Антифриз coolant – Какой антифриз лучше заливать. ТОП антифризов, правила выбора — CARHack.ru

Содержание

Антифриз TOYOTA Super Long Life Coolant Pink Concentrated

Обслуживание японских автомобилей затруднительно по причине несоответствия допусков европейских автопроизводителей. Это вызывает трудности с подбором необходимых расходников. Для упрощения поиска на рынке представлен антифриз TOYOTA Super Long Life Coolant Pink Concentrated, подходящий под модели одноименного бренда.

TOYOTA Super Long Life Coolant Pink Concentrated 1 л

Краткое описание

Антифриз TOYOTA Super LL изготавливается на карбоксильной основе с добавлением пакета высокотехнологичных присадочных компонентов. Этиленгликолевая база не создает толстой защитной пленки на внутренних поверхностях магистралей, обеспечивая достаточную теплоотдачу системы. Антикоррозийные составляющие действуют избирательно, присадки локализируют уже образовавшиеся очаги ржавчины, препятствуя ее распространению.

Формула не содержит аминов, фосфатов, боратов и других токсичных составляющих.

Область применения

Антифриз Тойота предназначен для обслуживания японских легковых, грузовых, пассажирских автомобилей, где рекомендован класс G12. Допускается заливка в моторы, работающие на бензине, дизеле, биотопливе с установленным турбонаддувом, непосредственным впрыском или конструкциями очистки выхлопа.

Благодаря продуманной формуле, состав не замерзает до -35 градусов Цельсия и удерживает необходимую структуру до +110 °С.

Пользователи отмечают пригодность к заливке в сельскохозяйственную, строительную и узкоспециализированную технику при наличии требуемых допусков.

Способ применения

Состав Coolant Pink Concentrated не предназначен для разведения дистиллированной водой. Изделие вливается в радиатор в заводской форме, без предварительного смешивания и эксплуатируется в качестве доливочной смеси.

Для разбавки подходит только антифриз-концентрат красного цвета.

Важно! Смесь не совместима с другими разновидностями антифризов. Категорически запрещено доливать состав в жидкости других брендов.

TOYOTA Super Long Life Coolant Pink Pre-mixed 1 л

Параметры

TOYOTA Super Long Life Coolant Pink Concentrated технические характеристики:

ПоказательЗначение
ЦветРозовый
ЗапахСпецифический
Тип жидкостиКонцентрат
Способ смешиванияГотов к применению
Номинальная плотность при +15°С1,074
Порог закипания °С+110
Порог сгущения °С.-35
Форма выпуска1 литр
Артикул №
08889-80140
СтандартG12

Достоинства и недостатки

Антифриз Toyota выделяется среди предложений конкурентов такими преимуществами.

  1. Отсутствие вредных примесей. Формула не содержит аминов, силикатов, фосфатов, боратов.
  2. Удобная фасовка. Одной упаковки достаточно для восполнения системы при аварийной починке.
  3. Длительный срок эксплуатации. Антифриз Тойота вырабатывает защитные присадки в течение 5 лет от момента заправки системы.
  4. Отсутствие вспенивания. Продукт TOYOTA Super Long Life не подвержен пенообразованию – это минимизирует вероятность кавитационного износа крыльчатки помпы и участков цепи, где протекают турбулентные потоки.
  5. Высокая степень защиты от окисления. Смесь насыщена ингибиторами коррозии. Вещества локализируют отдельные участки ржавчины, что препятствует их увеличению.
  6. Отличная проводимость тепла. Формула улучшает охлаждение силовой установки, что положительно сказывается на ее температурном режиме работы.

К недостаткам, покупатели относят несовместимость с другими антифризами. Также выделяется потеря рабочих свойств во время разбавления водой.

TOYOTA Super Long Life Coolant Pink Pre-mixed 5 л

TOYOTA Super Long Life Coolant Pink Concentrated: как отличить подделку

Определить оригинал поможет знание следующих отличительных особенностей.

  1. Оригинальная упаковка изготовлена из пластика первого сорта. Материал не прозрачен, плотный, на морозе не дубеет.
  2. Исключено наличие дефектов отливки, спайки, неровных швов, механических повреждений на стенках канистры. Также подделку выдают светлые пятна на поверхности.
  3. Содержимое баллона окрашено в розовый цвет, присутствие осадка недопустимо.
  4. Крышка банки оборудована отрывным кольцом. Элемент конструкции отсоединяется при первом вскрытии и остается на горловине.
  5. Этикетка печатается на заводских станках. Процедура производства не допускает образование опечаток, помарок, грамматических ошибок, наплывов или перекосов текста. Дополнительно исключено нарушение структуры рисунка этикетки, если это не предусмотрено дизайном производителя.
  6. Задняя часть наклейки содержит полный список информации о продукте, изготовителе, поставщике.
  7. На передней части баллона нанесена дата производства. Код печатается лазером, что гарантирует невозможность истирания без повреждения тела канистры.

Видео

Итог

Антифриз TOYOTA Super Long Life – высококачественный продукт, гарантирующий стабильную работу силовой установки. Благодаря предельной концентрации вспомогательных присадок, формула не теряет свойств в течение длительного периода эксплуатации.

Отзывы покупателей

Денис

Купил на доливку два месяца назад – пользуюсь давно, всем устраивает. Единственный минус – тяжело найти в нашем регионе.

Иван

Попробовал смешать с уже залитым антифризом в отдельной баночке, на коробке написано, что подходит. На деле выпала в осадок какая-то муть и по сути деньги выкинул в пустую.

Роман

Залил TOYOTA Coolant Pink неделю назад, пока все нормально.

Антифризы Toyota LLC и SLLC: отзывы, характеристики, отличие

На чтение 6 мин.

Концерн Toyota известен во всем мире как крупнейший производитель азиатских автомобилей. Их отличают универсальность, разнообразие моделей, легкость эксплуатации и доступность. Чтобы автомобили служили дольше, производитель рекомендует использовать в них только авторизованный оригинальный антифриз.

Описание оригинальных антифризов Toyota

Линейка антифризов Тойота

В настоящее время существует два оригинальных антифриза Тойота:

  • Toyota Long Life Coolant;
  • Toyota Super Long Life Coolant.

До 2002 года в заводских условиях в машины марки Тойота заливался преимущественно первый антифриз — LLC. С 2002 года на смену ему пришел второй – Super LLC. Теперь именно он используется в большинстве моделей этого бренда.

Тем не менее, у обоих антифризов много общего. В основе каждого из них лежит пропиленгликоль высочайшего качества, а также мощные ингибиторы коррозии и сбалансированные современные присадки. Вот только у каждого они – свои, поэтому смешивать эти два антифриза категорически запрещается. В противном случае смесь будет значительно уступать в качестве отдельно используемым охлаждающим жидкостям.

Несмотря на то, что для заводской заливки в машинах Тойота теперь используется преимущественно ОЖ Супер Лонг Лайф, его предшественника не стоит списывать со счетов. Antifreeze Toyota LLC по-прежнему можно приобрести для использования в личном автомобиле, в свободной продаже и в таре разных объемов.

Из общего стоит еще отметить, что оба хладагента выпускаются и как готовая к применению охлаждающая жидкость, и как концентрат. Последний не годится для использования в чистом виде, его нужно разбавлять водой. Как разводить, в какой пропорции, зависит от климатических условий, в которых предполагается использовать ОЖ, и максимальной минусовой температуры в регионе. Оптимальным соотношением, подходящим даже для северных регионов, считается один к одному. При этом будет обеспечена защита в среднем до минус 40 градусов Цельсия. Самый минимальный объем концентрата должен составлять одну треть от общего объема жидкости, а максимальный – 70%.

Мешать концентрированный антифриз лучше всего с дистиллированной водой, но если таковой не имеется, то можно использовать и водопроводную. Категорически запрещается разбавление концентрата водой из рек, озер, природных колодцев.

Важно! Если купить рекомендованный производителем Тойота антифриз не представляется возможным, то для замены можно использовать аналоги, с соответствующей основой и пакетом присадок. Без особой необходимости антифризы разных производителей лучше не смешивать, это может значительно ухудшить их характеристики и снизить срок эксплуатации.

Оба антифриза Тойота прошли многочисленные испытания и тесты, по результатам которых можно утверждать, что они соответствуют всем заявлениям производителя и мировым требованиям и стандартам отрасли. Положительные отзывы автолюбителей подтверждают это.

Toyota Long Life Coolant

Готовая жидкость и концентрат LLC
Антифриз Toyota Long Life Coolant red представляет собой традиционный антифриз на основе пропиленгликоля с использованием качественных присадок и ингибиторов коррозии. Внешне это чистая, прозрачная жидкость красного цвета.

Красный антифриз Тойота обладает хорошими смазывающими способностями, имеет высокую степень защиты системы охлаждения от износа и возникновения очагов коррозии. Обладает хорошими теплоотводными свойствами, отлично предохраняет двигатель от перегрева и переохлаждения.

Антифриз Тойота Лонг Лайф кулант подходит для использования в ДВС как грузовых, так и легковых автомобилей Тойота. Замена антифриза осуществляется спустя три года при первоначальной заливке, и каждые два года – при последующих заливках.

Артикулы и объемы расфасовки антифриза LLC:

  • 08889-80015 – 1 л;
  • 08889-80032 – 4 л;
  • 08889-80014 – 5 л;
  • 08889-80017 – 60 л.

При необходимости можно мешать этот антифриз с силикатными, гибридными охлаждающими жидкостями.

Toyota Super Long Life Coolant

Готовая и концентрированная жидкость SLLC

Антифриз Toyota Super Long Life coolant – это готовый антифриз и концентрат, произведенные на основе пропиленгликоля по технологии органических кислот (карбоксилатной) с использованием мощных современных ингибиторов коррозии. В его химическом составе отсутствуют силикаты, нитраты и другие вредные вещества, которые отрицательно сказываются на работоспособности двигателя, ухудшают теплообмен, способствуют образованию отложений внутри системы охлаждения. Причиняют вред они и окружающей среде. А значит – этот антифриз не только безопасен для мотора, но и экологичен.

Внешне антифриз Тойота Супер Лонг Лайф Кулант — прозрачная чистая жидкость розового цвета. Соответствует он фольксвагенскому стандарту G12 или C12+ – для современных карбоксилатных антифризов с длительным сроком эксплуатации. Срок у него действительно долгий: менять придется в среднем каждые пять лет.

Эта охлаждающая жидкость рекомендована для любых современных моторов, как легковых, так и грузовых автомобилей Тойота.

Антифриз Тойота розовый отлично предотвращает образование коррозии, кавитацию, не пенится, не окисляется. Способствует поддержанию нормальной рабочей температуры внутри двигателя, продлевает его ресурс.

Артикулы и объемы расфасовки антифриза SLLC:

  • 08889-80070 – 2 л;
  • 08889-80071 – 4 л;
  • 08889-80072 – 5 л.

Важно! Антифриз Toyota SLLC pink категорически запрещается мешать с другими, а также (касательно готовой к применению жидкости) нельзя доливать водой. В противном случае вещество свернется, и дальнейшая работа системы охлаждения будет невозможна.

Как отличить подделку

Информация на этикетках канистры

Нельзя сказать, что оригинальные антифризы, подходящие только для одной марки автомобилей, подделывают так часто, как часто подделывают самые ходовые, универсальные, брендовые охлаждающие жидкости. Однако такое не исключено совсем. Поэтому канистру с ОЖ нужно внимательно осмотреть. Вот какие признаки могут выдать подделку:

  • грубые, неровные швы или дефекты в их области;
  • неплотно прилегающая к кольцу крышка, царапины, сколы, другие следы вскрытия по ее краям;
  • неровно приклеенные этикетки, пузыри и складки на них, следы клея;
  • несоответствующая действительности информация, или нанесенная с ошибками;
  • смазанный текст, неровные строчки;
  • нечитаемая дата выпуска и розлива.

Если что-то во внешнем виде канистры настораживает, вызывает сомнения, то лучше перепроверить. Не стоит заливать антифриз в бачок, пока нет полной уверенности в его качестве.

Видео

Super Long Life Coolant Toyota camry 50 замена антифриза розовый

Как правильно разбавлять антифриз водой

Отзывы

Давид, 52 года
Я использую новый тойотовский антифриз, супер лонг лайф. У него гораздо более современный состав и более высокое качество, чем у простого. Ну и менять его можно реже. Только нельзя ни с чем смешивать.

Вадим, 46 лет
Советую всем использовать не готовую охлаждайку супер лонг лайф, а концентрат. Почему? Потому что цена, если честно, немного кусается, а концентрат обходится гораздо дешевле. К тому же, его можно разводить в соответствии со своей погодой, если нет сильных морозов – то еще дешевле выходит.

Артур, 37 лет
Лонг лайф для Тойоты отличный антифриз. Никогда не густеет, не пенится и не кипит. Использую его, как купил машину, и не вижу смысла экспериментировать и искать что-то другое.

Иван, 35 лет
Давно уже использую оригинальный лонг лайф в своей Тойоте. Могу сказать, что за пять лет, что у меня есть эта машина, ни разу не было никаких проблем по вине антифриза. Система охлаждения в полном порядке, двигатель тоже.

Правда об антифризах | Статьи Техноформ

В современной автомобильной России существует поверхностное и зачастую искаженное представление об автомобильных охлаждающих жидкостях. Этому способствовало не только отставание нашего автомобилестроения от ведущих зарубежных стран, но также и отсутствие полноценных научных центров, специалистов и вообще социального заказа на разработки охлаждающих жидкостей. Даже студентам автомобильных высших учебных заведений зачастую даются знания об охлаждающих жидкостях, соответствующие уровню сорокалетней давности, когда разрабатывался главный советский бренд – Тосол.

Поэтому наши представления об охлаждающих жидкостях обросли всевозможными «мифами», которые весьма далеки от истины. Мифы возникают и передаются на уровне рядовых автомобилистов, работников автосервисов, автомагазинов и иногда, к сожалению, тиражируются в средствах массовой информации.

Данная статья не претендует на полноту, в ней рассмотрены лишь мифы, которые наиболее часто встречались автору в практической работе. Основываясь на опыте, приобретенном в процессе многолетнего общения со специалистами компании Артеко, Бельгия, дочернего предприятия Total (Франция) – ведущего европейского производителя антифризов, автор постарался обозначить и разъяснить основные заблуждения об охлаждающих жидкостях.


Миф 1. О Тосоле

Когда вы заходите в магазин автомобильных запчастей, то можете увидеть на витрине множество различных «Тосолов», которые отличаются друг от друга этикеткой, названием, номером Технических Условий, предприятием-изготовителем. В настоящее время в России встречается более ста разновидностей таких «Тосолов». Неискушенный покупатель думает, что все эти жидкости являются тем самым Тосолом, который он знает с детства, однако это всего лишь миф. На самом деле эти «Тосолы» не имеют отношения к первоначальному, настоящему Тосолу, который выпускался в СССР и был практически единственной и очень дефицитной охлаждающей жидкостью.

Тосол (точное название — Антифриз «Тосол-А», впоследствии Антифриз «Тосол-АМ») был разработан в конце 60-х годов в закрытом институте ГосНИИОХТ, в отделе, называвшемся ТОС (Технология Органического Синтеза). Отсюда название продукта — ТОСол — оригинальное и благозвучное. Подчеркнем, что «Тосол» — имя собственное, это название конкретного антифриза, а не термин для обозначения автомобильной охлаждающей жидкости. Тосол выпускался только на государственных предприятиях со строгим соблюдением утвержденной технологии. Он прошел многочисленные испытания на советской автомобильной технике, получил соответствующие допуски на применение и был отличной охлаждающей жидкостью, соответствующей требованиям того времени. Известно, что рекомендуемый срок эксплуатации Тосола составлял (для автомобилей того времени) один-три года или 60 тысяч километров пробега. Под него даже был разработан государственный стандарт ГОСТ 28084–89 «Жидкости охлаждающие низкозамерзающие», 1989 года выпуска.

Однако в 90-х годах государственные предприятия СССР по известным причинам перестали выпускать многие виды продукции, в том числе и Тосол. На их место пришли многочисленные мелкие предприятия, которые стали производить под названием Тосол совершенно другие жидкости, по другой технологии и рецептуре. Государственные научные институты тоже перестали заниматься разработкой новых охлаждающих жидкостей. Появились химики-индивидуалы, которые стали изобретать новые дешевые рецептуры и предлагать их за умеренную плату. Такие предложения встречаются до сих пор, например, от имени так называемой «ассоциации производителей Тосола». Фактически это другие, быть может, неплохие охлаждающие жидкости, но это не Тосол, а его подделки.

Примечание. Кстати, чтобы «изобрести» новую рецептуру «Тосола» необязательно быть химиком. Достаточно «надергать» какую-нибудь композицию из опубликованных патентов и для верности изготовить образец у себя на кухне. Или проще: порыться в литературе и найти готовую рецептуру, которая, правда, утратила свою актуальность и перестала быть коммерческой тайной. Так, например, отличные, но устаревшие, боратная и фосфатная рецептуры «традиционных охлаждающих жидкостей», которые вполне можно выдать за новый Тосол, опубликованы в журнале «SAE Technical Paper Series, 900804, 1990».

Широко «раскрученная» в СССР торговая марка «Тосол» не была защищена авторскими правами, поэтому любой производитель мог назвать Тосолом (и до сих пор называет) свою, совершенно другую охлаждающую жидкость. Правильное название для таких подделок — суррогат, от латинского слова «surrogatus», что означает «поставленный вместо».

В нашем языке слово «суррогат» имеет негативный оттенок. Считается, что суррогат — это не только подделка, но и подделка низкого качества. Действительно, среди подделок Тосола встречаются негодные охлаждающие жидкости, которые выводят из строя и двигатели, и радиаторы, об этом писали многие автомобильные журналы. Такие суррогаты, по моему убеждению, нанесли смертельный удар по престижу российских автомобилей. Они в разы уменьшали эксплуатационный ресурс двигателей, вообще говоря, неплохих, но мало кто связывал такое уменьшение с низким качеством охлаждающей жидкости. Кроме того, они скомпрометировали хороший продукт и торговую марку «Тосол».

Часто приходится слышать от производителей Тосолов, что слово «Тосол» в названии своей продукции они употребляют вместо слова ОЖ (ОЖ — Охлаждающая Жидкость), так как наш народ привык называть все охлаждающие жидкости Тосолом. Однако это всего лишь уловка для оправдания бесцеремонного использования чужого бренда «Тосол» при продвижении своих продаж без вложений в рекламу. Для сравнения, наш народ привык называть все копировальные аппараты «Ксероксами», а все автомобили-внедорожники «Джипами». Но никогда «Canon» не назовет свой копировальный аппарат «Ксерокс» и никогда «Ford» не назовет свой внедорожник «Джип», причем под страхом судебного разбирательства.

В 2000-годах ситуация улучшилась, но принципиально не изменилась. Под названием Тосол продолжают выпускать совершенно другие жидкости, по другим рецептурам и ТУ, по другой технологии. Такие другие жидкости должны называться ОЖ, но никак не Тосол. Оригинальный Тосол может выпускаться по ТУ 6-57-95-96 (последняя версия) и лишь при наличии лицензионного соглашения с разработчиком технологии ГосНИИОХТ. По сведениям автора, в розничной продаже такой Тосол не встречается вообще.

Справедливости ради, отметим, что отдельные экземпляры из таких Тосолов получили одобрения для использования в российских автомобилях. Списки таких «пригодных Тосолов», с указанием их производителей, вы можете найти в сервисных книжках автомобилей ВАЗ, ГАЗ, КАМАЗ, хотя они и состоят всего из двух-трех позиций. Все остальные охлаждающие жидкости, которые не упомянуты в сервисных книжках, никогда не проходили (или не сумели успешно пройти) эксплуатационные испытания на автомобилях по методике автозаводов, и их применение может привести (и приводит) к плачевным последствиям.

В заключение рекомендация: заливайте в автомобиль только те охлаждающие жидкости, которые рекомендованы (имеют одобрение/допуск) производителем этого автомобиля.

Кавитация гильз двигателя при использовании Тосола

Кавитация гильз двигателя при использовании Тосола

Двигатель Рено, установленный на автобусе МАЗ, с ресурсом эксплуатации 1 миллион км, был разрушен за счет кавитации после пробега 230 тыс км. Причина: Тосол, применявшийся в этом автобусе, не противодействует кавитации гильз, в отличие от антифризов, имеющих одобрение Рено.

Блокировка каналов двигателя осадками из Тосола

Блокировка каналов двигателя осадками из Тосола

Двигатель автобуса «Икарус» приходится регулярно снимать и прочищать каналы охлаждающей жидкости от силикатных засоров, которые образует так называемый силикатный Тосол.

Помпа «съедена» Тосолом

Помпа «съедена» Тосолом

Крыльчатка насоса охлаждающей жидкости (помпы) двигателя Cummins, установленного на автобусе ПАЗ, полностью разрушена из-за кавитации в течение первых полутора лет эксплуатации. Причина: Тосол, применявшийся в этом двигателе, не противодействует кавитации помпы. С нормальным антифризом эта помпа служила бы 10 лет.


Миф 2. О том, что Антифриз и Тосол разные охлаждающие жидкости

Существует мнение (миф), что Тосол — это охлаждающая жидкость, предназначенная для отечественных автомобилей, а антифриз — для иномарок. Сначала уточним терминологию. Антифризом называется любая жидкость, которая не замерзает, как вода, при 0°С. Жидкость, которой поливают дороги в зимнее время, это тоже антифриз. За рубежом для обозначения автомобильных антифризов обычно пользуются термином «Antifreeze Coolant», что буквально означает «антифриз — охлаждающая жидкость». Каждый из антифризов имеет свое название (имя), например GlasELF, GlycoShell, Glysantin, Prestone и так далее. Тосол — это тоже название (имя) конкретного антифриза. Даже на титульном листе Технических Условий ТУ 6-57-95-96 написано Антифриз «Тосол-АМ». Таким образом, принципиальной разницы между Антифризом и Тосолом не существует. Разница существует в составе пакетов присадок различных антифризов и тосолов, соответственно в их качестве, области применимости (для каких автомобилей или двигателей), сроке эксплуатации.

В последние годы многие российские производители стали называть свои охлаждающие жидкости (бывшие «Тосолы») антифризами, претендуя на их применимость не только в отечественных автомобилях, но и в иномарках. Имейте в виду, что единственный критерий применимости антифриза в вашем автомобиле — это допуск (одобрение) на применение этого антифриза от производителя этого автомобиля. Список одобренных антифризов, как правило, имеется в сервисной книжке автомобиля или публикуется на интернет-сайте автопроизводителя.


Миф 3. О ГОСТе 28084-89 «Жидкости охлаждающие низкозамерзающие»

В российских автомобильных журналах часто публикуют статьи с «экспертизой» различных охлаждающих жидкостей (тосолов, антифризов), закупленных в розничной торговле. При этом критерием качества антифриза выбирается его соответствие (или несоответствие) Государственному Стандарту Союза ССР 28084–89 «Жидкости охлаждающие низкозамерзающие», точнее даже не всему ГОСТу, а 2-3 из его 10 показателей. Утверждается, что если жидкость соответствует ГОСТу, по выбранным показателям, то она качественная и может применяться во всех автомобилях, если не соответствует ГОСТу, то не может. Аналогичное утверждение делают и некоторые специалисты, выступая «экспертами» в области охлаждающих жидкостей. Иногда даже по результатам «экспертизы» ранжируют охлаждающие жидкости «по качеству», или по более замысловатому признаку «цена-качество».

Однако на практике известны случаи, когда жидкости, соответствующие ГОСТу, оказывались совершенно непригодными для автомобилей и, наоборот, лучшие мировые образцы современных антифризов этому ГОСТу, вообще говоря, не соответствуют. То есть для современных охлаждающих жидкостей соответствие ГОСТу уже не является критерием качества и применимости.

Разберемся по порядку. ГОСТ 28084–89 представляет собой перечень из десяти лабораторных показателей, которые измеряются в охлаждающих жидкостях, а также нормативы и методы измерения этих показателей. Кроме того, в ГОСТе записаны правила безопасности, транспортировки, приемки, хранения, применения, срок эксплуатации. Этот ГОСТ в основной своей части повторяет американский стандарт на охлаждающие жидкости ASTM D3306, из которого, правда, исключена наиболее принципиальная и трудоемкая часть — динамический тест на коррозию, а также изменены нормативы некоторых показателей. ГОСТ был полезен для своего времени (80-х, 90-х годов), когда в стране выпускалась фактически только одна охлаждающая жидкость Тосол-А и его модификация Тосол-АМ. Он устанавливал четкие правила (методики) проведения лабораторных измерений показателей охлаждающей жидкости, как на предприятиях-изготовителях, так и у потребителей Тосола.

Главным недостатком ГОСТа является его неполнота. Он определяет только лабораторные испытания, тогда как полный цикл испытаний включает в себя последующие стендовые и, главным образом, эксплуатационные испытания охлаждающей жидкости на реальных автомобилях. Такие стендовые и эксплуатационные испытания проводят все производители автомобилей, включая наши АВТОВАЗ, КАМАЗ, ГАЗ. Только после прохождения полного цикла испытаний производитель автомобиля выдаст (или не выдаст) одобрение (допуск) на применение данной охлаждающей жидкости в своих автомобилях, внесет ее в свою документацию, сервисную книжку, на интернет-сайт. У нас в России (и тем более за рубежом) нет ни одного производителя автомобилей, который разрешал бы применение в автомобилях ОЖ только по признаку ее соответствия ГОСТу.

ГОСТ 28084–89 написан для так называемых традиционных охлаждающих жидкостей, пакет присадок которых содержит неорганические ингибиторы — фосфаты, бораты, силикаты, амины, нитриты. Такие охлаждающие жидкости применялись, в основном, в 60 — 90-х годах, а в настоящее время ведущие производители автомобилей запретили или существенно ограничили применение традиционных жидкостей.

К сожалению, ГОСТ 28084–89 — это единственный стандарт на охлаждающие жидкости, пришедший к нам из СССР, неполный, во многом устаревший, но пока не отмененный. В системе государственного стандарта нет ни специалистов, ни желания привести этот документ в соответствие с требованиями современных автомобилей. Кстати, в России нет стандартов ни на тормозную жидкость, ни на стеклоомывающую жидкость.

К счастью, все российские производители автомобилей не считают соответствие ГОСТу 28084–89 критерием применимости охлаждающей жидкости в своих автомобилях, и требуют проведения дополнительных стендовых и эксплуатационных испытаний. При этом ГОСТ они используют как методическое руководство при лабораторных испытаниях ОЖ, дополняя его своими специфичными требованиями.

Итак, соответствие ГОСТу не является критерием качества (применимости) ОЖ. Единственным критерием применимости, повторяем, является наличие допуска/одобрения от производителя автомобиля на применение данной ОЖ в данном автомобиле.

Помпа «съедена» Тосолом

Вот во что превратился один из «Тосолов» после пробега 5010 км на автомобиле ВАЗ-21101 при интенсивном режиме работы двигателя. Все измеренные показатели этого Тосола соответствовали ГОСТу и до, и после пробега. Испытания проводились на АВТОВАЗе в 2003 г. Тосол признан негодным, так как подвергает двигатель интенсивной коррозии.


Миф 4. О цвете антифриза

Среди автомобилистов ходит неправильное представление о том, что цвет антифриза связан с его качеством. Самая распространенная «классификация» звучит примерно так:

  • красный антифриз лучший, он служит 5 лет,
  • зеленый антифриз средний, служит 3 года,
  • синий антифриз, в том числе Тосол, самый «простенький», служит 1, максимум 2 года.

Также бытует абсолютно неправильное мнение, что все антифризы одного цвета одинаковые, и что их можно смешивать между собой. Часто водители покупают антифриз (для замены или долива) только потому, что он такого же цвета, что и залитый в автомобиле.

Предприимчивые производители охлаждающих жидкостей для расширения ассортимента выпускают в продажу антифризы разных цветов: и красный, и зеленый, и синий, даже желтый, хотя они могут быть абсолютно одинаковы по своему составу. Напротив, антифризы одинакового цвета могут быть совершенно разными и несмешиваемыми между собой.

На самом деле все антифризы (и тосолы) изначально бесцветны. Производители добавляют в них краситель лишь для придания «индивидуальности» и для улучшения видимости уровня жидкости в расширительном бачке. Иногда краситель бывает флуоресцентным для определения мест протечек. Количество красителя минимально — несколько граммов на тонну. Никакого отношения к свойствам антифриза его цвет не имеет.

Обычно, цвет антифриза является предметом договоренности между производителем и потребителем. Например, наше предприятие, ОАО «ТЕХНОФОРМ», выпускает один и тот же антифриз «Cool Stream Premium» оранжевого цвета (с добавлением оранжевого красителя) для автозавода Ford, г. Всеволожск, желтого цвета для Volvo, г. Калуга, розового цвета для GM-Opel, г. Санкт Петербург, синего цвета для Komatsu, г. Ярославль. В розничную продажу этот антифриз поступает оранжевого цвета, как и для Ford.


Миф 5. Об антифризах G11 и G12

В последние годы в России появилась некая «жаргонная» классификация антифризов: «антифризы G 11» и «антифризы G 12». Считается, что это отличные антифризы, которые подходят даже для «крутых» иномарок. Можно предположить, что первоисточником для такого жаргона послужили широко известные марки антифризов «VW coolant G 11» и «VW coolant G 12», которые выпускались в Германии для автоконцерна Volkswagen. Кроме того, Volkswagen обозначает символом G 11 так называемые «гибридные» антифризы, соответствующие спецификации VW TL 774-C, а символом G 12 так называемые «карбоксилатные» антифризы, соответствующие спецификации VW TL 774-D.

Примечание. С 2006 года для карбоксилатных антифризов вместо G 12 введена обновленная спецификация VW TL 774-F, обозначаемая как G 12+, а также новая спецификация VW TL 774-G (G 12++) для нового типа антифризов «Lobrid». Антифризы G 11 предназначены для использования в автомобилях VW до 1996 года выпуска, G 12+ в автомобилях VW с 1997 до 2008 года выпуска, G 12++ в автомобилях VW после 2008 года выпуска.

Таким образом, символика G11 и G12 связана с компанией Volkswagen.

К сожалению, некоторые отечественные производители охлаждающих жидкостей, желая, по-видимому, повысить привлекательность своей продукции, стали использовать символику G 11 и G 12 в названиях и на этикетках своих антифризов. Не думаю, что такое бесцеремонное использование чужой символики понравится ее обладателю автоконцерну Volkswagen.

Чтобы антифриз не на словах, а на деле соответствовал G 11 или G 12, он должен пройти весь цикл испытаний у компании Volkswagen и получить от нее одобрение на применение. Без одобрения Volkswagen использование символов G 11 и G 12 — лишь рекламный трюк. Кроме того, должны быть выполнены требования VW по химическому составу антифризов в части содержания неорганических компонентов. Так, обе спецификации G 11 и G 12 (а также новые G 12+ и G 12++) запрещают наличие в составе антифриза боратов (буры), в то время как большинство отечественных антифризов и практически все Тосолы содержат эти бораты. Запрещены также фосфаты, амины и нитриты. Содержание силикатов в спецификации G 11 строго регламентировано в рамках 500–680 мг/л, в G 12++ в рамках 400–500 мг/л, а в G 12+ силикаты запрещены.

Как правило, производители антифризов не указывают компонентов, входящих в состав антифриза, ни на этикетках, ни в рекламных буклетах. Если, однако, вам удастся узнать, что в состав какого-либо антифриза входят бораты (бура) или фосфаты, то он заведомо не соответствует ни одной спецификации Volkswagen, в том числе G 11 и G 12.


Миф 6. О соответствии требованиям автопроизводителей

Часто можно видеть в рекламных буклетах и на этикетках канистр различных отечественных антифризов, что они соответствуют требованиям (спецификациям) иностранных автопроизводителей. Далее приводится длинный список вроде Audi, Ford, BMW, GM, VW, Nissan, Toyota и так далее в зависимости от вкусов и «аппетита» производителя антифриза. Иногда употребляются более замысловатые формулировки вроде «рекомендован для» или «разработан с учетом требований». Как правило, это всего лишь рекламный трюк, сделанный по принципу «бумага все выдержит». Доверчивый покупатель думает, что если название его автомобиля упомянуто на этикетке антифриза, то этот антифриз подходит для этого автомобиля.

Например, в описании антифриза на интернет-сайте одного из самых крупных российских производителей антифризов и тосолов написано буквально следующее: «Соответствует международным стандартам ASTM D 3306, SAE J 1034 и спецификациям автомобильных компаний: AUDI, BMW, Opel-GM, MTU, Mercedes Benz, Volvo, Volkswagen». Для специалиста это полная чушь, так как действующие спецификации BMW GS 9400 и Opel-GM 6277M на охлаждающие жидкости относятся к разным типам антифризов (гибридные и карбоксилатные) и одновременно выполняться не могут. Конечно, в опубликованных списках одобренных охлаждающих жидкостей перечисленных автомобильных компаний этот антифриз не значится.

Реальное соответствие требованиям автопроизводителя может подтвердить только сам автопроизводитель, по результатам испытаний на своих автомобилях. После проведения таких испытаний (за счет соискателя) автопроизводитель выдает (или не выдает) допуск/одобрение на применение данной жидкости в своих автомобилях, вносит ее в списки, сервисные книжки, определяет перечень марок автомобилей или двигателей, где эта жидкость может использоваться, срок ее замены.

Не ленитесь проверять информацию о «соответствии требованиям» у производителя автомобилей.

Добросовестный производитель охлаждающих жидкостей никогда не будет ссылаться на мифическое «соответствие требованиям», а приведет список допусков, если они у него есть.


Миф 7. О смазывающих свойствах

Некоторые полагают, что в антифризы (и в Тосол) добавляют какие-то специальные присадки для придания смазывающих свойств. Это миф. Никаких специальных «смазывающих» присадок ни в антифризы, ни в Тосол не добавляют. При испытаниях антифризов также нигде не измеряется каких-либо показателей, связанных со смазкой. Смазывающие свойства обеспечиваются базовым компонентом антифризов — этиленгликолем.


Миф 8. О вспениваемости

Этот миф порожден тем, что показатель «вспениваемость» включен ГОСТ 28084–89 и его норматив 30 куб.см является гораздо более «жестким», чем у других национальных стандартов. Например, в автомобильных стандартах ASTM D3306 и ASTM D4985 этот норматив составляет 150 куб.см. Считается, что охлаждающая жидкость должна обладать «антипенными» свойствами, чтобы не пениться в системе охлаждения — это не так.

Система охлаждения автомобиля замкнута (не контактирует с воздухом) и находится под повышенным давлением 2–3 атмосферы за счет конструкции крышки расширительного бачка. В этих условиях образование пены невозможно.

На самом деле норматив на показатель «вспениваемость» связан не с автомобилем, а с автозаводом. Пена может быть помехой на автосборочном конвейере при заправке охлаждающей жидкости в автомобили, или при скоростной заливке охлаждающей жидкости в канистры.

«Жесткий» норматив на «вспениваемость» 30 куб.см пришел в ГОСТ 28084–89 из норматива АВТОВАЗа, и связан со спецификой автосборочного конвейера этого предприятия.

При производстве во все антифризы добавляют специальные присадки – пеногасители, для выполнения нормативных требований по показателю «вспениваемость». В процессе эксплуатации эти пеногасители быстро распадаются, и уже через несколько тысяч км пробега автомобиля антифриз теряет свои антипенные свойства. Повторим, для эксплуатации автомобиля вспениваемость антифриза не имеет значения.


Миф 9. О «резерве щелочности»

Этот миф связан с показателем «щелочность», который фигурирует в ГОСТ 28084–89, п. 4.9, наряду с другими девятью показателями. Часто его называют «резерв щелочности» также как в иностранной литературе «reserve alkalinity». Домыслы о «резерве щелочности» вызваны тем, что в ГОСТе 28084–89 не сказано ни слова о смысле этого показателя и о том, что он фактически «показывает». В ГОСТе 28084–89 лишь объясняется, как измерить «резерв щелочности» и установлено, что его значение должно быть не менее 10.

Из-за отсутствия пояснений распространилось, вообще говоря, неверное представление о «резерве щелочности» как о показателе количества присадок в охлаждающей жидкости. Говорят, что если «резерв щелочности» более 10, то присадок в жидкости достаточно и она является качественной. Если менее 10, то присадок не «доложили», и жидкость — негодная. Если в процессе эксплуатации «резерв щелочности» упал ниже 10, то ее пора сливать. Чем выше «резерв щелочности», тем больше в жидкости присадок, и тем она лучше. При этом никто не уточняет, о каких именно присадках идет речь, для чего их нужно такое количество, хорошо ли это для автомобиля.

Выпускаются даже супер-Тосолы, у которых «резерв щелочности» не такой как у обычного Тосола 10–15, а уже 25–30. Напротив, лучшие иностранные антифризы, которые присутствуют российском рынке, например Glysantin G30, GlycoShell Longlife с «резервом щелочности» 8, 6, и даже 3, объявляются некачественными, непригодными, подделками.

«Чтобы развеять этот миф, лучше всего обратиться к первоисточнику — стандарту по определению «резерва щелочности» ASTM D1121, методика которого повторяется в соответствующем разделе нашего ГОСТа 28084–89. Однако в ASTM D1121, наряду с методикой измерения, подробно объясняется, что именно измеряет этот показатель, как его следует применять и трактовать.

Цитируем выдержки из раздела 5 ASTM D1121: «…Показатель «резерв щелочности» применяется для индикации количества «щелочных ингибиторов» («щелочных буферов») — фосфатов и боратов, находящихся в охлаждающих жидкостях… Однако хорошо ингибированная охлаждающая жидкость содержит другие ингибиторы в дополнение к буферам или вообще не содержит буферов… Эти другие ингибиторы, которые дают малый или нулевой «резерв щелочности», могут обеспечивать превосходную защиту металлов от коррозии… В связи с этим, величина «резерва щелочности» в охлаждающей жидкости не является критерием для определения ее защитных свойств…. Предостерегаем от неправильной трактовки показателя «резерв щелочности». «Резерв щелочности» охлаждающей жидкости не связан с ее способностью предотвращать коррозию, а также не является индикатором дополнительного срока службы охлаждающей жидкости.» Комментарии, как говорится, излишни.

Таким образом, понятие «резерв щелочности» имеет смысл только для охлаждающих жидкостей, содержащих в качестве ингибиторов фосфаты и/или бораты — щелочные буферы. К таким жидкостям относится Тосол, для которого, вообще говоря, и был написан ГОСТ 28084–89. Современные карбоксилатные охлаждающие жидкости не имеют в своем составе ни фосфатов, ни боратов, поэтому их «резерв щелочности» может быть значительно меньше 10.

Многие производители автомобилей не включают показатель «резерв щелочности» в свои спецификации на охлаждающие жидкости, например Ford WSS-M97B44-D, Komatsu KES 07.892, Британский стандарт BS 6580. Другие, как например Hyundai-KIA MS591-08, RENAULT 41-01-001/-S Type D, Американские стандарты ASTM D3306 и D4985 оставили «резерв щелочности» как формальный показатель, служащий для идентификации охлаждающей жидкости, но не установили для него какие-либо нормативов.


Миф 10. О смачиваемости

Недавно в одном из сетевых магазинов автомобильных запчастей мне довелось услышать очередной миф «о смачиваемости» охлаждающей жидкости. Продавец, расхваливая антифриз, который производится под торговой маркой этой сети, заявил, что у антифриза улучшены смачивающие свойства. Для убедительности он потряс канистру и показал на капельки, которые прилипли к внутренней поверхности канистры. На вопрос, а какое отношение имеет смачиваемость к работе автомобиля, он ответил: «Как, вы разве не знаете, что смачиваемость улучшает работу помпы и увеличивает срок ее службы!».

Очередной рекламный трюк с целью уговорить несведущего покупателя приобрести сомнительный товар. Смачивающие свойства охлаждающей жидкости никоим образом не влияют на работу системы охлаждения автомобиля. Ни в одной спецификации на антифризы показатель смачиваемости не измеряется и не нормируется. Кстати, данный антифриз не имел ни одного допуска от производителей автомобилей.

Говоря о смачиваемости антифризов, полезно знать истинный смысл этого понятия. Смачивающие свойства любой жидкости, которые связаны с ее коэффициентом поверхностного натяжения, определяют способность жидкости просачиваться через узкие каналы и трещины. Известно, например, что керосин, имеющий низкий коэффициент поверхностного натяжения, отлично просачивается через мелкие трещины. Поэтому его используют для нахождения мелких дырочек и трещин, невидимых простым глазом.

Все антифризы, равно как и смесь этиленгликоля и воды, тоже имеют низкий коэффициент поверхностного натяжения, почти в два раза меньше, чем у воды. Капли антифриза, которые выпадают из пипетки, будут в два раза меньше, чем капли воды, выпадающие из такой же пипетки.

Этим объясняется высокая и достаточно неприятная способность антифриза просачиваться из-под плохо затянутых хомутов и в местах негерметичных соединений. Антифриз будет протекать там, где вода обычно не протекает.

При частичном или полном цитировании материалов ссылка на АО «ТЕХНОФОРМ» и сайт www.cool-stream.ru обязательна.

Антифриз TCL LLC GREEN -40 – из Японии с любовью

Автомобили азиатского рынка популярны среди пользователей стран СНГ. Машины надежны, выносливы и комфортны, что привлекает 100 – 150 тысяч новых потребителей ежегодно. Однако, каждый механизм требует ухода, независимо от надежности. Автомобили японских производителей, требуют соответствующих сервисных условий. Моторы требуется обслуживать жидкостями, соответствующими по допускам. В противном случае верный «японец» может быстро выйти из строя, что спровоцирует потерю времени и денег для сервисного обслуживания. Критерий не исключает и антифризы – жидкости охладителя удерживают температуру силовой установки в номинальных пределах. Бренд TCL предлагает пользователям изделие — LLC GREEN -40, разработанное с учетом особенностей азиатских моторов.

TCL LLC Green -40°C, 1 л, LLC33138

Это интересно: LIQUI MOLY Motorbike – надежный помощник для двухколесного друга

Особенности

Перед описанием охладителя ТСЛ LLC Green -40°C, необходимо разъяснить отличия европейской и азиатской классификации. Японский рынок моторных жидкостей применяет собственные стандарты, отличные от Европейских и Американских. Такого понятия как G11/12 на местных производствах нет.

Обозначение карбоксилатных жидкостей осуществляется маркировкой LLC – Long Life Coolant (охлаждающая жидкость длительного применения – дословно).

Однако по составу основы, антифриз можно условно отнести к европейскому классу G12 стандарта VW.

Краткое описание

Охлаждающая жидкость TCL LLC Green -40°C – продукт, разработанный по запатентованной технологии компании.

Основой средства представлен водный раствор моноэтиленгликоля, дополненный карбоксилатными присадками.Составляющие компоненты формулы, обволакивают внутренние узлы охладителя защитной пленкой, толщиной 0,2 мм. Покрытие предотвращает образование очаговых разрастаний коррозии и в 12 раз увеличивает теплоотдачу двигателя.

Согласно результатам лабораторных тестов –  средство не оказывает негативного действия на пластик, металлы, керамику. Отмечается совместимость с резиновыми уплотнителями, полимерными соединениями. Это гарантирует сохранение целостности магистралей, радиаторов.

При возникновении окислительных процессов на поверхностях охладителя, присадки останавливают процесс.

Область применения

Японский антифриз ТЦЛ LLC GREEN -40 – разработан для эксплуатации в силовых установках бензинового и дизельного типа, независимо от разновидности. Жидкость сочетается с конструкциями турбонаддува, непосредственного впрыска топлива, агрегатов очистки и рециркуляции отработанных газов.

Состав применяется в легковой, грузовой, пассажирской технике, при наличии необходимых допусков.

Исключением выступают автомобили марок Toyota Daihatsu – эти разновидности требуют заливки жидкостей красного цвета.

Важно! Не рекомендуется разбавлять формулу водой – это снижает исходные характеристики продукта.

TCL LLC Green -40°C 4 л, LLC01243

Технические показатели

Параметры охлаждающей жидкости TCL LLC Green -40°C.

ПоказательЗначение
ПроизводительЯпония
ОсноваМоноэтиленгликолиевый водный раствор
ПрисадкиКарбоксилатные элементы
ЦветНасыщенный зеленый
Артикул емкость 4 литраLLC01229
Артикул емкость 2 литраLLC00857
ТипГотов к применению
Срок эксплуатации2 года
Порог кристаллизации ˚С -40
Порог закипания ˚С+108

TCL LLC Green -40°C, 18 л, LLC00871

Достоинства и недостатки

Среди достоинств продукта TCL LLC эксперты выделяют следующие.

  1. Стоимость антифриза. Продукт стоит на 15 – 20% дешевле предложений других компаний.
  2. Устойчивость к перепадам температур. Состав выдерживает мороз до -40 и нагрев свыше +100 градусов Цельсия.
  3. Достаточная степень защиты двигателя от коррозии.
  4. При использовании антифриза на 90% снижается кавитационный износ крыльчатки помпы.
  5. Диспергирующие компоненты удерживают во взвешенном состоянии, случайные примеси, попавшие в двигатель, что на 60% снижает риск образования засора.

При правильной эксплуатации – недостатки не обнаружены.

Еще по теме: Антифриз MOBIL Antifreeze Extra – с заботой об автомобиле

TCL LLC Green -40°C: как отличить подделку

Определить оригинал можно при знании следующих факторов.

  1. Заводская канистра изготавливается из пластика первого сорта. Наличие хрупких или твердых пород пластмассы – категорически недопустимо.
  2. Фабричное изготовление на 100% исключает наличие дефектов отливки, спайки канистры.
  3. Оригинальная этикетка печатается на промышленных станках. Это гарантирует ровный шрифт, четкие линии рисунка, отсутствие наплывов, перекосов текста.
  4. На упаковке наносится дата изготовления и номер партии. Указание маркировки – «Made in Japan­­­ – нанесено на боковой части емкости.
  5. Под крышкой установлена алюминиевая фольга, служащая пломбой и предохранителем от протекания при опрокидывании канистры.
  6. Цвет жидкости – зеленый. Недопустимо наличие осадка на дне емкости.

Видео

Итог

Зеленый антифриз TCL LLC GREEN -40 – выполняет функции по защите силовой установки от перегрева и преждевременного износа. Использование жидкости в японских автомобилях, на 70% продлевает срок эксплуатации магистралей охладителя, радиаторов.

Все, что нужно знать об антифризах — журнал За рулем

Развенчиваем многочисленные мифы о происхождении и применении антифризов. И помогаем выбрать подходящую охлаждающую жидкость.

Материалы по теме

Антифриз или охлаждающая жидкость?

Правильный термин — охлаждающая жидкость (ОЖ). Однако часто ее называют антифризом, поэтому в рамках этой статьи условно будем считать их синонимами. Подробнее об этом — чуть ниже.

В чем разница между антифризами и тосолами?

Тосол отличается от антифриза, как щука от рыбы. Тосол — это один из антифризов. Так раньше называли отечественную охлаждающую жидкость, а со временем ее название стало именем нарицательным. Самое распространенное заблуждение — полагать, что тосолы предназначены для отечественных машин, а антифризы — для иномарок.

Сколько типов ОЖ сегодня на авторынке? Чем они отличаются друг от друга?

Все антифризы состоят из базовых компонентов — воды и этиленгликоля, а также добавленных в них функциональных присадок. По составу присадок антифризы в настоящее время делятся на четыре основных типа: карбоксилатные (ОАТ), гибридные (hybrid), лобридные (lobrid) и традиционные (traditional).

Карбоксилатные:

  • Havoline XLC (Chevron, США)
  • Glysantin G30 (BASF, Германия)
  • G‑Energy Antifreeze SNF (Газпромнефть-СМ, Россия)
  • CoolStream Premium (Техноформ, Россия)
  • Lukoil Coolant SF (Лукойл, Россия)
  • Sintec G12+ (Обнинскоргсинтез, Россия).

Содержат ингибиторы коррозии на основе органических (карбоновых) кислот. В иностранной литературе обозначаются как сarboxylate coolants, OAT (organic acid technology), SNF (silicate nitrite free), а также G12+ (спецификации Фольксвагена). Такие ингибиторы не образуют защитного слоя по всей поверхности системы — они адсорбируются лишь в очагах возникновения коррозии. Срок службы — более пяти лет. Хорошо защищают металлы от коррозии и кавитации, обеспечивая оптимальное охлаждение двигателя.

Гибридные:

  • Glysantin G48 (BASF, Германия)
  • Mobil Antifreeze Extra (Mobil, США)
  • G‑Energy Antifreeze NF (Газпромнефть-СМ, Россия)
  • Lukoil Coolant Plus (Лукойл, Россия).

Помимо органических (карбоксилатных) ингибиторов содержат также неорганические ингибиторы: силикаты (европейская технология), нитриты (американская технология) или фосфаты (японская и корейская технологии). Обозначения: hybrid coolants, HOAT (hybrid organic acid technology), NF (nitrite free), а также G11 (спецификации Фольксвагена). Срок службы — от трех до пяти лет. Это фирменные антифризы для автомобилей марок BMW, Volvo и Mercedes-Benz.

Материалы по теме

Лобридные:

  • Glysantin G40 (BASF, Германия)
  • Cat ELC (Chevron, США)
  • G‑Energy Antifreeze HD (Газпромнефть-СМ, Россия)
  • Lukoil Coolant SOT (Лукойл, Россия)

Появились в 2008 году. Органическая основа дополнена небольшим количеством минеральных ингибиторов. Для них еще не установлено общепринятое обозначение. Европейские разработчики называют их lobrid coolants или Si-OAT (силикатно-карбоксилатные), американские — N‑OAT (нитритно-карбоксилатные), японские и корейские разработчики — Р‑OAT (фосфатно-карбоксилатные). Срок службы — как у карбоксилатных: более пяти лет.

Традиционные:

  • Cat DEAC (Chevron, США)
  • Fleetguard ES Compleat (Cummins Filtration, США)
  • Газпромнефть Тосол (Газпромнефть-СМ, Россия)
  • Тосол Felix (Тосол-Синтез, Россия).

Ингибиторами коррозии в этих антифризах служат неорганические вещества — силикаты, фосфаты, бораты, нитриты, амины, нитраты и их комбинации. Обозначаются терминами traditional coolants, conventional coolants, IAT (inorganic acid technology). Считаются морально устаревшими. Их, за редким исключением, не применяют при первой (заводской) заправке автомобилей. Это связано с тем, что неорганические ингибиторы имеют небольшой срок службы и не выдерживают температур выше 105 °C. Срок службы — примерно два года. В этом секторе — наибольшее количество подделок и суррогатов, особенно под названием Тосол.

Охлаждающая жидкость. Часть 2

Типы охлаждающей жидкости

По составу пакетов присадок автомобильные антифризы делятся на четыре типа: «традиционные», «гибридные», «карбоксилатные» и так называемые «лобридные».

Традиционные антифризы

К традиционным антифризам относят антифризы, произведенные по так называемой неорганической технологии. Пакеты присадок таких антифризов состоят из различных комбинаций солей неорганических кислот: силикатов, фосфатов, аминов, боратов, нитритов, нитратов. В технической литературе встречаются такие обозначения традиционных антифризов, как Traditional, Conventional и IAT (Inorganic Acid Technology).
Принцип работы традиционного антифриза заключается в том, что в процессе эксплуатации ингибиторы покрывают всю внутреннюю поверхность системы охлаждения и образуют пленку, препятствующую непосредственному контакту металла с водно-этиленгликолевой смесью – создается сплошной защитный слой, останавливающий коррозию. Поскольку слой образуется на всей поверхности металла независимо от наличия участков коррозии, то ухудшается теплообмен и снижается эффективность охлаждения двигателя, но для не сильно термонагруженных двигателей это было вполне допустимо.


Рис. 2. Принцип работы охлаждающей жидкости (ОЖ) традиционного типа.

В процессе эксплуатации участвующие в формировании прослойки активные компоненты быстро расходуются из-за большой зоны покрытия. Со временем это приводит к тому, что под действием постоянного потока защитная пленка начинает повреждаться, в результате чего металл оголяется и в месте контакта со смесью образуется коррозия. В такой ситуации, если не выполнить замену охлаждающей жидкости, очаги коррозии будут разрастаться, жидкость будет мутнеть и приобретать характерную бурую окраску. При срабатывании присадок также возможно образование накипи, гелей и отложений, выпадение осадков.

К традиционным антифризам относится и известный многим автолюбителям и мастерам советский Тосол, разработанный в конце 1960-х – начале 1970-х годов в закрытом московском государственном НИИ органической химии и технологии для замены изначально использовавшегося в системах охлаждения автомобилей ВАЗ итальянского антифриза Paraflu 11. Слово Тосол составлено из аббревиатуры «ТОС» – «Технология Органического Синтеза» (название отдела института, непосредственно занимавшегося разработкой) и окончания «-ол», применяемого в химической номенклатуре для обозначения спиртов.

«Тосол» – имя собственное, это название конкретного антифриза, а не термин для обозначения автомобильной охлаждающей жидкости. Данный антифриз выпускался только на государственных предприятиях со строгим соблюдением утвержденной технологии. В начале 1990-х годов производство Тосола по оригинальной рецептуре было свернуто, а под этим названием стало производиться большое количество различных антифризов с самыми разнообразными рецептурами, далеко не всегда соответствующих стандартам качества. В настоящее время продаваемые антифризы под название Тосол – как правило, силикатные антифризы не имеющие ничего общего с оригинальным Тосолом.

В системах охлаждения традиционные антифризы широко применялись в 1960-х — 1990-х годах, а затем были постепенно вытеснены новыми более совершенными антифризами. Сегодня за рубежом они практически не выпускаются.

Отказ от использования традиционных антифризов во многом связан с недостатками неорганических присадок, входящих в их состав. Так, силикаты имеют склонность к образованию гелей и абразивных частиц, снижающих отвод тепла от двигателя, засоряющих систему охлаждения и разрушающих насос (помпу). Фосфаты могут выпадать в осадок при смешивании антифриза с водой, содержащей минералы, а нитриты очень быстро окисляются и требуют регулярного пополнения. Все эти неорганические присадки достаточно быстро расходуются, из-за чего срок эксплуатации традиционных антифризов относительно мал, и в среднем составляет 2-3 года или до 60000 км пробега.

Причина отказа от использования традиционных антифризов также связана с развитием автомобильных двигателей. Повышение эффективности двигателей непременно сопровождалось ростом температурного режима, а это уже требовало применения жидкости с более высокой температурой кипения, чем у традиционной, для которой этот показатель 102-105°C. Более напряженный температурный режим не мог не сказаться и на ресурсе присадок – они срабатывались еще быстрее, так как не выдерживали высоких (свыше 100°C) температур и претерпевали химические изменения. Кроме того, традиционную охлаждающую жидкость нельзя использовать, если автомобиль оборудован алюминиевым радиатором.

Гибридные антифризы

Гибридный антифриз — охлаждающая жидкость с более стабильным пакетом присадок, разработанная в начале 1990-х годов в качестве замены традиционным жидкостям. Название этого антифриза произошло от состава «пакета присадок», который представляет сочетание солей карбоновых кислот (карбоксилатов) с солями неорганических кислот. Совокупное воздействие этого пакета присадок на очаги возникновения коррозии и кавитации выше, чем у традиционных присадок, но из-за наличия неограники они имеют те же, но выраженные в заметно меньшей мере, недостатки, что и у «чистых» силикатных, фосфатных и нитритных ингибиторов.


В технической литературе можно встретить следующее обозначение гибридного антифриза: HOAT (Hybrid Organic Acid Technology), Hybrid Technology Coolants, Hybrid Coolants, NF (Nitrite Free), антифриз G11 (по спецификации VW TL 774-C).

Наиболее известными и широко применяемыми антифризами гибридного типа являются BASF Glysantin G05 и Glysantin G48, Havoline AFC, Mobil Antifreeze Extra, Shell Premium Antifreeze, MB 325.0. Антифризы данного типа широко использовались на многих автомобилях произведенных с начала 1990-х годов по 2005-2006 гг., но в настоящее время все больше и больше вытесняются более новыми и совершенными охлаждающими жидкостями. Тем не менее, некоторые производители, среди которых, например, BMW и Mitsubishi (некоторые модификации моделей) до сих пор применяют гибридные антифризы на первых заправках автомобилей на заводском конвейере. До недавнего времени на первых заправках также применяли гибридные антифризы Mercedes-Benz, Mitsubishi (все модели до 2010 модельного года включительно), Volvo. Срок их эксплуатации в каждом случае устанавливает производитель автомобиля. Например, на моделях Mitsubishi заявленный срок эксплуатации составляет 4 года или 60000 км пробега, а для моделей Hyundai 2000-2006 годов — 3 года или 45000 км пробега. Но в среднем срок службы антифриза гибридного типа составляет от 3 до 5 лет или 40-60 тыс.км пробега.

Стоит отметить, что относительно гибридных антифизов, в зависимости от региональной принадлежности автопроизводителя и технических требований, сложилась одна интересная особенность: в европейских антифризах в качестве неорганической составляющей присадки всегда используются силикаты, в японских и корейских – фосфаты, а в американских – нитриты.

Карбоксилатные антифризы

Карбоксилатный антифриз разработан в середине 1990-х годов и считается лучшим как по своим свойствам, так и по огромному сроку эксплуатации. С конца 1990-х годов антифризы данного типа используются на большинстве мировых автозаводов для первой заправки автомобилей, а также в сервисных центрах при техническом обслуживании. Стоит отметить, что российские автопроизводители АВТОВАЗ, ГАЗ и КАМАЗ стали использовать карбоксилатный антифриз для первой заправки системы охлаждения начиная с 2005-2006 гг. Большинство сборочных автопроизводств, работающих в России – Ford, Renault, Nissan, Great Wall – также используют карбоксилатные антифризы.

Карбоксилатные антифризы отличаются от других антифризов по технологии производства пакета присадок, основу которого составляют соли алифатических карбоновых кислот (карбоксилаты). В их составе полностью отсутствуют амины, бораты, нитриты, нитраты, силикаты и фосфаты. Карбоксилаты являются отличными ингибиторами коррозии: они способны точечно воздействовать на потенциальные очаги, покрывая проблемные места защитным слоем (пленкой) не более 1 микрона, а не покрывать все внутренние поверхности системы охлаждения, как антифризы традиционного и гибридного типа. По этой причине пакет присадок расходуется гораздо дольше, а за счет его локальной работы охлаждение двигателя осуществляется более эффективно. При этом карбоксилаты стабильны при высоких температурах (до 135°С и выше), что особенно актуально для современных высокооборотистых и термонагруженных двигателей. В результате, указанные характеристики позволяют карбоксилатным антифризам выдерживать длительный срок эксплуатации, сравнимый с периодом эксплуатации двигателя.


Рис. 3. Принцип работы охлаждающей жидкости (ОЖ) карбоксилатного типа.

В технической литературе и в названиях антифризов встречаются следующие термины для обозначения карбоксилатных технологий: OAT (Organic Acid Technology), Carboxylate coolants, LLC (Long Life Coolant), ELC или XLC (Extended Life Coolant), SNF (Silicate Nitrite Free), SF (Silicate Free), G12 (по спецификации VW TL 774-D) и G12+ (по спецификации VW TL 774-F, с 2006 года). Принципиальное отличие карбоксилатной технологии от других технологий состоит в том, что в ней отсутствуют неорганические присадки, характерные для традиционных и гибридных антифризов. Это отличие способствует тому, что в охлаждающих жидкостях данного типа исключен риск выпадения осадков, а также риск образования гелей и отложений.

Наиболее известными представителями карбоксилатных антифризов являются BASF Glysantin G30, Havoline XLC (Xtended Life), Arteco Freecor NRC, Ford Super Plus Premium, Mobil Antifreeze Advanced, Shell Premium Antifreeze Longlife, GM Dex-Cool, Total Glacelf Auto Supra, CoolStream Premium. Они способны эксплуатироваться в течение длительного периода времени – 5 лет и более, с пробегами 250 тысяч км в легковых и 650 тысяч км в грузовых автомобилях. Например, компания Ford дает им срок замены 10 лет или 240000 км (что наступит раньше), а GM-Opel и группа VW (Audi, Volkswagen, Skoda, Seat) – бессрочно (fill for life).

 


Лобридные антифризы (Lobrid)

В 2005 году был разработан и стал внедряться новый антифриз, удовлетворяющий требованиям спецификации VW TL 774-G (G12++). Такой антифриз занял промежуточное положение между гибридным и карбоксилатным типом, и чаще всего именуется как лобридный. Пакет присадок этого антифриза состоит в основном из карбоксилатов с добавлением небольшого количества (не более 10%) неорганических компонентов, что приводит к улучшению технических характеристик по сравнению с гибридным антифризом. В качестве неорганических компонентов, по аналогии с гибридами, выступают силикаты (европейские производители) или фосфаты (азиатские производители).

У антифриза данного типа пока нет общепринятого названия, а разработчики называют его по-разному – Lobrid (компания Arteco) или, например, SOAT (компания BASF). Также можно встретить его обозначения как Si-OAT, P-OAT, Lobrid coolants. Кроме группы Volkswagen на новых моделях автомобилей такие антифризы применяет группа PSA (Peugeot-Сitroen), концерн Hyundai-KIA, фирма Mitsubishi (некоторые модификации с 2011 модельного года).

Представителей антифризов типа Lodrid пока еще немного – это Glysantin G40 немецкой компании BASF, Freecor DSC (спецификация PSA B71 5110) и Freecor QRC (спецификация VW TL 774-G) бельгийской компании Arteco, Crown LLC A-110 корейской компании Kukdong.


В 2008 году для антифризов типа Lodrid появилась также новая спецификация VW TL 774-J (G 13), в которой базовый компонент этиленгликоль частично замещен глицерином (до 20% в объемном выражении). Глицерин обладает схожими свойствами с этиленгликолем, однако менее вредный для окружающей среды. При этом для его производства необходимо меньше энергоресурсов. То есть использование глицерина во многом связано с возрастающими экологическими требованиями. Возможно предположить, что могут последовать логичные вопросы о влиянии глицерина на температуру кристаллизации готового антифриза. В действительности, небольшое (до 20%) количество этого компонента незначительно влияет на температуру замерзания антифриза, поэтому температурные характеристики остаются такими же, как у обычных лобридных антифризов. По имеющейся информации, в настоящее время такие антифризы применяются только на автомобилях группы VW.

О цвете антифриза

Как показывает практика, среди подавляющего большинства автолюбителей, продавцов в магазине автозапчастей и мастеров по ремонту и обслуживанию автомобилей ходит неправильное представление о том, что цвет антифриза связан с его качеством (типом). Некоторые считают, что синий (голубой) антифриз самый «простенький» и служит всего 1-2 года, зеленый – середнячок со сроком службы 3 года, а вот красный – самый лучший и современный, имеющий срок службы 5 лет. Также бытует абсолютно неправильное мнение, что все антифризы одного цвета одинаковые, и что их можно смешивать между собой. Часто владельцы покупают антифриз (для долива или замены) только потому, что он такого же цвета, что и залитый в автомобиле.

В действительности, цвет любого антифриза определяется красителем, который добавляют в количестве несколько грамм на тонну жидкости, и он не имеет никакого отношения к эксплуатационным свойствам антифриза. Изначально все антифризы бесцветны, а добавление красителя может преследовать несколько целей:

1. Более четкое определение уровня жидкости в расширительном бачке.

2. Выполнение требований производителя (у Ford оранжевый, у Volkswagen фиолетовый, у Volvo желтый, у Hyundai зеленый, у Peugeot синий и т.д.).

3. Как некоторый отличительный признак марки антифриза, заливаемого в систему охлаждения при заправке на автомобильном заводе.

4. Индикация мест протечек (если используется флуоресцентный краситель).

Применительно к автомобильным антифризам на данный момент общая ситуация такова, что во всем мире не существует никаких стандартов по привязке цвета к его типу, который как раз и определяет свойства и качество жидкости. Поэтому антифризы одинакового цвета могут быть совершенно разными по составу (типу) и не допускающими смешивания между собой. Напротив, один и тот же по составу (типу) антифриз может быть окрашен в разные цвета и продаваться под разными названиями.

Несмотря на то, что не существует никакой стандартизованной зависимости между цветом и типом, если провести анализ окраски антифризов известных фирм, присутствующих на рынке, то некую тенденцию все же можно заметить: традиционные чаще всего имеют синюю (голубую) окраску; гибридные – зеленую, синюю или бирюзовую; карбоксилатные и лобридные – красную, оранжевую или желтую. Подчеркнем, что это только лишь чаще всего, но нередки исключения из правил: например, лобридный антифриз Freecor DSC для моделей Peugeot-Citroen имеет синюю окраску, а антифриз такого же типа, но Crown LLC A-110, для Hyundai-Kia имеет зеленую окраску. Поэтому при выборе охлаждающей жидкости следует строго ориентироваться на тип применяемой жидкости в конкретной модели, а если тип не указан – опираясь на рекомендации производителя автомобиля или его допуски и спецификации. Как правило, эта информация указывается в руководстве по эксплуатации автомобиля или технической документации производителя.

Стоит обратить внимание и еще на несколько моментов относительно окраски охлаждающей жидкости. Во-первых, следует иметь в виду, что антифриз-концентрат всегда имеет более насыщенный цвет, а при разбавлении его водой цвет становится более бледным. Во-вторых, в процессе эксплуатации краситель постепенно деградирует, и антифриз обесцвечивается (окраска становится все более бледной). Обесцвечивание происходит быстрее при высоких температурах и, особенно, при попадании солнечного света. Например, если один и тот же антифриз оранжевой окраски залить в легкий грузовичок, у которого расширительный бачок расположен снаружи, позади кабины, и в развозной фургон, у которого бачок находится под капотом, то жидкость в системе охлаждения грузовичка обесцветится гораздо быстрее, так как будет подвергаться воздействию солнечных лучей. Поэтому, подчеркнем, изменение цвета (обесцвечивание) не является браковочным признаком, и не означает, что антифриз пора заменить.

В третьей части (из 3 частей) будет рассмотрен вопрос допусков и спецификаций антифризов различных автопроизводителей, а также найдете ответ на самый популярный вопросы «Можно ли смешивать антифризы», «Какой антифриз доливать.»

  • Допуск на применение и соответствие спецификации
  • Какой антифриз доливать
  • Срок замены антифриза
  • Что использовать на замену
  • Промывка системы охлаждения при замене антифриза
  • Заключение

Дмитрий Фельдман
©Легион-Автодата


Антифризы TCL LLC и РС: характеристики, описание и отзывы

На чтение 7 мин.

Японская компания TANIKAWA YUKA KOGYO CO., LTD производит антифризы TCL с середины 20 века. TCL – это аббревиатура, расшифровывающаяся как Tanikawa Chemical Laboratory (Химическая лаборатория Таникава).

Линейка антифризов TCL

Все антифризы этой марки производятся по технологии органических кислот и являются карбоксилатными. Могут применяться в качестве аналогов оригинальных охлаждающих жидкостей (ОЕМ) для японских автомобилей. Ассортиментный ряд охлаждающих жидкостей TCL:

  • Концентрированный антифриз TCL LLC JIS;
  • Антифриз TCL LLC (Long Life Coolant) -40 °C;
  • Антифриз TCL LLC (Long Life Coolant) -50 °C;
  • Антифриз TCL PC (Power Coolant) -40 °C;
  • Антифриз TCL PC (Power Coolant) -50 °C;
  • Концентрат TCL PC (Power Coolant).

Несмотря на одинаковую использованную технологию, охлаждающие жидкости отличаются входящими в состав присадками, а значит, и некоторыми свойствами. Многочисленные тесты и лабораторные исследования подтверждают высокое качество и отменные свойства охлаждающих жидкостей этого производителя. Об этом же свидетельствуют положительные отзывы автовладельцев во всем мире.

Важно! Чтобы антифризы LLC и PC марки TCL прослужили долго и бесперебойно, официальный производитель на своем сайте рекомендует соблюдать все требования по использованию, разведению водой и замене. Кроме того, не рекомендуется смешивать эти антифризы с другими, а также друг с другом – это неизбежно приведет к потере части полезных свойств и уменьшению интервала замены.

Японские производители не используют внутреннюю классификацию стандартов антифризов (G11 — силикатные антифризы с неорганическими присадками, G12 — карбоксилатные антифризы с органическими присадками) компании Volkswagen. У них принято обозначение Long Life Coolant для карбоксилатных антифризов.

Антифризы, производимые компанией TCL идентичны по составу и свойствам, изготавливаются по японскому стандарту качества и  являются карбоксилатными, т.о. их можно отнести к стандарту G12, не зависимо от цвета.

Купить антифризы (кроме концентрата TCL, предназначенного для внутреннего использования в Японии) можно у официальных дилеров по всей стране и по приемлемой (по сравнению со многими европейскими брендами) цене.

Антифриз TCL LLC (Long Life Coolant)

Красный и зеленый LLC

Антифризы TCL LLC производятся из JIS- сертифицированного концентрата и выпускаются в трех вариантах: с пометкой -40 (обеспечивает защиту до минус 40 градусов Цельсия), -50 (обеспечивает защиту до минус 50 градусов Цельсия) и концентрированная охлаждающая жидкость. Кроме того, LONG LIFE COOLANT есть green и red. Красный подходит для машин Toyota и Daihatsu, зеленый – Honda, Nissan, Mitsubishi и другие.

Этот хладагент обеспечивает надежную защиту от замерзания, перегрева, коррозии, кавитации, поддерживает работоспособность деталей двигателя и продлевает их ресурс. Интервал замены составляет два года или 40 тысяч километров пробега, в зависимости от того, что наступит раньше.

LLC -40 представляет собой готовую к применению охлаждающую жидкость, обеспечивающая защиту от застывания до минус 40 градусов. Ее не нужно разводить водой перед применением, иначе ухудшатся свойства.

LLC -50 – тоже готовая к применению охлаждающая жидкость, подходит для северных регионов, поскольку дает защиту от застывания до минус 50 градусов Цельсия. Но ее, при необходимости, можно смешивать с водой. Так, при соотношении 50:50 будет гарантирована защита от застывания до минус 15 градусов Цельсия.

Важно! Нельзя мешать между собой зеленый и красный антифриз, а также смешивать их с другими марками. Перед тем как менять один на другой, лучше сделать промывку системы.

Упаковывается антифриз LLC TCL в пластиковые канистры объемом 2, 4 литра, в металлическую канистру 18 литров и бочки 200 литров. У канистр удобные горлышки с защитой от расплескивания.

Концентрат TCL Long Life Cooland JIS

Зеленый и красный концентраты TCL

Концентрат TCL LLC JIS сертифицирован по японскому стандарту JISK2234, распространяется внутри Японии, не идет на экспорт. Имеет в своем составе антикоррозионные, противопенные присадки. Существенно уменьшает разрушительное влияние кавитации, продлевает срок службы помпы и ДВС.

Поскольку это antifreeze-concentrate, то его необходимо разбавлять перед применением дистиллированной водой. При соотношении воды и концентрата 50/50 обеспечивается защита от замерзания до температуры минус 36,6 градусов Цельсия. Минимальный объем концентрата должен быть не менее 30% от общего количества жидкости, и не более 60%.

Антифриз TCL PC (Power Coolant)

TCL Power Coolant green и red

Этот антифриз относятся к классу Super LLC и соответствует, если проводить аналогию с классификацией Фольксваген, стандарту G12++. Произведен на базе  JIS-сертифицированного концентрата, так же как и LLC. Срок его замены составляет 4 года или 80 тысяч километров пробега – в зависимости от того, что наступит раньше.

Выпускается антифриз TCL PC как концентрированный, так и готовый к применению антифриз -40 и -50. Зеленый и красный будут отличаться использованными присадками и рекомендациями автопроизводителей. Так, красный TCL рекомендован для автомобилей Тойота, а зеленый — Хонда, Ниссан, Митсубиши и другие.

Концентрированный антифриз TCL PC

Концентрированный антифриз необходимо мешать с водой, перед тем как заливать в систему. При соотношении концентрата и воды 60:40 получившаяся жидкость обеспечит защиту двигателя до минус 49 градусов Цельсия. При 30% концентрата и 70% воды – до минус 15,8 градусов.

Антифриз -40 – готовая к применению жидкость, которую разводить не надо – она обеспечивает защиту от морозов до минус 40 градусов Цельсия. Что касается антифриза -50, то его можно использовать как в чистом виде (оптимально для северных регионов с защитой до минус 50 градусов Цельсия), так и разводить при необходимости водой. Соотношение 50:50 даст защиту от замерзания до минус 15 градусов Цельсия.

Антифризы Power Coolant содержат сбалансированный пакет современных присадок, обеспечивающих защиту от всех типов коррозии и кавитации, от окисления и пенообразования. Поддерживают работоспособность и чистоту всех частей мотора, а также у него хорошая совместимость с резиновыми и полимерными частями системы охлаждения – прокладками, шлангами и уплотнителями.

Упаковывается антифриз PC TCL в пластиковые канистры объемом 2, 4 литра, в металлическую канистру 18 литров и бочки 200 литров. У канистр удобные горлышки с защитой от расплескивания.

Как отличить подделку

Покупать ОЖ следует только у официальных распространителей и только ознакомившись с сертификатом качества. Если его нет – лучше воздержаться от покупки.

Нужно обратить внимание на качество упаковки: крышка плотно соединена с защитным кольцом, этикетки приклеены ровно и прочно. Сдавите канистру с боков, пластик должен быть упругим. Перевернув ее вниз горловиной, можно убедиться в отсутствии течи.

На этикетке должна быть нужна информация: химический состав, стандарты, артикул или код продукта, производитель, температура кристаллизации и кипения, плотность, щелочность.

У ТСЛ прозрачные канистры. Это позволяет на глазок оценить состояние жидкости. Во-первых, она должна совпадать по цвету с цветовым оформлением этикетки. Во-вторых, не должно быть никакого осадка. Встряхните канистру – у хорошей жидкости пена осядет через три секунды, у концентрата чуть дольше.

Видео

Антифриз TCL Япрония

Тест антифризов

Отзывы

Григорий, 48 лет
Использую красный ТСЛ PC -40, это отличный морозостойкий антифриз, то, что нужно для нашей зимы! Еще у него длительный срок службы, при этом на его протяжении характеристики хуже не становятся. Только нельзя мешать зеленый и красный, они абсолютно разные.

Алексей, 32 года
Я выбрал зеленый ТСЛ лонг лайф -50. Конечно, вряд ли я в такой мороз куда-то поеду, но решил, что чем ниже – тем лучше. У меня Тойота, поэтому я и пользуюсь японским антифризом. Проблем из-за него у меня ни раз не было, все отлично. Вот только дороговатый.

Василий, 33 года
Отличный, надежный, недорогой. Хорошо держит морозы. Сохраняет все свои свойства во время всего срока использования. Рекомендую.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *