Ферроцен в бензине – V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся Старт в науке

Содержание

Красный террор — журнал За рулем

СТРАСТИ ПО ОКТАНУ

Свечи куплены и доставлены в лабораторию. О том, что такое «октановое число» и как его измеряют, мы рассказывали не раз (ЗР, 2006, № 8). Напомним, что из существующих технологий производства бензинов лишь одна — каталитический риформинг — позволяет сразу получить нужное октановое число, вплоть до 98. Таких бензинов сравнительно немного, при этом они весьма дороги!

А можно ли из низкооктановых бензинов, сравнительно дешевых, получить высокооктановое топливо? Да, конечно — для этого существует так называемая «химизация» топлива, когда нужное октановое число достигается добавкой различного рода присадок (подробности — в нашей врезке). Здесь-то и нашел свою нишу ферроцен — находка для нефтяников: он столь же дешев (особенно китайский!), сколь и эффективен. Если следовать разрешенным нормам, то одного килограмма этого оранжево-коричневого порошка стоимостью в десяток условных единиц хватает для изготовления 50 тонн (!) высокооктанового бензина.

Сказка, а не порошок… Но вот беда: он порождает множество отложений в камере сгорания и выпускной системе. Железо, которое является основой этого металлоорганического соединения, гореть почему-то не хочет — оно осаждается и на клапаны, и на свечи, и на стенки выпускной системы, причем не просто так, а в виде токопроводящих оксидных пленок цвета качественной ржавчины. Как с этим бороться? Да как в бородатом анекдоте — «летай, сынок, но так низенько-низенько…». С ферроценом нечто подобное — лей, но маленько-маленько. Раньше, во времена преимущественно простеньких карбюраторных двигателей разрешали использовать эту бяку в концентрации не больше 37 мг/л топлива. Для «башковитых» впрысковых моторов и этого оказалось много — токопроводящие отложения стали весело убивать лямбда-зонды и катализаторы. Наши подумали-подумали и решили… не запрещать ферроцен совсем, как это сделано в большинстве цивилизованных стран, а уменьшить его предельно допустимую концентрацию — до 17 мг/л.

Но уж коли хоть что-то разрешено, а на горизонте маячит суперприбыль от реализации копеечного прямогонного бензина под видом супертоплива, то предсказать последствия нетрудно! Вдали от крупных городов и контролирующих органов удержаться от соблазна ох как трудно…

А теперь — к практике! Что реально происходит со свечами, работающими на отравленном ферроценом бензине?

СМЕРТЕЛЬНЫЙ НОМЕР

Свечи зажигания — это макушка айсберга, который может пострадать от ферроцена. Еще есть лямбда-зонды и катализаторы — но ими займемся позднее: и без того ферроценовый тест очень длинный. И дорогой…

 

 

 

Для испытаний решили взять самые известные свечи с «надежной» родословной, дабы на корню пресечь разговоры о том, что пациент помер сам по себе. Компания подобралась разноликая и достойная. Классические одноэлектродные свечи представили французские Beru Ultra 14R-7DO, из «трехэлектродок» взяли Brisk DR15-TC1 Extra, а из современных свечей с «драгоценными» электродами пригласили Bosch Platin WR7DP. И это еще не все. От очень редкого, но столь же эффективного класса иридиевых свечей взяли японские Denso Iridium IK20 с диаметром электрода 0,4 мм, а обойтись без Beru Ultra Platin UX79P было просто невозможно: этот комплект — внимание! — и четырехэлектродный, и п

Какие присадки в бензине вредны для двигателя?

«Плохой бензин» — стандартный вердикт сервисменов, которые вынуждены раньше срока заменять покрасневшие от нагара свечи зажигания. Его образуют не сгоревшие железосодержащие присадки, так называемые ферроцены, которые добавляют к бензину для повышения октанового числа. Но если ферроцены вредны для двигателя, почему же их не запретят?

Чтобы обеспечить стабильную работу двигателя, бензин должен иметь строго фиксированные параметры — прежде всего, октановое число. Но свойства нефти, из которой получают бензин, «плавают» в довольно широком диапазоне. Чтобы не менять технологию переработки для каждой партии нефти, на нефтеперерабатывающих заводах используют специальные присадки — это во много раз дешевле. Современный бензин содержит самые различные присадки — антиокислительные, противоизносные, антиобледенительные, противодымные.

Наиболее эффективными и дешевыми октаноповышающими (антидетонационными) присадками являются органические соединения свинца — тетраэтилсвинец и тетраметилсвинец. Но от их использования в развитых странах отказались еще в середине 90-х, с введением норм Euro 2 (этиловая жидкость — сильнейший яд, а продукты сгорания этилированного бензина очень быстро выводят из строя каталитический нейтрализатор). В Европе и США к запрету на использование соединений свинца готовились основательно — пришлось даже модернизировать технологию нефтепереработки и конструкцию двигателей. Доля присадок в бензине снизилась в десятки раз, а вместо свинца стали применять метилтретбутиловый эфир (МТБЭ) — в малых дозах он практически безвреден для двигателя.

В России необходимость запрета свинцовых добавок к топливу назрела сравнительно недавно — одновременно со стремительным ростом парка современных иномарок. Неповоротливые нефтеперерабатывающие заводы оказались не готовы к новым требованиям: перейти на производство «евробензина» с МТБЭ планировалось лишь к 2007 году. Полностью отказались от тетраэтилсвинца только в середине прошлого года, а в качестве «временной меры» решили использовать другие присадки. Поскольку в России современные антидетонаторы не выпускались, Госстандарт поручил отраслевым институтам совместно с автозаводами провести исследования зарубежных добавок — и оценить их влияние на работу двигателей перспективных российских автомобилей, которые должны отвечать нормам Euro 2.

Американская фирма Ethyl (ее название сохранилось со времен расцвета тетраэтилсвинца) предложила добавки на основе марганца, которые в относительно малом количестве (18 мг/л против 150 мг/л у тетраэтилсвинца) способны повысить октановое число литра бензина на одну единицу, — такие присадки до сих пор широко применяются в США. В России американские присадки успешно прошли испытания — пусть и на грани фола по некоторым показателям. «Европейский» МТБЭ тоже подтвердил свою безвредность. А вот антидетонаторы на основе железа, ферроцены, которые во времена тэтраэтилсвинца были разрешены, автозаводы сразу отвергли. Причина известна всем: железосодержащие присадки значительно снижают ресурс свечей зажигания, каталитических нейтрализаторов и датчиков кислорода (лямбда-зондов). Решение практически созрело: запретить ферроцены, разрешить марганец и МТБЭ.

В то время как ферроцены должны были вот-вот запретить в России, некоторые коммерческие структуры стали активно лоббировать их применение. Сначала предложили продлить срок действия разрешенной на тот момент концентрации — 37 мг/л. Получив категорический отказ от автозаводов и НАМИ, коммерсанты снизили планку до 18 мг/л. Вновь отказ. Тогда предприимчивые дельцы представили в Госстандарт результаты испытаний железосодержащих присадок, которые проводились не в автомобильных лабораториях, а в институте нефтепереработки — по совершенно другой, «неавтомобильной» методике. Сработало! В начале этого года Госстандарт выдал временное (до 2007 года) разрешение на применение ферроценов в концентрации до 18 мг/л — такой же, как и для марганцевых антидетонаторов. Хотя специалисты НАМИ уверены, что положительных результатов не смог бы дать даже лучший в мире ферроцен.

Прибыли «бодяжников» вызывают зависть даже у наркоторговцев. Мешок китайского ферроцена (25 кг) стоит около $20. Одного такого мешка достаточно для того, чтобы превратить из «девяносто второго» в «девяносто пятый» более 450 тысяч литров бензина. Не требуется никакого оборудования: засыпал ведро ферроцена в бензовоз — и все. К тому же «железный» высокооктановый бензин можно получать и из так называемого прямогонного бензина (низшей очистки) — в нем много вредных для мотора примесей, зато он намного дешевле хорошо очищенного топлива.

Не будем драматизировать ситуацию: в крупных городах большая часть АЗС принадлежит солидным компаниям, которые дорожат своей репутацией и стараются продавать качественный бензин. В Москве всех владельцев АЗС с недавних пор даже обязали иметь специальные стенды с подробной информацией о составе продаваемого бензина — на нерадивых накладывают штраф в размере от 300 до 500 МРОТ. А вот на «безымянных» АЗС риск нарваться на «ферроценовый» бензин очень высок. Определить же это можно лишь потом — когда свечи становятся красными от нагара, а двигатель перестает «тянуть». А доказать, что именно на этой АЗС тебе залили некачественное топливо и что именно ее владельцы должны оплатить ремонт мотора и замену нейтрализатора, невозможно.

Некоторые автолюбители заливают в баки вместо АИ-95 АИ-92. Но бензин АИ-92 не всегда бывает чистым — нередко это модифицированный с помощью ферроценов АИ-80.

«Ферроцены»: bmwservice — LiveJournal

           Ссылочка на тему «вы вот тут пишете-пишете, а там… люди во всем уже давно разобрались».

«В: Каковы причины деградации масла в двигателях?
О: Это произошло в результате появления на московском рынке партий некачественного топлива – с присутствием ферроценов и прочих металлосодержащих присадок для повышения октанового числа топлива (не разрешены в России), нарушений технологии хранения, перевозки и заправки автомобильного бензина, когда бензин получает примесь дизельного топлива (в топливе для бензиновых двигателей примеси дизтоплива не допускается).»

Ну вот, все просто. То есть, разочек так заправился «ферроценом» ииии…? Ферроцен — это металлоорганика. Железо с углеродом. Чтобы прокачать масло продуктами распада такой присадки, придется немало на нем поездить. Вот по это ссылке, попробуйте обнаружить пробу масла после 400 л(!) крайне «ферроценового» топлива (концентрацию я делал выше допусков ТУ, свыше 60 мг/л). Думаете первая? Нет, там всех продуктов износа пропорционально много и уже даже объяснено почему. Правильный ответ — вторая. Я тогда экспериментировал с ферроценами в течение месяца. А теперь попробуйте отличить ее от «третьей» по содержанию железа. Идем далее — хорошо, даже если там реально были ферроцены… И что? Ферроцены, как и полимеры на его основе, использовались как присадка к моторному маслу Механизм действия тогда уж проясните. Что именно сделал ферроцен с маслом? Кстати, вы свечи свои выворачивали? Они все были вот такие?

Судя по предложенной в том же сообщении карте, один из лидеров рынка брендовая сеть АЗС, идет на прямой подлог и обман, подделывает паспорта качества топлива, которые есть на любой АЗС и так далее. ЗАЧЕМ?! Почему так не повезло ТОЛЬКО владельцам Opel и Шкода? На приведенной карте, почти исключительно заправки Газпромнефти — формируется картина целеноправленного газпромовского геноцида двигателей и масла. Тут два варианта, при такой дисперсии — или это пяток пострадавших машин с заправкой на разных колонках одной сети, или у нас треть Москвы катается с шоколадом в картере, но про это все молчат. Не бывает чудес таких — десяток колонок, две-три избранных марки машин. Случаев задокументировано сколько? Три, пять, десять?
 
О: Во всех случаях было найдено глубоко деградировавшее, разрушенное и изношенное масло (изношенное намного значительнее, чем предполагал пробег автомобилей), Причем во всех пробах была найдена значительная (несколько процентов) примесь дизельного топлива (масло бралось исключительно из бензиновых двигателей!), и примеси металла в виде «ионов железа». Низкая морозостойкость образцов деградировавшего масла обусловлена, кроме прочего, высоким содержанием воды в масле.
Небольшое пояснение: конечно, небольшое количество железа в работавшем масле присутствует в виде стружки, частиц нормального износа. Но железо в «ионном виде» — не продукт износа, а может появиться при иных процессах: например, при сгорании в двигателе топлива с антидетонационными присадками на основе соединений железа.
Ионы железа являются высокоэффективным катализатором окисления основы моторного масла в двигателе, чему немало способствуют влага, остатки бензина и дизтопливо:
Само по себе дизтопливо в количестве нескольких процентов не в состоянии вывести из строя масло в двигателе. Однако, во-первых, оно способствует процессу окисления; во-вторых, является ярким показателем качества работы системы заправки, которой пользуется владелец данного автомобиля (вообще-то дизтопливо в бензине не должно присутствовать).

Первая часть последнего информативного абзаца из всего этого опуса, построена по следующему принципу: все, что нашли в масле «постороннего», все приплели к причине загустевания масла: это дизтопливо, примеси металла в виде «ионов железа» и низкая морозостойкость по причине «высокого содержания воды в масле». Вот он, разящий кулак Газпромнефти! Крайне маловероятно и весьма сомнительно, чтобы ВО ВСЕХ пробах масла, с разных авто, с разных колонок, и прямо-таки во всех нашлось дизтопливо! Но и этого мало! Это чем же надо заправлять авто, чтобы, представьте, в МАСЛЕ, концентрация дизтоплива(!) была больше концентрации того, на чем авто ездит — бензина. Там бензин-то не удерживается в количестве большем, чем 1%, как правило. Чаще всего, околонулевое содержание, на грани чувствительности используемой методики. А тут дизтопливо(!) и несколько процентов(!). Диверсанты заливали дизтопливо прямо в горловину… Других вариантов нет. Хорошо, пускай все так оно и есть: случилось чудо и в масляной отработке бензинового двигателя нашелся стакан солярки — И ЧТО? Но и такого феномена откровенно мало для апокалиптической картины маслом…

Обнаружены еще и примеси металлов в виде «ионов железа» — в масле проводили качественные реакции на выявление поляризации? Кулонометрия? Вот тут очень не хватает оснований — хотя бы какой-то ссылки на то, что, где и кто проводил с масляной отработкой. И сравнительного анализа того факта, что в «обычном» отработанном масле таких примесей нет. Вообще сам факт удивителен: лаборатория по своей инициативе занималась определением ионов железа?! Это в какой стандартный пакет исследований входит такой анализ? А следы металлов внеземного происхождения они не ищут в таких пробах, случайно? А то мало ли…

Ну и конечно, вода в масле. Там лед был? Или все же гель? Высокое — сколько? Добавьте в 1 л масла стакан воды и заморозьте, догадываетесь, что произойдет? Никогда маслом не капали в воду? Правда странно, что оно — плавает?

Ну а дальше, все три «фактора» + ферроцены слились в экстазе обличения мифического заговора Газпромнефти против избранных владельцев Опель и Шкода, самым загадочным из действенных механизмов которого, является присутствие в масляной отработке дизтоплива в концентрации выше, чем топлива, на котором работает двигатель. На этом фоне, все прочее вообще кажется обыденностью и серостью.

Главный вывод: добропорядочные автолюбители теперь могут спать спокойно: вся теория подлой вероятности уже сошлась клином в другом месте. Громоотводы были установлены на избранные двигатели двух европейских марок. Теперь шансов, что у вас в картере бензинового мотора плещутся единовременно «ионы железа», «стакан солярки» и «стакан воды» почти нет.) 

P.S.Уважаемые админы Opel-клуба, обнародуйте источник этой полезной информации. Лаборатория Макфа?

Индикаторное средство для определения ферроцена в бензине

Изобретение относится к аналитической химии, в частности к средствам анализа небиологических материалов химическими способами, преимущественно с помощью химических индикаторов, и может быть использовано для экспрессного определения ферроцена в бензине, куда его добавляют для повышения октанового числа. Индикаторное средство содержит комплексную соль гексацианоферрата (III) в виде калия, натрия, меди или цирконила, а также окислитель, представляющий собой соединение иода (VII), выбранное из группы: натрия дигидроортопериодат, или мезоиодат, или метаиодат. Целесообразно, что в конкретных случаях индикаторное средство выполнено в форме индикаторной бумаги, индикаторной пластины, индикаторного порошка, индикаторной трубки, индикаторной таблетки или раствора для колориметрии. Достигается возможность проводить упрощенное определение ферроцена в бензине в диапазоне концентраций от 0,01 до 1 г/дм

3, а также контролировать содержание железа в бензине с чувствительностью 0,005 г/дм3. Индикаторное тестовые средство позволяет проводить тестирование бензина в полевых условиях. 1 з.п. ф-лы, 2 табл.

 

Изобретение относится к аналитической химии, в частности к средствам анализа небиологических материалов химическими способами, преимущественно с помощью химических индикаторов, и может быть использовано для экспрессного определения ферроцена в бензине, куда его добавляют для повышения октанового числа.

Ферроцен представляет собой хорошо растворимый в бензине и органических растворителях (и нерастворимый в воде) комплекс — бис(η-циклопентадиенил)железо, в который входит неионный атом железа в количестве 43 мас.%.

Количество добавленного в бензин ферроцена необходимо контролировать: при недостаточном его количестве в бензине октановое число будет ниже нормы, а при превышении количества ферроцена в бензине железо быстро осаждается на деталях двигателя и загрязняет его.

Перед авторами стояла задача: разработать индикаторное средство с условным названием «Ферроцен-Тест» в различных формах, таких как индикаторня бумага (в виде полосок, квадратов, дисков), индикаторная пластина, индикаторный порошок, индикаторная трубка, индикаторная таблетка, раствор для колориметрии (в пробирке, кювете, ампуле), способное входить в контакт с бензином и вступать во взаимодействие с ферроценом с образованием окрашенного продукта реакции и предназначенное для определения ферроцена в бензинах, содержащих добавку антидетонационную ферроценовую (ДАФ), которые в соответствии с ТУ 38.401-58-144-98 называются «Бензины неэтилированные с улучшенными экологическими свойствами, марок А-76, АИ-92, АИ-95». В этих бензинах допускается содержание ДАФ, соответствующее не более 0,040 г/дм

3 железа в бензине, то есть 0,093 г/дм3.

Известная по ТУ 38.401-58-144-98 методика определения ДАФ в автомобильных бензинах фотоколориметрическим методом заключается в определении в них содержания железа путем испарения пробы бензина и окисления остаточного продукта, содержащего железо, калием надсернокислым или аммонием надсернокислым в среде концентрированной серной кислоты при нагревании и определении образующегося сернокислого железа (III) фотоколориметрическим методом в присутствии сульфосалициловой кислоты в качестве индикатора.

Основными недостатками этого метода являются сложность методики, необходимость испарения бензина и применения при нагревании опасной в обращении концентрированной серной кислоты, а также невозможность создания индикаторных средств для проведения анализа бензина на месте взятия пробы и в полевых условиях.

Известные индикаторные тестовые средства: бумаги, порошки, трубки, таблетки, полимерные пленки и др. — предназначены для водных и воздушных сред и непригодны для определения ферроцена в бензине [Золотов Ю.А., Иванов В.М., Амелин В.Г. Химические тест-методы анализа. М.: Изд. «Эдиториал УРСС», 2002. 302 с.].

Известна реагентная индикаторная бумага (РИБ) для определения железа (II), содержащая гексацианоферрат (III) цирконила (RU 2265836, 2005. G01N 31/22).

Основным недостатком этой РИБ является то, что ее целевое назначение — определение ионов железа (II) в воде, и чтобы применить ее для определения железа в ферроцене, а это железо (0), следует окислить до железа (II).

Известно индикаторное средство, используемое в способе определения ферроцена в бензине и содержащее индикатор — гексацианоферрат (III) калия, а также окислитель — солянокислый раствор монохлорида иода (RU 2267124, 2005. G01N 31/22).

Основным недостатком этого способа является наличие соляной кислоты, что ограничивает формы средств анализа, в частности данное индикаторное средство непригодно для твердофазных средств анализа.

Изобретение направлено на создание экспрессного, высокочувствительного и простого индикаторного средства для определения ферроцена в бензине, дающего цветовой переход при взаимодействии с ферроценом в диапазоне концентраций 0,01-1 г/дм3 ферроцена в бензине, что соответствует содержанию 43% железа в пересчете на указанные концентрации.

Технический результат изобретения — индикаторное средство в различных формах, таких как индикаторная бумага (в виде полосок, квадратов, дисков), индикаторная пластина, индикаторный порошок, индикаторная трубка, индикаторная таблетка, раствор для колориметрии (в пробирке, кювете, ампуле), способное входить в контакт с бензином и вступать во взаимодействие с ферроценом с образованием окрашенного продукта реакции.

Технический результат достигается тем, что предлагается индикаторное средство для определения ферроцена в бензине, содержащее комплексную соль гексацианоферрата (III) в виде соли калия, натрия, меди или цирконила, а также — окислитель в виде соединения иода (VII), выбранного из группы: дигидроортопериодат, мезоиодат или метаиодат натрия.

Целесообразно, что в конкретных случаях индикаторное средство выполнено в форме индикаторной бумаги, индикаторной пластины, индикаторного порошка, индикаторной трубки, индикаторной таблетки или раствора для колориметрии.

Индикаторное средство имеет белый или светло-желтый цвет и образует в индикаторной зоне, при взаимодействии с ферроценом в бензине, продукт реакции голубого или синего цвета.

Индикаторное средство изготавливают с применением индикаторного состава из комплексной соли гексацианоферрата (III) калия, или цирконила и натрия дигидроортопериодата, или мезоиодата, или метаиодата; который вводят известными способами в реакционную зону индикаторного средства: индикаторной бумаги, индикаторной пластины, индикаторного порошка, индикаторной трубки, индикаторной таблетки или раствора для колориметрии.

Ниже приведены примеры изготовления и использования заявленного индикаторного средства и определения с его помощью ферроцена в бензине.

Пример 1. Реагентный индикаторный бумажный тест РИБ-Ферроцен-Тест.

Реагентную индикаторную бумагу (РИБ) изготавливают пропиткой бумаги-основы для экспресс-тестов по ТУ 13-730800-721-85 последовательно 1%-ным водным раствором цирконила нитрата, 1%-ным водным раствором гексацианоферрата (III) натрия, затем 1%-ным водным раствором дигидроортопериодата натрия. Полученную РИБ светло-желтого цвета разрезают на полоски, квадраты и герметично упаковывают.

Пример 2. РИБ-Ферроцен-Тест А.

РИБ получают, как в примере 1, с тем отличием, что вместо бумаги-основы для экспресс-тестов применяют модифицированную хроматографическую бумагу [А.с. СССР №1175996. 1985. Бюл. №32. D21H 5/00, G01В 31/22], которую пропитывают 1%-ным водным раствором гексацианоферрата (III) калия и 1%-ным водным раствором дигидроортопериодата натрия.

Пример 3. Индикаторная пластина Силуфол-Ферроцен-Тест.

На пластину «Силуфола»® наносят гексацианоферрата (III) калия и мезоиодата натрия в мас.ч. от 1000:1:1 до 100:1:1.

Индикаторные пластины из «Сорбфил» марок ПТСХ-А, ПТСХ-В, СТХ по ТУ 26-11-178-89 дают с ферроценом значительно более слабое окрашивание.

Пример 4. Индикаторный порошок Кремний оксид-Ферроцен-Тест.

Порошок Кремний оксид осч 7-4 по ТУ 6-09-4574-81 последовательно обрабатывают 1%-ными водными растворами гексацианоферрата (III) калия и метаиодата натрия, отделяют от раствора.

Индикаторные порошки из порошков: динохром II, Силикагель 5/40, «Диасорб-130-ДИОЛ»™ дают с ферроценом более слабое окрашивание.

Пример 5. Индикаторная трубка Ферроцен-Тест.

Стеклянную трубку длиною 100 мм и с отверстием диаметром 1,5 мм заполняют индикаторным порошком Кремний оксид-Ферроцен-Тест II, с нанесенными на него, как в примере 4, гексацианоферратом (III) меди и метаиодатом натрия, отверстия закрывают жгутиками из ваты.

Пример 6. Раствор для колориметрии при определении ферроцена.

В пробирку со шлифом вносят 1%-ный водный раствор гексацианоферрата (III) калия и 1%-ный водный раствор дигидроортопериодата натрия в равных объемах и герметично закрывают пробкой со шлифом. Такой же раствор в ампуле запаивают.

Пример 7. Капельный метод определения ферроцена в бензине.

На квадратный кусок 3×3 см бумаги наносят 2 капли раствора для колориметрии, по п.6, затем бензин с содержанием 0,1% ферроцена. Появляется кольцо ярко-голубого цвета.

Пример 8. Колориметрическое определение ферроцена в бензине.

В пробирку со спускным краником и пробкой со шлифом помещают 0,05 дм3 бензина и раствор для колориметрии 0,01 дм3 по примеру 6, встряхивают, отделяют нижний водный слой и фотометрируют его на колориметре КФК-2МП по отношению к воде. При концентрации ферроцена 0,2 г/дм3 получена следующая зависимость оптической плотности раствора от типа светофильтра (табл.1). Оптимальным является красный светофильтр 670 нм. Диапазон определяемых содержаний 0,01-0,15 г/дм3 ферроцена в бензине.

Таблица 1
Зависимость оптической плотности (А) раствора от типа светофильтра по примеру 8. Колориметр КФК-2МП.
Цвет светофильтраКрасныйЖелтыйЗеленыйГолубовато-зеленыйЗелено-голубойСиний
Длина волны, нм670590540490440400
А0,770,680,290,170,130,16

Пример 9. Определение ферроцена в бензине разными индикаторными средствами.

Индикаторное средство вводят в контакт с бензином и наблюдают цвет реакционной индикаторной зоны. Результаты представлены в табл.2.

Таблица 2
Определение индикаторными средствами ферроцена (С, г/дм3), добавленного в чистый бензин или его компонент — гептан.
Индикаторное средство по примеруМетод определения; цвет индикаторной зоны (ИЗ) исходного индикаторного средства белый (Б), или светло-желтый (С-Ж), или светло-коричневый (С-К)С, г/дм3Цвет ИЗ после контакта
1.РИБ-ТестНа кусок влажной РИБ (С-Ж) наносят раствор ферроцена в гептане0,1Голубой
2. РИБ-Тест АПолоску РИБ (С-Ж) погружают в бензин, добавляют 2 капли воды0,01-0,1а
3. Силуфол-ТестПластину (С-Ж) погружают в бензин0,01-0,1б
4. Кремний оксид-ТестПорошок (Б) погружают в раствор ферроцена в гептане0,1Голубой
5. Трубка-ТестТрубку (С-К) одним концом ставят в пробирку с бензином до его поднятия вверх по трубке до конца0,1Длина Т-С ИЗ 14 мм
а) Цвет ИЗ от светло-голубого до ярко-голубого в зависимости от концентрации ферроцена с переходом в 5 ступеней.
б) Цвет ИЗ от светло-синего до темно-синего (Т-С) в зависимости от концентрации ферроцена с переходом в 5 ступеней.

Таким образом, предлагаемое индикаторное средство позволяет проводить простыми средствами определение ферроцена в бензине в диапазоне концентраций от 0,01 до 1 г/дм, а также контролировать содержание железа в бензине с чувствительностью 0,005 г/дм3. Индикаторное тестовое средство позволяет проводить тестирование бензина в полевых условиях.

1. Индикаторное средство для определения ферроцена в бензине, содержащее комплексную соль гексацианоферрета (III) в виде соли калия, натрия, меди или цирконила, а также — окислитель в виде соединения иода (VII), выбранного из группы: дигидроортопериодат, мезо метаиодат натрия.

2. Индикаторное средство для определения ферроцена в бензине по п.1, отличающееся тем, что индикаторное средство выполнено в форме индикаторной бумаги, индикаторной пластины, индикаторного порошка, индикаторной трубки, индикаторной таблетки или раствора для колориметрии.

индикаторное средство для определения ферроцена в бензине — патент РФ 2327157

Изобретение относится к аналитической химии, в частности к средствам анализа небиологических материалов химическими способами, преимущественно с помощью химических индикаторов, и может быть использовано для экспрессного определения ферроцена в бензине, куда его добавляют для повышения октанового числа. Индикаторное средство содержит комплексную соль гексацианоферрата (III) в виде калия, натрия, меди или цирконила, а также окислитель, представляющий собой соединение иода (VII), выбранное из группы: натрия дигидроортопериодат, или мезоиодат, или метаиодат. Целесообразно, что в конкретных случаях индикаторное средство выполнено в форме индикаторной бумаги, индикаторной пластины, индикаторного порошка, индикаторной трубки, индикаторной таблетки или раствора для колориметрии. Достигается возможность проводить упрощенное определение ферроцена в бензине в диапазоне концентраций от 0,01 до 1 г/дм 3, а также контролировать содержание железа в бензине с чувствительностью 0,005 г/дм3. Индикаторное тестовые средство позволяет проводить тестирование бензина в полевых условиях. 1 з.п. ф-лы, 2 табл.

Изобретение относится к аналитической химии, в частности к средствам анализа небиологических материалов химическими способами, преимущественно с помощью химических индикаторов, и может быть использовано для экспрессного определения ферроцена в бензине, куда его добавляют для повышения октанового числа.

Ферроцен представляет собой хорошо растворимый в бензине и органических растворителях (и нерастворимый в воде) комплекс — бис( -циклопентадиенил)железо, в который входит неионный атом железа в количестве 43 мас.%.

Количество добавленного в бензин ферроцена необходимо контролировать: при недостаточном его количестве в бензине октановое число будет ниже нормы, а при превышении количества ферроцена в бензине железо быстро осаждается на деталях двигателя и загрязняет его.

Перед авторами стояла задача: разработать индикаторное средство с условным названием «Ферроцен-Тест» в различных формах, таких как индикаторня бумага (в виде полосок, квадратов, дисков), индикаторная пластина, индикаторный порошок, индикаторная трубка, индикаторная таблетка, раствор для колориметрии (в пробирке, кювете, ампуле), способное входить в контакт с бензином и вступать во взаимодействие с ферроценом с образованием окрашенного продукта реакции и предназначенное для определения ферроцена в бензинах, содержащих добавку антидетонационную ферроценовую (ДАФ), которые в соответствии с ТУ 38.401-58-144-98 называются «Бензины неэтилированные с улучшенными экологическими свойствами, марок А-76, АИ-92, АИ-95». В этих бензинах допускается содержание ДАФ, соответствующее не более 0,040 г/дм 3 железа в бензине, то есть 0,093 г/дм3 .

Известная по ТУ 38.401-58-144-98 методика определения ДАФ в автомобильных бензинах фотоколориметрическим методом заключается в определении в них содержания железа путем испарения пробы бензина и окисления остаточного продукта, содержащего железо, калием надсернокислым или аммонием надсернокислым в среде концентрированной серной кислоты при нагревании и определении образующегося сернокислого железа (III) фотоколориметрическим методом в присутствии сульфосалициловой кислоты в качестве индикатора.

Основными недостатками этого метода являются сложность методики, необходимость испарения бензина и применения при нагревании опасной в обращении концентрированной серной кислоты, а также невозможность создания индикаторных средств для проведения анализа бензина на месте взятия пробы и в полевых условиях.

Известные индикаторные тестовые средства: бумаги, порошки, трубки, таблетки, полимерные пленки и др. — предназначены для водных и воздушных сред и непригодны для определения ферроцена в бензине [Золотов Ю.А., Иванов В.М., Амелин В.Г. Химические тест-методы анализа. М.: Изд. «Эдиториал УРСС», 2002. 302 с.].

Известна реагентная индикаторная бумага (РИБ) для определения железа (II), содержащая гексацианоферрат (III) цирконила (RU 2265836, 2005. G01N 31/22).

Основным недостатком этой РИБ является то, что ее целевое назначение — определение ионов железа (II) в воде, и чтобы применить ее для определения железа в ферроцене, а это железо (0), следует окислить до железа (II).

Известно индикаторное средство, используемое в способе определения ферроцена в бензине и содержащее индикатор — гексацианоферрат (III) калия, а также окислитель — солянокислый раствор монохлорида иода (RU 2267124, 2005. G01N 31/22).

Основным недостатком этого способа является наличие соляной кислоты, что ограничивает формы средств анализа, в частности данное индикаторное средство непригодно для твердофазных средств анализа.

Изобретение направлено на создание экспрессного, высокочувствительного и простого индикаторного средства для определения ферроцена в бензине, дающего цветовой переход при взаимодействии с ферроценом в диапазоне концентраций 0,01-1 г/дм3 ферроцена в бензине, что соответствует содержанию 43% железа в пересчете на указанные концентрации.

Технический результат изобретения — индикаторное средство в различных формах, таких как индикаторная бумага (в виде полосок, квадратов, дисков), индикаторная пластина, индикаторный порошок, индикаторная трубка, индикаторная таблетка, раствор для колориметрии (в пробирке, кювете, ампуле), способное входить в контакт с бензином и вступать во взаимодействие с ферроценом с образованием окрашенного продукта реакции.

Технический результат достигается тем, что предлагается индикаторное средство для определения ферроцена в бензине, содержащее комплексную соль гексацианоферрата (III) в виде соли калия, натрия, меди или цирконила, а также — окислитель в виде соединения иода (VII), выбранного из группы: дигидроортопериодат, мезоиодат или метаиодат натрия.

Целесообразно, что в конкретных случаях индикаторное средство выполнено в форме индикаторной бумаги, индикаторной пластины, индикаторного порошка, индикаторной трубки, индикаторной таблетки или раствора для колориметрии.

Индикаторное средство имеет белый или светло-желтый цвет и образует в индикаторной зоне, при взаимодействии с ферроценом в бензине, продукт реакции голубого или синего цвета.

Индикаторное средство изготавливают с применением индикаторного состава из комплексной соли гексацианоферрата (III) калия, или цирконила и натрия дигидроортопериодата, или мезоиодата, или метаиодата; который вводят известными способами в реакционную зону индикаторного средства: индикаторной бумаги, индикаторной пластины, индикаторного порошка, индикаторной трубки, индикаторной таблетки или раствора для колориметрии.

Ниже приведены примеры изготовления и использования заявленного индикаторного средства и определения с его помощью ферроцена в бензине.

Пример 1. Реагентный индикаторный бумажный тест РИБ-Ферроцен-Тест.

Реагентную индикаторную бумагу (РИБ) изготавливают пропиткой бумаги-основы для экспресс-тестов по ТУ 13-730800-721-85 последовательно 1%-ным водным раствором цирконила нитрата, 1%-ным водным раствором гексацианоферрата (III) натрия, затем 1%-ным водным раствором дигидроортопериодата натрия. Полученную РИБ светло-желтого цвета разрезают на полоски, квадраты и герметично упаковывают.

Пример 2. РИБ-Ферроцен-Тест А.

РИБ получают, как в примере 1, с тем отличием, что вместо бумаги-основы для экспресс-тестов применяют модифицированную хроматографическую бумагу [А.с. СССР №1175996. 1985. Бюл. №32. D21H 5/00, G01В 31/22], которую пропитывают 1%-ным водным раствором гексацианоферрата (III) калия и 1%-ным водным раствором дигидроортопериодата натрия.

Пример 3. Индикаторная пластина Силуфол-Ферроцен-Тест.

На пластину «Силуфола»® наносят гексацианоферрата (III) калия и мезоиодата натрия в мас.ч. от 1000:1:1 до 100:1:1.

Индикаторные пластины из «Сорбфил» марок ПТСХ-А, ПТСХ-В, СТХ по ТУ 26-11-178-89 дают с ферроценом значительно более слабое окрашивание.

Пример 4. Индикаторный порошок Кремний оксид-Ферроцен-Тест.

Порошок Кремний оксид осч 7-4 по ТУ 6-09-4574-81 последовательно обрабатывают 1%-ными водными растворами гексацианоферрата (III) калия и метаиодата натрия, отделяют от раствора.

Индикаторные порошки из порошков: динохром II, Силикагель 5/40, «Диасорб-130-ДИОЛ» дают с ферроценом более слабое окрашивание.

Пример 5. Индикаторная трубка Ферроцен-Тест.

Стеклянную трубку длиною 100 мм и с отверстием диаметром 1,5 мм заполняют индикаторным порошком Кремний оксид-Ферроцен-Тест II, с нанесенными на него, как в примере 4, гексацианоферратом (III) меди и метаиодатом натрия, отверстия закрывают жгутиками из ваты.

Пример 6. Раствор для колориметрии при определении ферроцена.

В пробирку со шлифом вносят 1%-ный водный раствор гексацианоферрата (III) калия и 1%-ный водный раствор дигидроортопериодата натрия в равных объемах и герметично закрывают пробкой со шлифом. Такой же раствор в ампуле запаивают.

Пример 7. Капельный метод определения ферроцена в бензине.

На квадратный кусок 3×3 см бумаги наносят 2 капли раствора для колориметрии, по п.6, затем бензин с содержанием 0,1% ферроцена. Появляется кольцо ярко-голубого цвета.

Пример 8. Колориметрическое определение ферроцена в бензине.

В пробирку со спускным краником и пробкой со шлифом помещают 0,05 дм3 бензина и раствор для колориметрии 0,01 дм3 по примеру 6, встряхивают, отделяют нижний водный слой и фотометрируют его на колориметре КФК-2МП по отношению к воде. При концентрации ферроцена 0,2 г/дм3 получена следующая зависимость оптической плотности раствора от типа светофильтра (табл.1). Оптимальным является красный светофильтр 670 нм. Диапазон определяемых содержаний 0,01-0,15 г/дм3 ферроцена в бензине.

Таблица 1
Зависимость оптической плотности (А) раствора от типа светофильтра по примеру 8. Колориметр КФК-2МП.
Цвет светофильтраКрасный ЖелтыйЗеленыйГолубовато-зеленыйЗелено-голубойСиний
Длина волны, нм670590540 490440400
А0,770,680,290,17 0,130,16

Пример 9. Определение ферроцена в бензине разными индикаторными средствами.

Индикаторное средство вводят в контакт с бензином и наблюдают цвет реакционной индикаторной зоны. Результаты представлены в табл.2.

Таблица 2
Определение индикаторными средствами ферроцена (С, г/дм 3), добавленного в чистый бензин или его компонент — гептан.
Индикаторное средство по примеруМетод определения; цвет индикаторной зоны (ИЗ) исходного индикаторного средства белый (Б), или светло-желтый (С-Ж), или светло-коричневый (С-К)С, г/дм 3Цвет ИЗ после контакта
1.РИБ-ТестНа кусок влажной РИБ (С-Ж) наносят раствор ферроцена в гептане 0,1Голубой
2. РИБ-Тест АПолоску РИБ (С-Ж) погружают в бензин, добавляют 2 капли воды0,01-0,1 а
3. Силуфол-Тест Пластину (С-Ж) погружают в бензин0,01-0,1б
4. Кремний оксид-ТестПорошок (Б) погружают в раствор ферроцена в гептане0,1Голубой
5. Трубка-ТестТрубку (С-К) одним концом ставят в пробирку с бензином до его поднятия вверх по трубке до конца0,1Длина Т-С ИЗ 14 мм
а) Цвет ИЗ от светло-голубого до ярко-голубого в зависимости от концентрации ферроцена с переходом в 5 ступеней.
б) Цвет ИЗ от светло-синего до темно-синего (Т-С) в зависимости от концентрации ферроцена с переходом в 5 ступеней.

Таким образом, предлагаемое индикаторное средство позволяет проводить простыми средствами определение ферроцена в бензине в диапазоне концентраций от 0,01 до 1 г/дм, а также контролировать содержание железа в бензине с чувствительностью 0,005 г/дм 3. Индикаторное тестовое средство позволяет проводить тестирование бензина в полевых условиях.

ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ

1. Индикаторное средство для определения ферроцена в бензине, содержащее комплексную соль гексацианоферрета (III) в виде соли калия, натрия, меди или цирконила, а также — окислитель в виде соединения иода (VII), выбранного из группы: дигидроортопериодат, мезо метаиодат натрия.

2. Индикаторное средство для определения ферроцена в бензине по п.1, отличающееся тем, что индикаторное средство выполнено в форме индикаторной бумаги, индикаторной пластины, индикаторного порошка, индикаторной трубки, индикаторной таблетки или раствора для колориметрии.

Антидетонаторы — Википедия

Антидетона́торы (антидетонационные присадки, англ. antiknock agents) — вещества, добавляемые в небольших количествах к моторным топливам для повышения их октанового числа и снижения вероятности стука в двигателе. Список веществ, позволяющих повысить антидетонационные свойства топлив, достаточно обширен, однако не все из них могут использоваться ввиду технологических ограничений или по причинам экологического характера.

Причины использования антидетонационных средств[править | править код]

Топливо, используемое в двигателях с искровым зажиганием, представляет собой смеси углеводородов, основным источником которых является сырая нефть. Различные углеводороды, содержащиеся в бензине, имеют различное октановое число. Хотя теоретически возможно получить бензин с определенным октановым числом путем точной многократной ректификации сырой нефти, это связано с высокими затратами в результате отказа от использования некоторых углеводородов, содержащихся в нефти и необходимости значительных энергозатрат. Поэтому типичный сырой бензин, который подвергся стандартной очистке, имеет октановое число от 40 до 60. Кроме того, сырой бензин имеет переменное октановое число в зависимости от источника сырой нефти и условий переработки на данном нефтеперерабатывающем заводе. Октановое число усредняет и увеличивает процесс крекинга, но также до уровня около 80-90.

Современные искровые двигатели, используемые в автомобилях, требуют бензина с минимальным октановым числом 95, и производство топлива с таким числом только в процессе рафинирования и крекинга экономически невыгодно.

Метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ) в настоящее время считается самым перспективным антидетонатором. В России его разрешено добавлять в автомобильные топлива в количестве до 15%. Ограничения вызваны особенностями эксплуатационных характеристик — относительно низкой теплотой сгорания и высокой агрессивностью по отношению к резинам. Согласно результатам дорожных испытаний, неэтилированные бензины, содержащие 7-8% МТБЭ, превосходят этилированные бензины при всех скоростях движения. МТБЭ представляет собой бесцветную прозрачную жидкость с резким запахом. Температура кипения составляет 54-55°С, плотность 0,74 г/см3. Октановое число по исследовательскому методу составляет 115-135 пунктов. Мировое производство МТБЭ исчисляется десятками миллионов тонн в год.

В качестве потенциальных антидетонаторов возможно применение этил-трет-бутилового эфира, трет-амилметилового эфира, а также простых метиловых эфиров, полученных из олефинов С67. Кроме того рассматриваются спирты: метиловый, этиловый, втор-бутиловый и трет-бутиловый.

Свойства некоторых эфиров[1].

ЭфирФормулаОЧИМОЧММОЧсрТкип, °С
МТБЭCH3-O-C(CH3)311811011455
ЭТБЭC2H5-O-C(CH3)311810211070
МТАЭCH3-O-C(CH3)2C2H511198104,587
ДИПЭ(CH3)2CH-O-CH(CH3)211099104,569

Для получения бензинов АИ-95 и АИ-98 обычно используют добавки МТБЭ или его смесь с трет-бутиловым спиртом, которая называется Фэтэрол — торговое название Октан-115. Недостатком таких кислородсодержащих компонентов является улетучивание эфиров в жаркую погоду, что ведёт к понижению октанового числа.

Наиболее эффективными и дешёвыми антидетонационными (октаноповышающими) присадками являются органические соединения свинца — тетраэтилсвинец (ТЭС) и тетраметилсвинец, причём первый получил большее распространение. ТЭС представляет собой густую бесцветную и ядовитую жидкость с температурой кипения 200°С. ТЭС хорошо растворяется в углеводородах и плохо в воде. Он ингибирует образование перекисных соединений в топливе, понижая вероятность детонации. Способность ТЭС повышать антидетонационные свойства топлив была открыта в 1921 году, а уже два года спустя ТЭС стали интенсивно производить в промышленности.

ТЭС не применяют в чистом виде, поскольку образующийся металлический свинец осаждается на стенках цилиндров двигателя, что приводит к отказу последнего. По этой причине в смеси с ТЭС вводят так называемые выносители, которые образуют с металлическим свинцом летучие соединения. Выносители обычно представляют собой хлор- или бромсодержащие соединения. Смесь ТЭС и выносителя называют этиловой жидкостью, а бензин, содержащий добавки этиловой жидкости, — этилированным.

Этиловая жидкость очень эффективна в повышении антидетонационных свойств топлив. Добавка долей процента этиловой жидкости в бензин позволяет увеличить его октановое число на 5—10 пунктов. Самая эффективная концентрация ТЭС составляет 0,5—0,8 г на 1 кг бензина. Более высокие концентрации ведут к повышению токсичности топлива, тогда как детонационная стойкость возрастает незначительно. С ростом содержания ТЭС также может снижаться надёжность работы двигателя из-за накопления свинца в камере сгорания. Если в топливе содержится сера, то эффективность ТЭС резко снижается, поскольку образующийся сернистый свинец препятствует разложению перекисей. При хранении этилированных бензинов их детонационная стойкость уменьшается в результате разложения ТЭС. Этот процесс ускоряется при наличии в топливе воды, осадков, смол, хранении при повышенной температуре и др.

Однако ТЭС очень ядовит и является канцерогенным веществом. Он может проникать в кровь человека через поры кожи и постепенно накапливаться в ней. Также возможно попадание в организм через дыхательные пути, что может вызвать тяжёлые заболевания. В пище даже небольшие дозы ТЭС вызывают смертельные отравления. Свинцовые соединения, удаляющиеся из двигателя с выхлопными газами, оседают в почве и откладываются в листьях придорожной растительности. Обнаружено повышенное содержание свинца даже в шерсти городских собак.

Антидетонаторы на основе ТЭС в Российской Федерации запрещены ГОСТ Р 51105-97, который регламентирует производство только неэтилированных бензинов. В Европе и других развитых стран от ТЭС также отказались с введением норм Евро-2.

В качестве антидетонационных присадок эффективны два соединения на основе марганца: циклопентадиенилтрикарбонилмарганец (ЦТМ) C5H5Mn(CO)3 и метилциклопентадиенилтрикарбонилмарганец (МЦТМ) СH3C5H4Mn(CO)3. Первый представляет собой кристаллический порошок жёлтого цвета, второй — прозрачную маловязкую жидкость янтарного цвета с травянистым запахом, температурой кипения 233°С, плотностью 1,3884 г/см3 и температурой застывания 1,5°С. МЦТМ хорошо растворим в бензине и практически нерастворим в воде.

Оба эти соединения мало отличаются по эксплуатационным свойствам и имеют примерно одинаковую эффективность. В пересчёте на общее количество присадок марганцевые соединения не отличаются по эффективности от ТЭС, однако в пересчёте на содержание металла они эффективнее. При этом токсичность марганцевых присадок в 300 раз ниже. Их недостатком, однако, является разложение на свету, что ведёт к потере антидетонационных свойств. Несмотря на высокую эффективность их применение ограничено требованиями экологичности.

В качестве антидетонаторов представляют интерес пентакарбонил железа, диизобутиленовый комплекс пентакарбонила железа и ферроцен. Эффективность пентакарбонила железа Fe(CO)5 была обнаружена в 1924 году. Он представляет собой светло-жёлтую жидкость с характерным запахом (плотность 1,457 г/см3, температура кипения 102,2°С, температура плавления 20°С). Его применяли в 1930-е годы в Германии в концентрации 2-2,5 мл/кг. Затем, однако, его использование было прекращено ввиду того, что при его сгорании образовывались оксиды железа, нарушавшие работу свечей зажигания. При этом увеличивался износ стенок цилиндра двигателя. Прирост октанового числа в случае Fe(CO)5 на 15-20% ниже, чем при использовании этиловой жидкости. Его недостатком также является склонность к быстрому разложению на свету до нерастворимого карбонила Fe(CO)9.

Диизобутиленовый комплекс пентакарбонила железа [Fe(CO)5]3[C8H16]5 представляет собой жидкость с плотностью 0,955 г/см3 и температурой кипения 27-32°С, хорошо растворимую в бензине. По антидетонационной стойкости он близок пентакарбонилу железа.

Ферроцен (С5H5)2Fe — это легковоспламеняющийся кристаллический порошок оранжевого цвета (температура плавления 174°С, кипения 249°С, разложения 474°С). Он полностью растворим в бензине и обладает большей антидетонационной стойкостью, чем другие соединения железа. Ферроцен и его производные можно использовать в составе бензинов всех марок при концентрации железа не более 37 мг/мл. Концентрацию ферроцена ограничивают по двум причинам. Во-первых, из-за образования окислов железа, которые остаются в виде нагара на частях двигателя, а также накапливаются в масле. Во-вторых, из-за повышения склонности бензина к смолообразованию.

Анилин С6H5NH2 представляет собой бесцветную маслянистую жидкость с температурой кипения 184°С и температурой плавления -6°С. Анилин является ядовитым соединением и обладает ограниченной растворимостью в бензине. На воздухе он окисляется и темнеет. При низких температурах смеси анилина с бензином подвержены расслоению, поэтому в чистом виде анилин как антидетонатор не применяется.

Ароматические амины обладают высоким антидетонационным эффектом, но к применению допущен только монометиланилин (N-метиланилин) — С6H5NHCH3. Он представляет собой маслянистую жидкость жёлтого цвета с плотностью 0,98 г/см3, растворимую в бензинах, спиртах и эфирах. Октановое число по исследовательскому методу 280. Однако ароматические амины обладают существенным недостатком — они склонны к смолообразованию и влекут увеличение износа деталей двигателя.

Сравнительные свойства антидетонаторов[править | править код]

Независимо от химической природы антидетонатора его концентрация в топливе по той или иной причине ограничена, что ведёт к ограниченному приросту октанового числа. Кроме того, прирост октанового числа нелинейно зависит от концентрации добавки и для каждого антидетонатора существует максимальная концентрация, выше которой он уже не проявляет дополнительного эффекта.

Сравнительные свойства антидетонаторов[2]

Тип присадкиМакс. конц.Причина ограниченияМакс. прирост ОЧ
Оксигенаты15%Относительно низкая теплота сгорания и высокая агрессивность по отношению к резинам4-6
Pb-содержащие0,17 г Pb/лВысокий уровень токсичности и нагарообразования в камере сгорания8
Mn-содержащие50 мг Mn/лПовышенный износ, нагарообразование на свечах зажигания и в камере сгорания5-6
Fe-содержащие38 мг Fe/лПовышенный износ, нагарообразование на свечах зажигания и в камере сгорания3-4
Ароматические амины1-1,3%Осмоление деталей двигателя и топливной системы. Увеличение износа деталей цилиндро-поршневой группы6
  1. А.К.Мановян. Технология переработки природных энергоносителей. — Москва: Химия, КолосС, 2004. — 456 с. — ISBN 5-98109-004-9, 5-9532-0219-97.
  2. Е.В.Бойко. Химия нефти и топлив. Учебное пособие. — Ульяновск: УлГТУ, 2007. — 60 с. — ISBN 978-5-89146-900-0.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *