скользких дорогах. Превышение скорости чревато срывом автомобиля в занос. А на большой скорости при скользкой дороге очень трудно удержать автомобиль, потерявший управление. Избежать аварии будет непросто.

По теме: Борьба с аквапланированием или как нельзя ездить в дождь

Что делать, если началось скольжение по воде

В первую очередь сохранять спокойствие. Торможение и резкие действия рулем лишь усугубят ситуацию. Необходимо отпустить педаль акселератора и автомобиль, теряя скорость, зацепится за полотно. Очень опасно, когда в лужу попадает одно колесо. В этом случае возможен резкий рывок руля. Его надо удерживать во избежание разворота автомобиля.

Нештатной ситуации на дороге можно избежать, соблюдая скоростной режим, расстояние до впереди идущего автомобиля, следя за техническим состоянием автотранспортного средства.

Что делать при аквапланировании? — Хорошие шины минимизируют риски

Опубликовано: 30 марта 2018 г. 10:29

Аквапланирование – это скольжение шин по мокрой дороге, в результате чего практически невозможно маневрировать автомобилем. Это настоящий кошмар для водителей. Мы объясним, что вы можете сделать, и почему хорошая шина значительно снижает риск.

Что происходит при аквапланировании?

Вода на дороге, как правило, отходит через канавки протектора шины наружу. Однако, если дорога очень влажная, вода не эвакуируется полностью. Шина автомобиля брызгает водой спереди, как эффект Доплера. В конце концов, если количество воды слишком велико, жидкость образует клин между шиной и дорогой. Затем шина теряет контакт с дорогой. В результате, тормоза и рулевые движения практически не управляемы. Если только одна шина скользит, водитель может управлять автомобилем в противоположном направлении. Если автомобиль оснащен ESP (Электронный контроль устойчивости), система автоматически включится, как только он соприкоснется с дорогой. Если оба передних колеса повреждены, задние колеса, которые все еще имеют сцепление с дорогой, удерживают автомобиль в движении. Если все колеса скользят одновременно, поведение автомобиля будет зависеть от центра тяжести и направления. По прямому пути шансы хорошие. В худшем случае, если оба задних колеса будут затронуты, тогда автомобиль неизбежно будет скользить.

Как влияет автомобильная шина?

Кроме климатических условий на то, возникнет ли аквапланирование, влияет еще шина. Чем плотнее протектора шины, тем быстрее она скользит. ADAC дает 3,5 мм в качестве минимума. Если глубина протектора меньше, риск скольжения резко возрастает. Поэтому, при возможности, все шины должны иметь достаточную глубину протектора. Если существуют различия между отдельными шинами, шины с самым глубоким протектором должны быть установлены на задней оси. В случае аквапланирования могут возникнуть некоторые неприятные последствия. С чисто статистической точки зрения, широкие шины, скорее всего, более подвержены аквапланированию, чем их более узкие аналоги, несмотря на специальные протекторы, предназначенные для предотвращения этого. Риск увеличивают и более изношенные широкие шины. Давление шин также влияет на это. Если давление воздуха слишком низкое, давление, при котором шина опирается на дорожную поверхность, уменьшается (контактное давление). Затем вода легче попадает в шину.

Как еще можно избежать аквапланирования?

Самая разумная рекомендация – подобрать скорость. Если вы путешествуете медленнее во влажных условиях, риск значительно уменьшается. Изношенные амортизаторы не нажимают на шину с той же силой на дороге. Вес автомобиля не влияет. Если на дороге есть видимые лужи, вы должны ехать с осторожностью. В подобных колодцах накапливается много воды. Также будьте осторожны в углублениях и проездах под мостами.

Рассчитайте, если слишком поздно.

Даже те люди, которые следят за всеми советами, не на 100 процентов невосприимчивы к аквапланированию. Если это произойдет, помните о следующих советах:

• Избегайте торможения как можно больше: торможение может продлить время скольжения. Если одно колесо достигает тяги, а другие продолжают скользить, автомобиль деформируется.

• Не ездите очень быстро: эффект такой же, как при торможении: автомобиль может деформироваться. Передвигайтесь осторожно в противоположном направлении, а затем держите рулевое колесо прямо.

• Отсоедините и отпустите автомобиль, пока не получите контроль.

Подписывайтесь на нашу новостную рассылку

Подписаться

Добро пожаловать!

По закону мы должны спросить Вашего разрешения для отправки новостной рассылки. Следовательно, Вы получите сообщение по почте с ссылкой подтверждения. Перейдите по этой ссылке, чтобы активировать Ваш электронный адрес для получения новостной рассылки Shini-online.ru в будущем. \nP.S.: Если Вы ничего не получите от нас в течение 5 минут, проверьте свою папку нежелательной почты. Большое спасибо.

Извините, произошла ошибка!

Аквапланирование или безопасность на мокрой дороге

Эффект аквапланирования — полная потеря сцепления с дорожным покрытием, вызванная присутствием непрерывного водяного слоя, отделяющего шины движущегося транспортного средства поверхности. При этом транспортное средство практически неуправляемо. Возникает, когда скорость достигает критического значения, при котором колесо не успевает выдавливать из-под себя воду, в итоге под колесом образуется водяная плёнка толщиной в несколько миллиметров и транспортное средство в буквальном смысле всплывает. Если под колесами зеркально гладкая трасса — риск возникновения аквапланирования неизмеримо выше, нежели на крупнозернистом покрытии: на нем воде необходимо покрыть на несколько миллиметров все выступающие бугорки, дабы создать условия для того, чтобы автомобиль «поплыл».

Как избежать аквапланирования?

1) В ливень обязательно включите ближний свет — так другим водителям будет легче увидеть вашу машину, также, приближаясь к попутным и встречным автомобилям, заранее включайте рычаг управления щетками стеклоочистителей, чтобы не ослепнуть на пару секунд от потока мутной воды на лобовом стекле.

2) На шины ложится основная задача по отводу воды из пятна контакта, поэтому следует внимательно следить за состоянием шин:

  • Открытый дизайн протектора& – т.е относительно малое количество резины находится в контакте с дорогой, протектор изобилует продольными канавками, соединительными каналами –перемычками с изогнутой в сечении формой (похожей на лопатки водяных турбин), обеспечивающими турбо-эффект. Яркая противоположность – спортивные шины – «слики» с отсутствием рисунка или максимально закрытым рисунком протектора, без водоотводящих каналов. Такие шины использовать в мокрую погоду нельзя.
  • Направленный рисунок протектора. Водоотводящие канавки чередуются в характерном порядке и образуют “V» — образную форму или ее элементы. Такие шины необходимо устанавливать с учетом направления их вращения. Многие производители шин обозначают свои продукты, стойкими к аквапланированию характерными названиями – Aquatread, Rain Master, Hydragrip или добавляют понятные пиктограммы, указывающими на отличительных особенностях таких шин эффективно противостоять дождевым атакам.
  • Как правило, кроме особенностей рисунка и формы протектора «дождевые» шины имеют в составе специальные добавки, улучшающие сцепные свойства шины при движении как по мокрому так и по сухому покрытию. Как любые современные шины, дождевые шины являются результатом компромисса. В жертву стойкости к аквапланированию и сцеплению на мокром покрытии приносятся другие качества – управляемость, износостойкость. Такие шины относительно шумны.
  • Абсолютной защитой от аквапланирования не обладает ни одна, даже самая совершенная шина и водителю следует помнить об этом. На аквапланирование влияет также регулировка давления в шинах. Недостаточное давление изменяет контур покрышки и сокращает распределение давления на средину протектора, шина при этом всплывает раньше времени.
  • Хлюпающие шумы снизу и повышенная легкость при управлении машиной – эти сигналы неизменно свидетельствуют об опасности аквапланирования. Стоит заметить, что аквапланирование не ограничивается факторами качества шин, существуют и другие, более спонтанные обстоятельства, например состояние амортизаторов — если амортизатор изношен, он намного повышает риск автомобиля попасть в аквапланирование. Так же существует влияние рулевого механизма и подвески.

3) В дождь двигаться медленно. Правило простое – чем меньше скорость, тем безопасней. Опытные водители, способные предугадывать начало аквапланирования по косвенным признакам, могут ехать и быстрее. Но начинающим водителям следует быть крайне осторожными и не рисковать.

4) Перед лужей лучше отпустить педаль газа и преодолевать её по прямой. Отвод воды в продольном направлении у летних шин намного лучше, чем в поперечном, поэтому надо стараться преодолевать водные препятствия исключительно по прямой. Влетать в лужу лучше заранее придав автомобилю нужное направление. Если лужа лежит на повороте — проходить его следует «двойным входом»: первоначальный поворот до лужи, затем руль прямо и проезд лужи по прямой, затем вторичный поворот руля после прохода лужи. Стоит отметить, что во всех перечисленных случаях речь идёт именно о тонком слое воды. Не стоит всё вышеприведённое рассматривать как описание того, что на современном автомобиле на хороших шинах можно штурмовать глубокие лужи на скорости в 50 км/ч.

Что делать, если аквапланирование началось?

1) Не поворачивать руль. Если всплывает одно или два колеса, то может начаться небольшой занос. Казалось бы, самое верное в этой ситуации действовать так же как на льду – повернуть руль в сторону заноса. Но делать этого категорически не следует. Объяснение этому очень простое — погасив скорость автомобиль рано или поздно коснётся твёрдой земли и если при этом колёса будут вывернуты, то автомобиль неминуемо развернёт – занос будет намного серьёзней, чем на водяной плёнке и справиться с ним будет очень сложно. Поэтому необходимо постараться удержать руль в положении, предшествующем началу аквапланирования. При контакте с твёрдой поверхностью руль может вырвать из рук, поэтому удерживать его надо крепко и двумя руками.

2) Тормозить двигателем. Ни в коем случае не используйте рабочие тормоза – это усугубит занос. Более того, так можно заглушить двигатель. Наилучший способ погасить скорость – торможение двигателем. В большинстве случаев для восстановления контакта с дорогой надо сбросить не так уж и много. Категорически нельзя прибавлять газ на автомобилях с передним приводом– правила, разработанные для гашения заноса на твёрдых покрытиях, при аквапланировании не работают. Поэтому вне зависимости от типа привода газ надо именно сбрасывать.

3) Если есть возможность объехать лужу, лучше ею воспользоваться, но если Вы всё же решили переправиться через глубокую лужу, то лучше всего подождать другую легковую машину и пройти по ее колее, но не раньше чем она выберется на берег и волны от нее успокоятся. Небольшие лужи пропускайте между колесами.

4) Если вода попадет на вентилятор и зальет систему зажигания, подождите несколько минут и попробуйте завестись — скорее всего вода успеет испариться на горячем двигателе. Если не помогло, выезжайте «на стартере» вперед или назад (куда ближе) и сушитесь уже на берегу. Не пытайтесь проскочить глубокую лужу на быстром ходу — поднявшаяся волна зальет двигатель. Спокойно двигайтесь на первой передаче и не переключайте ее — в момент сброса газа воду может засосать в выхлопную трубу.

чем опасно и как предотвратить

Водители автомобилей, в большей своей части, наверняка сталкивались с таким эффектом при вождении, как — аквапланирование. А если и не сталкивались лично, то скорее всего слышали об этом явлении. Приятное на слух словосочетание, таит в себе серьёзную опасность. К этому стоит добавить, что превышение скоростного режима, частично утраченные технические характеристики шин и подвески, а также начальный уровень вождения — увеличивают шансы для неприятной дорожной ситуации, на мокрой автотрассе. Давайте разберёмся, что такое аквапланирование и как его избежать.

Аквапланирование – что это


Итак, что же это за эффект – аквапланирование?  Отвечаем — это следствие утраты сцепления шин с дорожным полотном, из-за прослойки воды. То есть, автомобиль скользит по луже, образовывая «водяной клин». Именно такое название принадлежит эффекту, на официальном языке. Аквапланирование может возникнуть, при пересечении мокрого участка автодороги на большой скорости. В такой момент, шины полностью теряют сцепление с дорожным полотном, и автомобиль становится неуправляемым. Это и есть главная опасность.
Высокая скорость – основная причина появления «водяного клина». Но также имеют значения и дополнительные факторы: человеческий, технический и природный. Они могут сыграть ключевую роль при заносе. Поэтому, нельзя говорить об скоростном режиме, как о единственной причине. В каждой индивидуальной ситуации, эффект аквапланирования может возникнуть от отдельного обстоятельства или от их совокупности.  

Что увеличивает риск аквапланирования

Какие факторы могут увеличить риск аквапланирования? Помимо скорости, важную роль в появлении «водяного клина» на дороге могут сыграть: техническое оснащение автомобиля, размер пересекаемой лужи и общее состояние колёс. Подобрать шины и диски для своего автомобиля вы можете на нашем сайте. Далее, рассмотрим по порядку основные факторы, повышающие риск образования «водяного клина».   

Во-первых, это шины. Авторезина имеет протектор в виде рисунка из множества желобов. Часть канавок выполняет функцию водоотвода, обеспечивая уверенное пятно контакта. Въезжая в лужу, вода выдавливается из-под шины, через водоотводы. Если скорость велика, то желоба не справляются с объёмами, появляется прослойка воды и пятно контакта с дорожным полотном исчезает. Машина начинает скользить.
Во-вторых, это толщина водяной прослойки. В случае попадания в глубокую лужу, ни одна шина не силах справиться с большим объёмом воды, и обеспечить пятно контакта колесу. Следовательно, завышенная скорость и не удаляемая водяная прослойка, гарантированно образуют «водяной клин». Единственный разумный способ избежать аквапланирования — заранее снизить динамику движения.
В-третьих – остаточная глубина протектора. Это очень важный фактор, способный отчётливо влиять на возникновение «водяного клина». Чем меньше остаточная глубина водоотводных желобов, тем меньший объём жидкости они способны удалить из-под шины. Изношенная авторезина, значительно теряет общую функциональность и менее эффективна в сцеплении с мокрой дорогой. Зная о плохом состоянии колёс, это обстоятельство следует учитывать при выборе скоростного режима. Осознанный подход к выбору резины, к её своевременной замене, повышают шансы на безопасное вождение. 
 
Установка гоночной резины под названием слик и полуслик, для увеличения сцепления с асфальтированной дорогой, практически полностью обезоруживают автомобиль и водителя, для езды по мокрой автостраде. Такие покрышки, оснащены незначительным протектором, а в некоторых случаях, рисунок вовсе отсутствует. 

Стоит уделить внимание дополнительным факторам, которые влияют на эффект аквапланирования. Среди них: качество дороги, давление в шинах, общее состояние подвески и загруженность машины. 
Ситуация с дорожным полотном, более ясна: чем ровней и грамотней спроектирована трасса, тем меньше на ней воды. Следовательно, риск появления аквапланирования остаётся невысоким. 
Раз речь зашла о качестве дорог, хотелось бы упомянуть такое явление, как – колейность на асфальте. Заполненная дождевой водой колея, увеличивает вероятность образования «водяного клина». Водитель способен потерять управление автомобилем, и транспортное средство может самопроизвольно перестроиться. По инерции.         
  
Давление в шинах – одна из причин возникновения «водяного клина» на небольшой скорости. Низкое давление в колесе, не позволит «врезаться» в водяную преграду. Поверхность лужи, способствует сжатию в профиле шины, что влечёт увеличение площади давления на поверхность. На основании изложенного можно говорить о том, что шины с низким давлением увеличивают риск возникновения аквапланирования, причём даже на малой скорости.
Аналогичный эффект низкого давления в резине, может обеспечить изношенная подвеска автомобиля. В частности, неисправные амортизаторы, которые не позволяют должным образом прижиматься к дорожному полотну неподрессоренной массе. Это следует отнести к факторам повышенной опасности. Что касается загруженности или конструктивной массы автомобиля, то здесь ситуация очевидна — чем меньше вес транспортного средства, тем больше у него шансов «задержаться» на поверхности лужи, при меньшей скорости.

Как снизить риск аквапланирования

Какие способы борьбы с аквапланированием существуют? Самым верным решением избежать «водяного клина», будет снижение скорости перед водным препятствием. Зная о внезапном появлении эффекта, не следует практиковать динамичную езду на мокрой дороге. Если передвижение происходит по сухому покрытию, и на пути внезапно появилась большая лужа, то следует снизить скорость, и спокойно пересечь препятствие. 

Влетая в лужу, на отметке спидометра 80 км/ч и более, автомобиль не только будет подвержен скольжению, но и возникает опасность попадания воды в работающие системы (электроснабжение, воздухозаборник).
Учитывая фактор скорости, не стоит забывать о траектории движения. Водоотвод шин более эффективен на прямой дороге. При поворотах, эти функции снижаются. Соответственно, прохождение поворотов будет разумным на малой скорости. Таким образом, можно избежать внезапного образования «водяного клина», который будет способствовать инерционному движению на встречную полосу или на обочину.

Если вы ощутили эффект аквапланирования (автомобиль начал плыть), то самое главное – не крутить рулём, и не применять экстренное торможение. Стандартные методы борьбы с заносами на льду или снегу, в этом случае будут неэффективны. «Водяной клин», может также быстро исчезнуть, как и появиться. Вывернутый руль, и внезапное появление контакта шины с поверхностью, могут спровоцировать полноценный занос или переворот машины. Аналогичное влияние, могут оказать, блокированные тормозами, колёса.
Оптимальным действием будет следующее: отпустить педаль акселератора и не вращать рулевым колесом. Автомобиль, притормаживаемый двигателем, под естественными воздействиями вернёт сцепление с автодорогой. Затем, водитель может возобновить движение.

Дополнительный нюанс: «водяной клин» может проявиться не на всех колёсах, а только на некоторых из них. Например, автомобиль въехал в водное препятствие одной стороной. В таком случае, крепкая фиксация рулевого колеса будет более важна. Разная степень сцепления шин с автодорогой, может стать ключевым обстоятельством разворота, или даже инерционного вращения автомобиля. Поэтому, опасайтесь въезжать на высокой скорости в лужу одной стороной, и не пытайтесь выравнивать автомобиль при начавшемся аквапланировании.

Что такое аквапланирование и как его избежать


Аквапланирование — это проблема, возникающая, когда между шинами транспортного средства и поверхностью дороги может образовываться слой воды.

В этот момент шины не могут сцепиться с дорогой, что приводит к потере сцепления, что означает, что водитель теряет контроль и не может управлять, тормозить или ускоряться.

Это может быть довольно пугающим опытом и легко стать причиной аварии.

Некоторые люди знают это под альтернативным названием аквапланирование — оба слова означают одно и то же.

Это может быть вызвано сильными дождями, скапливающимися на поверхности дороги, или лужами с водой в местах, где на дороге есть ямы или выбоины. Вода должна быть не менее 2,5 мм (или 1/10 дюйма) глубиной.

Кроме того, аквапланированию могут ухудшить два других фактора — состояние шин транспортного средства и скорость, с которой оно движется.

Говорят, что шины хорошего качества могут очищать эквивалент ведра воды с дороги каждые семь секунд, а это означает, что шины в отличном состоянии могут справиться с изрядным количеством воды при движении во влажных условиях.

И наоборот, шины с низким протектором будут изо всех сил пытаться очистить как можно больше воды и в неправильных условиях могут усугубить проблему и позволить слою воды накапливаться под шинами.

Вот короткое видео от Ford, в котором более подробно объясняются причины и показано, почему плохое состояние шин может привести к аквапланированию.

При движении по мокрой дороге вы можете:

  • Слышите, как ваш двигатель внезапно стал громче
  • Почувствуйте, как будто вы уронили сцепление на передачу при движении на высокой скорости, в результате чего обороты увеличились
  • Почувствуйте рулевое управление становится «легким»
  • Ощутите, как задняя часть автомобиля дрейфует из стороны в сторону — известное как «рыбий хвост»

Если ваш автомобиль начинает аквапланирование, не паникуйте — следуйте этим советам, чтобы помочь управлять автомобилем с аквапланированием:

  • Не нажимайте сильно на тормоза
  • Осторожно отпустите педаль газа
  • Держите руль прямо
  • Выключите режим круиз-контроля, если он включен
  • Когда автомобиль начинает набирать контроль, вы можете начать тормозить чтобы снизить скорость

Как только вы поняли, что ваша машина начала акваплан, важно сохранять хладнокровие.Если вы попытаетесь сделать что-то радикальное — сильно ударить по тормозам или внезапно повернуть колесо, — вы можете привести к заносу автомобиля или столкновению.

Вместо этого важно держать руль прямо и постепенно снимать ногу с педали акселератора. По мере того, как вы замедляете движение, вы должны почувствовать, как ваши колеса набирают силу, и вы вернете контроль. В этот момент можно безопасно делать медленные и устойчивые движения рулевым колесом и осторожно нажимать на тормоза.

Если в вашем автомобиле есть круиз-контроль, рекомендуется отключать его при движении по влажным условиям.Если ваш автомобиль находится в режиме аквапланирования и он включен, вам следует выключить его, как только вы заметите четыре проблемы, описанные выше (это следует делать с помощью кнопки, а не тормозов, чтобы избежать проблем).

Есть ряд вещей, которые автомобилисты могут сделать, чтобы избежать аквапланирования — как с точки зрения техники вождения, так и с точки зрения ухода за автомобилем, ключевые моменты включают:

  • Проверьте состояние шин
  • Не водите слишком быстро
  • Избегайте резких действий
  • Будьте готовы

Пять советов по предотвращению аквапланирования

Помимо вышеуказанных действий, вот пять полезных советов о том, какие подготовительные меры вы можете предпринять, чтобы избежать аквапланирования.

1. Изучите условия

Всегда проверяйте погодные условия перед поездкой, обращая особое внимание на условия, с которыми вы можете столкнуться дальше по пути при поездке на большие расстояния.

Вы также сможете видеть и чувствовать, когда меняются условия вождения, а такие вещи, как пролитое масло или грязь на дорогах, могут усугубиться дождем. Убедитесь, что вы реагируете на предупреждающие знаки перед вами и меняете технику вождения в зависимости от погодных и дорожных условий.

2. Следите за скоростью

У ваших шин будет меньше шансов зацепиться за дорогу, если вы едете с большей скоростью.

Не существует особого «предела скорости при аквапланировании», ниже которого вы можете оставаться, чтобы избежать этого, но считается, что транспортное средство, движущееся со скоростью около 30 миль в час в дюймах или двух от воды, сможет сохранять достаточное сцепление, чтобы избежать аквапланирования, в то время как один при движении со скоростью 50 миль в час в тех же условиях гораздо меньше шансов сохранить контроль.

Помните также, что тормозной путь может удвоиться во влажных условиях, поэтому важно не двигаться слишком быстро и не приближаться к идущему впереди транспортному средству.

3. Поддерживайте свои шины в хорошем состоянии

Как мы уже говорили выше, шины в плохом состоянии могут способствовать аквапланированию, поскольку им может быть трудно очистить достаточно воды с дороги.

Поэтому важно регулярно проверять шины, чтобы убедиться, что они в хорошем состоянии и накачаны должным образом. В руководстве по вашему автомобилю будет указано, каким должно быть давление в шинах вашего автомобиля — или вы можете ввести свою регистрацию на веб-сайте Tire Pressures — и вы можете легко проверить это на большинстве заправочных станций.

Допустимая глубина шин составляет 1,6 мм, но не рекомендуется оставлять их, пока они не достигнут этого уровня, особенно для влажных условий.

Автомобиль с протектором 1,6 мм, движущийся со скоростью 50 миль в час во влажную погоду, остановится на целых восемь метров дальше по дороге, чем автомобиль с протектором 3 мм.

4. Следуйте по следу

Если вы следите за автомобилем, идущим впереди, его шины, вероятно, оставят «следы» в воде.

Это место, где они уже сместили часть дождя, поэтому, следуя по следам — ​​на безопасном расстоянии — вы можете снизить свои шансы на аквапланирование.

5. Плавное вождение

Движение на более низкой скорости поможет, но это также будет способствовать плавному вождению. Внезапные и резкие изменения направления движения — не лучшая идея в лучшие времена, но особенно на мокрой дороге.

Вам нужно уделять особое внимание поворотам на дорогах и знать вышеупомянутые методы, чтобы знать, как реагировать, если ваше транспортное средство начинает двигаться в акваплане. Также рекомендуется избегать использования круиз-контроля при вождении во влажных условиях.

Понимая, что такое аквапланирование, как его избежать и как восстановить контроль, если оно произойдет, вы будете в лучшем положении для безопасного вождения во влажных условиях, которые часто встречаются на дорогах в Великобритании.

Читать далее: как правильно проезжать по лужам и стоячей воде

Вернуться в раздел зимнего вождения

Что такое аквапланирование и как его избежать

Аквапланирование может иметь разрушительные последствия для вас и вашего автомобиля; Итак, что такое аквапланирование и как его избежать при ежедневном вождении?

Что такое аквапланирование?
Аквапланирование возникает, когда шины вашего автомобиля ударяются о слой воды, вызванный сильным дождем, и не могут сцепиться с поверхностью дороги.Вода на поверхности приводит к тому, что ваши шины теряют сцепление с дорогой, не позволяя реагировать на любые инструкции, которые вы даете своему автомобилю, включая торможение, рулевое управление и ускорение. Конечно, любой случай, когда вы не можете управлять своим автомобилем, чрезвычайно опасен и увеличивает риск аварии. По данным Метеорологического бюро, в Великобритании выпадает в среднем 156,2 дней осадков в год, поэтому аквапланирование является такой распространенной проблемой в Великобритании.

Как определить, есть ли у вашего автомобиля аквапланирование.
Итак, как определить, что у вашей машины аквапланирование? Есть несколько контрольных признаков, которые вы можете заметить, если ваша машина начинает аквапланет на мокрой дороге, в том числе: ощущение, что рулевое управление становится легче, слышно, как ваш двигатель становится громче, как задняя часть вашего автомобиля дрейфует из стороны в сторону, или вы чувствуете, как ваша машина внезапно замедляется из-за того, что вода препятствует нормальному движению. Если вы столкнетесь с чем-либо из этого, лучше не паниковать. Вы можете помочь восстановить контроль над автомобилем, осторожно отпустив педаль акселератора, чтобы замедлить автомобиль (не нажимайте на тормоза, если это абсолютно необходимо), и постарайтесь крепко держаться за рулевое колесо.Любые резкие движения могут привести к дальнейшей потере контроля.

Как избежать аквапланирования
Как и в любой ситуации, профилактика всегда лучше, чем лечение, поэтому лучший способ избежать аквапланирования:

  1. Качественные шины — единственные детали, которые удерживают ваш автомобиль на дороге, — это шины. Старые, поврежденные шины с плохим протектором увеличивают риск аквапланирования, так как они уже могут потерять сцепление с дорогой в нормальных дорожных условиях.Чем меньше протектор у шин, тем меньше места для отвода воды из пятна контакта. Меньший протектор = меньшее рассеивание воды, что приводит к аквапланированию.
  2. Контролируйте свою скорость — вы всегда должны изменять скорость в зависимости от погодных условий, в которых вы едете. Если недавно шел дождь или идет дождь, на поверхности дороги и на ваших шинах будет вода. будет меньше шансов зацепиться за поверхность при движении на высоких скоростях.Важно помнить, что тормозной путь в сырую погоду также больше, поэтому соблюдение безопасного расстояния от впереди идущего автомобиля и движение с безопасной скоростью снизят риск аквапланирования.
  3. Плавное вождение — Избегание резких движений, таких как быстрое рулевое управление или резкое торможение, снизит риск аквапланирования. Всегда рекомендуется плавное вождение, даже в идеальных условиях вождения, но вода на поверхности дороги может привести к потере контроля над автомобилем.Обратите внимание на дорогу, тормозите и управляйте более плавно, чтобы не потерять сцепление с дорогой.

Какие шины помогают избежать аквапланирования?
Шины Maxxis были сконструированы так, чтобы снизить вероятность аквапланирования, а также зарекомендовали себя в различных тестах шин.

Как Premitra 5 HP5, так и Victra Sport 5 показали впечатляющие результаты даже в сравнении с премиальными брендами в отношении управляемости на мокрой дороге, что делает их идеальными летними шинами для всестороннего использования, как показали многочисленные тесты шин.

Чтобы быть спокойным в любую погоду, выберите всесезонную шину, например Premitra All-Season AP2.

Чтобы убедиться в этих цифрах, перейдите по ссылкам ниже.

Что делать, если ваш автомобиль акваплан

Что делать, если ваш автомобиль акваплан

Британская погода настолько непредсказуема; в одну минуту нас ожидает трехмесячная жара, в следующую — постоянные дожди. Последнее может вызвать аквапланирование, которое может быть опасным, если вы не примете меры предосторожности.

Что такое аквапланирование?

Аквапланирование — это когда колеса вашего автомобиля теряют сцепление с дорогой из-за отрыва от поверхности дороги из-за избытка (стоячей) воды.

Обычно это происходит всего на мгновение или два, однако иногда вы можете встретить участок дороги с большим количеством воды. Вот когда это может быть рискованно; ваше рулевое управление перестает работать, вы теряете сцепление с дорогой и начинаете заносить, подвергая опасности себя и других водителей.

Неважно, проехали ли вы только что или опытный водитель, аквапланирование пугает, так как вы, кажется, теряете контроль.Чем лучше вы понимаете, как действовать в этой ситуации, тем больше вероятность того, что вы избежите аквапланирования.

Что вызывает аквапланирование?

Аквапланирование возникает, когда шины вашего автомобиля проезжают по слою воды, а не касаются поверхности дороги. Это заставляет воду перед вашими шинами накапливаться быстрее, чем они могут справиться. Когда это происходит, становится очевидным, что рулевое управление становится легче, а дорожный шум часто уменьшается, так как ваши шины больше не касаются поверхности дороги.

После аквапланирования, к сожалению, вы не можете тормозить или управлять автомобилем, что затрудняет управление автомобилем. Для этого вам понадобится трение между шинами и дорогой.

При аквапланировании учитывайте следующие советы

Первоначальная реакция в этой ситуации — паника и торможение, что понятно. Однако вам нужно сохранять спокойствие и сосредотачиваться на дороге и на том, что вас окружает.

  • Не тормозить и не ускоряться, чтобы выйти из заноса
  • Хотя настоятельно рекомендуется не тормозить во время полета на акваплане, при необходимости тормозите осторожно.
  • Крепко держитесь за руль и поворачивайте в том направлении, в котором вы хотите, чтобы машина ехала, и не поворачивайте слишком резко
  • Медленно отпустите акселератор, пока не восстановите контроль.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *