Электрическая схема вентилятора охлаждения вентилятора – Схема регулирования включения вентиляторов охлаждения — Статьи по автоэлектрике — Статьи

Содержание

цепь вентилятора радиатора Шевроле Лачетти Chevrole Lachetti (Дэу Дженра)

Схема включения вентилятора системы охлаждения двигателя: 1 — монтажный блок предохранителей в салоне; 2 — главное реле; 3 — монтажный блок реле и предохранителей в моторном отсеке; 4 — реле включения малой скорости вентилятора; 5 — реле включения большой скорости вентилятора; 6 — резистор малой скорости вентилятора; 7 — ЭБУ; 8 — датчик давления хладагента; 9 — выключатель кондиционера; 10 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 11 — электродвигатель вентилятора системы охлаждения

Схема включения основного и дополнительного вентиляторов системы охлаждения двигателя с ЭБУ Sirius D4: 1 — главное реле; 2 — монтажный блок реле и предохранителей в моторном отсеке; 3 — реле включения малой скорости вентилятора; 4 — реле включения большой скорости вентиляторов; 5 — электродвигатель основного вентилятора; 6 — управляющее реле вентилятора; 7 — ЭБУ; 8 — датчик давления хладагента; 9 — выключатель кондиционера; 10 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 11 — электродвигатель дополнительного вентилятора

1) Цепь вентилятора системы охлаждения (MR-140/HV-240): Двойная

а. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗЪЁМЕ

№ РАЗЪЁМА
(№ И ЦВЕТ КОНТАКТА)
СОЕДИНИТЕЛЬНЫЙ ЖГУТ ПРОВОДОВПОЛОЖЕНИЕ РАЗЪЁМА
С101 (контакт 21, белый)Кузов — блок предохранителей в моторном отсекеБлок предохранителей в моторном отсеке
С102 (контакт 11, белый)Кузов — блок предохранителей в моторном отсеке Блок предохранителей в моторном отсеке
С104 (контакт 24, белый)Передняя часть кузова — блок предохранителей в моторном отсекеБлок предохранителей в моторном отсеке
С106 (контакт 20, белый)Двигатель — блок предохранителей в моторном отсекеБлок предохранителей в моторном отсеке
С108 (контакт 24, черный)Кузов — двигательСлева от блока предохранителей в моторном отсеке
С113 (контакт 16, черный)Кузов — передняя часть кузова
За кронштейном контроллера ЭСУД
С201 (контакт 76, черный)Приборная панель — блок предохранителей на приборной панелиБлок предохранителей на приборной панели
С202 (контакт 89, белый)Приборная панель — кузовЛевая часть пространства для ног водителя
g101ПЕРЕДНЯЯ ЧАСТЬЗа левой фарой
g102ПЕРЕДНЯЯ ЧАСТЬЗа правой фарой
g107Двигатель (mr-140/hv-240) Под стартером

б. УСЛОВНОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ & И НАХОЖДЕНИЕ НОМЕРА КОНТАКТА

в. РАСПОЛОЖЕНИЕ РАЗЪЁМОВ И СОЕДИНЕНИЙ МАССЫ


2) ЦЕПЬ ВЕНТИЛЯТОРА СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ (mr-140/hv-240): ОДИНАРНАЯ

а. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗЪЁМЕ

№ РАЗЪЁМА
(№ И ЦВЕТ КОНТАКТА)
СОЕДИНИТЕЛЬНЫЙ ЖГУТ ПРОВОДОВПОЛОЖЕНИЕ РАЗЪЁМА
С102 (контакт 11, белый)Кузов — блок предохранителей в моторном отсекеБлок предохранителей в моторном отсеке
С104 (контакт 24, белый)Передняя часть кузова — блок предохранителей в моторном отсекеБлок предохранителей в моторном отсеке
С106 (контакт 20, белый)Двигатель — блок предохранителей в моторном отсекеБлок предохранителей в моторном отсеке
С201 (контакт 76, черный)Приборная панель — блок предохранителей на приборной панелиБлок предохранителей на приборной панели
С202 (контакт 89, белый)Приборная панель — кузовЛевая часть пространства для ног водителя
g101ПЕРЕДНЯЯ ЧАСТЬЗа левой фарой
g107Двигатель (mr-140/hv-240)Под стартером

б. УСЛОВНОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ & И НАХОЖДЕНИЕ НОМЕРА КОНТАКТА

в. РАСПОЛОЖЕНИЕ РАЗЪЁМОВ И СОЕДИНЕНИЙ МАССЫ


3) ЦЕПЬ ВЕНТИЛЯТОРА СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ (sIrIUs d4): ДВОЙНАЯ

а. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗЪЁМЕ

№ РАЗЪЁМА
(№ И ЦВЕТ КОНТАКТА)
СОЕДИНИТЕЛЬНЫЙ ЖГУТ ПРОВОДОВ
ПОЛОЖЕНИЕ РАЗЪЁМА
С101 (контакт 21, белый)Кузов — блок предохранителей в моторном отсекеБлок предохранителей в моторном отсеке
С104 (контакт 24, белый)Передняя часть кузова — блок предохранителей в моторном отсекеБлок предохранителей в моторном отсеке
С106 (контакт 20, белый)Двигатель — блок предохранителей в моторном отсекеБлок предохранителей в моторном отсеке
С108 (контакт 24, черный)Кузов — двигательСлева от блока предохранителей в моторном отсеке
С113 (контакт 16, черный)Кузов — передняя часть кузоваЗа кронштейном контроллера ЭСУД
g101ПЕРЕДНЯЯ ЧАСТЬЗа левой фарой
g102ПЕРЕДНЯЯ ЧАСТЬЗа правой фарой

б. УСЛОВНОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ & И НАХОЖДЕНИЕ НОМЕРА КОНТАКТА

в. РАСПОЛОЖЕНИЕ РАЗЪЁМОВ И СОЕДИНЕНИЙ МАССЫ


4) ЦЕПЬ ВЕНТИЛЯТОРА СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ (sIrIUs d4): ОДИНАРНАЯ

а. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗЪЁМЕ

№ РАЗЪЁМА
(№ И ЦВЕТ КОНТАКТА)
СОЕДИНИТЕЛЬНЫЙ ЖГУТ ПРОВОДОВПОЛОЖЕНИЕ РАЗЪЁМА
С104 (контакт 24, белый)Передняя часть кузова — блок предохранителей в моторном отсекеБлок предохранителей в моторном отсеке
С106 (контакт 20, белый)Двигатель — блок предохранителей в моторном отсекеБлок предохранителей в моторном отсеке
g101ПЕРЕДНЯЯ ЧАСТЬЗа левой фарой

б. УСЛОВНОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ & И НАХОЖДЕНИЕ НОМЕРА КОНТАКТА

в. РАСПОЛОЖЕНИЕ РАЗЪЁМОВ И СОЕДИНЕНИЙ МАССЫ



lacetti-gentra.ru

Ремонт бытовых вентиляторов — своими руками

 

 

Уважаемые посетители сайта!!!

Полагаю, что информация изложенная в этой теме будет для Вас полезной.   В теме будут затронуты различные вопросы по этому направлению, а вопросов возникает по этой части много:

  • как устроен электродвигатель бытового вентилятора;
  • как заменить конденсатор в электрической схеме вентилятора;

как выполнить перемотку статора электродвигателя вентилятора,  как проводится ремонт:

  • настенного вентилятора;
  • потолочного вентилятора;
  • оконного вентилятора;
  • напольного вентилятора;
  • вентилятора для санузла;
  • вентилятора для кухни;
  • вентилятора с таймером;
  • вытяжного вентилятора.

Изложить  сразу и полностью информацию по возникающим вопросам, связанными с неисправностью в результате эксплуатации различных типов электрических вентиляторов, — практически невозможно.

Тема постепенно будет расширяться, то есть по истечению определенного промежутка времени будут внесены дополнения.

Интересуйтесь различными источниками информации в этом направлении:

  • техническими сайтами;
  • технической литературой

и так далее.   Накапливайте свой опыт и знания.

Проверка электродвигателя вентилятора

 

 

настольный вентилятор Vitek

Рассмотрим подробно, — как проводится проверка электродвигателя вентилятора.   В качестве примера  приведен электродвигатель, соответствующий варианту бытовых настольных  вентиляторов.

фото №1

На фотоснимке показан небольшой электродвигатель \фото №1\  настольного вентилятора.   Чтобы изложить более понятливо эту тему, разъяснение будет сопровождаться личными фотоснимками — по проведению диагностики электродвигателя.

                            

                                                                                                                                    фото №2

Проведение диагностики электрических соединений начинается с предварительной проверки непосредственно самого прибора \фото №2\.

Для чего необходима такая проверка? —    Проверка проводится для убеждения в том, чтобы провода щупа прибора не имели разрыв.   То есть в практике часто встречается такая неисправность прибора как обрыв провода в соединении со щупом \ металлический штырек в соединении с проводом\.

При разрыве,  \ для определенного участка электрической схемы\ дисплей прибора Мультиметр — показывает   » единицу».     Если два щупа прибора замкнуть между собой накоротко \при выставленном диапазоне наименьшего сопротивления\, — дисплей прибора покажет нулевое значение сопротивления.   Для этого примера это будет означать, что прибор действующий \исправен\.

Проверка емкости конденсатора мультиметром

 

Начнем с проверки конденсатора, состоящего в электрической схеме электродвигателя \фото №3\.

                                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                                                                                                                                                                фото №3

Здесь нам наглядно видно, что емкость на корпусе конденсатора составляет:

  • 0,51 микрофарад;
  • отклонение  — \+-10%\;
  • допустимое номинальное напряжение — 630 Вольт.

 

фото №4

 

Чтобы проверить  конденсатор на наличие емкости \фото №4\,  нужно отсоединить его от электрической схемы \отрезать провода ножницами\.   Предварительно перед измерением его емкости, необходимо разрядить конденсатор  \ замкнуть контакты  конденсатора накоротко\ и затем уже проводить измерение.

 

 

фото №5

Для данной емкости конденсатора, прибор устанавливается в диапазон от 200 нанофарад до 2 микрофарад, так как емкость конденсатора составляет 0,51 микрофарад и установленный диапазон соответствует нашему измерению.

 

                                                                                                                                                                                                          фото №6

Дисплей прибора \фото №6\  как видно из фотоснимка, при измерении  показывает при этом — 0,527 микрофарад.   Данный показатель емкости вполне соответствует емкости  указанной на корпусе конденсатора, так как здесь учитывается   отклонение в емкости.

Итак, при проверке конденсатора состоящего в схеме электродвигателя мы убедились в том, что конденсатор является пригодным к эксплуатации, обкладки конденсатора не нарушены и нам следует перейти к следующим проверкам.

Проверка обмоток статора — двигателя

 

                                  

                                                                          фото №7

От обмоток статора электродвигателя выведены четыре провода \фото №7\  и для данной проверки нам необходимо измерить сопротивление каждой из двух обмоток.

Первое что мы должны сделать — это выставить прибор в соответствующий диапазон измерения сопротивления.

 

фото №8

 

Далее, соединяем щупы прибора с одной парой проводов одинаковой цветности  как это показано на фотоснимке №8.   Дисплей прибора при этом измерении показывает значение — 1125, точнее такое показание будет составлять — 1, 125 кОм.

 

 

 

фото №9

 

При измерении второй обмотки статора электродвигателя \фото №9\,  дисплей прибора для данного примера, показывает число — 803.   То есть точнее, сопротивление второй обмотки статора электродвигателя составляет — 803 Ом.

 

                                                                               фото №10

Чтобы измерить общее сопротивление \фото №10\  двух обмоток статора, — одну пару проводов нужно замкнуть накоротко и ко второй паре проводов подсоединить два щупа прибора.   Такой способ является окончательным и более точным на выявление целостности либо разрыва последовательно соединенных двух обмоток.

Дисплей прибора как мы обратили свое внимание, показывает общее сопротивление двух обмоток статора электродвигателя — 1927, а точнее — 1,927 кОм.

При каком либо замыкании в схеме электродвигателя прибор укажет на нулевое значение сопротивления, — как это показано на фотоснимке №11.

фото №11

Устройство электродвигателя вентилятора

 

фото №12

Так что из себя представляет электродвигатель \рис.12\  настольного вентилятора?    Двигатель вентилятора — асинхронный, однофазный с короткозамкнутым ротором.

Почему именно с короткозамкнутым ротором? — Спросите Вы.   Потому что ротор как видно из фотоснимка, выполнен путем заливки пазов сердечника расплавленным алюминием, а также отливанием на его короткозамыкающих кольцах — лопастей вентилятора.   Точнее, здесь не наблюдается визуально — обмоток ротора.

Лопасти на роторе  служат как для охлаждения так и для циркуляции воздуха  электродвигателя.      Конденсатор служит для первоначального сдвига ротора \запуска ротора\.

Скорость вращения ротора во вращающемся электромагнитном поле статора данного типа двигателя составляет 1200 об.\мин.   Входная мощность такого  двигателя небольшая  —  60 Вт.     Потребляемая мощность в общем то сравнима с мощностью лампы накаливания \электрической лампочки\.

Электродвигатель в своем исполнении — простой.   Единственной основной  причиной неисправности электродвигателя здесь может быть:

  • перегорание обмоток статора;
  • неисправность конденсатора.

С электродвигателем мы разобрались,  разобрав его основательно и теперь конечно же нам нужно усвоить — как правильно выполнить соединения проводов.   То есть необходимо правильно подключить электродвигатель, при неправильном подключении электродвигатель просто выйдет из строя.

Подключение электродвигателя вентилятора

 

 

рис.1

По схеме рисунка №1  видно, что электродвигатель настольного вентилятора состоит из двух обмоток:

  • рабочей;
  • пусковой.

Если смотреть по фотоснимкам, можно заметить, что статор состоит из четырех катушек.   То есть каждая обмотка в этом примере состоит из двух полуобмоток если можно так выразиться.

При измерении сопротивления  первой  обмотки, сопротивление составило — 1,125 кОм.   При измерении сопротивления второй обмотки, сопротивление составило — 803 ом.

Нам необходимо правильно подключить конденсатор в электрической схеме электродвигателя.

Как правильно подключить конденсатор в электродвигателе

 Итак друзья, для напоминания, — мы рассматриваем подключение однофазного асинхронного электродвигателя с короткозамкнутым ротором.

Для правильного подключения конденсатора, состоящего в электрической схеме двигателя,  необходимо определить:

  • рабочую;
  • пусковую

обмотки статора.   Конденсатор в схеме соединяется последовательно с пусковой обмоткой.

Здесь нужно усвоить, что пусковая обмотка по своему значению имеет наибольшее сопротивление и в данном варианте такое сопротивление составляет — 1,125 кОм.   Ни в коем случае нельзя соединять конденсатор с рабочей обмоткой, — это приведет к перегоранию обмоток статора электродвигателя  в следствии первоначального возникновения большого пускового тока.   Из раздела электротехники нам известно, что  сила тока увеличивается  —  по мере уменьшения сопротивления.

Ремонт напольного вентилятора

 

напольный вентилятор эленберг

Мы вновь друзья встречаемся на этой странице и я считаю своим гражданским долгом поделиться с Вами своим опытом и знаниями.

Недавно мне отдали в ремонт напольный вентилятор «Эленберг».   Ремонт сопровождался выполнением личных фотоснимков и  это послужит Вам в дальнейшем небольшим практикумом.   Причина неисправности  напольного вентилятора в начале была не ясна, конечно же необходимо было разобрать вентилятор, чтобы проверить отдельные участки электрических соединений.

Итак к делу.

фото №1

Чтобы удобней было проводить ремонт \фото№1\, разъединим непосредственно сам вентилятор от его стойки.      Далее нам нужно снять защитный металлический каркас вентилятора для удобства в проведении ремонта \фото №2, фото №3\.

                                           

                                                                                      фото №2

                                                                                                                                                                                                             фото №3

Затем,  нам нужно освободить пластмассовый чехол от электродвигателя, чтобы полностью осмотреть и непосредственно проверить сам электродвигатель вентилятора.    То есть  необходимо открутить болтовые соединения \фото №4, фото №5\.

                                                                                                                                                                                                                                                                                        

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   фото №4

                                        

                                                                                       фото №5

После снятия пластмассового чехла электродвигателя, мы сможем проверить конкретно как сам электродвигатель так и конденсатор состоящий в электрической схеме \фото №6\.

фото №6

Конденсатор \фото №7\,   состоящий в электрической схеме электродвигателя напольного вентилятора Эленберг, — содержит следующие значения:

  • емкость конденсатора — 0,85 микрофарад;
  • номинальное допустимое переменное напряжение конденсатора  — 400 Вольт

                                                                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              фото №7

Другие значения указанные на конденсаторе, — не столь важны в проведении ремонта.    Нам нужно проверить конденсатор,  устанавливаем мультиметр в диапазон измеряемой емкости \фото №8\.    Емкость  конденсатора для нашего примера составляет — 0,85 микрофарад, то есть прибор устанавливается в диапазоне от 200 нанофарад до 2 микрофарад.

                             

                                                                           фото №8

Емкость  вполне соответствует значению, указанному на корпусе конденсатора \фото №9\.   Как видно на дисплее прибора, емкость при измерении составляет — 0,84 микрофарад.   Учитывая допуск:  +-5%, емкость вполне не утрачена и конденсатор является действующим.

фото №9

Что еще нам необходимо проверить?  — Конечно же электродвигатель вентилятора \фото №10\.

                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  фото №10

И что же мы здесь наблюдаем? — Дисплей мультиметра  показывает общее значение сопротивления для двух обмоток статора электродвигателя — 1215 Ом или же точнее — 1,2 кОм.   Отсюда следует, что электродвигатель вентилятора и конденсатор — исправны.

Так в чем же причина неисправности напольного вентилятора?   Что еще нам необходимо проверить?   Нам необходимо проверить непосредственно сам сетевой шнур, а также выключатель состоящий в последовательном соединении \фото №11\.

                                          

                                                                                фото №11

Откручиваем болтовые соединения, чтобы осмотреть  выключатель вентилятора и также нам необходимо будет проверить  шнур в соединении от электрической вилки до соединения с выключателем \фото №12\.

                                           фото №12

На фотоснимке №13 можно заметить, что провод с черной изоляцией отпаян от контакта с выключателем.   То есть выключатель для данного примера является не подключенным к электрической схеме вентилятора.

                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            фото №13

Устраняем неисправность с помощью паяния оловом \фото №14\, для ремонта нам понадобится:

  • паяльное олово;
  • паяльная кислота либо другой припой;
  • паяльник.

                                                      

                                                                                           фото №14

На место соединения проводов после паяния оловом  — надеваются кембрики для изоляции.   В данном изображении \фото №15\ показано соединение конденсатора, такой способ изоляции прост и удобен в проведении какого либо ремонта бытовой техники.

фото №15

Вот мы и починили  напольный вентилятор Эленберг.   Неисправность заключалась в самой простой причине, разрыве электрического соединения —  через выключатель вентилятора.

Итак друзья, мы прошли небольшое обучение — как  пользоваться цифровым  мультиметром.

Тема будет дополнена информацией по различным видам вентиляторов.

На этом пока все.

 

zapiski-elektrika.ru

Электрическая схема напольного вентилятора. Энциклопедия технологий и методик

Вентилятор, как и любое другое электрическое устройство, имеет свойство иногда ломаться, в нем чаще всего сгорает обмотка статора. Но это совсем не повод отправлять его на пенсию. В рамках данной статьи поговорим о практике ремонта бытовых вентиляторов.

Начинаем процесс разборки со снятия крышки вентилятора, под ней спрятан небольших габаритов однофазный с короткозамкнутым ротор, мощностью 20 Ватт. Напомню о том, что ротор это двигающаяся часть электродвигателя, который вращается за счет . Тем самым приводя в движение лопасти нашего вентилятора.

Статор – это статическая обмотка, которая располагается на стальном сердечнике электродвигателя. Статор осуществляет преобразование переменного тока во вращающееся магнитное поле.

При внешнем осмотре, конечно сложно поломку любого устройства, если нет явных признаков повреждения говорящих сами за себя. В нашем примере надо прозвонить на целостность статорную обмотку и шнур питания. Сделать это проще всего при помощи обычного мультиметра, который должен быть в инструментальном арсенале любого радиолюбителя. О том, как правильно пользоваться мультиметром, можно узнать .

После серии измерений выяснилось, что питающий шнур у нас в полном порядке, а у бытового вентилятора просто сгорела обмотка статора. Для ремонта своими руками, нам потребуется частично разобрать двигатель. Статорную обмотку можно достаточно легко снять с помощью обычной отвертки вбивая ее равномерными ударами, по местам, указанными стрелками на фотографии.


После успешного демонтажа статорной обмотки, можно перейти к математике, а именно, расчета количества витков для обмотки статора двигателя.

Для упращенного расчета можно взять за основу следующий алгоритм:

Напряжение в нормальной сети переменного тока 220 Вольт, мощность двигателя – 20 Ватт, Сечение сердечника 1,2 см 2 , проходящий через катушку ток составит – 0,09 А. (исходя из общеизвестной формулы I=P/U).

Сечение типового провода можно вычислить по следующей формуле :


Если переведем площадь поперечного сечения провода из 0,03 мм 2 в диаметр провода получим в итоге: d = 0,19 мм

Обмоточный провод я позаимствовать из катушки магнитного пускателя диаметром 0,17 мм так как не знаю смогу уложить нужное количество витков на каркас катушки.

В последнем случае: U – сетевое напряжение, S c – сечение сердечника, B c – магнитная проницаемость железа (максимум 14 000 ге).

Как только вычислим количество витков, можно приступать к обмотке. Обмотать вокруг сердечника столько витков вручную сложно, поэтому рекомендую воспользоваться самодельным .

После того как катушка сделана, необходимо пропитать ее специальным лаком для пропитки, иначе изоляция проводов в ней может нарушиться.

После высыхания лака, необходимо установить катушку обратно. Если после сборки и проверки возникли проблемы с направлением вращения лопастей, то нужно только снять ротор и установить его с другого торца сердечник. Как вариант, можно снова вытащить катушку статора, и повернуть ее на 180 градусов и установить обратно.

На рисунке выше красными стрелками помечены коротко замкнутые витки, на них будет концентрироваться вращающие лопасти магнитное поле, которое воздействует на ротор.

Для того что бы найти причину поломки вентилятора, необходимо его, как и в предыдущем примере разобрать. Сделать это довольно просто. Вначале снимаем защитную решетку, затем вытаскиваем лопасти или крыльчатку, которая обычно фиксируется специальной гайкой. Затем необходимо демонтировать другую часть защитной решетки и отвинтить саморезы крышки.


Рекомендую также изучить типовую принципиальную схему работы напольного вентилятора. Обычно в ней используется асинхронный электродвигатель с 8-ю обмотками (рабочие и пусковые). Для успешного запуска двигателя необходимо создать сдвиг фазы на 90 градусов. Для этого в схеме имеется конденсатор. Работать схема будет после нажатии кнопка включения питания, при этом должна загореться индикаторная лампа и начинают вращаться лопости, скорость вращения двигателя зависит от схемы соединения обмоток, с помощью переключателя.

Сначала требуется проверить исправность сетевого провода. Затем выполнить для запуска мотора. Рекомендуется также посмотреть целостность контактов и проводов. Если во время работы вентилятора слышен гул или шум, тогда нужно смазать его густой смазкой Литолом.

Ремонт электродвигателя начинают со смазки подшипников, обычно п

www.autoglim.ru

Электрические схемы подключения вентиляторов Газель — A116.RU — Казань

Варианты подключения электрического вентилятора на Газель.

Внимание! Все электрические схемы предоставляются «Как есть». Мы не несем никакой ответственности за любой возможный ущерб, связанный с их использованием и применением. Применение нижеприведенных электрических схем вы осуществляете на свой страх и риск! Большая часть схем является теоретической разработкой и на практике не опробована!

 

Наличие нескольких каналов управления по температуре дает довольно широкие возможности для конструирования системы охлаждения.

Так как установка вентилятора на Газель не является стандартной процедурой — возможно множество вариантов ее реализации. Поэтому если у вас возникнет потребность в каком-либо другом, не описанном ниже, варианте — пишите мне на почту [email protected] — помогу разработать ваш собственный вариант подключения, учитывающий наличие у вас конкретных запчастей  и пожелания по функциональности. Схема этого варианта будет добавлена на эту страничку.

Так же присылайте отзывы по работе установленных и испытанных схем охлаждения — они будут опубликованы на специальной страничке для облегчения выбора и для  избежания ошибок теми, кто идет за нами.

Рекомендации по монтажу дополнительной проводки вентиляторов.

  • Присоединяйте силовые провода к АКБ проводами с сечением не меньше чем у проводов вентиляторов.
  • Предохранители силовых проводов размещайте как можно ближе к точке присоединения к АКБ.
  • Реле удобно разместить на боковой поверхности кузова за правой фарой, ближе к АКБ.
  • Если минусовой провод является общим для обоих вентиляторов — его сечение  должно быть не менее суммы сечений минусовых проводов обоих вентиляторов.
  • Для соединения проводов используйте клеммы и обжимные медные трубки, тщательно изолируйте соединения проводов.
  • Закрепите жгут проводов пластиковыми хомутами к кузову или существующим жгутам во избежание перетирания изоляции об острые кромки при вибрации.
  • Дополнительные контакты типа «Лира» в разъем ЭБУ для выводов 25 и 33 можно извлечь из большинства разъемов проводки ГАЗ — разъемов форсунок, датчиков скорости, фазы, ДПКВ, ДПДЗ, РХХ, температуры, детонации..) Очень сложно — но можно.

Схема 1. Один основной вентилятор.

Простейшая схема для подключения. В этом случае температура включения вентилятора определяется лягушкой или ЭБУ с 33 или 25 контакта. Вентилятор является основным и работает только на полную мощность.

Если вы установили на радиатор два вентилятора — то можно добавить аналогичную схему для обслуживания второго вентилятора, взяв сигнал управления со свободного вывода (лягушка, 33 или 25 контакт ЭБУ).

Этим будет обеспечена повышенная надежность системы охлаждения (при выходе из строя одного вентилятора другой оставшийся справится с охлаждением), а так же возможность включения вентиляторов при разных температурах (например с лягушки Вентилятор1 включается при 88 градусах, а с 33 контакта ЭБУ Вентилятор2 включается при 92 градусах). При одновременной работе двух вентиляторов будет двойная эффективность охлаждения — можно на Дакар ехать и смело буксовать.

 

Вариант 2. Последовательное подключение двух вентиляторов.

Так же простая схема на одном реле. В предыдущую схему последовательно первому добавляется еще один вентилятор. Именно такой вариант подключения на моей Газели. Вентиляторы включаются оба одновременно на пониженной скорости  и вращаются примерно в 3-4  раза медленней чем обычный вентилятор (зависит от добавочного вентилятора — чем меньше его мощность, тем медленнее будут вращаться оба вентилятора).

Данная схема испытана на протяжении всего лета 2015 — при вращении двух вентиляторов на малой скорости проблем с перегревом не возникло ни разу. Правда замечу, что в жаркую погоду они вообще не выключались.

Несомненным плюсом включения вентиляторов на малой скорости является малый скачок тока в цепи при пуске, а так же в 2 и более раз меньшее потребление тока при работе, что не приводит к перегреву и выходу из строя моторов вентиляторов. Низкий уровень шума тоже радует.

Два 8-лопастных вентилятора от ВАЗ — на мой взгляд лучший выбор для этой схемы. Почти уверен — при вращении на половине скорости (именно так они будут вращаться при подключении последовательно) для нормального охлаждения Газели их будет более чем достаточно.

 

Вариант 3. Двухскоростной вентилятор.

В этом случае используется схема с двумя последовательно включенными вентиляторами, которая обеспечивает плавное включение и охлаждение в мягком режиме с возможностью включения мощного режима. Первый уровень включения управляется реле 1 с контакта 33 ЭБУ. При необходимости включить систему охлаждения в мощном режиме на дополнительное реле 2 подается сигнал включения с контакта 25 ЭБУ (Управление реле кондиционера).

При этом основной вентилятор 2 из медленного вращения перейдет в быстрое вращение, а дополнительный вентилятор 1 перестанет вращаться.

При использовании двух аналогичных вентиляторов эта схема выигрыша по эффективности охлаждения не дает.

Правильней в этой схеме применить в качестве дополнительного вентилятор менее мощный, чем основной. Так же хороший результат даст применение вместо дополнительного вентилятора подходящего резистора (например типа резистора печки). Мощность можно оценить по сопротивлению обмотки вентилятора. Выбирайте дополнительный вентилятор или дополнительный резистор с сопротивлением 2-3 Ома на ток 5-7 Ампер.

В результате мы получаем плавный пуск вентилятора в режиме мягкого охлаждения на 30-50 процентах скорости вращения, а при необходимости будет включаться максимально мощный режим без резкого скачка тока в момент пуска, так как основной вентилятор уже вращается.

Данный  вариант мной не опробован, но при удобном случае именно его я его поставлю на свою машину.

 

Для включения управляющих выводов 25 и 33 возможно будет необходимо перепрограммировать ЭБУ. О подготовке ЭБУ здесь…

a116.ru

Электрические схемы подключения вентилятора | Полезные статьи

Понравилось видео? Подписывайтесь на наш канал!

Вытяжной вентилятор – устройство, которое все чаще можно увидеть в домах наших сограждан. Причин для этого несколько. Во-первых, за последнее время благодаря значительному удешевлению стоимости производства подобных приборов, позволить себе такую покупку может практически каждый. Во-вторых, данный электроприбор, безусловно, является очень полезным приобретением для квартиры и частного дома.

Электрическая схема бытового вентилятора и ее особенности

Основная задача вытяжного вентилятора– обеспечивать принудительную искусственную циркуляцию воздуха в тех помещениях, где естественная циркуляция затруднена или недостаточно. Ярким примером подобного помещения может служить ванная комната. В многоквартирных домах, как правило, это помещение находится вдалеке от внешних несущих стен, а, следовательно, циркуляция воздуха в них затруднена. Если добавить к этому повышенную влажность и возникающую из-за нее плесень, то сразу становиться понятно, что вытяжной вентилятор в ванную комнату – это не просто дань моде, а реальная необходимость.

Для того чтобы подключить вентилятор, необходимо знать несколько небольших нюансов. Нужно понимать, что электрическая схема подключения вентилятора во многом определяется местом его установки и наличием у него особенностей в конструкции.

Основные схемы подключения:

1. Подключение со встроенным выключателем. Самая простая схема. К прибору подводится питание в 220 В. Включение, и выключение вентилятора происходит за счет встроенного в прибор выключателя.

2. Подключение через выключатель. Применив данную схему, включение и выключение вентилятора производится при помощи специального выключателя. Как правило, он располагается перед входом в комнату. Для такого подключения необходимо проложить 2 кабеля – один от распределительной коробки до выключателя, второй – до непосредственно самого прибора.

3. Подключение вентилятора с таймером. Особенность данных устройств в том, что выключаются они не сразу, а по истечении определенного времени. Это осуществляется за счет специального реле времени, которое производит автоматическое отключение прибора через заранее установленный промежуток времени (обычно от одной минуты до получаса). При таком подключении к выключателю идет один провод, а к прибору – два.

4. Подключение вентилятора с датчиком влажности. Электрическая схема управления вентилятором может предусматривать наличие датчика влажности, который измеряет показания в реальном времени и, сообразуясь с заданной программой, осуществляет контроль за работой прибора – производит его включение при повышении влажности и отключает его в тот момент, когда она достигает оптимальных значений. Схема подключения прибора аналогична той, что необходима для подключения вентилятора с таймером.

 

cable.ru

Система автоматического управления вентилятором. — Радио-как хобби

Система автоматического управления вентилятором своими руками.

Часто в радиолюбительской практике возникает необходимость охлаждать методом обдува какие-либо мощные активные элементы: регулирующие транзисторы в блоках питания, в выходных каскадах мощных УНЧ, радиолампы в выходных каскадах передатчиков и т.д.

Конечно, проще всего включить  вентилятор на полные обороты. Но это не самый лучший выход-шум  вентилятора будет напрягать и мешать.

Система автоматического управления вентилятором-вот что может быть выходом из ситуации.

Такая система автоматического управления  вентилятором, будет управлять включением/выключением и оборотами вентилятора в зависимости от температуры.

В данной статье предложен простой, бюджетный выход из ситуации…

Итак, некоторое время тому назад знакомый товарищ попросил изготовить ему систему автоматического регулирования оборотов вентилятора охлаждения для зарядного устройства. Поскольку готового решения у меня не было-пришлось поискать что-либо подходящее в интернете.

Всегда руководствуюсь принципом –«делать жизнь как можно проще», поэтому подыскивал схемы попроще, без всяких там микроконтроллеров, которые сейчас суют где надо, и где не надо. Попалась на глаза статья :http://dl2kq.de/pa/1-11.htm. Решено было испытать описанные в ней автоматы управления вентилятором…

 

Система автоматического управления  вентилятором №1.

Принципиальная схема устройства показана ниже:

В данном случае применен вентилятор с рабочим напряжением 12 В.

Схема питается напряжением 15…18 В. Интегральный стабилизатор типа 7805 задает начальное напряжение на вентиляторе. Транзистор VT1 управляет работой интегрального стабилизатора. В качестве датчиков температуры использованы кремниевые транзисторы (VT2 и  VT3) в диодном включении.

Схема работает следующим образом: в холодном состоянии датчиков температуры напряжение на них максимально. Транзистор VT1 полностью открыт, напряжение на его коллекторе ( а значит и на выводе 2 интегрального стабилизатора) составляет десятые доли вольта. Напряжение, подаваемое на вентилятор почти равно паспортному выходному напряжению микросхемы LM7805, и вентилятор вращается на небольших оборотах.

По мере прогрева датчиков температуры ( одного любого из них, или обеих) напряжение на базе VT1 начинает уменьшаться. Транзистор VT1 начинает закрываться, напряжение на его коллекторе увеличивается, а соответственно, увеличивается и напряжение на выходе  микросхемы LM7805.

Обороты вентилятора также увеличиваются и плавно достигают максимальных. По мере остывания датчиков температуры происходит обратный процесс и обороты вентилятора уменьшаются.

Количество датчиков может быть от одного до нескольких ( мною опробовано три параллельно включенных датчика). Датчики могут быть установлены как рядом друг с другом ( для повышения надежности срабатывания), так и размещены в разных местах.

Изначально данная схема разрабатывалась для применения в мощном ламповом усилителе мощности КВ диапазона, отсюда большое количество блокировочных конденсаторов. При применении данной системы автоматического управления режимом работы вентилятора, скажем, в блоках питания, или в мощных усилителях НЧ блокировочные конденсаторы можно не устанавливать.

Данная схема интересна еще и тем, что датчики температуры могут быть как закреплены на радиаторах мощных транзисторов, диодов и иметь непосредственный тепловой контакт с ними,так и установлены на весу, в потоке теплого воздуха.

В качестве транзисторов VT1…VT3  можно применить любые кремниевые транзисторы в пластиковом корпусе и структуры  n-p-n. Мною успешно испытаны транзисторы КТ503, КТ315, КТ3102, S9013, 2N3904. Подстроечный резистор R2 служит для установки минимальных оборотов вентилятора.

При настройке данной системы автоматического управления режимом работы вентилятора подстроечным резистором R2 устанавливают минимальные обороты вентилятора. Затем, нагревая датчик, или датчики, каким-либо источником тепла убеждаются в работоспособности системы и возможность срабатывания её от разных датчиков независимо.

Данная схема достаточно чувствительна-можно настроить её на срабатывание даже от нагевания датчика температуры рукой. Важное замечание. Схема измеряет не абсолютную температуру, а разность температур между переходами транзистора VT1 и датчиков VT2 и VT3. Поэтому плата устройства должна быть размещена в месте, исключающем дополнительный нагрев. Интегральный стабилизатор должен быть снабжен небольшим радиатором.

 

Система автоматического управления  вентилятором №2.

Здесь описано аналогичное устройство, но имеющее некоторые особенности.

Дело вот в чем. Часто бывают случаи, когда система автоматического управления режимом работы вентилятора установлена в изделии, где имеется всего лишь одно питающее напряжение -12В, но и вентилятор рассчитан на работу от напряжения 12 В.

Для достижения максимальных оборотов вентилятора необходимо подать на него полное напряжение,или, другими словами, регулирующий элемент системы автоматического управления режимом работы вентилятора должен иметь практически близкое к нулю падение напряжения на нем. И в этом смысле схема, описание которой изложено выше, не подходит.

В этом случае применимо другое устройство, схема которого представлена ниже:

Регулирующим элементом служит полевой транзистор с очень низким сопротивлением канала в открытом состоянии. Мною использован транзистор типа PHD55N03.

Он имеет следующие характеристики: максимальное напряжение сток-исток -25 В, максимальный ток стока- 55 А, сопротивлением канала в открытом состоянии -0,14 мОм.

Подобные транзисторы применяются на материнских платах и платах видеокарт. Я добыл этот транзистор на старой материнской плате:

Цоколевка этого транзистора:

Именно очень низкое сопротивление канала в открытом состоянии и позволяет приложить к вентилятору практически полное напряжение питания.

В этой схеме датчиком температуры служит терморезистор R1 номиналом 10 кОм. Терморезистор должен быть с отрицательным температурным коэффициентом сопротивления ( типа NTC).

Номинал терморезистора R1  может быть от 10 до 100 кОм, соответственно нужно изменить и номинал подстроечного резистора R2. Так, для терморезистора номиналом 100 кОм, сопротивление подстроечного резистора R2 должно быть 51 или 68 кОм. Подстроечным резистором R2 в данной схеме устанавливается порог срабатывания  схемы.

Данная схема работает по принципу термоуправляемого реле: вентилятор включен/выключен в зависимости от температуры датчика.

Конструктивно, терморезистор R1 размещается на радиаторе транзисторов, которые обдувает вентилятор. Подстроечным резистором R2 при настройке схемы добиваются старта вентилятора при пороговой (начальной) температуре.

В качестве  VT1 подойдет любой полевой транзистор с напряжением стока выше 20 В и сопротивлением канала в открытом состоянии менее 0,5 Ома.

Если напряжение питания не стабилизировано, то порог срабатывания схемы будет плавать, со всеми вытекающими последствиями. В этом случае полезно будет запитать терморезистор от стабильного источника питания, например -78L09.

Ниже приведен модернизированный вариант этой схемы. В данной схеме предусмотрена возможность независимой регулировки как минимальных оборотов при нормальной температуре, так и температуру, с которой обороты вентилятора начинают увеличиваться.

Здесь   цепь  R5, R6,VD2     позволяет  установить    минимальные  обороты    вентилятора  при   нормальной ( начальной) температуре при помощи подстроечного резистора R5. А резистором R7 устанавливают температуру, с которой вентилятор переходит на повышенные обороты.

Как и в предыдущих схемах, блокировочные конденсаторы необходимы при эксплуатации устройства в условиях воздействия мощных высокочастотных наводок-например ламповый усилитель мощности КВ диапазона. В других случаях в их установке нет необходимости.

Терморезисторов-датчиков температуры может быть несколько и установленных в разных местах. Вентиляторов тоже может быть несколько. В этом случае возможно ( но необязательно) будет  необходимым предусмотреть небольшой радиатор для регулирующего транзистора.

Вид собранной платы системы автоматического управления обдувом, управляющий транзистор установлен со стороны печатных проводников:

Печатная плата, вид со стороны проводящих дорожек:

Все три схемы, приведенные в этой статье мною опробованы и продемонстрировали надежную и стабильную  работу.

www.myhomehobby.net

Схема электрической цепи вентиляторов системы охлаждения Шевроле Нива.

Схема электрической цепи вентиляторов системы охлаждения Шевроле Нива.

Вентиляторы системы охлаждения.

Включение вентиляторов возможно только при работающем двигателе. В зависимости от температуры двигателя контроллер включает электродвигатели вентиляторов системы охлаждения двигателя через вспомогательные реле поодиночке или попарно.

Электровентиляторы системы охлаждения включаются, если температура охлаждающей жидкости превысит 105 °C.

Электровентиляторы выключаются после падения температуры охлаждающей жидкости ниже 101 °C, или остановки двигателя.

Электровентиляторы включаются независимо от температуры охлаждающей жидкости при включенном компрессоре кондиционера.

При наличии активных кодов неисправностей датчика температуры охлаждающей жидкости электровентиляторы системы охлаждения работают до очистки кодов или остановки двигателя.

Схема электрической цепи вентиляторов системы охлаждения.

1 – правый электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателем; 2 – дополнительное реле; 3 – предохранитель; 4 – дополнительный резистор; 5 – реле включения правого электродвигателя; 6 – левый электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателем; 7 – реле включения левого электродвигателя; А – к клемме аккумуляторной батареи; В – к главному реле; С – к клемме “+” аккумуляторной батареи.

 

Обозначение цвета проводов.

Б-белый.

Г-голубой.

Ж-желтый.

3-зеленый.

К-коричневый.

О-оранжевый.

П-красный (пурпурный).

Р-розовый.

С-серый.

Ч-черный.

Ф-фиолетовый.

ГБ-голубой с белой полоской.

ГП-голубой с красной полоской.

ГЧ-голубой с черной полоской.

ЗБ-зеленый с белой полоской    .         

ЗЖ-зеленый с желтой полоской.

ЗП-зеленый с красной полоской.

ОЧ-оранжевый с черной полоской.

РЧ-розовый с черной полоской.

СП-серый с красной полоской.

ЧБ-черный с белой полоской.

ЧП-черный с красной полоской.

ПЧ-красный с черной полоской.

Поделиться ссылкой:

Похожие статьи

almarka.ru

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *