Для чего используют масло моторное: на что обратить внимание при выборе моторного масла
на что обратить внимание при выборе моторного масла
21 декабря 2021 г.
Моторное масло играет важную роль в работе двигателя автомобиля. Оно охлаждает детали, смазывает механизмы, которые вращаются, защищает от коррозии и удаляет продукты износа. Если не использовать моторное масло или пользоваться некачественным, механизмы будут изнашиваться быстрее. Таким образом двигатель может выйти из строя.
Большинство владельцев автомобилей считают, что моторные масла бывают минеральные, полусинтетические и синтетические. Однако это не совсем так. Существует гораздо больше групп базовых масел, на основе которых производят моторные.
Выделяют пять групп моторных масел.
Первая — минеральная, вторая — минеральная, прошедшая гидроочистку, третья — синтетические гидрокрекинговые масла, четвёртая — полиальфаолифины, пятая — сложные спирты, эфиры, силиконы. Первые три группы — это минеральные, а четвёртая и пятая — синтетические масла.
Синтетических (ПАО) масел на рынке становится всё меньше. Их вытесняют гидрокрекинговая синтетика и хорошо очищенные минеральные масла. Сейчас масла со словом «синтетика» на упаковке не всегда на 100% сделаны на основе третьей, четвёртой и пятой групп — это может быть смесь из минеральных базовых масел с гидрокрекинговой синтетикой.
Что такое допуск производителя и где его искать.
Перед тем как покупать продукт, внимательно изучите руководство по эксплуатации автомобиля. В нём содержатся рекомендации производителя — какое именно моторное масло можно использовать. Там же есть информация о допуске для автомобиля.
Оригинальные допуски автопроизводителей указывают, какие масла можно заливать в двигатель, а какие нельзя. Всю информацию о допуске можно найти на этикетке. Именно по этим данным легко сориентироваться и сделать вывод, совместимы ли продукты.
Если в инструкции по эксплуатации указано WCC-M2 °C-913-D по допуску для автомобиля Ford, значит, надо залить именно такое масло.
Если нужно срочно долить масло, можно взять продукт любого бренда, у которого есть этот допуск. Эти допуски есть не у всех автопроизводителей. Поэтому часто потребители обращают внимание на более сложные классификации.
Что такое класс вязкости по SAE.
Следующий важный параметр при выборе масла — это класс вязкости. Его обозначают крупными цифрами и буквой W на канистре. Вязкость классифицируют по SAE — Американской ассоциации автомобильных инженеров. Это основная классификация моторных масел.
Например, масло SAE 5W-30. Буква W — от английского winter, то есть зима. От числа «5» нужно вычесть число «35» — и получается температура -30 °С, при которой насос будет прокачивать это масло. Если перед буквой W стоит число «10», также следует вычесть из него число «35» — и получится температура -25 °С. Почему вычитать всегда нужно именно число «35»? На этот вопрос ни один специалист из компаний — производителей масел не может мне ответить уже несколько лет.
Число «30» после буквы W показывает, как изменяется вязкость, если температура масла повышается от 40 °C до 100 °C. Индексы вязкости бывают разными. Связано это с тем, что в большинстве стран существует запрет на прогревание двигателя. Таким образом, чтобы не платить штрафы, водители начинают движение сразу после включения мотора.
Если в инструкции по эксплуатации автомобиля написан один вариант, следует выбрать только его. Если инструкция предлагает несколько вариантов, можно выбирать один из них. Например, производитель указал значения 0w30, 0w40, 5w30, 5w40, 10w40. Чтобы ездить на высоких оборотах с большой загрузкой — выбираем показатели с числом «40». Если вы используете автомобиль в щадящем режиме — с числом «30». В мороз при -35 °С — 0w. Для мягкого климата — 10w.
Зачем нужен допуск по классу качества API.
В большинстве случаев недостаточно выбирать продукт только по вязкости масла. Следует обращать внимание и на другие классификации, например допуски по API. Их обозначают буквами.
Для бензинового мотора до 2000 года выпуска потребуется канистра масла с маркировкой API SL, а для машин 2001 и 2010 годов — с маркировкой API SM. Для новых автомобилей — API SN.
При этом последний допуск заменяет предыдущие. Если нет других требований в руководстве по эксплуатации автомобиля, можно подобрать масло по этой классификации. Обратите внимание, что почти у всех масел есть двойной допуск по бензину/дизелю, например API SN/CF.
Для дизельных двигателей допуски начинаются с буквы «C». Для машин старше 2004 года — допуск CF и CF-4.
Какой допуск может быть ещё указан.
В руководстве по эксплуатации машины также можно увидеть допуски ILSAC. Обычно их указывают для японских автомобилей. Иногда допуски ILSAC прописывают корейцы. В таком случает на старые допуски ориентироваться не нужно.
Обычно рекомендуют масло с допуском GF-5. Если на канистре есть маркировка GF-5 RS — этот продукт ресурсосберегающий. Можно выбрать вариант с маркировкой RS или ACEA C2. Такое масло используют для моторов, которые собраны с минимальными зазорами.
ILSAC — это Международный комитет по стандартизации и апробации моторных масел
Так все же, как правильно подобрать моторное масло?
- В первую очередь нужно изучить руководство по эксплуатации автомобиля, а именно — обратить внимание на рекомендации производителя. Оригинальный допуск автопроизводителя указывает, какое масло предпочтительно.
- Подобрать масло по классу вязкости SAE. Его указывают на канистре числом и буквой W. Следует подбирать этот параметр с учётом климатических особенностей региона.
- Обратите внимание на класс качества API — следует выбирать масло в соответствии с годом выпуска автомобиля.
- При выборе масла для автомобилей азиатского производства ориентируются на классификацию ILSAC. Рекомендуется масло с допуском GF-5 или GF-5 RS.
- Не важно, кто производитель продукта. Главное, чтобы масло соответствовало допускам, которые указаны в инструкции по эксплуатации автомобиля.
Желаем вам комфортного и безопасного вождения!
зачем оно нужно для автомобиля
Все владельцы автомобилей знают, что моторное масло обеспечивает смазку трущихся узлов в двигателе. Поэтому новичок может руководствоваться принципом «залью какое-нибудь, пусть работает». Однако смазка деталей – лишь одно из назначений моторного масла. На самом деле перечень его функций гораздо обширней.
В статье разберем, зачем действительно нужно моторное масло, какие интервалы предусмотрены для его замены и в чем основные ошибки при использовании смазочной жидкости.
Функции моторного масла
Моторное масло выполняет широкий спектр задач: от смазки узлов до их очисткиВ современных двигателях внутреннего сгорания масло выполняет следующие задачи:
- За счет масляной пленки уменьшает трение между узлами и снижает их износ.
- Охлаждает двигатель и турбину, отводя тепло от горячих деталей и обеспечивая тем самым постоянный температурный баланс.
- Защищает металлические механизмы от коррозии и окисления, а резиновые и пластиковые соединения – от рассыхания.
- Снижает негативное воздействие продуктов сгорания (пыли, влаги и сажи) на работу двигателя.
- Защищает узлы от образования твердых отложений, донося крупные частицы грязи до масляного фильтра и удерживая остальное в собственном объеме в мелкодисперсном состоянии.
- Сохраняет свои свойства длительное время, несмотря на агрессивную внешнюю среду.
Чтобы моторное масло могло полноценно выполнять эти задачи, в него добавляют пакет присадок: вязкостных, моющих, противопенных, антикоррозийных и прочих. Эти синтетические добавки, в том числе, не дают маслу замерзнуть зимой, усиливают масляную пленку, повышают устойчивость жидкости к окислению и продлевают срок службы смазочной жидкости.
Подробнее о составе моторного масла и его специфических свойствах мы рассказали в этой статье.
Как часто нужно менять моторное масло?
Каким бы качественным ни было моторное масло, в определенный момент оно требует замены. Когда именно это нужно делать – вопрос, который беспокоит и новичков, и опытных автомобилистов. Дело в том, что в процессе эксплуатации смазочная жидкость теряет свои эксплуатационные качества. Пропустили срок замены – повысили риск износа двигателя.
Существует несколько критериев, которые помогают определить, когда масло требует замены.
Ключевой критерий и основной ориентир – километраж пробега. Как правило, производители автомобилей рекомендуют менять смазочную жидкость через каждые 10–15 тыс. км. Но есть и дополнительное условие: не реже, чем раз в год. Индивидуальные рекомендации можно найти в техническом паспорте транспортного средства.
Однако указанные сроки не учитывают практические факторы. К ним относятся:
- агрессивный стиль вождения;
- частое передвижение по пересеченной местности;
- режим «такси»: частые пуски и остановки, простаивание в пробках, поездки на короткие дистанции и прочее;
- передвижение с грузом, например с автоприцепом;
- езда при экстремально низких или высоких температурах;
- использование топлива с высоким содержанием серы (характерно для России).
Здесь важно понимать, что подобные экстремальные факторы действительно могут сокращать рекомендуемый интервал замены масла. Но подобное, как правило, относится к смазочным жидкостям из категории масс-маркета. Такие масла минимально соответствуют требованиям и не отличаются высокой стабильностью к агрессивным нагрузкам.
Смазочные жидкости от технологических лидеров мирового рынка имеют более высокий порог сопротивления. Производители брендовых продуктов учитывают возможные экстремальные нагрузки на масло настолько, что оно гарантировано сохраняет свои защитные свойства весь установленный автопроизводителем интервал замены даже в российских условиях эксплуатации.
Кроме того, для расчета сроков замены масла можно учитывать:
- Моточасы (если машина часто подолгу работает на холостых без движения) – в этом случае интервалы замены определяют с помощью специальных счетчиков, которые подключают к двигателю.
- Расход топлива – замену масло производят после каждой тысячи литров.
- Качество топлива – после вынужденной заправки на неизвестной АЗС, особенно загородом, рекомендуется поменять масло.
- Качество масла – топовая оригинальная смазочная жидкость дольше сохраняет стабильность, чем продукт масс-маркета.
Подробнее об интервалах замены моторного масла можно прочитать в этой статье.
Как самостоятельно проверить качество масла
Следить за работоспособностью масла можно и самостоятельно «на глаз». Однако более квалифицированную оценку смазочной жидкости могут дать только в специальной лабораторииЕсть распространенное заблуждение – если масло почернело, значит, его пора менять. Однако это совершенно неверный ориентир. Более того, он работает наоборот: качественное моторное масло обладает моющей и диспергирующей способностью. Оно очищает двигатель от продуктов сгорания и грязи, и удерживает этот мусор в собственном объеме в мелкодисперсном состоянии, предотвращая появление закупорок в масляной системе. Если вы проехали 1–2 тысячи километров, а масло остается чистым – это тревожный сигнал.
Непочерневшее масло – признак того, что смазочная жидкость не выполняет моющих функций. Грязь скапливается на деталях двигателя, образует пробки в масляных каналах, что в итоге приводит к износу и поломке мотора.
Кроме того, масло может загустевать или, наоборот, становиться слишком жидким. В первом случае вам приходится постоянно беспокоится, заведется ли машина холодным утром и менять аккумуляторы, во втором – доливать масло из-за повышенного угара. Если масло слишком быстро теряет стабильность, причина кроется в некачественных ингредиентах – базовых маслах и присадках. Выход здесь только один – выбрать более качественную смазочную жидкость от надежного бренда, с уверенностью в оригинальности продукта.
Самый верный способ получить профессиональное заключение о качестве используемого вами масла – обратиться в специализированную лабораторию. Однако опытные водители знают несколько лайфхаков, как проверить работоспособность смазочной жидкости самостоятельно:
- Осмотреть масляный щуп и маслозаливную крышу. Появление темных сгустков в масле – сигнал к срочной его замене.
- Обратить внимание на цвет масла. Если оно не темнеет при эксплуатации – присадки не справляются с очисткой двигателя от грязи.
- Осмотреть крышку и внутреннюю часть маслозаливной горловины на наличие пены – это признак того, что в смазочную жидкость попадает антифриз.
- Обратить внимание на консистенцию масла – если заметны густые отложения, похожие на солидол, необходимо принимать срочные меры.
Любой из этих признаков – веское основание не только для замены масла, но и для диагностики состояния ДВС на профессиональной СТО.
Более тщательную проверку масла можно провести с помощью капельного теста. Как это сделать, мы рассказали и показали здесь.
Основные ошибки при эксплуатации моторных масел
Чтобы использовать масло положенный срок без срочных обращений в автосервис, важно избегать распространенных ошибок:
- Нарушение интервала замены. Это приводит к износу узлов двигателя.
- Перелив или недолив масла. В первом случае масло будет создавать излишнее давление на уплотнители и может начать сочиться наружу, во втором – может возникнуть масляное голодание.
- Неполная замена масла. В оставшейся смазочной жидкости остается грязь и кислотная среда, которая снизит эффективность свежезалитого масла.
- Неправильный подбор масла. Если залить смазочную жидкость, игнорируя требования автопроизводителей, оно попросту не будет выполнять предписанные функции. Например, масляная пленка будет недостаточной для надежной защиты двигателя.
- Смешивание масел. Допускается при экстренной доливке, но В долгосрочной перспективе снизит эффективность защиты двигателя.
- Использование отработавшего свой срок масляного фильтра. На этой детали скапливаются металлические фракции, вода и сажа, которые загрязнят свежее масло, а в итоге забьют фильтр для такой степени, что масло подходить через него не будет, что приведёт к полному выходу ДВС из строя.
Выбираете масло для своего автомобиля и не хотите сделать ошибку? Мы предлагаем воспользоваться нашим автоматическим сервисом подбора смазочной жидкости. Вам достаточно указать категорию, марку, модель и тип вашего транспортного средства – умная система укажет вам оптимальный вариант масла и интервал его замены.
Для чего используется моторное масло и в чем его преимущества?
Для правильной работы машин требуются смазочные материалы, поэтому моторное масло является важным элементом двигателя каждого транспортного средства или оборудования. Но для чего конкретно используется моторное масло и каковы его преимущества?
Для чего нужно моторное масло?Моторное масло играет ряд ролей в двигателе, и от него зависят бесчисленные системы и компоненты.
СмазкаОсновная роль моторного масла заключается в смазке деталей двигателя, которые постоянно подвергаются трению – основной причине износа деталей двигателя. Смазочные материалы уменьшают трение и износ, что, в свою очередь, снижает затраты на техническое обслуживание.
ОхлаждениеВо время сгорания тепло от сгорания и трение между механическими частями вызывают повышение температуры двигателя. Моторное масло помогает улавливать, передавать и отдавать это тепло через контур смазки, дополняя охлаждающую жидкость двигателя, которая может охлаждать только определенные части двигателя.
ОчисткаОчищающая способность моторного масла имеет основополагающее значение для здоровья двигателя. Микроскопические отложения, состоящие из пыли или продуктов сгорания, накапливаются в двигателе во время его работы. Без моторного масла этот остаток забил бы двигатель и снизил бы его производительность, поскольку поток моторного масла постоянно переносит эти загрязнения в масляный фильтр, где они задерживаются.
Защита от коррозииПри сгорании топлива образуются коррозионно-активные кислоты, которые могут повредить металлические детали двигателя. Присадки в современных моторных маслах нейтрализуют эти кислоты, уменьшая коррозионное воздействие кислот. Тем не менее, при контакте с кислородом моторное масло может со временем окисляться, переставая выполнять свою антикоррозионную роль. Вот почему вы должны регулярно менять моторное масло.
УплотнениеМоторное масло также улучшает уплотнение двигателя, особенно поршней и цилиндров. Он делает это, образуя защитный слой между различными компонентами, закрывая любые зазоры, которые могут возникнуть.
Каковы преимущества моторного масла
?Использование моторного масла дает несколько преимуществ.
Защищает двигатели от повреждений
Основное преимущество моторного масла заключается в том, что оно избавляет от необходимости дорогостоящего ремонта. Без смазки двигатели могут быть серьезно повреждены, так как тепло и трение разрушают детали двигателя.
Продлевает срок службы двигателя
Очищая двигатель от отложений и шлама и уменьшая трение между деталями, моторное масло предотвращает засорение и повреждение двигателя. Это гарантирует, что механические детали прослужат дольше и будут медленнее подвергаться коррозии, помогая двигателю работать лучше и иметь увеличенный срок службы.
Снижает расход топлива и выбросы CO2
Если в двигателе слишком мало моторного масла, возникающее трение снижает его эффективность, увеличивая расход топлива, а при использовании высокоэффективных масел выбросы газов и твердых частиц дополнительно снижаются.
Выберите правильное моторное масло
для обеспечения оптимальной эффективностиНе все моторные масла одинаковы, и важно выбрать масло, которое подходит для вашего автомобиля и местных климатических условий, чтобы воспользоваться всеми преимуществами. Чтобы выбрать подходящее масло, обратитесь к руководству по эксплуатации вашего автомобиля или посетите веб-сайт LubAdvisor.
Узнайте больше о моторном масле. Для получения дополнительной информации свяжитесь с нашими экспертами.
Что делает моторное масло?
Основными функциями моторного масла являются уменьшение трения и уменьшение износа , но моторное масло также играет другие важные роли в вашем двигателе.
Чтобы лучше понять, что делает моторное масло, важно понять, почему оно используется, различные способы смазки и какие конкретные области применения требуют смазки.
1. Свести к минимуму трение и уменьшить износ
Наиболее распространенной и важной функцией моторного масла является минимизация трения и износа между компонентами.
Смазочные материалы образуют масляную пленку на металлических поверхностях для уменьшения трения. Пониженное трение предотвращает нагрев и истирание трущихся поверхностей, таких как подшипники двигателя (показано ниже).
2. Очистка
Поддержание чистоты деталей двигателя — еще одна основная функция моторного масла.
Для поддержания внутренней чистоты моторное масло удерживает загрязняющие вещества внутри жидкости и предотвращает их прилипание к компонентам.
Базовые масла обладают различной степенью растворяющей способности, что способствует поддержанию внутренней чистоты. Растворимость – это способность жидкости растворять твердое тело, жидкость или газ.
Хотя растворяющая способность масла важна, моющие и диспергирующие присадки играют ключевую роль.
Моющие средства — это добавки, предотвращающие прилипание загрязняющих веществ к компонентам, особенно горячим компонентам, таким как поршни или поршневые кольца.
Диспергаторы – это добавки, удерживающие загрязняющие вещества во взвешенном состоянии в жидкости. Диспергаторы действуют как растворители, помогая маслу поддерживать чистоту и предотвращая образование шлама.
3. Прохладные детали двигателя
Уменьшение трения сводит к минимуму нагрев движущихся частей, что снижает общую рабочую температуру оборудования.
Смазочные материалы также поглощают тепло от контактных поверхностей и передают его в безопасное место, например, в масляный картер.
Способность к передаче тепла, как правило, является характеристикой вязкости базового масла – более легкие масла имеют тенденцию легче передавать тепло.
4. Уплотнение
Моторное масло действует как динамическое уплотнение в таких местах, как камера сгорания. Он помогает герметизировать поршневые кольца относительно стенки цилиндра, чтобы предотвратить загрязнение масла горячими выхлопными газами и максимально увеличить компрессию двигателя.
Хорошее уплотнение также помогает предотвратить попадание масла в камеру сгорания, что снижает расход масла.
5. Амортизация ударов
Еще одной основной функцией моторного масла является смягчение ударов механических ударов.
Прочная смазочная пленка может противостоять разрыву, а также поглощать и рассеивать выбросы энергии по широкой площади контакта. Поскольку механическое воздействие на компоненты амортизируется, износ и повреждающие силы сводятся к минимуму, что продлевает общий срок службы компонента.
Отличным примером амортизации моторного масла является трансмиссия мотоцикла. Если масло теряет вязкость и не образует прочную толстую пленку на шестернях, это может привести к громким и неуклюжим переключениям передач. Ни один гонщик этого не хочет.
6. Предотвращение коррозии
Смазка должна предотвращать или минимизировать коррозию внутренних компонентов.
Для этого масло либо химически нейтрализует продукты коррозии, либо создает барьер между компонентами и коррозионным материалом.