Антифриз википедия – «Антифриз и тосол в чем различие? Температура кипения» – Яндекс.Знатоки

Антифриз (операция) — Википедия

«Антифриз» — эпизод Сталинградской битвы, операция ВДВ РККА по срочной доставке антифриза для механизированных соединений, принимавших участие в операции «Уран», проводившаяся с 12 по 16 ноября 1942 года. Первая крупная военно-транспортная операция, проведённая с использованием транспортных планёров. На момент проведения операции она не имела аналогов в мире по весу перевезённого груза и дальности переброски[1].

Успех операции «Уран» зависел от возможности эксплуатировать технику в мороз

Во время подготовки контрнаступления под Сталинградом возникли сложные погодные условия, грозившие серьёзными осложнениями для механизированных частей РККА. 2—3 ноября 1942 года в районе Сталинграда началось резкое похолодание. Днём 6 ноября шёл дождь, а в ночь на 7 ноября температура упала до −15 °С[2] морозы держались до весны 1943 года. В этих условиях встала проблема эксплуатации танков, самолётов и другой техники в условиях сильных морозов. Вода, широко применявшаяся для охлаждения двигателей внутреннего сгорания, стала опасной для техники. При замерзании вода разрушала блок цилиндров, что приводило к потере машины на длительное время и дорогостоящему ремонту. В таких условиях наставления по эксплуатации требовали обогревать машину, производя периодический запуск двигателя. В условиях скрытной подготовки наступательной операции периодический запуск тысяч двигателей танков, артиллерийских тягачей, автомобильной и другой техники был критичным и по требованиям скрытности, и по сложности дополнительного обеспечения горюче-смазочными материалами. В этой ситуации потребовалось срочно доставить в район сосредоточения большое количество антифриза. Особенно трудная ситуация сложилась в полосе 51-й и 57-й армий, которые имели ограниченные линии снабжения. В мемуарах Г. К. Жукова говорится о потребности в 100 тоннах антифриза; в современной литературе встречаются потребности в 20—30 тонн

[1]. Вечером 11 ноября Г. К. Жуков, кроме всего прочего, доложил Верховному главнокомандующему И. В. Сталину:

Необходимо немедленно подбросить Ерёменко 100 тонн антифриза, без чего невозможно будет бросить мехчасти вперёд.

В связи со срочностью задания Г. К. Жуков и А. М. Василевский направили специальное распоряжение Генштабу:

В качестве неотложной помощи в ночь на 13 ноября подайте самолетами на аэродром Ленинск двадцать тонн антифриза для авиации и танков Сталинградского фронта и проследите за быстрой доставкой фронту остального антифриза.

Но к установленному сроку антифриз доставить не смогли и Г. К. Жуков 14 ноября докладывал Верховному Главнокомандующему:

До сих пор не подвезен антифриз, все машины заправляются водой. Зимних масел и смазок также нет.

Необходимое количество антифриза находилось под Москвой. Однако военно-транспортная авиация не имела резервов для решения неожиданно возникшей задачи

[5]. Руководство ВДВ предложило использовать для доставки грузовые планёры[1]. Важным преимуществом планёров перед транспортной авиацией оказалось то, что десантные планёры могли приземлиться, не требуя подготовки специальной ВПП и запасов топлива для обратного полёта, а дешевизна планёра (в сравнении с самолётом) превращала его в одноразовое транспортное средство[6]. После разгрузки деревянные планёры разбирались на топливо.

Самолёт-буксировщик ДБ-3ф (Ил-4) Самолёт-буксировщик СБ

В феврале 1942 года на аэродроме Стригино Горьковской области был сформирован 1-й отдельный авиационно-планерный полк (иногда именовался учебным авиационно-планерным полком; 1-й уапп). Полк состоял из двух эскадрилий, в каждой по 10 экипажей самолётов-буксировщиков и по 60 пилотов-планеристов. Материальная часть состояла из самолётов-буксировщиков ПС-84 (Ли-2), СБ, ДБ-3Ф (Ил-4) и Р-6, а также планёров А-7 или Г-11.

В августе 1942 года в Киржаче Ивановской области был сформирован 2-й учебный авиационно-планерный полк (2-й уапп). На вооружении полка стояли буксировщики Ил-4 и планёры А-7 и Г-11. Позже, с августа 1943 года, 2-й уапп переименовали во 2-й отдельный авиационно-планерный полк.

Операцией руководили[1] командир десантной группы подполковник Д. А. Кошиц, начальник Саратовской Высшей авиационно-планерной школы подполковник М. С. Одинцов. Среди участников операции указываются: буксировщики лейтенант Круглов, старший лейтенант Петряков, лейтенант П. Красноюрченко, младшие лейтенанты — Ворошилов, Воронков, Г. Усов, штурманы — Омельяненко, майор Новосельцев, капитан Горбунов, планеристы — Родин, Плашин, Фукс, Николаев, Лоскутов, Ильин, Нефактов, Савцов, Григорьян, Зиновьев

[7], Н. Покидышев, С. Борышников, А. Стрельников, Н. Нечаев, А. Евграфов, Н. Щёголев[1].

10 ноября 1942 года полки были подняты по тревоге в соответствии с приказом: «Приготовиться к полету на 1200 км с грузом в 1000 кг на каждом планёре. Первый вылет 12 ноября. Операция секретная»[8].

Обе эскадрильи 1-го оапп под командованием подполковника Дмитрия Александровича Кошица[9] были передислоцированы на аэродром Тейково Ивановской области. Стартовой точкой маршрута доставки антифриза был подмосковный аэродром «Медвежьи озёра»[10]. На борт планёра Г-11 загружали шесть бочек антифриза по 200 литров, а на борт планёра А-7 — по три бочки. Маршрут перелёта проходил через Саратовский аэродром СВАПШ «Дубки», где кроме дозаправки буксировщиков, при необходимости, производилась замена экипажей планёров. Например, Д. А. Кошиц заболел и был заменён за штурвалом планёра И. Малофеевым. Далее маршрут шёл через Энгельс, Красный Кут до аэродрома Житкур

[11]. Аэродром имел грунтовую взлётно-посадочную полосу длиной 1060 метров и шириной 80. Этот аэродром был создан вблизи одноимённого села Эльтонского района Сталинградской области летом 1942 года в период Сталинградской битвы. Тогда на аэродроме одновременно базировалось до 10 полков истребительной, штурмовой и бомбардировочной авиации 8-й Воздушной армии ВВС РККА СССР[12]. После дозаправки буксировщиков сцепки двигались до аэродрома назначения Жутово 1-е[13] или десантировались непосредственно в районе частей, куда доставлялся антифриз.

2-й уапп был представлен 12-ю буксировщиками Ил-4 и 12-ю планёрами. Их маршрут начинался на аэродроме Щёлково в Московской области. Планеристы этого полка доставили на аэродром Житкур 14,5 тонны антифриза и 60 огнемётов[14].

Предположительно, на некоторых этапах использовались планёры КЦ-20

[15][16].

Условия проведения полётов были сложными. Операция началась поздно вечером 12 ноября в сложных метеоусловиях: низкая облачность, ветер, мороз, снег, ограниченная видимость. Посадка на аэродромы «Энгельс» и «Дубки» производилась ночью. Отрезок маршрута Красный Кут — Житкур отличался малонаселённой местностью с практически полным отсутствием ориентиров. Погодные условия были сложными: короткий световой день, сплошная облачность и слабая видимость. Один из планеристов вспоминал: «Карабкались к Сталинграду „на пузе“. Были моменты — не поймешь, где небо, где земля, и в каком положении я между ними. От усталости через час уже в глазах двоилось. Ниже пояса тело коченеет — кабина-то фанерная, со щелями! — выше пупка весь в горячем поту… Через час такого чертова полета наступило безразличие. Хлопнусь — ну и черт с ним! Но потом взъярился, ощетинился, взял себя в руки: не порадую фрицев, не огорчу маму, долечу!». Весь перелёт занимал 8—9 часов лётного времени

[1].

На протяжении маршрута участники операции обеспечивались прикрытием с воздуха истребителями ПВО Саратова, Энгельса и дежурными звеньями Качинского лётного училища. В районе аэродромов Житкур и Жутово ночные истребители противника «МЕ-110» («Совы») не упускали возможности атаковать тяжело гружённые планёры буксируемые на малой высоте с малой скоростью. При потере самолёта в эфир передавался условный сигнал «32751», если при этом погибал пилот передавался сигнал «55427»[17].

В подписанном заместителем Наркома обороны СССР приказе от 9 декабря 1942 года говорилось:

С 12 по 16 ноября 1942 года подразделения авиапланерных полков ВДВ КА выполняли специальное оперативное задание Главного управления тыла Красной Армии по доставке груза Сталинградскому фронту. Переброска на планёрах в таких масштабах проведена впервые, и, несмотря на отсутствие подготовленной трассы, техпомощи и опыта в продолжительных полетах, экипажи справились с задачей хорошо. В стремлении доставить груз во что бы то ни стало, пилоты летели по 5 часов без посадок в условиях ночи, снегопада и тумана. Отдельные планеристы совершали перелеты в исключительно тяжёлых условиях погоды на высоте 10-15 метров. За отличное выполнение оперативного задания объявляю благодарность и награждаю месячным окладом… старшего сержанта Ворошилова, лейтенанта Круглова, старшину Родина.

За время операции «Антифриз» было совершено около 60 полётов, в ходе которых было доставлено около 50 тонн антифриза[1]. Потери во время операции составили 3 самолёта-буксировщика и 10 планёров[1]. В результате технической ошибки при посадке разбился лейтенант Рубен Григорьевич Григорьян[18] (2-й уапп).

Пилоты, участвовавшие в операции «Антифриз», были отмечены благодарностью наркома обороны СССР и поощрены месячным окладом[17], а впоследствии они были награждены медалями «За оборону Сталинграда»

[8][1].

1-й оапп с декабря 1942 по январь 1943 года участвовал в Сталинградской битве в период дальнейшего развития наступления советских войск. В район Котельниково было доставлено средства связи и медикаменты для наступающей частей РККА. Всего было доставлено около 8,5 тонны различных грузов[19].

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Сталинградская битва: энциклопедия, 2012, с. 42.
  2. ↑ Сталинградская битва: энциклопедия, 2012, с. 375.
  3. ↑ Воспоминания и размышления, 2002.
  4. 1 2 Сталинградская битва. От обороны к наступлению, 2005.
  5. ↑ Полководцы Великой Победы, 2010.
  6. ↑ Сегодня подобную операцию можно было бы выполнить с применением грузовых парашютных систем.
  7. ↑ Сызранское вертолётное, 2010.
  8. 1 2 Иван Стаднюк.
  9. ↑ Дмитрий Александрович Кошиц — красвоенлёт, лётчик-планерист, испытатель различных летательных аппаратов; учил летать Сергея Павловича Королёва
  10. ↑ аэродром «Медвежьи озёра» — сейчас на его месте расположено несколько садовых товариществ сельского поселения Медвежье-Озёрское.
  11. ↑ Аэродром Житкур
  12. ↑ После войны аэродром Житкур был базовым для полигона Капустин Яр. В 1953 году из-за расширения деятельности полигона аэродром и село Житкур прекратили существование, жители были переселены в другие населённые пункты.
  13. ↑ Жутово 1-е
  14. ↑ Боевое применение планеров.
  15. 1 2 Десантные планеры Сталина, 2013.
  16. ↑ Уголок неба: КЦ-20.
  17. 1 2 Планеры в Сталинградской битве.
  18. ↑ Информация из приказа об исключении из списков в электронном банке документов ОБД «Мемориал». и Информация из документов, уточняющих потери в электронном банке документов ОБД «Мемориал».
  19. ↑ Иваново помнит.
  • Сталинградская битва. Июль 1942 — февраль 1943: энциклопедия / под ред. М. М. Загорулько. — 5-е изд., испр. и доп. — Волгоград: Издатель, 2012. — 800 с.
  • коллектив авторов. В годы огненных испытаний // Сызранское вертолётное / Главный редактор Мочалова Е. Г.. — Сызрань: Ваш Взгляд, 2010. — 584 с. — ISBN 982-5-904048-14-3.
  • Жуков Г. К. Глава шестнадцатая. Стратегическое поражение противника в районе Сталинграда // Воспоминания и размышления. В 2 т.. — ОЛМА Медиа Групп, 2002. — Т. 2. — С. 104. — 415 с. — ISBN 9785224031979.
  • Казаков В. Б. Глава третья. Операция «Антифриз» // Боевые аэросцепки. — М.: ДОСААФ, 1988. — 149 с. — (Молодежи — о Вооруженных Силах). — 50 000 экз.
  • Кузнецов К. А. 4.8. Боевое применение советских планеров в Великой Отечественной войне // Десантные планеры Сталина 1930-1955 гг. «С неба – в бой!». — М.: ЭКСМО Яуза, 2013. — С. 54. — 112 с. — (Война и мы. Авиаколлекция). — ISBN 9785457537774.
  • Миренков А. И. Военно-экономический фактор в Сталинградском сражении и Курской битве // Сталинградская битва. От обороны к наступлению / Анатолий Соколов. — М.: РИЦ МО РФ, 2005.
  • Вадим Щукин. Главный маршал авиации А. А. Новиков // Полководцы Великой Победы. — М.: АСТ, Астрель, 2010. — 512 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-17-067139-7.

Обсуждение:Охлаждающая жидкость — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

  • Начнем с того что свойства Тосола НЕ ЗАВИСЯТ от его цвета. Цвет можно сделать любым: Зеленым, желтым, коричневым, синим, черным… Зависит от добавления в него красителей. Просто производители договорились о «стандарте цвета». Можно даже заливать бесцветный Тосол (если вы его найдете-только на заводе-производителе). Например если обратиться на Завод, то можно сделать тосол цвета морской волны, если захотите. Кстати первый тосол стали красить не для «четкого определения уровня», а для того чтобы кто-нибудь его не глотнул (спиртом-то ведь пахнет!). И уже затем поставили стандарты окраски.
  • И на самом деле присадок там нет (не должно быть). Этиленгликоль, вода, краситель.
  • «Идеальный» тосол может довести температуру замерзания до -70.
  • Некоторые (а может быть и многие) думают, что мешать разные марки тосола нельзя. Это не совсем так. Если смешать Тосол 45 и 65 в равных пропорциях, то получится Тосол примерно 55 и цвет где-то оранжевый. Т.е. массовая доля Этиленгликоля составит 55%. Это только в случае стандартного состава (этиленгликоль, вода, краситель). Если в тосол добавлена какая-то дополнительная присадка (которая, кстати, не сильно повлияет на его свойства), то мешать его не рекомендуется.

Все о Тосоле

95.79.230.220 11:25, 28 августа 2010 (UTC)

Что-то надо делать. Две похожих статьи — надо либо объединять, либо переименовать текущую. Например в Автомобильный антифриз.

✔Сделано. Сюда же ввести перенаправление со слова Тосол. Есть мысли? Leksey 13:15, 22 декабря 2010 (UTC)

Почему нельзя использовать антифризы после строка годности? 94.153.174.212 12:19, 8 февраля 2011 (UTC)
Вообще-то антифриз — разновидность охлаждающей жидкости, не замерзающей при низких температурах. Так что статьи, по моему мнению, должны оставаться разными. Но, опять таки по моему мнению, статью Антифриз нужно переименовать в Автомобильный антифриз, и в определении

Антифриз (от греч. ἀντι- — против и англ. freeze — замерзать) —

после тире написать: разновидность охлаждающей жидкости, не замерзающая при низких температурах (или что-то подобное). И схожесть в статьях хоть чуточку убрать, картинки разные поставить. 92.241.226.36 07:51, 20 июня 2012 (UTC)
  • Антифриз — любая незамерзающая жидкость, в том числе (но не только) охлаждающая. Охлаждающая жидкость — любая охлаждающая жидкость, включая (но не исключительно) незамерзающую (антифриз). Разные вещи всё же. Про марку Тосол должна быть отдельная статья, под ней выпускались далеко не только антифризы, но и целая куча других технических жидкостей. 85.140.0.173 00:55, 6 ноября 2017 (UTC)

Антифриз Википедия

Антифриз (от греч. ἀντι- — против и англ. freeze — замерзать) — общее название для жидкостей, не замерзающих при низких температурах. Применяются в установках, работающих при низких температурах, для охлаждения двигателей внутреннего сгорания, в качестве авиационных противообледенительных жидкостей и в качестве средства для очистки стекол. В качестве базовых жидкостей антифризов используются смеси этиленгликоля, пропиленгликоля, глицерина, одноатомных спиртов и других веществ с водой.

Автомобильные антифризы[ | ]

Антифриз в радиаторе автомобиля. Флуоресцентный зелёный цвет — особенность антифризов американского производства.

Общая характеристика[ | ]

Антифризами чаще всего называют автомобильные охлаждающие жидкости с температурой замерзания ниже температуры замерзания воды («жидкости охлаждающие низкозамерзающие» по ГОСТ). Антифриз предназначен для предотвращения повреждения деталей, вызванного расширением воды при её замерзании, а также обеспечения нормальной работы системы охлаждения в зимних условиях. Антифризы имеют не только более низкую температуру замерзания (точнее — точку начала выпадения кристаллической фазы), но и значительно меньший коэффициент расширения при замерзании. Так, если вода при замерзании увел

Антифризы Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Антифриз (значения). Заливка антифриза в расширительный бачок системы охлаждения двигателя автомобиля

Антифриз (от греч. ἀντι- — против и англ. freeze — замерзать) — общее название для жидкостей, не замерзающих при низких температурах. Применяются в установках, работающих при низких температурах, для охлаждения двигателей внутреннего сгорания, в качестве авиационных противообледенительных жидкостей и в качестве средства для очистки стекол. В качестве базовых жидкостей антифризов используются смеси этиленгликоля, пропиленгликоля, глицерина, одноатомных спиртов и других веществ с водой.

Содержание

  • 1 Автомобильные антифризы
    • 1.1 Общая характеристика
    • 1.2 Состав и свойства
    • 1.3 Формы выпуска
    • 1.4 Опасность для человека
    • 1.5 Национальные и корпоративные стандарты
    • 1.6 Антифризы на основе одноатомных спиртов, солей и глицерина
    • 1.7 Этиленгликолевые антифризы
      • 1.7.1 С неорганическими ингибиторами («традиционные»)
      • 1.7.2 С органическими ингибиторами (карбоксилатные)
      • 1.7.3 Гибридные
      • 1.7.4 Lobrid («лобридные», «биполярная технология»)
    • 1.8 Пропиленгликолевые антифризы
    • 1.9 Смешивание антифризов различных типов
    • 1.10 Характеристики автомобильных антифризов
      • 1.10.1 Соответствие линейки продуктов Glysantin (BASF) и Arteco (Chevron + Total) с ами одобрений от авто-производителей
  • 2 Антифризы для систем отопления
  • 3 См. также
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки

Автомобильные антифризы[ | ]

Антифриз в радиаторе автомобиля. Флуоресцентный зелёный цвет — особенность антифризов американского производства.

Общая характеристика[ | ]

Антифризами чаще всего называют автомобильные охлаждающие жидкости с температурой замерзания ниже температуры замерзания воды («жидкости охлаждающие низк

Антифриз — Википедия

Man pouring antifreeze.jpg

Антифриз (аз юн. ἀντι- — зид ва англ. freeze — ях бастан) — маҳлули обии баъзе моддаҳо, ки аз сармо ях намебандад.

Антифризи автомобилҳо[вироиш]

Антифризро зимистон ба системаи сардонии муҳаррики дарунсӯз мерезанд. Барои муҳаррикҳои дарунсӯз истифодаи антифризҳое, ки дар таркибашон этиленгликол, обу спирт, обу глитсерин, маҳлули баъзе намакҳои ғайриорганикӣ ва ғайра доранд, мувофиқтар аст. Антифризро барои ях набастани шишаи мошин низ истифода мебаранд. Антифризе, ки аз омехтаи этиленгликол ва об иборат аст, бештар истифода мешавад. Этиленгликол моеи часпаки берангу бӯй буда, ҳарорати ҷӯшишаш 197,4° аст. Дар саноат ду навъи антифризи этиленгликолӣ (40 ва 65; рақамҳо ҳарорати яхбандии онҳоро нишон медиҳанд) истеҳсол мешавад. Антифризи этиленгликолии 40 аз 53 % этиленгликол ва 47 % об, антифризи этиленгликолии 65 бошад, аз 65 % этиленгликол ва 35 % об иборат аст. Пеш аз рехтани антифриз системаи сардонии муҳаррикро тоза мекунанд. Агар дар таркиби антифриз зарраҳои гуногун вуҷуд дошта бошанд, онро бо чанд қабат матоъ полоидан лозим аст. Антифризро назар ба об 5 — 7 % камтар мерезанд, зеро он вақти гарм шудан ҳаҷман васеъ мегардад. Ҳангоми кор кардани муҳаррик миқдори антифриз дар натиҷаи бухор шудани оби маҳлул кам мешавад. Бинобар ин дар мавриди кам шудани антифриз ба системаи сардонӣ оби соф илова кардан лозим аст. Антифризи этиленгликолӣ заҳр буда, металлу резинаро вайрон мекунад. Барои пешгирӣ намудани ин ҳолат ба чунин антифризҳо моддаҳои махсус ҳамроҳ менамоянд. Ҳангоми бо антифриз кор кардан эҳтиёт бояд шуд. Бо даҳон ба тавассути рӯдаҳои резинӣ берун кашидани антифриз метавонад боиси заҳролудӣ ва ҳатто марг гардад. Кӯшидан лозим аст, ки Антифриз ба пӯст нарасад. Дар мавриди ба муҳаррик рехтани антифриз дастпӯшаки резинӣ пӯшидан лозим аст. Системаҳои сардонӣ ҳангоми рехтани антифриз бояд аз боқимондаҳои равған ё керосин тоза бошанд, зеро антифриз дар натиҷаи бо ин моддаҳо омехта шудан, сахт кафк карда, дамида мебарояд. Антифризи ба системаи сардонӣ рехтаро то охирин рӯзҳои сармо иваз намекунанд.

Аз соли 2008 навъи нави антифриз мавриди истифода қарор гирифт, ки асоси органикии онро ингибиторҳои минералӣ ташкил медиҳанд.

  • Бондарь В. А., Зоря Е. И., Цагарели Д. В., Операции с нефтепродуктами, М., 1999;
  • Сметанин В. И., Защита окружающей среды от отходов производства и потребления, М., 2000.

Антифриз — Вики

Антифриз в радиаторе автомобиля. Флуоресцентный зелёный цвет — особенность антифризов американского производства.

Общая характеристика

Антифризами чаще всего называют автомобильные охлаждающие жидкости с температурой замерзания ниже температуры замерзания воды («жидкости охлаждающие низкозамерзающие» по ГОСТ). Антифриз предназначен для предотвращения повреждения деталей, вызванного расширением воды при её замерзании, а также обеспечения нормальной работы системы охлаждения в зимних условиях. Антифризы имеют не только более низкую температуру замерзания (точнее — точку начала выпадения кристаллической фазы), но и значительно меньший коэффициент расширения при замерзании. Так, если вода при замерзании увеличивает объём на 9 %, то раствор 25 % этиленгликоля и 75 % воды — на 3,5 %, а раствор 40 % этиленгликоля и 60 % воды — только на 1,5 %, что безопасно практически для любых конструкционных материалов.

Состав и свойства

Автомобильные антифризы состоят, как правило, из смеси воды (около половины состава) и этиленгликоля (реже — пропиленгликоля, который в отличие от этиленгликоля не токсичен, но стоит значительно дороже), а также пакета присадок, придающих антифризу антикоррозионные (ингибиторы коррозии), антикавитационные, антипенные и флуоресцентные (для облегчения поиска течи) свойства. Любопытно, что чистый этиленгликоль имеет сравнительно высокую температуру замерзания (−12,3°С), однако в смеси с водой образует так называемую эвтектику с температурой замерзания намного ниже, чем у составляющих смеси по отдельности, вплоть до −75°С (для смеси 25 % воды и 75 % этиленгликоля). Как при большем, так и при меньшем содержании воды смесь будет иметь более высокую температуру замерзания; на практике температуру замерзания доводят до требуемой путём разбавления смеси водой как более дешёвым компонентом, поэтому большинство товарных антифризов содержат более 25 % воды (типично от 35 до 50 %). Так, смесь с содержанием воды 35 % начинает кристаллизоваться примерно при −65°С, а 50 % — при −40°С.

Этиленгликоль, помимо понижения температуры замерзания, приводит к повышению температуры кипения охлаждающей жидкости, что является дополнительным преимуществом при эксплуатации автомобилей в тёплое время года. Также он обладает определёнными смазывающими свойствами. Однако при этом удельная теплоёмкость этиленгликолевого антифриза значительно ниже, чем у воды (на 15-20 %, в зависимости от конкретного состава), а вязкость — в 2-3 раза выше, что обуславливает худшую работу в качестве собственно охлаждающей жидкости. Многие автомобили старых выпусков с системой охлаждения, рассчитанной на воду, в тёплое время года могут перегреваться при использовании этиленгликолевых антифризов, поскольку в те годы их применение считалось допустимым только в зимний период, когда тепловая нагрузка на систему охлаждения ниже, а в летний период использовалась вода, на характеристики которой и рассчитана система охлаждения. Также многие антифризы (в частности, все этиленгликолевые) имеют намного больший коэффициент теплового расширения, чем вода, что делает необходимым использование герметизированной системы охлаждения с расширительным бачком, служащим для компенсации расширения антифриза при нагревании; на автомобилях старых выпусков с системой охлаждения без расширительного бачка «лишний» антифриз при нагревании будет просто выброшен через пароотводную трубку радиатора, а при остывании его уровень окажется ниже нормального. В целом, в местностях с тёплым безморозным климатом наиболее целесообразно применение в качестве охлаждающей жидкости мягкой или дистиллированной воды с ингибитором коррозии (в системах охлаждения, допускающих её использование).

Стоит отметить, что очень часто товарный антифриз разных марок готовится на основе концентратов одного и того же крупного транснационального производителя, например компании BASF, в результате чего на рынке представлено очень много сходных по составу и свойствам проду

Антифриз Википедия

Антифриз в радиаторе автомобиля. Флуоресцентный зелёный цвет — особенность антифризов американского производства.

Общая характеристика

Антифризами чаще всего называют автомобильные охлаждающие жидкости с температурой замерзания ниже температуры замерзания воды («жидкости охлаждающие низкозамерзающие» по ГОСТ). Антифриз предназначен для предотвращения повреждения деталей, вызванного расширением воды при её замерзании, а также обеспечения нормальной работы системы охлаждения в зимних условиях. Антифризы имеют не только более низкую температуру замерзания (точнее — точку начала выпадения кристаллической фазы), но и значительно меньший коэффициент расширения при замерзании. Так, если вода при замерзании увеличивает объём на 9 %, то раствор 25 % этиленгликоля и 75 % воды — на 3,5 %, а раствор 40 % этиленгликоля и 60 % воды — только на 1,5 %, что безопасно практически для любых конструкционных материалов.

Состав и свойства

Автомобильные антифризы состоят, как правило, из смеси воды (около половины состава) и этиленгликоля (реже — пропиленгликоля, который в отличие от этиленгликоля не токсичен, но стоит значительно дороже), а также пакета присадок, придающих антифризу антикоррозионные (ингибиторы коррозии), антикавитационные, антипенные и флуоресцентные (для облегчения поиска течи) свойства. Любопытно, что чистый этиленгликоль имеет сравнительно высокую температуру замерзания (−12,3°С), однако в смеси с водой образует так называемую эвтектику с температурой замерзания намного ниже, чем у составляющих смеси по отдельности, вплоть до −75°С (для смеси 25 % воды и 75 % этиленгликоля). Как при большем, так и при меньшем содержании воды смесь будет иметь более высокую температуру замерзания; на практике температуру замерзания доводят до требуемой путём разбавления смеси водой как более дешёвым компонентом, поэтому большинство товарных антифризов содержат более 25 % воды (типично от 35 до 50 %). Так, смесь с содержанием воды 35 % начинает кристаллизоваться примерно при −65°С, а 50 % — при −40°С.

Этиленгликоль, помимо понижения температуры замерзания, приводит к повышению температуры кипения охлаждающей жидкости, что является дополнительным преимуществом при эксплуатации автомобилей в тёплое время года. Также он обладает определёнными смазывающими свойствами. Однако при этом удельная теплоёмкость этиленгликолевого антифриза значительно ниже, чем у воды (на 15-20 %, в зависимости от конкретного состава), а вязкость — в 2-3 раза выше, что обуславливает худшую работу в качестве собственно охлаждающей жидкости. Многие автомобили старых выпусков с системой охлаждения, рассчитанной на воду, в тёплое время года могут перегреваться при использовании этиленгликолевых антифризов, поскольку в те годы их применение считалось допустимым только в зимний период, когда тепловая нагрузка на систему охлаждения ниже, а в летний период использовалась вода, на характеристики которой и рассчитана система охлаждения. Также многие антифризы (в частности, все этиленгликолевые) имеют намного больший коэффициент теплового расширения, чем вода, что делает необходимым использование герметизированной системы охлаждения с расширительным бачком, служащим для компенсации расширения антифриза при нагревании; на автомобилях старых выпусков с системой охлаждения без расширительного бачка «лишний» антифриз при нагревании будет просто выброшен через пароотводную трубку радиатора, а при остывании его уровень окажется ниже нормального. В целом, в местностях с тёплым безморозным климатом наиболее целесообразно применение в качестве охлаждающей жидкости мягкой или дистиллированной воды с ингибитором коррозии (в системах охлаждения, до

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *