Что такое навигатор gps – Что такое GPS навигатор и как правильно пользоваться GPS навигатором, инструкция, правила пользования, как научиться
Что такое GPS навигатор и как правильно пользоваться GPS навигатором, инструкция, правила пользования, как научиться
Что такое GPS навигатор?
Навигатор представляет собой электронный прибор, входящий в связь с приемно-передаточной системой тотального комплекса топогеодезической, координатной и спутниковой привязки для определения своего местонахождения на нашей планете. Такие приборы подразделяются на GPS- и ГЛОНАСС-навигаторы.
Джипиэс-навигаторы представляют собой навигационное оборудование, которое использует телеметрические данные и информацию, полученную от американских спутников, запущенных по программе МО США. Эта глобальная информационная сеть дает возможность на территории Земли и околоземном пространстве установить местоположение, скорость, а также ряд других физических характеристик объекта.
ГЛОНАСС-навигаторы представляют собой навигационное оборудование, которое использует телеметрические данные и информацию, полученную от российских спутников, запущенных по программе МО РФ. Дополнительные возможности этой системы пока не представлены в легальных источниках, однако ее действие по определению координат местоположения предмета аналогично GPS-системе.
Любой навигатор состоит из аппаратной и программной части. Аппаратная часть представляет собой комплекс электронных устройств, позволяющих использовать его по назначению. Она состоит из:
- процессора, определяющего функционал всего комплекса, который трансформирует сигнал со спутника и выдает точность координат искомого предмета;
- антенно-генераторного блока, сориентированного на спутниковые частоты эксплуатации;
- монитора для визуального отображения полученных данных;
- оперативной памяти, которая осуществляет контроль над скоростью передачи информации;
- BIOS, организующей взаимодействие двух частей прибора;
- интегрированной флэш-памяти, используемой для сохранности «операционки», программного обеспечения и данных пользователя;
- иных дополнительных элементов (приемник радиочастот, модуля GPRS, Bluetooth и т.д.), наличие этих опций зависит от модели конкретного прибора;
- наружных интерфейсов – разъемы сети, наушников, слоты для сервисных карт, наличие этих опций зависит от модели конкретного прибора.
Программная часть представляет собой комплекс электронных программ, позволяющих использовать навигатор по назначению. Она состоит из:
- собственной операционной системы, в основном Windows CE;
- программной оболочки, создающей комфортные условия для эксплуатации ПО навигатора и его корректный запуск;
- специальных навигационных программ;
- добавочных программ – мультимедиа, игры и др.
В некоторых приборах ряд элементов программной части могут объединяться.
Навигационные программы представляют собой внедряемые новинки собственного изобретения или программное обеспечение других стороннего составителя программ. Часто используемые – Навител, СитиГайд Навигатор, Автоспутник, ПроГород и другие сервисы. Российский оператор сотовой связи Билайн тоже разработал аналогичный сервис с множеством приложений.
Социологическое анкетирование, проведенное на добровольных началах среди пользователей навигаторами, дало следующие результаты. Самыми популярными признаны такие марки приборов, как Treelogic, Lexand, xDevice, Texet, Explay, Prestigio Качество других производителей сильно не отличается, они просто менее разрекламированы и представлены в торговых точках. Отдельно хотелось бы рассказать о моделях фирм Digma и Neoline, которые представили приборы, отличающиеся от всех модификаций своими защитными свойствами — Neoline Moto и Digma DM351 Allroad Эти приборы прекрасно работают в условиях различных метеоусловиях, в том числе в ситуациях с повышенной влажностью и загрязненностью воздуха, хорошо предохранены от механического и физического воздействия. Их можно устанавливать на любом виде техники, благодаря улучшенной системе кронштейнов крепления. Предполагают долговременную эксплуатацию на автономных источниках питания.
Значительное число россиян используют навигатор для путешествий и поездок по России и СНГ, и наибольший интерес представляют приборы, разработанные местными производителями, у которых интегрировано навигационное ПО разработчиков из России — «Навител Навигатор», «Автоспутник», «СитиГид» и др. Навигационная программа «Навител Навигатор» не имеет равных по степени картографического обеспечения, регионов России.
Автомобильные навигаторы служат для прокладки маршрута и осуществления поиска по адресу объекта. В базу данных таких устройств могут быть внесены объекты придорожного сервиса. Информация о событиях на трассе может транслироваться по мобильной связи (протокол GPRS), или из FM.- радиодиапазона.
Туристические навигаторы хороши для туристического отдыха любых видов. Имеют защищенный корпус от всех видов активного воздействия среды, способны к приему спутникового сигнала в любых сложных условиях. Предусмотрено использование топографических карт. Среди дополнительных полезных устройств — компас и высотомер.
Спортивные навигаторы применяются во время спортивных тренингов и состязаний. Служит для замеров показателей параметров работы сердца во время движения спортсмена. Прибор исполнен в защитном корпусе с минимизированным весом и габаритами. Оборудованы различными наружными датчиками, которые сообщают информацию по каналу радиосвязи. Информация выводится на монитор, также транслируется звуковым зуммером и вибросигналами.
Существование карты значительно увеличивает используемые данные прибора. Такие изделия обладают более широкими возможностями. Все карты для навигаторов делятся на 2 типа — векторные и растровые.
Растровые карты — это самый несложный тип карт. Практически, они представляют собой абрис места с привязкой по географическим координатам. Масштаб такой карты связкам с оригинальным образцом, который может быть, как спутниковым фотоснимком, так и копией бумажной топокарты. На базовых версиях Windows и Windows Mobile возможно применение известного ПО OziExplorer. Большое количество растровых карт содержится на таких сервисах Сети, как карты Google, Яндекс-карты, карты OpenStreetMap и другие.
Векторные карты — основа базовых данных, где содержится информационный массив объектах, их описании и местоположении. Это качается, как объектов географического назначения, так и социального.
Уже используются такие системы навигации, дающие возможность пользователю делать дополнения в карты навигатора своими личными объектами, прокладывать, как автомобильные, так и туристические маршруты.
Как правильно пользоваться GPS навигатором,
инструкция, правила пользования, как научиться?
Если Вы еще ни разу не пользовались навигатором, то можете подумать, что, как и многие другие устройства, он требует от своего обладателя каких-то специальных навыков и научиться пользоваться им легко. Однако это совсем не так. Установить, а затем настроить и работать с навигатором довольно просто, кроме того, в комплекте с прибором всегда имеется инструкция пользования, причем если не в бумажном, то уж в электронном виде обязательно! Итак, прежде чем начать работать с GPS-навигатором и отправиться в свое первое путешествие с этой техникой, необходимо ее установить.
Как научиться пользоваться навигатором в машине?
Итак, если Вы приобретаете автомобильный навигатор, то в комплекте с ним всегда поставляется подставка и кронштейн. Кронштейн в автомобиле, как правило, устанавливается на передней панели машины, либо на лобовом стекле. Однако существуют и другие места размещения техники, но стекло и панель являются самыми распространенными. Правила пользования гласят, что GPS навигатор нельзя размещать там, где он будет мешать управлению машиной, либо где будет закрывать обзор. Кроме того, технику не нужно крепить там, где находятся подушки безопасности.
Очень часто прибор поступает в продажу с разряженной батареей, поэтому пользоваться им невозможно. В этом случае его необходимо зарядить либо с помощью зарядного устройства от сети, либо через USB-кабель (все зависит от комплектации). Если же это автомобильный навигатор, то его так же можно зарядить через зарядное автомобильное устройство.
Каждая модель GPS навигатора отображает отмеченные точки, траекторию пройденного пути, географические координаты точки, где находитесь Вы и, соответственно, Ваш прибор, а так же текущее Ваше положение. Так же каждый прибор имеет несколько страниц, которые отображают различную информацию: карту с пройденными путями и точками, положение на небосводе спутников, страницу меня с поиском и выходом на различные настройки, страницу навигации, а так же страницу путевого компьютера, где могут быть отображены скорость движения, пройденное расстояние и так далее.
Пользование GPS навигатором предполагает и такую функцию. Как правило, для этого достаточно нажать, а затем в течение небольшого времени удерживать специально отведенную для этого кнопку. Так же ту же функцию можно выполнить через меню навигатора.
Инструкция (правила) поиска точки, которую Вы «запомнили»
Для того, чтобы найти точку, нужно вначале выбрать ее из списка уже имеющихся, а затем нажать кнопку «Идти». На странице под названием «навигация» появится стрелка, которая и покажет Вам, в каком направлении нужно двигаться.
Что такое маршруты и пути и как ими правильно пользоваться?
Трек или путь – это след, который уже был пройден Вами. Благодаря заводским настройкам он записывается в память прибора по умолчанию. Однако эту функцию можно отключить, если она Вам не нужна.
Роут или маршрут – это тот путь, который был заранее отмечен по точкам. В режиме навигации прибор может провести Вас как по треку (Track back), так и по маршруту. Можно так же вначале построить маршрут на своем компьютере, а затем ввести его в прибор. Но можно построить и на самом навигаторе.
Функция Track back – инструкция по пользованию
Данная функция является режимом, в котором Ваш навигатор Вас обратно точно по тому пути, который был пройден. Стрелка на странице «навигация» при этом показывает повороты.
Как правильно пользоваться барометрическим высотомером?
Все GPS навигаторы определяют вертикальные координаты. В данном случае определяется возвышение над геометрической теоретической фигурой земли. Для того чтобы определить точную высоту над какой-либо поверхностью (в том числе и над уровнем моря), необходимо использовать барометрический высотомер. При этом следует помнить, что рыбакам нужна не высота, а наличие в навигаторе графика изменения давления.
Видео о пользовании навигаторами
Источник: navigator-gid.ru
navi-blog.ru
GPS навигатор. Виды и работа. Применение и карты. Особенности
GPS навигатор – это электронное устройство с экраном, предназначенное для получения спутникового сигнала с целью позиционирования своего местонахождения на дисплее. Он определяет точные координаты по широте и долготе, а также вычисляет высоту своего нахождения над уровнем моря. Основным предназначением прибора является прокладывание маршрутов с точки нахождения по требуемому адресу.
Как работает GPS навигатор
Принцип действия устройства основывается на том, что оно получает точные данные о своем местонахождении, на основании которых находит себя на карте местности, загруженной в его память. Прибор автоматически совмещает эту информацию и отображает на своем мониторе план улиц и дорог с обозначением своего местонахождения на них. При передвижении устройства данные на дисплее меняются. На карте отображается переход между улицами. Благодаря этому данная техника дает возможность держа ее при себе двигаться в любом направлении, исключая вероятность потерять ориентировку и заблудиться.
Что касается карт навигатора, то они загружаются в его память. Графические планы городов или целых регионов записываются, после чего устройство может в любой момент указать на плане где именно оно располагается. Чтобы проводить позиционирование осуществляется подключение к спутникам глобальной системы GPS. Они постоянно находятся на орбите Земли в большом количестве, поэтому почти с любой точки планеты имеется прямая видимость на них. Спутники транслируют сигналы, которые улавливает навигатор и по ним определяет свое текущее расположение.
Чтобы GPS навигатор мог определять широту, долготу и высоту, ему нужно получать сигнал сразу от 4 спутников. Именно поэтому все устройства без исключения поддерживают минимум 4 канала. При этом многие из них способны одновременно улавливать сразу до 9 сигналов. Это позволяет повысить точность и убрать вероятность кратковременной потери необходимых радиоволн в том случае, если один из четырех спутников находится не в прямой видимости, к примеру, обзор к нему закрывает многоэтажный дом.
Использование навигационных технологий дает возможность путешествовать без риска заехать в тупик, попасть на улицу с односторонним движением и ехать против направления основного потока автомобилей, а также позволит заранее узнать о множестве неприятностей и избежать их. При этом технические возможности прибора ограничены. Он не может полноценно воспринимать сигналы находясь в длинном туннеле, или в окружении высотных домов расположенных рядом друг к другом.
На что способны навигаторы
Эти устройства помимо выполнения своего прямого предназначения, а именно определения координат и прокладывания маршрута с визуальным сопровождением при движении на экране, могут поддерживать и другие функции.
GPS навигатор способен:
- Проигрывать музыкальные и видеофайлы.
- Отображать картинки и фото.
- Давать голосовые подсказки.
- Читать текстовые форматы.
- С помощью специального FM передатчика транслировать звук на штатную магнитолу.
- Давать громкую связь при разговоре по телефону без необходимости удерживать смартфон в руке.
- Записывать видео как видеорегистратор.
- Отображать изображение с камеры заднего вида.
Конечно, всеми этими функциями владеют только более дорогие навигаторы из высшего ценового сегмента. При этом самые базовые помимо составления маршрутов и определения своего местонахождения способны проигрывать видео и музыку. Отдельные устройства предусматривают специальный слот для установки обыкновенной SIM-карты, которую используют на смартфоне. Такие устройства могут используя 3G или 4G подключаться к интернету. Это позволяет просматривать видео прямо из сети, читать книги, новости и делать все, что и на планшете. Кроме этого, такие навигаторы могут загружать новые карты и обновлять старые без необходимости подключения к компьютеру.
Операционные системы
Обеспечением работы технического оснащения навигатора занимается операционная система. Именно она позволяет составлять маршруты, отвечает за передачу изображения и все другие операции, требующие расчета.
Самые распространенные серийные навигаторы действуют под управлением ОС:
Операционная система Windows СЕ была одной из первых успешных, но на данный момент уже уступает по своей функциональности и удобству. Ее ставят на бюджетные устройства, которые имеют небольшие показатели оперативной и встроенной памяти. Навигаторы под ее управлением зачастую немного зависают, обладают низкой скоростью переключения режимов, медленно увеличивают изображение и дольше строят маршрут.
Данные недостатки являются сравнительными, и не зная о более совершенной системе Android можно считать Windows более чем функциональной и хорошей операционной системой. Пользуясь навигатором под ее управлением, удастся применять все его функции, хотя это будет и не так удобно.
Операционная система Android уже более привычна для многих, поскольку ставится на множество смартфонов и планшетов. Она очень быстрая, к тому же поддерживает сотни приложений, способных в разы расширить функционал навигатора. Такая ОС гораздо легче для технического оснащения устройства, поэтому карты загружаются быстрее, изображение выглядит более качественным, к тому же в случае увеличения масштаба картинка не зависает.
Виды навигаторов по предназначению
Устройства позиционирования отличаются между собой. По предназначению их разделяют на следующие виды:
- Автомобильные.
- Пешеходные.
- Универсальные.
- Специализированные.
Автомобильные
GPS навигатор для машины является самым массивным. У него имеется крупный дисплей, что позволяет водителю с удобством просматривать карты, двигаясь при этом по автостраде. Прибор может монтироваться на панель приборов авто или на лобовое стекло. Его ставят таким образом, чтобы не закрывать обзор дорожного полотна. Обычно дисплей таких приборов превышает 5 дюймов. Конечно, чем он больше, тем комфортнее можно рассматривать мелкие детали на карте. При этом избыточно крупный навигатор закроет видимость, что небезопасно.
Автомобильные устройства разделяются на переносные и инсталлируемые. Съемные внешне напоминают обыкновенный планшет. В них имеется собственный встроенный аккумулятор, поэтому навигатор в любой момент можно снять и унести с собой. Убрав с панели приборов машины дорогое оборудование, минимизируя вероятность того, что на авто позарятся злоумышленники. Для обеспечения питания на протяжении большого периода времени в комплектации устройства предусматривается кабель, который с одной стороны подключается к прикуривателю, а вторым концом присоединяется к навигатору.
Инсталлируемые или встраиваемые навигаторы внешне имеют параметры крупной автомагнитолы. Они устанавливаются непосредственно в посадочное гнездо в автомобиле. Конечно, далеко не каждая машина предусматривает в своей конструкции столь много места для монтажа, что делает такие приборы не универсальными. У них не имеется собственной батареи питания. Они подключаются к бортовой сети машины.
Пешеходные
GPS навигатор для пеших прогулок обладает скромными габаритами, что обусловлено необходимостью максимально уменьшить массу прибора для его удобной переноски. Данные устройства зачастую очень маленькие, и даже выполняются в виде обыкновенных наручных часов. Их используют туристы, которые отправляются в путешествие в незнакомую местность, и стремятся исключить возможность заблудиться.
Такие навигаторы встречаются в городском варианте и для более активного отдыха. В обыкновенной базовой комплектации они применяются для путешествий в обустроенной местности, а в усиленном варианте имеют влаго- и пылезащищенный корпус, что дает возможность брать их с собой на прогулку по лесам и другим необжитым зонам.
Универсальный GPS навигатор
В продаже встречаются навигаторы, которые могут использоваться для пеших прогулок и для автомобильных поездок. Они имеют средние размеры, поэтому изображения на них вполне возможно просматривать за рулем. При этом доехав по предназначению. Возможно снять прибор и применять его для ориентирования в пеших прогулках.
Специализированные
Также в продаже можно встретить GPS навигатор, конструкция которого максимально адаптирована под определенные условия применения. Имеются специальные устройства для установки на велосипед и мотоцикл. У них более мощная конструкция для гашения вибрации, а также предусматривается надежное крепление, подсоединяемое к рулю. Обычно они имеют влагозащищенный корпус, что обусловлено их эксплуатацией во влажных погодных условиях. Существуют и специализированные навигаторы для установки на мелкие морские суда или рыбацкие лодки. Зачастую у них имеется функция эхолота для определения глубины на водоеме и поиска рыбы.
Выбор карт
Чтобы GPS навигатор работал корректно, необходимо чтобы в его память были загружены детальные карты. Даже если устройство является технически совершенным, и имеет большой ресурс встроенной памяти, а также мощный передатчик, оно будет не настолько хорошим если поставить на него плохую карту.
Обычно на навигаторах можно встретить карты:
- Навител.
- iGo8.
- СитиГид.
- Автоспутник.
- Гармин.
Сложно определить какая карта является безусловным лидером. Говоря упрощенным языком, определенный город может иметь планировку в картах нескольких разработчиков или даже у всех из них. При этом одни отображают только план, в то время как другие также могут указывать на нумерацию домов, что позволяет сделать адресный маршрут. Третьи навигационные карты еще и дают информацию об имеющихся пробках, сообщают о наличии впереди камеры для фиксации превышения скорости и т.д. В одних населенных пунктах лучше одни карты, в то время как для других они малопригодны. В связи с этим важно предварительно поинтересоваться – что лучше на интересующей местности.
Похожие темы:
electrosam.ru
GPS-навигаторы. Что к чему и как это работает.
Краткая и не точная предыстория.С древнейших времен, человечество старается найти ответы на два вопроса: «Где Я?» и «Куда мы идем?». Для того, что бы ответить на эти вопросы мы, люди, придумали массу способов ориентирования: по солнцу, по звездам, по мху на деревьях, по елочным лапкам. Изобрели такой замечательный прибор как компас и нарисовали карты местности. А потом, когда стали ходить по морю, сама по себе появилась целая наука называемая Навигацией. Когда же люди поняли, что земля не плоская, а круглая смастерили глобус «обрисовали» его параллелями и меридианами. Теперь, где находятся север, юг, запад и восток знает любой школьник. Но и этого оказалось мало и тогда, Американские военные, запустили на орбиту несколько спутников и научили их связи, по средствам радиопередачи на особой частоте, с особыми приборчиками называемыми GPS-навигаторами. Этот прекрасный навигационный прибор в руках военных показывает свое место расположения на земле с погрешностью до нескольких сантиметров, а вся эта система называется «NAVSTAR».
Со временем, Военные США запустили на спутниках еще несколько радиоканалов и поделились ими с гражданскими лицами. Только вот, что бы было не обидно, несколько их подпортили. Если в руках военных погрешность составляет сантиметры, то гражданское оборудование может ошибаться в пределах 100 метров. Однако, гражданские лица, отказываться от навигаторов все равно не стали, а как раз наоборот, внедрили куда можно. Сначала навигаторы получили моряки и авиаторы потом работники скорой помощи, сейчас же мы дошли до того, что чудо прибор встраивается в некоторые гражданские автомобили на стадии производства. И становится GPS-навигатор в автомобиле таким же привычным и необходимым как прикуриватель.
Тему того, как используют военные GPS систему. Мы рассматривать не станем, а вот к гражданским вариантам подойдем поближе.
«Global Positioning System» (GPS) — по-русски «Система глобального позиционирования».
В целом работает следующим образом:
Вокруг земли, с одной скоростью летает куча спутников, если точнее 24. Размещены они таким образом, что где бы Вы не находились, несколько из них находятся в небе над Вами. Искать спутники глазами – бесполезно т.к. они высоко (17 000 км) и маленькие (около 5 метров вместе с солнечными батареями). Для того, что бы определить Ваше положение на плоскости достаточно быть в зоне видимости 2-х спутников, но чем больше из них видя вас, тем лучше и точнее оно будет определено.
Люди, придумавшие GPS достойны всяческих похвал за саму идею, которая заключается в том, что спутник имеет внутренние, сверхточные часы и всегда знает, сколько времени там, где он пролетает. Устройство (Навигатор) получает сигнал от спутника, в котором сообщается его (спутника) время и местонахождения. Устройство сравнивает разницу во времени отправки сообщения и свое собственное время и понимает, насколько далеко оно от спутника. Два таких удаления и мы уже знаем точку на плоскости, а если три, то можно добавить и высоту или глубину. Прибор, попавший ко мне в руки, единовременно видел 5 спутников. Вот так.
Отрицательная сторона, или хотелось бы лучше.
Хорошо, что есть такой прибор и что он, так хорошо помогает на воде и в воздухе. Однако, если Вы решили заняться спелеологией, или заблудились в собственно квартире, навигатор вас не спасет. Для сообщения используются настолько слабые радиоволны, что они не могут проникнуть через конструкцию зданий, или грунт. Поэтому система GPS может быть использована только в таких местах, откуда видно небо.
Кроме того, нельзя забывать о пакостничестве Военных США. А заключается оно в двух словах: Selective Availability (SA). «Избирательный доступ», был введен министерством обороны Соединенных Штатов для того, что бы ни дать вероятному противнику использовать изобретение против самих США. Вот поэтому адекватность гражданских радиоканалов преднамеренно уменьшена.
Заявлено, сто погодные условия ни как не влияют на точность работы Навигаторов, но это тоже можно ставить под сомнение. Дело в том, что скорость света, с которой передается радиосигнал, ни как не может быть больше самой себя, но проходя через тучи и прочие уплотнения атмосферы, вполне может замедляться. Наилучший наглядный пример такого замедления – раздвоенная картинка на экране телевизора в пасмурную погоду, принимающего, так же как и навигатор, сигнал от спутника.
Приборы GPS-навигации или что может оказаться в Ваших руках.
Если Вы водитель танка или бронемашины армии США, то ни чего я Вам не скажу. Пусть высшее командование инструктажи проводит. Ну, а если у вас есть гражданский автомобиль и надоело возить с собой штурмана с бумажной картой или атласом автомобильных дорог, или вы любите порыбачить с сетями и не можете запомнить, где их раскидали, или турист и не знаете как сюда попали и куда теперь идти. Лучший выход – GPS-навигатор.
Что может навигатор и что он из себя представляет?
Начнем с того, что навигаторы делятся на несколько типов, основные из которых:
Морские – Эти приборы отличаются наличием эхолота, а также сменными картриджами с информацией о рельефе подводного ландшафта, береговой линии и т.д. Очень напоминают автомобильные, с той разницей, что существенно превосходят по весу, надежности и стоимости.
Авиационные – Все тоже, что и раньше, только в наше время редкий летательный аппарат не
оснащен системой GPS-навигации. Ну и разумеется, другие ландшафтные карты с другими отмеченными точками и функциями + 100% высотомер.
Автомобильные устройства – выдающийся тип навигаторов, предназначенный для использования в любом наземном транспорте. Это устройство снабжается картами и знает где какая дорога. Благодаря этому, по желанию пользователя, может рассчитать маршрут от точки и до точки, при чем еще и выделить самый короткий или быстрый возможно прокладывание маршрута и через несколько точек. В качестве GPS-навигатора, в автомобиле, можно использовать так же и портативные навигаторы и встроенные в другое оборудование, к примеру, КПК или Ноутбук.
Портативные навигаторы – отличаются малыми габаритами и легким весом. Используются как водителями автомобилей, так и туристами и всеми, кто совершает походы или прогулки, проходит незнакомыми маршрутами. Стоят приемлемо и работают так же.
GPS — приемники – это устройства (модули или карты), которые не отображают информацию, а могут только принимать и передавать информацию на другое устройство будучи встроенными внутрь, или подключенными снаружи.
Конкретно. Коротко осмотрим несколько разных аппаратов

«Magellan Maestro Elite 4370» – Это портативный автомобильный GPS-навигатор оснащенный цветным сенсорным экраном размером 4.3», кронштейном и наружным динамиком. Этот прибор устанавливается на приборную доску вашего авто. Вы, касаясь его монитора, задаете нужные параметры дороги, т.е. куда Вам нужно доехать и как Вы хотите это сделать.
GPS-навигатор — лучший штурман. Он ни чего не пьет, не жует и не бубнит. Он только держит карту, на которой отображено положение автомобиля и держит ее, всегда перед глазами. Время от времени вслух напоминая (установленным вами голосом): «Через 200 метро поверните налево», «Через 10 метров поверните на право», «Вы отклонись от маршрута!»
На картах местности, которые возможно загрузить в аппарат, Вы можете увидеть и окрестности района и найти через систему поиска нужную улицу или здание. Загрузка карт, происходит при помощи USB кабеля, через Bluetooth или записывается на Flash-карту. К слову, объем памяти данного экземпляра примерно 2 Гб.
В дополнение к своей основной функции, прибор может выполнять еще ряд задач. Хотите послушать музыку или радио? Нет вопросов, вот вам MP3 плеер и радиоприемник. Картинки посмотреть? Опять же. Даже с видео файлами не возникает проблем. При наличии у Вас Bluetooth гарнитуры, навигатор, сообщит куда ехать, только Вам и не будет раскрывать тайну всем пассажирам авто.
Питание от электросети автомобиля, делает продолжительность его работы едва не бесконечной.

А вот еще один замечательный навигатор «Magellan eXplorist 300». Уже не такой большой и мощный но, зато переносной. В карман, в сумку или на ремень и можно идти хоть на Кудыкину гору, если только знать ее координаты.
Чисто туристическая модель навигатора. Особенно удобен для речных, морских и дождливых походов т.к. оснащен водонепроницаемым корпусом. Экран у этого прибора не большой и не красивый, но 4-х цветов будет вполне достаточно для того, что бы понимать что к чему.
Двух элементов питания АА (пальчиковые батарейки) хватает на 18 часов беспрерывной работы. А т.к. приборы такого типа все равно не держат включенными постоянно, то комплект батареек можно растянуть и на трое суток. В отличие от автомобильного навигатора, этот не показывает картинок и кино, но зато обладает незаменимыми походными функциями измерения атмосферного давления и температуры. Весит данный прибор всего–ничего — 164 грамма.

А вот, посмотрите, Digma BM110 – то, что называется GPS-приемник. О нем в общем-то рассказывать нечего. При помощи Bluetooth или USB кабеля подключается к тому, что «умеет думать» т.е. к компьютеру или КПК с установленным на них соответствующим программным обеспечением. Габариты устройства Ширина 64х22х15 мм и вес 35 грамм.


Примерно так же, как Digma BM110 только без проводов и блютуза работают CF и SDIO модули внешне похожие на Flash-карты соответствующих форматов. Они устанавливаются в КПК или коммуникаторы в те же разъемы, что карты памяти.

«Garmin Edge 705» – это пример отличного, велосипедного GPS-навигатора. Как и автомобильный, он может рассчитать маршрут, показать его на карте местности и сигнализировать о том куда двигаться. Дисплейчик у него хоть и цветной, однако поменьше, всего 2.5”. Карту на таком, особенно во время движения, не рассмотришь. Однако, ездить с ним все же лучше чем без него. Весит этот аппаратик всего 105 грамм, а из интересных и актуальных примочек, имеет измеритель частоты пульса.

«Garmin GPSMAP 296» — вот это то, что без вопросов можно назвать серьезной и мужской моделью. Наверное, все по тому, что Garmin GPSMAP 296 относится к классу авиационных навигаторов, которые вообще отличает серьезность и мужественность. Этот аппарат будет и разговаривать с вами, и показывать направление, и ландшафт, и давление, и высоту, а кроме всего этого данный навигатор оснащен простейшим и надежнейшим магнитным компасом. Информацию можно загружать при помощи USB, CF или COM-порта. Навигаторы этой группы могут вести «Бортовой журнал» и запоминать маршруты следования, а вот режимов просмотра фильмов, картинок и прослушивания музыки здесь нет.

Вдогонку к мощному авиационному «GPSMAP 296», поставим не менее мощный морской «Seiwa Barramundi». Так же как и Авиа-Навигаторе, здесь нет возможности просмотра изображений и плеера. Но вот 10.4” цветной экран с разрешением 640х480 есть и он вызывает не малое уважение. Вот уж из чего, в самом деле, можно было делать телевизор. И если туристский, или велосипедный Навигаторы весят 100-150 грамм, а Авиа Навигатор около 600, то вес данной модели морского GPS-навигатора — 1 400 грамм.

Однако, пора отойти от морских глубин и вернуться на наши дроги, сменив четыре колеса на 2. «Tibo А4550» – это Навигатор, разработанный для установки на мотоцикл. И если морякам и летчикам слушать музыку и смотреть кино и клипы в пути нельзя, то мотоциклистам по дороге домой очень даже можно. Наверное, по этому «Tibo А4550» оснащении не только необходимыми для Навигатора свойствами но и «обучен» проигрыванию музыки и видео. Разумеется Флеш карты, Bluetooth и разъем для наушников. Аппарат умеет разговаривать и если у Вас нет наушников, то даже через шлем, будет орать Вам сакраментальную фразу : «Через 200 метров поверните налево!» 🙂 .

И последнее, о чем я хочу вам рассказать, это наручные GPS-навигаторы. Таке как «Garmin Forerunner 305». Внешне, эти навигаторы напоминают наручные часы со слегка необычными функциями и часто с необычной формы. Модель Garmin Forerunner 305 умеет измерять частоту пульса, рассчитывать маршрут, и произносить сакраментальную фразу. Знает, что такое USB и умет с ним работать. «Бортовой журнал» не ведет, точек не запоминает, но зато весит 70 грамм и работает от аккумулятора 10 часов. Хотите уйти в лес, чтоб ни кто не надоедал, а потом вернуться? Выбросьте мобильный, оденьте на руку навигатор и идите гулять в чащу, даже не оглядываясь. А может быть вы грибник? Вы нашли «грибное место» и обобрали его догола? Ну тогда, нажмите кнопочку. И идите домой, а через недельку (или после дождика) нажмите другую и стрелка выведет вас ровнехонько туда, где уже выросли новые грибы.
Твердых ориентиров!
review.1k.by
навигатор — это… Что такое GPS-навигатор?

GPS-навигатор — устройство, которое получает сигналы глобальной системы позиционирования с целью определения текущего местоположения устройства на Земле. Устройства GPS обеспечивают информацию о широте и долготе, а некоторые могут также вычислить высоту.
Устройство
Аппаратная часть В GPS-навигаторе присутствуют несколько важных компонентов, от которых во многом зависит точность и качество работы прибора:
- GPS-чипсет — набор микросхем,в котором процессор — самая важная часть. Процессор обеспечивает работу всего устройства, а также обрабатывает спутниковый сигнал, поступающий от GPS-модуля, вычисляя координаты.
- GPS-антенна настроена на частоты, на которых передаются данные навигационных спутников.
- Дисплей для отображения информации.
- Оперативная память обеспечивает быстродействие навигатора.
- Память BIOS обеспечивает связь аппаратной и программной части.
- Встроенная Flash-память используется для хранения операционной системы, ПО и пользовательских данных.
- Другие элементы платы – GPRS-модуль, Bluetooth модуль, радиоприемник и т.д. Наличие этих элементов зависит от архитектуры конкретной модели навигатора.
- Разъемы (внешние интерфейсы) – разъем внешнего питания, гнездо для подключения наушников, слоты для карт памяти и SIM-карт. Набор разъемов зависит от особенностей конкретной модели навигатора.
Программная часть
В общем случае программная часть состоит из BIOS, операционной системы, программной оболочки, навигационных программ и дополнительных приложений.
- BIOS – микропрограмма, обеспечивающая операционной системе API доступа к аппаратуре навигатора.
- Операционная система – собственная ОС (как правило, на базе существующих) или ОС стороннего производителя. Наиболее популярная ОС стороннего производителя – Windows CE
- Программная оболочка, обеспечивающая удобную работу с программным обеспечением навигатора и содержащая необходимые библиотеки для корректной работы программ.
- Навигационная программа – собственная разработка или ПО стороннего производителя. Наиболее популярные навигационные программы сторонних производителей – CityGuide, Навител Навигатор, Автоспутник, ПроГород и другие.
- Дополнительные приложения – мультимедийные приложения, игры и другие программы, как правило, предустановленные производителем.
В навигаторах некоторых производителей отдельные элементы программной части могут быть объединены. Например, функции программной оболочки может выполнять операционная система, а дополнительные приложения входить состав навигационной системы.
Автомобильные навигаторы
Штатный навигатор с поддержкой GPS/ГЛОНАСС, устанавливаемый в максимальной заводской комплектации автомобилей Lada Priora и Lada Kalina «АВТОВАЗ»Современные автомобильные навигаторы способны прокладывать маршрут с учётом организации дорожного движения и осуществлять адресный поиск. Они могут обладать обширной базой объектов инфраструктуры, которая служит для быстрого поиска пунктов общественного питания, автозаправочных станций, мест для стоянок и отдыха. Некоторые модели способны принимать и учитывать при прокладке маршрута информацию о ситуации на дорогах, по возможности избегая серьёзных транспортных заторов. Данные о пробках могут быть получены навигатором посредством мобильной связи (по GPRS протоколу), или из радиоэфира по каналам RDS диапазона FM.
Помимо GPS-навигаторов в продаже есть устройства, способные одновременно работать и с GPS, и с ГЛОНАСС. Массовое производство двухсистемных навигаторов началось в мае 2010-го года: в продаже одновременно появились навигаторы Lexand SG-555 и Explay GN-510. Сегодня модели с поддержкой ГЛОНАСС и GPS есть в продуктовых линейках Explay, Lexand, Prestigio, Prology и некоторых других торговых марок. Доля таких устройств в общем годовом объеме продаж навигаторов достигает 6,6%. Сравнительный тест навигатора с ГЛОНАСС/GPS Lexand SG-555 и GPS-навигатора Lexand ST-5350 HD проводила газета Ведомости[1]
Тест показал, что для поездок по Москве можно обойтись и односистемным навигатором. Но то, что навигаторы «Глонасс/GPS» работают точнее и надежнее, подтвердилось на практике. Превосходящие характеристики двухсистемных устройств актуальны и в повседневной жизни — например, если вы хотите вовремя перестроиться для поворота на нужную полосу дороги.
Туристические навигаторы
Портативные туристические навигаторы предназначены для туризма (водного, горного, пешего) и активного отдыха. Как правило, такие навигаторы имеют противоударный и водонепроницаемый (по стандарту IPX7) корпус, способны работать и принимать спутниковый сигнал в самых сложных условиях густого леса и горной местности. Многие модели имеют возможность использования карт местности. Кроме того, они могут оснащаться дополнительными возможностями, которые могут пригодиться в дальнем походе, среди которых магнитный компас и барометрический высотомер.
Спортивные навигаторы
Используются на тренировках и во время соревнований спортсменами, занимающимися циклическими видами спорта на открытом воздухе (бег, лыжные гонки, велосипед). Обеспечивают совместную регистрацию параметров состояния организма спортсмена (частота сердечных сокращений) совместно с параметрами движения (траектория, скорость, пройденный путь, набор высоты). Исполнение — влагонепроницаемое, ударозащищенное, с минимальными габаритами и весом. Выполняются в корпусе наручных часов для ношения на руке, в прямоугольном корпусе для крепления на руль велосипеда. Оснащаются внешними датчиками (контактный датчик сердечных сокращений, датчик оборота педалей велосипеда, датчик шагов), которые обмениваются данными с основным прибором по радиоканалу. Могут оснащаться встроенным барометрическим альтиметром. Сообщают спортсмену требуемую информацию с помощью собственного дисплея, звуковыми и вибросигналами. Получают заранее подготовленное задание на тренировку (дистанция, темп движения, заданное направление движения, частота сердечных сокращений) из персонального компьютера. Записывают данные в собственную энергонезависимую память для последующей передачи в персональный компьютер для анализа тренировки или выступления и ведения спортивного дневника.
Карты в GPS-навигаторах
Наличие карты существенно улучшает пользовательские характеристики навигатора. Навигаторы с картами показывают положение не только самого приёмника, но и объектов вокруг него.
Все электронные GPS-карты можно поделить на два основных типа — векторные и растровые.
Растровые карты — это самый простой и доступный тип карт. Фактически это изображение местности, к которому привязываются географические координаты. Масштаб растровой карты напрямую зависит от исходного варианта; или это фотография со спутника, или отсканированная бумажная карта. В России лучше всего представлены растровые карты крупных городов, для других районов карты найти проблематично. Также есть проблема привязки координат карты к координатам, выдаваемым приёмником (проблема датума). На платформах Windows и Windows Mobile, для использования растровых карт, доступна популярная программа OziExplorer. Так же огромный массив растровых (фотографических и растеризованных векторных) карт и средства работы с ними, включая поддержку работы с GPS-приёмниками, предоставляют такие интернет-сервисы, как Карты Google, Яндекс. Карты, OpenStreetMap и др.
Векторные карты представляют собой базу данных, где хранится информация об объектах, их характеристиках и взаимном месторасположении, географических координатах и прочем. В картах могут храниться разнообразные характеристики местности: горы, реки, озера, впадины, дороги, мосты, уровни антропогенных загрязнений, типы растительности, расположение ЛЭП. Также многие подробные карты хранят множество таких объектов, как заправки, гостиницы, кафе и рестораны, стоянки, посты дорожной полиции, запрещённые к проезду зоны, достопримечательности и памятники, культурные артефакты, больницы.
Поскольку в них не содержится объёмных графических изображений, места в памяти они занимают гораздо меньше, чем растровые и быстрее работают. Безусловным преимуществом векторных карт является возможность осуществлять адресный поиск, а также поиск ближайших к заданной точке объектов инфраструктуры. Кроме того, векторные карты позволяют показывать разную детализацию объектов при отображении карты в разных масштабах.
Существуют навигационные системы, позволяющие пользователю дополнять карты навигатора своими собственными объектами.
В специализированных автомобильных GPS-навигаторах существует возможность прокладывать маршруты по векторной навигационной карте — с учётом дорожных знаков, разрешённых поворотов и даже дорожных пробок.
При подготовке туристических походов в ряде случаев разумным является рисование собственных карт района будущего путешествия. Такая карта рисуется с помощью специализированного векторного графического редактора — и может быть сохранена в векторном формате, пригодном для загрузки в GPS-приемник. Таким образом, количество и качество туристических карт для GPS также со временем растет. Наиболее современные модели навигаторов позволяют загружать карты в растровых форматах (Garmin Oregon, Dakota и т.п.)
Ссылки
См. также
Примечания
dic.academic.ru
Принцип и схема работы системы спутниковой навигации GPS
Спутниковая навигация GPS давно уже является стандартом для создания систем позиционирования и активно применяется в различных трекерах и навигаторах. В проектах Arduino GPS интегрируется с помощью различных модулей, не требующих знания теоретических основ. Но настоящему инженеру должно быть интересно разобраться со принципом и схемой работы GPS, чтобы лучше понимать возможности и ограничения этой технологии.
Схема работы GPS
GPS – это спутниковая навигационная система, разработанная Министерством обороны США, которая определяет точные координаты и время. Работает в любой точке Земли в любых погодных условиях. GPS состоит из трех частей – спутников, станций на Земле и приемников сигнала.
История GPS
Идея создания спутниковой навигационной системы зародилась еще в 50-е годы прошлого столетия. Американская группа ученых, наблюдающая за запуском советских спутников, заметила, что при приближении спутника частота сигнала увеличивается и уменьшается при его отдалении. Это позволило понять, что возможно измерить положение и скорость спутника, зная свои координаты на Земле, и наоборот. Огромную роль в развитии навигационной системы сыграл запуск спутников на низкую околоземную орбиту. А в 1973 году была создана программа «DNSS» («NavStar»), по этой программе спутники запускались на среднюю околоземную орбиту. Название GPS программа получила в том же 1973 году.
Система GPS на данный момент используется не только в военной области, но и в гражданских целях. Сфер применения GPS много:
- Мобильная связь;
- Тектоника плит – происходит слежение за колебаниями плит;
- Определение сейсмической активности;
- Спутниковое отслеживание транспорта – можно проводить мониторинг за положением, скоростью транспорта и контролировать их движение;
- Геодезия – определение точных границ земельных участков;
- Картография;
- Навигация;
- Игры, геотегинт и прочие развлекательные области.
Важнейшим недостатком системы можно считать невозможность получения сигнала при определенных условиях. Рабочие частоты GPS лежат в дециметровом диапазоне волн. Это приводит к тому, что уровень сигнала может снизиться из-за высокой облачности, плотной листвы деревьев. Радиоисточники, глушилки, а в редких случаях даже магнитные бури также могут мешать нормальной передаче сигнала. Точность определения данных будет ухудшаться в приполярных районах, так как спутники невысоко поднимаются над Землей.
Навигация без GPS
Основным конкурентом GPS является российская система ГЛОНАСС (глобальная навигационная спутниковая система). Свою полноценную работу система начала с 2010 года, попытки активно использовать ее предпринимались с 1995 года. Существует несколько отличий между двумя системами:
- Разные кодировки – американцы используют CDMA, для российской системы используется FDMA;
- Разные габариты устройств – ГЛОНАСС использует более сложную модель, поэтому повышается энергопотребление и размеры устройств;
- Расстановка и движение спутников на орбите – российская система обеспечивает более широкий охват территории и более точное определение координат и времени.
- Срок службы спутников – американские спутники делаются более качественными, поэтому они служат дольше.
Помимо ГЛОНАСС и GPS существуют и другие менее популярные навигационные системы – европейский Galileo и китайский Beidou.
Описание GPS
Принцип работы GPS
Работает система GPS следующим образом – приемник сигнала измеряет задержку распространения сигнала от спутника до приемника. Из полученного сигнала приемник получает данные о местонахождении спутника. Для определения расстояния от спутника до приемника задержка сигнала умножается на скорость света.
С точки зрения геометрии работу навигационной системы можно проиллюстрировать так: несколько сфер, в середине которых находятся спутники, пересекаются и в них находится пользователь. Радиус каждой из сфер соответственно равен расстоянию до этого видимого спутника. Сигналы от трех спутников позволяют получить данные о широте и долготе, четвертый спутник дает информацию о высоте объекта над поверхностью. Полученные значения можно свести в систему уравнений, из которых можно найти координату пользователя. Таким образом, для получения точного местоположения необходимо провести 4 измерения дальностей до спутника (если исключить неправдоподобные результаты, достаточно трех измерений).
Поправки в полученные уравнения вносит расхождение между расчетным и фактическим положением спутника. Погрешность, которая возникает в результате этого, называется эфемеридной и составляет от 1 до 5 метров. Также свой вклад вносят интерференция, атмосферное давление, влажность, температура, влияние ионосферы и атмосферы. Суммарно совокупность всех ошибок может довести погрешность до 100 метров. Некоторые ошибки можно устранить математически.
Чтобы уменьшить все погрешности, используют дифференциальный режим GPS. В нем приемник получает по радиоканалу все необходимые поправки к координатам от базовой станции. Итоговая точность измерения достигает 1-5 метров. При дифференциальном режиме существует 2 метода корректировки полученных данных – это коррекция самих координат и коррекция навигационных параметров. Первый метод использовать неудобно, так как все пользователи должны работать по одним и тем же спутникам. Во втором случае значительно увеличивается сложность самой аппаратуры для определения местоположения.
Существует новый класс систем, который увеличивает точность измерения до 1 см. Огромное влияние на точность оказывает угол между направлениями на спутники. При большом угле местоположение будет определяться с большей точностью.
Точность измерения может быть искусственно снижена Министерством обороны США. Для этого на устройствах навигации устанавливается специальный режим S/A – ограниченный доступ. Режим разработан в военных целях, чтобы не дать противнику преимущества в определении точных координат. С мая 2000 года режим ограниченного доступа был отменен.
Все источники ошибок можно разделить на несколько групп:
- Погрешность в вычислении орбит;
- Ошибки, связанные с приемником;
- Ошибки, связанные с многократным отражением сигнала от препятствий;
- Ионосфера, тропосферные задержки сигнала;
- Геометрия расположения спутников.
Основные характеристики
В систему GPS входит 24 искусственных спутника Земли, сеть наземных станций слежения и навигационные приемники. Станции наблюдения требуются для определения и контроля параметров орбит, вычисления баллистических характеристик, регулировка отклонения от траекторий движения, контроль аппаратуры на бору космических аппаратов.
Характеристики навигационных систем GPS:
- Количество спутников – 26, 21 основной, 5 запасных;
- Количество орбитальных плоскостей – 6;
- Высота орбиты – 20000 км;
- Срок эксплуатации спутников – 7,5 лет;
- Рабочие частоты – L1=1575,42 МГц; L2=12275,6МГц, мощность 50 Вт и 8 Вт соответственно;
- Надежность навигационного определения – 95%.
Навигационные приемники бывают нескольких типов – портативные, стационарные и авиационные. Приемники также характеризуются рядом параметров:
- Количество каналов – в современных приемников используется от 12 до 20 каналов;
- Тип антенны;
- Наличие картографической поддержки;
- Тип дисплея;
- Дополнительные функции;
- Различные технические характеристики – материалы, прочность, защита от влаги, чувствительность, объем памяти и другие.
Принцип действия самого навигатора – в первую очередь устройство пытается связаться с навигационным спутником. Как только связь будет установлена, происходит передача альманаха, то есть информации об орбитах спутников, находящихся в рамках одной навигационной системы. Связи с одним только спутником недостаточно для получения точного местоположения, поэтому оставшиеся спутники передают навигатору свои эфемериды, необходимые для определения отклонений, коэффициентов возмущения и других параметров.
Холодный, теплый и горячий старт GPS навигатора
Включив навигатор впервые или после долгого перерыва, начинается долгое ожидание для получения данных. Долгое время ожидания связано с тем, что в памяти навигатора отсутствуют либо устарели альманах и эфемериды, поэтому устройство должно выполнить ряд действий по получению или обновлению данных. Время ожидания, или так называемое время холодного старта, зависит от различных показателей – качество приемника, состояние атмосферы, шумы, количество спутников в зоне видимости.
Чтобы начать свою работу, навигатор должен:
- Найти спутник и установить с ним связь;
- Получить альманах и сохранить его в памяти;
- Получить эфемериды от спутника и сохранить их;
- Найти еще три спутника и установить с ними связь, получить от них эфемериды;
- Вычислить координаты при помощи эфемерид и местоположения спутников.
Только пройдя весь этот цикл, устройство начнет работать. Такой запуск и называется холодным стартом.
Горячий старт значительно отличается от холодного. В памяти навигатора уже имеется актуальный на данный момент альманах и эфемериды. Данные для альманаха действительны в течение 30 дней, эфемерид – в течение 30 минут. Из этого следует, что устройство выключалось на непродолжительное время. При горячем старте алгоритм будет проще – устройство устанавливает связь со спутником, при необходимости обновляет эфемериды и вычисляет местоположение.
Существует теплый старт – в этом случае альманах является актуальным, а эфемериды нужно обновить. Времени на это затрачивается немного больше, чем на горячий старт, но значительно меньше, чем на холодный.
Ограничения на покупку и использование самодельных модулей GPS
Российское законодательство требует от производителей уменьшать точность определения приемников. Работать с незагрубленной точностью может производиться только при наличии у пользователя специализированной лицензии.
Под запретом в Российской Федерации находятся специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации (СТС НПИ). К таковым относятся GPS трекеры, которые используются для негласного контроля над перемещением транспорта и прочих объектов. Основной признак незаконного технического средства – его скрытность. Поэтому перед приобретением устройства нужно внимательно изучить его характеристики, внешний вид, на наличие скрытых функций, а также просмотреть необходимые сертификаты соответствия.
Также важно, в каком виде продается устройство. В разобранном виде прибор может не относиться к СТС НПИ. Но при сборе готовое устройство уже может относиться к запрещенным.
arduinomaster.ru
Система GPS. Взгляд изнутри и снаружи
Немного истории.
Как нередко бывает с высокотехнологичными проектами, инициаторами разработки и реализации системы GPS (Global Positioning System — система глобального позиционирования) стали военные. Проект спутниковой сети для определения координат в режиме реального времени в любой точке земного шара был назван Navstar (Navigation system with timing and ranging — навигационная система определения времени и дальности), тогда как аббревиатура GPS появилась позднее, когда система стала использоваться не только в оборонных, но и в гражданских целях.
Первые шаги по развертыванию навигационной сети были предприняты в середине семидесятых, коммерческая же эксплуатация системы в сегодняшнем виде началась с 1995 года. В настоящий момент в работе находятся 28 спутников, равномерно распределенных по орбитам с высотой 20350 км (для полнофункциональной работы достаточно 24 спутников).
Несколько забегая вперед, скажу, что поистине ключевым моментом в истории GPS стало решение президента США об отмене с 1 мая 2000 года режима так называемого селективного доступа (SA — selective availability) — погрешности, искусственно вносимой в спутниковые сигналы для неточной работы гражданских GPS-приемников. С этого момента любительский терминал может определять координаты с точностью в несколько метров (ранее погрешность составляла десятки метров)! На рис.1 представлены ошибки в навигации до и после отключения режима селективного доступа (данные U.S. Space Command ).Рис1.
Попробуем разобраться в общих чертах, как устроена система глобального позиционирования, а потом коснемся ряда пользовательских аспектов. Рассмотрение же начнем с принципа определения дальности, лежащего в основе работы космической навигационной системы.
Алгоритм измерения расстояния от точки наблюдения до спутника.
Дальнометрия основана на вычислении расстояния по временной задержке распространения радиосигнала от спутника к приемнику. Если знать время распространения радиосигнала, то пройденный им путь легко вычислить, просто умножив время на скорость света.
Каждый спутник системы GPS непрерывно генерирует радиоволны двух частот — L1=1575.42МГц и L2=1227.60МГц. Мощность передатчика составляет 50 и 8 Ватт соответственно. Навигационный сигнал представляет собой фазовоманипулированный псевдослучайный код PRN (Pseudo Random Number code). PRN бывает двух типов: первый, C/A-код (Coarse Acquisition code — грубый код) используется в гражданских приемниках, второй Р-код (Precision code — точный код), используется в военных целях, а также, иногда, для решения задач геодезии и картографии. Частота L1 модулируется как С/А, так и Р-кодом, частота L2 существует только для передачи Р-кода. Кроме описанных, существует еще и Y-код, представляющий собой зашифрованный Р-код (в военное время система шифровки может меняться).
Период повторения кода довольно велик (например, для P-кода он равен 267 дням). Каждый GPS-приемник имеет собственный генератор, работающий на той же частоте и модулирующий сигнал по тому же закону, что и генератор спутника. Таким образом, по времени задержки между одинаковыми участками кода, принятого со спутника и сгенерированного самостоятельно, можно вычислить время распространения сигнала, а, следовательно, и расстояние до спутника.
Одной из основных технических сложностей описанного выше метода является синхронизация часов на спутнике и в приемнике. Даже мизерная по обычным меркам погрешность может привести к огромной ошибке в определении расстояния. Каждый спутник несет на борту высокоточные атомные часы. Понятно, что устанавливать подобную штуку в каждый приемник невозможно. Поэтому для коррекции ошибок в определении координат из-за погрешностей встроенных в приемник часов используется некоторая избыточность в данных, необходимых для однозначной привязки к местности (подробней об этом чуть позже).
Кроме самих навигационных сигналов, спутник непрерывно передает разного рода служебную информацию. Приемник получает, например, эфемериды (точные данные об орбите спутника), прогноз задержки распространения радиосигнала в ионосфере (так как скорость света меняется при прохождении разных слоев атмосферы), а также сведения о работоспособности спутника (так называемых «альманах», содержащий обновляемые каждые 12.5 минут сведения о состоянии и орбитах всех спутников). Эти данные передаются со скоростью 50 бит/с на частотах L1 или L2.
Общие принципы определения координат с помощью GPS.
Основой идеи определения координат GPS-приемника является вычисление расстояния от него до нескольких спутников, расположение которых считается известным (эти данные содержатся в принятом со спутника альманахе). В геодезии метод вычисления положения объекта по измерению его удаленности от точек с заданными координатами называется трилатерацией. Рис2.
Если известно расстояние А до одного спутника, то координаты приемника определить нельзя (он может находится в любой точке сферы радиусом А, описанной вокруг спутника). Пусть известна удаленность В приемника от второго спутника. В этом случае определение координат также не представляется возможным — объект находится где-то на окружности (она показана синим цветом на рис.2), которая является пересечением двух сфер. Расстояние С до третьего спутника сокращает неопределенность в координатах до двух точек (обозначены двумя жирными синими точками на рис.2). Этого уже достаточно для однозначного определения координат — дело в том, что из двух возможных точек расположения приемника лишь одна находится на поверхности Земли (или в непосредственной близи от нее), а вторая, ложная, оказывается либо глубоко внутри Земли, либо очень высоко над ее поверхностью. Таким образом, теоретически для трехмерной навигации достаточно знать расстояния от приемника до трех спутников.
Однако в жизни все не так просто. Приведенные выше рассуждения были сделаны для случая, когда расстояния от точки наблюдения до спутников известны с абсолютной точностью. Разумеется, как бы ни изощрялись инженеры, некоторая погрешность всегда имеет место (хотя бы по указанной в предыдущем разделе неточной синхронизации часов приемника и спутника, зависимости скорости света от состояния атмосферы и т.п.). Поэтому для определения трехмерных координат приемника привлекаются не три, а минимум четыре спутника.
Получив сигнал от четырех (или больше) спутников, приемник ищет точку пересечения соответствующих сфер. Если такой точки нет, процессор приемника начинает методом последовательных приближений корректировать свои часы до тех пор, пока не добьется пересечения всех сфер в одной точке.
Следует отметить, что точность определения координат связана не только с прецизионным расчетом расстояния от приемника до спутников, но и с величиной погрешности задания местоположения самих спутников. Для контроля орбит и координат спутников существуют четыре наземных станции слежения, системы связи и центр управления, подконтрольные Министерству Обороны США. Станции слежения постоянно ведут наблюдения за всеми спутниками системы и передают данные об их орбитах в центр управления, где вычисляются уточнённые элементы траекторий и поправки спутниковых часов. Указанные параметры вносятся в альманах и передаются на спутники, а те, в свою очередь, отсылают эту информацию всем работающим приемникам.
Кроме перечисленных, существует еще масса специальных систем, увеличивающих точность навигации, — например, особые схемы обработки сигнала снижают ошибки от интерференции (взаимодействия прямого спутникового сигнала с отраженным, например, от зданий). Мы не будем углубляться в особенности функционирования этих устройств, чтобы излишне не осложнять текст.
После отмены описанного выше режима селективного доступа гражданские приемники «привязываются к местности» с погрешностью 3-5 метров (высота определяется с точностью около 10 метров). Приведенные цифры соответствуют одновременному приему сигнала с 6-8 спутников (большинство современных аппаратов имеют 12-канальный приемник, позволяющий одновременно обрабатывать информацию от 12 спутников).
Качественно уменьшить ошибку (до нескольких сантиметров) в измерении координат позволяет режим так называемой дифференциальной коррекции (DGPS — Differential GPS). Дифференциальный режим состоит в использовании двух приемников — один неподвижно находится в точке с известными координатами и называется «базовым», а второй, как и раньше, является мобильным. Данные, полученные базовым приемником, используются для коррекции информации, собранной передвижным аппаратом. Коррекция может осуществляться как в режиме реального времени, так и при «оффлайновой» обработке данных, например, на компьютере.
Обычно в качестве базового используется профессиональный приемник, принадлежащий какой-либо компании, специализирующейся на оказании услуг навигации или занимающейся геодезией. Например, в феврале 1998 года недалеко от Санкт-Петербурга компания «НавГеоКом» установила первую в России наземную станцию дифференциального GPS. Мощность передатчика станции — 100 Ватт (частота 298,5 кГц), что позволяет пользоваться DGPS при удалении от станции на расстояния до 300 км по морю и до 150 км по суше. Кроме наземных базовых приемников, для дифференциальной коррекции GPS-данных можно использовать спутниковую систему дифференциального сервиса компании OmniStar. Данные для коррекции передаются с нескольких геостационарных спутников компании.
Следует заметить, что основными заказчиками дифференциальной коррекции являются геодезические и топографические службы — для частного пользователя DGPS не представляет интереса из-за высокой стоимости (пакет услуг OmniStar на территории Европы стоит более 1500 долларов в год) и громоздкости оборудования. Да и вряд ли в повседневной жизни возникают ситуации, когда надо знать свои абсолютные географические координаты с погрешностью 10-30 см.
В заключение части, повествующей о «теоретических» аспектах функционирования GPS, скажу, что Россия и в случае с космической навигацией пошла своим путем и развивает собственную систему ГЛОНАСС (ГЛОбальная НАвигационная Спутниковая Система). Но из-за отсутствия должных инвестиций в настоящее время на орбите находятся лишь семь спутников из двадцати четырех, необходимых для нормального функционирования системы…
Краткие субъективные заметки пользователя GPS.
Так уж получилось, что о возможности определять свое местоположение с помощью носимого приборчика размерами с сотовый телефон я узнал году в девяносто седьмом из какого-то журнала. Однако замечательные перспективы, нарисованные авторами статьи, были безжалостно разбиты заявленной в тексте ценой навигационного аппарата — почти 400 долларов!
Года через полтора (в августе 1998) судьба занесла меня в маленький спортивный магазинчик в американском городе Бостон. Какого же было мое удивление и радость, когда на одной из витрин я случайно заметил несколько разных навигаторов, самый дорогой из которых стоил 250 долларов (простенькие же модели предлагались за $99). Конечно, уйти из магазина без прибора я уже не мог, поэтому принялся пытать продавцов о характеристиках, преимуществах и недостатках каждой модели. Ничего вразумительного от них я не услышал (и отнюдь не из-за того, что плохо знаю английский), так что пришлось разбираться во всем самому. И в результате, как это нередко бывает, была приобретена самая продвинутая и дорогая модель — Garmin GPS II+, а также специальный чехол к ней и шнур для питания от гнезда прикуривателя автомобиля. В магазине имелось еще два аксессуара для теперь уже моего аппарата — устройство для крепления навигатора на велосипедном руле и шнур для соединения с РС. Последний я долго крутил в руках, но, в конце концов, все же решил не покупать из-за немалой цены (немногим более 30 долларов). Как потом оказалось, шнур я не купил совершенно правильно, ибо все взаимодействие прибора с компьютером сводится к «сливке» в ЭВМ пройденного маршрута (а также, думаю, координат в режиме реального времени, но насчет этого есть определенные сомнения), да и то при условии покупки софта от Garmin. Возможность загружать в прибор карты, к сожалению, отсутствует.
Давать подробное описание своего прибора я не буду хотя бы потому, что он уже снят с производства (желающие ознакомиться с подробной технической характеристикой могут сделать это здесь ). Замечу лишь, что вес навигатора — 255 гр., размеры — 59х127х41 мм. Благодаря своему треугольному сечению аппарат исключительно устойчиво располагается на столе или панели приборов автомобиля (для более прочной фиксации в комплект входит липучка Velcro). Питание осуществляется от четырех пальчиковых батареек АА (их хватает лишь на 24 часа непрерывной работы) или внешнего источника. Попробую рассказать об основных возможностях моего прибора, которые, думаю, имеет подавляющее большинство присутствующих на рынке навигаторов.
С первого взгляда GPS II+ можно принять за мобильный телефон, выпущенный пару лет назад. Лишь только присмотревшись, замечаешь необычно толстую антенну, огромный дисплей (56х38 мм!) и малое, по телефонным меркам, количество клавиш.
При включении прибора начинается процесс сбора информации со спутников, а на экране появляется простенькая мультипликация (вращающийся земной шар). После первоначальной инициализации (которая в открытом месте занимает пару минут) на дисплее возникает примитивная карта неба с номерами видимых спутников, а рядом — гистограмма, свидетельствующая об уровне сигнала от каждого спутника. Кроме того, указывается погрешность навигации (в метрах) — чем больше спутников видит прибор, тем, разумеется, точнее будет определение координат.
Интерфейс GPS II+ построен по принципу «перелистываемых» страниц (для этого даже есть специальная кнопка PAGE). Выше была описана «страница спутников», а кроме нее, есть «страница навигации», «карта», «страница возврата», «страница меню» и ряд других. Следует заметить, что описываемый аппарат не русифицирован, однако даже с плохим знанием английского можно понять его работу.
На странице навигации отображаются: абсолютные географические координаты, пройденный путь, мгновенная и средняя скорости движения, высота над уровнем моря, время движения и, в верхней части экрана, электронный компас. Надо сказать, что высота определяется с гораздо большей погрешностью, чем две горизонтальные координаты (на этот счет есть даже специальная ремарка в руководстве пользователя), что не позволяет использовать GPS, например, для определения высоты парапланеристами. Зато мгновенная скорость вычисляется исключительно точно (особенно для быстродвижущихся объектов), что дает возможность использовать прибор для определения скорости снегоходов (спидометры которых имеют обыкновение значительно врать). Могу дать «вредный совет» — взяв напрокат автомобиль, отключите его спидометр (чтобы он насчитал поменьше километров — ведь оплата зачастую пропорциональна пробегу), а скорость и пройденное расстояние определяйте по GPS (благо он может вести измерения как в милях, так и в километрах).
Средняя скорость движения определяется по несколько странному алгоритму — время простоя (когда мгновенная скорость равна нулю) в вычислениях не учитывается (более логично, на мой взгляд, было бы просто делить пройденное расстояние на общее время поездки, но создатели GPS II+ руководствовались каким-то иными соображениями).
Пройденный путь отображается на «карте» (памяти аппарата хватает километров на 800 — при большем пробеге автоматически стираются самые старые метки), так что при желании можно посмотреть схему своих блужданий. Масштаб карты меняется от десятков метров до сотен километров, что, несомненно, исключительно удобно. Самое же замечательное состоит в том, что в памяти прибора имеются координаты основных населенных пункты всего мира! США, конечно, представлено более подробно (например, все районы Бостона присутствуют на карте с названиями), чем Россия (тут указано расположение лишь таких городов как Москва, Тверь, Подольск и т.п.). Представьте, например, что Вы направляетесь из Москвы в Брест. Находите в памяти навигатора «Брест», жмете специальную кнопку «GO TO», и на экране появляется локальное направление Вашего движения; глобальное направление на Брест; количество километров (по прямой, разумеется), оставшееся до точки назначения; средняя скорость и расчетное время прибытия. И так в любой точке мира — хоть в Чехии, хоть в Австралии, хоть в Таиланде…
Не менее полезной является так называемая функция возврата. Память аппарата позволяет записывать до 500 ключевых точек (waypoints). Каждую точку пользователь может называть по своему усмотрению (например, DOM, DACHA и т.п.), также предусмотрены различные пиктрограммки для отображения информации на дисплее. Включив функцию возврата к точке (любой из заранее записанных), владелец навигатора получает те же возможности, что и в описанном выше случае с Брестом (т.е. расстояние до точки, расчетное время прибытия и все остальное). У меня, например, был такой случай. Приехав в Прагу на автомобиле и устроившись в гостинице, мы с приятелем отправились в центр города. Оставив машину на стоянке, пошли побродить. После бесцельной трехчасовой прогулки и ужина в ресторане мы поняли, что совершенно не помним, где оставили машину. На улице ночь, мы — на одной из маленьких улочек незнакомого города… К счастью, прежде чем покинуть автомобиль, я записал его местоположение в навигатор. Теперь же, нажав пару кнопок на аппарате, я узнал, что машина стоит в 500 метрах от нас и через 15 минут мы уже слушали тихую музыку, направляясь на автомобиле в гостиницу.
Кроме движения к записанной метке по прямой, что не всегда удобно в условиях города, Garmin предлагает функцию TrackBack — возврат по своему пути. Грубо говоря, кривая движения аппроксимируется рядом прямолинейных участков, а в точках излома ставятся метки. На каждом прямолинейном участке навигатор ведет пользователя к ближайшей метке, по достижении же ее осуществляется автоматическое переключение на следующую метку. Исключительно удобная функция при езде на автомобиле по незнакомой местности (сигнал со спутников сквозь здания, конечно, не проходит, поэтому, чтобы получить данные о своих координатах в условиях плотной застройки, приходится искать более-менее открытое место).
Я не буду дальше углубляться в описание возможностей прибора — поверьте, что кроме описанных, в нем есть еще масса приятных и нужных примочек. Одна смена ориентации дисплея чего стоит — можно использовать аппарат как в горизонтальном (автомобильном), так и в вертикальном (пешеходном) положении (см. рис.3).
Одной из основных же прелестей GPS для пользователя я считаю отсутствие какой-либо платы за пользование системой. Купил один раз прибор — и наслаждайся!
Заключение.
Я думаю, нет нужды перечислять области применения рассмотренной системы глобального позиционирования. GPS-приемники встраивают в автомобили, сотовые телефоны и даже наручные часы! Недавно я встретил сообщение о разработке чипа, совмещающего в себе миниатюрный GPS-приемник и модуль GSM — устройствами на его базе предлагается оснащать собачьи ошейники, чтобы хозяин мог без труда обнаружить потерявшегося пса посредством сотовой сети.
Но в любой бочке меда есть ложка дегтя. В данном случае в роли последнего выступают российские законы. Я не буду подробно рассуждать о юридических аспектах использования GPS-навигаторов в России (кое-что об этом можно найти здесь ), замечу лишь, что теоретически высокоточные навигационные приборы (коими, без сомнения являются даже любительские GPS-приемники) у нас запрещены, а их владельцев ждет конфискация аппарата и немалый штраф.
К счастью для пользователей, в России строгость законов компенсируется необязательностью их выполнения — например, по Москве разъезжает огромное количество лимузинов с шайбой-антенной GPS-приемников на крышке багажника. Все более-менее серьезные морские суда оборудованы GPS (и уже выросло целое поколение яхтсменов, с трудом ориентирующихся в пространстве по компасу и прочим традиционным средствам навигации). Надеюсь, власти не будут вставлять палки в колеса техническому прогрессу и в ближайшее время легализуют пользование GPS-приемниками в нашей стране (отменили же разрешения на сотовые телефоны), а также дадут добро на рассекречивание и тиражирование подробных карт местности, необходимых для полноценного использования автомобильных навигационных систем.
www.ixbt.com
GPS как работает? Принципы работы GPS-навигатора
Сегодня мы поговорим о том, что такое GPS, как работает эта система. Уделим внимание развитию данной технологии, ее функциональным особенностям. Также обсудим, какую роль в работе системы играют интерактивные карты.
История появления GPS

Сеть спутников

Как работает GPS-навигатор?

Сложности синхронизации

Третий маркер

Одна частота

GPS-карты
Карты GPS загружаются на ваше устройство отдельно, так как вы сами влияете на выбор местности, по которой хотите передвигаться. Система всего лишь устанавливает ваши координаты на планете, а уже функцией карт является воссоздание на экране графической версии, на которую наносятся координаты, что и позволяет вам ориентироваться на местности. GPS как работает в данном случае? Бесплатно, это так и продолжает оставаться в таком статусе, карты в некоторых интернет-магазинах (и не только) все же платные. Зачастую для прибора с GPS-навигатором создаются отдельные приложения для работы с картами: как платные, так и бесплатные. Разновидность карт приятно удивляет и позволяет настроить дорогу из точки A в точку Б максимально информативно и со всеми удобствами: какие достопримечательности вы будете проезжать, кратчайший путь до пункта назначения, голосовой помощник, указывающий направление и другие.
Дополнительное GPS-оборудование
Применяется система GPS не только для указания вам нужного пути. Она позволяет производить слежку за объектом, на котором может находиться так называемый маячок, или GPS-трекер. Состоит он из самого приемника сигналов и передатчика на основе gsm, 3gp или иных протоколов связи для передачи информации о расположении объекта в сервисные центры, осуществляющие контроль. Применяются они во многих отраслях: охранной, медицинской, страховой, транспортной и многих других. Также существуют автомобильные трекеры, которые подключаются исключительно к автомобилю.
Путешествия без проблем

fb.ru